Контакты

Где зародился фашизм.

С чем ассоциируется «фашизм»?

С именем, страной, временем. Имя «фашизма»: «Гитлер», страна: «Германия», время: «Великая Отечественная война» или «Вторая мировая война». К сожалению, на этом знания у многих заканчиваются. И это в корне неверно. Германию ошибочно принято считать родиной фашизма и связывать его появление со Второй мировой. Итак, фашизм возник ещё в 1919 году, с появления документа, который носит название «Манифест фашизма», авторами которого являются итальянцы Филиппо Маринетти и Алкеста Де Амбриса. Да, именно итальянцы. Зарождение фашизма никак не связано с Германией. Именно «Манифест фашизма» содержит основные идеи фашизма, которые в дальнейшем «взял на вооружение» Бенито Муссолини.
Концепция фашизма, которую развивал Муссолини, носила интернациональный характер. Что характерно, в этом манифесте излагались идеи классового сотрудничества, избирательное право для всех, корпоративизм и он содержал в себе задатки демократии. Таким образом, из вышеизложенного несложно понять, что «фашизм» исключительно итальянское понятие и связано с именем Б. Муссолини. Поэтому применение этого понятия, по отношению к другим странам схожими с идеями фашизма, некорректно.


Возникновение фашизма в Италии

Идея возникновения фашизма возникла вследствие того, что после Первой мировой войны итальянское общество испытывало кризис капиталистического общества. Несмотря на то, что Италия вышла победительницей, её положение было плачевным.

На фронтах погибло около 700 тыс. жителей, для страны с населением 35 млн. человек это было весьма серьёзно, кроме того, страна погрязла во внешних долгах, развивалось банкротство, что привело к классовой борьбе внутри страны. Примером послужили события в России 1917г. Стали проводить стачки, захватывать фабрики и заводы, которые самостоятельно обеспечивали сырьём и даже пытались реализовывать на рынке. Но всё это длилось недолго. По прошествии месяца, правительство сумело вернуть фабрики и заводы хозяевам, пообещав повышение зарплат рабочим. Таким образом, революцию удалось победить «в зародыше».
Но, несмотря на это, волнения в массах всё ещё оставались. Правящая элита раскололась на: коммунистов и центристов. И тогда, стало очевидным, что стране нужен новый лидер, который сможет сплотить народ и восстановить страну. В 1921 году состоялись выборы, в которых приняла участие фашист
c кая партия, под руководством Б. Муссолини. Но избиратели не поддержали партию нужным количеством голосов, и впоследствии состоялся «поход на Рим», в результате которого Муссолини стал премьер-министром, а Италия первым «фашистским» государством.

Отличия итальянского фашизма и немецкого национализма

Как уже упоминалось выше, фашисты выступали против классовой борьбы. Они объединяли враждующие стороны, под речами об «антимонополистической революции» и «власти люмпен-пролетариата», тем самым подчиняя себе и буржуазию и пролетариат. Главное отличие заключается в том, что в Германии «фашизма» не было, там был «нацизм». Принято считать, что основой национализма является фашизм. На первый взгляд, эти системы идентичны, но между ними существуют различия.

1. В основе политики национализма лежало равенство, отсутствие классовой борьбы, в то время как политика фашизма выступала за превосходство некой абстрактной «арийской расы» над всеми другими.
2. У фашизма не было идеологии как таковой, она создавалась по ходу развития государства. Она имела несколько противоречивый характер. Тогда как нацисты строго следовали выстроенному плану.
3. Отношение к церкви. Изначально, и первые, и вторые негативно относились к религии. Но если фашизм постепенно сменил гнев на милость, то нацисты до последнего были антиклерикальными.
4. Фашизм выступал за идеи футуризма, что даже отразилось в искусстве того времени, а нацисты были антимодернистами.
5. И, конечно же, «еврейский вопрос». Фашисты к этому вопросу отнеслись формально. Неприязнь была присуща в качестве бытовой ксенофобии, в то время как нацисты сформировали окончательное решение и перешли к исполнению.

Понятно, что все отличия фашизма и нацизма не отражены в предложенном списке, но в нём изложены ключевые моменты. Несмотря на то, что «плацдармом» нацизма были идеи фашизма, в современном обществе нужно уметь отличать эти понятия и их идеологию.



Фашизм (от итал. fascio - пучок, связка, объединение, см. также фасции) - это тоталитарное политическое направление, возникшее в XX в.; философско-политическая концепция и форма муниципального устройства, исходящие из приоритета муниципальных интересов над всеми другими.

Фашизм у власти - открытая террористическая диктатура, направленная на угнетение демократических свобод и публичных движений. Идеология фашизма - воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм, насилие, культ вождя, полная власть страны, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер общества, злость. Пучок прутков (фасции) был эмблемой системы власти в Древнем Риме. Оттуда почти во всем и была почерпнута идеология германского фашизма, и даже заглавие: первой империей провозглашалась средневековая Священная Римская империя германской цивилизации, 2-ой - Немецкая империя 1871-1918 годов, третьей должна была стать освеженная, воспрянувшая после поражения в Первой мировой войне и революции новенькая государственная Германия, которой типо предстояло просуществовать тыщу лет (3-ий рейх, Тысячелетний рейх).

Фашизм рассматривается в современной политологии как сочетание трёх важнейших частей:

  • экономической системы - финансовая сущность фашизма заключается в гипертрофированной роли страны при наличии рыночной экономики (т.е. правительство не обладает всеми основными средствами производства, а только держит под контролем главные рычаги воздействия на экономику);
  • политики - это диктатура, обычно основанная на личности харизматического фаворита, «вождя нации»;
  • идеологии - фашизм проявляется в пропаганде государственной исключительности, «превосходства» одной этнической группы над всеми другими.
  • Потому и определение фашизма есть возможность дать только с учётом всех этих трёх уровней.

    Другими словами, фашизм - это контролируемая рыночная экономика, диктатура и национализм как официальная идеология страны.

    Фашизм появился в Италии в конце Первой мировой войны 1914-1918 гг. Германский нацизм (национал-социализм) есть только одна из бессчетных разновидностей фашизма. Меж первой и 2-ой мировой войнами практически в каждой европейской стране были свои фашистские партии, группы и движения: к примеру, фалангисты в Испании, легион Архангела Миши в Румынии, сторонники Ференца Салаши в Венгрии, Английский альянс фашистов в Англии и т.д. В собственной наружной политике все фашистские режимы проводили колониальную, агрессивную, экспансионистскую линию. К примеру, Муссолини вел войну в Абиссинии, венгерские фашисты желали о захвате всего бассейна реки Дунай, фалангисты устремляли свои взоры на африканский материк и даже на соседнюю Португалию. Почти всегда фашистские режимы устанавливались у власти равномерно, нередко даже демократическим путём, как в Германии. Этим режимам нередко предшествовало какое-либо потрясение: поражение в войне, унижение в итоге неравноправных интернациональных договоров, экономический кризис.

    До 2-ой мировой войны фашисты считали, что они имеют общие философские принципы: фаворит, однопартийная система, соц дарвинизм, элитаризм, при всем этом каждое правительство придерживалось своей государственной модели фашизма - к примеру, португальское клерикально-корпоративное новое правительство под управлением Салазара, испанские фалангисты, венгерские нилашисты. В 1945 году уцелевшие фашистские режимы отмежевались от нацизма - с тем, чтоб не быть приравненным к осужденной мировой общественностью гитлеровской разновидности фашизма.

    Итальянский фашизм - авторитарная, националистическая политика, которую проводил в Италии с 1922 по 1943 год премьер-министр Бенито Муссолини (1883-1945) - отпрыск кузнеца, прошлый социалист, потом теран, официальный титул - дуче (ит. «вождь»).

    Этимологически термин «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), также от латинского «фасция» (пучок) - это древний знак римской администрации. Муссолини принял фасцию как знак фашистской партии в 1919 году при разработке «fasci di combattimento» (боевых лиг).

    В политологии итальянский фашизм ассматривается как синкретическая модель идеологии и форма правления, из которой развились другие разновидности фашизма.

    Главные идеи итальянского фашизма были изложены в книжке «Доктрина фашизма», также в произведениях Джованни Джентиле, основоположника теории «актуалистического идеализма», ставшей базисной для фашистов. Доктрина провозглашала мир действий в области населения земли, отторгала «вечный мир» как нечто умопомрачительное. Фашисты утверждали, что человек и население земли не могут жить в отсутствие войны.

    «Доктрина фашизма» Б. Муссолини была в первый раз размещена в 1932 году в 14 томе итальянской энциклопедии Enciclopedia Italiana di scienze, lettere ed arti в качестве введения к статье «Fascismo» (Фашизм). В работе Муссолини писал, что он разочаровался в доктринах прошедшего, в том числе и в социализме, активным проводником которого он был многие годы. Он считал, что следует находить новые идеи, потому что политические доктрины приходят и уходят, а народы остаются. Муссолини был убежден, что в том случае XIX век был веком индивидуализма, то XX век будет веком коллективизма и, как следует, страны.

    В поисках собственного рецепта народного счастья он высказал последующие положения :

  • Фашистская концепция страны всеобъемлюща. Вне него не есть людские и духовные ценности. Фашизм - тоталитарен, и фашистское правительство содержит в себе все ценности - истолковывает, развивает и производит всю людскую деятельность.
  • Фашизм понимает предпосылки, по которым появились и развивались социализм и профсоюзное движение, потому он присваивает соответственное значение корпоративной системе в какой расходящиеся интересы координируются и гармонизируются в рамках одного страны.
  • Фашизм полностью противоположен либерализму как в политике, так и в экономике.
  • Фашистское правительство управляет экономикой в той же мере, как и остальными областями жизни - через корпоративные, социальные и образовательные институции, через политические, экономические и духовные силы цивилизации, организованные в надлежащие ассоциации, функционирующие в государстве.
  • Муссолини не воспринимает расового определения цивилизации, формирующей правительство: «Нация не есть раса, либо определенная географическая местность, однако длящаяся в истории группа…»; «раса - это чувство, а не действительность; 95% чувства».
  • 18 июня 2010 г. Кировский районный трибунал Уфы вынес решение о признании книжки экстремистской. Решение трибунал доказал тем, что федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» труды управляющих фашистской партии Италии очевидным образом включает в число экстремистских материалов. Результатом решения стало включение книжки в «Федеральный перечень экстремистских материалов».

    В текущее время фашистские идеи развивают разные неофашистские и националистические организации - к примеру, партия Йоббик в Венгрии. Оппозиция фашистским идеологиям, организациям и правительствам известна как антифашизм.

    Источники и дополнительные материалы:

  • eksmoprofi.ru - Згурский Г.В. Словарь исторических определений. М.: ЭКСМО, 2008. С. 375. ISBN: 978-5-699-27092-7;
  • wikiznanie.ru - материал из электрической энциклопедии ВикиЗнание;
  • science.ncstu.ru - Щербина О.С. Что такое фашизм? // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып. № 10. Ставрополь, 2003. (в формате.pdf);
  • nasledie.ru - как велика опасность сползания Рф в фашизм?
  • zn.ua - Дубинянский М. «Фашизм vs нацизм» (статья в газете «Зеркало недели», Украина, 9 декабря 2006)
  • Дополнительно на сайт:

  • Какова биография Адольфа Гитлера?
  • Какова биография Пауля Йозефа Геббельса?
  • Где в Интернете отыскать информацию об истории Третьего рейха?
  • Когда отмечается Интернациональный день Движения Сопротивления? (в одном ответе)
  • Когда начали отмечать Интернациональный день памяти жертв фашизма?
  • Что такое «пятая колонна»?
  • Что такое Йоббик?
  • Что такое Абвер?
  • Что такое антифашизм?
  • Что такое антикоммунизм?
  • Что такое фасции?
  • Какие достойные внимания факты есть возможность прочесть в «Словаре исторических терминов»?
  • Термин «фашизм» происходит от итальянского слова fascio, обозначающее «союз, объединение». В Древнем Риме словом «фасция» называли прутья, являвшиеся символом системы власти. Фашизм – это особое тоталитарное течение в политике, которое возникло в начале XX века. Поскольку слово «фасция» имеет латинские корни, нетрудно догадаться, в какой стране возник фашизм: в Италии.

    Как появился фашизм

    В 1915 году правительство Италии объявило войну Австро-Венгрии. Увы, эта война обернулась катастрофой для итальянцев. Итальянское правительство не получило обещанных Антантой обширных земель Австро-Венгрии, а к ущемленным национальным чувствам итальянцев добавились переживания по поводу тяжелейшего экономического кризиса. Большинство банков и предприятий объявили себя банкротами. Крестьяне становились нищими, а жители городов – безработными. Доверие к парламенту и королю у народа упало, начались массовые выступления против существующего правительства.

    В 1919 году при финансовой поддержке США и Великобритании появляется «Союз борьбы» (на итальянском: «Fascio di combattimento»). Его лидером становится успешный журналист Бенито Муссолини, ратующий за величие Италии и воссоздание Римской империи.

    Итальянских фашистов поддерживают все слои населения: от титулованной знати до простых безработных. Уставшие от беспорядка итальянцы поверили обещаниям Муссолини сделать народ счастливым. Фашистская атрибутика тоже выглядела привлекательно: черные рубашки, четкая военная выправка, позаимствованное у римлян приветствие. Итальянская армия и полиция симпатизировали фашистам, суды того времени оправдывали боевиков Муссолини и осуждали рабочих, рискнувших напасть на чернорубашечников.

    Как фашизм стал главной идеологией Германии

    Люди отвечают уверенно на вопрос, это в какой это стране возник фашизм, называя Родиной это политического течения Германию. Происходит потому, что фашизм связывают с именем диктатора Адольфа Гитлера, правившего Германией.

    И хоть Италия считается колыбелью фашизма, все же свое основное развитие он получил в Германии, став программой Гитлера. Главной целью фашистской партии становится распространение идеологии и подготовка террористического аппарата для захвата власти.

    В 1932 году по количеству мандатов фашистская партия лидирует, а уже в 1933-м Гитлер занимает высокий пост рейхсканцлера страны. С этого момента начинается захват Европы великим диктатором. В 1939 году начинается Вторая мировая война, которая заканчивается в 1945-м полным поражением фашизма.

    Сегодня же во многих странах мира получает свое распространение неофашизм, основанный на националистических идеях.

    Смелость в каждом поступке

    Падонок, кто сдается

    Кто отваживается — побеждает

    Кто останавливается – проигрывает

    Кто не готов умереть ради своей веры, не достоин слов

    Думать, служить, сражаться

    Начните заниматься делом

    Бог и Отчизна. Все остальное должно идти после

    Вы должны больше чем жить с верой в сердце

    Вождь моё светило

    Вождь для нас

    Фашизм это свобода

    Верность сильнее огня
    Быть остановленным значит отступать
    До конца, До победы. Имеется в виду – сражаться или жить, что одно и тоже.

    Обладать, но не обладаться

    Вождь всегда прав

    Враг Фашизма — твой враг: не дай ему пространства

    Отчизна служит даже тогда, когда охраняет один бидон бензина

    Глубокие корни не выкорчевать никогда

    Книга и ружье – идеальный фашист

    Вечный рост итальянского народа не был и не будет остановлен никогда!

    Лучше сражаться вместе, чем умирать одинокими

    Лучше прожить один день львом, нежели столетие – овцой.
    Помни о отваге всегда

    Меня не запугать. Я не боюсь

    Больше врагов, больше чести

    Не достаточно быть хорошими, необходимо быть лучшими

    Мы последние вчера, но первые завтра

    Или с нами или против нас
    Помнить и готовится

    Если я двигаюсь вперед – следуйте за мной, если я остановился – убейте меня, если меня убили – отомстите.
    Если судьба против нас… Хуже для неё!

    Если Средиземное море для других — дорога, то для нас жизнь

    Мы зададим жару

    Женаты на жизни, влюбленные в смерть

    Все для государства, ничего кроме государства, ничего против государства

    Победить и победим

    Софья Стрижко

    Политическая идеология как инструмент, призванный оправдать конкретные политические цели и действия. Как орудие, которое должно убедить массы людей в том, что политика, проводимая правящей верхушкой, морально оправдана. Что само существование этой правящей элиты морально оправдано. Для последней жизненно необходимо, чтобы этот инструмент был идеально отточен. Иначе – неизбежный и быстрый крах. Таким орудием стал итальянский фашизм.
    Осенью 1926 года Бенито Муссолини в ответ на обвинения сказал: «Там не может быть тирании, где существует целый миллион записавшихся в фашистскую партию, три миллиона записавшихся в экономические организации, 20 миллионов человек, повинующихся директивам правительства» . И ведь не поспоришь! Можно сколько угодно анализировать фашистский режим в Италии, но один этот ответ Муссолини перечеркивает все «очевидные» выводы.
    В чем же секрет? Как итальянские фашисты смогли заполучить столь большую власть над умами? Что смогло хоть как-то оправдать проводимую ими политику? Что заставило все эти миллионы людей следовать за партией, ставшей олицетворением величайшего зла в истории человечества?
    Идеология.
    Хотя, конечно, нельзя упускать из внимания и другие факторы. Например, Латеранский пакт 1929 года, который означал фактическую покупку Ватикана фашистами.

    Новое в блогах

    В обмен на определенную денежную сумму и, в дополнение к ней, признание католицизма официальной религией Италии Папа, так уж и быть, признал режим Муссолини и использовал всю мощь католической церкви для поддержки, как внутриполитического курса фашизма, так и укрепления его позиций на внешнеполитической арене.
    Последствия Первой мировой для Италии были ужасными: крайнее экономическое истощение и огромные внешние долги, политический кризис, общее ослабление страны. И что же в этих условиях предлагают фашисты?
    "Во имя Бога и Италии, я клянусь посвятить себя исключительно и беззаветно благу Италии" — так присягают фашисты. Согласно идеологии фашизма, жизнь – борьба, в которой человек должен, подчеркиваю, должен завоевать себе достойное место. Муссолини в «Доктрине фашизма» пишет о высокой ценности культуры и образования, о великой нации, которой должен стать народ Италии («не раса, не географический регион, а народ, исторически увековечивающий себя…»). Фашизм уважает Бога каждого итальянца, проповедует веру в святость и героизм. Заявляет, что необходимо создать новое представительство, реально заботящееся о благе людей. «И если свобода должна быть атрибутом живущего человека, а не абстрактной функцией…», — и уже часть упомянутых миллионов итальянцев готова следовать за фашистами. Государство, сильное, очень сильное государство, которое создает реальное право итальянцев на национальную независимость; которое представляет собой власть, превращающую воли отдельных индивидов в осязаемые и уважаемые далеко за пределами страны. Муссолини делает уничтожающие выпады в сторону социализма – «… экономическую концепцию истории, в соответствии с которой люди есть не что иное, как марионетки, болтающиеся взад и вперед на волнах случайности…», и в сторону либерализма – «эра либерализма, накопив бесчисленное множество гордиевых узлов, попыталась распутать их в кровопролитной мировой войне, и никогда еще ни одна религия не требовала от своих сторонников таких жертв». Фашистское государство якобы видит реальные потребности, не отрицает бездумно те немногие положения других идеологий, которые, на его взгляд, реально «живут». Сильное государство как единственная сила, которая способна разрешить драматические для народа противоречия, порожденные капитализмом… Лучшая жизнь… Вот только для достижения этой лучшей жизни фашистское государство проникает, словно щупальцами, во все сферы жизни человека и даже – в самого человека, в его сознание, перестраивая последнее по своему усмотрению, «входя в душу и управляя с неоспоримой властью». Но ведь таким образом оно воспитывает человека, ведет его к лучшей жизни, «заботливо» (и методично…) уберегает от опасности быть обманутым ошибочными явлениями, поскольку нет никаких истинных ценностей вне фашистского государства – на это делает упор Муссолини. В фашистском государстве индивидуальность, оказывается, вовсе не уничтожается, а, напротив, только умножается, «так же как солдат в полку не ослабляется, а усиливается числом своих сотоварищей». Государство, пишет Муссолини, «ведет людей от примитивной племенной жизни к тому высшему выражению человеческой силы, каковым является империя».
    Монархия (король – марионетка в руках Муссолини) и сильное государство – залог величия нации. Демократия – это иллюзия народного суверенитета, когда на деле правят несколько королей, власть которых даже более абсолютна, чем власть тирана.
    Пацифизм неприемлем для фашистов, так как это для них то же самое, что и струсить перед лицом стоящей на коленях жертвы, отказаться от борьбы. Даже война оправдана фашистами как то единственное, что возносит на высшую ступень человеческую энергию.
    Цели и лозунги грандиозны и заманчивы, не так ли? Средства плохи? Так нужно немного потерпеть или даже осознать, что они хороши на самом деле. Интеллигенция получает культуру и образование, рабочие «осязаемые и уважаемые» права, все итальянцы – великую Италию. И в центре всех этих благ – фашизм как идеология, представляющая интересы итальянского народа, поднимающегося с колен «после многовекового унижения и внешнего порабощения». Задача непроста и требует дисциплины и жертвенности, что и оправдывает тоталитарный характер фашистского режима и необходимость очень жестких мер – вот о чем говорит Муссолини.
    Идеология фашизма, как это ни страшно звучит, отточена восхитительно. К высоким целям, к громким лозунгам скромно примыкают политические реалии, которые первые призваны оправдать. Так создается иллюзия действительной истинности этой идеологии, ставшей в итоге воплощением мирового зла.

    Устрялов Н. Итальянский фашизм [Электронный ресурс] / Библиотека Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Ustr/index.php. -Загл. с экрана.
    Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс] / Библиотека Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/45.php. — Загл. с экрана.
    Семигин Г. Ю. Антология мировой политической мысли [Электронный ресурс] / Библиотека Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Sem/14.php. — Загл. с экрана.

    Copyright: Софья Стрижко, 2012
    Свидетельство о публикации №212020101237

    Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

    Рецензии

    Написать рецензию

    Уверен, что Россию может спасти только "Доктрина фашизма" от Муссолини.

    Сергей Евин 12.10.2012 07:19 • Заявить о нарушении

    Добавить замечания

    На это произведение написано 5 рецензий , здесь отображается последняя, остальные — в полном списке .

    Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Софья Стрижко

    Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

    Тонкая грань

    Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние. Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы.

    Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта. При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

    Фашизм

    Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз». Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка». Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы.

    По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни. Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия). На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма.

    Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма. Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции. В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

    Национал-социализм

    Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом. Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

    Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования. Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов. В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

    Такие близкие, но разные

    Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства. Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства». Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным.

    Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты. Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества. Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем.

    Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания. Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма. Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма.

    помогите, пожалуйста! Идеология Итальянского фашизма.

    «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию. Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы.

    В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения». «Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией. Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.

    По материалам

    15.09.2017, 22:40

    Тизерная сеть GlobalTeaser

    Идеология итальянского фашизма и германского национал-социализма

    Становление и развитие итальянского фашизма

    Фашизм относится к крайне правому флангу идеологического спектра. Суждения его идеологов и вождей фиксируют лишь общие цели фашизма и оправдывают его, опираясь на предельно эклектичный набор идей.

    Итальянский фашизм − результат объединения части левых, разочаровавшихся в марксизме, «новых националистов» и представителей «национального синдикализма». Это идеологическое движение перенесло принцип классовой борьбы на международную сцену. Следуя за идеями немецкого экономиста Фридриха Листа, фашисты верили в то, что высокоразвитые промышленные государства создали препятствия на пути торговли и обмена для более слабых стран, мешая им преодолеть недоразвитость. В их борьбе только идея нации могла стать опорой стабильности, а сильное тоталитарное государство способно обеспечить рост в экономике. Фашисты утверждали что пролетарская Италия после тысячелетней униженности и подчинения должна с помощью быстрой индустриализации стать равной современным «плутократиям», жертвой эксплуатации которых она и является. Ведь среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена Первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в кризисном положении. Нигде в Европе не было такой безработицы и нищеты. Первые фашистские организации возникают в Италии вскоре после окончания Первой мировой войны.

    Хотя Италия испытала в войне ряд поражений, она была одной из стран-победителей. Италия получила Южный Тироль и Истрию с Триестом, но ей пришлось отказаться в пользу Югославии от далматинского побережья, тогда как Фиуме (Риска) был объявлен вольным городом. Общественное мнение Италии возмущенно реагировало на такое решение союзников и на предполагаемую нестойкость итальянского правительства.

    Перед лицом этих националистических эмоций итальянское правительство не решилось вмешаться, когда итальянские войска под предводительством поэта Габриеле Д"Аннунцио не выполнили приказа об отходе и 12 сентября 1919 года своевольно оккупировали город Фиуме. В течение 16 месяцев Д"Аннунцио, присвоивший себе титул «начальника», хозяйничал в городе, развив уже тогда все элементы политического стиля фашистской Италии. Сюда относятся массовые шествия и парады его сторонников в черных рубашках под знаменами с изображением мертвой головы, воинственные песни, приветствие по древнеримскому образцу и эмоциональные речи Д"Аннунцио.

    Организация фронтовиков «Боевые отряды» («Fasci di combattimento»), основанная Муссолини в Милане 23 марта 1919 года, приняла политический стиль Д"Аннунцио за образец. 7 ноября 1921 года Муссолини сумел объединить свое движение в партию (Национальную фашистскую партию, НПФ, Partito Nazionale Fascista) и за поразительно короткое время организовать массовое движение, которое уже в начале 1921 года насчитывало почти 200 000 членов. Это зависело и от личности самого Муссолини, и от пропагандируемой им идеологии, содержавшей, наряду с националистическими, также некоторые социалистические элементы. Идеология и военизированный внешний облик нового движения привлекали, наряду с националистами и бывшими социалистами, главным образом участников войны и молодых людей, видевших в этом необычном движении, столь решительно отвергавшем все прежние партии, единственную еще неиспытанную политическую силу, от которой они ожидали радикального решении не только национальных, но и своих личных проблем. Чем более неопределенно и даже противоречиво звучали требования фашистского движения, тем больший они производили эффект.

    Центральность понятия «нация» в фашистской доктрине очевидна. Ещё до прихода власти в Италии идеолог Бенито Муссолини писал, что фашизм видит «нацию как стоящую до и выше чего-либо». В этой идеологии нация рассматривается не как совокупность индивидов, а как органическое единство, выражающее своё мнение и волю в вожде, а суверенитет − в государстве. В тоже время для фашистов нация являлась «мифом», «идеальным представлением возможного будущего», а также наследием тысячелетней традиции «вечного Рима». Она воодушевляла граждан на жертвенность, трактовалась как память о героическом прошлом и одновременно мечта о будущем. Реальная же нация, связанная территорией, языком, экономикой, и общей историей, была лишь сырьём, которому истинную форму и целостность, моральное, политическое и экономическое единство придаёт фашистское государство: «Не нация создаёт государство… Скорее нация создаётся государством, оно даёт народу, осознающему своё моральное единство, волю и тем самым делает его существование эффективным».

    Муссолини систематически изложил свои политические взгляды лишь в 1932 в 14 томе Итальянской энциклопедии. Статья состояла из двух частей: «Фундаментальные идеи» и «Политическая и социальная доктрина». Считается, что первая написана итальянским философом-неогегельянцем Джованни Джентилле, который отдал авторство дуче. Фашизм был определён в качестве религиозной концепции, которая якобы снимала границы между публичным и индивидуальным, позволяя реализовать «всеобщность свободы».

    В основе фашистского учения Муссолини − принцип абсолютизации Государства с «большой буквы» в прямом и переносном смысле: «Всё для государства, всё во имя государства, ничего помимо государства». В дальнейшем Муссолини объявил фашизм «здоровой политической концепцией», которая является «и действием, и мышлением». Более того, фашизм как мышление вполне самодостаточен, ибо уже содержит оправдание самого себя.

    Итальянский фашизм

    В такой связи фашизм выступает одновременно источником политических институтов, задающих их форму и содержание, и «воспитателем и покровителем духовной жизни».

    Как и всякая тоталитарная идеология, фашизм претендует на радикальную перестройку человека, его характера и веры. Дуче считал «железная логика природы» состоит в том, что сильный всегда берёт верх над слабым.

    Фашизм отрицает либеральные и социалистические модели исторического развития, ибо они ведут к деградации «до простого физического существования» и, отвергая демократию как «договорную ложь политического равенства», соглашается использовать её как инструмент мобилизации масс («организованная, централизованная и авторитарная демократия») .

    Фашисты были не только крайними националистами, ни и радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождём − воплощение группового сознания. Б. Муссолини отмечал это постоянно: «антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни подчёркивает значением государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, которое олицетворяет совесть и универсальную волю человека как исторической сущности…Либерализм отрицал государство во имя индивидуализма, фашизм подчёркивает права государства как выразителя настоящей сущности индивида…фашистская концепция государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен, а фашистское государство − синтез и объединение, включающее в себя все ценности, объясняет, развивает и придаёт силу всей жизни народа».

    Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия.

    Муссолини заявлял претензии на то, чтобы «возродить Римскую империю». «Война − признак жизненной силы нации, смысл истории» провозгласил в своей «Доктрине фашизма» Муссолини.

    Можно выделить следующие черты итальянской фашистской идеологии, которые ярко и отчётливо были привнесены в практику ежедневной политической жизни. В первую очередь определилась тенденция «вождизма», единоличной диктатуры. Уже закон 1925 года “О полномочиях главы правительства” делал премьер-министра неответственным перед парламентом. Министры превратились в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались и смещались по воле последнего.

    В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно. Закон 1926 года «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» предоставил исполнительной власти, то есть тому же главе правительства, право на издание «декретов – законов». При этом никакой грани между «законами», оставшимися компетенцией парламента, и «декретами-законами» проведено не было.

    Вторая быстро выявившаяся тенденция касалась фашистской партии: она стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены. Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты.

    Третья тенденция может быть определена словом террор. Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини. Помимо общей полиции существовали: «организация охраны от антифашистских преступлений» (ОВРА), «особая служба политических расследований», «добровольная милиция национальной безопасности».

    Противники режима находились под наблюдением специальной тайной полиции; специальные суды приговаривали их к длительным срокам заключения или к интернированию на отдаленные острова. Для осуждения не требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в «политической неблагонадежности».

    Специфика германского национал-социализма

    Рассматривая национал-социализм (нем. Nationalsozialismus) как политическую доктрину фашистской Германии, зачастую взамен полного термина употребляется слово «нацизм», произошедшее от сокращения «наци» (Nazi, сокр. от нем. Nationalsozialist), которым в Германии называли национал-социалистов.

    Нацизм имеет много общего с фашизмом и обычно классифицируется как одна из его разновидностей. Однако при всей схожести во многих элементах идеологии (антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, антидемократизм, тоталитаризм, принцип вождизма, экспансионизм) есть и определенная разница, которая заключается в том, что фашизм используется для обозначения широкого спектра политических движений, существовавших в разных странах, в то же время как термин «нацизм» применяют только в связи с нацистской партией и Третьим Рейхом. В 1946 году нацизм был осужден мировым сообществом как преступления против мира и против человечности.

    Германский национализм преднацистского толка выражен в популярнейшем в те времена произведении Меллера ван ден Брука «Третий Рейх». И здесь уже можно различить претензии на мировую миссию, для которой «запад надо оставить как прочный тыл» и повернуться на Восток. Главная мысль Меллера – формулирование отличия национализма от патриотизма, обоснование верховенства нации над государством.

    Национал-социализм отличается от итальянского фашизма пониманием государства. Немецкие идеологи считали государство «производным продуктом» расы, т.е. их подход можно назвать биологическим. Антропологическая раса приоритетна для немецкой версии фашизма. Идея расы нацистскими пропагандистами интерпретировалась как воплощение души, форма и фигура души. Отсутствие расовой определенности означает незаконнорожденность, парадоксальный «не-тип» по отношению ко всем расовым типам вообще. Соответственно, такой «не-тип» противостоит высшему, культуротворящему расовому типу. «Не-тип» угрожает идентичности народа, который определяется уже не как нация – нация несет в каждом своем представителе лишь некоторую долю расы, – а как воплощение некоего «мистического синтеза», мифа. «Арийский миф» говорил о немцах, как о наследниках великого племени, создававшего древние цивилизации. От них немцы, по мысли Гитлера, получали право на «коллективный и священный эгоизм нации», переданное посредством крови. И теперь миссией немцев становится не немецкая культура, традиция, язык, не национальная идея, а охранение крови (а в действительности – только мифа крови).

    Отличительными элементами нацистской идеологии можно считать замену итальянского «римского мифа» на «арийский миф», основанный на нордицизме. Отсюда последовала концепция о расовой гигиене и, как следствие, вывод о необходимости уничтожения «недочеловеков» (цыган, евреев, славян, негров). Нацисты видели эпическую мистическую борьбу между белой “арийской” расой и евреями. Коммунизм и капитализм объявлены выдумкой евреев. Что касается славян, то война фашистов против СССР была войной на истребление. Главным источником, в соответствии с которым шло планомерное истребление огромных масс населения, является план «Ост». По своей жестокости и цинизму этот документ не имеет аналогов в истории человечества. План содержит в себе ужасающие подробности уничтожения советских людей. В него включались такие средства, как уничтожение интеллигенции, низведение культуры народа до самого низкого уровня, а также искусственное сокращение рождаемости.

    Как и в Италии, мы видим в нацистской Германии не одну полицию, а несколько. Гестапо подчиняется правительству. Штурмовики и эсэсовцы − партии. Одна полиция следила за другой, и ни одна не доверяла другой.

    Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть − в особе «фюрера». Уже закон 24 марта 1933 г. разрешал имперскому правительству, не получая санкций парламента, издавать правовые акты. Как и в Италии, в Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, а соответственно с тем земельные ландтаги, упразднялось «во имя единства нации». Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Государственный строй, политические режимы фашистской Италии и гитлеровской Германии обнаруживают больше сходства, чем различий. Недаром Муссолини признавал: «Фашизм и национал-социализм есть два параллельных течения в истории», но исторически фашистская доктрина оказалась опороченной вместе с нацистской практикой, имея к ней ровным счетом самое поверхностное отношение.

    Таким образом, фашизм − это праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социальные ценности, основанное на государственном режиме тоталитарного типа. В узком «классическом» смысле − феномен политической жизни Италии и Германии 1920-40-х гг. При установлении фашизма устраняется разделение властей и политическая оппозиция, разрастается полицейский аппарат как способ подавления протесов, а государственный аппарат полностью сращивается с фашистской партией, в то время как её руководитель обладает неограниченными властными полномочиями. Фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии «новый порядок» и предельно жёсткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя». Однако разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии во Второй мировой войне привёл к ликвидации фашизма «классического образца», но в тоже время породил определённые его видоизменения и модификации.

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Южно-Уральский государственный университет»

    (национальный исследовательский институт)

    Факультет «Архитектурный»

    Кафедра «Дизайн и изобразительные искусства»

    по дисциплине: «История мировых цивилизаций»

    Тема: «Идеология германского фашизма»

    Проверил преподаватель:

    Богданова Ю.С.

    Реферат (проект) защищен

      с оценкой (прописью, цифрой)

    Челябинск, 2011

    Ведение………………………………………………………………….……3

    Понятие фашизма…………………………………………………….……..4

    История возникновения фашизма в Германии……………………………6

    Идеология германского фашизма…………………………………………..7

    Механизм фашистской диктатуры………………………………………11

    Заключение………………………………………………………………..19

    Библиографический список………………………………………………20

    Введение

    Фашизм — явление, отличающееся определенными особенностями. В Германии эти особенности – национализм и расизм. Эта теория основывалась на оскорбленных национальных чувствах. Фашистская организация хотела вернуть утраченное достоинство страны. Фашистские лидеры не имели выдающихся знаний в науке и не отличались образованностью. Идеи реванша поддерживались крупной буржуазией Германии. Банкиры, буржуазия хотели подавить коммунистическое движение. Была безработица, кризис. Народ искал выход из этой экономически сложившийся системы, и этот выход он видел в фашистской организации. Народ требовал от правительства мер, которые помогут стране. Гитлеру нужна была власть, а по поводу методов восстановления экономики он был спокоен.

    Германский фашизм имел много схожих черт с коммунизмом. Германский фашизм строил тоталитарный режим – организация политической власти, которая подчиняет все формы жизни человека на земле, пронизывает снизу вверх, без демократии, единая идеология, нравственность, все починяло одному – идеологии фашизма. В России был тоталитарный, но не фашизм, а коммунизм. В Германии фашизм был массовый. Экономический кризис подстегнул народы поверить в фашизм. Для воспитания создавались специальные детские организации, через которые детям «навивали» эту идеологию, режим – полувоенный, вся молодежь должна была им подчиняться. Гитлер доказал, что если будет единое государство, то оно сможет изменить экономику в лучшую сторону, вся страна – единое экономическое поле.
    Для безработных – новые формы оплаты труда создавались трудовые отряды. Эти отряды отправляли в отдаленные районы, где они строили железные и автомобильные дороги. Крупные капиталисты спонсировали эти стройки.
    ВПК требовал много средств, развития науки, экономики, давала рабочие места массе трудящихся. Он объединял крупных промышленников по отраслям картель. Монополисты крупных картелей имели военные звания.

    Понятие фашизма

    Фашизм (от итальянского fascio - фаши - пучок, связка, объединение) - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

    Применительно к фашизму не срабатывают традиционные социологические критерии, поскольку фашизм определяется в первую очередь через идейно-психологические и организационные параметры, а не социальные. Фашистами могут быть представители любого класса, любой социальной подструктуры. Не существует класса или социального слоя фашистов: они рассеяны в различных пропорциях по всей социальной структуре общества.

    Фашизация общества может быть следствием отчаянной попытки правящего эксплуататорского класса удержать власть в борьбе с угнетенным классом — в этом случае идеологическим прикрытием фашизма выступает формальная идеология правящего класса, преподносимая как ценность, олицетворяющая собой "законность", "порядок" и т. п. Фашизм может распространять свою власть на общество, стать господствующей в нем политической системой вследствие действий политиков, якобы искренне защищающих интересы господствующего класса и под этим предлогом устанавливающих свою личную диктатуру; в этом случае идеологическим прикрытием фашизма служит все та же формальная идеология правящего эксплуататорского класса, за которой скрывается уже не диктатура класса, а диктатура котерии или личности. Фашизм может быть следствием действий маньяков, пользующихся неустойчивым равновесием сил между классами или другими особенностями социально-политической ситуации и устанавливающих фашистский режим под прикрытием лозунгов надклассового характера — как власть, якобы одинаково заботливо учитывающую и защищающую интересы всех классов и слоев. Фашисты могут приходить к власти вместе с революционным движением угнетенных классов, подчинить их себе и установить фашистский режим под прикрытием "революционной" идеологии. Наконец, фашисты в своих действиях, направленных на захват власти, могут сочетать, комбинировать все вышеперечисленные варианты идеологических прикрытий в зависимости от конкретных политических ситуаций, в которых они действуют. Наиболее глубоко законспирированные фашистские образования возникают в тех случаях, когда та или иная организационно-идеологическая структура деградирует и превращается, по сути, в фашистскую, но внешне сохраняя при этом прежние идеологические признаки.

    В идеологии фашизма особое место занимают нация и государство (“кровь и почва”). Нация рассматривается как высшая и вечная реальность, основанная на общности крови. Отсюда задача сохранения чистоты крови и расы. В фашистском обществе высшие нации господствуют над низшими.

    Фашизм возвеличивает и мистифицирует роль государства, несущего ответственность за индивидуальные судьбы в физическом и духовном смысле, беспощадно пресекающего какое-либо посягательство на единство нации. “Для фашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм - тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа” (Б. Муссолини).

    История возникновения фашизма в германии

    В начале 1919 года возникла фашистская партия в Германии. С февраля 1920 года было принято название - национал-социалистская (нацистская) немецкая рабочая партия. Отсюда название германской разновидности фашизма - нацизм.

    В январе 1933 года нацисты пришли к власти в Германии. С их приходом были свернуты все демократические институты, распущены политические партии, включая традиционные буржуазные, а коммунистическая партия Германии была запрещена.

    Были распущены профсоюзы и все массовые общественные организации, упразднены установленные Веймарской конституцией институты, в частности, права рейхстага (парламента), автономии земель, местное самоуправление. Были полностью ликвидированы основные права и свободы, завоеванные немецкими трудящимися в течение предшествующего столетия.

    Для реализации политики массовых репрессий в Германии были созданы концентрационные лагеря, куда без судебного разбирательства и указания срока заключения бросали граждан, подозреваемых в действиях против фашистской диктатуры. К началу второй мировой войны в гитлеровской Германии было около ста концлагерей, а общее число заключенных в них людей составляло около миллиона человек.

    Фашизм превратил страну в государство, в котором все стороны жизни, вплоть до мелочей, контролируются из единого центра. Это позволило проводить идеологическую обработку населения и выявлять инакомыслящих для беспощадного уничтожения.

    Идеология германского фашизма

    Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.), крайней агрессивностью.
    Фашизм в Германии основывался на националистической, расисткой демагогии, которая возводилась в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства была объявлена охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашисткой идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальной расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом была объявлена высшей, основной. Ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий — арийская. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожатся. Поэтому фашистский политический режим — это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищания масс. В них основе лежат определенные общественно — политические движения, в которые внедряют националистические идеи, популистические лозунги, геополитические интересы и т.п.
    Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войны и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.
    Для фашистского режима в Германии характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходило разрушение общечеловеческих ценностей, рос произвол, упрощались карательные процедуры, ожесточались санкции и вводились превентивные меры, разрушались права и свободы личности. Увеличивалось число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. В гражданском праве уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушение со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на "великой", "исторической" национальной идеи. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское гражданское право — это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности. Расовая теория является теоретической осью немецкого фашизма. Цель – «генетическое улучшение германской расы и защиту ее от расового смешения», которое якобы приводит к упадку «высшей расы». Везде использовались любые способы по претворению этой программы в жизнь в форме преследования евреев.

    Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. обострил все присущие капитализму противоречия. Возросла социальная напряженность в обществе, критического предела достиг уровень классового противостояния, чреватый конфликтами, имеющими непредсказуемые последствия. В результате в определенных кругах монополистического капитала, среди высших слоев аграрной аристократии, а также в средних слоях общества и у части рабочего класса созревало разочарование в возможностях буржуазно-парламентарных институтов обеспечить выход из кризиса. В большинстве стран формируются политические силы, которые ориентируются на передачу власти консервативно-реакционным режимам.
    Одной из моделей этих режимов является фашизм - система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной и духовной жизни государственной власти, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат, который возглавляет вождь. Фашистские режимы , обладавшие всей полнотой власти, существовали в Италии, Германии, Испании и Португалии . В Германии и Италии была создана всеохватывающая тоталитарная государственно-политическая система господства фашистских партий. Эта система обеспечивала классовый мир в своих странах путем беспощадного террора и идеологического «оболванивания» масс. В Испании и Португалии сложилась особая «иберийская» модель фашизма . Его характеризовали авторитарная форма правления, традиционализм в идеологии, отсутствие доктрины расового превосходства.
    Фашизм (от итал. fascio - пучок, связка, объединение, см. также фасции) - это тоталитарное политическое течение, возникшее в XX в.; философско-политическая концепция и форма государственного устройства, исходящие из приоритета государственных интересов над всеми иными.

    Фашизм в Испании, Италии и Германии — Гитлер

    Фашизм в Италии

    Фашизм у власти - открытая террористическая диктатура, направленная на подавление демократических свобод и общественных движений. Идеология фашизма - воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм, насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер общества, агрессия. Пучок прутьев (фасции) был символом системы власти в Древнем Риме. Оттуда во многом и была почерпнута идеология германского фашизма, и даже название: первой империей провозглашалась средневековая Священная Римская империя германской нации, второй - Германская империя 1871–1918 годов, третьей должна была стать обновленная, воспрянувшая после поражения в Первой мировой войне и революции новая национальная Германия, которой якобы предстояло просуществовать тысячу лет (Третий рейх, Тысячелетний рейх).

    Фашизм рассматривается в современной политологии как сочетание трёх ключевых элементов:

    Экономической системы - экономическая суть фашизма заключается в гипертрофированной роли государства при наличии рыночной экономики (т.е. государство не владеет всеми основными средствами производства, а лишь контролирует основные рычаги влияния на экономику);
    политики - это диктатура, обычно основанная на личности харизматического лидера, «вождя нации»;
    идеологии - фашизм проявляется в пропаганде национальной исключительности, «превосходства» одной этнической группы над всеми другими.

    Поэтому и определение фашизма можно дать только с учётом всех этих трёх уровней.

    Иными словами, фашизм - это контролируемая рыночная экономика, диктатура и национализм как официальная идеология государства.

    Фашизм в Италии

    Фашизм возник в Италии в конце Первой мировой войны 1914–1918 гг. Германский нацизм (национал-социализм) есть лишь одна из многочисленных разновидностей фашизма. Между первой и второй мировой войнами почти в каждой европейской стране были свои фашистские партии, группы и движения: например, фалангисты в Испании, легион Архангела Михаила в Румынии, сторонники Ференца Салаши в Венгрии, Британский союз фашистов в Великобритании и т.д. В своей внешней политике все фашистские режимы проводили колониальную, захватническую, экспансионистскую линию. Например, Муссолини воевал в Абиссинии, венгерские фашисты мечтали о захвате всего бассейна реки Дунай, фалангисты устремляли свои взгляды на африканский континент и даже на соседнюю Португалию. В большинстве случаев фашистские режимы устанавливались у власти постепенно, часто даже демократическим путём, как в Германии. Этим режимам часто предшествовало какое-либо потрясение: поражение в войне, унижение в результате неравноправных международных договоров, экономический кризис.
    До второй мировой войны фашисты считали, что они имеют общие философские принципы: лидер, однопартийная система, социальный дарвинизм, элитаризм, при этом каждое правительство придерживалось собственной национальной модели фашизма - например, португальское клерикально-корпоративное новое государство под руководством Салазара, испанские фалангисты, венгерские нилашисты. В 1945 году уцелевшие фашистские режимы отмежевались от нацизма - с тем, чтобы не быть приравненным к осужденной мировой общественностью гитлеровской разновидности фашизма.
    Итальянский фашизм - авторитарная, националистическая политика, которую проводил в Италии с 1922 по 1943 год премьер-министр Бенито Муссолини (1883–1945) - сын кузнеца, бывший социалист, впоследствии диктатор, официальный титул - дуче (ит. «вождь»).
    Этимологически термин «фашизм » происходит от итальянского «fascio» (лиги), а также от латинского «фасция» (пучок) - это древний символ римской администрации. Муссолини принял фасцию как символ фашистской партии в 1919 году при создании «fasci di combattimento» (боевых лиг).
    В политологии итальянский фашизм ассматривается как синкретическая модель идеологии и форма правления, из которой развились другие разновидности фашизма.
    Основные идеи итальянского фашизма были изложены в книге «Доктрина фашизма», а также в произведениях Джованни Джентиле, основателя теории «актуалистического идеализма», ставшей базовой для фашистов. Доктрина провозглашала мир действий в области человечества, отвергала «вечный мир» как нечто фантастическое. Фашисты утверждали, что человек и человечество не могут жить без войны.
    «Доктрина фашизма » Б. Муссолини была впервые опубликована в 1932 году в 14 томе итальянской энциклопедии Enciclopedia Italiana di scienze, lettere ed arti в качестве введения к статье «Fascismo» (Фашизм). В работе Муссолини писал, что он разочаровался в доктринах прошлого, в том числе и в социализме, активным проводником которого он был многие годы. Он считал, что следует искать новые идеи, так как политические доктрины приходят и уходят, а народы остаются. Муссолини был убежден, что если XIX век был веком индивидуализма, то XX век будет веком коллективизма и, следовательно, государства.
    В поисках своего рецепта народного счастья он высказал следующие положения:

    Фашистская концепция государства всеобъемлюща. Вне него не существуют человеческие и духовные ценности. Фашизм - тоталитарен, и фашистское государство включает в себя все ценности - истолковывает, развивает и осуществляет всю человеческую деятельность.

    Фашизм осознает причины, по которым возникли и развивались социализм и профсоюзное движение, поэтому он придает соответствующее значение корпоративной системе в которой расходящиеся интересы координируются и гармонизируются в рамках единого государства.

    Фашизм абсолютно противоположен либерализму как в политике, так и в экономике.

    Фашистское государство управляет экономикой в той же мере, как и остальными областями жизни - через корпоративные, социальные и образовательные институции, через политические, экономические и духовные силы нации, организованные в соответствующие ассоциации, функционирующие в государстве.

    Муссолини не принимает расового определения нации, формирующей государство: «Нация не есть раса, или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа…»; «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства».

    18 июня 2010 г. Кировский районный суд Уфы вынес решение о признании книги экстремистской. Решение суд обосновал тем, что федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» труды руководителей фашистской партии Италии явным образом включает в число экстремистских материалов. Результатом решения стало включение книги в «Федеральный список экстремистских материалов».
    В настоящее время фашистские идеи развивают различные неофашистские и националистические организации - например, партия Йоббик в Венгрии. Оппозиция фашистским идеологиям, организациям и правительствам известна как антифашизм.

    Особенности германского фашизма.

    В 1933 году фашизм в форме национал-социализма пришел к власти в Германии и сразу же начался процесс тоталитаризации и унификации всей жизни страны. Расизм был возведен в ранг государственной политики.
    В Германии НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), лидером которой стал А. Гитлер, возникла тогда же, когда и фашистское движение в Италии - в 1919 г. Ее путь к власти был более долгим. Первоначально влияние этой партии ограничивалось Баварией, и ее попытка силой захватить власть в этой немецкой земле в 1923 г. завершилась провалом, Гитлеру пришлось даже провести в тюрьме больше года.
    Только мировой экономический кризис 1929-1932 гг., особенно больно ударивший по Германии, изменил ситуацию. В условиях, когда в стране не нашлось лидера, способного, подобно Ф.Д. Рузвельту, найти пути смягчения социальных последствий кризиса на почве демократии, начался быстрый рост влияния двух тоталитарных и враждебных друг другу политических сил: Коммунистической партии Германии (КПГ) и НСДАП. Каждая из них отстаивала свой вариант выхода из кризиса. Однако национал-социалистам, сочетая социальные, национальные и расистские лозунги, удалось обеспечить себе более широкую поддержку безработных и рабочих, боявшихся потерять работу, разоряющихся мелких буржуа.
    30 января 1933 г. А. Гитлер, как лидер партии, имеющей самую крупную фракцию в рейхстаге (парламенте), стал рейхсканцлером (главой правительства).
    После поджога рейхстага 27 февраля 1933 г., в котором были обвинены коммунисты, КПГ была объявлена вне закона, ее парламентские мандаты аннулированы. Это обеспечило НСДАП и поддерживающим ее партиям центра абсолютное большинство, достаточное для предоставления правительству чрезвычайных полномочий. В итоге все партии, кроме НСДАП, были запрещены, оппозиционная пресса закрыта, «плохие» немцы, не разделяющие фашистскую идеологию, отправлены в концлагеря. Веймарская конституция была отменена, с 1934 г. А. Гитлер стал фюрером (вождем) Германии.
    Социальная программа национал-социализма - организация общественных работ, строительства дорог, позволившая ликвидировать безработицу, преодоление классового противостояния, понижение налогов для мелких собственников, была выполнена. При этом источником средств стала программа «ариизации» экономики - экспроприация собственности, включая банки и предприятия, неарийцев, прежде всего евреев (они составляли 1/15 численности буржуазии в Германии). Эта собственность переходила государству, частично передавалась германским банкирам и промышленникам. Их выигрыш, однако, оказался лишь временным. В 1934 г. экономика страны была поставлена под контроль территориальных и производственных объединений, управляемых министерством экономики. Номенклатура 80% продукции, ставшей государственным заказом, цены на нее, количество нанимаемых работников, лишившихся права на забастовку, уровень зарплаты определялись государством. Предельный уровень дивидендов на вложенный капитал для предпринимателей был установлен на уровне 6-8%, больший доход можно было получить лишь за особые заслуги перед рейхом.
    Главной же целью тоталитарных режимов А. Гитлера и Б. Муссолини стала подготовка Германии и Италии к войне, которая должна была обеспечить реализацию программы приобретения жизненного пространства, покорения «неполноценных рас». Союзником европейских тоталитарных режимов стал милитаристский режим Японии, сочетавший многие черты традиционного авторитаризма с воинствующим национализмом, стремлением к захватам и господству.
    При материальной и идейной поддержке тоталитарных режимов Муссолини и Гитлера во многих странах мира формировались фашистские партии со своими штурмовыми отрядами, которые должны были стать пятой колонной, возглавить правительства своих стран после их покорения Германией и Италией. Фашистские группировки возникли даже в таких странах, как США и Великобритания. Во Франции сторонники фашизма пытались в 1934 г. захватить власть. Однако в странах первой волны модернизации фашистская идеология не смогла укорениться. Присущий ей акцент на единстве нации, особой роли государства не отвечал условиям обществ с традициями идейного и политического плюрализма, ограниченной ролью государства.

    Фашизм в Испании

    Созданное после выборов 1931 временное правительство составили левые республиканцы и представители среднего класса. Оно провозгласила Вторую республику и начало социальные реформы. Но на выборах 1933 победила коалиция умеренных и католиков. Придя к власти, они свели на нет результаты проведенных ранее реформ. Это вызвало восстание в шахтерских районах Астурии, жестоко подавленное армией под командованием генерала Франсиско Франко. На выборах в феврале 1936 с перевесом в 1% побеждает Народный фронт, объединивший от умеренных республиканцев до коммунистов и анархо-синдикалистов. Правительство продолжило осуществлять реформы, которые должны были подготовить переход к социалистической республике.
    Обеспокоенные левой угрозой, правые во главе с верхушкой армии, стали готовить заговор. Террористические отряды фашистской партии провоцировали беспорядки, на что левые силы отвечали насилием. Убийство лидера монархистов Хосе Кальво Сотело 13 июля 1936 стало поводом для начала мятежа. Мятежники захватили власть в Бургосе, Саламанке, провинциальных городах Леона и Старой Кастилии. Рабочие отряды подавили выступление мятежников в Мадриде, Барселоне и промышленных городах Севера. На юге, в Кадисе, и мятежники жестоко подавили выступления республиканцев. Началась гражданская война.
    Мятежникам в самом начале не удалось захватить и перебросить из Марокко армию Франко: экипажи военных кораблей подняли бунт и отказались перевозить мятежников. Военные обратились за помощью к Германии и Италии, которые предоставили авиацию для переброски войск из Африки. В то же время Франция под давлением Великобритании отказалась от обещаний поддержать республику из-за боязни начала мировой войны. Республиканцам пришлось обратиться за помощью к Советскому Союзу.
    За август армия Франко дошла от Севильи до Мадрида, где встретил ожесточенное сопротивление. Тогда же генерал Хосе Энрике Варела объединил силы мятежников в Кордове, Севилье, Гранаде и Кадисе. 21 сентября мятежники встретились в Саламанке для выбора главнокомандующего и 28 сентября Франко был утвержден им. Это позволило ему установить единоличное правление и начать политические чистки на занятых территориях. У республиканцев, наоборот, не было единства в целях и стратегии.
    7 октября Франко своей армией и немецкими отрядами «Кондор» начал новое наступление на Мадрид. Республиканские войска под командованием генерала Хосе Миахи при поддержке интернациональных бригад успешно сдерживали их наступление. 6 ноября правительство эвакуировалось в Валенсию, оборону города возглавили коммунисты. К концу ноября Франко оставил попытки взять Мадрид и сменил тактику — он попытался окружить столицу. Но республиканцы остановили его войска в сражениях у Боадильи (декабрь 1936), Харамы (февраль 1937) и Гвадалахары (март 1937). Но уже к лету 1937 мятежники заняли всю северную Испанию. Во время наступления франкисты 26 апреля 1937 подвергли чудовищной бомбардировке баскский город Герника, полностью разрушив его. После захвата Астурии к концу октября 1937 на мятежников стала работать промышленность испанского севера. В течение лета и осени республиканские войска под командованием Винсенте Рохо предприняли ряд контратак, стремясь не дать франкистам начать очередную атаку на Мадрид. В результате такого контрнаступления 8 января 1938 республиканцы заняли Теруэль.
    21 февраля 1938, после многодневных обстрелов и бомбежек, франкисты заняли Теруэль. Это поражение деморализовало республиканцев, у которых ощущалась нехватка вооружений и боеприпасов. В апреле 1938 мятежники спустились по долине р. Эбро к Средиземному морю и отрезали Каталонию от Мадрида и Валенсии. В июле Франко начал наступление на Валенсию, где находилось республиканское правительство. В ответ Рохо начал наступление на Эбро для того, чтобы разблокировать Каталонию и отвлечь войска от . Сражение продолжалось более трех месяцев: сначала республиканцы продвинулись почти на 40 км, но к середине ноября они вынуждены были отступить. капитулировала 26 января 1939. 4 марта 1939 защищавший Мадрид полковник Касадо поднял мятеж и предложил Франко перемирие, которое тот отверг. Республиканские войска начали сдаваться, и 28 марта Франко вошел в Мадрид.
    Диктатура Франко была установлена по всей стране. Около 400 тысяч республиканцев покинули страну, более миллиона попали в тюрьмы и трудовые лагеря. Потери Испании составили 400 тысяч погибших на войне и 200 тысяч, казненных после ее окончания.
    Во Вторую мировую войну ослабленная гражданской войной Испания не вступала. Вначале Франко поддерживал Германию и Италию и отправил сорокатысячную «голубую дивизию» на восточный фронт. После 1943 Франко отошел от поддержки стран «оси» и стал продавать стратегическое сырье союзникам. Но это не предотвратило послевоенной изоляции страны. Только в 1950 государствам-членам ООН было разрешено восстановить дипломатические отношения с Испанией, и лишь в 1955 Испанию приняли в ООН.
    Внутренняя политика Франко вела к политической пассивности граждан. Первые организованные группы возникли к 60-м годам на национальной почве. Это были сепаратисты из Каталонии и Страны Басков (террористическая организация ЭТА — Баскское отечество и свобода). В 60-е годы режим пошел на некоторые политические уступки, в 1966 был принят закон, вносивший в конституцию Испании либеральные поправки. К концу 60-х годов католическая церковь стала менее активно поддерживать франкистский режим. В это же время стали налаживаться экономические связи между Испанией и странами запада: туристы из Северной Америки и Западной Европы стали отдыхать на испанских курортах, а испанцы поехали на заработки в европейские страны. Но на политическом уровне Испании было отказано во вступлении в ЕЭС и НАТО.
    К старости Франко стал ослаблять контроль над государственными делами. В 1969 он объявил своим преемником внука Альфонса XIII, принца Хуана Карлоса. В 1973 Франко передал пост премьер-министра, который он занимал с 1939 года, адмиралу Луису Карреро Бланко. Через полгода, в декабре 1973 Бланко был убит террористами ЭТА. Премьер-министром стал Карлос Ариас Наварро, первый гражданский на этом посту после 1939. В ноябре 1975 Франко умер, и во главе государства встал Хуан Карлос I из династии Бурбонов.

    Понравилась статья? Поделитесь ей