Как проявляется умственная отсталость у детей. Умственная отсталость
Ребенок не похож на своих сверстников – его общее развитие отстает от нормы, он не справляется с тем, что легко дается другим детям. О таких детях сейчас принято говорить «особый ребенок». Конечно, дети с нарушениями интеллектуального развития – это большое испытание для родителей. Грустно и больно сознавать, что малыш может оказаться изгоем в обществе. Однако довольно часто задержка умственного развития поддается коррекции.
Отстает или по-другому развивается?
Развитие детей происходит по-разному. Нормы, согласно которым проводится диагностика умственного развития детей, достаточно условны и являются усредненными показателями. Если ребенок развивается другими темпами – это еще не повод считать, что у малыша имеются грубые нарушения развития интеллекта. Случаи, когда в раннем возрасте у человека наблюдалось несоответствие нормам психического и интеллектуального развития, а в старшем возрасте он показывал выдающиеся результаты в сфере познания – не редкость. Даже задержка речи не является свидетельством отставания ребенка – многие дети абсолютно не говорят до двух лет, но в это время у них происходит формирование пассивного словарного запаса – после двух такие дети начинают сразу говорить хорошо и много. Поэтому, если наблюдается одно-два отклонения от возрастных норм, не стоит впадать в панику. Бить тревогу надо, когда наблюдается комплекс признаков умственной отсталости.
Определимся, что такое умственная отсталость. В первую очередь развитие детей с умственной отсталостью идет на фоне достаточно сильных отклонений условно-рефлекторной деятельности мозга. У них имеется разбалансированность процессов торможения и возбуждения, сигнальная система мозга работает также с нарушениями. Это сильно влияет на когнитивные способности – у детей отсутствует или слабо выражено внимание, любознательность (тяга к познанию), есть недоразвитие познавательных интересов, воли.
Стоит различать собственно умственную отсталость и задержку умственного развития. Умственная отсталость подразумевает более грубые нарушения интеллектуальной и психоэмоциональной сферы. В тяжелых случаях коррекция таких нарушений практически невозможна – речь идет о тяжелых случаях кретинизма, олигофрении. Но, надо сказать, что на самом деле такие случаи достаточно редки. Дети с задержкой умственного развития отличаются рядом особенностей и при этом коррекция их развития не только возможна, но и вполне успешна: в ряде случаев при дети могут догнать в своем развитии сверстников.
Причины умственного отставания
Существует целый комплекс причин, которые все вместе или по отдельности могут приводить к отставанию в развитии. Нередко дети с нарушениями интеллектуального развития страдают с рождения дефектами слуха, зрения, речевого аппарата. При таких дефектах изначально интеллектуальные способности ребенка могли быть в пределах нормы, однако они не развивались с первых дней жизни из-за сниженного слуха и зрения. Соответственно, и возникло отставание в умственном развитии. Коррекция в таком случае проходит весьма успешно.
Очень часто причинами задержки умственного развития являются тяжелое протекание беременности, во время которой наблюдалось длительное кислородное голодание плода; родовые травмы, асфиксия при рождении; некоторые инфекционные и соматические заболевания ребенка в раннем возрасте, интоксикация, генетические повреждения из-за алкоголизма или наркомании родителей.
В очень большом проценте легких случаев умственной отсталости повинно воспитание, вернее полное его отсутствие. Известно, что задержка умственного развития возникает, если родители не занимаются с ребенком, не разговаривают с ним; если по каким-то причинам ребенок в раннем возрасте оказался изолированным от матери. Здесь также коррекция проходит в большинстве случаев успешно.
Развитие умственно отсталых детей
Умственно отсталым детям требуется больше времени для восприятия материала. Сложности с вычленением главного, с осознанием причинно-следственных связей, замедленный темп узнавания известного влияют на обучаемость малыша, замедляя и затрудняя процесс обучения.
Но это не значит, что развитие умственно отсталых детей невозможно или не нужно. Напротив, к таким детям надо подходить по особому и очень тщательно простраивать развивающие занятия, которые должны быть более интенсивными. Но интенсивность здесь требуется иного рода.
В первую очередь родителям надо запастись терпением и верой в своего ребенка. Самое главное – никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Даже для здорового ребенка с интеллектуальным развитием в пределах нормы сравнение вредно – для особенных детей катастрофически опасно! В результате ребенок замыкается в себе, начинает считать себя безнадежным, впадает в невроз или становится агрессивным.
Для того, чтобы успешно корректировать отставание в интеллектуальном развитии, следует регулярно проводить тестирование. Так называемая диагностика умственного развития детей – это комплекс специальных тестов-нормативов, с которыми ребенок в норме должен справляться по достижении определенного возраста. Небольшие отклонения в ту или иную сторону не должны вызывать опасений у родителей. Если же ребенок явно не дотягивает до нормы – необходимы корректирующие занятия в этой области. Помните, что умственное развитие происходит неравномерно и есть шанс развить интеллект и психоэмоциональную сферу ко взрослому состоянию. Но на преодоление умственного отставания даже в слабой форме могут уйти годы и надо быть готовым к этому.
Конечно, развитие умственно отсталых детей ежедневный кропотливый труд, который требует большой любви, терпения, самопожертвования. Родителям надо постоянно рассказывать ребенку о мире, взаимосвязи вещей, давать пищу для ума, побуждать пользоваться знанием на практике. Ученые считают, что ребенка с умственным отставанием нужно как можно больше удивлять – это пробуждает любознательность и желание познания. Не стоит даже задумываться о том, что ребенок не поймет – надо говорить с ним обо всем, рассказывать, почему происходит так, а не иначе, показывать.
Рассеянность внимания, неумение и неспособность концентрировать его на чем-то одном – одна из основных причин умственного отставания. Постоянно тренируя внимательность, побуждая его всеми способами в физиологические сроки (когда идет процесс формирования мозга – до 3-6 лет) можно восстановить нарушенные связи и привести к норме. Воспитание внимания настолько важно, что здесь действует правило – если ребенок чем-то занят, с ним ведутся занятия, он сосредоточился на игре – нельзя его отвлекать даже на еду, сон и прочее. Для детей с задержкой умственного развития крайне важно беречь формирующиеся сосредоточенность и концентрацию внимания.
Параллельно с развивающими занятиями полезно принимать препараты, укрепляющие нервную систему и стимулирующие ее развитие. С этой точки зрения полезны отвар двудомной крапивы, экстракт элеутерококка, маточное молочко, земляника, черника, витамины группы В.
Как развивается ребенок с умственной отсталостью? Как ставят это диагноз врачи-психиатры? Какие признаки умственной отсталости могут проявлять люди с разной ее степенью? Врач-психиатр подробно описывает историю пациента с умственной отсталостью в популярной книге о различных психических нарушениях.
Он всегда улыбался. Даже когда ему было больно, когда ему было грустно, улыбка не сходила с его лица. Порой это была испуганная улыбка, иногда - виноватая. Странно, но та же виноватость была в улыбке, когда у него заболел живот, и мы отправили его в хирургию с аппендицитом. Словно он просил ей прощения за отнятое у нас время. Хотя вряд ли он понимал в полной мере, что значит это слово - "время".
У него не было плоской переносицы и раскосых глаз, да и других особых признаков хромосомной болезни в нем не наблюдалось. Да, была внутриутробная . Родился он на седьмом месяце беременности, и почти два месяца врачи боролись за его жизнь.
Существует еще одна форма нарушений интеллектуального развития - педагогическая запущенность . Она возникает на фоне полноценных биологических возможностей головного мозга, но отсутствия достаточного воспитания и социализации. Такие проявления могут встречаться в неблагополучных семьях, ведущих маргинальный, асоциальный образ жизни.
В нашем клиническом примере у пациента наблюдалась близкая к умеренной степени умственная отсталость, которая усугубилась после полученной им травмы. У него не было никаких внешних проявлений расстройства, кроме преобладающей на лице улыбки. Вероятнее всего, это связано с неопределенным неблагоприятным воздействием на этапе внутриутробного развития или генетическими нарушениями, не отразившимися на функциях других органов и систем.
При воздействии дополнительных вредных факторов, например, черепно-мозговых травм, степень интеллектуального дефекта может усугубиться. Может быть и улучшение - при хорошей заботе и воспитании пациенты с легкой степенью умственной отсталости приспособлены для ведения полноценной социальной жизни: они заводят семьи, работают и практически неотличимы от других людей. Тяжелая и глубокая умственная отсталость, к сожалению, мало поддается коррекции, и такие пациенты нуждаются в помощи и уходе со стороны других людей.
Умственная отсталость у детей, симптомы которой начинают проявляться в возрасте около 3,5 лет, может быть вызвана различными причинами. Факторы возникновения патологии интеллектуального развития разнообразны, но чаще всего это:
- Органическое поражение мозга при родах.
- Детский церебральный паралич.
- Генетические нарушения обмена веществ.
- Синдром Дауна (транслокационный или трисомия по 21 паре хромосом).
- Нейроинфекция, повлекшая за собой обширное поражение нейронов (нейросифилис, туберкулезный менингит, вирусный энцефалит).
- Интоксикация тяжелыми металлами и прочими чужеродными веществами, особенно в раннем возрасте.
- Гидроцефалия.
- Эндокринопатии (нарушение деятельности щитовидной железы).
- Рубивирусная инфекция во время беременности (краснуха).
- Коматозные состояния, вызванные длительной гипоксией мозга.
При микроцефалии, пороке внутриутробного развития, уменьшен объем мозга, а, соответственно, снижено количество нейронов и связей между ними. Гидроцефалия - это отек мозга, сопровождающийся повышением давления внутри черепной коробки. Гидростатическое давление повреждает нейроны и также может приводить к умственной отсталости. Перенесенные инфекции центральной нервной системы в некоторых случаях отражаются на умственных способностях ребенка.
Признаки
Признаки умственной отсталости у детей заключаются в слабой способности к обучению, а также в отсутствии или ослаблении реакции ребенка на слова родителей, снижении памяти, логического мышления. Построение связей между событиями в жизни нарушено.
Восприятие информации затруднено, что связано с нарушением процессов запоминания, кратковременной и долговременной памяти. Речевые, поведенческие и гигиенические навыки недоразвиты. К школьному возрасту крайне тяжело осваивают навыки чтения, счета, а также письма.
Наблюдается отставание в умственном развитии, течение которого может прогрессировать, регрессировать или быть стабильным. Эмоциональная сфера у маленьких пациентов при этом, как правило, не задета, дети способны испытывать как негативные, так и позитивные эмоции. Способность к самообслуживанию зависит от степени умственной недостаточности отдельного ребенка. Выделяют несколько степеней умственных нарушений.
Легкая степень умственной отсталости
Легкая степень умственной отсталости (код F70 по МКБ-10). Такие дети характеризуются сохраненной способностью к обучению, но сниженным потенциалом памяти по сравнению со здоровыми детьми. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости может неправильно оценивать поступки и чувства других людей, что делает болезнь похожей на синдром Аспергера.
Дети испытывают проблемы в социальных навыках (общении, играх с другими детьми) и чувствуют свою неполноценность, они зависимы от родителей. Правильный подход педагога в обучении такого ребенка улучшит прогноз заболевания. Легкая умственная отсталость, симптомы которой не мешают обучению самообслуживанию, поддается корректировке в спецшколах 8 вида.
В результате чего вырастающие дети при достижении взрослого возраста способны к работе и овладению простейшими навыками ведения домашнего хозяйства, письма. Им доступен физический труд и монотонная работа без необходимости принятия решений. По достижению 18-летия государство выдает таким пациентам жилье.
Умеренная умственная отсталость
Умеренная умственная отсталость (F71 по МКБ-10) характеризуется меньшей независимостью от помощи других людей, чем при легкой степени. Однако социальные навыки при соответствующей корректировке также прививаются, хоть дети и сохраняют зависимость от родителей и опекунов.
Во взрослом возрасте способны к труду, преимущественно, физическому, не требующему сложного координирования действий. Признаки умственной отсталости у взрослых пациентов: некоторая заторможенность мыслительных процессов, медлительность в движениях, отсутствие критичности мышления.
Тяжелая степень отсталости
При тяжелой степени (шифр МКБ: F72) речь пациента ограничивается парой десятков слов для выражения собственных потребностей. Имеются также двигательные нарушения, походка дискоординирована. Процесс запоминания окружающих предметов затруднен и требует многократного повторения. Прививаются навыки счета видимых предметов. По достижению взрослого возраста люди не способны полностью нести ответственность за себя и нуждаются в опеке, обеспечиваемой психоневрологическими интернатами.
Глубокая умственная недостаточность (F73) может проявляться тяжелыми двигательными нарушениями. Пациенты отстают в физическом развитии, речь их не сформирована. Дети часто страдают энурезом. Во взрослом возрасте опеку таких больных осуществляют психоневрологические интернаты.
Диагностика
Умственная отсталость, симптомы которой схожи с признаками других заболеваний психо-интеллектуальной сферы, нуждается в дифференциальной диагностике с такими заболеваниями, как:
- синдром Аспергера;
- социопедагогическая запущенность (синдром Маугли) и интенсивные психотравмы;
- печеночная энцефалопатия.
Как определить умственную отсталость у ребенка? Врачи психоневрологи используют различные методики для проверки интеллектуальных способностей ребенка: оценку бытовых навыков, социальной адаптации. Изучается анамнез беременности ( , краснуха у матери), перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм.
Проводится тест на умственную отсталость (IQ), определяющий коэффициент интеллекта в баллах. Осуществляется оценка восприятия ребенком художественных образов на картинках, способности к обучению, в т.ч. к счету и речи, состояния психического развития ребенка. Анализируется степень координированности движений.