Контакты

Миланский собор. Кафедральный собор в Милане (35 фото)

Миланский кафедральный собор - беломраморное здание в позднеготическом стиле, украшающее историческую часть города. Очертания его шпилей, словно пронзающих небо, пики колонн, многочисленных башенок и скульптур, искусно объединённые в монументальную композицию, известны каждому профессиональному путешественнику.

Собор, посвящённый Рождеству Девы Марии, или Дуомо, как называют его сами итальянцы, - настоящий символ Милана, по величине и вместимости он уступает всего двум европейским готическим храмам: севильскому кафедральному и ватиканскому (Святого Петра).

Своеобразным рекордсменом является он и по срокам строительства. Начатые в 1386 году работы окончательно завершились лишь в XХ веке (1965-й). Промежуточный этап, когда Наполеон утвердил проект фасадной части, приказал закончить оформление и открыть двери для прихожан, приходится на начало XIX века.

Таким образом, в судьбе храма приняли участи сразу несколько исторических личностей: Джан Галеаццо Висконти, во время правления которого произошла закладка первых блоков; Карло Амати - архитектор, разработавший дизайн внешней отделки собора; французский император Наполеон I Бонапарт и другие.

История возведения, XII-XV вв.

Во второй половине XII века власти города Милана решили всерьёз взяться за обустройство города, чтобы избавить его от следов сражений за территории, разворачивавшихся здесь не один век и оставивших после себя огромное количество разрушений. Едва ли не первым пунктом плана предписывалось очистить Соборную площадь от руин старинной зимней базилики и заложить на её месте основание для нового здания - большого, прочного и красивого.

Первый камень собора Рождества Девы Марии был установлен по распоряжению Антонио де Салуззи, миланского архиепископа, в 1386 году. Тогда же был утверждён и план строительства, но из-за грандиозности замысла его первичная реализация затянулась почти на три века и потребовала ряда кардинальных изменений. В конечном итоге, согласно обновлённому проекту, площадь постройки была увеличена, что потребовало сноса и второй - летней - базилики на площади.

Руководителем работ по воплощению проекта в жизнь был назначен зодчий Симоне де Орсениго. В качестве исполнителей под его началом трудились лучшие мастера Ломбардии. Для того чтобы хоть немного удешевить смету, при возведении каркаса использовались не новые материалы, а оставшиеся после сноса других построек, но обязательно в хорошем состоянии. На внешней же отделке было решено не экономить: архиепископ лично выбрал мраморную породу молочно-розового цвета и подписал все бумаги о её доставке из карьера в Пьемонте.

Процесс возведения собора - из-за масштабности задумки, её сложной и многовековой реализации - постепенно превратился для жителей Милана в некое общее дело, задачу, объединяющую и церковь, и государство, и простой народ. В XV веке глава города Джан Галеаццо Висконти, заметив эту положительную для укрепления итальянской монархии тенденцию, взял работы под личный контроль.

Параллельно в отношении глобальной стройки были введены и специфические послабления со стороны государства. В частности, материалы, предназначенные к доставке на площадку, снабжались маркировкой AUF («для целей строительства») и не облагались налогами.

Смешение архитектурных стилей и математика

Несмотря на то что собор Рождества Девы Марии выглядит гармонично и целостно, в его конструктивном исполнении и оформлении смешалось множество дизайнерских приёмов. Поскольку строительством в разное время руководили разные зодчие, каждый из них привнёс в образ Дуомо что-то своё, и изначально задуманное как здание с тремя нефами, в итоге оно стало пятинефным и получило декоративные элементы из разных течений готического стиля.

Чтобы монументальное строение было не только красивым, но и устойчивым и крепким, архитекторам помогали математики и инженеры. Так, Габриэле Сторналоко подсчитал оптимальную высоту для нефа по центру (не более 45 метров) и вывел идеальное расположение боковых нефов - плавно спускающееся книзу. А Жан Миньо разработал особую систему доставки тяжёлых стройматериалов на высоту.

Благодаря помощи государства и покровительству Джана Галеаццо Висконти к середине XV века Дуомо был завершён практически наполовину, в том числе в нём установили и освятили главный алтарь. Но из-за начавшихся проблем с финансированием и обострения политической обстановки в Италии последующие работы оказались замороженными на 40 лет.

История возведения, XVI-XVII вв.

XVI век в истории собора ознаменован завершением строительства его купольной части. Шпиль в виде стрелы (зодчий - Джульетто дель Амадео) снаружи и четыре ряда скульптурных фигур, изображающих святых и мучеников католической веры, сформировали поистине грандиозный, но гармоничный ансамбль в стиле ренессанса.

Наступивший вскоре период испанского господства (середина XVI века) затронул и «миланский долгострой». Так, новое правительство посчитало, что для открытия Дуомо не обязательно дожидаться окончания всех работ и главное - завершить основные этапы внутренней отделки.

Выделенных властями денег хватило на оборудование ряда алтарных пилястр, установку центрального органа, изваяния святого Варфоломея и огромного подсвечника. На этом финансирование завершилось, и двери храма для простых прихожан так и остались закрытыми. Совершать религиозные обряды в его стенах разрешалось, но лишь по особым поводам.

В конце XVI века архиепископом Милана был избран Карл Борромео, который решил вернуть судьбу собора Рождества Девы Марии в руки итальянцев и поставил во главе строительства Пеллегрино Пеллегрини. По замыслу кардинала, внешний и внутренний облик здания должны были претерпеть ряд изменений, освободиться от влияния зарубежных стилей архитектуры и несколько смягчиться, приобретя черты ренессанса.

В 1577 году после ряда интерьерных преобразований, несмотря на то что общий строительный прогресс был по-прежнему далёк от завершения, Карл Борромео провёл церемонию освящения кафедрального собора. Вплоть до XVII столетия «ренессансный настрой», заложенный архиепископом, продолжал воплощаться в отделке Дуомо. Так продолжалось до смены главного зодчего, который в итоге вернул храму исторический - готический - облик.

Внешний облик миланского собора

Пресвятая Дева Мария - покровительница города, и именно поэтому главный собор назван в её честь. Центральная фигура святой размещена на вершине 102-метрового шпиля и прибавляет всей конструкции дополнительные четыре метра высоты. Золотое сияние статуи видно из любой точки Милана.

Монументальность, красота и величие Дуомо покорили сердце самого Наполеона Бонапарта, и он выбрал его в качестве площадки для своей коронации. На то, чтобы подготовить собор к столь важному празднику, потребовалось 7 лет. В обновлённом стиле органично сплелись поздняя и неоготика, и в конце мая 1805 года император торжественно взошёл на трон под мраморными сводами. Это событие также ознаменовалось установкой статуи полководца на одном из шпилей.

Завершение всех основных строительных этапов и официальное открытие собора состоялись только в XX столетии - в 1965-м, тогда же он впервые за свою долгую историю начал функционировать и принимать прихожан в полную силу. Окончательные работы по реконструкции закончились в 2009 году.

Сегодня собор Рождества Девы Марии - грандиозный памятник архитектуры и настоящий символ города Милана, вмещающий около 40 000 человек. Кроме религиозных событий, здесь регулярно проходят музыкальные концерты и другие важные для культурной жизни города мероприятия.

Кафедральный собор Милана с высоты и с земли

Форма церкви, если смотреть на неё сверху, - крестообразная: длина вертикальной линии составляет 158 м, горизонтальной - 92 м. Суммарная высота здания вместе со шпилем и статуей Девы Марии - 106 м. Однако настоящая красота Дуомо открывается с земли, при постепенном приближении к мраморному гиганту.

Так, сначала видны лишь белоснежные очертания и остроконечные силуэты колонн, затем становятся заметны отдельные элементы отделки, когда же габариты собора поглощают зрителя полностью, взгляду постепенно открываются все извивы позднеготической лепнины и чудеса оформления каждого из 135 шпилей.

Поражает и общее количество задействованных в декоре храма статуй - их насчитывается 3 400. По сюжетам и образам, запечатлённым в изваяниях, можно проследить историю Дуомо в целом и средневековой архитектуры в частности. Так, здесь есть изображения почти всех ключевых персонажей библии, мучеников и святых, разбавляют «компанию» Муссолини и прообраз американского символа свободы, а охраняют всю композицию многочисленные химеры и горгульи.

Ещё одна удивительная особенность здания - оно меняет оттенок своих стен в зависимости от времени суток и погоды. Молочно-розовый мрамор по-разному выглядит на рассвете и закате, в дождливую погоду и на ярком солнце. Немецкий же поэт Генрих Гейне писал, что особенно очарователен главный собор Милана при свете луны.

Переступая порог кафедрального собора, словно оказываешься в другом мире - который не трогают суета и мирские заботы, где время словно застыло в приглушённых отсветах разноцветных витражей, под сводами всегда царит прохлада, а атмосфера пропитана умиротворением и величественным спокойствием.

Центральное место храма занимает алтарь, а над ним, в подкупольном пространстве, хранится бесценная реликвия - гвоздь с того самого креста, на котором распяли Иисуса Христа. По преданию, святыня была подарена архиепископу Амвросию Медиоланскому императором Феодосием Великим, а он в свою очередь унаследовал её от своих предков.

Каждый год на праздник Воздвижения Креста Господня реликвию спускают вниз и у посетителей собора появляется возможность взглянуть на неё вблизи. Сначала она выставляется на всеобщее обозрение, на следующий день её проносят через весь храм, а ещё через день снова поднимают под купол. Все церемонии проходят очень торжественно, сопровождаются молитвами и песнопениями.

Если обратить внимание на пол Дуомо, в глаза бросается полоса из металла, проходящая через всё здание, начиная от самого входа. Вдоль неё нанесена разметка с рядом символов, чисел и изображений зодиакальных знаков. Это - солнечные часы-меридиан, установленные здесь в XVIII веке. С их помощью можно безошибочно определить, когда наступает полдень и какое созвездие покровительствует текущему месяцу.

Кроме этого, в процессе своей эксплуатации чудо-устройство оказалось полезным и с ещё одной, совершенно неожиданной стороны. В XX его показания начали регулярно сбиваться, и так специалисты поняли, что фундаментная основа здания пришла в движение и стала проседать. Были приняты соответствующие меры, сегодня целостности храма ничего не угрожает, а за часами ведётся пристальное наблюдение.

Посетив собор Рождества Девы Марии, можно увидеть и мемориальные захоронения известных деятелей прошлых эпох. В частности, в тумбе из камня с причудливым крестообразным орнаментом покоится тело архиепископа Альберто де Интимьяно, саркофаги образца XIV века хранят останки архиепископов Оттоне и Джованни Висконти.

Здесь же возведён и мавзолей Джана Джакомо Медичи, чьё убранство поражает великолепием и искусностью отделки. Статуи и колонны изготовлены на таком уровне профессионализма, что долгое время создателем комплекса считали самого Микеланджело. В XX веке после ряда экспертиз было установлено, что автор этого архитектурного чуда - Леоне Леони - талантливый скульптор и золотых дел мастер Италии, живший в XIV столетии.

Мемориал Медичи - захоронение внутри собора, сооружённое под его сводами одним из последних. С конца XVI века останки умерших, вне зависимости от заслуг и знатности человека при жизни, в стенах храма хоронить запретили. Причина - чтобы избежать распространения эпидемий, в том числе чумных, среди прихожан и служителей.

Обязательно следует побывать в миланском соборе осенью и в начале зимы. Каждый год с ноября по декабрь здесь проходит традиционная выставка, посвящённая Карлу Борромео. В экспозицию входят 54 картины, сюжеты которых изображают разные стороны жизни святого реформатора католической церкви. Полотна написаны известными художниками Италии XVII века специально для Дуомо.

В качестве отдельной достопримечательности нужно отметить и обзорную площадку, обустроенную на крыше собора, а точнее открывающийся с неё вид. Посетить этот «уголок» храма стоит обязательно, тем более что подниматься по лестницам не придётся. В здании функционирует лифт, который быстро довезёт до самого верха. Оказавшись на крыше, можно не только насладиться панорамой Милана, но и поближе рассмотреть элементы мраморной отделки Дуомо и сделать отличные фотографии.

Найти собор Рождества Девы Марии в Милане не составит труда: кроме чисто визуального ориентирования на шпиль на Соборной площади (Piazza Duomo), следует запомнить, что сюда ведут первая и третья линии метрополитена. Нужная станция носит одноимённое название - Duomo.

Официальный сайт: www.duomomilano.it

Адрес: Piazza del Duomo, 20122 Милан, Италия.

Метро: MISSORI, DUOMO M3, DUOMO M1.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Дуомо Милан, он же Миланский собор или если хотите кафедральный собор в Милане – главный символ самого модного города Италии. Сюда едут, чтобы устроить грандиозный шопинг и посмотреть на легендарный Duomo di Milano. По популярности среди церквей собор Дуомо в Милане уступает только двум: барселонской Саграда-Фамилия и парижскому Нотр-Даму.

Дуомо Милан – единственный в мире католический собор из белого мрамора, второй по размерам итальянский храм после собора Святого Петра, пятый по величине храм всего мира. Вживую он выглядит величественно, поэтому и правда лучше один раз увидеть. Хотя бы разочек! Авиабилеты в Милан ищите на https://ifly.ua .

Фотографии, даже самые искусные, не могут передать все великолепие храма. Ежегодно полюбоваться на Миланский собор приезжают сотни тысяч человек. Кафедральный собор Дуомо в Милане уникален, и это не преувеличение. Постараюсь убедить вас посетить храм, расскажу об истории и современности Дуомо, самых интересных местах и объектах в храме. В конце статьи приведена полезная информация: время работы, цены на билетах, способы добраться до символа Милана.

Первые блоки в основание храма заложили в 1386 году. Но и до этого на современной Пьяцца дель Дуомо в Милане стояли святилища и базилики:

  • VII век до н. э. – кельтское капище, посвященное языческим богам.
  • I век до н. э. – римский храм Минервы в Медиолануме.
  • IV век – церковь Санта-Текла или церковь Святой Феклы.
  • VII век – базилика Санта Мария Маджоре, посвященная Богородице.

В XIV веке при власти Джан Галеаццо Висконти в Милане начали строить грандиозный собор. Церковь Богородицы снесли, а для постройки готического храма пригласили мастеров из Германии и Франции. Главным автором проекта Дуомо Милан стал итальянец Симоне де Орсениго. Вплоть до 1470 года строительство шло медленно, денег не хватало, а архитекторы часто менялись.

Спустя столетие после начала работ проектом занялся Джунифорте Солари. Помогать себе он позвал не абы кого, а мастеров Браманте и Леонардо – да, того самого да Винчи. Консультанты посоветовали разбавить готический стиль элементами Возрождения, так появился главный купол. Собор Дуомо окончательно освятил Карло Борромео в 1572 году – похоронили будущего святого здесь же.

Современный облик храм получил только к XIX веку. В 1769 году на здании появился главный его символ – шпиль высотой 106 метров с четырехметровой статуей Мадонны. По указу властей ни одно здание не должно заслонять статую, поэтому на небоскребе «Пирелли» стоит ее точная копия. Собор Дуомо в Милане заканчивали при Наполеоне, в 1813 году на фасаде появился знаменитый лес из 135 мраморных игл.

Собор Дуомо в наши дни

Окончательную отделку собора закончили в 1960-х годах. В 2009 году власти Милана провели реставрацию, так что собор выглядит впечатляюще. Снаружи заметнее всего сотни каменных шпилей на фасаде. На иглах и стенах стоит 2300 статуй, еще 1100 находится внутри Миланского собора. В интерьере больше всего поражает лес из колонн, их тут 52. Колонны уходят вверх к сводчатому готическому потолку.

Расскажу, что обязательно стоит посмотреть в Дуомо.

Самые интересные места и объекты Дуомо

Сам по себе собор уже впечатляет, как снаружи, так и внутри. Легко потеряться, поэтому я подготовил список самых интересных мест. Вход внутрь собора стоит 3 евро, но о ценах подробнее читайте в конце.

Мавзолей Джан-Джакомо Медичи

Внутри католических соборов часто хоронили умерших – влиятельных особ своего времени. Карл Борромео в конце XVI века повелел убрать из Дуомо все захоронения, чтоб не распространять чуму. Джан-Джакомо Медичи стал последним, кого похоронили и оставили внутри Дуомо (Милан).

Мавзолей маркиза из семейства Медичи до XX века считали работой Микеланджело. На самом деле построил его Леоне Леони, лидер итальянского маньеризма. Под мавзолеем находится крипта и самого Карла Борромео – здесь лежат мощи святого, открывшего храм в 1572 году.

Раскопки и баптистерий Святого Стефана

Под собором находятся подвальные помещения и катакомбы. Они остались со времен церкви Богородицы, которую снесли для постройки храма. Внизу проводят археологические раскопки, а на уже расчищенном месте стоит баптистерий Святого Стефана. Миланский собор Дуомо предлагает посмотреть на собранные сокровища в баптистерии – это бесплатно. Но вход на действующие раскопки стоит 7 евро.

Гвоздь из креста Иисуса Христа

В главном зале собора над алтарем вы наверняка заметите красную точку. Она отмечает место хранения гвоздя – одного из распятия Иисуса Христа. Находится реликвия на высоте 45 метров в контейнере под куполом. Ежегодно 14 сентября собор Дуомо празднует Воздвижение. В этот день епископ поднимается к гвоздю на особом лифте в виде облака, спускает его вниз и обходит весь собор для освящения.

Статуя святого Варфоломея

Справа от алтаря стоит статуя одного из апостолов Христа – святого Варфоломея. По преданию, с мученика заживо содрали кожу инквизиторы. Автор статуи – Марко д’Аграте – создал творение в 1562 году. Получилось у него мастерски, на теле святого виден каждый мускул. То, что кажется сначала плащом на плечах Варфоломея, на самом деле является его собственной кожей!

Обзорная площадка на крыше

Когда с осмотром внутренних помещений собора вы закончили, советую подняться на крышу. С террасы открывается интересный вид на собор Дуомо в Милане и сам город в обрамлении мраморных игл на фасаде здания. Подняться наверх можно за 9 евро пешком по винтовой лестнице, она находится у северной стены. За 13 евро можно прокатиться на лифте, который стоит около апсиды.

Музей Дуомо

В стоимость входного билета в собор – 3 евро – входит и посещение музея Дуомо. Он находится рядом с главным входом, справа. В музее в 26 залах собраны картины, витражи, драгоценности, модели собора за всю его историю с 1386 года. Вместе с музеем можно зайти и в церковь святого Годегарда. Она находится к югу от Пьяцца дель Дуомо и интересна колокольней с первыми механическими часами в Милане.

Церковь Благовещения святой Марии

Сразу за главным храмом находится еще одна небольшая церковь. Она посвящена Богородице, а стоит на месте бывшего кладбища Дуомо Милан. Построена церковь в стиле барокко, внутри есть орган и под него регулярно проводят богослужения. Зайти можно бесплатно, с мессы вас никто не выгонит. Неплохая возможность послушать орган в Милане – обычно за это берут деньги.

Полезная для посещения Дуомо информация

Официальный сайт собора: duomomilano.it (есть версия на английском языке). Информацию, приведенную ниже, на всякий случай советую проверять и на сайте. Я вношу изменения, если изменилось время работы или стоимость билета, но не всегда это получается делать оперативно.

Время работы главного собора, музея и других достопримечательностей:

  • Собор Дуомо: ежедневно с 8:00 до 19:00 (касса закрывается в 18:00), кроме 25 декабря, 1 января и 1 мая.
  • Мавзолей Джан-Джакомо Медичи и крипта святого Карла: понедельник—пятница – с 11:00 до 17:30, суббота – с 11:00 до 17:00, воскресенье – с 13:30 до 15:30.
  • Баптистерий Святого Стефана: ежедневно с 9:00 до 18:00.
  • Раскопки под баптистерием: ежедневно с 9:00 до 19:00.
  • Обзорная площадка на крыше: ежедневно с 9:00 до 19:00.
  • Музей Дуомо: каждый день, кроме среды с 10:00 до 18:00.
  • Церковь святого Годегарда: каждый день, кроме среды с 10:00 до 18:00.
  • Церковь Благовещения святой Марии: ежедневно с 9:00 до 18:00.

Стоимость обычных входных билетов

  1. Собор, музей Дуомо, церковь святого Годегарда: 3 евро для взрослых, 2 евро для детей 6-12 лет, школьных и паломнических групп. В соборе по этому билету можно осмотреть мавзолей Джан-Джакомо Медичи, крипту святого Карла, баптистерий святого Стефана. В музее в стоимость входят все залы.
  2. Раскопки под баптистерием Святого Стефана: 7 евро для взрослых, 3 евро для посетителей младше 26 лет, школьных и паломнических групп. Это расширенная версия первого пункта, то есть сюда уже входит входной билет в сам собор, музей Дуомо и церковь святого Годегарда.
  3. Обзорная площадка на крыше: пешком – 9 евро для взрослых и 4,5 евро для детей, на лифте – 13 евро для взрослых и 7 евро для детей.

Бесплатно попасть в собор могут дети до 6 лет, люди с ограниченными возможностями, военнослужащие в униформе, гиды туристических групп.

Стоимость комплексных билетов

  1. Пропуск в Дуомо А (собор, музей Дуомо, церковь святого Годегарда и подъем обзорную площадку на лифте): 16 евро для взрослых и 8 евро для детей.
  2. Пропуск в Дуомо Б (собор, музей Дуомо, церковь святого Годегарда и подъем обзорную площадку пешком): 12 евро для взрослых и 6 евро для детей.

Комплексные билеты удобны тем, что действуют 72 часа. То есть можно в один день сходить в собор и подняться на обзорную площадку, а в другой – вернуться на площадь и зайти в музей.

Миланский собор (Дуомо) — действующий храм Рождества Пресвятой Богородицы, где проходят богослужения как для католиков, так и для прихожан русской православной церкви. Грандиозное сооружение, облицованное белым кандолийским мрамором, поражает архитектурным великолепием. Строительство началось в эпоху Средневековья и продолжалось 600 лет, официально завершившись лишь в 1965 году.

Здание способно вместить одновременно 40 000 человек.

Под арочным сводом над алтарем хранится христианская святыня — гвоздь с распятия Иисуса. Реликвию демонстрируют верующим раз в году, 14 сентября. В этот день миланский архиепископ поднимается к кресту на платформе в виде облака с ангелами. По легенде, подъемный механизм придумал и расписал Леонардо Да Винчи.

История и архитектура Миланского собора

На месте, где сейчас возвышается Миланский кафедральный собор, испокон веков совершались религиозные обряды. До нашей эры здесь располагалось кельтское капище, которое снесли древние римляне, чтобы возвести храм Минервы. После падения Римской империи на руинах античного святилища стояла церковь Санта-Текла (Святая Фекла), уничтоженная древнегерманским племенем лангобардов и вновь отстроенная пару столетий спустя, но уже как базилика Богородицы Санта-Мария Маджоре.

Фундамент Миланского собора заложили в 1386 году по распоряжению герцога Джангалеаццо Висконти. Смена эпох привнесла в первоначальный проект готического храма элементы ренессанса. Для отделки использовался белый мрамор с розоватым оттенком из карьера Кандолья.

На фасаде, шпилях и внутри здания разместились 3400 скульптур, изображающих исторических и библейских персонажей, херувимов, горгулий и химер.

Центральный шпиль в 1769 году увенчала 4-метровая фигура Мадонны, и с тех пор действовал закон, согласно которому ни одно здание городское здание не должно быть выше Святой Девы. Исключением из правила стал небоскреб «Пирелли», однако на его вершине установили точную копию статуи Богоматери.

В 1805 году в храме короновался как король Италии Наполеон Бонапарт, выходец из итало-корсиканской семьи.

Бомбардировки в ходе Второй мировой войны разрушили более половины зданий города, однако собор «Санта-Мария Нашенте» чудом уцелел.

Величественный комплекс Cattedrale di Santa Maria Nascente уступает по размерам лишь трем христианским храмам Европы: собору святого Петра в Ватикане, Севильскому собору в испанской Андалусии и собору святого Павла в Лондоне. Архитектурный стиль собора Дуомо, соединивший художественные традиции средних веков и эпохи Возрождения, получил название «пламенеющая готика».

Среди достопримечательностей храма внимания заслуживают астрономические часы на полу, резные деревянные хоры, 5-метровый канделябр XII века и египетская ванна IV века, ставшая купелью для обряда крещения.

Священный гвоздь (узда)

Главная святыня миланского Дуомо — один из гвоздей, привезенных из Святой Земли равноапостольной Еленой, матерью императора Константина Великого. Гвоздь, из которого была сделана уздечка для императорского коня, находится на высоте 42 м в хрустальном ковчеге с серебряными гранями. Красный огонь лампады указывает на его местоположение.

В канун церковного праздника воздвижения Креста Господня совершается ритуал Nivola. В этот день епископ Милана поднимается к дарохранительнице, затем реликвия выставляется для обозрения под песнопения и молитвы. Церемония, сопровождаемая звуками органа, транслируется на мониторы, установленные в храме.

Витражи

Миланский собор украшают 45 витражных панно, самому древнему из которых более 500 лет. Мозаичные полотна изображают сцены из Ветхого и Нового Завета, Апокалипсиса и жития Христа. Витраж над малой часовней креста посвящен деяниям святой Елены.

Мавзолей Джана Джакомо Медичи

На надгробии между двумя фигурами, олицетворяющими Мир и Войну, установлена скульптура Джакомо Медичи (1495-1555) по прозвищу Медигино. Два ангела держат щит с гербом флорентийского семейства Медичи. Надгробный памятник итальянского полководца и дяди святого Карло Борромео создал скульптор Леоне Леони (ранее авторство приписывалсь Микеланджело). Усыпальница построена по заказу Папы Римского Пия IY, брата Джакомо. Мавзолей стал одним из последних захоронений внутри храма. С конца XVI века запрещено погребение умерших в стенах церкви во избежание эпидемий.

Статуя святого Варфоломея (Бартоломео)

Один из 12 апостолов Иисуса Христа и покровитель рыбаков погиб мученической смертью с него во время пыток сняли кожу по наущению языческих жрецов. Скульптор добился пугающего натурализма: мученик как накидкой прикрывается собственной кожей, напоминая экспонат анатомического музея. Автор, испытывая гордость за свое творение, высек на постаменте надпись: «Не Пракситель создал меня, а Марко д’Аграте».

Крипта

В храме покоятся останки архиепископа Милана Карло Боромео, причисленного к лику святых. Его имя связано с избавлением города о эпидемии чумы, свирепствовавшей в Италии в 1575-1578 годах. Архиепископ Миланский, рискуя заразиться, ухаживал за больными, совершал погребальные обряды над умершими и влез в долги, чтобы накормить бедствующих горожан. Карло Боромео распорядился впервые вынести священную реликвию из храма и лично возглавил покаянную процессию со Святым Гвоздем, чтобы страшная болезнь отступила. Доступ в крипту открыт с понедельника по пятницу с 11.00 до 17.30, в субботу с 11.00 до 17.00, в воскресенье с 13:30 до 15:30.Ежегодно в ноябре—декабре проходит выставка квадрони святого Карло Борромео. Итальянские живописцы запечатлели сцены из жизни архиепископа в серии из 54 полотен.

Терраса

Особенность собора — терраса с обзорной площадкой, куда можно подняться на лифте или по лестнице. Оказавшись на крыше среди 135 устремленных ввысь шпилей, можно не только насладиться потрясающим видом на город, но и рассмотреть вблизи скульптурные композиции из ангелов, людей и чудовищ.

Королевский дворец

Королевский дворец (Palazzo Reale di Milano), расположенный справа от фасада Миланского собора, — бывшая резиденция правителей города, в которой сейчас находится музей собора (Duomo Museum) и капелла Сан-Готтардо-ин-Корте (Chiesa di San Gottardo in Corte).

Экспозиция музея повествует о многовековой истории построения кафедрального собора Дуомо от момента основания в 1386 году до XX века. В выставочных залах (всего их 26) представлены иконы, фрагменты витражей, картины, гобелены и копии статуй, украшающих собор. Кроме произведений искусства, в музейную коллекцию входят чертежи, эскизы, документы и артефакты, связанные с историческим датами.

Условия посещения храма

На входе проводится сканирование и досмотр личных вещей. Запрещено проносить острые и стеклянные предметы, мотоциклетные шлемы, большие сумки. Для посещения храма выбирайте одежду, закрывающую плечи и колени.

Билеты в Дуомо в Милане и часы работы

Миланский кафедральный собор Дуомо открыт в будни с 8 до 19, в субботу и воскресенье — с 8 до 18. В церковные праздники — особый режим работы. Продажа билетов прекращается за час до закрытия, допуск посетителей — за 50 минут. Храм закрыт для туристов на Рождество и Новый год, а также 1 мая.

За 3€ предлагается посетить собор, музей (Duomo Museum) и церковь Сан Готтардо (San Gottardo in Corte Church). Дети в возрасте до 6 лет допускаются бесплатно. Билет для детей от 6 до 12 лет обойдется в 2€. Музей и церковь закрыты по средам.

За отдельную плату в 2€ можно посетить сокровищницу собора Дуомо, за 4€ — баптистерий Святого Джованни (6€ — с посещением раскопок).

Вход на террасы открыт с 9 до 19 только в летний сезон (с 16 мая по 16 сентября). Лифты прекращают подъем пассажиров в 18.10.

Стоимость билета на террасы с подъемом пешком по лестнице составляет 9€ для взрослых и 4,5€ для детей с 6 до 12 лет, на лифте — 13€ и 7€ соответственно. Сохраняйте билет на лифт — его потребуется предъявить и для спуска.

Комбинированный билет Duomo Pass включает осмотр собора, террасы, музея Дуомо и археологической зоны. Стоимость варьируется в зависимости от способа подъема на крышу: на лифте (Duomo Pass A) — 16€ для взрослых и 8€ для детей с 6 до 12 лет, пешком (Duomo Pass B) — 12€ для взрослых и 6€ для детей.

Где купить билеты

Билеты можно приобрести в Info Point в соборе и в кассах Museo Duomo, расположенных у Королевского дворца справа от Миланского собора.

Комплексные билеты не привязаны к конкретной дате, их можно использовать в любой день до конца года. Билеты действуют в течение 72 часов с момента активации (когда считывается штрих-код при входе), очередность посещения объектов значения не имеет.

Прокат аудиогида внутри собора — 9€.

С 27 марта 2018 года доступна новая услуга Fast-Track Ticket, позволяющая сократить время ожидания в очереди благодаря привилегированной полосе проверки безопасности каждый день с 10:00 до 17:00 (последний билет продается в 16:50).

Билет Fast-Track стоимостью 22,5€ включает посещение собора, церкви Сан-Готтардо и зоны археологических раскопок баптистерия Сан-Джованни-эль-Фонти через групповой вход.

Льготы для туристов, купивших билет Fast-Track:

Посетить собор в Милане можно как самостоятельно, так и приобретая .

Миланский собор - яркий образец архитектуры эпохи «пламенеющей готики» и самый крупный готический храм в мире. Всей своей колоссальной и торжественной формой он словно воздает хвалу божественному величию. Это один из самых узнаваемых храмов в мире.

Собор находится в самом сердце исторического Милана. По замыслу градостроителей в радиально-кольцевой структуре города миланский кафедральный собор, или Дуомо, как его здесь называют, является местом пересечения всех городских дорог.

История

Готика, столь характерный для средневековой Европы архитектурный стиль, не сразу пришла в Италию. Миланский собор, строительство которого началось в XIV веке, оказался первым зданием в готическом стиле, построенным по эту сторону Альп.

Для возведения храма в Ломбардию специально были приглашены архитекторы из Франции и Германии. Однако изначальный проект собора принадлежит итальянцу, архитектору Орсениго. Совместная работа двух разных строительных школ и создала уникальную и запоминающуюся форму миланского собора.

На месте миланского кафедрального собора в дохристианские времена располагалось сперва кельтское святилище, а затем храм, посвященный Минерве, богине мудрости и полезных открытий.

Строительство храма продолжалось около четырех столетий. Оно прерывалось то из-за недостатка средств, то из-за споров по поводу внешнего вида собора. Постройка была завершена лишь в 1813 году, а работы по украшению храма продолжались вплоть до 60-х годов XX столетия, когда были установлены новые двери.

Важнейшей вехой в истории строительства миланского собора стал 1769 год. Тогда собор увенчал шпиль 106-метровой высоты с 4-метровой бронзовой статуей Мадонны. Правительство в этом же году издало декрет, по которому ни одно здание в Милане не должно возвышаться над статуей Святой Девы. Это правило действует в городе до сих пор.

В Милане существует исключение из этого правила, это небоскреб «Пирелли». Однако на вершине высотки установлена точная копия статуи Мадонны.

Неоготический «каменный лес» собора, состоящий из 135 шпилей и придающий уникальность внешнему виду собора, был построен по указу Наполеона. Император, итальянец по происхождению, выбрал Дуомо в качестве места для своей коронации.

Архитектурные особенности

В эпоху пламенеющей готики каждый элемент в строительстве был наполнен особым религиозным смыслом. Так, например, если смотреть сверху, то по форме собор представляет собой католический крест.

Величественность сооружения обусловлена его назначением - представлять собой символ божественного миропорядка.

Фасад здания украшен огромным количеством скульптур. Общее чисто статуй на Дуомо - 3400. Здесь изображены мученики и святые, мифические существа и известные исторические лица. Среди фигур, украшающих собор, можно встретить Наполеона Бонапарта, он помещен наверху одного из неоготических шпилей, построенных по его указу. Также здесь имеется статуя русского князя Владимира Мономаха, принесшего христианство на Русь.

Внешний облик собора, воздушный и неземной, связан с выбором облицовочного материала. Для отделки был взят бело-розовый мрамор из Кандольи. Материал по-разному выглядит в зависимости от времени суток. Кого-то он больше впечатляет на рассвете, а кто-то предпочитает его вид в закатном солнце. Гейне, знаменитый поэт, считал, невозможно вообразить чего-то более мистичного и зачаровывающего, чем миланский собор в лунном свете.

В городе распространен речевой оборот «a ufo», что означает «на халяву» или «бесплатно». Выражение берет начало со времен возведения Дуомо. Дело в том, что мрамор для отделки храма был предоставлен церкви герцогом Висконти совершенно безвозмездно. Телеги с мрамором подписывались буквами A.U.F, которые представляли собой аббревиатуру, означающую в переводе на русский язык «для строительства». Благодаря этой надписи ввозимый груз не облагался налогом.

Отдельного внимания достойны дождевые ливники, самые старые из которых относятся к самому началу строительства собора. Ливники - традиционные готические элементы в архитектуре соборов, они изображают разнообразных чудищ, с пастей которых стекает вода во время дождя.

Внутреннее убранство

В интерьере собора сочетаются тенденции средневековья и Возрождения. Огромное пространство храма, стрельчатые арки и высокие своды создают атмосферу готического средневековья, в то время как украшения храма выполнены в традиции Ренессанса.

Окна собора богато украшены витражами, изображающими сцены из Священного Писания. Эти витражи создавались и дополнялись на протяжении всего долгого времени строительства собора. Самые древние из них датируются XV-м веком. В соборе находится самый большой храмовый витраж, он расположен в апсиде и построен братьями Бертини в XIX-м веке.

Мраморный пол собора, покрытый тремя видами мрамора, украшен изящным рисунком. Черный, красный и белый камень был специально привезен для строительства из трех разных уголков Италии.

Достопримечательности

Собор хранит большое количество произведений искусства мирового значения, а также важных христианских реликвий. Перечислим некоторые из них, на которые следует обратить особое внимание:

  • Высоко, под самым куполом хранится крупная священная реликвия - гвоздь, которым по легенде был распят Христос. Один раз в год старший епископ Милана поднимается за священным предметом и демонстрирует его посетителям храма.

Существует легенда, что подъемник, который поднимает священника к реликвии, спроектирован самим Леонардо да Винчи.

  • Каждый год в ноябре-декабре в храме располагается обширная выставка картин, посвященных жизни Святого Карло Барромео, почитаемого миланского архиепископа. 54 полотна, созданных специально для Дуомо, описывают жизнь и деяния святого.
  • Среди статуй выделяется установленная в 1562 году скульптура Святого Варфоломея, примечательная тщательностью проработки деталей. Тело святого, принявшего мученическую смерть, изображено лишенным кожи, он держит ее на своих плечах.
  • На южной стороне храма находятся своеобразные солнечные часы, созданные в 1786 году. В своде проделано специальное отверстие, и свет, проходя через него, отражается на латунной полоске с изображениями знаков зодиака. Таким образом, можно зафиксировать момент полудня и текущий месяц.

Как оказалось, приспособление показывало не только время полудня. Благодаря тому, что часы регулярно ошибались, удалось вовремя обнаружить проседание фундамента, угрожающее целостности всего сооружения.

  • Великолепие скульптурного искусства Возрождения воплощено в мавзолее Джан-Джакомо Медичи, созданном в 1563 году. Мавзолей украшают изящные скульптуры. Долгое время считалось, что автор шедевра сам Микеланджело Буонарроти. Однако исследования, проведенные в XX веке, не подтвердили этого. Мавзолей стал последним захоронением, оставленным внутри храма. После его возведения во избежание возможных эпидемий хоронить умерших в соборе стало запрещено.

Со смотровой площадки собора на крыше открывается прекрасный вид на город. На вершине Дуомо можно сделать красивые фото, полюбоваться кружевом шпилей и находящимися наверху статуями.

Местоположение на карте, время работы и стоимость

Адрес: Piazza del Duomo. Milano, Италия.
Официальный сайт: www.duomomilano.it

Часы работы: с 7:00 до 19:00 , вход в храм до 18:45. В субботу и воскресение собор открыт для посещения с 8:30 до 18:00 .

Вход - бесплатный . При этом обязательным условием посещения является соблюдение подобающего поведения в церкви и нормальный стиль одежды.

График подъема на террасы:

  • Понедельник - среда: с 9:00 до 19:00.
  • Четверг - воскресенье: с 9:00 до 21:00.

Посещение террас платное, цена - 12 евро . Подъем наверх по лестнице - 7 евро .

На сайте собора можно найти действующую стоимость билетов и возможные изменения в графике работы.

Как добраться?

Доехать до собора проще всего на метро . К станции Дуомо идут первая и третья линии.

Вконтакте

Миланский кафедральный собор или Дуомо находится на знаменитой ) и является неподражаемым шедевром итальянской архитектуры в стиле Flamboyant («Пламенеющая готика»). Его фасад украшают огромное количество изумительных скульптур, тонких колонн, башен и шпилей, что придает собору столько изящества и утонченной готической красоты.

Внушительные размеры Дуомо делают его одним из самых больших христианских храмов в мире: его вместительность достигает значения 4000 человек.

Выстроенный полностью из белоснежного мрамора, собор восхитителен в любое время суток и при любом освещении. А в его внутреннем убранстве ценителям искусства предстанет настоящая кладезь бесценных сокровищ.

История возникновения Миланского собора

Строительство Миланского собора было начато в 1386 году при Джан Галеаццо Висконти и завершено только в 1813 году.

Само место, на котором воздвигнут Миланский собор, испокон веков наполнялось энергией священных сооружений. Так, во времена кельтской культуры здесь было святилище, в период Римской империи – храм минервы, с 4 по 6 век — церковь Санта-Текла, затем на этом месте была построена церковь Санта-Мария-Маджоре. Последнюю церковь пришлось разрушить для того, чтобы построить Миланский кафедральный собор.

Строительство собора

Первоначальный проект собора в готическом стиле принадлежит итальянцу Симоне де Орсениго. Далее архитекторы постоянно менялись и в 1470 году архитектором стал Джунифорте Солари, при котором в готический облик собора были добавлены декоративные элементы ранней эпохи Возрождения.

В итоге собор был украшен восьмиугольным куполом. Завершение строительства фасада собора в 19 веке проводилось уже под руководством архитекторов Амати и Занойя по заказу Наполеона.

Торжественное открытие Миланского собора состоялось в 1572 году кардиналом Карло Борромео.

Шпиль собора

В 1769 году собор был дополнен 106-метровым шпилем, на котором возвышается главная достопримечательность собора — статуя Мадонны, изготовленная из позолоченной бронзы. Общая высота собор составляет 158 метров.

Архитектура Миланского собора

Фасад Миланского собора поражает своей изумительной красотой каждого, кто впервые увидел это творение архитектуры.

Фасад

Бесконечное количество декоративных элементов, шпилей, башен, статуй святых, пророков, мучеников с самой главной статуей, возвышающейся над собором, – фигурой Мадонны. В общей сложности в экстерьере и интерьере собора насчитывается 3400 статуй.

Миланский собор, посвященный Рождеству Пресвятой Девы Марии, представляет собой единственный в Европе собор, выстроенный полностью из белого мрамора. Благодаря этому собор выглядит восхитительно в любое время суток – белый мрамор отражает солнечные лучи днем и выглядит мистически лунной ночью.

Интерьер

Внутреннее убранство Миланского собора представляет собой шедевр искусства, а хранящиеся в нем религиозные реликвии делают его местом паломничества католических верующих.

Чего только стоит один гвоздь с креста, на котором распяли Иисуса Христа, согласно преданию. Священный гвоздь хранится над алтарем. Ежегодно 14 сентября, когда верующие празднуют Воздвижение Честного Креста Господня, архиепископ опускает гвоздь вниз с помощью специального лифта в облаке, а по окончании празднества – поднимают его на место.

Также в соборе располагается знаменитый мавзолей Джан-Джакомом Медичи. Мавзолей украшен тремя статуями, мраморными плитами и изящными колоннами. Автором этого произведения искусства является Леоне Леони.

В числе главных достопримечательностей в интерьере собора также статуя мученика Святого Варфоломея, египетская ванна 4 века, которая в настоящее время используется для крещения, бронзовый подсвечник, длина которого составляет 5 метров.

На стенах и окнах Миланского собора восторженные поклонники искусства часами рассматривают многочисленные искусно вырезанные деревянные хоры и изумительные витражи 15 века, придающие собору особую таинственность и величие одновременно.

Что посмотреть

Безусловно, провести день на Соборной площади в Милане – это мечта каждого ценителя искусства и поклонника итальянской архитектуры. Миланским собором можно любоваться в любое время суток, особенно таинственно он выглядит ночью, когда луна освещает безупречно белый мрамор и бесчисленное количество изящных статуй на его фасаде.

Днем непременно стоит подняться на крышу Миланского собора — террасы, откуда открывается самый потрясающий вид на Милан. Подъем на террасы можно совершить или на лифте, или пешком по лестнице со стороны улицы.

Если вы оказались в Милане в ноябре или декабре, то вам повезло вдвойне. Именно в это время каждый год в соборе проходит выставка квадрони Святого Карло Борромео, выполненных итальянскими художниками в 17 веке. Это ряд из 54 очень красивых картин, изображающих сцены из жизни архиепископа Карло Борромео.

Как добраться до Миланского собора

Миланский собор находится по адресу: Piazza Duomo.

Добраться до Миланского собора легче всего на метро по первой и третьей линиям – необходимо выйти на станции Duomo. Собор виднеется издалека и возвышается высоко над городом, как и положено главной достопримечательности города.

Стоимость билета в Миланский собор

Цены на билеты представлены по состоянию на 2019 год.

Вход в Миланский собор с 2015 года стал платным и стоит 3 Евро. Причем за 3 Евро вы сможете осмотреть собор, посетить Музей Дуомо и церковь Сан Готтардо, расположенную неподалеку.

Дети в возрасте до 6 лет смогут посмотреть эти достопримечательности бесплатно. Билет для детей от 6 до 12 лет обойдется всего в 2 Евро.

Вход на террасу

Стоимость посещения террасы на крыше собора при подъеме наверх на лифте составляет 13 Евро для взрослых и 7 Евро для детей с 6 до 12 лет, подъем пешком по лестнице – 9 Евро для взрослых и 4,50 Евро для детей в возрасте с 6 до 12 лет.

Комбинированный билет

Также можно купить комбинированный билет DUOMO PASS, по которому можно осмотреть собор, террасы на крыше, музей Дуомо и археологическую зону. Стоимость этого билета также отличается в зависимости от того, как вы планируете подниматься на террасы: на лифте (DUOMO PASS A) – 16 Евро для взрослых и 8 Евро для детей с 6 до 12 лет или пешком (DUOMO PASS B) – 12 Евро для взрослых и 6 Евро для детей с 6 до 12 лет.

Комбинированный билет действует на одно посещение в течение 72 часов после его валидации.

Где лучше купить билет

Билеты без больших очередей можно приобрести в Info Point в соборе или в Museo Duomo, расположенном в Королевском дворце справа от Миланского собора.

Часы работы Миланского собора

Миланский собор открыт с 8 утра до 19 часов каждый день. Подняться на террасы можно с 9 утра до 19 вечера ежедневно.

Официальный сайт Миланского собора www.duomomilano.it .

Посетите также

На знаменитой Соборной площади в Милане также расположены не менее значительные достопримечательности города: Королевский дворец и .

Налюбовавшись внешним и внутренним убранством Миланского собора, стоит посетить роскошный Королевский дворец. А отдохнув за чашечкой кофе, можно устроить прогулку по галерее Витторио-Эммануэле II со множеством бутиков и магазинов.

Пройдя через стеклянную галерею Витторио-Эммануэле II, вы окажетесь перед , расположенном на Via Filodrammatici, 2. Здесь можно провести незабываемый вечер, наслаждаясь спектаклем и познакомившись с историей знаменитого театра в его музее.

Экскурсии по Милану

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Милана?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Понравилась статья? Поделитесь ей