Контакты

«сердце чистое сотвори во мне. Сердце: христианское учение

Призвать учащихся быть целомудренными в мыслях и поступках и покаяться в грехах.

Подготовка к урокy

    Помолившись, изучите следующие стихи из Священных Писаний:

    1. 2-я Царств 11. Давид совершает прелюбодеяние с Вирсавией, женой Урии (11:1–5). Давид не может скрыть свой грех (11:6–13). Он подстраивает гибель Урии в сражении (11:14–17). Давид женится на Вирсавии и у них рождается сын (11:26–27);

      2-я Царств 12:1–23. Пророк Нафан дает понять Давиду о тяжести его грехов с помощью притчи (12:1–6). Давиду сказано, что он будет наказан за свои грехи (12:7–14; отметьте, что в переводе Джозефа Смита 13-гo стиха Нафан говорит: “Господь не снял с тебя грех твой; ты не умрешь”. Первый сын Давида и Вирсавии умирает в младенчестве (12:15–23);

      Псалтирь 50. Кающийся Давид ищет прощения.

    Если вы используете дополнительные приемы для концентрации внимания, принесите катушку ниток и ножницы.

Концентрация внимания

Для начала урока вы можете воспользоваться предлагаемым ниже методическим приемом (или придумайте свой).

Пусть желающий встанет перед классом и вытянет руки вперед. Свободно свяжите ниткой оба его запястья. Объясните, что эта нитка символизирует нечистую мысль. Затем учащийся должен разорвать нитку, резко разведя руки в стороны.

Что мы должны сделать, если у нас возникают нечистые мысли? (Мы должны немедленно избавиться от них.)

Предложите учащемуся снова вытянуть руки. Свяжите их ниткой несколько раз, чтобы нитку было труднее разорвать. Затем снова попросите его попытаться разорвать нитки. Повторяйте до тех пор, пока увеличившиeеся число витков уже не позволит освободить руки.

Что происходит, когда мы позволяем нечистым мыслям задержаться в нашем сознании?

Освободите руки учащегося, разрезав нитки ножницами. Объясните: часть этого урока будет посвящена разбору последствий жизни с нечистыми мыслями. На уроке также будeт обсуждено, как можно освободиться от нечистых мыслей.

Обсуждение Священного Писания и его применение

Преподавая перечисленные ниже отрывки из Священных Писаний, обсуждайте их применение к повседневной жизни. Призовите учащихся рассказать о случаях из своей жизни, которые имеют отношение к этим законам из Священного Писания. Поскольку будет сложно задать все вопросы или охватить все аспекты урока, помолившись, отберите те, которые лучше всего соответствуют потребностям учащихся. Возможно, вам потребуется адаптировать некоторые вопросы, чтобы они соответствовали жизненным обстоятельствам учащихся.

С 1-я Царств 25 по 2-я Царств 10 содержатся важные сведения об исторических событиях этого периода. Поскольку эти главы не рассматриваются в руководстве, вы можете изложить их краткое содержание так:

Вскоре после того, как Давид сохранил жизнь Саулу, Саул совершил очередное покушение на его жизнь. Снова у Давида была возможность убить царя, но он отказался сделать это. Между народом Иуды и соседними народами продолжались войны, и в одном из сражений были убиты Саул и Ионафан. Давид стал царем после Саула и одним из величайших царей в истории Израиля. Он объединил колена в единый народ, обеспечил защиту земли, обещанной его народу, и организовал правительство, действующее на основе закона Божьего. Однако последние 20 лет его жизни были омрачены греховными решениями, обсуждаемыми на этом уроке.

1. Давид совершает прелюбодеяние с Вирсавией и подстраивает смерть Урии, мужа Вирсавии.

Кратко перескажите и обсудите содержание 2-я Царств 11.

Давид прогуливался по крыше своего дома, увидел Вирсавию и соблазнился совершить с ней прелюбодеяние (2-я Царств 11:2). Что должен был делать Давид, увидев Вирсавию? Что из сделанного Давидом привело его ко греху с ней? (См. 2-я Царств 11:2–4.) Что может привести людей к искушению совершать такие грехи? Что мы можем сделать, чтобы избежать искушений совершать такие грехи?

Вы можете записать ответы учащихся на доске в виде таблицы, образец которой приведен ниже. Возможные ответы:

Чего нужно избегать

Как этого избегат

Нечистых или непристойных мыслей

Наполните ваш разум возвышающими мыслями.

Телевизионных программ, фильмов, журналов, книг и музыки, которые носят порнографический характер или являются сомнительными с точки зрения морали

Выбирайте такие средства массовой информации, которые будут вдохновлять вас на совершение добрых дел.

Непристойных занятий во время свиданий

Соблюдайте правила достойных свиданий, которым учат Пророки последних дней, описанные в издании Во имя нравственной силы молодежи.

Интрижек после брака

Всем сердцем любите вашего супруга или супругу. Продолжайте “ухаживать” (то есть продолжайте развивать ваши прежние отношения) за вашим супругом или супругой.

Места или занятия, где вы не сможете постоянно иметь своим спутником Святого Духа

Сделайте так, чтобы места, которые вы посещаете, и ваши занятия позволяли вам постоянно иметь своим спутником Святого Духа.

Для обсуждения способов изгнания нечистых мыслей вы можете использовать приведенный ниже первый методический прием.

Что попытался сделать Давид, узнав о том, что у Вирсавии будет ребенок? (См. 2-я Царств 11:6–13. Он попытался вернуть домой Урию, мужа Вирсавии. Тогда можно было бы сказать, что ребенок будет от Урии.) Почему замысел Давида потерпел неудачу? (См. 2-я Царств 11:11. Урия не вернулся тогда домой, потому что был предан своим братьям по оружию и считал, что должен остаться с ними.)

Какой еще более тяжкий грех совершил Давид, стараясь скрыть последствия своей безнравственности? (См. 2-я Царств 11:14–17.) Как вы думаете, от кого Давид пытался скрыть свой грех? Как пытаются скрыть свои грехи наши современники? Что происходит, когда мы пытаемся скрыть свои грехи?

“Пусть вас не успокаивает тот факт, что ваши прегрешения неизвестны другим. Так поступает страус, пряча голову в песок. Он видит только темноту и чуствует себя хорошо спрятавшимся. В действительности он виден абсолютно всем. Так же и все наши поступки видны Небесному Отцу и Его Возлюбленному Сыну. Они знают о нас все…

Если вы совершили тяжкое прегрешение, вы не найдете в этом никакого прочного удовлетворения или покоя. Оправдывание прегрешения, его сокрытие, возможно, и создаст видимость решения проблемы, но на самом деле это не так. Искуситель сделает так, что ваши самыe возмутительные поступки предстанут на всеобщее обозрение в самый неподходящий момент. Ложь соткет еще более прочную паутину, ловушку, в которую сатана уловит и погубит вас” (in Conference Report, Apr. 1995, 103; или Ensign, May 1995, 77).

Вы можете использовать второй методический прием для иллюстрации опасности сокрытия наших грехов.

2. Давиду сказано, что он будет наказан за свои грехи.

Кратко перескажите и обсудите содержание 2-я Царств 12:1–23.

Какую притчу рассказал Пророк Нафан, чтобы показать неудовольствие Господа Давидом? (См. 2-я Царств 12:1–4.) Что подумал Давид об описанных в притче действиях богатого по отношению к бедному? (См. 2-я Царств 12:5–6.) В чем поступки Давида были подобны поступкам богатого? (См. 2-я Царств 12:7–9.) Как отреагировал Давид на упрек Господа? (См. 2-я Царств 12:13.)

Как вы думаете, почему Давид не смог признать, что богатый из притчи символизирует его? Почему нам иногда трудно признать собственную греховность?

К чему привели грехи Давида? (См. 2-я Царств 12:10–14. Исполнение этих пророчеств описано в стихах 15–23 и последующих главах 2-я и 3-я Царств; см. также У. и З. 132:39. Отметьте, что прелюбодеяние – это тяжкий грех, но Давид потерял возможность своего возвышения потому, что Господь считает его ответственным за смерть Урии.)

Президент Мэрион Дж. Ромни сказал: “Давид… хотя и находился в почете у Господа (о нем даже было написано, что это человек ‘по сердцу’ Господу), тем не менее впал в искушение. Отсутствие у него целомудрия привело к убийству, и, как следствие, он потерял свои семьи и возвышение” (in Conference Report, Apr. 1979, 60; или Ensign, May 1979, 42).

Каковы некоторые прямые последствия безнравственности? Каковы будут долговременные последствия для того, кто не покается?

3. Кающийся Давид ищет прощения.

Кратко перескажите и обсудите содержание Псалтирь 50.

В обращенном к Господу псалме Давид выразил свое желание помочь покаяться другим людям, сказав: “Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся” (Псалтирь 50:15). Даже несмотря на потерю Давидом своего возвышения из-за организованной им гибели Урии, мы можем извлечь урок из его покаяния, когда он искал прощения за грех прелюбодеяния. Его слова в Псалтирь 50 многое говорят нам об истинном покаянии. Изучая с классом Псалтирь, обсудите, как данный Давидом пример покаяния может быть применен в нашей жизни.

В Псалтирь 50 Давид вначале признает Бога и Его милосердие (Псалтирь 50:3). Давид также признает свою греховность (Псалтирь 51:3–5). Почему при покаянии в наших грехах важно, чтобы мы признали величие Бога и собственную греховность?

Чем мы обязаны пожертвовать, чтобы получить прощение наших грехов? (См. Псалтирь 50:18–19.) Как вы думаете, что означает быть обладателем “сердца сокрушенного и смиренного”?

Как наши грехи дo полyчeния прощeния могут быть “всегда пред [нами]”? (См. Псалтирь 50:5.) Как это меняется после прощения? (См. Псалтирь 50:12; Алма 36:17–19.) Как Бог относится к нашему прошлому после того, как простит нас? (См. Псалтирь 50:11; Исаия 43:25; У. и З. 58:42.)

Давид описывал прощение как очищение (Псалтирь 50:3–4, 9, 11–12), восстановление (Псалтирь 50:14) и избавлениe (Псалтирь 50:16). Почему это можно назвать правильным описанием благословений дарованного Богом прощения?

Заключение

Объясните: не имеет значения, насколько мы удачливы или сильны – все мы подвластны искушению. Призовите учащихся сделать все возможное, чтобы остаться целомудренными в мыслях и поступках. Выразите вашу любовь к Иисусу Христу и благодарность за Eго Искупление. Свидетельствуйте о том, что благодаря Искуплению наши грехи могут быть прощены.

Дополнительные предложения для учителей

1. Освобождение от нечистых мыслей

Изложите своими словами цитату старейшины Бойда К. Пэкера об освобождении от нечистых мыслей, проникших в сознание помимо нашей воли.

“Разум человека можно сравнить со сценой. Пока мы не спим, занавес поднят. На сцене всегда происходит какое-то действие. Оно может быть комедией, трагедией, интересным или скучным, хорошим или плохим, но это действие всегда заполняет сцену нашего разума.

Замечали ли вы, как темные, низкие мыслишки могут выползти из-за кулис и привлечь ваше внимание в разгар любого спектакля и безо всякого вашего намерения? Эти темные мысли постараются оттеснить всех на задний план. Если позволить им продолжать, все добродетельные мысли покинут сцену. Покинут вас, потому что вы на это согласились, поддались влиянию неправедных мыслей.

Если вы уступите, они будут все что угодно разыгрывать для вас на сцене вашего разума, покуда хватит вашего терпения. Они могут представлять сцены горечи, ревности или ненависти. Они могут быть вульгарными, безнравственными, даже развратными. С вашего позволения завладев сценой, они станут изобретать самые разумные доводы, чтобы удерживать ваше внимание. Они могут все очень интересно устроить, даже убедить вас в собственной невинности, ведь они всего-навсего мысли.

А что вы делаете в то время, когда сцена вашего разума оккупирована бесенятами неправедного мышления – серенькими, почти чистыми с виду, или такими отвратительными, что в этом не приходится сомневаться? Если вы можете управлять своими мыслями, вы преoдолеете привычку, даже пагубные личные привычки. Если вы научитесь укрощать их, то обретете счастливую жизнь.

Вот что я хочу рассказать вам. Выберите среди священной церковной музыки любимый вами гимн, слова которого воодушевляют, а музыка полна благоговения, гимн, вызывающий у вас чувства, родственные вдохновению. Внимательно обдумайте каждое слово. Выучите его наизусть. Даже не имея музыкальной подготовки, можно мысленно петь какой-нибудь несложный гимн.

Теперь используйте этот гимн как направление для своих мыслей. Пусть это будет направление, в котором надо идти в экстремальных ситуациях. Каждый раз, обнаруживая сомнительных актеров, выбирающихся из глубин мышления на сцену вашего разума, проигрывайте эту запись. Под воздействием возвышенной и чистой музыки низменные мысли со стыдом удалятся. Она полностью изменит ваше настроение. Поскольку гимн возвышающ и чист, гнусные мысли исчезнут. Ибо пока добродетель не имеет ничего общего с безнравственностью, порок не выносит присутствия света.

Вы обнаружите, что в нужное время почти автоматически напеваете про себя эту мелодию. Прослеживая путь ваших мыслей, вы обнаружите некое воздействие на вас со стороны мира, которое и вызвало на сцену вашего разума недостойную мысль, и музыка начнет звучать почти автоматически.

Узнав, как нужно очищать сцену вашего разума от недостойных мыслей, поддерживайте его в постоянном изучении достойного. Измените ваше окружение так, чтобы вас окружало то, что вдохновляет на добро и вызывает возвышающие мысли. Занимайтесь праведным!” (in Conference Report, Oct. 1976, 99–100).

2. Опасность попыток скрыть наши грехи

Пытаясь скрыть свой грех прелюбодеяния, Давид совершил еще более тяжкий грех. Для обсуждения опасностей, сопровождающих попытки скрыть наши грехи, сравните грех с кучкой грязи. Изобразите эту идею на доске, как показано на первом рисунке.

Что произойдет, если мы попытаемся замаскировать маленькую кучку грязи? (Кучка станет больше по размеру и более заметной. Изобразите это, как показано на втором рисунке.)

Как попытки спрятать наши грехи подобны попыткам спрятать кучку грязи? (Если мы стараемся скрыть свои грехи, греховность становится больше и более тяжкой.)

Что нам следует сделать, если мы не хотим, чтобы люди увидели кучку грязи? (Мы должны убрать грязь, а не прятать ее.) Как мы можем убрать грех из нашей жизни?

3. “Возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью” (2-я Царств 13:15)

Во 2-я Царств 13 приводится история об Амноне, сыне Давида, и Фамари, дочери Давида. Амнон почувствовал влечение к Фамари и силой принудил ее вступить с ним в любодеяние.

Во 2-я Царств 13:1 говорится, что Амнон любил Фамарь. Как изменились чувства Амнона по отношению к Фамари после согрешения против нее? (См. 2-я Царств 13:15.) Почему ненависть, а не любовь, чаще всего возникает в отношениях людей, нарушающих законы нравственности?

Президент Гордон Б. Хинкли сказал: “Я слышал, как старейшина Джон А. Уидтсоу… сказал: ‘Я видел, как юноша и девушка, нарушающие законы нравственности, вскоре начинают ненавидеть друг друга’. Я видел то же самое. Все это может начинаться со слов любви, но потом следуют слова гнева” (“True to the Faith,” Ensign, June 1996, 5).

4. Надежда на покаяние

“Ранящая душу мысль, что ошибка (или даже целые серии ошибок) делает покаяние невозможным, исходит не от Господа. Он сказал, что если мы покаемся, Он не только простит наши прегрешения, но и забудет их и не будет помнить больше наших грехов… Покаяние подобно мылу, оно может смыть грех. Глубоко въевшаяся грязь может потребовать для полной ее ликвидации более сильного средства, но она будет ликвидирована” (in Conference Report, Apr. 1989, 72; или Ensign, May 1989, 59).

Дорогая церковь, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую вас! Благодать вам и мир да умножатся!

Верю, что с Божьей помощью вы проходите все трудности и продолжаете уповаете на Божью благодать. Ободряю вас не опускать руки, но укрепляться надеждой на Господа и поддерживать друг друга словом и делом.

Время от времени мы говорим на разные темы, рассуждаем о многих Библейских истинах. Но есть тема, которая актуальна во все времена, и мы можем возвращаться к ней снова и снова. Речь идет о покаянии и чистоте нашего сердца.

Библия говорит, что все мы много согрешаем, а если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя. Поэтому, вопрос не в том, есть ли у нас грехи или нет, но в том, что мы с ними делаем. Для Бога самым важным является наше отношение.

Из жизни царя Давида мы можем видеть, насколько он был ревностен в том, чтобы иметь чистое сердце. Псалом 50-й говорит, что когда к нему пришел пророк Нафан и обличил его в грехе, то он сразу же, без лишних слов и оправданий пал на лицо своё. Давид не искал каких-то объяснений, понимания или поддержки в том, что он сделал, но начал молиться: “Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем” (Пс.50:3-6).

Мнение Бога и Его прощение было самым важным для Давида, и Бог видел это. После всего, что произошло, Бог не оставил его: “Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость” (Пс.50:8). Когда человек какое-то время находится в грехе, со временем он привыкает к этому состоянию, перестает замечать его и уже не видит нужду в покаянии. Духовная слепота - очень опасное состояние, но Бог в Своей великой милости желает открывать наши глаза, чтобы мы могли видеть истину и каяться в грехе.

Когда Бог явил Свою мудрость Давиду, он увидел то, чего не видел раньше, и его первой реакцией было стремление к чистоте и святости: “Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня” (Пс.50:9-13).

Давид всегда ходил перед Богом, а не перед людьми. Больше всего он боялся не того, что люди отвернутся от него и осудят, но того, что его отвергнет Бог, и Дух Святой оставит его. Самым страшным для Давида было потерять Божье присутствие, и он всем сердцем желал избавиться от всего, что разделяло его с Богом.

Давид молился: “Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня” (Пс.50:14).

Радость спасения – это то, что неизменно сопровождает чистое сердце. Каждое утро Давид просыпался с этой радостью в своём сердце и наслаждался общением с Богом. Но согрешив, утратил всё это. Вместе с чистотой сердца ушли праведность, мир и радость в Духе Святом, и теперь Давид просил Бога вернуть ему то, чем он жил раньше.

Иисус Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8). Только чистые сердцем могут наслаждаться радостью и общением с Богом. Давид заботился об этом, поэтому он мог с уверенностью говорить: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс.15:8).

Дорогие братья и сестры! Библия говорит о том, чтобы больше всего хранимого мы хранили свои сердца — в чистоте, в святости, в Божьем покое, мире и радости. Если наши сердца открыты к покаянию, если мы готовы признавать свои грехи, а не оправдываться, Бог всегда помилует нас, простит и восстановит!

Свет Евангелия - Не стану от вас скрывать, что ваше письмо меня взволновало. Вы пишете, что в моих рассуждениях о молитве я забываю о грешниках. "Несомненно потому, - добавляете вы, - что вы не считаете их достойными молиться". Да сохранит меня Господь от подобного фарисейства! Сам я грешник и обращаюсь к моим братьям-грешникам, чтобы призвать их к обращению через молитву, - я только о них и думаю!

Все же я стал размышлять над тем способом, которым я говорю о молитве. Мне представилось, что во избежание недоразумения, какое у меня произошло с вами, мне следовало бы чаще ссылаться на замечательное место из св. Луки - на притчу о блудном сыне. Терзаемый голодом, несчастный юноша говорит себе в один прекрасный день: "Встану, пойду к отцу моему". И отец, который каждый день выходил на то место, откуда видна была дорога, заметил его издалека, "побежал ему навстречу", "пал ему на шею" и "целовал его". Такова молитва: момент, особенно благоприятный для того, чтобы осознать свою нищету и отвратиться от нее, и обратиться к Богу; место встречи Отца и Его чада. Взаимные объятия милосердия и нищеты, радостный праздник возвращения.

Поймите: это не сын очищается, освящается сам по себе, и лишь тогда идет искать своего отца. Вглядитесь получше: он приближается, будучи нечист, он одет в отвратительные лохмотья, и лишь отцовское попечение очищает его, преображает, облекает в праздничную одежду. Чтобы не говорить иносказательно - очищение и освящение грешника не есть дело человека, но дело Божие: "Сердце чистое сотвори во мне, Боже"(пс. 50). Оно есть дар Божий, дар незаслуженный, которого человек никогда не сумеет быть достоин, и который ему дается, если он дерзает в него поверить. И вот это-то как раз и драгоценно в очах Господа: когда у человека столь высокое представление о своем Боге, что он не колеблется поверить в Его милосердие. И как раз то весьма тяжко в очах Господних, что старший сын впал в соблазн из-за милосердия, что он увидел в нем только урон своему достоинству, оскорбление справедливости.

И род фарисейский никогда не сможет этого понять. Ибо для него человек сам освящает себя через свои усилия и свое моральное мужество, и, в результате, предстает пред Богом уже достойным, как он считает, общаться с Ним, быть Ему близким. Напротив, в собрании святых "более будет радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк 15,7); это собрание благоговеет при виде милосердия, изливающегося из сердца Божиего всякий раз, когда предстает перед Ним грешник, доверяющий Ему, смеющий верить в "безрассудство Божие".

Принести свою нищету, чтобы милосердие объяло ее - такова молитва грешника, такова молитва всех нас, ибо "если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас", - утверждает св. Иоанн (ср 1 Ин 1,8).

О. Анри Каффарель

Ильченко Ю.Н.

План:

I. Вступление

Богу важно, чтобы наши сердца были чистыми. В Библии мы читаем, что Давид молился: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс.50:12) . Иисус в Нагорной проповеди говорит: (Матф.5:8) . Если у нас чистые сердца, то мы имеем близкие отношения с Богом. Чистое сердце тянется к Богу, жаждет Бога, нуждается в чистом Слове.

II. Лукавство загрязняет наше сердце Иер.17:7

Лукавство – это хитрость, притворство, неискренность, лицемерие, вероломство. Лукавство связано с обольщением. Обольщение – это обман, лживость, предательство. Мы лукавим, когда называем вещи не своими именами, не хотим признавать свои ошибки, перекладываем свою вину на других, оправдываемся. Бог видит наше сердце и поступает «с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его» (Пс.17:27) . Есть определенное отношение в нашем сердце: либо искренность, либо лукавство по отношению и к Богу, и к людям.

III. Когда и как появилось лукавство

Быт. 3:11-13 Лукавство пришло от лукавого. Как только человек согрешил, он начал лукавить, чтобы оправдать себя. Природа лукавства – грех. В Боге нет лукавства, Он всегда честен с нами.

2Цар.12:1-7 Давид согрешил, когда вел праздный образ жизни. В то время, когда все цари вышли в поход, Давид остался дома – состояние самодостаточности, самоуспокоенности. Это состояние привело к греху, закрыло его сердце. Давид не видит своей проблемы, не считает себя виноватым и попадает в ловушку обольщения. Он осуждает других и даже гневается. Но слово, сказанное через пророка, пробило сердце Давида, он увидел мерзость греха, осознал и покаялся. После этого изменилось его отношение и его молитва (Пс.138:23-24) . Как только мы перестаем развиваться, учиться и двигаться вперед, считаем, что нам достаточно того, что мы имеем - мы начинаем деградировать. Чтобы нам устоять в Боге и духовно расти, нам надо молиться за свои сердца, как молился Давид.

IV. К чему приводит лукавство

Откр.3:17 Человек теряет способность видеть реальное положение вещей, теряет духовное различение.

Притчи 11:3 Лукавство приводит к погибели, поэтому не иди на компромисс со своей совестью, не ищи оправданий и отговорок. Иисус дает силы быть честными и искренними.

1. Лукавство связано с ленью. Матф. 25:14-30 Через лень человек становится ожесточенным, недовольным, злится, обвиняет, старается переложить ответственность на других. В итоге, он теряет даже то, что имел. Лень управляет его жизнью, доминирует и держит его. Притчи 6:9-12 Лень и лукавство приводит к апатии, пассивности, безразличию, останавливает движение Бога через нас. Иер.48:10 Лень и лукавство приводит к небрежности, проклятию, бесплодию.

2. Лукавство связано с неверием. Евр.3:12-19 Лукавство разрушает нашу веру, ведет к отступничеству. Оно не позволит войти в обетованную землю и получить Божье благословение. В испытаниях и трудностях сохрани свою веру.

VI. Что необходимо делать

Притчи 4:24 Отвергни и удали лукавство от себя: признай свой грех, открой сердце перед Богом, покайся.

Псалом 31:2 Где нет лукавства, там благословения.

Притчи 4:23 Храни свое сердце, не позволь лукавству закидать его камнями.

Молись, чтобы Бог испытывал твое сердце, твои мотивы, твои помышления, чтобы твое сердце было чистым. Молись как Давид: Пс.138:23-24, Пс.50:12

Проповедь

Давид говорил: «Господь, сотвори во мне чистое сердце» Пс.50:12

В нагорной проповеди Иисус говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8).

Что-то есть удивительное в чистом сердце - это удивительное благословение, поэтому Иисус сказал - блаженны, благословенны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Чистое сердце означает, что ты имеешь близкие отношения с Богом. Чистое сердце тянется к Богу. Чистое сердце жаждет Бога, оно нуждается в чистой духовной пище, чистой духовной воде.

Что же делает сердце нечистым, что загрязняет наше сердце?

Иер.17:9 «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено, кто узнает его?» . Пророк говорит, что сердце человеческое - лукавое. Лукавство портит сердце. Когда мы говорим: «Да этот человек лукавит», мы имеем ввиду, что этот человек обманывает, хитрит.

В словаре Ожегова написано: «лукавить – это хитрить, притворяться вести себя неискренне, лицемерить». Лукавый человек думает, что никто не узнает и не поймет, что он лукавит.

Иер. 17:10 «Я Господь, проникаю в сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его, и по плодам его». Перед Богом открыто все, но мы, зачастую, забываем об этом.

Лукавство – это проблема всеобщая, она касается всех нас. Лукавство часто означает самооправдание. Когда мы не хотим признать какую-то свою вину, ошибку, мы находим себе какое-то оправдание. И нам кажется, что уже нет никакой проблемы, вины, греха, потому что мы сами оправдали себя. Откуда и когда появилось лукавство.

Пс.17:26 «С милостивыми Ты поступаешь милостиво. С мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым по лукавству его» . В нашем сердце есть определенное отношение. Это может быть искреннее отношение к Богу и людям, а может быть и лукавое. Иисус учил учеников молиться.

Матф.6:13 «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» . Вот откуда появляется лукавство – от лукавого. А кто такой лукавый? Это – дьявол. Он – отец лжи.

Бытие 3:9-12 «Адам, где ты? (Господь появляется в тот момент, когда Адам согрешил.) Голос Твой я услышал в саду и убоялся, потому что я наг, и скрылся». И сказал Господь: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, от которого я запретил тебе есть? Адам сказал, жена, которую ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел» Чтобы оправдать себя, человек тут же начинает лукавить.

Мы должны разбираться с ситуацией, с лукавством, потому что лукавство – это всегда самооправдание. Когда мы не хотим признать свою вину, покаяться, сказать: «Да, Господь, я виноват, я согрешил, прости меня». Когда мы хотим свою вину переложить на кого-то, найти виноватого, обвинить какие-то обстоятельства, то есть виноват кто-то, но не я. Это и есть лукавство.

Бытие 3:13 . «И сказал Господь Бог жене: что это ты сделала? Жена сказала - змей обольстил меня, и я ела». Когда люди стали лукавить? Когда они стали обманывать? Когда они стали заниматься самооправданием? Когда пришел грех. Поэтому мы должны понять, что природа лукавства – это природа греха. В Боге нет никакого лукавства, Бог никогда с нами не лукавит. Бог всегда для нас честен, всегда открыт и искренен. Но лукавство может происходить с каждым из нас, и с молодыми верующими, и с верующими среднего возраста, и с верующими уже престарелого возраста, пенсионерами.

2Цар.11:1 «В то время, когда выходят цари [в походы] … Давид же оставался в Иерусалиме». Когда царь Давид согрешил? Когда цари вышли на войну, но царь Давид решил, что он уже навоевался, что у него есть все медали, все заслуги, и больше ему не надо никуда ходить, не нужно двигаться, не нужно расти и развиваться. Это состояние, когда мы думаем, что нам уже ничего не надо, ничего не хочется, пришла некоторая самодостаточность, как у царя Давида. Он думает: «Я уже царь, что еще надо? У меня все есть, всего достиг, всего добился. Зачем мне еще нужно молиться, сражаться, быть с Богом? Зачем мне куда-то двигаться и простираться? Больше мне уже ничего не надо». Это очень опасный синдром.

Иногда верующие говорят: «Я уже был в библейской школе, зачем мне идти в лидерскую школу? Или я уже был в лидерской школе, зачем мне идти в институт учиться? Зачем мне вообще дальше развиваться? Я уже достаточно самодостаточен, и мне уже ничего не нужно». Но как только мы перестаем развиваться, то начинаем деградировать. Когда мы растем, значит - тянемся к Богу, движемся, приближаемся к Нему. Как только мы говорим, что нам уже ничего не нужно, то начинаем оправдывать себя.

Иисус сказал: «Вы будете Моими учениками». Но когда? «Когда отвергнете себя, и возьмете свой крест, и пойдете за Мной» (Матф.16:24). Есть разница между просто верующими и учениками. Ученики следовали за Иисусом, исполняли Его заповеди, Его поручения. И те двенадцать учеников, которые были у Иисуса, впоследствии ставшие апостолами, изменили весь мир. Евангелие дошло и до нас - до края земли. Потому что у Иисуса были ученики, а не просто верующие. Верующие ходили, приходили и уходили, но благодаря тому, что были ученики, посвященные Ему люди, Иисус смог осуществить Свою волю здесь, на земле.

Лукавство всегда связано с ленью. Нам уже не хочется ничего делать, мы самоуспокаиваемся, становимся самовлюбленными. И Давид думал также: «Зачем мне идти куда-то на войну? Я уже навоевался, я уже ветеран Божьих войн, мне можно уже никуда не ходить, можно расслабиться, можно ничего не делать».

Именно в этот момент, когда Давид ничего не делал, найдя этому оправдание, он увидел красивую женщину. Он смотрел уже не на Бога, не на своих жен, а совершенно в другую сторону. Оправдывая себя, он впал в один грех, потом в другой грех. Он посылает на войну мужа Вирсавии, и муж погибает. Таким образом, его сердце закрывается, что называется лукавым обольщением, потому что сердце человеческое лукавое и испорченное.

Опасность лукавства в том, что человек перестает видеть очевидное. Он не видит своей проблемы, своего греха, того, что нужно ему изменить, и в чем ему нужно покаяться. Покаяние – это изменение нашего разума. Когда мы каемся, наш разум меняется, и наше поведение меняется. Но когда человек занимается самооправданием: «Ничего страшного, ничего особенного не произошло. Ну, бывает, все равно Бог меня любит. Он меня простит». Находя для себя такие оправдания, Давид попался в ловушку и настолько глубоко, что когда к нему пришел пророк Нафан, и рассказал эту историю, он не узнал себя.

2 Цар.12:1-4 «В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему».

Давид сидит и слушает эту историю. Но он настолько погряз в лукавстве, настолько оправдал себя, что был обольщен, ослеплен и не понимал, что речь идет о нем.

2 Царств 12:5 «Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану – Жив Господь, достоин смерти человек, сделавший это». Лукавое сердце проблему в себе не видит, но очень легко видит проблемы в других и готово их наказать «по-полной». Когда Давид услышал о таком злом человеке, в нем поднялось негодование. В этот момент он не думает о себе: « какой он негодяй, и что натворил».

2 Цар.12:7 «И сказал Нафан Давиду - Ты тот человек» . Нафану пришлось говорить напрямую.

Это слово пробило Давида. В этот момент он открыл свое сердце, и Дух Святой мог войти и освятить его Своим светом. Он увидел всю мерзость греха, который он совершил. Давид раскаялся перед Богом. Больше всего он просил, чтобы Бог не забрал Духа Святого - Кем он так дорожил, Кого так сильно любил и так сильно огорчил. То, что Давид сделал тайно, Бог сказал, сделает перед всеми.

Глядя на Давида, мы должны понять, что если мы будем продолжать заниматься самооправданием, то есть, лукавить, если мы будем говорить, что это ничего страшного, что в этом нет ничего особенного, то попадем под атаку дьявола. Мы себя оправдываем – находим какие-то заменители. Мы черное называем белым, зло называем добром. Человек начинает себе придумывать какие-то новые вывески. Он меняет надпись «грех» на «терпимость», «похоть» на «любовь». Таким образом, человек, меняя названия, оправдывает себя.

Почему мы говорим о Давиде? Потому что враг подобным образом атакует каждого из нас. Он хочет, как лукавый, принести семя лукавства в нашу жизнь, чтобы мы нашли себе оправдание, чтобы мы не захотели меняться, расти, дальше простираться, идти за Богом.

Откр.3:17 «Ибо ты говоришь я богат, разбогател ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что несчастен, и жалок и нищ, и слеп, и наг». Господь говорит Лаодикийской церкви, и нам говорит, потому что мы – Его церковь. Проблема Лаодикийской церкви была в том, что они называли черное белым.

Люди говорили, что им уже ничего не нужно, они уже самодостаточны, у них все хорошо, замечательно. «Зачем нам дальше куда то двигаться, куда то расти, завоевывать новые территории». Но Господь говорит: «А ты не знаешь, потому что, оправдывая себя постоянно, ты потерял духовное зрение. Ты потерял способность различать добро и зло. И ты этого не видишь. Я-то говорит, тебя вижу, что ты нагой, нищий, жалкий, слепой. И поэтому, Господь говорит, возьми у Меня глазную мазь, специальную, помажь свои глаза, чтобы ты мог увидеть».

Лукавство потихонечку вкрадывается, вроде бы ничего такого страшного нет, но постепенно мы теряем духовное различение. Потому что мы занимаемся самооправданием, мы не хотим слышать, не хотим принимать, мы хотим делать все по-своему.

Притчи 11:3 «Непорочность прямодушных будет руководить ими, а лукавство коварных погубит их» . Лукавство, если мы будем продолжать заниматься самооправданием, самообольщением, погубит нас. Это приведет нас к погибели.

Кто такие - прямодушные? Как вы думаете? Искренние, честные, прямая душа, не двоедушная, не лицемерная какая-то. Так вот, эта искренность и честность, написано, будет руководить тобой, защищать тебя, чтобы ты не уклонился, и не попал в беду, в погибель. Потому что, написано, «лукавство коварных погубит их». Лукавство погубит. Друзья, мы не должны себя обманывать. Нужно найти честность и называть вещи своими именами. Не переписывайте, не меняйте эти бирки, не меняйте названия. Это будет нас охранять. Как здорово жить под охраной. Да? Охрана честности не позволит тебе пойти на компромисс. Она не позволит тебе врать. Многие люди заменили слово «врать» на слово «ну знаете, так получилось». И они придумывают разные отговорки.

Я помню, когда я учился в школе, у нас там были некоторые ученики, которые постоянно опаздывали. У них такая болезнь была, постоянно опаздывать. И вот, когда они на пол-урока приходили, все сидят и ждут, ну что они сейчас расскажут. Потому что они были удивительные выдумщики. Каждый раз они придумывали какую-то историю. И когда они заходили, все начинали улыбаться в предвкушении, что же сейчас мы услышим. Какой самолет сел на тротуаре, или какой тайфун унес куда-то. Такие интересные истории. Но на самом-то деле, это было вранье, друзья. Правда? Почему они это рассказывали? Чтобы оправдать себя и показать, что это была такая правдивая история, и поэтому они опоздали. Но это есть лукавство. Очень часто многие верующие так лукавят.

Когда спрашиваешь: «Кто придет, поможет что –то сделать?» Многие говорят очень серьезную фразу: «Я занят. У меня нет времени». Как на киоске окошко закрывается, и появляется табличка: «Ушла на базу». Смотришь на лицо и видишь: «Ушла на базу». Но эти люди прекрасно понимают, что если бы это нужно былобы им, они бы обязательно пришли, что-то бы сделали.

Многие люди лукавят, объясняя почему они не служат, не молятся, не хотят рано вставать? Много отговорок, причин находят, но если говорить честно, это лукавство. Потому что в глубине сердца, каждый из них знает и понимает, он мог бы это сделать, придти, послужить, помолиться. Что-то сделать, но он не сделал, потому что слукавил, нашел какую-то отговорку, оправдание. Писание нам говорит очень просто, что я «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» . И когда мы говорим – «Я не могу», то уже лукавим. Потому что Слово Божье говорит нам очень ясно и очень четко, что я все могу, потому что Иисус Христос дает мне силы.

Дальше мы поговорим, о том, что лукавство всегда связано также с неверием. Но сейчас я хочу сказать, что лукавство очень сильно связано с ленью. Лень и лукавство они друг друга любят. Они обожают друг друга. Почему многие люди лгут? Потому что они ничего не хотят делать.

Известная притча о талантах. Мы откроем 25 гл. Евангелия от Матфея. История такова, что господин дал одному 5 талантов, другому два таланта и третьему один талант. И написано, что по прошествии времени, господин пришел и потребовал у них отчета. Друзья, мы все должны знать, что каждый из нас даст отчет Господу. Что он делал, чем он занимался. И что он сделал с тем, что ему поручил Господь. И вот приходит господин и спрашивает отчет у того, у которого было пять талантов. Он сделал десять талантов. «Молодец. Добрый и верный раб. Войди в радость Господина своего». Тот, у которого было два, тоже умножил, говорит, и ему: «войди в радость Господина своего».

Вы знаете, что я заметил? Когда мы послушны Господу, когда наши отношения с Господом, полны веры, у человека совершенно другой внешний вид. Человек же, который всегда лукавит, всегда недовольный, надутый.

И вот он подходит к третьему. Давайте прочитаем Мф.25:24-25 : «И получивший один талант подошёл и сказал: "господин! я знал тебя, что ты жестокий человек, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл твой талант в земле; вот тебе твоё"» . Ну, просто, вообще, наглость какая-то. Прямо хамство какое-то. Смотрите что делает лукавое сердце. Как оно влияет на человека. Он ничего не сделал, и возмущается больше всех. Он самый недовольный, самый злой, самый обвиняющий. И кого он обвиняет? Он не себя обвиняет, что он ничего не делает, да? Вот в чем лукавство состоит! Никогда не признавать свою вину. Всегда переложить свою ответственность на кого- то. «Это ты мне дал, ты злой, ты плохой, а я хороший». «И ничего не сделал, поэтому потому что я хороший а ты злой». «На, забери своё!».

Но знаешь, что ответил ему господин? Господин же сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый». Видите? Это идет всегда вместе. Лукавый и ленивый. Ты ленивый, и поэтому ты лукавый. Ты оправдываешь себя. Ты не признаешь свои ошибки, свою вину. Ты не сделал, потому что ты не хотел делать.

Что с ним произошло? Он потерял все, что у него было. «Итак, возьмите у него талант и дайте тому, у которого десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся, и приумножится. А у неимеющего – отнимется и то, что имеет» (Мф.25:27-29) . Все-таки, как хорошо иметь чистое сердце, друзья, как хорошо не лукавить. У тебя будет успех, будет благословение, развитие.

Но если ты будешь лениться, всегда будешь лукавить. Ты всегда будешь находить какое-то оправдание, чтобы ничего не делать. И ты потеряешь все, что у тебя есть. И дальше он говорит: «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю. Там будет - плачь и скрежет зубов. Сказав это, Иисус возгласил, кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф.25:30-31) .

Негодный – никому не нужен, ни на что не годен. Как страшно услышать такие слова, да? Ты ни на что не годен, ты никому не нужен. Но что его испортило? Что испортило этого человека? Его лень. Его лукавство.

В Библии много говорится о лени. Особенно в притчах. И я просто вижу, как многие люди находятся в рабстве у лени. То есть, лень управляет их жизнью. Не Господь, не Слово Божье, не вера. Они в рабстве у лени. И лень доминирует в их жизни. Она держит их, чтобы они никуда не шли, ничего не делали, никуда не дернулись. Сила лени приносит рабство.

Смотрите, что говорится в притчах. Пр.10:4 «Ленивая рука делает бедным» . У нас ничего нет, ничего не получается, у нас не будет успеха, развития, благословения. Из-за чего? Из-за лени. В России, наверное, это – очень большая проблема. Проблема что у нас столько людей ничего не хотят делать. И это касается не только неверующих. Полно верующих, которые ничего не хотят делать. Поэтому сейчас к нам едут рабочие из разных стран. Они сюда приезжают, начинают собираться, строят свои мечети. Их становится все больше и больше. Пока они у нас улицы метут. Но если так дальше пойдет, то мы у них будем улицы подметать. Пока они на нас работают, потом мы будем на них работать.

Слово Божье нам говорит: «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных - обогащает». Все очень просто. Не надо искать каких то суперглубоких откровений. «Господи, скажи мне что делать?» «Работай!» «Что-нибудь делай», говорит Господь. Правильно? Лень не только на работе проявляется. Она переносится на духовную жизнь. Почему люди не хотят молиться? Лень. Но находят разные объективные причины. Почему не хотят читать слово? Лень. Почему не хотят служить? Лень. Понимаете, какая огромная беда, какая огромная сила, контролирует людей. Так откуда у тебя возьмется благословение, преуспевание, откуда? Не надо лукавить, просто посмотри, и скажи: «Да, я хочу освободиться от этого порока, от этого зла в моей жизни». Потому что если ты не будешь честен перед собой, то ты никогда честным не покажешься, ты никогда не изменишься. У тебя не произойдет эта «метаное» - изменение разума.

Притчи 6:9 : «Доколе ты ленивец будешь спать? Когда ты встанешь от сна своего?»

Куда обычно ведет лень? Она всегда говорит: «Ляг, поспи, и все пройдет, спи моя детка усни». Бог не против сна. Сон нам нужен, как отдых. Здесь не говорится, что мы не должны спать вообще. Но это другая ленивая сонливость. Когда ты спишь, то ничего не делаешь. «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, и придет как прохожий бедность твоя, и нужда твоя как разбойник. Человек лукавый, нечестивый ходит со лживыми устами» (Пр.6:10-11).

Смотрите, что происходит, что делает лукавство с нами. Оно несет бедность, безразличие. Оно несет пассивность, апатию – ничего не надо, ничего не хочется. Немножко полежу, ладно, немножко посижу, немножко не пойду, немножко не поделаю, и придет результат. Лень – это разбойник, мы не должны к этому относиться легко: «Ну, что сделаешь, ленивый этот человек». И как- то, знаете, «Ну, ленивый человек…», но мы же не говорим: «Ну, убийца человек, самоубийца, ну что тут такого». Но, по сути лень – это и есть самоубийство. Правильно? Мы как-то дружелюбно к ней относимся. «Ну, ничего, немного ленивый, ну, пускай, ладно уж, пусть помирает». Нет, мы должны увидеть, что лень и лукавство – это зло, грех, это из ада. Это делает нас бедными, несчастными, препятствует Богу двигаться через нас. Потому что мы будем только лежать, сидеть, ничего не хотеть делать, и придумывать себе различные оправдания.

Слово Божье говорит – «Больше всего хранимого, храни сердце своё. Потому что из него источники жизни». Источники жизни из сердца. Но когда мы начинаем оправдывать себя, лениться, ничего не делаем, мы, как будто бы собственноручно закидываем грязью, камнями этот источник. Оправдание наше – камень, еще оправдание, еще камень, и ещё, и ещё, и еще. И постепенно, твое сердце опять становится каменным. Ты засыпал, завалил источник жизни. И оттуда уже ничего не может вытекать. Когда ты раскаиваешься, тогда ты освобождаешься, меняешься. Но когда ты оправдываешь себя, ты снова источник жизни засыпаешь.

Слово Божье нам говорит, что «проклят каждый, кто делает дело Божье небрежно». Небрежно понимаете? Там написано очень ясно. Нравится нам это или не нравится. Там написано очень четко. Проклят каждый, кто делает дело Господне небрежно. То есть, как бы делает, но опоздал куда-то на служение, на репетицию на 15 минут, «ну, я же пришел все-таки! Вот я же пришел». Мыл что-то, грязь развез: «Что плохо? Но я же мыл все-таки». Нес что-то, попросили донести, уронил, разбил: «Но я же старался, я же нес».

Многие могут подумать: «У нас такой пастор дотошный. Он до нас докапывается. Он все нас куда-то гонит, то учиться идите, то служите, то молитесь». Но я понимаю, что встану сам перед Богом, и Бог меня спросит, что я делал здесь на этом месте. И если я буду делать Дело Господне небрежно, я буду также проклят. Понимаете?

Что такое проклятие? Это закрытое небо. Бог не может благословлять там, где небо закрыто. А я своей ленью, лукавством, небрежностью вешаю замок, и небеса для меня закрыты. Я могу сказать я верующий, я христианин. То же самое как Иисус говорил. Да мы ветви, мы на лозе. Но понимаешь, можно быть верующим, как бы, но бесплодным. Почему? Потому что лукавство, лень блокируют, и жизнь не течет. Поэтому написано, «больше всего хранимого храни сердце. Потому что из него источники жизни». А когда мы оправдываем себя, то заглушаем источники жизни. Мы заглушаем благословения, закрываем его. А потом говорим: «А почему? А где это благословение?». Вот потому-то оно и не приходит, что мы сами его закрываем. Нам нужно делать от всего сердца, делай как для Господа. Тогда у нас уровень будет подыматься. Не просто абы как снимать, абы как фотографировать, абы как там стоять. И еще что-то делать небрежно. «Ну ладно, сойдет, это же в церкви, это ж не на работе, мне ж деньги не платят здесь. И так сойдет. И слава Богу.Пусть за это еще будут благодарны». Такой подход он Богом не приемлем. Бог не принимает такого служения. Небрежного. Мне не нужно такого. Бог говорит: «Я небрежности не принимаю».

В христианстве часто такой низкий стандарт, потому что есть небрежность, мы не выкладываемся полностью на 100 процентов, мы не хотим двигаться, расти, развиваться. Не надо, мне ничего не надо. Но Бог говорит: «Это небрежность в твоем сердце». Надо искоренить небрежность, выбросить, избавиться от нее. Когда спрашиваешь: «Кто хочет быть благословлен?» Все мы хотим быть благословленными. «Кто пойдет туда, кто пойдет сюда?» Оп! «Кто-то, но не я». Как пели в какой-то песне. Да?

Притчи 23:24 «Отвергни лживость уст и лукавство языка удали от себя». Надо отвергать лукавство, когда оно приходит к тебе.

Смотри, что еще говорит Слово Божье. Псалом 31:2 «Блажен человек, которому Господь не вменяет греха, и в чьем духе нет лукавства» . Благословен человек, у которого нет лукавства. Так вот оно где, благословение-то, зарыто оказывается. Мы часто просим: «Господи дай мне это, дай мне то». А лучше бы молились: «Господи, убери всякое лукавство из моей жизни. Я отрекаюсь от всякого лукавства в моей жизни». И благословения действительно будут изливаться до избытка. Благословен человек, написано, у которого нет лукавства. Вот кто благословен! И, слава Богу, что Господь разбирается с нашим сердцем. Правда? Он смотрит, что написано на сердце. Вот сейчас мы здесь сидим, а Господь куда смотрит? На сердце. Что там у моих детей в сердце-то находится. Чем они больны? Как их полечить? Как их избавить от этой заразы.

Евреям 3 глава. Здесь говорится об истории израильского народа, который вышел из Египта, но не дошел до обетованной, благословенной земли. Апостол Павел здесь напоминает Евр.3:12 «Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного». Смотрите, значит, наблюдайте за собой, за своим сердцем, чтобы в нас не было сердца лукавого и неверного. Вот это другая сторона лукавой медали. Мы говорили лукавство и лень связаны. А здесь мы говорим лукавство и неверие. Чтобы в «вас не было сердца лукавого и неверного, чтобы вам не отступить от Бога живого».

Смотрите, куда нас приводит лукавство. Оно приводит нас к неверию. Когда начинаем лукавить, мы идем на компромисс с нашей совестью. «Ладно, вот это можно. Ладно, вот это тоже, ничего страшного, и здесь тоже, и так сойдет». И вот, эти компромиссы, лукавство разрушают нашу веру. Вера зависит от Бога, она чиста, она святая вера. Вера говорит, что я живу перед Богом. Всё что я делаю, Бог видит, это перед Его глазами. Как я могу лукавить перед Богом, обманывать Бога? Но лукавство говорит: «Ничего страшного, Бог не видит, Бог отвернулся». И человек впадает больше и больше в неверие.

Смотрите, что дальше написано. Евр.3:13 «Но наставляйте друг друга каждый день доколе можно говорить ныне. Чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». Мы не должны покрывать. Очень часто мы покрываем, считаем, что мы друзья, если правду своим друзьям не говорим. Нет. Здесь написано: «Наставляйте друг друга». И, в первую очередь, если мы друзья. Если я вижу, что мой друг неправильно живет, неправильно поступает, я должен его наставить, как друг. Это моя обязанность. Не покрыть его, «ладно, греши-помирай». Разве я друг тогда?

«Но наставляйте друг друга каждый день, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» . Когда человек попадает в ловушку лукавства, приходит обольщение и самообман. Человек закрывается, ожесточается, он не готов слышать, принимать, раскаиваться в том, что он делает. Потому что его сердце становится жестким. Каждый раз, оправдывая себя, он подкидывает еще камней. И его сердце становится каменным.

Что написано дальше? Евр.3:14 «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» . Как мы стали верующими? Мы стали верующими через веру. Потому что мы покаялись в своих грехах. И Слово Божье говорит, что мы должны продолжать вот такую начатую жизнь. Почему мы пришли к Богу? Потому что мы почувствовали отвращение к греху. Мы захотели жить чистой, святой жизнью. Но, через какое-то время, люди начинают опять оправдывать свои грехи. Опять соглашаться, где-то допускать, идти на компромиссы. И поэтому Слово Божье нам говорит – «мы стали причастниками Христу». Мы – Его тело, Его церковь, Его народ. А какую часть Христа мы получили? Мы получили Веру, Надежду, Любовь, Святость. Вот какую часть мы получили от Христа.

«Если только начатую жизнь твердо сохраним до конца». Я иногда слышу о каких-то проблемах, об отступничестве людей, и я говорю: «Это хорошо, что мы покаялись и пришли к Богу. Но нужно еще до старости остаться верующими. Сохранить веру. Как сказал апостол Павел, её надо сохранить еще через все эти годы, испытания, трудности. Но если мы будем идти на компромиссы и оправдывать себя, мы разрушим эту веру. Мы потеряем ее.

Евр.3:15 «Доколе говорится «ныне». Когда услышите глас его, не ожесточите сердец ваших, как отцы ваши во время ропота» . Когда приходит ожесточение, с этим всегда приходит недовольство, ропот на Бога, на церковь, на людей.

Евр.3:17-19 «Ибо некоторые из слышавших возроптали, но не все вышедшие из Египта. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли? Против кого же клялся, что не войдут в покой его? Как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие» . За неверие друзья. Поэтому лукавство всегда связано с неверием. Оно не позволит нам войти в обетованную землю. Оно не позволит нам быть в том месте благословения, которое Бог для нас приготовил. Потому что Бог приготовил для нас благословения. Но почему-то, некоторые вошли туда. Говорят: «Ну, Бог благословил его, а меня? Я хожу столько лет, а меня не благословляет». Поэтому Бог и говорит, посмотри в свое сердце. Посмотри, что в твоем сердце препятствует прийти благословениям. Что закрывает небеса?

Блажен человек, благословен человек, в котором нет лукавства. Нам не надо лукавить, притворяться, лицемерить. Нужно называть вещи своими именами. Если есть проблема, скажи: «Есть проблема, есть грех». Не прячься, не будь как черепаха. Черепаха, когда видит проблему, прячется в свой панцирь. И этот панцирь ничем не пробить. Так и люди иногда вместо того чтоб открыться, прячутся в свой панцирь. И уже бесполезно: колоти не колоти, он сидит в своем панцире, и уже ничего не поможет.

Давайте вернемся к Давиду, когда он впал в грех. Это был страшный грех на самом деле. Это был грех прелюбодеяния, грех убийства. Но когда он понял, что он не все правильно делал, как верующий, то раскаялся в своем грехе.

Когда мы читаем псалмы, они идут по порядку. Псалмы, которые Давид писал после его грехопадения, отличаются от ранее написанных. Вот смотрите, как он стал молиться. Псалом 138: 23-24 «Испытай меня Боже и узнай сердце мое. Испытай меня и узнай помышления мой. Узри, не на опасном ли я пути и направь меня на путь вечный» . Я бы спросил: «Многие ли люди молятся такой молитвой, чтобы Бог испытал их сердце?». Мы в основном молимся, чтобы Господь нам дал что-нибудь. Я думаю, здесь наберется не много людей которые бы так молились: «Господи испытай сердце мое». Кто-то скажет: «Я вообще об этом даже и не думал. Я думал у меня все аллилуйя».

Многие люди так и думают, пока что-то не произойдет. Давид, может, тоже думал: «Я Давид Давидович Давидов. Я пою песни с утра до вечера. Я воюю, сражаюсь». Какое-то превозношение, скорей всего, стало приходить, самодостаточность. Что уже всё, куда же еще дальше, если я уже Давид. Куда еще шире-то, богаче и больше. Но когда пришла эта проблема, он понял, что мы все люди, человеки. Что лукаво сердце человеческое и крайне испорчено. И он тогда стал молиться. И в этом псалме написано, что «испытай Господи, испытай меня Боже. Мои помышления, мотивы, не на опасном ли я пути». Это, действительно, показатель глубокого раскаяния в его жизни. Больше он не хотел уже попадать туда, не хотел совершать эти грехи. И он понимал, что все находится в сердце. Поэтому он стал молиться за свое сердце постоянно.

После этого еще, какой псалом известный? Псалом 50 . «Сердце чистое сотвори во мне и дух правый обнови во мне Боже». Его молитвы изменились, когда он понял, что сердце человеческое лукаво и крайне испорчено. И он стал молиться, чтобы в его сердце постоянно была чистота.

Чистота – вот чего хочет Господь. Поэтому Иисус сказал: «Благословенны чистые сердцем». Кто получает благословения? Чистые сердцем. Ибо они Бога узрят. Почему людям не хочется молиться, им не хочется меняться, потому что в сердце очень много булыжников. В сердце очень много того, что не дает течь благословениям. Поэтому нам, церковь, очень много надо молиться, как молился Давид. Чтобы Бог сотворил в нас чистое сердце. Чтобы Бог испытывал наше сердце – не на опасном ли мы пути. Потому что иногда мы думаем, что со мной уже ничего не произойдет. Нет, нам нужно понимать, нам нужно зависеть от Бога, молиться и следить за состоянием своего сердца. Потому что из сердца источники жизни. Аллилуйя.

Понравилась статья? Поделитесь ей