Контакты

Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы. Видео: занятие «Развитие речи» в средней группе детского сада

Конспект НОД по обучению грамоте для детей 6-7 лет

«Путешествие в Звуколяндию».

Цель: обобщение знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова.

Программное содержание:

1. Совершенствовать умения различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки и давать характеристику звуков;

2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;

3. Продолжать учить детей делить слова на слоги

3. Развивать артикуляционные навыки, совершенствовать звуковую культуру речи детей;

4. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление;

5. Развитие связной речи

6.Развитие фонематического слуха;

7. Развитие мелкой моторики руки.

Организационный момент

Дорогие ребята Мне почтальон передал для Вас вот это письмо. Посмотрите от кого же это письмо! (показываю конверт с картинкой Звуковичка).

Подходите ко мне, прочитаем что же написано в этом письме. «Здравствуйте, ребята. Когда я был у вас в гостях, мне было очень весело и интересно играть с вами в звуки и слова. А теперь я вас приглашаю к себе в гости в страну – Звуколяндию. Только вот случилась у нас беда: звуки из своих домиков убежали и не хотят возвращаться обратно. Приезжайте, помогите, пожалуйста, вернуть всех на свои места, а то не получается так ни одна звуковая игра! Только нужны будут ваши знания о звуках».

Ну, что, ребята, отправимся в путешествие, поможем звукам? (да)

Отгадайте загадку, и вы узнаете, на, чем мы отправимся:

Загадка: «Маленькие домики по рельсам бегут,

мальчиков и девочек домики везут» (Поезд)

Правильно, я буду вашим паровозиком, а первым вагончиком будет тот, кто первым выделит 1 звук в слове «поезд» – не выкрикиваем, а поднимаем руку.

Чтобы дружными быть в пути и не растеряться, выделим последний звук в слове поезд. Молодцы! Дружно справились!

Чтобы время не терять, мы будем ехать и язычок тренировать, повторяйте звуки поезда за мной (ту-ту, чух-чух, шшш).

У нас на пути «звуковая река», потому что в ней плавают не рыбы, а слова. Чтобы реку нам объехать, надо выполнить задание.

1. «Звуковая река». Для этого вставайте по обе стороны реки. Кто по левую руку – выделяет первый звук в слове (слушаем ответы детей). Кто по правую руку стоит от меня, выделяет последний звук в слове.

Молодцы! Правильно выделили звуки, поэтому можем ехать дальше. (ту-ту. чух-чух. шшш).

Мы приехали, вот и страна Звуколяндия (слайд). Садитесь за столы, чтобы лучше разглядеть ее.

Ой, укололась! Посмотрите, какие колючие кусты (слайд) не дают нам в страну войти. И не видно Звуковичка. Нужно сделать правильно разбор слова «кусты» - выделить звуки в слове, и они не будут колючими. Но, чтобы правильно выполнить разбор, давайте вспомним, какие бывают звуки. Поднимаем руку и отвечаем полным предложением (Гласные и согласные)

Красными квадратиками мы обозначаем, какие звуки? (гласные). Как определить гласный звук? (поется без преград, тянется.)

Еще, какие бывают звуки? (согласные). Какой звук мы называем согласным? (не поется, есть преграды).

Согласные звуки, какими бывают? (твердыми – произносятся строго и мягкими - произносим ласково). А вот и Звуковичок. Он услышал нас.

Чтобы быстро квадратики доставать, нужно пальчики размять!

Приготовим к работе пальчики –

«Белый пух»

Сыплет белый, снежный пух, Плавно опускаем кисти рук сверху вниз

Устилает все вокруг. Разводим руки в разные стороны

Пух на шапках Показываем на названные вещи,

Пух на шубках, (или поочередно загибаем пальцы)

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно - ух! Щекочем себя и встряхиваемся

Кто щекочет - пух! Ладошки перед собой, дуем на них

http://scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka/palshikowye-igry/palchikovyie-igryi-po-teme-zima

Разбираем слово КУСТЫ.

Произнесем слово медленно.

Выделяем первый звук КККУСТЫ.

Отвечаем по поднятой руке: Какой он? (согл., тв., – обозначим синим квадратиком).

Следующий какой? КУУУСТЫ? (гл. – красный квадратик).

Выделяем следующий звук КУСССТЫ. (согл., тв., - обозначим синим квадратиком).

Выделяем следующий звук КУСТТТЫ. (согл., тв.,. -обозначим синим квадратиком).

Последний какой? КУСТЫЫЫ? (гл. - красный квадратик).

Сколько гласных? Согласных? Всего звуков?

Молодцы! Никто не укололся, значит все правильно разобрали.

Упражнение «Роботы».

Ребята, посмотрите на экран. Кто же это? Робот. Робот для нас приготовил картинки. Давайте превратимся в роботов и покажем свое умение делить слова на слоги. У вас на столах желтые полоски – каждая из них обозначает слог. Разделите слово с картинки на слоги и выложите столько полосок – сколько в слове слогов.

Проверьте друг у друга. Кто нашел ошибки? (взаимопроверка в парах). Молодцы!

Добрались до домиков звуков. Вокруг звуки гуляют, с нами не играют.

А сейчас давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Звуколяндии.

Физкультминутка

«Вот студеною зимой» (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И в страну Звуколяндию мы вернемся. (Дети садятся за столы)

Педагог: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие. Следующее задание.

Зимушка-зима

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Физминутка Зима

Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Дети, не будем забывать, нам надо звуки выручать! Звуковичок говорит, что они просят, чтобы мы поиграли с ними в прятки, и тогда они побегут в свои дома.

А давайте сыграем в игру «Где спрятался звук». Встаем в круг на ковре. Кому я мячик кидаю, тот место нужного звука в слове называет, а другие проверяют (в начале слова, в середине или в конце).

Утка (у)-луна (а)-компот (л)-лейка (л;)-лодка (о)-телефон (н)-рыба (ы)

Молодцы! Посмотрите, справились с заданием и звуки ушли в домики.

Подведение итогов деятельности

Звуковичок благодарит вас за то, что вы помогли ему вернуть все звуки по домикам.

Дети, а почему звуки согласились идти домой? (потому что мы все задания выполнили).

Да, вы справились со всеми заданиями и трудностями на пути. За старанье, за труды вам награды всем даны – сладкие подарки от Звуковичка - конфеты! - А теперь вставайте все за мной паровозиком, отправляемся в группу!

Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет

ББК 74, 3

Ф 24

Фархутдинова Н.А. Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Методические рекомендации: Из опыта работы логопеда ДОУ № 6 - Лесной: ИМЦ УО, 2011 - 55

Содержание

Введение…………………………………………………

Раздел 1. Звуковой анализ слова ………………............

I. Звук. Задачи ………………………………………….

1. Понятия «звук» и «слово»……………………

2. Ориентировка в ряду предметов………………

3. Позиция звука в слове…………………………

4. Гласные звуки…………………………………

5. Анализ и синтез слога…………………………

II. Звуковой анализ и синтез слова. Задачи…………

1. Звук и слово. Повторение……………………

2. Алгоритм звукового анализа слова……………

3. Гласные звуки в слове…………………………

4. Твёрдые и мягкие согласные…………………

5. Звуковая схема слова…………………………..

6. Ребусы…………………………………………

7. Звуковой анализ слов из 4-х и 5-ти звуков……

8. Уровень усвоения звукового анализа слова…

Раздел 2. Предложение. Задачи…………………………

I. Слово

1. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки

2. Схема слова……………………………………

II. Предложение………………………………………

1. Понятие «предложение»………………………

2. Схема предложения……………………………

3. Основные характеристики схемы предложения…………………………………………………………

4. Алгоритм анализа предложения………………

5. Составление схемы к предложению………

6. Закрепление умений по анализу предложения

7. Предлоги в предложении……………………

8. Предложение из 4-х и 5-ти слов………………

9. Сложная схема предложения………………

Раздел 3. Деление слов на слоги. Задачи ……………

I. Подготовка к делению слов на слоги

1. Гласные звуки…………………………………

2. Слово……………………………………………

II. Деление слова на слоги……………………………

1. Основное правило деления слова на слоги……

2. Алгоритм деления слова на слоги……………

3. Деление на слоги слова из 3-х звуков…………

4. Упражнения в делении слов на слоги…………

5. Слова со стечением согласных и закрытыми слогами……………………………………………………

6. Алгоритм слогового анализа слова……………

Заключение.……………………………………………..

Список литературы……………………………………

Введение

Одним из разделов речевого развития детей 6 - 7 лет является «Подготовка к обучению грамоте». Данная брошюра раскрывает систему работы с детьми подготовительных групп детского сада общеразвивающего вида именно в этом разделе речи. По предложенной системе подготовлены к школе более 2000 дошкольников на протяжении 15 лет. Катамнез показал состоятельность системы, так как дети, обучавшиеся по ней, успешно овладевают чтением и письмом в школе, не зависимо от того, по какой образовательной программе работает образовательное учреждение. Принципиально важный подход системы: готовить дошкольников к успешному и грамотному освоению чтением и письмом в школе, не обучая читать и писать в детском саду. Это достигается через развитие всех фонематических процессов, развитие умения вслушиваться в слово, предложение, что в конечном результате развивает языковое чутьё и предупреждает дисграфию и дислексию в начальных классах.

Воспитатель в детском саду не учит читать и писать, а только готовит дошкольников к чтению и письму. Эту подготовку педагог должен превратить в интересный и увлекательный процесс, что достигается только через игры и игровые упражнения. Яркого и красочного игрового материала по обучению грамоте сейчас очень много на любом книжном прилавке. Но иногда игры оказываются малоэффективными только из-за того, что педагог использует интересные приёмы без системы, не понимая, зачем применяется та или иная игра, какую задачу по подготовке к грамоте она решает. В предложенной брошюре даны методические рекомендации к подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы, а так же прописана система подготовки и последовательность решения задач для достижения этой цели.

За основу взяты «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В подготовительной

группе предлагается решить 3 основных задачи по подготовке к обучению грамоте: научить

- звуковому анализу и синтезу слов;

- слоговому анализу и синтезу;

- анализу и синтезу предложения.

Эти задачи можно решать в указанной выше последовательности, а можно немного по-другому:

Звуковой анализ и синтез;

Анализ и синтез предложения;

Слоговой анализ и синтез.

Такая последовательность позволяет детям меньше путать сложные созвучные понятия: звук - слог. А так же увеличивается время для усвоения <

Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути - получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.

Почему нужно обучать грамоте до школы

С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.

Как строится процесс обучения грамоте

Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

  • знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
  • деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
  • анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
  • знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
  • основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.

Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова - это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».

Дети 4–5 лет наиболее восприимчивы к звучащей речи, интерес к чтению обычно появляется только к 6–7 годам

Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю.

Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.

Особенности занятий при ограничении здоровья у детей

Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.

Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.

Дети с нарушениями речи получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде

Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.

Видео: обучение грамоте детей с нарушениями речи

Формы и методы обучения

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

  • Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
  • Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
  • Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы - фантазии.

Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой. Рассмотрим примеры практических приёмов:


При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.

Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно проводить проверочные работы.

Упражнение, которое можно включить в такую работу: раздаточный материал с предметами и изученными гласными звуками. Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Для первой картинки нарисовать схему слова: сколько слогов, какой из них ударный.

Пример карточки для проверочной работы с дошкольниками старшего возраста

Выполнить звуко-буквенный анализ слов, то есть вписать в карточки названия изображённых предметов.

Раздаточный материал, который требует вписать название предметов, можно использовать для детей, умеющих писать

Читающим детям можно предложить разгадывание ребусов или игры на составление слов: «Кто больше составит новых слов из букв слова Превосходно?»; «Назовите слова, состоящие из двух, как слово Паровоз состоит из слов Пар и Воз».

Этапы обучения дошкольников грамоте

Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

  • обогащение словаря;
  • развитие умения правильно и чётко произносить слова;
  • формирование умения различать звуки;
  • знакомство с понятиями «слово» и «звук».

Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги - звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги - шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).

На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».

Пример занятия по развитию фонематического слуха можно посмотреть по ссылке .

Средняя группа

Задачами этого года являются:

  • дальнейшее развитие и увеличение словаря;
  • формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
  • заучивание стихов, пословиц и поговорок;
  • закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;
  • формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.

Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Видео: занятие «Развитие речи» в средней группе детского сада

Старшая группа

Можно выделить следующие задачи:

  • дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;
  • распознавание слов, содержащих определённый звук;
  • расстановка ударения;
  • умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);
  • деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.

Малышам нужно научиться правильно определять гласные звуки, не пропуская их в словах. Именно точное произношение гласных звуков определяет красивую речь. Изучение обычно идёт по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].

На первом занятии выделяем гласный звук из слова. Например, [а]. Воспитатель называет слова, в которых [а] присутствует в открытом слоге, выделяя голосом [а]: КА-А-А-ША-А-А. Дети повторяют. Произносим ещё похожие слова: МА-МА, РА-МА. Концентрируем внимание на артикуляции при произнесении звука.

Чтобы облегчить детям процесс копирования артикуляции, можно предложить им следить за собой через маленькие зеркальца

Воспитатель объясняет, что при проговаривании звука [а] воздух выдыхается свободно, не встречая препятствий. Звук получается громкий, во весь голос, поэтому и называется гласным. Обозначать его будем красным цветом.

По такой же схеме знакомим детей с остальными гласными звуками.

Занятия с гласными звуками могут включать такие упражнения:

  • «Увидеть звук»: воспитатель молча выразительно проговаривает звук, ребята его называют.
  • «Называем слова с определённым звуком» (наш звук обязательно должен быть ударным - руки, а не рука, кот, а не котёнок).
  • «Разбери карточки»: дети выбирают карточки с изображениями на звук [а] и закрепляют на магнитной доске.
  • Определение звука среди других гласных а, у, и, е, о (вначале воспитатель чётко проговаривает про себя звуки, дальше это не делается).
  • Определение звука в слогах (он, ус, ас, им, ор).
  • Определение звука в словах (качели, астра, арка, Ира, овод).
  • Нахождение слов в предложении на определённый звук: «Крот и кот катили обруч».

Далее учим детей определять, в каком слоге слова наш звук находится: на первом занятии ищем звук в первом слоге, на втором - в последнем слоге, и только на следующем - в середине слова. Эту ситуацию можно обыграть, например, с помощью «весёлого вагончика». В этом вагончике столько окон, сколько слогов, флажком обозначаем то окошко, где сидит искомый гласный.

После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.

Артикуляция согласных звуков (м), (н) противоположна артикуляции гласных звуков: воздух задерживается или губами, или зубами

Рассмотрим занятие со звуком [м]. Воспитатель говорит: «Молодая корова ещё не умеет мычать по-настоящему. У неё только выходит М-М-М». Малыши проговаривают звук сами, используют зеркальце, чтобы проверить артикуляцию. Дети замечают, что на пути воздуха есть преграда - губы. Воспитатель объясняет, что при произношении всех согласных воздух встречается с преградой. Звуки согласились, что их так произносят, поэтому называются согласными. Их обозначаем синим цветом.

Нужно научить детей разделять звонкие и глухие согласные. Воспитатель объясняет, что звонкие согласные звуки проговариваются с шумом и голосом, а глухие только с шумом. Если закрыть ладонями уши, то звонкий звук можно услышать, а глухой - нет. Наш звук [м] - звонкий.

Нужно придумать обозначение звонкости: колокольчик, звонок, динамик. Если звук глухой, то символ перечёркиваем.

Согласные звуки также подразделяются на мягкие и твёрдые. Объясняем детям разницу в артикуляции. Когда мы говорим мягкий звук, губы напрягаются и похоже, что мы чуть-чуть улыбаемся. При проговаривании твёрдых звуков такого не наблюдается. Произносим чётко, чтобы дети видели движение губ: «Тьма-тьмущая, тайна, телёнок».

Придумываем обозначение: для мягких звуков - вата, для твёрдых - камень.

При изучении звука даётся начертание буквы. В таком возрасте детям ещё очень сложно запоминать графику. Чтобы добиться хорошего результата, выполняем упражнения, базирующиеся на разных видах памяти ребёнка.

  • Задания, опирающиеся на зрительную память, - в них используются изображения, разыгрываются сценки.
  • Приёмы, рассчитанные на тактильную память, - дети руками ощущают изучаемый предмет: лепят буквы из теста, глины или пластилина, выкладывают из мелких предметов.
  • Использование механической памяти - малыши должны автоматически повторить форму буквы: нарисовать, обвести по трафарету, вырезать из бумаги по контуру.
  • Обращение к ассоциативной памяти - устраиваем конкурс рассказов «На что похожа буква».

На протяжении всего курса обучения мы вводили систему обозначения звуков, опирающуюся на цвет (гласный звук - красный, согласный - синий) и символы (звонкий - колокольчик, мягкий - вата, твёрдый - камень). Этот приём помогает в запоминании материала и в разработке заданий.

Пример задания на основе введённой системы обозначения: дети должны правильно соединить линиями картинку и схему слова

Путь освоения грамоты непрост. Чтобы пройти по нему, ребёнку нужно проявить старание и прилежание. Задача взрослых поддерживать малыша в его обучении. Будет замечательно, если в группе появится экран, на котором отражается, каких знаний дети уже достигли, а что ещё предстоит освоить.

В старшей группе в рамках программы обучения грамоте проводятся занятия по анализу предложения. По этой ссылке можно ознакомиться с конспектом НОД по развитию речи по теме «Знакомство с предложением».

Подготовительная группа

Можно выделить следующие задачи :

  • сформировать умение проанализировать текст и составить предложение по заданной схеме;
  • ознакомить с понятиями «существительное», «прилагательное», «глагол», рассказать о подборе синонимов, антонимов к словам;
  • научить составлению схемы слова;
  • добиться чтения со скоростью 30–40 слов в минуту;
  • научить записи слов в тетради.

Видео: занятие «Обучение грамоте» в подготовительной группе по УМК «Тропинки»

Занятия по обучению грамоте проводятся два раза в неделю. Для младшей группы по 15–20 минут, для средней по 20–25 минут, для старших дошкольников 25–30 минут.

Перспективное планирование процесса обучения грамоте можно осуществить и иначе, как, например, на этом сайте .

Существуют и другие методы обучения грамоте. Получил широкое распространение метод Николая Зайцева («кубики Зайцева»). Согласно ему ребёнка можно учить чтению и письму с самого раннего возраста без предварительной подготовки. Метод базируется на использовании специальных кубиков со «складами» и настенных таблиц.

«Склад» - особая речевая единица метода Зайцева, это пара согласный - гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква

Результаты обучения можно увидеть уже через несколько месяцев: малыши бегло читают, не испытывая затруднений. Этот способ подходит и для обучения слабослышащих и слабовидящих детей. К недостаткам метода можно отнести то, что обучение проводится индивидуально и для работы в группах детского сада его применить нельзя. Кроме того, у ребёнка, обучавшегося грамоте по этому методу, могут быть проблемы в начальной школе из-за разных принципов подачи материала.

Анализ занятия

Результат работы воспитателя группы детского сада оценивается не только детьми и их родителями, но и системой государственного образования. Руководитель или методист образовательного учреждения может посетить любой урок с детьми и оценить, насколько эффективно и качественно он проводится. По результатам проверки составляется анализ занятия. В этом документе:

  • указывается тема и цель занятия, а также основные задачи: образовательная, развивающая, воспитательная;
  • определяются методы и приёмы, используемые воспитателем и то, насколько они соответствуют поставленным задачам;
  • даётся оценка деятельности детей;
  • анализируется работа воспитателя во время урока;
  • предлагаются рекомендации по улучшению образовательного процесса.

Можно увидеть пример такого анализа занятия на сайте

Здравствуйте. Меня зовут Маргарита. Я сейчас на пенсии, до этого более двадцати лет проработала учителем. Пробую свои силы в написании статей по педагогике и животным.

Ольга Козлова
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6–7 лет (игра - путешествие)

Тема: Игра – путешествие в лес.

Цели: Способствовать развитию фонематического слуха; умения слышать и

выделять звуки в словах, определять их место.

Развивать мышление, память, слуховое внимание, творческое

воображение, устную речь.

Воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимовыручки.

Оборудование: Куклы: собачки, зайца, лисы, медведя; предметные

картинки.

Ход занятия:

1. Психологический настрой детей.

Игра «Вокруг себя повернись».

Р., образуем, круг и поиграем в игру «Вокруг себя повернись».

Будьте внимательны.

Вокруг себя повернись, в комара превратись. (Имитируют движения комариков, произнося звук[ з‘]).

Вокруг себя повернись, в муху превратись. (Мухи со звуком [з]).

Вокруг себя повернись, в жука превратись. (Жуки со звуком [ж]).

Вокруг себя повернись, ветерком превратись. (Выполняют маховые движения руками, произнося звук [ш]).

Вокруг себя повернись, на занятие вернись.

Понравилась игра? А кем мы были во время превращений? Какие звуки произносили?

2. Введение в тему.

Ой, ребята, мне кажется, что кто-то плачет? Слышите?

(Появляется зайчик - игрушка кукольного театра)

Зайчик, что с тобой случилось? Почему ты плачешь?

З: - Как же мне не плакать? Жил я жил в сказочном лесу, в своей избушке,

Жил не тужил, пока беда меня не застала. Однажды ко мне в гости пришла лиса, попросилась она обогреться, да вокруг осмотреться, да меня же и выгнала. Как я не просил, как не умолял лису, чтобы она пустила меня в избу, но она и слушать не стала. Ой, горько, мне горько.

П: - Не плачь, зайчик! Тебе, может, наша помощь нужна?

З: - Спасибо, вам, ребята!

П: - Р., давайте, поможем зайчишкиному горю. Итак, отправляемся в сказочное путешествие. Идём в лес, помогать зайчику.

3. Повторение и закрепление изученного материа ла.

(Появляется медведь)

М: - Вы кто такие? Куда путь держите? (Зайцу помогать.)

Это хорошо, что вы решили зайцу помочь и мне зайца жалко, но я не могу вас пропустить. Вы должны выполнить моё задание: угадайте буквы, зашифрованные в иероглифе. Согласны? (Да.)

М: Я вижу, что вы будущие ученики, уже много знаете букв, умеете дружить и с заданием моим справились, молодцы. Счастливого пути!

(Появляется собака)

С. : - Какие, вы дружные! Какие, вы, послушные! Наверное, вы, будущие первоклассники? (Да)

С. : - Ура! Мне удача сама в руки пришла. Я учусь в лесной школе, а учительница задала задание домой: напечатать слоги из букв. А мне еще сложно справиться с этим заданием. Поможете?

]Игра «Составь с лог

(нос, ноги, нож, ноутбук, норка, ножницы)

МУ (муха, музыка, мультфильм, Мурка)

СА (сабля, сапоги, сама, самурай, сандалии, сад, садовод)

ЛИ (лиса, лимон, Линда)

С. : - Спасибо за участие в играх. До свидания.

(Появляется лиса.)

Л. : - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть.

Лиса, не хитри, ты, лучше скажи, почему зайца из избы выгнала?

Л. : - Р., простите меня. И ты зайчик, прости. В этой избушке я хотела звериную школу открыть, но я всё неправильно сделала, ненужно мне было зайца выгонять. Вы, меня простите? (Да.) А заюшкину избушку я верну. Я не хитрю, а говорю правду.

З. : - Лиса, можешь оставаться в моей избе и учить зверей. А я себе новую избушку построю.

Л. : - Р., а может, вы, станете моими первыми учениками в лесной школе?

]Физминутка «Зайч ик»

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Зайку кто-то напугал,

Зайка прыг и ускакал.

Л. : Не пугайся зайчик, а лучше давай заниматься.

Игровое упражнение «Звуки заблудили сь»

На доску вывешивается звуковая модель слова, состоящая из трех звуков. На полочке лежат предметные картинки: кит, лук, дым, рис, мак, дом. Ребятам нужно выбрать только те картинки, которые соответствуют схеме. Объяснить выбор:

Зел. Кр. Син.

Игра «Магази н».

Лиса приглашает ребят в магазин за продуктами. Но ей нужно купить только те продукты, в которых слышится звуки [с, с’].

На полочке картинки: Сахар, колбаса, сыр, масло, лимон, апельсин, лапша, яблоко, конфеты, печенье, шпроты.

Работа с буква ми.

Смоделируйте букву Л, О, Д на пальцах.

Выложите М, Н, И из полосок.

На что похожа буква А, Б, З?

Выщипать из бумаги букву – Г, Л, Р.

4. Подведение итогов занят ия.

Р., сегодня мы с вами хорошо потрудились, помогли зайчику, подружились с лисой, а лиса с зайцем, поучились в звериной школе. Пора возвращаться домой, в студию. До свидания!

(Ребята встают, маршируют и произносят следующие слова)

Мы все дружные ребята,

Помогли дружить зверятам.

1, 2, 3, 4, 5 – нужно в студию шагать.

5. Рефлексия «Цветы и бабочк и».

На поляне (на полу) растет 3 цветка:

Красная роза (интересно, не скучно);

Голубой василек (кое-что ещё не понятно);

Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.

Сценарий игровой программы по обучению грамоте на основе телевизионной передачи «Вопрос на засыпку»

Мальцева Елена Михайловна, учитель-логопед МБОУ «Северокоммунарская СОШ», МБДОУ «Северокоммунарский детский сад» п. Северный Коммунар Сивинского района Пермского края
Описание работы: Игровая программа по обучению грамоте «Вопрос на засыпку» предназначена для детей 6-7 лет. В ходе игры дети в игровой форме закрепляют знания по изученным темам. В зависимости от уровня развития детей задания можно усложнять или упрощать. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных и школьных учреждений, воспитателям, учителям начальных классов, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
Образовательные задачи:
проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях;
учить применять их в практической деятельности – игре.
Коррекционно-развивающие задачи:
закреплять умение определять количество слогов;
закреплять умение находить слова с заданным звуком;
закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные;
развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;
развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.
Оборудование:
ручки, фломастеры, жетоны, ксероксная цветная бумага, буква Ы, карточки с заданиями, рисовое зёрнышко, магическая коробка, грамоты, сертификаты, призы, часы, протокол для жюри.
Подготовительная работа:
приглашаются для участия в игре родители, подготавливаются по 15 листочков трёх цветов (например, розовый, зелёный, жёлтый) , выбираются курьеры, которые помогают учителю-логопеду собирать ответы, раздавать жетоны, приглашается жюри (родители, методист, воспитатели) и болельщики.
Музыкальное сопровождение:
Заставка из телепередачи «Вопрос на засыпку».
Музыкальные композиции из альбома «Новые детские песенки»:
« Буква А», «Раз, два, три…».
Музыкальная композиция «Каждый маленький ребёнок».
Музыкальная композиция «Неразлучные друзья».
Музыкальная композиция «Азбука».
Участники:
1 команда - 4 человека + наставник (родитель для конкурса «Спецзадание»)
2 команда - 4 человека + наставник (родитель для конкурса «Спецзадание»)
3 команда – 4 человека + наставник (родитель для конкурса «Спецзадание»)

Ход игры:

Учитель-логопед:
Добрый день, участники игры, уважаемые родители и гости. Я рада сегодня приветствовать вас на интеллектуально-познавательной игре «Вопрос на засыпку» (звучит музыкальная композиция и демонстрируется на экране заставка из передачи «Вопрос на засыпку»)
Учитель-логопед:
В "Вопросе на засыпку" принимают участие 3 команды по 4 человека, один из которых отважный капитан. В его обязанности входит руководить командой, писать верные ответы на поставленные вопросы на листочках и ответственно вести свою команду к победе. За правильный ответ команда получает фишку, которая равна 10 секундам. Каждая команда зарабатывает время для последнего решающего конкурса.
Самое главное - это разгадать финальный вопрос. У каждой команды своё время, которое она заработала во время игры. Та команда, которая справится с последним заданием первой и станет победительницей.
Поприветствуем наши команды бурными аплодисментами.

(Приветствие и представление команд).

Учитель-логопед:
У каждой команды есть свой наставник, который поможет команде заработать дополнительные 10 секунд. Поприветствуем наших наставников.
Учитель-логопед:
Оценивать ваши результаты будет строгое, но справедливое жюри (представление жюри)
Учитель-логопед:
Внимание! Внимание! Дорогие болельщики! Сейчас наши интеллектуалы продемонстрируют свою эрудицию. От души приветствуем и поздравляем всех. Пожелаем успехов нашим командам победы.
Учитель-логопед:
Есть и у нас для вас игра, где знания вам проявить пора!
Пусть смекалка вам поможет проявить себя в игре!
Не стесняйся, не ленись – победителей ждёт приз!

1 раунд – «Слоги»

Учитель-логопед:
Познакомимся с правилами игры.
Правила игры: У каждой команды листочки определенного цвета. Это отличительный знак вашей команды. На них вы будете писать свои ответы. Из 3 вариантов вам необходимо выбрать правильный ответ и записать соответствующую цифру на листочке, отдать курьеру, который приносит листок с ответом жюри.
Помогать мне будут мои помощники – Наташа и Настя.
1 вопрос: Выберите птицу, в названии которой 2 слога (файл с изображением называется "ris2")
1. Грач
2. Дятел
3. Воробей
Справка: А вы знаете, что длина языка дятла достигает 15 сантиметров.
2 вопрос: Выбери животного, в названии которого 1 слог (файл с изображением называется "ris3")
1. Лось
2. Лиса
3. Белка

Справка: Зимой за 1 сутки лось обгладывает кору около 100 (ста) деревьев и кустарников.
(Жюри подводит итоги, во время игры курьеры собирают листочки с ответами, раздают жетоны)

2 раунд – «Гласные звуки»

Учитель-логопед:
Вы знаете, что в русском языке 6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э.
1 вопрос: На какой картинке девочка произносит гласный звук [и] (файл с изображением называется "ris4")


2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
1. синий
2. зелёный
3. красный


3 вопрос: Выбери цветок, который заканчивается на гласный звук (файл с изображением называется "ris6")
1. мак
2. роза
3. тюльпан


Справка: Самый маленький бутон розы – размером с рисовое зёрнышко учитель-логопед демонстрирует рисовое зёрнышко).
(Жюри подводит итоги)

3 раунд – «Согласные звуки и буквы»

Учитель-логопед:
Когда мы произносим согласные звуки, воздушная струя встречает преграду (зубы, губы, язык)
1 вопрос: Перед вами 3 буквы, одна из них обозначает согласный звук. Под какой цифрой она находится (файл с изображением называется "ris7")
1. ы
2. м
3. у


2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (файл с изображением называется "ris5")
1. синий
2. зелёный
3. красный
3 вопрос: Выберите картинку, в названии которой первый согласный мягкий (файл с изображением называется "ris8")
1. матрёшка
2. мяч
3. кукла

(Жюри подводит итоги)


4 раунд – «Перемена»

Учитель-логопед:
Команда строится в колонну за капитаном. По сигналу каждый игрок команды добегает до мольберта, обводит предмет, в названии которого встречается звук [а]. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием и верно обведёт все картинки с заданным звуком (файл с изображением называется "ris9")


(Во время конкурса звучит композиция « Буква А»)

5 раунд – «Звуки и буквы»

1 вопрос: Определи количество звуков в слове дом? (файл с изображением называется "ris10")

(Жюри подводит итоги)

6 раунд «Физкульт - привет»

Учитель-логопед:
Вы знаете, что буквы можно вылепить, выложить из разных предметов, а мы с вами сейчас при помощи разных частей тела её изобразим.
Задание: Подумайте, изобразите командой букву М. Выигрывает та команда, которая более точно, разнообразно и оригинально изобразит эту букву. Выигравшая команда получает жетон. (Во время конкурса звучит композиция «Азбука»)
(Жюри подводит итоги)

7 раунд «Магический шар»

Учитель-логопед:
Сегодня в «Магическом шаре» спрятана гласная буква. В русском языке на этот гласный звук нельзя назвать ни один предмет. Напишите эту гласную букву. ответ: буква Ы(Жюри подводит итоги)

8 раунд «Спецзадание»

Учитель-логопед:
Сейчас приглашаем к участию наших наставников, ваших родителей. Для вас тоже есть задание, ответив правильно, вы принесете своей команде дополнительный жетон.
Задание: Перед вами 3 предмета, выберите тот, в названии которого все согласные звуки звонкие (файл с изображением называется "ris11")
1. арбуз
2. груша
3. мандарин


(Во время конкурса звучит композиция «Взрослые и дети»)
(Жюри подводит итоги)

9 раунд «Вопрос на засыпку»

Учитель-логопед:
Каждая команда подсчитывает количество жетонов, каждый жетон равен 10 секундам. Команда выполняет последнее задание за время, заработанное во время игры. Выигрывает та команда, которая первая справляется с заданием (во время конкурса жюри следит за временем)
Задание: Отгадай пословицу, записав 1 букву в названии каждой картинки
(файл с изображением называется "ris12")
Понравилась статья? Поделитесь ей