Контакты

Влияние стресса на организм человека. Методы снятия стресса. I. Ненадежность работы. Как ослабить стресс

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

В обосновании приговора суд заявил, что если можно было предсказать работодателю, что у сотрудника может возникнуть психическое расстройство из-за стресса и перегрузки, это было невыполнение обязательств работодателя. Было также указано, что часть этих обязанностей - использование такой системы работы, которая должна быть выполнена. работником, работа с точки зрения его количества и характера не привела к потере психического здоровья работника. Среди работодателей это дело вызвало волну и даже панику, связанное с опасением, что это повлечет за собой лавину жалоб сотрудников и претензий на ущерб.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие стресса и его источников. Управление стрессом

Нахождение личности в организации, выполнение различного рода заданий, освоение нововведений достаточно часто сопровождается усилением стрессовых состояний человека.

Способы преодоления стресса

Трудовой стресс может быть очень опасным явлением, которое разрушает не только взаимную нить понимания между людьми, но также их приверженность, эффективную работу в компании и, таким образом, ограничение эффективности и эффективности его функционирования. Поэтому управленческая команда должна принимать различные антистрессовые меры, различные контрмеры. Существует множество способов преодоления стресса. Есть даже разговоры о антистрессовых стратегиях - различные формы расслабления и реакции, внимание к здоровью, эмоциональное отвлечение и. возбуждение дополнительных интересов и т.д. все они важны и полезны, особенно правильные рекреационные упражнения и правильная диета.

Понятие «стресс» заимствовано из техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел напряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Первоначально понятие «стресс» означало состояние индивида, возникающее как ответ на разнообразные экстремальные воздействия внешней среды. Данное понятие возникло в физиологии для обозначения реакции организма в ответ на любые неблагоприятные воздействия. Канадский биолог Ганс Селье (1907-1982 гг.) разработал учение о стрессе, основанное на понятии адаптационного синдрома. В соответствии с этой теорией стресс рассматривался как совокупность реакций организма человека, которая обеспечивала адаптацию всех его ресурсов к условиям существования.

Однако наибольшими результатами являются удаление источников стресса. Из множества мер по исправлению положения, которые должна предпринять каждая компания, стоит обратить внимание на следующее. Правильное определение организационных и профессиональных ролей, с тем чтобы не было конфликта роли, его двусмысленности и перегрузки.

Совершенствование организации работы - устранение периодических накоплений, не ритмичное производство, гармонизация деятельности на отдельных рабочих местах, организация микроработ на работе. Расширение сферы деятельности и ответственности работников за результаты работы - стремление к независимости в рабочих процессах и освобождение их от унизительных форм. тщательный контроль и детальный контроль для расширения области изобретения. собственного, предпринимательства и самоконтроля.

Перенесенное в сферу социальной психологии, понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут вывести из равновесия и физиологические, и психологические функции.

Обеспечивая надлежащий поток информации, описывающей конкретные цели и важные для сотрудников. Улучшая условия материальной рабочей среды с точки зрения уменьшения их вреда для здоровья и защиты так называемых комфорт работы. Создание системы регулярных, всесторонних оценок сотрудников и объективных критериев их эффективности.

Предоставляя сотрудникам возможности для личного развития и продвижения по службе - основой для продвижения должны быть работа сотрудника на работе, а также квалификация и навыки, приобретенные им. В психологической практике существует множество методов и методов преодоления стресса. Боруки предлагает разделить эти методы на три категории.

Действия стресса тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей и включаются психологические механизмы защиты.

Таким образом, стресс личности- состояние общего напряжения организма, возникающее в результате различных причин. При первом же признаке опасности сигналы из мозга приводят тело в состояние необходимости действовать. Надпочечные железы продуцируют адреналин, норадреналин и кортикоиды. Эти химические элементы приводят организм в состояние повышенной активности на короткий промежуток времени, однако если железы вырабатывают их в течение долгого времени, могут возникнуть негативные последствия. Кровь отливает от кожи к мозгу (усиливается его активность), а также к мускулам, подготавливая их к действиям. Эта цепная реакция разворачивается очень быстро, и если она запускается как ответ на единичную экстремальную ситуацию, то не влечет за собой никаких пагубных последствий. При многократном повторении в долговременной перспективе может привести к вредным последствиям.

Третья группа включает профилактические методы. Группа симптоматических методов состоит из методов и методов взаимодействия, способствующих снижению психического напряжения и ограничению его краткосрочных и долгосрочных последствий. Методы самосовершенствования и упражнений в этой области состоят в приобретении методов, помогающих снизить стресс, снизить его. интенсивность возникающих эмоций и чувств, принятие рациональных решений и действий и применение творческих решений возникающих проблем в работе.

Для этой цели служат расслабляющая, медитативная, рационально-эмоциональная терапия Элиса, подготовка вакцинации против стресса Мейхенбаума, творческие методы решения проблем. существенный недостаток большинства этих методов сводится к сфере ограничения профессионального стресса без ликвидации его источников. Можно также задать вопрос о том, не способствует ли процедура, направленная на подавление психических напряжений и сопутствующих эмоций, на накопление и расширение отдаленных от времени последствий.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко возрастают, но на некотором интервале времени.

Например, когда мать с ребенком переходила улицу, произошла авария и автомобиль наехал на детскую коляску. Чтобы вытащить своего ребенка, хрупкая женщина на глазах столпившихся пешеходов приподняла машину и вытащила коляску с младенцем.

Причинные методы имеют более специфический характер. Деятельность психологов в этой области тесно связана с работой представителей других дисциплин и практик, которые также занимаются управлением и его совершенствованием: экономистами, социологами, юристами и т.д. благодаря комплексным процедурам можно достичь такого организационного состояния учреждения, в котором стресс. Профессионал не будет присутствовать или будет значительно сокращен. Конечно, мероприятия, направленные на выявление причин стресса и их устранения, будут наиболее желательными и эффективными.

Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого человека свои. Наблюдениями выявлено, что тяжелая физическая нагрузка способствует нейтрализации действия «гормона стресса»: чем суровее условия жизни, тем сильнее мобилизуются резервы организма, но при условии, что человек настроен на выживание.

Как отметил директор Института нормальной физиологии К. Судаков, если стресс продолжается многие месяцы и стал пусковым моментом какого-то заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.

Однако проведение исследований такого типа очень сложно и дорого, поэтому в этой области достигнуто относительно меньше успехов. Методы профилактики и развития используются в форме управленческого обучения, направленного на развитие знаний и навыков. что важно для выполнения этих функций руководства, особенно в области межличностное функционирование, навыки общения, разрешение конфликтов и т.д. наиболее распространенными в этой группе являются: межличностное обучение, самоутверждение, игры принятия решений, методы моделирования, психодрама, упражнения и игры в области разрешения конфликтов, обсуждения Сократа, тематические исследования и диагностические тесты, которые они в основном используются для увеличения объема самосознания и самоконтроля участников.

В целом стресс - явление достаточно обычное и часто встречаемое. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.

Те же методы, которые полезны для улучшения собственного функционирования, действуют как профилактические меры, поскольку они помогают приобретать знания и навыки, позволяющие избежать некоторых ошибок в управлении работой других людей и предотвращении возникновения чрезмерного стресса. Оценка непосредственной эффективности этих методов очень сложна и неточна.

В настоящее время большинство исследователей подчеркивают положительную важность возникновения определенного уровня стресса и интенсивности конфликтов в группах сотрудников, что способствует повышению эффективности задач. Они являются мобилизующим фактором активной и творческой деятельности.

Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество, в обобщенном виде они представлены на рис. 1.1.

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышеном напряжении (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).

Рисунок: Уровень стресса и операционная эффективность. Стресс и то, как он влияет на людей на работе, в последнее время стал предметом большого интереса. Многие данные свидетельствуют о том, что стресс, связанный с работой, нередко является основной причиной сердечных заболеваний, язв желудка, мигрени и психических расстройств. Они имеют очень важные последствия для организационного поведения сотрудников, их личной и семейной жизни. Они также являются источником значительных затрат для экономики и общества.

Поэтому менеджеры, занятые своими проблемами, не могут и не должны быть безразличными к стрессовым явлениям и стрессовым симптомам своих подчиненных. Они должны признать источники стресса и принять эффективные меры по борьбе с стрессом, помня, что часто сокращение нескольких стрессоров более полезно и эффективно, чем значительное снижение только одного фактора.

Острый стресс - состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

Преодоление стресса приносит много преимуществ не только работникам, но и предприятиям. Эти преимущества в основном: снижение стоимости лечения, сокращение абсентеизма и колебаний, более точное. решения, улучшенная атмосфера на работе, более активное участие сотрудников в производстве растений, улучшение отношений между начальством и подчиненными и, прежде всего, более эффективная и качественная работа. Поэтому каждое предприятие, ищущее источники роста собственной эффективности, должно уделять больше внимания причинам стресса и принимать меры по их сокращению, поскольку оно помогает сегодня в достижении успеха, поскольку люди являются самым важным фактором в его обогащении и развитии.

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответствующая квалификации работа. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

Люди, особенно на работе, не должны поддаваться пагубному воздействию стресса. Однако для этого требуется эффективная и трудоемкая борьба с этим явлением, с тем чтобы его последствия были устойчивыми в будущем. Следует помнить, что трудящийся подвергается стрессовым факторам и с компанией, которая его использует. Вот почему он должен поддерживать своего сотрудника в антистрессовых действиях.

Современная жизнь и развитие цивилизации заставляют человека, помимо многих объектов, беспокоиться по-разному. Поэтому следует умело использовать преимущества прогресса, сохраняя при этом умеренность, не подчеркивая более оптимистичное восприятие мира.

Рис. 1.1.Виды стрессов личности

Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях (рис.1.4). К ним относятся организационные, внеорганизационные, личностные факторы.

Рис. 1.2Факторы, вызывающие стрессы личности в организации

Организационные факторы ,вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

Дудек Б. Психическая нагрузка, Институт профессиональной медицины, Лодзь

Для многих людей работа является одним из важных источников стресса и проблем в жизни. Люди теперь посвящают не только много времени на работу, но и большое количество энергии, как физической, так и умственной. Кроме того, постоянное отсутствие времени, рабочей нагрузки и полного графика в наши дни стало чем-то модным, потому что это свидетельствует о находчивости, трудолюбии и социальном статусе. Бессознательно и бессознательно мы организуем себе жизнь в постоянном напряжении, к которой мы чувствуем себя бессильными.

* Трудовая деятельность индивида - ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

* Взаимоотношения в организации - построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

Поэтому стоит осознать, какие факторы стресса, так называемые стрессоры влияют на нас на рабочем месте и как справляться с ними. Факторы стресса на работе можно разделить на четыре категории стрессоров: физические, психологические, социальные и стрессовые факторы, связанные с организационным бременем. Первая категория, или физические стрессоры, связаны с условиями выполняемой работы и связаны с такими факторами, как чрезмерная перегрузка, плохое освещение, шум, нарушение кондиционирования воздуха или другие архитектурные недостатки.

Часто мы даже не понимаем, насколько они влияют на то, как мы работаем, эффективность и, прежде всего, концентрация. Второй тип стрессоров - психические стрессоры, связанные с неопределенность занятости, опасаясь, что мы не сможем выполнить поставленные задачи, которые будут выполняться, или их количество слишком велико, и, кроме того, они должны были быть приняты вчера. Другим примером этих стрессоров является также конфликт, связанный с одновременным выполнением профессиональных и жизненных ролей.

* Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

Особенно это происходит у женщин, занимающихся профессиональной сферой, у них раскаяние в том, что работа пренебрежительно пренебрегает семейным домом. Психологические стрессоры также могут быть связаны с важностью сотрудника в организации. Если работник не чувствует человека на работе и только инструмент для достижения целей, более того, его или ее потребности и чувства игнорируются, он может чувствовать стресс. Когда дело доходит до социальных стрессоров, они касаются межличностных отношений. Они могут принимать форму плохих отношений с вашим руководителем, подчиненными или коллегами.

* Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

* Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

* Карьерное продвижение - достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

* Физические условия труда - слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

* отсутствия работы или длительного ее поиска;

* конкуренции на рынке труда;

* кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса:субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

Управление стрессом

Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первый- на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Проводятся также тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано на предприятиях стран Западной Европы и в США.

Второй уровеньуправления стрессом - для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

* Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

* Умейте переключать свою деятельность.

* Заставьте стресс работать на вас.

* Все проходит, пройдет и это.

Рассмотрим подробные приемы индивидуальной борьбы со стрессом.

1. Учитесь правильно распоряжаться своим временем. Умение правильно организовать свое время - важное средство снятия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил:

* при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;

* все дела разносите по категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуществления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;

* избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;

* четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью: активность - проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продуктивность - выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;

* проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел.

Существует множество технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр.

2. Умейте переключать свою деятельность.

Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интенсивности замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт.

3. Заставьте стресс работать на вас.

Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них, по возможности, пользу:

* постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);

* отнеситесь к стрессу как источнику энергии.

В спокойном состоянии вы не могли бы столько сделать, в возбужденном состоянии успели несравненно больше:

* воспринимайте проблему как вызов;

* не думайте о прошлых событиях как о поражении;

* вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное - победа над эмоциями.

5. Все проходит, пройдет и это.

* Постарайтесь видеть будущее в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо.

* Учитесь приемам физического расслабления, откажитесь от напряженных поз, вызывающих стрессовое состояние.

* При необходимости решать большую и сложную задачу, от одной мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на небольшие составные части и начните их постепенно решать.

* Не разрешайте себе утонуть в жалости окружающих, но не отказывайтесь от помощи близких.

* Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет и у вас.

2. Методы управления конфликтами в организации

Управление конфликтными ситуациями и развитие организации находятся в тесной связи. Интеграция этих двух факторов основана главным образом на следующих трех моментах.

1. Фокусирование внимания на отношениях между людьми в организациях, межличностных процессах, проявлениях определенного поведения, возникновении проблем в их взаимоотношениях. Развитие организации предусматривает эти моменты и оптимизирует их.

2. Другой аспект развития организации -- арсенал вмешательств.

Они главным образом направлены на урегулирование конфликтов социоэмоционального и делового характера, часто основанных на сильной взаимозависимости.

3.Независимо от типа отношений проблемы в организациях являются проявлением напряженных отношений или конфликтов между организационными субъединицами. Корни конфликтов в организациях лежат в межличностных, межгрупповых отношениях, отношениях между личностью и группой. стресс управление конфликт психолог

Суть развития организации заключается в улучшении существующих отношений. Центральным моментом такого развития является управление существующими и возможными конфликтами. Какие принципы, методы, способы урегулирования конфликтов следует применять в каждом конкретном случае?

Здесь не может быть жестких рекомендаций. Все зависит от характера того или иного конфликта, условий его протекания. Решений в конфликтах, как и результатов этих решений, бывает несколько, и все они могут быть правильными. Неважно, какое из них будет выработано, главное, чтобы оно в наибольшей степени удовлетворяло противоборствующие стороны. При этом следует помнить, что вмешательство в конфликт даже с самыми благими намерениями непременно требует высокого уровня профессионализма, в противном случае можно лишь осложнить его. Поэтому требование, выдвинутое еще Гиппократом к врачам: «Не навреди», очевидно, в полной мере относится и к тем, кто занят поисками пути выхода из конфликтной ситуации. Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей.

Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.

Дисфункциональные последствия конфликта.

Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т. е. условия, которые мешают достижению целей.

1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижения производительности.

2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.

3. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.

4. Представление о другой стороне как о?враге?; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.

5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.

6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.

Смещение акцента: придание большего значения победе в конфликте, чем решению реальной проблем.

Управление конфликтной ситуацией. Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения конфликта. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтами включает их предупреждение и конструктивное завершение. Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и развитии.

Предупреждение конфликтов -- это создание объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, устранению личностных причин конфликтов.

Большинство конфликтов поддается урегулированию с трудом. Растерянность и неспособность, а порой и нежелание участников конфликта что-либо предпринять для предотвращения развития насильственных действий, приводит к тому, что противостояние конфликтующих сторон усиливается. Конфликт набирает силу. Выдвижение требований, обвинения в адрес друг друга, а затем и агрессивные действия участников идут по нарастающей. Конфликтные отношения обостряются. Начинают действовать иррациональные моменты в отношениях противостоящих сторон. При этом резко возрастает групповая идентификация (отождествление себя с группой), в результате чего, с одной стороны, возникает ощущение заманчивости риска, который порождает конфликт, а с другой - происходит психологическое снятие с себя ответственности за совершенные действия -- ответственность как бы разделяется с группой. Чтобы избежать развития конфликта не следует стараться игнорировать наличие конфликтных отношений в самом начале их зарождения. Не решенные в течение длительного времени проблемы только осложняют отношения сторон. Поэтому наиболее разумный путь -- на ранних стадиях попытаться перевести в русло урегулирования мирными средствами. Очевидно, что это далеко не просто и не всегда удается. Принципиальная возможность урегулирования конфликтов обеспечивается тем, что противоборствующие стороны почти всегда имеют смешанные интересы, т. е. часть их интересов находится в противоречии, но часть, хоть и небольшая, совпадает. Осознание противоборствующими сторонами того факта, что конфликт не является ситуацией, где возможен только выигрыш одного участника и проигрыш другого, --важнейший шаг на пути урегулирования конфликта. Каким же образом возможно управление конфликтной ситуацией? Существует несколько эффективных способов управления конфликтными ситуациями. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать причиной конфликта в каком-то конкретном случае. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.

Структурные методы. Разъяснения требований к работе. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определенная политика, процедуры и правила. Причем руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.

Координационные и интеграционные механизмы. Еще один метод управления конфликтными ситуациями -- это метод координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов -- цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два и более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания.

Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников,

групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направить все усилия участников на достижение общей цели. Установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, выгодные для всей организации, а не только для их функциональной области.

Структура системы вознаграждения. Вознаграждения могут быть использованы как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, поэтому они должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Систематическое использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

Межличностные стили разрешения конфликтов. Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек пытается уйти от конфликта. Его позиция такова -- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что мы все -- одна счастливая семья, и не стоит раскачивать лодку. Такой сглаживатель старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. В результате может наступить мир, покой и гармония, но проблема останется.

Подобное замораживание конфликта опасно тем, что конфликтующие стороны при любой новой острой ситуации, вспомнив старые обиды, вступят в еще большее противоборство.

Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными. Этот стиль опасен тем, что он подавляет инициативу подчиненных, создавая большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение у более молодого и более образованного персонала.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важному решению, может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернатив. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий.

Решение проблем. Данный стиль -- признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.

Ниже приведены некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта.

1. Определение проблемы в категориях целей, а не решений.

2. После того как проблема определена, определить решения, приемлемые для всех сторон.

3. Создание атмосферы доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.

4. Во время общения создание положительного отношения друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны.

5. Установление акцента на проблеме, а не на личностных качествах другой стороны.

6. Умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.

7. Чтобы предотвратить конфликт, необходимо проявлять терпимость к инакомыслию. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на публичном признании вины. Необходимо быть твердым по отношению к решению проблем, но мягким - по отношению к людям.

8. Установление неформального, личностного контакта с партнером по взаимодействию (цель неофициальных встреч -- способствовать ломке стереотипа врага и формированию более адекватного восприятия участниками взаимодействия друг друга).

Список литературы

1. Организационное поведение Аширов Д.А Учебник 2006г.

2. Организационное поведение Захарова Т.И Уч-метод. Компл. ЕАОИ

3. Организационное поведение под ред. Латфуллина Г.Р.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, проблемы, причины стресса. Профилактика стресса. Методы борьбы со стрессом. Стресс в России. Наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. Устойчивость человека к возникновению стрессовых реакций.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Сущность стресса, этапы его развития. Стрессовая ситуация в жизни человека. Управление стрессом на уровне организации и личности. Поддержание управляемого стресса и выработка поведения для его преодоления. Формирование стратегии и моделей поведения.

    реферат , добавлен 25.06.2015

    Понятие стресса - универсальной адаптивной реакции человека на опасную или неопределенную, но при этом значимую для него ситуацию, его виды. Признаки и причины стрессового напряжения. Методика оптимизации уровня стресса: релаксация, ауторегуляция дыхания.

    реферат , добавлен 09.02.2015

    Причины и источники стресса, его виды и характеристика основных фаз. Возможные последствия стресса, методы его профилактики в производственных процессах на современном этапе. Разработка мер по борьбе со стрессом и оценка их практической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2012

    Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

    реферат , добавлен 28.06.2008

    Понятие и виды стресса. Физические, социальные и семейные стрессоры. Основные стадии стресса: тревога, сопротивление и истощение. Его симптомы и последствия. Методы борьбы со стрессом. Напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

    презентация , добавлен 02.03.2015

    Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

    реферат , добавлен 11.03.2010

    Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Стресс - состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Разновидности стресса и крайние формы реакции на него организма. Анализ причин стресса на рабочем месте и его влияние на выполнение рабочих заданий.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2012

    Понятие стресса, его особенности и основные стадии. Сущность классической концепции стресса. Виды проявления и симптомы стресса, его классификация и последствия. Ошибочные представления относительно стресса. Стратегия управления им в организации.

Причины и источники стресса

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Причины и источники стресса
Рубрика (тематическая категория) Политика

Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

Организационные факторы.

Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Авторы популярного учебника по основам менеджмента выделяют организационные факторы, способные вызвать стресс:

  • перегрузка или чересчур малая рабочая нагрузка;
  • конфликт ролей (возникает, в случае если работнику предъявляют противоречивые требования);
  • неопределœенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
  • неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);
  • плохие физические условия (шум, холод и пр.);
  • неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
  • плохие каналы обмена информацией в организации и др.
    Размещено на реф.рф

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных -“страхов” работников:

  • страх не справиться с работой;
  • страх допустить ошибку;
  • страх быть обойденным другими;
  • страх потерять работу;
  • страх потерять собственное Я.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

К этому “букету” стрессоров организационно – производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, “кризис среднего возраста и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный уронь его стрессоустойчивости.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же состоит в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой; нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр.
Размещено на реф.рф
отдельный человек, в случае если и может воздействовать, то очень незначительно. По этой причине подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые бывают нами изменены реально.

Причины и источники стресса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Причины и источники стресса" 2014, 2015.

-

Ф. Зимбардо всего лишь предложил студентам-добровольцам «поиграть в тюрьму».Его интересовал вопрос: являются ли тюремные зверства порождением соответствующих качеств людей (пороков преступников и злобного нрава охранников) или же само заведение, то есть распределение... .


-

2 Партнерский тип разрешения конфликта - разрешение конфликта через применение конструктивных способов. Его основные черты заключаются в том, что имеет место: конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами. Чтобы аргументы руководителя... .


-

Конфликты подобного рода возникают в силу противостояния, скалывающегося между работниками и работодателями, но взаимодействие в ходе конфликта осуществляется представителями той и другой стороны. Такими представителями являются: представители работников - органы... .



-

Если не дает покоя мысль, что ваша жена (муж) стала «вашим личным врагом», спросите себя, почему это произошло, почему вы стали таким, что так дурно думаете о любимом ранее человеке? ищите недостатки в себе, а не у своих близких: все недоразумения между собой выясняйте... .


-

Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения окружающих. Для этого проявления... .


-

Как вы собираете информацию о мире - дословно и последовательно (сенсорный) или более фигурально и произвольно (интуитивный). Как вы принимаете решения - объективно и беспристрастно (мыслительный) или субъективно и межличностно (чувствующий). Ваш образ жизни -... .


-

3. Не всегда мое негодование имеет определенную причину. 4. Порой хочется дать кому-нибудь затрещину. 5. В общении с окружающими мне не хватает терпения и выдержки. 6. Меня считают вспыльчивым. 7. Когда кто-то пытается пролезть без очереди, прихожу в ярость и выражаю свое... .


-

1. Чем в большей мере система базируется на функциональной взаимообусловленности, тем чаще конфликты, тем более мягкими они являются, тем больше вероятность того, что они снимут напряженность, не вызывая при этом поляризации системы. 2. Чем устойчивее первичные отношения в... .


Понравилась статья? Поделитесь ей