Контакты

Сколько лет часам на спасской башне. Главные секреты Кремлевских курантов

Часы, которые мы видим сейчас на Спасской башне, существуют с 1851 года. Они установлены на башне взамен старых московскими владельцами механических мастерских братьями Н. и П. Бутеноп и пущены в 1852 году. На станине механизма часов сохранилась надпись: "Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве". Куда девались старые часы, неизвестно.

История древних Спасских курантов уходит в далекое прошлое и неразрывно связана с историей Кремля. Еще в 1404 году, как рассказывают летописи, в Кремле на великокняжеском дворе, рядом с Благовещенским собором, были установлены первые в Москве часы, "а замысли часник" сам князь. Установку часов производил монах-серб по имени Лазарь, Очень образно об устройстве этих часов сказал московский летописец: "Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневный; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, странно-лепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухищрено".

Часы на Спасской башне, как предполагают, были установлены сразу же после ее постройки в XV веке. Однако документальное известие о часах относится только к 1585 году, когда у Спасских, Тайницких и Троицких ворот, а позднее и Никольских, на службе находились особые часовники.

Часы на Спасской башне считались главными, и им уделялось особое внимание. Тем не менее уберечь их от часто возникавших пожаров не удавалось, и они быстро приходили в негодность. В 1624 году, например, их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей (весу в них было 60 пудов).

В 1621 году на царскую службу был принят "аглицкой земли часовой мастер" Христофор Христофорович Галовей, которому было заказано устройство новых часов. Под руководством Галовея русские кузнецы-часовщики крестьяне Ждан с сыном и внуком изготовили часы, а тринадцать колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов. Для установки новых часов на древнем четверике Спасской башни под руководством Бажена Огурцова в 1625 году надстроили из кирпича арочный пояс с белокаменными резными деталями и украшениями, а на внутреннем четверике возвели высокий шатровый верх с арочными звонами, на котором повесили часовые колокола. Спустя год башня и часы сгорели, и все пришлось делать заново. За работу по установке первых часов Христофор Галовей получил от царя большую награду: всевозможных товаров почти на 100 рублей - сумму, довольно значительную по тому времени.

В 1654 году башня снова сгорела вместе с часами. Посетивший Москву вскоре после пожара архиепископ Павел Алеппский в 1655 году писал: "Над воротами возвышается громадная башня, высоко возведенная на прочных основаниях, где находились чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по громкому звуку своего большого колокола, который слышен был не только во всем городе, но и в окрестных деревнях более чем на 10 верст".

Вскоре часы были восстановлены, о чем свидетельствуют записки посла австрийского императора Августина Мейерберга, посетившего Москву в 1661 году. Он писал: "Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца. В летний солнечный поворот, когда дни бывают самые долгие, когда ночь в 7 часов, эта машина показывает и бьет 17 часов дневных. Утвержденное над часовою доской неподвижное изображение солнца лучом своим показывает часы, означенные на часовом круге. Это самые большие часы в Москве".

Спасские часы того времени были устроены весьма интересно. У них вращался циферблат, а неподвижная стрелка в виде луча солнца, помещавшаяся выше циферблата, указывала часы ночные и дневные. Цифры были славянские, позолоченные. Внутренний круг, изображавший небесный свод, был покрыт голубой краской, усеян золотыми и серебряными звездами, имел изображения луны и солнца. Циферблаты были разделены на 17 часов и помещались в центральной килевидной арке арнатурного пояса над древним четвериком. Выше их прямо на стене по кругу, были написаны слова молитвы и расположены знаки зодиака, вырезанные из железа. Остатки их до сих пор сохраняются под существующими циферблатами часов.

Эти часы были меньше современных. Размер их циферблата был примерно 5 метров, высота цифр - 71 сантиметр (1 аршин) и весили они 25 пудов (400 килограммов). Точность хода во многом зависела от обслуживавшего их часовщика. Так, часовщик Троицкой башни в своей челобитной царю писал: "В прошлом 1688 году часовщика Спасской башни Андрияна Данилова не стало, а по смерти осталась его вдова Улита бездетна и безродна и живет она на той Спасской башне и часы держит она неуставно, по многие времена часы мешаютца передачею часов дневных и нощ-ных, бывает у нее один час продлитца против дву часов, а в нынешнее время бывает в одном часе два часа поскорит".

При назначении часовщика к часам Спасской башни с него брали поручительство, чтобы "у дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать с чернью и карты не играть и вином и табаком не торговать и воровским людем стану и приезду не держать и с воровскими людьми не знатца и часы водить со всяким опасением без помешки и тех часов, что на той башне есть строения какое всего беречь и не разорять".

В начале XVIII века Петр I решил заменить часы на Спасской башне новыми. В 1704 году он заказал в Амстердаме новые часы, которые на 30 подводах доставили в Москву и в 1706 году установили на башне. "Утром 9 декабря пробило 9 часов, а в 12 часов заиграла музыка и начали часы бить". Полная установка часов была закончена только в 1709 году. Новые часы имели уже 12-часовой циферблат. Установкой их на башне и переделкой циферблата руководил Яков Гарнов, а работы выполнял кузнец Никифор Яковлев с товарищами.

Вскоре часы пришли в ветхость и потребовали ремонта. В 1732 году об этом докладывал начальству часовщик Гавриила Паникадилыциков, но безуспешно. Спустя два года он подал новое прошение, в котором писал: "...часы за непочинкою пришли в пущую ветхость и все другие часы ветхостью превосходят". Однако и это прошение осталось без ответа.

Состояние часов еще больше ухудшилось после пожара 1737 года, когда сгорели все деревянные части Спасской башни. Башню отремонтировали, а часы еще долгое время оставались неисправными. "Вал для курантов был испорчен, и колокольная музыка не могла действовать",- говорится в описи башни.

Вступив на престол, императрица Екатерина II посетила Москву и заинтересовалась Спасскими курантами. Начали искать мастеров для исправления часов, которые к тому времени пришли уже в полную негодность.

В 1763 году в Грановитой палате были найдены среди разного хлама "большие английские курантовые часы", очевидно еще галовеевские. По приказу Екатерины II в 1767 году их начал устанавливать на Спасской башне подмастерье Иван Полянский, который закончил эту работу в 1770 году.

В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым "своим коштом, материалами и рабочими людьми", за что ему было присвоено почетное звание- мастер Спасских часов.

В середине XIX столетия часы снова остановились. В 1850 году кремлевский часовой мастер Корчагин сообщал, что часы неисправны и требуют капитального ремонта. В 1851-1852 годах московские владельцы механических заведений братья Бутекоп взялись за исправление Спасских курантов. Поручена эта работа была искусным русским мастерам. Они изготовили новые часы, в которых были использованы детали от старых. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой собрали весь механизм, а с четырех сторон башни сделали новые позолоченные циферблаты. К старым часовым колоколам добавили новые, снятые с других башен Кремля. На игральный вал часов была набрана мелодия "Коль славен" и воинственный марш гвардейского Преображенского полка. Новые куранты играли через каждые три часа.

Были изготовлены по рисункам архитектора К. Тона специальные металлические перекрытия, поддерживающие механизм часов, постамент и лестница к часам. Впоследствии эти часы несколько раз реставрировали, и они дошли до нашего времени.

Часы пострадали при обстреле Кремля во время октябрьских боев 1917 года и почти год не действовали. По указанию В. И. Ленина они были восстановлены к 1-й годовщине Великого Октября кремлевским слесарем-часовщиком II. В. Беренсом. На игральный вал часов заслуженный деятель искусств М. М. Черемных набрал мелодию "Интернационала". В августе 1918 года раздался первый удар часового колокола.

Последний капитальный ремонт часов был произведен при реставрации Спасской башни в 1974 году специалистами Каучио-исследовательского института часовой промышленности и других организаций. При этом было сделано электронное управление часами и автоматическая смазка.

Часы на башне занимают три этажа - 7-й, 8-й, и 9-й-г и состоят из трех отдельных узлов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Круглые черные циферблаты с позолоченными ободами, цифрами и стрелками выходят на все четыре стороны башни. Циферблаты имеют диаметр 6,12 метра, высота цифр - 72 сантиметра, длина часовой стрелки - 2,47 метра, минутной- 3,28 метра. Общий вес часов со всеми конструкциями примерно 25 тонн.

Часы приводятся в действие тремя подвешенными на стальных тросах гирями. Вес каждой из них - от 10 до 14 пудов (160-224 килограмма). Точность хода часов достигается при помощи круглого маятника весом 2 пуда (32 килограмма). Раньше гири висели на пеньковых канатах и поднимались вручную огромным ключом. В 1937 году часы стали заводить при помощи трех электромоторов, а канаты заменили стальными тросами.

Механизм боя часов, расположенный под шатром башни в открытом ярусе звонов, состоит из десяти четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час. Этот колокол самый большой. Он весит 135 пудов (2160 килограммов), украшен орнаментом с вензелем Екатерины II и двуглавым орлом. Колокол опоясан трехъярусной надписью: "...по всевысочайшему всеавгустейшия государыни императрицы Екатерины великая, премудрая матери отечества самодержицы всероссийские повелено в пользу первопрестольного города Москвы снабжена сия Спасская башня часами с колокольною музыкою, а к оным вылит сей колокол в лето от рождества Христова 1769 году, мая 27 дня, весу 135 пуд 32 ф, а лил мастер Семен Можжухин".

Вес одного из четвертных колоколов - 20 пудов (320 килограммов). Раньше в часах использовалось 48 колоколов, снятых с других кремлевских башен. Все колокола были отлиты в XVII- XVIII веках и являются интересными образцами литейного искусства прошлого. Сни украшены орнаментом геометрического и растительного характера и надписями. Среди них есть колокол, действовавший еще в галовеевских часах. Есть колокола голландской работы 1698 и 1702 годов, привезенные с часами из Амстердама.

Бой часов осуществляется следующим образом: специальный молоток, соединенный при помощи троса с часовым механизмом, ударяет по поверхности нижнего основания колокола.

Кремлёвские куранты Кремлёвские кура́нты

часы с боем на Спасской башне Московского Кремля. В 1621 английский мастер X. Головей сделал часы, для которых в 1625 на башне был сооружён каменный верх. В 1706 были установлены новые часы, купленные Петром I в Голландии. Современные кремлёвские куранты изготовлены в 1851 братьями Бутенопами в Москве. Диаметр циферблата кремлёвских курантов 6,12 м, высота римских цифр на часах 0,72 м, длина часовой стрелки 2,97 м, минутной 3,27 м.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРА́НТЫ, часы с боем на Спасской башне Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский) .
Первые кремлевские часы
Часы в Москве впервые появились в 1404 (на три года позже, чем на башне собора в Севилье). Располагались они не на кремлевской башне, а на дворе великого князя Василия Дмитриевича (см. ВАСИЛИЙ I Дмитриевич) , недалеко от Благовещенского собора. О мастере, изготовившем часы, написано в летописи: «Замыслил часник сам князь, а установил часы монах серб по имени Лазарь».
Первые часы на Фроловской башне (с 1658 Спасской; построена по проекту итальянского мастера Антонио Солари (см. СОЛАРИ Пьетро Антонио) в 1491), согласно документам, были установлены в 16 в. В 1585 они уже работали, за что мастера-часовщики получали в год по 4 рубля и 2 гривны, да по 4 аршина сукна на одежду.
В 17 в. башни Московского Кремля (кроме Никольской) были надстроены шатрами, и высотка десятиэтажной Спасской башни достигла шестидесяти метров. Известно, что в 1614 часовщиком Спасской башни был Никифор Никитин, в обязанности которого входил надзор за работой часов, их своевременный завод, а также ремонт.
Часы Христофора Головея
Устройство часов с разделением на дневные и ночные часы было примитивным, кроме того, они постоянно страдали от пожаров. Для изготовления новых часов для Спасской башни в Москву был приглашен известный английский механик и часовых дел мастер Христофор Головей. Зодчий Бажен Огурцов построил для них великолепный шатер, который стал украшением всего кремлевского ансамбля.
Над изготовлением часов под руководством Головея трудились вологодские крестьяне Вирачевы, колокола для «перечасья» лил Кирилл Самойлов. Годовое жалование английского мастера составляло 64 рубля «да поденного корму по 13 алтын 2 деньги на день, да по 2 воза дров на неделю, да корм на одну лошадь». Старые часы были проданы за 48 рублей. Диаметр циферблата новых часов, выходящего на две стороны, составлял около 5 м и был выкрашен в голубой цвет. Центральная часть круга была неподвижной, а внешняя, шириной около метра, была разделена на 17 частей и вращалась. Часы отмечались буквами славянского алфавита. Вес часов составлял 3400 кг. По свидетельству современников, это были: «...чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен... более чем на 10 верст».
Первыми часовщиками были их создатели - отец и сын Вирачевы. Часовые мастера пользовались в Москве привилегиями, им платили большое жалование. Особенно ценилась работа тех, кто надзирал за башенными часами. В специальной инструкции говорилось: «У дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать, зернью и карты не играть и вином и табаком не торговать».
Голландские часы и последующие
В конце 17 в. часы, изготовленные Христофором Галовеем, пришли в полную негодность, и в 1704 из Голландии морем привезли новые, купленные Петром I (см. ПЕТР I Великий) . В Москву часы везли из Архангельска на 30 подводах, казна заплатила за них более 42 тыс. ефимков. Спустя три года часы были установлены на Спасской башне. Девять русских мастеров трудились 20 дней, чтобы отрегулировать и запустить в дело часовой механизм.
Однако новые часы быстро обветшали, а после грандиозного пожара 1737 пришли в полную негодность. К этому времени столица переместилась в Петербург, и с ремонтом не спешили. Только в 1770 мастер Иван Полянский под наблюдением берлинского часового мастера Фация заменил механизм кремлевских часов большими курантами, найденными в Грановитой палате.
После изгнания французов из Москвы часы обследовали. Часовщик Яков Лебедев в феврале 1813 донес о разрушении механизма и предложил произвести их восстановление «своим коштом, материалами и рабочими людьми». Работу ему поручили, взяв, однако, подписку о том, что он не испортит механизм. Через два года часы запустили, а Яков Лебедев получил звание «часового мастера спасских часов».
Очередная попытка (спустя несколько десятилетий) почистить часы, не останавливая хода, успеха не имели, и капитальный ремонт был поручен известной в то время часовой фирме братьев Бутеноп. Демонтированный часовой механизм был полностью разобран, износившиеся части заменены новыми, из чугуна отлита новая станина весом около 25 тонн. За работу фирма получила 12 тыс. рублей. В марте 1852 все работы были завершены, и куранты впервые исполнили две мелодии: «Коль славен» и «Преображенский марш».
Спустя 25 лет, в 1878, часовой мастер В. Фреймут отремонтировал часы за 300 рублей и был назначен часовщиком Спасской башни.
Во время октябрьских боев 1917 в циферблат часов попал снаряд, сильно повредивший механизм, но только летом 1918 (правительство переехало в Москву весной) последовало указание о срочной реставрации курантов. Долго искали мастеров, которые не побоялись бы взяться за такую работу. Часовые фирмы Павла Буре и Рогинского запросили суммы, которые государство в то время выделить не могло. И за ремонт взялся кремлевский слесарь Н. В. Беренс, а помочь ему согласился художник Я. М. Черемных, составивший партитуру для курантов на музыку «Интернационала» и «Похоронного марша». С трудом изготовили новый маятник (взамен утраченного свинцового позолоченного) длиной около полутора метров и весом 32 кг. Реставрацию закончили в сентябре 1918, и москвичи впервые услышали бой новых курантов.
В 1932 часы вновь отремонтировали, изготовили новый циферблат, позолотили цифры, стрелки и обод циферблата (всего на позолоту было израсходовано 28 кг золота).
Устройство часов
Часы занимают 8-й, 9-й и 10-й этажи Спасской башни. Основной механизм расположен в специальной комнате на девятом этаже. Он приводится в действие при помощи гирь весом от 100 до 200 кг. Куранты состоят из набора колоколов, настроенных в определенной гамме и связанных с механизмом часов. Музыкальный механизм курантов имеет так называемый программный цилиндр диаметром около двух метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Штифты на цилиндре предназначены для того, чтобы задействовать колокола, из которых самый большой весит 500 кг. Все колокола размещены на десятом этаже (для их развески были использованы специальные дополнительные балки). На колоколах имеются надписи, например, на колоколе, отлитом в Голландии: «...Клавдий Фреми меня сделал в Амстердаме лета 1628».
Основные размеры часов: диаметр циферблата 6 м 12 см, высота цифр 72 см, длина часовой стрелки 2 м 97 см, длина минутной 3 м 28 см.
Заводятся часы два раза в сутки обычным подъемом гирь с помощью электромоторов. Для каждого вала из чугунных слитков набираются гири весом до 200 кг, причем зимой вес гирь увеличивают. Ежедневно производится профилактический осмотр механизма, раз в месяц - детальный. Ход часов контролируется специальными приборами, а также дежурным часовщиком, который проверяет ход по хронометру. Смазывают механизм два раза в неделю, применяя летнюю и зимнюю смазку.
Механизм кремлевских часов работает исправно почти полтора века. На его чугунной станине написано: «Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве».


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Кремлёвские куранты" в других словарях:

    Термин, может иметь несколько значений: Кремлёвские куранты (пьеса) пьеса Николая Погодина Кремлёвские куранты (фильм) Кремлёвские часы … Википедия

    КРЕМЛЁВСКИЕ КУРАНТЫ, часы с боем на Спасской башне Московского Кремля. В 1621 английский мастерX. Головей сделал часы, для которых в 1625 на башне был сооружён каменный верх. В 1706 были установлены новые часы, купленные Петром I в Голландии.… … Русская история

    Кремлёвские куранты … Москва (энциклопедия)

    КРЕМЛЁВСКИЕ КУРАНТЫ - Часы на Спасской башне Московского Кремля*. Первые часы на Спасской башне были установлены между 1491 и 1585 гг. В 1624–1625 гг. английский мастер Головей установил новые часы куранты с механизмом и 13 колоколами (см. колокол*). Детали механизма… … Лингвострановедческий словарь

    Часы с боем, установленные на Спасской башне Московского Кремля. Первые сведения о кремлёвских часах относятся к 1404; установлены эти часы были недалеко от Благовещенского собора. В 1621 «аглицкий» часовых дел мастер Христофор Головей… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кремлёвские куранты. Кремлёвские куранты Автор: Николай Погодин Язык оригинала: русский Год написания: 1939 (первая редакция) Кремлёвские куранты … Википедия

Куранты на Спасской башне в сознании многих поколений являются символом не только Московского Кремля, но и всей России. По ним сверяются часы, их боем начинается каждый новый год. Знаменитые кремлевские куранты украшают Кремль уже много столетий и неразрывно связаны с историей России, с ее славными, а порой и драматическими страницами.

О длительной истории курантов осталось много документальных свидетельств. Это указы и распоряжения великих князей, царей, императоров, высших должностных лиц российского государства, касающиеся Спасской башни и ее часов; отчеты о создании и наладке курантов, описи ремонтных работ, рапорты, донесения комендантов Кремля, архитекторов, часовщиков, мастеров, которые занимались и занимаются поддержанием их надлежащего состояния. Можно выделить несколько крупных этапов в процессе строительства и реконструкции главных часов страны, которые приходятся на самые значимые эпохи российской истории.

Каждая башня Московского Кремля уникальна, имеет свою историю, предназначение, все они с момента их постройки имеют собственные имена. Знаменитые куранты находятся на Спасской башне, которая издревле являлась главной и особо почитаемой кремлевской башней.

Спасская башня воздвигнута в 1491 году зодчим Петром Антонио Соларио, который наряду с другими итальянскими зодчими был приглашен для строительства Кремля великим князем Иваном III. На годы его правления пришлись многие значимые события для Руси: окончательное свержение татаро-монгольского ига и практически завершение длительного процесса объединения русских земель со столицей в Москве. После падения Византии в 1453 году Русь, которая приняла от нее православие, объявляет себя ее наследницей, и Москва претендует на роль новой столицы православного мира. Именно в это время оформляется теория «Москва – третий Рим» и зарождается концепция самодержавной государственной власти, которая получит дальнейшее развитие при внуке Ивана III – Иване IV Грозном. Поэтому грандиозная перестройка древнего Кремля была обусловлена политическими и идеологическими причинами. Древнейшая часть Кремля была связана с именем великого князя Ивана Калиты, который в первой половине XIV века, когда Русь находилась под татаро-монгольским игом, начал процесс собирания русских земель и выдвижения Московского княжества как центра политической и духовной жизни страны. Вторым знаменитым строителем стал великий князь Дмитрий Донской, чья победа на Куликовом поле в 1380 году положила начало освобождению Руси от татаро­монгольского ига.

Спасская башня была построена на месте белокаменных ворот Кремля эпохи Дмитрия Донского, просуществовавших с 1367-го по 1491 год, и первоначально носила название Фроловской в честь церкви святых Фрола и Лавра, к которой шел путь через эти ворота Кремля. Эти ворота назывались и Ерусалимскими, так как через них совершалось патриаршее шествие в Московский Иерусалим – храм Василия Блаженного.

В 1658 году вышел указ царя Алексея Михайловича о переименовании всех башен Кремля, и она стала называться Спасской в честь двух икон: Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами башни со стороны Красной площади, и иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. На протяжении всей своей истории ворота Спасской башни являются главными парадными проездными воротами Кремля. Они всегда особенно почитались в народе и назывались «святыми». Через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой. Через них входили и выходили полки, выступающие в военный поход, они служили для въездов и выездов царей, торжественных выходов патриарха, крестных ходов, встреч иностранных посольств, прибывающих на аудиенцию к великому князю или царю.

Впервые часы-куранты в Московском Кремле появились на надвратной башне при великом князе Василии I в 1404 году. Они были установлены на въезде в подворье великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, рядом с современной Троицкой башней. Известно, что эти часы изготовил и установил сербский монах Лазарь из Афонского монастыря. Часы представляли собой огромный циферблат, который вращался, а стрелка, направленная вниз, была закреплена неподвижно: «Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате – первый час ночи…» Стоит иметь в виду, что на циферблате курантов было отмечено всего семнадцать часов. Дело в том, что ночью без искусственной подсветки циферблат не был виден, и за ненадобностью цифры отсутствовали.

На крепостных башнях Московского Кремля часы или куранты появляются во второй половине XVI века в связи «с распространением города и особенно большого посада, впоследствии Китай-города, где сосредоточивалась торговля и всякого рода промышленность и где, следовательно, знать время для всякого было необходимостью, – потребовалось устроить часы и на пользу всех обывателей». Точная дата появления часов-курантов на Фроловской башне в настоящее время неизвестна. Но наиболее вероятно, что впервые это произошло вскоре после ее постройки и располагались они над створом ворот. Очевидно, что именно на Спасской башне они появились в первую очередь, «так как Кремль построен треугольником, то весьма удобно было и с других двух сторон открыть городу показание времени, тем более что в этом очень нуждался и дворец государев, назначавший всему час и время, когда собираться в думу, на выход, на обед, на потеху и т. д. Кроме того, расположенные таким образом башенные часы с большим удобством показывали время для всех служб и должностей обширного дворца».

К 1585 году они уже существовали, о чем свидетельствуют документальные упоминания о мастерах – часовщиках Фроловских, Тайницких (Водяных) и Троицких (Ризположенских) ворот. На начало XVII века приходятся упоминания о часах и над воротами Никольской башни. По всей видимости, часы-куранты были достаточно простого устройства – русские, с разделением на часы дневные, от восхода до захода солнца, и ночные.

В 1625 году в правление царя Михаила Федоровича – первого царя из династии Романовых – они были заменены на более совершенные. Старые часы со Спасских ворот были проданы «на вес Спасскому Ярославскому монастырю». Новые часы были изготовлены и установлены английским мастером Христофором Галовеем (Halloway). Специально для них было построено красивое резное белокаменное шатровое навершие, чтобы защитить дорогостоящие часы от страшных московских пожаров. Механизм их действия был традиционным для той эпохи. Вращались не стрелки, а сам циферблат, проводя цифры мимо неподвижного луча солнца, пригвожденного к стене выше циферблата. Цифры, мерой в аршин, были вызолочены; середина круга, покрытая лазоревой краской и усеянная золотыми и серебряными звездами, с луной и солнцем, изображала небесный свод. Показания часов менялись в зависимости от высоты солнцестояния. В самые долгие дни и часы доходили до цифры 17, числа дневных часов.
Циферблаты были помещены этажом ниже, чем в настоящее время; на том же месте, где они находятся теперь, правильным кругом были расположены слова молитвы и знаки зодиака. Часы были длиной в 3 аршина, вышиной в 2¾ аршина, шириной 1½ аршина, циферблаты ¼ аршина в диаметре. По мнению специалистов, они были не очень совершенного устройства, правильность их хода в значительной степени зависела от искусства часовщика, наблюдавшего за ними. Куранты имели музыкальный механизм, в 1624 году для них специально отлил тринадцать колоколов мастер Кирилл Самойлов.

Часы Галовея простояли на Спасской башне достаточно долго, но башня неоднократно страдала от пожаров; очень сильные разрушения были причинены пожаром 1654 года. Сохранился отзыв архидьякона Павла Алеппского о том, какое впечатление произвело описанное несчастье на царя Алексея Михайловича, когда он вернулся в Москву после польского похода. Это свидетельство важно еще и потому, что позволяет нам понять значение Спасской башни и ее курантов среди кремлевских памятников. «Над воротами возвышается башня, высоковозведенная на прочных основаниях, где находились чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по громкому звуку своего большого колокола, который слышен был не только во всем городе, но и окрестных деревнях, более чем за 10 верст. «На праздник нынешнего Рождества (это ошибка – пожар был 5 октября – прим. авторов), по зависти дьявола, загорелись брусья, что внутри часов, и вся башня охвачена была пламенем вместе с часами, колоколами и всеми их принадлежностями, которые при падении разрушили своею тяжестью два свода из кирпича и камни и эта удивительная редкостная вещь… была испорчена. И когда взоры царя упали издали на эту прекрасную сгоревшую башню, коей украшения и флюгера были обезображены, и разнообразные, высеченные из камня, статуи обрушились, он пролил обильные слезы». Башня и часы были восстановлены. В 1668 году состоялся их следующий ремонт.

К началу XVIII века они сильно износились и устарели по своим техническим характеристикам. А в 1701 году после очередного жестокого пожара в Кремле часы сгорели вместе с другими зданиями. Петр Великий заказал в Голландии часы для Спасской башни с колокольной игрой и танцами (курантами). В 1704 году в Москву из Амстердама часы доставили на 30 подводах в Посольский двор на Ильинке, и они поступили в заведование Оружейной Палаты. Их стоимость составляла 42 474 рублей. В 1705 году началась их установка, которая частично завершилась в 1706 году, но окончательно лишь к 1709 году. Ставил их на место и собирал Яким Гарнов, Гарнель (Gamault). Новые часы имели традиционный вид циферблата, поделенного на 12 часов. Внешний вид часов напоминал часы Галовея, так как циферблаты были усеяны звездами. Но петровские часы часто ломались и к началу 1730-х годов пришли в ветхость, хотя окончательно погибли во время сильнейшего Троицкого пожара 1737 года.

Частые рапорты часовщиков и архитекторов о печальном состоянии часов оставались без ответа. К восстановлению часов приступили при Екатерине II. Надо отметить, что Екатерина Алексеевна хорошо относилась к Москве и Кремлю, достаточно часто туда приезжала, а в 1760-х годах долго жила. По указанию императрицы В. И. Баженов разработал грандиозный проект реконструкции всего Кремля, который так и не был осуществлен.

Предпринятая попытка восстановить петровские часы не увенчалась успехом. В 1763 году в помещениях под Грановитой Палатой происходила разборка архивных дел бывших Преображенского и Семёновского приказов, когда были найдены «большие английские курантовые часы» (быть может, когда-то сняты с одной из башен). Именным указом императрицы Екатерины II в 1767 году эти часы велено было поставить на Спасской башне, для чего был приглашён часовой мастер Фаций. В 1770 году Сенату было объявлено, что работа окончена. С этого времени вот уже 250 лет именно эти часы ведут счет времени, украшая собой Московский Кремль.

Установленные при Екатерине II часы успешно работали без существенного ремонта до начала XIX века. В 1812 году во время пребывания в Кремле армии Наполеона часы получили повреждения. После изгнания французов часы были обследованы, о чем свидетельствует прошение механика Якоба Лебедева в Экспедицию кремлёвского строения, датированное 10 февраля 1813 года. В 1815 году часы были исправлены.

После этого в течение нескольких десятилетий существенных перемен с часами на Спасской башне не происходило. Однако в царствование Николая I часам потребовался серьезный ремонт. 27 ноября 1850 года часовой ученик Корчагин сделал донесение в Дворцовую контору, что «башенные часы с принадлежностями их… нужно не только вычистить по случаю накопившейся в них грязи от пыли и смазки в течение многих лет, но исправить по случаю долговременного их существования в действии с 1769 года…» В том же году после рапорта Корчагина был произведён небольшой ремонт часов братьями Бутеноп, однако не было гарантии, что часы смогут работать безотказно продолжительное время. 28 февраля 1851 года президент Московской дворцовой конторы писал министру императорского дворца о состоянии этих часов следующее: «…железные колёса и шестерни от времени так истёрлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость... дубовый фундамент под часами от долговременности сгнил». После этого принимается решение о полной реконструкции часов, которую осуществили в 1851 – 1852 годах братья Бутеноп.

В 1878 году часовой мастер В. Фреймут сообщил о неисправности курантов Спасской башни, у которых заметно проржавели железные части, вследствие чего необходим ремонт всего механизма. Уже в следующем году ремонтные работы были осуществлены.

В таком виде часы проработали вплоть до начала ХХ века. Последний раз в дореволюционное время они реставрировались в 1911 году часовым мастером М. В. Волынским.

Следующий этап в истории курантов на Спасской башне связан с драматичными событиями. В ходе октябрьских-ноябрьских революцион­ных событий 1917 года в Москве Спасская башня, как, впрочем, и весь Кремль, серьезно пострадала. 2 ноября 1917 года во время обстрела и штурма Московского Кремля красногвардейцами снаряд попал в циферблат курантов, перебил стрелку часов, в результате чего из строя вышел механизм вращения стрелок и часы остановились. Правда, на непродолжительное время. В 1918 году по указанию нового главы государства В. И. Ленина произведены восстановительные работы, которые осуществил Н. В. Беренс. Для курантов изготовили новый маятник длиной около полутора метров и весом 32 кг.

В 1937 году вновь встал вопрос о ремонте часов. От времени в плохом состоянии находился циферблат часов, который был сделан из железа и позолочен сусальным золотом. Местами он сильно проржавел, имел много отверстий от пуль, оставшихся еще с 1917 года, отваливалась позолота с обода циферблата. Цифры, знаки и стрелки были медными с позолотой и также нуждались в обновлении. В результате произведенного ремонта старый циферблат заменили новым. Его также изготовили из железа, толщина которого составила 3 мм, обода сделали из красной меди, которую посеребрили и позолотили электролитическим способом. Цифры, знаки и стрелки были использованы старые, но их вновь посеребрили и позолотили. Толщина покрытия золотом составила около 3 микрон, на покрытие ободов часов и цифр израсходовали 26 кг золота. Циферблаты были изготовлены и установлены на Спасской башне заводом «Парострой», золочение выполнил Научно-исследовательский физико-химический институт им. Л. Я. Карпова. Механизм часов отремонтировал Карачаровский механический завод Наркомхоза РСФСР. Его полностью разобрали, почистили и покрасили, сделали частичные замены отдельных деталей. В частности, заменили все трипки, которые сделали с вращающимися шпильками, поставили новое анкерное колесо, втулки, перебрали все подшипники, пеньковый канат заменили стальным тросом, отлили новый груз для маятника, поставили четыре электромотора для заводки часов, которая до этого производилась вручную, сделали площадку и лестницу – для осмотра и смазки передающих шестерен. Покраску циферблата курантов произвела московская контора «Лакокраскопокрытия­». Окраска циферблата была произведена горячим способом сначала суриком, а потом черным лаком, и дополнительно циферблаты подкрашивались на месте черным матовым лаком.

Последние ремонтные работы кремлевских часов перед началом Великой Отечественной войны прошли в 1940 году, когда старая скобка анкерного колеса, захватывающая пять зубьев, была заменена новой скобкой, захватывающей семь зубьев, что облегчило ход часов. Кроме того старый погон маятника, набранный из медных и железных прутьев, заменили деревянным, для уменьшения влияния температуры на ход часов и большей точности хода. В 1941 году был смонтирован электромеханический привод, но наступившая война помещала произвести приемку правительственной комиссией и установку его на место.

В 1974 году Научно-исследовательский институт часовой промышленности (НИИЧаспром) получил заказ на реставрацию механизма главных часов страны, была проведена одна из крупнейших реставраций механизма в советские годы. Часы остановились на 100 дней. Их механизм полностью разобрали и более тысячи уникальных деталей заменили новыми. В ходе реставрации задействовали новейшие автоматические установки, в частности, для смазки поверхностей более чем 120 трущихся деталей, которая до этого времени проводилась вручную.

В 1995 году была осуществлена комплексная реставрация курантов. Циферблаты и стрелки были демонтированы, подвергнуты рентгеноскопии, покрыты грунтовкой и позолочены. Эта работа художниками-реставраторами проводилась на месте, то есть на Спасской башне (средний ярус), где тщательной обработке подверглись четыре циферблата, восемь стрелок и 48 цифр. Затем все было установлено на своем месте, механизм отрегулирован и запущен вновь.

Последняя крупная реставрация часов в ХХ веке состоялась в 1999 году. Вместе с обновлением часов, в частности, позолотили стрелки и цифры, настроили бой и др., был восстановлен исторический облик верхних ярусов Спасской башни.

В новом ХХI веке куранты также реставрировались. В 2005 году был отреставрирован циферблат часов. В 2014 – 2015 годах в ходе комплексной реставрации стен и башен Московского Кремля обновились фасадные фрагменты курантов: циферблаты, цифры и стрелки. Все они демонтировались, и в специальных условиях с ними проводились реставрационные и консервативные работы, при этом механизмы курантов оставались в рабочем состоянии, т. е. отбивали четверти, каждый час и исполняли мелодию Гимна России.


Механизм часов на Спасской башне

Кремлевские куранты помещаются в шатровом завершении Спасской башни, занимают три этажа (яруса) – 8, 9 и 10-й. Всего в башне 10 этажей, по пять в нижней и верхней частях. Первый этаж занят проездом, который расписан фресковой живописью XVII столетия. В стенах его имеются 4 углубления для икон, чего нет в других проездных воротах Кремля. В южной стене проезда две двери, одна ведет к пролету для часовых гирь, другая, с каменной лестницей, – внутрь башни.

Нижний, главный массив башни имеет двойные стены. Пространство между ними занято со стороны Кремля каменной лестницей; а с других трех – коридорами, своды которых делят его на этажи, со второго по пятый. Центральная часть башни представляет собой помещение с цилиндрическим сводом, очень высокое, так как деревянные помосты ярусов были демонтированы еще на рубеже XVIII – XIX веков. Поэтому в стенах его на разной высоте расположены окна и следы заложенных выходов. Вверху это помещение сужается, отчего огибающие его коридоры соответственно делаются шире. Верхняя часть башни меньшей площади, чем нижняя, и не имеет двойных стен.

Часы состоят из трех отдельных узлов: механизма хода, механизма боя часов и музыкального механизма. В действие каждый механизм приводится тремя гирями, натягивающими тросы, весом от 160 до 224 кг. Точность хода часов достигается при помощи маятника весом 32 кг, длиной 1,5 м. Механизм часов заводится два раза в сутки. Часы имеют 4 циферблата диаметром 6,12 м, они размещены на уровне 8-го яруса и выходят на четыре стороны башни.

По краю поля циферблатов расположен широкий обод. Знаки, определяющие часы, обозначены римскими цифрами – от I до ХII. Высота цифр 0,72 м, длина минутной стрелки 3,27 м, длина часовой стрелки 2,98 м. Обод, цифры, минутные деления и стрелки позолочены и отчетливо выделяются на черном поле циферблата. Циферблат склепан из стальных трехмиллиметровых листов и покрыт черной матовой краской. Вес курантов 25 тонн.

В помещении 8-го яруса размещается распределительный механизм управления стрелками, который посредством вращения валов от главного механизма обеспечивает перемещение минутных стрелок на всех четырех циферблатах. Часовые стрелки перемещаются при помощи шестеренчатых передач от вращения минутных стрелок.

Главный часовой механизм расположен на 9-м ярусе. Он состоит из трех отдельных механизмов, смонтированных на одной станине: механизма хода часов для ведения стрелок, механизма вызванивания четвертей часа, механизма боя часов. Габаритные размеры главного механизма составляют: длина 3,56 м, ширина 3,12 м, высота 2,96 м. Каждый в отдельности механизм приводится в действие от индивидуальных гиревых двигателей. Вес гирь для механизмов различен и составляет: для хода часов 280 кг, для боя четвертей 280 кг и для боя часов 220 кг. Максимальная высота хода гирь составляет 22 м, что обеспечивает продолжительность хода часов без подзавода, равное 28 часам.

В часах применен спусковой регулятор с ходом Броко, в который входят маятник и колесная система спуска, преобразующая колебания маятника в интервалы времени исполнительного устройства.

Маятник состоит из деревянного – чтобы уменьшить зависимость точности хода часов от окружающей температуры – стержня и свинцового позолоченного диска. В часах имеется вспомогательный завод для обеспечения функционирования часов во время подъема гирь, так как при заводе вращающий момент на барабане меняет направление. Чтобы часы продолжали работу, предусмотрена временная тяга с использованием вспомогательного груза.

Главной частью механизма вызванивания четвертей часа служит стальной барабан, приводимый во вращение индивидуальным гиревым двигателем. На поверхности барабана в определенной последовательности расположены штифты, задающие программу (мелодию) девяти колоколам, вызванивающим четверти часа. Бой часов осуществляется при помощи специальных молотков, ударяющих по поверхности нижнего основания колокола.

Открытие боя четвертей часа производится автоматически, посредством действия рычагов, кинематически связанных с механизмом хода часов. После открытия боя четвертей часа начинает вращаться программный барабан. При этом расположенные на нем штифты цепляются за рычаги, которые натягивают тросики, приводящие в движение молотки на колоколах вызванивания четвертей часа. Перезвон первой четверти часа производится в положении минутной стрелки, соответствующей 15 минутам, и проигрывается один раз, второй четверти часа, соответствующей 30 минутам, – два раза, третьей четверти часа, соответствующей 45 минутам, – три раза, четвертой четверти часа, перед боем часов – четыре раза.

Музыкальный механизм состоит из барабана, длина которого 1425 мм. В середине барабана по его образующей закреплено зубчатое колесо. Параллельно оси музыкального барабана размещена ось для 30 рычагов механизма взвода молотков, обеспечивающих звучание колоколов, расположенных в самом верхнем ярусе Спасской башни.

На самом верхнем, 10-м ярусе Спасской башни, который представляет собой просторное помещение с куполом и открытыми проемами, размещены 10 колоколов. Колокола висят в проемах на толстых поперечных балках, и к каждому из них от распределительного устройства боя часов и «четвертей» часа тянутся стальные тонкие тросики. В центре под куполом подвешен самый большой колокол. Рельефная надпись на нем гласит: «По высочайшему всеавгустѣйшія Государыни императрицы Екатерины великія, премудрыя матери отечества, самодержицы всероссійскія повелѣнію в пользу первопрестольнаго города Москвы снабжена сія Спасская башня часами съ колокольною музыкою акъ онымъ вылитъ сей колоколъ въ лѣто отъ рождества Христова 1769 году Мая 27 дня вѣсу 135 пудъ лилъ мастеръ Семенъ Можжухинъ». Этот колокол предназначен для воспроизведения боя часов. Остальные 9 колоколов меньших размеров предназначены для вызванивания четвертей часа. Все колокола в отличие от церковных не имеют языков. Они звучат от удара молотков, действующих при натяжении тросиков.

За работой механизма часов осуществляется постоянный контроль. Обслуживанием часов занимаются механики-часовщики, в обязанности которых входит технический осмотр часов на месте, ежедневный завод механизмов часов и корректировка точности их хода, еженедельная замена смазки в циферблатных колесах, заливка два раза в месяц специального масла в насосы автоматизированной системы смазки механизмов часов. Точность хода часов Спасской башни контролируется 3 раза в сутки по сигналам точного времени, передаваемым по радио или по времени специального хронометра, установленного в помещении часовой службы. Сверка времени производится по первому звуку колокола вызванивания четвертей часа. Среднесуточная точность хода часов допускается ±10 секунд.

Коррекция хода часов осуществляется путем изменения длины маятника. Для дистанционного контроля работы часов в часовой службе установлен электрический эквивалент этих часов, который связан проводной линией с электрическими датчиками, расположенными на маятнике часов в башне.

До отмены в 2011 году сезонного перевода часов в обязанности механиков-часовщиков входили также задачи по переводу кремлевских часов на летнее и зимнее времяисчисление. Перевод часов на один час вперед с зимнего на летнее время осуществлялся путем ускоренного перемещения стрелок за счет обеспечения свободного их вращения под действием груза гирь. А с летнего на зимнее время – путем их остановки на один час в 2 часа ночи. Последний раз такой перевод состоялся 26 октября 2014 года, когда по новому закону «Об исчислении времени» было установлено зимнее время как постоянное в Российской Федерации.


История колокольного боя курантов Спасской башни

Как отмечалось выше, впервые часы с музыкой были установлены на Спасской башне еще в 1624 году. В начале XVII века для часов на Спасской башне Кремля специально было отлито 13 колоколов. Однако неизвестно, какую именно музыку играли тогда колокола на Спасской башне. История упоминает лишь о том, что зимой 1704 года над заснеженной Москвой раздался звон колоколов и заиграла музыка на европейский манер.

Есть упоминания о том, что в 1770 году после реставрации, проведенной немецким мастером Фацием, кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин». Это стало единственным случаем, когда куранты играли иностранную мелодию.

В ходе реконструкции середины XIX века, проведенной братьями Бутеноп, по указанию императора Николая­ II впервые были набраны музыкальные мелодии.

Сам курант часов состоит из набора колоколов, настроенных в одном тоне в определённой гамме. Колокола курантов Спасских часов составляли по высоте звука хроматическую гамму в две октавы. Механизм курантов связан с механизмом часов, от которого зависит периодичность музыкального исполнения. Куранты башни включались для исполнения мелодий в 12, 15, 18, 21 час, то есть каждые три часа.

Для проведения музыкальной настройки колоколов курантов, а также для боя часов и четвертей были сняты с кремлёвских башен 45 колоколов. Подбор колоколов по звуку осуществлялся не только для курантов, но и для боя часов и четвертей часа. 35 колоколов по «подобрании тонов» были использованы в часах, а неиспользованные 10 колоколов были возвращены обратно. Подбором колоколов по звуку для курантов и по настройке музыкальной колокольной игры для выполнения этих пьес руководил капельмейстер московских театров Штуцман. На программном вале механизма курантов по окружности размещаются деления посредством штифтов на сто сорок четыре полных такта, что составляет 288 полутактов, или 576 четвертных нот.

Выбор мелодий для курантов всегда имел важное идеологическое значение. Император Николай I поставил условие – не набирать гимн «Боже Царя храни». В итоге для исполнения были выбраны гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», написанный в 1794 году композитором Д. С. Бортнянским на стихи М. М. Хераскова, и старинный Преображенский марш, являющийся символом воинской славы русской армии. Эти мелодии кремлевские куранты играли вплоть до 1917 года.

В марте 1918 года советское правительство переезжает в Москву, которой вновь возвращается статус официальный столицы. Естественно, новая власть не оставила без внимания «музыкальные способности» часов. Как вспоминал известный художник и музыкант М. М. Черемных, когда архитектор Н. Д. Виноградов, занимавший в 1918 году должность заместителя наркома имуществ республики, передал ему поручение поставить на кремлевских курантах новую музыку, то он так и сказал: «Владимир Ильич хочет, чтобы Спасская башня занялась агитацией».

Выбор пал на две мелодии: международный пролетарский гимн «Интернационал», который стал официальным гимном Советской России, и похоронный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой» (автор стихов поэт А. Архангельский (наст. фамилия – Амосов)).

М. М. Черемных вспоминал: «Я взялся за это дело, ознакомился с музыкальным механизмом, понял его несложную механику, и в течение 10 дней (5-15 Августа 18 года), сняв с вала курантов “Преображенский Марш” и “Коль славен”, поставил Интернационал и Похоронный Марш. Работали двое – я и слесарь (фамилию нe помню), перевинчивавший по моему указанию колки на барабане.

Помню, Комиссия сидела на Лобном месте, чтобы стук телег и гудки автомобилей не заглушали колоколов. Я со Спасской Башни знаками с ними переговаривался. Прослушав по три раза Интернационал и Похоронный Марш, Комиссия приняла работу и я получил из кассы Моссовета 7 семь тысяч рублей».

Однако вскоре возникли трудности. Сразу после завершения работы по установке новых музыкальных произведений на курантах Черемных уехал из Москвы, а когда вернулся, то узнал, что «куранты молчат». Оказалось, что В. И. Ленин выразил пожелание, чтобы куранты играли не только в дневное время, но и ночью. Завод же курантов был рассчитан на 12 часов, и часовщики стали искать решение проблемы. Тогда Черемных вместе с часовщиком Н. В. Беренсом, ремонтировавшим механизм часов после обстрела 1917 года, нашел решение, предложив заводить их два раза в сутки.

До начала 1930-х годов кремлевские куранты ежедневно играли «Интернационал» и похоронный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой» в 12 и 24 часа. Но уже к 15-летней годовщине революции в 1932 году по указанию И. В. Сталина было отменено исполнение похоронного траурного марша. Вообще, исполнение последнего над Кремлем и Красной площадью создавало свое­образную, далеко не позитивную атмосферу, тем более что к настройке привлекались не всегда знающие люди. Вот как об этом вспоминал М. М. Черемных: «Прошло много лет. Как-то, проходя ночью по Красной Площади, я остановился послушать куранты. Мне стало жутко от колокольного бреда, который раздавался с высоты Спасской башни. Потом мне рассказали, что после меня переложил музыку курантов какой-то сумасшедший музыкант. За достоверность не ручаюсь, но похоже на это.

К 15-летию Октября я счел себя обязанным исправить куранты и мне разрешили. Я снял по просьбе Коменданта Кремля Похоронный Марш и заменил его Интернационалом, так что в 12, 3, 6 и 9 часов играется только Интернационал».

В феврале 1938 году прекратилось и исполнение «Интернационала». Еще в 1937 году, когда проходила реставрация часов, специальная комиссия в составе профессора Голованова Н. С., профессора Гарбузова Н. А. и капельмейстера Аганкина признала исполнение «Интернационала» курантами Спасской башни неудовлетворительным по двум причинам. Во-первых, из-за износа музыкального механизма, беспрерывно работавшего двадцать лет. Во-вторых, было признано, что для исполнения «Интернационала» колокола Спасской башни не совсем подходят по тональности и на расстоянии происходит искажение мелодии. В связи с этим принимается решение остановить музыкальный барабан главных часов страны.

Вместе с тем специалистам Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского поручили разработать конструкцию и изготовить электромеханический привод для исполнения «Интернационала». В декабре 1938 года проект устройства для исполнения «Интернационала» на колоколах со Спасской башни Московского Кремля был готов. В 1941 году электромеханический привод смонтировали и предъявили к сдаче, но наступившая война помешала произвести его приемку. Таким образом, эта попытка наладить колокольный бой курантов не удалась.

В 1944 году принимается новый гимн СССР на музыку А. В. Александрова и стихи С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана. В связи с этим была предпринята попытка настроить куранты для исполнения нового гимна, но она оказалась также неудачной.

В 1970 году на базе проекта 1938 года была осуществлена попытка разработки уникального комплекса «ГИМН». Разработали техническую документацию и создали модель установки. Но и эта система не была реализована.

Характерным является тот факт, что обе разработанные системы игры на колоколах («Интернационала» в 1938 году и гимна СССР в 1970 году) должны были быть с электромагнитным приводом. От использования механического курантного механизма часов Спасской башни отказались, в то время как сам механизм, проработав десятки лет, требовал лишь капитального ремонта.

Таким образом, куранты замолчали на долгие десятилетия, отмечая своим боем каждый час и каждую четверть своего хода.

Задача возродить мелодическое звучание была поставлена в середине 1990-х годов уже в новых исторических условиях. СССР уже перестал существовать, Российская Федерация встала на путь демократических реформ. В 1995 году была задача вернуть курантам музыкальное звучание к моменту вступления в должность президента Б. Н. Ельцина на новый срок.

В качестве первого шага в возрождении курантов Спасской башни Московского Кремля была создана механическая модель курантов в масштабе 1:10. Вместо колоколов здесь использовали била («плоские колокола»). Они были изготовлены из колокольной бронзы. Были проведены акустические измерения бил. Использовались те же принципы, что и при измерении акустических характеристик колоколов. Изготовленные била для воспроизведения мелодий вместе с моделью курантов Спасской башни Московского Кремля прошли успешные испытания. Для исполнения были выбраны два произведения М. И. Глинки: «Славься» из оперы «Жизнь за царя» и «Патриотическая песня», которая с 1993-го по декабрь 2000 года являлась официальным гимном Российской Федерации.

В 1996 году на церемонии вступления в должность президента Б. Н. Ельцина на второй президентский срок после более полувекового молчания вновь заиграли кремлевские куранты.

Однако в 1998 году специалистами НИИЧаспрома была проведена техническая экспертиза устройства воспроизведения мелодий курантами. Данная экспертиза выявила, что использование бил, во-первых, нарушило принцип реставрации и воссоздания уникальных часов, т. к. на Спасской башне всегда исторически использовались только колокола. Во-вторых, дальнейшее применение бил влечет за собой катастрофический износ практически всех узлов часов, так как предполагает увеличение нагрузки на механизм, в несколько раз (до 10 раз) превышающее расчетную. В частности, уже на момент обследования были зафиксированы разрушения колок музыкального барабана, износ посадочных места и оси и др. В итоге был сделан неутешительный прогноз о полной остановке механизма через 3-4 года.

В связи с этим весной 1999 года специалисты НИИЧаспрома преступили к выполнению работ по воссозданию музыкального механизма курантов Спасской башни Московского Кремля в полном объеме, с реконструкцией системы воспроизведения мелодий на колоколах.

В начале для достижения поставленной задачи предлагалось снять все колокола со звонницы Спасской башни и их заменить на новые. Руководитель Президентского оркестра в те годы, П. Б. Овсян­ников, предложил для рассмотрения две комбинации набора колоколов. Однако после анализа весовых характеристик предлагаемых комбинаций колоколов выяснилось, что оба набора будут непригодными по весу для установки на звоннице Спасской башни. С другой стороны, была абсолютно очевидна зависимость силы звука от веса колокола. Легкие маленькие колокола просто не будут слышны с высоты Спасской башни. Кроме того, от идеи заказа нового набора колоколов пришлось отказаться из-за их высокой цены. В результате специальной комиссией было принято решение использовать для исполнения «Славься» и гимна России существующие колокола Спасской башни, добавив в их число новые дополнительные колокола.

Следующим шагом стало определение, какие именно (по тону) колокола необходимо изготовить для того, чтобы в итоге получить набор колоколов, способных проигрывать заданные музыкальные фразы.

Сначала провели запись перезвона сохранившихся на Спасской башне колоколов, сейчас их 13, но в разное время здесь находилось, как показали исторические исследования, до 35 колоколов. В дальнейшем в результате компьютерной обработки специалистами НИИЧаспрома была получена сонограмма записи. Выявив основной тон каждого из девяти колоколов, они определили тона недостающих колоколов. Выяснилось, что для исполнения выбранных мелодий не хватает еще трех колоколов.

Потом для того, чтобы изготовить эти три колокола максимально приближенными по ряду звуковых параметров к существующим, потребовалось произвести аудиозапись отдельно каждого колокола, на основе которой специалисты составили спектральную характеристику всех колоколов. На основе спектрального анализа колоколов устанавливались частоты основных спектральных максимумов, и по ним определялись основные тона звучания колоколов. По специальной спектральной записи звучания каждого недостающие три колокола были заказаны в Голландии. Кстати, это соответствовало исторической традиции, так как еще Петр I покупал весь «колокольный набор» для Спасской башни в этой стране.

Таким образом, для реализации этого проекта потребовалась уникальная научно-исследовательская работа, проведенная специалистами Научно-исследовательского института часовой промышленности (НИИчаспром).

В 2000 году обновленные кремлевские куранты вновь зазвучали. Вместо «Патриотической песни» они заиграли гимн России, принятый в 2000 году, в новой музыкальной редакции (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова). С тех пор каждые три часа куранты на Спасской башне исправно радуют москвичей и гостей столицы перезвоном своих колоколов.

Кремлевские куранты давно стали одним из самых узнаваемых памятников Московского Кремля, а Спасская башня с часами во всем мире воспринимается как символ России. Древние куранты на Спасской башне Московского Кремля продолжают, как и в прошлые столетия, отсчитывать ход истории России.

Бой кремлевских курантов - мелодия, которую с детства знает каждый житель нашей страны. Кажется, что главные часы страны существовали всегда, а их звучание идет из глубины веков. Увы, это не так. Часы, расположенные на Спасской башне Кремля, как и их звучание, имеют множество предшественников.

Рождение легенды

Несмотря на то, что на протяжении столетий главными часами России являлись различные разновидности курантов, установленные на Спасской башне Московского кремля, первыми курантами в стране были не они. Более чем за сто лет до появления часов на Спасской башне, их предшественники уже отмеряли время в резиденции Великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Самое удивительное, что в то далекое время это был не просто циферблат со стрелками, а сложный механизм внешне выполненный, как фигура человека, каждый час бьющего специальным молотом в колокол. Если говорить о первых курантах на Фроловской (в наши дни Спасской) башни Московского кремля, то они появились сразу после ее постройки в 1491 году. Тем не менее, в летописях первое описание курантов появляется лишь спустя сто лет в 1585 году. Самое интересное, что башенные часы размещались не на одной как сегодня, а сразу на трех башнях Московского кремля: Фроловской (Спасской), Тайницкой и Троицкой. К сожалению, до наших дней не дошел внешний вид первых курантов Московского кремля. Сохранились только данные о весе часов, который составлял 960 килограмм. Когда часы пришли в негодность их продали в Ярославль за 48 рублей в качестве лома.

Вторые куранты: удивительные

Вторые куранты, которые появились на Спасской башне Московского кремля во время правления Михаила Федоровича Романова. Тем не менее, с точки зрения современного человека их и часами-то назвать было сложно. Для создания вторых курантов из Англии прибыл известный часовщик Христофор Головей. Его помощниками стали кузнец Ждан, его сын Шумило и внук Алексей. Внешне новые часы поражали воображение. Это был гигантский циферблат, олицетворявший собой небо. Стрелка у часов была только одна. Но вращалась не она, а сам циферблат, сколоченный из досок и выкрашенный в цвет неба. На его поверхности в хаотичном порядке были раскиданы желтые жестяные звезды. Кроме них на циферблате располагалось изображение Солнца, чей луч одновременно являлся единственной стрелкой часов и Луны. Вместо чисел на циферблате располагались буквы старославянского алфавита. Каждый час звонили колокола. Причем днем и ночью колокола курантов звонили по-разному, а сами часы умели отличать световой день от ночи. Например, летом в день солнцестояния, колокола часов били семнадцать раз дневную мелодию и семь раз ночную. Менялось соотношение светового дня к ночи, менялось и количество ночных и дневных мелодий колоколов. Разумеется, для точной работы часов, мастера, следящие за их работой, должны были точно знать соотношение дня и ночи в каждый конкретный день года. Для этого в их распоряжении имелись специальные таблички. Не удивительно, что иностранцы посещавшие Москву прозвали необычные куранты «Дивом мира». К сожалению, прослужили они всего около сорока лет, погибнув во время пожара 1626 года.

Третьи куранты: неудачные

Следующие часы для Спасской башни Московского кремля закупили при Петре I в Голландии. На этот раз на башне оказались обычные часы с классическим циферблатом, разбитым на двенадцать часов. Третьи куранты отбивали: час, четверть часа, а также играли нехитрую мелодию. Необходимо отметить, что замену курантов в Московском кремле Петр Iприурочил к переходу страны на новый суточный отсчет времени, принятый в Европе. Однако, голландский часовой механизм оказался крайне не надежным и часто ломался. Для его починки в кремле постоянно дежурила бригада иностранных часовщиков, но это помогало мало. Когда третьи куранты были разрушены вследствие пожара 1737 года, никто сильно не расстроился. Тем более к этому времени столица переехала в Санкт-Петербург, а император давно потерял интерес, как к Москве, так и к курантам, некогда установленным по его личному распоряжению.

Четвертые куранты: немецкая мелодия для русских часов

В следующий раз часы на Спасской башне были заменены по прихоти Екатерины II. Несмотря на то, что ее императорский двор находился в северной столице императрица не оставляла своим вниманием и Москву. Однажды после посещения города, она приказала установить новые куранты, которые, как оказалось, были давно куплены и пылились в Грановитой палате Московского кремля. Новые часы работали довольно сносно, но случился неприятный казус. После монтажа часов в 1770 году они неожиданно заиграли веселенькую австрийскую песенку «Ах, мой милый Августин». Скандал был жуткий. Тем не менее, часы не демонтировали, а лишь убрали мелодию. Даже после того, как в 1812 году в куранты попал снаряд, они были восстановлены часовщиком Яковом Лебедевым. Лишь в 1815 году, после того, как шестерни часов были признаны аварийными, куранты существенно модернизировали. Фактически был заменен весь механизм часов, отремонтированы полы в механическом зале, установлен новый маятник, заменен циферблат. С этого момента он стал черного цвета с арабскими цифрами. В качестве мелодии поставили мелодию гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» в 3 и 9 часов и марша лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен» в 12 и 6 часов. Так продолжалось вплоть до революции 1917 года.

Пятые куранты: современные

Первое время после установления Советской власти, руководству страны было не до курантов, которые встали, после того как в них во время революционных волнений попал снаряд. Тем не менее, после переезда правительства в Москву В.И. Ленин распорядился куранты восстановить. Увы, часовая компания, ранее обслуживавшая часы, заломила астрономическую сумму в золоте, и от ее услуг пришлось отказаться. Неожиданно свою помощь предложил обычный слесарь Николай Беренс, который вместе с отцом обслуживал механизм курантов до революции. Благодаря его усилиям, часы были отремонтированы и пошли вновь. Изменилась лишь мелодия, которую играли куранты. Теперь в 12 часов они исполняли «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В 1932 году по распоряжению И.В. Сталина часы были в очередной раз модернизированы. В 1974 году часы остановили на 100 дней, чтобы привести в порядок и установить электронное управление. Сегодня начиная с 1999 года, куранты исполняют гимн России.

Все, кто хоть раз побывал в столице России Москве и в самом ее центре – на Красной площади , любовался и знаменитой Спасской башней Московского Кремля .

Из истории Спасской башни Московского Кремля

В 1491 году при князе Иване III для укрепления северо-восточной части города была сооружена Спасская башня. Строительство выполнил архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала она называлась Фроловской, по имени церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, расположенной рядом. Сооружение было в два раза ниже, чем сейчас. Многоярусный верх и каменный купол в готическом стиле были возведены значительно позже - в 1624-1625 гг. английским архитектором Христофором Галовеем и русским мастером Баженом Огурцовым. Указом царя Алексея Михайловича 16 апреля 1658 года башня была переименована в Спасскую. Такое название она получила, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму. Есть мнение, что название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.

Спасские ворота – самые главные из Кремлевских ворот. Мужчины снимали головные уборы перед образом Спасителя со стороны Красной площади. Через них нельзя было проезжать верхом. По легенде, когда Наполеон проезжал через эти ворота, ветер сорвал с него треуголку. Все цари перед коронацией проходили через эти ворота. Воины уходили отсюда на решающие битвы. На протяжении многих лет Спасские ворота открывались очень редко, только в исключительных случаях, например, для проезда кортежа президента. С августа 2014 года через ворота можно выйти на Красную площадь. Попасть в Кремль по прежнему можно только через Кутафью башню.

Спасская Башня - квадратная в основании и имеет 10 этажей. Ее высота - 71 метр. В середине 17 века на ней была помещена фигура двуглавого орла - герба России. Эксперты считали, что образ Спасителя над ее воротами безвозвратно потерян. Предположительно в 1937 году, в год юбилея революции, икона Спасителя, как и другие надвратные образы, была замурована. Но недавно она была найдена. По инициативе Фонда Андрея Первозванного 29 июня 2010 года специалисты начали ее реставрацию. Икона хорошо сохранилась. Ее сюжет посвящен избавлению Москвы от нашествия хана Мехмет-Гирея. Тогда, в 1521 году, преподобные Сергий и Варлаам просили Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмет-Гирей отступил. Икона страдала и от пожара и во время войны с Наполеоном. После восстановления будет проводиться ее реставрация.

Часы и куранты на Спасской башне Московского Кремля

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1491 году. В дальнейшем они неоднократно менялись и реставрировались. Так, в 1625 году под руководством английского мастера Христофора Галовея были сделаны новые, которые исполняли музыку. В 1705 году по указанию Петра I часы были переделаны по немецкому образцу с циферблатом на 12 часов. В 1851-1852 гг. на 8-10 ярусах установили куранты, исполняющие поочередно «Марш Преображенского Полка» и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского. Эти мелодии звучали до 1917 года. В 1920 году на курантах была подобрана мелодия Интернационала.

В 1999 году стрелки и цифры позолотили. Куранты стали исполнять государственный гимн России. Высота римских цифр часов составляет 0,72 метра. Длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Часы заводятся с помощью трёх электромоторов. Бой часов осуществляется при помощи молотка, соединённого с механизмом и колоколом. Циферблаты имеют диаметр 6,12 м и выходят на четыре стороны.

Звезда на Спасской башне Московского Кремля

В 1935 году Царского орла на Спасской башне сменила первая пятиконечная звезда - символ советской эпохи. Она была медная, покрыта золотом и уральскими самоцветами. Через 2 года ее сменила рубиновая звезда. Первая звезда теперь венчает шпиль Северного речного вокзала . Размах крыльев новой звезды составляет 3,75 метра. Это чуть меньше, чем у первой. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 вт.

Понравилась статья? Поделитесь ей