Контакты

Какой звук обозначает буква ы в слове. Изучение дошкольниками звука «Ы» и буква Ы

Технологическая карта урока. Урок 21

Тема

Гласный звук [ы], буква ы.

Педагогическая цель

создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

закреплять характерные особенности буквы Ы; (отсутствие слов, начинающихся с буквы Ы;) различать слова в форме единственного и множественного числа; образовывать слова из данных слов с помощью приставок; определять роль гласных букв, стоящих после согласных

Личностные результаты

осмысленно относится к тому, что делают, знают, для чего они это делают; воспринимать важность учебы, как интеллектуальный труд.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

познавательные: (общеучебные) воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, сравнивать слова по звуковому составу:

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений; учитывая разные мнения одноклассников)

регулятивные: оценивание результатов своих действий.

Основное содержание темы, понятия и термины

Гласный звук [ ы ] , строчная, печатная и письменная буквы ы.. Гласные звуки [а], [о], [и].

Образовательные ресурсы

учебник В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Азбука. 1 класс, часть первая, записи на доске, магнитные карточки с буквами, воздушные шары, рисунки (мышки, мишки)

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой
на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный.Наблюдение учителя

II. Актуализация опорных знаний.

1Речевая разминка. Фонетическая игра

2. Проговаривание скороговорки.

(хором, по колонкам, по одному)

3 Фронтальная беседа.

Коллективная. Словесный. Фонетическая игра

СЛАЙДЫ 2-5

Собирайся детвора! Начинается игра.

Сколько времени сейчас?

Как кричит в селе петух? Сколько будет дважды два?

Это ухо или нос? ( показывает на ухо ) . Это локоть или глаз? (показывает на локоть) .

Ну, а это что у нас? (показывает на нос) . Неужели это так? Так, так, так. Вы хорошие всегда?

У осы не усище, а усики.

На доске записана пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
(Если ты чего- то не знаешь, то не надо стесняться, необходимо спросить об этом у старших)
– Правильно, вы только учитесь, поэтому не бойтесь переспрашивать, если что - то не поняли. Каждый день в школе вы узнаёте что-то интересное, открываете для себя что-то новое. Думаю, что и этот урок чтения не станет исключением. Но сначала мы с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили. Трое учеников подготовили вам загадки, слушайте внимательно, не торопитесь с ответом.
На доске 4 карточки с буквами. Если ученик отгадал загадку, то он идёт к доске и переворачивает карточку.

– Скажите, на доске изображены буквы или звуки? (буквы)
– Докажите своё мнение (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).
– Верно, сейчас я буду указывать на букву, ваша задача произнести хором звук, который она обозначает.
–Молодцы, вы справились с этим заданием. на улице гласных. А вы заметили, что на доске осталась неперевёрнутая карточка? (да)
– Сегодня мы познакомимся с новым жителем.

Поют песенку, например:

Ра-ра-ра

Ра-ра-ра

Час-час-час

Ух-ух-ух

Два-два-два

Нос-нос-нос

Глаз-глаз-глаз

Нас-нас-нас-

Да-да-да

Проговаривают пословацу.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Проблемный. Словесный. Беседа,

СЛАЙД 6

Скажите, что я держу в руке (шар)
– Правильно, произнесите последний звук в слове шар, как вы думаете это гласный или согласный звук? (согласный)
– Докажите (воздух встречает на своём пути преграду:

язык и зубы)
– А теперь, у меня в руке не шар, а …? (шары)
– Правильно, произнесём хором последний звук в слове шары (ыыы), произнесём ещё раз (ыыы)
– Слышен ли голос во время произнесения этого звука? (да)
–Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука? (нет)
– Так как вы думаете это гласный или согласный звук? (гласный)
– Правильно. Произнесите звук ы. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук?
(язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты)
– Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, то покажите солнышко, а если нет – тучку:

рыбка, шар, сыр, крыша, лиса, мышка.



Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, формулируют свои ответы

Анализируют текст, высказывают и аргументируют свое мнение

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слова шар

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

СЛАЙД 8

1. Анализ слова шар по схеме.

Сколько слогов в слове?

Сколько звуков в этом слове?

Давайте произнесём Каждый звук отдельно.

Какие звуки поются?

Проводят слого-звуковой анализ слова шары

Выделяют звук [ы]
в процессе слого-звукового анализа. Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы]. Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный

Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ

2. Знакомство со звуком буквой ы

Фронтальная. Словесный, практический.

Беседа, моделирование буквы

СЛАЙДЫ 9-12

1.– Звук [ы] на письме обозначается гласной буквой ы

2. – Мягкость или твердость предшествующего согласного звука обозначает буква ы ?

3.-Назовите слова на букву ы.

4.– Найдите букву ы на «ленте букв».

На что похожа буква ы?

Прочитаем стихи про букву ы на стр.32.
– Что вы узнали о букве ы? (нет слов на букву ы, она находится в середине или в конце слова)
– Эти стихи живут и на страницах нашей азбуки. Откройте азбуку на с. 32.
– Кто хочет прочитать первое стихотворение?
– Какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (Мы, услыхали, совы, ы,
– Кто хочет прочитать второе стихотворение?
– А в этом стихотворении, какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (бывает, капусты, брюквы, дыни).

Находят букву ы на «ленте букв».

Буква ы обозначает твердость предшествующего согласного звука

Высказывают свои предположения.

Находят букву У на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

3. Работа со стихотворением В. Берестова (учебник, с. 37). Дифференцирован

ное задание

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа

Прочитайте стихотворение.

О ком идет речь в стихотворении?

Сколько слогов в слове шары?

– Два

Находят слова с буквой У в тексте стихотворения. Определяют количество слогов в слове

Коллективный. Чтение, устные ответы


V. Упражнение на формирование навыка выразительного чтения

Коллективная
, практическая. Чтение, беседа

Вам понравилось это стихотворение?
– Кто сможет выразительно прочитать это стихотворение?
Читает подготовленный ученик.
– До этого мы работали со стихотворениями, в которых буква ы была выделена, а теперь попробуйте сами найти её в этом стихотворении.
– Возьмите в руки карандаши и аккуратно зачеркните букву ы.
– В каких словах вам встретилась буква ы? (Выпускаем, цветные, шары, выше, горы, выше, крыши, выше, луны, вышины)

Vl . Работа с рисунком, упражнение на развитие речи (учебник, с. 32)

– Вы заметили интересный рисунок на предыдущей странице?
– Рассмотрите его. Расскажите, что вы видите на этом рисунке.
– На рисунке изображены различные предметы. А есть ли среди них такие предметы, в названиях которых есть звук ы? Назовите слова, в которых есть звук ы (крынка - глиняный сосуд для молока, мыши, часы, сыр, дырки, пагоны)

Vll . Закрепление знаний и способов действий.

1. Развитие связной речи. Составление рассказа по иллюстрации к сказке «Щелкунчик» (учебник, с. 36)

Групповая. Словесный, практический, наглядный. Беседа, рассказ

СЛАЙД 13-14

Назовите одним словом, кто изображен на рисунке.

Назовите слова, в которых есть буква ы

Составьте предложения по картинке.

Составляют рассказ
по картинке

Осуществляют классификацию предметов, определяя ее критерий. Составляют рассказ по сюжетной картинке, соблюдая логику изложения

Групповой. Рассказ

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления глаз

Коллективный. Правильное выполнение движений

2 . Работа с «лентой букв»

Индивидуальная. Словесная. Беседа

СЛАЙД 15

Где на «ленте букв» расположена буква ы ? -Почему?

На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная

Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Характеризуют особенности буквы ы и звука
[ы]

Индивидуальный. Устные ответы

VIll . Упражнение в изменении формы слова (единственное и множественное число)

– Переверните страницу. Вверху рисунок. Рассмотрите его.
– Я произнесу слово, а вы покажите пальцем на тот рисунок, о котором я говорю
– Кукла (указывают на левый рисунок)
– Куклы (указывают на правый рисунок)
–Какие куклы изображены справа? (петрушка, Мальвина, клоун)
– Почему в первом случае вы сказали слово кукла, а во втором куклы? (потому что на первом рисунке одна кукла, а на другом несколько)
На доске появляются карточки Кукла - Куклы
– Мы продолжим придумывать пары к словам
– Машина – (Машины)
– Машина, а какую именно машину вы представили?
– корзина – (корзины)
– игра – (игры)
– А какие игры вы знаете, в какие вы играете?

Xl . Упражнение в сопоставление слов, различающихся одним звуком

Фронтальна беседа

– Посмотрите на доску (на доске картинка с игрушечным мишкой и карточка мишка) - -Прочитайте слово про себя
– Закройте глаза (на доске карточка мышка)
– Что изменилось в записи? (вместо буквы и стала буква ы) появляется и старая карточка)
– Изменилось только начертание слова? А смысл остался тот же или нет? (нет)
– А вы видели игрушечную мышку? (появляется картинка мышки)

Отвечают на вопросы учителя

X . Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– С каким звуком мы познакомились на уроке? (ы)
– Какой это звук? (гласный)
– А есть ли слова на букву ы? (нет)

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности

Конспект занятия

  • Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [и], [ы] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах, фразах);
  • Совершенствовать навыки звукового анализа слов;
  • Развивать слуховое восприятие;
  • Образовывать множественное число существительных с окончаниями
  • Обогащать и активизировать словарный запас;
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Оборудование:

  • Настольные зеркала;
  • Предметные картинки на различаемые звуки;
  • Комплект предметных картинок (существительные в ед. и множ. числе).
  • Пособие для обучения чтению-«домики»;
  • Картинки- схемы слов;
  • Буквы И, Ы;
  • Пособие «Часы»;
  • Картинки, выполненные пунктиром.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети сидят на ковре полукругом.

Логопед Ребята, сегодня у нас будет интересное занятие, к нам придут гости, будем выполнять много разных заданий.

Выходят дети. Мальчик одет в костюм мишки Миши. У девочки костюм мышки Мыши.

Логопед:

Как-то рано поутру

Мышка Мыша шла в нору.

Мышка пела еле слышно

Песню тихую свою.

Мышка Мыша:

Я маленькая мышка

Люблю я сыр и пышки.

А кошки и коты

Желают нам беды.

Логопед:

А на встречу ей медведь:

Мишка Миша:

— Мышка, хватит грустно петь.

Я Мишка Миша, вот дела,

Сорока вести принесла:

У деток в садике урок,

Пойдем-ка вместе,

Будет впрок.

Посмотрим на занятие

И всем дадим задание.

Логопед:

Мишка с Мишей к нам пришли

И задания принесли.

Мишка Миша:

-Кто подскажет нам, друзья,

Что за звук услышал я?

Логопед:

Внимательно послушайте слова и назовите, гласный звук в середине слова:

кит, сын, мир, сыр, пыль, мил, выл.

Какие гласные звуки вы услышали? ([ы,и])

Мышка Мыша:

Вот ребята, молодцы,

Справились с заданием.

Но совсем мы не хотим

Сказать вам: « До свидания!»

На уроке посидим,

На ребяток поглядим.

Дети садятся на места. Мишка Миша и Мышка Мыша садятся с детьми за столы.

II. Постановка цели занятия.

Сегодня мы будем повторять звуки[ ы-и], учиться их различать. Уточняется характеристика этих звуков (гласные).

1. Сравнение и правильное произнесение звуков [и] и [ы].

Произнесём все вместе звук[ и]. Посмотрите в зеркала и скажите, в каком положении находится язык и губы?

Язык у нижних зубов, губки улыбаются

А теперь произнесём звук[ ы]. В каком положении находятся язык и губы?

Язык оттягивается от зубов, губки округляются.

2. Угадывание звуков[ ы-и] по беззвучной артикуляции.

Я буду показывать артикуляцию разных звуков. Если вы увидите артикуляцию звука [и ]– хлопните в ладоши, а звука [ы] – топните ногой.

3.Упражнение «Просмотри и назови»

Дифференциация звуков по схеме артикуляции.

На доске вывешена схема чередования звуков[ и-ы]

Логопед указывает на смайл, а дети произносят нужный звук.

4. Игра «Эхо». Произнесение слогов со звуками [и] и [ы] .

В игре участвуют две команды. Команда Мыши произносит слоги со звуком [ы], например пы, другая команда Миши отзывается, произнося слоги со звуком [и ] — пи.

Пы-пи мы-ми ты-ти кы-ки хы-хи

Задание усложняется. Вы должны заменить звук в середине слова.

Мыл-мил пыл-пил был-бил выл-вил ныл-Нил

5. Произнесение слов со звуками[ ы], [и].

Назовите картинки на доске. Выберите слова со звуком [и] –подарите их Мише, выберите картинки со звуком[ ы ]–подарите их Мыше.

Картинный материал: лимон, тыква, игла, весы, мыло.

III. Образование множественного числа существительных с окончаниями –и, -ы.

У логопеда картинки с существительными в единственном числе, у детей в конвертах картинки с существительными во множественном числе.

У меня на картинке один предмет, у вас- много. Я показываю картинку, называю предмет — кот. Отзывается тот, у кого много предметов.

Дети (показывая картинку) — коты

Назовите последний гласный в слове коты

Кот- коты жук- жуки

Бык- быки пингвин- пингвины

Дельфин- дельфины дыня- дыни

Банан- бананы ива- ивы

Мак- маки кит- киты

Хата- хаты муха- мухи

Конь- кони самолёт- самолёты

IV. Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением.

Пляшут Мышки-шалунишки,

Кто на вилке, кто на крышке.

Тише мышки, тиши мышки,

Не будите злого Мишку.

V.Звуковой анализ слов. Определение местоположения звуков[ ы],[ и] в словах по картинкам.

На столе карточки с картинками и схемой слова.

Назови картинку, определи, где в слове звучит[ и ]или [ы]. Положи нужную букву на схему слова (начало, середина, конец слова.)

И

Картинки: лимон, рыба, осы, бусы, коньки, тыква, липа, очки, санки, весы, гуси, плита, дубы, дым, тапки.

Звук [и ]может стоять в начале, середине, конце слова.

Звук [ы] только в середине или конце слова.

VI. Активизация словаря.

Логопед загадывает загадку:

Нет ног, а хожу.

Нет рта, а скажу.

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

Ребята, часы бывают разные (на доску вывешиваются картинки)

Если они висят на стене- это настенные часы.

Если они висят на башне- это башенные часы.

Если стоят на столе, это какие часы?

Настольные часы

Если их носят на руке?

Наручные часы

Есть часы, на которых время измеряют по солнцу – это солнечные часы

А есть часы, в которых время отсчитывает песок- это песочные часы.

VII. Чтение прямых и обратных слогов. Составление слов.

На доске картинки: маки, хаты, утки, коты, киты и слоги

Ребята, посмотрите, у нас на доске живут слоги. У каждого слога свой домик. Давайте их прочитаем. Но нашим слогам очень скучно жить одним в домике,

они хотят дружить с другими домами.

ма

ки

Слог ма дружит со слогом ки , посмотрите, какое слово получилось?

Слово маки

Правильно, это слово маки (слоги крепятся под картинку)

Сколько слогов в слове маки?

Два. Первый слог МА, второй слог КИ.

А что мы знаем про слог?

В каждом слоге есть гласный звук, он образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Аналогично дети составляют другие слова.

VIII. Подведение итога занятия.

На столе у детей картинки, выполненные пунктиром.

Что изображено у вас на картинках?

Дети

Ры ба, бы к, вафли , конфеты , ки т, ягоды , сы р, и ва.

Логопед

Определите позицию звука [и] или [ы] в слове. Дети определяют.

А теперь обведите их и подарите картинки со звуком [и ]–Мише, а со звуком [ы]- Мыше.

This entry was posted in . Bookmark the .

Речевой и картинный материал.

Введение.

Одна из главных задач работы логопеда в ДОУ – работа по устранению недостатков звукопроизношения. Так как это мешает свободному общению детей со сверстниками. У ребенка могут наблюдаться пропуски, искажения. Замены, недостатки дифференциации звуков.

В нашей стране пособий по автоматизации звуков много. Свою систему работы нам предлагают такие авторы, как Новоторцева Н.В., Богомолова А.И. Туманова Т.В. и многие другие. Вся эта система направлена на исправление произношения согласных звуков: шипящих, сонорных, свистящих и даже более простых звуков, таких как звуки [Д,Н, В]. Литературы по постановке и автоматизации гласных звуков недостаточно.

В моей практике стали встречаться дети, у которых нарушено произношение гласного звука [Ы] . Они заменяют его на звук [И].

При работе я столкнулась с тем, что ребенку недостаточно просто «поставить» звук [Ы], ему необходимо его автоматизировать в словах, предложениях, ввести в самостоятельную речь, провести дифференциацию звуков[ Ы-И]. Материала по данной проблеме очень мало, поэтому цель моей работы — подобрать слова, составить словосочетания, предложения со звуком [Ы], отобрать картинный материал. При этом необходимо было учитывать возраст детей, их возможности. Часто у таких детей встречается нарушение слоговой структуры слова, поэтому я сочетаю работу над автоматизацией звука [Ы], с коррекцией слоговой структуры слова, выстраивая речевой материал в зависимости от слоговой наполняемости: односложные слова, затем двусложные без стечения согласных и так далее, заканчивая сложными слова (четырехсложные слова).

Кроме того, я предлагаю слова со звуком [Ы], не только со звуками раннего генеза, но и свистящими, шипящими, и даже сонорными, так как этот звук часто не получается у детей, когда остальные звуки уже есть. Но эти слова помечаю *, они используются, только при отсутствии дефекта в произношении звуков.

Система мной апробирована уже не первый год и имеет положительный результат.

Материал я даю в следующей последовательности :

  1. Постановка звука
  2. Автоматизация звука в слогах
  3. Автоматизация звука в словах – односложных, двухсложных в середине слова, двухсложных в конце слов, двухсложных со стечением согласных, трехсложных в середине и в конце слов, трехсложных со cтечением согласных звуков, в сложных словах.
  4. Автоматизация в словосочетаниях
  5. Автоматизация в чистоговорках
  6. Автоматизация в предложениях.
  7. Игры и упражнения
  8. Дифференциация звуков [И-Ы]

В соответствии с этой последовательностью выстроен и картинный материал. Эта разработка поможет провести эффективную работу по закреплению звука.

1. Артикуляция звука [Ы].

Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами несколько больше, чем при звуке И. кончик языка значительно оттянут назад, а весь его язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо поднято.

2. Постановка звука [Ы].

1 способ. При произнесении звука [И], логопед слегка нажимает на переднюю часть языка. Отодвигая его немного назад.

Подражание. Как гудит пароход? Ы-Ы-Ы.

А теперь ты сам погуди. ЫЫЫЫЫ.

Практический материал по автоматизации звука [Ы]

1.​ Повтори слоги

мы-мы-мы ды-ды-ды сы-сы – сы * ым-ым-ым

ны-ны-ны бы-бы-бы зы-зы- зы* ын-ын -ын

пы-пы-пы вы-вы-вы лы-лы-лы* ып-ып-ып

ты-ты-ты фы-фы – фы ры-ры-ры* ыт-ыт-ыт

2.​ Повтори слова

а) бык, быт, пыль, дым, выть, сын*, мыс*, стык*, ныл*, выл*, сыпь*, зыбь*, рыть*, рысь*.

б) дыня, мыло*, рыба*.

в) дюны, губы, дубы, бобы, зубы*, жабы*, хаты, кеды, ноты, унты, коты, яхты, соты*, кеды, сады*,львы, совы*, косы*, осы*, весы*, часы*

г) бычок, тыква, тыкать, дымок, полынь*, дынька, отдых, дышать*, кумыс*, камыш*, ясный*, дырка*,мышка*,смычок*,ландыш*

д) гномы, пальмы, бубны, ванны, клены, сосны*, слоны*, шляпы*, лампы*, шайбы*, ленты, кофты, банты, бухты, мосты*, кусты*, хвосты*, клесты*, зонты*, звезды*, клювы,

е) кабины, кабаны, погоны, кочаны*, поляны, вагоны, батоны, бегуны, кабаны, газоны*, галеты, монеты, канаты, букеты, газеты, пакеты, халаты*, победы, обеды, обиды, комоды, ягоды, удавы, мотылек, косынка*, пустыня*, обезьяны, тюльпаны, флаконы*,клоуны*, капканы, комнаты, шахматы*, подносы*.

з) самокаты, космонавты, чемоданы, бегемоты, барабаны, макароны, почтальоны.

3. Повтори словосочетания

Зеленые банты, тяжелые ванны, чугунные ванны, быстрые бегуны, огромные букеты, спелые бананы, вкусные ягоды, зеленые сосны, смешные клоуны, лесные поляны, лесные ягоды, забавные обезьяны, новые шубы, вкусные ягоды, желтая дыня, стройные дубы, смелые львы.

4.Чистоговорки

Ды-ды-ды — в лесу дубы.

Ты-ты-ты — у Наты ноты.

Вы-вы-вы – нет совы.

Сы-сы — сы – у кота усы.

Ды-ды-ды – на снегу следы.

Ты-ты-ты – у Любы банты.

5. Повтори предложения.

На юге пальмы. У Любы гольфы. Гена ест конфеты. У Вовы конфеты. На столе стаканы. Вова моет с мылом шею. Коля моет дыню. У Люды есть ленты. Коля шел мыть тыкву. У Ноты новые банты. В лесу клены, дубы, сосны. У Вовы ноты. У нас вкусный обед. Вова был у бабы Любы. У обезьяны бананы. В зоопарке львы. У Ульяны зеленые банты. Папа несет батоны. Бабушка пасет быка. У болота камыши. У Гены новые кеды. На снегу следы. По реке плывут льды. У воды удавы. На копытах подковы. Дома мало воды. Мама дала Кате дыню.

По ночам сова летает, в темноте мышей пугает.

6. Повтори стишки.

Вот бычок: «Му-му-му».

Надо кашу дать быку.

«Ма — мо-му, ма-мо-мы»

Надо дать быку воды. (С.В.Батяева)

Мышка в норку убежала.

В лапы к кошке не попала.

Мышь смеется «Ну дела,

Кошку я обогнала» (считалка)

6.Игры и упражнения

А) «Один — много» (образование именительного падежа множественного числа существительных.)

Панама — панамы

Ягода — ягоды

Поляна — поляны

Канава — канавы

Вагон — вагоны

Банан – бананы

Букет – букеты

Кабан – кабаны

Томат – томаты

Бутон – бутоны

Б) Назови ласково (словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Бык – бычок, тыква — тыквочка, дым – дымок, дыня- дынька, сын – сынок, косынка –косыночка, рыба- рыбка, мыло- мыльце, сыр-сырок.

В) Давай, посчитаем. (согласование числительного два с существительными)

Две хаты, две ноты, две губы, две буквы, две пальмы, две ленты, две ванны, две галеты, две монеты, две поляны, две газеты, две ягоды, две сосны, две звезды, две обезьяны, две вазы, две, осы, две косы.

Г) Игра «Один-много» (образование существительных множественного числа в Родительном падеже.)

(много чего?)

Вода – много воды

Вата — много ваты

Тыква — много тыквы

Клюква — много клюквы

Пена — много пены

Капуста — много капусты

Солома — много соломы

Колбаса — много колбасы

Трава — много травы

Крупа — много крупы

Свекла — много свеклы

Д) Образование относительных прилагательных.

Ствол ели – еловый

Пирог из ягод – ягодный

Сок из томатов — томатный

Лист дуба — дубовый

Лист клена — кленовый

Комок из снега — снежный

Сок из яблок – яблочный

Веник из березы — березовый

Лист железа — железный

Е) Скажи наоборот.

Дорогой — дешевый

Легкий — тяжелый

Тонкий — толстый

Больной – здоровый

Пустой — полный

Холодный — теплый

Светлый — темный

Богатый- бедный

Белый — черный

Веселый – грустный

Злой — добрый

Новый — старый

Сухой – мокрый

Сильный — слабый.

Сладкий — соленый.

Северный — южный.

8. Дифференциация звуков [Ы-И]

А) Повтори слоги

ты-ты ды-ди ны-ни

бы-бы зы-зи фы-фи

гы-ги мы-ми кы-ки

пы-пи сы-си вы-ви

б) Повтори слова парами

Ныл – Нил

Мыло – Мила

Мышка – мишка

В) Повтори слова

быки, дыни, зимы, пимы, липы, ивы, киты, плиты, пихты, битвы, чистый, пижамы, лимоны, дельфины, пингвины, апельсины, бинты, винты, магниты, билеты, диваны, льдины, гиены, осины, пионы, филины, минуты, листы, пистолеты.

Г) Повтори словосочетания

сладкие дыни, стройные липы, высокие осины, мягкие диваны, новые плиты.

Д) Повтори предложения, стишки.

У Нины ноты. Ивы у реки. Дима ест дыню. Из трубы идет дым. В лесу были белые грибы. У мамы дети. Быки были на поле.

Сливы у Нины

Вишни у Димы

Тыквы у Вити

Дыни у Мити.

Мы козлики.

Мы козлики!

Какие вы?

Рогатые!

Мы котики!

Какие вы?

Мохнатые!

Мы ежики!

Какие вы?

Колючие!

Мы девочки!

Какие вы?

Красивые!

А вы, какие мальчики?

Мы — сильные! (В. Данько)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья осины,

Листики клена,

Листья калины,

Листья малины мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (Н. Нищева)

Мишки и мышки.

Мишки с мышкой поиграли,

Мышке ушко оторвали.

Ушко сделано из ваты.

Разве мишки виноваты? (К.Стрельникова)

Е) Игры и упражнения. «Один – много»

Образование множественного числа существительных. (ы или и)

Панама — панамы

Петух — петухи

Домик — домики

Билет – билеты

Пион — пионы

Веник — веники

Паук — пауки

Диван – диваны.

Лебедь – лебеди

Вагон – вагоны.

Список использованной литературы:

1.​ Егорова О.В. Звуки Т, Т’, Д, Д’ (речевой материал и игры по автоматизации звуков у детей 5-7 лет). Москва 2008

2.​ Егорова О.В. Звуки В, В’, Ф, Ф’ (речевой материал и игры по автоматизации звуков у детей 5-7 лет). Москва 2005

Оборудование: картинки: мыши, сыр, часы, мыльница, усы, сомы. Набор картинок для самостоятельной работы. Карточки-схемы. Карточки со зрительными диктантами. Буквы.

Ход занятия

1. Оргмомент. для губ с физическими упражнениями.

2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком «ы».

Мы будим произносить звук, находить звук в словах и тексте, познакомимся с буквой Ы.

3. Нахождение звука «ы» в словах.

Перед детьми выставляются . Дети называют картинки и место звука в слове. Повторяется, что звук «ы» встречается только в середине или в конце слова.

4. Нахождение звука «ы» в тексте.

Дети, послушайте сказку про двух мышат. Постарайтесь запомнить слова со звуком «ы».

Вопросы к сказке. Кто сидел в чулане? (Мыши).

Что грызли мыши? (Тыкву). Что сказал кот, заглянув в чулан? (Что вы делаете?). Как ругалась хозяйка на кота? (Ах ты проказник!) Назовите ещё раз слова со звуком «ы».

Физминутка.

Подвижная игра «Ах, как мыши надоели всё погрызли, всё поели.

Погодите же плутовки, доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловку

Переловим всех за раз.

5. Знакомство с буквой Ы.

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы-

Все мы знать её должны.

Работа по карточке. Дети обводят или закрашивают букву Ы. Называют слова на карточке, определяют место звука «ы» и закрашивают нужный квадрат или печатают букву Ы. У.Слуховой диктант.

Логопед называет звуки, дети подбирают нужные буквы.

6. Закрепление произношения звука «ы» в словосочетаниях.

Дети, вспомните, что может идти? (Обратить внимание на вопросы кто? что? т. к. дети их путают).

А вы знаете, что идти может ещё и время?

Как мы узнаём время?

По часам.

Где вы видели часы?

Как они называются?

Перед детьми выставляются различные виды часов.

Эти часы носят на руке. Они наручные.

Эти часы висят на стене. Они настенные.

Эти часы стоят на столе. Они настольные.

Это часы игрушка. Они игрушечные.

А если часы висят на улице, как их называют?

Уличные часы.

Повторить названия часов.

7. Развитие слухового внимания. Хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком «ы».

Волы, мыло, совы, кот, сын, пыль, дым, сон, козы, трубы, дыня, арбуз, тыква.

8. Итог занятия. Оценка работы детей.

Понравилась статья? Поделитесь ей