Конспект урока "Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий"
Упражнение 306. Допишите окончания прилагательных.
1. В син... небе звезды блещут, в син... море волны хлещут (П.).
- Сквозь прошлогодн... бур... листву кое-где растут высокие травы (Т.). 3. Месяц огненн... шаром встает, красн... заревом лес обдает (Никит.). 4. Мы поспешно собрались в дальн... дорогу (Акс.). 5. Мычанье коров и блеянье овец долго раздавалось в вечери... воздухе (Акс.). 6. Как-то давно, темн... осени... вечером случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке (Кор.). 7. Компания охотников ночевала на свеж... сене (Ч.). 8. В песок косы, усеянный рыб... чешуей, были воткнуты деревянные колья (М.Г.). 9. Они вошли в село, встреченные ленив... собач... лаем (Фад.). 10. По двору метался всадник в баран... полушубке (Н. Остр.).
Упражнение 307. Перепишите, раскрывая скобки и согласуя прилагательное с существительным.
- На (Крайний) Севере устроен ряд метеорологических станций.
- В (вечерний) воздухе разлита прохлада. 3. Корабль вернулся из (дальний) плавания. 4. В (колючий) кустарнике не спрячешься.
- Случалось целые ночи проводить на (холодный, осенний) ветру.
- Мы были разбужены (птичий) пением. 7. Слышались звуки (пастуший) рожка. 8. Не легко отличить (заячий) следы от (волчий, куний, лисий). 9. Охотники подошли к (медвежий) берлоге. 10. Варежки связаны из (верблюжий) шерсти.
1. Долгожители не спали и меж собою толковали о дне минувш... (П.). 2. Зарево на дальних высотах трепещущ... румянцем отразилось (Л.). 3. Я бегал по нескольку раз в день на берег бушующ... Бугуруслана и стоял там неподвижно, как очарованный, с сильно бьющ...ся сердцем, с. прерывающ...ся дыханием (Акс.). 4. Ключ этот бьет из расселины берега, превративш...ся в небольшой овраг (Т.).
- Лошади, сколько я мог заметить при чуть брезжущ..., слабо лью- Щ...СЯ свете звезд, тоже лежали, понурив головы (Т.). 6. Терек бурлил в проснувш...ся лесу (Л.Т.). 7. Вечером весь народ, блестя на заходящ... солнце праздничным нарядом, был на улице (Л.Т.).
- Наконец воз был установлен на качающ...ся и дрожащ... пароме (Ч.). 9. В побледневш..., вымороженн... небе белое солнце торопливо описывало короткую кривую (М.Г.). 10. Сплошным воющ... потоком пошли снаряды высоко над полем, где бойцы в рукопашной схватке истребляли врага (Буб.).
- Горы блестели на (восходящий) солнце своими вершинами.
- Над широко (расстилавшийся) полем пшеницы парят ястребы.
- У нас состоялась интересная беседа с (вернувшийся) из далекого плавания матросом. 4. Грузовик подъехал к (строящийся) высотному зданию. 5. В едва (движущийся) воздухе раздавалось разноголосое пение. 6. Нельзя было не любоваться (волнующийся) морем. 7. В газете появилось сообщение о ледоколе, (отправившийся) в арктическое плавание. 8. Туристы поднимались на вершину горы по (извивающийся) между кустами орешника узкой тропинке. 9. В тумане, (опустившийся) на берег, трудно было различить очертания деревянных строений. 10. Одновременно с (строящийся) заводом начали возводить целый городок жилых домов.
Причастий
2 склон.: -ащ-/-ящ-
-ш-
2 склон.: -им-
-енн-
-т-
Список и правописание суффиксов причастий.
Правила написания суффикса.Исключения и примечания | |
---|---|
Дейcтвительные причастия настоящего времени |
|
образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени с помощью следующих суффиксов: | |
-ущ- -ющ- |
|
-ащ- -ящ- |
|
Действительные причастия прошедшего времени |
|
образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью следующих суффиксов: | |
-вш- |
|
-ш- |
|
Страдательные причастия настоящего времени |
|
образуются от переходных глаголов несовершенного вида, от основы настоящего времени с помощью суффиксов: | |
-ем- -ом- |
|
-им- |
|
Страдательные причастия прошедшего времени |
|
образуются от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью суффиксов: | |
-н(н)- |
|
-ен(н)- -ён(н)- |
|
-т- |
|
Правила.
- Образование причастий зависит от переходности и вида глагола:
- Действительные причастия образуются от переходных и непереходных глаголов.
- Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.
- От глаголов совершенного вида образуются причастия только прошедшего времени. От глаголов несовершенного вида — причастия и настоящего , и прошедшего времени.
- Суффиксы причастий относятся к формообразующим суффиксам. По ряду источников не входят в основу слова при морфемном разборе.
- После ж, ш, ч, щ пишутся а, е, и, у : печёный.
- В суффиксе -ённ — (-ён- в краткой форме) страдательных причастий прошедшего времени после шипящих под ударением пишется Ё : поражённ ый — поражён .
- В суффиксах кратких причастий пишется одна -Н . Но, в кратких прилагательных -НН.
- Необходимо различать причастия и отглагольные прилагательные.
- Только страдательные причастия могут иметь полную и краткую форму: склеенный — склеен .
- Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут быть образованы присоединением постфикса -ся к форме действительного залога: прода-ющ(ие)ся, продава-вш(ие)ся.
Список использованной литературы:
- Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. — СПб.:.ИД «Литера», 2012.
- Балуш Т.Н. Русский язык в таблицах: пособик для подкотовки к централизованному тестированию и экзамену — 2 изд. — Минск: ТетраСистемс, 2010.
- Миронова Н.И. Русский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ — М.; Эксмо, 2012
- Литневская Е.И. Русский язык: Краткий теоретический курс.- МГУ: Москва; 2000,
ISBN
5-211-05119-X. - Светлышева В.Н. Русский язык: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2011, ISBN 978-5-94776-742-1.
Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.
Окончание причастий и прилагательных - одна орфограмма
Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое - такое же, как и правописания :
- Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
- Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи именительного падежа.
Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?
Падежные окончания причастий
окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе |
||
нет чистящего средства, пятновыводящего раствора |
||
дательн. п. | к какому? | к чистящему средству, пятновыводящему раствору |
винитель. п. | какой? какое? | увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор |
творит. п. | с чистящим средством, пятновыводящим раствором |
|
предлож. п. | о чистящем средстве, пятновыводящем растворе |
окончания причастий во множеств. числе |
||
нет дезинфицирующих средств |
||
дательн. п. | к дезинфицирующим средствам |
|
винитель. п. | увидел дезинфицирующие средства |
|
творит. п. | с какими? | с дезинфицирующими средствами |
предлож. п. | о дезинфицирующих средствах |
Практическое задание № 1
Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:
Вопрос ставится к причастию от главного слова
Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.
Таким образом, получится следующее:
Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.
Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.
Практическое задание № 2
- В написанном учеником сочинении.
- Распиленную плотником доску.
- По ведущей в парк тропинке.
- Посаженных нами цветов.
- В проверенной учителем тетради.
- На плескавшуюся у берега волну.
- В построенном в деревне доме.
- На покрашенном зелёной краской палисаднике.
- На взлетающий с площадки вертолёт.
- За летящим над лесом самолётом.
Практическое задание № 3
Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:
- В окно видно заросш… кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
- В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
- Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.
- В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
- Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
- При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
- На пестреющей (какой?) лужайке.
- Опавшую (какую?) листву.
- О летающем (каком?) мотыльке.
- За отнятую (какую?) игрушку.
- К сидящей (к какой?) малышке.
- Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
- От растревоженного (какого?) улья.
- Народы (какие?), борющиеся за свободу.
- Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
- Плескавшуюся (какую?) волну.
- В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
- В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
- Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
- В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
- Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
- При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
Практическое задание № 4
Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:
Практическое задание № 5
Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.
Ответы к практическим заданиям
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.
Глаголы и причастия
Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная - причастия образованы от глаголов:
- Крыжовник поспел - поспевший крыжовник.
- Собака лает - лающая собака.
- Мальчик стоит - стоящий мальчик.
- Грибы собрали - собранные грибы.
- Поле засеяли - засеянное поле.
- Рассказали историю - рассказанная история.
- Лёд растаял - растаявший лёд.
- Местность исследовали - исследованная местность.
- Вещи разбросали - разбросанные вещи.
- Детей обрадовали - обрадованные дети.
- Окна осветились - освещённые окна.
- Океан дремлет - дремлющий океан.
- Тропинки заросли - заросшие тропинки.
- Слова написали - написанные слова.
- Стоят столбы - столбы стоящие.
- Волны пенятся - пенящиеся волны.
- Предмет движется - движущийся предмет.
- Птиц потревожили - потревоженные птицы.
- Народ борется - борющийся народ.
- Тростники колышутся - колышущиеся тростники.
- Канаву вырыли - вырытая канава.
Но различить их довольно просто - окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.
В в настоящем и будущем времени лицам и числам:
ед.число | мн. число |
|
я читаю, я вижу | мы читаем, мы видим |
|
ты читаешь, ты видишь | вы читаете, вы видите |
|
он читает, он видит | они читают, они видят |
В изъявительном наклонении в изменяются по родам и числам:
У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.
Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета
§ 4. Правописание окончаний
Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.
4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных
Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.
В Кита.., в Коре.., в Германи.., в Заполярь.., в изумлени..
Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).
Особая группа существительных* |
-мя |
время |
Путь
|
1 склонение
|
-а (м. р. / ж. р.) Я (м. р. / ж. р.) |
страна |
Стена
|
2 склонение
|
Нулевое оконч. (м. р.) |
конь |
Стол
|
3 склонение |
-ь (ж. р.) |
мать |
Степь
|
*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий
).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).
Обратите внимание!
Помните
, что существительные типа сомнение
и сомненье
, Мария
и Марья
склоняются по-разному:
Помните
, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
|
4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий
Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.
В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.
Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре
(в каком? — окончание -ом / -ем
) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром
(с каким? — окончание -ым / -им
) с меняющИМся;
беспокоящ...йся матери (какой? - окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне
(на судне каком? — окончание -ом / -ем
) на тонущЕМ.
Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.
4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола
Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.
Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.
Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?
);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).
Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь (слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся
Обратите внимание!
При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Глаголы типа услышать, постелить
и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Глаголы типа бриться, держаться
и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
|
В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).