Контакты

Употребление речи в профессиональной лексике. Употребление в речи профессиональной лексики и научных терминов

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Кузнецкий многопрофильный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

Тема: « Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические ошибки и способы их устранения»

Дисциплина: «Русский язык и культура речи»

Продолжительность занятия: 90 минут

Составила: Сулейманова Н.Р.,

преподаватель русского языка

и литературы

высшей квалификационной

категории

2017

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ

Нормы устной и письменной речи входят в классификацию норм русского литературного языка. Непосредственно со знанием норм русского литературного языка связано основополагающее коммуникативное качество речи – ее правильность. Лексические и лексико-стилистические нормы русского литературного языка непосредственно связаны со знанием лексического значения слова, синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и проч. Без знания лексических и лексико-стилистических норм наша речь не будет точной, уместной, богатой и выразительной и, соответственно, не достигнет цели. В связи с этим изучение лексических и лексико-стилистических норм русского литературного языка является необходимым для каждого образованного человека.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательная:

    расширить лексический запас и кругозор студентов;

    отработать умения относить слова к определенному пласту лексики русского языка;

    совершенствовать умение выбирать правильное написание, которое определяется лексическим значением слова (пре-; при-; мак-; мок-; равн-; ровн-;).

Развивающая:

    развитие речи через обогащение и усложнение словарного запаса;

    развитие коммуникативных свойств речи: выразительность, экспрессивность.

Воспитательная:

    воспитать внимательное отношение к слову и интерес к языку;

    воздействовать на мотивационную сферу личности студентов: формировать интерес к учебному предмету и выбранной профессии;

    воспитать творческую активность студентов.

После изучения данной темы студент должен

ЗНАТЬ: основные понятия лексики и слова; пласты лексики русского языка: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, неологизмы и устаревшие слова; классификацию устной норм и письменной речи; основные типы лексических и лексико-стилистических норм русского литературного языка; причины возникновения лексических и лексико-стилистических ошибок и способы их устранения;

УМЕТЬ: относить слова к определенному пласту лексики русского языка; строить свою речь в соответствии с лексическими и лексико-стилистическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка; определять и устранять ошибки и неточности в своей речи и в речи окружающих, в соответствии с лексическими и лексико-стилистическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка; совершенствовать умение выбирать правильное написание, которое определяется лексическим значением слова (пре-; при-; мак-; мок-; равн-; ровн-;); уметь пользоваться словарями.

Внутрипредметные связи : орфоэпия и орфография.

Межпредметные связи : история, литература

Оснащенность занятия: задания для входного и выходного контроля, словари, учебники, оформленная доска.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I . Организационная часть ……………………………………………………………………….5 мин.

II . Входной контроль

1 ) Орфоэпическая разминка ………………………………………………………………………..3 мин.

2) Орфографическая разминка…………………………………………………………… ………..5 мин.

3) Проверка профессиональной лексики …………………………………………………….4 мин.

III . Изучение нового материала

1) Слово учителя о разделе «Лексика»…………………………………………………………2 мин.

2) Сообщение студентов «Однозначные и многозначные слова»………… 5 мин.

Самостоятельная работа………………………………………………………………………5 мин.

3) Сообщение студентов «Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы»…………………………………………………………………………………………………….. .5 мин.

Самостоятельная работа 7 мин.

4) Сообщение студентов « Архаизмы и неологизмы»……………………………….. 3 мин.

Самостоятельная работа по карточкам..……………………………………………….5 мин.

5) Слово преподавателя………………………………………………………………………..3 мин.

IV . Выходной контроль

1) Работа по карточкам……………………………………………………………………………7 мин.

2) Решение кроссворда……………………………………………………………………………10 мин

V . Подведение итогов

1) Вопросы на обобщение изученного материала 3 мин.

2) Выставление и комментирование оценок 4 мин.

VI . Домашнее задание ……………………………………………………………………………..4 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методическое обоснование

I .

Организационная

часть

1) Приветствие.

2) Преподаватель оценивает готовность студентов к занятию:

Внешний вид;

Оформленность доски;

Наличие необходимых принадлежностей;

Отмечает отсутствующих.

3) Сообщает тему, цели урока и предлагает записать дату и тему в тетрадях.

4) Отмечает необходимость изучения данной темы. Мотивирование.

Студенты приветствуют преподавателя вставанием.

Слушают и записывают в рабочих тетрадях дату и тему урока.

Создание психологического климата занятия, деловой, рабочей обстановки.

Формирование познавательного интереса к учебной деятельности, занятию.

II.

Входной контроль

1) Орфоэпическая разминка

(Приложение №1)

2) Орфографическая разминка.

(Приложение №2)

Разбор ошибок.

3) Проверка профессиональной лексики.

(Приложение №3)

Анализ ошибок.

Результаты входного контроля.

Студенты записывают в рабочие тетради. Затем проверяют правильность выполнения задания, указывают на допущенные ошибки.

Отвечают на вопросы преподавателя

Формирование умения пользоваться лексическими знаниями. Формирование и совершенствование правописных умений.

Контроль и актуализация знаний

III.

Изучение нового материала

1) Слово учителя о разделе «Лексика»

2) Сообщение студентов «Однозначные и многозначные слова»

Самостоятельная работа. Преподаватель предлагает составить предложения, употребляя данные слова в разных значениях.

3) Сообщение студентов «Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы».

4) Сообщение студентов « Архаизмы и неологизмы»

Самостоятельная работа. Преподаватель

по выполнению заданий по карточкам (Приложение №5)

5) Слово преподавателя о лексических и лексико-стилистических нормах.

Студенты слушают и отвечают на вопросы.

Студенты слушают

сообщение студентов, делают записи в тетрадях.

Составляют предложения.

Проверяют правильность выполнения задания, указывают на допущенные ошибки.

Студенты внимательно слушают, делают записи в тетрадях.

Студенты письменно выполняют задания.

Затем проверяют правильность выполнения заданий.

Студенты внимательно слушают, делают записи в тетрадях.

Раскрытие существенных признаков изучаемых явлений.

Восприятие материала.

Обучение умению применять на практике полученные знания. Развитие творческого мышления. Контроль и актуализация знаний.

Развитие познавательной деятельности. Умение самостоятельно анализировать факты языка, делать обобщения.

Контроль за выполнением задания. Развитие творческого мышления.

Восприятие материала.

Развитие логического мышления. Контроль за выполнением задания.

Умение анализировать факты языка, делать обобщения.

IV.

Выходной контроль

1) Самостоятельная работа.

Нахождение и исправление ошибок, допущенных в предложениях.

(Приложение№6)

Решение кроссворда на знание названий лечебных учреждений.

Находят и исправляют ошибки.

Студенты письменно выполняют задания.

Развитие логического мышления, языковой зоркости.

Систематизация знаний и умение применять их на практике.

Развитие устной речи.

Развитие мыслительной деятельности.

V.

Подведение итогов

1) Вопросы для подведения итогов:

Что узнали нового?

Чему научились?

Что повторили?

Какие качества речи развили?

2) Выставление и комментирование оценок

Студенты отвечают на вопросы.

Слушают. Обращают внимание на замечания.

Выяснение осознанного усвоения нового материала.

Осмысление результатов.

VI.

Домашнее задание

Преподаватель подробно объясняет выполнение домашнего задания:

упр. 1, 2,3(стр.75)

(уч-к «Русский язык

и культура речи»

Н.В.Кузнецова)

Студенты записывают домашнее задание. Слушают указания.

Воспитание ответственного, добросовестного отношения к выполнению домашнего задания.

Развитие мыслительных процессов. Отработка навыков самостоятельной работы с книгой, дополнительной литературой

Приложение №1

Орфоэпическая разминка:

На доске слова: Балов а ть, газопровод, бензопровод, две пары сапог, носков, чулок, красивее, а вгустовский, вз я т – взят а , позвон и т, м у к а , о рг а н

    Какие слова можно произнести с ударением на разных слогах?

    От чего это зависит? (от лексического значения)

Ответ:

М у ка – сильное физическое страдание

Мук а – размолотые в порошок хлебные зерна

О рган – часть организма

Орг а н – музыкальный инструмент

Приложение №2

Орфографическая разминка:

Прочитайте следующие слова и вставьте буквы:

I в. II в.

1. Р…внять (дорогу) 1. Выр…внять (грядки)

2. Обм…кнуть (перо) 2. Пром…кать (об обуви)

3. Пром…кнуть (под дождем) 3. Пром…кательная (бумага)

4. Пр…творять (дверь) 4. Пр…творять (в жизнь)

5. Пр…близиться 5. Пр…дать (друга)

6. Пр…открыть 6. Пр…дорожный

7. Пр…образование 7. Пр…горелый

8. Ср…внение 8. Р…внозначный

Ответ:

I в. II в.

1. Ровнять (дорогу) 1. Выровнять (грядки)

2. Обмакнуть (перо) 2. Промокать (об обуви)

3. Промокнуть (под дождем) 3. Промокательная (бумага)

4. Притворять (дверь) 4. Претворять (в жизнь)

5. Приблизиться 5. Предать (друга)

6. Приоткрыть 6. Придорожный

7. Преобразование 7. Пригорелый

8. Сравнение 8. Равнозначный

Приложение №3

Профессиональная лексика

Задание. Узнайте по лексическому значению слово:

Повышенная чувствительность организма к определенному аллергену (аллергия)

Отсутствие аппетита при наличии физической потребности (анорексия)

Удушье, обусловленное кислородным голоданием организма (асфиксия)

Расстройство пищеварения, сопровождающееся тяжестью в желудке (диспепсия)

Расстройство глотания; нарушение прохождения пищи по пищеводу из глотки в желудок (дисфагия)

Хроническое заболевание органов дыхания (астма)

Урежение сердечных сокращений (брадикардия)

Повышение артериального давления (гипертензия)

Пониженное артериальное давление (гипотония)

Защитная реакция организма (иммунитет)

Приложение №4

Задание. Подберите к словам:

Вариант 1 Вариант 2

Синонимы: Антонимы:

большой, живой,

сущность, глубокий,

битва, принести,

слабый, гнев,

объяснить, легкий,

множество, центр,

выйти, мало,

тьма здесь

ОТВЕТ

Вариант 1 Вариант 2

Синонимы: Антонимы:

Большой – крупный, живой – мертвый

Сущность – существо, глубокий – мелкий,

битва – бой, принести – отнести,

слабый – хилый, гнев – радость,

объяснить – разъяснить, легкий – тяжелый,

множество – большинство, центр – окраина,

выйти – удалиться, мало – много,

тьма – темнота здесь - там

Задание. Выпишите в два столбика паронимы и омонимы:

Коса, подпись, клуб, роспись, Швеция, Австрия, замок, Австралия, Швейцария, длинный, желанный, длительный, желательный.

ОТВЕТ

Паронимы: Омонимы:

Подпись – роспись Коса

Швеция – Швейцария клуб

Австрия – Австралия замок

Длинный – длительный

Желанный – желательный

Приложение №5

Задание. Приведенные слова разделите на три группы: к первой отнесите слова, которые еще сохраняют оттенок новизны; ко второй – слова, утратившие этот оттенок и вошедшие в активный запас лексики; к третьей – слова, которые перешли в фонд устаревших.

Глас, нарком, прилуниться, телевизор, сельсовет, сайт, биофизика, денница, аэроплан, программирование, байт, компьютер, красноармеец, интернет, мотодром, десантирование.

ОТВЕТ

1 группа: сайт, байт, Интернет, компьютер, программирование

2 группа: прилуниться, телевизор, биофизика, аэроплан, мотодром, десантирование

3 группа: глас, нарком, сельсовет, денница, красноармеец

Приложение №6

Задание. Устранить лексические ошибки.

1. Написав автобиографию, нужно поставить свою роспись.

2. Олег одел плащ и поспешил на работу.

3. У девочки были удивительно верные черты лица.

4. Олег налил в кружку горячий кипяток.

5. Ничто не может вывести Обломова из баланса.

6. Таня прибежала в слезах и поведала Вере о своей обиде.

ОТВЕТ:

1. Написав автобиографию, нужно поставить свою подпись. – смешение паронимов.

2. Олег надел плащ и поспешил на работу. – смешение паронимов.

3. У девочки были правильные верные черты лица. – ошибка в употреблении синонима.

4. Олег налил в кружку кипяток. Горячий - лишнее слово.

5. Ничто не может вывести Обломова из себя. - неуместное использование иноязычного слова.

6. Таня прибежала в слезах и рассказала Вере о своей обиде. – неуместное использование архаизма.

В специальной лексике выделяются слова и выражения, используемые группами лиц, объединенных по роду своей деятельности (по профессии), в различных сферах производства, техники, не ставшие, однако, общеупотребительными - так называемые профессионализмы. Их статус является достаточно сложным, потому как некоторые специалисты: а) отождествляют с терминами, б) относят к единицам ремесленной лексики; в) к специальной лексике неноминативного характера (глаголы, наречия, прилагательные); г) ненормированной специальной лексике, ограниченной употреблением в устной речи профессионалов в неформальной обстановке, и часто имеющей эмоционально-экспрессивные коннотации. В отличие от терминов - официальных научных наименований специальных понятий, профессионализмы функционируют преимущественно в устной речи как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера. Профессионализмы служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п. Например, технические профессионализмы: charge d"un atelier, calcul des tolйrances, gestion de l"entreprise, escompte, par itйration; театральные: armoire а sons = piano de l"orchestre, baisser le torchon = baisser le rideau, un tunnel = longue tirade dans le texte, faire de la baraque = donner un mauvais spectacle, boire ta lasse = connaоtre l"insuccи complet; художников: croыte = peinture qui n"est pas au goыt du peintre, navet = peinture horrible, cro-queton = croquis.

Например, в речи полиграфистов используются профессионализмы: cul-de-lampe - графическое украшение в конце книги, moustache - концовка с утолщением в середине. Профессионализмы характеризуются значительной дифференциацией в обозначении специальных понятий, орудий и средств производства, названии предметов, действий и так далее. Например, в метеорологии в соответствии с различаемыми видами снежинок существует несколько их наименований: astйrique - звездочка, aiguille - игла, hйrisson - еж, lame - пластинка.

Профессионализмы либо создаются заново с использованием исконных или заимствованных словообразовательных средств по общеязыковым моделям, либо (что наблюдается весьма часто) являются результатом переосмысления общелитературных слов. По способу образования можно выделить:
1) собственно лексические профессионализмы, которые возникают как новые, особые наименования. Например, таким путем возникло в речи плотников и столяров названия различных видов рубанка: moulure - калевка, enlиve-carrй - зензубель и др.;

2) лексико-семантические профессионализмы, возникающие в процессе развития нового значения слова и его переосмысления. Так возникли, например, профессиональные значения слов в речи полиграфистов: sapins - елочки или oreilles - лапки - разновидность кавычек; в речи охотников различаются профессиональные наименования хвостов животных: у волка - bыche , у лисы - tube , у бобра - pelle , у зайца - fleur , faisceau и т.д.;
3) лексико-словообразовательные профессионализмы, к которым относятся слова типа запаска - запасной механизм, часть к чему-либо; главреж - главный режиссер и пр., в которых используются или суффикс, или способ сложения слов и т.д.

4) Одним из способов образования профессионализмов является компрессия : когда из составного наименования устраняется слово, которое передает свое функционально-смысловое значение оставшемуся слову, усложняя его содержание. Отличительной чертой таких наименований является краткость и семантическая емкость (ср.: система гидравлического привода тормозов - hydraulique ).

Профессионализмы можно сгруппировать по сфере их употребления: в речи спортсменов, шахтеров, врачей, охотников, рыбаков и т.д. В особую группу выделяются техницизмы - узкоспециальные наименования, применяемые в области техники. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала. Так, коневоды различают лошадей по назначению: de trait - упряжная, de selle - верховая, de bвt - вьючная, а первая в упряжке: limonier - коренная, de renfort - пристяжная; в речи плотников и столяров инструмент для строгания досок рубанок имеет разновидности: varlope - фуганок, riflard - шерхебель. В профессиональной речи бревна и доски различают по размеру, форме и называются: bois carrй - брус, dosse - горбыль и др.

Профессионализмы часто обладают экспрессией, что сближает их с жаргонизмами. Так водители автобусов, грузовиков, легковых автомобилей руль называют баранкой, полиграфисты принятый на письме знак - кавычки по их виду образно называют ёлочками («»), лапками («»), общий заголовок в газете - шапкой.

Разновидностью профессионализмов являются профессиональные жаргонизмы, которые не способны приобретать нормативный характер, и их условность ясно ощущается говорящими. Она имеет сниженную экспрессивную окраску и употребляется только в устной речи людей одной профессии. Например, инженеры шутя называют самозаписывающий прибор «cafard » - «ябедником». Иногда жаргонные профессионализмы переходят в национальный язык, оставаясь при этом стилистически сниженными; например, avoir le trac «бояться» из театрального жаргона или barbouiller «мазать» из жаргона художников. У профессионально-жаргонных слов, как правило, есть нейтральные, лишенные разговорного оттенка синонимы, имеющие точное терминологическое значение.

Профессиональная лексика имеет в своем составе слова, содержащие семы неодобрения, пренебрежения, презрения: бугорок - старшая дежурная, навалять браку, бледня и т.д., которые сближают их с жаргонизмами. Профессионализмы, пограничные с жаргонизмами, используются как эффектный прием речевого контраста. Подобные профессиональные наименования связаны с коммуникативным процессом в трудовой деятельности. Образность - характерная черта профессионализмов всех областей производства. Некодифицированная профессиональная лексика находится за пределами литературной нормы, поэтому, как и просторечные или жаргонные слова, она обычно в тексте берется в кавычки. Но в настоящее время норма стала более свободной, кавычки не всегда используют для выделения профессионализмов.

В художественных произведениях, а также в газетно-журнальных текстах профессионализмы выполняют, как правило, номинативную функцию, а также служат изобразительно-выразительным средством. Отдельные профессионализмы, нередко сниженного стилистического звучания, переходят в состав общеупотребительной лексики: travail par saccades - штурмовщина. В художественной литературе профессионализмы используются писателями с определенной стилистической задачей: как характерологическое средство при описании жизни людей, связанных с каким-либо производством.

Освещая жизнь общества, газеты не могут не затрагивать научную и профессионально-призводственную сторону. В материалах такой направленности используется лексика, составляющая подъязык национального языка, «его подсистему, включающую специальные слова, необходимые лишь для данной профессии». Причем чем сложнее целенаправленная деятельность людей, тем более обособлен от общего языка их особый язык, или подъязык, поэтому использование специальной лексики в текстах газетных публикаций требует тщательного отбора и обдуманного подхода к ней. Введение профессионализма в текст в качестве моделирующей функции используется не только в речевой характеристике героев, но и в авторской речи журналиста. Этот прием позволяет показать сопричастность автора к той проблеме, о которой он пишет, его компетентность в данной области. Текст, в который включены профессионализмы, становится похожим на устную речь. Это позволяет читателю почувствовать себя участником событий, глубже вникнуть в их суть. Профессиональное название в газетном тексте употребляется, чтобы стилизовать текст, т.е. максимально приблизить его к действительности той профессионально-производственной сферы деятельности человека, о которой пишет автор, обеспечивая таким образом реалистичность. Поэтому профессионально ориентированные слова часто встречаются в интервью, где создают речевые характеристики героев. Неотредактированный текст должен отражать действительность живой речи, а профессионализмы лишь подчеркивают ее ситуативность.

Сфера употребления профессиональной лексики

Профессионализмы, в отличие от их общеупотребительных эквивалентов, служат для разграничения близких понятий, используемых в определенном виде деятельности людей. Благодаря этому профессиональная лексика незаменима для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах, предназначенных для подготовленного читателя. Однако информативная ценность узкопрофессиональных наименований утрачивается, если с ними сталкивается неспециалист. Поэтому профессионализмы уместны, скажем, в многотиражных отраслевых газетах и не оправданы в изданиях, ориентированных на широкие читательские круги.

Как продукт практики профессионализм делает речь конкретной и легко усваиваемой не только рядовыми представителями той или иной отрасли производства, но широким кругом людей, соприкасающихся с этой средой. Его предпочитают термину, дающему научное обобщенное, часто с использованием иноязычных корней, название объектам, явлениям, действиям. Профессиональные названия позволяют быстро и доступно ознакомиться с производством, а эмоциональность профессионализм делает этот процесс интересным. Эти качества профессионализмов становятся необходимыми журналистам, которые стремятся привлечь внимание массового читателя к определенной профессиональной области, к проблемам в ней.

Широкого распространения в литературном языке узкопрофессиональные слова обычно не получают, то есть сфера их употребления остается ограниченной. Чаще всего - это разговорная речь представителей той или иной профессии, так как профессионализмы - это полуофициальные наименования (и в этом заключается одно из их отличий от терминов), закрепившиеся в языке определенной профессии. Иногда они являются своего рода неофициальными синонимами специальных наименований. Нередко их отражают словари, но обязательно с пометой «профессиональное».

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Профессиональная лексика [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Профессиональная лексика обладает особенностями, позволяющими общаться свободно людям одной профессии. Однако профессионализмы – это не обязательно термины. Существуют определенные отличия между терминами и профессиональной лексикой. Об этом будет упомянуто в нашей статье.

Понятие и особенности профессиональной лексики

Слова, относящиеся к профессиональной лексике, именую профессионализмами. Гальперин трактовал профессионализмы как "...слова, связанные с производственной деятельностью людей, объединенных одной профессией или родом занятий" . По его мнению, профессионализмы соотносимы с терминами. Последние появляются для определения вновь возникающих понятий в результате научных открытий и технического прогресса. Профессионализмы по-новому обозначают уже известные понятия, обычно предметы и процессы труда (деятельности). Профессионализмы отличаются от терминов тем, что термины – специализированная часть литературно-книжной лексики, а профессионализмы – это специализированная часть нелитературной разговорной лексики. Смысловая структура профессионализма затемнена образным представлением, в котором выделяемые признаки могут быть весьма случайными и произвольными. В основе возникновения профессионализма лежит семантическая специализация – сужение значения слова.

Не понимая их значения, мы ощущаем себя немного не в своей тарелке, когда эти слова относятся непосредственно к нам. Слова, характеризующие специализированные процессы и явления из какой-либо конкретной отрасли знаний, - это профессиональная лексика.

Определение профессиональной лексики

Данный вид лексики - это специальные слова или обороты речи, выражения, которые активно используются в какой-либо человека. Эти слова немного обособлены, так как не употребляются большой массой населения страны, лишь ее маленькой частью, получившей конкретное образование. Слова профессиональной лексики используются для описания или разъяснения производственных процессов и явлений, орудий конкретной профессии, сырья, конечного результата труда и остального.

Место этого вида лексики в системе языка, используемого конкретной нацией

Существует несколько важных вопросов, касающихся разных аспектов профессионализмов, которые до сих пор изучают лингвисты. Один из них: "Какова роль и место профессиональной лексики в системе общенационального языка?"

Многие утверждают, что употребление профессиональной лексики уместно только в рамках определенной специальности, поэтому общенациональной ее назвать нельзя. Так как формирование языка специальностей в большинстве случаев происходит искусственно, он по своим критериям не подходит под характеристики общеупотребительной лексики. Главной ее особенностью является то, что образуется такая лексика в ходе естественного общения людей. Кроме этого, формирование и образование общенационального языка может занимать достаточно длительный период, чего не скажешь о профессиональных лексических единицах. На сегодняшний день языковеды и лингвисты сходятся во мнении, что профессиональная лексика не является литературным языком, но она имеет свою структуру и характеристики.

Отличие профессиональной лексики от терминологии

Далеко не все обыватели знают, что терминология и язык специальности отличаются друг от друга. Разграничиваются эти два понятия на основе их исторического развития. Терминология возникла сравнительно недавно, относится к этому понятию язык современной техники и науки. Профессиональная лексика же пика своего развития достигла во времена ремесленного производства.

Также понятия отличаются с точки зрения официального их использования. Терминология применяется в научных изданиях, докладах, конференциях, специализированных учреждениях. Иначе говоря, является официальным языком конкретной науки. Лексика профессий применяется "полуофициально", то есть не только в специальных статьях или научных работах. Специалисты определенной профессии могут ее использовать в ходе работы и понимать друг друга, тогда как непосвященному человеку будет сложно усвоить, что они говорят. Профессиональная лексика, примеры которой мы рассмотрим ниже, имеет некоторые оппозиции по отношению к терминологии.

  1. Наличие эмоциональной окраски речи и образности - отсутствие экспрессии и эмоциональности, а также образности терминов.
  2. Специальная лексика ограничена разговорным стилем - термины не зависят от обычного стиля общения.
  3. Некоторый диапазон отклонения от нормы профессионального общения - четкое соответствие нормам профессионального языка.

Исходя из перечисленных характеристик терминов и профессиональной лексики, многие специалисты склоняются к теории о том, что последняя относится к профессиональному просторечию. Разницу в этих понятиях можно определить, сравнив их друг с другом (баранка - рулевое колесо, системный блок - системник, материнская плата - материнка и другие).

Разновидности слов в профессиональной лексике

Профессиональная лексика состоит из нескольких групп слов:

  • профессионализмы;
  • техницизмы;
  • профессионально-жаргонные слова.

Профессионализмами называют лексические единицы, не имеющие строго научного характера. Они считаются "полуофициальными" и нужны для обозначения какого-либо понятия или процесса на производстве, инвентаря и оборудования, материала, сырья и так далее.

Техницизмы - это слова профессиональной лексики, которые применяются в области техники и используются лишь ограниченным кругом людей. Они узкоспециальные, то есть общаться с человеком, не посвященным в определенную профессию, с их помощью не получится.

Профессионально-жаргонные слова характеризуются пониженной экспрессивной окраской. Иногда эти понятия абсолютно не логичны, и их может уразуметь только специалист в конкретной области.

В каких случаях профессиональная лексика используется в литературном языке?

Разновидности специального языка нередко могут применяться в литературных изданиях, устной и Иногда профессионализмы, техницизмы и профессиональный жаргон могут заменять термины при плохо развитом языке конкретной науки.

Но есть опасность широкого использования профессионализмов в периодических изданиях - неспециалисту сложно различить близкие по значению понятия, поэтому многие могут ошибаться в процессах, материалах и продуктах конкретного производства. Излишняя насыщенность текста профессионализмами мешает его правильно воспринимать, теряется смысл и стиль для читателя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Иркутский государственный университет путей сообщения

Забайкальский институт железнодорожного транспорта

Читинский техникум железнодорожного транспорта

Контрольная работа по русскому языку

УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ

План

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ

1.1 Понятие «профессиональная речь»

1.2 Лексическая составляющая профессиональной речи

1.3 Профессиональная речь и профессиональное общение

2. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ

2.1 Понятие профессиональной лексики и терминологии

2.2 Использование профессиональной лексики в литературном языке

2.3 Стилистически не оправданное употребление профессионализмов

3. Прочитайте текст. Дайте характеристику по плану: тема и основная мысль, тип речи, стиль речи

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ

1.1 Понятие «профессиональная речь»

В научных исследованиях по лингвистике, методике преподавания языка и т. д. постоянно употребляется термин «профессиональная речь». Особенно часто к этому определению обращаются авторы в последние годы, когда активно дискутируются проблемы изучения профессиональной речи. Но за редким исключением не дается сколько-нибудь четкое обоснованное определение понятию «профессиональная речь». В последней по времени издания энциклопедии «Русский язык» вообще отсутствует такое понятие, как «профессиональная речь». Профессиональная речь названа «специальной речью», которая входит в литературный язык, а именно в те его сферы, «которые отражают узкую языковую практику людей тех или иных специальностей». Эта речь, как указано в статье энциклопедии, определяется, прежде всего, актуальной терминологией, характерной для той или иной профессии. Кроме того, эта речь имеет «свои собственные характеристики» в области лексики, словообразования, фразеологии, а иногда и в ударении и формообразовании. Характеристики этой специальной речи «не противоречат… общей системе литературного языка».

1.2 Лексическая составляющая профессиональной речи

При обсуждении деловых проблем в неофициальной или нестрого официальной обстановке значительную часть лексики современных экономистов занимают профессионализмы (под которыми мы понимаем неофициальные наименования явлений и понятий деловой жизни). Группа эта обширна и объединяет единицы, которые могут быть систематизированы по структуре, происхождению, уровню вхождения в литературный язык и. д.

Одно из определений профессионализмов дает Н. К. Гарбовский, который считает, что существует 2 класса профессионально-окрашенных единиц лексико-фразеологического уровня, а именно - специальная профессиональная терминология и некодифицированные единицы языка, возникающие и функционирующие главным образом в разговорной речи специалистов на профессиональные темы в условиях неофициального общения. Эти последние единицы обычно носят название профессионализмов.

1.3 Профессиональная речь и профессиональное общение

Профессиональная речь какой-либо области определяется также своим репертуаром жанров, хотя одни и те же жанры могут употребляться в профессиональной речи разных специальностей, но в то же время в каждой специальности есть свои наиболее важные жанры и специфические законы композиции и речевого оформления общих жанров.

Сложность и многоаспектность профессиональной деятельности людей предполагают значительную вариативность форм речевой коммуникации, и при достаточно широком взгляде на вещи все речевые жанры, сложившиеся в процессе коммуникации в профессиональной сфере деятельности, могут быть определены как профессиональная речь. Иначе говоря, вся коммуникация, связанная с профессиональной деятельностью, независимо от того, протекает она в письменной или устной форме, в официальной или неофициальной обстановке, то есть коммуникация как особый, вспомогательный вид деятельности, обеспечивающий осуществление основной профессиональной деятельности и подчиненный ее целям как целям деятельности более высокого порядка, и есть профессиональная речь.

2. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ

2.1 Понятие профессиональной лексики и терминологии

К профессиональной лексике относятся слова и выражения, используемые в различных сферах деятельности человека, не ставшие, однако, общеупотребительными. Профессионализмы служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, получаемой продукции и т.д. В отличие от терминов, представляющих собой официальные научные наименования специальных понятий, профессионализмы воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера.

Например, в устной речи полиграфистов бытуют профессионализмы: концовка - «графическое украшение в конце книги», усик - «концовка с утолщением в середине», хвост - «нижнее наружное поле страницы, а также нижний край книги, противоположный головке книги».

2.2 Использование профессиональной лексики в литературном языке

профессионализм стилистический лексика язык

При определенных условиях профессионализмы находят применение в литературном языке. Так, при недостаточной разработанности терминологии профессионализмы нередко играют роль терминов. В этом случае они встречаются не только в устной, но и в письменной речи. При использовании профессионализмов в научном стиле авторы часто разъясняют их в тексте (Так называемое легкое сено пользуется заслуженной дурной славой, как корм малопитательный, при значительном употреблении которого замечаются случаи ломкости костей у животных).

Профессионализмы нередки в языке многотиражных, отраслевых газет (Осаживать вагоны после роспуска состава и отвлекать для этого маневровые средства, ...роспуск состава с надвигом другого). Преимущество профессионализмов перед их общеупотребительными эквивалентами в том, что профессионализмы служат для разграничения близких понятий, предметов, которые для неспециалиста имеют одно общее название. Благодаря этому специальная лексика для людей одной профессии является средством точного и лаконичного выражения мысли. Однако информативная ценность узкопрофессиональных наименований утрачивается, если с ними сталкивается неспециалист. Поэтому в газетах использование профессионализмов требует осторожности.

2.3 Стилистически не оправданное употребление профессионализмов

Включение в текст профессионализмов нередко бывает нежелательным. Так, в газетной статье не может быть оправдано употребление узкоспециальных профессионализмов. Например: На руднике очень несвоевременно проводится ополаживание горизонтов, заоткоска дорог - только специалист может разъяснить, что имел в виду

В книжных стилях не следует использовать профессиональную лексику из-за ее разговорно-просторечной окраски. Например: Надо добиться, чтобы завалка печей не превышала двух часов, а плавка в печи сидела не дольше 6 часов 30 минут (лучше: Надо добиться того, чтобы загрузка печей продолжалась не более двух часов, а плавка - шести с половиной).

3. Прочитайте текст. Дайте характеристику по плану: тема и основ ная мысль, тип речи, стиль речи

Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающий цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нем претворяется в мысль, в картину, в звук, небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее бури и грозы. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни.

Тема: Язык народа,

Основная мысль: Любовь к Родине,

Тип речи: Повествование,

Стиль речи: Художественный.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Лексическая система русского языка, лексика устной речи. Изучение особенностей лексики радиоведущих. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской, смешение стилей. Использование жаргонизмов и неологизмов в лексике радиоведущих.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Определение стилистических пластов лексики современного французского языка. Понятие, значение лексики ограниченной сферы употребления. Систематизация терминологической и профессиональной лексики, ее функционирование в тексте романе Эмиля Золя "Germinal".

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Несоблюдение критериев отбора лексических средств, приводящее к ошибкам в словоупотреблении. Слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи. Стилистически неоправданное употребление синонимов, антонимов. Употребление устаревших и заимствованных слов.

    реферат , добавлен 18.01.2017

    Место профессиональной лексики в научно-технической сфере общения. Отличия профессионализмов от терминов, способы образования жаргонной лексики и номенов. Сравнительно-сопоставительный анализ текстов нефтегазовой тематики на английском и русском языках.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2011

    Феномен лексической системы русского языка. Образование и употребление паронимов. Группы паронимов и их отношение к омонимам, синонимам, антонимам. Использование паронимов в речи, стилистические функции и словари. Употребление паронимов в прессе.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2009

    История возникновение деловой стилистики. Основные правила делового этикета. Виды эмоциональной окраски речи и способы их употребления. Факторы успешности при использовании стилистически окрашенной лексики в деловой речи. Характеристика типичных ошибок.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Понятие и причины появления профессиональной и научной речи. Основные лингвистические черты специального языка. Средства выражения специальных реалий, категорий, понятий. Профессиональный вариант нормы. Порядок объединения и упорядочивания терминов.

    реферат , добавлен 06.06.2011

    Категории темпоральности и таксиса в немецком языке. Понятие сослагательного наклонения. Значения, абсолютное и относительное употребление конъюнктива. Употребление конъюнктива в придаточных предложениях ирреального сравнения и в косвенной речи.

    реферат , добавлен 07.04.2009

    Глагол как часть речи в современном русском языке. Грамматические категории глагола. Способы словообразования глаголов. Употребление глаголов в рассказах В.М. Шукшина. "Деревенская проза" как литературный жанр.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2006

    Понятие, лексические и семантические признаки профессионализмов как лексической единицы. Основные способы, приемы и трудности перевода профессиональной лексики. Применение некоторых лингвистических приемов в практике перевода специализированных текстов.

Понравилась статья? Поделитесь ей