Контакты

Лекция: Акустическая классификация звуков, ее соотнесенность с артикуляционной. Акустические классификации звуков речи

Количество звуков речи, встречающихся в различных языках мира, достаточно велико. Количество же типовых звуков (фонем) колеблется в пределах от 12 до 80. Несмотря на различный набор звуков в разных языках, во всех языках мира существуют два типа звуков речи - гласные и согласные. Совокупность гласных звуков образует вокализм (от лат. vocalis - гласный) фонетической системы того или иного языка, а совокупность согласных — ее консонантизм (от лат. соnson?ns, род. п. cоnsonantis - согласный). Классификация звуков может исходить как из акустических, так и артикуляционных признаков. При делении звуков на гласные и согласные и их внутренней классификации чаще всего учитываются те и другие признаки.

Гласные - это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях не встречается преград на пути воздушной струи: струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через речевой канал. Для гласных звуков типична так называемая разлитая напряженность мускулов всего произносительного аппарата, когда напряжены все речевые органы, принимающие участие в звукообразовании. Степень напряженности может меняться: при большей напряженности произносимый гласный имеет более четкий характер (например, ударный гласный в русском языке). При характеристике гласных отмечают обычно и другие особенности: гласные - это тональные звуки. Для них характерно наличие музыкальных тонов (голоса), которые образуются работой голосовых связок.

Согласные - это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях или в гортани обязательно возникает та или иная преграда на пути воздушной струи (в виде сближенных или даже сомкнутых органов речи). Согласные характеризуются сосредоточенным мускульным напряжением в месте образования преграды и более сильной воздушной струей, чем гласные. Кроме того, согласные звуки характеризуются наличием шума, который возникает при преодолении преграды. Примесь музыкальных тонов (голоса) может быть большей или меньшей.

Акустическая классификация звуков речи

Особенности акустической классификации состоят в том, что она описывает одним и тем же набором терминов гласные и согласные звуки. При этом акустическая классификация строится, как правило, на бинарном принципе, то есть двучленных противопоставлениях. Другими словами, применение бинарного принципа в акустической классификации при каждом членении дает два класса звуков речи. Например, признак вокальность - невокальность, основанный на наличии или отсутствии четко выраженной формантной структуры звука, разделяет звуки речи на сонорные (от лат. sonorus - звучный) и шумные. К сонорным (вокальным) относятся гласные и сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [j]. К невокальным - шумные согласные [б], [п], [д], [т], [г], [к], [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [х], [ц], [ч]. Сонорные звуки характеризуются наличием резонаторных тонов, шумы в них или вовсе отсутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р разного типа). В шумных согласных тембр определяется характерным для данного звука шумом.


По признаку консонантность — неконсонантность, основанному на низком или высоком общем уровне энергии звука, все звуки делятся на консонантные (все согласные) и неконсонантные (все гласные). По уровню энергии неконсонантные являются сильными звуками, консонантные- слабыми звуками. Данный признак не дублирует предыдущий, поскольку в первом случае некоторые согласные обладают признаком "гласности". Это хорошо видно на следующей табличке, где + обозначает наличие признака, а - (минус) его отсутствие:

Еще один бинарный признак звонкость - глухость, основанный на наличии или отсутствии гармонических колебаний в низких частотах, позволяет разделять все звуки на звонкие и глухие. К звонким звукам относят все вокальные - а это гласные, сонорные согласные и звонкие шумные, к глухим невокальные, то есть глухие шумные. Как уже отмечалось, гласные звуки характеризуются наличием только голоса, в сонорных, или сонантах, голос преобладает над шумом. Звонкие шумные [б], [в], [г], [д], [з], [ж] образуются с преобладанием шума над голосом, а глухие шумные [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] - без участия голоса.

Акустическая характеристика звуков базируется на экспериментальных данных электроакустики. Она основана как на собственно частотных характеристиках формант, так и на расположении формант в спектре звука. Для описания фонетических систем языков мира обычно используют 12 пар признаков. Кроме отмеченных пар, это такие признаки, как компактность - диффузность, прерывность - непрерывность, напряженность - ненапряженность, резкость - нерезкость, назальность - неназальность, абруптивность - неабруптивность, бемольность - небемольность, диезность - недиезность, высокий тон - низкий тон.

Форманты компактных звуков на спектрограмме занимают центральную часть спектра, форманты диффузных - располагаются по краям спектра. Например, русские с согласные [ж], [к], [р] относятся к компактным, а [б], [с], [ф] - к диффузным звукам. Прерывные звуки на спектрограммах характеризуются резко оборванным краем волны, в то время как у непрерывных существуют переходные тоны. Примером может служить противопоставление русских смычных (прерывные) и щелевых согласных (непрерывные). У напряженных звуков общее количество энергии выше, а длительность звучания больше, ч чем у ненапряженных, например, у немецких согласных [ä-а, ö-о, ü-u].

В акустическом отношении резкие и нерезкие звуки оттличаются интенсивностью шума. При образовании резких звуков в в ротовой полости возникают турбулентные воздушные потоки — завихрения струи, когда часть воздуха идет поперек общего потока, возмущая его. В русском языке к резким звукам относятся аффрикаты [ц, ч"] и дрожащие [р-р"]. Назальность обусловлена участием в образовании звука носового резонатора. К назальными звукам относятся носовые гласные и согласные. Под абруптивностью имеется в виду образование согласных, сопровождаемое гортанной смычкой.

Абруптивные, или глоттализованные, согласные встречаются во многих языках Америки, Кавказа, Дальнего Востока. В акустическом отношении абруптивные характеризуются большей скоростью расходования энергии, чем неабруптивные. У бемольных звуков по крайней мере одна из формант понижена по сравнению с небемольными. Так, в русском языке гласные [а-э-ы-и] - небемольные, а гласные [о], [у] - бемольные, что связано с огубленностью этих звуков. У диезных звуков, в отличие от бемольных, по крайней мере одна форманта в выше, чем у недиезных. Примером диезных звуков могут служить мягкие согласные славянских языков. Противопоставление низкий тон - высокий тон основывается на концентрации энергии в нижних или высоких частотах спектра звука. В русском языке низкую тональность имеют, например, гласные [у, о], твердые согласные, а высокую - гласные [и, э], мягкие согласные.

Для описания фонетической системы русского языка считается достаточным 9 пар признаков. При этом некоторые из них для отдельных звуков оказываются в ряде случаев несущественными, дублирующими, так как их наличие или отсутствие следует из других признаков, предсказывается ими. Например, вокальность [а] предсказывает его неконсонантность; из отсутствия вокальности [с] следует его консонантность.

Артикуляционная классификация звуков речи

Особенности артикуляционной классификации заключаются в том, что гласные и согласные звуки описываются в ней отдельно и, как правило, в разных терминах, что обусловлено спецификой артикуляции этих звуков речи.

Классификация гласных

В разных языках количество гласных не совпадает: например, в современном русском и белорусском языках их по шесть, в современном немецком тринадцать, а в современном английском двадцать один. Таблица гласных звуков Международной фонетической ассоциации (МФА) представлена 25 гласными звуками. Вокализм русского языка считается достаточно простым, в отличие, например, от вокализма английского и французского языков, в которых имеются напряженные и губные передние гласные, долгие гласные и дифтонги.

Артикуляционные классификации гласных строятся на степени подъема языка по вертикали (подъем), степени его продвинутое™ вперед или назад по горизонтали (ряд), на участии или неучастии губ (наличие или отсутствие лабиализации; от лат. lаbium - губа), на положении мягкого нёба.

По степени подъема языка гласные делятся: на звуки верхнего подъема (рус. [и], [ы], [у]), при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта; звуки нижнего подъема (рус. [а]), при их артикуляции язык занимает максимально низкое положение в полости рта; звуки среднего подъема (рус. [э], [о]), при их образовании язык занимает среднее положение в полости рта; средних подъемов может быть достаточно много.

При образовании гласных переднего ряда (рус. [и], [э]) язык продвигается вперед в полости рта, заднего ряда (рус. [у], [о]) - назад, среднего ряда (рус. [ы], [а]) - язык вытянут вдоль полости рта.

По участию или не участию губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Огубленные звуки образуются при округлении и вытягивании губ. В русском языке это [у], [о]. При произнесении неогубленных звуков губы пассивны.

В речевом потоке гласные звуки, помимо своего основного вида, существуют в разнообразных оттенках, которые зависят от различных фонетических условий: от места по отношению к ударению, от соседства с твердыми или мягкими согласными, от места в слове.

По положению мягкого нёба гласные делятся на ротовые, или ртовые, и носовые. При образовании ротовых мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. При образовании носовых гласных мягкое нёбо опущено и воздушная струя свободно проходит в полость носа. В современном русском языке носовых гласных нет. В древности носовые гласные у славян были, они сохранились до сих пор в польском языке.

Гласные различают также и степенью раствора рта. Например, русский гласный [и] принадлежит к "узким" звукам, поскольку при его произнесении рот почти не раскрывается. И, напротив, звук [а] принадлежит к числу самых "широких" звуков, так как при его произнесении образуется самый широкий раствор рта.

Простейшая таблица русских гласных выглядит следующим образом:

В языках мира существуют и сложные гласные, состоящие из двух элементов, произносимых в один слог и выступающих как одна фонема. Это так называемые дифтонги. Они делятся на нисходящие, или падающие, и восходящие. В нисходящем дифтонге сильным выступает первый элемент звука. Например, в в английском дифтонге [оu] в словах go - идти, home - домой, по - - нет таким является начальный [о] - образный призвук, тогда как второй элемент произносится менее четко. В восходящем ди-фтонге сильным, или слогообразующим, является второй элеменлт звука. Например, в испанских диффтонгах , в словах biеп — хорошо, bиепо - хороший таким выступает конечный [э] - образный призвук.

Классификация согласных

Артикуляционная классификация согласных звуков более сложная, так как согласных звуков в языках мира больше, чем гласных. В отдельных языках количество согласных колеблется от 50 % до 90 % от общего количества звуков. Например, в английском языке 24 согласных и 21 гласный, во французском языке 21 соогласный и 13 гласных, в литовском - 45 согласных и 12 гласных, в армянском соответственно — 30 и 6, в грузинском - 28 и 5, в узбекском - 24 и 6, в эстонском — 16 согласных и 9 гласных звуков (данные В.И. Кодухова). В русском языке насчитывается 36 соглласных и 6 гласных (иногда при-водят и другие цифры).

Основанием классификациии согласных служат следующие артикуляционные признаки:

1) активный орган, образующий пре-граду;

2) место образования преграды;

3) способ образования преграды;

5) положение мягкого нёба.

По активному органу согласные делятся на губные, языч-ные, увулярные, фарингальные и гортанные.

При образовании губных звуков преграда создается смыч-кой нижней губы с верхней или сближением нижней губы с; верхними зубами. В первом случае получаются губно-губные (билабиальные) звуки [п-п", б-б", м-м"], во втором - губно-зубные (лабиодентальные - от лат. labium - губа, dens (dentis) - зуб) [в-в", ф-ф"].

Язычные согласные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные согласные по месту образования разделяются на зубные и передненёбные. При образовании зубных звуков преграда создается сближением передней части и кончика языка с зубами, зубами и альвеолами или альвеолами. Подавляющее большинство переднеязычных звуков относится к категории зубных: [д-д", т-т", з-з", с-с", н-н", л-л", ц]. Передненёбные образуются поднятием передней части спинки языка или его кончика по направлению к альвеолам и передней части твердого нёба. В русском языке к ним относятся [ж, ш, ч", р-р"].

Артикуляции переднеязычных согласных имеют разнообразие по языкам. В зависимости от положения кончика языка их делят также на дорсальные (от лат. dorsum - спина), апикальные (от лат. apex - верхушка) и какуминальные (от лат. cacumen -острый конец, вершина). Дорсальные образуются приближением передней части спинки языка к верхним зубам и альвеолам (например, рус. [т, н, с]), при этом кончик языка опущен к нижним зубам. При образовании апикальных звуков вместе с передней частью спинки языка к верхним зубам и альвеолам приподнимается и кончик языка (например, англ. ). При образовании куминальных звуков кончик языка приподнят, а передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь (например, рус. [р]).

Среднеязычные согласные образуются сближением средней части спинки языка с твердым нёбом - палатумом, поэтому их иногда называют палатальными (например, рус. [j]).

При образовании заднеязычных звуков преграда создается сближением задней части спинки языка с мягким нёбом, поэтому их также называют велярными (от лат. velaris), или задненёбными. К заднеязычным относятся звуки [г-r", к-к", х-х"].

Образование увулярных звуков характеризуется сближением мягкого нёба и язычка (увулы) с задней частью языка (например, нем. [х] в словах ach, Buch).

При образовании фарингальных, или глоточных, звуков преграда создается сужением глотки, связанным с движением корня языка назад и сокращением мускулов глотки. Фарингаль-ные звуки встречаются в немецком ([h] в словах Held - герой, ha-еп - иметь), арабском и некоторых других языках.

Гортанные, или ларингальные, звуки образуются при смычке или сближении голосовых связок. Гортанные звуки очень близки к фарингальным и часто их не различают (те и другие именуют гортанными).

Таким образом, деление согласных по активному органу наслаивается на их деление по месту образования, что закономерно, так как при образовании звука проявляются все его артикуляционные признаки, выступающие в комплексе, во взаимосвязи. Это относится и к способу образования преграды органами речи, и к работе голосовых связок, и к положению мягкого нёба.

Под способом образования понимается характер преграды и прохода для струи воздуха (свободный, суженный, сомкнутый) при образовании звука речи. По этому артикуляционному признаку все согласные в одном из вариантов классификации делятся на смычные, щелевые, смычно-щелевые, смычно-проходные и дрожащие.

При образовании смычных происходит полная смычка органов речи, которая затем заканчивается "взрывом" под напором воздушной струи, чем объясняется другой термин для этих согласных - "взрывные". Артикуляция смычных имеет три элемента - смычку (имплозию), выдержку и взрыв (эксплозию). Смычка, выдержка и взрыв происходят очень быстро, поэтому эти звуки называют также мгновенными, подчеркивая быстроту их произнесения: рус. [б-б", п-п", д-д", т-т", г-г", к-к"], англ. и др.

Щелевые согласные создаются прохождением воздуха через щель, образуемую органами речи. Щель возникает в ротовой полости - между губами и зубами или между языком и зубами или нёбом. Через нее с трением проходит воздушная струя, поэтому щелевые звуки иначе называют фрикативными (от лат. fricare - тереть): рус. [в-в", ф-ф", з-з", с-с", ж, ш, j, х-х"], англ. и др. Щелевые согласные могут быть однофокусными и двухфокусными. При образовании однофокусных согласных воздушная струя проходит через одно препятствие, то есть один фокус, в полости рта. При артикуляции двухфокусных препятствие образуется одновременно в двух местах, то есть в двух фокусах, проходя через которые воздушная струя и создает сложный специфический шум. Примером двухфокусных согласных являются русские [ш, ж].

Смычно-щелевые согласные возникают в результате полного смыкания органов речи и последующего перехода затвора в Щель: рус. [ц, ч]. Иными словами, приступ аффрикаты- смычный, а отступ - щелевой. Смычно-щелевые звуки по-другому называют аффрикатами (от лат. affricata - притертая).

Смычно-проходные звуки образуются, когда воздушная струя обходит возникшую смычку органов речи. В зависимости от пути прохождения струи воздуха смычно-проходные делятся на носовые и боковые. При образовании носовых мягкое нёбо опускается и закрывает проход в ротовую полость, воздух проходит через нос: рус. [м-м", н-н"]. Боковые, или латеральные (от лат. lateralis - боковой), возникают при просачивании воздуха по бокам языка: рус. [л-л"].

Дрожащие согласные образуются ритмическим колебанием кончика языка, то есть вибрацией, поэтому иначе они называются еще вибрантами. В русском языке это звуки [р-р"].

Как уже отмечалось при акустической классификации звуков, по соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные; последние в свою очередь разделяются на звонкие и глухие.

Наряду с основной артикуляцией при образовании звуков в каждом языке есть дополнительная, создающая специфическую окраску тембра. По дополнительной окраске среди согласных выделяют палатализованные, или мягкие, и непалатализованные, или твердые.

Палатализация заключается в дополнительном поднятии передней или средней части спинки языка к твердому нёбу. Согласный [j] в этой системе занимает особое место: он всегда мягкий — палатальный, так как при его образовании есть только основная артикуляция средней части спинки языка к твердому нёбу и нет добавочной. В разных языках степень палатализованности согласных звуков различна. Существуют языки, которым палатализация неизвестна.

Процесс противоположный палатализации называется веляризацией (от лат. velum palati - нёбная занавеска). При веляризации задняя часть спинки языка продвигается к мягкому нёбу.

Предложенная классификация очень неполно отражает реальное многообразие звуковых различий согласных, существующих в фонетических системах языков мира. Простейшая таблица русских согласных может быть представлена следующим образом:

Способ артикуляции Место артикуляции Участие голоса и шума
Губные Язычные
губно-губные губно-зубные переднеязычные среднеязычные заднеязычные
зубные передненебные
Смычные б-б" д-д" г- г" зв.
п-п" т-т" к-к" гл.
Щелевые в-в" з-з" ж j зв.
ф-ф" с-с" ш- ш " х-х" гл.
Смычно-щелевые ц ч" гл.
Смычно-проходные носовые м-м" н-н" сон.
боковые л-л" сон.
Дрожащие р-р" сон.
тв. м. тв. м. тв. м. тв. м. палат. тв. м.
Отсутствие или наличие палатализации

Таким образом, акустическая и артикуляционная классификация звуков речи показывает, что каждый звук обладает рядом признаков, которые сохраняются или не сохраняются, когда звук оказывается в соседстве с другими в потоке речи.

Звук языка одновременно явление физическое (акустическое), биологическое (артикуляционное) и социальное (собственно системно-языковое, фонологическое).

С точки зрения акустики звук представляет собой результат колебаний материального тела в упругой среде.

Высота зависит от частоты колебаний голосовых связок и измеряется в герцах (Гц). Человеческое ухо воспринимает звуки в диапазоне 16 Гц – 20 000 Гц. Ниже и выше сенсорного порога располагаются соответственно инфра- и ультразвуки. Мужской голос ниже женского, потому что голосовые связки мужчин длиннее и толще и заставить их колебаться с «женской» частотой труднее (Ср. голоса ребенка и взрослого, Витаса и Ф. Шаляпина).

Сила (громкость) определяется амплитудой колебаний и измеряется в децибелах (дБ). Если принять нижний порог чувствительности человеческого уха за 0 дБ, то звук шороха – 10 дБ, человеческая речь – 60, автомобильный гудок – 90, реактивный двигатель –120, болевой порог – 140. При пении голосом сопрано на расстоянии 1 м создается давление 100 дБ. Если заткнуть пальцами оба уха, громкость звука понижается на 20 дБ. При длительном воздействии звуков в 90 дБ возникает звуковая травма, результатом которой может быть тугоухость или полная потеря слуха. Сила используется в языках для смыслоразличения: крyжки – кружкu; болг. пaра ‘пар’ – парa ‘монета’; кор. tal ‘луна’ – ŧal ‘дочь’ различаются слабым и сильным [t].

Длительность определяется временем звучания. В некоторых языках длительность используется как смыслоразличительное средство: лат. liber ‘книга’ и līber ‘свободный’, нем. das Beet ‘грядка’ и das Bett ‘кровать’, монг. тэх ‘козел’ и тээх ‘класть’. В подобных языках, различающих долгие и краткие гласные, звучание долгих, в общем случае, в два раза продолжительнее кратких. По длительности различаются и согласные. Например, самым долгим в чешском языке является звук [s] (0,23 сек.), а наиболее кратким [r] (0,01-0,07 сек.). Длительность согласных, причем даже смычных, используется для смыслоразличения: якут. ‘а’ (союз) и ‘ягода’; русск. аллея – алея.

Тембр – индивидуальная окраска звука и соответственно голоса. Звуки разных людей, одинаковые по высоте, силе и длительности всегда будут отличаться по тембру, потому что голосовые возможности каждого человека уникальны. По тембру различаются тождественные по другим акустическим характеристиками звуки, исполненные на разных музыкальных инструментах или звуки одного инструмента при извлечении их разными способами.

Тембр определяется многими факторами – условиями колебаний, формой резонатора, обертонами, их соотношением по высоте и громкости, шумовыми призвуками и др.

Тон – результат гармонического (периодического, равномерного) колебания. Негармонические колебания называются шумом. Источник тонов являются находящиеся в гортани голосовые связки. Чтобы понять механизм их действия, достаточно представить колебание струны (К слову, в болгарском языке голосовые связки так и называются – гласни струни). Источником шума становится преграда, образуемая подвижным органом и создающая турбулентные или импульсные колебания. При образовании гласных и согласных возможны 4 случая отношения тона и шума:

1) чистый тон – гласные,

2) тон преобладает над шумом – сонорные,

3) шум преобладает над тоном – звонкие,

4) чистый шум – глухие.

Следует различать гармонические колебания лингвистического тона с тоном языков музыкального ударения (серб.-хорв., швед., др.-рус.), в которых тон является синонимом интонации – варьирования высоты и мелодики голоса. Тон здесь обладает смыслоразличительной функцией, как в русском языке ударение. В китайском литературном языке четыре тона. Например, звуковой комплекс ma в зависимости от тона означает: с ровном тоном ‘мать’, с восходящим ‘конопля’, с нисходяще-восходящим ‘ругаться’, с нисходящим ‘лошадь’.

Высотой, силой, длительностью и тембром обладает любой звук, например, музыкальный. Специфической акустической характеристикой звуков речи является их противопоставление по признакам «сонорность / шумность». Внутри шумных выделяются звонкие и глухие. Только данная характеристика отражается в классификации звуков русского языка в практике школьного и вузовского преподавания. Сонорные звуки не звонкие. По акустике они ближе к гласным, чем к согласным. Особенно звуки [л] и [j], которые могут быть определены как согласные и как гласные. От гласных они отличаются лишь по контрасту в фонетической последовательности.

В других языках есть полузвонкие согласные – в начале своего образования они звонкие, а потом глухие, или наоборот. Например, в азербайджанском языке есть взрывные согласные звуки, в которых после звонкой смычки следует глухой взрыв. Носителя языка с противопоставлением звонких (полнозвонких) и глухих воспринимают такие звуки как глухие. Русские не слышат начальную звонкую фазу артикуляции полузвонких, но для азербайджанца их звонкость ясно ощутима.

Акустическая классификация:

1) Даёт характеристику не процессу, а результату;

2) Процесс изменения может измениться;

3) Может дать классификацию гласного и согласного в одной дихтомии;

4) Двучленна.

Акустическая классификация звуков русского языка построена на 9 парных акустических признаках:

1. Вокальность (гласность) – характерен для всех звуков, которые образуются с участием голоса – гласные, сонорные согласные. Невокальность – шумные согласные;

2. Консонантность – при образовании звука образуется затор в ротовой полости, который гасит силу звука – согласные. Неконсонантность – гласные;

3. Высокие – звуки с большой частотой колебаний – гласные переднего ряда, переднеязычные, среднеязычный «й». Низкие – звуки с малой частотой колебания – гласные непереднего ряда, губные и заднеязычные согласные;

4. Компактные – звуки, у которых дна из формант лежит близко к центру речевого спектра (100 гц), а другие не отстают от неё – гласные нижнего подъёма, переднеязычные нёбные, среднеязычные, заднеязычные согласные. Диффузные – или компактность далеко от центра, или показатели далеко друг от друга – гласные верхнего подъёма, губные и зубные согласные;

5. Бимольность (огубленность) – характеристика звуков, в которых присутствуют губные согласные (тут) и огубленность гласных. Небимольность – все остальные;

6. Диезность (палатализированность) – характеристика мягких согласных и закрытых гласных. Недиезность – все остальные;

7. Прерванность – свойственна звукам, при образовании которых ротовая полость хоть на миг полностью закрывается – смычные согласные. Непрерванные – все несмычные согласные и гласные. Характеристика носовых согласных представляет сложность: на спектограммах они не всегда чётко отличаются;

8. Резкость – воздушная струя натыкается на несколько препятствий, образуя завихрения, усиливающиеся при преодолении последующего препятствия. В итоге образуются специфичные обертоны – дополнительные гармоничные звуки, характеризующиеся как резкий: «р», «ч», «ц». Нерезкость – все остальные;

9. Звонкость – вокальные звуки и те, у которых есть хотя бы пониженная степень вокальности – гласные и звонкие согласные. Глухие – шумные глухие согласные.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Акустическая классификация звуков.:

  1. Классификация аномальных (побочных) респираторных звуков на основе классификации Американского общества изучения грудной клетки.
  2. 1) Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением относительно других звуков и местом в слове.

Отметим сразу, что единой классификации, которая учитывала бы все возможные артикуляционные признаки звуков, не существует. Мы остановимся на таких классификациях, которые (не уводя в теоретические глубины) и позволяют увидеть языковые закономерности, и помогают в практической речевой деятельности.

Классификация по степени сонорности (звучности) позволяет, во-первых, разделить все звуки на гласные (вокальные, образуются только тоном) и согласные (консонантные). Во-вторых, по степени участияв звукопроизводствеголоса (тона) и шума все звуки русского языка можно разделить на четыре группы: 1) только тон = полные гласные (например: а, о, у, ы ) и редуцированные, ослабленные гласные, которые произносятся в безударных слогах (например: α – в первом слоге в слове вода, ъ – в последнем слоге слова мама, ь – в последнем слоге слова поле, ); 2) много тона + немного шума = сонорные (звучные) согласные (например: м, н, р, л ) и их мягкие варианты; 3) мало тона + много шума = шумные звонкие согласные (например: д, з, г, б, ж и их мягкие варианты,звук дзЛИГА («отец бы» – [атедзбы ]); 4) шум = шумные глухие согласные (например: т, с, к, п, ш, х ) и их мягкие варианты.

В основу артикуляционной классификации согласных звуков положено четыре признака: 1) способ образования (тип преграды воздушной струе – смычка или щель – и то, как именно преодолевается эта преграда), 2) место образования (взаимодействие пассивного и активного органов речи), 3) звонкость / глухость (участие в образовании звука голосовых связок), 4) твердость / мягкость звука (добавочная артикуляция: мягкость – это результат особой артикуляции, когда передняя часть языка приподнимается по направлению к твердому нёбу, мягкие звуки – палатализованные (от лат. palatum – нёбо), а твердость – когда задняя часть языка приподнимается по направлению к мягкому нёбу). Существуют разные формы представления классификации звуков. Чаще всего это таблицы с разным количеством ячеек, что зависит от дробности квалифицирующих признаков. Представим здесь таблицу А. А. Реформатского – М. В.Панова.

ТАБЛИЦА ПРИЛОЖЕНА В РУКОПИСИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗНАЧКАМИ – НАДСТРОЧНЫМИ И ПОДСТРОЧНЫМИ)

СПОСОБ АРТИКУЛЯЦИИ

МЕСТО АРТИКУЛЯЦИИ

переднеязычные

среднеязычные

заднеязычные

передненебные

средненебные

средненебные

задненебные

ссмычные

взрывные

аффрикаты

щелчковые

взрывно-боковые

дрожащие

В таблице встречаются и требующие пояснения звуки. Так, она показывает, что в русском литературном языке есть непривычные, «странные» звуки: мягкий звук [ж’]: произношение таких слов, как езжу, жужжит, брезжит и др. может быть как с долгим [ж], так и с долгим [ж’]; фрикативный («украинский») [г] – знак γ. Он всегда произносится вместо [х] перед звонкими шумными согласными: [т’е γ бы ] «тех бы», [и γ бы ] «их бы»; альвеолярные шумные согласные (почти как в английском!): в словах подшить , поджать звуки [т] [патшыт’] и [д] [паджа т’] оказываются не зубными, а передненебными, приобретая это качество перед шумными переднязычными согласными.

Обратим еще внимание на среднеязычный средненебный щелевой звук j (йот). К нему не применима характеристика мягкий/твердый – он не имеет дополнительной артикуляции, но сам образуется в средней части нёба; это звук палатальный (не палатализованный), чаще всего – звонкий: [j ама ], [jo ш ], [стат j а ]. Но в эмоциональной речи он может быть глухим (в таблице глухой йот обозначен ç): например, Стой! звучит с глухим йотом на конце, который, потеряв звонкость, приобрел особое напряжение. Глухим бывает в русском языке и звук [р]: так, на конце слова театр мы чаще всего произносим [р] без участия голоса: глухой [р] обозначен в таблице особым знаком ŗ– неслоговой р .

О некоторых «непривычных» звуках уже шла речь выше. Так, выделяется две группы щелчковых звуков, различающихся местом образования. К переднеязычно-зубному [͡дн] ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ РУКОПИСНАЯ ЛИГА, о котором мы уже говорили, добавим [д’н’] дни , [тн] относить , [т’н’] отнять .Щелчковыйгубно-губной [б’м’] мы произносим, например, в слове обмякнуть . О звуке [͡дз] тоже уже упоминалось (отец бы ), добавим к нему звук [д’ж’] – дочь бы – это звонкие слитные смычные звуки (аффрикаты), они выступают на месте глухих аффрикат [ц] и [ч] перед звонкими шумными согласными.

Как видим, артикуляционная классификация согласных звуков расширяет список известных нам звуков русской речи и демонстрирует взаимодействие различных артикуляционных признаков.

Классификация гласных звуков строится обычно на двух признаках: позиции языка в ротовой полости и положении губ при произнесении звука.

При произнесении гласных звуков язык меняет форму и объем ротовой полости, занимая разные положения, которые характеризуют как горизонтальные и вертикальные. По степени приподнятости той или иной части языка (вертикальное положение) определяется такая характеристика гласного звука, как подъем: наиболее простое подразделение – на три подъема: верхний (и, у и др. ), средний (э, о и др.)и нижний (разные а : ä – как в слове пять , «нормальное русское» а – как в слове там , напряженный – как в слове мал ). По той части языка, которая поднята при произнесении звука, определяется такая характеристика гласного, как ряд. Выделяют обычно три ряда: передний (и, э и др.), средний (ы, а и др.)и задний (у,о и др.). Классификация гласных звуков учитывает не только те звуки, которые легко могут быть произнесены изолированно и при этом распознаны как таковые, но и редуцированные (ослабленные) (α, ъ, ь, иᵉ, ыᵊ ), «закрытые» ударные звуки (ȅ, ÿ, ä ). Известно, что, если вырезать из речевого потока безударный гласный звук и предъявить это звучание человеку, он далеко не всегда сможет ответить на вопрос, какой звук был предъявлен. Качество гласного звука зависит от позиции в слове: количества слогов, места ударения, твердости и мягкости окружающих гласный звук согласных, от многих акустических характеристик соседних согласных.

Чрезвычайно важно и положение губ при произнесении гласных звуков, так как в ряде случаев именно оно позволяет различать звуки. Этот признак определяется как огубленность (округление губ, вытягивание их трубочкой) и неогубленность (в других терминах – лабиализованность / нелабиализованность). Произнесите долгий звук и , а затем, не прекращая произнесения и не меняя положения языка, вытяните губы трубочкой: вы услышите звук, похожий на французский или немецкий – ü , но в русском языке вы тоже произносите похожий звук, например, в словах тюль , чуть-чуть … Получается, что звук и отличается от звука у , когда он попадает между двумя мягкими согласными, именно огубленностью (в фонетике этот звук часто так и называют «и огубленный»).

Как и классификацию согласных звуков, классификацию гласных можно представить в виде таблицы. Но простая таблица – три подъема и три ряда – не позволяет показать все разнообразие гласных звуков. Представим 25-тиклеточную таблицу (ее, в частности, использовал в своих лекциях М. В. Панов) и включим в нее примеры: покажем звуки в составе слов. Огубленные звуки выделены в таблице жирным шрифтом.

ТАБЛИЦА ПРИЛОЖЕНА В РУКОПИСИ СО СПЕЦ.ЗНАЧКАМИ

передний

передне-средний

средне-задний

[л’ик], [л’ицó]

[рык], [мылъ]

[лунá], [угъл]

верхне-средний

[п’ȅт’], [т’ȅн’и]

[л’иᵉтáт’], [п’иᵉт’и]

[шыᵊкαлáт]

[л’éс], [д’éлъ]

[т’öт’ь]

[гълαвá] ъ

[дαмá][дóмъ]

средне-нижний

Имеет ли артикуляционная классификация гласных звуков какое бы то ни было практическое значение? Безусловно, имеет. Во-первых, мы видим, что наше представление о звуковом составе слова, во многом сформированное под влиянием письменной формы речи, далеко не всегда совпадает с его реальным составом. Во-вторых, если мы проложим непрерывную линию, соединяющую крайние заполненные ячейки таблицы, то получим некую фигуру, схематично напоминающую форму языка: в его передней верхней части окажутся сконцентрированными так называемые закрытые звуки, произносимые между мягкими согласными, а в нижней части окажутся самые напряженные гласные – здесь языку нужны особые усилия для совершения движения. Эти знания особенно полезны при обучении иностранным языкам, в которых именно вокализм (система гласных) создает особые трудности.

В целом, знание артикуляционных классификаций помогает нам вывести в светлое поле сознания наши автоматические навыки. Как утверждал в своих лекциях М. В. Панов, очень важно научиться изолированно артикулировать те звуки, качество которых зависит от окружения, поскольку то, что человек сумеет произнести отдельно, он без особого труда сумеет услышать, «запомнить слуховое ощущение». А развитие фонетического слуха – одно из условий успешности при целенаправленной работе над своей речью.

Заметим, что при рассмотрении артикуляционных классификаций особого пояснения потребовали те звуки, появление которых в слове, во-первых, факультативно, а во-вторых, такие, которые не воспринимаются говорящими на русском языке как особые звуки: мы не замечаем их особых качеств, отождествляя их с «привычными». Эти особые качества вызваны окружением звука, его позицией в слове, что выявляет фонетические закономерности языка. Знание о таких закономерностях и понимание особенностей нашего представления о звуковом составе родного языка требуется при рассмотрении звука в лингвистическом аспекте – в теории фонемы.

Прежде чем обратиться к лингвистическому аспекту звука речи, остановимся кратко на понятии артикуляционной базы языка – важного для понимания различий в звучании разных языков. Артикуляционная база – это набор позиций и взаиморасположений органов речи, свойственный тому или иному языку. Это, собственно, те навыки говорения, которые приходится преодолевать, перестраивать любому человеку, пожелавшему выучиться чужой (иностранной, или даже диалектной) речи.

Для журналиста, как представителя общественно-значимой профессии, важно выработать толерантное отношение к таким звуковым особенностям чужой речи, которые (на бессознательном уровне) могут вызывать неприятие или казаться комичными. В обиходе часто употребляют такие неприязненные характеристики, например, иностранной речи, как «лающий язык», «квакающая речь»; как «приятный» или «неприятный» воспринимается и так называемый иностранный акцент. Новажно понимать, чтоартикуляционная база родного языка, формируя у нас чрезвычайно устойчивый навык фиксации органов речи при произнесении звуков, фиксации, доведенной до полного автоматизма, влияет и на наше восприятие чужой, непривычной речи. Заметим здесь кстати, что осуждаемыми в русскоязычной среде оказываются и речевые навыки носителей местных (территориальных) говоров. При этом часто содержание речи ускользает от «орфоэпического пуриста»: так сильно неприятие чужой произносительной манеры.

Отметим основные особенности артикуляционной базы русского языка: артикуляция русских согласных звуков происходит в ротовой полости (практически не задействованы гортань и гортанная часть глотки, как это имеет место в кавказских языках); отсутствуют зубно-губные сочетания (типичные для английского языка); ассимиляции (уподобление) имеют регрессивное направление (предыдущий звук уподобляется последующему); в речевом потоке возможно быстрое переключение с одного типа артикуляции на другой (например, твердые согласные могут соседствовать с мягкими); ротовая полость образует большое пространство для образования гласных (самый «передний» звук и , а самый «задний» звук – у ); отсутствуют звуки-дифтонги, двойные гласные, нечто среднее междуа и е (типичные для прибалтийских языков); в то же время в позиции после мягких согласных все гласные (кроме и ) имеют дифтонгоидный характер, то есть звучат как у о , и е , и а (что в иностранном акценте проявляется до сочетания полных звуков, например: имя Лёня звучит как [Л’уóн’а ], имя Лена звучит как [Л’иéна ]; русские согласные различаются по участию голоса и не различаются по силе выдоха и мышечной напряженности (как, например, в корейском язык: со слабым [t] означает луна , а с сильным [t] – дочь ); слоговые границы не имеют четкой выраженности; отсутствует чередование сильных и слабых слогов; специфична русская словесная ритмика – ударение: четко выражен ударный слог и редуцированы (ослаблены) остальные слоги в слове.

В русском языке выделяют более сорока самостоятельных звукотипов – образов звуков, которые для носителя языка, с одной стороны, объединяют акустически и артикуляционно похожие звуки, а с другой – различают разные слова, являются смыслоразличителями (в разных языках это количество разное – от 20 до 80 звукотипов; как видим, русский язык занимает по этому показателю достойное серединное положение).

Акустическая классификация звуков (акустика звука) - описание звуков речи по параметрам соответствующих этим звукам колебаний воздуха (спектральным параметрам). О необходимости изучать акустические характеристики речи писали выдающиеся русские ученые: И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А. Богородицкий, Л.В. Щерба, большое внимание уделяется акустической классификации звуков русской речи в теориях Московской, Ленинградской (Петербургской) и Пражской фонологических школ.

акустические классификации звуков речи

1) по соотношению тона и шума (периодических и непериодических колебаний) звуки делятся на: гласные (состоящие только из тона) и согласные (сочетающие тон и шум)

Согласные подразделяются на шумные (шум преобладает над тоном) и сонорные (тон преобладает над шумом). Шумные включают две подгруппы: глухие (состоящие только из шума) и звонкие (присутствует тон при преобладании шума);

2) по силе (амплитуде колебаний) звуки подразделяются на сильные (громкие) и слабые (тихие);

3) по длительности (протяженности по времени) выделяются долгие (длительные) и краткие звуки;

4) по высоте (числу колебаний в единицу времени) звуки делятся на высокие, средние, низкие.

Акустика включает в себя такие параметры, как:

1) вокальность – гласные и сонорные согласные;

2) невокальность – шумные согласные;

3) консонантность – все согласные, включая сонорные и шумные;

4) неконсонантность – все гласные;

5) высокая тональность – звуки с большой частотой колебаний. К ним относятся все гласные переднего ряда, зубные и передненёбные согласные, а также средненёбный [j];

6) низкая тональность – звуки с низкой частотой колебаний. К ним относятся все остальные звуки;

7) прерванность – все смычные (характеризуются резко оборванным краем волны, которому предшествует период полного молчания), за исключением носовых;

8) непрерванность;

9) звонкость;

10) глухость.

Акустическая классификация звука дополняет артикуляционную классификацию, характеризуя непосредственно сам звук, тем самым разграничивая произнесение фонем, близких по артикуляционному укладу.

При нарушении фонематического слуха и фонематического восприятия акустические критерии человеческой речи претерпевают качественные изменения. В экспрессивной речи наблюдаются не только искажения звуков, но и их пропуски, замены. На уровне словосочетаний и предложений наблюдаются слияние двух слов в одно, нарушение последовательности слов в предложении и т. д.

11. Ударение. Его смыслоразличительная функция .

Суперсегментными называются единицы, не имеющие самостоятельного смыслоразличительного характера, но просто организующими речевой поток в силу особенностей материи звука и наших органов речи и чувств. Если суперсегментные единицы безотносительны к выражению смысла, они все же обладают своей артикуляционно-акустической спецификой. Ударение-это суперсегментное явление.

Ударение в широком смысле –– это любое выделение (акцент) в потоке звучащей речи той или иной ее части (звука - в составе слога, слога - в составе слова, слова - в составе речевого такта, синтагмы; синтагмы в составе фразы) с помощью фонетических средств. По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное, синтагматическое (тактовое), фразовое.

Ударение слоговое –– выделение определенного звука в составе слога. Слоговым ударением называется изменение силы звучания или тона слогообразующего звука. Обычно выделяют пять типов слогового ударения: ровное, восходящее, нисходящее, восходяще-нисходящее, нисходяще-восходящее. При восходящем ударении слог характеризуется восходящей интонацией. При нисходящем ударении ударный слог характеризуется нисходящей интонацией.

Русское словесное ударение имеет качественные и количественные характеристики. Согласно традиционной точке зрения русское словесное ударение является динамическим (силовым), экспираторным, выдыхательным, т.е. ударный гласный является самым сильным и громким в слове. Однако экспериментально-фонетические исследования свидетельствуют, что громкость («сила») гласного зависит как от качества гласного ([а] - самый громкий, \у], [и], [ы] - самые тихие), так и от положения гласного в слове: чем ближе к началу слова находится гласный, тем больше его громкость, например, в слове сады безударный гласный сильнее, чем ударный.

Фиксированное ударение ориентируется на крайние позиции в слове –– либо на его начало, либо на конец. «Легкими» являются слоги, оканчивающиеся на краткий гласный, а «тяжелыми» –– слоги, имеющие либо долгий гласный, либо гласный, прикрытый конечным согласным.

Подвижное ударение не закреплено на отдельном слоге или морфеме и может быть словоизменительным и словообразовательным. Подвижное словоизменительное ударение способно переходить с одного слога на другой при словоизменении (рука-руки). Наряду с подвижным в русском языке представлено и неподвижное ударение: туфля, туфли.

Ударение тактовое (синтагматическое) –– выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.

Ударение фразовое –– выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.

Слова, которые имеют побочное ударение - относительные клитики.(да, но..)

Функции ударения.

лексикологическая – является дополнительным средством различения слов атлас

Морфологическая – является дополнительным средством различения грамматической формы слова руки

Некоторые слова в РЯ имеют акцентные варианты и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы иначе

Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию:

1) в омографах: за́мок, замо́к;

2) в формах разных слов: бе́лка и белка́;

3) в омоформах: но́ги и ноги́.

Местом ударения различаются варианты слов:

1) общеупотребительные и профессиональные варианты: ко́мпас - компа́с;

2) литературный и диалектный: вью́га - вьюга́;

3) литературный и просторечный: киломе́тр - кило́метр;

4) нейтральный и разговорный: пригово́р - при́говор;

5) литературный и народнопоэтический: деви́ца - де́вица;

6) современный и устарелый: му́зыка - музы́ка;

7) дублеты: ба́ржа - баржа́.

Понравилась статья? Поделитесь ей