Контакты

Основные виды трудотерапии в психиатрической больнице. Трудотерапия в пожилом возрасте как психологическое воздействие

Не следует всем больным без разбора назначать постельный режим; надо разрешить больному столько подвижности и деятельности, сколь­ко перенесет его организм без вреда для здоровья. Взгляды на строгий постельный режим в последнее время существенно изменились. Напри­мер, не требуют соблюдения строгого режима в туберкулезных лечебни­цах, при сердечно-сосудистых заболеваниях, для которых разработана особая система физической культуры; после операции рекомендуят на­чинать движение и реабилитацию гораздо раньше, чем это делали в про­шлом.

Разумеется, это обусловлено совершенствованием методов лечения в ряде дисциплин.

Результаты несоответственного строго постельного режима иногда бывают совершенно противоположными, чем это предполагалось вначале: больные, у которых при таком режиме нарастает напряжение, бес­покойство и агрессивность, часто используют чрезмерные и незначи­тельные возможности для того, чтобы неожиданно растормозились, «взорвались», отреагировали. Иногда это бывает связано с алкогольны­ми или эротическими эксцессами. Кроме прочего, профилактикой таких ситуаций может служить хорошо проводимая трудовая терапия и заня­тия.

Занятия являются или составной частью лечения и обновления функции больного органа, системы (например, реабилитация функции конечности после травмы или трудовая реабилитация психически боль­ных), или имеют вспомогательное, но важное значение наряду с основ­ным лечением (например, труд для туберкулезных больных).

В обоих случаях трудотерапия действует так, что активизирует ор­ганизм в целом, поддерживает его защитные способности, обновляет или создает здоровые физиологические динамические стереотипы, а тем самым подавляет патологические стороны состояния больных (отвлекает внимание от боли, опасений, страха и признаков заболевания), заполняет наиболее подходящим способом свободное время больного, вызывает в нем чувство удовлетворения от результатов своей деятельно­сти, чувство своей необходимости, включает его в коллектив больных и тем самым избавляет от изоляции и чувства собственной неполноценности, расширяет его кругозор и опыт и вооружает новыми способно­стями и знаниями. Например, ряд больных при так называемой артетерапии (при занятиях живописью) обнаружили в себе до сих пор скрытые способности к живописи или интерес к ней и продолжали заниматься ею затем в течение всей жизни.

Основные виды трудотерапии следующие:

а) лечение трудом (эрготерапия), например, работа с текстильным материалом, шитье, вышивание, вязание крючком и на спицах, произ­водство салфеток, тампонов, работа на небольших текстильных станках, работа с деревом (вырезывание, столярные работы, лакировка), модели­рование, рисование, производство кукол и других игрушек. При эрготерапии можно выгодно использовать разные отходы (остатки материи, кожи, пластмасс, дерева, жести, металлические отходы). Создать усло­вия для эрготерапии больных мужчин (мастерские, оснащенные обору­дованием) значительно сложнее, чем создать условия для эрготерапии больных женщин. Однако некоторые мужчины с охотой и интересом включаются в «женские работы». Отдельные формы трудотерапии явля­ются переходными к артетерапии;

б) лечение искусством, артетерапия: рисование, живопись, модели­рование из глины и обжигание созданных произведений в гончарной пе­чи, активные музыкальные и театральные выступления (музыкотерапия). По сравнению с артетерапией культурная терапия имеет скорее литературный, словесный и несколько более пассивный характер: чте­ние, слушание музыки, просмотр кинофильмов, телевизионных передач, посещение выставок – все это связано с последующей беседой о том, что участникам этих мероприятий понравилось, тронуло, встревожило, что припомнило им это художественное впечатление;

в) спортивная и физкультурная деятельность, например, утренняя гимнастика, систематические занятия физической культурой, включен­ные в режим дня, коллективные игры (волейбол);

г) общие игры, при которых надлежит следить за тем, чтобы игра не носила азартного характера. Ее должен направлять опытный работник с психологическими способностями таким способом, чтобы включить в игру как можно большее количество больных, и особенно тех, которые сторонятся коллектива, стеснительны и страдают от чувства собствен­ной неполноценности.

При всех видах трудотерапии необходимо начинать с простой ак­тивности и постепенно повышать требования. Длительная монотонная и слишком простая деятельность притупляет интерес больного и иногда даже вызывает эмоциональное отвращение. Слишком сложная работа возбуждает недовольство как видом работы, так и самим собой и ведет к отказу от деятельности. Трудотерапию можно назначать также и лежачим больным, для которых она может иметь большее значение, чем для ходячих больных, если принять во внимание их изолированность и ограничение социальных контактов.

Значение трудовой терапии все время растет и увеличивается число больных, которым она назначается. Пребывание в больнице все чаще обусловливается заболеваниями, выявленными в самых ранних стадиях, или обследованием с целью установления диагноза и приобретает, с одной стороны, более профилактический характер, а с другой стороны, результатом его чаще, чем это было раньше, бывает возвращение к жиз­ни и к трудовой деятельности. Предоставление больным занятий при этом способствует постепенному возвращению выздоравливающих больных к нормальным условиям жизни.



План:

    Введение
  • 1 Эффективность и противопоказания
    • 1.1 Противопоказания к трудотерапии
  • 2 Принципы трудотерапии
  • 3 Трудотерапия при конкретных видах психопатологии
  • 4 Отношение пациентов к трудотерапии, реформирование
  • Примечания
    Литература

Введение

Пациенты изготавливают игрушки: трудотерапия в психиатрическом госпитале. США, период Первой Мировой Войны.

Трудотерапия психически больных - область медицинской практики, пограничная между психиатрией, клинической психологией и психологией труда, центральной задачей которой является адаптация психически больного к социуму посредством его включения в активную трудовую деятельность, моделируемую в стационаре или на производстве.

Уровни социально-трудовой реадаптации психически больных (по С. Г. Геллерштейну):

  1. Профессиональная реадаптация: возврат к прежней профессии, когда коллеги «дефект не замечают».
  2. Производственная реадаптация: возврат к труду, но при снижении квалификации.
  3. Специализированно-производственная реадаптация.
  4. Лечебно-производственная реадаптация.
  5. Внутрисемейная реадаптация: выполнение домашних обязанностей.
  6. Внутрибольничная реадаптация: при глубоких дефектах психики.

1. Эффективность и противопоказания

Терапия занятостью начинает распространяться в Советском Союзе с 1930-х гг. Почему трудотерапия помогает? Геллерштейн указывает на следующие важные признаки трудотерапии, влияющие на восстановление активности больных:

  1. Соответствие человеческим потребностям
  2. Целевой характер деятельности
  3. Мощное воздействие упражнения
  4. Мобилизация активности, внимания и т. д.
  5. Необходимость приложения усилия, напряжения
  6. Широкие возможности компенсации
  7. Преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их дозировки
  8. Включение в жизненно полезный ритм
  9. Результативность, предпосылки организации обратной связи
  10. Благодатное поле для отвлечения, переключения, смены установки
  11. Рождение положительных эмоций - чувства удовлетворения, полноценности и др.
  12. Коллективный характер труда.

1.1. Противопоказания к трудотерапии

  • Трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, патологии сознания, кататонии и проч.
  • Временно противопоказана при активном медикаментозном лечении, выраженных депрессивных и астенических состояниях [источник не указан 245 дней ] , при наличии у больного негативизма к труду.

2. Принципы трудотерапии

При трудотерапии надо ориентироваться на доступные больному виды труда и его зону ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). Для этого используется особая модификация профессиографии (Геллерштейн).

Принципы использования трудотерапии:

  1. Труд больных должен быть результативным, и больной должен видеть результаты своей деятельности.
  2. Необходим индивидуальный учёт выработки больных.

3. Трудотерапия при конкретных видах психопатологии

  • Галлюцинаторный синдром . Активное включение больных в труд приводит к ослабеванию галлюцинаций. Но труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации. Механизм лечебного действия труда в этих случаях: подавление патологической доминанты и создание новой трудовой доминанты. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности психики этими переживаниями; активный труд уменьшает такую поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоровым содержанием.
  • Депрессивные состояния . Больным важно отвлечься от тягостных переживаний, дать надежду на выздоровление, создать доминанту для отвлечения от тревожных мыслей. Труд должен быть исключительно индивидуальным, позволяющим оценивать продуктивность и чередовать различные формы работы. Эта работа должна опираться на привычные навыки, важно показать больному его полноценность, пригодность к осмысленной, полезной деятельности.
  • Двигательная заторможенность . Партнером по работе может быть лишь больной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду. Метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает с больным на спаренной работе, выделяет свойственный больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и др.
  • Умственная отсталость . Если у этих больных есть интерес к труду, то они ничем не отличаются от здоровых (по экспериментальным данным). У умственно отсталых (например, при болезни Дауна) хорошо развита моторная память и исполнительность (они очень старательны); кроме того, они очень эмоциональны и эмпатийны.

4. Отношение пациентов к трудотерапии, реформирование

Негативное отношение части пациентов психиатрических больниц к трудотерапии связано с тем, что она воспринимается как принудительная мера и часто не соответствует профессиональному уровню пациента .

Сохранились воспоминания бывшего пациента Сычевской СПБ, диссидента М. Кукобаки: «Так называемая “трудотерапия” превратилась в доходное коммерческое предприятие для властей. Станки расставлены без учета санитарных норм, теснота. Вся вентиляция - это несколько форточек. Больных под прямым или косвенным давлением вынуждают работать с утра и до вечера. В летние месяцы практикуются работы и после ужина. Разумеется, все это формально на добровольных началах. Но попробуй не пойти! Тут же обнаружат у тебя “изменение состояния”, и начнется истязание различными уколами, травля со стороны санитаров-уголовников и т.д.» . Сходные впечатления остались и у В. П. Рафальского, проведшего двадцать лет в психиатрических больницах специального типа: «При психушке фабрика на пятьсот машинок. Рабочий день - шесть часов, благодаря Богу, ибо на фабрике грохот - стены дрожат, и, вдобавок, уйму динамиков добавляют, и себе на полную катушку, магнитофонную запись современной супермузыки. <…> Погнали на работу с первых дней. А представляете ли Вы, что значит работать под нейролептиками? А работали» :60, 64 .

В последние годы бóльшая часть существовавших практически во всех психиатрических стационарах СССР лечебно-трудовых мастерских оказалась заброшенной из-за недостатка финансирования; объёмы трудотерапии снизились, оплата труда пациентов носит чисто символический характер, продолжают отмечаться нарушения прав человека . Зачастую в больницах имеет место эксплуатация труда пациентов, порой недобровольного: пациенты занимаются уборкой территорий и отделений, участвуют в ремонтных, разгрузочно-погрузочных работах и т. п. Случаи грубой эксплуатации труда проживающих отмечались и в психоневрологических интернатах . При деинституционализации психиатрии в ряде западных стран произошел отказ от трудотерапии и переход к труду по трудовому договору, которым права пациента и оплата его работы гарантируются в полном объёме .


Примечания

  1. Удовлетворенность пациентов психиатрической помощью (клинико-социологическое исследование) - ncpz.ru/diss.php?dissnum=92
  2. Карательная психиатрия в России: Доклад о нарушениях прав человека в Российской Федерации при оказании психиатрической помощи. - М.: Международная хельсинкская федерация по правам человека, 2004. C.73 - www.zaprava.ru/images/ps.pdf
  3. Подрабинек А. Карательная медицина. /Под редакцией Л.Алексеевой. - Изд-во: Хроника, Нью-Йорк, 1979. - www.belousenko.com/books/Podrabinek/podrabinek_karat_med.htm
  4. Коротенко А.И., Аликина Н.В. Советская психиатрия: Заблуждения и умысел. - Киев: Сфера, 2002. - 329 с. - ISBN 9667841367
  5. Мониторинг психиатрических стационаров России – материалы к обсуждению - www.npar.ru/journal/2004/3/monitoring.htm. Независимый психиатрический журнал (к содержанию № 3, 2004 (2004).
  6. Марголина Т. Соблюдение прав лиц, постоянно проживающих в психоневрологических домах-интернатах Пермского края: Специальный доклад. - Пермь, 2008. С.17-18. - ombudsman.perm.ru/_res/fs/file772.doc
  7. 1 2 Виноградова Л. Н., Савенко Ю. С., Спиридонова Н. В. Права пациентов психиатрических стационаров. Фундаментальные права - www.mhg.ru/publications/3885759 // Права человека и психиатрия в Российской Федерации: доклад по результатам мониторинга и тематические статьи - www.mhg.ru/publications/4E1E9AC / Отв. ред. А. Новикова. - Москва: Московская Хельсинкская группа, 2004. - 297 с. - ISBN 5984400073
  8. Марголина Т. Соблюдение прав лиц, постоянно проживающих в психоневрологических домах-интернатах Пермского края: Специальный доклад. - ombudsman.perm.ru/_res/fs/file772.doc - Пермь, 2008.
  9. Del Giudice G. Psychiatric Reform in Italy. - Trieste, 1998. - www.triestesalutementale.it/english/doc/delgiudice_1998_psychiatric-reform-italy.pdf

Литература

  • Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Пиринципы и методы трудовой терапии психически больных. М., 1964.
  • Геллерштейн С.Г. К построению психологической теории трудовой терапии // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация больных нервно-психическими заболеваниями: Материалы Всес. научной конференции 10-13 нояб. 1965 г. Л., 1965.
  • Носкова О.Г. Психология труда. М., 2004 (глава 10 "Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов").

Трудотерапия (лечение трудом) применялась на практике русскими врачами-клиницистами М.Я. Мудровым, Г.А. Захарьиным, А.А. Остроумовым и др. Это активный метод восстановления трудоспособности больного. В основе трудотерапии лежит систематическая тренировка бытовых и производственных движений, восстановление утраченных двигательных навыков. Трудотерапия нормализует психику больного, стимулирует функции пораженной системы (органа) и является важной составляющей в общей системе реабилитации больных. В трудотерапии применяют различные виды деятельности: работа в саду и огороде (зимой в оранжерее), уборка помещений, плетение, шитье, столярные и слесарные работы, лепка и др.

В настоящее время трудотерапия приобретает важное значение в реабилитации больных. Для проведения трудотерапии необходимы хорошо оборудованные специальные помещения. В связи с комплексным характером реабилитации кабинеты трудотерапии должны располагаться вблизи зала для ЛФК, бассейна, массажного кабинета, физиотерапии. В стационаре трудотерапия осуществляется как в условиях палаты, так и в специально оснащенных кабинетах (мастерских и пр.).

трудотерапия

Применение трудотерапии в системе реабилитации зависит от клинических особенностей заболевания, динамики репаративных процессов и преследует цель предупреждения развития вторичных патологических изменений в тканях опорно-двигательного аппарата, ограничивающих двигательную функцию. Методика использования трудовых процессов построена на основе физиологии трудовых движений. В результате повреждений и различных ортопедических заболеваний, патологии центральной нервной системы, позвоночника у больных развиваются тяжелые функциональные расстройства, нарушающие трудоспособность, что нередко приводит к инвалидности. По данным врачебно-трудовой экспертизы, причиной снижения и утраты трудоспособности больными является не только тяжесть повреждений и заболеваний, но и несвоевременно и нерегулярно проводимое реабилитационное (восстановительное) лечение, а также неполное использование всех средств реабилитации, предназначенных для восстановления и развития временно утраченных функций больного.

Практика показывает, что раннее применение трудотерапии и других реабилитационных средств позволяет восстановить полностью (или частично) трудоспособность больного, способствует приобретению им трудовых и бытовых навыков по самообслуживанию и помогает избежать инвалидности.

Задачи трудотерапии: восстановление утраченных функций путем применения дифференцированных видов труда; восстановление профессиональных и бытовых навыков (самообслуживание, передвижение и др.) и социальная реинтеграция (трудоустройство, материально-бытовое обеспечение, возвращение в трудовой коллектив); оказание общеукрепляющего и психологического воздействия на организм больного.

При применении трудотерапии нужно учитывать анатомо-физиологические особенности пациента, а подбор движений должен быть основан на характере заболевания и особенностях его течения, что определяет дозировку, сложность и исходное положение при выполнении трудовых процессов (упражнений). Упражнения должны выполняться длительно, систематически, с постепенно возрастающей нагрузкой. Следует избегать упражнений (операций), которые могут привести к закреплению порочного (ненужного для данной профессии) двигательного стереотипа.

Основные факторы (аспекты) трудотерапии (по материалам экономического и социального департамента ООН) следующие: восстановление двигательных функций, рабочих навыков и обучение повседневным видам деятельности; изготовление (совместно с протезистами) простейших приспособлений, помогающих выработать навыки самообслуживания; определение степени восстановления профессиональной трудоспособности.

Трудовая терапия имеет два основных направления: занятие трудом и терапия трудом.

Занятие трудом - это заполнение свободного времени больного рисованием, лепкой, изготовлением сувениров, улучшающих психоэмоциональное состояние находящегося в больнице.

Терапия трудом - использование с лечебной целью различных трудовых процессов, трудовых операций.

Различают три основные формы терапии трудом: восстановительная трудовая деятельность, направленная на предупреждение двигательных расстройств или восстановление нарушенных функций; трудотерапия, направленная на общее укрепление, поддержание функционального состояния и трудоспособности в случае длительного течения заболевания; производственная трудотерапия, подготавливающая больного к профессиональному труду (деятельности), осуществляемая в близких к производству условиях (на станках, тренажерах, стендах и пр.).

Учитывая клинику заболевания, имеющиеся функциональные изменения (функциональный дефект), подбирают и вид трудовой терапии. Реабилитация утраченной двигательной функции осуществляется двумя путями: посредством развития утраченных двигательных функций и приспособления (адаптации) больного к труду.

Выделяют три группы трудовых операций (упражнений): трудотерапия в облегченном режиме (картонажные работы, сматывание ниток, изготовление игрушек из поролона, марлевых масок и др.); трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) силу, выносливость мышц рук (лепка, работа рубанком, напильником и др.); трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) тонкую координацию движений пальцев, повышение их чувствительности (вязание, плетение, печатание и др.).

При значительном движении двигательной функции руки (рук) используют специальные приспособления для ее поддержки при выполнении работы (лямки, подвешивание и пр.). Подбор упражнений проводится на основе динамической анатомии, физиологии труда. Кроме того, трудовые процессы (упражнения) назначают с учетом профессии больного, его возраста, функциональных нарушений и др.

При стойких, необратимых дефектах опорно-двигательного аппарата (ампутации, анкилозы и др.) трудовая терапия направлена на выработку у больного компенсаторных (компенсированных) возможностей (функций) неповрежденной конечности.

Общеукрепляющая трудовая терапия является средством повышения физической работоспособности. Под влиянием трудовых занятий улучшается психоэмоциональное состояние больного и функция опорно-двигательного аппарата.

При постельном режиме больным назначают работу по вязанию, плетению, лепке, шитью, рисованию и др.

Ходячие больные в состоянии заправить кровать, убрать помещение, территорию, они могут работать в мастерских, цветочных оранжереях и т.д.

Производственная трудовая терапия связана с работой на различных станках (ткацких, деревообрабатывающих, столярных, картонажных и др.). Она дает возможность ориентировать больного на работу по прежней специальности или получение новой специальности.

В ходе трудотерапии больной приобретает психологическую и физическую подготовку к своей трудовой деятельности. Для пациента создаются условия, близкие к производственным, проверяется остаточная трудоспособность больного, его работоспособность, происходит восстановление ряда временно утраченных больным профессиональных навыков (умений).

Трудовая терапия применяется на различных этапах реабилитации и включает несколько периодов.

Первый период (2-4 нед.) - от момента операции до снятия гипсовой лонгеты. С 2-3 дня рекомендуются активные и пассивные упражнения и выполняются облегченные трудовые процессы здоровой конечностью и пальцами травмированной руки, свободной от иммобилизации.

Второй период (3-4 нед.) - после снятия швов и гипсовой лонгеты. Расширяется комплекс ЛФК и трудовых операций, требующих активного участия травмированной руки.

Третий период (6-12 мес. и более) - после выписки из клиники на протяжении всего периода восстановления поврежденного нерва. Трудовая терапия, ЛФК и массаж (самомассаж, криомассаж) проводятся длительное время в поликлинике и в домашних условиях.

Главными в комплексе движений являются упражнения, развивающие навыки самообслуживания (умывание, одевание, раздевание, бритье, повязывание платка и др.), уборка помещений, работа в саду (огороде) и др. Рекомендуются также плетение, вышивание, лепка, вязание, изготовление картонных игрушек, разборка мелких деталей, рисование, машинопись, столярные работы (работа рубанком, полировка деревянных поверхностей) и др.

Трудовая терапия должна быть дифференцированной на разных этапах реабилитации. По подбору упражнений и нагрузке она подразделяется по величине нагрузки (интенсивности выполнения манипуляций), подбору манипуляций и пр.; по достигаемому освоению манипуляций (движений); по локализации воздействий на опорно-двигательный аппарат.

Нагрузка в дозировании трудовых процессов (навыков) осуществляется подбором веса рабочего инструмента, исходным положением (позой), продолжительностью выполнения манипуляций, подбором захвата рукоятки инструмента, специальными приспособлениями к инструментам и бытовым приборам (ложка, бритва и др.).

В процессе трудовой терапии осуществляется постепенный переход от пользования инструментами, облегчающими вовлечение больной конечности в работу, к обычным инструментам. Для удержания руки в удобном положении применяют подставки, приспособления для фиксации предплечья, инструментов и пр. В трудотерапии используют различные виды манипуляций с инструментами, на стендах и пр., способствующих восстановлению объема движений в суставах, силе мышц рук, выработке тонкой координации движений пальцев и повышению их чувствительности.

Дозирование нагрузки в трудотерапии. Нам всем этапе восстановительного лечения проводится контроль за его эффективностью. Это дает возможность вносить коррективы в работу. Дозировка нагрузки определяется состоянием здоровья больного, этапом реабилитации, объемом функциональных нарушений и др. Одним из методов дозировки в трудотерапии является время (продолжительность) выполнения трудовой манипуляции или работы, объем работы, вес инструмента, режим труда, характер выполняемой работы, рабочая поза и др.

Трудотерапия должна сочетаться с ЛФК, массажем, коррекцией положением (лечение положением). Перед трудотерапией проводится комплекс ЛФК и массажа (самомассажа) продолжительностью 5-8 мин, а сама трудотерапия занимает 30-45 мин ежедневно или через день.

При выработке правильного стереотипа рабочих движений необходимо соблюдать следующие правила: ознакомить больного с трудовой операцией (движением); показать технику выполнения трудовой операции; способствовать овладению трудовыми навыками в результате многократных повторений трудовой операции.

Виды работ, выполняемых в процессе трудовой терапии

Для проведения трудотерапии больным с последствиями повреждений и заболеваний ОДА верхних конечностей назначают следующие работы: вязание, плетение, лепку; художественно-прикладные работы; машинопись; выпиливание, ручные столярные работы, выжигание; работу на швейной машине; ручные слесарные работы; работу на ткацком станке, на станке для обработки (шлифовки) керамических изделий; работу по сборке различных деталей с контрольно-измерительными приборами; работу в цветочной оранжерее.

С психологической точки зрения трудовую деятельность необходимо приблизить к работе производственного типа. При окончательном выборе трудовой терапии, ее характера, объема, необходим тщательный анализ функциональных возможностей пациента, участия в данной работе правой и левой руки, а также знать, какие мышцы участвуют в большей степени в работе, на какие суставы приходится наибольшая нагрузка.

Трудотерапия находит широкое применение при повреждениях центральной нервной системы, полиомиелите, инсультах, психических заболеваниях, травмах опорно-двигательного аппарата и других заболеваниях. Трудовую терапию комбинируют с лечебной гимнастикой и массажем. Перед трудовой терапией проводят активные и пассивные упражнения, массаж (самомассаж). Упражнения не должны вызывать болевых ощущений. В комплекс ЛФК перед трудовой терапией включают 8-10 упражнений в сочетании с массажем (или самомассажем) для мышц плечевого пояса, суставов конечности и особенно пальцев в и.п. стоя, сидя.

К трудовой терапии по характеру производимых движений относится и овладение бытовыми навыками. Упражнения для освоения бытовых навыков (например, пользование электробритвой, кранами, выключателями, причесывание, застегивание и расстегивание пуговиц, прием пищи, мытье посуды и др.) подготавливают больного к трудовым операциям.

В процессе тренировки по овладению бытовыми навыками у больного постепенно развивается тонкая координация движений, необходимая для выполнения различных трудовых операций.

В специально оборудованных комнатах с набором бытовых приборов, стендов, на которых они смонтированы и укреплены, больные вырабатывают навыки самообслуживания, а также тренируют захват искусственной рукой при протезировании. На настенных стендах имеются дверные ручки различной формы и величины, выключатели, вилки, замки с ключами, водопроводные краны и др. На производственном стенде смонтированы болты, рубильники, выключатели и др.

Трудотерапия в травматологии и ортопедии. При наложении гипсовой повязки самообслуживание приходится выполнять здоровой рукой с частичной помощью пальцев травмированной руки. После снятия гипсовой повязки задача реабилитации - увеличение амплитуды движений в суставах верхней конечности. По мере уменьшения болей применяют трудотерапию, массаж, криомассаж, направленные на увеличение силы и амплитуды движений в плечевом суставе.

Трудотерапия предусматривает глажение белья, проклеивание конвертов для хранения рентгенограмм, изготовление бумажных игрушек, сортировку мелких деталей по форме и размеру. Продолжительность занятий 10-15 мин 2-3 раза в день.

По мере укрепления мышц, увеличения амплитуды движений процессы трудотерапии усложняют. Включают работу с рубанком, шлифование, различные виды картонажных работ (склеивание конвертов, коробок), плетение, швейные работы и др. Продолжительность 20-30 мин 2-3 раза в день, в перерывах - массаж (самомассаж, криомассаж).

На более позднем этапе реабилитации (через 1-1,5 мес. после травмы) используют трудотерапию, требующую все больших динамических и статических усилий. Сюда входят столярные работы, протирание стекол, слесарная работа и др. 2-3 раза в день по 30-40 мин с паузами для отдыха и массажа (самомассажа).

Трудотерапия при повреждениях плечевого сплетения и периферических нервов верхней конечности . Переломы плечевой кости, ключицы, вывих плеча нередко сопровождаются повреждениями периферических нервов (чаще лучевого, локтевого или срединного нервов), при этом возникают определенные двигательные расстройства. В комплексной реабилитации значительная роль принадлежит трудотерапии. В начале рекомендуются простые движения, а затем более активные и с предметами, на тренажерах и др.

Трудотерапия при двигательных расстройствах верхних конечностей в результате различных повреждений : при повреждениях костей плечевого пояса (ключица, лопатка и др.); повреждениях ключично-акромиального сочленения; вывихе головки плечевой кости и повреждениях проксимального конца плечевой кости; переломах диафиза плечевой кости; переломах костей локтевого сустава; переломах костей предплечья, кисти, пальцев; повреждениях плечевого сплетения и травматических парезах периферических нервов верхней конечности (конечностей); контрактурах.

Лечение трудом показано и при травмах нижних конечностей (переломы, повреждения нервной системы, контрактуры и др.).

Трудотерапия при травмах нижних конечностей . Применяется при переломах костей, повреждениях голеностопного сустава, травмах ахиллова сухожилия, периферической нервной системы и другой патологии. Особо следует отметить плохую адаптацию больных пожилого возраста, они требуют более раннего и активного начала трудовой терапии.

Трудовая терапия, гимнастика и массаж (самомассаж) используются комплексно в ранние сроки травмы. Трудотерапия на ранних этапах реабилитации у лиц пожилого возраста имеет чисто отвлекающий, психологический характер. Наиболее показаны трудовые операции по изготовлению тампонов и салфеток из марли, вязание, простые картонажные работы и др.

С расширением двигательного режима больным, способным сидеть, поручают склеивание коробок, конвертов, швейные работы, машинопись и др. По окончании иммобилизации нижней конечности (снятие гипсовой повязки) реабилитация направлена на восстановление двигательной функции, а затем и опорной функции (используется ЛФК, физические упражнения в воде, криомассаж, занятия на тренажерах). Все это служит подготовкой к применению трудотерапии, включающей шитье на швейной машине, столярные и слесарные работы, а позднее - на точильном и ткацком станках с ножным приводом. Проводится тренировка опорной функции конечности (различные приседания, езда на велоэргометре, бег на тредбане и др.).

Трудовая терапия и тренировки на специальных тренажерах служат подготовкой к производственной деятельности, восстановлению физических кондиций больных, перенесших травму (операцию) нижней конечности (конечностей).

Трудотерапия в ортопедии. При деформациях опорно-двигательного аппарата (косолапость, привычный вывих бедра и др.), параличах (полиомиелит, ДЦП и др.) резко нарушается функция конечностей. Трудотерапия имеет большое значение в восстановлении, коррекции, двигательной функции, особенно верхних конечностей.

Полиомиелит. Показано комплексное лечение в восстановительном и резидуальном периодах. Применяются трудотерапия, ЛФК, массаж, протезно-ортопедические приспособления и пр. Трудотерапия подбирается с использованием трудовых операций адекватно патологическим изменениям в мышцах, суставах, локализации и характеру повреждений. При осуществлении трудотерапии большую роль играют исходное положение конечности при выполнении движений (манипуляций), для этого используют гамаки, подвески на кронштейнах или специальные аппараты, шины и пр. Использование специальных приспособлений обеспечивает стабильное выполнение движений конечностью. Перед трудотерапией проводится ЛГ и массаж (или самомассаж). Продолжительность трудотерапии - 10-30 мин с активным отдыхом, а в промежутке - с массажем.

Трудотерапия проводится в исходном положении сидя и начинается с простых манипуляций. Она включает: подбор, сортировку материала для работы; изготовление различных изделий из бумаги (салфетки, цветы и др.), шариков (из марли и ваты); картонажные работы (склеивание конвертов, коробок и пр.), переплетные работы, лепку из пластилина, глины и др.; швейные работы; выжигание, выпиливание; столярные работы (строгание, пиление и пр.); работу на бытовых и производственных стендах (пользование ключом, краном, включение света, одевание и раздевание, пользование ложкой, бритвой и пр.).

При выполнении той или иной работы происходит тренировка мышц, восстановление функции конечности и т.д., при этом важное значение имеет восстановление пальцевого захвата при снижении силы мышц сгибателей.

Послеродовые плекситы (парезы) возникают у детей в результате родовой травмы. Заболевание сопровождается возникновением контрактур в суставах верхних конечностей. Используют консервативные методы лечения (лечебная гимнастика, массаж, протезно-ортопедические средства, трудотерапия, физиотерапия и др.). Занятия трудотерапией строятся в соответствии с характером деформаций, возрастом. Занятия с детьми должны проходить в игровой форме и имитировать трудовые манипуляции. Трудотерапия включает сортировку цветов, пуговиц, складывание кубиков, мозаики, лепку из пластилина, изготовление сувениров из бумаги, картона и пр., раскрашивание, шитье одежды для кукол и т.д., а также переплетные работы, резьбу по дереву, выпиливание, закручивание винтиков, пользование кранами на учебном стенде, рисование и др. Детей обучают также бытовым навыкам самообслуживания.

Детские церебральные параличи (ДЦП). Для заболевания характерен спастический парез (повышение тонуса определенных мышечных групп, образование контрактур).

Для реабилитации применяются трудовая терапия, тренировка бытовых навыков, ЛФК в воде, обучение ходьбе и другие средства.

Цели трудовой терапии при ДЦП: нормализация мышечного тонуса; улучшение координации движений; обучение ходьбе, правильной позе в положении сидя; уменьшение контрактур.

Главное в реабилитации больных детей с ДЦП - это реализация трудовой терапии. Для больных с ДЦП очень важна выработка правильной рабочей позы, способствующей расслаблению спастической мускулатуры, а также обучение технике трудового навыка (показ способа выполнения трудовой операции, объяснение трудового задания, пассивное воспроизведение основного рабочего движения и др.).

Вначале больным ДЦП предлагаются элементарные трудовые операции, требующие одинаково простой работы обеими руками, затем работа с улучшением координации движений. Кроме того, отводится больше времени для выполнения трудовых операций. Вид трудовой терапии определяется также психологическими особенностями детского возраста, сохранением при работе определенной позы.

Основные виды работ, рекомендуемые детям, больным церебральным параличом: рисование, раскрашивание простых рисунков и т.д.; изготовление платьев для кукол из бумаги, одевание и раздевание кукол, разборка и сборка игрушек; плетение, лепка; склеивание коробок, конвертов; столярные работы (строгание, шлифование и др.); ручная швейная работа, наматывание ниток на катушку и т.п.

Неспецифический полиартрит . Полиартрит наблюдается как у взрослых, так и у детей и сопровождается ограничением движений в суставах, наличием контрактур и анкилозов; все это резко снижает физическую работоспособность и трудоспособность больных.

Для нижних конечностей характерны сгибательные контрактуры, а в верхних конечностях возникают ограничение движений и контрактуры в плечевых (плечевом), локтевых суставах и типичные деформации кисти и пальцев, сгибательные контрактуры в межфаланговых суставах и разгибательные - в пястно-фаланговых суставах.

В подостром периоде и в период обострения применяют лечение положением (шины, фиксирующие повязки), ЛФК, массаж (криомассаж), лекарственные препараты, трудотерапию и другие средства.

Трудотерапия применяется с целью уменьшения имеющихся функциональных нарушений конечности, восстановления силы мышц, необходимых для выполнения работы рукой; выработки навыков самообслуживания.

Если больной работает, то ЛФК, массаж и трудотерапия направлены на поддержание профессиональной трудоспособности и профилактику прогрессирования заболевания.

Для выработки правильного пальцевого захвата и развития функции сгибания в пястно-фаланговых суставах используют следующие виды трудовой терапии: лепка из пластилина; работа на швейной машине; машинопись; плетение, разматывание и сматывание ниток в клубок; «разминание» поролона, губки в тазу с теплой водой; захватывание теннисного мяча; изготовление из марли тампонов, салфеток и из бумаги конвертов, коробочек, сортировка пуговиц и др.

Перед трудотерапией проводятся лечебная гимнастика и массаж, подготавливающие к выполнению манипуляций. Тренировка различных приспособительных движений (функций) для самообслуживания (причесывание, чистка зубов, пользование водопроводными кранами, глажение и др.), а также для выполнения общетрудовых процессов (уборка помещения, легкая работа в саду, огороде, оранжерее).

Информация неполная? Попробуйте поиск от Google по медицинским сайтам.

Трудотерапия - один из видов восстановительной терапии - способствует реабилитации пациентов с различными физическими и психическими нарушениями посредством использования посильного труда.

Понятие трудотерапии как элемента физиотерапии

Трудовая терапия - составная часть физиотерапии - использует трудовые процессы с лечебной целью. Физиотерапевтические процедуры помогают устранить или уменьшить физические недостатки путем укрепления мышц, увеличения объема движений в суставах и улучшения координации. В травматологии и ортопедии для восстановления функций конечностей применяют специальные виды труда с определенным объемом движений и участием определенных групп мышц. При этом могут быть использованы тренажеры и спортивный инвентарь (гантели, мячи).

Специалисты по трудотерапии обучают пациентов навыкам самообслуживания и выполнения повседневных дел. Так, например, людей с ампутированной рукой учат самостоятельно одеваться и готовить пишу. При этом могут быть задействованы специальные приспособления, облегчающие жизнь инвалидов в домашней обстановке.

Трудовая терапия используется для лечения психических болезней и заболеваний , сопровождающихся снижением интеллектуальных способностей. Занятия рисованием и музыкой помогают таким больным раскрыть свой творческий потенциал и найти способ самовыражения. Помимо этого, пациентов обучают социальным навыкам для облегчения отношений с другими людьми, а также воспитывают в них самостоятельность и уверенность в собственных силах. Особое внимание на занятиях по трудотерапии уделяется выработке умений и навыков, необходимых для выполнения повседневных дел, таких как приготовление пищи, уборка квартиры, поход за покупками.

Учитывая особенности людей с физическими недостатками, им предоставляются консультации по переоборудованию помещений и оснащению их приспособлениями, позволяющими облегчить жизнь инвалидов в домашних условиях.

Специалисты по трудотерапии оказывают практическую помощь и эмоциональную поддержку в обществах и социальных службах, созданных для людей с ограниченными возможностями.

Положительный эффект трудотерапии

При переломе конечности, сопровождающемся временной утратой трудоспособности, пациенту прежде всего назначают физиотерапевтические процедуры .

Трудотерапия показана больным, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями, например артритом, или перенесшим серьезные травмы головы или грудной клетки. На занятиях их обучают пользоваться специальными приспособлениями, облегчающими труд на работе и дома.

Занятия по трудотерапии при участии и помощи врача позволяют снять состояние напряженности и беспокойства у психических больных. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают их от болезненных переживаний.

Трудотерапия психически больных - область медицинской практики, пограничная между психиатрией, клинической психологией и психологией труда, центральной задачей которой является адаптация психически больного к социуму посредством его включения в активную трудовую деятельность, моделируемую встационаре или на производстве.

Уровни социально-трудовой реадаптации психически больных (по С. Г. Геллерштейну):

  1. Профессиональная реадаптация: возврат к прежней профессии, когда коллеги «дефект не замечают».
  2. Производственная реадаптация: возврат к труду, но при снижении квалификации.
  3. Специализированно-производственная реадаптация.
  4. Лечебно-производственная реадаптация.
  5. Внутрисемейная реадаптация: выполнение домашних обязанностей.
  6. Внутрибольничная реадаптация: при глубоких дефектах психики.

Эффективность и противопоказания

Геллерштейн указывает на следующие важные признаки трудотерапии, влияющие на восстановление активности больных:

  1. Соответствие человеческим потребностям
  2. Целевой характер деятельности
  3. Мощное воздействие упражнения
  4. Мобилизация активности, внимания и т. д.
  5. Необходимость приложения усилия, напряжения
  6. Широкие возможности компенсации
  7. Преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их дозировки
  8. Включение в жизненно полезный ритм
  9. Результативность, предпосылки организации обратной связи
  10. Благодатное поле для отвлечения, переключения, смены установки
  11. Рождение положительных эмоций - чувства удовлетворения, полноценности и др.
  12. Коллективный характер труда.

Противопоказания к трудотерапии

  • Трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, патологии сознания, кататонии и проч.
  • Временно противопоказана при активном медикаментозном лечении, выраженных депрессивных и астенических состояниях, при наличии у больного негативизма к труду.

Принципы трудотерапии

При трудотерапии надо ориентироваться на доступные больному виды труда и его зону ближайшего развития (поЛ. С. Выготскому). Для этого используется особая модификация профессиографии (Геллерштейн).

Принципы использования трудотерапии:

  1. Труд больных должен быть результативным, и больной должен видеть результаты своей деятельности.
  2. Необходим индивидуальный учёт выработки больных.

Трудотерапия при конкретных видах психопатологии

  • Галлюцинаторный синдром . Активное включение больных в труд приводит к ослабеванию галлюцинаций. Но труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации. Механизм лечебного действия труда в этих случаях: подавление патологической доминанты и создание новой трудовой доминанты. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности психики этими переживаниями; активный труд уменьшает такую поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоровым содержанием.
  • Депрессивные состояния . Больным важно отвлечься от тягостных переживаний, дать надежду на выздоровление, создать доминанту для отвлечения от тревожных мыслей. Труд должен быть исключительно индивидуальным, позволяющим оценивать продуктивность и чередовать различные формы работы. Эта работа должна опираться на привычные навыки, важно показать больному его полноценность, пригодность к осмысленной, полезной деятельности.
  • Двигательная заторможенность. Партнером по работе может быть лишь больной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду. Метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает с больным на спаренной работе, выделяет свойственный больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и др.
  • Умственная отсталость . Если у этих больных есть интерес к труду, то они ничем не отличаются от здоровых (по экспериментальным данным). У умственно отсталых (например, при болезни Дауна) хорошо развита моторная память и исполнительность (они очень старательны); кроме того, они очень эмоциональны и эмпатийны.

История трудотерапии

Терапия занятостью начинает распространяться в Советском Союзе с 1930-х гг. Хотя система социально-трудовой реабилитации в СССР считалась безусловным достижением советской психиатрии, для неё был характерен ряд недостатков. Работа, как правило, была низко оплачиваемой и малопривлекательной для пациентов; предлагавшийся выбор видов труда сводился главным образом к рутинным и примитивным. Почти отсутствовала возможность поэтапной трудовой реабилитации, трудовое переобучение и переориентация были затруднены из-за ограничения видов специальностей, отсутствия дифференцировки в зависимости от индивидуальных потребностей и склонностей пациентов.

Сохранились воспоминания бывшего пациента Сычёвской специальной психиатрической больницы, диссидента М. Кукобаки: «Так называемая „трудотерапия“ превратилась в доходное коммерческое предприятие для властей. Станки расставлены без учета санитарных норм, теснота. Вся вентиляция - это несколько форточек. Больных под прямым или косвенным давлением вынуждают работать с утра и до вечера. В летние месяцы практикуются работы и после ужина. Разумеется, все это формально на добровольных началах. Но попробуй не пойти! Тут же обнаружат у тебя „изменение состояния“, и начнется истязание различными уколами, травля со стороны санитаров-уголовников и т.д.». Сходные впечатления остались и у В. П. Рафальского, проведшего двадцать лет в психиатрических больницах специального типа: «При психушке фабрика на пятьсот машинок. Рабочий день - шесть часов, благодаря Богу, ибо на фабрике грохот - стены дрожат, и, вдобавок, уйму динамиков добавляют, и себе на полную катушку, магнитофонную запись современной супермузыки. <…> Погнали на работу с первых дней. А представляете ли Вы, что значит работать под нейролептиками? А работали».

Трудотерапия в некоторых советских спецпсихбольницах была обязательной, в некоторых лишь поощрялась администрацией. Пациенты работали в картонажных, ткацких, переплётных, швейных и других мастерских, получая за это чрезвычайно малую заработную плату - от 2 до 10 рублей в месяц, перечислявшихся на личный денежный счёт. Администрации специальных психиатрических больниц этот труд был очень выгоден, так как цена сбыта изготовляемой продукции в десятки раз превышала стоимость оплаты труда.

В постсоветское время бóльшая часть существовавших практически во всех психиатрических стационарах СССР лечебно-трудовых мастерских оказалась заброшенной из-за недостатка финансирования; объёмы трудотерапии снизились, оплата труда пациентов носит чисто символический характер, продолжают отмечаться нарушения прав человека. Зачастую в больницах имеет место эксплуатация труда пациентов, порой недобровольного: пациенты занимаются уборкой территорий и отделений, участвуют в ремонтных, разгрузочно-погрузочных работах и т. п. Случаи грубой эксплуатации труда проживающих отмечались и в психоневрологических интернатах.

В материалах опроса, проведенного в 1990-е годы, отмечалось, что российские пациенты выражали недовольство плохой организацией трудотерапии во всех организационных формах, где она используется. Пациенты заявляли, что предлагаемые им виды работы примитивны и монотонны, не соответствуют их потребностям и трудовым навыкам, трудотерапия носит по сути принудительный характер. Опросы показывали, что трудотерапия в том виде, в котором она существует в большинстве исследованных психиатрических учреждений, не только не достигает своей цели, но и является одним из основных источников неудовлетворённости больных.

При деинституционализации психиатрии в ряде западных стран произошел отказ от трудотерапии и переход к труду по трудовому договору, которым права пациента и оплата его работы гарантируются в полном объёме.

Литература

  • Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Пиринципы и методы трудовой терапии психически больных. М., 1964.
  • Геллерштейн С.Г. К построению психологической теории трудовой терапии // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация больных нервно-психическими заболеваниями: Материалы Всес. научной конференции 10-13 нояб. 1965 г. Л., 1965.
  • Носкова О.Г. Психология труда. М., 2004 (глава 10 "Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов").
Понравилась статья? Поделитесь ей