Контакты

Способ диагностики печеночной энцефалопатии латентной стадии у больных хроническими заболеваниями печени. Печеночная энцефалопатия при циррозе печени: особенности ведения пациентов на амбулаторном и стационарном этапах Тест на соединение чисел

Непреложное правило медицины гласит: чем раньше начато лечение, тем больше шансов на его успех. В этом смысле лечение печени сопряжено со значительными трудностями, поскольку на начальных стадиях развития печеночной патологии (кроме случаев острого тяжелого поражения) выраженная симптоматика отсутствует. Бессимптомное протекание не выявленной вовремя болезни может привести к стабилизации ее более сложной (хронической) формы, значительно хуже поддающейся лечению.

Такие слабовыраженные симптомы, как повышенная утомляемость, снижение аппетита, горечь во рту, чувство дискомфорта в правом подреберье, могут либо вовсе не привлечь к себе внимания, либо быть неправильно истолкованы. Когда же приходят тошнота, пожелтение кожи и склер, потемнение мочи, это свидетельствует о далеко зашедшем заболевании печени, лечить которое будет непросто.

Тест связи чисел

Перед Вами Тест связи чисел. Тест выполняется для выявления печеночной энцефалопатии – состояния, которое возникает при нарушении работы печени, и связано с повышением в крови внутреннего токсина – аммиака. Аммиак угнетает нервную систему и повреждает клетки печени. Данный тест является одним из косвенных методов проверки детоксикационной функции печени. Если печень не справляется с функцией очищения, в организме могут накапливаться токсины, в т.ч. аммиак.

Механика: соедините последовательно цифры от 1 до 25, кликая на них мышкой в течение ограниченного времени – 40 с. Не рекомендуется проходить тест в состоянии утомления, т.к. это может ухудшать результат.

Начать тест

Вы прошли тест!

Вы успели соединить все цифры и можно сказать, что концентрация внимания и скорость реакции у Вас в порядке, а это может означать, что уровень аммиака (внутреннего токсина, который выводится здоровой печенью) у Вас в норме. Однако если вас беспокоят какие-либо симптомы, связанные с печенью (например: тяжесть или боли в правом подреберье, пожелтение глазных склер или кожных покровов, отрыжка с горьким привкусом, постоянное чувство слабости и усталости, нарушение сна), пожалуйста, не откладывайте свой визит к врачу терапевту и/или гастроэнтерологу. Снизить уровень повышенного аммиака, улучшить концентрацию, восстановить энергию клеток печени и улучшить обмен веществ может помочь препарат Гепа-Мерц в гранулах!

Вы почти успели!

Вы соединили бОльшую часть цифр, но не выполнили тест на 100%. Результаты могут говорить как о том, что во время выполнения теста Вы были утомлены, так и указывать на повышение концентрации аммиака в крови, ввиду нарушения работы печени. Рекомендуем Вам пройти тест повторно через несколько дней, лучше на выходных, в отсутствие факторов, вызывающих избыточное утомление. В случае повторения данного результата Вам следует обратиться к врачу на предмет обследования состояния печени (выполнить анализ на определение активности печеночных ферментов АЛТ, АСТ, ГГТП, и, по-возможности, выполнить анализ на уровень аммиака в крови). Снизить уровень повышенного аммиака, улучшить концентрацию, восстановить энергию клеток печени и улучшить обмен веществ может помочь препарат Гепа-Мерц в гранулах!

Вы не успели!

Вы соединили менее 85% цифр за 40 секунд. Результат может говорить как о чрезмерном утомлении, так и о нарушении работы печени и повышении уровня аммиака (внутреннего токсина) в организме. Аммиак негативно влияет на нервную систему, что проявляется в нарушении концентрации внимания, рассеянности, сонливости, нервозности. Если Вы спустя несколько дней повторно не смогли выполнить данный тест в, и/или если Вы отмечаете у себя перечисленные выше симптомы, пожалуйста, обратитесь к врачу терапевту и/или гастроэнтерологу на предмет обследования печени (выполнить анализ на определение активности печеночных ферментов АЛТ, АСТ, ГГТП, и, по-возможности, выполнить анализ на уровень аммиака в крови). Не откладывайте визит ко врачу! Нарушение работы печени часто протекает бессимптомно!». Снизить уровень повышенного аммиака, улучшить концентрацию, восстановить энергию клеток печени и улучшить обмен веществ может помочь препарат Гепа-Мерц в гранулах!

Тест для общей диагностики печени

Мы предлагаем Вам простой тест для диагностики печени, который поможет решить, стоит ли обратиться к врачу для своевременного выявления заболеваний печени. Прочтите и отметьте, согласны ли со следующими утверждениями.

Если Вы согласились не менее чем с 15 утверждениями, это может быть поводом для обращения к врачу и для проведения диагностических мероприятий.

Онлайн и без регистрации.

Вот подборка из 10 тестов для проверки различных различных видов памяти, скорости реакции, концентрации внимания, гибкости ума, пространственного воображения и абстрактного мышления. Их следует проходить с компьютера в спокойной обстановке.

Если какой-то тест дается слишком трудно, то стоит подумать о том, чтобы стать немного внимательнее к своему здоровью (пить 10 чашек кофе в день вместо 20, начать спать не менее 5 часов, есть хотя бы 2 раз в день) и выделить время для тренировок этого навыка.

А если в каком-то тесте вы показали блестящий результат, то это лишний повод гордиться собой и поблагодарить своих родителей за хорошую наследственность. На прохождение всех тестов из статьи уйдет не более 15-20 минут.

1. Зрительная память

На экране поочередно мелькают картинки. Чем быстрее вы сообразите, что уже видели какую то картинку и нажмете на пробел, тем больше очков вам зачтется. В конце получите вердикт о том, соответсвует ли ваша зрительная память норме.

2. Скорость реакции

Кликайте на тестовый экран как можно быстрее, если увидите зеленый цвет. Для мужчин до 35 нормальная скорость реакции не превышает 0,2 секунд. Но если она меньше 0,4, то о своем здоровье можно не волноваться и все ОК. Лучше проходить этот тест с использованием мыши.

3. Память на цифры

Номера телефонов состоят из семи цифр не случайно, так как это максимальное удобное число для запоминания большинства людей. Если вы смогли запомнить (за ограниченное время) 14-значное число, то можете гордиться собой. А если завалились на 4-5, то, возможно, у вас какие-то проблемы и надо бы повторить тест в другое время.

4. Память на слова

Смотрите на появившееся на экране слово и вспоминаете, показывали ли вам его или нет. Тест очень короткий и в его конце вы узнаете сколько процентов прошедших тест запоминают слова хуже вас.

5. Память на лица


Тест на распознавание лиц от психологов Кембриджского университета. Нудный и довольно долгий (несколько минут). Я думала, что не узнаю людей после смены прически/одежды из-за плохого зрения, а оказалось, что действительно есть некоторые проблемы с распознаванием лиц.

6. Пространственное воображение

Смотрите на картинку слева и определяете, будет ли она соответствовать картинке справа, если перевернуть ее на угол. Если набрали больше 100 очков, то с вами все хорошо.

7. Абстрактное мышление


Упрощенная версия знакомых с детства пятнашек. Здесь надо набрать хотя бы 20 очков.

8. Концентрация внимания

Если успеете выделить больше 30 слов за 2 минуты, то ваш результат уже выше среднего. Максимальный результат - 70 слов.

9. Гибкость

Смотрите на текст и определяете каким цветом он написан. Нажимаете на клавиатуре первую букву названия этого цвета. По ссылке go to stats можно посмотреть результаты других участников теста.

10. Скорость

За 5 минут надо успеть ответить на 41 простейший вопрос (перемножить два числа, продолжить числовой ряд, определить соответствие слова картинке). Набрали больше 70% правильных ответов - вы нормальный человек.
psychologytoday.tests.psychtests.com

В конце многих тестов есть возможность сравнить себя с другими. Также вы можете отписать результаты в комментариях и обсудить их с другими читателями iPhones.

Но не относитесь к результатам слишком серьезно. Во-первых, даже если у вас внезапно сильно ухудшилась, к примеру, зрительная память, то это вполне может совершенно не мешать вам справляться со своими рабочими обязанностями и не оказывать никакого влияния на отношения с людьми.

А во-вторых, на результат влияют количество сна, настроение, день цикла, алкоголь в крови, усталость и прочие временные факторы. Завтра те же самые тесты вы можете пройти с совершенно другим результатом.

Лабораторные методы в диагностике ПЭ не играют ведущей роли и характеризуют проявления хронического заболевания печени, его осложнений и сопутствующей патологии.
При биохимическом исследовании сыворотки крови у большинства пациентов выявляется гипераммониемия, однако, нормальный уровень аммиака в сыворотке крови не позволяет полностью исключить диагноза ПЭ. Для определения уровня аммиака в сыворотке крови используют метод Конвея (норма 28,6-85,8 мкмоль/л) или Мюллера-Байзенхирца в модификации Энгельгардта (норма 64,0±14,3 мкмоль/л). Зарубежные авторы для характеристики степени гипераммониемии используют критерии, приведенные ниже (табл. 7).

Таблица 7. ОЦЕНКА УРОВНЯ АММИАКА В АРТЕРИАЛЬНОЙ КРОВИ

Степень

Уровень аммиака от верхней границы нормы

В норме

до 1,33 норм

от 1,33 до 1,66 норм

от 1,67 до 2 норм

более 2 норм

Однако в широкой клинической практике определение уровня аммиака часто бывает не доступным. В силу того, что у пациентов с ПЭ нарушено участие аммиака в синтезе мочевины, уровень последней в сыворотке крови можно рассматривать как косвенный диагностический критерий гипераммониемии. Чаще содержание мочевины в сыворотке крови понижено (однако, исключение могут составить пациенты с сопутствующей тяжелой патологией почек и развитием гепаторенального синдрома). В редких случаях умеренное повышение мочевины может быть обусловлено резко повышенным катаболизмом белка при острой атрофии печени, острых вирусных гепатитах и др.
На ранних стадиях хронических гепатологических заболеваний, особенно обусловленных жировой дистрофией печени, могут выявляться нарушение липидного обмена – гипертриглицеридемия, гиперхолестеринемия и снижение липопротеидов высокой и очень высокой плотности. Напротив, при тяжелых нарушениях синтетической функции печени биохимическим признаком является гипохолестеринемия (падение содержания холестерина ниже 2,6 ммоль/л
считается показателем критического нарушения функции печени).
Исследование спинномозговой жидкости позволяет выявить увеличенное содержание белка без увеличения количества клеток, в некоторых случаях отмечается повышение уровня глутаминовой кислоты и глутамина. Данное исследование целесообразно только в случаях необходимости проведения дифференциальной диагностики генеза комы.

Психометрическое тестирование используется для выявления латентной ПЭ и объективизации психических нарушений при ПЭ I и II стадии. Выделяют тесты, направленные на определение быстроты познавательной деятельности (тест связи чисел и тест число-символ), и тесты для определения быстроты и точности тонкой моторики (тест линий и тест обведения пунктирных фигур). Команды для выполнения тестов должны даваться в стандартной форме с целью избежать замедленного выполнение в силу недопонимания данного задания при нечеткой его формулировке. В качестве образца стандартной формулировки задания для выполнения теста связи чисел (тест Рейтона) можно пользоваться следующим текстом: пожалуйста, соедините в порядке возрастания цифры, нарисованные на этом листе бумаги, 1, затем 2, затем 3 и т.д. Задание постарайтесь сделать как можно быстрее, но не допуская ошибок. Вам понятно задание?

Рисунок 7а. Тест связи чисел. Больной С., 51 года с алкогольным стеатогепатитом минимальной степени активности выполнил тест за 58 сек. Заключение: Печеночная энцефалопатия 0 степени (от 40 до 60 сек).

Тест связи чисел (рис. 7а). С помощью этого теста оценивается способность к совершению когнитивных движений. При выполнении теста связи чисел пациент соединяет линией числа от 1 до 25, напечатанные определенным образом на листе бумаги. Бальной оценкой теста является время, затраченное пациентом на его выполнение, включая время, необходимое на исправление ошибок. Тяжесть ПЭ определяется временем, затраченным пациентом на выполнение задания (табл. 8). ПЭ отсутствует если задание выполняется менее чем за 40 сек., 1 стадии ПЭ соответствует выполнение задания в течении 41-60 секунд, 1-2 стадии – 61-90 секунд, 2 стадия – 91-120 секунд и более 121 секунд – 3 стадия.

Таблица 8. ОЦЕНКА ВРЕМЕНИ ТЕСТА СВЯЗИ ЧИСЕЛ

Стадия ПЭ

Время, с

15-30

31-50

51-80

81-120

неспособность выполнить тест

Символьно-цифровой тест (рис. 7б) предназначен для оценки скорости и точности движений. Пациенту предлагают набор цифр от 1 до 9, каждая из которых ассоциирована с определенным символом, и дают задание заполнить пустой бланк символами, которым соответствует каждая из цифр. Бальной оценкой является общее число правильно внесенных символов в соответствии с цифрами в течение 90 секунд. Итоговый результат выражается в процентах.

Рисунок 7б. Символьно-числовой тест

Достаточно простым в применении является тест складывания фигур. Суть которого состоит в том, что больного просят сложить простые узоры (пятиконечную звезду, квадрат, домик и т.д.) из спичек или специальных палочек. У больных с латентной формой ПЭ в значительной мере страдает оптико-пространственная деятельность, одним из вариантов нарушения которой и является конструктивная апраксия, проявляющаяся неспособностью скопировать простой узор из спичек или специальных палочек. Описанный выше тест характеризует как гностические возможности пациента, заключающиеся в узнавании пространственной фигуры, так и конструктивные – воспроизведение предложенной формы.
Конструктивная апраксия выявляется также в нарушении подчерка. Для выявления этих нарушений целесообразно рекомендовать больному ежедневное ведение дневника, в котором он может отмечать диурез, характеризовать свое самочувствие. Для раннего выявления изменений почерка целесообразно привлечь родственников пациента к просмотру дневника. При оценке конструктивной апраксии по почерку можно сравнивать образец почерка пациента на момент обращения к врачу с образцом, написанным до развития ПЭ (старые письма, заявления, подпись в документах и т.д.).

Рисунок 7в. Тест копирования линий.

Конструктивная апраксия оценивается также по тесту линий (лабиринт) (рис. 7в), тесту обведения пунктирных фигур. По мнению Шомерус и соавт. (1981) тесты на способность двигаться по линии интересны тем, что дают представление о способности пациента ориентироваться на местности.
Электроэнцефалография. При ПЭ изменения на ЭЭГ появляются очень рано, до появления биохимических и психических проявлений. Следует оценивать следующие параметры – амплитуда волны, количество фаз, частота альфа-ритма, наличие вспышек тета-волн. Изменения этих показателей неспецифичны и могут обнаруживаться при других формах энцефалопатии: билатерально синхронное уменьшение частоты альфа-ритма или повышение амплитуды нормального альфа-ритма с частотой 8-13 в секунду до сигма-ритма с частотой менее 4 в 1 секунду.

Таблица 9. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ

Степень

Частота α -ритма, колебаний в секунду

8,5-12

от 5 до 7

от 3 до 5

Вызванные потенциалы головного мозга – метод более чувствительный, чем ЭЭГ. Метод обладает высокой специфичностью для выявления латентной ПЭ и определяет функциональное состояние афферентных путей между стимулированными периферическими окончаниями тканей и корой головного мозга. При стимуляции корковых и подкорковых нейронов слуховыми или зрительными раздражителями регистрируют электрические (вызванные) потенциалы. При ПЭ, в том числе и латентной, основные изменения касаются замедления интерпиковых латентностей, а также слуховых вызванных потенциалов мозгового ствола, зрительных и соматосенсорных вызванных потенциалов. По результатам исследований последних лет наиболее чувствительным и специфичным методом выявления латентной ПЭ считается метод регистрации зрительных вызванных потенциалов Р-300 (чувствительность которого достигает 80%), позволяющий регистрировать эндогенные потенциалы, вызванные реакцией на какое-либо событие.
Компьютерная и магнитно-резонансная томография позволяет обнаружить и количественно оценить атрофические изменения в коре головного мозга, а также наличие и выраженность ее отека. Атрофические процессы особенно выражены у больных с длительно текущей энцефалопатией и усугубляются алкогольной интоксикацией.
Магнитно-резонансная спектроскопия является высокочувствительным методом диагностики стадии ПЭ, в том числе и латентной. При исследовании выявляется повышение интенсивности сигнала T1 базальных ганглиев и белого вещества мозга, а также снижение соотношения миоинозитол/креатин и повышение пика глутамина в сером и белом веществе мозга. Все эти изменения коррелируют со степенью тяжести ПЭ. Чувствительность данного метода приближается к 100%.
Индекс портосистемной энцефалопатии. Для полуколичественной оценки степени тяжести ПЭ и эффективности ее лечения используется индекс ПСЭ, который включает 5 факторов, ранжированных от 0 до 4-ой степени:
состояние сознания,
астериксис,
время выполнения теста связи чисел,
частота α-ритма ЭЭГ,
уровень аммиака крови.
Степень выраженности каждого из пяти компонентов умножается на множитель (для состояния сознания это 3, для остальных 1), затем значения суммируются. Индекс ПСЭ = суммарный балл ПСЭ/максимально возможный балл ПСЭ. Если для оценки индекса ПСЭ не достает одного или двух факторов (например, ЭЭГ и уровня аммиака крови), то максимальная сумма вычисляется по оставшимся факторам. Бальная оценка факторов представлена в таблице 10.

Критерии индекса ПСЭ

Значимость фактора

Степень тяжести

Состояние сознания

норма

Снижение концентра-ции внима-ния, эйфо-рия или тревога

Дезориен-тация, сон-ливость, изменения личности, неадекват-ное поведе-ние

Сомноленция или ступор

Кома

Тест связи чисел (сек)

до 30

31-50

51-90

91-120

Астериксис

нет

Редко

иногда

часто

Постоянно, отсутствует при коме

ЭЭГ (часто-та/сек)

9-12

До З

Концентра-ция аммиа-ка в арте-риальной крови

до 150

151-200

201-250

251-300

Более 300

ДИВАН - МЕБЕЛЬ

БЛЮДЦЕ - ПОСУДА

ТИГР - ЖИВОТНОЕ

ПИДЖАК - ОДЕЖДА

АБРИКОС - ФРУКТ

ВЕРТОЛЁТ - ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

РЯБИНА - ДЕРЕВО

РЕКА - ВОДОЁМ

ПАЛЕЦ - ЧАСТЬ ТЕЛА

ГРОЗА - ПОГОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ

ТЕННИС - СПОРТ

ФЛЕЙТА - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Примером неспецифического мнестического теста, выполнение которого нарушается как при недостаточности запоминания, так и при дефиците воспроизведения может послужить тест на заучивание списка из 10 слов из батареи А.Р.Лурия. В соответствии с данной методикой, пациенту пять раз предъявляются для запоминания 10 слов, которые следуют в одном порядке; за каждым предъявлением следует непосредственное воспроизведение, а затем – однократно, после интерферирующего задания, - отсроченное воспроизведение. В норме, после первого заучивания пациент должен воспроизвести не менее 5 слов, после пятого – не менее 9. Разница между последним непосредственным и отсроченным воспроизведением у здоровых лиц, как правило, составляет не более одного слова балла [Лурия А.Р., 1969, Хомская Е.Д., 2005].

Таким образом, если пациент испытывает затруднения как в тесте А.Р.Лурия «10 слов», так и в тесте заучивания 5 (12) слов по методу Дюбуа, можно говорить о наличии первичных нарушений запоминания (так называемый, «гиппокампальный» тип мнестических расстройств). В то же время отклонение от нормативов в тесте «воспроизведение 10 слов» при нормальных результатах заучивания 5 (12) слов по методу Дюбуа, свидетельствует в пользу недостаточности воспроизведения при сохранной способности к запоминанию информации.

      Исследование речи, чтения и письма

Устную речь оценивают во время сбора жалоб и анамнеза, обращая внимание на беглость речи (темп и плавность неподготовленного, самостоятельного речевого высказывания), используемый набор слов, соотношение различных частей речи (существительных, глаголов и др.). Следует обратить внимание на правильность произношения слов и построения фраз,интонацию речи. Для нарушений построения речевого высказывания (моторная, транскортикальная моторная, проводниковая афазии) характерно снижение беглости, уменьшение числа глаголов, грамматические ошибки. Напротив, при нарушениях восприятия речи (сенсорная, транскортикальная сенсорная афазия) беглость речи и грамматический строй не нарушены, но появляются неправильные, несуществующие в языке слова (парафазии, неологизмы). Механизм возникновения парафазий состоит в трудностях различения близких по звучанию элементов речи. Для выявления указанных трудности можно попросить пациента повторить за врачом близкие по звучанию пары слов (например, «коса-коза», «точка-дочка», «почка-бочка» «трава-дрова» и др.).

При исследовании речевого статуса оценивается как самостоятельная, неподготовленная речь пациента, так и способность к повторению слов и фраз за врачом («повторная речь»). При «транскортикальных» афазиях (транскортикальная сенсорная, транскортикальная моторная) не нарушен повтор слов и предложений,но возникаютошибки в самостоятельных речевых высказываниях. Обратная ситуация наблюдается при проводниковой афазии.

Понимание устной речи выясняют во время беседы, оценивая правильность ответов на вопросы и выполнения инструкций врача, повторения слов и фраз. Для оценки чтения предлагают прочесть вслух отдельные слова, предложения или короткий текст, обращая внимание на беглость и выразительность чтения, наличие ошибок. Для оценки понимания письменной речи можно попросить прочитать и выполнить определенную команду (например, «закройте глаза»). Для оценки письма просят написать отдельные слова, предложение или короткий текст, обращая внимание на почерк, скорость письма и наличие ошибок. В дифференциальном диагнозе речевых нарушений может иметь значение сопоставление самостоятельного письма пациента с письмом под диктовку или переписыванием текста. Оценивают также автоматизированную речь: счет от одного до десяти, перечисление букв алфавита, рассказ пословицы или стихотворения.

Пациентам с речевыми нарушениями часто трудно называть предметы (недостаточность номинативной функции). Для выявления данного симптома пациенту показывают реальные предметы или их изображения, прося назвать их. Проба с реальными предметами считается более простой и, следовательно, менее чувствительной. При недостаточности номинативной функции речи пациент видит предмет, может объяснить, что это такое и для чего предназначено, но не может его назвать. Недостаточность номинативной функции речи составляет клиническое ядро амнестической (аномической) афазии, она наблюдается также и при других речевых расстройствах (сенсорная, моторная афазия и др.).

      Исследование гнозиса

Слуховой гнозис позволяет узнавать внешние объекты, процессы по характерным для них звукам (например, часы по их тиканию, собаку по лаю), различать известные музыкальные мелодии.

Способность определять предметы по осязанию (стереогнозис) определяют, попросив распознать простой предмет (например, ключ, ластик) на ощупь с закрытыми глазами.

Зрительно-предметный гнозис оценивают по узнаванию предметов, реальных или нарисованных. Как и при исследовании речевого статуса, проба с реальными предметами более проста, чем узнавание нарисованных, особенно при их наложении друг на друга. Пациент со зрительно-предметной агнозией, в отличие от пациента с недостаточностью номинативной функции речи, не только не называет, но и не определяет предназначение показываемого предмета.

К разновидностям зрительных агнозий относится также нарушение узнавания букв, которое приводит к трудностям или невозможности чтения (алексия). Следует отметить, что, как правило, чтение страдает в непропорционально большей степени по сравнению с узнаванием отдельных букв. При этом, в отличие от афазий, устная речь пациента не страдает.

Для исследования способности к узнаванию лиц, пациенту показывают фотографии его близких или хорошо знакомых людей.

Зрительно-пространственный гнозис изучают по результатам копирования геометрических фигур или простых рисунков. Весьма информативен тест узнавания часов: пациенту дают реальные или нарисованные часы и спрашивают, который час показывают стрелки. Используют как циферблат с цифрами (более простая проба), так и слепой циферблат, без цифр (усложненная проба). Ориентировка в системе формальных пространственных координат оценивается также в пробах Хэда: врач становится напротив пациента и просит копировать показываемое положение своих рук. При этом обязательно даётся инструкция использовать ту же руку («то, что я делаю правой рукой, то и Вы делайте правой»).

При исследовании соматического гнозиса проверяются знания пациента схемы своего тела. Можно попросить показать нос, глаз и т. д., однако, трудности при выполнении таких проб возникают лишь при очень тяжёлой патологии. Чаще в клинической практике встречается пальцевая агнозия: пациенты не различает пальцы на руке, не могут воспроизвести показываемую врачом позу пальцев. Следует также обратить внимание на различие в восприятии правой и левой стороны тела и стороны пространства, так как при поражении теменных долей головного мозга (особенно справа) пациент может игнорировать противоположную сторону собственного тела и/или противоположную сторону пространства.

      Оценка праксиса

Праксис оценивается по способности выполнять целенаправленные действия. Следует раздельно оценить выполнение тех или иных действий самостоятельно, по словесной команде врача и по подражанию, так как при различных видах апраксий эти функции страдают в различной степени. При идеомоторной апраксии пациент испытывает затруднения при имитации целенаправленных действий по словесной команде, но выполняет их самостоятельно с реальными предметами и по подражанию. В отличие от этого при моторной (кинетической) апраксии страдают как самостоятельные действия, так и выполнение словесных команд, как имитация действий, так и действия с реальными предметами.

Обычно пациента просят выполнить простые бытовые действия: «покажите, как режут ножницами бумагу», «как расчесываются», «как чистят зубы» и др. При этом, обязательно следует предупредить пациента, чтобы он не использовал части своего тела как инструмент (например, при просьбе «покажите, как Вы режете ножницами бумагу» пациент может «резать» бумагу указательным и средним пальцем, а не воображаемыми ножницами). Часто, наряду с простыми бытовыми действиями, просят показать символические движения: как грозят пальцем, как отдают воинское приветствие, посылают воздушный поцелуй и др.

Идеаторный праксис проверяют по способности выполнить действие, состоящее из нескольких последовательных движений. Например, просят пациента «напишите себе письмо, вложите его в конверт, заклейте его и напишите на конверте свой адрес». Другой вариант: «Возьмите лист бумаги правой рукой, сложите его вдвое и положите на стол». Как правило, нарушения идеаторного праксиса развивается при тяжелой патологии головного мозга и наблюдается при деменциях различной этиологии.

Конструктивный праксис оценивают в пробах на складывание фигур из спичек, рисование геометрических фигур. При этом наиболее чувствительна проба на рисование трехмерных фигур (например, кубика). При наличии первичной конструктивной диспраксии пациент испытывает серьёзные затруднения как при самостоятельном рисовании, так и при копировании образца. Конструктивные способности пациента отражает также его способности расставить стрелки на готовом циферблате часов (к примеру, нарисованном врачом), так, чтобы они показывали заданное время.

Динамический праксис исследуют по способности повторить серию повторных последовательных движений, например: «кулак - ребро кисти - ладонь».

      Управляющие функции (внимание, интеллект)

Выявление нарушений управляющих функций (внимание, интеллект) часто представляет собой непростую клиническую задачу. При легкой степени нарушений сохраненыосновные знания и навыки, накопленные в течение жизни. Будучи потенциально способным к познавательной деятельности, пациент в то же времячасто не может корректно поставить перед собой цель, спланировать свою деятельность в соответствии с этой цельюи/или следовать намеченной программе. Трудности планирования и контроля частонепостоянны. При этом пациент, решая когнитивные задачи одинаковой сложности, пациент может справиться с ними легко или испытывать непреодолимые затруднения.

Весьма чувствительны к нарушениям управляющих функций пробы на обобщение. Пациента просят найти обобщающее слово для двух предметов, относящихся к одной семантической категории. Например, спрашивают «что общего между яблоком и грушей, столом и стулом, пальто и курткой, велосипедом и лодкой, часами и линейкой?». Правильный ответ ― определение категории, к которой относятся указанные предметы (соответственно, «фрукты», «мебель», «одежда», «транспортные средства», «измерительные приборы»). Выполнение этого теста может быть нарушено по разным механизмам. При грубых расстройствах памяти пациент может забыть, что яблоко и груша относятся к фруктам (нарушения семантической памяти). При недостаточности управляющих функций в типичных случаях ответ пациента несоответствует поставленному вопросу: так, в ответ на вопрос «что общего между пальто и курткой» пациент может сказать «пальто – длинное, а куртка короткая» («лобная» импульсивность).

Для оценки интеллектуальных функций также предлагают объяснить значение известной пословицы, например, «готовь сани летом, а телегу зимой». Как в пробах на обобщение, трактовка пословицы может нарушаться как из-за снижения способности к абстрагированию (в этом случае, пациент трактует пословицу буквально), так ивследствие нарушения планирования и контроля (например, пациент трактует приведенную выше пословицу следующим образом: «это значит – делай всё наоборот»).

А.Р.Лурия для оценки управляющих функций и интеллекта предложил использовать следующую методику [А.Р.Лурия, 1969]. Пациента просят составить короткий рассказ по сюжетной картинке или серии картинок. При наличии патологии управляющих функций внимание пациента концентрируется только на каком-либо одном фрагменте изображения, и на основании только этого фрагмента составляется рассказ. Этот феномен называется фрагментарность восприятия. Так, посмотрев на приведенную картинку, пациент говорит «Это Кремль», обратив внимание лишь на башню на заднем плане.

Рисунок 3.1. Исследование управляющих функций по методу А.Р.Лурия. Описание сюжетной картинки. А.Р.Лурия, 1969. Е.Д.Хомская, 2005.

Произвольное внимание оценивается в пробах на «реакцию выбора». При этом пациенту нужно выполнить определенное оговоренное действие в ответ на действие врача (Таблица 3.1).

Таблица 3.1.

Реакции выбора

Простая реакция выбора.

Дается инструкция: "Сейчас я проверю Ваше внимание. Мы будет выстукивать ритм. Если я ударю один раз, Вы должны ударить два раза подряд. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз". После этого следует потренироваться, чтобы убедиться, что пациент усвоил инструкцию. Затем выстукивается следующий ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2.

Оценка результата: правильное выполнение - 3 балла, не более 2 ошибок - 2 балла, более 2 ошибок - 1 балл, полное копирование ритма врача - 0 баллов.

Усложненная реакция выбора.

Дается инструкция: "Теперь если я ударю один раз, то Вы ничего не должны делать. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз". Также вначале даётся тренировочное задание. Затем выстукивается тот же ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2.

Оценка результата аналогично, как и простой реакции выбора.

Наиболее чувствительными пробами считаются те, в которых учитывается темп когнитивных процессах. Считается, что снижение психической активности, которое проявляется замедленностью мышления (брадифрения), раньше всего развивается при нарушении управляющих лобных функций. В настоящее время общепризнано, что для выявления нарушений управляющих функцийнаиболее информативентест связи цифр и букв (таблица 3.2.).

Таблица 3.2.

Тест связи цифр и букв [ Lezak , 1983]

Положите перед пациентом тестовый листок (см. ниже) и карандаш и скажите: «Посмотрите, пожалуйста, на этот лист бумаги. Здесь расположены цифры от 1 до 25. Ваша задача соединить их карандашом по порядку. От цифры «1» Вы должны вести линию к цифре «2», потом к «3» и так дальше, до 25. Старайтесь делать это как можно быстрее, так как это задание на время, но не пропускайте ни одной цифры». Когда Вы убедитесь, что пациент правильно понял инструкцию, включаете секундомер и начинаете задание. Если пациент пропускает цифру, его следует исправить, при этом секундомер не выключается. На цифре «25» выключите секундомер и зафиксируйте время.

Часть Б. Положите перед пациентом другой тестовый листок (см. ниже) и скажите: «Теперь более сложное задание. На этом листке, как Вы видите, расположены не только цифры, но и буквы. Вы должны по порядку соединять цифру с буквой, потом букву с цифрой и так далее. Цифру «1» Вы соединяете с буквой «А», потом ведёте линию к цифре «2», потом к букве «Б» и так далее, по порядку, до цифры «13», где написано «конец». Как и в первый раз, постарайтесь делать это как можно быстрее, но не пропускайте, ни букв, ни цифр». Включается секундомер и начинается задание. Как и в части А, если больной пропускает цифры или буквы, его следует поправить, не выключая секундомера. На цифре «13» секундомер выключается и фиксируется время.

      Интегральная оценка когнитивных функций

В клинической практике широко используется упрощенное исследование психического статуса, которое включает 11 вопросов и требует 5-10 минут для его проведения (Краткая шкала оценки психического статуса –Mini-Mental State Examination).Данная методика оценивает когнитивные функции в целом, поэтому относится к так называемым «интегральным» когнитивным тестам (таблица 3.2).

Таблица 3.3.

Краткая шкала оценка психического статуса [ Folstein M . F ., 1975]

Максимальное число баллов

Исследуемая функция психического статуса

Ориентировка во времени и пространстве (по одному баллу за правильный ответ)

Какой сейчас (год) (время года) (число) (день) (месяц)?

Где мы находимся?: (страна) (область) (город) (больница) (этаж)

Немедленное воспроизведение

Называется три предмета (карандаш, дом, копейка), в течение секунды каждый, затем обследуемого просят их повторить. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Если больной не запоминает все предметы, их повторяют до тех пор, пока он их не запомнит.

Внимание и счет

Отнимать от 100 по 7 последовательно 5 раз. 1 балл за каждый правильный ответ.

Отсроченное воспроизведение

Попросить обследуемого вспомнить три предмета, названные при проверке немедленного воспроизведения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл

Покажите карандаш и часы и попросите обследуемого назвать эти предметы (по одному за каждый правильный ответ)

Попросить больного повторить: «Никаких если, никаких но»

Попросите обследуемого выполнить последовательность из трех действий:

«Возьмите бумагу в правую руку, сложите ее пополам и положите на пол» (по одному баллу за каждое выполненное действие)

Попросите обследуемого выполнить письменную инструкцию: «Закройте глаза»

Напишите предложение

Скопируйте рисунок

Всего 30 баллов

В норме обследуемые набирают 28-30 баллов, снижение количества набранных баллов (27 и менее) указывает на возможность расстройства когнитивных нарушений.

Недостатки краткой шкалы оценки психического статуса ― отсутствие в ней проб на управляющие функции и чрезмерная простота. Поэтому данная методика неинформативна при легких и умеренных когнитивных нарушениях, в особенности, если в их структуре преобладают нарушения внимания и интеллекта. В настоящее время в качестве альтернативы краткой шкалы оценки психического статуса нередко используется Монреальская когнитивная шкала (так называемый, Мока-тест, рисунок 3.1). Выполнение Мока-теста занимает приблизительно столько же труда и времени, сколько и краткой шкалы оценки психического статуса. Однако в нём устранены указанные выше недостатки краткой шкалы.

Рисунок 3.1.

Монреальская когнитивная шкала [ www . mocatest . org ]

В качестве самого упрощенного экспресс-метода интегральной оценки когнитивных функций можно рекомендовать тест Мини-Ког. Данная методика выполняется за 2-3 минуты и позволяет оценить память, пространственные и управляющие функции. Методику Мини-Ког можно рекомендовать для оценки когнитивных функций в условиях амбулаторного приёма. Очевидно, что данная методикаплохо выявляет лёгкие и умеренные когнитивные расстройства.

Таблица 3.4

Методика Мини-Ког (по W. J . Lorentz и соавт., 2002)

1.Инструкция: «Повторите три слова: лимон, ключ, шар». Слова должны произноситься максимально чётко и разборчиво, со скоростью 1 слово в секунду. После того, как пациент повторил все три слова, просим «а теперь запомните эти слова. Повторите их ещё один раз». Добиваемся того, чтобы пациент самостоятельно вспомнил все три слова. При необходимости, предъявляем слова повторно – до 5 раз.

2.Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате и со стрелками. Все цифры должны стоять на своих местах, а стрелки должны указывать на 13.45. Больной должен самостоятельно нарисовать круг, расставить цифры, и изобразить стрелки. Подсказки не допускаются. Больной также не должен смотреть на реальные часы у себя на руке или на стене. Вместо 13.45, можно просить поставить стрелки на любое другое время.

3.Инструкция: «Теперь давайте вспомним три слова, которые мы учили в начале». Если больной самостоятельно не может припомнить слова, можно предложить подсказку. Например, «Вы запоминали ещё какой-то фрукт … инструмент … геометрическая фигура».

Интерпретация: существенные трудности рисования часов или трудности воспроизведения с подсказкой хотя бы одного слова свидетельствуют о наличии клинически значимых когнитивных нарушений.

      Инструментальные и лабораторные методы исследования

Магнитно-резонансная томография и рентгеновская компьютерная томография у пациентов с когнитивными расстройствами позволяют выявить изменения, характерные для сосудистого процесса (последствия перенесенных инсультов, повреждения белого вещества головного мозга и др.) или болезни Альцгеймера (атрофические изменения головного мозга и др.). Проведение этих методов исключает другие заболевания (опухоль, внутричерепная гематома и др.), которые также могут проявляться когнитивными расстройствами.

В специализированных на болезни Альцгеймера научных центрах могут быть проведены современные методы её диагностики. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) может выявить изменения (снижение метаболизма глюкозы, увеличение содержание бета-амилоида в головном мозге) еще до развития выраженных когнитивных расстройств. Диагностическое значение имеет снижение содержания бета-амилоида и увеличение концентрации тау-протеина в цереброспинальной жидкости. Установлено, что накопление бета-амилоида в головном мозге, выявляемое при ПЭТ, и изменение содержания бета-амилоида и тау-протеина в цереброспинальной жидкости возникают раньше, чем клинические проявления болезни Альцгеймера, поэтому эти биологические маркеры заболевания могут быть использованы для его ранней диагностики.

Большую роль в диагностике болезни Альцгеймера играют и генетические исследования (выявление встречающихся в 1-5% случаев наследственных случаев заболевания, обнаружение генов APOE). Исследование биологических маркеров деменции следует проводить людям, имеющим высокий риск развития болезни Альцгеймера: носителям гена APOEε4, родственникам пациентов с развитием болезни Альцгеймера в возрасте до 55-60 лет, когда высока вероятность редко встречающейся (0,5-1%) наследственной формы болезни Альцгеймера.

Главная > Реферат

Синдром печёночной энцефалопатии

Печёночная энцефалопатия – нейропсихическое расстройство, осложняющее течение острых и хронических диффузных болезней печени.Факторы, провоцирующие острую печёночную энцефалопатию
    Нарушения электролитного баланса, под воздействием диуретиков, рвоты, диареи; Кровотечения из ЖКТ; Психоактивные вещества – алкоголь; Инфекции – спонтанный бактериальный перитонит, бронхолёгочные инфекции; Запоры; Пища, богатая белками.
Патогенез Снижение печёночного клиренса образующихся в кишечнике веществ в результате печёночно-клеточной недостаточности и шунтирования крови, нарушение метаболизма АК  дисфункция нейромедиаторных систем под действием разнообразных нейротоксинов, особенно аммиака. При ПЭ он воздействует непосредственно на мембраны нейронов или вызывает постсинаптическое торможение и опосредованно, через влияние на глутаматэргическую систему, нарушает функции нейронов. В условиях избытка аммиака запасы глутамата истощаются и происходит накопление в крови глутамина. При заболеваниях печени в крови накапливается триптофан – ароматическая АК, предшественник серотонина (участвует в регуляции уровня возбуждения коры ГМ, состояние сознания и цикла бодрствование-сон). Предполагают, что декарбоксилирование в кишечнике некоторых АК ведёт к образованию -фенилэтиламина, октопамина – ложные нейротрансмитеры.Клинико-патогенетические варианты комы Выделяют 3 клинико-патогенетических варианта печёночной комы:
    Эндогенная печёночно-клеточная кома (истинная). Чаще всего обусловлена острым вирусным гепатитом, вирусным циррозом, отравлением гепатотропными ядами. Непосредственными причинами могут быть массивные некрозы печени. В патогенезе имеют значение вещества, токсически действующие на мозг, и накопление поступающих из кишечника ароматических АК. Экзогенная портокавальная кома (ложная). Развивается у больных циррозом печени. Разрешающим фактором является повышенное потребление белка и гастроинтестинальные кровотечения, нерациональное лечение диуретиками, эвакуация асцитической жидкости, необдуманное массивное применение седативных и снотворных, воздействие интеркуррентной инфекции, присоединение острого алкогольного гепатита, обширные оперативные вмешательства. Угнетение ЦНС наступает под действием аммиака и фенолов, ароматических и содержащих серу АК, накапливающихся в крови вследствие повышенного поступления в общий кровоток из кишечника.
Течение ПЭ
    Острая – внезапное начало, продром от 1 до 3 часов, короткое и крайне тяжёлое течение от нескольких часов до суток. Быстро наступает коматозное состояние. Больные умирают через 1-3 дня. При молниеносной форме возможна смерть в течение нескольких часов. Прогноз определяется возрастом (неблагоприятен у лиц, моложе 10 и старше 40 лет), этиологией (прогноз хуже при вирусном поражении), наличием желтухи, появившейся ранее, чем за неделю до ПЭ. Подострая – отличается лишь длительностью (неделя и более). Хроническая – наблюдается у больных с ЦП и портальной гипертензией.
Клиническая картина
    Нарушение сознания с расстройством сна. Сонливость появляется рано, в дальнейшем развивается инверсия сна. К ранним признакам расстройства сознания относят уменьшение числа спонтанных движений, фиксирование взгляда, заторможенность, апатия, краткость ответов. Возможно также развитие делирия. Изменения личности – ребячливость, раздражительность, потеря интереса к семье (вовлечение лобных долей). Расстройство интеллекта.
Для диагностики ПЭ используют простой тест Рейтана на соединение чисел . Наиболее типичный неврологический симптом – «хлопающий тремор» (астериксис ), связанный с нарушением поступления афферентных импульсов от суставов в ретикулярную формацию. Астериксис демонстрируют на вытянутых руках с расставленными пальцами или при максимальном разгибании кисти больного с фиксированным предплечьем. При этом наблюдаются быстрые сгибательно-разгибательные движения в пястно-фаланговых и лучезапястных суставах, часто с латеральными движениями пальцев. Тремор двухсторонний, но не синхронный – на одной стороне может быть выражен сильнее.Клиническая классификация ПЭ (по West-Haven)

Степень тяжести

Симптомы

Тест Рейтана

0 (латентная) Без нарушений
I Незначительное изменение сознания, эйфория или беспокойство, понижение внимания, снижение способности считать.
II (прекома) Летаргия или апатия, незначительная дезориентация во времени и месте, очевидные изменения личности, неадекватное поведение, снижение способности считать. Астериксис часто и легко обнаруживается.
III (ступор) Сонливость, переход в полуступор, с сохранением реакции больного на стимуляцию. Спутанность сознания, полная дезориентировка. Астериксис бывает, если пациент способен выполнять команду.

Более 120 с или тест не может быть проведён

IV (кома)

Тест не может быть проведён.

Диагностика стадий печёночной энцефалопатии (Григорьев П. Я., Яковенко Э. П., 1990)

ПЭ, СТАДИЯ

СОЗНАНИЕ

МЫШЛЕНИЕ

ПОВЕДЕНИЕ

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

Нарушение ритма сна.

Незначительные ошибки при счёте, невнимательность. Повышенная раздражительность, эйфория или депрессия. Мелкий тремор, нарушение координации при выполнении точных движений, письме.
Замедление реакции, патологическая сонливость (летаргия) Дезориентировка во времени, грубые ошибки при счёте, ретроградная амнезия. Неадекватное поведение, гнев, апатия. Хлопающий тремор, нарушение почерка, гиперрефлексия, атаксия.

Спутанность сознания, сопор

Дезориентировка во времени и пространстве, амнезия

Параноидный бред, делирий.

Гиперрефлексия, нистагм, экстрапирамидные нарушения (патологические рефлексы).
Бессознательное состояние, ступор

Отсутствует

Отсутствует

Кома, опистотонус, расширение зрачков.
Стадии печёночной энцефалопатии (Международная ассоциация по изучению болезней печени, 1992)

Психический статус

Неврологические нарушения

Субклиническая Нарушение при ТСЧ, лёгкий тремор, нарушение координации.
Лёгкая несобранность, беспокойство, эйфория, утомляемость, эйфория, нарушение ритма сна.
Сонливость, летаргия, дезориентация, неадекватное поведение. Астериксис, дизартрия, примитивные рефлексы (сосательный, хоботковый).
Сопор, выраженная дезориентация, нечёткая речь. Гиперрефлексия, патологические рефлексы (Гордона, Жуковского), миоклонии, гипервентиляция.
Децеребрационная ригидность, окулоцефалический феномен. На ранней стадии сохраняется ответ на все раздражители.

Дифференциальный диагноз

Диагноз устанавливают на основании характерной клинической картины заболевания. Он подтвержда-ется в первую очередь пункционной биопсией печени, данными эхографии, сканирования, компьютерной томографии, ангиографии и других методов исследования. Цирроз печени отличают от хронического гепатита, дистрофии печени, очаговых ее поражений при хронических инфекциях, первичного или вторич-ного (метастатического) опухолевого поражения, вторичного поражения пе-чени при синдроме Киари, гельминтных поражений печени (в первую очередь от эхинококкозов печени), застойной печени, фиброза печени, алейкемической формы лейкоза. При жировой дистрофии (жировой гепатоз) печень обычно увеличена, но край ее не такой острый, как при циррозе. Увеличения селезенки обычно не наблюдается. При опухолевом поражении печени отмечается сравнительно быстрое нарастание симптомов (несколько месяцев- 1-1,5 года), желтуха приобретает черты преимущественно механической; печень постепенно увели-чивается, нередко бугристая, с неровным краем, селезенка не увеличена. В слу-чаях, когда рак печени возникает на фоне цирроза (рак-цирроз), диагноз становится более трудным. Решающее значение в дифференциальной диагно-стике имеют лапароскопия и пункционная биопсия, сканирование, эхография, компьютерная томография.

Осложнения цирроза

    Печёночная энцефалопатия; Кровотечение, особенно из флебоэктазий пищевода и кавернозных телец прямой кишки; Тромбоз воротной вены; Вторичная бактериальная инфекция (спонтанный бактериальный перитонит, сепсис, пневмония); Прогрессирующая печёночно-клеточная недостаточность; Трансформация в цирроз-рак.

Клинические особенности отдельных видов циррозов печени

Вирусный цирроз печени
    Является макронодулярным; Клиника в период обострения напоминает острую фазу вирусного гепатита; Функциональная недостаточность печени появляется рано; Выраженное расширение вен, геморрагический синдром чаще, чем при алкогольном циррозе печени (хотя он и является портальным); Асцит появляется позже и наблюдается реже, чем при алкогольном; Показатели тимоловой пробы выше, чем при алкогольном циррозе печени.
Алкогольный цирроз печени
    Развивается у 1/3 больных, страдающих алкоголизмом в сроки от 5 до 20 лет; Облик алкоголика – см. сетка LeGo (одутловатое лицо с покрасневшей кожей, мелкими телеангиоэктазиями, багровым носом, тремор рук, век, губ, языка, отёчно-цианотичные веки, глаза с инъекцией склер, припухлость в области околоушных слюнных желёз, возможна контрактура Дюпюитрена); Портальная гипертензия и асцит развиваются раньше, чем при других ЦП; Селезёнка увеличивается позже, чем при вирусном циррозе печени; Высокая активность -глютамилтранспептидазы (в 1,5-2 раза, при норме для мужчин 15-106 Ед/л, для женщин 10-66 Ед/л) – тест можно использовать для скрининга алкоголиков в период воздержания; Биопсия:
      Тельца Маллори (алкогольный гиалин); Скопление нейтрофильных лейкоцитов вокруг гепатоцитов; Жировая дистрофия гепатоцитов; Перицеллюлярный фиброз; Относительная сохранность портальных трактов;
Застойная печени и кардиальный фиброз
    Гепатомегалия, поверхность печени гладкая; далее печень становится плотной, край острый; Болезненность при надавливании; Положительный симптом Плеша или гепатоюгулярный рефлекс – надавливание на печень приводит к набуханию шейных вен; При лечении ХСН – размеры печени уменьшаются; Незначительная выраженность желтухи;

При развитии кардиального цирроза печени она становится плотной, край острый, размеры постоянные и не зависят от эффективности лечения ХСН.

Билиарный цирроз печени

Первичный билиарный цирроз – аутоиммунное заболевание печени, начинающееся как хронический деструктивный негнойный холангит, длительно протекающее без выраженной симптоматики, приводящее к развитию длительного холестаза и лишь на поздних стадиях и к формированию цирроза печени.

Встречается у 23-25 больных на 1 млн. Морфологическая картина :

    Стадия негнойного деструктивного холангита – воспалительная инфильтрация и деструкция междольковых и септальных желчных протоков (инфильтрация портальных трактов лимфоцитами, плазмоцитами, макрофагами, эозинофилами); Стадия пролиферации холангиол и перидуктального фиброза – очаги пролиферирующего билиарного эпителия. Фиброз стромы при наличии воспалительной инфильтрации печени. Появляются порто-кавальные и порто-центральные септы. Стадия цирроза – крупноузловой или смешанный.
Клиническая картина. Болеют женщины в возрасте 35-55 лет (чаще после 45). Единственным симптомом в течение многих лет может быть кожный зуд. Основные клинические проявления:
    Интенсивный кожный зуд, внепечёночные проявления (синдром Шегрена, ревматоидный артрит); Повышение активности ферментов холестаза в сыворотке в 2-3 раза; Нормальные внепечёночные желчные пути при УЗИ и рентгенографическом исследовании; Обнаружение антимитохондриальных антител в сыворотке крови в титре более 1: 40; Появление JgM в сыворотке; Характерные изменения в пунктате печени.

Диагноз ПБЦ достоверен при наличии 4-го и 6-го критериев или 3-4 указанных признаков при отсутствии маркеров вирусных гепатитов с парентеральным механизмом.

Вторичный билиарный цирроз печени – цирроз, развивающийся в следствие длительного нарушения оттока желчи на уровне крупных внутрипечёночных желчных протоков.

Причины:

    Врождённые дефекты внепечёночных желчных протоков (атрезия, гипоплазия) – наиболее частая причина у детей; Холелитиаз; Послеоперационное сужение; Доброкачественные опухоли; Сдавление желчных протоков лимфатическими узлами; Кисты общего желчного протока; Восходящий гнойный холангит; Первичный склерозирующий холангит.

Лечение ЦП и его осложнений

    Лечебный режим. Вне обострения в стадию компенсации – облегчённый режим труда, запрещаются физические нагрузки и нервные перегрузки. При активности и декомпенсации – постельный режим. Больному не показаны печёночные экстракты, ФТЛ, бальнеолечение, минеральные воды, лечебное голодание, желчегонные средства. Лечебное питание. 4-5 раз в день в пределах стола № 5. Трансфузионно-инфузионная терапия. При развитии гепатоцеллюлярной недостаточности, выраженном холестатическом синдроме, прекоматозном состоянии проводят дезинтоксикационную терапию с помощью внутривенного капельного вливания 300-400 мл гемодеза (5-12 инфузий), 500 мл 5% раствора глюкозы в день (со 100 мг ККБ). При выраженной гипоальбуминемии – альбумин по 150 мл 10% раствора внутривенно, капельно 1 раз в 2-3 дня, 4-5 вливаний. При выраженной печёночной недостаточности введение препаратов, содержащих ароматические АК опасно (полиамин, инфезол, неоальбумин). Патогенетическое лечение. ГКС назначают при аутоиммунном циррозе печени или при выраженном гиперспленизме. Начальная доза при умеренной активности 15-20 мг, при резко выраженной – 20-25 мг. Максимальную дозу назначают в течение 3-4 недель до уменьшения желтухи и снижения АТ в 2 раза. Дозу снижают на 2,5 мг каждые 10-14 дней под контролем тимоловой пробы. Через 1,5-2,5 месяца переходят на поддерживающие дозы (7,5-10 мг). Длительность курса – от 3 месяцев до нескольких лет. Короткие курсы преднизалонотерапии (20-40 дней) показаны при гиперспленизме. При любой циррозе в фазу декомпенсации ГКС не показаны. Лечение отёчно-асцитического синдрома.
      Постельный режим. Ежедневно определяют суточный диурез, суточное количество принятой жидкости, АД, ЧСС, массу тела, лабораторный контроль электролитов, альбуминов, мочевины и креатинина. Диета – белок 1 г/кг. Соль 0,5-2 г/сутки. Жидкости примерно 1,5 литра в сутки. Диурез 0,5-1 л/сутки (то есть диурез должен быть положительным: +500 мл). Если в течение недели соблюдается постельный режим и бессолевую диету и ежедневный диурез не менее 0,5 литров и большой потерял менее 2 кг массы тела, необходима мочегонная терапия. Мочегонная терапия. При неэффективности вышеуказанных мероприятий продолжают ступенчатую терапию диуретиками. Диуретическая терапия при циррозе состоит из 3 основных ступеней:
    Антагонисты альдостерона. 75-150 мг верошпринона, при недостаточной эффективности через 1 неделю повышают суточную дозу до 200 мг, при чрезмерном диурезе снижают до 25-50 мг. Проводят лечение в течение недели. При недостаточной эффективности подключают натрийуретики. Сальуретики. Фуросемид – однократно, утром (40-80 мг) в один приём 2-3 раза в неделю на фоне ежедневного приёма альдактона в дозе 100-150 мг/сутки. После достижения выраженного диуретического эффекта переходят на приём альдактона в поддерживающей дозе 75 мг/сутки и фуросемида 20-40 мг 1 раз в 7-10-14 дней. Тиазидные диуретики. При упорном асците на 2-3 дня используют комбинацию мочегонных: альдактон 200 мг + фуросемид 80 мг + гипотиазид 100 мг.

Помимо повышения дозы диуретиков можно использовать комбинированные препараты, например триампур (триамтерен 25 мг + 12,5 мг дихлотиазида).

      Нативная плазма или свежезамороженная и 20% раствор альбумина. Разовая доза плазмы 125-150 мг. На курс 4-5 вливаний. 20% раствор альбумина вводят в разовой дозе 100 мг, на курс 5-6 вливаний. Абдоминальный парацентез. Показан при стойком асците, не поддающемся лечению по правильной программе с точным выполнением больным предписаний. Объём удаляемой жидкости не более 2 литров. Противопоказания – инфекция, кровотечение, печёночная кома. Перед процедурой можно ввести 30-40 г альбумина. После эвакуации – асцитосорбция.
    Хирургическое лечение синдрома портальной гипертензии. В 80-90 гг XX века было предложено 2 типа операций:
    Оментопариетопексия – подшивание большого сальника к передней брюшной стенке (Тальма); Сосудистый порто-кавальный анастомоз (Экк).
Показания к спленэктомии при портальной гипертензии резко сужены (т. к. высока послеоперационная летальность, часто аспленическая тромбоцитопения):
    Сегментарная внепечёночная портальная гипертензия, когда болезнь проявляется в основном профузными кровотечениями из флебоэктазий желудка вследствие непроходимости v. lienalis; Сосудистая фистула между селезёночной артерией и веной  портальная гипертензия в результате перегрузки объёма; При инфантилизме у подростков.
Наложение прямого порто-кавального анастомоза ведёт к нарастанию печёночной энцефалопатии. В 1967 году предложена операция дистального спленоренального анастомоза. В последующие годы разработаны «парциальные» портокавальные анастомозы, ограничивающиеся диаметром соустья до 8-10 мм. При не выполнимости ПКА профилактика и лечение кровотечений из варикозно-расширенных вен осуществляется операцией Таннера-Пациора – прошивание и перевязка вен дистального отдела пищевода и проксимального отдела желудка. По прошествии 6 месяцев после прошивания обязателен эндоскопический контроль результатов. Противопоказания к оперативному лечению: Выбор метода операции:
    Спленоренальный анастомоз с удалением селезёнки или портокавальный в сочетании с артериализацией печени путём одновременного наложения артериовенозного спленоумбиликального анастомоза – у больных ЦП с выраженным гиперспленизмом с указанием на пищеводно-желудочное кровотечение, особенно если портальное давление выше 350 мм. вод. ст., при удовлетворительном состоянии больного и относительно сохранных функциональных пробах. Спленоренальный анастомоз бок в бок без удаления селезёнки в сочетании с перевязкой селезёночной артерии – если мало выражены явления гиперспленизма.
    Купирование пищеводно-желудочных кровотечений.
    После эндоскопической диагностики вводят зонд Сенгста-Блекмора, что даёт остановку кровотечения в 95% случаев. Одновременно – инфузионно-трансфузионная терапия, оценка функционального состоянию по Чальду-Пью. После стабилизации гемодинамики внутривенно нитроглицерин. Старые рекомендации – питуитрин 20 ед. внутривенно в 100-200 мл 5% раствора глюкозы в течение 15-20 минут. В течение этого времени желудок отмывают от крови. По истечении 6 часов воздух из манжетки выпускают. Если кровотечение не рецидивирует – эндоскопическое склерозирование варикозных вен, иначе при классе тяжести А и В – прошивание варикозных вен, при С – вновь зонд Сенгста-Блекмора.

Методика тампонады. Больной лежит с несколько приподнятой головой. Производят анестезию задней стенки глотки дикаином. Смазывают зонд вазелином. Вводят через нос или рот так, чтобы конец встал у гортани или задней стенки глотки. Далее при глотании воды из стакана через соломинку трубка постепенно продвигается до метки 50 см. В нижний баллон вводят 100-200 см 3 воздуха, после чего необходимо тянуть его назад до ощущения сопротивления, свидетельствующего о прилегании баллона к кардии. Верхний пищеводный балон наполняют 40-60 см 3 воздуха под давлением 50 мм. рт. ст.

    Лечение синдрома гиперспленизма. Для повышения количества лейкоцитов – нуклеокислый натрий по 0,3 г 3-4 раза в день от 2 недель до 3 месяцев, пентоксил 0,2 г 3 раза в день 2-3 недели. При отсутствии эффекта – преднизолон, спленэктомия.

Лечение печёночной энцефалопатии

Слепая кишка – место наиболее интенсивного образования аммиака (всасывания): ½ его можно удалить сифонными клизмами. Можно использовать клизмы с лактулёзой, затем чистой водой. Желательно использовать подкисленную воду (с добавлением 0,25-1,0% раствора уксусной кислоты), чтобы связать как можно больше аммиака. Щелочные клизмы наоборот усиливают переход аммиака из просвета кишки в более кислую кровь. Ограничение потребления белка до 10-20 г за 1-2 дня. Калорийность 2000 ккал/сут. Больного в коме кормить через зонд нецелесообразно. Образование аммиака снижается также при ингибиции освобождения его ферментов и подавлением бактерий, продуцирующих уреазу, аминокислотную оксидазу. Для выполнения этой задачи могут быть использованы антибиотики широкого спектра действия:
    Ампициллин 2-4 г/сутки; Амоксициллин 2 г/сутки; Метронидазол 800 мг/сутки.
Последний не следует принимать длительное время из-за дозозависимого токсического влияния на ЦНС. Слизистая оболочка кишечника не содержит ферментов, расшепляющих синтетические дисахариды, такие как лактулёза или лактиол. Принимаемая перорально, лактулёза достигает слепой кишки, в которой она расщепляется бактериями с образованием молочной кислоты  снижается рН. Это способствует росту бактерий, расщепляющих лактозу, при этом рост аммониогенных микроорганизмов (бактероидов) подавляется. Лактулёза может детоксицировать жирные кислоты с короткой цепью, образующихся при наличии крови и белков. В присутствии лактулёзы и крови бактерии толстой кишки в основном расщепляют лактулёзу. Кислая реакция кала может уменьшить ионизацию и абсорбцию аммиака. В толстой кишке лактулоза более, чем в 2 раза увеличивает образование растворимых соединений азота. В результате азот не абсорбируется в виде аммиака и уменьшается образование мочевины. При назначении лактулёзы необходимо стремиться к кислому калу без диареи. Назначают по 10-30 мл 3 раза в сутки  2-3 раза дефекация мягким калом.

Лактулоза (дюфалак, duphalac, нормазе, порталак, лизалак)

Характеристика. Синтетический полисахарид. Белый порошок, хорошо растворимый в воде.

Фармакология. Гипоаммониемическое и слабительное средство. Снижает концентрацию ионов аммония в крови на 25-50% и уменьшает выраженность гепатогенной энцефалопатии, улучшает психическое состояние и нормализует ЭЭГ. Стимулирует размножение молочнокислых бактерий и перистальтику кишечника (действует только в толстой кишке). Микрофлора толстой кишки гидролизует лактулозу до молочной (в основном) и частично до муравьиной и уксусной кислот. При этом увеличивается осмотическое давление и подкисляется содержимое кишки, что приводит к удержанию ионов аммония, миграции аммиака из крови в кишку и его ионизации. Снижает образование и абсорбцию азотосодержащих токсинов в проксимальном отделе толстой кишки. Выведение связанных ионов аммония осуществляется при развитии слабительного эффекта. Действие наступает через 24-48 ч после введения. Его отсроченность обусловлена прохождением препарата через ЖКТ. Компоненты лактулозы слабо абсорбируются в кровь и их суточное выведение с мочой составляет около 3%.

Показания. Запор (в том числе хронический), печеночная энцефалопатия, включая прекому и кому (лечение и профилактика), нарушение флоры кишечника (например, при сальмонеллезах, шигеллезах), синдром гнилостной диспепсии у детей раннего возраста, болевой синдром после удаления геморроидальных узлов.

Противопоказания. Гиперчувствительность, галактоземия.

Побочное действие. Диарея, метеоризм, потеря электролитов.

Взаимодействие. Антибиотики (неомицин) и неабсорбируемые антациды снижают эффект.

Способ применения и дозы. Внутрь. При печеночной энцефалопатии взрослым назначают по 45-90 мл сиропа в 2-3 приема, по другим показаниям 15-45 мл в сутки.

Меры предосторожности. С острожностью применяют при сахарном диабете. У пожилых и ослабленных больных, принимающих лактулозу более 6 месяцев, рекомендуется периодически измерять уровень электролитов в сыворотке. При гастрокардиальном синдроме следует постепенно увеличивать дозы, чтобы избежать метеоризма; обычно метеоризм исчезает самостоятельно после 2-3 дней лечения. Нельзя назначать на фоне болей в животе, тошноты и рвоты. При появлении диареи лечение отменяют.

Состав и форма выпуска дюфалака. 1 пакетик с 10 г сухого порошка для приема внутрь содержит лактулозы не менее 95%; в картонной коробке 10, 20, 30 или 100 шт.

Способ применения и дозы. Внутрь, во время еды (утром), дозу устанавливают индивидуально. При лечении запора или для размягчения стула в медицинских целях назначают по 10-30 г в первые 2 дня, поддерживающая доза 10-20 г; при лечении печеночной комы и прекомы: по 20-30 г 3 раза в день, затем в индивидуально подобранной поддерживающей дозе. Обеспечивающей рН стула в пределах 5-5,5 2-3 раза в день.

Другие направления:

    L-орнитин-L-аспартат стимулирует синтез мочевой кислоты путём активации карбамилфосфатсинтетазы и орнитинкарбамилтрансферазы. Способен снижать аммиак в крови. Аспартат активирует синтез глутамата. Орницетил - -кетоглюконат орнитина, связывает аммиак. Выпускается во флаконах, содержащих 5 г нейтрального -кетоглюконата орнитина в виде лиофилизата для внутривенных инъекций или во флаконах по 2 г для внутримышечных инъекций. Дозировка от 5 до 25 г/сутки внутривенно или от 2 до 6 г/сутки внутримышечно. Бромокрептин – агонист дофаминовых рецепторов с пролонгированным действием; Флумазенил – антагонист бензадиазепиновых рецепторов;

Литература

    Ермашанцев А. И. Хирургическое лечение синдрома портальной гипертензии в России //Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии, 2001. № 4. С. 75-77. Калесников Е., Лопаткина Т. Печёночная энцефалопатия у больных циррозом печени: терапевтические аспекты //Врач, 2000. № 6. С. 37-40. Милькаманович В. К. Методическое обследование, симптомы и симптомокомплексы в клинике внутренних болезней Минск: Полифакт-альфа, 1995. Окороков А. Н. Диагностика болезней внутренних органов //Москва, Медицинская литература, 2001. Т1. Окороков А. Н. Лечение болезней внутренних органов //Москва, Медицинская литература, 2001. Т1. Подымова С. Д. Болезни печени //Москва, Медицина, 1995 г. Руководство по гастроэнтерологии //под ред. Комарова Ф. И. Москва, Медицина, 1995 г. Шулутко Б. И. Болезни печени и почек //Санкт-Петербург, Издательство Санкт-Петербургского санитарно-гигиенического института, 1993 г.
Документ

Тема: «Патологическая анатомия: содержание, задачи, объекты и методы исследования. Вскрытие. Признаки смерти и посмертные изменения. Морфология обратимого и необратимого повреждения клеток и тканей.

  • Казанский государственный медицинский университет медико-санитарная часть министерства внутренних дел республики татарстан вестник современной клинической медицины (научно-практический журнал) Том 1, выпуск 1 казань, 2008 удк 61 issn 0000-0000

    Документ

    В научно-практическом журнале сотрудников Казанского государственного медицинского университета и сотрудников медико-санитарной части Министерства внутренних дел по республике Татарстан представлены научные статьи, включающие в себя

  • Рабочая программа по патологии (очное обучение) по специальности «Фармация»

    Рабочая программа

    Учебные часы по Государственному образовательному стандарту Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития − 188 ч

  • Понравилась статья? Поделитесь ей