Контакты

Как мы вредим душе умершего. Почему нельзя плакать? Кто сказал, что нельзя

Часто мы видим, как безутешны христиане, потерявшие близкого им человека, словно не христиан хоронят они, словно нет Царства Небесного и не будет всеобщего воскресения. Бывает, наоборот, что смерть близких никак не трогает очерствелые людские сердца.

И то и другое поведение противоестественно человеческой природе, что показал Богочеловек, прослезившись над другом, «образы нам предлагая сердечныя любве». Преподобный Андрей Критский, творец процитированной песни канона, раскрывает её смысл в «Беседе на четверодневного Лазаря»: «Прослезился Иисус. И тем показал пример, образ и меру, как мы должны плакать по умершему Прослезился, видя повреждение нашей природы и безобразный вид, какой дает человеку смерть».

То же и святитель Василий Великий: Христос «в некоторую меру и пределы заключил необходимые страстные движения, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слёз, потому что это малодушно»

Мы можем сомневаться в чем угодно: будет завтра пасмурно или ясно, будем мы здоровы или заболеем, будем богаты или убоги, но в одном нет никакого сомнения – мы все рано или поздно предстанем пред Богом. Умирание есть «путь всея земли». Но, зная это, при потере близких людей мы все равно испытываем скорбь. И это по человеческому естеству понятно и объяснимо. Ведь даже когда мы просто расстаемся с любимыми на время, мы грустим, печалимся, начинаем плакать по умершему, и уж тем более, когда предстоит последнее расставание в земной жизни. Сам Господь Иисус Христос, когда пришел в дом Своего умершего друга Лазаря, воскорбел духом и прослезился, так Он любил его. Но люди верующие имеют великое утешение, которое помогает им пережить кончину близких, – молитву за своих усопших. И эта молитва, как нить, соединяет нас и мир людей, уже ушедших.

Каждый, кто теряет близкого человека, задается вопросом: «Что я могу еще сделать для своего любимого?» И действительно, когда наши близкие заболевают, мы спешим на помощь, идем в больницу, покупаем продукты, лекарства; если они находятся в какой-нибудь другой беде, тоже помогаем, чем можем. И в этом сочувствии выражается наша любовь, соболезнование им.

Но человек усопший не менее, а может быть, даже более нуждается в нашей заботе.

Человек не исчезает как личность со смертью мозга и остановкой сердца. Кроме тела (временной оболочки) он имеет вечную, бессмертную душу. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (). И именно душа составляет сущность человека. И мы любим (если действительно любим) близкого не за красоту тела и физическую силу, а за качества души. Ум, доброта, характер, любовь – все это качества души нашего близкого, то, что составляет его образ. Тело есть одежда человека, оно стареет, болеет, изменяется, с ним происходят необратимые процессы. Иногда, глядя на останки, лежащие в гробу, мы не можем даже узнать в них знакомый облик, так изменяется покойник. А душа не имеет возраста, она бессмертна. Недаром говорят: «Он молод душой», – а человеку уже давно за 60.

Раз наш ближний бессмертен, он и там, за чертой земной жизни, нуждается в нашей помощи и поддержке. Итак, чего он от нас ждет, и чем мы можем помочь ему?

Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».

Молиться, каяться в грехах, приступать к таинствам Церкви мы должны в нашей земной жизни, и она дается нам как подготовка к вечной, а когда человек умирает, итог его жизни уже подведен, он не может никак изменить ее к лучшему. Усопший может только рассчитывать на молитвы Церкви и тех, кто знал и любил его при жизни. И по молитвам родственников, друзей Господь может переменить участь усопшего. Свидетельством этому – бесчисленные случаи из Предания церковного и житий святых. В древнем житии святителя Григория Двоеслова описан удивительный случай. Святитель возымел дерзновение молиться о упокоении жестокого гонителя христианства – императора Траяна . Но Траян ведь не только воздвиг гонения на христиан (ибо не ведал, что творил), он был справедливым и милосердным правителем, имел большую заботу о бедных своих подданных. Святитель Григорий узнал, что император защитил вдову в бедственном положении, и принял на себя подвиг молиться за него. От Бога ему было открыто, что молитва его принята. Пример этот (и многие другие) является большим утешением и окрыляет нас в наших молитвах за усопших. Даже если усопший был далек от Церкви, он может получить облегчение своей участи по усердной, слезной молитве близких.

Еще один очень важный момент: если человек, который ушел от нас, не жил церковной жизнью, или мы знаем, что жизнь его была далека от заповедей Божиих, любящие родные должны особенно внимательно отнестись к своей собственной душе. Мы все взаимосвязаны с родными, близкими, как части единого организма: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (). Если какой-то орган бездействует, у человека обостряются другие чувства, другие органы берут на себя дополнительную нагрузку, его функции. И если наш близкий не успел что-то сделать в духовной жизни, мы должны восполнить это за него. Этим мы будем спасать и свою душу и принесем великую пользу его душе. Есть такая военная песня о погибшем летчике, товарищ которого говорит, что он живет на земле «за себя и за того парня». И наша жизнь за других, в память кого-то может выразиться в нашей усердной молитве, в стяжании христианских добродетелей, в щедрой милостыни о поминовении усопшего. Нужно больше молиться нежели плакать по умершему.

Очень часто бывает и такое, что люди, которые очень редко ходили в храм, жили жизнью беспечной, мирской, потеряв близкого человека, приходят в Церковь и становятся настоящими православными христианами. Жизнь их полностью меняется, через скорбь они приходят к Богу. И, конечно, всю жизнь потом молятся за своих усопших родственников. Пути Господни неисповедимы.

Люди верующие и люди далекие от Церкви совершенно по-разному воспринимают потерю близких. Иногда случается присутствовать на поминках нецерковных людей и наблюдать, какое это тягостное зрелище. Однажды я участвовал в отпевании известного врача-нейрохирурга и очень хорошего человека. Господь забрал его еще нестарым, после внезапной скоротечной болезни, на пике его врачебной деятельности. И вот, когда начались траурные речи его коллег, можно было наблюдать, в какую растерянность и онемение повергает таинство смерти людей нецерковных. Почти все считали своим долгом начать слово примерно так: «Какая ужасная несправедливость… Как рано и внезапно покинул нас покойный… Как много он мог еще сделать» и т. д. Понятное дело, что такие речи не могут принести утешения родным и близким усопшего, скорее наоборот, еще более усугубят их скорбь. Даже если ты ни во что не веришь, ведь можно просто сказать добрые теплые слова в адрес друга и сослуживца. Отчего это происходит? Почему люди находятся в таком смятении перед лицом смерти и избегают даже упоминания, даже мысли о ней в повседневной жизни? От страха и неизвестности. Смерть страшит их, они не знают, что их ждет. Есть ли жизнь там? Или мы живем только здесь, в материальном мире? Как готовиться к смерти и относиться к ней, для неверующих – тайна за семью печатями. Даже обычное для официальных речей пожелание: « », – таит в себе подспудный вопрос: неужели это все: тело в землю – и далее ничего?

Со смертью близких люди, далекие от веры, часто впадают в отчаяние, уныние, черную тоску. Все, жизнь кончилась, если моего любимого человека более нет, он перестал существовать, жизнь больше не имеет смысла. Нельзя сказать, что верующие не скорбят о кончине близких, но они относятся к смерти совсем по-другому. Христианская грусть светла, мы знаем, что человек живет вечно, что смерть – это только разлука, что его жизнь продолжается, но в ином качестве. Знаем, что мы связаны с усопшим узами молитвы и любви. Мы не можем сказать: «Был человек – и нет человека». Если мы любили ближнего при жизни, то и по смерти продолжаем любить его. «Любовь никогда не перестает», – говорит апостол Павел (). Когда мне приходилось терять близких людей, у меня всегда оставалось ощущение разлуки, а не конца. Как будто они уехали куда-то очень далеко, но не навечно, не навсегда.

Чрезмерная скорбь еще потому недопустима, что она не только губит нашу собственную душу ( – один из восьми смертных грехов), но и не дает нам молиться за усопших. В душе человека унывающего образуется пустота, вакуум, он вообще не может ничего делать, тем более молиться. А ведь наш близкий так нуждается в нашей помощи! И унынием, депрессией, тоской мы не только не поможем ему, но и, быть может, принесем страдания. Ради близких мы должны взять себя в руки, сколько можно успокоиться и все наши силы вложить в молитву. Особенно до 40-го дня человек усопший нуждается в усердных молитвах. Нужно не плакать по умершему, а усердно молиться за человека.

Душа человеческая, покидая тело, испытывает беспокойство, страх: она привыкла обитать в своем доме долгие годы, она не знает, что ее ждет, куда определит ее Господь. После смерти человек дает ответ за всю свою жизнь, и здесь определяется его дальнейшая участь. И очень важно поддержать душу близкого человека поминовением на Божественной литургии, келейным правилом.

Очень часто родственники покойного думают, что, если они не покажут окружающим свою скорбь, все подумают, что они не любили усопшего, и можно наблюдать иногда просто душераздирающее зрелище с истерикой, причитанием и воем над покойником. Особенно это практикуется в деревнях, где еще сохранились традиции особых плакальщиц. Люди сами доводят себя до полного исступления. Какая уж тут молитва?! Истинное горе, скорбь, как правило, проходят тихо и почти незаметно для других. Бывает, что люди, слишком убивающиеся и рыдающие по усопшему, на самом деле больше жалеют самих себя: какие они теперь бедные, несчастные и одинокие.

Все эти традиции достались нам в наследство от языческих обрядов и, конечно, несовместимы с Православием.

А нам, православным христианам, нужно растворять свою скорбь с христианской надеждой, что если мы будем сами спасаться и спасать своей молитвой наших близких, то, смеем верить, нам предстоит встреча с ними там, в иной жизни. А если они достигнут Царства Небесного, то обязательно будут молиться там за нас.

о. Павел Гумеров, Антоний Поспелов

Сегодня существует множество примет и поверий, рассказывающих нам, почему нельзя плакать. Некоторые говорят, что нельзя плакать в зеркало, другие утверждают, что нельзя плакать по умершему. Как результат, наслушавшись таких советов, в следующий раз, почувствовав ком в горле и подходящие к глазам слезы, мы непроизвольно сдерживаемся - не буду плакать, нельзя ведь - говорим мы сами себе. И даже не задумываемся, а на каком собственно основании кто-то понял, что нельзя плакать в тех или иных случаях? И не совершаем ли мы ошибку, слепо доверяя таким рекомендациям, в то время, как надо бы перепроверить такую информацию? Для того чтобы разобраться, почему нельзя плакать в некоторых случаях, мы предлагаем по-иному посмотреть на слезы, почему иногда хочется поплакать, какими бывают слезы, что они несут в себе. Как всегда, сделаем все это с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Действительно ли нельзя плакать в некоторых случаях?
Что такое слезы? Почему люди плачут? Почему иногда хочется поплакать?
Почему нельзя плакать? Кто это утверждает и почему? Откуда берутся такие приметы и поверья?

Прежде чем разбираться, почему и когда можно, а когда нельзя плакать, важно понимать, что слезы бывают разными. Подавляющее число людей плачут редко, в самых стрессовых ситуациях, или вообще никогда. Мы не будет говорить о таких слезах, потому что они - просто физическая реакция тела человека на сильную боль, душевную или физическую.

Но среди нас есть особенные личности, для которых слезы - это показатель эмоций, отражение их внутренних состояния. Видя разные ситуации вокруг себя, особенно, какие-то трогательные или, наоборот, страшные, слезы наворачиваются у них на глаза, и сдержать их очень трудно. Вот именно о таких людей и их слезах и пойдет речь в этой статье.

Слезы - это выражение эмоций для людей со зрительным вектором . От природы зрительники обладают огромным диапазоном эмоций, смена которых проходит очень и очень часто. Человек может веселиться, смеяться, а потом вдруг загрустить или даже заплакать. Так же смехом или слезам зрительник может реагировать на абсолютно разные вещи, например, испуг, картинка катастрофы, страдания людей или животных, стихотворение или драма. И все эти эмоции, а также реакции организма на них, для самого зрительника наступают внезапно. Он сам так о себе и говорит: у меня часто меняется настроение.

Среди зрительних людей иногда бытует мнение, что плакать нельзя, это вредно, неприятно и противно, а также очень некрасиво. На самом деле, это правда, но лишь отчасти, потому что слезы у зрительника бывают двух разных типов. Первый из них, это так называемые слезы за себя , они вызываются страхами за себя, свою красоту, свою жизнь. Например, можно плакать в истерике, что тебя никто не любит. Или, что ты заболел, и скоро умрешь. Такой тип зрительных слез - очень тяжелый, они не дают ничего, кроме зрительной раскачки в увеличение страдания. Нельзя запретить себе плакать, но важно вовремя задумать, что такие слезы несут в себе мину замедленного действия. Истерики, нарастающее ощущение страха - это все сопровождает человека, который часто плачет о своих проблемах. Необходимо избавиться от этих состояний как можно быстрее, для улучшения своего же самочувствия. Проще сказать, чем сделать? А сделать это можно только поняв разницу между истеричными слезами и слезами сопереживательными. И тот, и другой тип слез присущи зрительным людям.

Второй тип слез - совершенно обратный первому. Это чистое, светлое состояние зрительного вектора. Это слезы за других, слезы сопереживания, сочувствия, разделения состояний человека. Такие слезы, даже если ощущаются, как боль, всегда за собой несут на следующий день облегчение, любовь к жизни и миру. Поэтому часто просто хочется поплакать - мы ищем для этого душещипательную мелодраму или грустную историю любви. Сдерживать такие слезы разными рационализациями про то, что это вредно - глупо. Наоборот, это полезное, нормально состояние для зрительника - смотреть на мир и плакать: от радости, от счастья, от сострадания.

Почему люди говорят, что плакать нельзя?

Любая народная мудрость имеет свои корни. Фольклористика - интереснейшая наука, которая дает возможность знать пословицы, поговорки, приметы. Но без системного понимания их смыслов, мы имеем всего лишь каталог мудрости, который не дает нам большого толка.

А вот рассматривая их через спектр системно-векторного мышления, открываются многие смыслы. Например, примета, что нельзя плакать перед зеркалом, дает нам понять ее создателя - человека со зрительным вектором в состоянии страха . Раскачиваясь в своих эмоциональных состояниях, он способен в зеркале увидеть все, что угодно (вплоть до черта), не зря в фильмах ужасов именно зеркало и отражение в нем используется, как один из самых страшных моментов. На самом деле, в этой примете нет ничего правдивого, кроме испуга отдельных людей.

Смысл слез всегда был загадочен для людей. Плачущий человек мог вызывать сочувствие, сострадание. "Не плачь по умершему, ни ему, ни себе не поможешь, только нервы истратишь" - рекомендация не самых зрительных людей. На самом деле именно слезы могут давать огромное облегчение для человека, находящегося в состоянии горя. Выплакаться, выговориться - то, что нужно в состоянии стресса, это прекрасное лекарство и природный антидепрессант для зрительника. Плача, мы снимаем с себя напряжение, даем освобождение нахлынувшим эмоциям, а сдерживая слезы, наоборот, оставляем проблему внутри, консервируя ее, а это значит, что рано или поздно, она прорвется или вылезет наружу психосоматическим заболеванием.

Когда умирает родной или близкий человек, слезы текут невольно. Плачет сама душа, ведь она живая. Сдерживать слезы в минуту горя невозможно. Смерть всегда застает нас врасплох.

Сам Иисус Христос прослезился, когда получил известие о смерти Лазаря. Почему он заплакал, если знал, что Душа бессмертна? Он увидел, как страдают близкие покойного, и посочувствовал их горю. Иисус прослезился и показал людям меру того, как нужно оплакивать усопших.

Спаситель в разговоре с учениками сравнивает смерть со сном. Он говорит, что идет «разбудить» Лазаря. (Евангелие от Иоанна). У него не было причин скорбеть о смерти Лазаря. Для Иисуса воскресить друга было так же просто, как разбудить ото сна.


По умершему нельзя плакать, потому что безутешные слезы вредят здоровью

Некоторые люди не до конца понимают, почему нельзя плакать по умершему.

Полностью отказаться от слез в тяжелую минуту невозможно.

Горе потери следует глубоко осознать и пережить.

Эмоциональные переживания со слезами – это нормальная реакция человеческой психики на тяжелую утрату.

Но оплакивать покойного нужно в меру, чтобы не нанести вред ни себе, не ему. Нельзя изнурять себя страданиями и долго плакать по умершему.

Горькие слезы появляются от слабой веры в Господа, когда потерявшие близкого люди забывают, что жизнь родного человека со смертью не закончилась.

Человек перешел в иной мир, умерло только физическое тело.

От слез можно умереть, потому что они обостряют хронические заболевания

Можно ли умереть от слез? Неизжитое горе, которое выражается в слезах и страданиях приводит к болезням телесным и душевным. Вернуться к обычной жизни из такого состояния сложно.

Человек, который долго и глубоко страдает после смерти близкого, впадает в депрессию. У него обостряются хронические заболевания и появляются новые тяжелые недуги. Поэтому довести себя до исступления и умереть от слез, вполне возможно.

Наша разлука с умершими временная, на все воля Божья

Сразу после смерти покойные больше, чем при жизни нуждаются в поддержке близких людей.

Смерть приходит внезапно. Люди уходят в мир иной, не успев исповедоваться и раскаяться. Нераскаянные грехи тяготят умершего. Но свою судьбу, свой жизненный путь он изменить уже не может. Вот тогда родные и близкие оказывают ему молитвенную поддержку.

Постоянно оплакивать покойного вредит не только Вам, но и ему.

Покойному предстоят тяжелые испытания.

Он должен держать ответ за каждый прожитый день, за каждый неблаговидный поступок. А тут еще и близкие рыдают, вместо того, чтобы помолиться за него.

Вспомним строки Библии:

(Евангелие от Матфея)

«Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

Безусловно, здесь речь идет не о том, что Иисус не позволил ученику хоронить отца. Здесь говорится о неверующих людях– «мертвых душою». О том, что нужно следовать за Господом и верить, что мертвые не умирают, что наша разлука с ними – временная.

Те же, кто не верит, что душа живет после смерти физического тела – сами мертвы.

Еще один важный момент, который хочется подчеркнуть из приведенного эпизода священного писания. Ученик обращается к Иисусу с просьбой, но Господь отказывает ему.

Никогда нельзя забывать, что на все воля Божья. Ни один волос не упадет с вашей головы, без воли Господа на это.

Когда кто-то умирает – и на это воля Божья.

Поэтому смерть близких нужно принимать со смирением. Сильно плакать и страдать означает противиться воле Божьей. Неприятие воли Господа – грех.

(Евангелие от Матфея)

«Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц».

Как правильно провожать умерших в последний путь

Некоторые люди заблуждаются, когда думают, что душераздирающие рыдания на похоронах – доказательство любви к покойному. Традиция громко оплакивать покойника пришла из язычества и не изжита до сих пор.

Православному христианину провожать умершего в последний путь следует спокойно и сдержанно.

Отпустите усопшего с любовью в сердце.

1.Чаще молитесь о душе покойника после отпевания и похорон. Первые 40 дней зажигайте церковную свечу и молитесь ежедневно. Можете это делать в храме, но можно и дома, как подскажет сердце. Главное, молитесь искренне.

Ведь Душа, которая недавно покинула тело, испытывает беспокойство и страх. После обычной жизни в человеческом теле, Душа не знает, что ждет впереди, куда определит Господь. После смерти человек дает ответ за всю прожитую жизнь, определяется его дальнейшая участь.

2. Просите Господа простить покойному грехи вольные и невольные. Сходите на Божественную Литургию в церковь.

В православной церкви есть дни для поминовения усопших – Родительские субботы. В эти специальные дни мы вспоминаем умерших, молимся о них, и тем самым напоминаем себе о смерти, которая придет ко всем.

В эти дни нужно молиться Господу обо всех умерших людях, не только о близких. Это такая дань живых мертвым.


3. Помяните усопшего на 3-й, 9-й и 40-й дни.

Феофан Затворник писал:

«Усопшие не вдруг свыкаются с новой жизнью. Даже и у Святых некое время держится земляность. Пока то она выветрится, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному. Третины, девятины и сорочины указывают на степени очищения от земляности».

На годовщину смерти также устраиваются поминки, раздается милостыня, заказывается панихида.

«День смерти лучше дня рождения” – писал Блаженный Иероним Стридонский, и объяснил это тем, что рождение привязывает свободу души к телу, а смерть освобождает ее.

Чем мы можем помочь усопшим

Православные священники наставляют, что заботиться о своих умерших – христианский долг. Главная забота заключается в усердной молитве об упокоении души и о прощении грехов. Установите прочную молитвенную связь с усопшим человеком, и пережить потерю будет легче.

«Усопшие нуждаются в молитвах, как бедный в куске хлеба и чаше воды».

(Святитель Феофан Затворник).

Не нужно отчаянно страдать и лить слезы. Уныние – один из семи смертных грехов, духовная болезнь. Вера в Господа – лучшее лекарство от уныния.

Наш христианский долг – с верой в сердце заботиться о могиле усопшего, поминать его, заказывать панихиды, сорокоусты, читать псалтырь, ставить в храме свечи.


Полезно очищать душу, причащаться, исповедоваться, читать жития Святых старцев. Делайте добрые дела в память об умершем близком человеке, раздавайте милостыню. Ведь вокруг так много живых людей, которым нужна помощь.

Лучшая панихида – наша добродетельная жизнь.

Дай Бог нам сил научиться жить без близкого человека, храня о нём долгую, светлую память.

Гостевая статья

Раньше люди по-другому относились к смерти, нежели в настоящее время. Это воспринималось, как неизбежность и переходный этап при перемещении души в иной мир. Умирать считалось не страшно и люди спокойно готовили погребальную одежду и аксессуары. У гроба усопшего плакали и делали это искренне и в соответствии с традициями. Человек, испытавший утрату близкого, не задумывается о правильности или уместности рыданий, а делает это от души.

Но существует версия, что нельзя по усопшему рыдать, поскольку это может повредить его душе. Некоторые считают эти высказывания суевериями и прощаются с умершим так, как того требует душа. Плакать у гроба умершего человека – естественно, и в настигшем горе редко какой человек станет задумываться о каких-либо суевериях. Горе застилает разум и не позволяет думать о последствиях рыданий.

Что такое плач

Как сказал один из мудрецов: человек начинается с плача по умершему. Это означает, что ребенок становится взрослым человеком. Это связывается со становлением сознания, с взрослением, к которому приводит горе от потери близкого человека. Философы говорят, что человек становится только тогда сознательной личностью, когда испытает серьезную утрату от потери близкого человека и поплачет у его гроба. Противостоять череде событий человек не может, поскольку когда-то он потеряет окружающих его людей или они потеряют его. Плакать придется, поскольку чувства к близким очень сильны. Церковь устанавливает определенные правила, как правильно оплакивать умершего.

Почему нельзя плакать

Существует огромное количество теорий, почему нельзя плакать. Одна из них основана на знаниях о тонком мире, которые собирались веками по крупицам. Эзотерики говорят, что тонкий мир представляет собой не рай и ад в классическом представлении, а устройство, состоящее из нескольких областей, похожих на слои, в каждом из которых собираются души подобных людей. У каждого человека в тонком мире свое предназначение и душа отправляется исполнять его. При плаче близких душа вынуждена прерывать свое занятие и привязываться к земному миру. Плачущего человека называют эгоистом, который не желает отпустить от себя душу умершего. Эзотерики говорят, что для души умершего существует особое предназначение, только выполнив которое она сможет снова воплотиться в земном мире.

Православная церковь придерживается несколько иной версии, которая немного схожа с эзотерической, но основывается на других принципах. Считается, что умерший человек после кончины предстает перед господом для совершения божьего суда. Бог определяет, куда отправить душу новопреставленного человека и анализирует грехи. Душа в это время кается перед Всевышним. Плачущие же родственники отвлекают душу и не хотят ее отпустить на божий суд. Тем самым родственники задерживают тонкую оболочку умершего в земном мире, где она страдает и мучается.

Сторонники этих теорий относительно плача по усопшему придерживаются мнения, что лучшим прощанием с умершим во время похорон считается молитва. Тихое горе в молитве поможет отошедшей душе найти покой в ином мире. Но русскому человеку присуще эмоциональное проявление горя. Его нужно выплакать и провыть. Раньше в деревнях даже нанимали «плакальщиц», которые задавали голосовой тон на похоронах. Считалось, что прощание должно сопровождаться плачем навзрыд и страданиями близких. Церковью выделены специальные дни, в которые разрешается плакать по усопшим. Их нужно знать и плач в определенные дни помогает душам умерших успокоиться, почувствовать любовь друзей и родственников.

Не все люди верят в подобные гипотезы и проявляют собственное горе индивидуально. Плач на похоронах естественен и считается, что тот, кто не плачет, не скорбит и рад тому, что человек ушел в другой мир.

– Одни люди после смерти близкого человека быстро приходят в себя и возвращаются к нормальной жизни, другие мучаются месяцами и даже годами, доходят до физических болезней и психических нарушений. Является ли такое чрезмерное страдание нормальной реакцией на это событие?

– Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную. Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются. Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи. Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?

Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.

В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов. Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными. Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают – он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.

Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций. С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.

– Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?

– Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни. Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.

Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама. Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок. Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла. И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, – он тоже знал мою маму, – я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».

Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.

Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», – и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.

Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины. Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно – это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.

Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.

– А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.

– Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.

Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань – это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва – это связь между нами и ушедшим человеком.

Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.

В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом – это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.

Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.

Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала. Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку. Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.

Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста». Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.

Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз. Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это. Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает – это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной». И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?

Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.

– Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней – это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?

– Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.

– А если он просто не может выйти из этого состояния?

– Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера – это самое сильное и надежное лекарство.

– А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?

– Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше – больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» – всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.

Понравилась статья? Поделитесь ей