Контакты

Пираты не боятся судов. Основные районы нападений

Морские пираты наглеют, а военно-морские силы многих стран мира, в том числе и России, бездействуют. Или отрабатывают учебно-показательные маневры, стрельбы, атаки на «условного» противника по всему Мировому океану. Я помню, как в советские времена наши эсминцы любили по ночам играть с нашим круизным теплоходом «Феликс Дзержинский» на линии Фримантл — Сингапур. Нас чуть ли не на абордаж брали, слепили мощными прожекторами, наводили на нас ракеты, РБУ, «Барсы»…Они пугали иностранных туристов пока капитан не посылал моряков по-русски открытым текстом через громкую связь, обещая прямо сейчас связаться с Москвой, и доложить, куда следует об их «забавах». А в это время, почти рядом, в Малаккском проливе реальные пираты потрошили очередное захваченное в плен гражданское судно. Примеров подобного рода я мог бы вспомнить много. И куда более опасных!

Давно это было. Свои своих уже не пугают. Но и не выручают из беды! И морской разбой в последнее время не ослабевает, а, напротив, усиливается. В недавнем ежегодном докладе Международного морского бюро подчеркивалось, что в 2005 году на планете было совершено рекордное количество пиратских нападений: 445 против 370 в предшествовавшем году. Причем число моряков, павших от рук «морских разбойников», более чем удвоилось — 21 погибший против 10. Особенно опасны для мореплавателей воды Индонезии, на которые пришлось 27% случаев пиратства во всем мире. В частности, на одном из самых оживленных мировых морских путей — в Малаккском проливе — в прошлом году совершено 28 пиратских нападений (против 16 в 2004 году).

Не надо делать обзора за год. Месячной хроники происшествий хватит! 2 апреля 2005 года также около побережья Сомали подвергся атаке вооруженных людей на двух пиратских лодках российский танкер «Моннерон» Приморского морского пароходства, следовавший из порта Ямбу (Саудовская Аравия) в порт Момбаса (Кения) с грузом бензина на борту. Преступники обстреляли танкер из автоматов и гранатометов. Один из снарядов взорвался на трапе в районе кают-компании. Танкеру удалось уйти от преследования пиратов, набрав скорость.

10 апреля 2005 года в 60 милях от побережья Сомали жертвой флибустьеров стал теплоход «Тим Бак», ходивший под кипрским флагом, (оперативное управление — ОАО «Мурманское морское пароходство»). Пираты обстреляли судно из гранатометов. Загорелась спасательная шлюпка. Но проникнуть на судно нападавшие не смогли. Никто из членов экипажа не пострадал.

21 апреля 2005 года более двух десятков пиратов напали на российский сухогруз «Форест-1» Приморского морского пароходства, стоявший на рейде бангладешского порта Читтагонг. Нападавшие были вооружены дубинками, металлическими прутьями и ножами. Российской команде удалось отбиться от пиратов своими силами.

Этот год не лучше прошлогоднего. На днях в Констанцу из рейса по Юго-Восточной Азии вернулся румынский сухогруз «Посейдон». Моряков встречали как героев. И повод для этого был. В Малаккском проливе по пути домой сухогруз подвергся атаки морских пиратов. С трудом, но румынские моряки отбились от разбойников и, вырвавшись на просторы океана, ушли от них, потеряв только одного человека. Так бывает, но редко. Гораздо чаще моряки торгового, пассажирского и круизного флота из разных стран мира, сдаются на милость пиратов. Их убивают, груз растаскивают, исчезают не только люди, но и целые современные большие теплоходы.

Однако редкие победы не внушает морякам оптимизма. Их работа, и без того не легкая, становится все более опасной в условиях обнаглевшего терроризма.

Стало известно, что у западного берега Африки на российский танкер напали пираты. Информация о ЧП пришла в 11 часов по московскому времени в морской Спасательно-координационный центр Владивостока. В ней сообщалось, что около берегов Гвинеи, в 55 милях от порта Конакри, на танкер напали пираты. Шесть человек, вооруженных стрелковым оружием, на быстроходном катере догнали судно и захватили его. Капитан корабля был вынужден отдать бандитам судовую кассу, после чего налетчики покинули танкер. Никто из 20 членов экипажа не пострадал. В целях безопасности танкер вышел из береговой зоны в открытое море, после чего подал сигнал бедствия. Российский танкер «Шкотовое», принадлежащий Приморскому морскому пароходству, работает в Атлантическом океане, обеспечивая топливом экспедиции африканских рыбаков.

Другой пример. На днях двое филиппинских рыбаков погибли и четверо пропали без вести в результате нового нападения пиратов в море Сулавеси, пишет во вторник газета «Филиппин Дейле Инкуайрер». Это море, про которое все моряки когда-то говорили: самое спокойное в мире!

А в соседнем море Сулу, где смыкаются территориальные воды Малайзии и Филиппин, около десятка одетых в форму и вооруженных автоматами М-16 и гранатометами «морских разбойников» захватили морской буксир и уничтожили на нем радиопередатчик. После этого пираты скрылись, захватив в качестве заложников капитана, инженера и оператора крана.

Морское пиратство, а это террористы с очень большим стажем, на просторах Мирового Океана увеличилось за первое полугодие этого года на 3.6%. Морское международное агентство по мореплаванию давно уже бьет тревогу. Оно обращается к военно-морским силам различных стран мира с просьбой проводить учения в опасных районах, патрулировать «горячие точки» и при необходимости сопровождать гражданские теплоходы. За это моряки готовы даже платить военным. Но их просьбы пока никто не услышал. И мореплаватели надеются, как и сто лет назад, только на Бога да на себя. А зря!

Хоть бы наши военные моряки пришли на помощь своим гражданским коллегам.

«Всё чаще и чаще пираты нападают на наши корабли, — сообщил вице-президент Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук. — Особенно часто это происходит в трех местах — на западном побережье Африки, около Бразилии и в районе Юго-Восточной Азии. Обычно хорошо вооруженные пираты подплывают к судам на скоростных катерах. Собирают экипаж и закрывают его где-нибудь, например в столовой. После чего идут по каютам в поисках денег и ценных вещей».

Если кто-нибудь из команды начинает сопротивляться, то пираты практически всегда открывают стрельбу на поражение. «Поэтому экипажам советуют сдаваться без сопротивления, а после того как бандиты уедут, сообщать о нападении местным властям», — говорит Игорь Ковальчук.

Стоит добавить, что морских пиратов обычно не находят. По мнению Игоря Ковальчука, все дело в регионах, в которых влияние властей ослаблено, и полиция не реагирует «по горячим следам». Понесенный ущерб приходится возмещать судовладельцу или фрахтователю. Экипаж во главе с капитаном не несет ответственности за преступные действия пиратов.

Все правильно говорит высокопоставленный профсоюзный чиновник. Но мыслит он все-таки узко. Давно пора не жаловаться на судьбу, а вырабатывать эффективные меры в борьбе с морским бандитизмом, а точнее — терроризмом. Ведь ничего в Мировом океане не меняет в течение десятилетий. Хуже только становится! Значит, привлечь к этой проблеме пора внимание всего мирового сообщества.

Военные корабли всех морских держав барражируют просторы Мирового океана по всем направлениям от Северного полюса до Южного. Лихо производят маневры, метко стреляют по надувным мишеням. Но почему-то всегда чуть в стороне от пиратской вотчины. Может быть, они флибустьеров боятся? Торговые моряки всегда насмешливо наблюдают за своими военными коллегами. И спрашивают друг друга: а почему бы им не повертеть башнями своих орудий в районах активного пиратства? Глядишь, и от учений пользы больше было бы. Ведь противник в морях будет не условный, а настоящий!

А ведь складывается впечатление, что военные моряки, в самом деле, побаиваются пиратов. Уязвимость военно-морского флота от терроризма на море достаточно убедительно была продемонстрирована 12 октября 2000 года атакой, организованной членами террористической организации «Аль-Каида», на американский эскадренный миноносец УРО «Коул», находившийся в то время на стоянке в йеменском порту Аден. Преданный широкой огласке, этот инцидент, повлекший за собой серьезные материальные и моральные потери для США (17 убитых и 42 раненных членов экипажа, значительные повреждения боевого корабля), внушил многим опасения и тревогу. Зато он немедленно вызвал радостную реакцию со стороны других террористических групп в Азии и на Среднем Востоке, подтолкнул их к организации других подобных диверсий на море. В том же году катера со смертниками из организации «Тигры освобождения Тамил Илами» (LTTE) уничтожили один и повредили другой быстроходный паром в Шри-Ланке, а 7 ноября того же года боевики из палестинской организации ХАМАС предприняли атаку на израильский военный катер, лишь незначительно повредив его ввиду преждевременной детонации подрывного заряда. Как было установлено западными спецслужбами, успех атаки на ЭМ УРО «Колу» стимулировал интерес многих террористических групп к техническим средствам проведения терактов на море (а некоторые группы инвестировали в них значительные средства).

Реальные возможности морских террористов как на тактическом, так и стратегическом уровне создают многостороннюю, комплексную угрозу безопасности в международном масштабе. Кажется, это поняли даже в ОНН. «Морское пиратство и терроризм угрожают международному судоходству и подрывают безопасность международных торговых маршрутов». Об этом говорилось в проекте резолюции комитета по политическим вопросам и безопасности Парламентской ассамблеи ОБСЕ, внесенном на заседании комитета в рамках проходящей в Вашингтоне 14-й ежегодной сессии ассамблеи.

«В отдельных районах судоходству грозит смертельная опасность пиратства и терроризма. Пиратство усиливается в Малаккском проливе, а также в других районах Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки и Средиземного моря», — говорится в документе.

В проекте сообщается, что через Малаккский пролив, который, «остается потенциальным объектом нападений» пиратов, ежегодно проходят порядка 50 тысяч морских торговых судов, которые перевозят около 30% общего объема мировой товарной торговли, а также значительную часть нефти для стран Азии, включая Японию и Китай.

Уточню ещё раз, что особо рискованными зонами для мореплавания остаются воды вдоль побережья Индонезии, Индии, Бангладеш, Малакки и южные районы Красного моря. Именно в этих местах за последние полгода произошло более 50 % всех случаев морского разбоя. Самыми опасными территориальными водами ЮВА остаются, как и год назад, моря и проливы вокруг Индонезии — 44 нападения за 6 месяцев.

В Азии моряки особенно осторожны в районе Сомали. Здесь опасно снижать ход, становиться на якорь, лежать в дрейфе. Если кто-то нарушит эти не писанные морские правила, считайте, что ограбление морскими пиратами обязательно состоится. Сухогрузы, пассажирские теплоходы берутся на абордаж за считанные минуты. С теми, кто не удачно сопротивляется, пираты расправляются жестоко. Нередки случаи взятия моряков или богатых пассажиров в плен для выкупа. Часто бандиты забирают с собой красивых женщин. И судьба их потом, как правило, уже никому не известна.

Сейчас много говориться о мировом терроризме, о необходимости бороться с ним объединенными силами. А чем морские пираты лучше обычных террористов? Убытки от них миллионные. Люди из-за них гибнут. Так что пора за последователей Генри Моргана взяться мировому сообществу всерьез и надолго.

Я слышал, что ВМФ СССР однажды провел акцию устрашения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Замаскировали наши моряки несколько кораблей под сухогрузы, несколько дней болтались в море как приманки, но пираты не появились. Говорят, у них хорошо разведка работает. Это быль или байки — пока не знаю.

Правда лёд кажется, тронулся! Согласованные действия патрульных сил ВМС стран самого опасного морского региона, а также предполагаемое участие в антипиратской кампании японского агентства по обеспечению безопасности на море (MSA) выразились на практике пока лишь в ограниченном обмене разведывательной информацией и обсуждении проблемы на региональных конференциях различного уровня. Тем не менее, некоторые антипиратские меры со стороны правительств стран региона все же были предприняты. Морская полиция Малайзии усилила контроль над обстановкой в Малаккском проливе и взаимодействие с соответствующими службами Индонезии. ВМС Филиппин приступили к регулярному патрулированию в акватории архипелага Сулу. Япония уже направила два патрульных самолета для борьбы с пиратами, нападающими на японские суда в водах Юго-Восточной Азии. А число таких инцидентов за последние четыре года возросло впятеро. Вместе с тем, большинство стран региона проигнорировали предложения о допуске иностранных военных кораблей в свои территориальные воды. Ну, и что? Всё начинается с малого. Пора за дело браться и дипломатам. Особенно нашим. Россия по-прежнему великая морская держава, и кому как не нам первыми бить тревогу.

А какие меры были приняты со стороны международных органов по регулированию судоходства? Да, никакие. Чиновники ограничились только заявлением о том, что пик пиратских нападений на танкерные суда, прямо связан с ростом мировых цен на топливо. И прогрессирующей бедностью в регионе.

Проведение под эгидой Международной организации по мореплаванию (IMO) серии конференций с участием региональных и интернациональных правоохранительных органов с целью достижения взаимопонимания между странами Юго-Восточной Азии, России и США по борьбе с пиратскими действиями, тоже малоэффективны. В виду многочисленных внутри региональных противоречий (между Малайзией и Индонезией, Малазийским Борнео, Филиппинами и Индонезией и т. д.).

В настоящее время моряки возлагают надежды на применение современных технологий в борьбе с пиратством. Задействованы каналы циркулярных передач оповещения судов об опасности. В Тихоокеанском регионе скоро может быть заработает информационный канал через спутниковую систему INMARSAT-C и ретрансляционную наземную станцию в Сингапуре. На судах богатых компаний уже устанавливается компактная спутниковая навигационная система, которая позволяет подвергшимся нападению быстро определить свое местонахождение и сообщить точные координаты, а 1MB принять срочные меры по привлечению соответствующих силовых структур в регионе к оказанию им помощи.

С момента окончания холодной войны морской терроризм и пиратские действия охватывают все новые регионы мира. Атаки террористов становятся более интенсивными и чувствительными, вызывают значительные материальные и людские потери и наносят серьезный ущерб морскому торговому и транспортному судоходству, а также контролирующим его кораблям ВМС и береговой охраны целого ряда стран. Согласно западным статистическим данным, около 90 проц. терактов на море имели место в акваториях, прилегающих к развивающимся странам, правительственные структуры которых (в том числе правоохранительные, разведывательные и дипломатические) оказываются неэффективными, слабо финансируемыми (а зачастую и коррумпированными) и некомпетентными в борьбе с терроризмом, все более смыкающимся с международной организованной преступностью. Таким образом, организация противодействия морскому терроризму, как и любым иным его проявлениям, выходит за рамки национальных и региональных проблем и должна стать объектом внимания всего цивилизованного мира.

Морское пиратство — разбой на море, захват торговых судов с целью получения выкупа либо продажи захваченного груза. В массовом сознании ассоциируется больше с событиями средневековья, однако в реальности эта проблема чрезвычайно актуальна и сегодня. В наибольшей степени известны сейчас действия сомалийских пиратов, однако на самом деле это далеко не единственный район их активных действий…

Морское пиратство известно ещё с античности (наиболее знамениты в этом плане финикийские пираты, сделавшие заодно множество географических открытий). Чрезвычайно развито было пиратство в средневековье и в Новое время, причём оно охватывало многие регионы мира. Кроме собственно пиратства, считавшегося прямым бандитизмом, имело место такое явление, как каперство, — тоже пиратство, но с наличием официального патента от правительства какой-либо страны.

Например, каперы с британским патентом грабили французские и испанские суда и наоборот. В Восточной Азии очень активны были китайские пираты. В годы двух мировых войн действия, сходные с каперскими, вели немецкие рейдеры (вспомогательные крейсеры).

В настоящее время основными зонами активности морских пиратов являются Гвинейский и Аденский заливы, Малаккский пролив, Южно-Китайское море. Их действиям способствует политическая нестабильность в странах, прилегающих к побережью указанных акваторий, наличие многочисленных удобных убежищ на берегу, интенсивное судоходство в этих районах. Значительные доходы, получаемые пиратами от выкупа за суда, их экипажи и грузы, позволяет им приобретать скоростные лодки и катера, оружие, средства связи, что делает их действия ещё более эффективными.

Военные флоты мира не приспособлены для борьбы с морским пиратством, поскольку пиратские лодки — очень многочисленные, скоростные и чрезвычайно малоразмерные цели. Боевые корабли не приспособлены для борьбы с подобными целями. Кроме того, борьба с морским пиратством крайне затруднена по причинам юридического характера.

Во-первых, неясно, в чьей юрисдикции находятся пираты, захваченные в нейтральных водах. Если средневековых пиратов, не имевших каперского патента, вешали на реях, то современных пиратов, особенно если они успели выбросить оружие за борт, либо просто отпускают, либо передают властям своей страны, где они, как правило, сразу оказываются на свободе (самый яркий пример — Сомали).


Во-вторых, очень часто непонятна юрисдикция захваченных пиратами судов. Современное торговое судоходство интернационализировано, как, видимо, никакая другая отрасль мировой экономики. Суда, как правило, ходят под удобными флагами (Панамы, Либерии, Монголии, Камбоджи и т.д.), их команды почти всегда состоят из представителей нескольких стран. В итоге очень часто бывает неясно, кто именно должен защищать каждое конкретное судно.

Страна, коей судно формально принадлежит, в реальности не имеет к нему никакого отношения, кроме того, не располагает силами и средствами для освобождения судов. Поэтому захват судна пиратами становится, как правило, проблемой только и исключительно компании-судовладельца, которая нередко не имеет ни средств, ни желания спасать судно и моряков (причём моряки, как уже было сказано, могут не иметь никакого отношения ни к стране, флаг которой развевается над судном, ни к стране, где «прописана» компания-судовладелец). Выплата выкупа оказывается очень часто единственно возможным вариантом.

В итоге, хотя, например, в западной части Индийского океана сегодня с целью борьбы с морским пиратством находятся соединение ВМС НАТО, эскадра Евросоюза (отдельно от НАТО), оперативное соединение ВМС США (также отдельно от НАТО), боевые корабли России, Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, Ирана, количество захваченных пиратами судов и сумма выкупов за них продолжают расти.


Некоторые факты о современном пиратстве:

Сумма выкупов, полученных сомалийскими пиратами близ Африканского Рога в 2005-2012 годах, оценивается в $339-413 млн. Средний куш - $2,7 млн.

Рядовые пираты за успешную операцию получают по $30-75 тысяч, причем первому, кто взберется на борт захваченного судна, а равно тем, кто пришел с собственным оружием или лестницей, - полагается бонус $10 тысяч.

Кат , который беспрестанно жуют в том числе в Сомали, часто поставляется пиратам в кредит. Его количество строго учитывается, и после операции пират получает свою долю наживы за вычетом стоимости ката, которая в море втрое выше, чем на материке.

Из жалованья пирата также удерживают за питание плюс штрафы: например, за жестокость по отношению к команде судна можно недополучить $5 тысяч - пиратский кодекс, как в старые добрые времена. В результате особенно несдержанные порой не зарабатывают на рейде ничего или оказываются в долгах.

Часть добычи уходит поварам, посредникам, счастливым обладателям детекторов валют (для проверки подлинности купюр) и адвокатам (спрос на которых постоянно высок) за их услуги. Также платят местным защитникам правопорядка и террористам (группировка «Аш-Шабааб», например, берет с пиратов 20% в качестве «налога на развитие»), чтобы не трогали.

Бывшие пираты, как могут, устраиваются на суше. Зачастую они зарабатывают на жизнь сервисом для настоящих и потенциальных жертв своих недавних коллег - становятся «консультантами» или переговорщиками.

Финансирование пиратских экспедиций - не такое дорогое удовольствие, как можно было бы подумать. Стандартная вылазка может стоить всего несколько сотен долларов, так что участники вполне могут скинуться на предприятие самостоятельно. Крупные походы на нескольких судах обходятся до $30 тысяч и требуют профессионального финансирования. В качестве финансистов тогда выступают военные или гражданские, торговцы катом, рыбаки и бывшие пираты. За свои услуги они требуют от 30% до 75% выкупа.

В среднестатистическую операцию вкладываются 3»5 инвесторов. Поскольку порядочные сомалийцы держат деньги подальше от родины, им приходится изобретать отмывочные схемы, чтобы вернуть средства в Сомали.

Финансовый сектор страны на удивление хорошо себя чувствует и растет быстрее, чем правительственные институты. В частности, развивается система интернет-платежей, в том числе в совсем неспокойных частях государства.

Доходы от пиратской деятельности утекают из Сомали в основном через Республику Джибути, Кению и ОАЭ.

Треть финансистов от пиратства тратят свои деньги на формирование подобия «народного ополчения» и собственное политическое влияние. Многие инвестируют в торговлю катом - это крупный и к тому же легальный бизнес.


Карта морского пиратства

Острова зеленого мыса.

Эти острова находятся вблизи африканского континента, и многие жители этого материка, стремятся добраться до них, в поисках более лучших рабочих мест. Поэтому в том районе нередки попытки захвата яхт частных лиц. А на сами острова, лучше не высаживаться, там процветает контрабанда наркотиков, и по данным моряков побывавших там, такое количество наркоманов они ни где не видели. Вы можете подвергнуться нападению в любой момент, ну а кражи там - вполне обычное дело. Нередки случаи нападений преступников, на яхты, находящиеся на приколе недалеко от берега.

Бразилия.

В Бразилии периодически, происходят спонтанные нападения на суда организованных банд. Эта страна, наравне с Сомали являются, единственными странами мира, где пираты не боятся нападать не только на малоразмерные яхты, но и на торговые суда. Недавно бандиты напали на яхту ” Seamaster ” англичанина Питера Блэйка, ни побоявшись ни размера судна (36 м), ни 10 отлично обученных членов экипажа.

А чуть ранее нападению подверглись еще две яхты, обе большого размера, одна немецкая, другая роскошная французкая яхта ” Jongert “. И не смотря на попытки сопротивления экипажа, все три были полностью разграблены. Береговая линия Бразилии протянулась на сотни км, и изобилует небольшими заливами и устьями рек, где бандиты могут быстро скрыться после нападения. Самыми опасными считаются, устье Амазонки и области Сантос и Фортелеза, там современное пиратство особенно процветает.


Венесуэла

В памяти многих моряков, территориальные воды этой страны, оставили мрачные воспоминания. Еще совсем недавно, нападения пиратов происходили очень часто, особенно в восточном регионе. Хотя в основном, пиратством там занимаются бедные рыбаки, вынужденные идти на это из-за нехватки средств к существованию.

Также мировой общественности стал известен вопиющий случай попытки захвата немецкой яхты, членами венесуэльской береговой охраны! Хотя правительство страны этот факт категорически отрицает, заявляя что это были просто разборки местных наркодилеров, ну да, охотно верим. Особенно опасны области вокруг островов Пуэрто-Ла-Крус, и Маргарита. Также особо внимательным надо быть возле полуострова Пария и Арайя, недалеко от устья реки Амакуро и Педерналес.

Тринидад

Еще недавно эти места считались безопасными для плавания, но все изменилось к худшему в прошлом году. Особенно в области Чагуарамас участились случаи попыток захвата судов, бандитами на лодках с подвесными моторами. Не стоит выходить на берег, есть все шансы быть ограбленным или даже убитым.


Колумбия

Здесь случаи пиратства довольно редки, несмотря на плохой имидж самой страны. Последний серьезный случай нападения морских разбойников произошел 29 сентября 2002 года, когда три американских яхты были атакованы в районе Пуэрто-Эрмоса, в 50 км к северо-востоку от границы с Венесуэлой. А правительства этих стран тычут пальцами друг в друга, утверждая, что это с территорий соседа, налетчики совершают свои набеги на суда.

Самая опасная область, где можно подвергнуться нападению корсаров - это южная часть залива Гольфо -де-Ураба, где на лодках, контрабандным путем переправляются наркотики.

Никарагуа и Гондурас

Обе эти страны сильно пострадали от урагана Митч и землетрясения. Из-за политической нестабильности, в эти странах процветает бандитизм и насилие. Кроме того, правительства этих государств ведут постоянные споры о границах своих стран. На побережьях очень мало полицейских и военных, поэтому часты случаи нападений на туристов, как и на берегу, так и на море. Современное пиратство , здесь не редкость.

Сомали

Эта страна прославилась на весь мир, благодаря постоянным нападениям пиратов.Уже много лет в Сомали идет гражданская война, в этом государстве царят беззаконие и анархия. Сомалийские пираты славятся своей жестокостью, они хорошо вооружены и организованны. Каждая банда подчиняется лидеру клана,а все побережье Сомали, налетчики поделили межу собой, и на каждом участке орудует своя банда разбойников.

Передвигаются они на малоразмерных судах, численностью в 5-8 человек, заходят далеко в море, в поисках коммерческих судов. Кораблям, находящимся в Аденском заливе, не рекомендуется приближаться к береговой линии, ближе чем на 100 морских миль. И не смотря на постоянное патрулирование в этих водах американских, французких, немецких военных кораблей, ситуация лучше не становиться. Несомненно, Сомали - главная вотчина в мире, морских разбойников.

Само по себе слово «пират» в первую очередь ассоциируется с образами 17-века, полными удалых приключений, ходьбой по доскам, сражениями на мечах и сундуками с сокровищами. Но кто бы мог подумать, что в последние десятилетия морское пиратство вновь возродится? Только вот современные пираты совсем не похожи на тех, к которым мы так привыкли в кино. Настоящие пираты – жестокие преступники, а не романтические герои, сражающиеся за любовь и дружбу.

Современные морские бандиты чаще всего орудуют в Индийском океане, Красном море, в районе побережья Сомали и в Малаккском проливе. Они часто вооружены винтовками AK-47 и гранатометами. Плавают пираты теперь не на старинных парусниках, а на быстроходных лодках и захватывают торговые корабли, яхты и другие суда, часто забирая в плен заложников, и требуя за них выкуп. Современное пиратство представляет собой серьезную проблему для мирного населения – ежегодно происходят грабежи товаров на миллионы долларов, кровавые убийства и вероломные похищения. Перед вами 10 самых шокирующих случаев.

10. Яхта Квест (Quest)

Фото: Mass Communication Specialist Seaman Jesse L. Gonzalez

В 2011 году 4 американца отправились на каникулы своей мечты в путешествие вокруг света на яхте под названием Квест. К сожалению, плавание совсем скоро превратилось в настоящий кошмар, когда на них напали сомалийские пираты в 305 км от побережья Омана. В ответ ВМС США отправили в эту зону свой авианосец Энтерпрайз (USS Enterprise) и три других военных корабля, чтобы высвободить заложников.

В течение нескольких дней военные добрались до месторасположения Квеста, который пираты пытались отогнать к берегу Сомали. В процессе переговоров об освобождении американских граждан на борт Стеретт (USS Sterett), американского эсминца с управляемыми ракетами, поднялось 2 парламентера со стороны пиратов. Представители ВМС предложили пиратам обмен заложников на целую яхту, но бандиты отказались от такой сделки, считая, что за пленных можно получить куда как более значительный выкуп.

Пока пираты-переговорщики отплывали назад, кто-то из сомалийских бандитов выстрелил с борта Квест в американский эсминец реактивной гранатой. К счастью, они промахнулись. Следом за гранатой с палубы Квеста последовала стрельба, и американцам пришлось реагировать - команда морских котиков США получила приказ отбить яхту и спасти заложников от агрессоров. Произошло непродолжительное сражение, в ходе которого 2 пирата было убито (один был застрелен, другой - заколот ножом). Остальные бандиты сдались. К величайшему сожалению, все 4 заложника были убиты пиратами – в них стреляли, и они скончались от полученных ранений.

Американские военные также обнаружили тела еще 2 пиратов, которые были убиты ранее при неизвестных обстоятельствах. Возможно, во время изначального захвата яхты Квест американские туристы дали достойный отпор бандитам. До сих пор не ясно, что именно заставило пиратов расстрелять своих пленных. Эта история – напоминание всем путешественникам об опасностях, которые скрываются в водах удаленных морей.

9. Танкер Шомон (Chaumont)

По мнению экспертов одна из самых серьезных опасностей, связанных с современным пиратством, – это риск экологической катастрофы. Когда пираты захватывают торговые суда, они чаще всего связывают экипаж, и оставляют корабли без управления. Иногда такие суда продолжают свое движение на полном ходу по неконтролируемой траектории.

Самая ужасная ситуация – это когда захваченный корабль с промышленным грузом лишают управления в узком проливе. Это грозит почти 100% вероятностью того, что корабль разобьется, и все его содержимое (часто это нефть и резервуары с химическими жидкостями) выплеснется в . Именно это едва не произошло в 1999 году в Малаккском проливе между Малайзией и Индонезией, когда был захвачен французский танкер Шомон.

Пираты были вооружены мачете и атаковали танкер рано утром, быстро получив над судном полный контроль. После обездвиживания всех членов экипажа, бандиты опустошили сейф и покинули борт. Связанным морякам не удавалось высвободиться еще 35 минут, в течение которых танкер плыл на полном ходу вдоль узкого канала. Многие до сих пор считают, что это настоящее чудо, что Шомон не столкнулся с другим кораблем или с подводными скалами. Он даже не сел на рифы, выстилающие все побережье региона.

8. Сэр Питер Блэйк (Sir Peter Blake)

В 2001 году мировая общественность была шокирована убийством сэра Питера Блэйка, знаменитого мореплавателя из Новой Зеландии. Он считался одним из самых выдающихся моряков всех времен. Блэйк дважды выигрывал Кубок Америки, самый престижный трофей в яхтенном виде спорта, и поставил целый ряд мировых рекордов на своем судне. В 2001 году он начал свое путешествие по реке Амазонка в рамках исследовательской экспедиции для проверки экологического состояния реки.

В ночь на 5 декабря Блэйк и еще 14 членов экипажа на борту яхты Симастер (Seamaster) спустил якоря в пригороде Макапы (Macapa), когда на судно пробралось 8 пиратов, вооруженных огнестрельным оружием и ножами. Пока бандиты выкрикивали свои требования, Питер схватил винтовку и застрелил одного из злоумышленников. Началась перестрелка, в которой легендарный мореплаватель был убит. Бандиты обогатились на небольшой двигатель и несколько пар часов. Это и стало ценой жизни Блэйка.

Пиратство в водах Амазонки – очень распространенное явление. Многие считают, что проблема усугубилась особенно в последние годы, и что в этом районе у местных властей нет никакого влияния. На Амазонке полный беспредел. Трагическое убийство сэра Питера Блэйка наглядно демонстрирует все уродство современного пиратства. Оно происходит по всему миру, и опасаться разбойников стоит не только в бескрайних водах океанов, но и в других более мелких водоемах.

7. Похищение Теббутт (Tebbutt)

В сентябре 2011 года британские верноподданные Джудит Теббутт и ее муж Дэйвид (Judith Tebbutt, David) отдыхали на элитном курорте побережья Кении. Они были единственными гостями изолированного курорта, что Джудит сразу не понравилось. На вторую ночь их пребывания в отеле пару разбудили вооруженные пираты. Жену насильно посадили на борт лодки и увезли в Сомали, где ее держали в заложницах в тесном убежище.

Во время пленения женщина узнала, что ее мужа убили в ночь нападения, когда Дэйвид попытался оказать сопротивление одному из разбойников. Предположительно эти пираты были связаны с исламистской военной группировкой Аль-Шабааб (Al-Shabaab). В марте 2012 года пираты освободили Джудит после 6 месяцев заключения. Судя по всему, это произошло только потому, что родственники Теббут заплатили немалый выкуп.

6. Корабль Маерск Алабама (Maersk Alabama)


Фото: Petty Officer 2nd Class Jon Rasmussen, US Navy

Речь пойдет о торговом судне Маерск Алабама, ставшим особенно известным благодаря фильму «Капитан Филлипс» (Captain Philips), снятому по мотивам случившегося. В 2009 году к этому американскому кораблю было привлечено внимание всей мировой общественности из-за нападения на него пиратов. Судно пересекало Индийский океан, направляясь в кенийский порт Момбаса (Mombasa), когда на него напали сомалийские бандиты, приплывшие на маленькой моторной лодке. Несмотря на сопротивление экипажа, пиратам удалось подняться на борт торгового корабля.

В течение нескольких минут бандиты захватили капитана корабля, Ричарда Филлипса (Richard Phillips), но им не удалось схватить всех членов команды в числе 21 человека. Многие из моряков смогли запереться в укрепленной каюте. Экипажу удалось выключить двигатели судна, не позволив пиратам взять полный контроль над кораблем. Более того, моряки активно сопротивлялись, они даже устроили засаду и схватили в плен одного из пиратов.

Разбойники быстро поняли, что они не контролируют ситуацию и покинули корабль. Три пирата решили попробовать скрыться на спасательной шлюпке Маерск Алабамы, взяв с собой капитана Филлипса для прикрытия своих тылов во время отплытия назад в Сомали.

Шлюпку преследовало сразу несколько военных кораблей США, ведших с пиратами переговоры об освобождении капитана. Через несколько дней бесплодных переговоров и после одной неудачной попытки бегства капитана Филлипса, снайперы из числа морских котиков расстреляли всех троих пиратов. Капитан был спасен, он и его экипаж были признаны героями за их храбрость и находчивость.

5. Угон лайнера Ахилле Лауро (Achille Lauro)


Фото: D.R. Walke

Происшествие случилось в 1985 году. Ахилле Лауро был итальянским лайнером, курсирующим по Средиземному морю с 700 пассажирами на борту. 7 октября корабль пристал к берегу в Александрии. Здесь многие гости лайнера сошли на берег, чтобы посетить знаменитые пирамиды. В это самое время на корабль пробралось 4 палестинских боевика, связанных с Палестинским освободительным фронтом. Размахивая винтовками, они захватили лайнер, отдав приказ покинуть порт вместе с 400 человеками на борту, в числе которых были и отдыхающие, и экипаж. И хотя многие считают этих захватчиков террористами, технически они скорее пираты.

Вооруженные боевики требовали освободить 50 палестинских заключенных, находящихся в израильских тюрьмах. Власти Израиля отказывались отвечать на эти требования. Пираты направили Ахилле Лауро в сирийский порт Тартус (Tartus), но правительство Сирии запретило им заплывать на свою территорию. Рассерженные отказом пираты в ответ застрелили 69-летнего американского еврея на инвалидной коляске, и выбросил его тело за борт. Предположительно выбор пал именно на него по религиозным соображениям.

Затем лайнер отправился в Египет, где угонщики обратились к местным властям, освободили заложников в обмен на беспрепятственный доступ к аэропорту и получили в свое расположение самолет, на котором они собирались скрыться в неизвестном направлении. Тем не менее, после того как воздушное судно поднялось в воздух, по приказу президента США Рональда Рейгана (Ronald Reagan) его перехватили американские истребители. Рейс был вынужден приземлиться на базе НАТО в Италии, где местные власти и арестовали пиратов-угонщиков.

4. Корабль Нахам 3 (The Naham 3)


Фото: Columbia Pictures / Unproduced Screenplays

Нахам 3 был рыболовецким судном, промышлявшим в Индийском океане в 2012 году, когда на него напали сомалийские пираты. Экипаж состоял из 29 человек родом из разных азиатских стран, включая Китай, Вьетнам и Филиппины. Моряков увезли в Сомали, где их держали в пустыне. Захватчики требовали огромные за возвращение пленников целыми и невредимыми.

По словам рыбаков, во время плена их часто избивали, и им приходилось есть крыс и жуков, чтобы выжить. Два члена экипажа умерло от болезней, еще один был застрелен. Спустя 4 с половиной года пираты получили за пленников значительно меньшую сумму и все-таки отпустили 26 оставшихся заложников домой. Всего они пробыли в плену 1672 дня…

3. Судно Хай Миеко (Hye Mieko)

Хай Миеко был торговым кораблем, принадлежавшим сингапурской компании, совершавшим рейс из Сингапура в Камбоджу в 1995 году, когда на него было совершено нападение. Корабль, груженный сигаретами и другими товарами на 2 миллиона долларов, так никогда и не добрался до Камбоджи. Согласно предположениям властей, Хай Миеко был захвачен китайской береговой охраной. Вероятно, экипаж вынудили проплыть еще тысячи километров через международные воды до Южного Китая.

Когда судно прибыло на место, вместе с грузом его распродали. До сих пор не известно, кто и кому продал все добро, и куда ушли все деньги. Официальный Китай отказался признать свою причастность к случившемуся, несмотря на то, что его не раз обвиняли в связях с пиратами. Что интересно, так это то, что корабль успел подать сигнал бедствия, во время которого экипаж сообщил о нападении пиратов, но никто не пришел им на помощь.

Участие местных властей в пиратских рейдах – не самое распространенное явление, но в этом случае оно было почти очевидным.

2. Нападение на лайнер Сибурн Спирит (Seabourn Spirit)


Фото: Ivan T.

В 2005 году круизный лайнер Сибурн Спирит плавал в 160 км от берега Сомали, когда на него напали пираты. Две лодки с серьезно вооруженными бандитами покружили вокруг корабля с 300 пассажирами на борту, а затем открыли огонь. Судно обстреляли из пулеметов и гранатометов несколько раз. Два сотрудника службы безопасности лайнера Майкл Гроув и Сом Багадур Гурунд (Michael Groves, Som Bahadur Gurung) предприняли попытки отразить нападение разбойников с помощью шланга высокого давления и высокотехнологичной звуковой пушки типа LRAD.

Во время схватки Гурунд был ранен осколком от взрыва гранатомета, но Гроуву удалось оттащить его в безопасное место, а после этого он продолжил бой с морскими бандитами под тяжелым обстрелом. Через полчаса пираты наконец-то сдались и отступили, а лайнер Сибурн Спирит смог отплыть дальше в море на безопасную дистанцию. За проявленную смелость Гроув и Гурунд были награждены почетными медалями из рук самой королевы Англии.

1. Грузовое судно Эрриа Инге (Erria Inge)

Австралийское грузовое судно Эрриа Инге было взято в аренду китайской компанией в 1990 году. Через несколько месяцев и владелец корабля, и компания-арендатор потеряли связь с судном и его экипажем. Считалось, что на Эрриа Инге напали пираты. Затем по ряду косвенных доказательств стало ясно, что судну дали новое название, и по поддельным документам краденый корабль использовался для доставки незаконных грузов. Пираты поступают так довольно часто, зная, что никто из простых судоходных компаний не кинется рисковать жизнью и возвращать назад свои корабли.

Загадочная история Эррии Инге получила свое продолжение в 1992 году, когда сотрудники нового владельца корабля, купившего его на металлолом, совершили необычное открытие. В давно неиспользуемой морозильной камере они обнаружили останки 10 сожженных тел. Было абсолютно неясно, кем были эти жертвы или что с ними случилось, но в участии пиратов не оставалось почти никаких сомнений. Шокирующее открытие, сделанное на борту угнанного судна Эрриа Инге, - это жуткое напоминание об опасности, которая до сих пор присутствует в современных морях.

Пиратство в современном мире совсем не редкость. Ущерб от их деятельности по всему миру в год достигает 40 млрд $. Современные корсары нападают на торговые корабли, частные яхты, рыболовецкие суда. Настоящий «джекпот» для них – завладеть нефтяным танкером или круизным лайнером.

География действия пиратов XXI века

Учитывая сегодняшнюю известность сомалийских пиратов, нетрудно назвать самый популярный район нападения. Это прибрежные воды Западной и Восточной Африки. Здесь нет исторических предпосылок для появления пиратства. Причины распространения морских разбойников – географические и экономические. Всё дело в Аденском заливе, расположенном близ Йемена и Сомали. Это основной морской путь для перевозки грузов между Европой и Африкой. Естественно, об этом знают пираты, которые не прочь поживиться в этих водах.

Что касается западного побережья этого континента, то здесь господствуют нигерийские пираты, которые промышляют вблизи Гвинейского залива. Почему же многие люди в Африке занимаются пиратством? Ответ очевиден: бедность и невозможность найти работу.

Опасным из-за пиратства считаются воды Юго-Восточной Азии и Южно-Китайского моря. Особенно Малаккский пролив, соединяющий воды Тихого и Индийского океанов. В отличие от своих «коллег» из Сомали, здешние пираты отличаются особой жестокостью. В Малаккском проливе совершают морские набеги и грабежи около сотни вооружённых банд. Все они имеют отличные и быстроходные суда, а также качественное навигационное оборудование. Захват крупных грузовых кораблей для пиратов этих мест почти обыденное дело.

В водах Латинской Америки (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа) также регулярно фиксируются случаи пиратства. Береговая линия занимает сотни километров, на которых расположено много заливов и устьев рек, где легко могут укрыться бандиты и спланировать очередной захват судна.

Источник: get.whotrades.com

Быть моряком – опасная профессия

Современные моряки постоянно подвергают себя опасности. Во многом по причине оказаться в плену у пиратов, пострадать при их нападении на судно. Встреча с морскими разбойниками вполне может закончиться летальным исходом или ранением. За подобный риск морякам положена доплата.Если курс лежит через потенциально опасные воды, где замечена активная деятельность пиратов, то денежное довольствие экипажу судна увеличивается.

Большинство европейских стран до сих пор придерживаются договора, заключённого в Сингапуре в 2008 году. Согласно ему бонус морякам за прохождение пиратоопасных районов составляет 100% от месячной заработной платы. В России далеко не все организации готовы на такие траты. Чаще всего размер выплат за риск повстречаться с пиратами определяется договорённостью между судоходными компаниями и профсоюзами рабочих.

Российские моряки, которые входят в команду иностранных судов или кораблей, действующих под «удобным флагом», вправе рассчитывать на двойное увеличение жалованья.

Как можно защититься от пиратов?

Обезопасить судно от набегов морских разбойников довольно непросто. Предугадать действия пиратов удаётся не каждому экипажу и капитану. Дело вот в чём: «Пираты непредсказуемые. Попутно они занимаются контрабандой и продажей наркотических веществ, которые также употребляют сами. Будучи в состоянии наркотического опьянения они не чувствуют боли, готовы на безумные и отчаянные поступки. Например, после боя один из пиратов был сильно ранен. Пуля задела шею и переднюю часть лица, оголив зубы и скулы. Кровь шла фонтаном. Однако он вёл себя так, будто абсолютно ничего не случилось. Ходил и пытался почесать себе зубы» , – рассказывает подполковник Андрей Ежов, командир группы морской пехоты Тихоокеанского флота. Современные джентльмены удачи действуют быстро, атакуют корабль неожиданно, обстреливают его из автоматов или гранатомётов. Их цель – напугать капитана, заставить снизить скорость или остановиться. Поэтому при встрече с пиратами, необходимо дать максимальный ход и маневрировать, чтобы не позволить лодкам подойти вплотную к борту.

Неплохо помогает колючая проволока, устанавливаемая по периметру судна. На неё подаётся высокое напряжение, которое не даёт взобраться на палубу морским бандитам при абордаже. В последнее время многие владельцы кораблей обращаются к услугам охранных предприятий, чьи сотрудники будут сопровождать судно весь путь и применять оружие для его защиты.

Так все‑таки: кто же такие пираты? Пират (лат. Pirata; греч. πειρατηζ, производное от слова πειραω - «пробовать, испытывать»)- пытающий счастья. Это понятие, возникшее еще в IV-III вв. до н. э., относилось к тем, кто пробавляется разбоем на море.

Впоследствии появилось несколько других определений: капер, приватир, корсар, флибустьер, буканир, буканьер.

Капер (приватир) - понятие вошло в обиход в 80-67 гг. до н. э. Так называли пиратов, имеющих особые государственные полномочия. Естественно, первоначально ни о каких свидетельствах и речи не шло. Свидетельства появились много позднее. Пираты со статусом каперов могли заходить в дружественные порты, а также частенько привлекались в качестве дополнительного стратегического ресурса при военных противостояниях.

К употреблению этого понятия активно вернулись в 1200-1856 гг. Любопытно, что ему был придан смысл «возмездия». То есть, если капитан чувствовал себя обойденным или обобранным, если он полагал, что имеет право на возмещение ущерба, он мог получить свидетельство и на полном государственном основании выходить в море и творить возмездие, решая свои имущественные проблемы. Однако по закону реализовано это право могло быть лишь во время войны и применительно к кораблям страны, являющейся противником государства, выдавшего лицензию. Другое дело, что капитаны могли при виде богатой добычи вмиг забыть обо всех налагаемых ограничениях.

Корсар - это понятие распространилось примерно в XIV столетии (1300-1330 гг.), и обозначало оно лицо или корабль, обладающий статусом капера , то есть имеющего позволение правительства на совершение грабежей. По идее, корсара отнюдь нельзя считать пиратом, поскольку пират присваивает добычу себе, а капер и корсар доставляют ее на родину для отдачи властям. Но это по идее. На самом же деле грань между понятиями весьма тонкая. Подавляющее большинство каперов и корсаров пытались получить свидетельство лишь для того, чтобы были прощены их прегрешения как пиратов! По получении же свидетельства они, как правило, возвращались к своему прежнему ремеслу. Впрочем, здесь, как и везде, были свои исключения. Наиболее примерными считались, например, берберские корсары, неукоснительно соблюдавшие условия соглашения с правительством. Самыми же злостными нарушителями принято считать мальтийских корсаров, привыкших грабить всех подряд.

Буканиры, буканьеры (от фр. boucanier - «жарящий тушу целиком») - исходно понятие относилось к охотникам, незаконно охотившимся на Гаити. Вообще же «буканом» называлось место, где солилось и коптилось мясо убитых ими животных. Нередко охотникам становилась в тягость их жизнь, исполненная тягот и лишений, и они, соблазняясь дурным примером, начинали заниматься пиратством. Со временем, а именно с XVII столетия буканьерами стали называть всех без исключения пиратов Карибского моря. После 1684 года, когда была опубликована знаменитая книга пирата Александра Эксквемелина «Пираты Америки», слово «буканьер» прочно вошло в обиход.

Флибустьер (от фр . filibuster) - морской грабитель и разбойник. Это понятие тесно прилежит к понятию «буканир». Таким образом, вчерашний охотник, презревший свое ремесло и занявшийся пиратством, - это и есть флибустьер. Понятие распространилось в XVII-XVIII столетиях.


История пиратства в Древние века.

В переводе с латинского, слово «пират» переводится как «морской разбойник пытающий счастья». История пиратства берёт свое начало с древних времён, и грань между разбойником и мореплавателем, была практически не видна.


Большая часть жителей побережья стран мира, занимались пиратством, нападая на проходящие мимо по морю торговые корабли. Они похищали людей, забирали товары перевозимые на кораблях и даже убивали. Пленных людей продавали рабство, с целью получить прибыль, особенно если в плен попадали знатные персоны.

Действия пиратов ярко описывались в великими поэтами в поэмах, стихотворениях и мифологии. По мере того как развивалась цивилизация и морская торговля, между странами континентов, развивалось и пиратство, с каждым днём становясь все более преступней и кровожадней. Попытки бороться с морским разбоем, редко заканчивались успехом.

Периодом самого большого пика расцвета пиратства, стал период Гражданских войн в Римской империи. Войны, отсутствие монархии поспособствовало тому, что морские торговцы перестали выполнять только торговые действия. Алчность сделала торговлю источником лёгкой наживы. Главное место сбора всех древних пиратов располагалось на острове Крит и горных местностях, на которых находились крепости.

Особенно быстро пиратство начало набирать обороты, когда Митридат VI Евпатор, подписал договор и киликийскими пиратами, и выступил против Римского правительства. Морские разбойники совершали набеги на порты Рима.

Основная техника ведения боя пиратов: пиратские корабли подплывали как можно ближе к своей жертве, находясь параллельно, перебрасывали на корабль специальные снасти и «кошки» благодаря которым корабли держались рядом и разбойники переходили на корабль который захватывали.

В 67 году до н.э. чиновник Гней Помпей, предпринял решительные действия по ликвидации пиратов, своим флотом загнав пиратские корабли на их базу, в киликийские крепости. Но тишина на море не продлилась долго. Новые гражданские войны, разожгли новую волну набегов, и только после полной стабилизации правительства и окончания гражданских войн, прохождения по морю стало безопасным.

Тех же пиратов которых поймали, были казнены через распятие.

История пиратского флага

Пиратские корабли всегда ходили под собственным флагом, который обычно известен под названием «Весёлый Роджер». Основная идея создания отличительного знака, была цель напугать и морально воздействовать на свою жертву.

На флаге изображаются символы смерти, скелеты, черепа и кости. Каждая команда переделывала иллюстрацию флага на свой лад, но суть всегда сохранялась.

Череп изображался с довольно весёлой ухмылкой, возможно именно поэтому флаг и стали называть «весёлым Роджером». Самый первый флаг пиратов был красного цвета, и согласно закону вышедшем в Англии, в 1694 году обозначал английские корабли.

В стратегических целях пиратские корабли плавали под обычными флагами, и только перед боем выставляли флаг с черепом и костями.

Первоначально такое изображение на флаге свидетельствовало о том что на данном судне началась эпидемия, и чтоб другие корабли держались от них подальше. Но с прошедшим временем пираты стали использовать его в своих целях, чтоб избежать нападения со стороны других более мощных военных судов.

Каждая пиратская команда имела свой флаг, который отличался не только рисунком, но и цветом. Классический известный черный флаг и изображением черепа и двух скрещенных костей впервые появился на борту корабля французского пирата Эммануила Винна, в XVIII веке. После первого упоминания классического флага, Роджер получил большую популярность среди известных пиратов мира.

То что, на флаге изображена символика смерти, ещё не говорит о жестокости пиратов, но давал полное право брать захваченных в плен.

Были и такие пираты которые использовали символику песочных часов, что служило символом, что пленных не берут.

Вообще есть много версий происхождения «весёлого Роджера», но чаще всего пираты поднимали флаги тех стран к которой принадлежали или выгодные со стратегической стороны на тот момент.

Современные пираты не используют отличительные флаги, так как сейчас это считается преступлением международного уровня.

Определение «пират» включает в себя несколько видов пиратов, отличающихся родом деятельности и местом расположения. Все они носят своё собственное название, которое и отличает их друг от друга. Давайте обсудим каждого из них по отдельности.

Пиратом называют практически всех морских разбойников, занимающихся грабежом.

Ближневосточных пиратов XV-XI веков до н.э. называли тевкрами. Российских пиратов промышлявших в территориальных водах России в шестнадцатом веке. В Эгейском море орудовали долопийцы, живущие на территории Греции.

Самыми известными и грозными пиратами считались пираты Северной Африки — берберы. Их свободно можно было узнать по отличительной особенности — быстроходным судам, таким как шебеки. Основной территорией курсирования берберов являлось Средиземное море. Они стали нападать не только на море, но и на прибрежные зоны, захватывая пленных. Встреча с береберами, практически всегда заканчивалась поражением. Не даром их считают «грозой моря».

Тех разбойников которые совершали набеги на колонии и корабли Америки в XVII веке называют флибустьерами. Это нахвание происходит от голландского слова означающего «вольный добытчик».

В команду флибустьеров обычно входили люди разного происхождения, которые выступали против основополагающих законов и правительства. У них были свои законы и традиции, а так же управляющая комиссия, которая решала на какие корабли стоит нападать, а на какие нет. Отсутствие правления, делало флибустьеров обычными морскими разбойниками. Перед выходом на «дело» команда заранее обсуждала правила дележа и систему действий. Каждый пират имел разрешение на совершение грабежа.

Корсары — это полноправные пираты, имевшие законное разрешение от правительства на грабеж вражеских кораблей.

В период Османской империи, греческие пираты — хайдуты, завоёвывали турецкий флот.

В команды пиратов нередко входили и женщины, что придавало колоритности и разнообразия морским похождениям. Но до сих пор не найдены исторические доказательства их подлинного существования.

В наше время сложно себе представить как можно проплывать такие расстояния без средств связи и навигации.

Главный остров пиратов

Постоянная борьба за новые земли и власть на море побуждало различные народы использовать свои военные силы как на суше, так и на море. Главная часть военных действий происходила на воде, так и стала развиваться структура морского разбоя. Появились первые флибустьеры - «вольные добытчики».

Как и любая структура, пираты имели своё определённое место сбора. В XVII веке, такая база расположилась на антильском острове Тортуга , и им активно пользовались вплоть до окончания века. Тортуга играла важную роль в соперничестве и боях происходивших на территории Карибского моря. За это место боролась не одна колония.

После своего открытия Христофором Колумбом, в 1492 году, остров был обьявлен испанской колонией, хотя более ста лет являлся нейтральной территорией. Со временем рыбаки соседних островов стали приходить и на Тортугу, а потом здесь начали останавливаться и проплывающие по близости контрабандисты и пираты.

С 1630 года остров начали колонизировать. Иностранные захватчики стали завоёвывать испанскую Тортугу, в 1631 году разрушив поселение колонии. Новые владельцы знали, что самостоятельно они не смогут потянуть развитие колонии, поэтому стали заключать соглашения с влиятельными покровителями и правителями моря.

Была образована специальная комиссия которая вела переговоры с колонизаторами Тортуги, и заботились об укреплении острова. Отношения мужду этими двумя структурами складывались довольно сложно, так как ни один не хотел мириться с торговлей которая велась между Лондоном и Тортугой.

Француский авантюрист Э. Хилтон, начав покупать рабов, превратил остров в пиратское логово, принимая здесь контрабандистов, и заключая с ними зделки. И так, на протяжении многих веков «правительство» Тортуги неоднократно менялось.

В виду быстрого развития флибустьерства, испанские власти стали наводить справки о том что происходит на острове. В попытке забрать власть в свои руки, французы потерпели огромные потери. Для того чтоб предотвратить использование острова как пиратскую базу, испанские власти расположили на Тортуге военный гарнизон состоящий из 150 воинов. Несколько колоний Франции, Англии и Голдандии, поспособствовали полной ликвидации пиратского убежища.

Понравилась статья? Поделитесь ей