Контакты

Зачем на Троицу украшают дом березовыми ветками? История традиции. Приметы на троицу

В 2018 году святой праздник Троицы выпадает на 27 мая. Еще этот праздник называют Пятидесятницей, потому что святой дух сошел на апостолов на 50 день после Воскрешения.

В этот праздник принято украшать Храм и дома разнообразной зеленью. Многие верующие в этот день приносят веточки березы – основной символ праздника.

Что святят на Троицу, какие ветки и траву, зелень, когда освящают в субботу или воскресенье: какие травы надо брать с собой в храм

В этот день принято собирать лекарственные травы. Согласно народным поверьям они в этот день обретают особую силу. Потом эти травы несут в храм для того чтобы освятить, передает портал 1rre. Потом их сохраняют и в течение года ими лечатся.

Полынь. Эта трава считается оберегом в доме. Перед новосельем принято было окуривать помещение. Также веточку полыни вешали над входной дверью, что бы она отгоняла нечистую силу. В народной медицине Полынь используется как успокаивающее, болеутоляющее средство. Помогает регулировать роботу менструального цикла и ЖКТ.

Любисток. В народе верили, что этот цветок защищает от колдовства. Его отваром омывали волосы, купали в нем младенцев. Настой из этой травы имеет отхаркивающее, очищающее и болеутоляющее действие.

Чабрец (тимьян). Его используют как оберег. Считалось, что он поможет женщине выбрать себе хорошего мужа и сохранить мир в семье. Его зашивали в подушку, чтобы избавится от ночных кошмаров. Для мужчины чабрец – символ мужества, храбрости и успеха. Отвары и настои из этой травы использовали как снотворное, потогонное и отхаркивающее средство. Чабрец имеет свойства антисептика.

Василек. Это оберег от нечистой силы. Так же его считают приворотным зельем. Его отвары и настои применяют при кашле, простуде, при сердечных заболеваниях, и при почечных заболеваниях. Настой из цветков применяют как антисептик, желчегонное и потогонное средство. Снимает спазмы гладкой мускулатуры, улучшает аппетит.

Мята и мелиса. Эти травы используются как оберег. Запах этой травы улучшает сон. Чаи из травы успокаивают, снимают боль.

Аир. Символ удачи, богатства и достатка дома. Его разбрасывали по комнатам и на полу. Его отварами лечили выпадение волос и использовали как антисептическое средство.

Букетики с вышеперечисленными травами освящают в воскресенье. Если с прошлого года осталась свячёная зелень, то ее просто отдают животным.

Что святят на Троицу, какие ветки и траву, зелень, когда освящают в субботу или воскресенье: другие традиции светлого праздника Троицы

В народе это праздник очень любят. Хозяйки в этот день старательно наводят чистоту и порядок. Дома и комнаты украшают зеленью, веточками березы, дуба, калины.

В Воскресенье принято посещать церковную службу. Но в церкви начинают вести богослужение с вечера субботы.

Троица всегда припадает на выходной день. А потому принято в честь праздника устраивать обед, куда приглашают родных и близких. На обеде принято угощать караваем, различными блюдами из яиц, пирогами. Так же можно выбраться с семьей на пикник.

В народе до сих пор сохранилась традиция устраивать народные гуляния, ярмарки, выставки, концерты в честь этого праздника.

… Это было давно. Как-то, на детской площадке в поселке Кузнечики, я услышала от мамочек о хорошей подготовке к школе в группе раннего развития детей. Мне очень захотелось определить сына в эту группу, и мы с мужем встретились с Илоной Станиславовной и стали просить её взять нас. Она предупредила, что будет продолжать работу уже в Воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы в Щапово. «Куда Вы, туда и мы» — был наш ответ.

Надо сказать, что тогда семья наша была далека от веры. Освятить яйца и куличи на Пасху — вот и все походы в Церковь. Но начались новые времена. На занятиях в Воскресной школе всё было внове. Мы записывали слова молитвы в блокнот и учили с сынишкой вместе. А как непросто было выстоять в храме «целых» 40 минут до причастия! Ведь мы приходили даже не к началу службы.

Вспоминается здание старой Воскресной школы. Как мы помещались там, как умудрялись проводить праздники в маленькой комнатке- классе! Но всё было с такой любовью, такой искренностью, что хотелось приходить туда снова и снова.

Со всеми мамами мы до сих пор в отличных отношениях, поддерживаем друг друга, советуемся по многим вопросам. А наш педагог — Илона Станиславовна — это солнышко Воскресной школы. Она учила и учит наших детей добру, пониманию, взаимовыручке, любви. И на все наши, взрослые, вопросы она отвечает, находит подход ко всем.

Репетиции наших праздников — это отдельный творческий процесс. Ведь подготовить сценарий праздника, обдумать все тонкости — это лишь часть огромного айсберга, вся сложность скрыта от глаз зрителей: собрать всех участников, промотивировать взрослых участвовать в спектакле, сделать костюмы, придумать весёлые игры, потешки и так далее. И при этом — чтобы детки не устали, чтобы было здорово…

Так, постепенно, вместе со старшим сыном, мы приходили в храм. Когда ему исполнилось семь лет — готовились вместе к исповеди. Сейчас трое моих деток учатся в Воскресной школе, старший уже участвовал в службе — читал и пел с хором. Теперь больше учителей работают с нашими детками. Воскресная школа стала частью нашей жизни.

Хочется от всей души поблагодарить отца Георгия за доступность этого обучения всем желающим. И огромный благодарственный поклон Илоне Станиславовне за её поистине титанический труд. Дай им Бог крепкого здоровья и многая благая лета!

Вот уже десятый год, как я хожу в наш Успенский храм… В первый раз я появилась в нем, что называется, за компанию с моей двоюродной сестрой. Тогда, на протяжении всей службы (казалось, она была бесконечной), я, вся измаявшись, думала только о том, когда же она закончится. А выйдя из храма, ничего в себе не почувствовала. Решила, что еще не время, что приду снова, когда по-настоящему потребует моя душа.

Прошли года, я стала мамой. Своего первенца мы крестили только в три года. И осмысления того, для чего это нужно, не было – все крестят, вот и мы тоже. Старшему сыну шел четвертый год, когда у нас родилась дочь. По Божьему провидению, а по другому я не могу это объяснить, я узнала от новой знакомой о Воскресной школе при нашем храме Успения Пресвятой Богородицы. Подумала, что это очень кстати. Ребенок подготовится к школе, ведь у меня совершенно не стало на него времени — дочка была очень капризная, приходилось все время быть с ней. А сын тем временем гулял во дворе со старшими друзьями и, как следствие, начал ругаться матом…

Помню, пришла поинтересоваться, как можно записаться в школу. На территории храма никого не было. И вот выходит матушка Мария (ныне покойная — Царствие ей Небесное!), такая спокойная, добродушная и говорит: «Ты приходи в конце лета, Илона Станиславовна возьмет ребенка, обязательно возьмет, она всех берет».

С сентября 2006 года у меня началась новая жизнь. Так незаметно, как-то естественно я со своими детьми начала посещать храм. Сначала причащала только детей. Так было заведено, в двунадесятые праздники дети из Воскресной школы шли на причастие. А потом стала причащаться и сама. Это совершенно другое состояние души. Прекрасно, когда ты чувствуешь потребность и когда у тебя есть возможность прийти в храм!

Со временем Воскресная школа стала нашим вторым домом, а все мы друг для друга стали одной большой семьей. Очень важно понимать, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации есть на кого положиться. А еще я открыла в себе актерские способности. Ведь в школе мы готовим спектакли для детей. Когда ты устала от бесконечных житейских забот, приходишь на репетицию, видишь там своих, уже таких близких, людей, то отвлекаешься, приходишь в норму и ощущаешь, что всё в порядке. А на празднике после спектакля — радостные лица детей и добрейшее, счастливое лицо нашего батюшки Георгия.

Сейчас у меня четверо детей, я живу в другом месте, хожу в другой храм, но при всякой возможности еду с детьми в Щапово, в храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший для меня началом новой, духовной, светлой жизни, моим спасением и душевной радостью.

От всей души желаю нашему приходу и отцу Георгию, нашему доброму и терпеливому наставнику, многая и благая лета.

… Ровно десять лет назад в Кленовском Доме культуры был объявлен набор детей для подготовки их к школе. Одним из инициаторов была педагог из Щапово — Илона Станиславовна Симакова. Группа, к сожалению, не набралась, но я твердо решила, что буду возить своего пятилетнего сына Мишу на занятия в Щаповский ДК.

На первом родительском собрании Илона Станиславовна сообщила, что занятия с детьми будут проходить на базе Воскресной школы при Успенском храме, где, наряду с основными предметами, она будет знакомить наших малышей с Законом Божьим и основами православной веры. Насколько я помню, родителей это не смутило, а меня так даже и обрадовало. Сама я в то время была не то что невоцерковленным человеком, а, мягко говоря, «полная темнота». Вот и подумала, что хоть кто-то расскажет и познакомит моего ребенка с «этой наукой».

Скажу сразу: мой сын просто влюбился в Илону Станиславовну. Он говорил, что она, как мама, – добрая и внимательная. Всегда с нетерпением ждал дня занятий и с радостью собирался в дорогу. В те времена у нас был малюсенький класс в одноэтажном здании при храме. Но что удивительно: в нем умудрялись проводить и занятия, и репетиции, и спектакли! Сейчас, спустя столько лет, я, просматривая старые фотографии, не перестаю удивляться: как это было возможно?..

В Воскресной школе мы жили одной большой и дружной семьей, все родители были вовлечены в эту жизнь: кто-то готовил еду, кто-то шил костюмы, кто-то убирался и мыл посуду, кто-то ксерокопировал учебные материалы, кто-то договаривался о паломнических поездках. А самое главное — мы все были, что называется, «в духе Божьем» — всё делалось с молитвой и словом Господа. Мы все понимали, что наше спасение среди всепоглощающего мира – только здесь, при храме.

Потихоньку воцерковлялась и я. Как маленький ребенок, «училась ходить». Я почувствовала, в буквальном смысле слова, информационный голод, который нужно было срочно утолять. Стала читать православную литературу. Господь посылал мне верующих людей, которые могли ответить на мои вопросы, я слушала лекции, посещала святые места. Если раньше слово «батюшка» ассоциировалось у меня со сказкой «Аленький цветочек», то теперь я старалась брать благословение у батюшки на начинание любого важного дела. Я приобретала не только знания. Полностью менялась моя жизнь. Воистину, Господь из камней себе детей делает…

Мальчик мой подрастал, делился тем, что узнавал в школе, пересказывал интересные истории Ветхого и Нового заветов. Я училась вместе с ним. Незаметно пролетели два года, встал вопрос – куда пойти учиться. Написали заявление в Подольский лицей № 26, ждали приглашения на тестирование. Одновременно я поинтересовалась у Илоны Станиславовны, не знает ли она хорошую, «сильную» школу. Она ответила, что такая школа есть в Плёсково, плюс ко всему она православная. Однако поступить туда очень сложно — серьезный конкурсный отбор среди детей, беседа с родителями.

Для нашей двуязычной семьи, где папа – мусульманин, это будет очень непросто. Батюшка благословил нас, ведь для Бога ничего невозможного нет, и мы решили попробовать поступить и туда. Не хочу быть многословной, скажу только, что уже после первого тура педагоги мне сказали, что у мальчика хорошая подготовка. В итоге – он поступили и в Плёсково, и хорошо сдал тестирование в Подольский лицей. Выбирать мы, конечно же, не стали и с великой радостью приняли подарок от Господа.

Хочу сказать еще об одном. До прихода в Воскресную школу (считаю, что я тоже, как и мой сын, именно пришла туда) я была убежденной сторонницей одного ребенка в семье, которому надо дать достойное образование и воспитание. В общем, голова была забита стандартными эгоистичными мыслями человека, воспитанного пионерией и комсомолом, — и это несмотря на то, что сама я росла в многодетной семье.

Только здесь, в Воскресной школе, я увидела воочию радость многодетных семей, поняла истинную ценность семьи и предназначение матери. В 2008 году в возрасте 33-х лет у меня родился второй сын. Ровно через год у Илоны Станиславовны родилась третья дочка. Наши дети родились в один день – 20 мая.

Миша, старший, посещал теперь Воскресную школу не два раза в день, как дошкольник, а по субботам, всё в том же маленьком классе старого здания. И только в 2009 году, с помощью Божьей, было восстановлено новое двухэтажное здание: от простора и красоты захватывало дух! Наша большая семья увеличивалась с каждым годом, теперь деткам было не тесно. Младшего сына, Матвея, я стала привозить в школу с трех лет. Он шел той же дорогой, что и старший. Те родители, чьи первенцы учились в Воскресной школе, теперь тоже привозили и вторых, и третьих детей. И вот пришло время выпускного дошкольного отделения, впереди – поступление в общеобразовательную школу. Пытаемся, с благословения батюшки, снова в Плёсково. Не так легко, как в случае с Мишей, но – поступили! Дивны дела, Твои, Господи, и большая и искренняя благодарность моему мужу. Христианином он, к сожалению, не стал, но все 22 года совместной жизни он мой единомышленник, замечательный муж и отец.

Минуло уже десять лет, а мы с другими родителями до сих пор вспоминаем, как всё у нас тогда начиналось, какими были мы, наши дети… Когда мы собираемся вместе, то и дело звучат фразы: «а помнишь, как мы смотрели спектакль, стоя в дверях?..», «а помнишь, какая у нас была маленькая и уютная трапезная?..», «а помнишь, как мой на уроке сказал, что побежденный бес превращается в грязную вонючую лужу?..», «а помнишь, как приезжала съемочная группа с телевидения и снимала фильм о мерной иконе с участием наших детей?..». Таких бесконечных «а помнишь» нам хватит на всю жизнь, потому что как раз они стали тем мощным фундаментом, на котором происходило наше воцерковление.

Моя жизнь разделилась на две половины: до прихода в Щапово и после. Сейчас я, волею Божьей, учу детишек основам православной веры в Кленовской Воскресной школе и посещаю занятия народного хора при храме, иногда батюшка благословляет нас петь на литургии и вечерней службе. Вне храма, без молитвы я своей жизни не представляю и бесконечно хвалю и славлю Господа за то, что он десять лет назад открыл мне и моей семье дорогу к спасению, отправной точкой в которой стали Щаповская Воскресная школа и замечательный, отзывчивый и искренний человек – Илона Станиславовна.

Марина Холмуродова, Кленово

Зайди сегодня в храм и помолись,

На Троицу молитва трижды свята,

Мы видим, ангелы слова уносят ввысь,

В день с Воскресения пятидесятый

Самый светлый, самый красивый праздник лета - это, несомненно, Троица, или Пятидесятница.

Троица - это начало нового отчисления на весь православный год. Именно от нее отсчитывают дни и недели постов, святок, поминальных дат и праздничных богослужений.

С чем связана для нас Троица?

Зеленые луговые травы, душистые цветы, молодая листва деревьев. Золотые купола и колокольный звон. Белые платки на головах женщин-верян и огромные букеты в руках.

Как и другие церковные праздники, Троица имеет много традиций, одни из которых широко почитаются и сейчас, а другие позабыты.

Традиции на Троицу

Многие люди накануне праздника отправляются за город, чтобы, бредя по утренней росе и вдыхая свежесть нового дня, собрать нужные для букета растения. Другие просто покупают душистые зеленые охапки, продающиеся в этот праздник возле каждого храма.

Украшение домов. Вечером перед Троицей украшается и сам дом - зеленью, травами, цветами, ветками деревьев — ольхи, тополя, клена, липы, дуба, ясеня, березы, ивы. Ни вербы (она уже отслужила свое на Вербное воскресенье), ни осины (дерево, на котором, по поверьям, повесился Иуда) не ломали. Предки считали, что на Троицу в дом, украшенный зеленью, приходят души умерших родственников. Они прячутся среди зеленых веток и цветов и помогают живым.

Освящение зеленых букетов - самая, пожалуй, распространенная ныне традиция на Троицу .

Но это - не просто букет. Каждый стебелек, каждая веточка в нем несет особый смысл и имеет свое предназначение. Из чего же составить букет на Троицу для освящения?

Ветки березы - обязательный атрибут в букете, который несут в храм на Троицу. Белый березовый ствол издавна наделялся могущественной силой и энергией роста. Именно почки и листья березы распускаются по весне первыми, раньше всех других деревьев.

Принеся ветки березы на Троицу в дом, и добавив ее в букет, можно почерпнуть ее силы.

Для девушек же это имело особый смысл, т.к. именно белая кора березы считалась символом девичьей красы и стройности.

Дубовые ветви - это знак мужской силы и здоровья. Потому что - крепкий как дуб. Именно таким должен быть мужчина, и в древности, и сейчас.

Пряные травы и полевые цветы собирали для букета, чтобы, после освящения в храме, высушить их и разложить под образами. Кроме того что они играли роль оберега, их еще и использовали в быту - добавляли в воду для купания детишек, готовили отвары и настоя, набивали ими подушки - для крепкого и здорового сна.

Собранный букет перед освящением «оплакивали», этот обряд имеет глубокие языческие корни, таким образом люди привлекали дождь, чтобы в летнюю жару урожай насытился необходимой влагой.

Девичьи гадания и обряды на Троицу

Плетение венков на Троицу

Троица - это пора, когда девушки традиционно вплетали тонкие веточки березы и полевые цветы в косы. И плели огромные душистые венки.

И, если в наше время - это, скорее всего, атрибут фотосессии на природе, то в старину с ними связано главное девичье гадание, предсказывающее самый актуальный для каждой красавицы вопрос. Выйдет ли она замуж в этом году, то есть до новой Троицы.

Мелодичным пением (ну куда же девушкам без песни) сопровождался весь процесс ворожбы. Срывая полевые цветы и молодые побеги деревьев, сплетая их тугим узлом в пышный венок, красны девки пели обрядовые песни, привлекающие женихов.

После того как не спеша пройдешься мимо всех претендентов на руку и сердце, надев на головушку рукотворное украшение, и вдоволь налюбуешься своим отражением в воде, можно получить ответ на главный вопрос - собираться замуж, или — ах, сидеть в девках еще год.

Отдав на волю водяной глади решение своей нелегкой девичьей судьбы, нужно смотреть за венком. Плывет по реке - готовься замуж. А если сразу утонул - значит, еще не время создать прочную ячейку общества и решить проблему демографического кризиса.

Завивание березки

В четверг перед Троицей (Семик) девушки шли в лес, находили молодое деревце березки и завивали из его ветвей венок или же наклоняли тонкий ствол и привязывали травами.

В Троицын день девушки возвращались к «своим» березкам и смотрели - не распустился ли их венок, ожидать ли им скорого замужества. Венки обязательно развивались, чтобы березки не обиделись. Часто там же происходили трапезы, в ходе которых девушки угощали и березку принесенным хлебом, яйцами.

Кукушка и девичья судьба

Девушки - народ весьма изобретательный, когда вопрос касается «пойти замуж». Если в близлежащей местности реки или озера не было, то на Троицу об этом можно было спросить кукушку. Кукушка-кукушка, скажи, сколько лет мне лет у батюшки в избе в девках куковать? И надеяться, что вещая птица сохранит молчание.

Девушка-тополя на Троицу

На Троицу в некоторых регионах России, Украины по деревне «водили тополю» — выбирали среди незамужних девушек самую красивую и статную, наряжали и сопровождали ее с песнями и танцами.

Тополя с каждым встречным здоровалась, желала богатого урожая, а за это девушкам давали монеты на «ленты», угощения.

Троица и русалки

Накануне Троицы замуж собираются не только красные девки. По ночам на берег реки выплывают русалки и зазывают женихов. Соблазнился на сладкое пение - защекочут до смерти или утащат на дно. С этими поверьями связана такая традиция, как полный запрет на купание всю зеленую седьмицу - неделю перед Троицей .

Еще существует много поверий, преданий, традиций и обрядов на Троицу.

И очень жаль, что одни из них и совсем забыты. Но даже некоторые способны создать неповторимый колорит народного празднования.

Соберите полевые цветы и ветки деревьев, освятите букет в храме, устелите дом зеленым ковром - и придет в него радость праздника Святой Троицы.

Крестьяне Троицу отмечали шумно, весело. С Троицей в народе связано много примет и обрядов.
Официальная церковь, разумеется, всегда протестовала против подобного, но в русском народе это, похоже, неискоренимо.

Традиции и ритуалы на Троицу

К празднику Троицы хозяйки убирают в доме и наводят чистоту, украшают комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует пришедшую весну, процветание и продолжение жизни. Чаще всего для украшения используются ветки березы, дуба, рябины, клена, трава аира, мята, мелисса.

✔ Одной их самых древних примет является обычай приносить в церковь для освящения, а потом прятать в доме за раму или позже за икону пучки «слезных» трав - траву, которую специально оплакивали, так как слезы символизировали дождь. Таким образом, люди выпрашивали у природы, а позже у Бога, хорошего лета без засухи, с дождями и богатым урожаем от напитавшейся влагой земли.

✔ На праздничный обед приглашают близких людей и родственников, угощают караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем и дарят друг другу веселые подарки.

✔ Березовые веточки, вставленные за рамы окон, за наличники, ставни, зеленая трава, разбросанная по горнице, тоже символизировали хорошее урожайное лето, потому так было в каждом деревенском доме.

✔ Осуждался в деревне любой крестьянский труд на Троицу: ни в поле, ни в доме нельзя было заниматься делами, кроме приготовления еды. Купаться тоже было нельзя, потому что это время - время русалий, когда русалки могут заманить к себе на дно.

✔ За день до Троицы, в родительскую субботу все ходили на кладбище - помянуть родственников, если кто-то не попадал в этот день, считалось, что он зазывал к себе умерших, а они, в свою очередь, уведут кого-нибудь из дома (то есть родственник умрет). Поэтому перед Троицей и поминальный ужин оставляли, и одежду умерших на ограду вывешивали - и помянуть, и смерть отодвинуть, отогнать.

✔ Старые женщины именно в Троицу ходили на кладбище обметать могилы березовыми вениками - считалось, что злые духи отступают при этом, а умершие радуются и содействуют миру, согласию и богатству во всей деревне.

✔ Этот праздник считался девичьим, так как в этот день девушки пытались определить свою судьбу. Существует в день праздника Троица традиция плести венки.

Девушки с самого утра идут собирать полевые цветы, например, васильки, незабудки, ландыши, а потом плетут каждый себе венок. На заре они возвращаются домой, проходя мимо реки. Там следует по традиции пустить венок плыть по реке. От того, как он плывет, начинают гадать. Если он потонет, ждет беда того человека, если кружиться, то неблагополучие, болезни ожидают, а если плывет ровно и спокойно, тогда ждет успех хозяйки венка.
Помимо этого на полях во время сбора цветов и плетения венков, девушки угощают друг друга различными угощениями, поют песни и водят хороводы.

✔ Еще есть обычай на Троицу собирать лечебные травы и цветы. Их хранили весь год и могли использовать при лечении недугов. При этом находясь в лесу, если девушка слышала, как кукует кукушку, то тогда можно было спросить, долго ли еще ей жить в отцовском доме (имелось в виду, когда она выйдет замуж). И сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ходить девице в невестах.

✔ В субботу девушки собирали травы — чабрец, полынь, любисток, васильки, мяту. После Троицы травы, собранные на Зеленые Святки, использовали для лечебных отваров.

✔ Хорошей приметой было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

✔ Из сельскохозяйственных примет можно отметить широко известные «дождевые»: дождь на Троицу - к урожаю, к грибам, к теплой погоде, без заморозков.

✔ А следующий день после Троицы - Духов день. Земля считалась именинницей, на ней также не работали, а поутру ходили на поиски кладов, потому, что в свои именины хорошему человеку земля обязательно откроет что-то ценное.

Гадания на Троицу

Церковь отвергала всяческие гадания, но так уж повелось в народе, что между Рождеством и Крещением, большими христианскими праздниками, был продолжительный период Святок - времени гаданий, так и на Троицу, во время русалий девушки гадали на судьбу, на суженого, с трепетом ждали сватов.

✔ Самые распространенные гадания - «завивание» березки и плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, наклоняли верхушки молодых березок и сплетали из веточек венок - «завивали», если по приходу в Троицу к своей березке девушка видела, что она развилась или повяла - хорошего ждать не придется. Если осталась прежней - будет и свадьба, и любимый суженый, и богатство в доме.

✔ Плести венки - тоже обычай на Троицу. Плели девушки в компании, мужчин не допускали к себе, если парень видел чей-то венок, это было плохой приметой, «сглазом» девушки. Венки плели прямо в Троицу и шли с ними к реке. Там спускали на воду: куда поплыл - оттуда и жених будет, остался у берега - не выйдет девушка замуж, ну, а если утонул - и ей в этом году умереть. Да еще венки не руками снимали с головы, а наклонялись так, чтобы они сами в воду падали.

✔ Чтобы суженый приснился, клали березовые веточки под подушку.

Заговоры на Троицу

Богата культура русского человека - правой рукой он в церкви на Троицу Богу молился, а левой в это время мог держать пучок травы. Затем, выйдя из церкви, поклониться на четыре стороны света, дома из этого пучка веночек сплести, заветные слова на него заговорить и за икону положить - на счастливый и богатый год, до следующей Троицы. Так, в одно целое сливались и христианские, и языческие взгляды русского народа. И не было тут никакого противоречия, все гармонично и слаженно.

✔ Даже еду на Троицу порой готовили с заговором и по-особому. В дохристианском мире ценили все круглое - блины на Масленицу - та же традиция, так как круг - символ солнца. Вот и на Троицу пекли круглый каравай и делали яичницу-глазунью в сковороде из двух яиц.

Круглая яичница - это и символ солнца, и дружная семейная пара, «без углов», то есть без ссор и разногласий. Пока яичница пеклась, хозяйка над ней обязательно говорила заветные слова, солила четверговой солью, а зелень не рвала, а выкладывала веточками и луковыми перьями, что тоже обозначало единство и крепкую связь мужа и жены. Сам муж при этом не участвовал, но ждал, когда жена совершит все таинства, положит яичницу на ржаной каравай и отправится с супругом в рощу, к заранее украшенной яркими лоскутками березе - праздновать Троицу и есть вместе заговоренное кушанье - оберег от всего злого.

✔ Заговор на удачу, на успех в делах, делали на зорьке обязательно на улице утром Троицы:

«Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь, взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны. Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный. Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремен-поводьев тот конь не знал. Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь.»

Любой человек, который соблюдает религиозные традиции, должен знать, что делать с ветками березы после Троицы. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Традиция украшать храмы, церкви и дома ветками березы на Троицу сложилась уже очень давно. Давайте разбираться, почему она появилась, и откуда растут истоки такого явления.

Причины, о которых пишут в открытых источниках, две - символическая и историческая.

С исторической точки зрения, ветки березы символизируют дубраву Мамвру. В ней находился дуб, у которого Бог явился Аврааму. Не сам, а в образе трех ангелов. Этот факт запечатлен на иконах, которые вы можете лицезреть в церквях или даже приобрести для себя в церковных лавках.

Также в ветхозаветную пятидесятницу существовал праздник. В торжество вспоминали день, который наступил после пришествия евреев из Египта. И именно в тот период времени Моисей получил от Бога список из десяти священных заповедей, которыми люди пользуются по сей день.

В то время стояла весна, все цвело, и, возможно, именно поэтому появился обычай украшать все вокруг зелеными ветками берез, чтобы подчеркнуть важность давно прошедшего момента.

Что символично

  1. При своей жизни на земле , сын Бога пообещал, что после того, как он покинет земной мир, Господь отправит людям Святого духа, Утешителя. Спустя сорок дней после пасхи Иисус отбыл на небеса, а спустя еще десять месяцев Святой дух явил свой лик в одном из иерусалимских домов.
  2. Это событие очень символично - оно означает начало благоприятного времени, когда сам Бог в образе святого духа постоянно присутствует на земле, наполняя людей и мир любовью, благодарностью, надеждой на спасение и искупление грехов. Его незримое присутствие во много раз усиливает силу молитв и отклик на них. Это символ могущественной веры, настоящих чудес и всевозможных божественных благ.
  3. В этот период даже самый отчаявшийся грешник, при условии его искреннего покаяния получит прощение Бога и может искупить все свои грехи. Произойдет словно возрождение, переход от прежней жизни к более счастливой, праведной, успешной. И получить такой подарок судьбы может абсолютно каждый, искренне раскаявшийся человек.

Символизм

А теперь разберемся, что олицетворяет собой образ березовых веток в Троицу.

Значения этого символа следующие:

  1. Они означают буквально возрождение души, которая приходит в себя после зимней спячки, расцветает и обновляется. Также, как весной оживает все вокруг, оживает и человеческое сердце. Это самое главное значение символа.
  2. Пока ветви растут на дереве, они живут, питаются энергией ствола дерева. А стоит отделить их от этого источника - они со временем засыхают и становятся безжизненными. Точно также человек, отрезанный от своих , своего рода, который состоит в плохих отношениях с родственниками и не верит в Бога, теряет энергию и силы. Стоит заблудшей душе отделиться от Бога, она превращается в иссохшую ветку, о чем лишний раз напоминает этот незамысловатый символ праздника Троицы.
  3. Также это символ благой энергии любви, благодарности и принятия. Эта энергия наполняет человека, дает ему силы жить и исполняет его желания. Пока человек «питается» божественной энергией, излучает эмоции безусловной любви и благодарности, он отдает миру высокие частоты своих положительных эмоций.
  4. Очень важно для человека всегда быть в связи с Богом, ощущать его незримую поддержку, помощь. Быть благодарным и полным любви. Отдающим, а не потребляющим. Праздник Троицы - лишний повод напомнить себе об этом.

Что можно делать после праздника

  • Регулярно проводить практику благодарности. Перед сном мысленно благодарите прошедший день за все, что он принес вам. Каждого человека, который был в вашей жизни, принес вам уроки или опыт, даже негативный. Постарайтесь чувствовать, как много людей Бог посылает к вам, для вашей счастливой жизни и для того, чтобы вам было, за что благодарить.
  • Стремитесь излучать безусловную любовь к своей жизни, людям, себе и Богу. Безусловную - значит, на 100% принимающую. Позвольте другим людям быть не такими, как вы, избавляйтесь от ожиданий (главной причины всех разочарований), критики, упреков и стремления кого-либо переделать.

Посмотрите видео по теме:

Что можно и что нельзя делать с ветками березы после Троицы

Яркие, цветущие и прекрасные березовые ветви создают очень живую атмосферу в этот великий праздник. Но у многих людей возникает закономерный вопрос: а что делать со всем этим великолепием, когда праздник окончится, а ветви высохнут и приобретут неприглядный вид.

  1. В Троицу ветвями березы украшайте окна. Это самое подходящее место, даже, пожалуй, единственное, которое так символично. Не нужно ставить ветки в вазы или хранить в доме. Размещайте их исключительно в оконных проемах.
  2. После праздника использованные ветки лучше всего сжечь. Разделите их на мелкие прутики и устройте импровизированный костер в безопасном месте. Соблюдайте технику противопожарной безопасности. И делать это желательно в одиночестве, без присутствия посторонних.

Самая большая ошибка, которую совершает большинство людей - это придавать какое-то особенное, ритуальное значение березовым веткам. Чего делать однозначно не стоит:

  1. Не нужно устраивать никаких магических ритуалов и «танцев с бубном». Троица - церковный праздник, а церковь таких действий не одобряет.
  2. Также не нужно использовать ветки для изготовления домашнего чая, делать из них амулеты. Это суеверия, которые никак не помогут вам в жизни.
  3. Выбрасывать, как использованный мусор, тоже нельзя. Ровно как и демонстративно сжигать на виду у всех. Это попросту неуважение.

Резюмируем

  • Использованные ветки - сжечь. В одиночестве, аккуратно, и не сообщая никому о своем намерении.
  • Ритуалов и обрядов не устраивать.
Понравилась статья? Поделитесь ей