Контакты

Как взять благословение у батюшки. Как попросить благословение у батюшки

Скажите, пожалуйста, что означает благословение священника?

Правда ли, что если я взяла благословение у одного батюшки, то через 15 минут после этого, встретив другого священника, я не должна брать у него благословение, потому как это уже бессмыслица получается? Как поступить, если, войдя в комнату, я увижу нескольких священников - у кого из них первого надо взять благословение? Или брать благословение у всех?

Подобные вопросы часто смущают новоначальных христиан.

Ответить на них мы попросили клирика храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Клина, протоиерея Алексия Тюкова.

Принимая благословение от епископа или священника, человек тем самым свидетельствует о своей православной вере, о своей церковности, исповедуя десятый член "Символа веры": "Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Человек, принимающий благословение от священнослужителя, по своей вере принимает его от Самого Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа. Целуя руку епископа или священника, благословившего его, он воздает не только почитание лицу, носящему священный сан, но его поцелуй относится, в первую очередь, к Самому Господу нашему Иисусу Христу, Чьим Именем нас благословил священник.

В наших межличностных отношениях мы ежедневно приветствуем друг друга, желая встретившемуся нам человеку здравия, доброго дня, радости, мира. И эти словесные благопожелания часто сопряжены с какими-то телесными действиями, которые мы привычно совершаем: пожимаем друг другу руки, при встрече можем обменяться братским поцелуем, заключить встретившегося человека в дружеские объятия. В лоне Церкви Христовой существуют также такие телесные действия, которые выражают наше внутреннее духовное состояние, наше благоговение, наше пожелание, наш духовный поиск, к этому относится и древняя традиция принятия от лица, облеченного священным саном, благословения. Когда мы встречаем в храме, на улице или в другой обстановке священника или епископа, мы принимаем от него благословение и этим действием мы не только хотим получить какой-то молитвенный покров, поддержку, благословение на какое-то свое дело, на дальнейший день, но тем самым и приветствуем встретившегося нам священнослужителя, здороваемся с ним. Если мы уже приняли такое благословение от одного священнослужителя, а вскоре встретили другого, то, конечно же, внутреннее ощущение подсказывает воцерковленному человеку, что и к этой встрече нужно должным образом отнестись, приняв и у этого священника благословение. Мы же не будем объяснять встреченному священнику или епископу, что пятнадцать минут назад уже брали благословение, поэтому Вы уж извините, я у Вас благословение брать не буду. Не стоит смущать человека и давать ему повод думать о вас, как о человеке недостаточно церковном и мало стремящемся к духовной жизни.

Бывают жизненные ситуации, когда невозможно взять благословение у всех встретившихся нам на тот момент священников, к примеру, если мы находимся в автобусе, где сидят священнослужители, или в салоне самолета. Естественно, мы не можем проходить по всему салону, поднимая каждого священнослужителя и испрашивая у него благословение. В этом случае мы возьмем благословение у ближайшего находящегося к нам священника, а другим священникам, слегка поклонившись, явим тем самым свое уважительное отношение. Так же мы будем поступать и если находимся в какой-то аудитории, на конференции, собрании, где можем встретить множество священнослужителей. В этом случае возьмем благословение у ближайшего или у знакомого нам священника, если можем к нему подойти, никого не побеспокоив, а другим священникам или епископам, которые находятся в обозримом для нас пространстве, уважительно поклонимся. И это будет церковным поведением и не вызовет какого-то негативного отношения к нам.

Владыка, как «работает» благословение? Если, например, врач предписывает есть мясное, а батюшка благословляет строгий пост, кого слушаться?

Как вы сказали, «работает» по слову Священного Писания: «По вере вашей да будет вам». Человек верит, что через священника или архиерея получит прямой ответ от Господа, и готов это слово в точности исполнить.

Давайте вспомним, для чего вообще нам нужен пост. Посты установлены Церковью для пользы человека, чтобы освятить его, оградить от влияния злых духов, ведь «сей род ничем не исходит» – только молитвой и постом.

Можно сказать, что - это и наше послушание церковное. Святые отцы определили именно такое количество постов и постных дней, чтобы помочь спасению души, и если мы доверяем им, доверяем Церкви, значит, выполним все постановления. Если примем, что пост - это благословение Церкви, нам будет легко его соблюдать. Многие церковные люди говорят, что с нетерпением ожидают поста, а когда он заканчивается, чувствуют некую скорбь: так не хочется с ним разлучаться, настолько ты привык, настолько тебе легко.

Тому, кто внимательно читает Евангелие, в какой-то момент может показаться, что Иисус Христос пренебрегал постом, потому что не постился, как другие, и вёл образ жизни не такой, как окружающие: посещал дома грешников и мытарей, всё время был на людях, в центре внимания. И когда фарисеи упрекали Его, Господь отвечал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15:11). Но надо помнить, что служение Христа на земле было кратким – чуть более трёх лет, поэтому Он сконцентрировался на самом важном. Когда же оставил Своих учеников, вознёсся на небо, тогда вернулись все посты и установления, и апостолы стали их соблюдать, как и было предсказано: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15).

Высшая цель поста - это, как я уже сказал, освящение человека, примирение с Богом, пребывание в Его любви. Но без физического упражнения достичь такой духовной высоты невозможно. Вот для чего нужен пост: он дисциплинирует, учит самоограничению, самопожертвованию.

Когда же человек болеет, сама болезнь становится для него неким ограничением, ставит его в такие условия, когда он чем-то стеснен, бывает, не может даже с постели подняться, жить полноценной жизнью, и должен смиряться. Недуг лишает мирских радостей, приводит в состояние покоя, когда мы углубляемся в себя, ищем духовные корни болезни, задумываемся над своей жизнью. К этому, собственно, ведёт и пост. Так что можно сказать, кто болеет, тот уже постится.

Кого слушать: врача или священника. Если человек доверяет Церкви, возлагает всю свою надежду на Бога, что Бог направит ум этого священника, вразумит правильно дать благословение, он идёт и спрашивает. И каждый священник, наверное, когда просят благословение, подходит к этому очень серьёзно, ведь тебе готовы довериться полностью, а ты, как священнослужитель, должен взять на себя ответственность, что человеку делать дальше.

Когда я даю благословение, прежде всего узнаю, как человек живет, какой у него график, сколько свободного времени на молитву, чтобы благословение не было непосильной нагрузкой.

Любой священник, если желает помочь, постарается вникнуть в жизнь человека и подберет такое молитвенное правило и такую меру воздержания в пище, которые помогут выздороветь и физически, и духовно. И если человек с верой принимает благословение духовника, тогда всё у него получается.

Но безрассудно доверять тому, что скажет батюшка, не надо. Нужно смотреть, преподается ли благословение в церковной традиции, насколько оно соизмеримо с силами самого человека, его жизненного графика, физических и нравственных, душевных сил.

10 акафистов не благословляю

- Как вы сами определяете, когда надо давать благословение, а когда нет?

Человек, который ищет благословения, должен понимать, что тем самым он добровольно отдает себя в послушание духовнику.

Вот приходят за благословением читать в день 10 акафистов. Я не благословляю. Потому что человек может иметь такое благое желание, и ему кажется, что он это осилит. Но начинать нужно всегда с малого. Вначале читайте один, потом, возможно, будет больше, и так далее.

Или просят благословение не есть мяса. Если человек церковный и понимает, на какой шаг идет, и у него есть для этого возможности – тогда такое благословение дается. Оно поможет верующему идти по этому пути, так как дальше придут искушения, и ему не обойтись без помощи Божьей.

Даёте ли вы благословение, если знаете, что человеку будет трудно услышать и принять ваше слово? Или пожалеете?

Это уже будет в некоторой степени епитимия, лекарство для души. Каждый священнослужитель должен заботиться о здоровье своих прихожан, духовных чад, и иногда приходится давать такие благословения, которые, на первый взгляд, могут людям не нравиться.

Например, просит кто-то или освобождения от поста. Жалуется, что недостаточно сил, но священник видит, что это от малодушия, и в этот момент человека нужно просто поддержать. Духовник не даёт благословения и тем самым укрепляет веру. А человек потом удивляется, как ему удалось всё выдержать, и радуется тому, как мудро с ним священник поступил, что не дал повода расслабиться.

Мы все немощны и ищем послабления. Каждый оправдывает себя даже перед своей совестью. Но это - убаюкивание себя, а нужно трезво посмотреть, взбодриться, и тогда даже то, что на первых порах казалось невозможным, с благословением становится реальным. В данном случае благословение - это как молитвенное укрепление человека в деле, в его служении, в его жизни.

На что нельзя благословить

Не является ли поход к священнику «за благословением» попыткой переложить ответственность за свою жизнь и поступки на другого человека?

Да, в некоторой степени ответственность ложится на духовника, но лично я стараюсь придерживаться позиции, что любое благословение должно быть принято с согласием. Если человек не готов довериться, лучше повременить и благословения не давать. А если вижу, что люди готовы, всё у них для этого есть, но нет решимости, в таком случае слово пастыря становится для них как толчок, и дальше они с радостью идут по этому пути. Бывает, человеку трудно сделать первый шаг и когда, доверившись духовнику, он этот шаг делает, то выходит на качественно иной уровень, более высокий.

Такое благословение, например, иногда нужно студентам, которые окончили семинарию, женились, но не решаются принимать священный сан.

- Доводилось ли вам давать такое благословение, которое бы полностью меняло жизнь людей?

Люди сами должны решать, как им менять свою жизнь. Священник может быть только советчиком.

Вот буквально в этом году ко мне обратилась семейная пара за благословением на усыновление. Они думали только одного ребенка взять, а оказалось, что в детдоме находятся ещё четверо его родных братиков и сестричек, и самый маленький болен СПИДом. И эти родители очень переживали, смогут ли понести такой крест. Они советовались со священником, потом подошли ко мне. Это было перед началом Великого поста. И мы с ними решили так: весь Великий пост будем усиленно молиться об этом, чтобы Господь открыл Свою волю, а мы за это время укрепимся в вере, определимся с намерениями, и тогда уже будет видно.

Когда наступила Пасха, супруги подошли ко мне и сказали, что… готовы. И тогда уже я дал им архиерейское благословение.

Был и такой случай. Один бизнесмен колебался, брать ли в семью ещё одного ребенка из детдома. И также, после молитвы, как следует всё обдумав и посоветовавшись, он получил такое благословение.

В ситуации решительного выбора священник не может делать его за своих духовных чад. Ты пускаешь неродного ребенка в свою семью и будешь стараться окружить его любовью и заботой, чтобы он почувствовал себя родным - на это нельзя благословить. Человек должен быть готов.

Есть люди, которые боятся и желают переложить тяжелый жизненный выбор на плечи священника. Когда с такими вопросами приходят ко мне, стараюсь объяснить, что в своей жизни мы сами должны принимать решения.

Как вы относитесь к тому, что духовник не благословляет, например, жениться? Или наоборот, рекомендует конкретным юноше и девушке создать семью? Действительно ли священники обладают каким-то духовным даром или, может, это житейский навык такой - видеть, кто кому подходит, и какой путь кого ждет?

Если говорить о церковной традиции, то Православная Церковь знает старцев, которые имели дар прозорливости, из собственного духовного опыта видели, кто может подходить друг другу по темпераменту, характеру, совместимости. Но в настоящее время этот дар присутствует только у отдельных личностей.

Может, священник знает сокровенную духовную жизнь молодого человека и девушки, видит их настроение, что они симпатизируют друг другу, но не имеют решимости. Тогда он может попробовать им предложить создать семью. Но это при единственном условии - что люди ведут церковный образ жизни, слово духовника для них авторитетно, и в дальнейшем они смогут также с ним советоваться.

Но есть и очень пагубная практика, я бы сказал, душевредная, когда священник берет на себя право решать судьбы людей: одним благословляет жениться, другим уходить в монастырь, иным говорит, что не нужно детей рожать, поскольку наступили последние времена. Кто такое может знать? Мы что, пророки? Пророки - «до Иоанна» (Мф. 11:13), а дальше всё, пророчество прекратилось, и сейчас человек каждый день должен уповать на милость и волю Божью.

Мы не можем прекратить исполнять свои прямые обязанности. Если есть семья, пусть в ней рождаются дети. Если молодой человек хочет служить Богу в монастыре, не нужно преграждать ему доступ и благословлять жениться только потому, что священник так рассудил. Можно посоветовать повременить, испытать себя, пожить в обители в качестве послушника, но вершить судьбы людей - категорически неприемлемо.

Учитесь мыслить самостоятельно

По каким вопросам можно обращаться за благословением: только по очень важным или по всем? Спрашивают ли у вас, например, купить или продать поросят, вышивать ли в воскресенье? Что вы отвечаете?

Да, бывают и такие вопросы. Но они только на первый взгляд кажутся недостойными внимания, а на самом деле, это жизнь человека, и для него это очень важно.

Преподобный Амвросий Оптинский мог часами говорить с женщиной об индюшатах. Когда его спрашивали: «Батюшка, здесь же столько людей ждут вас для разговоров на серьезные духовные вопросы», он отвечал: «Понимаете, её индюшата - это вся ее жизнь, мы и говорим о её жизни, о том, что её беспокоит».

Так и человек переживает, волнуется: удастся ли ему совершить сделку - продать квартиру или даже тех же поросят. И для большей уверенности в помощи Божьей он подходит за благословением.

Но желательно, чтобы христианин имел некий навык и по мелким бытовым вопросам не бегал за советами, а решал сам. Должен быть внутренний стержень, чувство, которое подсказывает человеку, согласуются ли его поступки и слова с православной церковной традицией, стои т ли он сам на твердом камне Евангельских заповедей или уклонился в сторону.

Так и у нас. Бывает, спрашивают, можно ли на праздники на дачу съездить. Стараюсь вникать в каждый вопрос, но наставлять людей так, чтобы впоследствии они сами могли рассмотреть, противоречат ли их намерения заповедям Божьим, уставу церковному, и если нет, то можно действовать, и не обязательно при этом каждый раз заручаться благословением священника. Не всё ребёнка молочком кормить, он должен расти и вкушать уже твердую пищу.

Что делать человеку, если он получил благословение, с которым, скажем так, не согласен, и понимает, что так поступать не сможет. Можно ли «отменить» благословение?

Совет на будущее: с каким бы то ни было вопросом о благословении подходите только к тому священнику, которого вы хорошо знаете и которому доверяете.

Иное дело, если священник свое благословение навязал или как-то по-иному принуждает вас к его исполнению. В таком случае можно обратиться к архиерею.

Но всё же, чтобы не попадать в такие ситуации, нужно воспитывать в себе доверие к священнику и ответственность за свою жизнь. Если вопросы реально сложные, взвесьте всё как следует и примите решение, а затем просто спросите у священника совет. Когда ситуация непростая, мнение людей может пролить свет на проблему, в том числе, и бесценный духовный опыт батюшки.

Беседу вела Юлия Коминко

Люди, которые хотя бы иногда приходят в храм, наверняка наблюдали, как к священнику подходят люди, сложив ладони вместе (правая на левой), и просят о чем-то. Что это? Зачем они это делают? Когда нужно это делать?

Действие это называется благословение, таким образом мы просим у Господа благодати через тех, кто действует по Его воле, через священников.
Книга Бытия, 12: 3 гласит:

«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные»

Церковь не устанавливала специальных канонов на благословение, но все же существуют традиции, которые соблюдаются. Это своеобразный этикет.

Благословение может пониматься в разных значениях.

1. Мы с вами, каждый раз встречаясь и прощаясь, говорим: « Здравствуйте. До свидания ». Мужчины пожимают руки.
В церкви так не принято. Вместо приветствия мы испрашиваем благословение. Мы произносим: « Отец… благословите » .

Что делать, если рядом находятся несколько священников?
Сначала подходим к старшему по сану священнику, а потом к остальным.

Что делать, если подойти ко всем священникам нет возможности, например, если вы находитесь на собрании вместе с ними, а подходить к каждому из них, возможности нет?
Необходимо взять благословение близ сидящего священника или того, кто вас знает, а остальным поклониться, слегка опустив голову. Таким образом, вы всем выразите уважительное отношение.

Здороваться и прощаться со священником за руку может только тот, кто равен по сану. Остальные, в том числе диаконы должны получить благословение.

Когда можно подойти и попросить благословение?
— В храме или на его территории. Стоит заметить, что следует выбирать моменты, когда священник свободен и вы не будете его отвлекать.
— На улице, если он одет не в мирскую одежду, либо если вы хорошо знакомы.

Когда не рекомендуется подходить к священнику за благословением?
Во время каждения, когда идет Причастие, помазание.
Лучше подойти в конце Литургии, когда верующие подходят целовать Крест, либо после исповеди. Подходить к одному священнику неоднократно за день неправильно.

2. Следующее значение- благословение понимается как просьба напутствия, испрошения разрешения на что-то. Возможно, вы отправляетесь в дальнюю поездку или находитесь в затруднительной ситуации, тогда уместно будет подойти за советом к иерею и попросить благословить.

3. Находясь на службе в храме, мы слышим слова: «Благодать Господа нашего …», «Благословение Господне на вас …». Священник при этих словах осеняет присутствующих крестным знамением, а мы получаем благословение и приклоняем голову. Складывать ладони не нужно.

«Благословите, батюшка ». Эта просьба не должна превращаться в поговорку или присказку, такие слова должны стать для христианина торжественными и радостными.

Один мой знакомый так рассказывал про первое в его жизни благословение:
12 января 2015 года я должен был ложиться на операцию, утром был в больнице, оформлял документы. Совершенно случайно познакомился со священником отцом Владимиром, разговорились.… Во время расставания я попросил у батюшки благословения и получил его.

Я получил первое в моей жизни благословение! До этого момента я не понимал, как это важно и нужно для христианина.

Ощущения были колоссальные. Я не знаю, может это и была Божья благодать, но у меня появился такой мощный заряд уверенности в благополучном исходе предстоящего медицинского вмешательства в мой организм, который уже не покидал меня до самой выписки из больницы. Да и на саму операцию из палаты я отправлялся совершенно спокойно. Я уже тогда понял – со мной был Бог! И все, что будет со мной происходить — это будет Его воля, .

С благословением связаны многие суеверия, вот некоторые примеры:

Если сложить ладони и подойти к иерею, то в этот момент на руки опускается благодать.
Это неправильно. Никакой магии в этом нет.

Если благословили несколько священников, то наверняка все получится.
Сказано:

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29-30).

Это значит, что все зависит от воли Бога и дальнейшее исполнение вашего дела будет сильно зависеть от того насколько ваше желание правильно с точки зрения веры.

У этого батюшки брать благословения не буду, он грешный.
Это позиция неверная. Благодать посылает Господь. Священник — Его орудие. Независимо от того, какой жизнью он живет, в нем пребывает благодать рукоположения.

Мне очень надо, чтобы батюшка благословил, а он этого не делает. Подойду еще раз и уговорю его.
Если не дает священник разрешения на просимое, значит, понимает, что не будет полезным это для вас, а может, и против заповедей пойти собираетесь. Не нужно «устраивать пытки » батюшке, он заботится о спасении душ наших.

Отдельно хочется обратить внимание всех, кто взял или собирается брать благословение на какое-то дело. Конечно, бывают разные ситуации, но если уж вы просите благодати у Господа, то и выполнять нужно то, что сказал священник. Если не получается, то подойдите и скажите ему об этом.

Желаем всем читающим эту страницу Божьего благословения!

Не только в крайних случаях, но и в любых жизненно важных ситуациях мы просим благословения священника. Какой в этом смысл и в чем заключается его действие? По каким поводам нужно за ним обращаться? Попробуем разобраться.

Не только послушание

То, что нужно знать в первую очередь, — благословения бывают разные. Нужно научиться их различать.

  • Во-первых, это может быть часть церковного этикета, форма приветствия . В церкви мирянам не принято здороваться со священнослужителем за руку или еще как-то иначе. Мы говорим: «Благословите, батюшка!», и он осеняет нас крестным знамением. Это и есть наше «Здрасьте!». К тому же виду относится и то, которое мы берем после исповеди.
  • Во-вторых, бывают случаи, когда нам нужно попросить у священника совета или разрешения . Мы просим, чтобы он нас на что-то, задуманное нами, благословил. В таком случае решение мы, конечно же, принимает сами, как и несем за него всю ответственность. Безусловно, духовник нас может немного «подкорректировать», посоветовать, как лучше поступить, но принимать окончательное решение можем только мы сами.
  • В-третьих, можно брать благословение в виде послушания на какое-либо дело у старца. Данное послушание имеет значение беспрекословного выполнения сказанного без рассуждения, по сути — приказа. Его цель — полностью заменить свою волю волей Божьей через подчинение духовному отцу. Скажем только, что последний вид сегодня для нас недоступен, так как почти не осталось таких духоносных старцев. Не говоря уже о достойных послушниках.

Кроме того, благословляющим жестом пастырь осеняет всех присутствующих несколько раз во время службы. Но оно имеет смысл общего, поэтому о нем мы говорить не будем. А интересовать нас может только второй вид, тот, который связан с советом и рассуждением.

Зачем обращаться за благословением к священнику?

Первый вопрос, который у нас закономерно возникает: зачем? То есть зачем вообще нужно брать благословение? Неужели нельзя обойтись без него? Обойтись-то иногда и можно. Но при этом нет уверенности, что даже при успешном разрешении ситуации ее благоприятный исход послужит нам во благо. Почему так?

Дело в том, что духовные законы, по которым мы живем, часто не совпадают с законами «мира сего». Часто то, что, как нам кажется, для нас лучше, оказывается худшим из зол. Потому что живем мы по своим желаниям и своей воле, руководствуясь принципами «ветхого человека».

Господь, между тем, ждет от нас лучшего выбора. Вспомните слова из Евангелия: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Матф. 16, 25). Как это следует понимать? Говоря другими словами: кто хочет творить Господню волю, спасен будет, а кто всегда ищет своего, тот погибнет.

Благословение священника служит именно для этой цели — дать человеку возможность поступить так, как Богу угодно , а не нам. В чем состоит Божья воля, мы не всегда можем знать, и чаще всего не знаем. Получив разрешение от батюшки, мы можем быть уверены, что теперь Господь Сам вмешается в задуманное нами, и через наделенных такой властью людей пошлет нам укрепляющую благодать и помощь Божью.

Другой интересный вопрос: является ли это залогом того, что дело будет иметь благоприятный исход? Нет, не является. Если оно не будет спасительным для нашей души, то намеченные планы Господь волен разрушить. Таким образом тоже проявляется Его великая милость к нам, грешным и близоруким.

Поэтому не всегда обязательно выполнять то благословение, которое было получено. То, что после этого задуманное нами вдруг оказывается невыполнимым, может просто означать то, что Господь задумал о нас что-то лучшее.

На что можно брать благословение?

Обращаться за благословением нужно только в какие-то особо важные моменты жизни, в случаях неразрешимых ситуаций. Обращаться за этим по поводу покупки нового мобильного телефона или покраски волос не стоит. Этим только унижается смысл призывания благодати Божией.

Конечно, существует мнение, что Господь должен присутствовать во всяком деле, независимо от его масштабов. Это правильно и справедливо. Но в повседневных делах и маловажных ситуациях можно ограничиться простой личной молитвой с просьбой о помощи Божьей.

Нельзя просить благословения священника на заведомо плохое предприятие, которое противоречит евангельским заповедям. Например, ни один батюшка никогда не благословит вас на аборт, так как это убийство, причем целенаправленное. И во многих аналогичных случаях ответ будет тот же самый. Помним, что благодать и грех вместе никогда не живут.

Что касается других, безобидных замыслов и предприятий, как, например, благополучная поездка или любое благое начинание, то на некоторые из них даже составлены специальные последования, которые служатся в виде молебнов. Это тоже дело хорошее, по возможности верующие стараются такой молебен заказать и помолиться не только лично, но и вместе с Церковью.

Как правильно это делать?

Если вам нужно получить пространный совет на какое-то важное дело, то, конечно, лучше заранее попросить духовника уделить вам для этого немного времени. В случае, когда подробные разъяснения, как вы считаете, не нужны, можно это сделать, например, после исповеди или подходя ко кресту после службы.

Вначале нужно сказать, на что вы хотите брать благословение (это обязательно), наклонить голову и протянуть руки, сложив их ладонями вверх одна на другую, правая на левую. Священник благословляет вас либо крестом, который держит в руках, либо перекрестив и опустив руку на голову, либо — чаще всего — осеняет крестным знамением рукой и кладет ее на ваши ладони (для чего вы их и складывали).

Все эти действия равнозначны, в них нет никакого различия. В последнем случае батюшка складывает пальцы особым образом, так что они изображают начальные буквы имени Иисуса Христа. Это говорит о том, что хотя видимое действие совершает священнослужитель, но благословляет Сам Господь. При этом и батюшка произносит: «Бог благословит». И целуем мы тоже после этого руку священника как невидимую десницу Христа.

«На Бога уповай, да сам не плошай»

Еще один важный момент: благословение священника вовсе не означает, что дальше нам делать ничего не нужно, «Господь Сам все управит». Это в корне неверно. Теперь то, на что мы просили нас благословить, нужно попытаться исполнить. Если мы просили о работе, то нужно, как минимум, попытаться ее найти. Нельзя переехать в новую квартиру лишь помощью Божьей, невозможно отремонтировать автомобиль только действием Святого Духа, без участия человеческих рук.

Мы уже говорили о том, что ответственность за свое решение всегда несет сам человек. Ни батюшка, ни Господь не могут делать ничего за нас, жить нашей жизнью. Они могут только помочь, если дело ведет к добру. А отвечать за свои поступки, их совершение мы будем сами.

Сколько священников — столько мнений?

И наконец, самое главное! Благословение по одному конкретному поводу можно брать только у одного священника. Причем желательно, чтобы батюшка знал вас лично. Если вы не получили разрешения у одного духовника, не стоит бегать в поисках другого, «более опытного», который точно благословит. Иначе происходит профанация этого действия.

Благословение священника — это не экзамен, который можно пересдать другому преподавателю. Если мы действительно ищем совета, то не стоит настаивать на своем мнении и «терроризировать» пастырей своеволием. Мы как раз за другим приходим в церковь. Нас интересует не тот ответ, который нас устроит, а тот, который в итоге окажется единственно правильным.

Лучше, искренне помолившись, попросить у Господа, чтобы он через духовника открыл нам Свою волю. То же самое нужно делать, когда мы вовсе не знаем, как поступить. И тогда уж точно помощь Божья не замедлит прийти.

О том, как церковное действие не превратить в спорт, рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Как взять благословение у священника

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем - так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова "отец": "отец Алексий" или "отец Иоанн" (но не "отец Иван"!) либо (как это принято у большинства церковного народа) "батюшка". К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово "отец", или же "отец диакон". Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.

Обращение "благословите!" - это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде "здравствуйте". Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись пальцами правой руки пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх - правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: "Бог благословит" либо: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует - мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас... И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей...

Мужчина, принимая благословение, может после целования руки священника поцеловать его щеку, а затем опять руку.

Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением -то есть "креститься на священника". Перед тем, как взять благословение, обычно, как мы уже говорили, совершается поясной поклон с касанием рукой земли.

Если вы подходите к нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству - вначале у протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: "Благословите, честные отцы". В присутствии правящего архиерея епархии - епископа, архиепископа или митрополита - рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием "благословите" ответить поклоном.

Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга. Для этого есть другое время - у батюшки благословение можно взять и после службы. Тем более что при прощании благословение священника тоже испрашивается.

Кому первому подходить под благословение, к целованию креста в конце службы? В семье это делает сначала глава семейства - отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству. Среди прихожан первыми подходят мужчины, затем женщины.

Надо ли брать благословение на улице, в магазине и т. д.? Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде. Но вряд ли уместно протискиваться, скажем, к батюшке на другой конец автобуса, полного людей, чтобы взять благословение, - в таком или подобном случае лучше ограничиться легким поклоном.

Как обращаться к батюшке - на "вы" или на "ты"? Конечно, к Господу мы обращаемся на "ты" как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на "ты" и по именам, но при посторонних непременно скажут "отец Петр" или "отец Георгий". Прихожанам же к батюшке все же уместнее обращаться на "вы". Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личном общении вы с ним на "ты", вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жены священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на "вы".

Понравилась статья? Поделитесь ей