Контакты

Урок по русскому языку. Тема: «Правописание буквосочетаний ЧУ - ЩУ

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - Учебник по Русскому языку 1 класс (Канакина, Горецкий)

Краткое описание:

Ты уже немало знаешь о буквах и словах. В новом разделе тебе предстоит познакомиться с некоторыми трудностями в написании нескольких буквосочетаний. Дело в том, что эти сочетания пишутся совсем не так, как слышатся. Ты уже знаешь про звуки, которые всегда бывают только твердыми. Это шипящие звуки [ж] и [ш]. Они никогда не бывают мягкими, а пишется после них только буква «и», которая немедленно превращается в звук [ы]. Так что тебе придется навсегда запомнить, что ЖИ-ШИ пишется только с И, хотя ты отчетливо слышишь [ы].
Есть еще согласные звуки, которые всегда мягкие – это [ч] и [щ]. Поэтому когда ты говоришь слово ЧАЩА, то слышишь такой гласный звук, что тебе хочется написать букву «я». Но делать этого нельзя, потому что ЧА-ЩА пишется только с А. Примерно то же самое происходит со словами, когда в них после [ч] или [щ] стоит У. Очень хочется букву «ю» написать, но это будет грубой ошибкой. Буквосочетания ЧУ-ЩУ всегда пишутся только с буквой У. Эти правила из разряда «не верь ушам своим» нужно выучить очень хорошо – и тогда у тебя не будет никаких проблем с такими трудностями русского языка.

1. Прочитай.

  • Прочитай буквосочетания. Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?
  • Почему же надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу ?

Обрати внимание! Звуки [ж], [ш] - твёрдые согласные звуки, но в буквосочетаниях жи-ши пишется буква и .

Звуки [ч"], [щ"] - мягкие согласные звуки, но в буквосочетаниях ча-ща пишется буква а , а в буквосочетаниях чу-щу пишется буква у .

2. Прочитай ещё раз слова из упр. 1. Запиши эти слова. Подчеркни в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

ЖИ и ШИ пиши с буквой И .
ЧА и ЩА пиши с буквой А .
ЧУ и ЩУ пиши с буквой У .

3. Произнеси слова-названия предметов.

  • Какой одинаковый гласный звук есть во всех словах? Какой буквой ты будешь этот звук обозначать на письме? Напиши слова-названия предметов.

Страничка для любознательных

Давным-давно в древнерусском языке все шипящие согласные звуки [ж"], [ш"], [ч"] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква и .

Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.

4. Прочитай.

жи? ши?

сне..нка, сме..нка, пасса..р, пру..на

ду..стый, пу..стый, дру..ть, сме..ть

Тель, ма..на, ..знь, кув..нка

  • Подбери другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши .

ма ши́на

5. Прочитай.

      Скоро выйдут муравьи
      На дорогах лужи.
      По полям бегут ручьи,
      После зимней стужи.

  • Определи, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.
  • Прочитай получившееся стихотворение. Вспомни, кто автор этих строк.
  • Запиши составленное стихотворение.

6. Прочитай.

Ёж - ..., ёрш - ..., нож - ..., чертёж - ..., камыш - ..., стриж - ..., ковш - ... .

  • Эти слова называют один предмет. Измени их так, чтобы они называли несколько предметов.
  • Напиши любые три пары слов. Подчеркни в словах буквосочетания жи и ши .

Образец. Чертёж - чертежи , ... .

7. Прочитай.

ча? ща?

мо..лка, ..шка, саран.., обе..ть, переда.., пер..тки

пи..ть, ро.., про..ть, зада.., ..йник, све..

  • Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

8. Прочитай.

      Трещит кузнечик.
      Стучит дятел.
      Урчит лягушка.
      Пищит рябчик.

  • Измени каждое предложение так, чтобы в нём говорилось не об одном животном, а о многих. Запиши два предложения.

    Образец. Трещат кузнечики.

  • Дополни первое предложение словами (зелёный, в траве ), чтобы получилось новое предложение.
  • А теперь добавь к словам второго предложения другие слова, чтобы тоже получилось новое предложение.

9. Прочитай.

  • Составь из сочетаний слов скороговорки. Напиши любую из них.
  • Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси эти звуки.
  • Подчеркни в словах буквосочетания, написание которых надо запомнить.

10. Прочитай.

чу? щу?

Ка, до..рка, ..рёнок, ..риться, мол..н, ..чело, гру.., кри.., уго..

  • Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

11. Прочитай. Рассмотри рисунок. Назови сказку.

Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

  • Можно ли назвать приглашение лисы вежливым? Было ли оно искренним? Действительно ли лиса была рада видеть журавля у себя на званом обеде?
  • Вспомни продолжение сказки и подготовься его рассказать.
  • Сделай звуковой разбор слова журавль. Произнеси по порядку каждый звук. Скажи, какой это звук: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный глухой или звонкий, твёрдый или мягкий.

12. Прочитай.


    Спиши любую группу слов, вставляя про пущенные буквы.

13. Прочитай.

      У апреля есть волшебный ключик,
      Солнечный, весёлый, тёплый лучик.
      Повернёт - и почки открывает,
      Повернёт - и выпустит скворцов,
      Повернёт - и птицы начинают
      Петь от счастья в сотни голосов!
      (Н. Красильников)

    Что за волшебный ключик есть у апреля?
    Объясни написание выделенных букв и буквосочетаний. Спиши первое предложение.
    Составь свои предложения о весне.

Уимся писать цифры

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

1. АЛФАВИТ.

В русском алфавите 33 буквы.
Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим.
Гласных звуков – 10, согласных звуков -21.
Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

2. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.

Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.
Например : мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит буква а .
мял - [м`] мягкий звук, так как после него стоит буква я .

3. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука.

Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:
  • стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласной буквы А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;
  • стоят в начале слова, например : ёлка – [ё] обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;
  • стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – [ю] обозначает два звука, так как перед ним стоит Ь.
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э]. Буква Ё обозначает звуки [Й] [О]. Буква Ю обозначает звуки [Й] [У]. Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш].
Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`].
Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.

5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.
Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.
Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ

6. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.

К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

ВСЕ ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА


7. СЛОГИ.

В слове столько слогов, сколько гласных букв, например : ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.


8. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.

- Слова переносятся по слогам , например: бо-ло-то, кро-вать .
- Если в словах есть Ь или Ъ , то они остаются на строчке , например: паль-чик, подъ-езд, ко-лье.
- Если в словах есть Й , то при переносе она не отделяется от гласной , например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.
- В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится ,
например: касс-са, ван-на.
- Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной , например: ест, пол, лаю, якорь.
- Не нарушать границу между приставкой и корнем , например: при-сказ-ка,над-пись .


9. УДАРЕНИЕ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.

Гласные и согласные звуки могут быть в сильной и слабой позиции . В сильной позиции находятся ударные гласные звуки, безударные – в слабой позиции. В сильной позиции находятся звонкие согласные и согласные, которые произносятся чётко , остальные – в слабой позиции.
Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.

10. ПРАВИЛО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Имена собственные/нарицательные.

С большой буквы всегда пишутся:
  • Имена, отчества, фамилии людей, И ван И ванович И ванов.
  • Географические названия (сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень) например: страна Р оссия, город О рёл, Б алтийское море, река Н ева, озеро Б айкал, деревня В ишенка .
  • Клички животных , например: кот Б арсик, пёс Д ружок, корова З орька.
Все перечисленные группы слов относятся к именам собственным (собст.) , остальные слова являются нарицательными (нариц.) .

11. ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу – с буквой У.

12. ПРАВОПИСАНИЕ ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ.

Буквосочетания ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ пишутся без мягкого знака: точк а, печн ик, перч ик, конторщ ик, женщ ина, венч ик.

13. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ .

Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными : Е, Ё, И, Ю, Я.
Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: Е, Ё, Ю, Я,

Правильное чтение на английском языке основано на умении распознавать положение, в котором встречается буква в каждом отдель­ном случае, и правильно произнести соответствующий звук. Это дос­тигается сознательным усвоением правил чтения гласных и соглас­ных, а также систематической тренировкой в чтении и артикуляции.

Правила чтения гласных

Чтение гласной зависит:

    от типа слога, в котором она стоит (открытый, закрытыйи т. п.);

    того, является она ударной или безударной;

3) ее положения среди других букв, т. е. сколько и какие буквы следуют за ней или предшествуют ей.

Чтение гласной в ударном слоге

Существует четыре типа ударного слога. В каждом из типов одна и та же гласная читается по-разному:

I – открытый, оканчивающийся на гласную.

Например: tea, note , make.

II – закрытый, оканчивающийся на согласную.

Например: plan, tall.

III – слог, где за ударной гласной следует буква "г"

Например : turn, firm, car, sport.

IV – слог, где за ударной гласной с буквой "г" следует еще одна гласная.

Например : parents, here, fire, pure.

Ударная гласная в открытом слоге читается так, как называется в алфавите, т. е. преимущественно дифтонгом. В закрытом слоге ей со­ответствует краткий звук.

Сравните:

открытый слог закрытый слог

В третьем типе чтения сочетания е + r, i + r, u + r, у + rпередают звук [э:], а +rчитается как [а:], а о + rкак [о:]. Четвертый тип чте­ния представлен дифтонгами и трифтонгами.

Сравните:

гласная + г гласная + r+ гласная

Чтение ударных и безударных гласных:

Типы слога

открытый

закрытый

гласная + г

гласная + r + е

Безударный

absent, darkness

Тренировочные упражнения

1 Прочитайте следующие слова по горизонтали, а затем по вертикали, отрабатывая правила чтения гласных в различных типах слога.

Aa

[æ ] [ ə] [ə]

name tram hard share ago

late can car care about game map start compare

plane stand party prepare

Ee

[e] [ə] [i] [ə]

he get her here begin

she fell term mere return

we egg verb sphere ticket

be ten prefer period sister

[i] [ə:] [i]

time it sir fire family

type ill bird hire music

my milk girl wire public

mine wish dirty tired English

Uu

[ ^ ] [ə:] [ə]

tune cup burn pure success

student under turn cure difficult

use uncle burst during produc

human butter return secure cucumber

Oo

[o]

hope not or ore tomato

home clock nor more photo

note fond sport before metro

smoke shop North explore potato

2 Прочитайте следующие слова и сгруппируйте их в 4 колонки по правилам чтения гласных букв в ударном слоге. Проверьте себя, руко­водствуясь таблицей чтения гласных букв:

a) evening, morning, square, Rome, China, comrade, spring, summer, winter, duty, art, picture, try, enter, hurry, tired, write, report, well, prepare, whole, return, scenery, difficult, department, combine, time, during, term, parents, hope, spoke, store, blame, rise;

b) melt, de, five, bite, best, spoke, hill, nut, use, send, bed, side, plan, miss, lake, fat, better, tube, plane, vote, dust, office, tube, space, bottle, six, stock, meet, lunch, mutton, luck, bad, bitter;

c) star, pure, birch, hire, turn, short, born, birth, lyre, care, car, torn, far, person, mere, bar, cure, lord, north, hard, rare, hare, core, care, large, share, harm,girl, fork, scare, first, more, skirt, dirty, term.

Чтение буквосочетаний гласных :

Буквосочетание

air, hair, chair, pair, fair

play, pay, say, day, today, aim, rain, paint, main, nail

plant, branch, can"t

а + s + согласная

grass, class, last, task

path, rather, lather

all, ball, (all, call, small

chalk, talk, walk

war, warm, award, warn, reward

was, what, want, wash, watch

change, strange, exchange

author, autumn, daughter, taught, launch

see, meet, tree, green, street, feel, sea, meal, tea, team.

ea + d, th, 1th

head, dead, bread, death, health

read, lead, reader, leader

ea + r + согласная

earn, earth, early, learn

hear, near, ear, clear, dear,

new, knew, newspaper, few

ceiling, receive, deceive, seize

er (в суффиксе)

worker, driver, painter

ey (под ударением)

they, grey, obey,

Окончание таблицы

Буквосочетание

ey (в неударном слоге)

money, hockey, trolley

ie (перед согласной

field, piece, niece, brief, chief

ie (в конце слова)

night, fight, sigh, sight, flight

kind, find, mind, blind

mild, child (но: children)

moon, soon, too, spoon, cool, fool

look, book, took, cook,

house, round, out, about

bought, thought, fought, brought

coat, boat, soap, road, toast town

ow – в середине

ow – в конце слова

window, slow, row, snow, grow

boy, toy, noise, voice, soil

old, cold, sold, hold, told, bold

four, court, course, your, fourth

our, hour, shower, flower, ower

some, come, among, money

son, won, wonderful, front

glove, love, lovely

Окончание таблицы

Буквосочетание

mother, brother, other,

prove, move, movement

famous, dangerous, various

doctor, tractor, conductor

после г, 1

иге - в открытом

слоге после - s

u – в закрытом слоге после f, p, b

full, push, bush, bull

в открытом слоге после r, j

rule, June, jubilee, rumour.

перед гласной в начале слова

yes, yet, year, yesterday

в безударном положе­нии на конце слова

city, money, holiday, lady, lazy, fifty, seventy

Тема: «Правописание буквосочетаний ЧУ - ЩУ».

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель урока (формулируется для учителя в конспекте относительно темы урока):

научить писать слова с буквосочетаниями чу/ щу.

Планируемый результат (формулируется для учащихся): научиться писать слова с буквосочетаниями чу/ щу.

Основные задачи : (учитель составляет конкретные задачи относительно темы урока).

Воспитательная задача : учить отстаивать свое мнение аргументировано, знать и стремиться выполнять правила работы в группе (личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД).

Развивающая задача : уметь устанавливать в словах наличие изученных орфограмм. Учиться устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Составить алгоритм написания буквосочетания чу/щу; уметь классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (регулятивные, познавательные УУД); уметь характеризовать звуки; наблюдать за способом произношения звуков; уметь оценивать правильность составления алгоритма по аналогии самостоятельно (регулятивные, познавательные УУД), учиться от внутренней речи передавать информацию внешней речью; (регулятивные, коммуникативные УУД, личностные УУД)

Обучающая задача : уметь пользоваться алгоритмом грамотного письма буквосочетаний чу/щу, жи/ши, ча/ща (предметные, регулятивные, УУД); учиться контролировать правильность записи текста, использовать способы проверки изученных орфограмм (познавательные УУД, регулятивные УУД); прогнозировать использование толковых словарей и знать способы работы с ним, (предметные УУД, познавательные, регулятивные УУД, личностные УУД).

Материал к занятию:

демонстрационный:

1. Карточка с буквосочетаниями: ЖИ - ШИ ЧА - ЩА

2. Карточка со словами: Ж…знь, ш..на, ш…рокий, маш…на, ч…сы, пищ…т, леж…т.

раздаточный:

1.Набор блоков алгоритма «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща» (на группу.)

1) Произнеси слово.

2) Определи опасное место в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща.

3) Поставь ударение.

4) Если в звукосочетаниях жи-ши, ча-ща гласный ударный, то примени правило написания этих буквосочетаний.

5) Если в звукосочетаниях жи-ши, ча-ща гласный безударный, то подбери проверочное слово, в котором безударный звук стал ударным или проверь по словарю.

6) Примени правило написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща.

7) Обозначь орфограмму.

8) Проверь орфограмму.

2. Карточки для групп со словами: Верчу, кручу, ищу, тащу.

3. Карточка для первичного закрепления (на каждого):

Щ_ка, ч_м, ищ_, молч_,

Все слова на ЧУ и ЩУ.

Я их твердо зауч_

И пятерку получ_.

4. Карточка для самостоятельной работы:

Вставь пропущенные буквы.

Выдели орфограмму.

Я грамотно писать хоч_,

Слова на Ч_ и Щ_ уч_:

Ч_лок, и ч_до, и ч_гун,

Ч_дак, и щ_ка, и ворч_н.

Ч_мазый, ч_чело, ч_рбан,

Ч_десный, ч_вство и ч_лан,

Крич_, ворч_, ищ_, тащ_

Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

5. Предметы для этапа рефлексии: яблонька, нарисованная на листе ватмана; набор трафаретов яблок красного, желтого и зеленого цвета.

Ход урока

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи, старание.

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда учиться.

На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)

Какое значение у слова «старание»? (Работа с толковым словарем)

Почему эта черта характера помогает учиться?

Какими хотите быть на уроке?

Чему мы учились на предыдущем уроке русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча - ща, жи - ши).

Что надо сделать, прежде чем начнем узнавать новое? (Повторить знания, которые необходимы нам, чтобы узнать новое.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Я приготовила для вас следующее задание: прочитайте слова, записанные на карточке.
(Ж…знь, ш..на, ш…рокий, маш…на, ч…сы, пищ…т, леж…т).

В каких частях речи бывают буквосочетания жи-ши, ча-ща?

В каком месте слова бывают буквосочетания, изученные на прошлом уроке?

Каким способом мы пользовались при написании слов на эти правила?

1) правило в учебнике; 2) алгоритм написания слов с этими буквосочетаниями.

Что вам надо помнить при выполнении задания?

Надо не просто вставить буквы, а еще и обосновывать ее выбор, почему надо написать именно эту букву.

Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы?

(Правило «Правописание буквосочетаний жи - ши, ча – ща».)

А как вы будете действовать? (По алгоритму).

Учитель располагает на доске рассыпанные блоки алгоритма

Предлагаю вам в группах восстановить алгоритм правильного написания слов по изученным правилам.

Группы работают с блоками ранее изученного алгоритма в течение 1 мин. После этого каждая группа представляет свой вариант.

Почему последовательность шагов будет именно такой?

Какое именно правило вы будете применять для данных слов?

Учитель подставляет возле шага «Примени правило» карточку с сочетаниями ЖИ - ШИ,

Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

Я вам предлагаю выполнить задание в тетрадях (работа на изученные правила: тексты, иллюстрации, словари толковый или орфографический).

Вставьте в слова пропущенные буквы.

Проверяем по образцу.

Учитель выставляет на доске карточку с образцом (эталон).

У кого есть ошибки? В каком шаге алгоритма? Что вам надо повторить?

Пробное действие.

Запищите в тетрадь слова: щука, чудо .

Зафиксируйте, какие буквы вы написали в первом слоге после согласных.

У нас получились разные ответы при выполнении одного задания.

3. Выявление места и причины затруднения.

Какое задание вы выполняли? (Вписывали буквы в слова «чудо» и «щука»).

В каком месте вы засомневались? (Какие буквы написать после «Ч» и «Щ»).

Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем правила, какую букву надо писать после «Ч» и «Щ» - «У» или «Ю».)

Если мы не знаем правила письма буквосочетаний чу/щу, то чему мы будем сегодня на уроке учиться? (Будем учиться писать слова с буквосочетаниями чу-щу.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой «у» или «ю» писать буквосочетания ЧУ - ЩУ.)

Сформулируйте тему нашего урока? (Правописание буквосочетаний ЧУ - ЩУ.) Чтобы не раскрывать готовое правило, тему урока можно записать на доске так:

Чу/ю - Щу/ю?

Поскольку данные буквосочетания, как и те, что мы изучали раньше, сложились

исторически, я предлагаю вам открыть новое знание, проанализировав верно написанные слова.

Верчу, кручу, ищу, тащу.

Учащиеся работают в группах 1-2 минуты.

Кто готов рассказать о своем открытии?

Ученики формулируют правило сами: в буквосочетаниях ЧУ - ЩУ после Ч и Щ пишется буква У

Как же нужно было написать слова «щука» и «чудо»? (Нужно писать с буквой «У».)

Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли мы рассуждали? Прочитайте правило.

Сделайте вывод, как же писать буквосочетания ЧУ - ЩУ? (С буквой У.)

Какую цель ставили? (Выяснить, с какой буквой, У или Ю, надо писать буквосочетания ЧУ - ЩУ.)

Сможете теперь правильно написать слова «щука» и «чудо» и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

Достигли поставленной цели? (Да.)

Чем будем пользоваться при написании буквосочетаний чу-щу? (Правилом из учебника или планом действий (алгоритмом).

Можно составить модель этого правила на основании понятий «Всегда твердые согласные, всегда мягкие согласные».

Учитель выставляет на доске план действий, затем раздает в группы аналогичные

карточки с планом.

План действий:

1) Произнеси слово

2) Определи опасное место в буквосочетаниях чу-щу

3) Примени правило написания этих буквосочетаний и впиши нужную букву

4) Обозначь новую орфограмму

5) Проверь орфограмму.

Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.

Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте - левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз, два, раз, два!

И под ноги не смотрите

Раз, два, раз, два!

Руки в стороны держите,

Раз, два, раз, два!

Друг на друга посмотрите,

Раз, два, раз, два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Какие наши дальнейшие действия? (Нам надо потренироваться.)

Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

Учащиеся работают с карточками. Первые два слова рифмовки разбираются фрон­тально у доски. Затем учащиеся работают в парах, применяя алгоритм и по очереди шепотом проговаривая друг другу правило.

Образец:

Произношу слово «щука».

Есть опасное место - буквосочетание ЩУ.

Применяю правило: «ЧУ – ЩУ пишу с У»,

Пишу в слове «щука» после Щ букву У.

Обозначаю орфограмму - щу ка.

Проверяю по правилу или алгоритму.

Щ_ка, ч_м, ищ_, молч_,

Все слова на ЧУ и ЩУ.

Я их твердо зауч_

И пятерку получ_.

Поставьте ударение в словах. Что заметили? (Ударная и безударная позиции буквосочетаний чу-щу).

Какой вывод сделаем? (Буквосочетания чу-щу пишу с у.)

Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу на карточке.

На парте у каждого лежат карточки с красной меткой. Возьмите их. Прочитайте
задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Я грамотно писать хоч_,

Слова на Ч_ и Щ_ уч_:

Ч_лок, и ч_до, и ч_гун,

Ч_дак, и щ_ка, и ворч_н.

Ч_мазый, ч_чело, ч_рбан,

Ч_десный, ч_вство и ч_лан,

Крич_, ворч_, ищ_, тащ_ -

Я с У пишу и Чу и ЩУ!

Учащиеся работают самостоятельно, после чего они берут карточку с зеленой меткой и осуществляют самоконтроль по готовому образцу.

Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

Проанализируйте место и причину ошибки. (Дети фиксируют место ошибки – в начале или в конце слова, анализируют причины ошибок – не пользовался алгоритмом, перепутал шаги алгоритма)

Молодцы! Поняли в чем ваши ошибки!

Физкультминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Дружно вытянули шеи. И, как гуси, зашипели, зашипели, помолчали.

И, как зайки, поскакали. Поскакали, поскакали и за кустиком пропали.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие; если будем писать безграмотно , то нас трудно будет понять; грамотное письмо необходимо для общения.)

Где можем применить полученные знания? (При выполнении упражнений, составлении писем, смс - сообщений)

Хорошо! Давайте поработаем с упражнением, иллюстрацией, словарём по группам.

Напиши в правый столбик слова по образцу:

Образец: искать грибы – ищу грибы

Учить уроки - ____________________

Кричать другу - ___________________

Шептать на ухо - ___________________

Кипятить молоко - ____________________

Тащить санки - _____________________

Молотить рожь - _______________________

Крутить педали - _______________________

Проверим. Кто объяснит выполнение заданий? Проверка проходит фронтально

Молодцы! Вы хорошо поработали и правильно применили при выполнении упраж­нений полученные знания.

С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ.)

Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ.)

Достигли цели? (Да.)

Как пишутся буквосочетания ЧУ - ЩУ? (Буквосочетания ЧУ - ЩУ писать надо с буквой У.

- Где нам пригодятся знания грамотного письма буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу?

Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоя­тельно можете писать слова с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают у вас большие затруднения - зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!

У кого созрели красные яблоки - дома сочините рифмовку с изученными буквосоче­таниями, у кого желтые и зеленые - вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение. Значение непонятных слов узнайте в толковом словаре.

Учитель называет номер упражнения из учебника, по которому ведется работа с детьми.

Понравилась статья? Поделитесь ей