Контакты

Город жестов онлайн словарь. Язык глухих в картинках: как сказать «спасибо», «извините» и «любовь

Мы привыкли считать устную речь единственным и главным языком людей. Но помимо нее существуют и другие способы выражения слов и мыслей. Люди с нарушением слуха для межличностного общения используют язык жестов и мимики. Он предназначен для общения между глухими людьми и называется жестовым языком. Жестовая речь осуществляется с помощью визуального канала передачи информации. Такой вид общения мало распространен и еще не до конца изучен. Только в нашем государстве русский жестовый язык используют 2 миллиона людей.

В языке жестов информация передается от говорящего человека к слушателю через движение рук, глаз или тела. Она воспринимается через визуальный канал и обладает следующими свойствами:

  • В жестовом языке главное место занимает пространство вокруг разговаривающего человека. При общении оно затрагивает все уровни языка.
  • В отличие от звучащих слов, достигающих ушей последовательно, язык глухих показывается и воспринимается одновременно. Это помогает передать больше информации, используя один жест.

В мире не существует универсального жестового языка для глухонемых людей. Различают более 100 жестовых языков, используемых для общения между людьми с нарушением речи и слуха. Люди, использующие неодинаковые жесты не поймут друг друга. Глухие люди могут, как и говорящие, учить или забыть речь жестов другой страны.

Применение жестовой речи с каждым годом расширяется, делая из примитивной системы общения, пригодную область для выражения разнообразных мыслей и идей. Жестовая речь используется в образовательной системе, на телевидении, видео уроках. Русский жестовый язык используется только для межличностного общения людей.

В Европе язык глухих появился в начале XVIII века. До его появления глухие люди жили и обучались изолировано от других. Первая школа глухонемых появилась в 1760 году во Франции. Главной задачей педагогов стало преподавание глухим детям чтение и письмо. Для решения этой задачи использовался старый французский жестовый язык, появившийся у группы глухонемых. Он был слегка видоизменен. Добавились специально разработанные учебные жесты, которые использовались для обозначения грамматики. В обучении применялся «мимический метод» передачи информации, когда каждая буква обозначалась отдельным жестом руки.

Эта система обучения позже стала использоваться в России. В 1806 году в Павловске открылось первое училище для глухих. А в 1951 году появилась Всемирная Федерация глухих. Участники организации решились на создание стандартного языка жестов. Он должен был применяться для глухих специалистов и общественных деятелей, участвующих в работе конгресса.

Для стандартизации жестовой речи эксперты многих стран, проанализировав похожие жесты, применяемые разными национальностями, разработали единый для всех язык. А в 1973 году был выпущен в свет словарь жестовой речи, который подготовила Всемирная Федерация Глухих.

Вскоре после этого на VII конгрессе глухоты в Америке был создан и утвержден Международный язык глухих, который использовался для общения между глухими людьми из разных стран, принимавших участие в мероприятиях мирового уровня.

Лингвистика жестового языка

Несмотря на сложившееся мнение о языке глухих как примитивном языке, он отличается богатым словарным запасом и совсем непрост в использовании. Было проведено лингвистическое исследование, которое доказало наличие в языке элементов, которые присутствуют в полноценной устной речи.

Слова жестов состоят из простых компонентов - хирем, которые не несут смысловой нагрузки. Существует 3 элемента, описывающих структуру и различие жестов между собой:

  • Расположение жеста к телу говорящего;

Жест можно использовать в нейтральном для него пространстве, на одном уровне с частью тела не соприкасаясь с ней.

  • Форма руки, которая выполняет жест;
  • Движение руки при выполнении жеста.

Учитывается движение руки в пространстве и движение кисти или пальцев при неизменном положении руки.

  • Движение рук в пространстве относительно корпуса тела говорящего или друг друга.

Жесты имеют схематичный характер, придумываются в ходе общения и имеют отличительную связь с визуальным обозначением слова. Язык глухих имеет свою грамматику для облегчения общения на разносторонние темы и не является визуальным повторением обычного языка.

Отличительные черты строения жестового языка

  • Конкретность;

В жесте отсутствует обобщение, ограниченное признаком предмета и действия. Нет ни одного жеста, в котором бы использовались слова «большой» и «идти». Такие слова используются разными жестами, которые точно передают признаки или движение человека.

Жест способен изображать предмет. Звуки или буквы, из которых состоят слова, независящие от характеристик предмета можно передать особым движением руки. Например, для изображения дома, руки показывают крышу, а для изображения дружбы они показывают рукопожатие.

Происхождение названий вещей в речи иногда невозможно объяснить. Происхождение жестов объяснить легче, так как известна их история создания и возникновения. Но даже он со временем стирается и становится более схематичным.

  • Образность;

Благодаря образности жесты легче запомнить и усвоить. Она делает жесты понятнее для общения глухих людей межу собой.

  • Синкретизм;

Жесты обладают свойством единства в передачи разных по звучанию, но одинаковому по значению слова. Например, огонь, костер или видео, съемка. Для обозначения синонимов в жесте используются дополнительные признаки предмета. Например, для обозначения картины показывается слово «рисовать» и «рама».

  • Аморфность;

Язык жестов состоит из понятий, но он не способен выражать такие формы грамматики, как падеж, род, время, число, вид. Для этого применяется жестовая мимическая речь, которая из маленького числа жестов получает обычные сочетания слов. Происходит это с помощью склеивания (агглютинации) слова в определенном порядке:

  1. Человек или предмет – обозначение действия (я – спать);
  2. Происходящее действие – отрицание (уметь – нет);
  3. Обозначение предмета – качество;
  4. Состояние предмета или человека (кошка – больной, несильно).
  • Грамматическая пространственность.

Жестовая речь передает одновременно несколько фраз и слов. Выражение, переданное таким способом содержит в себе помимо жестикуляции еще и немануальный компоненты. Это выражение лица говорящего человека, движение частей тела, взгляд. Такой вид передачи информации используются, как и интонация в устной речи.

Язык глухих людей обладает нелинейностью. Грамматика передается вместе с лексикой, жест говорящего может видоизменяться при общении.

Обучение русскому жестовому языку

Для изучения жестового языка понадобится столько же времени как для любого другого языка, пригодятся специальные видео курсы. Помимо теоретической части обязательно нужна практика. Без нее овладеть языком не возможно. Понять глухонемых людей намного сложнее, чем показать что-либо самому. В тестовой речи присутствуют слова или выражения, не имеющие перевода на русский язык.

Изучать язык жестов можно самостоятельно, с помощью видео уроков или словаря. Используя видео обучение можно научиться использовать в практике при общении с глухими людьми такие простые, но необходимые слова как «спасибо», «извините», «люблю». Слово «спасибо» на языке глухих пригодиться в жизни при встрече с неслышащими людьми.

По видео урокам легче усвоить и запомнить информацию, понять, как правильно выполнить жест, потренироваться, повторяя движения. Изучение языка глухих, с помощью словарей, лекций или видео уроков решает следующие задачи:

  • Совершенствование речевых навыков, с помощью использования средств жестового языка;
  • Расширение знаний о лингвистической составляющей языка;
  • Формирование знаний о языке глухих как естественной форме общения людей, наличие схожих и отличительных характеристик с другими языками;
  • Ознакомление с историей возникновения языка и этапами развития;
  • Формирование важности изучения языка и понимание роли русской и жестовой речи в жизни общества.

Изучение языка с помощью специальной программы или видео урока способствует развитию общения в разных жизненных условиях, при неофициальном общении с друзьями, родителями, малознакомыми людьми или при беседе в официальной обстановке.

Целевая аудитория: курс для широкого круга лиц, желающих изучить РЖЯ «с нуля».

Объём курса: 72 часов.

Назначение: для саморазвития и начальной практики общения с глухими.

Курс «Русский жестовый язык. Начала». 80 часов

Целевая аудитория: курс для педагогических работников, обучающих глухих в организациях СПО и ВПО. Дополнен лекциями по психологическим особенностям глухих.

Объём курса: 80 часов.

Назначение: для начальной практики общения с глухими в рамках образовательного процесса.

Курс «Жестовый язык для родителей. Семейный формат». 40 часов

Целевая аудитория: курс для родителей глухих детей, обучающихся в выпускном классе школы.

Объём курса: 40 часов.

Назначение: для восстановления психологического баланса в семьях и подготовки глухих старшеклассников к работе в колледжах с переводчиками жестового языка.

Курс жестового языка, для родителей не слышащих старшеклассников в семейном формате.

Главное! - одно место на курсе предоставляется сразу для троих - семьи: отца, матери или других родственников глухого ребёнка и для самого ребёнка.

Разработанный в институте курс направлен на быстрое изучение жестового языка.

Пройдя этот курс, вы значительно повысите качество вашего общения с ребёнком и возможности помощи ему в учёбе, и, попутно, изучите жестовый язык.

В курс включена лекция по основам психологии глухоты (только для родителей), которые читает кандидат психологических наук, профессиональный переводчик жестового языка, председатель Учёного совета института .

Количество мест в группе ограничено - всего 10. То есть - 10 семей.

Объём курса 40 академических часов.

Курс жестового языка снабжён мультимедийной поддержкой - то есть, жесты, входящие в учебный лексикон, отсняты на видео, что избавляет слушателей от необходимости конспектирования лекций. Теперь в этом нет необходимости: каждой семье выдаётся учебник жестового языка, справочник «Короткие слова: предлоги, частицы, союзы» и мобильное приложение «Русско-жестовый толковый словарь» .

Посему данный курс будет полезен не только для начинающих изучать жестовый язык, но и для глухих, для которых РЖЯ является родным языком: они смогут увидеть живую связь жестов с языком слышащих.

Объём курса 72 академических часа.

В данном курсе даются самые начала русского жестового языка: базовый лексикон и начала лингвистики РЖЯ. Впервые жесты, как лексические единицы, даются не в виде зеркального отражения русских слов, но как самостоятельные понятия, чем они и являются по сути, и к этим понятиям предлагается вариативный перевод оных на русский язык.
В курс включены лекции по основам психологии глухоты, которые читает кандидат психологических наук, профессиональный переводчик жестового языка, председатель Учёного совета института Кузьмин Вячеслав Вячеславович .

Посему данный курс будет полезен не только для начинающих изучать жестовый язык, но и для преподавателей среднего и высшего профессионального образования, работающих с глухими в инклюзивных группах.

Объём курса 80 академических часов.

Впервые курс жестового языка снабжён полной мультимедийной поддержкой - то есть, все жесты, входящие в учебный лексикон, отсняты на видео, что избавляет слушателей от необходимости конспектирования лекций и записи жестов, показываемых преподавателем (при этом каждый конспект превращался в шифровку Штирлица), что неизбежно приводило к искажениям и затрудняло запоминание изучаемого материала. Теперь в этом нет необходимости: каждому слушателю выдаётся комплект из 3х книг - учебника, рабочей тетради и словаря. Об этом комплекте учебных пособий скажем подробнее.

Как выучить язык жестов? Этот вопрос давно волновал людей, ведь глухие и немые были во все времена.

Таким людям сложнее адаптироваться в обществе, сложнее вести полноценную жизнь. В былые времена во многих странах Европы людей с нарушениями слуха и речи не считали нормальными. Их отправляли в психиатрические больницы на принудительное лечение. Общество относилось к ним отрицательно.

Перед тем как ответить на вопрос "как выучить язык жестов?", рассмотрим, как менялось положение дел с течением времени и узнаем предысторию появления сурдопедагогики и дактилологии.

Система Боне

К счастью для глухонемых, были и положительно настроенные люди, которым было жаль их, хотелось помочь. Таким человеком был, например, священник Хуан Пабло Боне. Он жил в начале 17 века. Однажды Боне наняли в качестве помощника в одну богатую семью, глава которой был важным чиновником. Сын этого господина страдал глухотой, никто не мог обучить его письму или счету.

Вскоре священник создал свою систему обучения для этого мальчика. Он придумал специальное обозначение для каждой буквы в алфавите. Вопрос, как выучить язык жестов, с этим глухонемым мальчиком даже не стоял, Боне с увлечением и большим энтузиазмом начал заниматься с ребенком.

Очень скоро мальчик выучил весь алфавит. После этого по Испании поползли слухи о системе Боне. Священник выпустил книгу, в которой подробно описал свой метод.

Школа Мишеля Шарля де Лепе

Мишель Шарль де Лепе прославился тем, что организовал и открыл первую во всем мире школу для обучения глухонемых людей. За основу для своего метода он взял книгу Хуана Боне. К слову, в Париже в те времена уже существовало подобие языка жестов на старофранцузском языке. Однако Мишель де Лепе адаптировал это подобие на современный французский язык, и общение между глухонемыми стало состоять не просто из отдельных слов. Теперь люди могли общаться по-настоящему, строить плавную и связную "речь".

Школа Томаса Хопкинса Галлодета

Томас Галлодет после посещения школы де Леппе вернулся в Штаты и открыл свое учебное заведение. Метод был заимствован у французского коллеги. В школе Томаса Галлодета проходили настоящие "лекции" о том, как выучить язык жестов, адаптированный на английский.

И опять метод этот пользовался большим успехом и популярностью.

Против такой системы обучения выступали оралисты. Согласно их убеждениям, такая техника отделяет глухих людей от общества слышащих, и пользы от нее на самом деле нет.

Александр Грейам Белл и его школа оралистов

Здесь обучали письму и чтению совсем по другой системе. Каждый звук речи (в зависимости от положения губ) отмечали письменным символом. Изначально такой метод предполагалось использовать, чтобы откорректировать дикцию. Но в процессе работы Белл обучал таким же образом и глухонемых.

Первые сурдопедагогические школы России

В 1806 году в Павловске (недалеко от Санкт-Петербурга) была открыта первая школа сурдопедагогики. Преподавали здесь по французской системе.

В 1860 году такая школа открылась в Москве. В столице за основу обучения тому, как выучить язык жестов глухонемых, взяли немецкий метод.

Постепенно и в нашей стране стали появляться исследователи и ученые, которых заинтересовала такая система обучения.

Лев Семенович Выготский

Поначалу он не особо верил в пользу языка жестов, считал его сильно ограниченным. Но спустя некоторое время в одной из своих работ назвал язык жестов чрезвычайно сложной и разнообразной Ученый считал его богато развитым, признал его неоспоримую пользу для глухонемых людей.

Рахиль Боскис и Наталья Морозова

Занимались исследованием работ Выготского. В своей работе о развитии речи они сделали вывод, что грамматика простого русского языка и языка жестов отличается.

Ошибочно считали, что глухие люди не могут выучить язык жестов самостоятельно, а также параллельно обучиться словесной речи.

Виктор Иванович Флери

Был педагогом, работал директором училища в Петербурге. Он провел глубокий анализ "глухонемой речи" и пришел к выводу, что язык жестов, русский, выучить под силу каждому человеку с нарушением слуха или речи. Кроме того, он заметил, что в оппределенных компаниях и обществах глухих язык жестов имеет свои особенности, отличия и еле уловимые закономерности, присущие конкретно этому обществу. Как в "нашей" (словесной речи) есть жаргон и специфические слова, так и в "речи" немой такое тоже присутствует.

Он написал книгу "Глухонемые". В этой работе педагог собрал все известные ему жесты и знаки.

Были и другие люди, которые внесли вклад в российскую сурдопедагогику: И. А. Соколянский, Л. В. Щерба, А. Я. Удаль.

Так как выучить немой язык жестов?

Разберем этот вопрос детальнее. Ниже представлена пошаговая инструкция.

Знакомство с дактилологией

Для начала необходимо познакомиться с дактилологией. Так называется особая форма речи. Дактилология включает в себя дактильную азбуку. В ней каждая буква алфавита имеет свое обозначение - знак, сложенный из пальцев. Знаки эти называются дактилемы.

Многие люди глубоко заблуждаются в том, что язык жестов и дактильный алфавит - это одно и то же. Разница есть: дактилемами передают слова побуквенно, а языком жестов - целые слова.

Еще есть маноральная речь. При такой форме общения слова читаются по губам, жестами лишь делается акцент на твердых и мягких, глухих и звонких согласных.

Техника постановки пальцев

Изучая дактильную азбуку, не следует торопиться. Нужно хорошо запомнить и отработать технику постановки пальцев. Сначала рука будет уставать. Но через две-три тренировки пальцы начнуть привыкать, гнуться лучше.

Скорость постановки пальцев

Отточив технику образования дактилем, переходим к скорости постановки пальцев. Побуквенно в сурдопедагогике показываются имена собственные, фамилии, георгафические названия.

Дактильную азбуку можно найти в виде картинки или воспользоваться более наглядным видеопособием. К слову, язык жестов и дактилология в каждой стране свои. Единого языка глухонемых, к сожалению, не существует.

Практика

Освоив все дактилемы, следует попрактиковаться. Заучить основные слова, имена или названия. Помочь в этом могут видео, фильмы, есть даже специальное приложение для "Андроид".

Счет и числа

Когда будет немного практики, стоит освоить счет. Желательно сразу же учиться показывать хотя бы самые простые числа. Это очень продвинет изучение языка жестов вперед.

Последовательность изучения

Переходим к самому языку жестов. Он содержит в себе около 2000 разных обозначений. Как быстро выучить язык жестов при таком объеме знаков? На самом деле все не так сложно, как кажется.

Изучение жестов стоит начать с простых слов "здравствуйте", "до свидания", "извините", "спасибо". Заучивать их стоит постепенно, не гнаться за количеством. Лучше учить за одну тренировку небольшое количество жестов.

И последняя рекомендация. Если вы всерьез задумались об изучении языка глухонемых, возможно, стоит поискать такие курсы в своем городе. Они не широко распространены, но найти все-таки можно. Такие курсы хороши тем, что здесь можно получить практику живого общения, отточить свои навыки и языковое мастерство.

Как устроен словарь и как им пользоваться

Краткий жестовый словарь поможет тебе, дорогой читатель, овладеть лексикой жестовой речи. Это небольшой словарь, в нем около 200 жестов. Почему были отобраны именно эти жесты? Такие вопросы возникают неизбежно, особенно когда объем словаря невелик. Наш словарь создавался таким образом. Поскольку словарь предназначен прежде всего сурдопедагогам, в определении состава словника участвовали учителя и воспитатели школ глухих. Автор в течение нескольких лет предлагал студентам МГЗПИ, работающим в школах-интернатах для глухих, список жестов - «кандидатов» в словарь. И обращался к ним с просьбой: оставить в списке только самые необходимые для учителя и воспитателя жесты, остальные вычеркнуть. Но можно и дополнить список, если это требуется. Из первоначального списка были исключены все жесты, против которых возражали более 50% учителей-экспертов. И наоборот, в словник вошли жесты, предложенные экспертами, если более половины из них считали, что это целесообразно.

Жесты, включенные в словарь, в основном используются и в русской жестовой речи, и в калькирующей жестовой речи. Они сгруппированы по темам. Конечно, отнесение многих жестов к той или иной теме в значительной мере условно. Автор тут следовал традиции составления тематических словарей, а также стремился поместить в каждую группу жесты, обозначающие и предметы, и действия, и признаки, чтобы было удобнее беседовать на заданную тему. В то же время жесты имеют сплошную нумерацию. Если тебе, читатель, нужно вспомнить, например, как исполняется жест МЕШАТЬ, а ты не знаешь, в какой он тематической группе, надо поступить так. В конце словаря все жесты (естественно, их словесные обозначения) расположены в алфавитном порядке, причем порядковый индекс жеста МЕШАТЬ позволит легко отыскать его в словаре.

Условные обозначения на рисунках помогут точнее понять и воспроизвести структуру жеста.

Желая тебе успеха в изучении лексики жестовой речи, автор ждет от тебя, дорогой читатель, предложений по усовершенствованию краткого жестового словаря.

Условные обозначения

ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО

1. Здравствуйте 2. До свидания

3. Спасибо 4. Извинить (те)

ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО

5. Имя 6. Профессия

7. Специальность 8. Кто

ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО

9. Что 10. Где

11. Когда 12. Куда

ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО

13. Откуда 14. Зачем

15. Почему 16. Чей

17. Человек 18. Мужчина

19. Женщина 20. Ребенок

21.Семья 22. Отец

23. Мать 24.Сын

25. Дочь 26. Бабушка

27. Дедушка 28. Брат

29. Сестра 30. Жить

31. Работать 32. Уважать

33. Заботиться 34. Помогать

35. Мешать 36. Дружба

37. Молодой 38. Старый

ДОМ КВАРТИРА

39. Город 40. Деревня

41. Улица 42. Дом

ДОМ КВАРТИРА

43. Квартира 44. Комната

45. Окно 46. Кухня, готовить пищу

ДОМ КВАРТИРА

47. Уборная 48. Стол

49. Стул 50. Шкаф

ДОМ КВАРТИРА

51. Кровать 52. Телевизор

53. Видеомагнитофон 54. Делать

ДОМ КВАРТИРА

55. Смотреть 56. Мыться

57. Приглашать 58. Светлый

ДОМ КВАРТИРА

59. Уютный 60. Новый

61. Чистый 62. Грязный

63. Школа 64. Класс

65. Спальня 66. Столовая

67. Директор 68. Учитель

69. Воспитатель 70. Учить

71. Учиться 72. Компьютер

73. Собрание 74. Глухой

75. Слабослышащий 76. Дактилология

77. Жестовая речь 78. Руководить

79.Поручать 80. Выполнять

81. Хвалить 82. Ругать

83. Наказывать 84. Проверять

85. Соглашаться 86. Строгий

87. Добрый 88. Честный

89. Урок 90. Наушники

91. Книга 92. Тетрадь

93. Карандаши 94. Рассказывать

95.Говорить 96. Слышать

101.Знать 102. Не знать

103. Понимать 104. Не понимать

105. Повторить 106. Помнить

107. Вспомнить 108. Забыть

109. Думать 110. Могу, можно

111. He могу 112. Ошибиться

113. Хорошо 114. Плохо

115. Внимательно 116. Верно

117. Стыдно 118. Злой, сердитый

119. Грубый 120. Вежливый

121. Ученик

122. Старательный

НА ОТДЫХЕ

123. Отдых 124. Лес

125. Река 126. Море

НА ОТДЫХЕ

127. Вода 128. Солнце

129. Луна 130. Дождь

НА ОТДЫХЕ

131.Снег 133. День

132. Утро 134. Вечер

НА ОТДЫХЕ

135. Ночь 136. Лето

137. Осень 138. Весна

НА ОТДЫХЕ

139. Зима 140. Экскурсия, музей

141. Театр 142. Кино

НА ОТДЫХЕ

143. Стадион 144.Физкультура

145. Соревнование 146. Участвовать

НА ОТДЫХЕ

147. Побеждать 148. Проигрывать

149. Играть 150. Гулять

НА ОТДЫХЕ

151. Танцевать 152. Хотеть

153. Не хотеть 154. Любить

НА ОТДЫХЕ

155. Радоваться 156. Ждать

157. Обманывать 158. Веселый

НА ОТДЫХЕ

159. Ловкий 160. Сильный

161. Слабый 162. Легко

НА ОТДЫХЕ

163. Трудно 164. Спокойно

165. Белый 166. Красный

НА ОТДЫХЕ

167. Черный 168. Зеленый

НАША СТРАНА

169. Родина

170. Государство 171. Москва

НАША СТРАНА

172. Народ 173. Революция

174. Партия 175. Президент

НАША СТРАНА

176. Борьба 177. Конституция

178. Выборы, выбирать 179. Депутат

НАША СТРАНА

180. Председатель 181. Правительство

182. Переводчик 183. Гласность

НАША СТРАНА

184. Демократия 185. Война

186. Мир 187. Армия

НАША СТРАНА

188. Разоружение

189. Договор 190. Космос

НАША СТРАНА

191. Защищать 192. Политика

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ЖЕСТЫ

193, 194. Жестовое имя (имя человека на жестовом языке)

195. Мастер своего дела 196. Мастер своего дела (вариант)

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ЖЕСТЫ

197. Меня это не касается 198. Ошибаться

199. Не застать (дома, на работе) 200. Потрясающее,

сногсшибательное

201. Одинаково, идентично 202. Успокоиться после

каких-либо волнений

203. Выбиться из сил 204. Вот оно что

ЖЕСТЫ РАЗГОВОРНОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА

205. Упустить из виду, забыть 206. На сердце «кошки скребут»

207. Не бояться сказать 208. Подожди немного

что-то в глаза

Указатель жестов в алфавитном порядке

армия делать
бабушка демократия
день
белый депутат
борьба деревня
брат директор
вежливый добрый
договор
верно дождь
веселый дом
весна до свидания
вечер дочь
видеомагнитофон дружба
внимательно думать
вода
война ждать
воспитатель женщина
вспомнить жестовая речь
выборы, выбирать жить
выполнять
где гласность глухой говорить город государство грубый грязный гулять дактилология дедушка заботиться
забыть
зачем
защищать
здравствуйте
зеленый
зима
злой, сердитый
знать
играть
извинить (те)
имя
карандаш обманывать
квартира окно
кино осень
класс отдых
книга отец
когда откуда
комната ошибиться
компьютер конституция космос красный кровать кто куда кухня, готовить пищу
партия
переводчик
писать
плохо
побеждать
повторить
политика
помнить
легко помогать
лес понимать
лето поручать
ловкий почему
луна правительство
любить председатель
приглашать президент проверять проигрывать профессия
мать
мешать
мир
могу, можно
молодой море Москва мужчина мыться
работать
радоваться
разоружение
рассказывать
ребенок революция река рисовать Родина ругать
наказывать
народ
наушники
не знать
не могу руководить
не понимать не хотеть новый ночь
светлый
семья
сестра сильный слабослышащий слабый слышать смотреть снег собрание соглашаться солнце соревнование спальня спасибо специальность спокойно стадион старательный старый стол столовая строгий стул стыдно считать сын танцевать театр телевизор тетрадь трудно уборная
уважать
улица
урок
утро
участвовать
учитель
учить
ученик
учиться
уютный
физкультура хвалить хорошо хотеть
чей человек черный честный чистый читать что шкаф школа экскурсия, музей

В мире много языков, но особое место среди них занимает жестовый. С целью общения глухонемых людей, в XVIII веке был разработан первый язык жестов, получивший название Амслен. Впоследствии ближе к XX веку, он имел много ответвлений и интерпретаций. В середине XX века для стандартизации языка глухонемых была разработана международная жестовая речь - Жестуно, которая до сих пор актуальна. Главным образом она основывается на жестах, которые говорящий показывает руками, с помощью мимики и за счет различных поворотов корпуса.

В нашей стране Жестуно не имеет популярности. Если в странах Европы на сто глухонемых людей приходится 300 сурдопереводчиков, то у нас всего лишь 3. В 2012 году в законопроект «О социальной защите инвалидов» были введены поправки, касающиеся языка жестов. Язык получил официальный статус, были созданы специальные образовательные учреждения для подготовки и переподготовки заинтересованных людей, преподавателей, инвалидов. Это положительно сказалось на проценте желающих учить Жестуно.

  • Местные сообщества глухонемых предоставляют специальные бесплатные занятия, на которые может записаться любой желающий. За несколько месяцев вы выучите базовые аспекты Жестуно и, конечно же, опробуете полученные знания на практике.
  • Образовательные площадки – институты и колледжи, часто включают в свои программы предмет «жестовый язык». В большей мере это относится к социальным и лингвистическим специальностям. Так что если вы еще студент или планируете им стать, то у вас есть возможность бесплатно познакомиться с этим предметом.
  • В том случае, когда вы не можете найти бесплатные курсы, есть специализированные платные занятия на базе исследовательских институтов, методических центров, специализированных школ для глухонемых.

Структура обучения языка глухонемых

Давайте подробнее разберемся, что же из себя представляют эти специальные курсы и что по окончании обучения вы получите.

Отметим, что выделяют 3 уровня освоения Жестуно, которые включают в себя следующие навыки:

  • Уровень 1 – базовый курс для начинающих, на котором разбирают основные лексические нормы и практикуют живое общение.
  • Уровень 2 – курс для тех, кто уже знаком с базой. Он рассчитан на начальное знакомство с навыками перевода с Жестуно.
  • Уровень 3 – включает в себя совершенствование лингвистических навыков и углубленное обучение синхронного и последовательного перевода.

Обучение на уровнях длится 3 месяца и состоит из 44–50 академических учебных часов. По окончании курсов вы получите специальное свидетельство, в котором будет отмечен ваш уровень. Но не приравнивайте эту бумажку к свидетельству переводчика жестового языка. Для получения такой корочки потребуется пройти специальную комиссию. Пробовать свои силы в этом можно уже после 2-го уровня.

Как самому выучить глухонемой язык

Помимо способов, которые перечислены выше, жестам глухонемых можно научиться самостоятельно с помощью следующих ресурсов:

  • На просторах интернета вы найдете вебсайты, которые помогут вам выучить язык глухих. Самый популярный из них – это «Город жестов». Также много полезной информации вы найдете в социальных сетях, в специализированных группах по Жестуно. В них вы отработаете как теоретическую часть, так и практическую составляющую с единомышленниками.
  • Поскольку прогресс не стоит на месте, для мобильных устройств были созданы специальные приложения, представляющие собой азбуки и учебники по жестовому языку. Скачайте программу на телефон и в свободное время учите или повторяйте нужную для вас информацию.
  • Книги – универсальный вариант для получения знаний в данной сфере. Однако такой способ подходит только для тех, кто терпелив и готов вкладывать дополнительные усилия в обучение. Это связано с тем фактором, что рядом не будет преподавателя, который вам сможет все наглядно объяснить, а, следовательно, вам потребуется больше времени чтобы разобрать материал.
  • Видеоуроки - приближенный к специальным курсам способ научиться жестовому языку, однако с той оговоркой, что вас никто не будет поправлять в случае ошибок. Главное преимущество видеороликов – многообразие и понятное, наглядное объяснение материала.

С чего начать самостоятельное изучение жестового языка

Перед тем как разобраться с чего же стоит начать, отметим такую особенность:

Жестуно путают с дактилированием букв т. е. изображением отдельных букв руками. Дактилология отличается от жестов глухонемых тем, что её используют, чтобы сказать имена собственные: города, имена людей, географические названия и т. д., или чтобы сказать слово, для которого еще не придумали специальный жест. Так что имейте это в виду, когда приступите к занятиям.

Итак, выбрав один из вариантов для самообучения, найдите информационные ресурсы и выберете те, который будут понятными и интересными.

  • Чтобы научиться свободно разговаривать на языке жестов, сначала следует учить азбуку. После того как вы почувствуете, что уверены в своих навыках дактильной азбуки, переходите к изучению невербального языка жестов. Постройте план своих занятий на основе уровней сложности, которые описаны выше. Так, постепенно вы сможете выучить язык в совершенстве.

Не забывайте, что действенный и быстрый способ выучить язык – это общаться на нем. Так что, даже если вы занимаетесь одни, вам все равно нужно найти себе собеседника. Так вы сможете научиться правильно выражать мысли и понимать, о чем думает единомышленник.

Учить Жестуно самостоятельно трудно, но через некоторое время вы добьетесь видимых результатов. Главное – это не забрасывать обучение и подкреплять теоретические знания практикой. Язык жестов не труднее иностранного, поэтому наберитесь сил, терпения и вскоре получите желаемый результат.

Понравилась статья? Поделитесь ей