Предложения по цели высказывания? Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации? Виды предложений по цели высказывания.
§ 1 Что такое предложение и как оно составляется
Люди общаются друг с другом при помощи речи. Без неё невозможно что-либо рассказать, о чем-то спросить. Дети не смогли бы вместе играть, а взрослые сообща что-то делать.
Существуют две разновидности речи: устная и письменная.
«Кусочки» речи - мысли, которые мы выражаем, оформляются как в устной, так и в письменной речи. Такие «кусочки» речи называются предложениями.
Завершенность мысли в устной речи показывается паузой, а для письменной речи люди придумали специальные знаки. Это помогает нам лучше понимать сказанное или написанное.
Итак, предложение - это слово или сочетание слов, с помощью которого человек оформляет свои мысли и передает их другим.
§ 2 Признаки предложения и виды предложения по цели высказывания
Сформулируем отличительные признаки предложения. Предложение выступает единицей общения; выражает мысль, чувство в виде сообщения, вопроса или побуждения к действию; имеет определенное строение; характеризуется интонационной законченностью.
Когда люди общаются, они преследуют разные цели:
Рассказывают что-то друг другу (сообщают, повествуют о чем-то), например: Мы идем гулять в парк.
Спрашивают о чем-то друг друга (задают вопросы), например: Мы идем гулять в парк?
Побуждают друг друга к каким-то действиям (просят, требуют, советуют), например: Пойдем гулять!
Из этого следует, что по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
§ 3 Виды предложений по интонации
В письменной речи принято использовать знаки препинания. Для оформления повествовательного предложения используют точку, вопросительного - вопросительный знак, побудительного - точку или восклицательный знак. Начало предложения пишут с заглавной буквы.
В устной речи голос помогает выражать мысли, передавать чувства. Он может усиливаться, выделять отдельные слова, ослабевать, опускаться и подниматься. Это интонация. По интонации различают восклицательные и невосклицательные предложения. Свои высказывания люди могут произносить спокойно или с особым чувством. Когда хотят выразить какие-либо чувства (восторг, радость, удивление, страх), предложения произносят с восклицательной интонацией.
Например:
1.Мы идем гулять!
2.Мы идем гулять?!
3.Пойдем гулять!
Любое предложение, сказанное с особым чувством, становится восклицательным. В конце такого предложения ставится восклицательный знак.
Если предложения одинаковы по написанию и отличаются только знаками на конце, то это разные предложения по интонации и по цели высказывания.
Например:
Интересная была книга. (По цели высказывания - повествовательное, по интонации - невосклицательное предложение).
Интересная была книга! (По цели высказывания - повествовательное, по интонации - восклицательное предложение).
Интересная была книга? (По цели высказывания - вопросительное, по интонации - невосклицательное предложение).
Прочитай эту книгу. (По цели высказывания - побудительное, по интонации - невосклицательное предложение).
Прочитай эту книгу! (По цели высказывания - побудительное, по интонации - восклицательное предложение).
Ты уже прочитал книгу? (По цели высказывания - вопросительное, по интонации - невосклицательное предложение).
Ты уже прочитал книгу?! (По цели высказывания - вопросительное, по интонации - восклицательное предложение).
§ 4 Краткие итоги урока
Подведем итоги урока.
Цель, с которой люди общаются, соответствует цели предложения, которое звучит в речи (сообщение, вопрос, побуждение к действию).
По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Предложения по интонации могут быть восклицательными и невосклицательными.
Любое (по цели высказывания) предложение, сказанное с особым чувством, становится восклицательным.
Список использованной литературы:
- Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А.Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук.– Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2.
- Русский язык: 2 кл.: Методическое пособие/М.Л.Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
Задачи урока:
- познакомить с видами предложения по цели высказывания;
- отрабатывать умения определять цель предложения;
- развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
- воспитывать умение слушать других;
Оборудование:
- Учебник по русскому языку А.В. Поляковой, 2 класс (1-4).
- Раздаточный материал: рабочий лист
- Компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент (слайд 1, приложение 1)
Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Меня зовут Светлана Владимировна. На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мною своими открытиями, которые вы сделали на предыдущих уроках и сделаете еще маленькое, но важное открытие.
II. Минутка чистописания + «вхождение» в тему урока:
Перед вами на партах лежат рабочие листы, на которых вы сегодня будете работать. Подпишите каждый свой лист в правом верхнем уголке. Прежде чем начнем писать, давайте сделаем зарядку нашим пальчикам: (Бабочка просыпается) Итак, минутка чистописания: (слайд 2, приложение 1).
Ой, что-то случилось с моим компьютером, все буквы рассыпались. Ребята, я прошу о помощи. Соберите слово, ставя буквы начиная от маленькой к большой.
Что получилось? (Предложение.) Я вам предлагаю прописать это слово, составив, из букв слова узор.
Пропишите этот узор один раз:
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь
III. Актуализация знаний:
На рабочем листе найдите № 2. Прочитайте задание и самостоятельно выполните. Давайте проверим. (слайд 11, приложение 1)
- Расскажите, что вызнаете о предложении.
- Чем могут отличаться предложения друг от друга?
Предложения и по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
Верно, сегодня мы должны узнать, какие предложения бывают по цели высказывания.
IV. Раскрытие темы урока:
Встретились два друга. И разговорились. (слайд 3, приложение 1)
Кузнечик, унеси меня домой.
А где ты живешь?
В муравейнике.
- Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)
- Какая это речь? (Разговорная)
- Сколько героев участвует в разговоре? (2)
- Кто они? (Кузнечик и муравей)
- Как называется такой текст? (диалог)
- С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)
- Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)
- Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное) Откройте учебник на стр.106, абзац 4
- Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)
- Какой знак стоит в конце предложения? (?)
- На странице 106 абзац 3
- Что сообщается в последнем предложении?
- Какой знак стоит в конце предложения?
- Как называются такие предложения?
- Страница 106 абзац 2.
V. Обобщение (выводы):
А теперь подведем итог и запишем то что узнали в виде схемы: (слайд 4, приложение 1)
Приведите на каждый вид свои примеры.
По цели всегда различай предложения.
В повествовательном – сообщение.
Вопрос в вопросительном (даешь ответ).
А в побудительном – просьба, совет.
VI. Физкультминутка (слайд 5, приложение 1)
VII. Самостоятельная работа: приложение 2
На рабочем листе упр. 3.
Составьте из каждой группы слов предложение:
Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 6, приложение 1)
На рабочем листе упр. 4
Определите вид предложения по цели высказывания и соедините стрелочкой предложения с облачками.
Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 7, приложение 1)
VIII. Проверка усвоения темы.
- Что вы узнали о предложении? (слайд 4, приложение 1)
- Прочитайте предложение (Сидите тихо.) с разной целью высказывания (повествовательно, побудительно, вопросительно).
Минимальной частичкой для коммуникации выступает предложение. Для него характерна завершённая интонация в конце. На письме это явление передают с помощью точки, вопросительного или восклицательного знака. Между словами есть смысловая и грамматическая связь. Для второй пользуются окончаниями и предлогами. В каждом предложении есть костяк из главных членов, составляющих грамматическую основу. В неё входят подлежащее и сказуемое или что-то одно. Рассмотрим наглядные образцы:
- Мальчик изучает азбуку.
- Зима.
- Вечереет.
Три группы предложений по цели высказывания
Языковеды определили три группы языковых единиц по повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные передают информацию собеседнику. С помощью вопросительных предложений выражается вопрос. Побудительные призывают к действию. Тему, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, изучают ещё в младших классах.
Повествование
К первой группе относятся В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.
Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).
На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).
Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:
- оповещать:
- обмениваться;
- объяснять;
- информировать;
- объявлять;
- рапортовать;
- осведомлять.
Вопрос
Ко второй группе относятся вопросительные предложения. Их используют, соответственно, чтобы задавать различные вопросы. Для этого служит особая интонация. В конце таких предложений пишется В них используют вопросительные слова: когда, куда, почему, где. Можно спросить с помощью частиц или наречий: часто, точно, ли, разве, неужели. Также вопросительное предложение можно построить специальным порядком слов.
Когда вы пойдёте в музей?
Неужели вы пойдёте в музей?
Вы пойдёте в музей?
Вот какие действия производят с помощью вопросительных предложений:
Побуждение к действию
К третьей группе относятся Их используют для того, чтобы призвать людей к любым действиям. Для этого применяют побудительную интонацию. Ещё для построения таких конструкций применяют частицы, междометия, глагольные формы. Часто такие предложения содержат в себе обращения.
Ребята, давайте жить дружно!
Пассажиры, зайдите в вагон.
Немедленно уберись в комнате.
С помощью побудительных предложений можно выразить следующее:
- запрещать;
- просить;
- приказывать;
- инструктировать;
- запрещать;
- советовать.
Эмоционально окрашенные предложения
Учителя часто обращаются к детям с таким вопросом: "Какие бывают предложения по интонации? Приведи примеры." Любой вид может иметь эмоциональную окраску, благодаря этому говорящий может выразить своё переживание или отношение к тому, о чём сообщает. Чаще всего такие фразы произносятся на повышенных тонах, а на письме это обозначается восклицательным знаком. Такие предложения называются восклицательными. Какие чувства можно выразить восклицанием? Восторг, удивление, страх, радость, восхищение.
Какой вкусный торт!
Сколько ягод в лесу!
Люди! Здоровье дороже всего!
Те предложения, которые произносятся без эмоциональной окраски, называются невосклицательными.
Я ел вкусный торт.
В лесу много ягод.
Вот какие бывают предложения по интонации. Примеры наглядно иллюстрируют это.
Характеристика предложений
После того как детям станет понятно, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, стоит разобрать как можно больше примеров и охарактеризовать предложения.
Пушистая белочка прыгнула на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в школе? (Вопрос., невоскл.)
Принимайте пищу молча. (Побуд., невоскл.)
Сколько цветов на поляне! (Повеств., воскл.)
А вот предложения, которые можно предложить детям охарактеризовать самостоятельно:
Осенью падают разноцветные листья.
У моря дует холодный ветер.
Давай поиграем в футбол.
У тебя всё получится!
Какие тёплые деньки наступили!
Неужели эти все подарки для меня?!
Как красиво в лесу весной!
Пруд покрылся льдом.
Птички радуются тёплому ясному утру.
Какие чудесные грибы под деревьями!
Защищайте младших и слабых!
Мальчик, что у тебя случилось?
Дети смогут определить и увидеть, какое предложение бывает по интонации. Также ребятам можно предложить самостоятельно построить не только повествовательные предложения, но и побудительные и вопросительные конструкции. Очень интересным заданием будет продолжить текст вопросительным и побудительным предложением. Вот пример начала текста:
Как быстро май пролетел! Скоро летние каникулы! Через несколько дней наступит долгожданное лето.
Нужно дописать этот текст и дать характеристику каждому предложению.
Знаки препинания в предложениях различных видов
Детям нетрудно понять, какие бывают предложения по интонации. 2 класс уже плодотворно усваивает эту тему. Они чётко должны запомнить следующий материал:
Предложения бывают:
- Повествовательные невосклицательные - повествовательные восклицательные.
- Вопросительные невосклицательные - вопросительные восклицательные.
- Побудительные невосклицательные - побудительные восклицательные.
Знаки препинания:
- В конце повествовательной невосклицательной конструкции ставится точка. (Вот и начался новый учебный год.)
- В конце вопросительной невосклицательной единицы общения ставится знак вопроса. (Мама уже приехала?)
- Побудительная невосклицательная конструкция заканчивается точкой. (Заканчивай вытирать пыль и вымой полы.)
- Повествовательную невосклицательную единицу общения отмечают восклицательным знаком. (Ах, как я хорошо выспался!)
- В конце вопросительной восклицательной конструкции ставится два и восклицательный. (А ты разрешишь мне сходить в лес?!)
- В конце побудительного восклицательного предложения ставится знак восклицания. (Уведите детей из зала!)
- В случае особого накала эмоций допускается постановка трёх восклицательных знаков. (Берегитесь, впереди обрыв!!!)
- Если предложение имеет эффект незавершённости, то в конце можно поставить многоточие. Это касается любого вида предложений. (Очень жаль...)
Это вся информация о том, какое предложение бывает по интонации.
Предложение представляет собой речевую единицу, которая сочетает в себе несколько слов, связанных между собой. Каждая такая конструкция обладает конкретным смыслом и интонацией. По интонации предложения бывают несколько видов. Заканчиваться они также могут соответственно с помощью разных знаков препинания. Какие бывают предложения по цели высказывания и интонации?
Предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждые из них имеют свои особенности, которые следует разобрать подробнее.
Повествование
Повествовательные конструкции – это самые часто используемые предложения по цели высказывания и по интонации. Их целью является передача информации, которая утверждается или же, наоборот, отрицается.
Такая конструкция имеет законченную мысль, которая передается с применением определенного тона. Характеристика данного вида состоит в том, что человек выделяет основное слово более громким голосом, а заканчивает высказывание низким и спокойным тоном.
Данный вид встречается постоянно в речи людей. К примеру, когда ребенок сообщает своим ровесникам: «Сегодня мама подарила мне игрушку», «Я вчера смотрел интересный мультфильм» и так далее.
Вопрос
Конструкции могут быть также вопросительными. Они необходимы для того, чтобы спросить, узнать что-то у собеседника. Какими бывают предложения по типу вопроса? Такие конструкции разделяются на следующие разновидности:
- Общевопросительные, целью которых считается получение подтверждения либо отрицания определенных сведений. Ответ на них может быть односложным, просто «да» или «нет». Пример: «Игорь вчера был на работе?», «У вас есть хлеб?».
- Частновопросительные, задачей которых является получить новую информацию о каком-либо человеке, событии, действии и так далее. К примеру, «Во сколько подъедет машина?», «Кто сегодня будет дежурить?», «Какую погоду обещают завтра?».
Достигать цели, поставленные перед вопросительными фразами, помогает специальная интонация, которая применяется в устной речи, а также вопросительный знак, используемый человеком на письме. Также важную роль играют вопросительные слова: Кто? Почему? Когда?, частицы: разве, неужели.
Еще такие конструкции строятся по определенному порядку, сначала ставится вопросительное слово, потом все остальные слова, например, «Во сколько ты пойдешь в кино?».
Побуждение
Предложения по цели высказывания и по интонации могут быть еще и побудительными. Такие конструкции включают в себя некоторое волеизъявление человека. Целью подобной фразы является побуждение другого человека совершить какое-либо действие.
Такое предложение по цели используется, когда человек что-то просит, приказывает, говорит о своих пожеланиях другому человеку.
Задачи побудительного предложения могут достигаться благодаря применению определенной интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц, например, таких как «пускай», «давай».
Типы фраз по интонации
Какие бывают предложения по цели высказывания, теперь понятно, а какие бывают предложения по интонации?
По интонации предложения делятся на некоторые виды в зависимости от эмоциональности высказывания. Говорящий может произносить фразы спокойно, а может и эмоционально, соответственно меняя громкость и темп своей речи, а также расставляя в словарной конструкции по разному ударения. Поэтому по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
Невосклицательные
Такие типы предложений по интонационной окраске встречаются ежедневно и используются чаще всего. Для их произношения не требуется проявлять эмоциональность и чувства, можно говорить умеренно и спокойно. Обычно такая конструкция является повествованием, вопросом, в редких случаях – побуждением. («Я вчера ходил в кино со своей девушкой.»).
Восклицательные
Данные типы предложений по эмоциональной окраске наоборот выражают чувства, передают эмоции. Они произносятся особенным тоном, нередко громким голосом. В большинстве случаев подобные виды предложений по интонации применяются во фразах, побуждающих к чему-либо. («Езжай медленно, на дороге гололедица!»).
Какими знаками заканчиваются разные типы фраз в письменной речи?
Виды предложений по интонации и цели выделяются на письме разными способами. Именно пунктуация позволяет человеку понять, какие речевые конструкции по цели и интонации находятся на бумаге или экране электронного устройства перед ним.
Необходимо знать следующие правила расстановки знаков препинания:
- Повествовательная невосклицательная фраза завершается точкой. («Вот и наступило долгожданное лето»).
- Вопросительная невосклицательная конструкция заканчивается вопросительным знаком. («Когда твой папа придет с работы?»).
- Побудительная невосклицательная фраза требует на конце постановку точки. («Перестань капризничать и кушай.»).
- Повествовательное восклицательное высказывание завершается восклицательным знаком. («Я сегодня себя так хорошо чувствую!»).
- Вопросительная восклицательная конструкция заканчивается двумя знаками — вопросительным и восклицательным. («Я могу тоже пойти за грибами?!»).
- Побудительное восклицательное высказывание должно быть законченно восклицательным знаком. («Слабонервным, просьба удалиться из аудитории!»).
Когда типы высказывания предложения бывают особенно эмоциональными, то можно ставить сразу несколько восклицательных знаков. («Осторожно, впереди обрыв!!!»).
В случае если конструкция обладает эффектом незавершенности, то требуется ставить в конце высказывания многоточие. («Мне очень жаль…»).
Теперь ясно, какие бывают предложения по интонации и цели. Важно знать их особенности, чтобы ваши высказывания были правильно восприняты окружающими людьми как в устной так и в письменной речи.