Контакты

Зпр у детей симптомы лечение медикаментозное. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР): симптомы, прогноз и лечение с помощью коррекционного обучения

В первые месяцы и даже годы жизни крохи диагностировать задержку развития невозможно. Для определения проблем необходимо дождаться той стадии, когда ребенок уже проявляет какие-либо навыки, приобретенные в процессе жизнедеятельности. Следует насторожиться, если малыш, например, обладает скудным словарным запасом по сравнению со сверстниками, позже всех начинает сидеть, держать ложечку.

Зачастую родители редко замечают ЗПР у своих детей, и данное заболевание легче определяется воспитателями в детском саду.

Как правило, ребенок с ЗПР страдает от недостаточно накопленного объема знаний, отсутствия способности анализировать мир вокруг, нарушения памяти, незрелости мышления и нарушения механизма приема и обработки полученной информации.

На более глубоком уровне диагностирования у ребенка с задержкой психологического развития наблюдается частая смена настроения. Он часто бывает неактивен в играх, инфантилен, по-своему задумчив. Однако в периоды подъема настроения такие дети становятся неугомонными, переносят в жизнь все свои выдумки и идеи во время игр, но занятия с элементами интеллектуального развития им совершенно не интересны.

В других случаях ЗПР у детей проявляется абсолютно противоположно вышеописанной ситуации. У некоторых малышей, наоборот, преобладает интеллектуальное развитие, однако задерживается личностное, отсутствует самостоятельность и способность привыкания к смене обстановки. Такие дети застенчивы и молчаливы.

Причины ЗПР

Если вдруг у малыша явно отмечаются признаки ЗПР, настоятельно не рекомендуется вымещать на него агрессию, вынуждая обрести те или иные навыки насильственным путем. Объяснить такой запрет несложно: на самом деле, причины ЗПР кроются не в лени или нежелании ребенка как-либо развиваться, а в патологии дисфункции головного мозга. Также задержка психического развития ребенка может выступать в качестве последствия сложной беременности матери, тяжелых родов, лечения токсикозов сильнодействующими медицинскими препаратами, недоношенности младенца . Очень часто ЗПР атакует карапуза в связи с наследственной предрасположенностью в первом поколении через мать.

Социальной предрасположенности также стоить отдать должное — часто недостаточность развития возникает у детей, которые растут в неблагополучных семьях, где не уделяется должного внимания воспитанию и развитию младшего члена семейства.

Если вы заметили у своего ребенка такие симптомы как заторможенность, непонимание человеческой речи; если ему не удается даже малая доля того, что делает подавляющее большинство его ровесников; если малышу сложно развиваться в соответствии с рамками — не теряйте драгоценного времени! Крайне неправильно в такой ситуации дожидаться, когда задержка будет накапливаться с годами — необходимо немедленно обращаться к специалистам за помощью.

Несмотря на тот момент, что восстановлением развития занимаются специально обученные люди, родителям не стоит опускать руки. Обязательно рассматривайте с ребенком картинки, пробуйте вместе анализировать изображение. Пусть с малышом поработает и логопед – это ускорит выучивание новых слов и даст ребенку навыки по построению предложений в устной речи.

Для определения типа ЗПР и разработки этапов корректировки поведения ребенка целесообразен визит к врачам-психологам и психотерапевтам. В процессе работы с профессионалами стоит обращать внимание на психо-эмоциональное состояние ребенка, элементы его жестикуляции и моторики, способность к обучаемости.

При постановке диагноза ЗПР, терапия наиболее эффективна в комплексе процедур, которые, при правильном применении, могут избавить от порока навсегда.

Помимо занятий с логопедом и детским психологом, ребенку рекомендуется микротоковая рефлексотерапия . Процедура представляет собой альтернативную методику, действие которой направлено на нервные рецепторы и биоэнергетические центры организма. Однако эффект от данного этапа предугадать сложно, поскольку он зависит от индивидуальных особенностей организации нервной системы малыша.

К нетрадиционным методам комплекса лечения задержки психического развития ребенка относят логопедический массаж. Данная процедура направлена на коррекцию тонуса мышц, отвечающих за правильное произношение трудных звукосочетаний. В основе методике лежит массаж скул, мягкого неба, губ, языка при использовании специальных логопедических зондов.

Конечно же, не обойтись и без медикаментозной терапии . В случаях лечения детей, страдающих от ЗПР, лекарственные препараты назначает невролог. Зачастую это Акатинол и Нейромультивит .

Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка задержку психического развития. При правильном лечении и уходе заболевание исчезает бесследно, не откладываясь в памяти малыша. Главное, уделяйте больше времени развитию ребенка, а также интеллектуальным играм, способным победить, а в некоторых случаях и исключить (при родовой предрасположенности), столь неприятное заболевание.

Каждый малыш индивидуален. С этим известным высказыванием трудно не согласиться. На самом деле психическое и физическое развитие каждого малыша может протекать по-разному. Однако, когда процесс формирования и развития крохи существенно не соответствует установленным стандартам, это может беспокоить родителей. В таких случаях некоторые родители решают обратиться за помощью к специалисту.

При тщательном и подробном исследовании ребёнку может быть поставлен диагноз "задержка психического развития". Что подразумевается под этим диагнозом и каковые его главные особенности?

Что такое зпр?

Задержка психического развития - это видимые отставания в развитии маленького человека. Другими словами, несоответствие определённым, общепринятым нормам. Задержке психического развития наблюдается у детей школьного и дошкольного возраста. Существуют способы, помогающие откорректировать и в некоторой степени привести в норму психическое развитие ребёнка. О них речь пойдёт немного позже . Сейчас давайте познакомимся с основными причинами возникновения зпр у детей.

Почему может возникать задержка психического развития?

На сегодняшний день известно несколько основных причин, способствующих возникновению зпр у детей школьного и дошкольного возраста. Условно эти причины делят на две группы: биологические и социальные.

Вначале узнаем биологические факторы появления задержки развития. Итак, таковыми факторами являются:

Первая группа причин тесно связана с внутриутробным развитием ребёнка, когда проблемы со здоровьем появляются ещё при формировании маленького человека.

К социальным причинам появления детей с зпр:

Большинство социальных причин появления проблем в развитии у детей с зпр связаны с воспитательным процессом. На психическое благополучие также влияют отношение чада с родителями. Если педагогическое влияние оказывается без учёта индивидуальных особенностей развития ребёнка, это увеличивает риск возникновения и дальнейшего развития такой патологии, как задержка психического развития. В некоторых случаях задержку психического развития одновременно вызывают два фактора как биологический, так и социальный. Важно отметить, что социальный при таких обстоятельствах оказывает дополнительное негативное воздействия. Он способствует дальнейшему развитию биологических нарушений, с которыми, безусловно, стоит активно бороться.

Чтобы вести борьбу с зпр правильно , необходимо определить основные симптомы патологии. Поэтому далее речь пойдёт об основных симптомах задержки психического развития у детей.

Задержка психического развития у детей: симптомы

Далее мы обсудим какие возникают при зпр у детей симптомы. Специалисты выделяют несколько основных симптомов, показывающих на наличие зпр у детей. Все они, так или иначе затрагивают действие психических функций:

Определить наличие этой патологии помогут не только симптомы, но и знание видов зпр. Всего выделяют четыре основных вида задержки психического развития. Обратим пристальное внимание на каждый существующий вид.

ЗПР с церебрально- органическим генезом . Первый вид психических нарушений связан с поражением жизнедеятельности центральной нервной системы организма. Во время такого поражения частично нарушаются некоторые функции организма. Само поражение носит органический характер. В то же время такая задержка психического развития не способствует появлению умственной неполноценности. Вот главные симптомы зпр с церебрально- органическим генезом:

  • Замедленное формирование мышления.
  • Замедленное созревание эмоционально-волевого уровня.
  • Ярко выражены проблемы с познавательной деятельностью.

ЗПР с конституционным генезом . Следующий вид носит наследственный характер (наследственный инфантилизм). Одновременно затрагиваются разные функции организма ребёнка, а именно психологическую, физическую и психическую. Волевая сфера развития в этом случае соответствует уровню развития малыша дошкольного возраста. Хотя биологический возраст ребёнка может быть на порядок выше. У детей с таким видом задержки психического развития наблюдается повышенное эмоциональное поведение. Пребывая в хорошем настроении, ребёнок легко поддаётся переживаниям. Но все переживания носят поверхностный характер и довольно неустойчивы.

Задержка психического развития с психогенным генезом .

Этот вид в отличие от предыдущих носит больше социальный характер. Развитию психогенного генеза способствуют постоянны стрессы, а также удручающие и травмирующие психику ребёнка ситуации. Вначале страдают вегетативные функции, а затем патология оказывает негативное воздействие и на эмоционально- психическое развитие ребёнка. Дети с подобными проблемами полностью зависимы от внешней среды и её положения.

Задержка психического развития с соматогенным генезом. А вот данный вид зпр возникает по биологической причине. Таковыми причинами являются инфекционные заболевания и соматические патологии. Нередко проблемы с развитием обусловлены заболеваниями матери малыша. Основными симптомами или особенностями этого вида зпр считают:

Как снижение психического тонуса, так и появление страхов негативно сказываются на отношениях малыша с окружающими людьми и миром в целом.

Профилактика и лечение зпр

С задержкой психического развития необходимо бороться в обязательном порядке. Зачастую такой диагноз ставится ребятам дошкольного возраста (примерно в 5– 6 лет). В некоторых случаях зпр возникает уже в процессе школьного обучения. Во время возникновения подобных проблем следует как можно быстрее определиться с использованием методов борьбы. Обычно провидится ряд педагогических и психологических процедур, помогающим справиться с задержкой психического развития. Все процедуры должны проводиться своевременно (важно не упустить момент) и что не менее важно - грамотно.

Где получить такую помощь?

В большинстве случаев работа с этими детками проводится в специальных санаториях и учреждениях. Лечением одновременно занимается несколько опытных специалистов. В этом случае не обойтись без помощи логопеда, психолога и психиатра. Чтобы лечение принесло желаемый результат, специалисты должны вместе с родителями стать единой командой, каждый член которой вносит максимальный вклад для скорейшего достижения поставленной цели. Цель лечения и помощи докторов - помочь дошколёнку приспособиться к окружающему миру и научится ладить с людьми.

Из каких этапов будет состоять подобная реабилитация? Вот два главных этапа лечения задержки психического развития у детей школьного и дошкольного возраста:

Лечебная терапия

В первую очередь проводятся лечебные процедуры . Такие процедуры зачастую включают в себя:

Корекционно - педагогическая помощь . Заключается в мероприятиях, направленных на коррекцию процесса развития. Главным фактором, определяющим методы реабилитации, является возраст и другие индивидуальные особенности малыша. На данный момент известно несколько способов устранения задержки психического развития. Обратим на них внимание:

Оздоровительная методика . Такая методика позволяет улучшить и поддержать физические и психологические процессы формирования малыша на определённом возрастном этапе. Оздоровительная методика включает в себя одновременное выполнение нескольких важных задач, а именно:

Сенсорно - моторная сфера. Эта методика чаще используется при работе с детьми школьного возраста, у которых наблюдаются отклонения в сенсорных процессах, а также имеются проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Основная задача этого лечения - это формирование сенсорно-моторной сферы. Благодаря этой методике возможно выявить и постепенно развить творческие способности у детей с задержкой психического развития.

Работа с эмоциональной осведомлённостью. Основная задача - повысить эмоциональную осведомлённость у ребёнка с подобными умственными патологиями. Повышая осведомлённость малыша, специалисты помогают ему воспринимать и понимать чувства окружающих людей (в том числе и своих сверстников). Детей обучают правильно реагировать на посторонние эмоции, а также помогают научиться самостоятельно контролировать собственные чувства. Этой методикой принято пользоваться при разных степенях и видах задержки психического развития.

Корекционно-компенсаторный способ. Этот вид лечения одновременно может включать в себя несколько нейропсихологических методик. Используемые нейропсихологические методики позволяют выровнять и успешно отточить такие жизненно необходимые навыки, как умение писать, читать и выполнять арифметические действия. Без этих навыков школьнику , как известно, трудно усвоить школьную программу. Кроме того, эти методики улучшают познавательные навыки детей, страдающих задержкой психического развития. Корекционно-компенсаторная работа позволяет ребёнку развить в себе такое необходимое качество, как целенаправленность.

Работа с познавательной деятельностью ребёнка. На сегодняшний день наиболее действенной в этом виде лечения считают систему психологического воздействия, которая сочетается с педагогической помощью. Цель обсуждаемой методики - выровнять и устранить имеющиеся дефекты психических процессов.

Каждая методика используется с индивидуальными особенностями развития ребёнка. В лечении должны принимать активное участие не только специалисты, но и сами родители. Только в таком случае можно достичь максимально высоких результатов. Если лечение получает ребёнок школьного возраста, то по истечении всех процедур, методико- психологическо-педагогический консилиум должен принять решение, может ли ребёнок после полученного лечения учиться в обычной общеобразовательной школе или ребёнку будет лучше получать образование на дому или в специальном учреждении.

Моей дочери 10 лет. Рост 151 см, мы очень рослые. На вид все 12. С виду обычный ребенок, сразу не поймешь разницы. Очень тяжелый характер, упрямая, хочет все делать только так как ей надо. Соответственно научить чему то очень сложно. Дочь умеет сама одеваться, научились мыться (частично, голову мою ей сама), очень дружим с техникой, в лет разбирается с микроволновкой, посудомойкой, кофеваркой, планшеты, компьютеры и телефоны это вообще конек. Может сама сварить себе пельмени и сосиски, но за этим процессом надо следить. Может налить себе чай, приготовить какао в кофеварке. Помогает убираться, вообщем от обычного ребенка мало чем отличается, конечно это все дается очень сложно, но возможно. Оставить дома конечно одну не могу, нужен постоянный присмотр, так как может взять спички зажечь свечи, или газ, куда нибудь влезть куда не надо, так что везде ездим вместе. Сама играть в игрушки не может, постоянно надо с ней сидеть, года два-три назад начали смотреть мультики, (так как их смотрят обычные дети) хоть минут 30 есть свободное время. К слову в кино ходим постоянно, высидеть весь мультик практически не реально, но мы все равно ходим и тренируем силу воли))) (пока поп-корн есть мы сидим). Все просьбы что либо сделать воспринимает с раза 10-го, так что терплю… Ходили в бассейн заниматься с тренером, так как слушаться не хочет, конечно тренера почти не слушала, года два промучились, пришлось уйти, сами ходим в бассейн. В этом году были на море, наконец то поняли как здорово плавать с маской и трубкой и смотреть рыбок. Очень любит кататься на горках в аква-парке, так, что выбираем отели с горками. А теперь о самом сложном. УЧЕБА!

Мы учимся в коррекционной школе 8 вида для умственно отсталых, хотя нам необходима школа 7 вида с задержкой психического развития, но таких школ очень мало, нам не повезло в нашем районе их вообще нет, так что в нашей школе учатся все детки с разными пороками развития (дауны, ЗПР, умственно отсталые, ДЦП, трудные подростки, сироты и многие другие) психологически очень тяжело было отдавать ребенка в такую школу, но в общеобразовательной школе мы не можем учиться. Сейчас учимся в третьем классе, у нас 7 учеников (одна девочка надомница с ДЦП иногда ее привозят в школу, четыре ребенка из неблагополучных семей и моя дочь и мальчик из семьи с нормальным укладом жизни) почему так говорю, потому что те кто из неблагополучных семей живут при школе в интернате 5 дней на выходные их забирают родители, одеты плохо, постоянно что то воруют и все такое, вы не представляете как это тяжело мне воспринимать. Я учу ребенка у чужих не брать, со всеми делиться, а тут такие детки. Мне их очень жаль, я часто покупаю конфеты, печенье, приношу им одежду, покупаю школьные принадлежности на всех, помогаю на сколько могу. Обидно смотреть, когда ты принесла белые блузки, колготки, а через неделю это все черного цвета и хочется просто разорвать этих родителей которые так относятся к своим детям. Так про учебу. Читаем небольшие тексты. Пишем от 2х до пяти предложений. Учим правила. Математика это ужас… примеры до 10 считаем на пальцах или по таблице, ни как не запоминается. Стихи учим хорошо. Песни тоже запоминаем неплохо. Так как у нас разный тонус в руках и ногах, нам тяжело даются аппликации рисования и все такое. Воображение скудное и рисунки соответственно тоже совсем детские (каля маля). Очень любит танцевать, но на танцы нас не берут, так как не может в коллективе заниматься, постоянно отвлекается, ходили индивидуально занимались, тоже ерунда. Сейчас занимаемся ЛФК гимнастика, очень нравится, тренер серьезная, заставляет. В школе ходит на хор (очень нравиться). Учимся ездить на коньках, но очень боится, катаемся на лыжах, плаваем. В общим умственное развитие (учеба) у нас лет на 5-6-7. Одно полушарие мозга развивается нормально, а второе тормозит. ВОТ такой

Информированность в часто встречающихся и распространенных темах в той или иной области может спасти судьбу человека. Ярким примером служит информированность о патологиях, которые часто встречаются в детском возрасте. С ними следует быть особенно осторожным и внимательным, ведь знания о том, как вовремя распознать задержки развития и психический инфантилизм у детей, дают возможность вовремя скорректировать отклонения.

Существует множество примеров достаточно быстрого выравнивания темпов развития детей с задержками, благодаря своевременному вмешательству родителей и специалистов. За счет длительных экспериментов и исследований на эту тему были сделаны выводы о том, что группа детей с отклонениями в психическом развитии неоднородна в природе происхождения заболевания. За счет особенностей происхождения и их преимущественного проявления выделяется несколько видов ЗПР.

Особенности психического развития

Что представляет собой задержка психического развития? Это обратимые, то есть поддающиеся коррекции нарушения развития центральной нервной системы у детей в возрасте 4-6 лет. Они выражаются в замедленном развитии интеллектуальных и эмоционально-волевых личностных качеств. Отсутствие коррекции ЗПР может представлять опасность для развития растущей личности, так как данные нарушения характеризуются трудностями в обучении и формировании здоровых эмоций, мировоззрения и адекватного социального восприятия окружающей среды. Именно поэтому так важно вовремя выявить проблемы в данной сфере и обратиться к врачу - для начала к педиатру. Диагностика ЗПР проводится исключительно коллегиально, специальной комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. В ходе обследования ребенка проверяют всесторонне, после чего устанавливают общее заключение. На его основе в случае необходимости назначается необходимое лечение или, иначе, коррекция ЗПР.

Сегодня количество детей с задержкой психического развития составляет около 15% всего детского населения. Данное заключение чаще всего устанавливается для детей от 4 до 5 лет. К этому возрасту у формирующейся личности должны проявляться некоторые способности к обучению и желание принимать более зрелые, соответствующие возрасту решения. Ярким примером здоровой психики может служить стремление к самостоятельному поведению 4-летнего ребенка в автономных ситуациях и желание действовать независимо, познавая окружающий мир.Так как проблемы детей с особенностями психического развития характеризуют личность ребенка как менее подвижную, с не соответствующим возрасту психическим инфантилизмом, плохо поддающуюся к обучению, врачи рекомендуют специально разработанную программу обучения. Перед началом лечения необходимо убедиться в наличии замедленного темпа развития ребенка. В отличие от задержка умственного развития затрагивает широкую область функций ЦНС, однако каждая из них редуцирована в легком виде. Изначально подобные отклонения очень трудно различимы, поэтому для предотвращения усугубления возможных задержек в развитии лучше обратиться к врачу.

Диагностика ЗПР

По статистике, 1 из 4 детей подвержен развитию задержек психического развития, поэтому очень важен мониторинг развития центральной нервной системы у детей в возрасте до 6 лет.

  • Собирается информация о перенесенных в раннем детстве заболеваниях.
  • Проводится полный анализ условий жизни ребенка и наследственная информация.
  • Обязательно вводится нейропсихологическое тестирование с учетом анализа самостоятельности и социальной адаптации ребенка.
  • Диагностируется подвижность речи.
  • Особое внимание отводится беседе с пациентом, чтобы выявить особенности интеллектуального процесса и эмоционально-волевые характеристики.

Классификация

Итак, задержка психического развития (ЗПР) делится на несколько видов. Согласно классификации ЗПР, предложенной К. С. Лебединской, выделяется 4 основных клинических типа задержки.

  • ЗПР соматогенного происхождения. Те же самые признаки задержки психического развития: преобладание игровых интересов, отсутствие внимания и памяти обусловлены длительными заболеваниями в раннем возрасте, носившими соматический характер. Примеры: заболевания сердечно-сосудистой системы и почек, дыхательных путей, в том числе бронхиальная астма. Определенного рода давление на созревание ЦНС оказывается длительным лечением соматических заболеваний в больнице, что также добавляет ограниченность воздействия на органы чувств (сенсорную депривацию).
  • ЗПР конституционального происхождения. Случай, обусловленный произвольным замедленным созреванием в результате воздействия наследственных факторов. Дети не по возрасту инфантильны, ведут себя не соответственно своему возрасту, а словно остаются на предыдущей ступени развития более младших детей. Область интересов детей с подобными отклонениями носит более игровой характер, чем познавательный или учебный. Важную роль здесь играет не только желание учиться, но также невозможность запоминать большие объемы информации и концентрировать внимание на одном объекте, в случае детей школьного возраста.
  • ЗПР психогенного генеза. Причинами ЗПР этого типа является недостаток внимания или гиперопека, а также жестокое обращение с детьми. Они могут вызвать те или иные задержки в развитии психогенного происхождения. Гиперопека вызывает такие симптомы замедленного развития: безволие, психологическую слабость, непонимание собственных желаний, безынициативность, эгоцентризм. Недостаток внимания делает детей психически неустойчивыми и болезненно негативными к окружающим, инфантильно импульсивными. Жестокое обращение формирует непредвиденные симптомы отставания в психическом развитии.
  • ЗПР церебрально-органического генеза. Согласно исследованиям составляющих классификации ЗПР, этот тип замедленного развития - наиболее распространенный вариант проявления заболевания. Он проявляется при первичном не грубом органическом поражении головного мозга. Отклонения и ЗПР у детей выражаются в виде таких симптомов, как отсутствие интереса к окружающему миру, недостаточная яркость эмоций и воображения, высокий уровень внушаемости и т. д.

Подробнее о конституциональном ЗПР

При ЗПР конституционального происхождения все патологии определяются наследственными факторами. Дети с этим типом задержки отличаются незрелостью относительно своего возраста как в физическом, так и в ментальном плане. Именно поэтому такого рода отклонение называется гармоническим психическим инфантилизмом.

Дети с задержками и отклонениями в развитии психики, вовлеченные в общий образовательный процесс, обращают на себя внимание с первого дня в школе, сразу же приобретая статус неуспевающего по всем предметам. Единственное, что хорошо дается детям с ЗПР конституционального происхождения, - общение с окружающими и со сверстниками, в силу веселого и доброго нрава.

Задержка психического развития - это нарушение его темпов относительно нормального периода развития ребенка. Особенности отставания детей с ЗПР от сверстников носят неоднородный характер. В основном это психические и эмоциональные особенности, иногда проявляющиеся и в физическом развитии детей. Общая образовательная программа не подходит детям с такими особенностями психики. Их обучение среди быстрее развивающихся сверстников будет снижать эффективность и темпы восприятия информация всего класса, к тому же нарушая дисциплину. После такого заключения врачи советуют назначение специализированных школ для детей с задержкой психического развития.

Гармонический инфантилизм - не окончательный диагноз. При правильном подходе к коррекции ребенок очень быстро достигает уровня сверстников. Правильная организация учебного процесса для таких детей - основа успешной коррекции. Например, организуются подвижные игры для детей с ЗПР.

Что может быть причиной

Основа отклонений в психике ребенка - биологические и социально-психологические факторы и недочеты, которые приводят к снижению темпа развития интеллекта и эмоционального фона психики ребенка.

Причинами ЗПР конституционального происхождения могут быть:

  1. Биологические факторы. В эту группу включают незначительные локальные повреждения и травмы ЦНС, а также их последствия. Они вызывают дальнейшее частичное замедление психического развития ребенка. Подобные факторы проявляются в проблемной беременности и некоторыми осложнениями, которые могут сопровождать беременность: конфликты резусов, некоторые виды внутриутробных инфекций, травмы, полученные при родах и многие другие.
  2. Социальные факторы или факторы среды. Вызывают задержки и сбои в развитии психики под воздействием гиперопеки или недостатка внимания, жестокого обращения или изоляции ребенка от внешней среды и общения со сверстниками.
  3. Вторичные факторы. Возникают при ранних детских заболеваниях, сложных для неокрепшего организма. Например, нарушения слуха или зрения при поражении соответствующих органов при заболеваниях.
  4. Метаболические факторы. Изменения ментального метаболизма и повышение необходимости в определенных витаминах и минералах.

Особенности детей с ЗПР

Рассмотрим, чем выделяется ребенок с такой патологией. Отличие умственной отсталости от задержки психического развития в том, что ЗПР отличается обратимостью и возможностью коррекции. Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Данная особенность требует индивидуального и внимательного подхода, так как психика детей с ЗПР отличается особенной неустойчивостью и хрупкостью.

Особенности психики детей с задержками развития сводятся к таким признакам:

  1. Отличия в реакции на окружающую среду. Оживленность мимики, яркая жестикуляция, резкие движения. Предпочтения обучения исключительно в игровой форме.
  2. Особенности в восприятии и обучаемости. Нежелание учиться путем общеобразовательных программ: обязательные объемы учебного материала на тренировку чтения, письма и черчения.
  3. Предпочтение игровой части другим способам получения информации. Неутомимость и творческий подход в играх, рассеянность и отсутствие внимания в учебе.
  4. Со стороны эмоционально-волевой составляющей психики. Ярко выражена эмоциональная нестабильность. На фоне высокой утомляемости встречаются нервные перепады настроения и истерики при встрече незнакомых или неприятных для ребенка ситуаций.
  5. Любовь фантазировать. Это средство психологического уравновешивания. Вытеснение неприятных ситуаций и информации с помощью замещения их несуществующими событиями или людьми.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и коррекция всех видов нарушений возможна на ранних этапах их выявления и только в условиях специального обучения и воспитания. Игровые наклонности восприятия окружающего мира учитываются при вовлечении детей с ЗПР в обучающие и развивающие занятия.

Специалисты разрабатывают составные программы с подвижными играми для детей с задержками психического развития в сочетании с обучающей дозированной информацией из общей программы. Этот стиль обучения необходим для компенсационного восстановления пропущенных этапов развития, соответствующих возрасту и необходимому уровню психики, интеллекта и развития центральной нервной системы.

Профилактика

Не всегда представляется возможным предупреждение всех факторов, влияющих на отставание ребенка в развитии, по сравнению с общепризнанными возрастными нормами. Однако существует целый ряд методов, гигиены и профилактических средств.

В список основных методов профилактики входит планирование беременности, предотващение любых инфекционных и соматических заболеваний как у матери, так и у ребенка в раннем возрасте, избегание механических, химических и иных негативных воздействий на плод, а также обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития ребенка.

Лечение

Гармонический инфантилизм или отставание в психическом развитии корректируется достаточно успешно при условии помещения ребенка с ЗПР в грамотно организованную развивающе-обучающую среду.

Динамика развития ребенка обусловливается значительностью нарушений и патологий, уровня интеллекта, потенциала и уровня работоспособности ребенка. Большое внимание следует уделить времени - чем раньше будет установлен диагноз ЗПР, тем быстрее можно будет начать коррекцию, не дав ситуации усугубиться.

Одна из ключевых проблем построения и подбора корректирующих программ обусловлена многообразием видов ЗПР и их проявления. Нужно знать, что каждый ребенок с гармоническим инфантилизмом имеет целый ряд особенностей, включающих недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы и несформированность познавательной деятельности.

Гармонический инфантилизм довольно успешно поддается коррекции при условии правильно организованной развивающей среды.

Динамика развития ребенка зависит от глубины нарушений, уровня интеллекта, особенностей умственной работоспособности и ранней коррекции. Время начала коррекционно-развивающей работы имеет первостепенное значение. Чем раньше выявлена задержка и начата коррекционная деятельность, тем больше шансов у ребенка приблизиться в своем развитии к требованиям нормы.

Что включают корректирующие программы

Индивидуальные коррекционные программы учитывают многие особенности ребенка и степень развития интеллекта и потенциальной работоспособности, а также особенности формирования структуры мыслительной деятельности, развитие сенсомоторной функции и многого другого.

  1. Работа с детьми с задержкой психического развития требует общего, многостороннего подхода. В лечение и коррекцию подобных отклонений входит участие детских врачей различных направлений. В комплекс осмотров и наблюдений включается работа детских неврологов, психологов, психиатров и логопедов. В работу также включаются дефектологи и педиатры общей практики. Подобная коррекция рекомендуется к проведению в течение длительного времени и еще с дошкольного возраста.
  2. Для детей с установленными задержками психического развития рекомендовано посещение специализированных школ и групп или классов в дошкольных образовательных учреждениях.
  3. Главные особенности детей с ЗПР - дозированность учебного материала и его игровой тип преподавания. Весь материал разбит на небольшие информационные элементы упором на наглядность, частую смену деятельности и многократное повторение.
  4. Особое внимание уделяется разработке программ по улучшению памяти, мышления и внимания. За счет многочисленных методик арт-терапии и игровых элементов достигается улучшение эмоциональной и сенсорной сферы деятельности.
  5. Очень важный элемент работы - постоянный контроль со стороны дефектологов, психологов и психиатров.
  6. Данный тип легких нарушений восстанавливается за счет медикаментозной терапии в соответствии с выявленными нарушениями. Важное дополнение: массажи, лечебная физкультура (ЛФК), физиотерапия и водолечение.

Важно!

Взрослым необходимо помнить, что психика ребенка очень подвижная и мягкая. Это дает возможность корректировать любые задержки и легкие патологии Адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР разработаны специально для таких отклонений и способны нормализовать психику и эмоционально-волевые качества ребенка до соответствующих его возрастной категории. Практически все отклонения от нормы поддаются коррекции. Однако работа с задержками в психическом развитии ребенка должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и вовремя.

Родители и педагоги специализированных образовательных учреждений должны знать, что не существует общих программ для коррекции особенностей развития детской психики, даже в школах для детей с задержкой психического развития.

Подобные коррекционные образовательно-развивающие программы формируются индивидуально для каждого ребенка. Даже для работы в специализированных классах для детей с ЗПР рекомендуется обработка программы для каждого ребенка. Разработка и коррекция программы проводится совместно со специалистами психологических и психиатрических центров. Будьте внимательны к своим детям, следите за их здоровьем и вовремя обращайтесь к специалистам в области педиатрии.

Понравилась статья? Поделитесь ей