Контакты

Как появился романс я помню чудное мгновенье. Две музы одного романса: кто вдохновил Пушкина и Глинку на создание шедевра «Я помню чудное мгновенье

«Я помню чудное мгновенье».

«Я помню чудное мгновенье» на слова Пушкина, является жемчужиной камерной вокальной классики. В нем Глинка выразил свои глубокие чувства к Екатерине Керн, дочери Анны Петровны Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание великолепного стихотворения. С удивительной и прекрасной поэзией Пушкина гармонично слились музыкальные образы, созданные Глинкой. Это выражено, прежде всего, мелодии – по-русски пластичной и задушевной, певучей. В романсе, как и в стихах, ясно обозначены зарождение поэтического чувства любви, томительная скорбь разлуки и радость свидания. Поэтический смысл каждого нового душевного состояния лирического героя раскрывается в яркой и выразительной музыке.

В начале романса господствует настроение светлой поэтической озаренности – под впечатлением «чудного мгновенья».

Первая же тема фортепианного вступления представляет собой как бы обобщенный образ и горячо любящего, поэтически настроенного человека, и воплощенную мечту его – «гений чистой красоты».

При упоминании о «томленьях грусти безнадежной» легкая грусть слегка затуманивает повествование, но ненадолго, - чарующе прекрасная мелодия возвращается, утверждая вновь настроение тихой созерцательности. Плавная, гибкая мелодия голоса и идиллически-спокойная, словно «струящаяся» фортепианная партия дополняют друг друга, создавая законченный образ высокой одухотворенности.

Но вот движение быстро меняется, становится то взволнованным, патетическим – «Шли годы. Бурь порыв мятежный…», то наоборот, заторможенным – «В глуши, во мраке заточенья…». Музыка теряет мягкую округленность, спокойную размеренность ритма и становится более напряженной. Под стать ей и фортепианная партия: в ней слышен то «бурь порыв мятежный», о котором поет голос, то горестное оцепенение чувств.

Светлой радостью полнится музыка, заключающая повествование («Душе настало пробужденье!»). Внешне мелодия сохраняет прежние очертания, но внутренняя ее наполненность становится иной – трепетной, восторженно-счастливой. Впечатление усиливает и фортепианная партия – взволнованная, подвижная.

В этом романсе наиболее ярко проявилась общность творческих натур и устремлений двух великих современников – Пушкина и Глинки: типичная для обоих целостность, гармоничность восприятия, светлый взгляд на жизнь, вера в непреходящую ценность ее. 7

«Я вас любил».

Романс на стихи Пушкина « Я вас любил» это романс- раздумье. В нем нет элементов картинной описательности – элегически-напевная мелодия полна душевной красоты, благородства и выражает сдержанную скорбь. Мелодия сочетает в себе и широкие напевные интонации, и элементы декламационности,- паузы разрывают широкие закругленные фразы на отдельные выразительные реплики. Это приближает музыку к разговорной речи и придает ей характер монолога, полного глубоких, сосредоточенных размышлений.

Первые романсы Даргомыжского на стихи Пушкина интересны не только своими художественными достоинствами. В них - своеобразие творческого метода Даргомыжского: стремление к конкретности музыкального языка, точное следование за поэтическим текстом, красочная картинность.

Отныне пушкинская поэзия питает музыку Даргомыжского на протяжении всей его творческой жизни. И не удивительно, что лучшие его романсы и оперы написаны на стихи гениального русского поэта. 8

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье;

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Это исповедь композитора, дневниковая запись переживаний, раздумий, отчаяния, и восторга. Стихотворение А.С.Пушкин посвятил Анне Керн. А Глинка её дочери Екатерине Керн.

Лирика, отражая жизнь, изображает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами.


А музыка
- это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. К числу важнейших средств выразительности в музыке относятся лад, ритм, метр, гармония, инструментовка.
Ритм в музыке - это систематическое, закономерное чередование музыкальных звуков.
Ритм в поэзии - это систематическое, мерное повторение в стихе определённых, сходных между собой единиц речи.
Музыку и лирику объединяет многое, прежде всего, это интерес к внутреннему миру человека, затем единство мысли и т. д.
Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» я считаю одним из лучших в его лирике, Оно воспевает Любовь - самое чистое, самое светлое чувство. Пушкин утверждает, что жить без любви, без идеала невозможно.
Композиция стихотворения несложная: I часть - воспоминание о «чудном мгновении»,
II часть - вычеркнутые из жизни дни «без божества, без вдохновенья...»,
III часть - пробуждение души.
Глинка переложил это стихотворение на музыку. В музыке романса звучат две темы: одна - жизнеутверждающая, светлая; другая - мрачная.
Романс начинается первой темой, мелодия мягкая, повышающаяся к концу первой строфы. Конец звучит увереннее, человек отдаётся воспоминаниям и постепенно воодушевляется;
Вторая тема начинается со слов;
«Шли годы. Бурь порыв мятежный. Рассеял прежние мечты...»
Тема начинается вихрем звуков. Кажется, он всё сносит на своем пути, всё разрушает, все опустошает. И этот вихрь рассеял нежный образ, опустошив душу человека, ведь жить-то незачем и не для кого. Но что это? Бодрая, лёгкая, быстрая, потом более уверенная мелодия, а в конце романса звучит призыв, утверждающий Жизнь, Любовь и Вдохновение.
И в музыке Глинки, и в стихотворении Пушкина одна и та же мысль - любовь прекрасна!



Вступление - это раздел, предшествующий главной теме произведения илиодной из его частей и подготавливающий её появление. Эта подготовка может заключаться впредвосхищении характера и интонаций темы или, напротив, в оттенении её по контрасту. В. может быть икратким, и протяжённым, состоять из одних пассажей, аккордов (Л. Бетховен, финал 3-й симфонии) или жезаключать в себе яркую муз. тему, приобретающую большое значение в дальнейшем развитии музыки (П. И.Чайковский, 1-я часть 4-й симфонии). Порой вступление становится самостоятельной законченной муз.пьесой - в инстр. музыке (см. Прелюдия) и особенно в крупных вокально-инструментальных и сценич.произв., где оно составляет род увертюры. В последнем случае В. подготавливает ужо не начальную муз.тему, а все произведение, его общий характер, концепцию, иногда и муз. темы (напр., В. к операм"Лоэнгрин", "Евгений Онегин" построены на тематич. материале самих опер). См. также Интродукция.

Реприза (франц. reprisc, от reprendre ≈ брать обратно,возобновлять) в музыке, повторение какого-либо раздела произведения. Большое значение имеютразличные трёхчастные репризные структуры, в которых повторение раздела отделено от его первогопроведения иным по характеру средним разделом. Наряду с точной Р. часто используется ивидоизменённая. (1 и 3 часть)

Кода в музыке - завершающий раздел музыкальной формы, дополняющий ее основную часть. Для К.типична устойчивость; в ней могут применяться тонический органный пункт, повторение построенийзавершающего характера, мелодико-гармоничные обороты, обобщающие, суммирующие тематическийматериал произведения. В медленных пьесах темп в К. обычно замедляется, внося успокоение, в быстрых- часто ещё более ускоряется. В крупных пьесах с контрастирующими темами в К. нередко вводится ввиде напоминания тема среднего раздела пьесы.

Контраст, в музыке - сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. К. встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке …

20 мая (1 июня) 1804 г. родился основоположник русской классической музыки, создавший первую национальную оперу, – Михаил Глинка. Одним из самых известных его произведений, помимо опер и симфонических пьес, является романс «Я помню чудное мгновенье», на стихи А. Пушкина. А самое удивительное заключается в том, что и поэта, и композитора в разное время вдохновили женщины, между которыми было гораздо больше общего, чем одна фамилия на двоих.
Слева – Я. Яненко. Портрет Михаила Глинки, 1840-е гг. Справа – Портрет М. Глинки, 1837 То, что Глинка написал романс на стихи Пушкина, на самом деле очень символично. Критик В. Стасов писал: «Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба – глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». На стихи Пушкина Глинка написал 10 романсов. Многие исследователи объясняют это не только личным знакомством и увлеченностью творчеством поэта, но и сходным мироощущением двух гениев.
Слева – Анна Керн. Рисунок А. Пушкина, 1829. Справа – Александр Пушкин и Анна Керн. Рисунок Нади Рушевой Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, первая встреча с которой состоялась в 1819 г, а в 1825 г. знакомство возобновилось. Спустя годы чувства к девушке вспыхнули с новой силой. Так появились знаменитые строки: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты».
Слева – О. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина, 1827. Справа – Неизвестный художник. Портрет А.П. Керн Спустя почти 15 лет состоялась еще одна знаковая встреча: композитор Михаил Глинка познакомился с дочерью Анны Керн, Екатериной. Позже в письме он рассказывал: «Она была нехороша, даже нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство... все более и более меня привлекали... Я нашёл способ побеседовать с этой милой девицей… Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее. Мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждения с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла».
И. Репин. Портрет композитора Михаила Глинки, 1887
Слева – А. Арефьев-Богаев. Предполагаемый портрет Анны Керн, 1840-е гг. Справа – Неизвестный художник. Портрет дочери Анны Керн, Екатерины Ермолаевны Впоследствии Анна Петровна Керн написала воспоминания об этом времени: «Глинка был несчастлив. Семейная жизнь скоро ему надоела; грустнее прежнего он искал отрады в музыке и дивных ее вдохновениях. Тяжелая пора страданий сменилась порою любви к одной близкой мне особе, и Глинка снова ожил. Он бывал у меня опять почти каждый день; поставил у меня фортепиано и тут же сочинил музыку на 12 романсов Кукольника, своего приятеля».
Слева – М. Глинка. Фото С. Левицкого, 1856. Справа – рисунок с фото Левицкого Глинка намеревался развестись с женой, уличенной в измене, и уехать с Екатериной Керн за границу, сочетавшись тайным браком, но этим планам не суждено было осуществиться. Девушка была больна чахоткой, и они с матерью приняли решение уехать на юг, в украинское поместье. Мать Глинки была решительно против того, чтобы он сопровождал их и связывал свою судьбу с Екатериной, поэтому она сделала все возможное для того, чтобы композитор простился с ней.
Памятный камень с пушкинской строкой «Я помню чудное мгновенье» в Риге
Памятник М. Глинке на Театральной площади рядом с Мариинским театром в С.-Петербурге Глинка остаток дней прожил холостяком. Екатерина Керн долгое время не теряла надежды на новую встречу, но Глинка в Украину так и не приехал. В 36 лет она вышла замуж и родила сына, который позже написал: «Она вспоминала Михаила Ивановича постоянно и всегда с глубоким горестным чувством. Очевидно, она его любила до конца своей жизни». А романс «Я помню чудное мгновенье» вошел в историю отечественной музыки, как и другие произведения Глинки.

Романс Михаила Глинки "Я помню чудное мгновенье" на стихи Александра Пушкина является одним из самых знаменитых романсов. История этого романса началась в 1819 году, когда на одном из вечеров в доме Алексея Оленина, президента Академии художеств, Пушкин увидел его девятнадцатилетнюю племяницу Анну Керн. За ужином Пушкин неотступно наблюдал за Анной и не жалел похвал в её адрес.Он был покорён её красотой.Скоро он напишет:
"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье
Как гений чистой красоты."
Быть может,впечатление, которое произвела на поэта юная красавица,оказалось столь необычным ещё и потому, что Пушкин был наслышан о несчастливом замужестве Керн.Главным виновником этого замужества был её отец. Ей шел семнадцатый год, когда она приглянулась дивизионному генералу Ермолаю Керну. Генерал был на тридцать с лишним лет старше неё.Это был старый вояка, превыше всего почитавший парады, смотры, маневры. А Анна была романтичная девушка, выросшая на французских романах. Она была не только красива, но отличалась самостоятельностью и оригинальностью суждений. Разумеется генерал никак ей не мог понравиться.К ней уже сватались многие, но родители предпочли бравого генерала.Анну убеждали в том, что она полюбит, когда станет женою генерала и она согласилась по молодости лет.Через год у неё родилась дочь Катя.
...Шли годы, Анна Керн расцвела во всей женской красе.Она была восторженной поклонницей стихов Пушкина.Анна так и не полюбила своего супруга и со временем разрыв её отношений с генералом Керном стал неотвратим. Случилось так, что летом 1825 года Анна Керн приехала к тётушке Прасковье Осиповой в Тригорское. В это самое время Пушкин отбывал сылку в селе Михайловском, которое находилось по соседству. Она со дня на день ждала приезда Пушкина и он приехал...
Анна Керн впоследствии так описала это событие:"Мы сидели за обедом, как вдруг вошёл Пушкин. Тетушка мне его представила, он низко поклонился, но не сказал ни слова,робость была видна в его движениях.Он был очень не ровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок,- и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту.Когда же он решился быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи.Однажды он явился в Тригорское с большой книгой. Все уселись вокруг него и он стал читать поэму "Цыгане". Впервые мы слышали эту поэму, и я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу.Я была в упоении как о текучих стихов этой чудной поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности - он имел голос певучий, мелодический...Через несколько дней тётушка предложила всем после ужина прогулку в Михайловское. Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый, запущенный сад,с длинными аллеями деревьев,где я поминутно спотыкалась,а мой спутник вздрагивал...На другой день я должна была ехать в Ригу.Он пришёл утром и на прощанье принёс мне экземпляр главы Онегина. Между страницами я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: "Я помню чудное мгновенье". Когда я собиралась спрятать в шкатулку этот поэтический подарок,он долго на меня смотрел,потом судорожно выхватил и не хотел возвращать,насилу выпросила я их опять, что у него промелькнуло тогда в голове,не знаю".
В 1927 году экземпляр этих стихов Анна передала барону Дельвигу, который поместил их в своём альманахе "Северные цветы".Да, Пушкин влюбился в Анну Керн страстно, ревниво и благодарно. До конца того года он посылал ей письма,с нежностью вспоминая прежние встречи,надеясь на новые,звал её приехать опять в Тригорское и ждал, и надеялся:
"И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье
И жизнь,и слёзы, и любовь."
После разрыва с мужем Анна Керн вернулась из Риги в Петербург и даже жила некоторое время у родителей Пушкина. Она подружилась с его сестрой Ольгой.В 1827 году Пушкин праздновал именины в доме родителей, в семейном кругу.Анна Керн вспоминала:"Я в этот день обедала у них и имела удовольствие слушать его любезности.На другой день я предложила прокатиться в лодке.Он согласился, и я опять увидела его почти таким любезным, каким он был в Тригорском."
С Михаилом Глинкой Анна познакомилась в 1826 году. В зиму 1828/29 года все они - Пушкин, Глинка, Анна Керн - часто встречались у Олениных, у Дельвига. Глинка впервые исполнил романс "Я помню чудное мгновенье" в 1830 году в доме Павлицкого - мужа сестры Пушкина.Анна Керн и Пушкин присутствовали при этом исполнении и оба были очень взволнованы.
В современном варианте романс Глинки появился девять лет спустя в 1839 году и был посвящён дочери Анны Керн - Екатерине. В музыке романса - нежность и страсть расцвета влюблённости, горечь разлуки и одиночества, вострг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строчках вся история любви.Судьбе было угодно, чтобы композитор, брак которого был неудачным, полюбил столь же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать - Анну Керн.
В начале 1839 года он впервые увидел Екатерину в Смольном Институте, где она в то время училась. Глинка вспоминал: "Мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особого рода прелесть и достоинство,разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали".Екатерина превосходно знала музыку,обнаруживала тонкую,глубокую натуру и вскоре его чувства были разделены ею. После окончания учёбы она жила с матерью и работала класной дамой в Смольном институте. Анна Керн к тому времени вышла замуж за мелкого чиновника,который на двадцать лет был младше неё и была вполне счастлива.Её любимым изречением было: "Течение жизни нашей есть только скучный и унылый период,если не дышишь в нём сладким воздухом любви". Глинка мечтал уехать с Екатериной заграницу,но планам не суждено было сбыться. Екатерина заболела. Врачи подозревали чахотку, советовали пожить в деревне и Анна Керн с дочерью уехали в родительское имение Лубны, а Глинка - в родовое имение Новоспасское. Так они разлучились навсегда.
Но два великих человека Пушкин и Глинка воздвигли "памятник нерукотворный"двум прекрасным женщинам: Анне Керн и её дочери - Екатерине Керн, памятник на все времена во славу "чудного мгновенья любви" - послание всем любящим в вечность.

Понравилась статья? Поделитесь ей