Контакты

Родство всех живых организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы

Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка – элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение.

Клетки растений и грибов имеют много общего:

1. Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами.

2. Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки.

3. Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через плазматическую мембрану (осмоса).

4. Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей – нематод.

5. Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).

1. Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов – хитин.

2. Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез – образование органических веществ из неорганических, т.е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция.

3. Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов – гликоген.

4. У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток – гифами.

Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство.

Живые организмы способны приспосабливаться к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Растения, обитающие в условиях высокой температуры и недостатка влаги, имеют листья мелкие или видоизмененные в колючки, покрытые восковым налетом, с небольшим числом устьиц. Животным в этих условиях помогает выжить приспособительное поведение: они активны ночью, а днем, в жару, прячутся в норы. Организмы засушливых местообитаний также имеют отличия в обмене веществ, способствующие экономии воды.

У животных, обитающих в условиях низких температур, имеется толстый слой подкожного жира. Для растений характерно высокое содержание растворенных веществ в клетках, что препятствует их повреждению при отрицательных температурах. Сезонность жизненных циклов также позволяет растениям и перелетным птицам использовать местообитания с холодной зимой.

Яркий пример приспособленности представляют взаимные эволюционные приспособления травоядных животных и растений, которые служат им пищей, хищника и жертвы.

Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

Питание человека должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения, чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми аминокислотами, витаминами и другими веществами. Особенно важно наличие в пище растительной клетчатки, которая способствует нормальному пищеварению.

Поступление с продуктами энергии должно соответствовать затратам организма (12000-15000 кДж в сутки) и зависит от характера труда.

Углеводы являются основным источником энергии. Избыточное потребление сладкого и мучного при низкой физической активности приводит к увеличению жировых запасов. Избежать переедания помогает соблюдение режима питания, ограничение потребления острых и сладких блюд, отказ от спиртного, отсутствие отвлекающих факторов во время принятия пищи.

Билет № 4

1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.

Основоположниками клеточной теории являются немецкие ботаник М.Шлейден и физиолог Т.Шванн, в 1838-1839 г.г. высказавшие идею, что клетка является структурной единицей растений и животных. Клетки имеют сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности. Наследственная информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток. Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в многоклеточном организме их работа скоординирована.

Клетки животных и растений имеют некоторые отличия:

1. Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна изменять форму.

2. В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов делает возможным фотосинтез. Для растений характерен автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ процессов ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т.е. потребляют готовые органические вещества.

3. Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли.

4. Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных – гликоген.

2. Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.

Тело лишайника – слоевище состоит из нитей-гифов гриба, в которых заключены одноклеточные зеленые водоросли или цианеи (цианобактерии, старое название – сине-зеленые водоросли). Лишайники рассматривают как симбиотические организмы, где грибы поставляют воду с растворенными минеральными солями, а водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивая поступление органических веществ. Лишайники первыми заселяют безжизненные местообитания, произрастают на голых камнях. Этому способствует их неприхотливость к субстрату, способность переносить длительное высушивание, впитывать атмосферную влагу поверхностью тела. Необходимым условием произрастания лишайников является наличие света, необходимого для фотосинтеза.

Лишайники делятся на накипные (в виде пленки на камнях), листоватые (серо-зеленая пармелия, желтая ксантория на коре деревьев) и кустистые (олений мох – ягель).

Определить лишайник среди гербарных экземпляров можно по отсутствию органов – стеблей, листьев – и характерной расцветке.

Симбиотические отношения в природе способствуют процветанию видов, которые в них участвуют. Можно назвать примеры из билета №2.

3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.

Богаты белком пищевые продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйцо, молочные продукты. Также содержат белки растительные продукты, особенно бобовые культуры, овес, твердые сорта пшеницы и изготовляемые из них макаронные изделия.

В пищеварительном канале белки распадаются на аминокислоты. Конечным продуктом белкового обмена у человека и других млекопитающих является мочевина, удаляемая через почки.

Белки выполняют в организме важнейшие функции:

1. структурную – белки входят в состав всех органоидов клетки;

2. ферментативную (каталитическую) – например, пищеварительные ферменты;

3. двигательную – в составе мышечных волокон;

4. транспортную – гемоглобин крови переносит кислород ко всем клеткам организма;

5. энергетическую – хотя есть мнение, что при окислении белка промежуточные продукты обмена, содержащие азот, токсичны для организма, и потребление избыточной белковой пищи снижает силу и выносливость человека.

У детей и подростков активно идут процессы роста, биосинтеза, что помимо повышенной потребности в строительном материале – аминокислотах повышает расход ферментов. Поэтому растущий организм должен получать с пищей большее количество белка, чем взрослый. Недостаток белка в рационе детей может быть причиной низкого роста.

Билет № 5

1. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции.

Чарльз Дарвин – основоположник современной эволюционной теории. Его книга «Происхождение видов путем естественного отбора», 1859 г., объясняет многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям существования как результат длительной эволюции. Дарвин вскрыл движущие силы эволюционного процесса: борьба за существование и естественный отбор на основе наследственной изменчивости.

Причиной борьбы за существование является ограниченность ресурсов: пищи, жизненного пространства. При этом живые организмы размножаются в геометрической прогрессии. Если бы все потомство выживало и принимало участие в размножении, неизбежно возникало бы перенаселение. Но этого не происходит, так как часть особей неизбежно погибает в результате борьбы за существование. Под борьбой за существование Дарвин понимал многообразные отношения организмов с окружающей средой :

1. борьба межвидовая,

2. внутривидовая,

3. борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды.

При этом борьба выражается не только в соперничестве за пищу, воду, территорию, борьбе хищника и жертвы, но и в сотрудничестве организмов, повышающем шансы на выживание. Наиболее острой является конкуренция внутри вида, т.к. у организмов одного вида сходные потребности.

Выживают и участвуют в размножении те особи, которые наилучшим образом приспособлены к данным условиям. Это выживание наиболее приспособленных Дарвин назвал естественным отбором. Таким образом, естественный отбор – это процесс, в результате которого выживают и дают потомство особи, наиболее приспособленные к условиям обитания.

2. Царство грибов, их характерные особенности, получение из них продуктов питания, лекарств. По каким признакам вы отличите съедобные грибы от ядовитых, используя коллекцию муляжей? Какую первую доврачебную помощь необходимо оказать при отравлении грибами?

Организм гриба – грибница образован тонкими ветвящимися нитями – гифами. У шляпочных грибов образуется плодовое тело, состоящее из плотно прилегающих нитей грибницы. Размножаются грибы частями грибницы или спорами. Плодовые грибы служат продуктом питания, содержат ценные белки и кислоты. Особенно ценятся белый гриб, рыжики и др. Хотя есть данные, что белки грибов усваиваются человеческим организмом крайне мало, менее 10%, особенно ножка гриба. Грибы сушат, солят, маринуют. Не рекомендуется консервировать грибы в домашних условиях, т.к. без доступа воздуха на белковых продуктах, особенно произрастающих на земле, может развиваться ботулизм, приводя к тяжелым отравлениям.

Большинство ядовитых грибов относятся к пластинчатым, хотя и среди трубчатых в ряде районов имеются несъедобные, которые нужно знать, отправляясь за грибами (подробнее...). В случае отравления грибами возникают боли в животе, рвота, понос, головокружение. Необходимо сделать промывание желудка, принять несколько таблеток активированного угля и вызвать врача.

Плесневые грибы выделяют вещества, подавляющие жизнедеятельность микроорганизмов, с которыми грибы конкурируют за пищу. Такие грибы используются для получения лекарств – антибиотиков: пенициллина, эритромицина, тетрациклина и др., спасших немало человеческих жизней.

3. Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Где он определяется и что можно узнать по пульсу? Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.

Пульс измеряют, чтобы судить о состоянии сердечно-сосудистой системы в медицине, спорте. Пульс – это колебания стенок сосудов, волна, которая распространяется по упругим стенкам артерий при сокращении левого желудочка. Пульс хорошо прощупывается в тех местах, где артерии проходят близко к поверхности тела, например на запястье, на шее. По пульсу можно узнать частоту сердечных сокращений, правильность ритма, оценить их силу, ориентировочно судить о высоте кровяного давления. При болезненных состояниях пульс становится вялым, плохо прощупывается.

У взрослого человека в норме, в состоянии покоя частота сердечных сокращений составляет 60-80 ударов в минуту. (У тренированных спортсменов частота может понижаться до 40 ударов в минуту.) У детей частота выше. Частота пульса значительно возрастает при физической нагрузке или в условиях нервного напряжения, например, на экзамене, после курения, употребления кофе, крепкого чая.

Билет № 6

1. Наследственность и изменчивость – свойства организмов, их значение в эволюции органического мира. Ген, генотип, фенотип.

Наследственность – это способность живых организмов передавать свои признаки потомству. Наследственность делает возможной эволюцию, закрепляя имеющиеся у организма признаки в ряду поколений.

Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки. Может быть ненаследственной и наследственной. Наследственная изменчивость поставляет материал для естественного отбора, обогащая генофонд популяций новыми генами.

Ген – это участок молекулы ДНК, составляющей хромосому, который несет информацию о последовательности аминокислот в структуре одного белка.

Совокупность генов, свойственных данному организму, называется генотипом. Т.е. генотип – это сумма генов, имеющихся у живого организма. При составлении схемы скрещивания гены обозначаются буквами латинского алфавита, например, буквой «А» (читается [a]) часто обозначают доминантный ген желтой окраски горошины, а буквой «a» (читается [не-а]) – рецессивный ген, определяющий зеленую окраску.

Фенотип – это совокупность признаков данного организма, т.е. результат действия генов, который может зависеть и от влияния окружающей среды (ненаследственная, модификационная изменчивость). В приведенном примере с горохом, желтый и зеленый цвет горошин – это фенотип.

Классификация растений на примере покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства (Пасленовые, Розоцветные, Бобовые и др.), по каким признакам вы их узнаете.

Отдел Покрытосеменные состоит из двух классов: Двудольные и Однодольные. Для двудольных характерно наличие двух семядолей в семени, также у них стержневая корневая система и сетчатое жилкование, хотя бывают исключения. Класс Двудольных включает семейства Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные и др.

У однодольных растений в семени одна семядоля, мочковатая корневая система, дуговое или параллельное жилкование. В школе изучают семейства Лилейных и Злаков.

Характерные признаки семейств:

Крестоцветные – 4 лепестка, 4 чашелистика, расположенных крест-накрест, плод – стручок или стручочек (короткий). К ним относятся редька, редис, капуста, пастушья сумка (треугольные стручочки) и др.

Розоцветные – часто 5 лепестков, много тычинок, плод у большинства сочный: ягодовидный или костянка. Представители: яблоня, вишня, шиповник, роза, земляника, лапчатка (желтые цветки).

Бобовые отличаются неправильным цветком (двусторонняя симметрия), 5 лепестков которого получили название лодочки, вёсел, паруса. Плод боб. Из бобовых хорошо знаком горох, бобы, фасоль, мышиный горошек, карагана желтая (желтая акация) и др.

К паслёновым относятся картофель, паслен, томат, табак, многие ядовитые растения – дурман, белена. Для пасленовых характерно наличие 5 лепестков, сросшихся в трубочку у основания.

Характерный признак сложноцветных – соцветие корзинка. Плод семянка. Здесь и подсолнечник, и одуванчик, осот, бодяк, васильки, астры.

Лилейные отличает дуговое жилкование, плод ягода, соцветие кисть. Нередко имеется луковица. Включают ландыш, лук, купену, тюльпан, лилии.

Для злаков характерно соцветие сложный колос, метелка, султан. Цветки мелкие, невзрачные. Плод зерновка. Жилкование параллельное. К злакам относятся важнейшие зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Также злостный сорняк пырей ползучий, мятлик, тимофеевка, бамбук.

Раскройте особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Назовите меры профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника и возникновения плоскостопия.

Характерной особенностью скелета человека, связанной с прямохождением, является S-образный изгиб позвоночника, смягчающий толчки при ходьбе. Амортизации способствует и сводчатая стопа. Важное значение для трудовой деятельности имеет противопоставление большого пальца руки остальным, что позволяет захватывать различные предметы.

Нарушение осанки, искривление позвоночника не только портит внешность человека, но и способствует развитию заболеваний внутренних органов, возникновению близорукости. Поэтому важно с детства следить за осанкой ребенка, чтобы он не сутулился, за столом сидел прямо, не наклоняясь слишком низко к столу. Портфель не следует носить все время в одной руке, а лучше заменить ранцем. Правильной осанке способствуют занятия физкультурой, посильная физическая работа на свежем воздухе. Недопустима длительная работа в согнутом положении, переноска больших тяжестей.

Для предотвращения плоскостопия нужно правильно подбирать обувь, чтобы она была удобная, по размеру, с невысоким каблуком. Нежелательно длительное стояние на ногах. Очень полезно хождение босиком, специальные упражнения на захват пальцами ног различных предметов: мячика и др. В детских учреждениях применяются специальные ортопедические массажные коврики.

  • Nbsp; 1. Построение экономико-математических моделей задач

  • Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка - элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение. Клетки растений и грибов имеют много общего: 1.Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами. 2.Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки. 3.Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через плазматическую мембрану (осмоса). 4.Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей - нематод. 5.Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).

    3 слайд

    Описание слайда:

    Отличия: 1.Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов - хитин. 2.Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез - образование органических веществ из неорганических, т. е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция. 3.Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов - гликоген. 4.У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток - гифами. Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство. Основоположниками клеточной теории являются немецкие ботаник М. Шлейден и физиолог Т. Шванн, в 1838–1839 гг. высказавшие идею, что клетка является структурной единицей растений и животных. Клетки имеют сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности. Наследственная информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток. Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в многоклеточном организме их работа скоординирована.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Клетки животных и растений имеют некоторые отличия: 1.Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна изменять форму. 2.В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов делает возможным фотосинтез. Для растений характерен автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ процессов ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т. е. потребляют готовые органические вещества. 3.Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли. 4.Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных - гликоген.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Гены и хромосомы. Ген: определение и предназначение Ген - структурная и функциональная единица наследственности живых организмов. Гены - это залог нашей "похожести" на своих родителей. В каждом гене находится образец одной молекулы белка и одной молекулы РНК (рибонуклеиновая кислота - часть общего кода ДНК). Этот образец и передает план развития клеток во всех системах будущего организма. Любой ген призван кодировать информацию. Строение гена и его особенности На каждом из генов имеются участки молекул, которые отвечают за ту или иную часть кода. Различные их вариации и дают организму программу для кодирования и чтения своих свойств. В данном случае уместно привести аналогию с компьютерным процессором, в котором все задачи выполняются на уровне образования и преобразования кода. Кроме того, установлено, что один ген состоит из множества пар нуклеотидов. В зависимости от задачи и сложности передаваемой информации количество пар варьируется и может составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Хромосома это нитевидная структура клеточного ядра, несущая генетическую информацию в виде генов, которая становится видной при делении клетки. Хромосома состоит из двух длинных полинуклеотидных цепей, образующих молекулу ДНК. Цепи спирально закручены одна вокруг другой. ДНК соединена с белками гистонами. Вдоль всей длины молекулы ДНК линейно располагаются гены. Хромосомы хорошо окрашиваются основными красителя ми в процессе деления клетки В ядре каждой соматической клетки человека содержится 46 хромосом, 23 из которых являются материнскими, а 23 - отцовскими. Каждая хромосома может воспроизводить свою точную копию в промежутках между клеточными делениями, так что каждая новая образующаяся клетка получает полный набор хромосом.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Злокачественная опухоль - это опухоль, свойства которой чаще всего (в отличие от свойств доброкачественной опухоли) делают её крайне опасной для жизни организма, что и дало основание называть её «злокачественной». Злокачественная опухоль состоит из злокачественных клеток. Часто любую злокачественную опухоль неправильно называют раком (который является лишь частным случаем злокачественной опухоли). В иностранной литературе, однако, раком действительно называется любая злокачественная опухоль. Злока́чественное новообразова́ние - заболевание, характеризующееся появлением бесконтрольно делящихся клеток, способных к инвазии в прилежащие ткани и метастазированию в отдаленные органы. Болезнь связана с нарушением пролиферации и дифференцировки клеток вследствие генетических нарушений.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Общей характеристикой злокачественных опухолей является их выраженный клеточный атипизм (утрата клетками способности к дифференцировке с нарушением структуры ткани, из которой происходит опухоль), агрессивный рост с поражением как самого органа, так и других близлежащих органов, склонность к метастазированию, то есть к распространению клеток опухоли с током лимфы или крови по всему организму с образованием новых очагов опухолевого роста во многих органах, удалённых от первичного очага. По темпам роста большинство злокачественных опухолей превосходят доброкачественные и, как правило, могут достигать значительных размеров в короткие сроки. Различают также вид злокачественных местнодеструктирующих опухолей, которые растут с образованием инфильтрата в толще ткани, приводя к её разрушению, но, как правило, не метастазируют (базалиома кожи). На данный момент известно большое количество факторов, способных запустить механизмы канцерогенеза (вещества или факторы окружающей среды, обладающие таким свойством, называют канцерогенами). Химические канцерогены - к ним относят различные группы полициклических и гетероциклических ароматических углеводородов, ароматические амины,нитрозосоединения, афлатоксины, прочие (винилхлорид, металлы, пластмассы, некоторые тонковолокнистые силикаты и др.). Их общей характеристикой является способность реагировать с ДНК клеток, тем самым вызывая их злокачественное перерождение.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Канцерогены физической природы: различные виды ионизирующего излучения (α, β, γ излучение, рентгеновское x излучение, нейтронное излучение, протонное излучение, кластерная радиоактивность, потоки ионов, осколки деления), ультрафиолетовое излучение, микроволновое излучение[источник не указан 563 дня], асбест. Биологические факторы канцерогенеза: различные типы вирусов (герпесоподобный вирус Эпштейна - Барр (лимфома Беркитта), вирус папилломы человека(рак шейки матки), вирусы гепатитов B и C (рак печени)), несущих в своей структуре специфические онкогены, способствующие модификации генетического материала клетки с её последующей малигнизацией. Гормональные факторы - некоторые типы гормонов человека (половые гормоны) могут вызвать злокачественное перерождение тканей, чувствительных к действию этих гормонов (рак молочной железы, рак яичка, рак предстательной железы). Генетические факторы. Одним из состояний, которые могут спровоцировать развитие заболевания, является пищевод Баррета. В целом воздействуя на клетку, канцерогены вызывают определённые нарушения её структуры и функции (в особенности ДНК), что называется инициацией. Повреждённая клетка таким образом приобретает выраженный потенциал к малигнизации. Повторное воздействие канцерогена (того же, что вызвал инициацию, или любого другого) приводит к необратимым нарушениям механизмов, контролирующих деление, рост и дифференцировку клеток, в результате которых клетка приобретает ряд способностей, не свойственных нормальным клеткам организма - промоция. В частности, опухолевые клетки приобретают способность к бесконтрольному делению, теряют тканеспецифическую структуру и функциональную активность, изменяют свой антигенный состав и пр. Рост опухоли (опухолевая прогрессия) характеризуется постепенным снижением дифференцировки и увеличением способности к бесконтрольному делению, а также изменением взаимосвязи опухолевая клетка - организм, что приводит к образованию метастазов. Метастазирование происходит преимущественно лимфогенным путём (то есть с током лимфы) в регионарные лимфоузлы, или же гематогенным путём (с током крови) с образованием метастазов в различных органах (лёгкие, печень, кости и т. д.).

    10 слайд

    11 слайд

    Описание слайда:

    Размеры вирусов от 20 до 300 нм. Простые вирусы (например, вирус табачной мозаики) состоят из молекулы нуклеиновой кислоты и белковой оболочки - капсида. Более сложные вирусы (гриппа, герпеса и др.) помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты могут содержать липопротеиновую мембрану, углеводы и ряд ферментов. Белки защищают нуклеиновую кислоту и обусловливают ферментативные и антигенные свойства вирусов. Форма капсида может быть палочковидной, нитевидной, сферической и др. В зависимости от присутствующей в вирусе нуклеиновой кислоты различают РНК-содержащие и ДНК-содержащие вирусы. Нуклеиновая кислота содержит генетическую информацию, обычно о строении белков капсида. Она может быть линейная или кольцевидная, в виде одно- или двуцепочечной ДНК, одно- или двуцепочечной РНК.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Вопросы: 1.В какой области биологии была разработана клеточная теория? 1) Вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии 2.В какой области биологии сделал свои открытия Т. Шванн? 1) Цитологии 2) анатомии 3) психологии 4) генетики 3.Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки? 1)Физиология 2) гистология 3) эмбриология 4) цитология 4.В какой области биологии сделал свои открытия М. Шлейден? 1) Цитологии 2) анатомии 3) психологии 4) медицины 5.Роль клеточной теории в науке заключается в 1) открытии клеточного ядра 2) выяснении механизмов деления клеток 3) открытии клетки 4) обобщении знаний о строении организмов 6.Первое описание клетки дал 1) А. Левенгук 2) Р. Гук 3) Т. Шванн 4) М. Шлейден 7.Как формулируется одно из положений клеточной теории? 1) клетки организма выполняют сходные функции 2) клетки организмов отличаются друг от друга размерами 3) клетки разных организмов сходны по своему строению 4) клетки одноклеточных и многоклеточных организмов имеют разный состав химических элементов

    13 слайд

    Описание слайда:

    8.Какая наука изучает строение и функции органоидов клетки? 1) Цитология 2) физиология 3) анатомия 4) генетика 9.Клеточная теория имеет важнейшее значение для понимания 1) процессов дыхания и питания 2) круговорота веществ в биосфере 3) приспособленности организмов к среде обитания 4) общих принципов построения тел живой природы 10.Суть клеточной теории отражена в следующем положении: 1) вирусы – наименьшие клеточные организмы, обитающие на Земле 2) клетки всех организмов выполняют схожие функции 3) все клетки имеют ядро 4) многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки 11.Роль клеточной теории в биологической науке заключается в 1) том, что учёные стали активно использовать микроскоп в своих ис­следо­ваниях 2) выяснении механизмов деления клеток 3) обобщении знаний о единстве строения организмов 4) открытии самой клетки 12.Согласно теории Шванна и Шлейдена, элементарной единицей живого является 1) Клетка 2) молекула ДНК 3) ткань 4) организм

    14 слайд

    Описание слайда:

    13.Установите хронологическую последовательность появления научных теорий и открытий в биологии. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) эволюционное учение Ч. Дарвина 2) клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена 3) установление структуры молекулы ДНК Дж.Уотсоном и Ф. Криком 4) теория условных рефлексов И.П. Павлова 14.Бактериофаги относят к 1) Эукариотам 2) простейшим 3) прокариотам 4) вирусам 15.Возбудитель какого заболевания не имеет клеточного строения? 1) туберкулёзная палочка 2) холерный вибрион 3) вирус кори 4) кишечная палочка 16.Возникновение клеточной теории в середине XIX в. связано с развитием 1)Генетики 2) медицины 3) микроскопии 4) эволюционной теории 17.Что является возбудителем гриппа? 1) Вирус 2) грибок 3) бактерия 4) простейшее

    15 слайд

    Описание слайда:

    18.Представитель какой группы организмов изображён на рисунке? 1) Простейших 2) одноклеточных водорослей 3) одноклеточных грибов 4) вирусов 19.К доклеточным формам жизни относят 1)вирус герпеса 2) туберкулёзную палочку 3) холерный вибрион 4) дизентерийную амёбу 20.Сущность клеточной теории отражена в положении: 1) клетки всех организмов близки по своим функциям 2) клетки всех организмов имеют ядро 3) все организмы состоят из клеток 4) из клеток состоят только животные и растения 21.Кто из учёных впервые обнаружил клетки в срезе пробки и впервые употребил термин «клетка»? 1) Р. Гук 2) И.П. Павлов 3) Г. Мендель 4) Н.И. Вавилов 22.Роль клеточной теории в науке заключается в 1) открытии клеточного ядра 2) выяснении механизмов деления клеток 3) открытии клетки 4) обобщении знаний о строении организмов 23.Первое описание клетки дал 1) А. Левенгук 2) Р. Гук 3) Т. Шванн 4) М. Шлейден 24.Любая живая клетка организма обладает способностью к 1)самостоятельному движению 2) образованию гамет 3) проведению нервного импульса 4) обмену веществ

    16 слайд

    Описание слайда:

    25.Клеточная теория имеет фундаментальное значение для понимания 1) процессов дыхания и питания 2) круговорота веществ в биосфере 3) общих принципов построения тел живой природы 4) приспособленности организмов к среде 26.Сущность клеточной теории отражена в положении: 1) из клеток состоят только животные и растения 2) клетки всех организмов близки по своим функциям 3) все организмы состоят из клеток 4) клетки всех организмов имеют ядро 27.Необратимо подавляет иммунную систему человека вирус, вызывающий 1) СПИД 2) ветрянку 3) коклюш 4) грипп 28.К доклеточным формам жизни относят 1) Дрожжи 2) пеницилл 3) холерный вибрион 4) вирус гриппа 29.Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, присущи 1) Рост 2) движение 3) раздражимость 4) ритмичность 30.Одним из утверждений клеточной теории является следующее: 1)клетка –элементарная единица наследственности 2) клетка – единица размножения и развития 3) все клетки различны по своему строению 4) у всех клеток различный химический состав 31. Какая теория обобщила знания о сходстве химического состава, строения и жизнедеятельности всех тел живой природы на Земле? 1) Молекулярная 2) рефлекторная 3) клеточная 4) эволюционная

    17 слайд

    Описание слайда:

    32.Проявляет свойства живых систем только в чужом организме 1) туберкулезная палочка 2)таежный клещ 3) вирус оспы 4) печеночный сосальщик 33.Создатели клеточной теории Т. Шванн, М. Шлейден 1) открыли клеточное строение организмов 2) доказали единство живой и неживой природы 3) описали строение органоидов клетки 4) обобщили данные о клеточном строении организмов 33.Одно из положений клеточной теории заключается в том, что 1) растительные организмы состоят из клеток 2) животные организмы состоят из клеток 3) все низшие и высшие организмы состоят из клеток 4) клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям 34.Имеют неклеточное строение, проявляют жизнедеятельность только в клетках других организмов 1) бактерии 2) вирусы 3) водоросли 4) простейшие 35.Вирусы для своего воспроизведения используют 1) свою собственную энергию 2) энергию света 3) энергию неорганических веществ 4) энергию веществ клеток хозяина 36.Как формулируется одно из положений клеточной теории? 1) клетки организма выполняют сходные функции 2) клетки организмов отличаются друг от друга размерами 3) клетки разных организмов сходны по своему строению 4) клетки одноклеточных и многоклеточных организмов имеют разный состав химических элементов

    18 слайд

    19 слайд

    Описание слайда:

    41. ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передаётся из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков. Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несёт информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определённую последовательность нуклеотидов, в белки. Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определённый белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма. Хромосомы – нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов своё определённое число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом. Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т.е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар. В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные. Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определённая часть наследственной информации. Мутации, изменяющие структуру хромосомы, называют хромосомными. Неправильное расхождение хромосом при образовании половых клеток может привести к серьёзным наследственным заболеваниям. Так, например, в результате такой геномной мутации, как появление в каждой клетке человека 47 хромосом вместо 46, возникает болезнь Дауна. Используя содержание текста «Гены и хромосомы», ответьте на вопросы. 1) Какие функции выполняет хромосома? 2) Что представляет собой ген? 3) В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько – в неполовых клетках?

    20 слайд

    Описание слайда:

    42.ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ Благодаря электронному микроскопу удалось выявить основные различия между клетками прокариотических организмов, к которым относятся бактерии и синезелёные водоросли, и эукариотических, к которым относятся представители остальных царств органического мира – растений, грибов, животных. Учёные полагают, что эукариотические организмы возникли позже прокариотических. Бактериям и синезелёным водорослям присущи все свойства живых существ. Однако в строении этих клеток существуют существенные различия. Главным из них является отсутствие ядра в прокариотических клетках. Их единственная молекула ДНК замкнута в кольцо и находится в нуклеарной (ядерной) области. Хромосомы эукариотических клеток находятся в ядре клетки. Их совокупность образует кариотип организма. Кроме того, в цитоплазме эукариотических клеток находятся органоиды: эндоплазматическая сеть и митохондрии, лизосомы и аппарат Гольджи. В растительных клетках помимо этого есть пластиды и вакуоли, заполненные клеточным соком. Прокариотические клетки окружены клеточной стенкой, в состав которой входит вещество муреин, под ней имеется клеточная мембрана. В цитоплазме этих клеток присутствуют мелкие рибосомы. Остальных органоидов у них нет. Есть и ещё одно различие между этими типами клеток – это способ их размножения. Бактериальные клетки просто делятся пополам. Перед делением бактериальная ДНК удваивается, и клеточная мембрана врастает между двумя молекулами. Эукариотические клетки делятся путём митоза. После равномерного распределения хромосом происходит образование новых ядер и деление цитоплазмы. Используя содержание текста «Прокариоты и эукариоты», ответьте на следующие вопросы. 1) Какое вещество входит в состав клеточной стенки прокариотической клетки? 2) Предложите синоним для термина «эукариотическая клетка». 3) Что происходит при делении клеток?

    21 слайд

    Описание слайда:

    43.ОСОБЕННОСТИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения. В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом. Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зелёных пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах жёлтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии. Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окружённые мембраной и заполненные клеточным соком. В нём содержатся в растворённом виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворёнными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создаётся напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений. Используя содержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы. 1) Что собой представляет клеточная стенка растительной клетки? 2) Какую роль играют пластиды в клетке? 3) Почему растительную клетку относят к эукариотной?

    23 слайд

    Описание слайда:

    3.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? клеточный центр 2) митохондрия 3) рибосома 4) вакуоль 4.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) Гамета 2) циста 3) спора 4) почка Объект Процесс Ядро Хранение информации … Деление клетки Объект Процесс Зигота Дробление … Образование заростка

    Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.

    Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка – элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение.

    Клетки растений и грибов имеют много общего:

    1. Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами.
    2. Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки.
    3. Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через плазматическую мембрану (осмоса).
    4. Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей – нематод.
    5. Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).
    1. Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов – хитин.
    2. Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез – образование органических веществ из неорганических, т.е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция.
    3. Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов – гликоген.
    4. У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток – гифами.

    Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство.

    Живые организмы способны приспосабливаться к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Растения, обитающие в условиях высокой температуры и недостатка влаги, имеют листья мелкие или видоизмененные в колючки, покрытые восковым налетом, с небольшим числом устьиц. Животным в этих условиях помогает выжить приспособительное поведение: они активны ночью, а днем, в жару, прячутся в норы. Организмы засушливых местообитаний также имеют отличия в обмене веществ, способствующие экономии воды.


    У животных, обитающих в условиях низких температур, имеется толстый слой подкожного жира. Для растений характерно высокое содержание растворенных веществ в клетках, что препятствует их повреждению при отрицательных температурах. Сезонность жизненных циклов также позволяет растениям и перелетным птицам использовать местообитания с холодной зимой.

    Яркий пример приспособленности представляют взаимные эволюционные приспособления травоядных животных и растений, которые служат им пищей, хищника и жертвы.

    Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

    Питание человека должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения, чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми аминокислотами, витаминами и другими веществами. Особенно важно наличие в пище растительной клетчатки, которая способствует нормальному пищеварению.

    Поступление с продуктами энергии должно соответствовать затратам организма (12000-15000 кДж в сутки) и зависит от характера труда.

    Углеводы являются основным источником энергии. Избыточное потребление сладкого и мучного при низкой физической активности приводит к увеличению жировых запасов. Избежать переедания помогает соблюдение режима питания, ограничение потребления острых и сладких блюд, отказ от спиртного, отсутствие отвлекающих факторов во время принятия пищи.

    Подтверждение факта родства может понадобиться во многих ситуациях: установление отцовства, захоронение в фамильной гробнице, получение наследства и многое другое. Обычно человек знает свою семью с детства, и необходимости подтверждать родство не возникает. С чего начать, если приходится устанавливать родство? Разберем алгоритм доказательства родственной связи.

    Для того, чтобы вступить в наследство, как по закону, так и по завещанию, нужно доказать свое родство с умершим наследодателем. Наследник обязан предъявить юристу документы, подтверждающие родство, по месту открытия наследства. Однако если имеющихся бумаг для доказательства родственной связи будет недостаточно, в случае наследования по завещанию юрист выдаст бумагу на наследство без указания степени родства. Право на получение наследуемого имущества сохранится.

    Но что делать, если умерший не успел составить завещания?

    Шаг 1.

    Для того, чтобы доказать факт родства, нужно восстановить документы, его подтверждающие. Первым делом юристы советуют составить генеалогическое древо вашей семьи: это позволит проследить всех ближайших родственников наследодателя и прикинуть, кто из них может располагать важной информацией. Важно указывать годы жизни и места проживания членов семьи. Если кто-то из родни умершего жив, поговорите с ним: во время личной беседы могут всплыть неизвестные факты о наследодателе (например, информация о том, что умерший когда-то менял фамилию).

    Шаг 2.

    Вы определили, в органах ЗАГС каких районов/городов/областей могли сохраниться требующиеся документы. Разошлите прошения на наличие нужных вам документов.

    К тексту обращения нужно приложить свои паспортные данные, а еще лучше прийти лично.

    Если информация находится в распоряжении ЗАГС, вам нужно будет приехать за бумагами лично. Может потребоваться повторная выдача некоторых свидетельств: о рождении, заключении брака, смене имени. За восстановление каждого документа нужно заплатить госпошлину.

    Бывает, что и в актовой книге органов ЗАГС отсутствуют необходимые наследнику бумаги. В этом случае для доказательства родства придется посылать запросы в архивы, в которых могут храниться старые записи ЗАГСов. Дело в том, что актовые книги хранятся всего несколько лет, после чего передаются в районный архив. Если документы найдутся, вы получите письмо с предложением их забрать по определенному адресу (как правило, бумаги отсылают в районную администрацию).

    Если органы ЗАГС не смогли предъявить требуемые документы, они обязаны выдать вам письменный отказ. Бумага нужна для обращения в суд.

    Шаг 4.

    Если документы для подтверждения родства восстановить не получилось, наследник пишет заявление в суд. К иску прилагаются все доказательства родства с наследодателем (прямые и косвенные), личные данные заявителя, данные юриста, отказ органов ЗАГС. Также необходимо заплатить госпошлину за подачу иска. На основании имеющихся доказательств (выписок из домовых книг, справках о составе семьи, личных писем родственников, открыток и проч.) судья выносит решение по делу о наследстве.

    Это нужно знать

    Если вы собираетесь проводить процедуру доказательства родства, вам необходимо знать нижеследующие факты.

    1. Вопрос наследства на территории РФ регламентирует 3 часть ГК России (статьи 1110 —).
    2. Кроме родственников по крови наследниками могут быть признаны усыновители и усыновленные, а также иждивенцы, находившиеся на иждивении у наследодателя более года на момент его смерти.
    3. Наследование по закону производится в порядке очередей (всего 7 очередей) и по праву представления.
    4. Родители, лишенные родительских прав и не восстановившие их на момент открытия дела о наследстве считаются недостойными наследниками.
    5. Также недостойными наследниками считаются лица, пытавшиеся увеличить свою долю наследуемого имущества (если этот факт будет доказан в ходе судебного следствия).
    6. День открытия наследства – день смерти наследодателя. Если дату смерти гражданина устанавливал суд, то днем открытия дела о наследстве будет дата, указанная судом.
    7. Место открытия наследства – место проживания наследодателя на момент смерти. Если таковое неизвестно или гражданин проживал заграницей, местом открытия наследства становится место нахождения наследуемого имущества. Если же имущество находится в разных местах, дело о наследстве открывается там, где находится самый дорогой объект (ценность определяется согласно рыночной стоимости).
    8. Наследниками могут стать не только живые родственники умершего, но и зачатые при жизни наследодателя дети (и родившиеся после открытия дела о наследовании). Также наследовать имущество могут и юридические лица, указанные в завещании, если на момент открытия наследства они существуют.
    9. Для доказательства родства предоставляются свидетельства о рождении, о смерти, о расторжении/заключении брака, о смене имени, усыновлении/удочерении.
    10. Процесс восстановления необходимых для доказательства родства документов занимает от 2 до 4 месяцев.
    11. Срок вступления в наследство составляет 6 месяцев с момента смерти наследодателя. В некоторых случаях он может быть сокращен до 3 месяцев.

    Процесс доказательства родства – дело нелегкое и небыстрое. Знайте свои права и обратитесь за помощью к юристам: они проконсультируют вас, помогут составить бумаги, защитят ваши интересы в суде.

    КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ИТОГАМ 1-ГО ПОЛУГОДИЯ

    Класс: девятый

    Предмет: биология

    Программа: И.Н.Пономарёва (линейный курс)

    Часть 1. В приведённых заданиях выберите ОДИН верный вариант ответа

    1.У Ани есть электронная книга «Атлас человеческого тела». Какую информацию из приведённой она сможет в ней найти?

    1) схему строения скелета человека

    2) описание работы сердца человека

    3) статистику человеческих заболеваний

    4) расшифровку генетического кода человека.

    2.У Бори есть печатная книга «Определитель дикорастущих растений». Какую информацию из приведённой он точно найдёт в ней?

    1) список исчезающих растений

    2) описания и изображения растений

    3) способы ухода и размножения растений

    4) схемы пищевых цепей и сетей естественных экосистем

    3.Доказательством родства всех живых организмов является наличие в их клетках:

    1) цитоплазмы

    2) клеточного сока

    3) лимфы

    4) тканевой жидкости

    4.Доказательством родства всех живых организмов является наличие в их клетках:

    1) аппарата Гольджи

    2) генетического аппарата

    3) ядра

    4) митохондрий

    5.Какое из перечисленных культурных растений семейства Злаки имеет соцветие кисть?

    1) пшеница

    2) рожь

    3) ячмень

    4) овёс

    6.Какой орган НЕ входит в состав побега растения?

    1) стебель

    2) лист

    3) почка

    4) корень

    7.Цветок ветроопыляемого растения, по сравнению с цветком растения, опыляемого животными, обычно имеет:

    1) более крупный размер

    2) не яркий околоцветник

    3) выраженный аромат

    4) нектарники

    8.Какой из приведённых признаков НЕ относится к описанию ланцетника?

    1) рот окружён щупальцами

    2) орган дыхания – жабры

    3) осевой скелет – хорда

    4) два круга кровообращения

    9.К какому классу типа Членистоногие относят скорпиона?

    1) Ракообразные

    2) Паукообразные

    3) Насекомые

    4) Крабообразные

    10.Какая из особенностей строения черепа человека связана с наличием речи?

    1) низкий лоб

    2) развитые надглазничные валики

    3) плоский нос

    4) выступающий вперёд подбородок

    11.Мышца крепится к кости с помощью

    1) хрящей

    2) связок

    3) сухожилий

    4) суставов

    12.Для формирования какого иммунитета детям вводят вакцину против кори?

    1) естественного приобретённого

    2) естественного врождённого

    3) искусственного активного

    4) искусственного пассивного

    13.Какой тканью образован наружный слой кожи человека, состоящий из живых и мёртвых клеток?

    1) соединительной

    2) мышечной

    3) нервной

    4) эпителиальной

    14.Что из перечисленного может служить профилактикой плоскостопия?

    1) длительное пребывание на ногах

    2) ношение узкой обуви

    3) регулярное поднятие тяжёлых предметов

    4) хождение босиком по неровной поверхности

    15.Нормальный пульс человека в возрасте 10-15 лет в покое составляет в среднем

    1) 45-60 ударов в минуту

    2) 65-75 ударов в минуту

    3) 80-95 ударов в минуту

    4) 100-120 ударов в минуту

    16.ВИЧ-инфекцией НЕЛЬЗЯ заразиться

    1) при половом контакте

    2) при переливании крови

    3) через одежду больного человека

    4) от матери к ребёнку

    17.Какую роль выполняют в биосфере Земли живущие в почве бактерии гниения?

    1) образуют органические вещества из неорганических

    2) питаются органическими веществами живых организмов

    3) способствуют нейтрализации ядов в почве

    4) разлагают мёртвые остатки растений и животных до перегноя

    18.Тип взаимоотношений, при котором организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида, не приводя к его гибели, называют

    1) симбиозом

    3) нахлебничеством

    4) хищничеством

    19.Расцвет насекомых в ходе эволюции совпал с расцветом

    1) водорослей

    2) папоротникообразных

    3) покрытосеменных

    20.Какая из перечисленных групп растений в ходе эволюции первой перестала зависеть от воды при оплодотворении?

    1) Покрытосеменные

    2) Папоротникообразные

    4) Мхи

    Часть 2. Выберите в представленных заданиях 3 верных ответа и запишите их в правильной последовательности.

    21.Какие из приведённых тканей относят к соединительным?

    1) кровь

    2) камбий

    3) костная

    4) железистая

    5) кожица

    6) лимфа

    22.Для каких из перечисленных организмов характерен гетеротрофный тип питания?

    1) хламидомонада

    2) мухомор

    3) кукушкин лён

    4) кукушка

    5) дождевой червь

    6) лук репчатый

    23.Чем млекопитающие ОТЛИЧАЮТСЯ от пресмыкающихся?

    1) покрыты волосяным покровом

    2) обладают лёгочным дыханием

    3) имеют внутренний костный скелет

    4) сохраняют постоянную температуру тела

    5) занимают наземно-воздушную и водную среду обитания

    6) у большинства есть матка

    24.Малина обыкновенная выращивается в садах как ягодный кустарник с вкусными и целебными плодами. Выберите 3 утверждения, относящиеся к приведённому описанию.

    1) В течение жизни малина цветёт.

    2) Для образования плодов растению необходимо опыление.

    3) Малина может встречаться в лесах.

    4) Опыление малины перекрёстное насекомыми.

    5) Плоды малины можно использовать в медицинских целях.

    6) У листьев малины сетчатое жилкование.

    25.Песчанки – это млекопитающие отряда Грызуны, размером с домовую мышь, питающиеся растительной пищей и обитающие в норах колониями. Выберите 3 утверждения, относящиеся к приведённому описанию.

    1) В спячку не впадает.

    2) В природе обитает в пустынях и полупустынях.

    3) Выкармливает детёнышей молоком.

    4) Имеет хорошо развитые вибриссы – чувствительные волоски на мордочке.

    5) Имеет одну пару увеличенных резцов на каждой челюсти.

    6) Является объектом добычи мелких хищников.

    КЛЮЧ К ЧАСТИ 1

    КЛЮЧ К ЧАСТИ 2

    Ответ - 136

    Ответ - 245

    Ответ - 146

    Ответ - 125

    Ответ - 345

    При составлении данной работы был использован материала сборника ОГЭ. Биоогия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. В.С.Рохлова. - М.: Издательство "Национальное образование", 2018 (ОГЭ. ФИПИ - школе)

    Понравилась статья? Поделитесь ей