Контакты

Происхождение человека и становление общества.

Форма урока: практическая работа с использованием интернет-ресурсов.

Цель урока: сформировать у учащихся представления об основных концепциях происхождения человека и становления общества.

Задачи урока.

Образовательные:

  • познакомится с понятиями антропогенез и социогенез;
  • охарактеризовать основные концепции на проблему происхождения человека и становление общества;
  • научить самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме.

Развивающие:

  • развить умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и интернет-ресурсами;
  • сформировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
  • сформировать навыки самообразования;
  • сформировать навыки самоконтроля.

Воспитательные:

  • привлечь учащихся к самостоятельной познавательной деятельности
  • стимулировать развитие интереса и стремление учащихся к глубокому изучению социально-общественных проблем.

Оборудование урока: персональные компьютеры, рабочий лист (Приложение 1), используемые интернет-ресурсы (Приложение 2).

Ход урока

I. Определение темы, целей и задачи урока

На прошлых уроках мы познакомились с основными историческими этапами развития мировой философской мысли, а также со взглядами наиболее выдающихся философов на проблему развития человека и человеческого общества.

Сегодня мы переходим к изучению следующей главы, которая называется “Человек и общество”.

Подробный разговор о сущности человека и общества еще впереди, а сегодня нам необходимо познакомиться с двумя новыми понятиями: антропогенез и социогенез.

А также рассмотреть основные концепции происхождения человека и общества.

До сих пор нет единой точки зрения на проблему происхождения человека и общества. Существует несколько теории. И задача нашего сегодняшнего урока состоит в том, что нам необходимо получить представление о наиболее известных концепциях по данной проблеме.

Изучение данной темы будет проходить в виде практической работы с использованием интернет-ресурсов, которые позволят вам получить наиболее полное представление о разнообразии взглядов на данную проблему.

План нашей работы будет следующим:

  1. Вам необходимо, изучить предложенный теоретический материал (Приложение 2) и выполнить задания практической работы.
  2. По ходу изучения нового материала заполнить рабочий лист (Приложение 1).

II. Изучение нового материала

Учащимся предлагается самостоятельно изучить подобранные учителем интернет-ресурсы (Приложение2) и выполнить задания практической работы.

Задания

I. Концепции антропогенеза.

Прочитайте теоретический материал " Концепции антропогенеза "

Обратите внимание на дополнительный материал, данный в виде ссылок

1. Что такое антропогенез?

Из каких научных дисциплин он состоит?

2. Составьте таблицу: "Основные теории и концепции происхождения человека".

Используйте также дополнительный материал:

Что такое креационная модель?

Посмотрите м/ф "Сотворение"

Идея глобального эволюционизма

Синтетическая теория эволюции

Название теории Суть теории Приверженцы теории
1. Креационизм
2. Глобальный эволюционизм
3. Синтетическая теория эволюции
4. Трудовая концепция антропогенеза
5. Гипотеза фетализации
6. Концепция Г. Вейнерта
7. Концепция Б.Ф. Поршнева

II. Становление общества.

Прочитайте теоретический материал "Становление общества".

Обратите внимание на дополнительный материал, данный в виде ссылок.

1. Что такое социогенез?

2. Составьте таблицу: "Основные гипотезы происхождения общества".

III. Домашнее задание, инструктаж.

Домашнее задание: параграф 7 (учебник: Обществознание: профильный уровень, под ред. Л.Н.Боголюбова), устно ответить на вопросы после параграфа.

Обратить внимание на отрывок из книги российского философа А.Г. Спиркина “Человек и человечество”, выполнить вопросы и задания к источнику.

Текст с заданиями 21-24.

1 . С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Определите основную идею текста.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить по­следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

  • внимательно прочитать задание;
  • понять, что именно требуется для успешного ответа;
  • уяснить, из каких частей складывается задание;
  • стараться выполнить все задание;
  • если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
  • не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
  • старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
  • сформулировав ответ, проверьте его правильность.
Первое задание из четырёх (21) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (22) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (23) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (24) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания 23 и 24 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Переходим по ссылке: практикум 10-1 . Отвечаем под каждым вопросом. Каждый для себя определяет цвет и не забывайте подписываться.

Вопрос 1. Как история объясняет происхождение человека и общества?

В нашей стране обычно отмечают три гипотезы проимхождения общества:

Естественную («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей),

Божественную («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон),

Космическую («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).

Вопрос 2. Может ли человек жить вне общества? Является ли общество простой суммой живущих людей? Зависит ли судьба человека от судьбы общества?

Нет, человек вне общества нормально существовать не может. Человек - это социальное существо. Развитие человека полностью зависит от общества, точно так же как и развитие общества зависит от человека, ведь общество это мы все вместе взятые, оно состоит из индивидуумов. Вне общества возможна только деградация. В жизни мы все нарабатываем качества и таланты, а это формирует наше сознание и интеллект. А это возможно сделать только в обществе. Любые эгоцентричные желания уединиться не принесут ни чего хорошего.

Общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Судьба человека конечно зависит от судьбы общества. Но зависимость эта определяется самим человеком. Людей, думающих не в категориях общества единицы. Мы продукты общественной системы. Наше сознание с детства затачивается под определенные общественные формы. Плюс люди по своей природе существа общественные и стадный инстинкт принуждает держаться вместе, делать как все, хотеть того же что хотят все.

Вопрос 3. Каково значение научного понятия «общество»?

Общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.

Вопрос 4. Что представляют собой общественные отношения?

Общественные отношения - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.

Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Общественные отношения - это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Вопрос 5. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?

Общество можно подразделить на четыре области, или сферы. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, сфера услуг. Эта сфера охватывает экономические отношения, опосредующие производство, распределение, обмен, потребление.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, .медицинского обслуживания, досуга.

Политическая-сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.

Вопрос 6. Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета?

Предписание – это возложение соответствующей нормой права прямой юридической обязанности совершить то или иное юридически значимое действие в условиях, предусмотренных данной нормой. Следовательно, норма указывает, что нужно поступить в соответствующих условиях именно так, а не иначе. Например, установлено, что общественные объединения для получения статуса юридического лица (в гражданско-правовом смысле) должны пройти государственную регистрацию в полномочных органах исполнительной власти; граждане, достигшие 14-летнего возраста, должны получить паспорт и т.п.

Запрет – это фактически также предписание, но иного юридического содержания. Его смысл состоит в том, что норма права возлагает на своих адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, предусмотренных данной нормой. Например, сотрудникам милиции запрещено использование оружия в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, а также при значительном скоплении людей, например, для освобождения заложников и т.п.

Дозволение – это юридическое разрешение совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Вопрос 7. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы?

На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы - правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К числу древнейших социальных норм относятся обычаи. Широко распространены обычаи гостеприимства, уважения к старшим и др.

Вопрос 8. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?

Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества.

Для первой ступени - традиционного (аграрного) общества - характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа - жрецам либо церкви и армии. В этих обществах появляются города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.

На следующей ступени - в индустриальном обществе - происходят значительные перемены.

Учёные указывают такие отличия индустриального общества от аграрного:

Преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство;

решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;

В центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы).

Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.

Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.

Считается, что современная Россия - это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития - вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.

Вопрос 9. Как ты относишься к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества - процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведи аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.

Человек – это биосоциальное существо, которое не может существовать вне общества. Люди всегда стремились объединяться в общности, чтобы заниматься какой либо деятельностью.

Вопрос 10. В курсе истории ты изучал рабовладельческое и феодальное общества. В чём состоят главные различия между ними в каждой из четырёх рассмотренных в этом параграфе сфер общества?

1. рабы не имели своего хозяйства, своих средств для производства, а крепостные крестьяне в феодальном обществе имели, хотя очень ограниченно;

2. рабы не могли иметь собственные семьи, а крепостные крестьяне могли завести семью (жениться, выйти замуж);

3. раб являлся полной собственностью рабовладельца, а крепостной крестьянин также являлся собственностью феодала, но имел некоторую свободу;

4. раб не был заинтересован в результатах своего труда (все равно ему не платят, могут делать с ним все что угодно и даже убить) , а крепостной крестьянин, наоборот, был заинтересован (хотя феодал от его труда присваивал себе большую долю) .

Но общество феодальной формации нельзя называть только классом крепостных крестьян, в таком обществе могли быть и свободные крестьяне, но их было мало, так как земля в их владении были маленькими (по размеру) , а как известно, земля давала основной доход для таких крестьян.

Вопрос 11. Выскажи своё мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумай, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.

Возможно человек и был бы свободным без общества, но в 21 веке общество есть везде. Да и не каждый смог бы выжить один. Как выжить в одиночестве? Это невозможно. Человек без людей – не человек. Абсолютной свободы не бывает. От общества никуда не денешься.

Вопрос 12. Аргументируй свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Г. Белинского: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

Человек не эгоист и живет не только своими проблемами и своим счастьем, но и проблемами и радостями окружающих.


Происхождение человека и становление общества

Продажа новых идей требует отдачи всех сил. Для начала необходимо, чтобы слушатели согласились с вами в принципе. Затем их следует подвести к конкретному действию. Используйте формулу Факты – Действие – Выгода из рекомендаций Dale Carnegie Training®, и вы создадите мотивированную, побуждающую к действию презентацию.


  • Прочитать параграф №7.
  • Ответить на вопросы после параграфа с. 78 «Проверь себя».

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг

Вопросы урока:

  • Наука о происхождении человека.

2. Становление общества

3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.




ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Божественное происхождение человека.
  • Вмешательство инопланетян.
  • Очередное возрождение человечества.
  • Теория эволюции Чарльза Дарвина.

Мутации в результате:

- болезней и травм

- изменения климата

- повышенной радиации

- космических излучений

- химического воздействия


Наука о происхождении человека

  • Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIXв. выходом книги Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871), где впервые была сформулирована гипотеза происхождения человека от обезьяноподобного предка. Ф.Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее.
  • Среди наук, которые сегодня занимаются изучением проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию.

Чарльз Дарвин

(12.02. 1809 – 19.04.1882)

Начните презентацию, приведя привлекающий внимание пример. Выберите пример, относящийся к аудитории. Этот пример должен явиться основанием для действия, ведущего к получению прибыли. Начиная презентацию с такого примера, вы подготавливаете аудиторию к дальнейшим действиям.

Фридрих Энгельс (28.11. 1820- 05.08.1895)


Биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека

Отбор на высокий интеллект

Роль рук как естественные орудия труда

Влияние стресса


Современная наука относит начало процесса становления человека к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, которое жило в саванне и применяло орудия труда.

Современные исследования уточняют так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.


Предложите действие. Сделайте это четко, ясно и кратко. Вы должны хорошо представлять, как аудитория выполнит это действие. Если вы этого не можете представить, аудитория тем более не может этого сделать. Будьте уверенным, предлагая действие.

Эта картинка дает общее представление о времени существования ископаемых предков человека и их предполагаемых родственных связях.


5 млн. лет

4 млн. лет

3 млн. лет

2 млн. лет

1 млн. лет



Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным.

Ardipithecus ramidus (4,4 миллиона лет назад )

Paranthropus boisei

2.3 - 1.0 млн. лет назад

Australopithecus afarensis , 4-3 млн. лет назад

Следуя формуле Факты – Действие – Выгода из рекомендаций Dale Carnegie Training®, покажите выгоду, которую получит аудитория в результате выполнения действия. Учитывайте ее интересы, потребности и предпочтения. Подкрепите свои рассуждения фактами (статистикой, демонстрацией, свидетельствами, примерами, аналогиями, доказательствами), и вы получите доверие аудитории.

Homo neanderthalensis

200 000 - 28 000 лет назад

Homo habilis 2.4 - 1.5 млн. лет назад


2 октября 2009 г., Science , выпуск 326 Анализ скелета ардипитека (Ardipithecus ramidus) 4,4 млн. лет


Ardipithecus ramidus, 4,4 млн. лет

Lovejoy C.O., Suwa G., Simpson S.W., Matternes J.H., White T. The Greate Divides: Ardipithecus ramidus Reveals the Postcrania of Our Last Common Ancestors with African Apes // Science. 2009. 326. P. 100 - 106.


Около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis , или Человек умелый.

Homo habilis 2.4 - 1.5 млн. лет назад

Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появился примерно 1 – 1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга 800- 1200 см в кубе, у современного человека – 1200 - 1600 см куб., умел изготавливать орудия охоты, овладел огнем, видимо, обладал речью. Его прямым потомком стал Homo sapiens , или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад).

В завершение повторите предлагаемые действия и их преимущества. Говорите убежденно и уверенно, и вы продадите свои идеи.

Homo erectus

Homo sapiens


Человек умелый

2.4-1.5 млн лет назад


Человек умелый – орудия труда

Homo Habilis. Умели изготавливать примитивные орудия труда.

Обработанный кварц / галька

2.4-1.5 млн лет назад


Питекантропы / Синантропы

Питекантропы и синантропы. Определенно умели изготавливать каменные орудия труда (напр, обоюдоострое рубило).

Были значительно крупнее австралопитеков и с большим объемом мозга.

Могли уже использовать огонь для приготовления пищи, но добывать скорее всего не умели.

Азия / Индонезия / Китай

800-500 тыс. лет назад


Неандерталец

От находки вблизи города Неандерталя (Западная Германия).

Умственные способности более развиты, чем у предшествующих перв. людей.

Скорее всего учились осваивать речь, но не полностью владели речью.

300-40 тысяч лет назад


Неандертальцы – жизнь в пещере

В эпоху обледенения селились в пещерах.

Неандертальцы постепенно вымерли, причины не совсем понятны.

300-40 тысяч лет назад


Охота неандертальцев

Умели охотиться на крупных животных. Для этого, скорее всего, требовалось минимальное владение речью.

Пещерный медведь


Орудия труда неандертальцев

Еще плохо обтесаны

300-40 тысяч лет назад


На стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) предок человека вполне приблизился к современному не только по внешнему облику, но и по уровню интеллекта, по способности к совместному труду, умению строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, по интересу к творчеству и по другим качествам.

Кроманьонец

Другие факторы, повлиявшие на эволюцию человека – стр. 72-73.

Космические факторы, тектонические, вулканические, сейсмические, радиационные катаклизмы; изменение структуры и строения мозга; стресс, вызванный комплексом причин; естественный отбор.


Кроманьонцы

Homo Sapiens

По облику, объему мозга, росту и т.п. похожи на современного человека.

Кроманьонцы освоили всю Европу и Азию. В России находки кроманьонцев сделаны в окрестностях Воронежа и Владимира, в Сибири и на Урале, а также в Средней Азии.


Неандерталец и кроманьонец

Вытеснение неандертальцев Homo Sapiens (завершилось примерно 30-40 тысяч лет назад)


Группа Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка, Лейпциг Май 2010 г. Генетические различия между неандертальцами и сапиенсами - 0,16 % Генетически неандертальцы ближе всего к населению Евразии, и, прежде всего, к европейцам. С африканцами сходство намного меньше.




ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Германия

500 тыс. лет

СИНАНТРОП

Китай (Пещера Чжоукоудянь)

500 – 200 тыс. лет

НЕАНДЕРТАЛЕЦ

Германия Пещера Неандерталь 150-40 тыс. лет

ПИТЕКАНТРОП Остров Ява Индонезия 1,9-0,5 млн. лет

ХАБИЛИС Ущелье Олдувай (Танзания) 1,8 млн. лет

АВСТРАЛОПИТЕК афарский (Эфиопии) 2,9-3,7 млн. лет


неандертальцы и сапиенсы

Homo sapiens sapiens

Гейдельбергские люди

Архантропы

Первые Homo

Синхронные пласты гоминид и «эволюционный конус»

Австралопитековые


Человечество позднего плейстоцена –

неандертальцы и сапиенсы

Homo sapiens sapiens

Гейдельбергские люди

Архантропы

Первые Homo

Австралопитековые


Сен-Сезер




КРУПНЫЙ ОТНОСИТЕЛЬНО МАССЫ ТЕЛА МОЗГ СПОСОБЕН К:

- Образному и логическому мышлению.

- Долгому и разнообразному обучению,

- Управлению членораздельной речью

- Точной координации зрения и движений рук.

- возможны психические заболевания.

- крупные черепов младенцев затрудняют роды.

Объём мозга человека от 900 до 2000 куб.см. Если рассматривать человеческий мозг сверху, видно, что он изборожден глубокими извилинами. Площадь их поверхности очень велика, от этого и зависят в значительной степени умственные способности человека.



Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе.

Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.


Становление общества

В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество.

Эти коллективы были основаны на кровном родстве, совместно владели имуществом и совместно трудились. С усложнением труда и орудий усложнялась структура общества. Большое значение в сфере общения имели обычаи, табу, верования, мифы, обычаи.


С переходом к производящему хозяйству (возникновением земледелия), к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения. Одновременно росла численность людей и шло их расселение по Земле. В коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду; появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др. Одновременно с усложнением жизни и отношений развивались продукты человеческого общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия. Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. На основе общего прошлого, общей истории формировалось человечество.

Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей разумного.

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество».

Г.Лессинг


Единого человечества нет,

народы живут в

разновременном

пространстве.

Существует множество

могучих культур, а не

единое человечество

(Шпенглер)

Понятие человечества

совокупность родственных

племен – истинное

выражение социального

единства (Данилевский)

Земля – единый корабль,

человечество сплачивается

в «коллектив землян»

(К.Циолковский,

В.Вернадский)

Каждый человек – необ-

ходимая и важная часть

человечества, так как

вносит реальный вклад

в культуру. (Трубников)


Человек

Существо биологическое

Существо социальное

Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку.


Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений.

Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество.


Два понимания термина «человечество».

Единая судьба народ ов

Собирательное понятие

Отмечается, что несмотря на различие этносов, рас, культур, можно говорить об общечеловеческих жизненных интересах и ценностях. Земля – единый корабль, человечество сплачивается в коллектив «Земля».

Идея единой глобальной культуры отвергается. Общечеловеческое единство мыслится как связанное незримыми узами мозаика культур.

Человечество-результат биологической и социальной революции.


Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества

Отличительная особенность человека – его способность творить «вторую культуру». В процессе творчества менялся и сам человек, и общество. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др.

Культура – феномен человечества. Существует точка зрения, что первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов).

Другая точка зрения: в основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий; наскальные рисунки –образ действий.

Только человек испытывает потребность в творчестве, в прекрасном, дорожит добром и справедливостью. Вне культуры человечество не существует – это бесспорно.


Два взгляда зарождения культуры.

Магия

Образ

Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.

В основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят.

  • http://macroevolution.narod.ru/human.htm
  • http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NATURE/HOMO.HTM
  • http://macroevolution.narod.ru/derevjanko.htm
  • http://macroevolution.narod.ru/dolnik04.htm
  • http://offline.computerra.ru/2007/703/334770/
  • http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st001.shtml
  • Всемирная история, 1 том: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/index.shtml
  • Обществознание. Учебник для 10 класса (профильный уровень) под ред Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. Стр. 70-80

Видеоурок «Происхождение человека и общества» расскажет о том, что такое антропосоциогенез. Вы узнаете больше о том, как общество и человек взаимодействуют друг с другом, как происходит взаимовлияние. Преподаватель объяснит, какие взгляды на происхождение общества и человека приняты в современном мире.

Тема: Общество

Урок: Происхождение человека и общества

Здравствуйте. В прошлый раз мы говорили о том, что такое общество, каковы его структура и функции. Тема сегодняшнего урока – «Происхождение человека и общества».

В науке этот сложный процесс носит название «антропосоциогенез». Давайте разберемся, откуда взялся такой термин.

«Антропос» по-гречески означает «человек», «социум» по-латыни – «общество», «генезис» по-гречески – «возникновение, происхождение» (рис. 1).

Рис. 1. Антропосоциогенез

Существуют различные теории антропосоциогенеза. Хронологически первой из них является креационизм. Согласно этой теории около 6 тысяч лет назад Бог сотворил Вселенную, небо, землю и всех живых существ, в том числе человека.

Другая теория носит название «градуализм» или «эволюционизм». Ее основоположником считается Чарлз Дарвин (рис. 2). Согласно этой теории все живое развивается в ходе эволюции – постепенных изменений, а в начале этих изменений были простейшие существа. Разумеется, сегодня теория эволюции значительно отличается от того, что предлагал Дарвин: многие факторы развития человека и общества в его время были еще неизвестны.

Рис. 2. Чарлз Дарвин

Некоторые исследователи считали, что Дарвин неправ хотя бы потому, что мы не можем наблюдать проявления эволюции сегодня.

В результате появилась третья теория, известная как катастрофизм. Ее основоположником считается естествоиспытатель Жорж Кювье. В рамках катастрофизма считается, что жизнь – результат планетарных катастроф, а ее формы не развиваются. Некоторые ученые объясняют многие значимые события в истории Земли именно катастрофами – извержениями вулканов, столкновениями нашей планеты с кометами, катастрофическими землетрясениями. Например, именно так многие объясняют гибель динозавров.

Все эти теории с большим трудом объясняют, откуда взялась жизнь. Четвертая теория, известная как панспермия, появилась еще в середине XIX века. Ее авторами считаются немецкий медик Герман Рихтер и шведский физик Сванте Аррениус. Но не надо думать, что в XX веке этой теории никто не придерживался; среди ее сторонников был даже Владимир Иванович Вернадский.

Собственную теорию предложил академик Александр Иванович Опарин. Согласно ей жизнь на Земле зародилась в результате цепи химических превращений.

В научном мире в XX веке почти безраздельно господствует теория эволюции. Однако сторонники креационизма время от времени переходят в наступление.

Давайте посмотрим, как и когда с точки зрения современной науки появились человек и общество.

Процесс появления человека носит название «антропогенез». В современной науке этот процесс вкратце описывается следующим образом.

Первой стадией антропогенеза считают австралопитека (homo habilis) (рис. 3).

Рис. 3. Австралопитек

Вторая стадия антропогенеза – питекантроп (рис. 4).

Рис. 4. Питекантроп

Третья стадия – неандерталец (рис. 5). Наконец, последняя стадия – homo sapiens sapiens. Это мы с вами.

Рис. 5. Неандерталец

Перейдем к процессу социогенеза, то есть появления и развития общества. Он имеет три стадии, но если антропосоциогенез идет по планете примерно одинаковыми темпами, то социогенез в разных районах земли идет с разной скоростью.

Первая стадия социогенеза – праобщина (человеческое стадо).

Вторая стадия – родовая община – объединение людей по кровнородственному признаку.

Третья стадия – соседская община – объединение людей по территориальному признаку.

Давайте подытожим. Процесс социогенеза проходит в три этапа.

Различные народы проходят социогенез разными темпами. Многие этносы уже давно живут соседской общиной, но есть и такие племена, которые до сих пор находятся на стадии родовой общины.

Процессы антропогенеза и социогенеза тесно связаны между собой. Это лишний раз доказывает, что человек, несмотря на его социальную сущность, все же остается и частью природы. В следующий раз мы поговорим, как природа и общество влияют друг на друга. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Идет ли эволюция сегодня?

Эволюция продолжается постоянно. На протяжении последних сотен лет человек непрерывно менялся.

Средний рост японцев вырос за последние 100 лет как минимум на 15 см. В гвардию при Петре Первом брали молодых людей с ростом не менее 170 см (рис. 6).

Рис. 6. Средний рост

Обезьяньи процессы»

Рис. 7. Джон Скоупс

В 1925 году в штате Теннесси был принят Акт Батлера, запрещающий преподавание теории Дарвина. В том же году в штате было возбуждено дело против учителя Джона Скоупса (рис. 7), обвиненного в нарушении акта. Скоупс был признан виновным и приговорен к уплате штрафа в размере 100 долларов.

В 2006-2007 годах подобный процесс состоялся и в России.

Как оправдали неандертальца

За последние годы наши представления о неандертальце сильно изменились.

В 2005 году на территории Словении был обнаружен древнейший музыкальный инструмент – неандертальская флейта (рис. 8).

Рис. 8. Неандертальская флейта

В 1938 году советский археолог Алексей Окладников (рис. 9) обнаружил в пещере Тешик-Таш захоронение неандертальского мальчика (рис. 10).

Рис. 9. А. Окладников

Рис. 10. Неандертальский мальчик

Самое отсталое племя

В начале 1970-х годов в лесах филиппинского острова Минданао было обнаружено племя тасадай-манубе, которое считается самым отсталым племенем в мире. Тасадаи до сих пор живут родовым строем. Причиной этого является то, что в течение последней тысячи лет они развиваются изолированно.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.


Тасадай-манубе (продолжение) ().

Новые данные о неандертальцах ().

Изменение среднего роста у разных народов в ХХ веке ().

Понравилась статья? Поделитесь ей