Контакты

Понятие гендерный. Гендерный признак и его роль в современном обществе

Н равственные, духовные законы так же незыблемы, как и законы природы. Камень, брошенный вверх, обязательно упадёт вниз. Река, повёрнутая вспять, нарушит экологию. Отступление от нравственных законов, игнорирование голоса совести приведёт к искажению мировоззрения, к патологии осознанного восприятия действительности.

Гендер преподносится как равенство человеческих прав, охрана женщин и семьи, но на самом деле гендерная идеология утверждает, что человек рождается двуполым и сам может выбирать - мужчина он или женщина . В недавно изданных украинских учебниках студентам преподносится взгляд «гендерных» учёных о том, что существует даже 5 полов (гетеросексуалы, гомосексуалы, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы). За теорией «гендера» стоит одобрение браков гомосексуалистов, усыновление детей «семьями» гомосексуалистов, пропаганда гомосексуализма во всех сферах жизни, о т. наз. праве на изменение пола (мужчину должны зарегистрировать как женщину, если он этого желает и т. д.).

Проталкивание идеи гендерного равенства : согласно гендерной теории, люди в обществе не должны отличатся по половому признаку (мужской или женский пол), как это было тысячелетиями, но прежде всего - отличаются по социальному полу, который они сами себе выбирают. Биологические признаки в делении людей по принадлежности к мужскому или женскому полу уже больше не должны быть распознавательным критерием, так как это считается «дискриминацией по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности» . Проще говоря, речь идёт о потере рассудка: мужчина уже не является мужчиной, а женщина - женщиной! Гражданин может требовать внести изменения в паспорт и во все свои документы, и вот он - уже не господин Иванов, а - госпожа Иванова. Госпожа Петрова может превратиться в господина Петрова, и это также будет официально задокументировано .

Целью гендерной политики является уничтожение в обществе естественного института семьи, продвижение и легализация гомосексуальных извращений. Этому должны послужить т.н. поправки к закону, и это происходит уже в эти дни!

На международные деньги создаются различные организации и проводятся тренинги, в Министерствах семьи, образования и юстиции внедряют абсурдные идеологические ценности вместо того, чтобы решать подлинные проблемы.

Гендер внедряется в украинские законы: 8 сентября 2005 года, согласно международным стандартам, был принят закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» № 2866-IV . Когда депутаты принимали этот закон, термин «гендер» рассматривался как «равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации». Но закон также имеет и другую формулировку: «Если международным договором Украины установлены правила, отличные от предусмотренных Законом Украины, то приоритет имеют правила международного договора». Сегодня, когда почти по всей Европе легализованы гомосексуальные браки с возможностью усыновления детей и преследованием за так называемую гомофобию (негативная реакция на проявления гомосексуальности), с точностью можно утверждать, что термин «гендер» имеет совсем другое значение, а именно - «социальный пол» человека, то есть пол, который человек сам себе выберет . Об этом свидетельствует «Резолюция 1728 (2010)» ПАСЕ, изданная 29.04.2010 года, под названием «Дискриминация по принципу сексуальной ориентации и гендерной идентичности». Благодаря этому закон № 2866-IV получил совершенно противоположное значение, которое противоречит Конституции Украины и Семейному кодексу Украины.

Термины «мама» и «папа» Совет Европы уже запретил: гендерные идеологи в ЕС считают изображение матери, которая обнимает свое любимое дитя, проявлением сексизма, т.е. дискриминации женщин. Будто это сосредотачивает внимание общества только на репродуктивной функции женщины. Но где же здесь глубокие материнские чувства и отношения между матерью и ребёнком? Об этом гендерные идеологи молчат. Непонятным также является решение Совета Европы, в соответствии с которым СЕ отказывается от употребления слов «мама» и «папа» и предлагает называть просто «родители». Они считают, что неизвестно, какую идентичность избрал этот человек и, таким образом, его можно обидеть. К тому же, если такая позиция уже узаконена, то тогда за оскорбление личности можно подвергнуться наказанию. Из-за гендерных законов и внедрения сексуального воспитания уже с садиков дети будут иметь нарушенную психику и извращённый менталитет .

Если мы исследуем теорию гендерной политики, то мы не найдём в её лексиконе таких классических категорий человеческих отношений, как любовь, нравственность, уважение, взаимовыручка, целомудрие, материнство, дружба, сочувствие. Там речь идёт о «гендерном равноправии», «гендерных стереотипах», «языковом сексизме» и т.д. ().

Человек рождается мужчиной или женщиной, и это отражено не только во внешних признаках пола, но и в психике, и в жизненном предназначении, которое реализуется в супружестве исполнением роли отца или матери. Отличия в психике супругов должны дополнять друг друга и вести к духовному созреванию, которое связано с тем, что муж и жена, воспитывая своего ребёнка, забывают о врождённом эгоизме, и у них формируются семейные духовные ценности: жертвенность, чистая любовь, что является противоположным эгоизму и цинизму. В такой семейной гармонии ребёнок может расти, становясь зрелой личностью.

В гендерной идеологии говорится о правах женщин в Украине, но на самом деле это обман - речь идёт о ликвидации прав женщин и детей. К тому же, речь идёт о вмешательстве в человеческую психику, о каком-то обезличивании, когда человек становится каким-то номером, и неизвестно, мужчина это или женщина .

Чтобы не допустить принятие этих законов, рассказывайте об этом другим и поддержите инициативу противостояния внедрению гомосексуализма в нашей стране на законодательном уровне. Внедрение гендер-гей идеологии происходит с помощью международного финансирования и лоббирования на государственном уровне уже сейчас

Социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.).
Концепция гендера появилась в социологии не так давно: в американской – в 70-е годы, а в России она стала особо привлекать внимание исследователей с начала 90-х годов. Можно отметить, что именно социальные трансформации конца 80-х начала 90-х годов явились главным фактором, повлиявшим в нашей стране на формирование нового направления в социальных науках, которое еще до конца не оформилось.
Общепризнанно, что пол – это биологическая характеристика человека, включающая отличительные признаки мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях, а гендер – это социальное измерение пола, т.е. социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной или женщиной в том или ином обществе. Например, мужчина может исполнять социальную роль, которая в данном обществе традиционно считается немужской (сидеть с детьми дома и не работать), но такое поведение не делает его "менее мужчиной" в физическом аспекте. Приемлемые и неприемлемые социальные роли для мужчин и для женщин задаются самим обществом, его культурой, нормами и ценностями.
Концепция гендера складывалась в американской социологии постепенно, и в разное время в фокусе внимания социологов находились следующие аспекты:
- гендер как социальные роли мужчин и женщин,
- гендер как способ выражения отношений власти,
- гендер как система контроля за поведением мужчин и женщин,
- гендер как особый социальный институт.
Причем, большинство американских социологов рассматривают социальное положение мужчин и женщин, их социальные роли в двух плоскостях – вертикальной: в контексте власти, престижа, дохода, богатства, и горизонтальной: в контексте функций в разделении труда и институционального анализа (семья, экономика, политика, образование).
Сегодня гендерные проблемы – это область междисциплинарных исследований, привлекающие внимание не только социологов, но и психологов, антропологов, историков.
Однако, если психологов в большей степени интересует проблема гендерной социализации индивида, усвоение ролей мужчины и женщины на индивидуальном уровне, а так же психологические различия мужчин и женщин (например, по таким аспектам, как агрессия, творчество, умственные способности), то социологов в большей степени интересуют проблемы социальных различий мужчин и женщин на институциональном уровне и факторы, влияющие на эти различия.
Социология гендера появляется на стыке двух ключевых вопросов:
1. Существуют ли различия (кроме физических) между мужчинами и женщинами, а если существуют, то какие?
2. Чем можно объяснить социальные различия и социальные роли мужчин и женщин – природой или воспитанием – т.е. физическими особенностями или социальными факторами?
И если первый вопрос не вызывает больших споров (факт социальных различий признается большинством), то на второй вопрос исследователи дают разный ответ. Например, известный американский социолог Талкотт Парсонс выводил различия социальных ролей мужчин и женщин из их физических различий. А не менее известная антрополог Маргарет Мид, исследовав три общества Новой Гвинеи, пришла к выводу, что именно социокультурные факторы, а не физические, влияют на социальные роли мужчин и женщин.

(Источник: Сексологический словарь)

Синонимы :

Смотреть что такое "Гендер" в других словарях:

    - (англ. gender род, чаще всего грамматический) понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. В отличие от русского языка, в котором есть одно слово, связанное с данным вопросом … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 инструмент (541) пол (9) различие (23) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    Гендер - культурно специфический набор признаков, определяющих социальное поведение женщин и мужчин и взаимоотношения между ними... Источник: Письмо Минобрнауки РФ от 06.10.2005 N АС 1270/06, Роспотребнадзора от 04.10.2005 N 0100/8129 05 32 О Концепции… … Официальная терминология

    Гендер - Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или… … Термины гендерных исследований

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гендер (значения). Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое… … Википедия

    ГЕНДЕР - (GENDER) Если пол человека (sex) определяется биологически, то гендер (gender) представляет собой культурную и социальную конструкцию. Таким образом, существует два биологических пола (мужской и женский) и два тендера (маскулинный и фемининный).… … Социологический словарь

    ГЕНДЕР - (gender) социальный пол В англ. яз. разграничиваются понятия социального пола (gender) и биологического (sex). Терминологически понятие Г. оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно тендерных исследований… … Современный философский словарь

    ГЕНДЕР - социальный, культурный пол, поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации. Если понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то «гендер»… … Тематический философский словарь

    Гендер - (англ. hender пол) 1. различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу; 2. термин, используемый при обсуждении сходств и различий между мужчинами и женщинами, например, в распределении их социальных ролей, в значительной степени… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ГЕНДЕР - (англ. род по полу – мужской, женский): 1. (Общее значение) – различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Гендер в спортивной деятельности. Учебное пособие , Ворожбитова Александра Леонидовна. В учебном пособии по элективному курсу раскрывается проблема тендера в спортивной деятельности, адаптированная для учащихся 10-11-х классов профильного обучения в средних учебных заведениях.…

2.Гендерные права: история и современность.

1.Определение понятия “гендер”. Формирование гендерной идентичности

Гендер в переводе с английского языка означает род (англ. gender - род, грамматическое понятие: например, медаль - женского рода, крест - мужского рода, окно - среднего рода). Гендер - это социальное отношение, это социологический пол, не биологический пол (англ.sex). Гендер - продукт социализации, в то время как биологический пол (sex) - результат эволюции.

Гендер в широком смысле, означает целый комплекс различных характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм, жизненных установок и др. В нашей культуре обычно признается существование только двух полов: мужского и женского, поэтому юридическая система также требует, чтобы каждый был отнесен к категории мужчин или женщин, Это фиксируется первом документе индивида: в свидетельстве о рождении.

Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам - активная. При этом значимость активного (“мужского”) всегда выше пассивного (“женского”) в соответствии с иерархией отношений” (С. Де Бовуар). В социуме сформировалась патриархатная парадигма (греч. paradeigma - пример, модель, образец), представленная следующим образом: мир мужчины - весь мир, мир женщины - дом. Соответственно предопределяются социально полезные роли женщины и мужчины (гендерные роли).

Гендерная роль - это публичное, внешнее выражение гендера. Гендерные роли формируются под влиянием истории, религии, национальных особенностей, психологических, педагогических социокультурных условий и т. п. той или иной страны, того или иного региона. Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли всегда связаны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преодолевает в своём сознании и поведении.

Следовательно, делают исследователи вывод, гендер - это постоянно развивающаяся система отношений, участниками которых являются мужчины и женщины.



В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Процесс половой социализации всегда производен от норм и обычаев, культуры общества. Общество нормирует половую мораль, сексуальные ритуалы и т. д. Даже сексуальные отклонения расцениваются как норма или патология в зависимости от устоявшихся взглядов в данном обществе.

У детей психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго и закрепляется к третьему году жизни ребёнка. Кристаллизация первичной половой идентичности в константную происходит в возрасте между двумя и семью годами. Гендерная идентичность - это частное, внутреннее восприятие своего пола.

Психоаналитические исследования показывают, что в раннем детстве и девочки, и мальчики отождествляют себя с мамами. В более старшем возрасте девочки сохраняют свою привязанность к матери, а мальчики начинают сближаться с отцом или другими сильными личностями мужского пола. Формирование гендерной идентичности идёт также через поощрение соответствующего поведения или наказание за неуместное поведение ребёнка родителями.

Родители выражают обеспокоенность, если сыновья ведут себя как маменькины сынки, а девочки как сорванцы. Одновременно осуждая несамостоятельность мальчиков, они позволяют или даже поощряют зависимость девочек от других. Семья, воспитатели, сверстники являются важными агентами половой социализации. Но в общении с окружающей микросредой ребёнок сам активно накапливает информацию о половых различиях и половых ролях и соотносит её со своим опытом.

Гендерный стереотип - это упрощенный схематизированный, эмоционально окрашенный и устойчивый образ мужчин или женщин. Гендерные стереотипы навязываются СМИ, особенно телевидением, которое находится в распоряжении ребёнка круглые сутки. Телеобразы показывают мужчин предприимчивыми, агрессивными, женщин - слабыми, зависимыми, для них главным является внешность.

Детские журналы и книги также укрепляют традиционные гендерные стереотипы. Главными героями большинства сказок, историй являются мужские персонажи. Героини, как правило, нуждаются в защите и мечтают лишь о замужестве.

В конце 60-х годов американцы ввели, ставший популярным, термин “сексизм”. Созданный по аналогии с понятием расизм, он означает систему и практику дискриминации личности по признаку пола.

Сексизм - это система установок, оправдывающих социальное неравенство женщин ссылками на врождённые пороки женской природы, якобы делающие женщину не способной к участию в культурном, научном и социальном творчестве. Формы скрытого лингвистического сексизма обнаруживаются в отсутствии женщины как культурного субъекта в языковом пространстве.

Социологические исследования показывают, что в ответах на известный в психологии “тест Куна” на вопрос “Кто я?” девочки и мальчики (от 10 до 16 лет) дают практически полярные ответы. Выяснилось, что девочки всех трёх возрастов “хотят нравиться окружающим”, особенно друзьям мужского пола (63 процента), “хотят нравиться своим родителям” только 36,9 процента. Результаты анализа ответов показали, что такие качества, как способности и интеллект, были для них, прежде всего, средством выделиться, чтобы успешно строить отношения с окружающими и, в конечном счёте, нравиться им ещё больше. Для мальчиков - жизненно важным был вопрос, как примет их социум и смогут ли они занять в нём заметное положение (92,3 процента).

Ученые, занимающиеся гендерными исследованиями, утверждают, что в современных женщинах воспитана “боязнь успеха”, которая мешает, даже самым способным из них, хотеть и добиваться социального признания, мешает им стремиться к карьере и, тем более, осуществлять это стремление.

Видимо, в этом заключён ответ, на вопрос, почему среди мужчин гении встречаются гораздо чаще, чем среди женщин. Хотя есть определённые концепции, дающие традиционные в нашем патриархатном обществе ответы. Например, вице-президент “Евроталанта” - Европейского комитета по образованию одарённых детей и юношества при Совете Европы Д. Ушаков пришел к выводу, что мужчины шире разбросаны по шкале интеллекта: среди “просто умных” преобладают женщины, а среди “очень умных” и “очень глупых” - мужчины. Хотя, конечно, влияние среды, отмечает он, тоже нельзя исключить.

Кроме того, некоторые исследователи утверждают, что женский интеллект лучше всего развивается в вербальном (словотворческом) направлении, мужской - по линии пространственного мышления. Так что, считают приверженцы этой точки зрения, из девочки с большей долей вероятности получится выдающийся поэт, писатель, политик, нежели художник, архитектор, математик, полководец, так как это - мужская стезя.

Гендерная идентичность и гендерная роль у взрослых обычно распознаются как более маскулинизированные у мужчин и более феминизированные у женщин. Маскулинные и феминные элементы присутствуют в каждом человеке, даже если его доминирующая идентичность больше склоняется к тому или иному типу.

Маскулинность и феминность выражаются в стиле одежды, в походке, речи, манерах, увлечениях и во всех других видах поведения. Некоторые люди стремятся к кроссгендерности (трансгендерности), которую считают более своей сущностью, чем более традиционные гендерные роли.

Гендерная социализация, протекающая на различных уровнях в определенном социокультурном пространстве, имеет свои особенности в зависимости от возрастного этапа, на котором находится индивид, этнонациональных традиций и обычаев и многих других причин.

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.

Самосовершенствование

Гендерный признак - это реальное качество человека или стереотип?

17 декабря 2013

Деление человека как биологического вида по половому признаку на мужчин и женщин ясно и понятно всем с дошкольного возраста. Трудности в уяснении вызывает гендерный признак. Это понятие можно рассматривать в различных аспектах: социальном, медицинском и политическом.

Что такое гендер?

Прежде чем начать анализ признаков этого явления, следует установить его определение. Гендер - это совокупность социальных ожиданий в отношении поведения, которое рассматривается как соответствующее, подходящее для мужчин и женщин. То есть под ним понимаются определенные роли, стереотипы, которые приписываются обществом половым различиям и связываются с биологическими и физиологическими различиями людей. К примеру, гендерные особенности, приписываемые мужчинам, это рациональность, компетентность, активность, независимость. В то же время женщины характеризуются коммуникабельностью, зависимостью, эмоциональностью, конформностью.

Гендерные особенности в медицине

Подбирая лечение, врач не в последнюю очередь обращает внимание на пол пациента. Так, практически все здоровье женщины, начиная от отсутствия головных болей до нормальной работы кишечника, зависит ее от гормонального фона. Практически любое недомогание пациентки определяет необходимость посещения ею врача-гинеколога. У мужчин же все по-другому. Как правило, у представителей сильного пола стабильный гормональный фон, и если такой пациент плохо себя чувствует, то здесь имеет место заболевание внутренних органов.

Гендерная принадлежность в политическом и социальном аспектах

Можно сказать, что этот подход пронизывает все сферы жизни общества. Так, в профессиональной жизни общества ключевым является гендерный признак.
Это проявляется, прежде всего, в том, что многие люди считают женщин менее интеллектуально развитыми, менее сообразительными, менее работоспособными в сравнении с мужчинами. Поэтому некоторые работодатели оценивают женский труд значительно ниже, чем мужской, что проявляется в размерах заработных плат. Но эти невеселые характеристики прекрасного пола являются ничем иным, как стереотипами. Данные особенности не подтверждены никакими научными исследованиями. Следует отметить, что в таких случаях имеет место дискриминация. Гендерный признак - это тот аспект, который может повлиять и на политику любого государства. В некоторых странах женщинам не предоставлены в полной мере политические права. Они также не могут занимать высшие государственные должности, не допускаются в политику. Чаще всего такое положение женщин в обществе обусловлено традициями. Однако развитые страны идут по пути равенства и строят государство, где никакого влияния не оказывает гендерный признак. Это проявляется, к примеру, в принятии законодательных актов, запрещающих всякую дискриминацию по половому признаку, а именно женщинам предоставляются равные с мужчинами права при принятии решений, на рынке труда и при распределении семейных обязанностей. Общество, построенное на гендерном равенстве, - это единственное гуманное и современное общество.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Понравилась статья? Поделитесь ей