Контакты

Открытый урок на тему: «Работа над посадкой и постановкой рук в классе гитары. Разработка открытого урока по специальности классическая гитара на тему "работа над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения"

Ларина Оксана Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Камбарская ДШИ"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г.Камбарка
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Развитие и совершенствование навыков игры на гитаре"
Дата публикации: 20.06.2016
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Камбарская детская школа искусств»
Открытый урок

Развитие и совершенствование навыков игры в классе гитары.
преподаватель по классу гитара Ларина О.В. 2016г.

Открытый урок преподавателя по классу гитары Лариной О.В.

Тема урока: Развитие и совершенствование навыков игры в классе

гитары.

Дата, время проведения- 18.03.2016г.

Место проведения- ДШИ г.Камбарка

1.Введение


Навык- умение, выработанное упражнениями, привычкой (толковый словарь С.И. Ожегова). Навык- деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Овладев необходимыми навыками для работы, человек выполняет свою работу быстрее, эффективнее, качественнее (Википедия).


Первоначальные навыки игры на инструменте закладываются в младших классах. Именно этот период является основной для дальнейшего развития музыканта- исполнителя. Задача педагога правильно организовать учебный процесс, который включает в себя: правильная посадка, постановка игрового аппарата, музыкально- слуховых и метроритмических представлений, приёмы и способы звукоизвлечения, координация рук, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика. Не следует перегружать ученика нотным и методическим материалом, лучше постепенно закреплять и развивать каждый навык в игре, таким образом, соблюдается принцип последовательности и рациональности в обучении. Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению игры на гитаре также является одним из направлений для дальнейшего развития и совершенствования навыков игры на инструменте. Урок проходит в рамках аттестационных мероприятий преподавателя. В данном конспекте отражена структура открытого урока, его план. В ход урока могут быть внесены изменения, обусловленные, уровнем подготовки ученика, его психологическим настроем и прочими обстоятельствами. Краткая характеристика творческого и жизненного пути композиторов, исполняемых на уроке произведений, представляется преподавателем на первом уроке изучения произведений. Эти сведения используются на уроке в беседе с учеником.
2.Цель урока:
Развитие и совершенствование навыков игры в процессе обучения.

Задачи

Развивающие:
1. Развитие у ученика исполнительского мастерства; 2. Развитие индивидуальных способностей: памяти, музыкального мышления, слухового контроля; 3. Развитие интереса к музыкальному творчеству.
Обучающие:
1. Закрепление теоретических знаний; 2. Обучение навыкам поэтапной работы над музыкальным произведением.
Воспитательные:
1. Воспитание целеустремлённости и настойчивости в овладении технических приёмов. 2. Воспитание эстетического вкуса, любви к музицированию.
3.Краткая характеристика урока (тип урока, методы и принципы,

представление ученика)

Тип урока:
комбинированный урок получения и закрепления новых знаний и навыков
Методы:
показ, прослушивание, анализ, беседа, упражнения.
Основные методические принципы:
- принцип единства художественного и технического развития; - принцип постепенности и последовательности; - принцип всестороннего развития учащегося, посредством работы над содержанием и художественным образом произведений; - принцип индивидуального подхода в работе с учащимся; Участник урока - Старков Алексей,учащийся 3 класса гитары, ОП художественно- эстетической направленности. Алексей имеет средние музыкальные данные.

4.Ход урока:

4.1.Организационный момент. (1 этап)
Цель этапа- настрой учащегося на эффективную учебную деятельность. Сообщение темы урока. Задача: Создать благоприятную творческую обстановку на уроке. Объяснить значимость темы.
4.2. Гамма До мажор. (2 этап)
Цель этапа - Техническое развитие ученика. Задачи: 1. Приобретение навыков позиционной игры, координации пальцев правой и левой рук исполнительской техники. 2. Закрепление изученных теоретических знаний. Проигрывание учеником гаммы До мажор в две октавы в аппликатуре,А.Сеговии, приёмом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m. Замечания:- при игре гаммы ученик допускает неточности в аппликатуре правой руки в нисходящем движении; - при смене позиции теряет непрерывность исполнения. Работа над исправлением недостатков в исполнении гаммы. Очень важный момент в технике гитариста смена позиций. Более подробно остановимся на организации исполнительских движений левой руки: - большой палец левой руки при переходе в другую позицию не пережимать, переход происходит при неизменном положении кисти («кистевое движение»); - не нужно делать сильного нажима на лады, чтобы не было мышечного утомления; - пальцы приподнимаются над струнами на минимальное расстояние, чтобы быть подготовленными на следующую ноту (играем ноту си во ΙΙ позиции- смотрим на ноту до V позиции). - отрабатываем смену позиции в виде упражнения из «Школы игры на гитаре» Э.Пухоль, урок №65 Проигрывание гаммы. Прошу ученика проследить за ровностью звучания, обратить внимание на точное чередование пальцев i-m в нисходящем движении, направляю слух ученика на динамическое прослушивание.
В результате проделанной работы ученик справляется с поставленными задачами. Играем гамму в медленном темпе ровно, свободно, динамично. Когда решены проблемы с организацией исполнительских движений левой и правой руки можно приступать к разучиванию гаммы с различными ритмическими вариантами. Проигрывание каденции. Для удержания темпа гамма проигрывается под метроном.
4.3. А.Иванов-Крамской. Этюд E-dur.
Проверка результата домашней работы. Исполнение этюда. Анализ исполнения. Перед началом работы над этюдом проговариваем, что такое этюд. Этюд- инструментальная пьеса, предназначенная для развития техники исполнителя. Каждый этюд заключает в себе определенные технические трудности и служит для их преодоления. Этюды пишутся на определенный вид техники: легато, арпеджио, тремоло, аккорды и т.д. Данный этюд основан на самый распространенный прием игры на гитаре – арпеджио. На предыдущих уроках над этюдом была проделана определенная работа: детальный разбор, отработка правильной аппликатуры, выучивание наизусть. Проигрывание этюда. Определяем технические сложности, возникшие при исполнении: - не все звуки арпеджио звучат чисто и ровно. Чтобы облегчить проработку этого недостатка, играем аккорды, которые исполняет левая рука. Далее исполняется арпеджио правой рукой. Играем в медленном темпе, добиваясь ровного, непрерывного звучания, максимальной чистоты, музыкальной выразительности. Для удержания темпа этюд проигрывается под метроном.
4.4 М.Каркасси. Рондо Е - dur (4 этап)
Цель этапа- Подготовка к концертному выступлению. Развитие и совершенствование навыков работы над произведением крупной формы. Задачи: Совершенствование исполнительского мастерства, формирование навыков концертных выступлений.
Проверка результата домашней работы. Анализ исполнения. Перед началом работы над данным рондо были обговорены: происхождение формы, его строение, характер. Рондо относится к сочинениям крупной формы, в которой главная тема (рефрен) чередуется с эпизодами. Начинается и заканчивается рондо рефреном, образуя замкнутый круг. Происхождение рондо связано с народной песенно- танцевальной музыкой. Рондо в переводе с французского- круг, хоровод. Формула данного рондо- АВАСАВА А (рефрен)- Е – dur, В (1 эпизод)- Е – dur, С (2 эпизод)- А – dur. Рондо выдержано в светлом, лёгком, танцевальном характере. Размер 6/8 имеет жанровые признаки Тарантеллы: покачивающие интонации, второй голос имитирует звучание тамбурина, бубна. Танцевальность подчёркивает второй голос в 1 эпизоде, 2 эпизод выдержан в характере рефрена. Проигрывание рондо. Определение недостатков в исполнении: нет единого темпа, лёгкости звучания при переходе рефрена на 2 эпизод. Достижение единого темпа- работа с метрономом. Играем в медленном темпе, постепенно ускоряя движение. Доводим до темпа, который отражает характер рондо. Главное в исполнении- ощущение целостности развития произведения. Чтобы периодичность повторения рефрена не вызывала монотонность в исполнении обращаем внимание на более динамическое развитие. Когда решены технические и музыкальные задачи, для воспитания сценической выдержки произведение необходимо обыграть на сцене в виде прослушивания и репетиций. Полезно записать исполнение пьесы на видео и оценить исполнение со стороны. В записи заметны все недостатки, которые при игре ученик не замечает.
Л.Хухро. На лодке.
Пьеса современного композитора написана в жанре баркаролы. В пьесе трёхчастная форма. В крайних разделах без определённой мелодии, в среднем разделе- выдержано то же движение восьмыми, но первый звук акцентирован- выделяется мелодия, появляются минорные интонации. Для придания пьесе более нежного, мягкого звучания применяется игра у грифа (развитие тембрального слуха ученика). Пьеса выдержана в светлом, созерцательном характере: лёгкое покачивание на воде, движение восьмыми по аккордовым звукам. Проигрывание пьесы.
Определение недостатков в исполнении: добиваться более плавного выразительного исполнения, которое соответствует образному содержанию пьесы.
4.5. Домашнее задание (5 этап)
Самостоятельно проанализировать исполнение произведений, записанных на видео.
5.Заключение.
Данная тема урока освещает работу над развитием и совершенствованием игры на гитаре. Нотный материал, представленный на уроке, решает определённые теоретические, технические и художественные задачи. Пьесы в репертуаре ученика знакомят его с классикой гитарной музыки и музыкой современных композиторов, развивают и совершенствуют его исполнительское мастерство, творческую индивидуальность. Публичное выступление в концертах, участие в конкурсах является большим стимулом для дальнейшего музыкального развития и совершенствования навыков и умений игры на инструменте.
6.Материально- техническое обеспечение:
- гитара- 3шт; - фортепиано- 1шт; - нотные сборники (педагогический репертуар); - метроном; - компьютерное обеспечение.
7.Используемые источники:
1.А.М.Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре» 2. Э.Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре» 3.А.Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» 4.Ю.П.Кузин «Азбука гитариста» 5.Интернетисточники

5.Заключение


Данная тема урока освещает работу над развитием и совершенствованием игры на гитаре. Нотный материал, представленный на уроке, решает определённые теоретические, технические и художественные задачи. Пьесы в репертуаре ученика знакомят его с классикой гитарной музыки и музыкой современных композиторов, развивают и совершенствуют его исполнительское мастерство, творческую индивидуальность. Публичное выступление в концертах, участие в конкурсах является большим стимулом для дальнейшего музыкального развития и совершенствования навыков и умений игры на инстументе.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Унечская детская школа искусств»

Открытый урок

Тема: «Работа над техникой арпеджио в классе гитары»

Провела преподаватель: Малюкова И.И.

с уч – ся 2 класса Карпекиным Михаилом

Тема урока: «Работа над техникой арпеджио в классе на гитары».

Цель урока : Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах ДШИ.

Задачи:

    Учить учащегося навыкам и умению работы с арпеджированной фактурой;

    Учить слуховому восприятию музыки;

    Развить технику правой руки;

    Развивать исполнительское мастерство;

    Развивать мышление, умение анализировать и сопоставлять;

    Воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям, стремление к самосовершенствованию.

Оборудование:

  • Подставка под ногу

  • Нотная литература

    Дидактический материал

    Компьютер

    Видео материал

План урока

    Организационный момент

    Сообщение темы урока

    закрепление первичных знаний

    определение используемых в работе музыкальных терминов

    Работа над инструктивным материалом

    упражнения на независимость и подвижность пальцев правой руки

    Л. Панайотов Этюд С - dur

    Работа над техникой арпеджио на примерах

    Р.Н.П. обр. В Токарева « В сыром бору тропина»

    В. Козлов «Маленькая арфистка»

    Повторение пройденного музыкального материала

    Итог урока

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие.

Урок проводится с учащимся второго класса специализация гитара Карпекиным Михаилом (10 лет)

    Сообщение темы урока

Тема урока: « Работа над техникой арпеджио в классе гатары»

Беседа. Ты видел игру гитариста, как легко и ловко работают руки исполнителя. Хочешь узнать как достичь такой легкости исполнения? Ученик – «Да».

Тогда нам нужно изучить основные методы работы над исполнительской техникой. Конечно всю работу на одном уроке показать не возможно, поэтому сегодня мы с тобой покажем только ее часть.

Звукоизвлечение – одна из самых сложных и важных составляющих игры на гитаре. Объективная трудность получения чистого, красивого и богата окрашенного обертонами звука требует особого внимания к работе над ним, особенно на первых этапах обучения.

Назови основные приемы звукоизвлечения? Ученик – апояндо и тирандо. Правильно.

Апояндо (удар) – этот прием заключается в скольжении пальца по струне с опорой или остановкой на последующей струне:

    Показ на инструменте

    Карточки

Звук получаемы при апояндо глубокий, объёмный, сильный. Применяют когда нужно выделить мелодию.

Тирандо (щипок) – прием заключается в оттягивание струны дугообразно изогнутым пальцем. Если продолжить движение пальцем, то он коснется ладони. Остановки на струне он не имеет.

    Показ на инструменте

    Проигрывание по открытым струнам

    Карточки

Применяется тирандо при исполнении двойных нот, аккордов, арпеджио, при проведении подголосков в аккомпанементе.

Что такое аккорд? Ученик – это созвучие трех и более звуков взятых одновременно.

Если звуки аккорда сыграть поочередно, то такое исполнение называется арпеджио.

Слово арпеджио произошло от итальянского arpeggio – что в переводе означает играть как на арфе.

Ты знаешь такой инструмент? Ученик – Да, она имеет треугольную форму и много струн.

    Беседа про арфу

    Показ видео материала

Арпеджио в гитарной технике имеет очень большое распространение и по - этому может считаться одним из ведущих приемов игры. Комбинации пальцев арпеджио очень разнообразны. Работу над арпеджио следует начинать с более простых фигураций в медленном темпе.

    Работа над инструктивным материалом.

    Работа с упражнениями на открытых струнах по сборнику А. Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»

    Упражнение по сборнику М. Александрова «Азбука гитариста» (№ 9,10,11,12)

    Детские песенки: М.Александрова «Маленький кораблик», «Морские волны»

Работа на уроке:

    Следили за качеством звука;

    Правильной работы пальцев правой руки;

    Отрабатывали подвижность и независимость пальцев правой руки в различной последовательности.

    Л. Понайотов Этюд С - dur

Беседа: Этюд написан в тональности С – dur, размер 3\4 мелодия с аккомпанементом.

Какой технический прием обрабатывался? Ученик – трезвучное нисходящее арпеджио. Назови аппликатуру правой руки? Ученик – a m i.

Проверка д\з – проверка знания текста, аппликатуры.

Работа на уроке : старались достигнуть максимальной четкости, частоты и ровности звучания, выделяя при этом верхний мелодический звук способом апояндо безымянным пальцем правой руки, а аккомпанирующие звуки способом тирандо. Контролировали порядок движения пальцев правой руки.

Д/з – следить за правильным звукоизвлечением и выполнением аппликатуры.

    Работа над техникой арпеджио в пьесах.

    Р.Н.П обр. В Токарева «В сыром бору тропина».

Беседа. Пьеса написана в вариационной форме (тема и вариация). Тональность a – moll, в вариации гармонический вид.

Сегодня мы покажем работу над вариацией т.к. ведущую роль в ее исполнении выполняет правая рука. Она изложена четырехзвучным арпеджиом в аппликатуре p i m i , мелодическую линию ведет большой палец.

Проверка д/з – исполнение точного текста, верной аппликатурой.

Работа на уроке: слушали, анализировали, работали над звуком, отрабатывали точное попадание третьего пальца на ноту соль диез малой октавы.

Д/з – играть медленно, ровно, слушать бас.

    В.Козлов «Маленькая арфистка»

    Исполнение произведения преподавателем;

    Рассказ о композиторе, знакомство с его творчеством;

    Анализ произведения.

Д/з – самостоятельный разбор текста.

    Повторение пройденного музыкального материала.

    Б.Ковач Этюд С – dur

    О.Максимов «Грезы»

    Итог урока

    Анализ музыкально – практической деятельности учащегося на уроке

    Выставление мотивированной оценки

    Обобщенеи д/з

Самоанализ урока

Тема урока : «Работа над техникой арпеджио в классе гитары»

Арпеджио самый естественный прием игры на гитаре. Исполнение гармонических фигураций способствует развитию технике пальцев правой руки. Прочная основа техники игры закладывается в подготовительных упражнениях, этюдах. Рассчитанных на выработку устойчивых правильных навыков, естественных движений пальцев правой руки. Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организовано систематической работы.

Учащийся Карпекин Михаил имеет средние музыкальные данные, работоспособен, занимается добросовестно. Состояние аппарата удовлетворительное.

Цель урока: развитие навыка исполнения технического приема арпеджио на гитаре в младших классах ДШИ.

Задачи:

    Образовательные:

    Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки;

    Обучение способом работы с арпеджированной фактурой;

    Развивающие:

    Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки;

    Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре;

    Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для пальцев правой руки на основе доступного нотного материала

    Воспитательные:

    Воспитывать любовь к игре на гитаре;

    Воспитывать культуру исполнения;

    Воспитывать грамотного музыканта посредствам осмысленного исполнения технического музыкального материала.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: на уроке использовались совестный, наглядный, объяснительно – иллюстративно, накопление знаний, самоконтроль, частично – поисковые методы, видео материал, создание ситуацию успеха.

Этапы урока соблюдения.

Время отведенное на все этапы урока распределено рационально. Подводя итог, можно сказать, что поставленные задачи удалось решить, а так же сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия.

Урок результативный.

Открытый урок по теме: « Работа над техническим материалом в классе гитары»

Преподаватель ДМШ № 14

Антух Дарья Викторовна

Учащаяся 3 класса

Владимирова Алёна.

Цель: Формирование и развитие технических способностей учащегося.

Методы:

Словесный - общение с учащимся, дискуссии.

Наглядный показ педагогом технического материала, показ видео материалов, убеждения.

Практический исполнение учащимся технического материала, непосредственно отработка отдельных мест, пассажей, арпеджио, самооценка, контроль.

Задачи: Образовательные:

1.​ Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.

2.​ Обучить способам работы с гаммами, гаммаобразными пассажами и арпеджированой фактурой.

​ Развивающие:

1.​ Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.

2.​ Способствовать развитию основных игровых движений.

3.​ Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.

​ Воспитательные:

1.​ Воспитывать любовь к игре на гитаре.

2. Привить любовь к техническому материалу, как к неотъемлемой части музыканта.

3.​ Воспитывать культуру исполнения.

4.​ Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.

План урока:

Введение. Начальный этап работы на уроке.

а) упражнения для учащегося без инструмента.

Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.

а) упражнение на независимость пальцев правой руки;

б) упражнения для работы над качеством звука.

3.Работа над гаммой и гаммаобразными пассажами на примере этюда.

а) работа над качеством звукоизвлечения;

б) работа с ритмическими рисунками по карточкам.

в) различные варианты исполнения этюда.

4. Работа над техникой арпеджио на примере «Прелюдов» М.Каркасси.

а) прослушивание видеоматериалов, впечатление и обсуждение.

б) анализ прелюдов (выбор вариантов исполнения);

в) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.

5. Подведение итогов работы.

а) повторение пройденного материала.

б) поощрение учащегося и задание на дом.

Ход урок

Хотелось бы начать с цитаты великих: « Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград» (Людвиг ван Бетховен ).

Действительно, только через любовь и упорство можно добиться отличных результатов и не только на музыкальном поприще.

Сегодняшний урок посвящен не легкому труду гитаристов. Это работа над техническим материалом. Как правило, для учащихся это скучное и неинтересное занятие, игра гамм, упражнений и этюдов, но и без этого мы не сможем развиваться и добиваться всевозможных высот в музыке.

Знакомство с гитарным искусством

(план-конспект занятия)

В настоящее время очень актуальна проблема разностороннего воспитания ребенка , которое способствует его творческой самореализации . Музыка является самым универсальным средством эстетического и нравственного воспитания.

Особое место занимает гитара в досуге молодежи . Музыкальное творчество подростков - это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Умение исполнять песни под гитару всегда высоко ценилось в молодежной среде. Умеющие играть на этом великолепном музыкальном инструменте приобретают дополнительную возможность раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для молодого человека личностный смысл.

Цель: познакомить с основами мировой музыкальной культуры игры на гитаре.

Задачи:

Обучающие:

познакомить учащихся с историей гитары, с испанской школой игры Маттео Каркасси;

познакомить с правилами посадки при игре, основными положениями рук и пальцев;

знакомство с культурой игры, соблюдением правил гигиены.

Развивающие:

формировать навыки тренировки рук и пальцев, выполнения упражнений;

способствовать развитию умений и навыков выразительной игры на шестиструнной гитаре.

Воспитательные:

расширить музыкальный кругозор;

воспитать сценическую культуру.

Материально-техническая база : гитары (для учащихся, у педагога - для показа), подставки для ноги, распечатанные тексты песен.

Ход занятия

Знакомство с музыкальным инструментом - гитарой шестиструнной.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с таким известным музыкальным инструментом, как шестиструнная гитара. Ответьте на вопрос: какие музыкальные инструменты родились в России?

Дети: балалайка, гусли, гармонь, ложки деревянные.

Педагог: Верно. А как вы думаете, в какой стране родилась гитара?

Дети: Испания, Италия.

Педагог: Испания в средние века была главным центром развития гитары, куда она была завезена арабами. Гитара с пятью сдвоенными струнами, изобретенная в Испании, получила свое распространение в 15 веке. Она получила название - испанская гитара . С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде она существует и до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится одним из самых любимых инструментов. Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами испанских гитаристов-виртуозов и композиторов Ф. Сора (1778—1839), Д. Агуадо (1784- 1849) и итальянских — М. Джулиани (1781 - 1829), Ф. Карулли (1770 - 1841), М. Каркасси (1792 - 1853). Испанская школа - это навыки и традиции народного творчества, сложившиеся в течение многих столетий и разработанные и обогащенные гитаристами-классиками. Совершенствуя технику игры, гитарист стремился развить, прежде всего, беглость. Именно эту цель ставит перед собой автор «Школы игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси. М. Каркасси предлагает для изучения девять тональностей: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа мажор, ля, ми, ре минор. В каждой из этих тональностей он дает гамму; каденцию; прелюд, содержащий аккордовую последовательность, и две-три пьесы (как правило, Вальс, Аллегретто и Марш, реже Андантино и Анданте). Все эти пьесы весьма мелодичны, удобны для исполнения..Постепенно объем их увеличивается, а текст усложняется.

Составные части гитары.

Педагог: Основными частями является корпус, шейка с грифом, головка и струны. Гитара шестиструнная имеет две деки верхняя и нижняя, соединенными двумя стенками по бокам — обечайками. Верхняя деревянная дека — важный фактор, отвечающий за звучание инструмента. Немного выше самого центра верхней деки находиться круглое резонансное отверстие, обрамленное розеткой. Немного ниже находиться пластинка, называемая подставкой. Посредине ее возвышения, в котором находится прорезь устанавливается не большая по ширине прямоугольная костяная пластинка, называемая нижним порожком. Порожек нужен для фиксации струн приподнятыми над верхней декой, и передачи вибрации. Шейка гитары шестиструнной с грифом вклеена в верхнюю часть корпуса. В верхней части грифа расположен верхний порожек с прорезями, в котором располагаются струны. Конечной частью гитары шестиструнной является головка. В головке гитары имеется колковый механизм. Вращая их можно изменять натяжение струн, соответственно и звук. Гитара имеет шесть струн — три тонких и три более толстых, называемые басовыми.

Посадка. Положение рук при игре.

Педагог: Сядьте на краешек стула с жестким сиденьем и без подлокотников, левую ногу поставьте на подставку, высотой 10-15 см в зависимости от высоты сиденья и длины ног. Левое колено должно быть выше уровня стула. Сидите ровно, не облокачиваясь на спинку стула.

Когда Вы удобно сядете, возьмите гитару, поставьте ее выемкой обечайки на левую ногу, примерно на середину бедра. Правая нога должна быть отставлена от левой на расстояние, необходимое для нижней части гитары, обеспечивая для нее упор. Либо положите правую ногу на левую, а гитару на правую ногу (этот вариант наиболее подходит для девушек).

При правильной посадке головка грифа должна находится примерно на уровне или чуть выше левого плеча, грудь должна слегка касаться нижней деки, но не наклоняйте гитару к себе.

Положите предплечье правой руки всем весом на корпус гитары в самом широком его месте и свесьте кисть. Кисть при этом должна быть округлой формы и оказаться над струнами у розетки. Все пальцы, кроме большого, сложены вместе и параллельны ладам, а линии суставов первых фаланг - параллельны струнам. Следите, чтобы кончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец правой руки должен оказаться напротив басовых струн, а остальные напротив первой, второй и третьей. Следите за тем, чтобы локоть не выходил за корпус гитары справа, а запястье не приближалось слишком близко к верхней деке. Предплечье левой руки должно быть приподнято, запястье согнуто. Кисть должна быть округлой и располагаться так, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, а остальные пальцы должны иметь округлую форму, не прогибаться в суставах и опираться серединой подушечки на струну.

Культура игры (гигиена).

Практическая работа.

Выполнение упражнений на формирование навыков игры на гитаре.

Упражнение на правую руку - апояндо, тирандо;

Упражнение на левую руку;

Упражнения для левой и правой рук на координацию движений;

Упражнение на палец пульгар (р) - правая рука.

Роль аккомпанемента в гитарном искусстве.

Педагог: Аккомпанемент - музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. Гитара, как аккомпанирующий инструмент, имеет большое значение. Так, например, гитара может сопровождать сольные, вокальные или инструментальные партии, быть фоном. Также важную роль гитарный аккомпанемент играет и в сплочении коллектива, семьи, когда исполняются песни под гитару вокруг костра, на даче, теплыми уютными домашними вечерами. Совместная творческая деятельность детей и родителей в этом плане способствует открытию таких способностей у учащихся, как создание собственных стихов, текстов песен и аккордов.

Практическая часть.

1) Показ, разучивание и исполнение произведения Булата Окуджавы «Пожелания друзьям»;

2) Пение под гитарный аккомпанемент произведения М. Дунаевского «Непогода»

Подведение итогов занятия.

Список используемой литературы:

М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: 2001.

В. Калинин. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Н.: 1998.

Ф. Ноуд. Шаг за шагом: Самоучитель игры на гитаре. - М.: 2004.

План-конспект открытого урока

Преподаватель Портнягин Сергей Алексеевич

МБУДО г. Иркутска ЦДТ

Объединение « Гитара»

Тема урока: «Работа над посадкой и постановкой рук в классе гитары»

План урока

2. Разминка

3. Основная часть

4. Закрепление

Цели урока:

обучающие : познакомить учащегося с правильной посадкой и постановкой рук.

воспитательные : воспитание эстетического вкуса, упорства в достижении цели, трудолюбия.

развивающие : развитие воображения, образного мышления, практических навыков и умений на инструменте.

задачи урока: поработать над посадкой и постановкой рук учащегося.

Ход урока

В фундаменте исполнительского мастерства правильная посадка гитариста является краеугольным камнем. Точно также правильная постановка рук является основой в техническом развитии учащихся.

Рассмотрим основные принципы правильной посадки:

1) Выбор стула подходящий высоты.

2) Высота подставки для ноги.

3) Ровное положение инструмента по отношению к полу.

4) Положение правой руки на обечайке.

5) Обязательное положение кисти с чуть выгнутым либо выровненным запястьем.

6) Положение корпуса с прямой спиной чуть наклоненное вперёд до соприкосновения с инструментом

7) Расслабленное положение тела с хорошей опорой на левую ногу и с опорой правой руки на инструмент.

Основные принципы постановки рук:

1) Главное в постановке левой руки является ровное положение большого пальца находящегося на середине грифа

2) положение остальных четырех пальцев перпендикулярно струнам, согнутым подобно фортепианным молоточкам

3) пальцы левой руки должны привыкнуть к расширенному позиционному положению.

Показ преподавателем пример правильной посадки и постановки рук. А также исправление ошибок имеющихся у данного учащегося.

Заключительный этап: демонстрация учащимся усвоенного им на уроке.

Понравилась статья? Поделитесь ей