Контакты

Теория по обществу егэ. ЕГЭ по обществознанию: как готовиться самостоятельно

Все темы по обществознанию. Мини-справочник. Домашек Е.В.

Р. на Д.: 201 5. - 2 36 с.

Учебное пособие представляет собой кратко и емко изложенный материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. В пособии представлен теоретический материал в виде опорных конспектов по отдельным темам по всем дисциплинам курса «Обществознание». Изучение теоретического материала позволит не только успешно сдать экзамен, но и лучше разобраться в отдельных вопросах курса «Обществознание». Данное пособие ориентировано на тех, кто желает поступить в вузы на гуманитарные специальности.

Формат: pdf

Размер: 3,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Общество 6
Основные понятия, признаки и типы 6
Общество как система и ее сравнение с природой 10
Географический детерминизм и геополитика 16
Человек и космос 20
Глобальные проблемы современности 22
Соотношение биологического и социального в самом человеке 26
Человек не может существовать вне общества 28
Общественные отношения 29
Представления древних мыслителей об обществе и человеке 31
Развитие обществознания в Новое время 40
Обществознание в XX веке 43
Познание 47
Познавательная деятельность человека 47
Теория познания 49
Истина и ее критерии 56
Научное познание 59
Ненаучное познание 62
Социальное познание 65
Конкретно-исторический подход к социальным явлениям 67
Специфика социального познания 68
Человек 73
Деятельность и общение 73
Виды деятельности 78
Игра 81
Человек. Индивид. Личность 82
Структура личности и психика 87
Социальная сфера 89
Виды социальных общностей 89
Социальная дифференциация и маргиналы 92
Социальная стратификация и мобильность 97
Экономическая сфера 100
Экономическая жизнь общества 100
Роль способа производства в жизни общества 104
Производственные отношения и их структура 106
Экономические отношения 108
Коммерческие организации 122
Некоммерческие организации 127
Виды организаций 130
Политическая жизнь общества 140
Роль государства в политической жизни общества 143
Политические системы 146
Демократия 155
Политическая деятельность 159
Политический статус личности 162
Политические режимы 164
Правовое государство 173
Политическая жизнь общества и политическое сознание 176
Правовая жизнь общества 180
Право и концепция правового государства 180
Правосознание 182
Духовная сфера 184
Культура 184
Традиция 191
Культура как система ценностей 192
Формы культуры 194
Наука, ее функции и специфика 195
Этика науки и социальная ответственность ученых 199
Искусство 203
Мораль как социальная норма 206
Религия 211
Мировые религии 216
Самопознание 225
Нравственная оценка личности 228
Духовный мир личности 231
Общественный прогресс 234
Литература 236

Три основных определения понятия «общество»:
1. Определенная группа людей, которая объединилась для совместной деятельности, общения, защиты своих прав и т.д. (общество рыболовов, общество защиты животных).
2. Определенный этап истории развития человечества или определенной страны (капиталистическое общество, русское общество XIX в.).
3. Совокупность всех людей, живущих на земле.
Общество - обособившаяся от природы, но тесно связанная с нею часть мира, которая включает в себя способы взаимоотношений людей и формы их объединения. Общество - системная организация социального взаимодействия и социальных связей, которая обеспечивает удовлетворение основных потребностей людей.
Современные ученые полагают, что общество возникло одновременно с появлением человека, т.к. только среди подобных себе он может выжить. Общество возникло как форма совместной жизнедеятельности людей, позволяющая решать общие задачи (защита, управление, передача информации от одного поколения другому и т.д.) на основе разделения труда и взаимопомощи. Только в обществе человек может удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним.


Как подготовиться к егэ по обществу на самые высокие баллы? То есть действительно на высокие? Недавно меня спросили, где найти все термины по обществознанию. Причем человек явно был уверен, что нужно именно знать только термины. На самом деле знание терминов — лишь малая составляющая в качественной подготовке к егэ по обществознанию 2018. В этой статье мы рассказали остальную правду.

На что реально надо налечь, если готовишься с нуля

Знание терминов. Термины — это азбука, с помощью которой ты будешь понимать как тестовые задания, так и темы эссе. Терминами надобно владеть свободно. Также их постоянно надо связывать с реальностью. К примеру, изучил(а) ты, что такое легитимность власти. Так посмотри, какие конкретно признаки легитимности власти ты видишь в России, в зарубежных странах — собери информацию.

Знание теорий общественного развития . Многие на терминах и останавливаются, упуская изучение теорий общественного развития. Или ошибочно полагают, что такие теории есть только в теме «Человек и общество». На самом деле общественные теории есть в каждом разделе дисциплины, и их на самом деле немало. На наших курсах подготовки мы все их разбираем.

Многие уверены, что теории знать необязательно. Однако в этом году вопросы к тексту будут более развернутыми, и без знания теорий развития ответить на них попросту невозможно.

Хорошая фактическая эрудиция — верный друг абитуриента. В каких странах какой политический режим, какие формы религии превалируют (господствуют) в каких частях света, какой тип общества преобладает и почему, во всех этих вопросах, фактах надо ориентироваться. Иначе забудьте по высокие баллы на реальном егэ.

Уверенное решение тестовых заданий всех типов . Это ключевой навык. Без постоянной практики, решения тестов нечего делать на экзамене. Стоит ли говорить, сколько заданий вы должны прорешать по каждой теме, чтобы быть уверенными в своих силах?

Где всему этому самостоятельно научиться

Многие пытаются освоить все это самостоятельно и неизбежно терпят крах, потому как затрагивают лишь вершину айсберга — работу с терминологией, упуская из виду все остальное. Результат весьма плачевен: большинство только только перебирается за границу порога — минимального пропускного результата из школы.

Сдать же тест егэ на реальные 100 баллов можно только с профессиональной подготовкой, когда вас ведет реально профессионал своего дела. Но и вы, понятно, не отлыниваете, а неукоснительно все требования выполняете.

ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов . В этом году ЕГЭ по обществознанию не сдали 5,3% выпускников, а это около 25 тысяч человек! В чем причина такого неуспеха?

Пять ловушек обществознания

Среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание — один из самых легких предметов . Многие из них уверены, что по нему-то уж можно "что-нибудь наболтать". Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений, невозможно "наболтать", а нужно давать четкие ответы.

И вот перед нами вторая ловушка обществознания: знание терминологии и умение ею оперировать . Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его "препарирование", что гораздо сложнее.

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам : экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например, математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом "включить" нужный понятийный аппарат.

ЕГЭ по обществознанию сдают на многие специальности — на экономику, юриспруденцию, государственное управление, архитектуру, таможенное дело, логистику и другие специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки: многочисленных учебников и пособий . Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние издания.

Пятая ловушка ЕГЭ — недостаточное количество часов , которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.

Как же избежать ловушек и превратить их в плюсы при подготовке?

Вот пять конкретных советов, которые дает одиннадцатиклассникам Максим Сигал, руководитель отдела преподавания из учебного центра MAXIMUM по подготовке к ЕГЭ:

"Не стоит недооценивать этот экзамен. Многие ученики относятся к обществознанию как к чему-то очень простому, где можно почти не готовиться, а просто давать ответы по логике — это определенно неверно!"

Первая ловушка: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.

Вторая ловушка: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем надо написать для ответа на каждый вопрос.

Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придется иметь дело.


Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки к ЕГЭ по обществознанию: ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2014 по сравнению с 2013 годом, а именно:

  1. Усложнено задание В5. Общее число приведенных в условии задания суждений увеличивается с 4 до 5. Нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам суждений: факты, оценки, теоретические утверждения. Здесь очень легко запутаться в оценках и теоретических утверждениях. Следует помнить, что теория — это заученное знание, а оценка — это собственное мнение.
  2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Это облегчает написание задания на данную тему, так как грань между терминологией этих двух дисциплин не всегда различима.
  3. За эссе максимально можно получить 5 баллов. Здесь важно помнить, что если не раскрыт смысл высказывания, то работа просто не проверяется. Дополнительные баллы даются за приведение теоретического обоснования, а самые высокие — за фактическую аргументацию.

Пятая ловушка: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию на верно и своевременно выбранных курсах.

Многие родители ужаснутся, прочитав этот материал. Это так непросто и требует времени и усердия для подготовки! Но стоит ли пугаться, ведь все мы хотим научить своих детей способности самостоятельно рассуждать и логически мыслить. Часто в адрес ЕГЭ звучат обвинения: этот формат экзамена, дескать, "оболванивает" детей, заставляет преподавателей вместо передачи знаний заниматься "натаскиванием" на экзамен. Нам ведь это не нравится, не так ли? Так надо радоваться, что с ЕГЭ по обществознанию все наоборот — в процессе подготовки к нему дети учатся мыслить и использовать полученные ими знания. Не к этому ли стремится большинство родителей?

Обсуждение

Если государственные учебники Боголюбова и Кравченко плохие, то и тесты, составленные на основе этих учебников тоже всегда будут плохими. В этом состоит основная проблема при сдаче ЕГЭ по обществознанию. Единственный выход - менять базовые учебники, менять стандарты по обществознанию и менять тесты. Советую использовать для преплдавания мой учебник - Валерий Стариков "Интересное обществознание", который опубликован на российской и англоязычной Википедии:
[ссылка-1]

05.01.2019 17:15:47, Валерий Стариков

Бесполезная информация,много воды,спасибо за потраченное время

21.11.2017 18:08:06, JonikNE@

22.03.2016 22:47:59, Ашати

Комментировать статью "ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена"

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Репетиторы. Образование детей. Стаж репетиторской работы 4 года. Подготовка к ЕГЭ - занятия проводятся индивидуально и в группе. Группы от 3-5 человек - 1500 руб. за 90 мин.(организатору группы первое занятие бесплатно)...

Обсуждение

Психология, биология или инст физкультуры? Больше этот комплект вроде никуда не идет.
Если школа не выгонит с профилей, то можно и не париться пока, огэ на 3ку еще не страшно.
А вот к егэ насчет знаний надо будет напрячься - не реп, так курсы. Школы к егэ не готовят, максимум дают правильный базовый набор знаний, на основе которых можно еще позаниматься

К огэ спокойно самим готовится. Брать и решать-решать билеты. В огэ нет ни чего сложного, тратить деньги в пустую не стоит.... А к егэ уже готовится с преподавателями.

Раздел: ЕГЭ и другие экзамены (ЕГЭ по обществознанию). обществознание. А у ваших был опыт сдачи ненужных экзаменов воообще без малейшей подготовки? В прошлом году сдавала дочка обществознание. Ни дня с репетитором, на курсах и т.д., только школьные...

История и обществознание - как готовить. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Подробнее об условиях подготовки к ЕГЭ можете узнать на сайте репетиторского центра Пифагор [ссылка-1] Запись на все курсы производится через сайт.

Порекомендуйте проверенных репетиторов по обществознанию, английскому и русскому языку для подготовки к ЕГЭ. Мальчик в 11 классе. Если репетитор реально хороший будем ездить в любой район, либо рассматриваем занятия по скайпу.

Эфеективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Выбираем вариант эффективной подготовки по общаге на будущий год. Порекомендуйте проверенных репетиторов по обществознанию, английскому и русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

Обсуждение

У ребенка моей подруги был очень хороший репетитор по обществознанию, девочка сдала ЕГЭ на 97 баллов, хотя училась последний год в деревне и уровень был низким. Причем занимались всего полгода и дистанционно - репетитор живет в Москве. Могу узнать контакты, если кому-то будет нужно.

ЕГЭ по обществознанию — один из самых распространенных экзаменов по выбору. Это объясняется несколькими причинами, среди которых нередко оказывается и кажущаяся легкость экзамена. Легкость эта, как показывает практика, действительно, лишь кажущаяся, потому как подготовка к экзамену потребует от вас значительных усилий.

Если вы твердо решили сдавать обществознание, важно понять, каким образом организовать свою подготовку. И в этом вам помогут несколько простых правил от УЦ «Годограф». Вы можете записаться на прямо сейчас! Мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше! Итак, читайте и запоминайте!

План подготовки к ЕГЭ по обществознанию 2018

Правило №1: Готовь сани летом

Обществознание — обширный предмет. Всего за несколько лет школьникам предлагается освоить базовые понятия и алгоритмы из таких сложнейших научных дисциплин как политология, социология, экономика, правоведение… Поэтому важно начать свою подготовку как можно раньше. Тем более это касается подготовки к ЕГЭ по обществознанию с нуля.

Идеальный старт для подготовки: начало 10 класса. 2 года — это оптимальный срок, за который при должном постоянстве, ученик может рассчитывать на 90+ баллов.

Но такая ситуация случается не так уж и часто. Большинство школьников задумываются о подготовке в начале осени 11 класса, что, впрочем, тоже является приемлемым вариантом. Однако, будьте готовы к тому, что, начиная заниматься в сентябре, у вас в запасе есть не «целый год», как многие наивно полагают, а лишь 9 месяцев. Смело вычитайте из них месяц, который уйдет на праздники, незапланированные выезды с семьей или друзьями, «пробники» по другим предметам. Итого: 8 месяцев.

Если ваша цель — получить высокий балл по предмету без дополнительных занятий с учителем/ репетитором/наставником будет очень сложно, ведь эти люди хорошо представляют себе, как эффективно организовать вашу подготовку.

Самый опасный вариант — начинать подготовку зимой или, того хуже, весной 11 класса. Во-первых, далеко не каждый репетитор/ преподаватель возьмется за эту непростую задачу и причина этому одна: очень сложно гарантировать результат за такое короткое время. Во-вторых, чем ближе дата экзамена, тем чаще вас начинают одолевать паника, депрессия и все, что связано с вечной проблемой уверенности ученика в себе. Помните, на экзамене от вас потребуется продемонстрировать знания за курс, который начинается в школах с 6 (!!) класса (то есть в сумме на изучение обществознания в школе вы должны потратить 6 лет).

Правило №2: С прокрастинацией можно и нужно бороться

Всем нам знакомо состояние, когда ничего не хочется делать и кажется, что все силы Вселенной не смогут заставить нас сползти с дивана. Такое состояние называется «прокрастинацией», рецепты борьбы с которой давно уже известны и публикуются с пугающей частотой на самых различных сайтах.

Для того, чтобы победить в неравной борьбе в этой самой прокрастинацией необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • Решите для себя сколько времени в день (2 дня/ неделю) вы собираетесь тратить на подготовку.

Зная, что сегодня вы обязательно должны потратить час на запоминание терминов, вы активизируете собственную совесть. Для усиления эффекта идеально будет составить расписание и рассказать о нем родителям. Родители, кстати,- это неисчерпаемый источник борьбы с ученической ленью, который работает всегда!

Ваш рабочий стол должен быть привлекательным. Вы должны хотеть сесть за него, поработать за ним. А потому наличие «творческого беспорядка» категорически запрещается.

  • Окружите себя приятными глазу вещами

Тетрадки, учебники, тематические словарики. Все это должно вам нравиться! Согласитесь, гораздо приятнее садиться работать за красиво оформленный блокнот/ записную книжку с изображениями ваших любимых героев/ артистов/ мест, чем каждый раз с ненавистью открывать скучную зеленую, 1000 раз помятую в рюкзаке тетрадку.

  • Не слушайте музыку во время подготовки

Она вас только сбивает. И если читающий эту заметку сейчас подумал о том, что он/ она- уникален (льна) и на него/нее музыка в наушниках, напротив, оказывает лишь позитивный эффект, смело ответим — не верим! Любые дополнительные шумы, которые возникают в момент вашей работы, лишь расщепляют ваше внимание (а оно должно быть полностью сосредоточено на одной единственной задаче). Если не верите — проведите эксперимент. Попробуйте написать эссе по обществознанию, слушая музыку в наушниках, а затем сделайте то же самое только уже в полной тишине. Засеките время и сравните результат.

Правило №3: Термины для ЕГЭ по обществознанию

Термины, термины, термины. Это — одна из тех причин, по которым ЕГЭ по обществознанию очень сложно сдать. На экзамене от вас потребуются четкие формулировки базовых понятий из различных тематических разделов, запомнить которые — задача не из легких.

Для того, чтобы облегчить себе жизнь и в преддверии экзамена не переворачивать шкафы и тетрадки в поисках определения термина «абсентеизм» или «ВВП», с самого начала заведите себе красивый тематический словарик, который будет пополняться каждую неделю. Тогда перед экзаменом вы: 1) будете 100% уверены, что хотя бы раз уже сталкивались с большинством понятий; 2) сможете довольно быстро освежить их в своей памяти.

Правило №4: Будьте гибкими

Если предварительно составленный план подготовки говорит вам заниматься экономикой, а вы при этом уже настолько устали от экономических тем, выбирайте тему из другого раздела. Цель любого вашего занятия при подготовке к ЕГЭ должна заключаться в полном понимании темы, что невозможно, если она вызывает у вас рвотный рефлекс. Позвольте себе заниматься тем, что вам нравится (а обществознание — предмет, который содержит обширный разброс тем) и тогда полезность вашей работы возрастет в разы.

P.S.: впрочем, сказанное не освобождает вас от прохождения той или иной темы в принципе. Поэтому запоминаем золотое правило: откладывать можно, пропускать — нельзя.

Правило №5: Проблематизируйте

Главная сложность экзамена по обществознанию заключается в том, что он заставляет вас думать. Не заучивать, а именно думать. Старайтесь в любой теме, о которой вам предложено порассуждать, найти проблему, противоречие. Не зазубривайте определение «государства», а подумайте, без чего оно невозможно и почему вообще возникает.

Не запоминайте механически нормы уголовного кодекса, а поразмышляйте над тем, почему они были установлены именно в этом виде. Любые классификации старайтесь применить к жизни, приводите для себя примеры ко всем теоретическим концептам. Обществознание- это наука о социальной жизни, об обществе, в котором вы живете с момента появления на свет, поэтому каждая тема курса касается вас напрямую.

Правило №6: Постоянство, только постоянство

Последний совет звучит просто: не прерывайтесь в подготовке. Старайтесь найти хотя бы по 15 минут в день для повторения или проработки материалов занятий. Уезжая на каникулы к бабушке, не забудьте взять с собой словарик с терминами, уделив предмету хотя бы небольшую часть своего времени. Таким образом вы сможете постоянно держать себя в тонусе и уже в скором времени увидите, как быстро растет ваш уровень! Постоянство — залог успеха!

Вот такие 6 простых правил. Их соблюдение поможет вам эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию и приблизиться к университету мечты. Помните, что ваш результат зависит лишь от ваших усилий! Поэтому… дочитали статью? Бегом готовиться! 😉

Воронцова Ю.Н.

Учитель истории

МКОУ НГО «Павдинская СОШ»

Раздел I. Человек и общество.

Тема 1. Человек и природа.

Природа - весь мир в его многообразии форм и проявлений (биосфера + ноосфера + космос - широкий смысл).

Природа – биосфера, естественные условия жизни общества, человека(узкий смысл)

Тема 2. Человек, индивид, личность.

Человек – биологическое, психологическое, социальное существо.

Индивид – («атом» - греч) один из многих людей.

Индивидуальность – человек, обладающий неповторимыми особенностями, отличающийся творчеством и оригинальностью в действиях.

Личность – человеческое существо с индивидуальными особенностями характера, темперамента, интеллектуальными и волевыми качествами, проявляющихся в общественных отношениях и сознательной деятельности.

Тема 3. Мировоззрение, его виды.

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, его миропонимание.

Виды мировоззрений:

 Обыденное мировоззрение - житейское мировоззрение, формируется стихийно, опирается на жизненный опыт человека.

 Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основой которого являются религиозные учения Библии, Корана, других священных книг.

 Научное мировоззрение – мировоззрение, опирающееся на достижения науки, обобщённые итоги человеческой деятельности.

 Гуманистическое мировоззрение – мировоззрение людей, стремящихся осуществить развитие общества на благо людей по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.

Тема 4. Истина и её критерии.

Все, кто признаёт познаваемость мира, различают две формы познания: чувственного – через ощущения, восприятия и представления и рационального через понятия, суждения, умозаключения. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и выступают как единое целое.

Но знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина - достоверное правильное знание, утверждение, соответствующее действительности, подкреплённое практикой.

Тема 5. Понятие «общество».

Общество – группа людей, объединившихся для совместной деятельности (общество книголюбов, общество журналистов).

Общество – конкретный этап в историческом развитии народов (феодальное общество, рабовладельческое общество), часть материального мира, состоящая из людей с характерными способами взаимодействия (российское общество, китайское общество)

Тема 6. Типология обществ.

Общества со сходными признаками или критериями составляют типологию обществ.

По наличию письменности: письменные и дописьменные.

По степени социального расслоения: простые(нет богатых и бедных) и сложные(с социальным расслоением).

По способу производства и форме собственности (по общественно-экономическим формациям предложил разделять К.Маркс) :

Первобытное

Рабовладельческое

Феодальное

Капиталистическое

Коммунистическое (в будущем).

Современная наука использует все признаки и типологии и разделяет все существовавшие и существующие общества на три типа:

Доиндустриальное(или традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное – термин ввели А.Тоффлер и Д.Белл (сегодня называют информационное)

Тема 7. Основные сферы общества.

Экономическая сфера: производство обмен распределение потребление

Политическая сфера: государство, местные органы власти, политические партии, общественные объединения

Социальная сфера: социальные слои, классы, нации, организации обеспечивающие благосостояние

Духовная сфера: культура, наука, образование, религия

Тема 8. Социальные институты общества

Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества:

 Производство(завод, фирма)

 Школа (образование)

 Церковь (религия)

 Государство (армия)

Функции социальных институтов:

Воспроизводство и воспитание детей,

Производство и распределение жизненных благ,

Социализация - передача знаний, общественных ценностей, наследия культуры

Решение духовных проблем,

Управление, контроль, поддержание законов, порядка, безопасности

Тема 9. Культура. Формы и разновидности культуры.

Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) - все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты. Различают материальную культуру (производство, жилища, одежда, орудия труда и т. д.) и духовную культуру (наука, искусство, ценности, мораль, законы и т.д.).

Формы культур:

 Народная – национальная культура, создаваемая народом (этносом), передающаяся из уст в уста в виде фольклора, нравов, обычаев.

 Массовая - культура больших масс людей различных национальностей как единое целое, сложившееся в XX веке в связи с размыванием границ. Она имеет коммерческую направленность, ориентируется на массового потребителя, проста, доступна и развлекательна.

 Элитарная – культура, рассчитанная на узкий круг людей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.

 Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура может быть позитивной (профессиональные субкультуры) и негативной (контркультурой - культурой тех групп общества, которые бросают вызов обществу, претендуя на универсальность).

Тема 10. Социальный прогресс.

Социальный прогресс – поступательное развитие общества от простого к сложному, от низшего к высшему, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Социальный прогресс: экономический, технический, культурный

Процессом противоположным прогрессу, является регресс - отступление общества от завоёванных позиций, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени.

Социальный прогресс имеет глобальный характер. Прогресс идёт постепенно - путём реформ или скачками - путём революций.

Тема 11. Глобальные проблемы человечества.

Глобальными называют проблемы, которые ставят под угрозу существование человечества на Земле и могут разрешаться на основе международного сотрудничества. Сегодня выделяют следующие глобальные проблемы:

1. Экологические: нарушение газового состава атмосферы, разрушение ионосферы, стратосферного озона, что вызывает парниковый эффект (глобальное потепление) и нарушает равновесие в биосфере.

2. Загрязнение литосферы (почв и подземных вод) из-за захоронения отходов, проведения ядерных испытаний.

3. Видовое обеднение животного и растительного мира, сокращение лесов, опустынивание земель.

4. Загрязнения гидросферы (мирового океана), истощение запасов пресной воды.

5. Проблемы вооружения и угроза ядерной войны.

6. Демографические проблемы (на севере планеты снижение народонаселения, на юге – увеличение и общее перенаселение планеты - голод).

7. Истощение полезных ископаемых, источников энергии.

8. Неравномерное развитие северных (Европа, Северная Америка – «золотой миллиард») и южных стран (Азии и Африки).

9. Неизлечимые болезни (СПИД, атипичная пневмония и т.д.).

Тесты для закрепления по теме: Человек и общество

а) государство в) общество

б) страна г) сообщество

А. В пределах одной страны в различные исторические периоды сохраняется один и тот же тип общества.

Б. Общество исторически возникло раньше государства

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны

а) экономической сфере

б) политической сфере

в) социальной сфере

а) экономическая сфера 1) религия

б) политическая сфера 2) политическая партия

в) социальная сфера 3) банки

г) духовная сфера 4) здравоохранение

а) общественно-экономическая формация

б) научный коммунизм

в) способ производства

г) постиндустриальное общество

а) больше развита промышленность, чем сельское хозяйство

б) информация является одной из основных ценностей и ресурсов

в) преобладающее положение в экономике занимает сфера обслуживания

г) натуральное хозяйство

д) машинный труд

А. Прогрессивное развитие общества идёт равномерно и полностью исключает периоды ускорения или замедления, а также какие-либо возвратные движения.

Б. Прогресс в одной сфере общества может сопровождаться регрессом в другой сфере.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

а) гениальным в) великой личностью

б) личностью г) индивидом

(несколько вариантов ответа)

а) человек с рождения является личностью

б) личность формируется в течении длительного времени

в) личностью становятся в процессе социализации

г) проявляется вне общества

д) выражается в самостоятельных поступках

а) физиологические в) престижные

б) социальные г) духовные

а) воспитания в) самовоспитания

б) социализации г) самоконтроля

Речевое общение, повседневное общение, служебное общение, ритуальное общение, межкультурное общение.

«Из обезьян прекраснейшая безобразна, если её сравнивать с человеком. Из людей мудрейший – обезьяна по сравнению с Богом по красоте, по мудрости…»(Гераклит)

2 вариант

а) государством в) общество

б) страной г) сообщество

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны

а) политической сферы на духовную

б) экономической сферы на политическую

в) политической сферы на экономическую

г) социальной сферы на экономическую

4. Установите соответствие между сферами общества и их компонентами

а) экономическая сфера 1) наука

б) политическая сфера 2) завод

в) социальная сфера 3) государство

г) духовная сфера 4) пенсионное обеспечение

а) общественно-экономические формации

б) общества охотников и собирателей

в) простые и сложные

г) традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества

(несколько вариантов ответа)

а) начало книгопечатания

б) появление экологических проблем

в) переход от мануфактуры к фабрике

г) изобретение компьютерных технологий

д) установление фашистского режима

е) рост смертности населения

А. Развитие человеческого общества не может существенно повлиять на состояние природной среды.

Б. Социальный прогресс идёт параллельно с природным прогрессом.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны

а) доиндустриальное общество

б) индустриальное общество

г) традиционное общество

а) индивид 1) человек с характерными чертами характера, темперамента,

интеллекта, результат социализации

б) личность 2) биосоциальное существо, один из многих

в) индивидуальность 3) сумма неповторимых черт внешности, характера, оригинальность в действиях

а) врождённые потребности

б) духовные потребности

в) удовлетворённые потребности

г) неудовлетворённые потребности

а) физиологических потребностей

б) социальных потребностей

в) престижных потребностей

г) потребностей в безопасности

Семья, школа, природа, СМИ, район проживания.

«Самый непобедимый человек – это тот, которому не страшно быть глупым» (В.О.Ключевский)

III вариант.

а) динамичную систему

б) часть природы

в) весь окружающий человека материальный мир

г) не подверженную изменениям систему.

а) престижной профессии

б) творческом самовыражении

в) уважении окружающими

г) сохранении здоровья.

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политика, проводимая властями, может способствовать успешному экономическому развитию страны.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

4. Труд в отличие от общения

а) является видом деятельности

б) может доставлять удовольствие

в) направляется на преобразование объектов окружающей среды

г) предполагает наличие цели.

а) подражание как путь овладения умениями

б) способность абстрактно мыслить

в) общение с помощью членораздельной речи

г) потребность быть в обществе.

а) предмет познания

б) познаваемые явления природы

в) научный прибор

г) познающий человек.

а) фиксирует наглядный образ предмета

б) формирует суждение о предмете

в) абстрагируется от второстепенных черт

г) раскрывает сущность предмета.

а) создание новых материальных ценностей

б) выработку нравственных норм

в) раскрытие смысла жизни

г) выявление закономерностей развития мира.

А. Истина – это знание, соответствующее предмету познания.

Б. Истина – это знание, соответствующее идеалам справедливости.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны.

а) субъективность творчества и его оценки

б) формирование в процессе деятельности чувства прекрасного

в) стремление к достоверности результатов и выводов

г) проведение экспериментов

д) обоснованность предположений

е) создание художественных образов.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОСОБЕННОСТИ

1) эксперимент а) используется не сам изучаемый предмет

а его упрощенное изображение

2) моделирование б) изучаемый объект исследуется в его

естественном состоянии

3)наблюдение в) исследуемый объект изолируется,

подвергается специальному воздействию

а) инстинктивное поведение

б) наличие разума

в) целесообразная активность

г) социальная оценка поступков и их последствий

д) постоянное развитие в процессе жизнедеятельности

е) эмоциональные проявления.

«Наука – это истина, помноженная на сомнения» (П. Валерии).

«Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой (И.Шерр).

1 вариант

1. Территория, имеющая определённые границы и обладающая государственным суверенитетом это

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

б) верно только Б+

3. Здравоохранение, коммунальное обслуживание, общественное питание относится к

в) социальной сфере+

4. Установите соответствие между сферами общества и их компонентами

5. Учёные А.Тоффлер и Д. Белл ввели в научный оборот понятие:

г) постиндустриальное общество+

6. Найдите характерные черты индустриального общества (несколько вариантов ответа)

а) больше развита промышленность, чем сельское хозяйство+

д) машинный труд+

7. Верны ли следующие суждения о прогрессе и регрессе?

б) верно только Б+

8. Каждый рождающийся в мире младенец является

г) индивидом+

9. Найдите в предложенном списке утверждения, характерные для личности

(несколько вариантов ответа)

б) личность формируется в течении длительного времени+

в) личностью становятся в процессе социализации+

д) выражается в самостоятельных поступках+

10. Основными (базисными) потребностями согласно иерархии потребностей выступают

а) физиологические+

11. После выхода на пенсию Л. увлёкся рыбалкой и вступил в общество рыболовов-любителей. Это пример

б) социализации +

12. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к классификации форм общения в зависимости от характера и содержания информации. Найдите и укажите понятие, выпадающее из этого ряда.

Речевое общение,

«Из обезьян прекраснейшая безобразна, если её сравнивать с человеком. Из людей мудрейший – обезьяна по сравнению с Богом по красоте, по мудрости…»

(Гераклит)

II вариант.

1. Группу людей объединившихся для совместной деятельности называют

в) общество+

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Все сферы общества взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Б. Все сферы общества развиваются обособленно и не могут оказывать друг на друга существенного влияния.

а) верно только А+

3. В ходе революции 1917 г. в России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния

в) политической сферы на экономическую+

4. Установите соответствие между сферами общества и их компонентами

5. Карл Маркс разделил историю развития общества на

а) общественно-экономические формации+

6. Найдите в предложенном списке проявления социального прогресса

(несколько вариантов ответа)

а) начало книгопечатания+

в) переход от мануфактуры к фабрике+

г) изобретение компьютерных технологий+

7. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

г) оба суждения не верны+

8. В современных государствах – США, Япония, Франция, Великобритания – существует

б) индустриальное общество+

9.Установите соответствие между понятиями и их характеристиками

10. Побудительной силой обладают только

г) неудовлетворённые потребности+

11. Певец Б. целый год усиленно готовился к победе на международном конкурсе вокалисов. Жюри присудило Б. первое место. Это пример удовлетворения

в) престижных потребностей+

12. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к понятию «социальная среда». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

природа ,

13. Эссе. «Самый непобедимый человек – это тот, которому не страшно быть глупым» (В.О.Ключевский)

III вариант.

1.Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как

а) динамичную систему+

2. С биологической сущностью человека связана его потребность в

г) сохранении здоровья.+

3.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

в) верны оба суждения+

4. Труд в отличие от общения

в) направляется на преобразование объектов окружающей среды+

5. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

а) подражание как путь овладения умениями+

6. Субъектом познавательной деятельности является

г) познающий человек.+

7. Чувственное познание в отличие от рационального

а) фиксирует наглядный образ предмета+

8. Научное познание направлено, в первую очередь, на

г) выявление закономерностей развития мира.+

9. Верны ли следующие суждения об истине?

а) верно только А+

10. Выберите из списка отличительные черты искусства

а) субъективность творчества и его оценки +

б) формирование в процессе деятельности чувства прекрасного +

е) создание художественных образов. +

11. Установите соответствие между способом проверки результатов познания и его особенностью.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ

12. Найдите в приведенном списке черты, определяющие отличия человека от других живых существ

б) наличие разума +

в) целесообразная активность +

г) социальная оценка поступков и их последствий+

Понравилась статья? Поделитесь ей