Контакты

Понятие гендера.

Пол - описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Половому диморфизму (половой диморфизм - наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей) подвержены многие представители живой природы.

Гендер - социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.

Вопрос, который ставят перед собой многие исследователи, работающие в данной области, заключается в определении роли биологических и социокультурных факторов в формировании различий в психике мужчины и женщины (полового дипсихизма).

Выделяют следующие гендерные характеристики личности - гендерная идентичность, гендерная роль, гендерный стереотип.

Процесс гендерной дифференциации у человека социально обусловлен. Социальная дифференциация начинается с момента определения пола ребенка и фиксации пола в виде присвоенного ребенку имени (мужского или женского). С этого момента начинается процесс обучения ребенка гендерной роли в соответствии с культурными особенностями данного общества и под влиянием определенных стереотипов. Таким образом, быть мужчиной или женщиной - это значит не только быть человеком с определенной анатомией, но и следовать определенным социокультурным ожиданиям, предъявляемым обществом к человеку. По словам Симоны де Бувуар: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся». Вышесказанное, естественно, относится и к мужчинам.

Гендерная идентификация - процесс, результатом которого является гендерная идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей гендерной роли.

Гендерная роль - совокупность прав, обязанностей, норм поведения мужчины и женщины в определенном обществе в определенное историческое время. На формирование гендерной роли существенное влияние оказывают гендерные стереотипы - стандартизированные, упрощенные представления относительно типичных для мужчин и женщин моделей поведения и черт характера, свойственные определенной культуре. Выделяют гендерные стереотипы, касающиеся нормативных представлений о поведенческих, психологических особенностях мужчин и женщин; стереотипы, касающиеся содержания профессиональной деятельности (для женщин - обслуживающая и исполнительская, для мужчин - инструментальная, творческая, управленческая) и стереотипы, связанные с семейными и профессиональными ролями мужчин и женщин.

На сегодняшний день выделяют 3 типа психологического пола личности или 3 типа гендерных ролей - маскулинный, феминный, андрогинный.

Маскулинность и феминность - нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

В содержание маскулинной роли входят характеристики активного, доминантного, инструментального поведения (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т.д.). Основными характеристиками феминной роли являются зависимость от окружающих, экспрессивные, необходимые для установления близких межличностных отношений характеристики - верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии и т.д.

Для андрогинной (от лат. andros - мужской, gynes - женский) роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации.

Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогинах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали даже замыслы посягнуть на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половинки - мужскую и женскую. С этих пор людям свойственно любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую натуру.

Таким образом, андрогиния - характеристика целостной личности, интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля и мужского инструментального.

Гендер [от англ. gender - род, пол] - а) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе- б) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний. В социальной психологии термин "-гендер"- используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин "-гендер"-, а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым "-женским"- исследованиям.

Исследователи именно этого направления психологических, в том числе и авторы социально-психологических работ, отмечают, прежде всего, следующее: "-применение гендерного подхода в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях - использование гендерного подхода позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Гендерный подход также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на &ldquo-мужской&rdquo- модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами"- . Ни в коей мере не подвергая сомнению эвристичность и продуктивность использования подобного ракурса рассмотрения и анализа целого ряда острых вопросов современной психологии, в частности, и социальной психологии, нельзя не заметить, к сожалению, все учащающиеся случаи содержательного "-передергивания"- самой постановки проблемы и постепенного формирования такой ситуации, когда ряд исследований, проводимых под лозунгом реализации гендерного подхода, оказываются не просто тривиальными, а более того, вообще снимающими вопрос о необходимости проверки справедливости выдвигаемых гипотез в силу их изначальной очевидности. Так, грамотно поставленными в логике гендерного подхода можно считать два варианта вопросов в их гипотетическом звучании, если исследование проводится в рамках социально-психологического знания: а) гендерные различия заключаются в том-то и том-то- б) особенности выполнения женщинами такой-то социальной функции заключаются в том-то, особенности выполнения мужчинами такой-то социальной функции заключаются в том-то.

В то же время достаточно часто гипотетическая схема конкретных исследований выстраивается в принципиально иной логике: "-мы предполагаем, что данную социальную функцию мужчины и женщины выполняют по-разному"-. Вряд ли было бы правомерно считать такую постановку вопроса продуктивной, а, главное, требующей специальной проверки - если функция одна, а субъекты, ее реализующие, что называется, по определению различны, более интересным, если это содержательно оправдано, было бы предположение о том, что данная конкретная функция, несмотря на гендерные различия субъектов, выполняется аналогично в обоих случаях.

Таким образом, по сути дела, все исследования подобного рода направлены на доказательство одной и той же "-парадоксальной"- гипотезы: "-Мужчины и женщины отличаются друг от друга"-. Причина подобных казусов, связанных не только с методологической некорректностью, но и, как справедливо указывает С. -Н. -Ушакин, с элементарной смысловой неряшливостью в словоупотреблении англоязычных терминов, кроется в стремлении некоторых исследователей следовать своеобразной "-моде"- и буквально "-за уши"- притягивать в любую работу понятия, которые, что называется, "-на слуху"-.

Между тем даже беглый анализ наиболее серьезных исследований по гендерной проблематике со всей очевидностью доказывает, что они сконцентрированы именно на содержательной стороне гендерных различий, а отнюдь не на доказательстве факта их наличия.

Данная традиция берет свое начало еще в ранних работах К. -Хорни, появившихся задолго до введения понятия "-гендер"- в научный обиход, в которых рассматривалась специфика психодинамического развития мальчиков и девочек, в частности, особенности переживания девочками комплекса кастрации. Именно К. -Хорни принадлежат и первые исследования половых различий именно в социально-психологическом контексте. Так, в частности, "-Хорни утверждала, что значимой силой, стоящей за &ldquo-завистью к пенису&rdquo-, которую постулировал Фрейд, была не анатомия, а культура. Женщины завидуют не самому органу, а власти и привелегиям, которыми обладают люди с пенисом"- . С точки зрения К. -Хорни, "-...женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское &ldquo-превосходство&rdquo-. Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными"- . По этой причине, как считает К. -Хорни, "-Женщины... с особенной вероятностью становятся уступчивыми типами, не расположенными к риску ради достижений"- . При этом на взглядах и выводах К. -Хорни безусловно сказалась ее крайняя приверженность феминистскому движению, она внесла существенный вклад в формирование представлений о социальном поле, а ее работы послужили отправной точкой для дальнейших исследований в данной области. Стоит отметить, что на протяжении довольно длительного периода исследования гендерных различий, изначально возникшие, как мы видим, не без влияния феминистских установок, парадоксальным образом табуировались соображениями псевдополиткорректности по отношению к женщинам.

Так, по словам Д. -Майерса, "-В 1970-е годы многих теоретиков беспокоило, что исследования гендерных различий могут привести к упрочению стереотипов и трактовке их как присущих женщинам недостатков"-. Лишь "-начиная с 1980-х годов ученые, изучающие гендерные различия, стали чувствовать себя свободней. Первоначально те, кто занимался исследованиями в этой области, старались &ldquo-углублять представление о равенстве полов&rdquo-, опровергая раздутые стереотипы. Затем в 1980-е и 1990-е годы... многие исследования выявили гендерные различия, которые оказались ничуть не менее значительными, чем &ldquo-существенные&rdquo- поведенческие, изучаемые в других областях психологии"- .

Наиболее отчетливо данные различия поляризуются по факторам "-независимость - привязанность"-. Как отмечает Д. -Майерс, "-разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.

Гендерные различия по признакам "-независимость - привязанность"- не только наиболее отчетливо представлены в имеющихся исследованиях, но и имеют достаточно четкое теоретическое обоснование. Как отмечалось в первой части настоящей "-Азбуки"-, выявлены отчетливые корреляции между полом и различиями по шкале "-Мышление - Чувствование"- в рамках типологии К. -Юнга и ее последующего развития К. -Майерс и И. -Бриггс. Большинство женщин относятся к "-чувствующему типу"-, а большинство мужчин - к "-думающему"-. В данном ракурсе вполне понятна более высокая сензитивность, эмпатичность женщин, их концентрация на отношениях в противовес логичности, последовательности и сосредоточенности на предметной задаче мужчин.

Что касается других типов гендерных различий, то их эмпирическое подтверждение представляется гораздо менее убедительным. Так, например, традиционный стереотип о социальном доминировании мужчин обычно подкрепляется чисто социологическим анализом процентного соотношения мужчин и женщин, занимающих высокостатусные посты в правительствах, парламентах, крупных корпорациях и т. -п. Ни в коей мере не отрицая очевидный факт подавляющего "-численного превосходства"- мужчин в этом плане, заметим, что он скорее отражает содержание культурных традиций и социальных стереотипов, чем социально-психологическую реальность. Гораздо более эвристичные в этом плане исследования поведения мужчин и женщин, находящихся в одинаковых или близких с точки зрения статуса и предметной деятельности социальных ролях, не дают достаточно убедительных подтверждений наличия значимых гендерных различий.

То же самое можно сказать в отношении еще одного устойчивого стереотипа - о более высокой агрессивности мужчин по сравнению с женщинами. Подобные выводы, как правило, делаются в основном опять-таки на базе социологических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общем числе осужденных за те или иные преступления. При этом упускается из вида, либо сознательно игнорируется тот очевидный факт, что в силу явного физического превосходства среднестатистического мужчины над женщиной последствия проявлений мужской агрессивности в социальной среде (а именно они оцениваются, в первую очередь, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности) гораздо более разрушительны по сравнению с проявлениями женской агрессивности равной или даже большей интенсивности. Между тем, как показал ряд исследований, в том числе с использованием включенного наблюдения, факты проявления агрессивности в крайне жестоких формах в женских "-зонах"- встречаются ничуть не реже, чем в мужских.

Из сказанного следует, что в своей практической работе социальный психолог должен соблюдать известную осторожность при рассмотрении и учете так называемого гендерного фактора. В противном случае он рискует оказаться неадекватным в выявлении реально значимых в контексте групповых процессов переменных, а целенаправленное воздействие на них подменить поиском артефактов конъюнктурного и идеологического порядка.

Практический социальный психолог, работая с группами и организациями, в состав которых входят и мужчины, и женщины, должен быть осведомлен о тех гендерных особенностях, которые характеризуют их активность при решении общегрупповых задач.

99 Социальная психология // Психологический лексикон в 6-ти томах. М., 2005. Т. 3. С. 8.

100 Клонингер -С. Теории личности: познание человека. СПб., 2003. С. 235.

101 Хьелл -Л., Зиглер -Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 261.

102 Клонингер -С. Указ. соч. С. 233.

104 Там же. С. 229-230.

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Гендер (англ. gender - род, пол) - социальный пол индивида в отличии от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин Г. вошел в употребление под влиянием женских исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную...

2.Гендерные права: история и современность.

1.Определение понятия “гендер”. Формирование гендерной идентичности

Гендер в переводе с английского языка означает род (англ. gender - род, грамматическое понятие: например, медаль - женского рода, крест - мужского рода, окно - среднего рода). Гендер - это социальное отношение, это социологический пол, не биологический пол (англ.sex). Гендер - продукт социализации, в то время как биологический пол (sex) - результат эволюции.

Гендер в широком смысле, означает целый комплекс различных характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм, жизненных установок и др. В нашей культуре обычно признается существование только двух полов: мужского и женского, поэтому юридическая система также требует, чтобы каждый был отнесен к категории мужчин или женщин, Это фиксируется первом документе индивида: в свидетельстве о рождении.

Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам - активная. При этом значимость активного (“мужского”) всегда выше пассивного (“женского”) в соответствии с иерархией отношений” (С. Де Бовуар). В социуме сформировалась патриархатная парадигма (греч. paradeigma - пример, модель, образец), представленная следующим образом: мир мужчины - весь мир, мир женщины - дом. Соответственно предопределяются социально полезные роли женщины и мужчины (гендерные роли).

Гендерная роль - это публичное, внешнее выражение гендера. Гендерные роли формируются под влиянием истории, религии, национальных особенностей, психологических, педагогических социокультурных условий и т. п. той или иной страны, того или иного региона. Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли всегда связаны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преодолевает в своём сознании и поведении.

Следовательно, делают исследователи вывод, гендер - это постоянно развивающаяся система отношений, участниками которых являются мужчины и женщины.



В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Процесс половой социализации всегда производен от норм и обычаев, культуры общества. Общество нормирует половую мораль, сексуальные ритуалы и т. д. Даже сексуальные отклонения расцениваются как норма или патология в зависимости от устоявшихся взглядов в данном обществе.

У детей психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго и закрепляется к третьему году жизни ребёнка. Кристаллизация первичной половой идентичности в константную происходит в возрасте между двумя и семью годами. Гендерная идентичность - это частное, внутреннее восприятие своего пола.

Психоаналитические исследования показывают, что в раннем детстве и девочки, и мальчики отождествляют себя с мамами. В более старшем возрасте девочки сохраняют свою привязанность к матери, а мальчики начинают сближаться с отцом или другими сильными личностями мужского пола. Формирование гендерной идентичности идёт также через поощрение соответствующего поведения или наказание за неуместное поведение ребёнка родителями.

Родители выражают обеспокоенность, если сыновья ведут себя как маменькины сынки, а девочки как сорванцы. Одновременно осуждая несамостоятельность мальчиков, они позволяют или даже поощряют зависимость девочек от других. Семья, воспитатели, сверстники являются важными агентами половой социализации. Но в общении с окружающей микросредой ребёнок сам активно накапливает информацию о половых различиях и половых ролях и соотносит её со своим опытом.

Гендерный стереотип - это упрощенный схематизированный, эмоционально окрашенный и устойчивый образ мужчин или женщин. Гендерные стереотипы навязываются СМИ, особенно телевидением, которое находится в распоряжении ребёнка круглые сутки. Телеобразы показывают мужчин предприимчивыми, агрессивными, женщин - слабыми, зависимыми, для них главным является внешность.

Детские журналы и книги также укрепляют традиционные гендерные стереотипы. Главными героями большинства сказок, историй являются мужские персонажи. Героини, как правило, нуждаются в защите и мечтают лишь о замужестве.

В конце 60-х годов американцы ввели, ставший популярным, термин “сексизм”. Созданный по аналогии с понятием расизм, он означает систему и практику дискриминации личности по признаку пола.

Сексизм - это система установок, оправдывающих социальное неравенство женщин ссылками на врождённые пороки женской природы, якобы делающие женщину не способной к участию в культурном, научном и социальном творчестве. Формы скрытого лингвистического сексизма обнаруживаются в отсутствии женщины как культурного субъекта в языковом пространстве.

Социологические исследования показывают, что в ответах на известный в психологии “тест Куна” на вопрос “Кто я?” девочки и мальчики (от 10 до 16 лет) дают практически полярные ответы. Выяснилось, что девочки всех трёх возрастов “хотят нравиться окружающим”, особенно друзьям мужского пола (63 процента), “хотят нравиться своим родителям” только 36,9 процента. Результаты анализа ответов показали, что такие качества, как способности и интеллект, были для них, прежде всего, средством выделиться, чтобы успешно строить отношения с окружающими и, в конечном счёте, нравиться им ещё больше. Для мальчиков - жизненно важным был вопрос, как примет их социум и смогут ли они занять в нём заметное положение (92,3 процента).

Ученые, занимающиеся гендерными исследованиями, утверждают, что в современных женщинах воспитана “боязнь успеха”, которая мешает, даже самым способным из них, хотеть и добиваться социального признания, мешает им стремиться к карьере и, тем более, осуществлять это стремление.

Видимо, в этом заключён ответ, на вопрос, почему среди мужчин гении встречаются гораздо чаще, чем среди женщин. Хотя есть определённые концепции, дающие традиционные в нашем патриархатном обществе ответы. Например, вице-президент “Евроталанта” - Европейского комитета по образованию одарённых детей и юношества при Совете Европы Д. Ушаков пришел к выводу, что мужчины шире разбросаны по шкале интеллекта: среди “просто умных” преобладают женщины, а среди “очень умных” и “очень глупых” - мужчины. Хотя, конечно, влияние среды, отмечает он, тоже нельзя исключить.

Кроме того, некоторые исследователи утверждают, что женский интеллект лучше всего развивается в вербальном (словотворческом) направлении, мужской - по линии пространственного мышления. Так что, считают приверженцы этой точки зрения, из девочки с большей долей вероятности получится выдающийся поэт, писатель, политик, нежели художник, архитектор, математик, полководец, так как это - мужская стезя.

Гендерная идентичность и гендерная роль у взрослых обычно распознаются как более маскулинизированные у мужчин и более феминизированные у женщин. Маскулинные и феминные элементы присутствуют в каждом человеке, даже если его доминирующая идентичность больше склоняется к тому или иному типу.

Маскулинность и феминность выражаются в стиле одежды, в походке, речи, манерах, увлечениях и во всех других видах поведения. Некоторые люди стремятся к кроссгендерности (трансгендерности), которую считают более своей сущностью, чем более традиционные гендерные роли.

Гендерная социализация, протекающая на различных уровнях в определенном социокультурном пространстве, имеет свои особенности в зависимости от возрастного этапа, на котором находится индивид, этнонациональных традиций и обычаев и многих других причин.

У вас когда-нибудь возникали сомнения, кто перед вами – «женщина» или «мужчина»? Насколько сложно с первого взгляда понять, какую гендерную роль исполняет человек? Означает ли это, что гендер – далеко не биологический конструкт?

Использование термина «гендер» в значении «биологический пол» не является корректным. Гендер – это понятие, напрямую заимствованное с английского, впервые введенное в науку в 1968 году Робертом Столлером . В книге «Sex and gender» он предлагает точно разделять биологические характеристики человека – «sex» – и то, что является социально сконструированным , – «gender». Это понятие начинают активно использовать феминистские учёные в гендерных исследованиях, особенно сильно это связано с тем, что в конце 70-х годов ООН принимает конвенцию о запрете дискриминации в отношении женщин. Постепенно становится понятно, что с биологическим полом и гендером всё не так просто, и масштаб таких исследований незримо растёт, в университетах открываются специальные курсы по гендерным теориям.

Почему исследования стали называться гендерными? Это связано с тем, что, в первую очередь, исследователи стали фокусироваться на изучении социально построенных отношений, групп, определяемых по признаку пола.

Важно понимать, что гендерные исследования – это междисциплинарная область знания , часто находящаяся на стыке психологии, социологии, пиара, рекламы и многих других сфер. Существует ряд подходов к изучению гендера, среди них – эссенциализм , биодетерминизм и конструкционизм .

Эссенциализм

Этот подход активнее всего представлен в психологии, так как исследователи любят обозначать психологические реалии через стержень, то есть существует некое «ядро», через которое объясняется все остальное, и, соответственно, в вопросах пола исследователи чаще всего тоже ищут стержень.

Здесь ярким примером является Карл Юнг . Он выделяет женское и мужское «жизненное начало» человека – Анима и Анимус – согласно его идеям, какая-то часть доминирует, а какая-то часть уходит в тень, но важно понимать, что они обе регулируют жизнь человека, и их пропорции могут не совпадать с биологическим полом человека .

Анима и Анимус – архетипические образы, связанные с женским и мужским началами у Карла Юнга.

Биодетерминизм

Согласно идеям биодетерминизма основа мужского или женского поведения заложена в биологии. Одним из ярких представителей подхода является Виген Артаваздович Геодакян и его теория полового диморфмизма , согласно которой «мужчины и женщины не хуже и не лучше друг друга – они по-разному специализированы» . В эволюции заложено два ключевых процесса – сохранение и изменение. Но как ей быть наиболее эффективной? Конечно, просто разделить задачи между двумя типами организмов: за сохранение ответственен женский организм, а за изменения – мужской. Однако, что касается интерпретации каких-либо событий/поведения, сторонники теории отвечают, что и интерпретировать в общем-то нечего: женское и мужское – этого достаточно, остальное – уже дело биологов .

«Мужчины и женщины не хуже и не лучше друг друга – они по-разному специализированы»

При этом и биодетерминизм может выглядеть вполне «социально». Согласно полоролевой теории Толкотта Парсонса мужские и женские роли в обществе закреплены (инструментальные роли – профессиональный/физический труд/обращение с техникой; экспрессивные роли – поддержание психологического климата в семье/домашний уют). Они необходимы как для внутренней, так и внешней стабильности, ведь семья существует в обществе, а не в вакууме, к тому же, они обеспечивают координацию внутренней и внешней систем. Важно понимать, что роли закреплены не биологически, а социально – это заслуга социализации, того, как нас воспитывают. Однако нужно отметить, что эта парадигма в глубине биодетерменирована («а зачем общество сделало так жестко?») – беременная женщина не может выдержать всех трудностей внешнего мира, к тому же, общество заинтересовано в репродукции, в итоге, получается так, что наиболее оптимальным вариантом становится ситуация, когда женщина занимается детьми, а мужчина обеспечивает благоприятные условия для неё и ребенка. По большому счёту, всё это связано с биологией.

Почему сейчас этот подход не является популярным? Этому есть ряд объяснений:

  1. В принципе, общество сейчас может обеспечить защиту беременной женщине;
  2. Исследователи, которые изучают привязанность ребёнка и матери, часто не учитывают культурного контекста, и наоборот;
  3. Социальная среда сильно задаёт рамки для человеческого воспитания/формирования роли ;
  4. Откуда и что мы знаем о том, как жили первобытные люди? – интерпретации исследователей без учёта возможных гендерных теорий. Например, охота была важной частью выживания, но только ей они не могли уцелеть, поэтому можно сделать вывод о том, что женщины и старики были тоже важны или более важны, чем мужчины, которые уходили на охоту.

Конструкционизм

Конструкционистские идеиэто набор идей авторов, анализирующих гендер, разрабатывавшихся в рамках философии познания. Познание – процесс не отражения реальности, а создания реальности, в которой мы находимся (что-то, что мы создаем в процессе взаимодействия). Пол, конечно, на уровне гормонов/хромосом существует, но в каждую эпоху мы по-разному понимаем это, то есть пол не существует объективно биологически, а происходит смешение биологического и социального пониманий.

«Познание – процесс не отражения реальности, а создания реальности, в которой мы находимся»

Гарольд Гарфинкель – американский социолог, изучавший в числе прочих тем правила поведения, спросит вас: много ли вы знаете способов, как поприветствовать человека. Задумываетесь ли вы, как поприветствовать обычного человека? Мы делаем это на уровне автоматизма. Чаще всего, у нас есть привычный ритуал. Почему в бизнес среде принято здороваться именно через рукопожатие, независимо от пола? За этим стоят социальные рамки и правила.

Гарфинкель в этом ключе предлагает анализ случая Агнес . Агнес – транссексуал, она была диагностирована как мальчик по внешним биологическим признакам, но к подростковому возрасту чувствовала и вела себя как гетеросексуальная девушка. Она была неглупа, и у неё существовал страх разоблачения (будут вопросы, почему у нее пенис?), поэтому решилась на операцию для корректировки, переезд в другой город, чтобы начать жизнь, как Агнес – полноценная женщина.

Всё складывается хорошо, и вроде страх должен был пройти, но он остался – вот тут и повод для анализа Гарфинкеля . Агнес боялась, что будет какая-то ситуация, в которой она поступит не как женщина, а как мужчина. Её воспитывали как мальчика, поэтому она наблюдала за женщинами, но все они ведут себя по-разному, страх не пропадал.

Гендер – то, чего мы не можем раз и навсегда достичь. Мы предполагаем нечто о том, с кем мы общаемся в данный момент (приписываем человеку пол). Высказывания типа «ты не настоящий(ая) мужчина(женщина)» – является примером недостижения гендера . Однако невозможно не «конструировать гендер». Даже то, как сидим/держим ручку, показывает это.

Джудит Батлер , в свою очередь, пишет о таком феномене как гендерный сбой , что означает недостижение гендера (не можем, например, определить какого человек пола с первого взгляда) . Пока не определим, какого человек пола, мы не можем успокоиться, и именно для этого существуют определенные маркеры. Например, уязвимость/усталость констатируются, как женское. Представим такую жизненную ситуацию: молодой человек стоит в электричке, свободных мест нет, но по нему видно, что он очень устал и валится с ног. Женщина любезно предлагает ему занять своё место, тем более, ей выходить через одну станцию, но молодой человек краснеет и вообще сбегает в другой вагон. Мы наблюдаем, что поведение не вписывается в гендерный контекст, а конструирование женственности осознается как слабость.

ЧТО ТАКОЕ ГЕНДЕР?

Гендер являет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические особенности женщин и мужчин), и не то же самое, что женщина. Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни.

[Гендерные аспекты: практика применения.
Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству]

Гендерный подход отличается тем, что он направлен на женщин и мужчин, а не на женщин в отдельности. Гендерный подход выдвигает на первый план:

  • различия между интересами мужчин и женщин даже в пределах одного домашнего хозяйства, как они взаимодействуют и выражаются;
  • традиции и иерархические представления, которые определяют положение женщин и мужчин в семье, общине и обществе в целом, посредством которых мужчины обычно доминируют над женщинами;
  • различия среди женщин и среди мужчин, основанные на возрасте, благосостоянии, национальной принадлежности и других факторах;
  • направление изменения гендерных ролей и взаимоотношений, происходящего зачастую довольно быстро, как результат социальных, экономических и технологических тенденций.

Гендерное равенство подразумевает равное обладание женщинами и мужчинами социально ценных благ, возможностей, ресурсов и вознаграждений. Гендерное равенство не означает, что мужчины и женщины становятся одинаковыми, а то, что их возможности и жизненные шансы равны.

Гендерный анализ учитывает социальные и экономические различия между женщинами и мужчинами на каждом этапе разработки политики с целью:

  • выявления потенциально различного воздействия политических курсов, программ и законодательства, оказываемого на женщин и мужчин;
  • обеспечение равнозначных результатов для женщин и мужчин, мальчиков и девочек, при проведении и планировании мер.

[Канадское агентство международного развития]

Сделать гендер неотъемлемым фактором в отношении воды по определению Всемирного водного видения выглядит следующим образом:

«Гендерный подход включает в себя рассмотрение как практических, так и гендерных потребностей, таких, как улучшение условий для женщин посредством обеспечения водой и условиями санитарии вблизи дома, а также стратегических гендерных потребностей: улучшение положения женщины в обществе повышением ее информированности о ситуации и способности принимать решения и оказывать воздействие на изменения. Гендерный подход также стремится предотвратить дальнейшее обременение женщин и подчеркивает важность не укрепления и увековечивания автоматически традиционных ролей. Это подразумевает необходимость рассмотрения как мужчин, так и женщин, поскольку мужчинам необходимо изменить их отношение и поведение, чтобы поддержать данный процесс».

[Всемирное водное видение, 1999]

Слово «гендер» заимствововал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками. При этом оно всегда было и остаётся многозначным.

В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или нечеловеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в билогии.

В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Обычно в обществе можно различить два гендера - мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, существуют сообщества с четырьмя и более гендерами. Социальный пол ведьм, например, не совпадал с социальным полом обычных женщин и по социальной роли был более близок к мужскому социальному полу.

Понравилась статья? Поделитесь ей