Контакты

Психология человека что означает его мимика и жесты. Важно заранее изучить свое лицо как мы разговариваем, как мы радуемся, удивляемся, восхищаемся

Если верить исследованиям, только малую часть информации люди привыкли передавать с помощью слов. Остальная доля отведена мимике, жестам, даже интонации. Язык тела и жестов психология классифицирует, как более правдивый способ передачи информации. Если на словах сказать неправду получится, тело непременно сигнализирует о скрытых чувствах. Научившись распознавать язык тела, разобравшись в значениях жестов, легко получится узнавать правду.

О чем свидетельствуют жесты?

Эмоции - один из главных факторов, заставляющий прекратить контролировать поведение тела. Пытаясь определить скрытые чувства, мысли, нужно помнить, что некоторые жесты зависят от возникшей ситуации. Пример: мороз способен заставить человека закрыться, скрестить на груди руки, пытаясь согреться. Психология жестов такое движение классифицирует, как попытку защититься от нежелательных событий.

Изучая секреты, которые скрывает , мимика и жесты оцениваются, прежде всего, исходя из окружающей обстановки. Если факторов, провоцирующих двоякое суждение, нет, распознать истину получится без особых сложностей.

Основные жесты, позволяющие определить намерения, чувства, желания человека:

  • Желание открыться, войти в доверие - жестикуляция открытыми ладонями, направленными вверх, соединение пальцев двух рук под подбородком, на уровне груди.
  • Угроза. Нервное массирование шеи, подбородка, напряженность рук. Человек старается отвлечься, не провоцировать конфликт, но при необходимости реакция будет мгновенной, сдерживаться собеседник не станет.
  • Недоверие. Плотно прижатые к бокам руки создают непреодолимый барьер, свидетельствующий о нежелании верить. Придется приложить немало усилий, чтобы убедить в правоте, донести истину, навязать мнение.
  • Заинтересованность. Часто проявляют интерес к противоположному полу женщины - стремятся выглядеть безукоризненно, поправляют волосы, косметику, походка становится соблазнительной, с мягким покачиванием бедер.
  • Желание избежать разговора, общения. Предметы в руках собеседника, которыми человек , отвлекаясь от темы разговора - свидетельство об отсутствии интереса, желании поскорее завершить общение. Поиски несуществующих предметов в сумке, пакете, кошельке - еще одно свидетельство поскорее избавиться от нежелательного разговора, отправиться по своим делам.
  • Отсутствие интереса. Основные сигналы - человек топчется, переминаясь, активно зевает, склоняет на руку голову, пытается сфокусировать взгляд на постороннем предмете.
  • Отрицательное настроение, негатив. Руки смыкаются за спиной, ноги напряжены, готовы двинуться с места, вскоре человек способен проявить агрессию, броситься в драку.
  • Проявление симпатии. Наклоны вперед - основной признак заинтересованности собеседником, дружеского расположения, стремления продлить отношения.
  • Защита. Недоверие к собеседнику, нежелание вступать в ссору, отсутствие желания общаться определяют по скрещенным рукам, ногам. Сжатые кулаки - сигнал об агрессивности, провоцировать конфликты не стоит.

Если разобраться самостоятельно сложно, нужно узнать больше, что рассказывают язык тела и жестов, позволит наглядно определиться в особенностях, секретах движений.

Секреты мимики

Далеко не всегда полезным оказывается только язык жестов, психология рекомендует изучить сигналы мимики, которые не менее активно свидетельствуют о намерениях, чувствах человека. Мимические проявления более правдивые, точные - внешние факторы редко влияют на физиономические особенности.

Основные сигналы, которые подает мимика лица, психология классифицирует, объясняет так:

  • Страх, сильный испуг. Широко раскрытые глаза, брови стремительно поднимаются, веки приподняты.
  • Удовольствие, радость, желание общаться. Широкая улыбка, слегка прищуренные глаза, расширенные ноздри - основные сигналы, свидетельствующие о хорошем настроении.
  • Злость. Брови почти полностью сходятся на переносице, губы плотно сомкнуты, не изгибаются, вытянуты прямой линией.
  • Печаль. Ничего не выражающий взгляд, эмоции отсутствуют. Опущенные глаза, веки провоцируют появление морщинок, уголки губ выгибаются вниз.
  • Отвращение. Приподнимается, напрягается верхняя губа, брови стремительно сходятся в одной точке переносицы, проявляются морщины на носу.
  • Недоумение, удивление. Округляются глаза, немного выпучиваются. Приподнимаются «домиком» брови, губы складываются буквой «о».

Это далеко не все мимические сигналы, которые получится распознать самостоятельно. Поможет разобраться распознавать тайные сигналы, которые объясняет психология жестов и мимики человека, книга – магазинные полки изобилуют специальной литературой.

Вот лучшие из них: А. и Б. Пиз «Новый язык телодвижений», Г. Лилиан «Я читаю ваши мысли», П. Экман «Узнай лжеца по выражению лица» и др.

Изучение литературы - обязательный этап для людей, планирующих освоить язык тела, психология рекомендует начинать обучение с простых книг, тщательно анализируя информацию. Непонятные вопросы возникают редко, но случается встретить моменты, которые самостоятельно проанализировать сложно. В таких случаях рекомендуется отправиться на консультацию специалиста.

Один из психологов – гипнологов, который всегда раскрыт для полезного познавательного диалога - Никита Валерьевич Батурин. Опыт Н. В. Батурина позволит с легкостью разобраться в языке тела, узнать полезные подробности, научиться определять намерения, планы, ощущения человека с помощью его онлайн-курса .

Как распознать ложь?

Редко кому из людей удается солгать, не покраснев, не моргнув глазами. Особенность каждого человека - тело способно выдать неправду, причем происходит это непроизвольно. Контролировать движения, мимические выражения удается далеко не всем, психология жестов и мимики, изученная заранее, позволит определить своевременно ложь, правильно отреагировать.

Указывающие на ложь сигналы, которые выдают мимика и жесты человека, психология изучила давно. Неправду выдают такие движения, выражение лица:

  • после сказанного врун прикрывает губы ладонью;
  • несколько раз шумно сглатывается слюна;
  • появляется покашливание;
  • оттенок кожных покровов лица резко меняется - бледнеет, краснеет, покрывается пятнами;
  • губы искривляются, напоминая улыбку;
  • взгляд не способен сфокусироваться на одном предмете, скользит, скашивается;
  • собеседник избегает смотреть в глаза, прямой взгляд завершается многократным морганием;
  • проявляется тяжелое дыхание.

Важно! Непроизвольные реакции позволят распознать неправду, вывести на чистую воду, применить знания для защиты родных, близких людей, избежать неприятностей.

Мимика лица, движения тела, жесты рук и их значение, психология каждого скрытого знака - есть много интересных подробностей для людей, которые только собираются изучить трактовку знаков. Изучение секретов позволит своевременно отреагировать на неприятные ситуации, избежать сложностей, выяснить отношение собеседника. Научившись определять намерения человека, получится даже предотвращать конфликты, гасить назревающие ссоры. Лучше понять человеческую натуру, разобраться в окружающих людях и себе,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Мимика и её разновидности

Введение

1. Развитие мимики

2. Типы мимики

3. Параметры анализа

3.1 Типичные выражения лица

5. Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью

Введение

Мимика (греч. мймйчпж -- подражатель) -- выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека -- радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п. Также животные при биокоммуникации, например приматы, часто используют мимику для выражения некоторых чувств.

Мимика -- один из вспомогательных способов общения людей. Сопровождая речь, она способствует её выразительности.

1. Развитие мимики

С давних пор человечество знакомо с физиогномикой. Искусство чтения лица особенно было развито в Японии и Китае в Эпоху средневековья. В этих странах писались огромные трактаты по физиогномике, создавались школы, где она терпеливо и тщательно изучалась. В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя, из накопленного материала физиономисты пытались определить характер и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах.

2. Типы мимики

Различают:

· непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

· произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).

3. Параметры анализа

Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. «Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения. В связи с этим мы говорим об универсальных или специфических мимических знаках, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Обычно мимику анализируют:

· по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;

· на основе ее физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия -- асимметрия, динамика, амплитуда);

· в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определенной культуре, выражения принятые в социальной группе, индивидуальный стиль выражения);

· в феноменологическом плане («топография мимического поля»): фрагментарный, дифференциальный и целостный анализ мимики;

· в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют.

Можно также осуществлять анализ мимики, исходя из тех впечатлений-эталонов, которые формируются в процессе восприятия человеком мимических картин, окружающих людей. Актуальные образы-эталоны включают признаки, которые не только характеризуют модель, но являются достаточными для ее опознания».

3.1 Типичные выражения лица

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

Радость: грубы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

Интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

Счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

Удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

Отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек, словно подавился или сплевывает;

П резрение , бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

Страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции ); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;

Гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

Стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или "бегают" из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

Скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

4. Национальные особенности невербального этикета общения иностранцев

Интересно знать о значении жестов иностранцев, с которыми приходится общаться, национальные особенности зарубежных жестов и мимики.

Прекрасно зная язык, мы рискуем все же не понять своего зарубежного собеседника, если не знакомы с принятыми в его стране правилами поведения, символикой общения.

Так, например, если мы стучим или звоним у двери, в которую собираемся войти, то конголезцы не позволяют себе этого, они голосом изображают звук: «кокорроко».

Чтобы сказать «нет», турки не поводят головой от плеча к плечу, а поднимая голову, щелкают при этом языком. При решительном отрицании у арабов позволительно, укусив ноготь большого пальца, отбросить руку вперед. А малайские негры просто опускают глаза (мы бы приняли этот жест за согласие).

Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец на нос.

Если американец сделает рукой жест «уходи отсюда», то в ресторане Буэнос-Айреса к нему тотчас подойдет официант: именно таким жестом обычно подзывают в его стране. А собравшись подозвать кого-нибудь жестом в Европе, американец не дождется его, так как для большинства европейцев этот жест означает «до свидания».

Дли нас останется непонятным жест англичанина, закрывающего руками глаза, рот и уши (что означает: «Я ничего не знаю»). Но мало где поймут русского, который вместо того чтобы сказать слово «деньги», потирает большой палец о средний и указательный.

Движение пальца из стороны в сторону в США и Италии означает легкое осуждения или угрозу; в Голландии отказ.

В Англии женщина на улице, как правило, первой приветствует мужчину. Это означает, что ей хотят предоставить право -- и именно в Англии это является нормой вежливости -- решать, желает ли она лично подтвердить свое знакомство с данным мужчиной или нет.

Выражая приветливость, индонезиец сутулится, почти непрерывно кивая головой. Европейцу в этом видится самоуничижение.

Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец ударит себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча себе по лбу и при этом, вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает ее слегка сумасшедшей.

Если поднимают вместо большого средний палец, то это имеет оскорбительное значение «сядь на это». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись». У итальянцев это обозначает цифру «1». В Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.

Сцепленные указательные пальцы у араба, говорят о том, что он предлагает вам дружбу, но не забудьте, во избежание недоразумений, что в Марокко этим жестом предупреждают о вражде.

Поднятые брови в Германии обозначают восхищение; в Англии выражение скептицизма.

Американец, соединив большой и указательный палец в виде буквы «О», говорит этим жестом: «Все в порядке». Японец же, исходя из символики, принятой в своей стране, решает, что американец просит денег, а во Франции этот жест означает «ноль» или «ничего». Американцы презирают японских портье, принимая их за бесстыдных вымогателей, поскольку те, приглашая пройти, постоянно поднимают кверху ладонь. Они не берут чаевых и не догадываются, что компрометируют себя жестом, которым пользуются американские попрошайки.

Привыкнув к свободе в общении, американец недоверчиво относится к напряженной позе, низким поклонам японца, который к тому же непрерывно кивает ему головой. Хотя японец вовсе не выражает этим согласия, он просто показывает, что слушает и воспринимает. Зато японцам кажется, верхом неприличия привычка американцев класть ноги на стол при посторонних.

Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем по носу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорят находиться в состоянии алкогольного опьянения.

Когда француз чем-то восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он потирает указательным пальцем основание носа, то это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.

Люди племени мискито в Гондурасе целуют своих маленьких детей носом и называют это «слышать их запах». Один исследователь, который долго жил среди этого племени, отмечает, что «наша манера целоваться вызывает у них отвращение и считается смягченной формой каннибализма». В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом прощания.

У некоторых племен принято при виде незнакомого до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда «для приветствия снимают головной убор, обувь и другие предметы одежды».

5. Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью

мимика невербальный этикет иностранец

В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя, из накопленного материала физиономисты пытались определить характер человека и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах. Многие учёные пытались доказать необходимость изучения физиогномики, например, Ч.Дарвин, отвечая на вопрос: "Что есть научного в так называемой науке о физиогномике?", писал "Каждый индивидуум сокращает преимущественно только определённые мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными", дальше слов дело не пошло, до сих пор физогномиика не считается серьёзной наукой. Тем не менее, изучение связей между чертами характера и мыслями человека и выражением его лица, необходимо, прежде всего, актёрам, художникам, тем, кто работает с людьми, а также следователям, психологам, учителям, продавцам, и многим другим.

Четыре из пяти органов чувств расположены в области лица, с их помощью мы получаем информацию об окружающем нас мире. Глаза, нос, уши, рот эти своеобразные антенны двадцать четыре часа в сутки сообщают, что делается вокруг. Обычно наиболее интенсивно человек воспринимает эту информацию в возрасте до пяти или шести лет. Это хорошо видно на лице ребёнка до семи лет, у него большие, распахнутые глаза которые, кажется, хотят увидеть всё на свете, вздёрнутый нос, что старается почувствовать, даже самые тонкие запахи, рот, куда отправляется всё, что только туда может войти, уши, слышащие самые тихие звуки, одним словом, в этот период человек познаёт мир, и его органы чувств ему в этом помогают. Но со временем острота чувств проходит, и человек уже не замечает всего того, что раньше доставляло ему столько удивления и радости, а это значит, что его мозг привык к влиянию окружающего мира, и такие чувствительные антенны, теперь не нужны. Психика человека начинает с трудом принимать перемены, то есть постепенно становится ригидной, и это сразу отражается на человеческом лице. Начинается процесс редукции, это значит, что понемногу глаза западают и теряют свой блеск, им уже не так интересно всё происходящее вокруг, рот сжимается в узкую и упрямую щель, а лицо теряет свою подвижность.

Характер становится более замкнутый, человек медленно уходит в себя. Такие изменения происходят у всех с разной скоростью, это не зависит от возраста, у некоторых в восемьдесят лет лицо ещё только начинает изменяться, у других к восемнадцати изменения уже закончены.

Человек, лицо которого быстро утратило свою живость, отличается пессимизмом и со страхом относится к новому, неизбежные перемены в жизни воспринимаются им очень болезненно, он судорожно цепляется за старое. В его характере преобладают черты интроверта. Уговорить такого человека предпринять что-то, что каким-то образом изменит его жизнь, весьма сложно. Эти люди часто считают, что в сорок лет всё закончено, и им только остаётся ждать своего часа. К счастью, такой тип людей в чистом виде, то есть с таким характером от природы, встречается не часто. Чаще люди, с подобным поведением, страдают каким-либо недугом, или переживают большие неприятности, но когда недуг проходит, а всё плохое заканчивается, человек преображается буквально на глазах у окружающих, он молодеет, его антенны выходят, наружу принимая сигналы внешнего мира, он опять интересуется всем новым и восприимчив к переменам.

Иногда нам встречаются люди, которые, будучи в довольно солидном возрасте, даже несмотря на морщины и седину, выглядят очень молодо. Зачастую их энергии и оптимизму завидуют те, что значительно младше по возрасту. У таких людей лица не подвержены процессам редукции и их антенны не закрываются до глубокой старости, а это значит, что стремление к познанию и тяга ко всему новому у них остаётся надолго. Экстраверты по типу характера, эти люди навсегда остаются большими детьми. Они с легкостью заводят знакомства, их довольно просто втянуть в какую-либо авантюру. Но так, же легко они бросают начатое, чтобы заняться чем-то более новым и интересным. Их блестящие глаза и открытые лица делают таких людей очень популярными в обществе.

Порой, увидев лицо человека мы, невольно, находим в нём сходство с лицом старого морского волка, а иногда даже кажется, что это лицо вылепил не слишком старательный скульптор, настолько бывает груба работа. Очень уж оно неровно, выступающие скулы, впалые щёки, вообще на нём много впадин и выступов, оставленных сильными эмоциями, возникающими довольно часто. Обладатель такого лица легко входит в состояние аффекта, то есть когда возникает сильное эмоциональное возбуждение, а у такого человека это случается довольно часто, он не в состоянии контролировать своё поведение. Аффективное лицо может принадлежать как экстраверту, так и интроверту, в равной степени. У экстравертов, с открытыми лицами, и у интровертов, с редуцированными, аффекты, естественно, разные, если у экстраверта гнев, злость, обида сразу же, бурно выплёскивается наружу, то у интроверта отрицательные эмоции бурлят внутри, в течение долгого времени, разъедая его душу.

Натянутость или, наоборот, расслабленность мышц лица немало расскажет внимательному наблюдателю. У человека, у которого наблюдается гипертонус мимики, то есть излишняя напряженность мышц, что может проявляться в различных подёргиваньях и тиках, как правило, очень много тревожащих его проблем, они могут быть реальными или надумаными, это не столь важно, главное эти проблемы не на минуту не дают забыть о себе, часто даже ночью такой человек просыпается с мыслью: "А всё ли я правильно делаю? Не обойдут ли меня конкуренты?", и т.д. и т.п. Нередко страхи, такого рода, не позволяют человеку принимать новые, кардинально меняющие ситуацию, решения, он слишком боится того, что всё, что с таким трудом строилось, рухнет, и ему всё нужно будет начинать заново. Но, тем не менее, такие люди энергичны, легки на подъем, и если уверены в успешности нового предприятия, то будет им заниматься с большим энтузиазмом, кроме того, у них сильнее выражена способность к принятию решений, ярче выражена потребность в общении.

Совершенно иначе ведёт себя человек с расслабленной мускулатурой, (гипотонусом), лица, у него наблюдается, более или менее выраженное обвисание щёк, полуприкрытые, сонные глаза, чуть открытый рот, а на лице, зачастую, выраженье полного равнодушья. Их мысли текут медленно, а действия лишены энергии и энтузиазма, они делают что-либо лишь потому, что так надо, была бы, их воля они бы вообще ничего не предпринимали. Таким людям лень решать какие-либо проблемы, да и собственно проблем у них нет. Все они рассасываются сами собой. Нужно заметить, что мышечный гипертонус и гипотонус только отражают состояние нервной системы, её возбудимость и устойчивость. Чем выше мышечный тонус, тем легче возбуждается нервная система, и чем скорее гипертонус сменяется гипотонусом, тем менее она устойчива. Последнее чаще всего наблюдается у обладателей аффективных лиц.

Физогномисты делят лицо человека на три части, мысленно, разумеется, первая, из которых называется витальной, от слова "vita" что в переводе с латыни значит "жизнь", она показывает, насколько сильно человек отстаивает своё право на существование. Входящий в эту часть подбородок, ясно даёт, понять в какой степени человек использует свои волевые качества, чтобы добиться поставленной цели. Замечено что в те моменты, когда нужно отстоять свою точку зрения человек неосознанно начинает напрягать мышцы нижней части лица, чем чаще и чем успешней он отстаивает свои права, достигая, таким образом, своих целей, тем лучше развивается его подбородок. Гармонично развитый подбородок говорит о том что, тот, кому он принадлежит, в большинстве случаев, достигает намеченного, хотя он способен отказаться от цели, если видит что её достижение, по тем или иным причинам, нецелесообразно. Человек подбородок, которого, слишком развит, часто он имеет квадратную форму, идёт к цели напролом, танком сметающим всё на своём пути, его абсолютно не волнует, что будет после того как намеченное будет достигнуто. Он пойдёт штурмовать новые высоты. Обладатель маленького, как бы мягкого, подбородка, способен отступить от задуманного лишь представив себе возможные препятствия. Но всё вышесказанное утрачивает свой смысл, в случае, если человеком владеет сильное желание, или нежелание, добиться чего-либо.

Вторая зона, которая включает в себя щёки, скулы, нос, рот, называется эмоциональной. Рот, как наиболее подвижная часть человеческого лица, первым реагирует на измения эмоционального фона, отражая, пусть даже на долю секунды, те эмоции, которые в данный момент испытывает человек. Гнев, радость, печаль, обида, презрение, всё это выражает изгиб губ, даже если их владелец отлично владеет собой, и хочет скрыть своё настроение, всё равно на мгновение эмоция отразится на лице, в большей степени в области рта, важно только не пропустить этот миг. Если вы заметили, что ваш собеседник слегка обкусывает губы, знайте, в данный момент он что-то напряженно обдумывает, прервать его размышления или нет, решать вам. Когда человек оказывается в критической ситуации, которая для него представляет вызов, он часто закусывает не только губы, но и язык. Эта привычка берёт своё начало в самом раннем детстве, когда младенец, насытившись материнским молоком, выталкивает грудь движением языка. Психологи сняли скрытой камерой биллиардистов. Мастера практически не "использовали" язык, начинающие же высовывали его при каждом более сложном приёме. Нос также очень хорошо передаёт чувства, которые испытывает человек в данный момент. При возбуждении, любого происхождения, крылья носа начинают раздуваться. Если же человек увидит нечто что вызывает у него чувство брезгливости, его нос немедленно сморщится.

Зона, включающая в себя верхнюю часть лица, лоб, брови и глаза, называется интеллектуальной. В глазах чётко отражаются мыслительные процессы, их скорость и направление. Оживленный взгляд, блестящие глаза, даже неопытному наблюдателю, скажут, что их обладатель увлечён какой-то идеей и полон энтузиазма. И наоборот, потухший взор, полуприкрытые глаза, ясно говорят о подавленном состоянии человека, или, что ещё хуже, о его депрессии. Американские учёные открыли, что люди смотрят в шести разных направлениях - в зависимости от того, что происходит у них в мозгу. У правшей от рождения, вспоминающих, то, что они видели, будет взгляд направлен вправо - вверх, если же они что-то преставляют, к примеру, как бы выглядел бритый дикобраз, то взгляд немедленно переместится влево - вверх. Вспоминая звучание, допустим, гитары правша посмотрит вправо, а воображая какой-то звук, влево. Вниз - влево человек с правосторонней ориентацией смотрит, когда хочет припомнить вкус, запах, ощущение, и в противоположном направлении, ведя внутренний диалог. Что же касается человека-левши, то у него всё-то же самое, но в зеркальном отражении, проверить кто перед вами, правша или левша, нетрудно, достаточно попросить человека вспомнить какой-либо звук или образ и посмотреть на движения его глаз. В китайской физиогномике, морщинки, возникающие в уголках глаз, при смехе, называются "хвост золотой рыбки". Так вот чем больше и пышнее этот "хвост", тем добрее и отзывчивей тот, кому он принадлежит. На человеческих лицах, над глазами, нередко, можно увидеть, два небольших свода особенно они заметны у людей с высокой наблюдательностью. Как правило, они означают повышенную внимательность и желание помочь.

Не всегда, хотя и очень часто, большой лоб является признаком большого ума, порой обстоятельства складываются, так что человек не может развить свой интеллектуальный потенциал. А бывает, так что очень умный, в одной области знаний человек, - совершеннейший невежда в другой. Так что с оценкой ума у окружающих нужно быть крайне осторожным.

У многих взрослых видна борозда посередине лба, которая свидетельствует об интровертивности и высокой степени самоанализа. В случае если человек часто концентрируется, сосредотачивается на чём-либо, у него образуются несколько вертикальных складок над переносицей.

Существенное значение для эволюционной и социальной психологии представляют исследования мимики как способа усиления, ослабления, дополнения или маскировки того, что выражено словами. Использование мимики как средства регуляции эмоций имеет практическое значение и для психотерапии и для совершенствования межличностных взаимоотношений.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование роли мимики и жестов в процессе общения. Сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур. Психологические закономерности соответствия человека, мимики и жестов. Использование семиотической системы невербального общения.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2013

    Общее представление о невербальных аспектах коммуникации. Описание языка телодвижений человека, как средства невербального общения, и его значимости. Значения жестов: ладони, кистей и рук, рука-лицо, головой, ухаживания. Руки в качестве барьеров.

    презентация , добавлен 02.03.2013

    Кинесические и проксемические, психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Разновидности коммуникационных жестов. Взгляды и их проявления при визуальном контакте. Характеристика традиций общения у людей разных культур.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Сущность невербальных средств общения. Особенности и функции невербальных сообщений. Социальное и психологическое значение выражения лица (мимики). Характеристика поз, жестов и допустимого расстояния между собеседниками, т.е. межличностного пространства.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Коммуникативный акт общения. Интонации голоса и особенности лексики. Значение жестов. Роль мимики и пантомимики. Корректировка своих действий, учитывая особенности невербального общения. "Фишки" управленческой деятельности или способы приспособления.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Знаковые системы неречевого общения: мимика, жест, поза, запах, взгляд. Взгляд – зеркало души. Фонетико-физиологический континуум и континуум телодвижений. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Основные разновидности взгляда.

    реферат , добавлен 02.07.2010

    Невербальное общение как неречевая форма общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации. Основные правила беседы. Роль невербального общения и соблюдение правил его этикета. Сущность ассоциирования эмоций с мимикой.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Сущность невербального общения. Подходы к нему: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный. Виды невербального общения: голос, внешний вид, улыбка, взгляд, движения, танец, походка, жесты, прикосновения, объятия, мимика.

    реферат , добавлен 09.07.2008

    Изучение особенностей невербальных средств общения. Их научная классификация: экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика), тактильные (рукопожатие, прикосновения), пространственные движения, визуально-контактный взгляд (направление, длительность).

Реферат

« мимика человеческого лица»

Студента 1 курса

Группа 131

специальности: Лечебное дело

Федин А.Д.

преподаватель

Панасенкова Т.С.

Введение……………………………………………………..3-5

Виды мимики………………………………………………….6

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики…….7

Определяющие выражение лица……………………………..8

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии…..9-10

Мимические изменения лица больных……………………..11

Вывод…………………………………………………………12

Список использованных источников……………………….13

Введение

Люди часто высказывают одно, а думают совсем другое. Поэтому важно научиться понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% сообщается словами, 30% выражается звучанием голоса и больше 60% идет по прочим невербальным каналам: взгляд, мимика и т. д.

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и т. д.) каналам.

Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое желательно в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других «сопроводителей» общения, доводя свое восприятие до некоторой завершенности.

Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают:

конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом);

спонтанно (непроизвольно).

Когда партнер стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться простым конвенциальным невербальным намеком, бывающим иной раз истинным, но чаще - дезориентирующим.

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации» при наличии у вас соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить.



Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание этого момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека.

Оценивая персональную экспрессию, в учет берут не только врожденные различия, но и влияние традиций, воспитания, среды и общей жизненной культуры. Осознавать желательно как фоновое состояние (настроение) индивида, так и его реакцию на некий появляющийся стимул (зондаж, поступок, ситуацию).

Значительно отчетливее, чем у мужчин, просматриваются наличествующие эмоции у женщин, которые обычно (хотя и не всегда) легко читаемы. Успешность в сокрытии своих чувств зависит от натуры человека (холерику это труднее, чем флегматику), сопутствующих обстоятельств (затрагиваемости, неожиданности) и опыта воспринимающего.

При стимулировании личных чувств для большей убедительности все экспрессивные средства обычно применяют в избытке. Не забывайте этот факт, оценивая искренность других людей и пробуя изображать свои переживания.

Переживания, возникающие в душе какого либо человека, высвечиваются в его облике и движениях вполне определенным образом - это, вероятно, наиболее простая и наименее противоречивая зона. Мы обнаружили, что многие люди вообще не понимают того, что с помощью выражений лица может происходить общение. Они никогда не пытались понять, как же это происходит.

Во время деловых переговоров можно наблюдать самый широкий спектр выражений лица: на одном полюсе - агрессивно жесткий человек, который смотрит на переговоры как на место, где нужно «сделать или умереть». Такой обычно смотрит вам прямо в глаза, его глаза широко открыты, губы твердо сжаты, брови нахмурены, и даже говорит он иногда сквозь зубы, почти не двигая губами. На другом конце спектра - некто с непогрешимыми манерами, младенческим взглядом из под прикрытых век, легкой завуалированной улыбкой, миролюбиво изогнутыми бровями, без единой складки на лбу. Вероятно, он - способный и контактный человек, верящий в то, что сотрудничество - это динамичный процесс.

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых мышц, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение).

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а искривленный в одну сторону рот - о скепсисе или насмешке).

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины - это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

чрезмерная улыбчивость - потребность в одобрении;

кривая улыбка - знак контролируемой нервозности;

улыбка при приподнятых бровях - готовность подчиниться;

улыбка при опущенных бровях - выказывание превосходства;

улыбка без подъема нижних век - неискренность;

улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания - угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму;

отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

презрение: брови приподняты, лицо вы тянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад (показатель интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;

гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Таким образом, если мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.

Мимика (от др. - греч. μῑμέομαι - подражать) - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека». «Приблизительно такая же формулировка последней приведена в Большой советской энциклопедии, но вместо «отражающие» употребляется «отвечающие различным психическим состояниям». Следует заметить, что в этих определениях делается акцент на отражательную функцию мимики, на ее соответствие состоянию психики. Физическое состояние организма, по-видимому, объединяется при этом с психическим, что вряд ли можно считать справедливым <...> К тому же важным элементом мимики является взор, зависящий от величины зрачка, цвета радужки, блеска роговицы, которые не управляются соматическими мышцами». В определении же Большой советской энциклопедии указываются лишь «чувства» как часть эмоциональных процессов, тогда как правильнее было бы указывать множество форм переживаний в виде «эмоциональных состояний человека», объясняющее значение термина с психофизиологической точки зрения. Помимо прочего, с патологической точки зрения, в определении слова «мимика» важно учесть соматические процессы, т. к. лицо по утверждению Гиппократа - это первый показатель состояния пациента, по которому можно судить о состоянии здоровья и выявить «целый ряд заболеваний внутренних органов, которое обусловливает появление вполне своеобразных мимов <...>» . С художественной и театральной же точек зрения, мимика - это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, которое можно назвать «искусством выражать чувства и настроения<...>», «путем жестов, поз и различных выражений лица (мин)». К примеру, в термине начала XX в. из словаря иностранных слов вошедших в русский язык, под редакцией Павленкова, было примерное и неполное объединение сегодняшних определений мимики, которое было следующим:

«Движение мышц, соответствующее работе мозга. Но это движение может быть произведено искусственно, как для достижения сходства с кем-либо, так и для большей выразительности высказываемой мысли (театральная мимика)».

В целом, «как видно, наиболее точного определения мимики еще не имеется». Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми, так и между представителями животного мира при биокоммуникации. При этом мимические, в том числе и телесные, проявления принято называть эмоциональной экспрессией, которые рассматриваются как главные определяющие компоненты эмоций. В обиходе же мимику называют «языком чувств», лицевой экспрессией или экспрессией, выражением эмоций или просто выразительностью.

Виды мимики

1 . По мнению И.А. Сикорского, «лицевую мимику удобно разделить на три группы, которые соответствуют трем основным психическим функциям»:

· уму - мышцы, окружающие глаза являются свидетелями или выразителями умственных актов;

· воле - мышцы окружающие области рта, которые связаны с актами воли;

· чувства - все же, вообще, мышцы лица, которые способны выражать чувство.

2 . Различают:

· непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

· произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
3 . Формы мимических комплексов

· Амимия, под которой понимается отсутствие видимых мимических выражений; при малой подвижности мимики говорят о гипомимии;

· Напряженная мимика, сопровождающаяся моторикой плотно закрытого рта с соответствующим напряжением верхней части лица;

· Мимика интереса, характеризующаяся легким приподниманием или опусканием бровей, небольшим расширением и сужением век, как бы для увеличения поля зрения или обострения фокусировки глаз. Мимика интереса встречается достаточно часто, так как она определяется положительной эмоцией и является видом мотивации в развитии навыков, знаний и интеллекта;

· Мимика улыбки. Несмотря на внешнюю простоту, мимика улыбки очень полиморфна, при обычном контакте она встречается нечасто. Улыбка служит умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, проявляется при приветствии.

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики

Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, очень ценный источник информации. По ней мы можем определить, какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, горе, отвращение, радость, удовлетворение, удивление, презрение), а также cилу их проявления. Но несмотря на выразительность лица человека, именно оно часто вводит нас в заблуждение. Тем не менее, выразительность, выражение или мимика лица и внутренние переживания человека очень тяжело отделить друг от друга, отчего его концепция включает в себя следующие компоненты:

· обозначаемое (десигнат) - основная характеристика воспринимаемой личности;

· обозначение - визуальная конфигурация, которая представляет эту характеристику;

· средства - физические основы и проявления (кожа, мышцы, морщины, линии, пятна и др.);

· интерпретация - индивидуальные особенности восприятия, с чем необходимо быть осторожным и внимательным, так как от рождения мы привыкаем к шаблонам и стереотипам поведения, где формальная улыбка или наоборот выражение грусти становятся частью повседневной жизни.

Наверное, каждый из нас неоднократно замечал, что при знакомстве с новым человеком буквально в первые минуты возникает чувство симпатии, предрасположенность к дальнейшему общению либо антипатия, желание прекратить коммуникацию. Причина такой, казалось бы, спонтанной реакции на нового знакомого кроется в его жестах и мимике - каждому свойственно интуитивно оценивать собеседника по его неосознанной жестикуляции и выражению лица. Психология жестов и мимики является наукой, призванной изучить связь между внутренним состоянием человека и внешними проявлениями, выявить закономерность между эмоциями, чувствами, и сопровождающими их жестами, определить влияние непреднамеренной жестикуляции и мимики на эффективность межличностных коммуникаций.

Изучая язык жестов, психология достигла немалых успехов: опытные специалисты по невербальным сигналам, подающихся человеческим телом, определяют настроение и переживания человека, распознают обман, выявляют основные черты характера. Однако знание основ психологии мимики и жестов полезно не только специалистам, проводящим исследования в данной сфере, но и людям, далеким от психологии - владея информацией об значении невербальных сигналов, можно не только научиться лучше понимать собеседника, распознавать ложь, но и использовать знания для достижения успеха в межличностном общении.

Язык жестов универсален для всех

Вне зависимости от воспитания, манеры поведения, привычек, на подсознательном, интуитивном уровне организм каждого человека реагирует на разные ситуации примерно одинаково, поэтому, наблюдая за непроизвольной жестикуляцией и мимикой даже незнакомого человека, с большой вероятностью можно сделать правильные выводы. Однако следует помнить, что все жесты необходимо рассматривать в комплексе, а не по-отдельности - жесты многозначны, их можно верно истолковать только в совокупности с другими невербальными сигналами. Владея начальными знаниями и некоторым опытом, можно правильно распознавать настроение собеседника, его личное отношение к оппоненту. Рассмотрим распространенные жесты.

Защитные жесты

В случае, когда человек чувствует опасность, дискомфорт, испытывает недоверие и антипатию к собеседнику, ощущает себя не комфортно в обществе определенных людей, он подсознательно стремится отгородиться, закрыться от них. Поэтому, если собеседник при общении скрещивает руки на груди, закладывает ногу на ногу, отодвигается назад, держит перед собой в качестве дополнительной преграды между ним и вами какой-либо предмет (папку с документами, бумаги), значит, конструктивного диалога, скорее всего, не выйдет - человек чувствует себя напряженно и подсознательно настроен на защиту. Еще одним красноречивым невербальным знаком негативной реакции и защиты психология жестов называет сжатые в кулаки руки.

Жесты, свидетельствующие об открытости и предрасположенности

В противовес жестам защиты существуют невербальные сигналы, свидетельствующие об предрасположенности, определенном доверии и положительной оценке услышанного (увиденного). Свободная, несколько расслабленная поза, расстегивание верхних пуговиц пиджака или верхней одежды, наклон к собеседнику, демонстрирование открытых ладоней, выпрямление ног, соединение пальцев рук на подобии купола - это жесты открытости. Если собеседник подает вам именно такие невербальные сигналы, значит, он чувствует себя комфортно в вашем обществе и с большой вероятностью общение принесет результаты, на которые вы рассчитываете.

Жесты скуки

Понять, что собеседнику скучно и вам необходимо перевести разговор в другое русло либо закончить беседу, довольно просто. Об скуке свидетельствует постукивание ногой об пол, переступание с ноги на ногу, подпирающая голову ладонь, разглядывание обстановки, "пустой" взгляд, постоянные поглядывания на экран мобильного телефона, перебирание в руках посторонних предметов (щелканье авторучкой, бессмысленное перелистывание страниц блокнота, др).

Жесты личной заинтересованности

В обществе понравившегося человека противоположного пола людям свойственны определенные жесты, свидетельствующие о симпатии. Для женщин такими знаками является поправление прически, одежды, приглаживание волос, покачивание бедрами, поглаживающие движения руками по коленям, блеск в глазах, долгий взгляд, направленный на собеседника. Мужчины в обществе понравившейся женщины поправляют одежду, прихорашиваются, выпрямляют спину, расправляют плечи.

Жесты неуверенности

Уметь замечать невербальные сигналы, свидетельствующие об неуверенности и сомнениях собеседника важно, ведь, заметив жесты этой группы, легко сделать выводы, что человеку нужны дополнительные аргументы, убеждения, чтобы он принял вашу сторону.По наблюдению психологов, такими жестами являются переплетение пальцев рук, потирание шеи, различные движения пальцами, потирание пальцем носа или глаз, подпирающая подбородок ладонь.

Жесты, демонстрирующие превосходство/подчинение

Психология жестов выделяет отдельную группу невербальных сигналов, свидетельствующих о доминировании/подчинении. К признакам внутреннего ощущения превосходства над собеседником и желания доминировать относятся соединенные за спиной руки, расправленные плечи, поднятый подбородок, крепкое рукопожатие (ладонь кладется поверх ладони оппонента), засунутые в передние карманы брюк либо пиджака руки так, что большие пальцы находятся снаружи. Если же человек сутулится, пытается физически оказаться ниже, чем его собеседник (сесть, когда тот стоит, наклонить голову), поворачивает ступни ног вовнутрь, при рукопожатии протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов подчиняться и признает авторитет своего собеседника.

Мимика - лицо расскажет больше, чем слова

Мимика собеседника является не менее важной, чем язык жестов, так как по выражению лица психологи могут многое сказать о человеке. Психология мимики позволяет по малейшим изменениям в мимике понять настроение человека и его отношение к тому, что он слышит, видит или говорит сам. Так как люди не могут полностью контролировать все сокращения и расслабления лицевых мышц, именно они в первую очередь выдают все эмоции.

Спокойные глаза и немного приподнятые внешние уголки губ свидетельствуют об хорошем, приподнятом настроении, а тусклые глаза, сведенные брови и несколько опущенные уголки губ являются признаком печали, плохого настроения. Немного приподнятые брови, слегка расширенные веки - знак искренней заинтересованности, а если к такой мимике прибавлен немного приоткрытый рот - вероятно, человек удивлен. Если собеседник плотно сжимает губы, хмурит брови, ноздри его носа непроизвольно расширяются, значит, он испытывает злость или негодование. Также плохим знаком является вытянутое лицо и приподнятые брови собеседника - такое выражение лица зачастую свидетельствует об неуважении, презрении.

Психология жестов и мимики - это наука, позволяющая "читать" эмоции, подмечать малейшие изменения в настроении оппонента и чувствовать своего собеседника. Умея применять на практике знания этого подраздела психологии, можно достичь успеха в общении практически с каждым человеком и навсегда забыть, что такое недопонимание в разговоре.

Люди живут среди людей. Общаются, обмениваются информацией, делятся своими эмоциями не только используя речь, но и при помощи мимики и жестов. Способность человека общаться без слов называют невербальным общением. Масса литературы написана о том, что означают жесты и мимика человека, которые так или иначе мы замечаем в разговоре друг с другом.

Кто-то не особо придает этому значение, а кому-то важно понимать, что на самом деле стоит за словами. Важно понимать значение жестов и мимики человека.

Психологи, врачи, рекрутеры, следователи, руководители - вот далеко не полный перечень профессий, в которых люди внимательно всматриваются в собеседника в надежде заметить дополнительную информацию о нем. Анализируют, как лежит рука, куда развернута нога, и пытаются определить, какое это имеет значение. Нужно добавить, что мужчина и женщина могут в разговоре использовать одинаковые жесты, значение которых может трактоваться по-разному. Например, поправить прическу - это женское движение, значение которого - желание нравиться. А если мужчина зашел в помещение, снял шапку и поправил взъерошенные волосы? То есть нужно учитывать и обстоятельства, при которых совершаются данные движения, а уже потом трактовать их значение.

Как понять человека по мимике и жестам

Даже если наш вид деятельности не связан с психологией, наверное, всякий образованный человек читал популярную статью, книгу или хотя бы раз в жизни слышал о том, как понять человека по жестам и мимике. Мы знаем значение положения рук, так называемые «открытые» и «закрытые» позы. Значение положения тела, которое может сказать о заинтересованности человека в беседе, о том, расположен ли он к собеседнику.

Существует описание движений и жестов в момент, когда человек говорит неправду или испытывает сильное волнение. Есть мнение, что если человек скрестил руки перед собой, то это означает, что он настороженно к вам относится.

Нам советуют внимательно вглядываться, наблюдать за собеседником и следить за своими движениями, чтобы вдруг мы не сказали своими жестами больше, чем словами. Например, руки, спрятанные в карманах, - попытка скрыть неуверенность в себе. Рука, сжатая в кулак, - концентрация внимания, самоутверждение.

А в других источниках пишут, что походка с руками в карманах и «волочение ног» означает скрытый характер и угнетенное состояние духа. Так как понять человека по мимике и жестам?

Язык жестов и мимики человека так многообразен, что сложно понять, какие из них имеют значение, а какие - нет. При детальном рассмотрении собеседника можно приобрести навык чтения мимики и жестов.

Со временем даже помнить их значение, понимать, что на данный конкретный момент испытывает человек, но не больше. Реальное понимание особенностей психики окружающих нас людей дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Вооружившись системными знаниями, любой человек обретает способность непроизвольно понимать желания и поступки других людей, расшифровывать их излюбленные фразы-ключевики, жесты и мимику и читать их как открытую книгу.

Мимика и жесты сквозь призму Системно-векторной психологии

Системно-векторная психология - точное научное знание, раскрывающее восьмимерность человеческой психики. Восемь векторов, восемь типов личности. Каждый вектор имеет свое название согласно эрогенной зоне. И определить наличие у человека того или иного вектора или сочетания векторов возможно, в том числе при невербальном общении. И не только определить, но и понять, какими качествами и свойствами обладает человек. Какие у него привычки, желания, какова его сексуальность.


Обладатели кожного вектора очень часто используют жест - поднятый указательный палец вверх или угрожающе потрясают указательным пальцем. Вообще, движения человека с кожным вектором в развитом состоянии отличаются особой точностью.

Походка быстрая, в толпе людей он никогда не столкнется с прохожим, будет искусно лавировать, срезая углы, экономя время и расстояние. Он спортивного телосложения, гибкий, подтянутый. Обладателя кожного вектора в неразвитом или плохом состоянии тоже видно. Это он будет все ронять на ходу, будет делать много лишних движений, а в стрессовом состоянии начнет мельтешить. С таким лучше не связываться - везде опаздывает, вносит путаницу, не сдерживает обещаний. Тарабанит пальцами по столу или дергает ногой. Тенденциозно особенностями мимики кожника являются тонкие поджатые губы, почти исчезающая верхняя губа. Его отличает быстрая речь, короткие фразы. Может вообще говорить и писать аббревиатурами, сокращать слова. В состоянии нереализации в его речи мы слишком часто можем слышать слова «нет» и «нельзя». На вопросы, которые задают ему, может отвечать неохотно, уклончиво или вопросом на вопрос. О себе ничего, о других расспросит все.

В его речи мы может слышать рациональные вопросы: «Зачем тебе это надо? Что тебе это даст?» Польза-выгода - вот то, что движет таким человеком. Любые действия должны быть либо полезны лично для его здоровья, либо выгодны для его благосостояния. Первый вопрос кожника: «Сколько это стоит? За сколько ты это купил?» Экономия - это видовая роль обладателя кожного вектора. В недостаточно развитом состоянии он экономит все для себя: время, срезая путь до остановки, продукты в собственном холодильнике, свет в своей квартире, слова в разговоре. Развитые свойства кожного вектора способствуют тому, что он начинает экономить для других. Проектирует мосты через реку или аэропорты, экономя для всех время и пространство. Именно поэтому слова «польза-выгода» являются ключевыми, по ним мы понимаем, что за человек перед нами и какими свойствами психики он обладает.

Знаменитый анальный вектор

Основной характерный жест представителей анального вектора - потирание ладоней одна о другую или потрясание кулаком. Речь таких людей нетороплива, очень обстоятельная и с большим количеством деталей и подробностей. Перебивать такого человека не рекомендуется, он остановится, с упреком посмотрит на вас и начнет свой рассказ заново. «НО» - это обязательное слово в речи человека с анальным вектором. В любой бочке меда он ищет ложку дегтя. В развитом состоянии он становится экспертом своего дела, доводя его до идеала. Анализирует и доводит до совершенства, устраняя малейшие неточности и недочеты.

В данном случае его «но» - это поиск ложки дегтя для улучшения, для идеального состояния всего, к чему прикасается обладатель анального вектора.


Если же человек с большими задержками в развитии и нереализованный в своих качествах и свойствах, то в его речи будут часто звучать слова так называемой «туалетной лексики». Он будет все критиковать и пачкать. Любимая тема разговора - «куда мы катимся». Склонен к ностальгии: «раньше и трава была зеленей, и люди лучше». Также маркером анального человека являются слова: «только без обид», «я вас не обидел», «вы только не обижайтесь». Обида - это свойство психики только человека с анальным вектором.

Он бывает недоверчив, и это недоверие проявляется в словах «знаю я вас» или «меня не проведешь». Быть настоящим мужчиной для него очень важно, поэтому он стремится подчеркнуть свою мужественность, отращивая усы и бороду. В речи также подчеркивает: «ну я же мужик, мужик сказал - мужик сделал».

Походку таких людей легкой не назовешь, идут тяжелой поступью, но всегда прямо. Если выбрал путь, то не свернет с него ни за что. Не будет лавировать среди пешеходов. Идет прямо, и сам он человек прямой.

Люди не от мира сего

Мимика, жесты, речь - их проявление или отсутствие у человека говорят о многом, помогая раскрыть психику человека. Обладатели звукового вектора - люди «не от мира сего». Глубоко погружены в себя, это можно заметить по взгляду.

Сами в себе и взгляд обращен внутрь себя, что проявляется отсутствием мимики. Предпочитают молчание, а если приходится говорить, то голос еле слышен, для ответа им нужно время, чтобы переключиться от сосредоточения на себе, поэтому после того, как вы зададите вопросы, ответ последует через пару секунд: «А? Что? Это вы мне?» Делают паузы, иногда фразы обрывочны, часть сказали, а часть так и осталась в голове. Иногда можно заметить, что во время разговора прикрывают глаза.

Очень часто в их речи встречается местоимение «я». Живому общению могут предпочесть общение посредством интернета и мессенджеров. Обладателя звукового вектора вы узнаете по ключевому слову «тишина». Зная эти особенности и имея знания по системно-векторной психологии, вы сможете с легкостью сказать о том, что обладатель звукового вектора - это интроверт и абсолютный эгоцентрик. Он занят познанием самого себя, поисками смысла жизни и духовным поиском. Вы никогда не встретите его в шумной компании, веселью он всегда предпочтет тишину и уединение. Ночь - это его время, но не для безудержной вечеринки, а для тишины и одиночества. Состояние абсолютного комфорта для звуковика - тишина.

Он же - обладатель идеального музыкального слуха. В жизни обладатель звукового вектора реализует себя в качестве музыканта, композитора и оперного певца, философа, теолога, поэта, программиста, физика.

Значение жестов и мимики человека-вождя

Обладателей уретрального вектора можно встретить не так часто. Даже не имея знаний по системно-векторной психологии, вы не забудете встречу с таким человеком. Его поведение навсегда останется в вашей памяти. И значение его жестов и мимики надолго сохранит сильное впечатление.


Жесты и движения стремительные, широкие, с большим размахом. Обладатель уретрального вектора не заходит, а влетает в помещение. Про таких говорят: «Идет, а под ним асфальт плавится». Широкая улыбка почти всегда присутствует на его лице, взгляд динамичный. Распахнутая рубашка на груди. Ему всегда жарко - горячая кровь. Реакция всегда молниеносная.

Заметив такие яркие жесты и мимику, имея системные знания, вы сможете дать характеристику психического и физического состояния. Вы будете знать, как вести себя с таким человеком и что от него можно ожидать. Такой человек от рождения обладает внутренней свободой. Его невозможно ни в чем ограничивать. Для него не существует слова «нельзя», нет ограничений даже там, где они должны быть. Он всегда и во всем идет на повышение. Поэтому если в жизни уретральника появляются алкоголь или наркотики, то он спивается или погибает от передозировки. Гордыня - невозможность к движению назад, только вперед. Он не умеет сдаваться или проигрывать, лучше погибнуть. Кроме того, не признает никаких авторитетов, он сам для себя авторитет. Храбрец, источник новых идей и вождь, объединяющий стаю, - вот только часть характеристик уретрального вектора.

Мимика и жесты, присущие людям с обонятельным вектором

Численность людей с обонятельным вектором - всего лишь 1%. Можно сказать, редкий тип людей. Заметить его крайне трудно. Он ничем не приметен. Когда обонятельник входит в помещение или выходит из него, никто не замечает, как и когда он это сделал. Отвернулся, а его уже нет. Повернулся, а он стоит и смотрит на тебя пристальным взглядом. В одежде предпочитает серый, незаметный цвет. Вы не увидите особой жестикуляции. Черты лица застывшие, невыразительные. Тем не менее, есть в его внешности то, что отличает от всех. На лице вы можете заметить недовольную гримасу «лицо старой девы». Его взгляд внимательный, проницательный, колючий, пронизывающий и пугающий.

Взгляд такого человека на бессознательном уровне вызывает страх. Тенденциозно у него большой нос и скошенный подбородок. Речь такого человека неразборчива, невнятна, его трудно услышать и все, что он скажет, будет двусмысленно. Обладатель обонятельного вектора не склонен демонстрировать как радость от жизни, так и плохое настроение. Он бессознательно «чует» состояния и мысли людей, поэтому на его лице маска постоянного отвращения.

Люди, которые умеют «говорить» глазами

Обладатели зрительного вектора - люди, мимика и жесты которых очень ярко выражены. Эмоциональная амплитуда огромная, и вся палитра эмоций видна на их красивом лице. Большие, широко распахнутые глаза, обрамленные пушистыми ресницами. Разговор «глаза в глаза» для них - обычный способ общения.

Даже выходя из автобуса, постучав по плечу впереди стоящего, они непременно будут пытаться заглянуть в глаза, спрашивая: «Мужчина, вы выходите?» Про обладателей зрительного вектора также говорят, что у них «умные» глаза. Яркий экстраверт, демонстративная личность, сложно такого человека представить без жестов и мимики. Речь такого человека красивая, грамотная, с придыханием.

Часто использует слова «как красиво», «посмотри», «представь себе», «ужасно», «страшно красиво».

Системно-векторная психология дает возможность за внешними проявлениями видеть внутренне содержание, то есть психику человека. Обладательницы зрительного вектора добрые, отзывчивые, сопереживающие, влюбчивые. У них хорошо развито воображение. Самые обучаемые и наблюдательные, ни одна мелкая деталь не ускользнет от их внимательного взгляда. Им же присуща совестливость и стыдливость. Про них говорят: «делают из мухи слона». Склонные преувеличивать. Они так чувствуют, со всей своей огромной эмоциональной амплитудой переживают любую ситуацию. Вот далеко не полный перечень качеств и свойств психики человека со зрительным вектором.

Вывод из всего сказанного

Несомненно, когда мы читаем жесты и мимику человека, невербальные сигналы имеют огромное значение. Они придают нашему общению особую окраску, делают его живым и интересным. А при наличии знаний по системно-векторной психологии, видении полной картины психического состояния окружающих, любой человек может научиться идеальной коммуникации. С системными знаниями общение станет легким и предсказуемым, так как человек будет вам понятен с первых слов и жестов. Ведь недаром говорят: «Счастье - это когда тебя понимают». После тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы будете легко понимать людей .

«… Каждый из нас хотя бы раз в жизни мечтал стать или побыть хотя бы немного человеком-рентгеном, то есть видеть людей насквозь, знать, что у них в голове, каково их состояние здоровья, о чем они думают, что они сделали, каковы их истинное лицо и сексуальные предпочтения.

Шерлок Холмс, экстрасенсы, шаманы, йогины, Дон Хуан Карлоса Кастанеды и прочие беллетристические люди-рентгены примером своих способностей всепроникающего зрения снесли голову сотням миллионов людей. Одни только мечтали, как стать человеком-рентгеном, другие пытались, а третьи - стали.

Думаю, все шансы стать человеком-рентеном есть у того, кто изучит Системно-векторную психологию Юрия Бурлана. Около 90 часов я потратил на лекции онлайн и ни на секунду об этом не жалею…» 29 Май, 2018

Понравилась статья? Поделитесь ей