Контакты

Удивительные факты о колоссах мемнона. Поющие колоссы Мемнона в Египте (Луксор)

Недалеко от исторической жемчужины Египта, Луксора, на краю пустыни возвышаются два гигантских изваяния, известных миру, как Колоссы Мемнона. Тысячи лет они стерегут огромную равнину, бывшую некогда поминальным храмом Аменхотепа III.

Годы правления Аменхотепа III (1388-1351 гг. до н. э.) были для Древнего Египта эпохой мира и процветания. Нет никаких свидетельств внутренних потрясений, не было сколько-нибудь крупных войн, но по всей стране велось грандиозное строительство, а скульптуры и другие произведения искусства, относящиеся к периоду царствования фараона, поражают своим совершенством. В этом нетрудно убедиться – на Университетской набережной Санкт-Петербурга стоят сфинксы, изображающие именно Аменхотепа III.

Описание и легенда

Колоссы Мемнона – огромные статуи фараона высотой около 18 метров, установленные у входа в его поминальный храм. От самого здания не осталось ничего – ежегодные разливы протекающего неподалёку Нила полностью уничтожили сооружение и нанесли непоправимый вред Колоссам. Разрушительное действие речных вод остановило лишь строительство Асуанской плотины. Внесли свою лепту в уничтожение памятника и местные жители, веками растаскивавшие каменные блоки для своих строительных нужд.












Нет сомнения, что поминальный храм Аменхотепа III был грандиозным сооружением. Археологические раскопки выявили примерный план здания. Площадь занимаемой храмом территории составляла около 35 гектаров. Для сравнения – площадь , крупнейшего сохранившегося сооружения древнего мира, составляет около 30 гектаров.

Своё имя изваяния получили от греков, которые усмотрели в них изображения легендарного эфиопского царя Мемнона, сына богини утренней зари Эос. Согласно сказаниям, герой Мемнон был призван царём Приамом, чтобы помочь в войне против осадивших Трою греков. Во время битвы Мемнон напал на престарелого царя города Пилос, мудреца Нестора. На защиту Нестора бросился его сын Антилох, который пал от руки Мемнона. Великий Ахилл, бывший другом Антилоха, атаковал Мемнона, чтобы отомстить за убитого. Оба соперника были величайшими воинами, оба были закованы в латы, изготовленные богом Гефестом, оба были сыновьями богинь. Даже Зевс не смог решить, кто больше достоин победы, и вверил судьбу боя воле случая - своим золотым Весам судьбы.

Чаша весов со жребием Мемнона опустилась вниз, и Ахилл поразил эфиопского владыку. Тело царя было увезено на родину для погребения. Когда же первые греческие путешественники оказались в Фивах, на вопрос, что это за статуи, им ответили – «Менну». Это было название любой статуи фараона, изображённого сидящим на троне, однако гости Египта немедленно отождествили статуи с легендарным Мемноном.

Колоссы созданы из песчаника, добытого в каменоломнях, расположенных в 670 км. к северу. Огромные каменные блоки пришлось доставлять волоком сухопутным путём, поскольку они были слишком тяжелы для перевозки по реке. Общий вес каждой статуи составлял около 700 тонн.

Современное состояние монументов не даёт возможности визуально определить, кого они изображают. Лица Колоссов полностью разрушены, лишь надписи на основаниях статуй, содержащие имя Аменхотепа III, указывают, чья память увековечена в этих гигантах.

Не забыл фараон и о своих близких. У ног Колоссов помещены горельефные изображения его любимой жены Тийи и матери Мутемуйи. Это были великие женщины своего времени. Мать фараона в первые годы его официального царствования несла на себе бремя управления страной в качестве регентши, а Тийя играла очень важную роль при дворе Аменхотепа III и его сына, знаменитого фараона-реформатора Эхнатона.

Поющие Колоссы

Молчаливое величие Колоссов Мемнона поражает зрителей по сей день. Но гораздо большей славой они пользовались в древности, когда множество паломников приходило послушать одну из статуй. Античный мир знал монументы Аменхотепа III как «поющие статуи». Многие древние авторы (наиболее известный из них – Страбон) сообщают, что на заре один из Колоссов начинал «петь». Раздавались странные звуки, как будто обрывались струны арфы. Другие путешественники слышали мелодичное посвистывание. Возникло это явление после землетрясения 27 года н. э., когда на «северной» статуе появились трещины.

Как «пели» Колоссы на самом деле – сейчас уже не определить. Но сам факт звучания камня сомнений не вызывает. Учёные объясняют появление звуков испарением ночной влаги из пористого камня или утренним ветром, дующим в трещины песчаниковых блоков. Явление это наблюдается во многих местах мира и носит у геологов название «эолова арфа».

Греки считали, что это Мемнон обращается к своей матери Эос с жалобой на свою несправедливую судьбу. Послушать пение статуй приезжали люди со всех концов Ойкумены (так греки называли известный им мир). В 130 году н. э. к Колоссам приехал знаменитый римский император-философ Адриан, а в 199-м – император Септимий Север.

Стараниями Септимия Севера и закончилась история «поющих» статуй. Император приказал привести монументы в порядок. Щели в изваяниях были заделаны, а площадка вокруг них расчищена от обломков. После этой реставрации каменные гиганты замолчали.

Но и «молчаливыми» Колоссы Мемнона притягивают к себе всех, кто хочет ощутить дыхание времени и приобщиться к одной из величайших цивилизаций древности. Без встречи с легендарными великанами посещение Луксора - древних Фив, да и всего Египта, будет неполным.

Колоссы Мемнона являются неотъемлемой частью архитектурного наследия Египта. Статуи были возведены в городе Луксор в честь фараона Аменхотепа III – на них он и изображен. Здесь был построен целый храм, но он разрушился, а две удивительные скульптуры дают возможность отдыхающим прикоснуться к многовековой истории, сделав фото на память. Высота этих статуй составляет 20 метров, а вес – свыше 700 тонн. В качестве строительного материала применялись блоки из песчаника.

Колоссы Мемнона: история

Много столетий назад задача Колоссов Мемнона заключалась в охране более значимого сооружения – храма Аменхотепа III. Однако строение было возведено недалеко от реки Нил, разливы которого стерли его с лица земли. В связи с этим главной достопримечательностью стали уцелевшие «стражи» храма. По степени религиозности и красоте с храмом не конкурировало ни одно святилище Древнего Египта.

Благодаря античному историку Страбону мир узнал, почему статуи называли поющими. Весь секрет в том, что лучи восходящего солнца нагревали воздух, а тот просачивался через отверстие в северном Колоссе Мемнона, издавая красивую мелодию. Но в 27 году до н. э. произошло землетрясение, вследствие чего северная скульптура была уничтожена. Немного позже ее отреставрировали римляне, но звуков она больше не издавала.


Значимость статуй

Останки этих статую дают современному поколению представление о масштабах строительства и уровне технологий того времени. Невозможно представить, сколько значимых событий на протяжении 3-х тысяч лет происходило возле них.

Серьезные повреждения лица и других частей скульптур делают невозможным распознать облик одного из самых влиятельных фараонов древнего Египта. Некоторые историки убеждены, что ущерб Колоссам Мемнона нанес один из персидских царей – Камбиз.

Египет - это страна, в которой можно встретить множество различных древних монументов. Колоссы Мемнона являются интересным артефактом Древнего Египта, но к нему они не имеют прямого отношения.

Началось все с того, что Колоссы Мемнона были сделаны в честь Аменхотепа III, который правил еще в XIV веке в Египте. Его отцом был Эхнатон, легендарный фараон - реформатор. Также Колоссы являлись частью архитектуры Некрополя. Сам Некрополь был расположен в городе Фивах. На сегодняшний день напротив него расположен город Луксор.

Некрополь считался небольшим культовым городком. Его соорудили в честь фараона. Площадь его была огромна, около 30 гектар. Вокруг него располагались культовые сооружения, главным из которых был храм погребения Аменхотепа III. Колоссы Мемнона - это две статуи Аменхотепа III, сделанные из камня, в виде сидящего фараона.

Они были расположены у западного берега Нила, лицами на восток, где восходило Солнце. У ног статуи фараона стояли скульптуры его матери и жены, Мутемуйи и Тии. Боковые стороны статуй имели изображение бога Хапи, который являлся для Некрополя защитником от сезонных разливов Нила. Но история гласит, что ему не удалось спасти его и при каждом наводнении, погребальные храмы рушились. Но некоторые статуи все же уцелели и по сей день стоят на своих местах. Но само название Колоссы Мемнона появилось немного позже. Оно было придумано римлянами и греками. Считалось, что Мемнон - это был царь Эфиопии из античной мифологии. Именно он оказал помощь грекам в войне с войском Ахиллеса, который осадил Трою. Также слово Мемнос было схоже с греческим словом Мемнониум. Это слово означало часть города Фив, в котором был построен погребальный храм Аменхотепа III.

Звуки Колосов Мемнона

Греческая мифология говорит, что они издавали звуки. В I веке до н.э., после землетрясения в Фивах, многие экспонаты были разрушены, а в некоторых образовались трещины. Ими стали и Колоссы Мемнона, которые со временем начали произносить странные грустные звуки, с каждым восходом Солнца.

Греки и римляне основали на этом легенду. Они считали, что каждое утро Мемнон встречает песней свою мать Эос, но некоторые считали, что это мать оплакивает сына. Но все же народ начал поклонялся статуям фараона. И уже к 200 году, когда у власти Рима стоял император Север, по его приказу эти статуи были восстановлены. И после этого они умолкли навсегда.

Ученые объяснили пропажу звуков тем, что влага, накопившаяся за ночь, утром испарялась с первыми лучами Солнца. Ее испарение влияло на разрушение камня. Именно тогда и произносились эти звуки.

В 199 году, поверхность статуй была отполирована и выровнена, поэтому звуки прекратились, т.к. влаги уже скапливать было негде. По сей день, Колоссы Мемнона удивляют туристов своей красотой и загадочностью.

Колоссы Мемнона - один из архитектурных шедевров сказочной древности. Это две огромные статуи египетского фараона Аменхотепа III (правил 1388-1351 гг. до н. э.). Возведены в 1350 году до н. э. Стояли в некрополе города Фивы - столице Древнего Египта. Располагалась она в 700 км к югу от побережья Средиземного моря на восточном берегу Нила. Сам же некрополь находился на западном берегу. В настоящее время на противоположном берегу от статуй находится современный город Луксор.

Описание статуй

Статуи-близнецы изображают египетского фараона в сидячем положении с ладонями, положенными на колени. Взгляд каменных фигур устремлён на восток в сторону Великого Нила. Возле ног вырезаны две фигуры: жена Тия и мать Мутемуия. На боковых панелях изображён бог Нила Хапи.

Сделаны статуи из блоков перекристаллизованного песчаника (кварцита). Вырубали блоки в каменоломне Джебель-эль-Ахмаре. Это 675 км от Фив. Перевозили их по земле, так как никакое речное судно не выдержало бы такую тяжесть.

Таким был вход в мемориальный храм Аменхотепа

В высоту колоссы вместе с каменными платформами, на которых стоят, достигают 18 метров. Весят по 720 тонн каждая. Расположены статуи друг от друга на расстоянии 15 метров.

Эти уникальные творения древности сильно повреждены. У южной фигуры отсутствует один каменный блок. Северная фигура имеет трещину выше талии. Верхние части состоят из различных типов песчаника, что является результатом реконструкции в римскую эпоху. Считается, что поначалу обе фигуры были абсолютно идентичными. Различались только нанесённые на них надписи.

Величественные рукотворные монументы охраняли вход в мемориальный храм Аменхотепа. В то далёкое время данный храмовый комплекс был самым богатым и большим в Древнем Египте. По площади он занимал 35 га. В наши дни от всего этого великолепия остались только две полуразрушенные каменные фигуры.

Боковая часть статуи с изображением бога Нила Хапи

Название колоссов

Некоторые историки полагают, что величественные статуи были разрушены землетрясением в 27 году до н. э. Источником является утверждение историка Страбона, писавшего об этом в I веке. Верхние части каменных фигур, вплоть до пояса, упали на землю. Однако данная причина разрушения вызывает сомнение, так на территории Египта землетрясений не бывает.

Существует и иная версия. Виновником разрушения называют персидского царя Камбиза. Он правил во второй половине VI века до н. э. и являлся инициатором военной экспансии в Древний Египет. Именно по его приказу и были разрушены величайшие архитектурные творения.

Это более похоже на правду, но главное заключается в том, что после разрушения, статуи на восходе солнца начали испускать протяжный звук. Повторялось это изо дня в день на протяжении столетий. Об этом писали и Страбон, и Павсаний, и Филострат, и Лукиан. Так что нет оснований не верить данному явлению.

Что же касается людей искусства, то они сочинил романтическую легенду. По ней "поющие" камни-близнецы представляли собой Мемнона. Это сын царя Эфиопии Тифона и Авроры. Он был послан отцом на помощь защитникам Трои, осаждённым греческой армией. Мемнон убил Антилоха, который считался другом Ахилла. А последний, обезумев от ярости и горя, заколол убийцу своего друга.

Вид на колоссы Мемнона с высоты птичьего полёта

Аврора, узнав о гибели сына, попросила Юпитера воскрешать её любимого мальчика хотя бы на одно мгновение в день. Могущественный бог сжалился над женщиной, и Мемнон стал оживать каждое утро, сопровождая своё воскрешение жалобным и протяжным стоном.

Что же касается научного объяснения данного феномена, то звук скорее всего возникал от вибрации. Создавала её пористая поверхность излома. Остывшие за ночь и напитавшие влагу камни нагревались от утренних солнечных лучей, и этот процесс вызывал характерный звуковой эффект.

Конец феномену был положен в 199 году. По приказу римского императора Септимия Севера колоссы Мемнона восстановили. Отвалившиеся каменные глыбы поставили на место, и величественные статуи обрели вторую жизнь. В настоящее время к ним идёт нескончаемый поток туристов. Они искренне восхищаются величественными и масштабными творениями канувшей в тьму веков эпохи.

4 062

На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III.

Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, известно под названием «Колоссы Мемнона». Речь идет о двух гигантских статуях 20-метровой высоты, одни только ноги которых имеют 2 м длины и 1 м толщины. Изваянные из монолитных блоков песчаника, они изображают сидящего на троне фараона, руки которого лежат на коленях. Южный колосс, хотя и очень поврежденный, кажется, пострадал меньше другого, о котором сложены легенды. Возможно, в 27 году до н. э. мощное землетрясение серьезно повредило большую часть фиванских сооружений и обрушило верхнюю часть колосса до пояса. Однако, некоторые историки считают, что это акт вандализма царя Камбиза, и это кажется более правдоподобным по той причине, что Египет никогда не был страной землетрясений.

Было замечено, что каждое утро на восходе солнца статуя испускает невнятный, протяжный звук, в котором некоторые путешественники слышат печальную, но гармоническую мелодию. Это странное явление, подтвержденное такими знаменитыми историками как Страбон, Павсаний, Тацит, Лукиан и Филострат, дало повод греческим поэтам сочинить красивую легенду. Они утверждали, что «поющий камень» представляет Мемнона, мифического сына Авроры и Тифона - царя Египта и Эфиопии. Посланный своим отцом на помощь троянцам, осажденным греческой армией, Мемнон прославился, убив в сражении Антилоха, сына Нестора; но и он, в свою очередь, погиб от мстительной руки Ахилла. Аврора в слезах умолила всемогущего Юпитера воскресить ее сына хотя бы на мгновение в день. Так, каждое утро, когда Аврора ласкает своими лучами сына, он отвечает своей безутешной матери протяжным жалобным стоном… Такова трогательная поэтическая легенда, но это явление в действительности имеет вполне естественную основу. Звуки возникают от вибраций, происходящих на поверхности излома под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень.

Это научное объяснение подтверждается историей. Действительно, до Страбона ни один историк не говорит о «голосе» колосса Мемнона, а те, кто свидетельствовал об этом, наблюдали колосса в промежуток времени между его разрушением и последующим восстановлением при Септимии Севере.

В течение многих веков на ногах колосса были нацарапаны многочисленные и порой любопытные надписи. Одна из них читается так: «Знай, о Тот, ты, кто царствует над водами. что Мемнон еще жив и что согретый материнским огнем, он издает свой звонкий голос у подножия Ливийских гор в Египте, там, где Нил разделяет надвое прекрасновратные Фивы; в то время как ты, Ахилл, некогда ненасытный в битве, теперь безмолвен и на равнине Трои, и в горах Фессалии».

Колоссы Мемнона в Египте

Сегодня у гигантских колоссов Мемнона почти не осталось лиц, но размеры их по-прежнему поражают.

Эти гигантские статуи были созданы во время правления фараона Аменхотепа III и по сути изображали его самого, сидящего на входе в свой поминальный храм, охраняя покой своих же останков, и взирающего на восток.

Колоссами Мемнона статуи были названы в честь благородного царя Эфиопии, который откликнулся на призывы осаждённой Трои и совершил с войсками марш-бросок из Африки в Малую Азию, спеша на помощь к союзникам. В конце концов царь Мемнон пал от руки легендарного воина Ахиллеса. Хотя вполне возможно, что статуи были названы так не в честь царя, а просто из-за смысла его имени - Мемнон буквально переводится как Правитель утренней зари.

Охраняемый колоссами храмовый комплекс Аменхотепа III был в своё время самым роскошным культовым центром, занимающим просто огромную площадь в 35 гектаров. Для сравнения, храм в Карнаке, считающийся самым большим по площади сохранившимся строением древнего мира, был меньше храма Аменхотепа III, как меньшими были и возведённые впоследствии храмы Рамессеум и Мединет-Абу. также являвшиеся грандиозными сооружениями своего времени.

У ног фараона расположились его первая главная жена Тия и мать Мутемуйя, в обществе изображённого на боковых панелях бога Нила Хапи.

Блоки кварцитного песчаника для создания колоссов были доставлены сюда из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре, которая находилась в 670 километрах севернее, причём транспортировать блоки пришлось по земле, т.к. они оказались слишком тяжелы для отправки Нилом.

Готовые статуи достигали 18 метров в высоту и весили более 700 тонн каждая.

Гигантские изваяния просидели на этом месте уже почти 3 с половиной тысячелетия, поэтому неудивительно, что они настолько сильно пострадали от ежегодных наводнений во время разлива Нильских вод.

Северному колоссу вдобавок досталось от сильного землетрясения 27 года до нашей эры - в результате статуя была расколота и на рассвете стала издавать свистящие звуки, за что вскоре была прозвана поющей. Такие звуки были вызваны испарением влаги из отколовшихся частей пористого камня, поэтому когда в 199 году император Септимий Север приказал собрать осколки статуй, пытаясь таким образом ублажить оракула, - статуи умолкли навсегда.

Поющие колоссы Мемнона

Поющие Колоссы Мемнона в Египте в Луксоре (древние Фивы)Древнеегипетские посмертные храмы фараонов обычно отличались своими внушительными размерами. Не исключением стал и храм фараона Аменхотепа III. Единственное, что сохранилось от этого строения до наших дней - две огромные 21-метровые статуи, которые получили название «поющие колоссы Мемнона».

История

Собственно, имя Мемнона статуи получили по ошибке. Когда греки попали в Египет, они увидели в этих статуях образ своего легендарного героя Трои Мемнона. За легендой и сохранилось название.

Мемнон - полубог, властитель Эфиопского царства. Для помощи своему родственнику Приаму, он отправляется в осажденную Трою, где идет ожесточенная битва.

Он выступает во главе троянского войска, вражескую же сторону ведет сам знаменитый Ахилл.

Далее в ходе битвы Мемнон устремляется за престарелым Нестором, который в результате возникшей опасности призывает на помощь своего сына Антилоха. Сын, разумеется, бросается на помощь для защиты отца, но, получив удар копьем в грудь от Мемнона, падает замертво. Ситуация обостряется тем, что Антилох был хорошим другом Ахилла.

Ахилл бросается за Мемноном. Оба сильные, оба сыновья богинь, оба в броне, выкованной богом Гефестом. Разразилась битва, за которой наблюдали даже на небесах. Эос и Фетида, матери героев, просили у Зевса каждая за своего сына. Но Зевс для определения победителя использовал свои золотые весы. Чаша Мемнона опустилась вниз, это означало для него поражение. Ахилл копьем пронзает грудь Мемнона.

Увидев это, богиня Эос посылает еще своих сыновей для того, чтобы унести тело Мемнона к реке Эсепа, где ему и была создана гробница.

Приметив огромные колоссы Мемнона в Луксоре, греки признали в них именно этого Мемнона. Здесь же, возможно, проявило себя и название построек — «менну», которое было созвучно с именем героя.

Но самое интересное, что обнаружили греки, это то, что при попадании света на одну из статуй она начинала петь. Звуки были похожи на обрывающиеся струны арфы, поэтому греки решили, что это Мемнон жалуется своей матери при появлении ее из-за горизонта. Разумеется, такое явление не осталось незамеченным. Оно удивляло и потрясало всех людей. В 130 году статую посещали Адриан и Сабина. В 195 году Септимий Север приказал восстановить разрушенные детали статуй, после чего явление пения пропало. До сих пор неизвестно, чем точно было вызвано подобное явление, но то что оно было на самом деле не вызывает сомнения.

Между Долиной Царей и Нилом, вокруг Фив, на просторной равнине можно увидеть остатки монументального древнего сооружения – аллеи, которая когда-то вела к храму Аменофиса III. Само здание, к сожалению, не сохранилось. А те руины, которые можно здесь наблюдать, носят название «колоссы Мемнона».

Речь в данном случае идет о двух огромнейших статуях. Высота каждой из них достигает порядка 20 метров. Создавались изваяния из монолитных блоков песчаника, а изображают они фараона, сидящего на троне и положившего руки на колени. Южный колосс поврежден чуть меньше, нежели северный, с которым связаны легенды.

Кто или что разрушило эту громадную статую? По одной из версий, в 27 году до нашей эры имело место мощное землетрясение, которое повредило практически все фиванские сооружения, в частности ту часть колосса, которая находилась выше пояса. Другие историки придерживаются мнения, что разгром статуй – дело рук человеческих, а точнее это было актом вандализма царя Камбиза. В свете того, что Египет никогда не являлся страной землетрясений, последняя теория кажется более правдоподобной.

Спустя время подметили, что разрушенный колосс каждое утро на восходе солнца стал издавать непонятный, протяжный звук. Некоторые путники, внимательно прислушиваясь, даже пытались уловить в этом некую печальную, но очень даже гармоничную мелодию. О том, что необъяснимое явление действительно имело место, подтверждено такими серьезными историками, как Павсаний, Страбон, Тацит, Филостат, Лукиан.

Древнегреческие поэты не могли обойти феномен своим вниманием и сочинили по поводу «поющего камня» красивую легенду. В предании говорилось, что колосс представляет собой Мемнона – мифического сына царя Эфиопии и Египта Тифона и Авроры. Воинственный родитель отправил наследника в помощь троянцам, осажденным греками. В сражении Мемнон убил сына Нестора Антилоха, чем снискал почет и славу. Но вскоре новоявленный герой пал от мстительной руки Ахилла.

Горевавшая по сыну Аврора умоляла Юпитера воскресить ее чадо хотя бы на чуть-чуть, но чтобы это прекрасное мгновение повторялось бы каждый день. Всемогущий бог услышал мольбы, и теперь рано поутру, когда Аврора ласкает сына своими солнечными лучами, Мемнон отвечает ей протяжным, жалобным, но полным любви к матери стоном. Звучит настолько красиво и поэтично, что уже не хочется принимать во внимание тот факт, что звучание, доносящееся из разрушенного колосса, имеет вполне естественные причины.

Наука объясняет феномен поющего колосса Мемнона так. Звуки вызывались движением воздуха, который из-за нагревания остывшего за ночь камня лучами солнца проходил сквозь узкие щели в статуе. И действительно, «жертва» то ли вандализма, то ли природных катаклизмов пела только в промежуток времени между своим разрушением и последующим частичным восстановлением по приказу Септимия Севера в 199 году. После этого момента звучания больше никто и никогда не слышал, хотя многие туристы приезжают сюда встретить рассвет именно для того, чтобы проверить, а так ли бескомпромиссно на самом деле молчание колоссов Мемнона.

Две статуи изображают сидящего Аменхотепа III . Его руки положены на колени, а взгляд обращён на восток к реке и восходящему солнцу. Две меньшие фигуры вырезаны на передней части трона вдоль его ног. Это его жена Тия и мать Мутемуйя. Боковые панели отображают бога Нила Хапи.

Статуи сделаны из блоков кварцитного песчаника. которые были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре и транспортированы на 670 км по земле без использования Нила. Блоки, использованные инженерами Септимия Севера для реконструкции северного колосса, могли быть привезены из Эдфу. С учётом каменных платформ, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Вес каждой статуи оценивается в 700 тонн.

Первоначальное предназначение Колоссов Мемнона было стоять на страже к входу в Поминальный храм Аменхотепа - массивный культовый центр, построенный при жизни фараона, где он почитался как воплощённый бог на земле перед и после его отбытия из мира сего. В его дни этот храмовый комплекс был самым большим и самым роскошным в Египте. Покрывая в сумме 35 га, даже последующие соперники, такие как Рамессеум Рамзеса II или Мединет-Абу Рамзеса III, не могли покрыть такую площадь; даже храм в Карнаке, стоявший во времена Аменхотепа, был меньше.

За исключением Колоссов, от храма Аменхотепа сегодня осталось очень мало. Так как колоссы стоят в пойме Нила, ежегодные наводнения размыли их у основания. Известная литография, сделанная в 1840-х гг. изображает Колоссы, окружённые водой.

Греческий историк и географ Страбон. писавший в ранние года I столетия, рассказывает о землетрясении, которое разрушило северный колосс.

Расколовшись, статуя получила репутацию «поющей» каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание, возможно, вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня. Тон издаваемого статуей звука во всём античном мире считался эталонным для настройки музыкальных инструментов. Легенды о колоссах распространились по всему миру, и к ним потянулись путешественники, чтобы восхититься изваяниями. Загадочные звуковые эффекты статуй прекратились в 199 году, когда император Септимий Север. в попытке ублажить оракула, приказал собрать треснувшие части.

Мемнон был героем Троянской войны. царь Эфиопии, который повёл свои войска из Африки в Малую Азию. чтобы помочь защитить осаждённый город, но в конечном счёте был убит Ахиллом. Имя «Мемнон» означает «Правитель утренней зари».

Колоссы Мемнона представляют собой уникальную скульптурную композицию времен Древнего Египта. Это две массивные статуи фараона Аменхотепа III, выполненные из камня. Они расположены в некрополе города Фивы, на противоположной стороне Нила от современного города Луксор. Простояли в этом месте скульптуры более 3 400 лет, напоминая предшествующим поколениям о величии и могуществе фараонов. Если вы хотите насладиться великолепным зрелищем архитектуры этой древней цивилизации, то горящие туры в Египет от www.miatravel.ru помогут реализовать вашу мечту.

От величественного храма Аменхотепа на сегодня осталось, за исключением Колоссов, очень мало. Но разливы Нила ежегодно размывают и статуи у основания. По сведениям греческого историка Страбона, писавшего в I столетии, в 27 г. до н. э. сильное землетрясение разрушило северный колосс.

После этого статуя получила репутацию «поющей», потому что каждое утро в предрассветные часы было слышно посвистывание, которое, возможно, было вызвано повышением температуры. Тон издаваемого статуей звука в те далекие времена считался эталонным для настройки различных музыкальных инструментов.

Дивные звуки, издаваемые статуей, прекратились в 199 году, когда римский император Септимий Север, чтобы ублажить оракула, отдал приказ о реконструкции статуи.

Что касается имени «Мемнон», то это был герой Троянской войны. Имея титул царя Эфиопии, он повёл войска в Малую Азию на помощь защитникам осаждённой Трои, но был убит Ахиллом. «Мемнон» в переводе означает «Правитель утренней зари».

Понравилась статья? Поделитесь ей