Контакты

Кафедральный собор Святого Иакова (Рига). Кафедральный собор святого иакова в бильбао

Массивное здание собора гордо возвышается между четырех площадей. Богато украшенные башни, причудливая резьба входов и барочный фасад образуют архитектурную симфонию исторических эпох и стилей. С XI по XIII век собор строился в романском стиле, но затем перестраивался. Посмотрите на главный западный фасад со стороны Праза-до-Обрадойро, барочный шедевр Фернандо Касас-и-Нова (1750) . Он был выполнен из гранита цвета золота и украшен парными башнями, которые подчеркивают родство готики и бароко. Поднявшись по ступенькам внутрь, вы увидите великолепный Портик Славы, созданный мастером Матео в 1188 г. Паломники столетиями касались центральной колонны в благодарность за благополучное окончание путешествия, и эти прикосновения оставили на камне свои следы. Рядом находится статуя Санто-дос-Крокес, т.е. «святой с шишками» - возможно, автопортрет самого мастера Матео. Говорят, кто стукнется о нее головой, обретет мудрость. Вверху центральной части фасада, под каменным балдахином с башенкой, возвышается фигура Св. Иакова.

Чтобы избежать длинной очереди к восточному порталу (Пуэрта-Санта) , где находится проход в крипту с мощами Св. Иакова, можно обогнуть южный фасад со стороны Праза-дас-Пратериас и войти в собор через Пуэр-та-де-лас-Платериас. Здесь замечательные скульптурные рельефы с библейскими сюжетами, фигурами Адама и Евы и бичеванием Христа (1103) .

Несмотря на множество посетителей, внутри Собор Святого Иакова сохраняется рабочая обстановка, многочисленные исповедальни и боковые приделы все время заняты. Во время больших празднеств из-под купола свешивается огромная курильница (ботафумейро) , которую 8 мужчин раскачивают, как маятник, над высоким барочным алтарем. Сокровищницу, крытые галереи XVI в. и музей-крипту можно осмотреть по единому билету. В сокровищнице (в южном нефе справа, если стоять лицом к алтарю) хранятся позолоченный бюст Св. Иакова Алфейского (1332) и его мощи. Из поперечного нефа (трансепта) можно пройти в крытые галереи XVI в., выполненные в стиле платереско. С верхних этажей, украшенных фламандскими гобеленами, открывается прекрасный вид. В музее-крипте выставлены современные модели цитры, виолы и лютни, с которыми изображены старцы на Портике Славы.

История

Собор Святого Иакова был построен на месте небольшой базилики IX в. и быстро стал третьим по значению, после Иерусалима и Рима, центром христианского паломничества. Дороги, которые вели сюда, были обеспечены приютами, убежищами и церковными сооружениями. Паломники выходили из Тура, Везле и Ле-Пюи во Франции, шли через Ронсеваль или Сомпорт в Пиренеях и встречались в Пуэнте-ла-Рейна, чтобы вместе продолжать свой 13-дневный Французский путь. Путешествие приобрело такую популярность, что в XII в. было даже написано нечто вроде путеводителя для паломников (Книга св. Иакова) , где подробно описывались встречающиеся области и их обитатели. Причем Страна Басков и Наварра характеризовались в довольно жестких тонах, а сведения о Кастилии и, особенно, Галисии были более поэтичными: «это земли, украшенные реками, лугами и чудесными садами, здесь выращивают замечательные фрукты и имеются хрустально чистые источники, местность изобилует золотом и серебром, тканями и мехами, а также прочими богатствами». Обнадеженные паломники стремились сюда из Португалии, Германии, Нидерландов, Италии, приплывали из Англии и скандинавских стран. Но доминировал все же Французский путь, который сохранил свое значение до наших дней.

Вдоль всего маршрута тянулись городки и селения; строились мосты и здания в романском и готическом стиле. Помимо приютов и больниц, паломники нуждались и в защите от разбойников. Эту функцию выполняли замки, форты и военно-религиозные ордена, вроде рыцарей ордена Сантьяго. Здесь же торговали амулетами, связанными с Путем Св. Иакова.

Статус паломника подтверждался раковиной морского гребешка. В старинном путеводителе содеражалась легенда о Св. Иакове: некий всадник бросился в волны у португальского побережья в тот самый момент, когда там находилось судно с апостолом. Чудесным образом конь и всадник возникли из пучины в раковинах гребешка. Из этой легенды и взяли символ, который с 1987 г. используется как официальный дорожный знак на Пути Св. Иакова.

Jakobskirche 56°57′03″ с. ш. 24°06′17″ в. д. H G Я O L

Начальный период

С точки зрения архитектурной принадлежности здание представляет собой образец переходного периода от романики к готике . Впервые церковь на этом участке, находившемся за пределами средневекового города, упоминается в 1225 году. Этот год выгравирован на центральном западном фасаде церкви как предположительный год постройки Яковлевской церкви. Вход ранее располагался с северной стороны, о чём сегодня косвенно свидетельствует характерная стрельчатая арка. Через тридцать лет, в 1255 году, в непосредственной близости от главной церкви рижских пригородов (каковой изначально и являлась церковь святого Иакова) был отстроен монастырь для монахинь цистерцианского ордена .

Для проведения служб помещение церкви в первую очередь используют монахи-рыцари Ливонского ордена , военно-религиозной организации, которая на протяжении более чем двух с половиной веков в соответствии с системой средневековых иерархических отношений являлась феодальным сеньором Риги. Параллельно с членами Ливонского ордена в церкви устраиваются богослужения для монахинь-цистерцианок из соседнего монастыря Пресвятой Девы Марии, которых в народе именовали «поющими девами».

Изначально церковь располагалась за пределами крепостных укреплений, на территории рижского пригорода, поэтому её активно посещали жители городских окрестностей. Благодаря этому в более поздний период церковь святого Якова стяжала прозвище «самой знаменитой сельской церкви Латвии». Лишь к 1262 году, когда площадь Риги по указу членов магистрата была существенно расширена, Яковлевский храм вместе с пригородными участками был официально включен в состав города-крепости. Эта метаморфоза повлияла на уровень привилегированности жителей этого «деревенского» района средневековой Риги, которые выиграли в статусе благодаря присоединению к центру. Кстати, с вхождением в состав Риги предместий-посадов церковь Святого Якова также автоматически получила более высокий статус городского храма.

Приблизительно с 1430 года контроль над церковью Святого Иакова начал осуществлять город Рига.

Период Реформации

В 1522 году, в условиях гегемонии католических догматов, когда ещё не было точно известно, одержит ли Реформация победу в Риге, или католическая аристократическая немецкая верхушка всё же возьмёт верх, рижане осмелились провести в этой церкви первое в истории города богослужение по лютеранскому образцу. Тем не менее в 1524 году, в разгар антикатолических волнений церковь подверглась беспощадному разгрому, результатом которого было полномасштабное уничтожение интерьера. Такая незавидная участь была абсолютно у всех католических церквей Риги.

Уже вскоре, в 1525 году стало понятно, что в контексте скорее социополитической, чем конфессиональной борьбы между выходцами из разных сословий, представители лютеранского учения одержали волевую победу над католиками, В этом же году, в ознаменовании конфессиональной победы протестантского населения, Яковлевская церковь обрела статус главной церкви первой лютеранской общины Ливонии . Во многом на окончательную победу лютеранства оказал влияние радикальный проповедник из Северной Германии Мельхиор Гофман, который был изгнан гораздо менее революционно настроенными соотечественниками из родного края, поскольку активно ратовал за разрушение старого «закоснелого» мира и за строительство нового на руинах прежнего.

Центр иезуитов

Вскоре в 1582 году церковь была выкуплена у горожан польским королём Стефаном Баторием , чья власть была установлена над Ригой примерно в это же время, и передана обществу иезуитов (обществу Святого Иисуса). Однако в ходе продолжительных Календарных беспорядков , причинивших немало вреда интерьерам нескольких рижских церквей, прямо во время богослужения иезуитов в 1584 году в храм ворвалась толпа разгневанных горожан (представителей так называемой бюргерской оппозиции, поднявшей спонтанное восстание против рижского патрициата), которые занялись разгромом церковной утвари и предметов культуры, а также избиением священнослужителей. Такими несколько «преувеличенными» методами они выразили свой протест против введения в Риге Григорианского календаря .

Сразу после «чистки», оказавшей непосредственное влияние на сохранность церковного интерьера, церковь перешла под управление городских властей, настроенных на тот момент откровенно антииезуитски. Тем не менее уже с 1591 года город утратил власть над храмом (что было связано с поражением восставшей бюргерской оппозиции в десятилетнем противостоянии прокатолического патрициата) и перешёл в управление Общества Иисуса теперь уже надолго, пока Рига в качестве столицы Ливонии не была присоединена к Швеции.

История колоколов

Несколько позже, в ходе очередного витка борьбы между горожанами и рыцарями Ливонского ордена воины последнего обстреляли башню Яковлевской церкви горящими стрелами, нанеся ей ряд повреждений. В 1596 году башня церкви в очередной раз страдает от удара молнии. Далее, в 1621 году, когда в город входят шведские войска и через восемь лет (по Альтмаркскому мирному договору) она должна была подпасть под власть шведского короля-завоевателя Густава II Адольфа , последний снимает с башни храма главный городской набатный колокол, который звонил при наводнениях, вторжениях врага, пожарах и при транспортировке «бедного грешника» от печально известных тюремных застенок на Известковой улице (ныне улица Калькю) до Ратушной площади , где его по обыкновению дожидался палач либо кто-то из его адъюнктов (помощников). Впервые в истории Яковлевской церкви часовой колокол был приобретён в 1480 году - тогда же для того, чтобы усилить звучание и сделать мелодию главного городского «будильника» более «доступной» для публики, его поместили в маленький кивер. После победы шведов в войне за стратегически выгодные земли Прибалтики 1600-1629 годов этот первый колокол был доставлен по приказу шведского короля в Стокгольм в качестве военного трофея, где был помещён в церковь Марии-Магдалины. Следующий колокол, отлитый в 1509 году специально для нужд рижской церкви Святого Петра , вскоре пришёл на смену эвакуированному и перенесён на Яковлевский храм. Уже в начале XX века он был снят с башни рижской Яковлевской церкви в годы Первой мировой войны, отправлен в эвакуацию вместе со многими другими культурно-историческими ценностями, после чего был безвозвратно утерян в пучине революций.

Кстати, когда «бродячий» подмастерье выполнял свой долг, путешествуя из своего родного города в чужой, он должен был выведывать сведения о «чудесах», которые отличали этот город от другого. В Риге роль одного из трёх чудес выполнял вышеупомянутый набатный колокол, украшавший шпиль церкви Екаба - если испытуемый подмастерье упоминал яковлевский колокол, это служило лучшим доказательством его пребывания в Риге.

Шведский период

По условиям Альтмаркского мирного договора между католическим Польско-литовским государством и лютеранской Швецией, Рига официально вошла в состав шведского королевства на правах столицы Шведской Ливонии . Легендарный король-завоеватель Густав II Адольф первым делом распорядился снять с башни храма эксклюзивный рижский колокол. Можно сказать, что это был акт своеобразного возмездия: в начале шведско-польской войны (лето-осень 1605 года) этот колокол «разбудил» рижский оборонительный гарнизон и представителей различных цехов для того, чтобы те могли оказать достойный отпор захватчикам под командованием прежнего шведского короля Карла IX , который не смог взять Ригу с ходу и из-за быстрой реакции колокола вынужден был расположиться лагерем под Саласпилсом , довольствуясь невыгодной для своей армии позиционной борьбой, которая в сентябре вылилась в крайне неудачную для шведов Саласпилсскую битву . Таким образом, Густав II Адольф эффектно отыгрался за неудачи предшественника. Помимо колокола Яковлевской церкви новый сюзерен Ливонии забрал четыре иконы из церкви святого Николая на территории рижской Русской деревни , которые до сегодняшнего дня хранятся в музее при библиотеке Упсальского университета. В это же время церковь стала королевской лютеранской, в очередной раз поменяв свою конфессиональную принадлежность; проповеди во время служб читались также на шведском, финском и эстонском языках.

Осада города русским войском

В 1656 году, когда к Риге со стороны Коброншанца подступает русское войско царя Алексея Михайловича , начинается обстрел города , в результате которого в Яковлевскую церковь попадает несколько снарядов, два из которых в память об осаде Риги были вмурованы в центральный фасад, а ещё два - в алтарную часть церкви. Позже осадившие город отступили, поскольку идея взятия города измором провалилась по причине подоспевшей со стороны Рижского залива военной помощи, вовремя обеспеченной королём Карлом X Густавом , а также из-за плохой погоды и мародёрства пригородных крестьян, систематически грабивших русские подводы.

Изменения

В 1756 году к основному зданию храма был добавлен остроконечный восьмигранный пирамидальной формы шпиль, опирающийся на барочную основу. В 1782 году был пристроен новый центральный портал с характерным посвящением Misericordias domini in aeternum cantabo, что в переводе означает «Пою во славу вечного и милосердного Господа». С 1675 по 1785 годы в притворе церкви располагался игравший важную роль для образования в Риге Королевский лицей , открытый по указанию Карла XI - его целью было создать благоприятную почву для «выращивания» чиновников шведской администрации; Лицей был построен на фундаментальных принципах гуманитарного образования. После 1785 года для Лицея, который получил имя российского императора Петра Первого , по проекту Маттео Шона было отстроено новое, более вместительное здание на Замковой площади , куда он и переселился.

Указ об отмене крепостничества

Первая независимая республика

С 1918 по 1923 год велись непрекращающиеся споры о том, как же следует использовать помещение церкви и, в конце концов, кому она должна принадлежать в новых условиях. Тогда же церковные власти новопровозглашённой республики никак не могли определить, какой из крупнейших средневековых храмов Риги следует передать латвийским католикам, которые остались «без крова». В итоге, после долгих горячих дискуссий было решено передать Яковлевскую церковь в ведение католического архиепископа. Новое освящение церкви состоялось 3 мая 1924 года, а на следующий день в ней была отслужена Святая Месса по католическому образцу. Таким образом, 4 мая 1924 года архиепископ католической церкви Латвии Антоний Спрингович официально вступил в должность.

Именно после судьбоносных майских событий 1924 года, когда церковь уже в четвёртый (и пока в последний) раз поменяла своё вероисповедание, было решено перестроить храм изнутри для того, чтобы приспособить его для католической сакральной концепции. Тогда были снесены боковые церковные хоры, зато были построены из дерева четыре исповедальни, появился центральный алтарь и три дополнительных боковых, выполненных в неоготическом стиле.

Вторая независимая республика

Знаменательное событие, вошедшее не только в историю рижского храма святого Якова, но и всей католической Латвии, состоялось 8 сентября 1993 года: церковь посетил папа римский Иоанн Павел II , совершив тем самым важный поступок для латвийской католической церкви. Он возобновил культ епископа Мейнарда , католического апостола Ливонии, посланного Евгением III на земли балтов и вендов в конце XII века с целью их насильственного крещения в латинскую веру. Тогда монах-августинец , Мейнард активно, правда, не всегда успешно, пытался обратить в христианство угро-финские племена ливов , проживавшие на побережье Западной Двины недалеко от её устья. В настоящее время слева от входа в главный зал (сразу после вестибюля) церкви висит памятная плита, которая доносит до нас информацию об этом событии. Вскоре после сентябрьского визита понтифика, косвенно связанного с необходимостью политического признания республик Прибалтики , два года назад друг за другом провозгласивших свою независимость (он также посетил Гору крестов в Литве), латвийский живописец Алфей Бромултс создал религиозную картину «Святой Мейнард», которая расположена справа от триумфальной арки в храме святого Якова.

Характеристика интерьера

Высота башни церкви вместе со шпилем достигает 80 метров. В интерьере можно обнаружить редкий для церковного канона готического скульптурного оформления растительный орнамент, украшающий капители на хорах церкви. В свою очередь, капители венчают небольшие колонны, а в общем подобные компоненты интерьера необычны для рижской средневековой церковной скульптуры.

Сначала церковь была зального типа, в настоящее время она представляет собой трёхнефовую базилику, которая в плане достигает 27 на 50 метров. Башня расположена над центральной западной травеей (ячейкой бокового нефа), там, где находится прямоугольный алтарный придел. С северной стороны церкви расположена сакристия (ризница). Главный церковный зал (имеется в виду центральный неф храма) разделён крестообразными сводами плафона (и соответствующими им колоннами также крестообразной формы) на шесть одинаковых травей. В остальном же интерьер церкви довольно прост и скромен, что в целом соответствует концепции оформления убранства католических культовых зданий.

2 июня 1736 года на шпиль башни был возведён традиционный петух-флюгер, который в общем благополучно дожил до наших дней.

Алтарь

В 1680 году, когда церковь являлась главной королевской лютеранской церковью, был создан алтарь (существовал ли до этого алтаря другой, истории доподлинно неизвестно); считается, что он является самым ранним барочным алтарём в Латвии. Его создатели также неизвестны. В 1902 году было решено разобрать «одряхлевший» алтарь, что и было приведено в исполнение - сразу после ликвидации ценной сакральной реликвии решено было приступить к строительству нового алтаря. Для этих целей было приглашено два мастера: скульптор Кристоф Миттельхаузен и резчик по дереву Якоб Шраде, которые успешно справились с возложенными на них обязанностями. Однако от старого алтаря кое-что да сохранилось до наших дней: если войти в Музей истории Риги и мореходства , на одном из участков экспозиции можно обнаружить барочные по исполнению резные фигуры ангелов, которые некогда украшали старый алтарь, а теперь пополняют коллекцию деревянной скульптуры одного из крупнейших современных европейских музеев.

После перестройки интерьера в связи со сменой конфессиональной принадлежности в 1924 году, этот второй алтарь был перенесён из центра в боковой придел церкви, а на его месте появился следующий, уже третий по счёту. Через некоторое время старый алтарь 1902 года переносят в расположенную по соседству буквально напротив Рижского замка католическую церковь святой Марии-Магдалины . Затем, уже в новейший период, в 1997 году, его транспортируют в построенную незадолго до этого католическую церковь в Огре , где он украшает её интерьер и поныне.

Кафедра

Одним из самых примечательных элементов интерьера рижской церкви святого апостола Якова может по праву считаться кафедра. Она, в свою очередь, представляет стиль ампир , её изготовил мастер Август Готхильф Хейбель в 1810 году. Вообще, интерьер церкви Якова отличается причудливым смешением различных архитектурных стилей, господствовавших в разные эпохи, в то время как снаружи церковь сравнительно однородна. Что касается кафедры, то она была выполнена из редкой породы красного дерева, по площади кафедры размещены интарсии с богатым растительным орнаментом и изысканными арабесками.

Орган

В 1761 году органный мастер и одновременно автор проспектов из Халле , пользовавшийся хорошей репутацией на родине, Генрих Андрей Конциус (которому в 1773 году суждено будет отремонтировать древний органный проспект рижской Домской церкви, выполненный Якобом Раабом, и так хорошо, что ему удалось фактически в первозданном виде сохраниться до наших дней) приступает к работам по созданию органа для рижской Яковлевской церкви. Орган очень скоро был готов, мастеру Конциусу щедрая лютеранская община заплатила 3400 талеров за проделанный труд. Опять-таки на сегодняшний день от первого органа остались лишь приятные воспоминания (аналогично обстоят дела с раабовским органом Домской церкви, который был заменен на известнейший в мировом масштабе валькеровский к 1883 году): сохранился лишь проспект, яркий образец стиля рококо в обрамлении церквей в Риге. Этот проспект выполнен в дереве, затем покрашен и позолочен. Новый, современный орган был изготовлен мастером Э. Мартином в 1913 году.

В 1886 году были проведены внеплановые реставрационные работы, результатом которых стало обнаружение редкой декоративной росписи (под слоем более поздней побелки), которая восходит к XV веку (при этом более точную датировку, хотя бы с точностью до половины столетия, установить не удалось). В настоящий момент «открытая» роспись служит композиционным оформлением интерьера здания церкви. В левом боковом нефе Яковлевского храма можно осмотреть фрагмент оригинального слоя окраски сводов, которому посчастливилось сохраниться до наших дней вопреки историческим перипетиям, неоднократно видоизменявшим церковь изнутри.

Несмотря на то, что церковь существенно пострадала в ходе продолжительных церковных погромов, состоявшихся в 1524 году (в ходе межконфессиональной борьбы погибла большая часть художественных ценностей), в начале XX века удалось обнаружить некоторые образы раннего оформления интерьера. В частности, речь идёт об удачной находке - Распятии Триумфа, которое было обнаружено в 1922 году в чердачных помещениях церкви. Трудно установить точное время возникновения эксклюзивного образца католического культа, однако исследователи сошлись на протяжённом периоде с 1380 по 1420 год - в промежутке между этими годами было создано Распятие Триумфа. Данное распятие по праву считается одной из древнейших скульптурных работ на территории современной Латвии.

На историю внутрицерковных захоронений существенно повлияло решение городских властей, принятое в 1773 году не без участие государыни-императрицы Екатерины II . Согласно этому решению во избежание суровых эпидемий необходимо было наложить запрет на захоронения внутри церквей в черте города. Существовавшие захоронения следовало вывезти за пределы города-крепости. Многие фамильные склепы в церкви святого Якова, в рижской Домской церкви, а также Петровской и Иоанновской церквах были закрыты и замурованы, надгробные камни и могильные плиты были подвергнуты тщательной ревизии. Уже существующие надгробия впредь стали покрывать деревянными досками, тем самым начало формироваться покрытие пола в церкви. Что касается наиболее ценных и примечательных камней, то их решено было вмуровать в церковные стены - подобную картину мы можем наблюдать во многих готических рижских церквах. В числе таковых, находящихся в Яковлевском храме, следовало бы отметить надгробную плиту Х. Фету, которая датируется 1464 года (камень), надгробную плиту Д. Руммелу 1474 года (также из камня), и надгробную плиту М. Фишеру 1490 года, тоже каменную.

Уже значительно позже, в ходе ремонтных работ, которые проводились в Яковлевской церкви в 1983 году, под полом был обнаружен уникальный в пределах Латвии ансамбль надгробий. После того, как учёные провели исследование этого ансамбля, пол был засыпан песком, а сверху уложен керамическими плитками, которые служат покрытием церковного пола до наших дней.

Витражи

Окна рижской церкви Святого Иакова покрыты витражами, которые были созданы в прошлом веке. В частности, три красочных витража, украшающих окна восточной стены хора, были выполнены в 1902 году в стиле модерн. В этом же году был разобран старый барочный алтарь, что повлекло за собой «освобождение» центрального оконного проёма, который и был украшен витражами. При создании витражей художник использовал сакральный мотив виноградной лозы, которая в совокупности со вьющимися листьями и густыми свисающими гроздьями традиционно символизирует Святое Причастие, 1989. - С. 314. - 880 с. - 60 000 экз. - ISBN 5-89960-002-0 .

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела (Испания) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Этот собор настолько изумителен и богато отделан, что на описание всех особенностей его экстерьера и интерьера потребовалась бы отдельная книга. Как минимум собор Сантьяго - это конечная точка паломнического пути св. Якова, одного из апостолов Христа, и место его последнего упокоения. Плюс к тому при длине внутреннего помещения в 97 м это самая большая романская церковь в Испании и одна из крупнейших в Европе.

Первая церковь на этом месте была выстроена в 829 г. до н. э. по приказу короля Альфонсо III Леонского, и уже тогда пилигримы потянулись к могиле святого. Церковь была разрушена до основания в 997 г. войсками кордобского халифа, и то здание, которое мы можем увидеть сегодня, датируется 1075 г. Точнее, основная его часть, которая строилась по архитектурному плану собора Сен-Сернена в Тулузе, одного из величайших шедевров романского архитектурного стиля во Франции. Строительство было долгим, и церковь освятили только в 1211 г., а впоследствии расширяли и дополняли в 16, 17 и 18 вв.

Внутренняя отделка собора может производить впечатление более скромной - но это лишь до того момента, пока вошедший не увидит изумительно оформленные кружевные хоры, гигантский балдахин со статуей св. Якова 13 в. над главным алтарём и орган.

Надо сказать, что романскую постройку весьма оживляют более поздние дополнения, выполненные в готическом и барочном стилях. Каждый фасад может похвастать уникальным дизайном: барочный фасад на площади Обрадойро был завершен Фернандо де Казас Нова в 1740 г., другой барочный фасад Ачибекария был выполнен Ферро Кааверо и Фернандесом Сарелой, а впоследствии модифицирован Вентурой Родригесом. Фасад Пратариас, созданный мастером Эстебаном в 1103 г., и еще более интересный Портик славы с раннероманскими скульптурами были доделаны мастером Матео в 1188 г.

Портик славы, одна из наиболее прекрасных частей собора, создавался по заказу короля Фердинанда II Леонского. Он включает три полукруглые арки, которые ведут в три нефа церкви. Колонны арок венчают изумительные скульптуры фантастических животных и апостолов, а над центральной аркой можно увидеть замечательный скульптурный тимпан. На нём изображен господь-вседержитель в окружении евангелистов, ангелов и символических фигур и предметов.

Барочный фасад, который выходит на площадь Обрадойро, датируется 18 в. Его отличают большие окна и невероятное количество скульптурных украшений, включая статуи святых. Ко входу этого фасада ведет лестница 17 в., выполненная в ренессансном стиле по мотивам работы Джиакомо Виньола в палаццо Фарнезе. Две рампы лестницы окружают вход в старую романскую крипту 12 в., сработанную мастером Матео и носящую имя «Старый собор».

Именно фасад Обрадойро стал символом Сантьяго-де-Компостела, и в этом качестве его изображение помещено на задник испанских евроцентов.

Название южного фасада Пратариас переводится с галисийского как «ювелирно дело», «серебряные изделия». Это единственный романский фасад, сохранившийся в соборе. Он был выстроен в период с 1103 г. по 1117 г. и выходит на площадь, окружённую клуатром. По скульптурам этого фасада сразу можно определить его более раннее происхождение, хотя многие рельефы были добавлены сюда позднее, в 18 и 19 вв. В частности, в их числе детали разобранного фасада Ачибекария.

Последний же фасад отличается романским порталом, выполненным казначеем храма, Бернардо, в 1122 г. После пожара 1758 г. ворота были разобраны, и новый фасад возводился сперва в барочном, а затем в неоклассическом стиле. Венчает фасад статуя св. Якова 18 в.

Также два входа в собор - Порта-Реал и Порта-Санта - есть в восточном фасаде, который выходит на площадь Куинтана. Через первый в собор входили короли Испании.

Особенное восхищение вызывают башни собора, а среди них - Часовая башня, которую также называют башней Троицы или Беренгуелой. Она возвышается над местом встречи площадей Пратариас и Куинтана. Считается, что строительство башни началось в 1316 г. и затем продолжалось из века в век до конца 17 в., когда башня достигла высоты 75 м. Часы с четырёх сторон башни были помещены в 1833 г. и соединены с двумя колоколами (увы, сегодня на их месте висят реплики, сделанные в Нидерландах в 1989 г.).

Кадило собора - самое большое в мире. Оно весит 80 кг и достигает 160 см в высоту. Его спускают с потолка с помощью специального блочного механизма только по большим праздникам.

Интерьер собора заслуживает не меньшего внимания, нежели внешний вид. Здесь сохранились оригинальные сводчатые потолки и ряды очень высоких арок и полуарок. В целом относительно экстерьера внутренняя отделка собора может производить впечатление более скромной - но это лишь до того момента, пока вошедший не увидит изумительно оформленные кружевные хоры, гигантский балдахин со статуей св. Якова 13 в. над главным алтарём и орган. А содержимое боковых часовен можно приравнять к собранию хорошего музея: статуи, картины и реликвии собирались в них столетиями.

Одна из самых священных реликвий находится в Капела-до-Реликарио, часовне Мощей: это золотое распятие 874 г., которое содержит частицу Истинного креста.

Конечная точка паломнического пути св. Якова - это крипта собора, расположенная под главным алтарём. Здесь можно увидеть фрагменты постройки 9 в. В крипте помещены мощи святого и двух его последователей, св. Теодора и св. Афанасия.

Практическая информация

Адрес: Praza do Obradoiro.

Время работы: собор открыт круглый год с 7:00 до 20:30. Музей при соборе работает ежедневно с апреля по октябрь с 9:00 до 20:00, с ноября по март с 10:00 до 20:00.

К сожалению, первоначальное свое обличье собор утратил. Однако, внутреннее убранство храма не перестает поражать. Алтарь, богато украшенный, скрывает за собой деревянный постамент восседающего на троне Святого Иакова, который окружен резной оградой из камня. На плечи накинута пелерина из золота и серебра. К постаменту ведут две лестницы. Желающие могут подойти и поцеловать апостола в плечо, прося заступничества и исполнения желаний. Из-за этого, собственно говоря, большинство паломников и совершает свое путешествие сюда. По воскресеньям во время торжественной службы в соборе сообщают о новых паломниках: их количество, откуда прибыли.

Особо следует сказать об освещении внутри собора. Свет попадает через окна в боковых галереях и нефах, через центральную башню. Такое освещение создает мистический ореол, тайну вокруг мощей апостола.

Площадь Платериас знаменита фонтаном Лошадей (1829 год). Четыре лошади, из пасти испускающие воду, держат скульптуру «Религия со звездой над ларцом апостола». Такую же звезду можно встретить на мостовых во многих европейских городах. Это символ Пути Святого Иакова.

Алонсо III Фонсека в 1495 году основал Колледж для бедных студентов, который впоследствии становится университетом. Сейчас в нем учится 30 тысяч студентов. Кстати, факультеты расположены по всему городу.

Хостал Католических Королей - шедевр платереско расположен на севере площади Обрадорио, изначально был больницей для паломников. Строительство его велось с 1501 по 1509 год.

Но самое яркое диво - кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”). Свисает прямо с потолка высотой 160 см (на фото ниже, кликните на фото для увеличения). Более 700 лет его используют в соборе. Это самое большое кадило в мире. Вмещает в себя 40 кг ладана и угля. Поскольку вес его составляет 80 кг, чтобы его раскачать, задействуют восемь служителей. Можете себе представить, какие клубы дыма исходят от него!

Оно должно было перебить запах немытых паломников, которые представляли собой не одну тысячу человек. Кадило изготовили на средства Людовика XI из серебра, поражало оно своим перебором в декоре. В 1809 году армия Наполеона похищает его. Мастера в 1851 году делают еще одно кадило, но уже из латуни и бронзы, сверху заливают серебром.

Мощи Святого Иакова покоятся в серебряной раке (гробу). В 1589 году их прятали от "анти-Армады". Потом 300 лет искали (умеют же люди прятать!). В 1879 году мощи нашли, только спустя 5 лет папа Лев XIII подтверждает их подлинность. Как он удостоверился в их подлинности? История умалчивает.

В 20 веке в Сантьяго открывается Семинария, создается Ассамблея муниципальных советов, которая одобряет редакцию устава автономии. Город переживает расцвет галисийской общественной жизни. Революция, гражданская война 1936 года, расстрел мэра Сантьяго Анхель Касаля нарушили планы. В 1980 году свершилось историческое событие: создано автономное сообщество Галисия, столицей которого и становится Сантьяго-де-Компостела.

Особенно много паломников встречает город в Святой год, это когда 25 июля (день Св. Иакова) приходится на воскресенье. Такой год был в 2010 году, он собрал рекордное количество паломников - 272 703 человек. Следующий год выпадает 2021. Еще есть время подготовиться к путешествию.

Расположенный на северо-западе Испании, буквально на краю земли (древние римляне так и называли эти места - «Finis Terrae», «конец земли»), город Сантьяго-де-Компостела считается третьим по значению святым городом христианского мира после Иерусалима и Рима, и до сих пор остается местом массовых паломничеств. Его называют «христианской Меккой». Здесь, в Сантьяго-де-Компостела, находится величайшая реликвия Испании - мощи святого апостола Иакова, небесного покровителя страны.

Само название города - Сантьяго - связано с именем святого Иакова (по-испански - Сантьяго). - «Сын Грома», как его именуют в Испании, был, как и его брат, , простым рыбаком и одним из первых учеников Христа. Рассказывают, что когда двенадцать апостолов двинулись во все концы Земли нести Благую весть, Иаков отправился проповедовать Евангелие в Испанию. В ту пору это была отдаленная римская провинция. Пройдя по дорогам Испании и создав здесь первые христианские общины, Иаков вернулся в Палестину. Там он был схвачен по приказу царя Ирода Агриппы и в 44 году обезглавлен. Ученики святого Иакова положили его останки в лодку и пустили по волнам Средиземного моря.

Эта лодка чудесным образом была выброшена на испанский берег в устье реки Улья, на том месте, где ныне находится город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году живший здесь монах-отшельник по имени Пелайо, ведомый путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами святого Иакова. Несмотря на прошедшие восемь веков, они оставались нетленными. В 896-899 годах по распоряжению короля Альфонса III на месте находки над ковчегом была сооружена небольшая церковь, а само это место получило название Компостела - от латинского Campus Stellae - «место, обозначенное звездой».

Обретение мощей святого Иакова состоялось в чрезвычайно трудную и опасную для Испании пору: мавры покорили практически весь Пиренейский полуостров, в руках христиан оставался только небольшой клочок земли в горах Астурии. И явление мощей святого Иакова было воспринято испанцами как знак свыше. Действительно, с этого момента началось движение мавританского завоевания вспять - Реконкиста. В результате арабы были изгнаны с Пиренеев, а святой Иаков стал считаться покровителем Испании. Старинные хроники рассказывают, что во время битв с маврами испанцы не раз видели святого Иакова в образе Белого Рыцаря, который с мечом в руках и боевым кличем «Santiago y cierra España!» обращал в бегство многотысячные толпы арабов. Таким в Средние века чаще всего и изображали святого Иакова испанские скульпторы: верхом на коне, поражающим мавров.

Со дня обретения мощей святого Иакова Компостела стала особо почитаемой святыней Испании. Эту традицию, как считают, установил император Карл Великий. Папа римский Каликст II даровал Сантьяго-де-Компостела привилегию на индульгенцию (полное отпущение грехов), тем самым приравняв этот город к Риму и Иерусалиму. Сюда нескончаемым потоком шли паломники из Франции, Португалии, Италии, Польши, Ирландии, Англии и других европейских государств. Путь из Европы на Пиренейский полуостров, который пешком преодолевали богомольцы, чтобы попасть в Святой город, получил название «Путь Святого Иакова». Его главная магистраль берет свое начало на юге Франции и через Пиренеи, минуя испанские города Логроньо, Санто-Доминго-де-ла-Кальсада, Белорадо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада и Вильяфранка-дель-Бьерсо, ведет в Сантьяго-де-Компостела. Ныне «Путь Святого Иакова» на всем своем протяжении объявлен памятником всемирного значения, находящимся под охраной ЮНЕСКО.

Святого Иакова Компостельского, который первым предпринял дальнее странствие в Испанию, считали покровителем паломников. В средневековом искусстве он предстает то в образе путника в украшенной ракушками шляпе, с посохом и сумой, то как апостол в тоге и со свитком в руке, в окружении верующих. Подобно евангельским волхвам, ведомым путеводной звездой, идущие в Компостелу паломники по ночам ориентировались по Млечному пути, который в Испании называют «дорогой святого Иакова». Согласно народному поверью, святой начертал его в небе, чтобы указать направление Карлу Великому в походе против сарацин.

Удивительный природный и культурно-исторический ландшафт, через который пролегает «Путь Святого Иакова», сохранился до наших дней практически в неприкосновенности - с арочными мостами, переброшенными через горные потоки, поклонными крестами, паломническими церквами и часовнями, замками и крепостями, гостиницами и постоялыми дворами, старинными деревнями и городами, по улицам которых и в наши дни неторопливо шагают паломники с посохами, держащие путь в Компостела.

Открывающаяся перед глазами путника панорама города в один миг пленяет его, заставляя забыть об усталости и трудностях пройденного пути. Старинная Компостела - один из самых красивых средневековых ансамблей Европы, сохранившихся до наших дней. Сантьяго-де-Компостела называют «городом ста башен», «светочем христианского мира». А над его многочисленными башнями и шпилями ослепительно сверкают золотом купола сказочно прекрасного собора Святого Иакова.

Первый храм на могиле апостола Иакова был построен королем Альфонсом II и епископом Теодомиром в 829 году. Король Альфонсо III Великий в конце IX столетия заменил его на более красивую и значительную по размерам базилику, но в 997 году мавры под предводительством Аль-Мансура во время очередного набега разрушили церковь.

В 1078 году под руководством французского архитектора-монаха Бернара из Клюни началось сооружение нового собора. Оно имело несколько этапов (1077/78-1088 гг.; 1100-1128 гг.) и продолжалось несколько столетий. К 1521 году собор был в основном завершен.

Собор в Сантьяго-де-Компостела - наиболее важная постройка средневековой Испании. Его интерьер сохранил свой романский характер, хотя перестройки XVII-XVIII веков значительно изменили внешний вид храма. В 1676-1680-х годах была сооружена Часовая башня (архитектор Доминго Андраде), а в 1738-1750-х годах архитектор Фернандо Касас-и-Новоа полностью перестроил главный фасад собора - он носит название «Обрадорио» - и 75-метровой башни, придав им черты модного в ту пору пышного и величественного стиля в его испанском варианте - чурригереско.

Восточный фасад, известный под именем «Асабачерия», возведен в XVIII в. архитекторами Ферро Каавейро и Фернадесом Сарела на месте сгоревших романских Ворот Рая и впоследствии завершен в 1770 г. по проекту . Фасад украшают скульптуры Гамбино: в верхней части - короли Альфонсо III и Ордоньо II, возносящие молитву св. Иакову-паломнику, в центре - символическое изображение Веры.

В центре западного фасада, в глубокой нише, установлена фигура святого Иакова. Порталы, обрамляющие входы в собор, богато украшены скульптурами XI-XVI веков. Наиболее древние рельефы можно увидеть на южных вратах - Пуэрта-лас-Платериас. Но самые значительные памятники искусства украшают «Портик Славы» - Портико де ла Глория, находящийся на западном фасаде, который мастер-резчик по имени Матео создавал на протяжении 20 лет (1168-1188 гг.). Это вершина романской пластики в Испании. Мастеру Матео, судя по всему, были хорошо известны скульптурные порталы Бургундии и Иль-де-Франса.

Портик увенчивает большое скульптурное изображение Христа-Спасителя в окружении евангелистов, апостолов и музыкантов. На колонне, на высоте поднятой руки, имеется пять углублений - их считают следом руки Иисуса Христа. Существует поверье, что на паломника, который вложит в эти углубления пальцы своей руки, снизойдет благодать Святого Духа.

Главные ворота собора - Святые ворота («Пуэрта Санта») - открываются только в «Святой год» - т.е. в год, когда 25 июля, день поминовения святого Иакова, приходится на воскресенье. Входящего внутрь храма изумляют его громадные размеры. Собор выполнен в плане латинского креста, его протяженность составляет 97 м, высота центрального нефа - 24 м. Полумрак, царящий внутри, придает атмосфере собора некую таинственность, предваряющую встречу паломника с главной святыней - гробницей Святого Иакова. Она располагается в подземном этаже собора - крипте. Саркофаг выполнен из серебра и имеет довольно позднее происхождение.

В соборе действует музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX-XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.

В соборе и вокруг него всегда многолюдно. За тысячу лет его существования здесь побывали миллионы паломников, в числе которых было и множество мировых знаменитостей - от святого Франциска Ассизского и папы Иоанна Павла II до писателя Пауло Коэльо и голливудской звезды Ширли Маклейн. Помимо главного, Французского пути, существует еще несколько путей, ведущих в Сантьяго-де-Компостела: Прибрежный, протянувшийся от Пиренеев вдоль побережья, через Страну Басков и Астурию; Восточный, ведущий от Севильи через Мериду и Саламанку; Английский - этим путем попадали в Компостелу паломники из Англии и Ирландии, высаживавшиеся в испанском порту Ла-Корунья; Португальский, берущий свое начало в столице Португалии Лиссабоне. Пересекая со всех сторон Пиренейский полуостров, эти дороги стягиваются к одной точке - в Сантьяго-де-Компостела, куда в наши дни ежегодно приходит и приезжает несколько миллионов человек - как паломников, так и туристов, привлеченных многочисленными историческими памятниками города. Недаром гласит старинная испанская пословица: «Все пути ведут в Компостела».

Понравилась статья? Поделитесь ей