Контакты

Понятие память основные процессы памяти. Процессы памяти

Определение памяти

Особенностью нашей психики является то, что образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают из нашего сознания бесследно. Они оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память – необходимое условие психической деятельности. Так, например, человек говорит, употребляя хорошо знакомые ему слова, не думая о том, что эти слова воспроизводятся им из прошлого опыта. Но, если человек говорит на слабо им усвоенным иностранном языке или припоминает новые для него термины, процесс воспроизведения следов ранее приобретенных слов осознается им именно как воспоминание или припоминание.

Память – возобновляющее отражение действительности, отражение или воспроизведение пережитого, воспроизведение как чувственного, так и обобщенного смыслового содержания. Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении человеком его индивидуального опыта.

Память – важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Никакое актуальное действие не мыслимо вне процессов памяти, поскольку протекание любого, пусть даже самого элементарного акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующим. Без способности к такому «сцеплению» невозможно было бы развитие человека, и он вечно оставался бы в состоянии новорожденного. Без памяти человек был бы существом мгновения, лишенным каких бы то ни было знаний, умений, навыков, неспособным накапливать жизненный опыт и пользоваться им в новых и сложных ситуациях. Такое существо, лишенное памяти, нельзя было бы назвать личностью.

Процессы памяти не только обеспечивают необходимый человеку багаж знаний и умений, но и позволяет формировать индивидуальный жизненный опыт, являющийся условием и компонентом психической адаптации личности.

Основными процессами памяти являются: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Запечатление (запоминание ) – процесс кодирования поступающей информации, который начинается уже на стадии сенсорной памяти. Здесь происходит распознавание и удержание физических характеристик предъявляемых стимулов. Во время перевода информации в кратковременную память информация, как правило, перекодируется в акустическую форму. В долговременной памяти происходит анализ и идентификация полученной информации. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Запоминание – это связывание нового с уже имеющимся в индивидуальном опыте. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании, когда мы не ставим себе определенной цели запоминания, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Произвольное запоминание всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные приемы для лучшего усвоения материала (мнемотехника), то такое запоминание называют заучиванием.



Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности и глубиной понимания. В случае механического запоминания между частями нового материала и имеющимися знаниями путем многократного повторения устанавливаются простые единичные временные связи, которые отражают преимущественно внешнюю сторону явлений. Логическое запоминание основывается на выделении смысловых связей между элементами запоминаемого материала, отражающие существенные стороны и отношения явлений.

Запоминание зависит от многих факторов: от установки личности, от настроения человека и его психического состояния, от целостного контекста происходящих событий. Так, незавершенные дела стимулируют более прочное запоминание (эффект Зейгарник).

Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенной информации из деятельности ведет к ее забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности человека, поскольку каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Сохранение (ретенция) – процесс накопления информации в памяти, ее структурирование и организация. В эпизодической памяти хранится информация о событиях нашей жизни (автобиография). Хранилище знаний, выраженное словами, символами, значениями и отношениями между ними в формулах и алгоритмах Тульвинг назвал семантической памятью. Информация может быть организована в памяти различными способами. Одним из способов организации информации может быть пространственная организация, которая позволяет устанавливать связи и «опорные точки» в физическом пространстве и социальном окружении. Другим способом является ассоциативная организация, т.е. группировка элементов с какими-либо общими признаками. Наконец, в качестве способа организации информации может выступать иерархическая организация, при которой каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, к какой категории – более общей или более частной – он соответствует.

Воспроизведение (вспоминание, репродукция ) – извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. При непреднамеренном воспроизведении какой-либо раздражитель по принципу ассоциации оживляет в сознании ранее воспринятые образы, которые, как нам кажется, всплывают сами собой. Преднамеренное воспроизведение – процесс, когда мы ставим себе целью восстановить в сознании прошлые мысли, чувства, действия. Его особенностью является планомерный характер, а не случайно возникшая ассоциация.

Воспроизведение может осуществляться двумя путями: узнаванием и припоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации играет контекст, человеку всегда легче узнать какой-либо элемент на фоне других, предъявляемых вместе с ним (чувство знакомости). Припоминание – сознательное воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей при воспроизведении, требует волевых усилий, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли.

Одним из интересных эффектов памяти является реминисценция, улучшенное, отсроченное воспроизведение сохраненного в памяти материала, которое обычно бывает не сразу после заучивания, а обычно спустя 2-3 дня. Обо обусловлено снятием охранительного торможения с нервных клеток. Именно поэтому, например, подготовку к экзамену рекомендуется закончить хотя бы за день до него.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти, также носящий избирательный характер: бесчисленное количество конкретных деталей забываются скорее, а обычно дольше сохраняются общие положения и выводы. Процесс забывания протекает неравномерно: в начале быстро, а затем медленно («кривая забывания» Эббингауза). Процессом забывания трудно управлять.

В старости способность к запоминанию ограничена. Она ярко выражена у детей, но способность к сохранению информации у них слабее.

В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забываниеинформации.

Запоминание это процесс памяти, в результате которого происхо­дит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее коди­рования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным ранее опытом.

Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью. В такой деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность носит избирательный характер.



Сохранение - это процесс удержания информации в памяти, ее пере­работки и преобразования.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Воспроизведение - это актуализация в сознании ранее сформиро­ванного психологического содержания (мысли, образа, чувства) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей на это содержа­ние.

Различается

непроизвольное воспроизведение, когда прошлое впечат­ление актуализируется без специальной задачи, и

произвольное, обуслов­ленное целями и задачами выполняемой деятельности.

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт.

Процесс воспроизведения имеет несколько разновидностей:

узнавание,

соб­ственно воспроизведение,

припоминание (направляемое волей извлече­ние из долговременной памяти образов прошлого).

воспоминание.

Узнавание - это процесс опознания на основе данных памяти уже известного объекта, кото­рый находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспри­нимаемого.

Воспоминание - это воспроизведение образов из прошлого, локализованных во времени и пространстве, т.е. связанных с определёнными периодами и событиями нашей жизни.

Забывание - активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было однажды усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. Наиболее интенсивно этот процесс осуществ­ляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняет­ся осмысленный и важный материал, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематичный характер. Второстепенные детали забы­ваются скорее, нежели значимые.

Следует различать забывание как естественный компонент мнемических процессов и различные амнезии - вызванные теми или иными причинами дисфункции (нарушения) памяти.

Теодюль Арман Рибо (1839-1916), на основе психопа­тологических данных, подразделил все амнезии на три группы: 1) времен­ные; 2) периодические; 3) прогрессирующие. Причины, вызывающие амне­зии, могут носить как органический (повреждение мозговых структур), так и психогенный характер (вытеснение, постаффектационная амнезия).

Наря­ду с амнезиями имеют место парамнезии или «ложные воспоминания», за­мещающие позабытые или вытесненные события. Согласно клиническим на­блюдениям 3игмунда Фрейда, амнезии и ложные воспоминания (парамнезии) все­гда находятся во взаимодополняющих отношениях: там, где выявляются зна­чительные пробелы памяти, возникают ложные воспоминания, которые мо­гут полностью скрыть наличие амнезии

Запоминание - Это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания Произвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно­го его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания - это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

Воспроизведение и узна­вание- процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что Узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же - в отсутствие объекта.

Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным. Непроизвольное - это ненамеренное вос­произведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведе­ние - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.


Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Забывание - естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, по­лезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно доль­ше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припом­нить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

Виды запоминания:

Непроизвольное – когда не ставится цель запоминать что-то, а запоминание проис-ходит само собой;

Произвольное – ставится цель.

Исследования психологов доказали, что при определённых условиях непроизвольное запоминание является более эффективным. Активная мыслительная деятельность с тем материалом, который нужно запоминать (совмещать теорию с практикой). Запоминание может быть – без понимания смысла.

Правила логического запоминания.

1. Нельзя запомнить большой объём материала, а, следовательно, стоит разбить ма-териал на составные части;

2. Работая с частями, необходимо выявить главную мысль каждой части (субъект, объект и предикат);

3. Выделяем наиболее важные мысли и составляем план;

4. Учим план и по этому плану раскрываем его содержание. Сохранение/удержание в памяти полученной информации. Процесс сохранения тре-бует повторения.

К основным процессам памяти относят запоминание (запечатление), сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение.

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с ранее полученными знаниями.

Запоминание всегда избирательно. Оно может существовать на основе представлений, воспроизведенных и переработанных образах объектов, которые воспринимались в прошлом. В отличие от восприятия представления могут носить обобщенный характер припоминания прошлого опыта. Принято выделять осмысленное и механическое запоминание. Механическое запоминание осуществляется без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Например, заучивание статистических данных, исторических дат. Для усвоения необходимо неоднократное повторение. В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Различают запоминание на основе поставленной цели: произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное). Экспериментально доказано, что всякое запоминание, в том числе непроизвольное, есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. Запоминается то, на что направлено действие и внимание человека.

Был проведен эксперимент: испытуемым предлагали расклассифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке кроме предмета было изображено число. После опыта испытуемых просили вспомнить, что они видели на карточках. Оказалось, что в этом случае хорошо запомнились предметы. Что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что вообще их не видели. В другом опыте надо было разложить карточки по порядку изображенных на них чисел. В этом случае все обстояло наоборот: хорошо запоминались числа и почти не запоминались предметы на карточках.

Описанные факты убедительно доказывают, что простая смежность событий (картинки и числа) сама по себе не обеспечивает однозначных результатов запоминания. Все дело в том, какова установка человека в работе с материалом. Разумеется, одни и те же внешние условия деятельности не приводят к абсолютно одинаковым результатам, запоминание у разных людей всегда преломляется через прошлый опыт и индивидуальные особенности. Это означает, что говоря о зависимости запоминания от деятельности, необходимо рассматривать любое действие человека в личностном контексте, то есть в связи с особенностями мотивов, целей и способов его достижения.

Сохранение и забывание необходимо рассматривать как два взаимосвязанных процесса, противоположных по результату последующего воспроизведения информации, при этом идущих практически параллельно.

Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности воспроизведения того, что только сейчас или раннее запомнилось.

Позитивная функция забывания состоит в том, что оно не допускает перегрузки памяти. «Очень хорошо, что человек многое забывает и его мозг снова освобождается для восприятия новых знаний», - писал А. Амосов. Негативным забывание становится тогда, когда память стирает целые блоки информации, необходимые для нормальной плодотворной жизни.

Если испытуемым предложить два задания и одно из них позволить довести до конца, а другое прервать, то оказывается, что впоследствии они почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Данный феномен был назван эффектом Б. В. Зейгарник или эффектом незавершенного действия. Человек также непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает наиболее актуальным его потребностям.

Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений. Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны, осмысленностью запоминаемого, с другой - повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме.

Сохранение в памяти и забывание при всей их противоположности - процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного - того, что стоит помнить, и того, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности и особенности. Сохранение в памяти прошлого оказывается тесно связанным с чувствами. Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения. То, что волновало, помнится намного лучше того, что оставило безразличным.

Узнавание - это опознание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту.

Узнавание может происходить в разных формах. Самая элементарная - автоматическое узнавание в действии, которое проявляется как адекватная реакция на раздражитель. Вторая форма узнавания связана с чувством знакомости без отождествления узнанного предмета с раннее воспринятым. Третьей формой узнавания является отождествление предмета с ранее знакомым, но в другом контексте. Узнавание, с одной стороны, совершается внутри восприятия и вместе с тем в своей развернутой форме оно - акт мышления.

Воспроизведение - процесс памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта и построение соответствующих ему представлений.

В отличие от узнавания воспроизведение представляет собой более сложную форму мнемической активности. Воспроизведение может совершаться непроизвольно на основе ассоциативного механизма, а также на основе установки на воспроизведение, превращаясь в сознательный процесс воспоминания или в случае затруднения - припоминания. В воспроизведении существенную роль играет мыслительная деятельность, направленная на сопоставление, умозаключение, проверку.

Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Под запоминанием подразумевают избирательное закрепление (запечатление) образа в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть произвольным и непроизвольным (в зависимости от наличия или отсутствия цели при запоминании), кратковременным, оперативным и долговременным (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).

Различают также ассоциативное запоминание, при котором воспринимаемый образ связывается с каким-либо другим образом (вспомним знаменитые житейские «узелки на память»); осмысленное запоминание, где ведущими являются процессы мышления и осознание логических связей между воспринимаемыми объектами или их частями; механическое запоминание, реализуемое в результате простых многократных и однотипных повторений по восприятию образа.

Запоминание является составной частью деятельности особого вида - мнемической. Так, например, для преподавателей, лекторов, политиков, артистов мнемическая деятельность есть одна из важнейших.

Сохранение. Само название процесса отражает его психологическую сущность. Информация должна храниться в памяти человека некоторое время в связи с тем, что она обычно значима для него. Сохранение информации - сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование своего поведения.

Различают несколько форм сохранения, названия которых совпадает с соответствующими видами памяти: реконструктивное, репродуктивное, эхоическое и эпизодическое.

Реконструктивное сохранение информации осуществляется в долговременной памяти. Здесь информация подвергается изменениям в дёталях, сохраняя при этом общие признаки (из памяти исчезают небольшие фрагменты материала, очередность событий и др.). Реконструкция обычно вызывается поступлением новой информации, которая вытесняет из памяти уже хранящуюся там информацию.

Репродуктивное сохранение основано на запоминании оригинального элемента объекта. Вспомним шуточную сценку встречи двух женщин:
Вы не заметили, проходил ли здесь мужчина - блондин, голубые глаза, с дипломатом, очень высокого роста? - В светло-синем костюме? Да, заметила.

Эпизодическая форма сохранения информации связана с фиксацией эпизодов, касающихся времени, места и условий ее приема.

Эхоическое сохранение чрезвычайно непродолжительно: после краткого слухового воздействия слуховой образ сохраняется 2-3 с.

Воспроизведение - восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Воспроизведение может осуществляться в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная форма предполагает постановку перед индивидом репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью. При непроизвольной форме задача решается без предварительно поставленной цели под влиянием мыслей, представлений и чувств, возникающих в текущий момент. Воспроизведение осуществляется посредством извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную. Воспроизведение и запоминание являются процессами несовместимыми: человек может в данный М0М6Н1 времени осуществлять или один процесс, или другой.

Существуют разные виды воспроизведения:
- узнавание - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению);
- реминисценция - мало изученное явление улучшения воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения (например, сложный учебный материал, усвоенный при подготовке к экзамену, зачастую воспроизводится лучше не сразу после заучивания, а через 2-3 дня);
- припоминание - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч);
- воспоминание - это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека.

Ошибки воспроизведения связаны с явлениями контаминации и конфабуляции. Контаминация связана со склонностью человека привносить в воспроизводимую информацию элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями, установками и др. Конфабуляция предполагает добавление деталей или заполнение пробелов памяти домыслами. Она может быть как преднамеренной, манипулятивной, так и бессознательной.

Забывание - это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Для нормально функционирующей памяти процесс забывания может быть отнесен к одному из уровней:
- высокому, когда человек не может самостоятельно восстановить образ объекта, но относительно просто сделает это после повторного опыта;
- среднему, когда полное самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко осуществляется при представлении каких-то признаков образа (иногда человеку достаточно издалека показать его записи, чтобы в его памяти восстановилось почти все написанное);
- низкому, когда человек восстанавливает информацию самостоятельно без ошибок.

Забывание нельзя противопоставлять запоминанию. Это вполне целесообразный процесс, помогающий разгрузить память от неактуальных в данный момент деталей. Забывание не есть болезнь памяти, а условие ее здоровья. Так, Жан-Жак Руссо и Эдгар По высоко ценили возможность забывать и даже придумывали для этих целей приемы. Эдгару По принадлежат слова: «Если вы хотите забыть что-нибудь, немедленно запишите то, что вы должны запомнить».

Организация запоминания влияет на сохранение информации, а качество сохранения определяется воспроизведением.

Запоминание - психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. В момент высокого эмоционального напряжения процесс запоминания может протекать, как мгновенное запечатление - импритинг.

Произвольная память основана на запоминании со специальной установкой. Непроизвольное запоминание происходит, когда специальная мнемнческая задача отсутствует, и оно сопровождает другую деятельность, но в процессе интенсивной мыслительной деятельности может быть более эффективным, чем произвольное.

Запоминание способно протекать с различной глубиной понимания, но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания, Различают логическое (смысловое), основывающееся на логических связях, и механическое запоминание, основывающееся на единичных временных связях.

Процесс осмысленного запоминания включает в себя ряд логических операций: смысловая группировка; выделение смысловых опорных пунктов; составление плана и т. п.

Сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит от места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление получило название «фактор края». Раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности, организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

Под влиянием систематического обучения память развивается: увеличиваются объем и скорость запоминания и воспроизведения, используются логические связи и понятия.

Забывание - биологически целесообразный для организма процесс, противоположный сохранению, обусловленный угасанием временных нервных связей, утративших свое значение. Материал забывается быстрее в ближайшее время после заучивания, при этом бессмысленный материал забывается значительно быстрее. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным.

В зависимости от материала, сохраняемого памятью, ее делят на когнитивную (процесс сохранения знании, получаемых в процессе обучения, которые постепенно превращаются в опыт, убеждения человека), эмоциональную (сохранение в сознании переживаний и чувств, что является условием развития способности к сочувствию) и личностную (сохранение в сознании образа самого себя, обеспечивающее преемственность целей, убеждений и т. д.).

По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный типы памяти. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную.

Воспроизведение представляет собой актуализацию, оживление образовавшихся в мозгу связей, протекающее преднамеренно и непреднамеренно. Формы воспроизведения: узнавание (проявление памяти как воспроизведения образа при повторном восприятии объекта), воспоминание (проявление памяти, осуществляемое в отсутствие восприятия объекта), припоминание (активное воспроизведение, во многом зависящее от ясности поставленных задач), реминисценции (отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым).

Понравилась статья? Поделитесь ей