Контакты

Разновидности, формы и особенности православных крестов. Распятие (Крест) - обозначение символов

Во время Крещения каждому человеку одевается нательный крест. Всю оставшуюся жизнь его необходимо носить на груди. Верующие люди отмечают, что крестик не является талисманом или крашением. Это символ приверженности к православной вере и Богу. Он помогает в трудностях и бедах, укрепляет дух. При ношении крестика главное - поминать его смысл. Надевая его, человек обещает стойко переносить все испытания и жить по Божьим заповедям.

Стоит отметить, что нательный крестик считается признаком того, что человек верующий. Те, кто к церкви не присоединились, то есть, не были крещенными, носить его не должны. Также, согласно церковной традиции, поверх одежды носить его могут только священники (одевают поверх рясы). Все остальным верующим это не позволяется и считается, что те, кто носит его поверх одежды, хвастаются своей верой и выставляют ее напоказ. А христианину не подобает такое проявление гордыни. Также верующим не позволяется носить крестик в ухе, на браслете, в кармане или на сумке. Некоторые люди утверждают, что четырехконечные кресты могут носить только католики, якобы православным это запрещено. На самом деле данное утверждение ложное. Православная церковь признает сегодня разные виды крестов (фото 1).

Это означает, что православные могут носить крестик четырехконечный, восьмиконечный. На нем может быть изображено распятие Спасителя, а может и не быть. Но, чего стоит избегать православному христианину, так это изображение распятия с очень предельным реализмом. То есть, подробностями крестных страданий, провисающим телом Христа. Такое изображение характерно именно для католицизма (фото 2).

Также стоит отметить, что материал, из которого изготавливается крестик может быть абсолютно любым. Все зависит от пожелания человека. Например, некоторым людям не подходит серебро, поскольку оно не теле сразу чернеет. Им тогда от такого материала лучше отказать и сделать выбор в пользу, например, золота. Кроме того, церковь не запрещает носить крестики больших размеров, инкрустированных дорогими камнями. Но, обратно же, некоторые верующие считают, что такая демонстрация роскоши совсем не совместима с верой (фото 3).

Крестик нужно освятить в церкви, если он был куплен в ювелирном магазине. Обычно освящение занимает пару минут. Если же он покупается в лавке, которая работает при церкви, то об этом беспокоиться не стоит, он будет уже освященным. Также церковь не запрещает носить крестики, которые достались в наследство от умершего родственника. Не нужно боятся того, что таким образом он "унаследует" судьбу своего родственника. В христианской вере нет представления о неотвратимой судьбе (фото 4).

Итак, как уже сказано, католическая церковь признает только четырехконечную форму креста. Православная, в свою очередь, более снисходительная и признает шестиконечную, четырехконечную и восьмиконечную формы. При этом считается, что более правильная форма, все же восьмиконечная, с двумя дополнительными перегородками. Одна должна быть в изголовье, а вторая для ног (фото 5).

Маленьким детям лучше не покупать крестики нательные с камнями. В таком возрасте они все пытаются попробовать, могут откусить камешек и глотнуть его. Мы уже отметили, что не обязательно на крестике должен быть Спаситель. Также православный крестик от католического отличается количеством гвоздей для ног и рук. Так, в символе веры католическом их три, а в православном - четыре (фото 6).

Отметим, на крестике помимо распятого Спасителя может изображаться лик Богородицы, образ Христа Вседержителя. Также могут изображаться различные орнаменты. Все это не противоречит вере (фото 7).

Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Маке­донии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда — ви­новных в совершении особо тяжких преступлений, чтобы показательно их унизить.

Первые казни на кресте отмечены в Риме при Тарквинии Великолепном, последнем из семи царей. Эта практика пришла в Рим от карфагенян, которые переняли ее у финикийцев.Римских сенаторов и судей обвини­ли в «преступлении» за то, что они при­говорили к распятию римских граждан. Вспомним, как Цицерон гневно упрекал Верреса, когда тот, будучи на­местником на Сицилии, приговорил к кресту римского гражданина. Считает­ся, что иудеи стали применять распятие во времена правления царя Ирода.

Крест мог состоять из двух, трех, иногда даже четырех перекладин и при­нимать самые разные формы: Т-образ­ную, Х-образную, У-образную. Первая разновидность — перевернутый крест — позволяла распинать человека вниз го­ловой, так казнили бунтовщиков. Именно так распяли апостола Петра по его собственной просьбе: он посчитал себя недостойным быть распятым, как Христос. Император Нерон удовлетво­рил его просьбу, но другим мученикам отказал.

По мнению отдельных историков, практи­ка распятия вниз головой родилась по чи­сто техническим причинам. «Во влажную землю крест приходилось втыкать глубо­ко, так что горизонтальная балка оказы­валась близко к земле, и один из ее концов, в зависимости от того, куда кре­нился крест, заостряли. Так достигалась максимальная устойчивость, и жертву распинали головой вниз».

Х-образный крест прозвали крестом святого Андрея по имени мученика Ан­дрея, брата апостола Петра и ученика Иоанна Крестителя. Когда он очутился подле креста, то снял всю одежду и от­дал палачу. Ему не стали прибивать ру­ки и ноги гвоздями, а привязали их веревками, чтобы пытка продлилась доль­ше. Он прожил после распятия два дня.

В Риме, Греции и на Востоке пригово­ренного к распятию сначала бичевали кнутом, а потом заставляли нести крест к месту казни. Точнее говоря, он нес «патибулум» (patibulum) — верхнюю горизон­тальную балку креста, тогда как «ствол» (stips) к приходу приговоренного и пала­чей уже торчал из земли. Бесчисленные картины, изображающие шествующего на Голгофу Христа с крестом на плечах, искажают реалии того времени .

На месте казни осужденного привя­зывали к кресту веревками, но чаще прибивали гвоздями. В первом случае человеку разводили руки, крепили их к патибулуму, потом с помощью веревки и блока поднимали наверх и фиксировали.

Когда приговоренного прибивали гвоздями, действовали так же: сначала прибивали к патибулуму руки, затем подвешивали и прибивали ноги. Случа­лось, что казнимого прибивали к кре­сту, лежащему на земле, потом крест поднимали и вставляли в заранее при­готовленную яму. Гвозди никогда не за­бивали в ладони — они бы разорвались под тяжестью тела.

Гвозди вгоняли в запястья двумя способами. Опытный палач забивал длинный гвоздь в окруженную костями точку, которую современные анатомы называют «пространством Дестота». Остриё пронзало её, не повреждая ко­стей, разве что разрывая медианный нерв, в результате чего большой палец прижимался к ладони. Менее ловкий палач ограничивался тем, что загонял гвоздь между лучевой и локтевой костя­ми. Но в обоих случаях крепление ока­зывалось весьма прочным.

Ноги прибивали разными способа­ми. Их могли крепить, забивая гвоздь в каждую, накладывать одну на другую или разводить в стороны при так назы­ваемом «четырехугольном» распятии. Для лучшей надёжности крепления, гвозди, как правило, прибивались через деревянную шайбу.

Деревянная шайба (реставрация по археологическим раскопкам)

В Римской империи существовал особый способ, когда сведенные вместе ноги располагали боком, так что гвоздь пронзал обе пятки, отчего у осужденно­го скручивало все тело.

В любом случае, каким бы ни был способ прибивания, никакой опоры для ног, столь часто изображаемой на рели­ гиозных картинах, не было и в помине.

Подобная опора противоречила бы самому смыслу казни. Ведь на кресте умирали не от голода и жажды, как ду­мают многие, и не от потери крови, а от удушья. Распятый мог дышать, только если приподнимался на руках, но гвозди причиняли ему сильную боль, мышцы сводило судорогой, и он не мог выдох­нуть воздух, наполнявший грудную клетку. Этот феномен отмечен и очень точно описан выжившими узниками концлагерей, присутствовавшими при распятиях. Для усиления асфиксии к ногам самых крепких распинаемых при­вязывали тяжелые камни, чтобы обеспе­чить полную неподвижность рук и ли­шить человека возможности дышать.

В древности только иудеи смягчали казнь: на закате распятым ломали ноги, чтобы ускорить асфиксию. Иудейский закон требовал подносить осужденному питье, притупляющее чувствительность к боли. Вспомним, что Христу предла­гали такое питье: вино с опиатом перед распятием и уксус после распятия.

Тела казненных висели на крестах до тех пор, пока к ним не слетались стер­вятники.

Тела мятежников висели до полного разложения. Так случалось после каждой «войны рабов» — трех крупных восста­ний, с трудом подавленных Римом. За победой следовала ужасная бойня и тыся­чи распятий. Два первых бунта вспыхну­ли на Сицилии, соответственно за полто­ра и за век до христианской эры. После третьего — самого знаменитого — под предводительством Спартака в 73 году до новой эры более шести тысяч мятежников при­говорили к распятию. Кресты стояли вдоль всей дороги из Капуи до Рима.

Когда приговор был «законным», как, например, в суде над Христом, вла­сти разрешали родственникам и друзьям казненного отдать ему послед­ний долг после официальной констата­ции смерти. Удар копьем в бок, по римскому законодательству, служил подтверждением наступившей смерти. Вопреки расхожему мнению, этот удар никогда не добивал распятого и не уси­ливал его страданий.

Самую большую дань этому орудию казни заплатили не восставшие рабы, бунтовщики и опасные преступники, а христиане. За триста с лишним лет вслед за апостолами на кресте было распято множество христиан, не пожелавших отречься от новой веры. При императо­ре Траяне в Иерусалиме распяли святого Симеона. Святую Юлию распяли в Кар­фагене. Людей тысячами распинали во всех средиземноморских странах.

Вспомним Нерона, находившего удовольствие в обмазывании жертв смо­лой, чтобы добавить к страданиям на кресте пытку огнем. Осужденных рим­скими магистратами на распятие часто пытали до казни. Все современные исследователи истории древнего мира едины во мнении, что число жертв во времена правления Септима Сурового, Каракаллы, Гелиогабала, Максимина и особенно Диоклетиана, Деция и Доми­циана было огромным. С приходом христианских императоров распятие отменили в память о страстях Христо­вых. С тех пор символ креста приобрел культовый характер, как в греческих, так и в латинских литургиях. Крест и распятие заняли важное место в католических ритуалах и церемониях. Крест, некогда бывший орудием казни, стал символом воскресения.

Применение распятия к преступни­кам в Европе стало восприниматься как богохульство, но в Азии и на Востоке этот метод казни сохранялся. Французский писатель и путешественник Жан-Пьер Оскар Кометтан в книге «Неизвестная цивилиза­ция» пишет, что в XIX веке в Японии «су­дьи все еще приговаривали к распятию». Надо сказать, что и Европа, несмотря на все свое христианство, не раз еще возвра­щалась к варварской практике распятия.

Случаи распятий были отмечены во время Вандейской войны в конце XVIII века во Франции: так поступали республиканские солдаты, наказывая жителей городов Машкуль и Сен-Флоран, давших сигнал к восстанию в 1793 году. Людей распина­ли и в Испании во время наполеонов­ской кампании.

В СССР нацисты каз­нили на кресте партизан и евреев. Итальянский писатель Курицио Малапарте в своём знаменитом романе «Шкура» рассказывает о встрече с распятыми на кресте. «Крик ужаса застрял у меня в горле. Это были распятые люди. Они были прибиты к стволам деревьев. Кто-то уронил голову на плечи, кто-то на грудь, кто-то подни­мал глаза к небу, глядя на молодой месяц. Почти все были в черных еврейских пла­щах на голое тело, их кожа блестела в мягком лунном свете…». «Распятые молчали, я слышал их дыхание. Я слышал глухой хрип, вырывавшийся из горла, чувствовал на себе тяжелые взгля­ды, их глаза обжигали огнем мое лицо, за­литое слезами, капавшими на грудь…». «Если есть в тебе жалость, убей меня! Выстрели мне в голову, — кричал один из распятых. — Выстрели мне в голову, сжалься надо мной! Убей меня, о-о-о, убей меня из любви к Господу!».

В конце XIX века распятие по-прежнему существовало в Бирме и Северной Аф­рике, в частности в Марокко. В 1892 го­ду, то есть через два года после того, как в США начали «обрабатывать современ­ным способом» приговоренных к смерт­ной казни марокканцев, сажая их на электрический стул, на большой площа­ди в Марракеше публика собралась, чтобы поприсутствовать на распятии каида Хабура. Эта казнь под музыку ста­ла поводом для трехдневных праз­днеств, после чего труп разорвали на мелкие кусочки и бросили собакам. В заключение добавим, что вплоть до 80-х годов ХХ века распятие фигурировало в уголовном кодексе Северного Йемена в качестве законной формы высшей ме­ры наказания. Однако стоит отметить, что приговоренный мог быть распят только после того, как его казнят со­гласно вынесенному вердикту — через расстрел или отрубание головы.

В Судане все обстояло иначе: распя­тие живьем было предусмотрено за престу­пления хадда, то есть против Бога.

По крайней мере, до 90-х годов ХХ века в шести стра­нах, живущих по законам ислама, мож­но было на законном основании казнить лю­дей на кресте, распиная их живыми. Речь идет о Судане, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Мавритании, Пакистане и Сау­довской Аравии.

Литература:

М. Монестье. Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времён до наших дней. Перевод с французского.- М.: ИД «Флюид», 2008

В католической и православной традиции крест является великой святыней в меру того, что именно на нем Пречистый Агнец Божий Господь Иисус Христос притерпел мучения и смерть для спасения человеческого рода. Кроме крестов, венчающих православные храмы и католические костелы, существуют и нательные распятия, которые верующие люди носят у себя на груди.


Существует сразу нескольких отличий нательных православных крестов от католических, которые сформировались в течение нескольких столетий.


В древней христианской Церкви первых веков форма креста преимущественно была четырехконечной (с одной центральной горизонтальной перекладиной). Такие формы креста и его изображения находились в катакомбах во времена гонений на христиан со стороны римских языческих властей. Четырехконечная форма креста и поныне остается в католической традиции. Православный крест чаще всего являет собой восьмиконечное распятие, на котором верхняя перекладина - табличка, на которой была прибита надпись: "Иисус Назарянин Царь Иудейский", а нижняя скошенная перекладина свидетельствует о раскаянии разбойника. Такая символичная форма православного креста указывает на высокую духовность покаяния, сподобляющего человека царства небесного, а также сердечного ожесточения и гордости, влекущей за собой вечную смерть.


Кроме этого, в можно встретить и шестиконечные формы креста. В данном виде распятия кроме основной центральной горизонтальной имеет место и нижняя скошенная перекладина (иногда встречаются шестиконечные кресты с верхней прямой перекладиной).


К другим отличиям относят изображения Спасителя на кресте. На православных распятиях Иисус Христос изображен Богом, победившим смерть. Иногда на кресте или же иконах крестных страданий Христос изображен живым. Такое изображение Спасителя свидетельствует о победе Господом смерти и спасении человечества, говорит о чуде воскресения, последовавшем после телесной смерти Христа.



Католические кресты более реалистичны. На них изображен Христос, умерший после страшных мук. Зачастую на католических распятиях руки Спасителя провисают под тяжестью тела. Иногда можно видеть, что пальцы Господа согнуты как бы в кулак, что является правдоподобным отображением следствия вбитых в кисти гвоздей (на православных крестах ладони Христа расскрыты). Часто на католических крестах можно увидеть кровь на теле Господа. Все это акцентирует внимание на страшных муках и смерти, которую претерпел Христос для спасения человека.



Можно отметить и другие отличия православных и католических крестов. Так, на православных распятиях ноги Христа прибиты двумя гвоздями, у католических - одним (хотя в некоторых монашеских католических орденах до XIII века встречались кресты с четырьмя гвоздями вместо трех).


Имеются различия православных и католических крестов и в надписи на верхней табличке. "Иисус Назарянин Царь Иудейский" на католических крестах абривиатурой на латинский манер - INRI. У православных крестов надпись - IHЦI. На православных крестах на нимбе Спасителя надписание греческих букв, обозначающих слово "Сущий":



Также на православных крестах часто есть надписания "НИКА" (обозначает победу Иисуса Христа), "Царь Славы", "Сын Божий".

КРЕСТ РАСПЯТИЯ Эта форма креста возникла не вместе с Христианством. Она была известна и употреблялась в мистических целях за тысячелетия до нашей эры. Она была неотъемлемой частью различных Ритуалов, в Египте и Греции, в Вавилоне и Индии, а также в Китае, Мексике и Перу. Это космический, а также и физиологический (или фаллический) символ. Что он существовал у всех "языческих" народов, засвидетельствовано Тертуллианом. "Чем Афинская Минерва отличается от основной части креста?" он спрашивает. "Происхождение ваших богов берет начало от фигур, созданных по образцу креста. Все эти ряды образов на ваших знаменах суть добавления к крестам; эти подвески на ваших хоругвях являются внешним покровом крестов." И пылкий поборник был прав. Тау или Т есть самая древняя из всех форм, и крест, или тат (см.) - столь же древний. Крукс ансата, крест с рукояткой, имеется в руках почти каждого бога, включая Ваала и финикийскую Астарту. Croix cramponnee есть индийская Свастика. Его выкопали из самых нижних оснований древнего города Трои и он появляется на древних реликвиях этрусков и халдеев. Как указывает м-с Джемисон: "Анкх Египта был костылем Св. Антония и крестом Св. Филипа. Лабарум Константина... задолго до того служил эмблемой в Этрурии. Знаком Озириса был Лабарум; Гор иногда представлен с длинным латинским крестом. Греческий нагрудный крест является египетским. Отцы Церкви называли его "изобретением дьявола до появления Христа" ...Крукс ансата находим на древних монетах Тарса, так же как мальтийский крест - на груди ассирийского царя. ...Крест Распятия, столь обычный в Европе, встречается на груди мумий. ...Он висел на шее священных Змиев в Египте. ...Странные азиатские племена, приносящие дань в Египет, Знамениты своими одеяниями, усыпанными крестами, и сэр Гарднер Уилкинсон датирует это изображение 1 500 годом до Р.Х." Наконец, и "Тифон, Дьявол, прикован крестом!" ("Eg. Belief and Mod. Thought").

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

В Книге Иисуса Навина , если прочесть ее на арабском языке, и в Таргуме Ионафана сказано: «А Царя Гайского он распял на Древе».

«Перевод семидесяти толковников останавливается перед двойным словом или крестом. (Wordsworth об Иисусе Навине)........ самое странное выражение этого порядка содержится в Книге Чисел (XXV, 4), где оно читается по Onkelos [?], как: «Распниих перед Господом (Иеговою) против солнца». Здесь слово צקי означает пригвоздить, правильно переданное (Фюрст) Вульгатой, как распинать. Само построение этой фразы мистично» .

Так оно и есть, но дух этой фразы всегда был плохо понят. «Распять перед (не против) Солнцем» есть фраза, употреблявшаяся при Посвящении. Она пришла из Египта, но ее начало в Индии. Тайна может быть разгадана лишь через поиски ее ключа в Мистериях Посвящения. В Египте Посвященный Адепт, успешно прошедший через все испытания, не пригвождался, но просто привязывался на ложе, в форме Тау, а в Индии в форме Свастики, без четырех добавочных продлений, (+ не), затем его погружали в глубокий сон – «Сон Силоама», как посейчас называется этот сон среди Посвященных в Малой Азии, в Сирии и даже в верхнем Египте. Его оставляли в этом состоянии три дня и три ночи, и в течение этого времени его Духовное Ego, как утверждалось, «собеседовало» с «Богами», сходило в Гадес, Аменти или Паталу – смотря по стране – совершая дела милосердия среди невидимых Существ, безразлично, будь-то души людей или стихийные духи; при чем тело его все время оставалось в храмовом святилище или подземной пещере. В Египте тело помещалось в Саркофаге, в Покое Царя, в Пирамиде Хеопса и переносилось во время ночи, приближающегося третьего дня, ко входу галереи, где в известный час лучи восходящего солнца падали прямо на лицо, погруженного в транс кандидата, который просыпался, чтобы быть посвященным Озирисом и Тотом, Богом Мудрости.

Пусть читатель, сомневающийся в этом утверждении, изучит еврейские оригиналы, прежде чем отрицать. Пусть он обратит внимание на наиболее показательные египетские барельефы. Особенно на один из находящихся в храме в Филах, изображающий сцену Посвящения. Два Бога-Иерофанта, один с головою ястреба (Солнце), другой с головою Ибиса (Меркурий, Тот, Бог Мудрости и Оккультного Знания, сподвижник Озириса-Солнца), стоят над телом только что посвященного кандидата. Они льют на его голову двойную струю «воды» (Воды Жизни и Нового рождения), при чем струи пересекаются в форме креста и полны малых крестов – Тау. Это аллегория пробуждения кандидата, который отныне становится Посвященным, когда лучи утреннего Солнца, Озириса, ударяют ему в темя; его тело, находящееся в трансе, помещено на деревянном Тау так, чтобы получить эти лучи. Затем появлялись Иерофанты Посвящающие и произносились священные слова, видимо обращенные к Солнцу-Озирису, в действительности же, к внутреннему Духу-Солнцу, озаряющему вновь рожденного человека.

Пусть читатель поразмыслит над связью Солнца с крестом от самых древнейших времен в его двояком значении, мощи зарождающей и духовно возрождающей. Пусть он исследует гробницу Бэт-Оксли в царствовании Рамзеса II, где он найдет кресты во всех видах и положениях, также на троне этого повелителя и, наконец, на фрагменте, изображающем поклонение Бакхан-Алэарэ и находившемся в зале предков Тутмеса III, сохраняемом теперь в Национальной Библиотеке Парижа. В этой замечательной скульптуре и росписи виден диск Солнца, излучающий свои лучи на крест с кругом, в виде рукояти, помещенный над крестом, точными копиями которого являются кресты Голгофы. Древние Манускрипты упоминают их, как «жестокие ложа тех, кто находились в [духовных] трудах, в действии, которое давало им рождение». Множество подобных крестообразных «лож», на которых помещался и скрывался кандидат, погруженный в смертоподобный транс, при окончании своего высочайшего Посвящения, были найдены в подземных помещениях египетских храмов после их разрушения.

< ... >

«Теоретическое употребление распятия должно было тогда иметь некоторое касание с олицетворением этого символа [построения Сада Рая, символизированного распятым человеком]. Но какое? И что именно изображающее? Символ этот был символом начала измерений, изображающим творящий закон или план. Что на самом деле могло практически означать настоящее распятие, что касается до человечества? Между тем, тот факт, что он рассматривался, как образ какого-то таинственного действия той же самой системы, ясно из самого факта пользованияим. Таинственное действо этих числовых величин кажется все более и более глубоким – [символ отношения, существующего между 113:355 с 20612:6561 представлен, распятым человеком]. Они явлены действующими не только в Космосе, но.... по симпатии, они видимо вырабатывают условия, относящиеся к невидимому и духовному миру, и пророки, по-видимому, знали об этих связующих звеньях. Размышление должно еще углубиться, если принять в соображение, что мощь точного выражения закона посредством чисел, ясно определяющих систему, не была случайностью языка, но была самой сущностью его и его первичного органического построения; потому ни язык, ни математическая система, связанные с ним, не могли быть изобретением человека, если только и то и другое не было основано на прежнем языке, вышедшем впоследствии из употребления ».

Автор доказывает эти пункты в дальнейших разъяснениях и открывает тайный смысл нескольких повествований, взятых в их мертвой букве, доказывая, что вероятно שיא, человек, было изначальным словом:

«Самым первым словом во владении евреев, кто бы они ни были, чтобы передать посредством звука представление о человеке. Основанием этого слова от начала было 113 [числовое значение этого слова] и носило в себе элементы космической проявленной системы» .

Это доказывается индусским Виттоба, аспектом Вишну, как уже было указано. Образ Виттобы, даже до знаков гвоздей на ногах , есть образ распятого Иисуса во всех деталях, исключая креста. Что этим предполагался человек, доказывается еще тем фактом, что Посвящаемый возрождался после своего распятия на Древе Жизни. Это «Древо» теперь стало экзотерически – вследствие употребления его римлянами, как орудия пытки и невежества ранних христианских изобретателей – древом смерти!

Итак, одно из семи эзотерических значений, которое подразумевалось под тайной распятия мистиками, изобретателями этой системы – разработка и принятие которого должно быть отнесено к самому началу установления Мистерий – раскрывается в геометрических символах, содержащих историю эволюции человека.

< ... >

Первоначальная идея «распятого человека» в пространстве, конечно, принадлежит индусам. Мур доказывает это в своем «Индусском Пантеоне», в гравюре, изображающей Виттобу. Платон принял ее в своем равноконечном кресте в пространстве, «второй Бог, запечатлевший себя во Вселенной в форме креста»; также и Кришна представлен «распятым» . Также это повторено в Ветхом Завете в любопытном предписании распинать людей перед Господом, Солнцем, – что есть вовсе не пророчество, но имеет прямое фаллическое значение. В этом самом труде, полном намеков на каббалистические значения, мы читаем следующее:

«В символе, головки гвоздей креста имеют форму прочной пирамиды, а самый стержень гвоздей форму суживающегося квадрата, оканчивающегося в виде обелиска или же фаллической эмблемы. Принимая во внимание положение трех гвоздей, прикрепляющих конечности человека к кресту, мы видим, что они образуют фигуру треугольника по одному гвоздю на каждом углу треугольника. Раны или стигматы на конечностях, конечно, числом четыре и обозначают квадрат ..... Три гвоздя, с тремя ранами, составляют число шесть, означающее шесть плоскостей развернутого куба [что образует крест или форму человека, или семь, считая три горизонтальных и четыре вертикальных квадрата] на котором помещается человек; и это, в свою очередь, указывает на измерение окружности, перенесенное на края куба. Одна рана ног разделяется на две, когда ноги разъединены, вместе составляя в общем три, и четыре при разъединении или же семь в совокупности – еще одно и весьма священное [у евреев] женское основное число» .

Таким образом, тогда как фаллическое или половое значение «гвоздей распятия» доказано путем геометрического и числового толкования, мистическое значение распятия приведено выше в кратких замечаниях на это в связи с его отношением к Прометею. Прометей еще другая жертва, ибо он распят на Кресте Любви, на скале человеческих страстей, он жертва в силу своей преданности идее развития духовного элемента в Человечестве.

Итак, изначальная система, двойной глиф, заключающийся в идее креста, не есть «человеческое изобретение», ибо Космическая Мыслеоснова и духовное представление Божественного Ego – человека, лежат в основании его. Позднее это расширилось в прекрасную идею, принятую и воспроизведенную в Мистериях, идею возрожденного человека, смертного, который, путем распятия плотского человека и его страстей на Прокрустовом ложе пыток, возрождался и становился бессмертным. Оставив позади тело животного человека, привязанного к кресту Посвящения, как пустую куколку, Ego -Душа становилась свободной, как бабочка. Но позднее, вследствие постепенной потери духовности, крест в космогонии и антропологии стал лишь фаллическим символом.

Во времена римского владычества распятие считалось самой позорной и мучительной казнью. Однако Христос, проливший Свою кровь и принявший мучение на Кресте во искупление грехов всего рода человеческого, превратил тем самым крест в символ спасения и вечной жизни (Мф. XXVII, 31-56; Мк. XV, 20-41; Лк. XXIII, 26-49; Ин. XIX, 16-37). И в то же время, только Крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу умереть с распростертыми руками, призывающими "все концы земли" (кстати, раскрытые ладони - признак именно православного варианта Распятия, но об этом ниже).

Почему Крест восьмиконечный? Что означают малая верхняя и косая нижняя перекладины? Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано "Иисус Назарянин Царь Иудейский" (Ин. XIX, 19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина - подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя. Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Сокращение "ГГ" как раз и означает "гора Голгофа", а "МЛБР" - "место лобное рай бысть". В символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. По преданию на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек Адам. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы..." . "ГА" - глава Адама. Буквы "К" и "Т" слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. "Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его" (Ин. XIX, 34). "Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. XIX, 34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия - по сторонам большей перекладины. "Солнце преложися во тму, и луна в кровь претворися..." .

Иисус изображается с кресчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие "истинно Сущий", как Бог сказал Моисею "Аз есмь Сый" (Я есть Сущий) (Исх. III, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения - титлами, имя Спасителя "IC XC" - Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: "НИКА" (греч. - Победитель).

Интересно сравнить и различия в изображении Распятия в западной (католической) и восточной (православной) церкви. Католическое Распятие часто предельно исторично, натуралистично. Распятый изображается провисшим на руках, Распятие передает мученические страдания и крестную смерть Христа. Начиная с XV в. в Европе широко распространяются откровения Бригитты Шведской (1303-1373), которой открылось, что "...когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты... Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты...". В Распятии работы Грюневальда (Матиса Нитхардта) (см. илл.) воплотились откровения Бригитты.

Древнерусские образы Распятия строги, даже скупы в проявлении чувств. Христос изображается не только Живым, Воскресшим, но и Царствующим Спасителем и Вседержителем. Христос - Царь Славы, Христос - Победитель держит и призывает в Свои объятия всю Вселенную. Именно поэтому Иисус на православном Распятии изображается обязательно с раскрытыми ладонями. Пришедшие к началу XVII в. с запада сюжетные мотивы католического Распятия вызвали бурные обсуждения и вскоре были осуждены. Еще одно отличие католического Распятия - скрещенные и пробитые одним гвоздем обе ступни Спасителя. В православном распятии каждая нога пригвождена отдельно своим гвоздем. Если Христос распят на трех вместо четырех гвоздях, то с уверенностью можно сказать, что перед Вами католическое Распятие.

Большие многофигурные композиции Распятия - тема для отдельного рассмотрения. Можно упомянуть только о некоторых вариантах изображения. Распятию предстоят чаще всего Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции - т. н. "Распятие с разбойниками", в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа - два разбойника, один с опущенной головой, другой - с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.

"Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения" - свидетельствует 73-е правило Трульского собора (691 г.). Каждый, с верой взирающий на Крест, получает спасение и защиту.
Крест вздымается от земли в небо. Это мост, соединяющий землю с Царствием Небесным. Человек может подняться от своей земной греховной, суетной, тщеславной жизни в это Царствие, в вечность. Поднимут человека вера и Новый Завет с Богом.

Понравилась статья? Поделитесь ей