Контакты

Вузовская целевая программа научно педагогические кадры. Научно-педагогические кадры юридического образовательного учреждения

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 01.01.01 г. № 000

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Научные и научно-педагогические кадры

инновационной России» на 2009-2013 годы

П А С П О Р Т

федеральной целевой программы

«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»

на 2009-2013 годы

Наименование
Программы

федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

Основание для разработки Программы (наименование, дата и номер нормативного акта)

поручения Президента Российской Федерации
от 4 августа 2006 г. № Пр-1321 и от 16 января 2008 г. № Пр-78;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 440-р

Государственный заказчик - координатор Программы

Государственные заказчики Программы

Федеральное агентство по образованию,
Федеральное агентство по науке и инновациям

Основной разработчик Программы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Цель Программы

создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании

Задачи Программы

создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности), а также закрепления ее в этой сфере;

создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

доля исследователей в возрасте 30-39 лет
в общей численности исследователей -
13,8-14,5 процента;

доля исследователей в возрасте 30-39 лет в общей численности исследователей в секторе высшего образования - 21-22 процента;

доля профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений в возрасте до 39 лет (включительно) в общей численности профессорско-преподавательского состава - 40-41 процент;

доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей в возрасте до 39 лет (включительно) - 13,5-14,5 процента;

доля профессорско-преподавательского состава высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений -
63-64 процента;

доля аспирантов и докторантов - участников Программы, представивших диссертации в диссертационный совет (нарастающим итогом) - 80 процентов;

количество студентов, аспирантов, докторантов и иных молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом), - 60-65 тыс. человек;

количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций - участников Программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования , научные организации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, энергетической, авиационно-космической, атомной и иных приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности) (нарастающим итогом), -
9-12 тыс. человек;

доля исследователей в области естественных и технических наук - участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в высокорейтинговых российских и зарубежных журналах (нарастающим итогом), - 40-45 процентов

Сроки реализации Программы

2009-2013 годы

Объемы и Программы

всего на 2009-2013 годы (в ценах соответствующих лет) - 90,454 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета - 80,39 млрд рублей, из них:

научно-исследовательские и опытно-конструктор­ские работы - 43,92 млрд рублей;

прочие нужды - 9,47 млрд рублей;

средства внебюджетных источников - 10,064 млрд рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей, включая снижение среднего возраста исследователей
на 3-4 года, увеличение доли исследователей высшей квалификации на 2-4 процента, увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4-6 процентов;

создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий;

увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов

I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена Программа

В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года основу государственного сектора науки и высшего образования в перспективе составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и образовательные организации.

В этот период предусматриваются реформирование системы управления государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация государственных научных учреждений и вузов, трансформация организационно-правовой структуры государственного сектора науки и высшего образования, совершенствование системы государственных научных центров. В целом с учетом приоритетных задач социально-экономи­ческого развития Российской Федерации, потребностей экономики, приоритетов научно-технической и инновационной политики, а также в интересах обеспечения эффективного функционирования государственных организаций науки и их взаимодействия с организациями частного сектора государственный сектор науки и высшего образования составит научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающей построение экономики, основанной на знаниях.

Указанные преобразования будут осуществлены в течение переходного периода и потребуют активного участия современных научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, подготовку и закрепление которых в государственном секторе науки и высшего образования необходимо осуществлять одновременно со структурными преобразованиями.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, отмечается, что для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем кадрового обеспечения инновационной экономики. В поручении Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. № Пр-2197 предлагается принять меры, обеспечивающие сохранение, подготовку и закрепление квалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе.

Отсутствие программной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров со стороны государства в создавшихся условиях может привести к снижению инновационной направленности экономического роста Российской Федерации, к неиспользованию научного потенциала в качестве основного ресурса устойчивого экономического роста.

Одной из острейших проблем современной российской науки является сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования в 90-е годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в абсолютном сокращении числа исследователей во всех государственных секторах науки и высшего образования, быстром старении и изменении их качественного состава, нарушении преемственности научных и педагогических школ.

Двадцать первый век станет веком экономики, одним из основных ресурсов которой является кадровый потенциал науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики. Мировой опыт организации науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций, ученых высшей квалификации даже при благоприятных экономических условиях нельзя восполнить за короткий срок. Для создания полноценных научных школ необходимо 2-3 поколения. Типичный пример - наука в Китайской Народной Республике, в которой прогресс уже в течение десятилетий лимитируется не финансовыми ресурсами, а наличием квалифицированных ученых.

За период с 1990 по 2005 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в России сократилась на 58 процентов. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек.

Сокращение кадров в науке происходило за счет интенсивного перехода исследовательских и обслуживающих науку кадров в другие отрасли экономики и области занятости в России («внутренняя миграция»), эмиграции исследователей за рубеж («утечка умов») и естественной убыли ученых старших поколений.

Процесс перехода научных кадров в другие сферы деятельности определялся как развитием кризисных процессов в самой науке, так и изменением потребностей этих сфер в квалифицированных кадрах. Поэтому сокращение научного персонала происходило в течение последнего десятилетия очень неравномерно.

По данным исследований, резкий спад численности персонала, занятого в секторе исследований и разработок, пришелся на 1992-1998 годы, причем за период 1992-1994 годов численность исследователей сократилась на 40 процентов по сравнению с уровнем 1991 года. Эти процессы были вызваны резким сокращением государственных расходов на исследования и разработки, а также бурным развитием банковского финансового бизнеса, телекоммуникационного сектора экономики, предлагавших существенно лучшие условия оплаты труда для квалифицированного персонала.

В 1995-1998 годах значительная часть ученых попыталась адаптироваться к новым условиям жизни. Возросли масштабы скрытой формы «внутренней миграции» кадров. Не только переход в другие сферы, а часто и совместительство, занимающее основную часть рабочего времени , неизбежно приводят к снижению квалификации ученого или ее утрате.

Несмотря на то что «утечка умов» имеет по сравнению с «внутренней миграцией» кадров относительно небольшие объемы, этому каналу сокращения кадрового потенциала науки справедливо уделяется особое внимание. Как отмечают исследователи, специализация российских ученых, работающих за рубежом, относится к передовым и наиболее технологичным областям - математике, физике, биофизике , вирусологии , генетике и биохимии , от которых во многом зависит социальный и технологический прорыв.

Начиная с 2002 года возобновился отток кадров из науки. На этом фоне отмечается незначительный рост удельного веса молодых ученых (возрастная категория до 29 лет) и существенное сокращение исследователей среднего возраста (возрастные категории 30-39 лет и 40-49 лет).

Отток молодежи из науки происходит прежде всего потому, что она оказывается группой, наиболее уязвимой с социальной и экономической точек зрения.

Через 10 лет ситуация может оказаться катастрофической, поскольку указанные процессы будут усугублены очередным и очень глубоким демографическим кризисом.

В настоящее время существуют различные меры поддержки молодых ученых, студентов и школьников, реализуемые на федеральном и региональном уровнях. Ежегодно на конкурсной основе выделяются по 500 грантов Президента Российской Федерации молодым кандидатам наук и их научным руководителям, а также 100 грантов Президента Российской Федерации - молодым докторам наук.

В среднегодовом исчислении размер гранта для кандидата наук составляет 150 тыс. рублей, а для доктора наук - 250 тыс. рублей.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» осуществляется государственная поддержка талантливой молодежи. Этот проект предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России, из которых 1250 юношей и девушек (победители всероссийских олимпиад , победители и призеры международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают премии в размере 60 тыс. рублей и 4100 молодых дарований (победители региональных и межрегиональных олимпиад, призеры всероссийских олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают премии в размере 30 тыс. рублей.

Осуществляются программы по привлечению к научной деятельности талантливой молодежи, по поддержке научно-технического творчества школьников в гг. Москве и Санкт-Петербурге, в Самарской, Белгородской и Челябинской областях , в Красноярском крае и некоторых других регионах Российской Федерации, а также грантовые программы бизнеса по поддержке молодых талантливых ученых и специалистов.

В рамках ряда федеральных целевых программ до 2007 года выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки кадров. В частности, в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы выполнялось мероприятие по подготовке кадров для национальной технологической базы. Однако в федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы решение вопросов подготовки кадров не предусмотрено.

На втором этапе реализации федеральной целевой научно-техниче­ской программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы намечались мероприятия по проведению молодыми учеными научных исследований по приоритетным направлениям науки, образования и высоких технологий, по развитию системы научно-исследовательской и учебно-исследователь­ской работы аспирантов и студентов в ведущих научных и образовательных центрах, развитию системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, развитию системы ведущих научных школ как среды генерации знаний и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. В федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» указанные мероприятия не включены, так как ее основной целью является получение научного продукта вне зависимости от состава исполнителей, а мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики целесообразно реализовывать в рамках отдельной программы.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области воспроизводства и изменения возрастной структуры научных и научно-педагоги­ческих кадров показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению кадров является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.

Принципиальным является отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых в период выбора ими жизненного пути, в первую очередь сразу после защиты кандидатской диссертации. Важнейшим элементом является привлекательность для молодежи карьеры исследователя. Необходимо осуществлять поддержку ученых и научно-педагогических коллективов , которые выполняют двойную роль, - во-первых, демонстрируют успешность профессии ученого и преподавателя, во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых научных и научно-педагогических кадров.

В настоящее время невозможно комплексно и эффективно решить проблемы привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этих сферах, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования на федеральном уровне в приемлемые сроки за счет использования рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целево­го метода, применение которого позволит обеспечить системное решение проблемы, рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, достигнуть положительной динамики обновления кадрового состава этой сферы в установленные сроки реализации Программы.

Вариантами решения проблемы являются:

× реализация в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, а также в рамках программ грантовой поддержки мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ и привлечением к их исполнению на конкурсной основе научных и научно-педагогических кадров всех возрастных групп;

× создание единого программного механизма повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий при сохранении существующей системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ.

Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.

Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленной актуальной задачи. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.

Основным преимуществом второго варианта является реализация механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы.

Основные риски второго варианта связаны с длительностью и сложностью ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы для создания нового комплексного механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в сфере науки, высшего образования и высоких технологий.

Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации Программы.

II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей

Цели и задачи Программы формировались с учетом мнений молодых людей о том, что может способствовать привлечению молодежи в российскую науку. Опрос выпускников Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, а они уже в студенческие годы получают реальные представления о научной деятельности, зафиксировал определенную иерархию приоритетов. К числу наиболее значимых приоритетов относятся увеличение заработной платы в научной сфере (92,5 процента), оснащение современными приборами и оборудованием (47,5 процента), возможность профессионального и должностного роста (41,4 процента), условия для полноценной реализации научных амбиций (37,8 процента).

Поскольку системная проблема повышения уровня заработной платы не может решаться за счет средств федеральных целевых программ, речь может идти о создании системы мотивации научного труда, включающей возможности выполнения научно-исследовательских работ, обновления основных средств проведения таких исследований, предоставления возможностей для повышения уровня внутрироссийской мобильности научно-педагогических кадров.

Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:

× создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

× создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышлен­ный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности) и закрепления ее в этой сфере;

× создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

Реализация Программы осуществляется в 2009-2013 годах в один этап.

Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении № 1.

Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.

III. Мероприятия Программы

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы, которые формируются Министерством образования и науки Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций с учетом следующих положений:

× повышение привлекательности научной деятельности для студентов, аспирантов, молодых ученых, в том числе путем создания стимулов для их участия в выполнении государственных заказов в рамках Программы;

× выполнение мероприятий, стимулирующих расширение связей меж­ду субъектами научной и образовательной деятельности , а также между секторами науки, образования и высоких технологий, активное использование механизмов интеграции науки и образования;

× доведение до широкой общественности результатов успешной реализации мероприятий Программы;

× использование научного и образовательного потенциала российской диаспоры за рубежом;

× реализация непрерывного цикла воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров.

При формировании мероприятий Программы учтены наметившиеся определенные отраслевые изменения в подготовке кадров на базе аспирантуры. По международной классификации наук, используемой ЮНЕСКО, за период с 1992 года примерно вдвое вырос удельный вес аспирантов, обучающихся в области права, социальных и экономических наук. Соответствующим образом существенно снизилась доля аспирантов, изучающих проблемы инженерных (технических) и естественных наук.

Система мероприятий Программы построена на сочетании целевого финансового обеспечения в рамках конкретных мероприятий, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала государственного научно-технического сектора, и адресного финансового обеспечения исследований и разработок, осуществляемых молодыми учеными, аспирантами и студентами как самостоятельно, так и под руководством ведущих ученых России.

Объемы финансирования мероприятий Программы приведены в при­ложении № 2.

Направление 1. Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки,

образования и высоких технологий

Мероприятие 1.1. Проведение научных исследований коллективами

научно-образовательных центров

В Программе под научно-образовательным центром понимается структурное подразделение (часть структурного подразделения или совокупность структурных подразделений) научной, научно-производственной организации или высшего учебного заведения, осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению, подготовку кадров высшей научной квалификации на основе положения о научно-образова­тельном центре, утвержденного руководителем организации. Важнейшими квалификационными характеристиками научно-образовательного центра являются в том числе высокий научный уровень выполняемых исследований, не уступающий мировому уровню, высокая результативность подготовки научных кадров высшей квалификации, участие в подготовке студентов по научному профилю научно-образовательного центра, использование результатов научных исследований в образовательном процессе.

Целью мероприятия является достижение научных результатов мирового уровня по широкому спектру научных исследований, закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с наиболее результативными исследователями старших поколений.

В рамках мероприятия в 2009-2011 годах будет производиться ежегодный отбор около 450 научно-исследовательских проектов (в области естественных наук - около 40 процентов работ, в области технических наук - около 40 процентов работ, в области гуманитарных наук - около 10 процентов работ и не менее 10 процентов работ - в интересах развития высокотехнологичных секторов экономики), продолжительностью 3 года каждый. При этом государственный заказчик Программы имеет право по итогам конкурсного отбора научно-исследовательских проектов и для финансового обеспечения наиболее результативных научно-исследователь­ских проектов перераспределять до 15 процентов средств, предусмотренных на реализацию мероприятия, между дисциплинарными направлениями. Предусматривается обязательное условие привлечения внебюджетных средств в размере не менее 20 процентов объема средств федерального бюджета на реализацию научно-исследовательских проектов.

Научно-образовательные центры рассматриваются как основные инфраструктурные элементы Программы, обеспечивающие закрепление научных и научно-педагогических кадров в сфере науки и образования. Предполагается наиболее эффективное использование научной, кадровой, опытно-экспериментальной и приборной базы в исследовательском и учеб­ном процессах. Важнейшей задачей научно-образовательного центра является создание условий развития внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров. Механизм закрепления в науке посредством участия в научно-образовательных центрах, а также путем проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных Программой, предполагает достижение молодыми исследователями такого уровня квалификации, который позволит им впоследствии быть конкурентоспособными на рынке научных исследований.

В рамках реализации проектов научных исследований каждого научно-образовательного центра необходимо одновременное участие в течение всего научно-исследовательского проекта не менее 2 докторов наук, 3 мо­лодых кандидатов наук (как правило, соискателей ученой степени доктора наук), 3 аспирантов и 4 студентов.

Стоимость одного научно-исследовательского проекта составляет до 5 млн рублей в год.

Затраты на оплату труда молодых кандидатов наук, аспирантов, студентов в коллективе научно-образовательного центра не могут быть менее 50 процентов общего объема фонда оплаты труда по научно-исследова­тельскому проекту.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 20,25 млрд рублей.

Мероприятие 1.2. Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук

Целью мероприятия является достижение научных результатов мирового уровня в ходе совместных научных исследований молодых кандидатов наук, аспирантов и студентов и опытных исследователей старших поколений, а также закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров.

Одним из условий выполнения научно-исследовательского проекта является участие руководителей проектов в разработке научно-образова­тельных курсов на электронных носителях по новейшим направлениям науки и технологий, а также научно-популярных материалов для школьников и школьных учителей (без финансового обеспечения за счет средств Программы). Разработанный научно-образовательный ресурс размещается в сети Интернет на сайте организации - исполнителя научно-исследова­тельского проекта в свободном доступе. Важнейшими квалификационными характеристиками руководителя научно-исследовательского проекта являются в том числе достижение за последние 3-5 лет результатов мирового уровня, руководство или участие в эффективной подготовке специалистов, магистров и научных кадров высшей квалификации.

Затраты на оплату труда руководителей научно-исследовательских проектов, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук, не могут быть более 40 процентов общего объема фонда оплаты труда по проекту.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 15,75 млрд рублей.

Мероприятие 1.2.1. Проведение научных исследований

научными группами под руководством докторов наук

В рамках мероприятия в 2009-2011 годах производится ежегодный отбор около 500 научно-исследовательских проектов научных групп, руководимых докторами наук (в области естественных наук - около 40 про­центов работ, в области технических наук - около 40 процентов работ, в области гуманитарных наук - около 10 процентов работ и не менее 10 процентов работ - в интересах развития высокотехнологичных секторов экономики), продолжительностью 3 года каждый, при этом государственный заказчик Программы имеет право по итогам конкурсного отбора научно-исследовательских проектов и для финансового обеспечения наиболее результативных научно-исследовательских проектов перераспределять до 15 процентов средств, предусмотренных на реализацию мероприятия между дисциплинарными направлениями.

В выполнении научно-исследовательских проектов необходимо одновременное участие в течение всего научно-исследовательского проекта не менее 1 молодого кандидата наук (как правило, соискателя ученой степени доктора наук), 2 аспирантов и 2 студентов. Стоимость одного научно-исследовательского проекта составляет до 2 млн рублей в год.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 9 млрд рублей.

Есть три фундаментальных вопроса, от теоретического и практического ответа на которые всегда зависела и зависит эффективность образовательного процесса и его конечные результаты. Это вопросы: кого и чему учить (цели и содержание)? Как учить (организация и методика)? Кому учить, кто учит (преподаватель)?

Последний вопрос - это вопрос о педагогических кадрах, профессорско-преподавательском и других категориях постоянного состава образовательного учреждения.

Успех жизни и деятельности образовательного учреждения зависит от множества материальных, жилищных, финансовых, нормативно-правовых и иных факторов и условий. Однако все они - лишь предпосылка, условие, возможность достижения успеха. Их превращение в действительность осуществляется преподавателями и другими работниками постоянного состава, непосредственно участвующими в работе со слушателями и подготовке их в высококвалифицированных специалистов системы МВД. Главная фигура среди них - преподаватель (рис. 6.1 - П), который выступает в качестве проектировщика образовательного процесса, его инженера, непосредственного создателя, технолога, чернорабочего. Войдя в учебное помещение и представ перед аудиторией, преподаватель призван вдохнуть в нее жизнь, создать атмосферу образовательного процесса, активного познания, увлеченного интереса, оживленных чувств, пристального внимания и активных действий - и все это так, чтобы оставить в сознании слушателей прочный след, внести весомый вклад в их профессиональное, нравственное и культурное становление. Чтобы сделать это, ему надо отдать делу преподавания частицу своего ума, своих чувств, личности, энергии и даже здоровья. И так на каждом занятии, при каждой встрече со слушателями.

Осуществление руководства образовательным процессом преподавателями-профессионалами, людьми с высокой педагогической культурой, сознающими, что они работают в педагогическом учреждении - учреждении с особыми целями, ценностями, нормами, критериями эффективности, стилем и методами работы, выступает седьмым условием. Любое образовательное учреждение сильно прежде всего своим профессорско-преподавательским составом.

Неустанное повышение качества педагогических кадров в каждом образовательном учреждении, на каждой кафедре, цикле, факультете - это исходный пункт, главный рычаг, механизм обеспечения эффективности образовательного процесса. Ныне, в условиях радикальных перемен в обществе и реформ образования в соответствии с новыми федеральными законами, повышение педагогического профессионализма кадров юридических образовательных учреждений и приведение их в соответствие с требованиями времени выступают главной и необходимой возможностью справиться со стоящими задачами.

Существует ряд сложностей на пути совершенствования научно-педагогических кадров, в частности, ложные убеждения, выраженные кратко в формуле «любой практик - готовый преподаватель». Но сравним, скажем, деятельность следователя-практика и преподавателя, изучающего со студентами, курсантами или слушателями раскрытие преступлений. Цели деятельности у них абсолютно различны (раскрытие преступления - подготовка молодого специалиста), объекты деятельности тоже (преступники - слушатели), методы работы, условия, результаты, критерии эффективности не имеют ничего общего.

Это не одна и та же профессия, и мастерство требуется не одинаковое.

Специфика любой профессии определяется реальностью, с которой специалист имеет дело, ее закономерностями. Химик должен разбираться в химии, ядерщик - в ядерных процессах, пищевик-технолог - в технологии обработки продуктов. Специфика профессионализма преподавателя обусловлена особенностями образовательного процесса, основные и наиболее специфичные закономерности которого имеют психолого-педагогическую природу. Преподаватель является профессионалом-преподавателем постольку, поскольку, владея содержанием, психолого-педагогическими технологиями и личными качествами, может обеспечить достижение главной цели - подготовку всесторонне и высоко подготовленного специалиста - личности для системы юридических органов.

Высшим проявлением профессионализма преподавателя юридического учебного заведения выступает его педагогическая культура2 - высокая степень общего и профессионального развития его личности и подготовки как преподавателя-профессионала, их соответствия специфике преподавательского труда. О ее значении в практике говорят так: все преподаватели делятся на три группы - одних невозможно слушать, вторых - можно, третьих - нельзя не слушать.

Педагогическая культура - сложное профессиональное свойство преподавателя, любого субъекта педагогической работы (представителя руководства образовательного учреждения, работника факультета, воспитателя, социального педагога, сотрудника, чья деятельность по главным характеристикам является по существу разновидностью педагогической, например, профилактической, исправительной и др.), возникающее на основе задатков к педагогической деятельности и подлежащее формированию, развитию, оценке, принятию во внимание при решении кадровых вопросов. Ее структура (рис. 6.2) состоит из пяти основных компонентов:

Педагогической направленности личности (профессионально-педагогическая концепция, педагогическая целеустремленность, педагогическая мотивированность, педагогическая самоотдача);

Педагогических способностей (социально-педагогических - гражданственности, гуманности, моральности, деловитости и специально-педагогических - дидактических и воспитательных);

Педагогического мастерства (педагогической эрудированности, педагогических навыков и умений по организации и проведению педагогической работы, методического мастерства, педагогической техники, психолого-педагогической тактичности);

Специального мастерства (по преподаваемой учебной дисциплине, вопросу - знание предмета, практический опыт правоохранительной работы, научная квалификация, творческая активность, постоянная связь с практикой, конструктивные идеи и рекомендации по совершенствованию практики);

Культуры личного педагогического труда (организация рабочего места, рациональное использование свободного от занятий времени, потребность и работа по самосовершенствованию, сбор необходимой информации, ее накопление и систематизация).

Рис. 6.2. Педагогическая культура субъекта педагогической работы

Педагогическая культура конкретного преподавателя может находиться на разных уровнях развития: первом (допрофессиональном), втором (начальном профессиональном), третьем (среднем профессиональном), четвертом (высшем профессиональном). Установлена прямая зависимость между уровнем развития педагогической культуры преподавателя и уровнем успехов его работы. По результатам выборочных обследований, число преподавателей, обладающих высшим уровнем педагогической культуры, составляет около 10%. Поэтому задача овладения педагогической культурой - задача не только для новичков. Практически для 90% преподавателей она предстает как задача повышения уровня и достижения высшего. Легко представить, какую прибавку в улучшении подготовки молодых юристов можно получить при успешном ее решении.

К числу основных практически значимых выводов, вытекающих из отечественного опыта, данных исследований и анализа зарубежного опыта, можно отнести такие:

Переход с практической юридической работы на преподавательскую сопряжен со сменой профессии, требует осуществления переквалификации, формирования основ педагогической культуры;

Защита диссертации, получение ученой степени адекватны требованиям работы в научном учреждении, но для работы в образовательном не являются достаточными, а обладатели их нуждаются еще в основательной психолого-педагогической подготовке, что по опыту ряда образовательных учреждений уместно осуществлять на первом году обучения в аспирантуре, адъюнктуре;

Заслуживает внимания зарубежный опыт подготовки преподавателей высших учебных заведений. Там взят курс на применение к ним принципа непрерывного образования. Лица с дипломом о высшем образовании и степенью бакалавра считаются не отвечающими требованиям работы в вузе и в системе повышения квалификации. Чтобы занять должность преподавателя, необходимо иметь по меньшей мере степень магистра, а для должности старшего преподавателя - и выше - степень доктора. В ответ на это требование за последние 10 лет в 5-10 раз возросло число преподавателей, получающих подготовку на последипломном уровне (магистров и докторов наук). В Соотношении научной и собственно педагогической подготовки преподавателей крен стал делаться на последнюю. Исключение составляют некоторые университеты, занимающие приоритетное место и международное признание в науке. Поэтому подготовка преподавателей нередко ведется со специализацией «Образование и педагогика (методы обучения)», диссертации часто защищаются по педагогике (магистр педагогики, доктор педагогики);

Сфера образования, как и любая другая отрасль народного хозяйства, в состоянии нормально функционировать, если будет обеспечена подготовленными кадрами специалистов.

Кстати сказать, в образовательных учреждениях трудится примерно пятая часть всех специалистов, занятых в народном хозяйстве страны.

В составе работников учреждений и органов образования можно выделить четыре основные группы: научно-педагогический корпус (профессорско-преподавательский состав, научные работники) вузов; учителя-преподаватели и воспитатели; управленческие работники; а также учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал. Все они относятся к одной и той же отрасли просвещения и заняты в неодинаковой мере производством образовательных услуг.

Отрасль образования- единственная сфера, которая готовит квалифицированные кадры для всех остальных отраслей экономики, а также для самой себя. Подготовку преподавателей и воспитателей, пополняющих отряд педагогов всех ступеней образовательных учреждений, осуществляют научно-педагогические работники высших учебных заведений.

Наряду с университетами и другими ведущими крупными высшими учебными заведениями страны в подготовке дипломированных вузовских педагогов, то есть преподавателей с дипломами кандидата и доктора наук, видное место занимают многие научно-исследовательские институты Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО).

Спецификой организации фундаментальных исследований в России является наличие крупных научных школ в институтах РАН, университетах и вузах, играющих передовую роль в мировой науке. Это позволило сформировать систему образования, основанную на базовой подготовке студентов в области фундаментальных наук, отличную от многих других систем, существующих в Европе и США. На фундаменте этой системы ведется подготовка студентов, аспирантов и докторантов, готовятся научные и педагогические кадры математиков, физиков, биологов и других специалистов для всех вузов страны, институтов РАН, других академий и отраслевых институтов.

Вследствие недостаточного финансирования образования и науки в последние годы произошло заметное снижение таких форм подготовки специалистов, которые основаны на взаимодействии ученых вузов и РАН. А это привело к снижению качества образования. Снижение уровня фундаментальной подготовки выпускников университетов и вузов грозит нашей стране дальнейшим отставанием в области современных наукоемких технологий, замедлением темпов ее экономического развития и утратой конкурентоспособности на мировом рынке. В то же время развитие новых форм образования, предполагающее обеспечение его непрерывности в цепочке школа - вуз - аспирантура - докторантура, требует формирования крупных учебно-научных комплексов, центров.

Как же организуется процесс подготовки дипломированных молодых вузовских преподавателей? Нередко выпускников вузов, проявивших за время учебы склонность к научной работе по той или иной специальности, кафедры рекомендуют для продолжения образования в аспирантуре. Кроме того, в аспирантуру может поступить на конкурсной основе по профилю полученного вузовского образования каждый, кто проработал два года после окончания вуза. За время учебы в аспирантуре надо сдать экзамены так называемого “кандидатского минимума”, подготовить и защитить кандидатскую диссертацию.

Докторантами становятся лица, имеющие ученую степень кандидата наук и зачисленные в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Эта диссертация должна быть научной квалификационной работой, в которой на основе выполненных автором исследований, разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, или осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное социально-культурное, народнохозяйственное либо политическое значение, или изложены научно обоснованные технические, экономические, технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.

Расширение рыночных отношений в экономике влияет на процесс воспроизводства кадров в сфере образования. Усиливается роль экономических методов воздействия, возникают элементы рыночной структуры хозяйства, включая формирование рынка рабочей силы, составной частью которого становится профессиональный рынок труда работников образования. Однако в просвещении, как ранее отмечалось, рыночные отношения видоизменены бюджетным характером финансирования и некоммерческим положением большинства учреждений образования. Рыночное регулирование не охватывает полностью процесс подготовки специалистов и обеспечение ими отрасли образования, но оказывает на него активное влияние. Здесь оно реализуется через следующие экономические рычаги: стоимость рабочей силы, заработная плата педагогических работников, плата за обучение, спрос и предложение, рыночные цены на образовательные и научные услуги.

С начала 90-х годов в количественной и качественной структуре научно-педагогических кадров все более проявляется ряд негативных тенденций: увеличивается отток наиболее квалифицированных специалистов (выезд в другие страны, переход в другие сферы деятельности, в совместные предприятия и кооперативы и др.). Из-за низкой оплаты труда в вузах возрастает вымывание молодежи, особенно мужчин, что ведет к старению и дальнейшей феминизации научно-педагогического персонала; понижается средний уровень профессионального владения предметом, возрастает учебная нагрузка на преподавателя из-за стремления к совместительству и другим формам дополнительных заработков; усиливается неравномерность распределения высококвалифицированных научно-педагогических кадров между вузами в различных регионах страны. В наиболее развитых в научно-образовательном отношении регионах наблюдается концентрация педагогических кадров, в менее развитых- уменьшение количества докторов и кандидатов наук.

Подобные тенденции могут резко ухудшить качественный состав научно- педагогических кадров, если не принять специальных мер по их социальной защите, по повышению научной и педагогической квалификации.

Для подъема научно-педагогического потенциала страны надлежит обеспечивать дальнейшее развитие аспирантуры и докторантуры, что позволит расширить воспроизводство высококвалифицированных кадров по ведущим направлениям научно-технического прогресса.

Важной особенностью современного процесса воспроизводства кадров для отрасли образования является подготовка специалистов широкого профиля, которая связана с системой непрерывного образования. С ее становлением на смену ранее преобладавшему механистическому способу передачи увеличивающегося объема знаний приходит метод их постоянного обновления в течение всего периода профессиональной деятельности специалистов.

Подготовка преподавателей и других специалистов широкого профиля предполагает их стремление и способность самостоятельно черпать информацию из разнообразных источников, самообразование, широту кругозора, дар и умение не замыкаться на проблемах своей специальности. Чтобы успешно приспосабливаться к резко и быстро меняющейся ситуации в системе образования и рынка услуг, нужно не только обладать теоретическим багажом и видением перспективы, но и ориентироваться в экономике, социологии, психологии и праве.

Большое значение в связи с этим имеет введение многоуровневой системы подготовки специалистов. Такая система основана на различных по сложности и уровню получаемой квалификации программах. Она стимулирует академическую и профессиональную мобильность студентов на рынке образовательных услуг и труда, способствует социальной защищенности наших граждан.

Часть вузов России перешла на двухступенчатую систему обучения: 2 и 4 года. После завершения первой ступени, дающей широкую общеобразовательную подготовку, студент получает степень бакалавра. Те же, кто хочет продолжить образование и проявит способности, могут получить на второй ступени более углубленные специальные знания и степень магистра. Наряду с этим многие вузы и их факультеты сохранили полномасштабное обучение студентов в традиционной устоявшейся у нас форме.

К.г.н., магистр менеджмента Новосельцева А.П.

Дешевова Н.В.

Ставропольский педагогический институт, Россия

К вопросу о воспроизводстве научных и педагогических кадров

Научно-педагогические кадры (работники) – это понятие , объединяющее две группы работников высшего учебного заведения: профессорско -преподавательский состав (ассистент , преподаватель , старший преподаватель , доцент , профессор , заведующий кафедрой , декан ) и научные работники (руководитель научно -исследовательского , научного сектора , отдела , лаборатории , другого научного подразделения , главный научный сотрудник , ведущий научный сотрудник , старший научный сотрудник , научный сотрудник , младший научный сотрудник ) научного подразделения , кафедры высшего учебного заведения РФ .

Специфика системы образования заключается в том, что она осуществляет подготовку специалистов не только для сферы образования, но и для других отраслей .

Как и остальные отрасли народного хозяйства, система образования может нормально функционировать только в том случае, если она будет постоянно пополняться подготовленными высококвалифицированными кадрами. В настоящее время существует мнение, что в системе образования работает около одной пятой специалистов всех отраслей национальной экономики. Поэтому проблема воспроизводства научных и педагогических кадров в Российской Федерации, с учетом тенденции, связанной с сокращением профессиональных образовательных организаций (рисунок 1), стоит особо остро. Необходимо отметить, что сокращение численности ВУЗов, по нашему мнению, обусловлено объективными причинами, к которым можно отнести несоответствие современным требованиям к условиям реализации образовательных программ, обеспеченность студентов литературой и другими.

Рисунок 1 – Число профессиональных образовательных организаций в Российской Федерации.

Начиная с 1992г. по настоящее время в России наблюдается снижение численности студентов, но при этом наиболее значимым является показатель – количество студентов на 10000чел. населения. Этот показатель определяет уровень интеллектуального потенциала общества. В 1993г. данный показатель имел значение 1742 чел., а в 2013г. – всего 54 чел. (рисунок 2). Фактически интеллектуальный потенциал российского общества за вышеуказанный период сократился в 32 раза.

Рисунок 2 – Численность студентов в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что основным конкурентным преимуществом России в мировой экономике был высокий уровень научных исследований и разработок, особенно в области естественных наук и фундаментальных основ инженерно-технических дисциплин, а также традиционно высокие стандарты массового образования, а вышеуказанная тенденция свидетельствует о том, что ежегодно российская национальная экономика недополучает высококвалифицированных специалистов с высшим образованием и в то же время Президентом России В.В. Путиным и Председателем Правительства РФ Д.Медведевым указывается на необходимость инновационного развития экономики страны, которое становится невозможным без сохранения и развития воспроизводства научно-педагогических кадров.

Основной проблемой, связанной с реализацией данного направления развития российской экономики, является сохранение и воспроизводство высококвалифицированных научно-педагогических кадров, так как в 90-х годах произошла «утечка умов», а по своей сути - отток ученых, имеющих научные степени докторов и кандидатов наук за границу, когда только из МГУ им. М.Ломоносова уехал каждый десятый профессор. На ряду с данным процессом постоянно идет «вымывание» из системы образования высококвалифицированных молодых специалистов и данный процесс характерен для Ставропольского края .

Рисунок 3 - Численность аспирантов и выпуск аспирантов в Ставропольском крае

Так численность аспирантов в Ставропольском крае варьирует от 2802 чел. до 1760 чел., а в 2013г. защитили диссертации на соискание степеней кандидатов наук только 178 чел., то есть 10% от численности аспирантов (рисунок 3).

Рисунок 4 - Численность и выпуск докторантов в Ставропольском крае

Численность поступивших в докторантуру имеет устойчивую тенденцию к снижению – с 67 чел. в 2005г – до 25 чел. в 2013г., но особое значение имеет количество докторантов, защитивших диссертации на соискание степени доктора наук. Так в 2008г., 2010г. и в 2013г. защит докторских диссертаций не было. Причин этому, как мы видим, несколько: стоимость публикаций в журналах, рекомендованных ВАК; сложности в поиске опытной базы и стоимость проводимых исследований и не соответствие в оплате труда научно-педагогических кадров и оплаты труда в производственной сфере; неопределенность положения промышленных предприятий в условиях применения санкций ЕС к ним и другие.

Таким образом, для решения проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров необходимо выявление и определение государством приоритетов развития определенных фундаментальных наук и того, какие научные кадры для этого следует готовить, учитывая дифференциацию проблемы по отраслям знаний, регионам, научным организациям и ВУЗам; коренной пересмотр количества бюджетных мест в аспирантурах ВУЗов и научных организаций, основанный как на их научной продуктивности, так и на количестве защищенных диссертаций, а также существенное повышение стипендий аспирантам во всех ВУЗах и организациях, где сохранится бюджетная аспирантура, в том числе и в тех, которые не вошли в число ведущих научно-образовательных центров; специальное развитие системы грантов для молодых ученых и их научных руководителей, включая гранты для аспирантов и гранты на временные позиции для молодых кандидатов наук (PostDoc); развитие широкой государственной сети по отбору, воспитанию и привлечению в научно-образовательную сферу талантливой перспективной молодежи, необходимое для обеспечения устойчивого развития образования и науки.

«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» - федеральная целевая программа, утверждённая Постановлением Правительства России от 28 июля 2008 года № 568. Программа рассчитана до 2013 года и призвана увеличить число молодых учёных и поспособствовать закреплению российской молодёжи в сфере науки и образования.

История

Разработчики программы отмечают, что из-за хронического недофинансирования науки в постсоветский период старая система воспроизводства научных кадров стала неэффективной, а молодёжь потеряла интерес к науке. В 1990-2005 годах общее число людей, которые занимались в России исследованиями и разработками, снизилось на 58 процентов . В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек. Молодые учёные уходили в другие отрасли экономики либо эмигрировали за рубеж . Проблема усугубилась тем, что в 1990-е годы многие учёные стали работать по совместительству, что занимало большую часть их времени и приводило к снижению квалификации .

Как констатировали авторы программы, через 10 лет ситуация может ещё более осложниться за счёт глубокого демографического кризиса : в репродуктивный возраст вступит немногочисленное поколение, родившееся в 1990-е годы.

Важнейшим элементом является привлекательность для молодёжи карьеры исследователя. Необходимо осуществлять поддержку учёных и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную роль, - во-первых, демонстрируют успешность профессии учёного и преподавателя, во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых научных и научно-педагогических кадров.

Цель и задачи

Программа призвана создать в России условия для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, при которой молодёжь станет закрепляться в сфере науки, образования и высоких технологий. Проблема преемственности поколений в науке и образовании осознана на государственном уровне.

Глубоко убежден, молодые кадры наукоемких отраслей инновационной России - это именно тот авангард, который способен вывести отечественную экономику на новые рубежи её развития, создать все необходимые условия для процветания нашей страны.

Из выступления заместителя Председателя Правительства России Сергея Иванова на форуме «Молодые кадры наукоемких отраслей инновационной России».

Среди задач программы разработчики выделили следующие:

  • создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;
  • стимулирование притока молодёжи в науку, образование и высокие технологии и её закрепления в этой сфере;
  • формирование механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

Участники

Основным разработчиком и координатором программы выступило Министерство образования и науки . На начальном этапе заказчиками программы также выступали Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям , но после их ликвидации в 2010 году эти функции были переданы Минобрнауки.

Направления и мероприятия

Направление 1

Первое направление призвано закрепить молодёжь в сфере науки, образования и высоких технологий. Оно предполагает стимулирование исследований коллективами научно-образовательных центров, к которым предъявляется ряд требований - от мирового уровня исследований и высокой результативности подготовки кадров до участия в проекте студентов и использования результатов в образовательном процессе.

Среди отдельных мероприятий выделены проведения исследований научными группами под руководством докторов и кандидатов наук. В обоих случаях в 2009-2011 годах эксперты отбирают около 500 исследовательских проектов. В этот же период отбор проходят около 300 проектов молодых кандидатов наук и около 500 проектов, выполняемых целевыми аспирантами. На долю естественных и технических наук приходится примерно по 40 процентов работ, на долю гуманитарных исследований и работ в интересах развития высокотехнологичных отраслей экономики - примерно по 10 процентов.

Исследовательский университет - высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации.

Мероприятие позволяет финансировать программы развития НИУ, которые должны обеспечить кадрами приоритетные направлений науки, технологий, техники, экономики и социальной сферы, а также внедрять высокие технологии в производство.

Направление 3

Чтобы привлекать студентов и молодых учёных в науку, а также поддерживать мобильность преподавателей и исследователей, приглашённых для проведения работ в научно-образовательных центрах, необходим соответствующий жилой фонд. В рамках программы запланировано строительство общежитий для студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников ведущих российских вузов в различных регионах страны.

Направление 4

Четвёртое направление призвано обеспечить управление программой: организацию конкурсов, сбор и анализ информации, мониторинг хода и результатов программы.

Финансирование

Общий объём финансирования программы на 2009-2013 годы составляет более 90 млрд рублей, в том числе более 80 млрд рублей - за счёт федерального бюджета. Финансирование всех работ начинается только после проведения конкурсного отбора, а оснащение вузов научно-технологическим оборудованием производится через централизованные закупки.

Представители вуза не получат деньги «на руки». Все тендеры на закупку оборудования, программного обеспечения и на мероприятия по повышению квалификации будет проводить минобрнауки. Сотрудники, участвовавшие в реализации инновационной образовательной программы в 2007-2008 годах, полагают, что данное нововведение значительно облегчит их труд.

Критика

Отдельные представители вузовского и академического сообщества высказывали мнение о низкой эффективности программы, обвиняя отбирающих заявки экспертов в предвзятости и ангажированности . В свою очередь, сторонники программы отмечают, что привлекают в качестве экспертов представителей Академии наук, Минпрома, Росатома и других авторитетных ведомств, и высказывают мнение, что участники конкурса должны проявлять больше внимания при подготовке заявок .В числе сторонников программы - представители вузовской науки:

Нет более болезненного вопроса для науки и высшего образования, чем проблема подготовки кадров. И государство впервые за последние 15-20 лет предлагает реальные меры по поддержке тех молодых коллег, кто хочет заниматься наукой. Эта программа, пожалуй, первая, где есть набор абсолютно конкретных мероприятий, апробированных в ведущих научных центрах и университетах страны. Это как раз тот случай, когда исполнительная власть не придумывает что-то, не копирует опыт других стран, пытаясь пересадить его на российскую почву, а систематизирует опыт соотечественников.

Эффективность

По мнению многих представителей научного и педагогического сообщества, уже в первые годы программа доказала свою эффективность:

Программа подготовки научных и научно-педагогических кадров готовилась достаточно долго, и замечательно, что она, наконец, принята. Это базовый документ, который ориентирован на то, чтобы наша страна шла по пути научно-технического прогресса и ускоренного развития наукоемких отраслей экономики, а именно, оборонно-промышленного комплекса, энергетической, авиационно-космической и атомной отраслей.

Из выступления ректора Ижевского государственного технического университета Бориса Якимовича на круглом столе в ИжГТУ.

Как отмечают представители Минобрнауки, программа позволяет мотивировать преподавателей высшей школы заниматься не только образовательной деятельностью, но и научной работой . Согласно их прогнозам, к концу 2013 года в рамках программы будут достигнуты следующие результаты:

В то же время, по словам организаторов программы, некоторые её эффекты оказались неожиданными для них самих. Например, научно-образовательные центры чаще подают заявки, в рамках которых просят поддержки для высоквалифицированных специалистов - кандидатов и докторов наук. Значительно слабее выражен ориентир на поддержку молодых неостепененных учёных .

Документы

Примечания

  1. Концепция федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы (неопр.) . (7 апреля 2008). Дата обращения 21 октября 2010. Архивировано 20 июня 2012 года.
  2. Вступительное слово первого заместителя Председателя Правительства РФ С.Б. Иванова на форуме "Молодые кадры наукоемких отраслей инновационной России" (неопр.) (недоступная ссылка) . Реальная экономика: информационный портал (17 октября 2007). Дата обращения 21 октября 2010. Архивировано 20 июня 2012 года.
  3. Национальные исследовательские университеты (неопр.) (недоступная ссылка) . Сайт Министерства образования и науки РФ (26 апреля 2010). Дата обращения 21 октября 2010. Архивировано 20 июня 2012 года.
  4. Сергей Печорин.
Понравилась статья? Поделитесь ей