Контакты

Калнышевский биография. Последний кошевой атаман запорожской сечи

Торжественное богослужение возглавил Блаженнейший Митрополит Онуфрий, впервые посетивший Запорожскую епархию в качестве Предстоятеля УПЦ.

Прославление святого праведного Петра Калнышевского, последнего кошевого атамана Запорожской Сечи, состоялось в Запорожье 13 ноября. Торжественное богослужение возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, впервые посетивший Запорожскую епархию в качестве Предстоятеля УПЦ, сообщает News.church.ua.

Божественную литургию с чином прославления Его Блаженство совершил в Покровском архиерейском соборе Запорожья. Предстоятелю сослужили 14 архиереев: митрополиты Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Успенской Киево-Печерской лавры, Бориспольский и Броварской Антоний, Управляющий делами УПЦ, Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, архиепископы Василий (Златолинский), Запорожский и Мелитопольский Лука, Изюмский и Купянский Елисей, Сумской и Ахтырский Евлогий, Городницкий Александр, епископы Обуховский Иона, Ирпенский Климент, Бердянский и Приморский Ефрем, Вознесенский и Первомайский Алексей, Конотопский и Глуховский Роман, а также духовенство Запорожской епархии УПЦ.

К богослужению в Покровском соборе установили казацкий иконостас ХVIII века, подаренный Запорожской епархии меценатом Евгением Анисимовым, а также киот с вложенной иконой святого праведного Петра Калнышевского. За Литургией молились прихожане и паломники, общественные деятели, представители региональных казачьих организаций. Проведение торжеств освещали журналисты церковных и светских СМИ.

После совершения последней заупокойной литии по Петру Калнышевскому, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел огласил решение Священного Синода УПЦ о канонизации праведника в лике местночтимых святых Запорожской епархии. Житие новопрославленного святого зачитал архиепископ Сумской и Ахтырский Евлогий.

Во время торжественного богослужения Предстоятель УПЦ обратился к пастве со словом проповеди. Блаженнейший Владыка отметил заслуги святого Петра Калнышевского перед Богом, Церковью и Родиной, призвал паству следовать примеру христианской любви праведника.

По завершении богослужения Блаженнейший Митрополит Онуфрий поздравил всех присутствующих с праздником и выдающимся событием в жизни епархии – прославлением святого праведного Петра Калнышевского. Архипастырь тепло приветствовал архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луку, который отметил в этот день 10-летие архиерейской хиротонии. За заслуги перед Украинской Православной Церковью Предстоятель удостоил преосвященного владыку высокой награды – ордена преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени.

Святой праведный Петр Калнышевский – последний кошевой атаман Запорожской Сечи, военный и политический деятель, дипломат. Родился в селе Пустовойтовка Роменского уезда Полтавской губернии (ныне Сумская обл.), по легенде, попал на Запорожье в возрасте 8 лет. Прошел путь от оруженосца до кошевого атамана – главы войска, которого выбирали из наиболее опытных и храбрых старшин. Прослыл выдающимся военачальником и меценатом-благодетелем: на свои средства построил три церкви, подарил ценное Евангелие храму родного села. После уничтожения Сечи был осужден на пожизненное заключение в Соловецком монастыре. За 25 лет пребывания на Соловках ни разу не обратился с прошением о помиловании. В 1801 году был освобожден приказом императора Александра, однако покидать обитель отказался. Через два года умер в возрасте 112 лет. Похоронен рядом с Преображенским собором Соловецкого монастыря.

С Петром Калнышевским связано не только возведение церквей в густозаселенной Гетманщине, но и обустройство христианских святынь в степной пустыне Запорожья, заселяемой его стараниями православным людом. Именно благодаря ему в Запорожском крае впервые возникла упорядоченная церковная организация, распространившая свою духовную власть далеко вглубь некогда бывшей кочевнической степи.

Чтобы сполна оценить величину благодеяния Петра Калнышевского в отношении Православия, нужно иметь в виду, что его деятельность разворачивалась во время секуляризационных реформ Екатерины II, лишивших Церковь значительной части имущества и поставивших духовенство под жесткий контроль государства.

В биографии последнего кошевого много неясного, особенно слабо освещен источниками ранний период его жизни. Очень может быть, что Петр Калнышевский происходил из священнической семьи. Именно происхождением из священнической семьи можно объяснить то особое пристрастие к строительству церквей и дарению православным храмам дорогих вкладов, а также знание богослужебных тонкостей, которое отличало его от многих других запорожских кошевых атаманов. Судьба распорядилась так, что Петр Калнышевский не стал священником, как его родной брат Семен, а вслед за старшим братом, Андреем Калнышем, пошел на Запорожскую Сечь.

Имя Петра Калнышевского появляется в документах архива Коша Запорожской Сечи с начала 50-х годов XVIII в., когда он занимает высшие старшинские должности. Сначала был военным есаулом, который отвечал за состояние и организацию войска, затем — военным судьей, то есть третьим лицом после кошевого атамана, которое входит в состав Коша (запорожского правительства). С 1762 гг. — он короткое время был кошевым. И, наконец, в 1764-1775 годы Петр Калнышевский — бессменный кошевой атаман, с того времени он становится самым влиятельным и богатым человеком на Сечи. Причем возрастание его власти и богатства изначально было связано с щедрыми вкладами, вносимыми в православные храмы.. Он руководит Запорожской Сечью в течение десятилетия, предшествовавшего катастрофе — окончательному уничтожению российским царизмом Запорожской Сечи. Как военный деятель Петр Калнышевский принимал активное участие в русско-турецких войнах 1735-1739 и 1768-1774 годах, отличился вместе с запорожцами при взятии Очакова, Кинбурна, Бахчисарая, Хаджибея и др. Заслуги Петра Калнышевского неоценимы. За время руководства Сечью, он создал на ее землях мощную сельскохозяйственную экономику, сохранил для Украины выход к Черному морю, способствуя распространению украинского экономического присутствия в запорожских степях. За 10 лет кошевого атаманства Калнышевского появилось в Запорожье 45 новых сел, 4000 хуторов земельщиков, в которых до 1775 года было населения около 55 000 человек.

Покровская церковь в Ромнах. 1764 р. Построена на средства П. Колнышевского

А еще кошевой атаман уделял большое внимание развитию культуры и духовности. За его счет были построены более 30 православных храмов, в частности, церкви в Лохвице, в Межигорском монастыре, в Ромнах, в его зимовнике (ныне село Петриковка). В годы его пребывания кошевым атаманом Кош финансировал строительство Троицкого собора в Самаре (теперь Новомосковск) и в селах Поорелья (Могилев, Бабайковка, Личкивка, Гупаловка и др.). При монастырях и церквях действовали школы и госпитали для обездоленных. Троицкому собору Калнышевский подарил величественное Евангелие полметра высотой, 32 см шириной, и оно в то время стоило 600 рублей золотом. Сейчас это Евангелие находится в Роменском краеведческом музее. Строительство церкви Святой Троицы в родном селе Пустовойтовка Петр Иванович начал летом 1773 года. Ее возведение, вероятно, уже не имело таких оснований социального престижа, как создание храмов в Лохвице и Ромнах. Если строительство церквей в Лохвице, Ромнах и Пустовойтовке обуславливалось частным интересом Петра Калнышевского и производилось на его личные средства, то оказываемое им содействие Киево-Межигорскому Спасо-Преображенскому монастырю было связано со служебным долгом, поскольку Войско Запорожское Низовое с конца ХVII века выступало в роли ктитора этой обители. Как и прежние кошевые атаманы, Калнышевский продолжал оказывать большую материальную поддержку Межигорью. Однако отношения с межигорскими иноками сильно разладились после того, как Калнышевский при содействии Григория Потемкина убедил Синод возвести начальника сечевых церквей отца Владимира Сокальского во архимандрита. Из-за этого Киево-Межигорский монастырь утратил духовную власть над Запорожьем, а вместе с тем потерял и большую часть своих доходов.

Соборная площадь в Лохвице (картина В. Журавлева)

Как предводитель Войска Запорожского, Петр Калнышевский инициировал строительство большой церкви на Никитином перевозе (ныне г. Никополь), где планировалось обосновать новую Сечь. Однако, из-за протеста турецкого правительства, строительство Сечи на Никитином перевозе не было осуществлено. Поэтому и проект новой церкви остался нереализованным.

Дорогие дары жертвовались Петром Калнышевским и в сечевую церковь. До сего времени сохранилось только одно из них – Евангелие на александрийской бумаге “московской печати” с богатым окладом. Возведение церквей и щедрое пожертвование даров в православные храмы способствовали укреплению авторитета Калнышевского среди запорожского казачества, а также стало хорошей рекомендацией для российских властей.

В 1763 году правительство Екатерины II, недовольное тем, что на Запорожье атаманы избираются, а не назначаются имперской властью, выступило против избрания Калнышевского и заставило его отдать булаву прежнему кошевому Григорию Лантуху. Но впоследствии отношение центральной власти к нему изменилось; 10 марта 1765 года глава Малороссийскої коллегии Петр Румянцев в письме к Екатерине ІІ предложил утвердить Калнышевского неизменным кошевым атаманом, рекомендовав его как человека рассудительного и уважаемого среди казачества. Тем не менее, надежды на то, что Калнышевский будет послушным исполнителем распоряжений верховной власти, не оправдались.

Закрепившись в статусе кошевого атамана в 1765 году, Петр Иванович предпринял активные меры, направленные на заселение запорожских земель. Причиной тому была жесткая борьба за владение степными пространствами, особенно обострившаяся в последнее десятилетие существования Сечи. Итак, в обстановке неуклонно обостряющегося конфликта из-за земли в северных и северо-восточных районах Запорожских Вольностей интенсивно формировалась сеть сельских поселений. Для того чтобы окончательно закрепить эти поселения под властью Сечи, необходимо было построить в каждом из них православные храмы. Отметим, что не только потребность веры двигала крупномасштабным храмовым строительством, которое Петр Калнышевский развернул на Запорожье в последние пять лет существования Сечи, но и прагматические интересы, заостренные жесткой поземельной борьбой. Именно эти интересы вынуждали Калнышевского запрещать поселянам запорожских слобод посещать церкви, находящиеся в военных поселениях на территории Новороссийской губернии, поскольку это могло привести к оттоку населения из Запорожья.

Троицкий собор г.Новомосковск (фото XIX в.)

Кроме множества небольших церквей, возводимых в недавно образованных населенных пунктах Запорожья за счет Войска или местных поселенцев, стараниями Калнышевского было заложено два крупных храма. На собственные деньги Петра Ивановича строилась церковь Святого Георгия в селе Петриковка, названном так по имени кошевого атамана. Участием Калнышевского отмечено и начало строительства СвятоТроицкого собора в с. Новоселица (также называлась Самарчик; ныне Новомосковск), который возводился на месте прежней небольшой церкви, уже не вмещавшей всех прихожан. Однако основные строительные работы под руководством мастера Акима Погребняка велись в 1775–1778 годах, то есть в период, когда Петр Калнышевский уже находился в соловецком заточении.

Девятикупольный Свято-Троицкий собор в Новоселице был, без сомнения, крупнейшим храмом среди всех запорожских церквей. Причем его возведение не заняло столь длительного времени, как производимое Калнышевским строительство церквей в Лохвице и Ромнах, что свидетельствует о более благоприятных условиях для его создания. Вероятно, наиболее крупные вклады в строительство Свято-Троицкого собора внесли члены его ктиторского совета, среди которых находились люди из ближайшего окружения последнего кошевого атамана.

К весне 1775 года возникла угроза перерастания поземельных споров между запорожцами и российскими военнослужащими в серьезный конфликт; после длительных колебаний правительство Екатерины II признало запорожцев главным его виновником. Петру Калнышевскому не дали времени не только приехать в столицу для дачи объяснений, но даже и ознакомиться с решением Совета. Было принято окончательное решение о ликвидации Войска Запорожского и разрушении Сечи 7 мая. К тому времени уже были взяты под стражу запорожские старшины.

Полная ликвидация Запорожской Сечи совпала с праздником Святой Троицы, а именно 4 июня 1775 года. Захватом Сечи руководил генерал Петр Текиля. Учитывая военное преимущество московского войска, казаки сложили оружие и сдались.

Народное предание, записанное историком Яковом Новицким, гласит, что Петр Кальнышевский, узнав о приближении российских войск, как истинный христианин, пошел молиться в церковь. Народная молва указывает и на причину, почему истинно православный кошевой атаман не позволил запорожцам оказать вооруженное сопротивление - из-за боязни греха перед Богом в пролитии христианской крови:

«Козак Васюра осідлав коня і подався до кошового. Прибіг, вскочив на порог і співа:

«Дозволь, батьку отамане,

Нам на башті стати:

Москаль стане із мечами,

А ми с палашами,

Не вибьємо палашами,

Вибьєм кулаками,

Нехай слава не поляже

Проміж козаками!..

Калниш йому і отспівує:

Не дозволю, милі братці,

Вам на башті стати,

Бо єдна кров, хрістіянська,

Гріх нам проливати…» .

Когда кошевой Петр Калнышевский вышел вместе со старшиной навстречу российским войскам, то был тут же арестован вместе с войсковым писарем Иваном Глобой и войсковым судьей Павлом Головатым. После ареста они почти год находился в московской конторе Военной коллегии под присмотром ее вицепрезидента Григория Потемкина. Всевластный екатерининский фаворит в то время вынашивал планы дальнейшего расширения возглавляемой им Новороссийской губернии за счет запорожских земель и турецких владений в Причерноморье. Калнышевский ему мешал, прежде всего тем, что был законным руководителем автономного образования, находящегося в составе Российской империи, – Войска Запорожского Низового. Потому Потемкин и форсировал вопрос об уничтожении Сечи, которое (в виду особых заслуг запорожцев и их кошевого атамана в последней войне с Турцией) вовсе не было необходимостью для имперской власти. По сообщению от 8 июня 1776 года, Потемкин подал на рассмотрение Екатерины предложение о пожизненном заточении запорожского кошевого атамана в Соловецком монастыре, а арестованной старшины в находящихся в Сибири монастырях, что и было утверждено императрицей. Святейший Синод получил предписание дать распоряжения соответствующим монастырям.

Московское войско после себя оставило только руины - уничтожена символика, забраны сокровища, разгромлены дома и церкви. Но центром расправы стали старшины и сам кошевой атаман Петр Иванович Калнышевский, он был оправлен в ссылку на 25 лет. Историк Димитрий Иванович Эварницкий, он же Яворницкий, имеет детализированный фрагмент описания пути Петра Калнышевского до места его заточения: «шлях кошового отамана проходив через Москву в Архангельськ. Арештанта везли під суворим інкогніто і міцним караулом, не називаючи ніде ні його імені, ні прізвища. З Архангельська його відправили через Біле море в Соловецький монастир, де він перебував під дуже пильним наглядом».

Соловецкий Спасо-Преображенский мужской монастырь был крупнейшей православной обителью, основанной преподобными отцами Савватием, Зосимой и Германом, как считается, в 1436 году. Сосредоточение в Соловецком монастыре огромных материальных ресурсов имело духовное предназначение, благодаря чему в этом отдаленном уголке Приполярья были возведены выдающиеся памятники православной архитектуры, а Соловки из места солеварных и рыболовецко-охотничьих промыслов превратились в один из самых значительных центров христианского мира. Ежегодно на Соловки в большом количестве приезжали паломники и добровольные трудники со всей России.

Соловецкий монастырь. Современный вид.

Но в монастыре в течении нескольких веков существовало и скрытое от глаз благочестивых паломников пространство – тюрьма, в которой содержались узники, обвиненные в тяжких преступлениях против государства и Церкви. Размещение узников на Соловках обусловливалось нахождением там труднодоступной крепости, связь с которой по морю поддерживалась всего несколько месяцев в году; даже в начале июня кораблям приходилось пробираться сквозь плавающий лед. Тюремные функции монастыря усилились во времена правления Екатерины II, что стало прямым следствием проводимой ею секуляризационной реформы. Согласно императорскому указу об учреждении духовных штатов 1764 года, монастырь лишился почти всех вотчин. Были переданы в государственную казну все монастырские “остаточные” деньги; из всех прежних соловецких владений на материке остался только загородный двор при Сумском остроге, в котором некогда жил один из основателей Соловецкого монастыря преподобный Савватий и где находилась летняя резиденция соловецкого настоятеля.

Корабль, везший Калнышевского, достиг Соловков к 29 июля, поскольку именно этим днем датируется передача А. Пузыревским в монастырскую казну денег, предназначенных для содержания Калнышевского и первая исповедь кошевого атамана в стенах этого монастыря. Содержание Калнышевского в заключении производилось за счет денег, ежегодно присылаемых из Новороссийской губернской канцелярии, в казну которой поступило его конфискованное имущество, с выдачей 1 рубля на день.

По преданию, арестант был среднего роста, но широкоплечий и здоровый, но скоро постарел и похудел. На Соловках он находился 25 лет в темнице в одиночной камере, но гордо переносил ужасные условия пребывания, ни разу не обратившись за помилованием.

Находясь в православном монастыре, Петр Калнышевский, регулярно исповедовался и причащался. Трижды в году, на Пасху, Преображение и Рождество, его выводили из кельи, вероятно для присутствия на богослужениях и торжественном обеде в одной из палат Успенского трапезного собора, и при этом конвоиры предостерегали людей, которые пытались с ним заговорить, что с этим человеком нельзя разговаривать.

Пребывая в заточении, Калнышевский продолжал вносить ценные дары в православные храмы. В 1794 году он пожертвовал СпасоПреображенскому собору Соловецкого монастыря запрестольный крест, изготовленный из серебра весом более 30-ти фунтов, в 1798 году на средства Калнышевского была изготовлена сребропозлащенная риза с венцами, а накануне своего освобождения из заключения, в 1801 году, поднес в дар монастырю оклад для Евангелия, напечатанного на александрийской бумаге. Итак, все указанные предметы, хранящиеся до начала ХХ века в монастырской ризнице, составляли богатые подношения, данные страждущим узником. Если, исходя из веса драгоценных металлов и приблизительной оценки работы, предположить цену запрестольного креста и ризы по 1000 руб. каждая и прибавить известную цену оклада Евангелия, получим общую сумму 4435 руб. Зная, что ежегодно Калнышевский получал на свое содержание примерно 360 руб., получится, что для сбора этой суммы ему понадобилось 12 лет и 3 месяца. Зная, что общий срок его пребывания в соловецком заключении составил без малого 25 лет, получается, что практически половина всего денежного содержания употреблялась Петром Ивановичем для дарения монастырю. Вероятно, что в ответ на щедрые вклады, архимандрит значительно облегчал условия содержания кошевого атамана в заточении, имея все возможности исполнять предписания светских властей с большой долей условности.

Скорее всего, в последние годы, проведенные на Соловках, Калнышевский уже не знал той отчаянной нужды, о которой писал наместник монастыря о. Симон в 1779 году. Теперь он мог позволить себе носить другое платье, по сравнению с тем, что тлело на его теле из-за капель дождя, проникавших сквозь дырявую крышу его тюрьмы.

Пётр Калнышевський (картина В.В. Феоктистова)

Богомольный узник дождался своего освобождения весною 1801 года. 15 марта того года император Александр I, по случаю своего восшествия на престол, издал указ об амнистии лиц, содержащимся в заключении по ведомству Тайной экспедиции. Петр Калнышевский значился среди тех, кто был включен в список №1 – “о заключенных в крепостях и в разныя места сосланных с лишением чинов и разнаго достоинства”, предписывалось “освободить их немедленно из настоящих мест их пребывания и дозволить возвратиться, кто куда желает, уничтожа над последними и порученный присмотр”. Во исполнение данного указа, Правительствующий Сенат 17 марта подготовил соответствующее распоряжение архангельскому гражданскому губернатору И. Ф. Мезенцеву, дошедшее по месту назначения 29 марта. Губернатор в тот же день отписал соловецкому архимандриту Ионе об освобождении бывшего запорожского кошевого атамана Петра Калнышевского. Сложно представить обстоятельства доставки этого предписания на Соловки, поскольку навигация, как было показано выше, обычно открывалась в начале июня. И все же, 4 мая того же года архимандрит ознакомил Калнышевского с монаршим указом; из этого видно, что, в виду важности дела, правительственное распоряжение доставлялось на Соловки с риском для жизни курьеров. Ответ кошевого атамана монастырский писарь записал следующим образом: “…Поелику ныне достиг уже я совершенно глубокой ста десятилетней старости и лишась совершенно зрения, не могу отважиться пуститься в путь столь дальний, а расположился остатке дней моих посвятить в служение Единому Богу в сем блаженном уединении, к коему чрез двадцатипятилетнее время моего здесь пребывания привык я совершенно, в обители сей ожидать с спокойным духом приближающагося конца моей жизни”; далее излагалась просьба сохранить ему ежегодную выдачу 365 руб. “дабы остаток дней моих, мог я провести здесь безбедно”. Прошение Калнышевского было удовлетворено11 июля 1801 года Александром I, который предписал “оное жалованье продолжать производить по смерть его”.

Итак, следуя старому запорожскому обычаю, Петр Калнышевский остался доживать свой век в православном монастыре. Его благочестивая смиренность и откровенная набожность, явленная щедрыми пожертвованиями соловецкой обители, без сомнения, внушала искреннее уважение монашеской братии.

Умер Петр Иванович 31 октября 1803 года и был похоронен на почетном месте – южном подворье Спасо-Преображенского собора. Это было особой честью, оказанной последнему запорожскому кошевому соловецкими иноками.

Плита с могилы Петра Калнышевского (прорисовка А.Харлана)

Первые два десятилетия советской власти были крайне неблагоприятными для сохранения уникальных памятников Соловецкого монастыря, также как и могилы Петра Калнышевского. Летом 2002 года в Германовском дворике (у часовни преподобного Германа) был обустроен “Монастырский некрополь” Соловецкого кремля, предназначенный для размещения наиболее хорошо сохранившихся могильных плит с разрушенного монастырского кладбища. В конце июля того же года была установлена плита с могилы Калнышевского в музейном комплексе, который был открыт в августе 2002 года. Символично, что окончательный вид этот комплекс приобрел благодаря стараниям современных запорожцев. 28 июня 2004г. благодаря всемерной поддержке генерального директора ОАО “Мотор Сич” Вячеслава Богуслаева в Германовском дворике был торжественно открыт и освящен памятник Петру Калнышевскому, изготовленный запорожским скульптором Николаем Соболем.

Священный Синод Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2014 рассмотрел рапорт председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, на основе чего благословил местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии УПЦ как местночтимого святого последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (+1803). Также были утверждены проекты тропаря, кондака, молитвы Святому и его иконописного изображения. Память св. праведного Петра Калнышевского будет совершаться 31 октября/13 ноября (старый/новый стиль), в день его преставления.

13 ноября 2015 годаБлаженнейший Онуфрий Митрополит Киевский и всея Украины вместе с архиереями, приехавшими на этот праздник из четырнадцати епархий, а также священники Запорожской епархии отслужили литургию в память о Петре Калнышевском и причислили его к лику местных святых.

Отныне икона с частицей мощей святого праведника Петра Калнышевского находится в Свято - Покровском кафедральном соборе. На иконе святой Петр Калнышевский изображен перед образом Божией Матери «Самарская». Эта святыня имела огромное значение в жизни атамана. На свитке в руке - слова, обращенные к Богородице: «Молим, покрой нас Честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла».

В Запорожье было четырнадцать местных святых - мучеников за православную веру. Петр Калнышевский стал еще одним хранителем земли Запорожской.

Пётр Иванович Калнышевский в возрасте 85 лет. Портрет создан на основе исторических словесных описаний. Художник Сергей Андреевич Литвинов, 2001.

Пётр Иванович Калныше́вский , укр. Петро́ Іва́нович Калнише́вський (1691, село Пустовойтовка ныне Роменского района Сумской области - 31 октября 1803, Соловецкий монастырь) - кошевой атаман Запорожской Сечи , происходил из шляхты Лубенского полка.

85-летний Калнышевский был арестован и сначала содержался в Москве, в конторе Военной коллегии, а потом был отправлен в Соловецкий монастырь, где провёл около 28 лет в холодной камере размером 1 на 3 м. Калнышевского выпускали из камеры на свежий воздух три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения.

О, каково было это неизреченное собирание соловецкое!..

Последний атаман Запорожской Сечи Пётр Калнышевский, приговоренный от фаворита Екатерины II князя Потёмкина, сюда прошествовал с шестью подводами имущества. А поверх золота и серебра - слёзы всех братьев и сыновей его. Всё вкупе братство непобедимых и бессмертных воинов ордена Пречистой, три тысячи огненных всадников в духе шло за атаманом Петром Калнышевским. Бог благословил его двадцатипятилетней одиночной камерой, чтобы было кому отпеть казачье братство Запорожской Сечи.
Казаки, было, умирали, брошенные на острия пик, воспевая Бога и с улыбкой на лице, подобно древним мученикам. Что за русский человек, если не победит боль?.. Что за русский, если берет его пуля?..
Согласно архивам, атаман Пётр, освобождённый в стадесятилетнем возрасте, отказался возвращаться с Соловков на волю. Пожелал, чтобы с ним и Запорожская Сечь осталась на Соловках, приобщилась к тайне грядущего мира. И когда незадолго до смерти подарил Соловецкому монастырю серебряное в золоте Евангелие ценой в 2400 рублей (около полумиллиона долларов) - подарил ковчег казачий и престол непобедимый, пред которым казаки клялись перед боем. Не было случая, чтобы после клятвы огненному этому Евангелию проиграли они хоть одно сражение. И поныне этот свиток Сечи Запорожской покоится на алтаре мистическом Соловецком в знак непобедимости ратей ее.

Покинул бы кошевой Соловки, оставила бы и Сечь Запорожская золотые веси соловецкие. Но Бог пожелал умножающейся славы, чтобы отсюда, от Соловков воинство Илии и Эноха начало победоносное шествие по всем городам Святой Руси. Вот оно, великое соловецкое собирание! Три тысячи венцов его сподручным, а ему – великий, – за стойкость и слезы. Огненная свадьба!

Атаман Петр не вкушал земной пищи неделями и месяцами. Просил его не трогать. Испросил у обер-прокурора священного синода специальное дозволение запирать камеру на затвор. Перед его взором проходила славная история Сечи Запорожской, и к великому батьке притекали дети на поклон, под благословение: ‘Прости, отец, отпусти грехи. Бог в твоем лице. Приобщи к вечному воинству Эноха и Илии’.
Не променял бы святой отец наш Петр Кальнишевский хоромы своей одиночной камеры на Соловках уже ни на какие роскошные графские поместья и дворцы. Сидел на камне, опершись на ржавое кольцо (к нему привязывали старообрядца, как пса, на чугунную цепь), и писал гусиным пером что­то. Приходили ангелы и брали белый свиток из рук атамана Кальнишевского: письмо не чернилами, а слезами. О победах бессмертного войска в Запорожье, под Полтавой, под Кривым Рогом... Все победы неслись на Соловки.

6 декабря в Украине отмечается день Вооруженный сил. Мы уже писали о . Совсем недавно список святых воинов пополнил и наш земляк – последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский.

Кошевой атаман Запорожской Сечи

Петр Калнышевский родился в 1691 году в казацкой семье на Сумщине. Дальнейшие, хотя и немногочисленные, данные о нем датируются серединой XVIII века, из которых известно, что казак был образованным на то время человеком, любившим читать книги.

В 1762 году Петра первый раз избирают кошевым атаманом Запорожской Сечи. В том же году в Москве произошла его встреча с императрицей Екатериной II. Очевидно ей атаман не понравился, потому что вскоре был снят со своей должности, пробыв на ней меньше года.

Во второй раз его выбрали в 1765 году. На этот раз Петр Калнышевский был во главе Сечи 10 лет – до самого ее разрушения по приказу императрицы Екатерины. Стоит отметить, то прежде на столь длительный строк никого не избирали – обычно кошевой атаман был на своей должности от года до максимум нескольких лет.

Война России и Турции

В время войны России и Турции в 1768-1774 годах Петр Калнышевский принимал участие в боях под Хаджибеем (нынешняя Одесса) и был удостоен высшей награды Российской империи – ордена Андрея Первозванного и звания генерал-лейтенанта.

Последний запорожский кошевой был очень верующим и много помогал украинским монастырям и храмам. За всю свою жизнь он только на личные средства построил с десяток церквей на родной Сумщине, в Киеве и Запорожье. Кроме этого он много внимания и средств уделял социальным вопросам. В границах «Вольностей Войска Запорожского» действовали 16 церквей. При каждой из них были церковно-приходские школы и школы повышенного типа. Также при храмах были госпитали для немощных, стариков и больных, которые содержались на средства святого атамана.

Трагедия Запорожской Сечи

Помимо внешней работы, Калнышевский по-отцовски опекался и самой Сечью – с одной стороны он пытался сберечь все привилегии казаков, а с другой – адаптировать казачий уклад жизни к новым реалиям существования на территории Российской империи. Кошевой атаман поднял материальный уровень Запорожской Сечи. Кроме этого, поддерживались и казаческие традиции – свободолюбие и демократия.

Все эта свобода очень раздражала императорский престол, поскольку считала Запорожскую Сечь неким государством в государстве, да еще и демократическим. Опасаясь такого народоправия и в других регионах Российской империи, по приказу Екатерины II и была уничтожена Сечь. Хотя были и другие причины. В глазах российских дворян, богатейшие запорожские земли были местом, где жили грабители и бунтари.

Летом 1775 года 100-тысячная российская армия окружила Сечь, где на то время находилось несколько сотен человек, а остальные были задействованы на хозяйствах. Петр Калнышевский, которому тогда было за 80 лет, понимал безысходность положения, и несмотря на то, что казаки рвались оборонять свой дом, не хотел пролития христианской крови и распорядился сдать оружие, и не оказывать сопротивление.

Соловецкий монастырь

Атаман и старшина были сосланы в Соловецкий монастырь на самом севере России. Здесь, в суровых условиях заключения святой Петр провел более 25 лет. Его камера размером менее 3 на 2 метра находилась в сыром полуподвальном помещении. Воздух в ней был затхлый, что вызывало удушение. Света в темницу поступало мало, а вид через малое окошко выходил на монастырское кладбище. Еще и режим содержания под стражей был достаточно строг. По неподтвержденным данным, праведного выводили из камеры в церковь трижды в году: на Пасху, Рождество и Преображение.

На свободу последний кошевой атаман вышел лишь в 1801 году, когда ему уже было 110 лет. За годы заключения, он потерял зрение, у него отросла длинная борода и волосы. Однако Петр не снимал своей казаческой одежды, которая к тому времени стала распадаться. При этом атаман пользовался уважением среди местных монахов.

После освобождения, ему был предоставлена свобода выбора в вопросе места поселения. Однако старец остался в Соловецком монастыре, где умер в 1803 году.

Вопрос о канонизации Петра Калнышевского поднимался уже несколько последних лет. В это время собирались и изучались сведения его биографии. В 2008 году он был прославлен в лике святых Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата. Украинская Православная Церковь приняла решение о канонизации атамана в 2014 году, торжественное прославление в лике святых произошло в Покровском соборе города Запорожья 13 ноября 2015 года. Во время богослужения в центр храма вынесена икона святого Петра Калнышевского, написанная к этому событию. В икону вставлена часть мощей святого. К слову, так как атаман был похоронен на территории Соловецкого монастыря, где его мощи покоятся и сейчас, то в данное время их передача Украине и Украинской Православной Церкви маловероятно.

Святой казак Петр Калнышевский обновлено: Декабрь 6, 2015 автором: Миша Герасименко

(Калныш) - последний кошевой атаман войска запорожского.

По прямому показанию его надгробной плиты, он родился в 1690 г., но эту дату можно подвергнуть сомнению, о чем скажем далее; ум. 31 октября 1803 г. Место рождения Калныша - село Пустовойтовка, ныне Полтавской губ., Роменского уезда, а в XVII - ХVIII в. - роменского полка, константиновской сотни, лежащее верстах в 8 от г. Ромна вверх по р. Суде, Отца Калныша звали Иваном, мать - Агафьей, и кажется, она была родом из г. Лохвицы.

Фамилия отца Калныша, однако, неизвестна; не вполне может быть установлено и его звание: по одним указаниям он был из казаков, по другим, более вероятным, лицом духовным; наконец, в одном официальном акте Калныш назван подольским шляхтичем; все это, впрочем, можно согласить: отец Калныша мог быть подольским шляхтичем, потом переселиться в левобережную Малороссию, зачислившись здесь в казаки, и наконец, стать духовным.

Где и как воспитывался Калныш - неизвестно.

Иные думают даже, что он был не грамотен; но это мало вероятно, так как вообразить себе во второй половине XVIІІ в. неграмотного кошевого в Запорожье, где уже так ценилось тогда просвещение, слишком трудно; кроме того, Калныш рисуется настолько развитым человеком, что без грамотности этого достигнуть было бы прямо невозможно; во всяком случае подписать свою фамилию он умел, как это видно из универсалов, им подписанных, которых сохранилось немало.

В молодости он несомненно был казаком, по-видимому, в Лубенском полку; там, позднее, действительно, у него были родственники.

Потом он, конечно, ушел в Запорожье, где и дали ему прозвище Калныш (сперва, кажется, даже Калныж); записан он был в Кущевском курене.

В Запорожье прибыл Калныш не позже 1740-х годов; по крайней мере в половине 1750-х годов мы видим его там в почетном и ответственном звании войскового есаула, которое приобреталось в Запорожье не без труда. До этого же времени Калныш должен был вести жизнь, обычную для запорожца.

Половина ХVIII в. - критическое время Запорожья.

Хотя оно еще недавно переселилось из турецких владений в Новую Сечь и было ласкаемо правительством, вообще в то время очень благосклонным к малороссам, но уже завязывались отношения, которые вскоре привели Запорожье к гибели.

Сравнительная сила России и слабость Турции делали существование его вовсе не необходимым; между тем плодородные земли Новороссии, занятые Запорожьем, которых оно не могло в должной степени эксплуатировать в экономическом отношении, уже требовались для государства, развивавшего на этих землях и русскую и инородческую колонизацию.

Со всех сторон на вольные, земли Запорожья надвигались поселения соседей, захватывались запорожские земли и угодья; на жалобы запорожцев внимания не обращалось, тяжбы за земли никогда не были решаемы, а границы земель оставались без определения; если же запорожцы отбивали свои земли вооруженною рукою, это рассматривалось как беспорядок, или даже бунт. Словом, уже происходила та земельная борьба, которая стала поводом для уничтожения Запорожья.

Независимо от этого в русском государстве существовали известные порядки, с которыми строй Запорожья имел очень мало общего; между тем запорожцы хотели жить, как жили их предки.

Они вели бесконечную частичную борьбу с крымцами и ногийцами, когда между Россией и Турцией уже устанавливались отношения, регулируемые дипломатическими способами; запорожцы, по старине, поддерживали гайдамачину в пределах Речи Посполитой, когда этому сильно противилось русское правительство, тем более, что набеги гайдамаков не щадили и русских порубежников.

Запорожцы принимали по старому беглецов из России, когда русское правительство стало уже достаточно сильно, чтобы настоять на их выдаче и т. д. При подобных условиях жить обособленною политическою жизнью запорожцы не могли. Нельзя сказать, чтобы в Запорожье не было людей, понимавших положение войска в данное время. Напротив, здесь образовалась партия, хотя и весьма преданная Запорожью и верившая в его жизненность, даже готовая принести себя ему в жертву, но в то же время желавшая, чтобы Запорожье входило в состав русского государства, как элемент вполне мирный и благонадежный.

Принадлежавшие к этой партии запорожцы старались во чтобы то ни стало ладить с правительством в лице его местных агентов, хотя бы даже мелких, угождать ему, честно помогать ему во время войн; земельные ссоры стремились они решать на законных основаниях, или путем привлечения на свою сторону петербургских дельцов; к гайдамакам и вольному люду, укрывавшемуся в запорожских степях, относились крайне враждебно и сдерживали их порывы на грабежи, пожалуй, даже строже, чем самое правительство; но люди эти не понимали, что их политика, подрывая основные черты запорожского строя - вольный характер жизни, демократизм, самостоятельную борьбу с соседями - все равно приведет к уничтожению Запорожья, лишив его всякого жизненного значения.

Затем к этой партии обыкновенно принадлежали запорожцы богатые, владевшие обширными участками земли, на которых они устраивали зимовники и хутора, где имели большие пасеки; по степям у них ходили огромные табуны лошадей и скота; немало было у этой запорожской аристократии и денег, которые она вкладывала в выгодные торговые предприятия или отдавала в займы на проценты и еще более богатела.

Для ведения обширных хозяйств ей необходимы были рабочие силы, почему на землях ее селились сперва беглые, а потом и прирожденные крестьяне - подданные и "гнездюки", в действительности почти прикрепленные к земле, что составляло в запорожском строе большую аномалию.

Запорожская аристократия стала и наиболее культурным элементом войска; она была очень религиозна, поддерживала святыни запорожцев: Киево-Межигорский и Самарский монастыри, заботилась об организации в Запорожье духовенства, о благолепном богослужении, о более приличном образе жизни казачества, об устройстве школ. Среди такой запорожской аристократии видное место и занял в свое время Калныш, или, как он затем стал называться, Калнышевский.

Первое указание на деятельность Калнышевского в Запорожье относится к 1750-1752 г., когда он, в звании войскового есаула, был помощником тогдашнего кошевого, престарелого Григория Федорова, в борьбе с гайдамаками; истреблением гайдамацких шаек занят был Калнышевский и в 1754 г.; в 1755 г. он участвовал в депутации, посланной в Петербург для "некоторых войсковых нужд", т. е. главным образом для того, чтобы хлопотать о возвращении Запорожью земель, захватываемых его соседями.

Возвратившись на Запорожье в 1756 г., Калнышевский вскоре был избран войсковым судьею, но пробыл в этом звании недолго, около года, и в 1758 г. снова участвовал в депутации, отправленной в Петербург с тою же целью, как и предшествующая.

Но обе они по вопросу о землях не привели к благоприятным результатам.

Вернулась депутация в 1760 г. и Калнышевский, кажется, снова, хотя и не надолго, стал войсковым судьею и оставался в этом звании до 1762 г., когда впервые избран был кошевым атаманом и затем немедленно был отправлен в Москву для присутствования при коронации императрицы Екатерины II; при этом случае он получил золотую медаль на андреевской ленте. Уже в 1763 г. Калнышевский, по влиянию запорожской "голоты", был скинут с атаманства; не прошла его кандидатура в атаманы и в следующем году, тем более, что его не было на лицо: в 1763 г. он отправился на богомолье в Киев, где получил от киевского митрополита Арсения Могилянского в благословение икону со св. мощами.

В это время Калнышевский был уже настолько богат, что мог пожертвовать в церковь с. Пустовойтовки евангелие в окладе, стоимостью в 500 руб., построил соборную церковь в г. Лохвице и начал постройку церкви в г. Ромнах, а, может быть, и в Киево-Межигорском монастыре.

Средства эти Калнышевский, очевидно, имел независимо от занятия войсковых должностей, так как даже в звании кошевого он получал жалованья всего 70 руб. в год, а другие доходы по должности кошевого были еще менее значительны.

Вероятно, Калнышевский был крупный запорожский землевладелец и умелый хозяин.

Во второй раз избран был кошевым Калнышевский 1 января 1765 г. и оставался в этом звании до уничтожения Запорожья, т. е. более 10 лет сряду, чего в коше "из веку веков не бывало". И на этот раз Калнышевскому немедленно по избрании пришлось ехать с депутацией в Петербург, хлопотать там в течение двух лет и вернуться с ничтожными результатами, причем теперь для него наступило еще более тяжелое время: разыгрывалась Колиивщина и Запорожье не без основания было заподозрено в активном содействии гайдамацким отрядам, что и ставилось на вид Калнышевскому.

Кошевой, старшина и вообще умеренная партия, сколько могли, сдерживали Запорожье, и пожалуй не безуспешно, путем угроз и строгих мер; но это стоило Калнышевскому значительной жертвы - он утратил популярность в Сечи; к тому же и русским правительством, за его поведение во время Колиивщины, Запорожье не могло быть довольно.

Это сказалось немедленно: когда Калнышевский на раде 26 января 1769 г. объявил волю правительства о принятии Запорожьем участия в предстоящей войне с турками, вспыхнули такие беспорядки, что кошевой, переодевшись монахом, бежал в Кодак и вернулся лишь тогда, когда Сечь успокоилась.

Во время этих беспорядков, среди разгрома имущества Калнышевского была изрублена икона, подаренная ему киевским митрополитом; но по его просьбе Арсений Могилянский в 1769 г. послал ему другую, с мощами же. Турецкая война 1768-1774 гг. вызвала деятельное участие запорожцев, важность которого засвидетельствована Высочайшими рескриптами на имя Калнышевского и наградами войску, равно и письмами к кошевому русских главнокомандующих.

Подвиги некоторых запорожцев, напр. Колпака, были очень интересны.

В 1769 г. Калнышевский с запорожцами действовал в армии гр. Румянцева и отражал турецкие набеги на запорожские земли по р. Бугу; в 1770 году, состоя в отряде кн. Прозоровского, он действовал между pp. Бугом и Тилигулом, делая поиски под Очаковым и Хаджибеем, и получил в награду золотую медаль с портретом государыни, осыпанным бриллиантами; в Сечи в это же время составился заговор с целью убить Калнышевского и старшину и передаться туркам; но замысел был открыт и виновные строго наказаны.

В 1771-1772 гг. военная деятельность Калнышевского ограничилась охранением р. Буга. - Одновременно с участием в военных действиях Калнышевский занят был управлением Запорожья; он неоднократно объезжал его обширные земли, которые старался колонизовать, приглашал не только малоросов, но и молдаванов и болгар из Новой Сербии, Польши и Буджака и селил приходцев по р. Днепру.

На запорожских степях устраивались села, хутора и зимовники, причем Калнышевский требовал, чтобы новые поселенцы непременно пахали землю и сеяли рожь; может быть, он хотел этим ослабить зависимость войска от казни, обусловленную недостатком провианта вследствие слабого хлебопашества.

Сам Калнышевский был очень богат; кроме крупного хозяйства он имел много денег, раздаваемых взаймы.

Управлял он Запорожьем твердо и строго, с правительством и его агентами всячески старался ладить, разным "гультяям" потачки не давал; потому не пользовался популярностью среди запорожской голоты, которая даже снова задумывала передаться под власть Порты. Заключение Кучук-Кайнарджийского мира оказалось роковым для Запорожья: через год оно было уничтожено; выше указаны общие причины, приведшие к такому результату.

Споры за земли не прекращались даже во время турецкой войны; к тому же императрица Екатерина вообще стремилась уничтожать особенности, существовавшие во многих соединенных с Империей областях.

Система эта постепенно была приводима в исполнение, и одним из эпизодов общего нивелирования областей было уничтожение Запорожья.

Запорожья не спасли хорошие отношения Калнышевского к разным петербургским влиятельным лицам и между прочим к Г. А. Потемкину, исполнить желание которого - записать его в запорожские братчики и даже именно в Кущевский курень, Калнышевский считал за счастье.

Борьба за земли в 1774 г. и поведение запорожцев послужили поводом для уничтожения Сечи. 4 июня 1775 г. она была окружена русскими войсками и затем раскассирована.

Запорожцы сильно волновались в это время, думали оказывать вооруженное сопротивление, хотя бы и без надежды на успех, но Калнышевский и архимандрит Владимир Сокальский удержали запорожцев и развязка приняла мирный характер; лишь небольшая часть запорожской голоты убежала в турецкие владения.

Ни предшествующая деятельность Калнышевского в Запорожье, ни поведение его при уничтожении Сечи, не дают основания заподозрить это в антиправительственных действиях, или хотя бы замыслах.

Ни в каком преступлении он и не был действительно обвинен; тем удивительнее суровое наказание, которому он был подвергнут.

Приходится думать, что Калнышевский пострадал вообще за Запорожье; серьезной протекции в Петербурге он не имел, а вельможи, некогда получавшие от него гостинцы, не сочли возможным за него заступиться, за исключением Потемкина.

Калнышевский после разгрома Сечи доставлен был под конвоем в Петербург в Военную Контору, где и пробыл в заключении около года. Сперва его предполагалось казнить, но, по ходатайству Потемкина, повелено было 4 мая 1776 г. смертную казнь заменить вечным заточением в монастыре; имущество Калнышевского поступило в секвестр и из него определено было выдавать ему на пропитание по рублю в день. Местом заточения избран был Соловецкий монастырь; 11 июля 1776 г. Калнышевский под конвоем секретно был доставлен в Архангельск, а 29 июля в Соловки, где и передан был архимандриту Досифею.

В Соловках Калнышевский находился в заключении 25 лет; помещался он сперва, кажется, в тюремной камере, а затем в кельях.

Обставлен он был в заключении, по-видимому, не дурно, но находился под строгим караулом и всякие личные и письменные сношения ему не были дозволены; выводили его лишь в церковь для говенья.

По известному указу 15 марта 1801 г. Калнышевский был освобожден из заточения, но, получив свободу, он все же остался в монастыре, сделался послушником и скончался "смертью благочестивою доброю" 31 октября 1803 г. На плите, положенной на его могиле в 1856 г. архимандритом Александром (Павлович, впоследствии епископ полтавский и переяславский), сказано, что Калнышевский умер 112 лет от роду. Насколько эта дата верна, сказать трудно, но можно усумниться, чтобы Калнышевский стал кошевым в 70 с лишком лет и пробыл в этом звании до 85 лет. По преданиям Калнышевский был высокого роста и широкоплечий; по образу жизни и привычкам он был обычный богатый запорожец.

Об уме его свидетельствует уже его карьера: исполняемые им запорожские должности, до кошевого включительно, причем в последней он бессменно пробыл 10 лет, а также многократное участие его в петербургских депутациях, доказывают, что он был для своего времени талантливым запорожским деятелем.

Мы видим в нем умного администратора Запорожья, храброго начальника запорожских отрядов, человека ловкого в сношениях с русскими вельможами, богатого и опытного хозяина в своих обширных владениях.

Но особенную окраску придает Калнышевскому его благочестие, фактически выразившееся в его многочисленных пожертвованиях на церкви и, наконец, принятием послушничества уже в глубокой старости.

Кроме того, мы знаем, что он прилагал большие старания относительно благолепия Запорожских церквей и снабжения их образованным духовенством.

Заключение в Соловецком монастыре сделало Калнышевского еще более религиозным; жил он, по аттестациям властей, чрезвычайно тихо и спокойно, ревностно исполняя требуемые православной церковью обряды; освобождение же свое он ознаменовал пожертвованием в Соловецкий монастырь евангелия в дорогом окладе.

В заключение скажем, что на основании всего, известного нам о П. И. Калнышевском, этот хотя и видный запорожский деятель, был в сущности далеко не крупною личностью в обильном выдающимися людьми ХVІІІ веке. Популярность Калныша, (утратившаяся даже в народных преданиях и песнях, основывается не столько на его личных свойствах, сколько на его случайном и притом поневоле, в силу его звания, выдающемся участии, в трагической истории уничтожения Запорожья.

Калныш был последний кошевой атаман войска запорожского - этим все сказано.

И имя Калныша крепко пристало к Запорожью, к представлениям о прекратившейся его вольной жизни и уничтоженным своеобразным порядкам, которым Калныш даже не всегда сочувствовал.

Запорожские легенды знают "батька" Калныша, рисуют его образ по типу чисто запорожского кошевого атамана вообще, придают ему даже черты "характерника" (чародея); но с историческим Калнышевским этот образ сходства имеет мало. Источников и пособий для знакомства с биографией Калныша не особенно много. Важнее всего сведения, почерпнутые из архива Запорожья и сообщенные в сочинении А. А. Скальковского "История Новой Сечи" (изд. 3, в трех частях, Одесса, 1885-1886 гг.); затем немало данных в сочинении Эварницкого, "Запорожье в остатках старины". См. еще "Киевскую Старину", за 1886 г., № 7, (статья Эварницкого "Архивные материалы для истории Запорожья"), 1887 г., № 9, (ходатайство Потемкина об участи Калныша), 1892 г., № 5 (статья Ф. Н., "Родина· Калнышевского"), 1893 г., № 7 (Переписка Калныша с киевск. митрополит.

Арсением Могилянским); в "Русск. Старине", за 1875 г. т. XV, см. статью П. Ефименка "Калнышевский", за 1876 г. - заметку Репинского "Атаман Калнышевский" и за 1887 г. т. LVI и 1888 г. т. LVII статью Колчина "Ссыльные и заточенные в остроге Соловецкого монастыря". В "Полтавск. губерн. вед., за 1890 г., № 4, статью Буткевича, "Ромны". Предания о Калныше приведены в указанных выше сочинениях Скальковского, Эварницкого, Ефименка и Колчина, также в "Устном повествовании бывшего запорожца Коржа" (Одесса, 1842 г.) и в "Киевской Старине", за 1883 г., № 3, стр. 27; о деятельности Калнышевского в турецкую войну - см. Петров, "Борьба России с Турцией и польскими конфедератами), "Сборник Императорского Русского Исторического Общества", LXVIL и LXXXVII. Ал. Маркевич. {Половцов} Калнышевский, Петр Иванович (Калныш) - послед. кошев. атаман войска Запорожского, род. в 1690 г. (что сомнительно) в Полтав. губ.; в Запорожье прибыл не позже 40-х гг. XVIII в., ибо в полов. 50-х гг. он был там уже войсков. есаулом.

К. принадлежал к партии, склонявшейся ко включению Запорожья в состав Рос. Империи, хотя и с сохранением изв. самостоятельности, и враждебно относившейся к "голытьбе". В 1750-1751 и 1754 гг. К. боролся с гайдамаками, в 1762-1763 гг. был избран кошев. атаманом, но затем "скинут", а в 1765 г. вновь избран и оставался в этом звании более 10 л., до уничтожения Запорожья.

В тяж. время колиивщины К. со "старшиною" с трудом сдерживал запорожцев от вмешат-ва и тем утратил свою популярность в Сечи; в 1769 г., когда К. объявил о принятии казаками участия в тур. войне, в Сечи вспыхнули беспорядки, и К. пришлось бежать в Кодак. Тем не менее К. со своими запорожцами деят-но действовал против турок в 1769-1774 гг., и его подвиги и отличия засвидетельствованы рескриптами и пожалованием ему зол. медали с украш. бриллиантами портретом Гос-рыни. Хотя при упразднении Сечи К. старался удержать запорожцев от насильств. сопр-ния и много содействовал мирн. ликвидации запорож. вольности, но все же понес тяж. наказание: сперва его предполагали даже казнить, но потом заменили казнь вечн. заточением в Соловецк. мон-ре (с 1776 г.). В 1801 г. он был освобожден, но остался жить в Соловках и умер там 31 окт. 1803 г. К. был оч. умный админ-р, храбрый воен. начальник, ловкий дипломат. богатый хозяин и весьма религиозный.

Имя Калныша сохранилось в малорус. народ. песнях и преданиях, где его образ изображается по типу обычн. запорожск. батьки-атамана. (Ефименко.

Атаман К. "Рус. Стар.", 1875). {Воен. энц.}

Понравилась статья? Поделитесь ей