Контакты

Главные ученики юнга. Карл Густав Юнг

Автор техники свободных ассоциаций, швейцарский психолог и философ Карл Юнг знаком многим по книгам «Человек и его символы», «Архетипы» и «Воспоминания, размышления, сновидения». В основе учения Юнга лежат разработанные им лично термины "интроверсия" и "экстраверсия". Карл утверждал, что каждый индивидуум в зависимости от доминирующей функции личности может быть обращен либо к своему внутреннему Я (интроверсия), либо к внешнему миру (экстраверсия).

На основе этого умозаключения исследователь разработал психологические типы людей и вывел формулу человеческой души, заключив ее в психиатрические и психологические рамки. Работы Юнга оказали значительное влияние на культурологию, сравнительное религиоведение, антропологию, педагогику и литературу.

Детство и юность

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в расположенной на северо-востоке Швейцарии коммуне Кесвиль. Отец будущего психотерапевта Иоганн Юнг был пастором в реформистской церкви, а его жена Эмили занималась воспитанием сына. В детстве Карл был замкнутым и несколько странным ребенком. Нелюдимость и отстраненность появились в результате напряженных отношений с главой семейства и частых истерических припадков матери, которые Густав неоднократно наблюдал в детстве.


В 10 лет из подобранного на улице деревянного бруска Юнг вырезал 6-сантиметрового человечка, уложил его в пенал и отнес поделку на чердак. Когда раздражительность отца или болезненность матери доводили мальчика до крайней степени отчаяния, он забирался на чердак и разговаривал на тайном языке с рукотворным другом. Эти странности были первым проявлением бессознательного поведения, которое в дальнейшем Карл подробно описал в очерках по психологии бессознательного.


Родители отдали сына в гимназию, когда ему исполнилось 11 лет. Стоит отметить, что Густав не проявлял интереса ни к наукам, ни к творчеству. Пока преподавательский состав сетовал на отсутствие у безынициативного ученика талантов, Карл по возвращении домой увлеченно рисовал старинные замки и зачитывался прозой. Карл не мог завести друзей и в полной мере проявить себя на учебе из-за не покидающего его чувства раздвоенности личности. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».


В 16 лет туман одиночества стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал , и даже нашел отражение своих мыслей в работах . В 1893 году Карл поступил на факультет естественных наук в Базельский университет. В университете, помимо чтения обязательной литературы, Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Эммануила Сведенборга и Адольфа Эшенмайера.


Под впечатлением от прочитанных произведений Густав даже пару раз проводил спиритические сеансы. Это не совсем обычное увлечение помогло ему написать диссертацию по медицине, которая называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В будущем, чтобы правильно оформить комментарий к древним текстам («И-цзин», «Секрет Золотого Цветка», «Тибетская книга мертвых»), он намеренно вернется к теме изучения духовного мира.


Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении. После смерти отца его семья осталась без средств к существованию. Густав днем посещал лекции, а в свободное от учебы время занимался репетиторством. Так юноша поддерживал довольно скромное существование и оплачивал учебу. По окончании высшего учебного заведения дипломированному специалисту попался в руки «Учебник психиатрии» Рихарда фон Крафта-Эбинга. Эта находка предопределила дальнейшее будущее Юнга.

Психология

В 1900 году Карл переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Густав поселился на больничной территории. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций.


"Красная книга" Карла Юнга

В 1907 году вышла его первая крупномасштабная работа «Психология раннего слабоумия», которую Юнг для ознакомления отправил . Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Карла. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.


В 1909 году вместе с Фрейдом Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций. Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, позволили Густаву в 1910 году оставить пост в бургхольцльской клинике (к тому времени он уже занимал должность клинического директора), вернуться в родные края и погрузиться в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии.


В этот же период появляются публикации, довольно четко обозначившие границу идеологической независимости Карла от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного. В 1913 году гении психоанализа решили прекратить всяческое общение. Драма расставания обернулась для Юнга возможностью публикации работ «Символы трансформации» и «Красная книга».


В 1920-е годы Юнг совершил ряд длительных увлекательных путешествий в районы Африки и Северной Америки. Своеобразное культурно-психологическое эссе составило основу одной из глав в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». В 1930-м Карл был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии, а также явил миру свое новое творение – книгу «Проблемы души нашего времени». Спустя два года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8 тыс. франков.

С 1933 по 1942 годы Юнг преподавал в Цюрихе, а с 1944 года – в Базеле. Также в 1933–1939 гг. ученый издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. Среди творений Юнга этого периода особенно выделялись статьи «Отношения между Я и бессознательным», «Психология и религия», «Психология и воспитание», «Образы бессознательного», «Символика духа» и «Об истоках сознания».


В феврале 1944 года во время экскурсии Юнг сломал ногу и, находясь в больнице, перенес сердечный приступ, после которого несколько недель балансировал на грани жизни и смерти. Позже он подробно описал свои видения в автобиографии.


В ноябре 1955 года, после пятидесяти двух лет совместной жизни умерла жена Юнга, Эмма, и эта утрата совершенно опустошила психотерапевта. Чтобы избавиться от горестных мыслей, Карл с головой погружался в работу. Автобиография, которую Юнг записывал с помощью секретаря, отнимала много времени, а количество корреспонденции выросло настолько, что иногда ему приходилось прятать связки приходящих писем за книжные полки.

Личная жизнь

С первой и единственной женой Эммой Раушенбах Юнг познакомился, будучи студентом-медиком. В момент их первой встречи ему был 21 год, а ей 15 лет. Милая, скромная девочка с аккуратно заплетенными в косу густыми волосами сразу приглянулась Густаву. Эмма и Карл узаконили отношения 14 февраля 1903 года.


Избранница философа происходила из старинной швейцарско-немецкой семьи богатых промышленников. Финансовое благосостояние жены позволило Юнгу без оглядки на необходимость ежедневного зарабатывания денег посвятить себя научным исследованиям в области психологии. Эмма проявляла искренний интерес к работе мужа и во всем его поддерживала. Раушенбах подарила супругу четырех дочерей и сына: Агату, Грет, Франца, Марианну и Элен.


Наличие законной супруги и детей не мешало Юнгу заводить отношения на стороне. 17 августа 1904 года в швейцарскую клинику, где работал Карл, поступила восемнадцатилетняя девушка Сабина Шпильрейн. Эта любовная история стала популярной из-за того, что в основе отношений Шпильрейн и Юнга лежало явление эротического переноса (увлечение пациента лечащим врачом). Юнг заметил и оценил острый ум и научный склад мышления девушки, а Шпильрейн не могла не влюбиться в тонко чувствующего мир врача. Их роман закончился сразу после того, как Сабина излечилась от своего недуга и покинула медицинское учреждение.


В 1909 году к Карлу в качестве пациентки пришла 21-летняя Тони Вольф. Эта барышня после выздоровления стала официальной помощницей и любовницей психиатра. В сентябре 1911 года девушка даже сопровождала семейство Юнгов на Веймарский конгресс международного психоаналитического сообщества. Эмма знала об увлечении мужа, но безграничная любовь к отцу ее детей не позволила ей подать на развод.


Тони Вольф – единственная помощница Юнга, которая на протяжении 40 лет делила с психоаналитиком не только постель, но и рабочее место. В результате их сотрудничества появилась книга «Метаморфозы и символы либидо».

Смерть

В мае 1961 года Юнг выбрался на прогулку. Там у психотерапевта случился очередной инфаркт, спровоцировавший закупорку сосудов мозга и частичную парализацию конечностей. На протяжении пары недель Карл был на грани жизни и смерти. По воспоминаниям сиделки, присматривавшей за мыслителем, за день до кончины философ увидел сон, после которого с улыбкой на лице заявил, что больше ничего не боится.


Юнг умер 6 июня 1961 года в своем доме, расположенном в деревне Кюснахт. Похоронили именитого психотерапевта на местном кладбище протестантской церкви. На прямоугольном надгробии, помимо инициалов именитого психоаналитика, выбиты имена его родителей, сестры Гертруды и жены Эммы.

Библиография

  • «Архетип и символ»
  • «Воспоминания, размышления, сновидения»
  • «Душа и миф. Шесть архетипов»
  • «Отношения между эго и бессознательным»
  • «Человек и его символы»
  • «Психологические аспекты архетипа матери»
  • «Психология переноса»
  • «Общая точка зрения на психологию и сновидения»
  • «Символы и метаморфозы. Либидо»
  • «Брак как психологическое отношение»
  • «Проблемы души нашего времени»
  • «Психологические типы»
  • «Работы по психиатрии»

Цитаты

  • «Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придет тот, кто идет к тебе»
  • «Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя»
  • «Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма»
  • «Я не то, что со мной случилось, я - то, чем я решил стать»

В круг интересов Юнга входили биология, зоология, палеонтология и археология. В 1900 он стал врачом в психиатрической клинике Цюрихского университета, которой руководил Ойген Блейлер, в 1902 защитил диссертацию О психологии и патологии в так называемых оккультных феноменах (Zur Psychologie und Pathologie sogenannter okkulter Phänomene ).

В 1902 Юнг отправился в Париж, где слушал лекции Пьера Жане , а затем в Лондон. В 1903 женился на Эмме Раушенбах. Результаты экспериментальных исследований, проведенных совместно с Францем Риклиным и другими сотрудниками, были изложены в 1904 в труде Диагностические исследования ассоциаций (Diagnostische Assoziationsstudien ). Исследования были направлены на обнаружение особых групп подавленных и эмоционально окрашенных психических содержаний, которые Юнг назвал «комплексами». Работа принесла Юнгу широкую известность, и в 1907 он встретился с Фрейдом , в трудах которого по интерпретации сновидений нашел подтверждение своих идей.

После поездки в 1911 вместе с Фрейдом по Соединенным Штатам с лекциями Юнг отказался как от работы по выпуску «Ежегодника психологических и психопатологических исследований» («Jahrbuch für psychologische und psychopathologische Forschungen»), основанного Блейлером и Фрейдом, так и от поста президента Международного психоаналитического общества. Юнг сформулировал свою новую позицию в книге Метаморфозы и символы либидо (Wandlungen und Symbole der Libido , 1912), переизданной в 1952 под названием Символы метаморфоз (Symbole der Wandlungen ). На примере фантазий молодой женщины на ранней стадии шизофрении Юнг раскрыл символическое содержание бессознательного с помощью ряда исторических и мифологических параллелей. Юнг назвал свой подход аналитической психологией (противопоставив его «психоанализу» Фрейда и «индивидуальной психологии» Адлера).

В 1909 Юнг отказался от работы в больнице, а в 1913 от чтения лекций в Цюрихском университете, где преподавал с 1905, все больше углубляясь в изучение мифологической и религиозной символики. Этот период длился вплоть до публикации в 1921 труда Психологические типы (Psychologishe Typen ). В 1920 Юнг побывал в Тунисе и Алжире, в 1924–1925 изучал индейцев пуэбло в Нью-Мехико и Аризоне, в 1925–1926 – обитателей горы Элгон в Кении. Несколько раз путешествовал по Соединенным Штатам, дважды посетил Индию (последний раз в 1937). Важную роль в его исследованиях сыграли религиозный символизм индуизма и буддизма и учения дзен-буддизма и конфуцианства .

В 1948 в Цюрихе был организован Институт Юнга. Его последователи создали Общество аналитической психологии в Англии и аналогичные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран. Юнг был президентом Швейцарского общества практической психологии, основанного в 1935. С 1933 по 1942 вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 – в Базеле. С 1933 по 1939 издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»). Среди его публикаций – Отношения между Я и бессознательным (Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten , 1928), Психология и религия (Psychologie und Religion , 1940), Психология и воспитание (Psychologie und Erziehung , 1946), Образы бессознательного (Gestaltungen des Unbewussten , 1950), Символика духа (Symbolik des Geistes , 1953), Об истоках сознания (Von den Wurzeln des Bewusstseins , 1954).

Аналитическая психология.

В центре учения Юнга лежит представление об «индивидуации». Процесс индивидуации обусловлен всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души, считая ее неотъемлемым компонентом процесса индивидуации.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцеление). С такой точки зрения психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и личностной целостности.

Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль в сеансе. Кроме свободных ассоциаций, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.

Юнгу принадлежит понятие «коллективного бессознательного» – архетипов, врожденных форм психики, образцов поведения, которые всегда существуют потенциально и при актуализации предстают в виде особых образов. Поскольку типические характеристики, обусловленные принадлежностью к человеческому роду, наличием расовых и национальных признаков, семейных особенностей и веяний времени, сочетаются в человеческой душе с уникальными личностными характеристиками, ее естественное функционирование может быть только результатом взаимного влияния этих двух сфер бессознательного (индивидуальной и коллективной) и их отношений со сферой сознания.

Юнг предложил теорию типов личности, указал на различия между поведением экстравертов и интровертов соответственно их отношению к окружающему миру.

Интересы Юнга простирались и на весьма далекие от психологии области – средневековую алхимию, йогу и гностицизм, а также парапсихологию. Феномены, не поддающиеся научному объяснению, такие, как телепатия или ясновидение, он называл «синхронистичными» и определял как некие «значимые» совпадения событий внутреннего мира (снов, предчувствий, видений) и реальных внешних событий в настоящем, непосредственном прошлом или будущем, когда причинная связь между ними отсутствует.

Карл Густав Юнг - основатель аналитической психологии, не потерял свой высокий статус в отличие от своего заклятого друга и радушного . Последнего сейчас редко воспринимают всерьез, причем немало усилий по уничтожению «научности психоанализа» приложил сам Юнг. Но мы не будем вдаваться в подробности этого противостояния, достаточно лишь сказать, что аналитическая психология сегодня живет и здравствует, ее методы активно применяются по всему миру и она помогает людям, а психоанализом занимаются лишь отъявленные романтики - эта дисциплина в опале у научного сообщества. Впрочем, нельзя рассматривать личность Карла Густава Юнга только с позиции психологии, ведь он был еще и отменным знатоком человеческой истории и мифов, которые порождает каждый из нас. Он ввел в научный дискурс такие термины, как «коллективное бессознательное» и «архетип». Юнг не боялся идти вразрез с общими представлениями науки ХХ века, потому и смог добраться до самых потаенных уголков нашего разума. Ему удалось описать (хотя и не полностью) влияние мифа на становление человеческого разума, а значит и его страхов, слабых и сильных мест. Разумеется, у такого человека полно железобетонных высказываний, которые могут помочь разобраться в собственной жизни. Приводим их с надеждой, что ты не будешь ограничиваться лишь цитатами, но и ознакомишься с трудами этого, без сомнения, уникального человека. Прочитанное принесет тебе пользу, даже если ты из тех парней, которые любят говорить: «психология - это не наука».

Стакан наполовину полон?

Всегда забавляло это деление на оптимистов и пессимистов - казалось, что и те, и другие теряют значительную часть жизни. Даже упускают, а не подпускают эту часть к себе, ведь их взгляд на мир чертовски однобок и статичен. Если тебе интересно быть человеком, который использует свои чувства и разум по полной, то придется смотреть на мир двумя глазами, а не одним. Это сложнее, чем кажется, но и, одновременно с этим, безумно интересно.

О коллективной вине

Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога факт, не вызывающий сомнений, и одна из наиболее важных задач лечения заключается в том, чтобы заставить немцев признать свою вину. Уже сейчас многие из них обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня. Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным.
– Из интервью от 11 мая 1945 года –

Если происходят трагические события на уровне целой страны, то народ предпочитает искать виновного, жаждет крови и расплаты, но не справедливости ради, а лишь затем, чтобы самому не понести наказание. Но проблема в том, что виновата не маленькая группка людей у власти - виновато все общество, которое допустило эту группу во власть. Об этом Юнг очень подробно рассказал в послевоенном выпуске швейцарской газеты Die Weltwoch.

О страхе перед миром

Если ты узнал себя в этом высказываний, то еще не все потеряно - каждый когда-то боялся этого мира и все люди, по своей природе, не далеко ушли от этого самого «примитивного человека». Но сегодня у тебя есть возможность изменить себя. Для этого необходимо провести работу над собой, своими страхами, фобиями и тайными желаниями.

О профессиональном сообществе

Хотя я сам врач – medicus medicum non decimat, – тем не менее, должен с сожалением констатировать, что именно врачи мешают нашим усилиям. Профессиональный дух всегда враждебен даже к самым полезным новшествам. Стоит только подумать о прискорбном отношении врачей к антисептикам и борьбе с послеродовой лихорадкой! Снова и снова я сталкиваюсь с положительно безграничным невежеством своих ближайших коллег, психиатров, в отношении психологии и лечения неврозов.
– Письма –

Забавно, что именно те люди, которые считают себя профессионалами в той или иной сфере, тормозят развитие этой области. Парадокс. Но примеров тому мы видим множество. Просто есть такая когорта людей, которые не умеют создавать новые смыслы, новые решения проблем, но прекрасно могут пользоваться опытом предыдущих поколений. Они цепляются за прошлое, думая что истина обитает только там и нигде больше, потому и встречают любую инновацию с изрядной долей враждебности. Ты можешь столкнуться с этим, причем не единожды.

Новые взгляды

Над самим Карлом Густавом Юнгом часто нависала тень , ведь его методы совершенно отличались от тех, которые были приняты в общей массе. Однако именно новый ракурс на проблему дает человечеству новое, порой лучшее, решение этой проблемы.

Об игре в «мужика»

Персона, идеальный образ мужчины, каким он должен быть, изнутри компенсируется женской слабостью, и как внешне индивид играет роль сильного мужчины, так внутри он становится.
– Отношения между «Я» и бессознательным –

Вообще, Карл Густав Юнг в этой книге, если ты вдумчивый читатель, дает отличные советы по поводу того, как не попасть под каблук. С точки зрения Юнга в каждом мужчине обитает персона и его анима (женская сторона). Если подавлять аниму, то она начнет проецироваться на личные отношения с женщинами, делая мужчину подвластным их влиянию - так рождаются подкаблучники. Если же усиливать власть анимы, то сами девушки будут считать себя неполноценными. В общем, тема занятная и, на первый взгляд, звучит безумно, но это просто потому, что рассказать о проблеме в одном абзаце просто невозможно.

О критиках психологии

Меня всегда изумляет, когда люди говорят, что они отвергают психологию. Мне бы и в голову не пришло отвергнуть литературоведение или эстетику, потому что они тоже занимаются определенными аспектами человеческой души, и я не могу понять, как мои коллеги из других профессиональных сфер оправдывают отвержение психологии. Мне и не снилось ставить психологию на место эстетики или что-то в этом роде. С другой стороны, даже ребенку понятно, что у художника тоже есть человеческая душа, которая, по крайней мере, по своим качествам, схожа с душами обычных смертных. Я лучше понимаю сопротивление философов, поскольку психология пилит ветку, на которой они сидят, коварно лишая их иллюзии, что они представляют абсолютный дух.
– Письма –

Завершим наш парад цитирования мыслью Юнга о критиках, которые, в свое время (да и сейчас) обложили психологию со всех сторон. Сами мы думаем, что многие психологические проблемы нашего общества решаемы, но не абсурдным законотворчеством, а созданием серьезной системы психологической поддержки, которой у нас просто нет. Каждый борется с внутренними демонами собственными силами, а это не всегда лучший путь.

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, маленькой швейцарской деревушке, в семье пастора реформистской церкви Иоганна Юнга. В 1886 году Карл поступает в гимназию.
В 1895 году Юнг поступил в Базельский университет; хотя первоначально его интересовала антропология и египтология, он выбрал для изучения естественные науки, а затем взгляд его обратился к медицине. Он решил специализироваться в психиатрии.
В 1900 году Юнг начал стажировку у Блейлера в Бургельцли, университетской психиатрической клинике в Цюрихе. Материал наблюдений он включил в свою первую книгу "О психологии и патологии так называемых оккультных явлений". После трех лет изысканий Юнг опубликовал в 1906 году свои выводы в книге "Психология раннего слабоумия". Юнг дал один из лучших обзоров теоретической литературы того времени по раннему слабоумию. Его собственная позиция основывалась на синтезе идей многих ученых, в особенности Крэпелина, Дженета и Блейлера, но он заявил также, что в очень большой степени обязан "оригинальным концепциям Фрейда". Юнг, к тому времени респектабельный психиатр, привлек внимание к теориям Фрейдаи выразил сожаление по поводу того факта, что Фрейд "почти не признанный исследователь". Буквально перед тем, как поставить последнюю точку в своей книге, в апреле 1906 года, Юнг начал переписываться с Фрейдом.
На первом международном конгрессе по психиатрии и неврологии в Амстердаме Юнг сделал доклад "Фрейдистская теория истерии", имевший целью защиту психоанализа, а по сути превратившийся в апологию идей Фрейда, во всяком случае, таких его понятий, как "младенческая сексуальность" и "либидо".
В 1908 году Юнг организовал первый Международный конгресс по психоанализу в Зальцбурге, где родилось первое издание, целиком посвященное вопросам психоанализа, - "Ежегодник психоаналитических и патопсихологических изысканий". На конгрессе в Нюрнберге в 1910 году была основана Международная психоаналитическая ассоциация, и Юнг был избран ее президентом, несмотря на протест венской группы.
После года исследований Юнг опубликовал работу "Метаморфозы и символы либидо, часть I". Здесь Юнг ссылается на множество источников с целью провести параллель между фантазиями древних, выраженными в мифах и легендах, и схожим мышлением детей. Юнг сделал вывод, что мышление "имеет исторические пласты", содержащие "архаический умственный продукт", который обнаруживается в психозе в случае "сильной" регрессии. Он доказывал, что если символы, используемые веками, схожи между собой, то они "типичны" и не могут принадлежать одному индивиду.
В 1912 году выходят в свет "Метаморфозы II". Несмотря на то что в течение ряда лет Юнг поддерживал Фрейда, он так и не согласился полностью с его сексуальными теориями. Предлагая свою версию, он трактует либидо совсем не в духе Фрейда, а в "Метаморфозах II" полностью лишает его сексуальной подоплеки.
Несмотря на интерес к психоанализу Юнг не отступил от мистицизма, окрашивавшего все его труды, начиная с самой первой работы, где уже проглядывал зародыш идеи о коллективном бессознательном.
Концепция Юнга состоит в том, что символ представляет собой неосознаваемые мысли и чувства, способные преобразовать психическую энергию - либидо - в позитивные, конструктивные ценности. Сновидения, мифы, религиозные верования - все это средства справиться с конфликтами при помощи исполнения желаний, как выявляет психоанализ; кроме того, в них содержится намек на возможное разрешение невротической дилеммы. Юнга не удовлетворяло толкование сновидений как различных вариаций эдипова комплекса, поскольку такое толкование не признавало созидательной перспективы сновидения. В одной из более поздних работ Юнг предложил метод "активного воображения".
Спустя месяц после мюнхенского конгресса Юнг ушел с поста редактора "Ежегодника", а в апреле 1914 года и с поста президента ассоциации. В июле 1914 года после публикации "Истории психоаналитического движения", где Фрейд продемонстрировал полную несовместимость своих воззрений со взглядами Юнга и Адлера, вся цюрихская группа вышла из состава Международной ассоциации.
Юнг стал почетным доктором наук Оксфордского университета, почетным членом Швейцарской академии наук, получил почетные степени от Гарвардского университета и университетов Калькутты, Бенареса и Аллахабада.
В целом психология Юнга нашла своих последователей больше среди философов, поэтов, религиозных деятелей, нежели в кругах медиков-психиатров. Юнг, что его телеологический подход выражает надежду, что человек не должен быть абсолютно рабски закабален собственным прошлым.
Умер ученый после непродолжительной болезни 9 июня 1961 года в Кюснахте.

(Jung) Карл Густав (1875-1961) - швейц. психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии - «аналитической психологии». Один из ближайших учеников и сотрудников З. Фрейда, впоследствии переосмысливший фрейдистскую трактовку и порвавший со своим учителем. Основные работы (в скобках - годы рус. изд.): «Либидо. Его метаморфозы и символы» (1912), «Психологические типы» (1921), «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Проблема души в наше » (1931), «Психология и » (1940), «Paracelsica» (1942), «Формы бессознательного» (1950), «Misterium Coniunctionis» T. 1-2 (1955-1956), «Современный » (1958).
В своей психиатрической практике Юнг обратил на то, что в сновидениях, в шизофреническом бреде, камлании шаманов, в поэтических и религиозных откровениях часто появляются одни и те же фольклорные и мифологические , что натолкнуло его на о существовании в психике помимо личного бессознательного более глубокого слоя - коллективного бессознательного, бессознательного прошлых поколений. Коллективное - это совокупность архетипов, древних способов переживания человеком окружающего мира, не существует наподобие неких врожденных структур нашей психики, оно не поддается осознанию при нормальных условиях, никакая аналитическая не поможет «вспомнить» его, поскольку в отличие отличного бессознательного оно никогда не было вытеснено или забыто. Архетипы - это не врожденные представления, а врожденные возможности представления. Архетип - это фигура демона, человека или события, повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая . Это прежде всего мифологическая фигура, итог огромного типического опыта бесчисленного ряда предков, остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа. Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. При этом , в виде символа проявляющийся в сновидениях, фантазии или жизни, всегда несет в себе некоторое особое влияние или силу, благодаря которой его воздействие носит нуминозный, зачаровывающий . Подобно тому, как наше , полагал Ю., в целом ряде рудиментарных органов хранит старинных функций и состояний, так и , переросшая архаические влечения, хранит в себе признаки пройденного развития и бесконечно повторяет древние мотивы в своих фантазиях и снах.
С помощью архетипов создаются , религии и философии, оказывающие воздействие на целые народы и исторические эпохи. Если личные комплексы суть за односторонние или дефектные установки сознания, то сходным образом религиозные мифы можно, согласно Ю., интерпретировать как ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества в целом.
Ю. различает два вида мышления: логическое, словесное, приспособленное к действительности и обслуживающее наши повседневные «дневные» нужды, и фантастически-мифологическое , которое преобладало в древности. Оно существует и сейчас у примитивных народов, у детей, повсеместно проявляется в снах. Логическое мышление - более поздний продукт развития культуры. Эпоха, создавшая мифы, мыслила по-детски. И люди никогда не могли отрешиться от этой эпохи. Если бы удалось одним разом отрезать всю мировую традицию, то вместе со следующим поколением вновь возникли бы вся и все исторически существовавшие религии.
Религия и создавали символы, служившие защитной стеной нашей психики от бессознательного. Молитвы, обряды, ритуалы защищали человека и укрощали его звериную природу. Протестантизм разрушил эту стену, и мощная бессознательного хлынула в , что первоначально привело к экспансии зап. мира, бурному динамическому развитию общества, но постепенно положило начало массовым психозам, весь западный оказался в состоянии шизофрении. «Освободившийся» зап. не понимает, насколько его , расстроивший его отвечать божественным символам и идеям, отдал его на психической преисподней. Он освободил себя от суеверий, но его моральная и духовная распалась, и он расплачивается за этот повсеместный распад дезориентацией и разобщенностью.
Многие современные последователи Ю. считают его пророком, гуру, показывающим европейской цивилизации новые пути развития.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

(Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля,- 6.6.1961, Кюснахт, Цюрих) , швейц. психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии - «аналитич. психологии».

В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, разработал технику свободных ассоциаций, превратив её в один из осн. методов психиатрич. исследования. В 1907-12 один из ближайших сотрудников Фрейда. Пересмотр Ю. осн. положений психоанализа (трактовка либидо как психич. энергии вообще, сексуальной этиологии неврозов, психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации, и др. ) привёл к разрыву с Фрейдом.

В работе «Метаморфозы и символы либидо» («Wandlungen und Symbole des », 1912) Ю. исследовал появление фольклорных и мифологич. мотивов в снах пациентов. Исходя из этого, постулировал в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя - коллективного бессознательного, которое, по Ю., есть опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляет общечеловеч. первообразы - архетипы (напр., матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.) , динамика которых лежит в основе мифов, символики художеств. творчества, сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредств. восприятию и осознаются через их проекцию на внеш. объекты. Центр. роль среди архетипов Ю. отводил архетипу «самости» (das Selbst) как потенциальному центру личности в отличие от «Эго» («Я») как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного - процесса становления личности (самореализации, индивидуации) . Осн. задача психотерапии - восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиц. культурах динамич. равновесие между ними осуществляется, по Ю., с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке природы архетипов и коллективного бессознательного позитивистские идеи переплетаются у Ю, с метафизич. представлениями о психике как некой безличной субстанции и т. п., граничащими с оккультизмом.

Ю, разработал типологию характеров («Психологич. типы», 1921 , рус. пер. 1924) , в основе которой лежит выделение доминирующей психич. функции (мышление , чувство, интуиция , ощущение) и преобладающей направленности на внеш. или внутр. мир (экстравертивный и интровертивный типы) . Оказал большое влияние на сравнит. изучение религий, мифологии, фольклора (К. Кереньи, М. Элиаде, Р. Вильгельм, Г. Циммер; меж-дунар. ежегодник по проблемам культуры «Eranos-Jahr-buch», изд. с 1983 в Цюрихе) , а также эстетику и лит.-художеств. критику (X. Рид и др. ) . В 1948 был создан Ин-т Ю. в Цюрихе, в 1958 - Междунар. аналитич. психологии (изд. «Journal of Analytical Psychology», с 1955) .

Gesammelte Werke, Bd l -17, Z.- Sluttg., 1958-76; Post-hume Autobiographie, Z., 19674; и рус. пер.- Психоз и его , СПБ , 1909.

Аверинцев С. С., «Аналитич. » К. Г. Ю. и творч. фантазии, «Вопр. литры», 1970 , № 3; Jасоbi J., Die Psychologie v. C. G. Jung, Z,- Stuttg. , 19675; Meier C. A., Experiment und Symbol. Arbeiten zur komplexen Psychologie C. G. Jungs, Z., 1975 ; Ford h am F., An introduction to Jung"s psychology, Harmondsworth, 19783.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(Jung)

Карл Густав ( . 26 июля 1875, Базель – . 6 июня 1961, Цюрих) швейц. психолог и психиатр; в течение 1910-1913, а затем с 1933 – доцент Цюрихского ун-та, основатель цюрихской ветви психоаналитической школы (« »). Подобно Фрейду, Юнг защищал понимание индивида как активного и реактивного центра той сферы, с которой он реально связан, центра того круга, в котором он живет и который покидает с приходом смерти. Юнг признает (наряду с существованием бессознательного в личности) существование бессознательного в коллективе, и однообразное, присущее всему человечеству , структурные которого являются «архетипами» и из которого развилась каждая индивидуальная духовность: «Все основные формы и основные стимулы мышления коллективны. Все, что люди единодушно расценивают как , коллективно, так же как и то, что всеми понимается, всем присуще, всеми говорится и делается» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem UnbewuЯten», 1938). Юнг отличает «маску» (лат. persona), которая есть не действительное, а компромисс между индивидом и обществом по вопросу о том, чем является , от внутренней установки на неясные побуждения, и мысли бессознательного. Направление интереса у Юнга называется «движением либидо». По Юнгу, существуют четыре осн. формы установки души: мысль , чувство, ощущение и интуиция. От предсексуалъной стадии через стадию пробуждающейся сексуальности (половая зрелость) идет к зрелому возрасту (зрелость); ср. Глубинная психология. Осн. работы: «Wandlungen und Symbole der Libido», 1912; «Die Psychologie der unbewuЯten Prozesse», 1926; «Psychologische Typen», 1921; «Seelenprobleme der Gegenwart», 1931; «Wirklichkeit der Seele», 1934; «Analytische Psychologie und Erziehung», 1936; «Psychologie und Religion», 1940; «Ьber die Psychologie des UnbewuЯten», 1943; «Die Psychologie der Ьbertrдgung», 1946; «Symbolik des Geistes», 1948; «Aion. Untersuchungen zur Symbolgeschichte», 1951; «Antwort auf Hiob», 1952; «Psychologie und Alchemie», 1952; «Versuch einer Darstellung der psychoanalytischen Theorie», 1954; «Welt der Psyche. Eine Auswahe zur Einfьhrung», 1954; «Misterium Coniunctionis» (в соавторстве с M. Л. Францем), 3 Bde., 1955-1957.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ЮНГ (Jung) Карл Густав (26 июля 1875, Кесвиль - 6 июня 1961, Кюснахт) - швейцарский психиатр и психолог. Получил медицинское в Базеле, с 1900 работал в клинике Бургхельцли (Цюрих) под руководством Э. Блейлера. В 1902 защитил докторскую диссертацию “О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов”. В организованной им психологической лаборатории разработал словесно-ассоциативный , который стал источником для множества других проективных тестов. Известность в медицинском мире принесла ему книга “Психология Dementia Praecox” (1907). В 1907 встречается с 3. Фрейдом, становится одним из самых активных его последователей, способствует распространению психоанализа в Европе и Америке, избирается первым президентом Международной психоаналитической ассоциации и является главным редактором журнала этой ассоциации. Как личные конфликты, так и теоретические разногласия ведут к разрыву с Фрейдом в 1913. В работе “Метаморфозы и символы либидо” (Wandlungen und Symbole des Libido, 1912) Юнг подверг критике учение Фрейда о либидо и выдвинул собственную концепцию коллективного бессознательного. В 20-е гг. эта получает свой окончательный вид как архетипов коллективного бессознательного. Рост числа учеников и последователей способствовал формированию ассоциации “комплексной”, или “аналитической” психологии; в 1948 в Кюснахге (под Цюрихом) был основан первый “Институт К. Г. Юнга”. Юнгианская располагает несколькими десятками подобных институтов в различных странах, будучи второй (после фрейдовской) по числу членов ассоциацией в рамках глубинной психологии. Учение Юнга, разрабатывавшееся на основе эмпирического опыта - лечения пациентов, возникло под несомненным влиянием немецкого романтизма, учений Шопенгауэра и Ницше. Коллективное бессознательное вполне сопоставимо с мировой волей Шопенгауэра, но с тем отличием, что лежащие в глубинах психики архетипы коллективного бессознательного получают у Юнга то виталистскую, то спиритуалистическую интерпретацию. В символах мифов и религиозных учений всех времен и народов видит истинной природы человека.

Психика рассматривается Юнгом как энергетическая , в которой сознание и бессознательное взаимодействуют и дополняют друг друга. Целью терапии является “индивидуация”, т. е. от “эго” () к глубинному архетипу Самости. Юнг называл свое учение “западной йогой”, им был написан трудов по восточным религиозно-философским учениям. Но значительно большее внимание он уделил гностицизму и алхимии, считая авторов гностических и алхимических трактатов своими предшественниками в области психологии. В последние два десятилетия своей деятельности он написал несколько работ (прежде всего “Ответ Иову”), в которых развивал собственный вариант гностического богословия. Его идеи получают распространение в далеких от науки кругах - он делается “гуру” для увлекающихся оккультизмом, восточными учениями и практиками медитации. В эти же годы им разрабатывается концепция “синхроничности” - акаузальных синхронных связей, т. е. значимых событий, принадлежащих различным реальностям, находящимся не в причинной, но в смысловой связи. Отталкиваясь от идей Лейбница, Юнг создает учение о своего рода предустановленной гармонии между физическими и психическими событиями, процессами во внешнем и внутреннем мире. Такого рода связями Юнг объясняет различные парапсихологические феномены, древнюю магию и т. п.

Критика современной технической цивилизации и массового общества во многих трудах Юнга обусловлена тем, что человек Запада создал обезбоженный мир, предал забвению собственную религиозную традицию и истребляет прочие по всему земному шару. На индивидуальном уровне это ведет к психопатологиям, а на социально-политическом - к распространению тоталитарных идеологий. Церковная традиция располагала средствами для трансформации энергии архетипов в прекрасный символический ; начавшийся с протестантизма “штурм священных стен” привел к материалистической цивилизации, не обладающей такого рода универсумом, а потому особенно уязвимой для неожиданных “прорывов” энергии коллективного бессознательного.

Последователями Юнга в строгом смысле слова являются несколько тысяч практикующих психотерапевтов, получивших подготовку в учебных институтах асссоциации аналитической психологии. Но влияние его воззрений было значительно более широким. В академической психологии это влияние ограничивается теорией типов (“интроверт - экстраверт”) и указанными выше проективными тестами; некоторые привнесения Юнга в технику психоанализа в начале века сохранились и приняты даже ортодоксальными фрейдистами, враждебно относящимися к Юнгу. Хотя от его идей отталкивались некоторые видные историки мифологии и религии (К. Кереньи, М. Элиаде), взгляды Юнга в этой области нередко подвергаются критике - из частого повторения одних и тех же образов в мифах разных народов мира еще не следует их обусловленность архетипами коллективного бессознательного. Значительным было влияние Юнга на многих писателей, художников, кинорежиссеров и отдельных далеких от ортодоксии богословов.

Сот.: Gesammelte Wferke, Ölten, Bd. 1-20. Z., 1958- ; The Collected W)rks, Princeton, vol. 1-20. L., 1953-64; Избр. труды по аналитической психологии. Цюрих, 1929; Архетип и . М., 1991; Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994; Психологические типы. СПб., 1995; Ответ Иову. М., 1995; Психология и . К., 1997; AION. Исследование феноменологии самости. М., 1997.

А. М. Руткевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЮНГ" в других словарях:

    - (Jung) Карл Густав (1875 1961) швейц. психиатр, создатель школы “аналитич. психологии”. Получив мед. образование в Базеле, Ю. с 1900 работает в психиатрич. клинике Бургхельцли. После защиты докт. дис. (“О психологии и патологии т.н.… … Энциклопедия культурологии

    - (Jung): Юнг, Александр (1799 1884) немецкий писатель. Юнг, Артур (англ. Arthur Young, [Янг]; 1741 1820) известный английский писатель. Юнг, Джон Радфорд (англ. John Radford Young, [Янг]; р. 1799) английский математик.… … Википедия

Понравилась статья? Поделитесь ей