Контакты

Рецензия на дополнительную программу образец. Рецензия на программу дополнительного образования

К образовательной программе дополнительного образования детей должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:

1. внутреннюю (её, как правило, пишет заместитель директора, курирующий дополнительное образование в образовательном учреждении);

2. внешнюю (её даёт независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе; необходима для авторских и экспериментальных программ).

Примерный план рецензии:

1. Заголовок рецензии.

Рецензия на программу «___________» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.

2. Общая характеристика программы:

  • образовательная область;
  • вид детского объединения (студия, секция, клуб и др.), в рамках которого

реализуется рецензируемая программа;

  • адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.);
  • срок реализации, на который рассчитана программа;
  • есть ли подобная программа в образовательном учреждении (сравнить по
  • в чём заключается дополнительность рецензируемой программы;
  • стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.п.).

3. Актуальность программы и её новизна для системы дополнительного образования детей.

4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

  • анализ пояснительной записки;
  • анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно

раскрываются основные темы занятий);

  • анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором

характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);

  • оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).

5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).

6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).

7. Ведущая идея программы и пути её реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.

8. Язык и стиль изложения материалов (чёткость, ясность, доказательность, логичность и др.).

9. Соответствие программы специфике дополнительного образования детей.

В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:

  • стимулированию познавательной деятельности обучающегося;
  • развитию его коммуникативных навыков;
  • созданию социокультурной среды общения;
  • развитию творческих способностей личности обучающегося;
  • поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;
  • творческому использованию жизненного опыта ребёнка;
  • профессиональному самоопределению обучающегося.

10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).

11. Характеристика профессиональных знаний и умений педагога как автора программы.

Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.

Рецензия на программу должна содержать её аргументированную оценку, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) её использования в системе дополнительного образования детей. Кроме того, рецензент высказывает предложение о закреплении за программой определённого статуса (модифицированная, авторская, экспериментальная).

Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в двух экземплярах.

Литература

  1. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей: Письмо Минобразования России от 18.06.03г. № 28-02-484/16 // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - № 3. – С. 49 – 50.

Материал подготовила Н.В. Марченко, методист МКОУДО « ИМЦ».

Рецензия

на дополнительную общеобразовательную программу

по английскому языку

«Школа общения»

(социально-педагогической направленности).

учитель английского языка высшей категории

МБОУ гимназии 184.

Программа построена на основе УМК « Matrix », издательство Oxford University Press с использованием стандартов второго поколения, что является актуальным в настоящее время, поскольку весь образовательный процесс переходит на новый уровень, меняет вектор. Предполагается не только формирование знаний, умений и навыков, но и всестороннее развитие учащихся. Как раз главный акцент в программе ставится на развитии личности, формировании тех навыков, которые пригодятся учащимся в любых сферах общения, поможет раскрыться каждому, максимально продуктивно используя дополнительное время, которого так не хватает в стандартном образовательном процессе. Данная программа поможет ликвидировать дефицит времени на продуктивную коммуникативную деятельность.

Цели и задачи программы соответствуют предмету и содержанию. Программа имеет научное обоснование, причем не только педагогическое, но и социально-психологическое. Использование проектной методики и активных методов обучения отвечает современным запросам образовательной системы, позволяет провести диагностику и контроль, активизируя личный потенциал каждого, не только интеллектуальный, но и творческий. Способствует формированию навыков самоанализа и самоконтроля, что тоже отвечает запросам современного общества. Психологическое обоснование программы раскрывает актуальность ее использования в определенном возрасте, что позволит качественно улучшить результаты. Структура программы отвечает основным направлениям в развитии коммуникативной компетенции средствами иностранного языка: развитие диалогической и монологической речи с параллельным формированием лексико-грамматических навыков. Учитывая специфику программы, оптимально распределяется учебное время между указанными направлениями.

Данная программа является инновационной, так как представляет не только проектную методику, но и активные методы обучения, что ново в образовательном процессе. Программа обеспечена не только методическим комплексом, а также имеет психологическое обеспечение. Раскрывает актуальность развития коммуникативных способностей и предлагает пути и способы реализации данных задач.

Подпись______________________________

ФИО _____________________________________________________________________

Должность___________________________________________________________________

Квалификация________________________________________________________________

Звания_______________________________________________________________________

Место работы_________________________________________________________________

РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную образовательную Программу, по художественно-эстетическому направлению «Художественная лепка», представленную Борисовой Ю. В., педагогом дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр, Вилюйского улуса, Республики Саха (Якутия).

Программа «Художественная лепка», является программой для учащихся 6-18 лет, художественно-эстетической направленности. Срок реализации программы – 3 года.

Целью программы является развитие творческих и коммуникативных способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий из солёного теста, пластилина и папье-маше. Цели, задачи, результаты программы согласованы, ориентированы на возрастные особенности детей.

Особенностью данной программы является то, что, даже не обладая очень высокими способностями, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь. Получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. И главной особенностью является то, что ребенок может научиться комбинировать солёное тесто с пластилином, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.

Актуальность данной программы обоснована тем, что особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов). Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста, помогать детям разного возраста, отражать свою неповторимую самобытность, реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности.

Данная программа соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта дополнительного образования. Данная деятельность организована на базе «Дома детского творчества», с учётом желания детей и согласия родителей и реализуется педагогом дополнительного образования, первой квалификационной категории – Борисовой Ю. В.

Программа «Художественная лепка» отличается грамотным оформлением, чёткостью структуры. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты программы, согласованы цели и способы их достижения. Программа содержит следующие разделы:

– «Пояснительная записка» – включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: обоснование программы, в котором отражена актуальность, новизна программы; цели и задачи; условия реализации; материально-техническое обеспечение; основные формы и методы работы с детьми; ожидаемые результаты, формы, методы и критерии их оценки. Обзорно раскрыто содержание программы.

– «Учебный план» включает последовательность изучаемых тематических блоков с указанием общего количества часов и количества часов на теоретические и практические занятия.

– «Методическое обеспечение» программы в полной мере характеризует педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата. В программе предполагается достижение определенного уровня овладения детьми художественной грамоты. Формой проведения итогов реализации программы является: выставки, конкурсы, фестивали, массовые мероприятия. Оценка результатов освоения материалов определяется уровнем знаний, умений и навыков, определенных в программе.

– «Литература». В программе представлен список литературы. Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата.

Программа дополнительного образования детей «Художественная лепка» представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Язык и стиль изложения отличаются четкостью, ясностью, убедительностью и логикой. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Всесторонний анализ программы показал, что она составлена в соответствии с ФГОС. Программа актуальна для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Рекомендуется распространению.

Зам. директора по УВР _____________ (Н. Б. Какадий)

Привет, дорогие мои читатели, друзья и случайные гости блога! Татьяна Сухих всегда рада виртуальной встрече с вами, хотя я вас не вижу, но чувствую, как между нами происходит обмен энергетикой. Хотелось бы, чтобы мои статьи приносили пользу, поэтому часто я затрагиваю сложные для меня самой темы. Сегодня предлагаю узнать, что такое рецензия на программу для дошкольного учреждения.

Тема статьи выбрана неслучайно. Оказывается, я не знала об этом, если я решила написать авторскую или экспериментальную программу для работы с детьми дошкольного возраста и рассчитываю опубликовать ее и защитить свое авторство, то обязательно нужно, чтобы была написана рецензия.

Для внутреннего использования в садике, если я не мечу на всероссийское признание в научных кругах, достаточно рецензии от заведующей или методиста. А вот для публикаций или, к примеру, хочу на конкурс представить авторскую программу, то нужно получить объективное мнение о программе от независимого эксперта.

Чтобы было понятнее, что из себя вообще представляют программы, составлю для вас классификацию программ. Итак, по философско-концептуальным основам, то есть, взгляду на ребенка как объект воспитания, закономерности его развития, создания условий для становления личности, программы бывают:

  • Вариативные;
  • Альтернативные.

Альтернативные представляют собой инновационные, часто идущие вразрез с общепринятыми системами воспитания и образования. Такие программы редко применяются в государственных учреждениях из-за их спорной целесообразности для общей массы детей.

Вариативные программы строятся по принципу личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми. Существует комплекс вариативных программ в нашем дошкольном образовании, который рекомендован Министерством. Каждое ДОУ имеет право выбирать из комплекса любые вариативные программы, адаптировать их «под себя» или писать авторские программы для своего учреждения.

Вариативные программы делятся на:

  • Основные: есть утвержденные программы, которые отвечают всем современным требованиям развития и воспитания детей, содействуют всестороннему развитию, а также образованию в рамках дошкольного учреждения. Они утверждены Министерством. К основным также относятся специализированные и коррекционные программы.
  • Дополнительные: по желанию ДОУ или родителей в садике вводятся программы по иностранным языкам, прикладному искусству, танцам и т.п. Могут быть платными и бесплатными. Дополнительную программу по конкретному направлению утверждает руководство садика.


Еще есть такая разновидность, как примерные программы. Они не являются документом, но прописывают основные обязательные моменты, которые должны быть учтены при составлении авторских программ. Это как конструктор, из блоков которого каждый может возвести свое здание.

Хотите составить программу – «УчМаг» поможет!

Если вам нужно составить рабочую программу, советую воспользоваться специальными предложениями от Интернет-магазина «УчМаг»:

  • Компакт-диск «Разработка программы развития образовательной организации» – это своеобразный бизнес-план для детского садика. Здесь даны практические рекомендации, как составить программу развития дошкольного учреждения, чтобы она отвечала всем современным требованиям системы образования. Есть также шаблон-образец, который можно взять за основу для своей программы.
  • Возможность принять участие в офлайн-семинаре на тему «ФГОС НОО: разработка программ дополнительного образования» и офлайн-мастер-классе на тему «Рабочая программа воспитателя в соответствии с ФГОС ДО» . Чем хороши такие семинары? Они дают возможность получить доступ к тематическим материалам, которые разработаны строго по ФГОС, а также вам пришлют сертификат, что очень украсит ваше портфолио.

Скажу откровенно, написать сегодня авторскую программу проблематично, ведь все давным-давно придумано до нас. Кроме того, чтобы получить разрешение на внедрение разработки, нужно пройти очень сложные и длительные процедуры. Самое главное – программа должна пройти экспертизу Федерального экспертного совета.

В нормативных документах все так запутанно, что я не поняла, в каких случаях можно использовать в садике авторские разработки без присвоения специального грифа «Рекомендовано». С одной стороны, руководство учреждения свободно в выборе программ из списка утвержденных, может вносить изменения и внедрять собственные программы.

С другой стороны – запрещено применять программы, которые не прошли экспертизу на федеральном или городском уровне.

Да, в ДОУ мы имеем право варьировать программы, выбирать на усмотрение руководства садика из утвержденного перечня. Но на практике, чтобы решиться ввести в работу учреждения авторскую разработку, сто раз подумаешь, стоит ли оно того. Проще из списка рекомендованных программ выбрать профессиональную, одобренную и проверенную.

Органы управления образованием составляют примерные программы, качество которых контролируется Министерством. Это комплексные программы: «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство», «Кроха».

Как должна выглядеть рецензия на программу?

Думаю, что проще всего написать авторскую дополнительную общеобразовательную программу, хотя существует утвержденный перечень и парциальных, то есть, дополнительных программ. Но речь не о них, сейчас я, наконец, отвечу на главный вопрос моей статьи: что такое рецензия на воспитательную программу и как она выглядит?


Итак, вы разработали дополнительную образовательную программу и хотите ее внедрить. Советуют специалисты приложить к авторской разработке две рецензии: так называемую, внутреннюю и внешнюю.

Первая – это отзыв вашего руководства о разработке, методике, программе обучения и развития детей. Обычно ее пишет методист детского сада, поскольку он непосредственно курирует дополнительное образование.

Внешняя рецензия пишется независимым экспертом. Где его искать? Оказывается, это сегодня не проблема: в Интернете свои услуги по написанию рецензии предлагают научно-издательские центры, которые имеют соответствующие лицензии. Не нужно никуда ехать, пересылаем на адрес специалиста свою разработку и ждем ответа.

На авторитетных сайтах предоставляют документы, подтверждающие наличие ученой степени человека, который будет рецензировать работу, дают гарантию, что рецензент является членом Гильдии экспертов в сфере образования.

Специалисты оценивают работу по утвержденным критериям системы нашего образования, по желанию заказчика могут дать рекомендации по улучшению и усовершенствованию работы, если она не дотягивает до отличной оценки, условной, конечно.

Вы можете предварительно почитать требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования, которые есть в нормативных документах образовательного учреждения. Думаю, на сайте рецензентов есть образцы их работы, и вы сможете сверить с министерскими требованиями.

Что включает в себя рецензия?

Рецензия обычно оформляется как машинописный документ, заверенный мокрой печатью рецензирующего органа.

Чтобы примерно знать, правильно ли написана рецензия, предлагаю изучить ее составляющие:

  • Заголовок звучит примерно так: рецензия на программу (указываем название программы, полное) такого-то автора (пишутся фамилия, имя и отчество, а также занимаемая должность и если есть – категория) такого-то учреждения (полное наименование садика).
  • Глубокая характеристика разработки: указывается учебная область применения, определяется вид детского объединения, где планируется применение программы. Также пишется возраст детей, к которым применима разработка, срок реализации программы, указывается уникальность или схожесть с другими программами данного вида.

Здесь же подтверждается статус программы как дополнительной образовательной программы и анализируется стиль изложения, а также уровень подачи материала.

  • Новизна и актуальность работы – в этом пункте проявляется уровень профессионализма рецензента. Можно написать все, но ни о чем, либо четко и аргументировано доказать нужность и уникальность работы. Чтобы определить ценность программы по этим критериям, нужно хорошо знать всю систему дошкольного образования;
  • Характеристика структуры программы: перечисляются разделы, и каждый анализируется на предмет полноты раскрывания темы, логики изложения, глубины предмета исследования и т.п.;
  • Описание и анализ полноты изложенного материала соответственно списку разделов;
  • Акцент на целостности работы, последовательности и ее предполагаемого места среди подобных разработок;
  • Определение главной идеи программы, описание ее сути, новизны, актуальности и пригодности для реальных дошкольных учреждений, соответствия ее требованиям Министерства образования;
  • Характеристика приложений к разработке: наглядных материалов, видео и т.п.;
  • Как заключение – выводы о профессионализме автора программы, общая оценка, положительные и отрицательные стороны работы.

Еще немного информации…

Современную дошкольную образовательную программу принято рассматривать как инструмент для достижения таких целей:

  • Развитие любознательности – главного показателя познавательной активности ребенка, развитие способностей, воображения, коммуникативности;
  • Обеспечение укрепления и сохранение здоровья малышей – психического и физического в равной мере, создание условий эмоционального благополучия для каждого дошкольника, для интеллектуального и творческого развития, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • Соблюдение трех форм организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ: занятия как форма обучения, нерегламентированные виды деятельности и свободное время в течение дня;
  • Использование игры как основного вида деятельности дошкольников;
  • Реализация дифференцированного и личностного подхода в работе с дошкольниками.

Так вот, если вы решили написать программу, можно себя проверить, прежде чем представить ее на суд специальной экспертной комиссии, отвечает ли ваша работа вышеперечисленным задачам дошкольных образовательных программ.

РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную общеобразовательную программу

«Волшебный кубик»

(интеллектуально-развивающего направления)

Рецензируемая работа представляет собой учебно-методическое пособие, адресованное учителям и воспитателям начальных классов.

Общеобразовательная программа является актуальной и составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей. Обусловлена необходимостью в условиях ФГОС внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса к мыслительной деятельности. Программа снабжена богатым учебно-методическим комплексом, призванным обеспечить ее успешную реализацию, составлена с учетом современных требований. При разработке программы и в процессе ее реализации учитывается социальный запрос родителей в предоставлении образовательных услуг и интересы воспитанников.

Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей определяется успешной социализацией ребёнка в современном обществе, его продуктивным освоением разных социальных ролей.

Структура программы представляет собой логическую последовательность, составлена в соответствии с требованиями и состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых личностных и метапредметных результатов освоения курса, содержания, календарного планирования, списка литературы, приложения (подробных разработок занятий). В пояснительной записке указаны актуальность, программы, ее новизна, прописаны цели и задачи, указана продолжительность и периодичность занятий, прописано необходимое оборудование. Достаточно полно раскрыта содержательная часть программы, указаны основные темы и разделы занятий. Список литературы достаточный, включает 6 источников, интернет-ресурсы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный кубик» предполагает возможность вариантного и разноуровневого изучения курса в зависимости от умственных способностей учащихся и уровня их подготовки. Соответствует возрастным особенностям обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам.

Содержание учебного пособия помогает создать положительную мотивацию, способствует развитию личностных, метапредметных и предметных умений ученика. Разработка предлагает новый, нетрадиционный подход к предъявлению новых знаний, опирается на многочисленные источники информации, побуждая учащихся к самостоятельному добыванию знаний по интересующей теме, способствует развитию коммуникативных навыков, творческих умственных способностей личности. Материал учебного пособия изложен грамотно, последовательно.

Таким образом, данная общеобразовательная программа «Волшебный кубик» (интеллектуально-развивающего направления) для обучающихся 1-4 классов представляет собой практический интерес для педагогов, является актуальной в условиях реализации новых образовательных стандартов, способствует привитию у учащихся интереса к мыслительной деятельности. Программа может быть использована учителями начальной школы, как для проведения кружка, так и для проведения внеклассной работы по математике, для индивидуальной работы с одаренными детьми.

Все методические материалы апробированы в работе с детьми младшего школьного возраста, так как автор имеет значительный опыт практической работы.

Рецензент:

Понравилась статья? Поделитесь ей