Контакты

"Звезда полей". Что в понятии Н

Знаменитое, даже, пожалуй, одно из самых известных стихотворений Николая Рубцова «Звезда полей» было написано им в 1964 году. В этом году поэт начинает свое взросление в литературе, после того, как его отчисляют из литературного института.

Стихотворение написано в литературном жанре под названием «Элегия». Элегия- это литературное произведение, которое несет в себе грусть. Элегией также могут считаться такого рода пьесы. Итак, о чем же говорится в стихотворении?

Главную роль в стихотворении занимает любовь лирического героя к родному краю, интересно, что имеется в виду не только Родина в целом, но и малая Родина. Рубцов написал стихотворение в Никольском, это место, где он провел свое детство, то есть его малая Родина. Уже тогда Николай Рубцов решил писать для всех людей, которым это нужно.

Центральный образ стихотворения Рубцова- звезда полей. Многие ли поймут, что звезда полей символизирует родной край? Однако так и есть. Не зря символом выступает звезда, это означает вечность, непоколебимость. Эта звезда горит и осенью и зимой, без конца она освещает своим приветливым теплым светом. Достаточно провести параллель, чтобы осознать связь родного села поэта и звезды. Конечно, звезда не напрямую означает Никольское, просто именно там звезда горит ярче всего. Можно догадаться, что Николаю Рубцову всегда дарит тепло его малая Родина, любимый край.

Действительно прекрасно стихотворение сравнением, глубоким и простым смыслом. Оно одновременно написано для всех людей, современников поэта, и как личное обращение поэта к Никольскому. Светит звезда для всех жителей тревожных, но ведь она кажется читателю вечной и особенно яркой именно в родном краю Николая Рубцова.

При прочтении данного стихотворения всегда приходят образы яркой потрясающей звезды, столь же красивой, как и родная земля. Это стихотворение будет вечным символом красоты Родины.

Анализ стихотворения Звезда полей по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мне ни к чему одические рати Ахматовой

    В жизни любого творческого человека наступает момент, когда ему необходимо переосмыслить все свое творчество и ответить на вопрос для чего и кого все это нужно. Анна Ахматова не стала исключением,

  • Анализ стихотворения Огородник Некрасова

    Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.

  • Анализ стихотворения Я знаю, никакой моей вины Твардовского

    Каждого человека хотя бы раз в жизни посещало чувство вины. Поводом могут быть самые разнообразные причины. Всё зависит конкретно от самого человека, его склада характера, отношения к окружающей действительности

  • Анализ стихотворения Блока Родина

    А. Блок – это один из тех, кто пережил октябрьскую революцию. Обманувшись своим ожиданиям, он все-таки не захотел уезжать из России. Здесь сыграла роль не только любовь к родине, но и надежда на то, что Россия – на самом деле сильная держава, которая

  • Анализ стихотворения Вчера я шел по зале освещенной Фета

    Когда Фет окончил обучение в Московском университете, в который автор поступил, чтобы вернуть себе доброе имя своего отца, а также положенное ему в обществе положение и наследство, он отправляется служить в кирасирский полк

I.Оргмомент. Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Этот урок мне хотелось бы начать словами известного поэта Евгения Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы, как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

II. Об одном из таких людей, о его творчестве пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Это Николай Михайлович Рубцов. Слайд 2

III. Сообщение темы урока. Слово учителя.

Знакомство с биографическими сведениями Н. М. Рубцова (1936-1971).

Николай Рубцов – поэт самобытнейшего дарования и редкой по нашим временам трагической судьбы. Он из поколения детей Великой Отечественной войны. Она во многом определила его судьбу: он вырос в детском доме, мечтал о море. На флоте и началась его литературная жизнь – он печатался во флотской газете.

«Ему было шесть лет, когда умерламать и его отдали в детдом. Шестнадцать, когда он поступил кочегаром на тральщик. Он служил в армии, вкалывал на заводе. Учился… На тридцать втором годужизни впервые получил постоянную прописку, а на тридцать четвёртом – наконец-то! – и собственное жильё: крохотнуюоднокомнатнуюквартирку. Здесь спустя год его и убили…

Вот такая судьба.Слайд 3

Первую книгу он выпустил в шестьдесят пятом году, а через двадцать лет его именем назвали улицу в Вологде.Н. Рубцову исполнилось бы всего пятьдесят, когда в Тотьме ему поставят памятник.

И это тоже судьба». (Коняев Н. Путник на краю поля//Николай Рубцов: Вологодская трагедия. М., 1998. С. 6.)

Чтение стихотворений Н.М.Рубцова («Ду­ша хранит», «Зимняя песня», «Русский огонек», «Утро») подготовленными учениками. Слайд 4, 5, 6, 7

Ребята, вы сейчас прослушали замечательные стихи Николая Рубцова в исполнении ваших одноклассников. Давайте все вместе обсудим то, что вы услышали. (Перед глазами уч-ся распечатки этих стихотворений)

Беседа по вопросам:

Ø Какие темы затрагивает Н.М.Рубцов в сво­их стихотворениях? (Основные мотивы творчест­ва поэта - родина, природа, русская душа.)

Ø Какие образы встречаются в стихотворени­ях Н.М.Рубцова? (Любимые образы поэта - свет, звезда, огонек.)

Какие символические значения имеют эти образы? (Звезда олицетворяет надежду, которая умирает последней. Сияющая звезда ассоцииру­ется со священным огнем, со светом разума и бла­горазумия, со светом истины. Пламенеющая звез­да обозначает существование света невидимого, который представляет собой источник сил и энергии. Вифлеемская звезда, яркая, необычная, напоминает о том, что есть на земле место, где ро­дился спаситель, указывает путь к Богу. Слайд 8

Огонь - мотив зарождения человеческой ци­вилизации. Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду. Священный огонь был источником власти. Светоч - это огонь, кото­рый мать приносила в дом своей дочери, зажигая ее очаг, как знак связи с родным домом.

Как видим, это символы жизни, добра, тепла, надежды.)

С лово учителя. На стихи Н.М.Рубцова на­писано разными композиторами более 120 песен. Например, около трех десятков песен на стихи Н.М.Рубцова написал композитор А.С.Лобзов. Сейчас я предлагаю вам прослушать фрагменты очень известных песен на слова Н. Рубцова. Обратите внимание на за­душевность, мелодичность произведений поэта (звучит песня на стихи Н.М.Рубцова). Слайд 9

В ывод. Сущность творчества Н.М.Рубцова критик В.Оботуров выразил так: «У каждого по­эта есть свой предмет поэзии. Для кого-то суще­ствует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему присущ переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, интим­ной жизни человеческой души. Рубцов открывает тайны зеленого мира для всех... жизнеутверждаю­щая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участие к людям. Без поучений и на­зиданий зовет она к сострадательности и совест­ливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира».

«Звезда полей» - стихотворение для Рубцова почти программное, это его своеобразный символ веры. На сегодняшнем уроке мы с вами постараемся проанализировать это стихотворение.

Анализ стихотворения «Звезда полей». Слайд 10

Как связано это стихотворение с биографи­ей поэта? (В середине 1964 года поэт был отчис­лен из Литературного института. Осенью 1964 года Н.М.Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. Здесь начался расцвет его творчества, он окончательно решил для себя, что его звезда поэзии горит «для всех тревожных жи­телей земли», бросая свой приветливый луч «поднявшимся вдали» городам. «Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.)

Выразительное чтение стихотворения учителем. Слайд 11

Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой,

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

1964

Словарная работа. Слайд 12

Ребята,что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясе­ние», «угасать»?

Ответ. Заледенелый - заледеневший, покрыв­шийся льдом.

Полынья - незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Потрясение - 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.

Угасать - то же, что и гаснуть.

1. Работа с классом. Фронтальная беседа по вопросам.

Ø Когда написано стихотворение Н. М, Рубцова «Звезда полей»? (Оно написано в 1964г)

Ø К какому жанру лирики относится это сти­хотворение? (Элегия.)

Ø Что такое элегия? (Элегия - это стихотво­рение, пронизанное грустным раздумьем, испол­ненное чувством сожаления и уныния.)

Ø О чем это стихотворение? (В стихотворе­нии «Звезда полей» описывается звезда, сияю­щая над зимними просторами родины. Стихотво­рение «Звезда полей» - это размышление автора о его привязанности к родному краю.)

Ø Какие образы возникают при чтении сти­хотворения? (При чтении стихотворения возни­кают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)

Что же символизирует звезда? (Звезда - символ жизни, рока, судьбы Слайд 13

. Н.М.Рубцов на­полняет этот символ новым содержанием:

Звез­да полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

И сон окутал родину мою…

т.е. звезда полей - это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Звезда полей напоминает Вифлеем­скую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одино­чества. И каждый раз эта звезда становится мая­ком для тех, кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке:

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Слово учителя:

Характерной чертой всех мифов, посвященных звездам, считалось воздействие небесных светил как на судьбу всего мира и человечества, так и на судьбы отдельных людей. Рубцовская звезда, несомненно, из тех, что обладают благотворной и охраняющей силой. Но города, которых она касается «приветливым лучом», располагаются «вдали». Вдали от чего? От того самого места, которое в стихотворении не названо, но означено словом «здесь». Можно предположить, что на глу-бинном уровне в тексте отражается мифологическое представ­ление о Мировом Древе, связывающем между собой наш «дольний» мир с его земными заботами и тяготами («В минуты трясений / Я вспоминал...»), и мир «горний», тот, что придает высший смысл нашему обыденному существованию (...И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей...»). Мировое Древо является центром мироздания, но стоит Древу пошатнуться - и Вселенная лишится опоры, придет в состояние хаоса.

Образная структура текста подтверждает нашу догадку. «Звезда полей» отражается в полынье - и тем самым намечает в воздухе незримую ось между двумя мирами. На часах бьёт двенадцать: заканчиваются сутки, начинаются новые, и тут появляется звезда. А ведь согласно древним мифам, установление Мирового Древа как раз знаменует переход к новому времени Слайд 14 (наша новогодняя елка, по сути, не что иное, как модель того самого первоначального Древа).

Внешняя простота, песенность стихотворения (отметим перекличку с известным романсом «Гори, гори, моя звезда») не должна заслонять от нас его глубочайший смысл. Вряд ли Рубцов сознательно ориентировался на архаический миф, но всем своим существом он понимал, что родина, родные поля, над которыми звезда «восходит ярче и полней», - это и ec тьдля него центр Вселенной, то единственное место на земле, где он может жить в гармонии с собой, с окружающими, с природой - или, попросту, жить в согласии с Богом.

В сущности, трагическая гибель Рубцова (от руки женщины, которую он вскоре собирался назвать своей женой) последовала именно от того, что он «надорвался», не вынес равнодушия со стороны тех, кто:

Снуют. Считают рублики.

Спешат в свои дома.

И нету дела публике,

Что я схожу с ума!

Из ранних стихов, 1957 г .

«Звезда полей» не спасла своего поэта.

Образ звезды чаще всего встречается в песенном жанре, в романсе. Я уже упоминала это слово на уроке. Стихотворение Рубцова перекликается с известным романсом «Гори, гори, моя звезда» или с песней А. Градского «Звезда полей». Слайд 15

Ø Кто-нибудь знает, что такое романс? (Романс – это стихотворение, положенное на музыку; небольшое лирическое произведение, строфическое. Со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией). На примере стихотворения «Звезда полей» можно увидеть сочетание двух жанров – элегии и романса.

Ø Сколько строф имеет стихотворение? (Четыре)

Ø Как называется строфа, состоящая из четырёх строк? (Катрен)

Ø Слайд 16 Давайте проанализируем содержание стихотворения. Когда светит звезда? Обратите внимание на эти строки:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая…

Т.е. звезда горит всегда: ночью, зимой, осенью… - вечно.)

Ø Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

Ø Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

Ø Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта. Городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой, которая является символомсвета, доброты, душевного спокойствия. А это всё связано с понятием «Родина».)

Где же звезда «восходит ярче и полней»? Слайд 17

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней…

Н. М. Рубцов имеет в виду свою Родину. Слайд 18

Ø Какие чувства испытывает лирический герой? Покажите это на примере строчек из стихотворения.(Лирическийгерой испытывает любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, всеобъемлющую радость, волнение):

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

2. Работа в тетрадях

Ребята, давайте сейчас с вами вспомним понятия о рифме, ритме, стихотворном размере. Потому что они имеют немаловажное значение при анализе лирического произведения. Итак, обратите внимание на слайд. Перед вами действия, которые необходимо выполнить, чтобы определить стихотворный размер. Восстановите последовательность этих действий. Слайд 19

А) Назовите размер стихотворения.

Б) Расставьте ударения во всех словах.

В) Прочитайте стихотворение.

Г) Разделите слова на слоги.

Д) Составьте схему стиха.

Е) Отметьте в нарисованной схеме стопы.

(Правильный ответ: В, Б, Г, Д, Е, А.)

А теперь давайте определим размер стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей». Слайд 20

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Безударный слог

/- ударный слог

СХЕМА СТИХА:

__ / __ / __ / __/ __ __

__ / ____ __ / __ / __ __

Пятистопный ямб с перрихиями(стопаямба или хорея с пропущенным ударением)

В стихотворении сочетаются мужская и женская рифмы. Рифмовка перекрёстная:АБАБ.

Ø Как вы думаете, ребята, с какой целью автор строго соблюдает размер строфы, рифмовки? (Это помогает Н. М. Рубцову передать свои размышления, чувства.)

5. Анализ средств выразительности. Слайд 22, 23

Для того чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас, читателей, Н. М. Рубцов использует ещё и различные средства художественной выразительности. Вам сейчас предстоит очень интересная работа – найти в тексте стихотворения примеры перечисленных на слайде средств языковой выразительности, которые помогают автору передать свои эмоции.

Средства языковой выразительности

Примеры

эпитеты

Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом осенним.

метафоры

Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон окутал родину мою.

олицетворения

Звезда.., остановившись, смотрит в полынью;своим лучом приветливым касаясь.

антитеза

Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды противопоставлена мгла заледенелая, полынья.

анафора

Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…

повтор

«Звезда полей» в стихотворении повторяется 5раз. Этот образ открывает стихотворение и завершает его. Глагол ГОРИТ повторяется также 5раз, создавая ощущение вечного источника тепла и света.

IV .Итог урока

В заключении мне хотелось бы вам сказать,чтоН. М. Рубцов умел видеть необычное в обычном. Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живём. Я думаю, что каждый из вас на сегодняшнем уроке сделал какие-то выводы, открыл что-то новое для себя.

Рефлексия Слайд 24

Япредлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5 я научился…

6. у меня получилось…

7. мне захотелось…

8. я попробую…

10.урок дал мне для жизни!

V . Домашнее задание Слайд 25

Ø Выучить стихотворение Н. М. Рубцова «Звезда полей» наизусть.

Ø В рамках сдачи ЕГЭ

Часть С. Выберите и выполните только одно из предложенных ниже заданий (С1, С2, С3).

Сти­хотворение написано в 1964г
жанр-Элегия.
тема- родина, природа, русская душа.

образы сти­хотворения-
образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты
родной земли.

Звезда - символ жизни, рока, судьбы
Н. М. Рубцов на­полняет этот символ новым содержанием:
Звез­да полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей - это символ Родины, её красоты,
неповторимости и значимости для каждого человека.
Звезда полей напоминает Вифлеем­скую путеводную звезду,
указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и
небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение
и боль одино­чества.
И каждый раз эта звезда становится мая­ком для тех,
кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке:

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над зимним серебром...

"Звезда полей" в стихотворении повторяется 5раз.
Этот образ открывает стихотворение и завершает его.
Глагол ГОРИТ повторяется также 5 раз, создавая
ощущение вечного источника тепла и света.

Лирический герой испытывает любовь к родной земле,
счастье сознавать свою принадлежность к ней,
всеобъемлющую радость, волнение):

И счастлив я, пока на свете бело
Горит, горит звезда моих полей

Для того чтобы выразить свои чувства, эмоции,
донести их до, читателей, Н. Рубцов использует
различные средства художественной выразительности:
эпитеты:
(Во мгле) заледенелой, (лучом) приветливым, тревожных
(жителей земли)

основная метафора- звезда полей"- в ней соединились
воедино какое-то неземное, возвышенной начало
(звезда) и вполне земное, осязательное,
конкретное (поле).
метафоры:
золотом осенним: зимним серебром;
сон окутал родину.
олицетворения:
Звезда.. ,остановившись, смотрит в полынью;
своим лучом приветливым касаясь.
антитеза:
Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды
противопоставлена мгла заледенелая, полынья.
анафора в двух смежных строках третьей строфы
анафора
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
("Она горит...").
метонимии: "Сон окутал родину", но в этой строке
также и метафора.

Пятистопный ямб с перрихиями
(стопа ямба или хорея с пропущенным ударением)

В стихотворении сочетаются мужская и женская рифмы.
Рифмовка перекрёстная: АБАБ.

Н. Рубцов умел видеть необычное в обычном.
Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живём.
Каждый из нас открыл что-то новое для себя.

! Историческая справка

Николай Михайлович РУБЦОВ (1936-71) – известный русский поэт. Его творчество − проникновенная поэзия природы, сельской жизни (сборники «Душа хранит», 1969, «Сосен шум», 1970, «Стихотворения. 1953-1971», 1977). Одно из таких было написано в 1964 году − «Звезда полей».

Звезда полей

И сон окутал родину мою...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Она восходит ярче и полней,

Знаете ли Вы, как связано это стихотворение с биографи ей поэта?

В середине 1964 года поэт был отчис лен из Литературного института. Осенью 1964 года Н.М.Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. Здесь начался расцвет его творчества, он окончательно решил для себя, что его звезда поэзии горит «для всех тревожных жи телей земли», бросая свой приветливый луч «поднявшимся вдали» городам. «Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.

& Словарная работа

Ребята, что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясе ние», «угасать»?

Заледенелый - заледеневший, покрыв шийся льдом.

Полынья - незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Потрясение - 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.

Угасать - то же, что и гаснуть.

Ответьте на вопросы:

1. Когда написано стихотворение Н. М, Рубцова «Звезда полей»? (Оно написано в 1964г ).

2. К какому жанру лирики относится это сти хотворение? (Элегия ).

3. О чем это стихотворение? (В стихотворе нии «Звезда полей» описывается звезда, сияю щая над зимними просторами родины. Стихотво рение «Звезда полей» - это размышление автора о его привязанности к родному краю .)

4. Какие образы возникают при чтении сти хотворения? (При чтении стихотворения возни кают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли ).

5. Что в приведенных строках символизирует звезда?

Звез да полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей - это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека.

Творческая мастерская

Анализ содержания стихотворения.

  1. Когда горит звезда?

Обратите внимание на эти строки:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая…

Звезда горит всегда: ночью, зимой, осенью… - вечно.

2. Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

3. Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

4. Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта, городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой, которая является символом света, доброты, душевного спокойствия, а это всё связано с понятием «Родина».)

5. Где же звезда «восходит ярче и полней»?

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней…

(Н. М. Рубцов имеет в виду свою Родину.)

6. Какие чувства испытывает лирический герой? Покажите это на примере строчек из стихотворения. (Лирический герой испытывает любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, всеобъемлющую радость, волнение ):

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

Вспомните понятия о рифме, ритме, стихотворном размере, потому что они имеют немаловажное значение при анализе лирического произведении. Перед вами действия, которые необходимо выполнить, чтобы определить стихотворный размер. Восстановите последовательность этих действий.

А) Назовите размер стихотворения.

Б) Расставьте ударения во всех словах.

В) Прочитайте стихотворение.

Г) Разделите слова на слоги.

Д) Составьте схему стиха.

Е) Отметьте в нарисованной схеме стопы.

(Правильный ответ: В, Б, Г, Д, Е, А .)

Определите размер стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей».

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Безударный слог

/ - ударный слог

СХЕМА СТИХА:

__ / __ / __ / __/ __ __

__ / __ __ __ / __ / __ __

Пятистопный ямб с перрихиями (стопа ямба или хорея с пропущенным ударением)

В стихотворении сочетаются мужская и женская рифмы. Рифмовка перекрёстная: АБАБ.

7. Как вы думаете, ребята, с какой целью автор строго соблюдает размер строфы, рифмовки? (Это помогает Н. М. Рубцову передать свои размышления, чувства. )

Творческая мастерская

Анализ средств выразительности.

Найдите в тексте стихотворения примеры средств языковой выразительности, которые помогают автору передать свои эмоции, и заполните таблицу.

Средства языковой выразительности

Примеры

эпитеты

Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом осенним.

метафоры

Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон окутал родину мою.

олицетворения

Звезда.., остановившись, смотрит в полынью; своим лучом приветливым касаясь.

антитеза

Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды противопоставлена мгла заледенелая, полынья.

анафора

Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…

Повтор

«Звезда полей» в стихотворении повторяется 5раз. Этот образ открывает стихотворение и завершает его. Глагол ГОРИТ повторяется также 5раз, создавая ощущение вечного источника тепла и света.

 Сделайте вывод.

С какой целью Н. М. Рубцов использует различные средства художественной выразительности? (Для того, чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас, читателей, Н. М. Рубцов использует ещё различные средства художественной выразительности .)

1. Задание (20 баллов).

Прочитайте стихотворение:

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда мох полей...

Проанализируйте стихотворение, обращая внимание на следующее:

1. Каким настроением проникнуто стихотворение?

2. «звезды полей» .

3. Проследите развитие лирического сюжета.

4. Охарактеризуйте образ лирического героя.

5. Укажите особенности композиции произведения.

6. Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении. Приведите примеры. Раскройте их роль в тексте.

7. Определите тему произведения, его основную мысль.

Ответ.

Стихотворение Николая Рубцова «Звезда полей» по своему проникновенному лиризму занимает одно из первых мест в русской поэзии. Это немного грустное, но вместе с тем и жизнеутверждающее стихотворение, лирический герой которого размышляет о своей привязанности к родной земле, делится счастьем осознания принадлежности к ней.

Особенности композиции и развития лирического сюжета стихотворения.

Стихотворения «Звезда полей» состоит из четырёх строф.

В первой же строке представлен образ «звезды полей» , который пронизывает всё стихотворение, выносится в заглавие и становится центральным образом всего произведения. Повторяясь четыре раза («звезда полей» – 3 р., «она» – 1 р.), он встречается в каждой строфе, начиная и замыкая произведение, образует кольцо. Рассмотрим, что представляет собой этот образ. «Звезда» – символ вечности, высоких стремлений, счастья (ср. «родиться под счастливой звездой» ). « Звезда полей» у Николая Рубцова напоминает Вифлеемскую звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества. Рубцов наполняет этот образ новым содержанием. «Звезда полей» у поэта – это символ родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека.

В первой строфе возникает выразительная картина одиночества: звезда, яркая и недостижимая, в ночном мраке (чувство покинутости автор усиливает эпитетом «заледенелой» ) «остановившись, смотрит в полынью», в которой видит лишь собственное отражение…

Последние две строки первой строфы переносят читателя в реальность: «двенадцать прозвенело» (полночь, магическое время суток, начало нового дня). Заключительная строка этой строфы проецируется на основную и ключевую тему стихотворения и всей рубцовской поэзии – «родину мою».

Вторая строфа начинается с риторического восклицания «Звезда полей!» Это восклицание можно также истолковать и как обращение. Лирический герой делится своими воспоминаниями. Его чувства искренни. «Звезда полей» – малая родина, милая сердцу деревенская тишина – стала для лирического героя путеводной звездой на трудном жизненном пути («В минуты потрясений / Я вспоминал…» ). Поэт лаконично, двумя выразительными штрихами, используя метафорические эпитеты золото осеннее и зимнее серебро, создаёт типичную для средней полосы России пейзажную зарисовку осени и зимы. Синтаксический параллелизм, на котором строится фраза, анафора («она горит» ), придают этим строчкам особую проникновенность, усиливают их значение. Картина расширяется во времени.

В третьей строфе поэтическая картина расширяется и в пространстве. Теперь «звезда полей» горит не только для лирического героя стихотворения, но и «для всех тревожных жителей земли». Обращает на себя внимание эпитет тревожных. Быть тревожным – значит находиться в состоянии беспокойства, ожидания чего-то неизвестного. Такое состояние свойственно людям, которые молоды душой и, дерзая, ищут свой путь в жизни. Для людей «своим лучом приветливым касаясь» горит, не угасая, «звезда полей». Возникает картина единения звезды и всей земли.

Заключительное четверостишие начинается с восторженного утверждения: «Но только здесь, во мгле заледенелой / Она восходит ярче и полней…» . Чтобы усилить сияние «звезды полей» , автор дважды (в первой и последней строфе) прибегает к приёму антитезы: «звезда» (свет, тепло) – «мгла заледенелая» (темнота, лёд). С помощью антитезы автор развивает в стихотворении и мотив света, звёздного сияния. Так, на смену взгляду, обращённому вниз («смотрит в полынью» ), приходит восходящий свет звезды («восходит ярче и полней» ), усиленный пятикратным повтором ключевого в этом стихотворении глагола «горит».

Акцентируя внимание на главной мысли произведения, кольцевая композиция стихотворения обращает нас к первой строфе: на фоне контраста окружающей тьмы звезда всепрощающей, огромной доброты становится главной в судьбе лирического героя: «И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей». Эта заключительная строфа вновь конкретизирует образ «звезды полей », но он уже неизмеримо обогатился (расширился во времени и пространстве). И «звезда полей» теперь горит во все времена года и не только «тихо за холмом» , но и «для всех тревожных жителей земли» . Таким образом, образ-символ «звезда полей» наполнился новым содержанием и представляет теперь неразрывный сплав личного («моих полей» ) и общего («для всех» ).

Критерии анализа и оценивания

Кол-во баллов

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Раскройте символическое значение образа «звезды полей».

Проследите развитие лирического сюжета.

Охарактеризуйте образ лирического героя.

Укажите особенности композиции произведения.

Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении (антитезы, метафоры, эпитеты, повторы). Приведите примеры. Раскройте их роль в тексте.

Определите тему произведения, его основную мысль.

Связность высказывания, логика, последовательность изложения


2. Задание (8 баллов).

Продолжите стихотворные строки (одной строкой).

1. Мороз и солнце; день чудесный!..

2. На севере диком стоит одиноко….

3. Ещё в полях белеет снег….

4. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом…

Ответ.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

За продолженную строку – по одному баллу

3. Задание (8 баллов).

Определите лирические жанры.

Для первого текста (Игорь Северянин «Чехов») свой ответ аргументируйте.

Не знаю, как для англичан и чехов,
Но он отнюдь для русских не смешон,
Сверкающий, как искристый крюшон,
Печальным юмором серьёзный Чехов.

Провинциалки, к цели не доехав,
Прощались с грёзой. Смех их притушён.
И сквозь улыбку мукою прожжён
Удел людей разнообразных цехов.

Как и тогда, как много лет назад,
Благоухает наш вишнёвый сад,
Где чувства стали жертвой мелких чувствец...

Как подтвержденье жизненности тем -
Тем пошлости - доставлен был меж тем
Прах Чехова в вагоне из-под устриц…

Игорь Северянин

…Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия - согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Так кормщик, через понт плывущий,
Ловя под парус ветр ревущий,
Умеет судном управлять.

Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачествы сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямо цену их.
Царей они подвластны воле, -
Но богу правосудну боле,
Живущему в законах их.

Ты здраво о заслугах мыслишь,
И воздаешь достойным честь;
Пророком ты того не числишь,
Кто только рифмы может плесть,
А что сия ума забава -
Калифов добрых честь и слава.
Снисходишь ты на лирный лад:
Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад…

. Фелица.

Соловей мой, соловей, соловушко молодой!

Не летай ты, соловей, во зеленый сад гулять,

Не садись ты, соловей, в зеленом моем саду,

В зеленом моем саду, на ракитовом кусту,

Не пой рано на заре, не трави ты сердце мне!

И так тошно молодцу, сам не знаю почему;

Коли знать, так всё по ней, по сударушке моей.

Ах, кого бы мне нанять, за сударушкой послать?

Коли старого нанять - греха на душу принять:

До нее стар не дойдет, во дорожке пропадет;

Коли малого нанять - мал не знает, что сказать;

Коли ровнюшку нанять - ровня любит сам гулять.

Уж как, знать-то, молодцу подниматься самому,

Подниматься самому по сударушку свою!

Ответ.

1. 1) сонет; 2) ода; 3) лирическая песня.

2. Стихотворение Игоря Северянина «Чехов» – сонет, т. к. это четырнадцатистишие из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов) на 5 сквозных рифм. Схема рифмовки: авва авва сс d ее d . Размер – пятистопный ямб. Поэтическая мысль раскрывается последовательно. Сюжетно-композиционный перелом приходится на переход от катренов к терцетам.

Определение лирических жанров – по 2 балла

Аргументация – 2 балла

4. Задание (8 баллов).

Определите, о каком русском писателе идёт речь. Свой ответ кратко аргументируйте.

1. Его называли «колумбом русского романтизма в поэзии», «балладником» и «певцом Светланы». По выражению критика, он «открыл русской поэзии душу человеческую». Многие поколения поэтов считали его своим учителем. утверждал, что без него «мы не имели бы Пушкина». А сам, говоря о влиянии «певца Светланы» на своё творчество, отмечал:

И ты, глубоко вдохновенный,

Всего прекрасного певец,

Ты, идол девственных сердец,

Не ты ль, пристрастьем увлеченный,

Не ты ль мне руку подавал

И к славе чистой призывал…

В сознании своих современников он был не только великим поэтом, но и истинным патриотом и гражданином, добрым человеком и важным официальным лицом, воспитателем наследника – будущего императора Александра II.

2. Творчество этого писателя знаменует собой величайшую после Пушкина веху в развитии русской литературы . считал, что перед ним «должно благоговеть как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям!». «Идеальным образом гения» назвал его украинский писатель Олесь Гончар.

Родившись в Украине и будучи очень привязанным к «священным местам своей родины», этот писатель завещал своё имя, мысли и труды России. отмечал, что он «остаётся не только самым великим писателем русской литературы, но и характерным олицетворением украинской натуры».

3. В своих книгах этот писатель, по наблюдению, создал прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, – землю, не нанесённую на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина». Свои произведения он населил «племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей» ().

Один из вымышленных героев писателя подарил миру нехитрую, но очень важную истину, состоящую в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

посвятил героине самой известной книги писателя такие строки:

Странная она была девчонка –

Только к морю направляла взгляд,

Принимая каждую лодчонку

За пунцовопарусный фрегат.

Платьишко – заплата на заплате.

Но упрямо сжат был дерзкий рот;

«Капитан приедет на фрегате,

И меня с собою заберет!»…

4. Игорь Северянин так представлял этого писателя:

Седой колосс, усталый, старый лев
С глазами умирающей газели,
Он гордый дух, над ним всю жизнь висели
Утесы бед и смерть, оскалив зев...

В литературе он прожил долгую и сложную жизнь, стал автором знаменитых романов, европейски известным писателем, из орловской деревни переселился в Париж, где и скончался. Его «Очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете» и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык , о котором писатель сказал пророчески: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! – Не будь тебя – как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? – Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

За каждый правильный ответ – по одному баллу

За аргументацию – по одному баллу

Ответ.

3. Александр Грин.

5. Задание (8 баллов).

Назовите литературные источники (с указанием авторов) крылатых выражений . Раскройте содержание их современного использования.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь.

2. Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой.

3. На деревню дедушке.

4. Служить бы рад, прислуживаться тошно.

· Пример: Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать .

Из басни «Волк и Ягненок» И. А. Крылова.

Цитируется иронически, как комментарий к стремлению осудить, наказать кого-либо, вместо того чтобы выяснить истинное положение дел, восстановить справедливость и т. д.

Ответ.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь .

Из басни «Квартет» .

Фраза применяется к коллективу , который неэффективно работает либо у которого дела совсем не спорятся из-за низкого профессионализма, отсутствия взаимопонимания и единства.

2. Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой .

Из поэмы «Руслан и Людмила» .

Фраза о давних событиях, правдивость которых сейчас и не проверишь, настолько они стары.

3. На деревню дедушке .

Из рассказа «Ванька» .

Фраза употребляется по отношению к крайне неясным с точки зрения адресата письмам и посланиям.

4. Служить бы рад, прислуживаться тошно .

Из комедии «Горе от ума» .

Фраза, которая характеризует людей, не терпящих прислужничества и подхалимства, а занятых исключительно своими служебными обязанностями.

За указание литературного источника и автора – по одному баллу

За раскрытие современного использования – по одному баллу

6. Задание (8 баллов).

Замечательный русский художник Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю искусства как певец «гордой красы» моря. Наибольшую известность получила его картина, воспевающая мужество и стойкость человека. Герои полотна, пережив крушение корабля, продолжают сражаться с грозной стихией и ищут спасения на обломках корабельной мачты. Своенравное море проверяет волю людей, их любовь к жизни. Одна из яростных волн, самая мощная, стремится обрушиться на людей и похоронить их пучине моря. Но страшная ночь уже позади. Восходит солнце. Солнечные лучи окрасили тяжёлые волны всеми цветами радуги. Мажорная гамма звучит гимном мужеству людей и внушает надежду на спасение.

1. Укажите название картины.

2. Черты какого художественного направления воплотились в этой картине?

3. Определите, какие основные особенности этого художественного направления являются общими для произведений живописи и литературы.

4. Назовите известных вам русских поэтов Х І Х века, которые в своём творчестве обращались к образу бушующей стихии (2-3 поэта).

5. Укажите город в Украине, в котором находится галерея.

Ответ.

1. «Девятый вал» – 1 балл.

2. Романтизм – 2 балла.

3. В центре произведений живописи и литературы романтического направления – сильная личность, исключительный характер в исключительных обстоятельствах. Ярко воплотилась в этих произведениях и тема природной стихии. – 2 балла.

4. , – по одному баллу за один ответ, но не более двух баллов .

5. Феодосия – 1 балл.

Понравилась статья? Поделитесь ей