Контакты

Научный стиль презентация. Презентация на тему "научный стиль речи"

Слайд 2

Сфера употребления

Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи.

Также статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература.

Слайд 3

Черты научного стиля:

  • Логичность изложения
  • Точность
  • Отвлеченность и обобщенность
  • Объективность
  • Терминированность речи
  • Лаконичность в выражении мыслей
  • Строгая нормированность
  • Слайд 4

    Подстили научного стиля:

    Собственно научный – наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии.

    Научно – популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией)

    Научно – учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия)

    Слайд 5

    Лексические особенности:

    Употребление слов в их прямом значении;

    Отсутствие образных средств 6 эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;

    Широкое использование абстрактной лексики и терминов.

    Три пласта слов:

    1)Общеупотребительные (он, пять, в, белый, идет и т. д.)

    2)Общенаучные (величина, скорость, деталь, энергия и т. д.)

    3)Узкоспециальные, т. е. термины той или иной науки.

    Термин – это слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное, техническое, искусствоведческое или общественно – политическое понятие.

    Слайд 6

    Морфологические особенности научного стиля речи:

    Редкое использование глаголов в 1-м и 2-м лице ед. числа.

    Глаголы в н.в. очень близки к отглагольным существительным. Например, приводняется – приводнение, перематываем – перемотка, заливает – заливка.

    В научном тексте употребляется мало прилагательных, а если употребляются, то имеют точное, узкоспециальное значение.

    Части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.

    Слайд 7

    Синтаксические особенности научного стиля речи:

    Предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения;

    Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета;

    Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста;

    Преобладает прямой порядок слов;

    Используются цепочки род. падежей (присоединение к одному сущ-ому второго в род. падеже, ко второму – третьего);

    Практически отсутствуют обороты разговорной речи.

    Слайд 8

    Особенности в составе слова:

    Интернациональные корни, приставки, суффиксы;

    Суффиксы, придающие отвлеченное значение.

  • Слайд 9

    Основной тип речи в научном стиле:

    • Рассуждение
    • Описание
  • Посмотреть все слайды

    Научный стиль речи - стиль научных сообщений.


    Сфера употребления

    • Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи.
    • Также статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература.

    Черты научного стиля:

    • Логичность изложения
    • Точность
    • Отвлеченность и обобщенность
    • Объективность
    • Терминированность речи
    • Лаконичность в выражении мыслей
    • Строгая нормированность

    Подстили научного стиля

    Научный - диссертации, монографии,

    • Научный - диссертации, монографии,
    • Научный - диссертации, монографии,

    статьи научных журналов, инструкции,

    ГОСТы, энциклопедии.

    • статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии.

    Научно-учебный -

    Научно-популярный

    • Научно-учебный - учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия Научно-популярный - научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией
    • Научно-учебный - учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия Научно-популярный - научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией

    Основной тип речи в научном стиле:

    • Рассуждение
    • Описание

    В научном стиле активны союзы, предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные:

    при помощи, с помощью,

    в соответствии, в качестве,

    в результате, по причине,

    на основе, в отношении,

    в зависимости от..., в меру,

    сравнительно с..., в связи с... и др.


    Лексические признаки научного стиля речи

    • Употребление слов в их прямом значении;
    • Отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;
    • Широкое использование абстрактной лексики и терминов.

    Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.


    Научный стиль имеет различного рода клише:

    заключается в …, представляет собой …,

    состоит из …,

    применяется для …

    и пр.


    Морфологические особенности научного стиля речи

    • Специфично употребляется в научном стиле глагол .
    • Большое распространение в научных текстах имеют краткие страдательные причастия.
    • В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные.
    • Своеобразно проявляется в языке науки категория лица (в научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. Я . Его заменяют местоимением МЫ )
    • В научной речи часто встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются

    Синтаксические особенности научного стиля речи

    • Предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения;
    • Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета;
    • Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста;
    • Преобладает прямой порядок слов;
    • Практически отсутствуют обороты разговорной речи

    В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию.

    Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ ЦЕЛИ: 1. ОБОЩИТЬ ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ 2. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОНЯТИЕМ «НАУЧНЫЙ ПОДСТИЛЬ» 3. НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

    ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА К О НЪЮНКТУРА, Р ЕФЕ РЕНДУМ, ПРЕДВЫБОРНАЯ К А МПАНИЯ, ИНФЛЯЦИЯ, Д И СКР И МИНАЦИЯ, ПРОГРЕ СС ИВНЫЙ, Т О Т А ЛИТАРНЫЙ, ОКК УПАЦИЯ, ПР Е З И ДЕНТ, ИММИ ГРАЦИЯ, ЭМИГРАЦИОННЫЙ, Р Е ПАТР ИА ЦИЯ, ТОЛ Е РАНТНОСТЬ, АТТ АШЕ, Ф ЕДЕ Р А ТИВНЫЙ

    ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ КОНЪЮНКТУРА – сложившаяся обстановка, создавшееся положение, временная ситуация в какой-либо области общественной жизни; ЭМИГРАЦИЯ – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, политическими, религиозными); РЕПАТРИАЦИЯ – возвращение на Родину военнопленных, беженцев, переселенцев; ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к чужим мнениям, верованиям; ИММИГРАЦИЯ – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.

    ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ СРЕДНИЕ ВЕКА ЭПОХА ФЕОДАЛИЗМА «УЧЕНЫЙ ЯЗЫК» ЛАТЫНЬ Положительная сторона: ученые разных стран могли читать сочинения друг друга. Отрицательная сторона: это препятствовало формированию научного стиля в каждой стране.

    ПЕРВЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ЖУРНАЛ УЧЕНЫХ» 5 ЯНВАРЯ 1655 г. при Французской академии В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ – более 50 тысяч научных журналов

    ЯЗЫК РУССКОЙ НАУКИ ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 18 ВЕКА - ЯЗЫК НАУЧНЫХ КНИГ САМЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ: М. В. ЛОМОНОСОВ С. П. КРАШЕНИННИКОВ П. И. РАЧКОВ И. И. ЛЕПЕХИН И др.

    ЗАДАЧА НАУЧНОГО СТИЛЯ ясно и четко донести до читателя сообщаемую информацию СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ Специальная литература Повседневный обиход

    ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ Статья; Монография; Учебник; Патентное описание (описание изобретения); Реферат; Аннотация; Диссертация; Лекция; Инструкция

    ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

    СПИШИТЕ ТЕКСТ, РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. ОПРЕДЕЛИТЕ СТИЛИСТИЧЕСКУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ТЕКСТА. ДОКАЖИТЕ.

    Почва это особое пр..родное тело. Она образует..ся на поверхности Земли в результате взаим..действия живой (органической) и неживой (неорганической) пр..роды. В...жнейшим свойством почвы являет..ся плодородность.

    1. Образуйте от данных глаголов краткие страдательные причастия прошедшего времени: а) привести - б) продолжать - в) изучить - г) сконструировать - 2. Определите синтаксический строй текста, выполнив упр. 368, ч.2 «Органическая химия как наука сформировалась сравнительно недавно....»

    Проверь себя № 1. а) приведен б) продолжен в) изучен г) сконструирован. № 2. а) сложные предложения б) причастные и деепричастные обороты в)однородные члены г) вводные слова

    «НАУЧНЫЙ ПОДСТИЛЬ» собственно научный (диссертации, монографии,статьи научных журналов, ГОСТы, энциклопедии, инструкции); научно-популярный (статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; выступления по радио, телевидении на научные темы, специалистов перед массовой аудиторией); научно-учебный (учебная литература по предметам, справочники, пособия).

    Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Укажите особенности стиля речи: с точки зрения построения текста лексические морфологические синтаксические особенности. Назовите термины. Какую роль они играют в тексте?

    А..томобиль это сам...ходное средство предназначе(н) (нн) ое для перевозки грузов людей и выполнения специальных операций. По назначению разл...чают грузовые па..ажирские и специальные а..томобили. По типу ша(с)(сс)и а..томобили подразделяют на рамные и (без)рамные. Рамные а..томобили имеют в качестве остова раму к которой крепят составные части и м..ханизмы. (Без)рамные а..томобили (не)имеют рамы а составные части и м..ханизмы м..нтируют к кузову. В этом случае кузов а..томобиля называют н..сущим.

    Выберите правильный вариант ответа 1. Научный стиль речи отличается: а) обобщенностью а б) стереотипностью в) стандартизованностью 2. Сфера применения научного стиля речи: а) выступления на митингах б) личная переписка в) специальная литература в 3. Особенности лексики: а) устойчивые сочетания б) образные средства в) однозначность слова в 4 , Особенности синтаксиса: а) осложненные простые предложения б) обилие сложных предложений б


    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Научный стиль речи

    Научный стиль - это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.

    Функции научного стиля: сообщение научных сведений, научное объяснение факт ов.

    Характерные черты: логичность, объективность, смысловая точность, однозначность, стандартность, краткость, ясность, строгость, отвлеченность, обобщенность, безличность, некатегоричность.

    Особенности стиля: Использование терминов и однозначных слов, повтор ключевых слов, прямой порядок слов, преобладание неопределенно- личных и безличных предложений, обилие сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

    Термины – это одна из двух групп специальной лексики – слов и сочетаний слов, употребляемых преимущественно людьми определенной отрасли знания, профессии. В каждой науке существует своя система терминов, называемая терминологией.

    Выделяются три подстиля: собственно-научный (монографии, статьи, диссертации, выступления в научных диспутах, научные доклады), научно-учебный (учебники, лекции), научно-популярный (научно-популярные сообщения, статьи, очерки).

    Собственно-научный подстиль Иммиграция становится в наши дни одной из важнейших составляющих жизни испанского общества. С начала нового тысячелетия страна демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов ее роста. Начиная с 2000 г. в Испанию ежегодно въезжает 500 – 600 тыс. чел. В настоящее время по притоку иммигрантов страна занимает второе место в мире (после США) и первое в Европе. По данным Министерства труда и иммиграции на начало 2008 г., численность официально зарегистрированных иммигрантов составляет 4,5 млн. чел., а общая их численность (вместе с нелегалами) оценивается в 6 млн. чел. При этом доля иммигрантов в ее населении достигла почти 10%. По этому показателю Испания также лидирует среди стран Евросоюза. К.э.н., ст.н.с. Центра Иберийских исследований И.Г Синельщикова Иммиграция и иммиграционная политика в Испании: пути решения, проблемы

    Научно-учебный подстиль В фонетической литературе можно найти упоминание о 50 орфоэпических и орфофонических особенностях ленинградского произношения, относящихся к отдельным гласным и согласным, сочетаниям согласных и отдельным словам. 39 из них являются особенностями ленинградского варианта нормы и будут рассмотрены ниже, 11 - особенностями ленинградского просторечия, и потому анализироваться не будут. Л.А. Вербицкая «Давайте говорить правильно»

    Научно-популярный подстиль Со времен А.М. Пешковского наша лингвистическая наука проделала огромный путь. Бурно развиваясь, она стремилась в основном к созданию строгих моделей и теорий языка, которые можно было бы применять в различных компьютерных системах переработки текстов. Но именно эта направленность на решение прикладных, не связанных напрямую с человеком целей отдалила современную лингвистику от повседневной жизни, от интересов простого человека. Эльза Флоренская «О стиле ученого»

    Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:

    1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели - "введение" ; 2. Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) - "основная часть" ; 3. Решение исследовательской задачи, получение ответа - " заключение« т.е. тип речи – рассуждение.


    1. Понятие научного стиля.

    2. Возникновение и развитие научного стиля.

    3. Языковые особенности научного стиля:

    3.1. лексические;

    3.2. морфологические;

    3.3. синтаксические.

    4. Правила текстовой композиции научного стиля.

    Понятие научного стиля.

    Научный стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, цель которой – передать объективную научную информацию, доказать её истинность, а также часто новизну и ценность. Тексты этого стиля адресованы читателям или слушателям, подготовленным к восприятию научной информации.

    Понятие научного стиля.

    Сфера общественной деятельности, в

    которой функционирует научный стиль, - это наука. Научным стилем пользуются при написании и обсуждении проектов, научных отчётов, докладов, статей, монографий, диссертаций… Научный стиль, а точнее - его учебная разновидность, используется также в высших учебных заведениях на лекционных и практических занятиях, в учебниках, дипломных работах и т. п.

    Понятие научного стиля.

    Научный стиль относится к так

    называемым книжным стилям русского языка, используется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов,

    таких, как конференции, симпозиумы,

    научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

    Понятие научного стиля

    Научная речь всегда подготовлена, будь она в письменной или устной форме. Самая, казалось бы, простая, легко воспринимаемая лекция тщательно готовится преподавателем. И чем легче понимать сложную по содержанию лекцию или статью, тем, следовательно, внимательнее работал над ней автор. Великие учёные неоднократно

    говорили, что о самых сложных вещах можно

    рассказать просто. В этом отразилась общеизвестная истина: “Кто ясно мыслит, тот ясно излагает”.

    Требования, предъявляемые к научному стилю.

    Во-первых, чтобы понятно объяснить сложное явление, нужна

    логичность, чёткая последовательность мысли. Во-вторых,

    необходима точность - точные понятия, точные определения. Именно логичность и точность делают научное произведение ясным. Цель научного исследования – не только объяснение каких-либо единичных явлений или фактов действительности, но и выявление того общего, что объединяет его с похожими явлениями или фактами или отличает от них. Поэтому третье требование к научному стилю - обобщённость изложения. Далее, в научных работах всегда говорится о новом: или об абсолютно новом (открытия, изобретения)

    или об относительно новом, т.е. новом только, например, для

    учащихся (учебники). Чтобы убедить читателя или слушателя в своей правоте, учёный должен быть объективным, поэтому на первое место выдвигается изучаемый предмет, а не личность учёного. Вследствие этого в научных произведениях редко используются слова и выражения, говорящие о чувствах автора. И, наконец, научные книги, статьи, отчёты, как правило, лаконичны (лаконичность – сжатость формы при насыщенности содержания).

    Языковые особенности научного стиля:

    Одна из самых заметных языковых особенностей научного стиля заключается в употреблении многочисленных терминов. Благодаря быстрому распространению по всему миру достижений науки существует очень много интернациональных терминов, например: анализ, амплитуда,

    контакт. В мире действует тенденция к международной

    стандартизации языка науки.

    В научном стиле широко используют составные термины, т.е. термины, образованные из нескольких слов. Кроме того,

    в лексический состав научного стиля входит много сложных

    слов, появляющихся из-за стремления их создателей к лаконичности. Часто при образовании терминов используются

    особые русские и международные терминологические

    элементы, соотносительные по значению, например: дву-/би-, между-/интер-, мелко-/микро- и др.

    Синтаксические особенности научного стиля

    Синтаксические особенности

    научного стиля речи обнаруживаются уже в

    словосочетании. Как и в других книжных стилях речи, в научном стиле распространены словосочетания из существительного и глагола,

    частично утратившего своё

    лексическое значение: оказывать

    влияние, производить

    Понравилась статья? Поделитесь ей