Контакты

Ораторами рождаются или становятся. Лидером рождаются или становятся

Обзор материала

Обзор материала

«Сам по себе интеллект никого не сделал счастливым…

Ребёнок это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь» .

Каждый ребенок по-своему неповторим. Сколько детей – столько и способностей, которые зависят от психолого-физиологичных особенностей человека, социального окружения, семьи, учебного заведения. Но если для ребенка не создать специальные условия, одаренность его в большинстве случаев угаснет.

Ученики, педагоги, психологи, работают над проблемой одаренности. Биологи пытаются выделить ген гениальности, психологи и социологи изобретают тысячи тестов для определения ярких способных детей. И все-таки пока остается тайной ответ на вопрос: почему одному человеку дается многое, а другой становится аутсайдером. Сегодня мы говорим о способностях, одаренности и таланте, гениальности, поэтому стоит разобраться в этих понятиях.

Программа «Творческие. Способные. Одаренные» особенно актуальна для учащихся моего гимназического класса. Я занималась изучением этой темы и программы.

В педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

«Вундеркинд» буквально – «чудесный ребенок». Как правило, дошкольного или младшего школьного возраста, с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с двух-трех лет освоение чтения и счета, выбор сложной деятельности по собственному желанию. «Способный» - в толковом словаре В. Даля определяется как годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный; в толковом словаре С. Ожегова «способность» это природная одарённость, талантливость. Однако считать способности врожденными, данными от природы является ошибкой - врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе жизнедеятельности человека, вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым кинорежиссёром, актёром, журналистом, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера деятельности, от условий жизни, окружающих людей и многих других факторов и нюансов отдельной личности.

Одаренный ребенок – это такой ребенок, который выделяется среди сверстников яркими, очевидными, а иногда выдающимися способностями в определенном виде деятельности.

Мы часто слышим слово «креативность» и путаем его с понятием «одарённости». «Креативность» (от английского слова «creativity») - уровень способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность - это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир. Креативность, способность к творчеству может развиваться не зависимо от врождённых задатков. Если ребёнок видит рядом творческих взрослых, не только родителей, то он может развить в себе креативные способности.

Способности – индивидуальные особенности, которые дают возможность при благоприятных условиях более успешно овладеть той или другой деятельностью, решать определенные задания.

Талант – система качеств, особенностей, которая дает возможность личности достичь выдающихся успехов в осуществлении творческой деятельности.

Гениальность – наивысшая степень развития одаренности человека во многих отраслях деятельности, которая может опережать опыт человечества на несколько поколений и потому часто становится признанной лишь потомками гения.

Что же собою представляет одаренный ребенок?

По одной из теорий для одаренного ребенка характерно:

    Они обучаются всему быстро. В сравнении со сверстниками они быстрее впитывают знания, связанные с той областью, в которой их способности выявлены наиболее ярко, и желают комментировать эти знания.

    Они хотят развивать дальше полученные ими знания: задают вопросы, связанные с пройденной темой, и намерены продолжать ее, т.е. желают развития приобретенных на уроке знаний. Если не поддерживать эти способности, то со временем они утрачиваются. Т.о., ученик, который в начальных классах жаждет развития своих способностей, к окончанию школы может потерять к ним всяческий интерес.

    Они получают удовлетворение от беседы со взрослыми людьми и часто предпочитают друзей из числа взрослых. Особенно они любят беседовать с учителями или взрослыми людьми на научные темы.

    Они обладают аналитической способностью и умением формулировать свои мысли.

    Они обладают огромной умственной энергией и постоянным желанием действовать.

    Они могут быть как подвижными и активными, так и замкнутыми и спокойно живущими людьми.

    Они улавливают мельчайшие детали в рассказанной теме.

    Они учатся не ради родителей, учителей, а ради утоления своего сильного желания учиться.

    Они любознательны и постоянно спрашивают: Как? Почему?

    Они обладают достаточно емкой памятью для хранения знаний.

    Они легко понимают сложные вещи и события.

    Доминирование познавательной мотивации

    Исследовательская творческая активность

    Получение оригинальных решений

    Способность прогнозировать

Надо сказать, что сейчас большинство учителей уже не судят о способностях школьников по успеваемости. Оценки типа очень способный, мог бы отлично учиться, да ленится часто можно слышать в школе. Однако представление о том, что одаренный - это тот, кто быстро и хорошо соображает, было в свое время у большинства учителей. Ученик с большими математическими способностями может показывать средний уровень на уроках гуманитарного профиля. А ученик с ярким талантом художника может не справляться с уроками естествознания.

Ярчайшие тому примеры, вероятно, известны вам: Альберт Эйнштейн был весьма посредственным учеником в гимназии. Кстати, и потом, став взрослым, он не поражал собеседников чем-то чрезвычайным, особым сверканием ума, что мы привыкли считать одаренностью.

Чарлза Дарвина в детстве все учителя считали тупым и предрекали ему самое незавидное будущее.

Эдисон, так и не сумевший адаптироваться к школе, получил домашнее образование от своей матери, которая была опытной учительницей.

То же и с художественными гениями. Маленький Пушкин совсем не казался сколько-нибудь замечательным мальчиком и раздражал мать своей неуклюжестью. Куда ярче смотрелся живой, веселый, забавный Левушка. И потом, уже в лицейские годы, у Александра Пушкина изредка попадались высокие баллы только по французскому.

Список выдающихся людей, вовсе не поражавших в детстве учителей своими необыкновенными способностями, не так уж мал - тут и Лобачевский, и Чехов, и Булгаков. Так что же, они были сначала самыми обыкновенными детьми, а потом вдруг, неожиданно для всех, стали гениальными? Нет, такого быть не может.

Все дело в том, что одаренность бывает разная по самому своему смыслу, в коренном своем содержании.

Наука трактует, что согласно видам деятельности одаренность бывает:

Академической. Дети имеют высокий интеллект и особые способности к обучению. Умеют хорошо усваивать материал. К этому типу относятся чаще всего «медалисты»;

Интеллектуальной. Дети имеют глубокие знания, самостоятельно их приобретают. Точно и глубоко анализируют учебный материал. Легко усваивают различные предметы (один-два предмета преобладают);

Спортивной. Детям присуща тонкая и точная моторика, широкий диапазон движений, высокий уровень развития основных двигательных навыков. Редко хорошо учатся;

Лидерской. Для детей «характерна способность понимать других, налаживать с ними конструктивные взаимоотношения. Берут на себя ответственность, сплачивают вокруг себя и ведут за собой других;

Творческой. Проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - музыке, танцах, живописи;

Креативной. Особенность заключается в нестандартности мышления, часто непохожие на другие взгляды на мир;

Довольно часто мы считаем отличников одаренными, хотя некоторые ученые говорят, что это не так и выделяют следующие различия между ними:

Отличник

Одаренный ученик

Знает правильные ответы

Задает вопросы

Интересуется

Любознательный

Отвечает

Дискутирует

Легко учится

Учится самостоятельно и наперед

Нуждается 6-8 повторений

1-2 повторений достаточно

Выполняет домашние задания

Создает проекты

Копирует

Создает новое

Запоминает информацию

Использует информацию

Любит последовательность

Любит сложность

Доволен своими успехами

Критичен к себе и другим

Имеет хорошу память

Хорошо работает ум

Многие учителя убеждены, что учить одаренных детей - одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и приятно. Да, работать с такими детьми значительно интереснее, что же до легкости и приятности...Вот тут вопрос…

Предлагаю провести опыт, который до меня провел знаменитый американский психолог П. Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности. На листах (приложение 1) представлены личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Предлагаю отметить знаком + те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком - то, что не нравится:

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мы ели.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Надеюсь, для вас не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. Правда, одаренных особым образом - творчески. Творческая одаренность - большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара, и для учителей и родителей.

Логично поставить вопрос: как увидеть одаренного ученика на своем уроке? Вот некоторые признаки одаренных:

Одаренные, обычно, очень активные и всегда чем-то заняты. Они желают работать больше, чем другие;

Настойчиво стремятся решить поставленные перед ними задания;
-желают учиться и достигать успеха. Учеба приносит им удовольствие;

Лучше других справляются с самостоятельными заданиями;

Умеют критически оценивать действительность и стремятся вникнуть в суть вещей и явлений;

Задают много вопросов и заинтересованы в исчерпывающих ответах на них;

Урок для них особенно интересен тогда, когда используется исследовательский метод;

Умеют выделять главное на уроке. Больше других заинтересованы в самостоятельном получении знаний;

Умеют дедуктивно мыслить и обобщать;

Чаще выбирают задания, выполнение которых требует большего времени.

Каким образом можно искать и выявлять одаренных детей?

    Анализ письменных работ, благодаря которым мы выявляем эрудицию, интеллект, лексику.

    Ученические олимпиады: наблюдаем интеллектуальные способности, нестандартность мышления.

    Анкетирование и тестирование – выявляем лидерские качества, оригинальность, эрудицию.

    Библиотека может помочь тем, что мы изучим любознательность, запросы, интересы детей.

    Воспитательная работа – уровень активности, инициативности, ответственности, сознательности.

Выявив таких учеников, мы начинаем с ними работать возможно по-особенному.

Предлагаю вам нужно придумать какой-нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Обычный кружок. Кружочек надо превратить в достаточно необычный рисунок.

Ну, что вам приходит в голову? Человечек? Еще! Помидор - чуть лучше, а еще? Луна, солнце, вишня... Яблоко- очень часто встречается в ответах на такое задание, потому это - абсолютно банальная, шаблонная идея.

Колобок - чуть лучше, но тоже не Бог весть что.

Колбаса докторская - еще лучше, но до оригинального ответа далеко.

Обычно именно такие ответы. Это банальные, стандартные ответы, которые дает большинство.

А вот как насчет куска сыра Чеддер, или следа неизвестного животного, или стаи вирусов под микроскопом в капле воды (такой ответ был в реальном эксперименте).

А как вам нравится дуло пистолета - так увидел кружочек вихрастый, ушастый, озорной мальчишка. Это уже встречается крайне редко (мне не встречалось, по крайней мере, хотя я часто провожу этот тест), и потому это уже вполне оригинальный ответ.

Другой мальчишка увидел в кружочке кнопку от входного звонка. Тоже неплохо, потому что редко встречается в ответах.

И совсем хорошо получилось у одной тихой девочки: кружок - свернувшийся в клубочек пушистый кот. Действительно, нарисовала она шерстку на кружочке и получился кот сзади - ни мордочки, ни хвоста, только спинка круглая да пушистая.

Иначе говоря, о творческих способностях в тесте Торранса судят по частотности ответа: часто встречается - банально, редко - оригинально.

Что ж, такое понимание творчества вполне законно: банально то, что лежит на поверхности, что приходит в голову многим, оригинально же то, что необычно, что сразу не приходит в голову, что странно, не похоже на других и т. д.

Все ли так просто? Нет.

Одаренные дети испытывают множество сложностей, связанных с собственной непохожестью на других детей. Им сложнее строить взаимоотношения со сверстниками, поскольку различный уровень развития (интеллектуального, речевого, моторного и др.) зачастую не позволяет им найти общего языка друг с другом; им характерны преувеличенные страхи, которые обычно не реалистичны, так как они могут вообразить себе множество опасных последствий; моторная координация и владение руками у одаренных детей часто отстают от познавательных способностей, а разница в интеллектуальном и физическом развитии этих детей может стать причиной их несамостоятельности. Но, следует отметить, что с гораздо большим числом проблем сталкиваются родители, воспитывающие одаренного ребенка.

Когда родители узнают о том, что их ребенок одаренный, возникает ряд сложностей. Многие родители пугаются той ответственности, которую они должны нести за воспитание маленького гения перед самим ребенком, перед собой, а также перед обществом, в которое, впоследствии, выйдет малыш, наделенный талантами. Еще одной проблемой являются эмоциональные, временные, материальные затраты со стороны родителей.. Это так же не весь перечень проблем, связанных с воспитанием одаренного ребенка. В каждой конкретной семье в определенные моменты жизни ребенка возникают свои сложности, с которыми необходимо работать.

    Постоянно работайте над воспитанием чувств детей, особенно одаренных, впечатлительных и чувствительных ко всему, что касается их Я.

    Помогайте способным, одаренным детям выработать адекватную Я – концепцию и самооценку, развивайте эмпатию.

    Обеспечивайте благоприятную эмоциональную атмосферу,так как ребенок приобретает эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с людьми.

  1. Придерживайтесь порядка и дисциплины, одаренные дети, как и все другие, должны знать границы допустимого поведения.

    Иметь высокую самооценку, положительную Я-концепцию;

    Иметь творческое, личное мировоззрение;

    Из вышеперечисленных определений понятно следующее: от рождения ребёнок может получить задатки к определённой деятельности или к нескольким. При соответствующих условиях развиваются способности. И проявляется одарённость к какой-либо или нескольким видам деятельности. Но если в семье рабочих рождается ребёнок с музыкальными или художественными задатками, шансов на развитие способностей немного. Моцарт имел шанс, потому что родился в семье музыканта. Хотя, из собственного опыта я знаю, что современные родители стараются дать максимум возможностей для развития своих детей. Разнообразные кружки, секции, факультативы в дошкольных учреждениях и школах этому способствуют. И особенно важно понимать своих особенных детей. Ведь одарённый ребёнок очень сильно отличается от своих сверстников. Думаю вы согласитесь, что одаренность - это не только дар, но и крест. Да с определенными задатками, одаренностью можно родиться, но нужно еще уметь трансформировать их в способности.

    Говорят, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении. Я желаю Вам всегда иметь хорошее настроение и вдохновение.

    Скачать материал

Инструкция

Генетическая гипотеза гомосексуализма

Для подтверждения данной гипотезы приводятся факты о наличия гена гея в хромосоме Xq28 (т.е. ген гомосексуализма расположен не в половой хромосоме). Многие ученые утверждают обратное – гомосексуалистом становятся в процессе жизни под действием социально-психологических факторов. Для подтверждения этой теории были проведены многочисленные исследования с однояйцовыми близнецами, у которых одинаковый набор генов. Исследования были проведены в США профессором С.Л.Хершергером (1997), в Австралии в Квинслендском университете группой учёных: Дж. Бейли, .П. Дунне и Н.Г. Мартином (2000) и др. Если бы гомосексуальность была строго запрограммирована, то оба придерживались бы гомосексуальной в 100% случаев. Однако после проведения исследований выяснилось, что оба близнеца придерживались гомосексуальной ориентации лишь 30-40 % случаев. Гены не программируют наше поведение. Человек сам может следовать или противостоять генетическим склонностям, развивать их (даже гомоэротическими фантазиями) или подавлять.

Физиологическая гипотеза гомосексуализма

У человека за сексуальную сферу отвечает гипоталамус. А если точнее то, по данным Аллена и Горски, именно область гипоталамуса INAH3 отвечает за сексуальную . Нейробиолог Саймон Левэй (который сам был геем) в 1991 году изучал область гипоталамуса INAH3. Измеряя эти области у умерших гетеро- и гомосексуалистов, он выяснил, что эта зона у гомосексуалистов меньше, чем у гетеросексуалов. Был сделано заключение, что у гетеросексуальных мужчин размеры INAH3 в 2-3 раза больше, чем у женщин и гомосексуальных мужчин. Строение мозга закладывается на ранних стадиях развития эмбриона. Исходя из этого, Левэй сделал вывод, что гомосексуальные наклонности строго запрограммированы, и человек не может изменить их в процессе жизни. Однако это утверждение опровергает учёный Нил Уайтхед (Новая Зеландия, 2011), который изучал однояйцовых , развивающихся в одинаковых предродовых условиях. По его данным, если один гомосексуалист, то шанс, что и второй близнец будет таким же, равен 11% для мужчин и 14% для женщин.

Психологическая гипотеза гомосексуализма

Ранее ученые предполагали, что гомосексуалисты вырастали в семьях, где не было отцов или были властные матери и пассивные отцы (И. Бибер, 1962), добрая и заботливая мама и «неудачник» отец (Вепс, 1965), в семьях, где мать не слишком проявляла любовь и заботу, а отцы были добрыми и внимательными (Гринблат, 1966). В последствие эти и другие психологические теории не были подтверждены. Ребёнок, выросший в семье, не обязательно станет гомосексуалистом. Проведённые в 2000 году в Австралии исследования на однояйцовых близнецах, выросших в одной семье, показало, что только 30-40% близнецов имели одинаковую ориентацию. Если бы гомосексуальность была следствием влияния родителей на детей, то в 100% случаев имели бы одинаковую сексуальную ориентацию. Вероятнее всего, решающим фактором стали уникальные события в жизни одного из близнецов (сексуальное насилие) и реакция ребёнка на эти негативные события.

Тема лидерства – популярная и одна из самых обсуждаемых. Но, настоящих лидеров мало, и они сами на эту тему высказываются редко, потому что у них нет времени, они заняты свои делом – управляют людьми.

Быть лидером – это знать, как должно быть и помогать людям реализовывать их способности. Из-за старомодных методов руководства, нежелании и боязни стимулировать лидеров, в большинстве организаций сотрудники не могут раскрыть свой потенциал. Лидером рождаются или становятся?

Есть мнение, что лидером рождаются, а не становятся. С этим нельзя согласиться, на самом деле намного больше людей имеют потенциал вырасти в хорошего организатора, чем считается. Как и в любом деле, чтобы стать лидером, необходимо приобрести определенные навыки, а это требует времени, чтобы потренироваться и поработать над ошибками.

Лидер должен обладать таким качеством, как чувство цели и миссии, уметь намечать цель и указывать направление, по которому другие люди будут следовать за ним. Еще одним ключевым качеством, которое характерно для человека лидера – это его способность заботиться о других. Эти качества не уникальны, поэтому многие могут стать лидерами.

Считается, что настоящий лидер должен иметь харизму. Конечно, многие лидеры харизматичны и обладают авторитетом и исключительными личными качествами. Но, если внимательно присмотреться, то оказывается, что у большинства успешных руководителей нет этой самой харизмы и они имеют свои проблемы и изъяны. Для лидера наиболее важны не технические, а социальные навыки. Наоборот, ваше дело и миссия делают вас харизматичными.

Конечно, чтобы получить результат, харизматичные лидеры затрачивают намного меньше ресурсов, но и административное управление также с успехом работает. В тоже время С другой харизматическая система управления имеет более хрупкую структуру, так как в ее основе находится одна личность. Такая система может развалиться, если вдруг что-то случиться с этой личностью.

Лидер от рождения или от старания

Многие руководители выбирают тактику, основанную на полном контроле и принуждении. Но, наиболее эффективное руководство основывается на умении воодушевить, личном примере и уважении. Лидер всегда работает больше на будущее, а не на прошлое, базируясь на человеческих инстинктах выживания и самосохранения.

Люди за лидером следуют тогда, когда они разделяют его цель и видение. Хороший лидер может создать привлекающую рабочую атмосферу и мотивировать работников, помогая им стать лучше.

Так все-таки лидером рождаются или становятся? Лидеру необязательно иметь высокую должность, ранг или звание. В основе истинного лидерство лежит бурная деятельность, высокая эффективность и большие возможности. Было много примеров, когда неудачных лидеров просто назначали, что вело за собой деморализацию людей и наносило большой ущерб бизнесу.

В дальновидящих компаниях стараются выявлять и выращивать лидеров, а не просто назначать — там позволяют самим им выйти наверх. Людей всегда притягивает к тому, кого они уважают, у кого они смогут чему-то научиться и кому можно подражать.

Хорошему лидеру не обязательно надо иметь высокий уровень образования. По большому счету не существует связи между дипломом, его престижностью и лидерскими качествами. В деле руководства людьми, лучшим помощником является опыт, а лучшим двигателем — воля руководителя. Не все самые удачливые бизнесмены заканчивали университеты, где преподносят модели несуществующего мира, великие лидеры всегда устанавливали свои правила.

Лидером рождаются или становятся? Наиболее прогрессивная школа лидерства предлагается в современных армиях развитых государств, где начинают с самого низа и постепенно перемещаются все выше. Там уровень ответственности соответствует вашему опыту, а опыт растет со . В армии настоящие лидеры проверяются на фронте, во время боевых действий.

Там человек ускоренно учится управлению взаимосвязями и разрешению конфликтов. Армейская модель лидерства может являться образцом для мирных организаций, хотя конечно она тоже не совершенна.

Еще статьи на эту тему:

Каждый человек имеет право на свое субъективное мнение. Но, во многих случаях приходится убеждать других людей в правоте своих поступков и взглядов…

Человеку понять самому себя сложно, из-за его многогранности, поэтому не всякий сразу может найти в жизни свое место и истинное предназначение…

Личные жизненные установки во многом определяют нашу жизнь. Неверие в собственные силы и пессимизм, а также отрицание возможности быть успешным накладывают негативный отпечаток на…

Чем дольше человек живет, тем больше ему приходится из жизни извлекать уроков, и оглядываясь назад, на собственные ошибки и неудачи, хочется быть более настойчивым в следующих делах…

Если вдруг, неожиданно на тебя свалилась неудача, необходимо сделать все, чтобы ее не замечать, а если это совсем уж невозможно, то убеждай всех вокруг и особенно себя, что это случайная ошибка…

Разговоры о существовании врожденной предрасположенности к предпринимательству ведутся давно. В средине прошлого века провели исследование, показавшее – более 30% американских и около 20% британских успешных бизнесменов являются дислексиками. Этот факт заставил генетиков из Лондонского королевского колледжа серьезно заняться поиском «гена предпринимательства». Исследованию подверглись разные категории людей: дислексики, пары близнецов и обычные люди. Вывод ученые сделали следующий – можно говорить, что около половины способностей видеть возможности для создания и развития бизнеса являются наследственными. Но говорить об однозначных и неоспоримых выводах рано, необходимо больше информации и более глубокие исследования.

Черты характера

Психолог Дэвид Макклеланд (США) считает, что бизнесмены – индивидуалисты. Им интересен личный успех, без вовлечения других людей.

Сотрудники центра предпринимательства в университете Колорадо сумели выделить 5 важнейших навыков для бизнесмена: способность увидеть возможности и проектировать путь к успеху, умение контролировать риски и находить выход из кризисов, склонность к быстрым и настойчивым действиям.

Роберт Хисрич – профессор Университета Тулса (США) и преподает на кафедре предпринимательства. Он считает, что успешные бизнесмены с детства проявляют мощное стремление к свободе действий и являются очень независимыми людьми. Также, чрезвычайно важна предрасположенность к накоплению капитала и стремление подходить к любому виду деятельности с творческой стороны. Во многом с этими выводами согласен известный экономист Йозеф Шумпетер (Австрия).

Ученые из университета Ондокуз Майыс (Турция) систематизировали результаты множества серьезных исследований по этому вопросу. Удалось выделить 42 основных черты, которые упоминаются чаще всего. Некоторые удивили. Оказалось, что агрессивность, умение манипулировать людьми и эгоцентризм также присутствуют в этом списке.

Детство

Йона Рубинштейн (школа экономики в Лондоне) и Росс Левин (Университета Беркли в Калифорнии) провели глубокое исследование уровня доходов предпринимателей и топ-менеджеров. В ходе сборе информации ученые сумели выяснить любопытную информацию. Многие успешные бизнесмены были «трудными подростками» - проявляли агрессию и злостно нарушали установленные правила, баловались наркотиками. Но это же исследование показало, высокий коэффициент IQ также является нормой для удачливых бизнесменов, впрочем, как и самоуверенность. Именно эти люди способны заработать на 70% больше в собственном бизнесе, чем работая на других.

Образование

Споры о влиянии образования на способность создать успешное предприятие ведутся давно и, нередко, в жесткой форме. Преподаватели экономических дисциплин стараются доказать необходимость качественного образования. В Массачусетском колледже Бабсон изучением вопроса занимались около 25 лет, наблюдая за несколькими тысячами студентов. Вывод – молодые люди, которые изучали несколько курсов по предпринимательству, чаще начинали свой бизнес. Выбравшие углубленную специализацию чаще работали по найму.

Похожие исследования провели в университетах Германии и Швейцарии. И здесь результаты оказались аналогичными. Склонность к ведению бизнеса продемонстрировали студенты, которые стараются расширить круг знаний и предпочитают не углубляться в одну специализацию.

Достаток в семье

О том, что обеспеченные семьи становятся отличной средой для воспитания будущих предпринимателей, пишут многие экономисты. Логика и причинно-следственная связь понятна. Если человек имеет доступ к стартовому капиталу и не обязан работать для удовлетворения базовых потребностей, его шансы начать удачный бизнес намного выше. Играют роль деловые связи родителей, их репутация и умения подать себя в кругу состоятельных людей.

Не волнуясь об опасности остаться без самого необходимого, дети богатых родителей чаще рискуют. Этот риск не всегда оправдан. Но человек, выросший в семье с низким уровнем доходов, склонен перестраховываться и терять шикарные возможности из-за боязни потерять все.

Успеха может добиться каждый

Ученая и преподаватель экономических дисциплин Виргинского университета Сарас Д. Сарасвати на протяжении всей своей карьеры ищет и предоставляет доказательства того, что создать успешный бизнес может каждый. Многие исследователи поддерживают ее и утверждают – не существует определенного набора качеств, позволяющего определить склонность человека к предпринимательству. Слишком разные личности добиваются высоких финансовых показателей в бизнесе. Одна и та же черта характера одному человеку может мешать, а другому способствовать.

Все же, Сарасвати дает советы предпринимателям и учит методам приближения успеха. Эксперт выделяет четыре основных составляющих стиля ведения дел:

  1. Сильное желание реализовать идею.
  2. Начало должно состоять из мелких дел и шагов к успеху.
  3. После каждого действия важно анализировать его результат и проводить переоценку идеи.
  4. Обязательно делать следующий шаг.

Можно ли выучиться на руководителя или надо быть им от рождения? Этот вопрос владел умами многих исследователей на протяжении долгих лет, и его часто задают топ-менеджеры на тренингах. Наш ответ таков: это плохой вопрос, порождающий плохие ответы.

Многолетние исследования не дали удовлетворительного ответа - в особенности такого, который устроит людей, лишь стремящихся наверх.

Разумеется, преподаватели менеджмента склонны считать, что большинство лидерских навыков можно выработать в себе. При условии что вы располагаете адекватными качествами личности, в частности - интеллектом и энергичностью. Но вы ничего не узнаете о своих врожденных качествах, пока не приложите все усилия, чтобы их проявить.

Для чего менеджеры задаются этим вопросом? Обычно чтобы оценить свой собственный потенциал, иногда - чтобы оценить потенциал своих подчиненных. Но «врожденный или приобретенный?» - это плохой вопрос для таких целей, поскольку направляет внимание менеджера по ложному пути. Он углубляется в бесплодные размышления о том, какие качества характера поддаются изменениям, а какие останутся навсегда. Вопрос не берет в расчет главного - меры желаемой ответственности.

К какому уровню ответственности стремится человек? Самые важные посты ставят перед своими обладателями большие, сложные и конфликтоемкие задачи. Поле деятельности, границы и правила размываются, и именно руководитель должен их обозначить. Кроме того, чем выше по иерархической лестнице взбирается менеджер, тем больше ему приходится иметь дело с людьми большого масштаба, которые знают, чего хотят, и умеют этого добиваться. Они сложны, обладают сильной волей и жаждой власти.

Мы предлагаем менеджерам, пытающимся оценить свой потенциал, ответить на три ключевых вопроса.

Первый вопрос: как высоко вы хотите забраться?

Достигнув высоких кабинетов, вам придется постоянно принимать решения, влияющие на деньги и судьбы многих. Вам придется постоянно работать в окружении людей, желающих занять ваше место или конкурирующих с вами за место повыше.

Легко критиковать начальника и рассуждать о том, что мы на его месте справились бы не хуже. Но многие из тех, кому хочется стать руководителем, недооценивают качество и характер усилий, необходимых на руководящей должности. Поэтому предлагаем полезное упражнение: гляньте на своего непосредственного начальника и спросите себя, получится ли у вас делать его работу не хуже него. Потом посмотрите выше, на самого главного руководителя в вашем поле зрения - возможно, директора компании, - и изучите, с какими проблемами ему приходится иметь дело.

Почувствуйте разницу между тем, как вы проводите свое время, и временем, энергией и способностями, необходимыми для их работы. Что потребуется от вас, чтобы стать руководителем вашей компании? Чем из того, чего вы не умеете или не любите, вам придется заниматься? Чем из того, что вы любите, вам придется пожертвовать? Мы видели множество топ-менеджеров, которых неспособность сопоставить свои возможности и стремления привела к карьерному краху.

Второй вопрос: чем вы готовы пожертвовать?

Амбициозные менеджеры могут обманываться в своих силах и возможностях. Тот факт, что у вас есть серьезные ограничения, бывает трудно переварить. Но если вы всерьез настроены руководить, вам придется принимать непростые решения, думать, куда и сколько вкладывать усилий, чтобы развить в себе качества, помогающие переносить огромную ответственность.

Руководящая работа непременно требует деловой смекалки, технических навыков и отзывчивости, но в первую очередь - власти. Как бы это ни было огорчительно для некоторых, руководитель должен непременно завоевывать власть, правильно ею распоряжаться и удерживать ее. Немало «подающих надежды» и метящих на высокие места привыкли получать все в награду за ум и изобретательность. Отсюда рождается ощущение, что они все получат автоматически, - ощущение, несовместимое с необходимостью драться за власть. Это может резать кому-то слух, но жажда власти - необходимое условие для достижения высоких должностей.

Вам придется отказаться от некоторых удовольствий, это отразится на вашей личной жизни. Вам придется искать равновесие между работой и личной жизнью не время от времени, а один раз и надолго. Вам придется преодолеть некоторые убеждения, мешающие видеть вещи в реальном свете, и изменить свое поведение. Как руководитель, вы должны будете ставить подчиненных в новые для них обстоятельства, часто вопреки их воле. Вы не будете двигаться вперед, пока не отвяжетесь от прошлого.

Третий вопрос: как вы будете выживать в экстремальных условиях?

На протяжении многих лет вам нужна будет мотивация, чтобы действовать без благодарности и признания, имея дело с сопротивлением, критикой, неудачами, недовольством или нелюбовью подчиненных.

Оценка лидерских качеств - неоднократная процедура. Собираясь провести еще 10, 20, 30 лет на руководящей работе, вы должны выработать эффективные способы, чтобы оставаться физически активным, эмоционально гибким и сохранять интеллектуальный кругозор и свежесть взгляда.

На тяжелой руководящей работе многие становятся зажатыми и теряют качества, приведшие их наверх. Время от времени топ-менеджеры должны брать перерыв и оценивать, на что они тратят свое время и энергию - чтобы сохранить гибкость и справляться с новыми вызовами.

Преподаватели менеджмента, возможно, правы - качествам лидера можно научиться. Но не утешайтесь этой мыслью, лучше с опаской оглядите огромную работу, которая вам предстоит, работу по приспособлению к новым, экстремальным обстоятельствам.

Самый важный вопрос, стоящий перед менеджером, это не «врожденность» или «приобретенность» лидерских качеств. Важнейший вопрос - что есть у вас в активе, что вы готовы делать и чем пожертвовать.

Понравилась статья? Поделитесь ей