Контакты

Транспортные узлы и терминалы.

ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ

ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ

географический пункт, в к-ром сходятся разные виды тр-та (жел.-дор., водный, шоссейный, воздушный, городской и др.) и происходит взаимная передача пассажиров и грузов с одного вида тр-та на другой. В состав Т. у. входят: жел.-дор. узел со всеми его станциями, ветвями и подходами; водный узел, состоящий из водных магистралей, портов, пристаней, водных вокзалов; шоссейные магистрали, аэродромы, сети трамваев, и пр. Т. у. обычно образуется при крупных городах; его задача - обеспечивать быстрейшее передвижение пассажиров и грузов при наименьшем количестве пересадок и перегрузок с одного вида тр-та на другой. Крупнейшими Т. у. СССР являются Москва, Ленинград, Киев, Горький, Сталинград и др.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .


Смотреть что такое "ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ" в других словарях:

    транспортный узел - асинхронный коммутатор — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы асинхронный коммутатор EN transport network node …

    транспортный узел - Пункт, в котором сходятся не менее 2 3 линий взаимодействующих видов транспорта … Словарь по географии

    Место схождения (расхождения) нескольких транспортных путей (дорог), где осуществляется перевалка грузов или пересадка пассажиров, а также сортировка транспортных средств. Узлы различаются по величине обрабатываемого ими (или проходящего через… … Географическая энциклопедия

    транспортный узел/хаб - Точка транспортной системы, где начинаются и заканчиваются различные транспортные линии и транспортные услуги. Транспортный узел не обязательно предназначен для обслуживания только одной категории клиентов Игр или использования только одного вида … Справочник технического переводчика

    Транспортный узел города - 1. Транспортный узел города комплекс транспортных сооружений и устройств в пункте соединения, пересечения или разветвления линий различных видов внешнего транспорта (железнодорожного, морского, речного, автомобильного, воздушного), а также… …

    водно-транспортный узел - Место пересечения или стыка водных и сухопутных путей сообщения, используемое для грузовых и пассажирских операций, а также для ремонта и обслуживания флота. [ГОСТ 23867 79] Тематики эксплуатация речных портов … Справочник технического переводчика

    центральный транспортный узел - Центральный пункт транспортной системы, обычно в составе звездообразной сети. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN central hub Central point of a transport system, generally referring to… … Справочник технического переводчика

    Водно-транспортный узел - 1. Водно транспортный узел Место пересечения или стыка водных и сухопутных путей сообщения, используемое для грузовых и пассажирских операций, а также для ремонта и обслуживания флота Источник: ГОСТ 23867 79: Эксплуатация речных портов. Термины и … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    узел - I узла/, м. 1) Место на нитке, веревке, канате и т. п., где перекручены и завязаны концы или затянута петля. Завязать узел. Вилларский наложил его [платок] на глаза Пьеру и завязал узлом сзади (Л. Толстой). 2) перен., чего или какой Сложное… … Популярный словарь русского языка

    транспортный - I. ТРАНСПОРТНЫЙ I ая, ое. transport m. Отн. к транспорту <перевозке>. Взять пример сей кампании, когда со всеми те препаративы флоту морского и транспортных войск, Швеция.. не принуждена была принять предложения.. мирныя. АК 1 343. Костя… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Панама - стратегический транспортный и торгово-финансовый узел , Ю. Н. Шемелин, О. М. Островский. Серия Саммит - особый жанр. Его задача - в сжатом виде охарактеризовать современный облик рассматриваемой страны, показать ее значение в контексте международных отношений РФ, очертить…
  • Санкт-Петербург , Александр Ханников. Санкт-Петербург является городом федерального значения Российской Федерации, административным центром Северо-Западного федерального округа, местом нахождения Конституционного суда Российской…

Транспортные коридоры - это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.

Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами, потому что притягивают торговлю, здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы (многие до сих пор существуют за счёт этой роли). Прежде всего это города-порты: в Великобритании - это Лондон, во Франции - Марсель, Париж, в Германии - Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Бремен, в Испании - Бильбао, Барселона, в Италии - Венеция, Милан, в Нидерландах - так называемый Ранштадт (комплекс транспортных узлов, связанных в единую сеть - Роттердам, Амстердам, Утрехт, Лейден, Гаага), в Швеции - Стокгольм, в США - Нью-Йорк, Сиэтл, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, в Австралии - Сидней, в Японии - Токио, в Китае - Шанхай, Сингапур. Есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живёт за счёт аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.

Крупнейший транспортный узел России - Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример - Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.

Транспортная система и связь

Транспорт и связь могут быть взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Хотя замена достаточно развитой связью транспорта теоретически является возможной (вместо личного визита можно было бы отправить телеграмму, позвонить по телефону, отправить факс, электронное сообщение), но было обнаружено, что эти способы коммуникации в реальности порождают больше взаимодействий, включая личные. Рост в транспортной сфере был бы невозможен без связи, которая жизненно необходима для развитых транспортных систем - от железных дорог в случае необходимости двустороннего движения по одной колее до управления полётами, при котором необходимо знание о местоположении воздушного судна в небе. Так было обнаружено, что развитие в одной области ведёт к росту в другой.

Транспортный (перевозочный) процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операции, выполняемых автотранспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.

Структура транспортного процесса включает:

1. Маркетинг грузопотоков.

2. Разработку на основе материалов обследовании грузопотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при открытии новых и изменение направления существующих маршрутов

3. Выбор типа и определение необходимого количества подвижного состава для перевозок

4. Определение сферы целесообразного использования автомобилей и автопоездов в зависимости от конкретных условии перевозок, вида и свойств грузов, эксплуатационных показателей грузового транспорта

5. Нормирование скоростей движения автотранспорта

6. Выбор систем организации движения автотранспорта с использованием рациональных режимов труда водителей.

7. Координацию работы автомобильного транспорта с другими видами транспорта.

8. Анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения подвижного состава

9. Обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов автомобильным транспортом.

10 Применение экономико-математических методов и расчетовдля повышения эффективности использования подвижного состава и снижения затрат на перевозки.

11. Управление движением транспортных средств.

12. Оперативный контроль за работой автомобильного подвижного состава и его использованием.

Особое внимание в транспортном процессе уделяется использованию различных методов, обеспечивающих:

Своевременность доставки грузов партиями необходимых размеров.

Сохранность качества и количества перевозимого груза;

Выполнение требовании техники безопасности и требований безопасности движения,

Экономию топлива,

Охрану окружающей среды;

Выполнение требований трудового законодательства

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров.

Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магис-тральных видов транспорта. В транспортном комплексе узлы осуществляют функцию регулирования. Сбой в работе одного вида транспорта может привести к проблемам для всего транспортного комплекса.

Крупнейший транспортный узел России - Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример - Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога, и начинаются многие морские пути.

Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы, а многие до сих пор существуют за счёт этой роли. Прежде всего, это города-порты, но есть и менее обычные примеры.

Так, город Шеннон в Ирландии в основном живёт за счёт аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся на транспорт, доставляющий их в города Крым-ского побережья.

Понятие терминала возникло в 60…70-е гг. в ходе научно - технического прогресса, с внедрением контейнеризации и трейлеризации грузов, с развитием интермодальных перевозок. Терминал включает в себя транспорт-ное предприятие, которое выполняет цикл технологических операций по передаче груза из одного транспортного средства в другое в месте стыка двух или нескольких транспортных путей, имеет развитое складское хозяйство, а также комплекс услуг экспедиционного сервиса и требований к грузу коммерческого и административного характера (таможенный и санитарно-карантинный контроль, страхование и др.).

Терминалы классифицируются по следующим признакам:

географическому положению и административно-экономическому значе-нию;

объему и характеру работ;

взаимному расположению входящих в оперативную зону терминала железнодорожных станций, транспортных подходов и соединительных коммуникаций;

транзитному назначению - в местах соединения или пересечения нескольких линий;

местному, региональному значению, характеризующемуся большими объемами погрузки/выгрузки и связанных с этим технических и коммерческих операций.

Ликвидация прерывностей транспортных процессов, нарушение согласованных действий и несвоевременный завоз, и вывоз грузов заставляет обращать внимание на усиление договорного процесса между всеми участниками терминального хозяйства. В нашей стране оно нашло отражение в заключении договоров на терминальное обслуживание между терминальными, транспортными компаниями, грузоотправителями и грузополучателями, а также в оформлении узловых соглашений, предусмотренных транспортными Уставами и Кодексами, для решения сложного комплекса динамично взаимодействующих систем разных видов транспорта.

Внутри крупного транспортного узла могут быть сосредоточены десятки терминалов, на периферии - даже несколько десятков. Это логистическое предприятие, деятельность которого сосредоточена на сокращении перевозочного времени и рациональном снижении энергетических и трудовых затрат в границах регионального и общегосударственного распределения грузов.

В транспортном терминале сосредоточиваются склады розничной торговли и промышленности, центральные склады крупных перевозчиков различных отраслей транспорта с широким ассортиментом оказываемых услуг (упаковка, сортировка, маркировка и др.), складов хранения рефрижераторных грузов (холодильников), склады временного и длительного таможенного хранения товаров, другие склады, в т. ч. производственного хранения и коопери-рованных отправок; парки подвижного состава; предприятия транспортного экспедиторского обслуживания, главным образом общего пользования; грузо-

вые контейнерные станции, площади для хранения контейнеров с наличием оборудования для формирования и расформирования контейнеров и их перевалки.

В транспортном терминале также сосредотачиваются хранение резервного количества контейнеров и шасси, центры обслуживания транспортных средств, обеспечиваются массивы транспортной и коммерческой информации для всех участников логистических схем. Терминальное хозяйство интегрируется с торговой и индустриальной зоной всего региона, причем на транспортных терминалах размещаются комплексы «глубокой переработки грузов».

При организации транспортного узла предусматривается комплексное развитие материально-технической базы транспорта, с согласованием параметров подвижного состава по габаритам, грузоподъемности и вместимости, задействованного в транспортном коридоре, с обеспечением ритмичности подачи транспортных средств, управления движением контейнеров посредством организации системы слежения. Деятельность, как узла, так и коридора должна строиться на основе единого коммерческо-правового режима перевозок грузов в смешанных сообщениях.

Операторами терминальных систем являются выступающие в качестве арендаторов у муниципальных и государственных владельцев складов, подъездных путей и прочих транспортных объектов перевозчики магистральных видов транспорта, мультимодальные объединения, экспедито-ры - консолидаторы, контролирующие перевозки товаров от их производителя к потребителю.

В России имеется опыт комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания на основе терминальных технологий. Этот опыт сконцен-трирован, на предприятиях и территориальных объединениях "Росавтотранс", «Росморречфлот», «Росжелдор», «Росавиопрома».

В системе Росавтотранса в ряде предприятий Росмежавтотранса, а также в отдельных предприятиях территориальных объединений существует комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание клиентов. По терминальным технологиям комплексно обслуживаются многие районы РФ.

В настоящее время производственно-техническая база Росавтотранса имеет несколько сотен терминалов, десятки тысяч предприятий-клиентов взято на комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание доставки груза от «двери до двери». Это позволило значительно сократить транспортные издержки обслуживаемых предприятий, уменьшить простои вагонов и автомобилей, поднять уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ и сократить потери грузов при транспортировке и хранении.

На направлениях международных транспортных коридоров проходящих через территорию РФ действует система перевозок «от двери до двери», основанная на логистических принципах. В основных воднотранспортных узлах, расположенных на трассе международных транспортных коридоров, предусматривается формирование сети контейнерных терминалов в гг. Санкт-Петербурге, Москве, Ярославле, Казани, Перми, Самаре, Волгограде, Астрахани, Ростове-на-Дону, Азове, а в Нижнем Новгороде - интегрированного водного, авто- и железнодорожного терминала с центром логистики.

Терминальные комплексы создаются на базе уже созданных мощностей в устьевых и речных портах с использованием причального фронта, складских площадок, перегрузочной техники, портовой инфраструктуры, имеющихся подъездных автомобильных и железнодорожных путей. В состав проектов входит приобретение дополнительной новой перегрузочной техники, обустройство складских площадок, организация таможенных зон и др. В межнавигационный период терминалы будут задействованы для обслуживания перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом.

В настоящее время на речном и морском транспорте имеются специализированные высокоавтоматизированные транспортно-перегрузочные и складские терминальные комплексы это: морские порты в Новороссийске, Находке, Санкт-Петербурге, Махачкале, Азове и др., речные порты в Подпорожье Ленинградской области, Усть-Донецке, Камбарке, Ростове-на-Дону и др.).

Формируются альтернативные государственным автотранспортные пред-приятия, объединенные коммерческие организации, которые имеют высокопроизводительные терминалы и уже получают достаточно высокие доходы от транспортного предпринимательства (в Брянске, Карелии, Орле, Туле, Мордовии, Свердловске, на Алтае, в Чите, Томске, Хабаровске и Приморьеи др.). Эти тенденции развиваются, и в дальнейшем их следует поощрять как антимонопольные мероприятия на транспорте, динамизирующие реализацию внедрения терминальных технологий.

Таким образом, в России создаются и развиваются организационные структуры, которые становятся реальной основой терминальной системы транспортно-экспедиционного обслуживания (Терминал).

На базе ее результатов созданы:

  • 1. Основы законодательства о транспорте и транспортном предпринимательстве.
  • 2. Единые системы отношений: "клиент - транспортный предприниматель - транспортная система"; "клиент - система страхования транспортных операций";

В настоящее время разработано технико-экономическое обоснование создания транспортного интермодального терминала и международного бизнес-центра в г. Волжском. Общая стоимость проекта $900 млн.

Волжский речной порт имеет автомобильные и железнодорожные подъездные пути, необходимую технологическую базу, а также свободные территории для дальнейшего развития, вследствие чего может претендовать на право быть основным объектом транспортной терминальной инфраструктуры по обработке контейнеров, зерна, металлопроката, нефтяных и химических грузов в южном регионе. Порт должен стать тем транспортным логистическим комплексом, где будут выполняться таможенные процедуры, перераба-тываться и перераспределяться грузы, производиться их сортировка и тонировка. Порт может стать основным международным оператором на евроазиатских коридорах "Север-Юг", "Восток-Запад" и далее Казахстан и Китай.

В порту Усть-Луга, расположенном в Ленинградской области недалеко от границы с Эстонией, завершено строительство терминала по перевалке угля, продолжается строительство самого порта, где смогут обрабатывать 40 миллионов тонн грузов в год.

Завершено также строительство железнодорожно-паромной переправы "Усть-Луга - Калининградская область - Германия", которая обеспечит транзит грузов из России через Калининградскую область в обход прибалтийских стран.

ОАО "РЖД" вложило в железнодорожную инфраструктуру в порту Усть-Луге - 6 млрд. рублей. Таким образом высокопроизводительный терми-нальный комплекс Усть-Луга становится на уровень западноевропейских.

Реализуется проект по созданию мультимодального контейнерного терминала и транспортного консолидирующего центра на базе Самарского транспортного узла. Для этого в области созданы необходимые предпосылки - мощный железнодорожный узел, речной и воздушный порты, развитая сеть автомобильных дорог. Создание межрегионального логистического пространства в Поволжье, определение приоритетов при формировании международных транспортных коридоров на территории России, обеспечение их безопасности стали ключевыми вопросами. Самарский транспортно-консолидирующий центр(СТКЦ) структурно состоит из пяти локальных мультимодальных терминалов, расположенных на территории Самарской области и логистического информационно-аналитического центра.

Основная цель реализации данного проекта - наиболее полное, комплексное удовлетворение спроса частных и корпоративных потребителей Самарской области, других регионов России и зарубежных заказчиков на грузоперевозки. Предполагаемые объекты СТКЦ:

  • - Тольятти (речной порт Тольятти) - мультимодальный контейнерный терминал на основе взаимодействия речного, железнодорожного и автомобильного видов транспорта.
  • - Сызрань (железнодорожная станция и речной порт) - мультимодальный терминальный комплекс на основе взаимодействия железнодорожного, речного и автомобильного видов транспорта.
  • - Три «Сухих терминала» - склады-терминалы в пригородной зоне г. Самара, выполняющие функции консолидации, расконсолидации грузов на основе взаимодействия автомобильного и железнодорожного видов транспорта. Контейнерный терминал "Жигули" рассчитан на хранение, дистрибуцию, распределение и перевалку грузопотоков Самарской агломерации, тяготеющих к городам Новокуйбышевск, Чапаевск потребительского сегмента городского рынка, сырья, узлов и комплектующих крупных промышленных производств.

Территориально объект расположен рядом с г. Новокуйбышевск.

Мультимодальный контейнерный терминал "Ново-Семейкино" расположен рядом с г. Самара, ориентирован на перераспределение грузопотока в направлении Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород автомобильным и железнодорожным видами транспорта. Кинельский терминальный комплекс расположен рядом с крупной сортировочной станцией Кинель, ориентированной на перераспределение грузопотока в направлении Южный Урал, Транссиб, страны Средней Азии.

Информационно-аналитический центр - обеспечения функционирования ТКЦ в едином информационном пространстве.

Строительство транспортного консолидирующего центра в Самарской области позволит:

  • - в полной мере использовать потенциал Самарского транспортного узла в системе Евроазиатских международных транспортных коридоров "Транссиб" и "Север-Юг", полностью обеспечить все направления внешнеэкономических связей региона транспортной инфраструктурой международного уровня;
  • - обеспечить выполнение требований международных стандартов к трассам международных транспортных коридоров (кривизна трассы, пересечение на различных уровнях, ограждения и др. требования международного стандарта), способствующих повышению скорости, безопасности и надежности грузоперевозок;
  • - расширить спектр и повысить качество предоставляемых транспортных и логистических услуг, снизить совокупную цену, увеличить объемы грузоперевозок, ускорить доставку грузов на основе современных систем управления, техники и технологии перевозочного процесса.

Действуют и планируются дальнейшее строительство терминалов по хранению и отгрузке нефтепродуктов (в речных и морских портах).

Терминал в порту Светлый Калининградской области (в 20 км от Калининграда) был введен в эксплуатацию в 2000 году. Он был построен для перевалки нефти, добываемой ООО «ЛУКОЙЛ;Калининградморнефть», и нефтепродуктов. Первоначальная мощность терминала составляла 1,5 млн. т/год нефти и нефтепродуктов. В 2003 году была проведена реконструкция терминала, в результате которой его мощность возросла до 4 млн. т/год.

В последующем было проведено расширение и углубление канала от входных молов в порту Балтийск до терминала. В результате реализации проекта терминал может обслуживать танкеры дедвейтом до 20 тыс. т (ранее до 12 тыс. т), а его мощность увеличилась до 6 млн. т/год нефти и нефтепродуктов. В 2005 году на терминале разработана

схема, обеспечивающая увеличение объемов перевалки базовых масел и дизельного топлива.

В 2006 году через терминал осуществлена перевалка 1,5 млн. т нефти и 3,1 млн. т нефтепродуктов (в том числе 1,6 млн. т нефтепродуктов третьих сторон). В 2000 году в четырех километрах от поселка Варандей на Баренцевом море начал действовать отгрузочный терминал мощностью 1,5 млн. т/год нефти. Терминал соединен с береговыми нефтяными резервуарами подводным дюкером, по которому перекачивается нефть. Он может принимать танкеры усиленного ледового класса дедвейтом до 20 тыс. т.

Терминал позволяет осуществлять круглогодичную отгрузку нефти из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и поставлять ее на международный рынок, в частности в США. Строительство терминала обосновано ростом добычи нефти в регионе и отсутствием развитой транспортной инфраструктуры.

В настоящее время совместно с Conoco Phillips выполняются работы по расширению мощности терминала до 12 млн т/год нефти. После расширения терминал будет принимать танкеры усиленного ледового класса дедвейтом до 70 тыс. т. При этом предусмотрена челночная перевозка нефти от терминала до создаваемого в районе Мурманска рейдового перевалочного комплекса и далее линейными танкерами дедвейтом до 180 тыс.т до Роттердама и Восточного побережья США.

Совместная российско-немецкая компания ATG GmbH планирует, построить в Тверской области (п. Завидово) транспортный терминал стоимостью €12 млн. Терминал будет предназначен для разгрузки, хранения, ремонта, сервисного обслуживания автомобилей в поселке Завидово Конаковского района Тверской области. Терминал разместится на участке в 24 га. Планируется, что общий объем загрузки терминала составит более 200 тыс. автомобилей в год.

Таким образом, создание в транспортных узлах терминальных комплексов позволит:

организовать эффективное взаимодействие существующих инфраструктурных объектов различных видов транспорта;

увеличить объемы обработки грузовых и пассажирских потоков;

обеспечить ускоренное развитие грузоперевозок транспортом;

осуществить строительство новых или модернизацию существующих объектов транспортной инфраструктуры;

создать единое информационное пространство для всех участников перевозочного процесса;

предоставить клиентам современный уровень транспортного обслуживания.

6 Виды перевозки грузов. Интермодальные и мульдимодальные. перевозки и их значение

груз упаковка перевозка транспортный

Основными видами перевозки грузов являются.

Унимодальная (одновидовая) перевозка груза осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки.

Прямая смешанная перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожным - автомобильным, речным - автомобильным, морским - железнодорожным. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаками смешанной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, единой тарифной ставки фрахта, схема последовательного взаимодействия участников транспортного процесса.

При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. Таким образом, грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на «своем» участке маршрута.

Смешанные комбинированная перевозка грузов отличается от прямой смешанной перевозки с использованием более двух видов транспорта.

Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено отправкой крупных партий груза непосредственно с завода - изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли - автомобильным.

Возникновение интермодальной технологий перевозок грузов относится к середине двадцатого века, когда в некоторых странах Европы и в США стали доставлять грузы в виде укрупненных грузовых единиц (УГЕ) на автотрейлерах, устанавливаемых, в свою очередь, на железнодорожных платформах. Автотрейлер представляет собой полуприцеп без передних колес (но с опорным катком), который при передвижении по шоссе присоединяется к автотягачу. Одновременно стал применяться для этих целей прицепной автофургон с передними и задними колесами. Но самыми распространенными УГЕ вскоре стали контейнеры.

В настоящее время при интермодальных перевозках в качестве УГЕ используются контейнеры, съемные кузова автомобилей, ролтрейлеры (это большие поддоны грузоподъемностью 30...50 тонн, передняя часть которых опирается на роликовые колеса, а задняя - на деревянный или металлический брус). В роли УГЕ выступают также железнодорожные вагоны (в паромном сообщении), а также лихтеры (в лихтеровозной системе).

На основе применения разнообразных укрупненных грузовых единиц сформировалась интермодальная технология перевозок грузов, представляющая собой «межвидовое» сообщение (исходя из словосочетания intermodal, где inter - меж, между, а modal - вид, форма), при котором перевозка грузов осуществляется, в грузовых модулях с обязательной ответственностью за всю перевозку одного перевозчика (оператора) независимо от количества используемых видов транспорта. Оплата за доставку груза производится по единой тарифной ставке. Действующие в настоящее время правовые нормы перевозки грузов в интермодальных сообщениях создавались в течение всего двадцатого столетия, и только в 1995 году были опубликованы Правила Конференции ООН по торговле и развитию и Международной Торговой Палаты, явившиеся синтезированным обобщением сложившихся на практике норм и правил. В Правилах определяется роль и ответственность оператора смешанной перевозки (ОСП). Им является лицо, заключившее договор смешанной перевозки и принявшее на себя ответственность за ее осуществление в качестве перевозчика.

При этом ответственность оператора за утрату и повреждение груза и за задержку в доставке адекватна ответственности перевозчика, определяемой нормами гражданского законодательства. Другими словами, оператор, удовлетворив претензию или иск грузовладельца, имеет право предъявить, в свою очередь, иск соответствующему виду транс рта - участнику перевозки, кроме случаев, когда утрата или задержка произошла по вине оператора.

Экономический эффект интермодальных перевозок по сравнению с перевозками неукрупненными грузовыми местами (т.е. россыпью) достигается путем:

  • а) сокращения общего срока доставки грузов за счет автоматизации складских операций, повышения производительности работ при загрузке и разгрузке подвижного состава транспорта, возможности установления автоматизированного контроля за продвижением грузовых мест;
  • б) экономии расходов за счет ускорения обработки подвижного состава при его загрузке, выгрузке и при перевалочных и складских операциях, а также за счет ускорения банковских процедур, уменьшения числа расчетных операций, повышения уровня сохранности грузов, возможности применения высокопроизводительных перегрузочных средств.

Широкое развитие интермодальных технологий основано, с одной стороны, на достижениях научно-технического прогресса на транспорте, и с другой - на необходимости снижения транспортных издержек в цене товара в условиях жесткой конкуренции на мировом экономическом пространстве.

Возможно считать, что смешанные, комбинированные, интермодальные перевозки и прямое смешанное сообщение являются синонимами, т.е. транспортирование грузов, осуществляемое двумя и более перевозчиками различных видов транспорта общего пользования по единому перевозочному документу с перевалкой груза в передаточном пункте (или пунктах) без участия грузовладельца». Следует заметить, что в Гражданском кодексе РФ термины «комбинированные перевозки» и «прямые смешанные перевозки» используются как синонимы (ст.788 ГК РФ).

Необходимо отметить, что до сих пор нет согласованной терминологии по видам транспортировки (способам перевозки), причем это касается не только России, но и международной практики. Это свидетельствует о необходимости продолжить стандартизацию терминологии смешанных перевозок и формирование законодательной базы.

По определениям UNCTAD (United Nation Conference on Trade and Development), «интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от пункта отправления через один и более пунктов перевалки до пункта наз-начения и - в зависимости от распределения ответственности за перевозку-

выдает различные виды транспортных документов, а мультимодальной - если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования - независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом оформляется единый перевозочный документ».

В «терминологическом словаре» по логистике под мультимодальными перевозками понимаются «смешанные перевозки, выполняемые транспорт-ными средствами, принадлежащими одному и тому же юридическому лицу или находящимися в его оперативном управлении (например, доставка грузов в аэропорт, воздушная перевозка и доставка грузов из аэропорта, выполняемые транспортными средствами, принадлежащими одной и той же фирме».

При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор о перевозке на весь путь следования с одним лицом (оператором). Им может быть, например, экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями.

Для мультимодальных перевозок за пределы страны (экспортно - импортных операций) существенное значение приобретают таможенные процедуры оформления грузов, а также транспортное законодательство и коммерческо-правовые аспекты в тех странах, по которым проходит маршрут следования груза. В последние годы технология транспортировки, особенно для мульти - и интермодальных перевозок, связана с использованием грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных перевозок.

Одной из причин широкого распространения интер/мультимодальных перевозок является - существенное снижение себестоимости транспортировки при комбинировании нескольких видов транспорта. Если говорить о факторах, препятствующих развитию интермодальных и мультимодальных перевозок, то серьезным барьером остаются многочисленные таможенные формальности, приводящие к незапланированным простоям, задержкам, дополнительным расходам.

Проведенные исследование западными специалистами таможенной ситуации в России показали, что из 10 западных компаний (взятых для исследования), при ведение бизнеса с российскими предприятиями 6 компаний испытывали проблемы с таможенным процессом оформления грузов.

Каждый четвертый из опрошенных столкнулся с коррупцией, 40 % опро-шенных полагают, что таможня создает дополнительные препятствия развитию международной интеграции, 50 % заявили, что таможенные издержки серьезно снизили их общие доходы.

Проблемы оформления транспортных документов и таможенных формальностей могут быть решены за счет внедрения современных информационных систем.

Сегодня для России актуально комплексно внедрять международные системы стандартов, которые позволили бы создать транспортные коридоры с единым информационным пространством. При помощи спутников и вычислительной техники можно следить за транспортировками в реальном режиме времени.

Снижение издержек при внедрении интер/мультимодальных перевозок через транспортные узлы России обусловлено следующими факторами:

  • - тесным взаимодействием с таможней, что приведет к сокращению непроизводительных простоев транспортных средств в российских пунктах перевалки груза, прежде всего за счет предварительного декларирования импортных грузов;
  • - согласованием рабочего времени выполнения работ транспортным пунктом (ж/д станции, портом и др.) и таможней;
  • ?- исключением повторных таможенных досмотров транспортных средств при прибытии во второй российский транспортный пункт;
  • -? ускорением прохождения экспортно-импортных и транзитных грузов через транспортный пункт, сокращение объемов залежалых грузов, что снизит потребности в складских площадях и приведет к увеличению пропускной способности перегрузочных комплексов.

Интер/мультимодальные перевозки можно назвать новым этапом в области международных перевозок грузов. Повышение надежности транспортного обслуживания, сокращение стоимости и сроков доставки грузов достигаются за счет интеграции разных видов транспорта, исключения задержки груза со склада отправителя на склад получателя одним оператором на основе единого технологического графика и новейших компьютерных технологий.

Время, которое средний горожанин проводит за свою жизнь в пути, например, от дома до работы и обратно, ужасает. Еще больше впечатляет цифра, если он является жителем мегаполиса, два раза в день замирающего в так называемых пробках. Это одна из наиболее важных проблем в деле организации комфортной среды в городе. И ее можно если не решить полностью, то значительно снизить остроту, если правильно создавать транспортные узлы и терминалы. Итак, для чего они нужны и что вообще собой представляют?

Что такое транспортные узлы

Существуют самые разные способы передвижения: автобусы, трамваи, троллейбусы, автомобили, самолеты, корабли, поезда и т. д. Как правило, из одной точки в другую можно попасть несколькими путями. Но зачастую, особенно если маршрут довольно сложный, приходится сменить несколько чтобы достичь пункта назначения. И хотя, например, пересесть с автобуса на метро или автомобиль можно в нескольких местах в пределах любого крупного города, иногда бывает так, что из одной точки можно уехать сразу многими способами. И тогда уже применим термин "транспортный узел". Это место постоянно кипит жизнью, сотни и тысячи пассажиров спешат по своим делам, прибывают поезда, улетают самолеты, в общем, на первый взгляд, царят полная суета и беспорядок. На деле все иначе. При хорошей организации транспортные узлы - это стройно работающие системы, где каждая часть - отлаженный механизм, взаимодействующий со всеми остальными элементами. И в таком случае их значение сложно переоценить.

Зачем они нужны

Временные затраты на поездку или доставку из одной точки в другую в условиях современного ритма жизни должны быть минимизированы. Люди, устав ждать, совершили множество изобретений, позволяющих получить мгновенно информацию, устанавливать связь. Но, к сожалению, пока не существует телепорта, мы вынуждены довольно значительное время проводить в пути. Причем иногда приходится еще и ехать, например, до аэропорта или станции. Сосредоточение нескольких видов транспорта в транспортных узлах частично решает эту проблему. Во-первых, для того чтобы, например, пересесть с поезда на корабль или самолет, здесь требуется минимальное количество времени - все находится буквально в шаговой доступности. Во-вторых, при правильном расположении даже один хаб может разгрузить другие транспортные артерии. В результате в выигрыше остаются все.

Так раскрывается еще один аспект функционирования любого узла - он не только аккумулирует, но и регулирует транспортные потоки по принципу работы клапана. При необходимости, чтобы избежать заторов и неудобств, часть пассажиров или грузов можно задержать на каком-либо этапе. Одним словом, здесь есть свои аналоги дорог и светофоров.

Хабы бывают не только пассажирскими, но и грузовыми. Даже если взять отрасль почтовых услуг - в каждом крупном городе будет место, которое можно охарактеризовать как центральный транспортный узел - именно туда будет стекаться корреспонденция, которая позднее, после сортировки, уйдет в более мелкие территориальные подразделения. И сюда же письма и посылки будут приходить, чтобы потом отправиться, скажем, за границу. Остаются ли после этого вопросы, нужны ли транспортные узлы?

Организация и структура

Логистика - это не простое, но очень перспективное направление. Именно она помогает правильно и максимально эффективно организовать работу любого более или менее крупного узла. При построении структуры его работы важно учитывать как самые базовые вещи, например, способы перевозки груза от одного вида транспорта до другого и необходимую инфраструктуру, так и совсем мелкие нюансы вроде удобной и интуитивно понятной навигации для пассажиров.

Для моделирования работы хаба еще на этапе его проектирования используется специальное ПО, показывающее, что произойдет при изменении тех или иных параметров.

Размещение

Правильное место - еще один важный момент при планировании транспортных потоков. Если сделан неправильный выбор, это может лишь ухудшить ситуацию. Неудобные подъездные трассы создадут в окрестностях пробки, нехватка парковочных мест станет серьезной проблемой для автомобилистов. Построенный в низине аэропорт будет раз за разом отменять рейсы из-за сильного тумана. В общем, ошибиться очень легко. И здесь на помощь приходит все та же наука, помогающая смоделировать ситуацию при тех или иных вариантах. В конце концов, транспортный узел - это не место, где люди появляются из ниоткуда, - они прибывают теми или иными путями, и нужно следить, чтобы им было удобно это сделать.

Плюсы и минусы

Правильно организованные транспортные узлы, на первый взгляд, совершенно лишены недостатков. Но, к сожалению, это не совсем так. Во-первых, очевидно, что их работа не является бесшумной, а размещение вдалеке от основных потоков бессмысленно, так что они в любом случае кому-нибудь мешают. Во-вторых, из-за того, что здесь находится огромное количество людей, занятых своими мыслями, именно в хабах бывает много краж, несмотря на большое количество мер безопасности. Более того, и это гораздо страшнее, транспортные узлы часто становятся местом крупных террористических актов. При достаточной плотности может обернуться огромным количеством жертв и пострадавших. Впрочем, такая опасность есть для всех мест, где одномоментно собирается большое количество людей.

Примеры

Практически любой крупный европейский город является международным транспортным узлом. Амстердам, Лондон, Берлин: перелеты с пересадкой в местных аэропортах - обычное дело. На Востоке это Доха, Шанхай, Дубай, принимающие огромное количество транзитных пассажиров. Москву с ее тремя только пассажирскими аэропортами, а также девятью железнодорожными вокзалами, тоже можно включить в этот список.

На более низких уровнях узлы, соответственно, менее значительны по масштабу. В пример можно привести тот же самый Симферополь в Крыму. Ну а совсем локальными хабами можно назвать любую станцию метро в Москве. Но и они очень важны - стоит лишь вспомнить, что происходит при внезапных сбоях в работе.

Эффективность

Как уже, наверное, стало очевидно, работа крупного транспортного узла зависит от очень многих факторов. И еще один, без которого высокая эффективность просто недостижима, - техническое оснащение. Без современных электронных систем и приборов любые расчеты удобного расположения и планирования потоков бесполезны. Транспортные ленты, автоматические службы распознавания и еще многие и многие вещи, с которыми пассажиры даже на сталкиваются, важны и нужны для бесперебойной работы и правильного взаимодействия задействованных видов транспорта, особенно если их больше двух.

И, пожалуй, универсальным индикатором эффективности работы хаба можно назвать пассажиропоток. Количество людей, которое он успевает обслужить за единицу времени, - показатель, отлично характеризующий качество работы транспортного узла на его уровне.

Дальнейшее развитие

Значение транспортных узлов неоспоримо. Более того, любой хаб - это потенциал в первую очередь экономический и промышленный. В местах скопления людей можно разместить гостиницы, магазины, рестораны, вендинговые аппараты. Практически любые товары и услуги будут пользоваться спросом, например, если люди захотят скоротать время во время пересадки.

Если несколько расширить угол зрения, легко понять, что крупные транспортные узлы и города взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, хабы обеспечивают бесперебойное снабжение, что создает условия для развития промышленности, а с другой - мегаполисы требуют разрешения логистических проблем. Так что одно без другого просто не может существовать.

Кроме того, постепенно развиваются новые виды транспорта, и требуется встроить их в существующие потоки. Так, например, вертолетные перевозки еще несколько десятилетий были чем-то из области фантастики, а сегодня они доступны едва ли не каждому путешественнику. И это направление - лишь одно из многих.

Транспортный узел – грузообразующий или грузопоглощающий объект, в котором происходит переработка большого количества грузов и через который проходит, в котором начинаются или заканчиваются пути сообщения одного или нескольких видов транспорта.

Транспортный узел характеризуется следующими особенностями:

    Единой целью функционирования всех видов транспорта.

    Ускорением доставки грузов и передвижения пассажиров.

    Сложностью функций и протекающих процессов (взаимодействие различных видов транспорта, погрузка, выгрузка, сортировка, хранение грузов и т.д.).

    Возможность деления на подсистемы, функционирование которых подчинено общей цели.

    Наличие системы управления, обеспечивающей интенсивное использование технических средств.

    Высокой пропускной способностью и осуществлением перевозок с минимальными затратами.

Транспортный узел как система представляет собой совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыковки нескольких видов магистрального транспорта.

Понятие транспортный узел включает:

    Перевозочный процесс.

    Технические устройства, станции, посты, магистрали, склады и другие средства для реализации перевозочного процесса.

    Средства контроля и управления.

Система транспортного узла

Транспортный узел характеризуется входами (5) и выходами (7), которыми являются потоки автомобилей, поездов и других транспортных средств, выполняющих завоз и вывоз грузов и пассажиров. Транспортный узел функционирует в условиях различного вида возмущений (6) (вероятностный характер транспортных процессов, выход из строя технических средств) для компенсации которых используются управляющие воздействия (4), вырабатываемые на основе информации, поступающей из систем более высокого ранга (3) и информации о работе узла, получаемой по каналам обратной связи (8) при этом происходит обмен информации с другими системами (1) и (2).

Основные управляющие воздействия (3) обеспечивают рациональное распределение перевозок между различными видами транспорта, комплексное проектирование и планирование развития узла, его подсистем и элементов; оптимизацию параметров отдельных элементов и подсистем в процессе их эксплуатации и развития, оперативную оптимизацию транспортных процессов и режимов взаимодействия. По каналам обратной связи происходит обмен информацией с транспортным узлом, при изменении условий взаимодействия различных видов транспорта или при возникновении любого рода возмущений (6). Эти связи в узле проявляются с запаздыванием, что является следствием инерционности системы, следовательно, свойства, накапливаемые в подсистемах, проявляются лишь по истечении определенного промежутка времени.

Роль транспортных узлов в перевозочном процессе.

    В узлах концентрируется основной объем сортировочной работы, сосредоточенный на станции, в порту или другом грузовом районе с мощным путевым развитием и современным погрузочно-разгрузочными и сортировочными устройствами.

    Транспортные узлы занимают важное место в организации интермодальных и мультимодальных перевозок и в совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. Кроме перегрузки (перевалки) с одного вида транспорта на другой.

В узлах производятся следующие виды работ:

    обслуживание транзитных потоков;

    организация маршрутов с мест погрузки;

    транспортно–экспедиционная и коммерческая работа;

    хранение и складирование грузов;

    подгруппировка грузов по направлениям;

    ремонт и комплексное обслуживание подвижного состава;

    работа по обслуживанию пассажиров в пригородном и региональном сообщениях.

Структура транспортного узла

СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА

Организация перевозки и транспортирования грузов в транспортных узлах, независимо связаны с техническим обеспечением узлов, подвижным составом, грузоподъемными механизмами и другим оборудованием.

Классификация средств технического обеспечения транспортного узла

магистральные прерывного оборудование контейнеры

маневровые непрерывного действия механизмы тара и упаковка

СО и М – складское оборудование и механизмы.

К и Т – контейнеры и тара.

Магистральные ТС – суда, локомотивы, вагоны, автомобили, прицепы, полуприцепы.

Маневровые – работают внутри транспортного узла (буксирные суда, локомотивы, автомобили, тягачи).

ПРС прерывного действия – краны, одноковшовые экскаваторы, электро- и автопогрузчики, роторные вагоно-опрокидыватели, механические перегружатели.

ПРС непрерывного действия – конвееры, шнековые и ковшовые элеваторы (нория), пневматические перегружатели.

СО – стеллажи многоярусные, резервуары для жидких грузов, бункеры, холодильное оборудование, контрольно-измерительные и весовые устройства.

СМ – краны и штабелеры, вилочные погрузчики, упаковочные и пакетоформирующие машины.

Контейнеры – крупно-тоннажные, средне-тоннажные, мало-тоннажные, универсальные и специализированные, жесткие и мягкие, стандартные и нестандартные.

Тара и упаковка – поддоны (пакеты), полочная тара с кассетами, ящики и клетки, барабаны пластмассовые и металлические, упаковочные материалы из пленки и бумаги.

Техническое оснащение пунктов взаимодействия видов транспорта во многом определяет эффективность работы транспортной системы в целом. Основным требованием к мощности технических устройств является соответствие их пропускной и перерабатывающей способности с заданным объемом работ.

Задача отыскания приемлемой мощности устройств решается для отдельных подсистем или всего пункта взаимодействия. В качестве критериев оптимальности используются приведенные затраты функционирующих устройств.

Текущие эксплутационные расходы на перевозку, вероятность безотказной работы системы и др.

В транспортных узлах присутствуют различные виды ресурсов. Часть ресурсов специализировано по видам транспорта и используется для выполнения соответствующей технологической операции.

Задача планирования и управления в транспортном узле состоит в том, чтобы найти такое распределение универсальных производств между видами транспорта, при котором эксплутационные затраты будут наименьшими.

Методы решения задач оптимизации взаимодействия разных видов транспорта при оперативном управлении до сих пор не получили должного вида и применения.

Три группы задач:

    Задачи упорядочивания обслуживания подвижного состава различных видов транспорта и различных видов типа одного вида транспорта.

    Задачи распределения подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и др.

    Задачи планирования завоза и вывоза груза с пунктов взаимодействия и обслуживания клиентуры.

Понравилась статья? Поделитесь ей