Контакты

Разница между гордостью и гордыней. Гордыня и гордость в чем разница: признаки, избавление и как бороться с чувством

Гордыня человеческая - это насколько душа человеческая

от своего божьего замысла отличается.

Алексей Иванов. Золото бунта, или вниз по реке теснин.

Гордыня как качество личности – склонность проявлять нездоровое внимание к себе, желание славы, непомерно раздутую, необоснованную гордость исключительно самим собой, стремиться возвыситься над другими или упасть ниже других.

Приехав в одну из лондонских гостиниц, Марк Твен увидел в книге записей приезжающих отметку: «Лорд Л. с камердинером». Писатель в свою очередь начертал: «Марк Твен с чемоданом».

Много лет назад дьявол решил продать все инструменты своего ремесла. Он аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежал лук Страсти, а рядом с ним живописно разместились отравленные стрелы Чревоугодия, Вожделения и Ревности. На отдельном стенде был выставлен огромный набор сетей Лжи. Еще там были орудия Уныния, Сребролюбия и Ненависти. Все они были прекрасно представлены и снабжены ярлыками с названием и ценой. А на самой красивой полке, отдельно ото всех остальных инструментов, лежал маленький, неказистый и довольно потрепанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык «Гордость». На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных вместе взятых. Один прохожий спросил дьявола, почему он так дорого ценит этот странный клинышек, и он ответил: - Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными. И он с нежностью погладил деревянный клинышек. Если мне удается вбить этот клинышек в голову человека, - продолжал дьявол, - он открывает двери и для всех остальных инструментов.

Гордыня – королева пороков. Любые человеческие пороки произрастают из гордыни. Зависть, гнев, жадность, корысть, эгоизм имеют её своим истоком. Она мать высокомерия, надменности, строптивости, кичливости, тщеславия. Например, человек становится рабом алчности не потому, что он хочет быть богатым, он хочет быть богаче всех. Если у кого-то больше счастья в жизни, вспыхивает зависть. Если кто-то ведет себя не так, как хотелось бы гордыне, возникают обиды, злоба и гнев. Поэтому гордыне принадлежит безоговорочное первое место на пьедестале пороков.

США. Сидит наш разведчик с агентом на лавочке. Тот и говорит: — Послушай, я тебе передал секретную информацию! Это что, я шпион?! Наш успокаивает: — В тебе много гордыни. Шпион это я… А ты просто предатель…

На исповедь приходит женщина и говорит: Ой! Я самая падшая из всех женщин. Самая падшая! И слышит в ответ: Ты не самая падшая. Ты просто падшая!

Гордыня в человеке — это представление, что я совершенен, а мир не совершенен. Человек, зараженный вирусом гордыни, стоит на платформе не Ученика, усваивающего уроки жизни, а Учителя, желающего контролировать поведение окружающих, учить их, навязывать им свои представления и принципы. Позиция гордыни — пусть несовершенная жизнь безоговорочно примет моё совершенное руководство. Поэтому гордец считает, что нужно менять не себя, а мир и других людей. Мигель не Унамуно пишет: «Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, - это все равно, что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой. Всякая личность сохраняет себя, допуская изменения в своем способе мышления и бытия только в том случае, если эти изменения могут вписаться в единство и непрерывность ее духовной жизни».

Фундаментом гордыни является чувство, что в мире отсутствует Высшая Сила, отсутствует энергия любви и процветания, в ней нет высшего начала, абсолюта. Есть только совершенный Я и несовершенная жизнь. Поэтому нужно в ней хорошо работать локтями, идти к цели, не считаясь со средствами, нужно бороться и сражаться за своё место под солнцем. Жизнь воспринимается гордыней, как некое агрессивное пространство и поэтому в ней нужно идти на «таран», нападать, рвать всех, как Тузик тряпку. В основе гордыни — страх перед жизнью.

Никто иная, как гордыня провоцирует человека причинять вред другим живым существам и даже идти на убийство. Гордыня нашептывает уму: «Я выше этих ничтожных людишек, поэтому имею право вершить их судьбы». Носитель гордыни всегда неосознанно, помимо своей воли агрессивен. Он не думает об окружающих, главное, чтобы ему было комфортно. Ослепленный гордыней человек проявляет самомнение, самонадеянность, опрометчивость, считая, что каждая его мысль – абсолютная истина в последней инстанции. Это обусловливает массу ошибок и просчетов. У грузин есть хорошая пословица: «Кто задирает голову, тот спотыкается». Гордец начинает нервничать и гневаться на других, причинять им страдания.

Гордыня – это все пороки в одном, то есть представляет собой собирательное качество личности. Не случайно церковь считает гордыню смертным грехом. Генри Лайон Олди в книге «Дитя Ойкумены» пишет: «Жестокость – изнанка обиды. Ненависть – изнанка слабости. Жалость – изнанка взгляда в зеркало. Агрессия – тыл гордыни. Теперь возьмем всё это – плюс многое другое – разделим на бумажные жребии, бросим в шляпу, встряхнем, хорошенько перемешаем и начнем тянуть билетики в другом порядке. Думаете, что-то изменится? Ничего подобного».

Всякие классификации условны и, всё же, постараемся разбить пороки – производные гордыни, по определенным группам. Так, в первую группу поместим качества личности, проявляющие постоянное стремление возвыситься или чрезмерно унизиться перед людьми. Это высокомерие, надменность, кичливость, чванство, спесивость, строптивость, самолюбование, самомнение, самодовольство, самоуничижение, заносчивость, превосходство. Вторая группа качеств личности связана со стремлением человека иметь больше других. Это алчность, жадность, похотливость, вожделение, сладострастие, зависть, неудовлетворенность жизнью, недовольство. Третья группа качеств личности связана с проявлением склонностей человека идти во внешний мир с растопыренными локтями, на «таран», в лобовую атаку, пытаясь реализовать свои желания в ущерб намерениям остальных. Это эгоизм, корыстолюбие, бесцеремонность, наглость, хамство, грубость, бестактность, невоспитанность, неучтивость, непочтительность, беззастенчивость, бессовестность, развязность, разнузданность, бескультурье. В четвертой группе качеств, связанных с желанием славы, сгрудились в кучу тщеславие, хвастовство, самонадеянность, нездоровая амбициозность, чрезмерное честолюбие, нескромность, звездная болезнь. В пятой группе представлена делегация качеств личности, скрытно проявляющих стремление человека быть выше других. Это лицемерие, ханжество, коварство, вероломство, сплетничество, клеветничество, подхалимство, лесть, лживость, скрытность, доносительство.

Английский философ Фрэнсис Бэкон подметил: «Гордость лишена лучшего качества пороков — она не способна скрываться». Действительно, многие пороки можно скрыть. Сладострастию можно предаваться тайком, ханжество прикрывать показной добродетелью. Из гордыни плохая партизанка. Имея в основе столько пороков, она, даже обладая феноменальной артистичностью, не в силах спрятать свой хищный оскал от глаз окружающих. Гордец «гроша не стоит, глядит — рублем», но все понимают, что таким, как он, пятак за пучок в базарный день. Немецкая поговорка гласит: «Глупость и гордыня растут на одном дереве».

По каким признакам вычисляется гордыня? Признаков достаточно много. Если разбирать каждый в отдельности понадобится целая книга, поэтому ограничимся простым их перечислением: уверенность, что ты всегда прав; покровительственное отношение к другим и отношение свысока; чрезмерное чувство собственной важности; унижение себя и других; непрощение себя и других; мысль о том, что ты лучше других; приписывание себе трудов и заслуг других людей; умение поставить соперника в невыгодное положение; контроль над ситуацией без несения ответственности за неё; надменное отношение, суетность, стремление часто смотреться в зеркало; выставление напоказ достатка, одежды и прочего; не позволение другим помогать себе, неготовность работать вместе с другими; привлечение к себе внимания; болтливость, разговоры о своих проблемах; обидчивость; излишняя чувствительность или бесчувственность; мысли о том, что другие думают и говорят о тебе, чрезмерная занятость своей персоной; использование слов, которые слушатели заведомо не понимают; ощущение своей никчемности; отказ измениться или мысль о том, что не стоит изменяться; разделение людей на иерархические уровни, поведение в соответствии с иерархией; мысли о том, что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу; работа сверх всякой меры; недоверие к Богу и людям; сотворение кумира из себя и из других; неблагодарность; пренебрежение малыми людьми; невнимание; неосознание своей гордыни и духовных проблем; наличие раздражительного тона; мысль о том, чтобы проучить кого-либо; неподчинение воле Бога; недостаток самоуважения; безрассудство и бездумство; нечестность по отношению к себе и другим; неспособность пойти на компромисс; желание всегда оставить последнее слово за собой; нежелание делиться своими знаниями; невнимание к физическому телу или чрезмерное внимание к нему; мысль о необходимости спасать других от их проблем.

Гордыня, порождая эгоизм, блокирует разум. Человек считает себя центром Вселенной, он уже всё знает. О личностном росте приходится забыть. Академик Павлов говорил: «Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё утратите веру объективности».

Есть такая замечательная притча:

Я просил Бога забрать мою гордыню
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что гордыню не забирают. От неё отказываются.

Я просил Бога вылечить мою прикованную к постели дочь,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что душа её вечна, а тело всё равно умрёт.

Я попросил Бога даровать мне терпение,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что терпение результат испытаний.
Его не дают, а заслуживают.

Я попросил Бога подарить мне счастье,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что даёт благословение,
А буду ли я при этом счастлив, зависит от меня.

Я попросил уберечь меня от боли,
И Бог сказал: «нет»
Он сказал, что страдания отделяют человека от мирских забот
И приближают к Нему

Я попросил Бога духовного роста,
И Бог сказал: «нет»
Он сказал, что дух должен вырасти сам,
А Он лишь будет подрезать меня,
чтобы заставить плодоносить.

Я попросил Бога помочь мне любить других так же,
Как Он любит меня,
И Бог сказал: «Наконец-то ты понял, о чём надо просить»….

Я просил сил,
и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня…
Я просил мудрости,
и Бог послал мне проблемы,
над которыми приходится ломать
голову…
Я просил мужества,
и Бог послал мне опасности…
Я просил любви,
и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи….
Я просил благ,
и Бог дал мне возможности…
Я не получил ничего из того, что просил.
Я получил всё, что мне было нужно.
Бог внял моим молитвам.

Писатель Владимир Рыбин в романе «Поцелуй Иуды» в контексте гордыни пишет: «… Отринь гордыню, не мни себя Богом. Потому что тебе мало дано. Но в том малом, что тебе дано, ты обязан быть Богом. Ибо ты создан Богом по образу Его и подобию.

Отринь гордыню. Но и самоуничижение тоже отринь. Богу не нужны ничтожества, унижающие себя. Даже постом и молитвой. Пост и молитва для того, чтобы ты не забывал о своем предназначении исполнять волю Бога. Чтобы в том малом, что тебе дано, ты творил, созидал, обогащая себя и людей, мир. Не распознать, загубить это малое, данное тебе, и есть неисполнение Божьей воли…

Сатана говорит: «Ты червь». Божественность, заложенная в тебе, настаивает: «Ты - подобие Бога!»

Гордостью живи, но не гордыней. Будь творцом и учись в каждом видеть творца. И делай, делай, а не рассуждай. Рассуждение - лишь преддверие к делу. Помни Евангелие: «Молитва без дел - мертва». И не откладывай на потом, не забывай урок Гамлета: «Погибают замыслы от долгих отлагательств»…»

Гордыня косит всех людей без разбору, но особенно она благоволит к людям, добившимся власти или унаследовавшим ее. У всех царственных особ играет гордыня. Даже отец Петра Великого, русский царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, не чурался гордыни. Историк Н.И. Костомаров дал ему такую характеристику: «Приветливый, ласковый царь дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством: оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них готов был проливать кровь. Малейшее случайное несоблюдение правильности титулов считалось важным уголовным преступлением… Царь являлся народу не иначе как торжественно. Вот, например, едет он в широких санях: двое бояр стоят с обеих сторон в этих санях, двое на запятках; сани провожают отряды стрельцов. Перед царем метут по улице путь и разгоняют народ… Москвичи считали благоразумным прятаться в дом, когда проезжал царь…»

Петр Ковалев

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить – высокомерие, надменность, чванство, – все это разные виды одного основного явления – «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных – серьезными, рассеянных – сосредоточенными, обжорливых – воздержанными, и т.д. – все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его – тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану – тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание – еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот – драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит – благодаря тщеславию – умирает лучшее, что есть в нас, значит – мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она – «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она – вражда к Богу, начало всякого греха, она – во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все – несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию – созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это – так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это – своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя – тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой – услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше – добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело – важно, чужое – пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант – на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни – мания величия и мания преследования – прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически – тоска, мрак, бесплодие.

Морально – одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически – нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения – смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых – смирение; затем – послушание, по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец – послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого – то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест – крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания – немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, – слава.

Валентин Ковальский

У гордыни и гордости - корень един

Чем отличается гордость от гордыни? На этот вопрос отвечают по-разному. К примеру, психологи наделяют чувство гордости положительным качеством (чувством собственного достоинства), а гордыню — негативным (превозношением себя над другими). Многие даже уверяют, что гордость помогает человеку стать счастливым: дескать, она рождает радостные эмоции и чувства — гордость за личные достижения, своего сына или дочь, свое Отечество и т. д.

Исходя из таких мнений напрашивается весьма интересный вывод: получается, что гордость является некоей (твердой, положительной) опорой на сильные качества или стороны, а гордыня — это уже как бы отрицательная гордость, т. е. гордость без оснований. На первый взгляд, такой подход напоминает о банальном сравнении между двумя видами зависти — белой (хорошей) и черной (плохой). А на второй?

Для начала поинтересуемся у филологов: чем отличается гордость от гордыни? Если заглянуть в толковые словари Ожегова и Ушакова, то можно увидеть, что гордыня — это непомерная гордость. А в словаре Абрамова слова «гордость» и «гордыня» являются синонимами и находятся в одном ряду с другими «братьями по значению»: высокомерие, надменность, заносчивость, кичливость, тщеславие, самонадеянность...

По сути, речь идет об одном и том же пороке (хотя и с разными оттенками негативизма). Очевидно, в данном случае следует руководствоваться мудрой фразой Козьмы Пруткова, который советовал зреть в корень. Как не крути, а слова «гордыня» и «гордость» являются однокоренными: корень у них — один и тот же («горд»).

Разумеется, для людей верующих более авторитетным является библейский ответ на вопрос: чем отличается гордость от гордыни? Оказывается, с точки зрения Писания, оба эти чувства являются тождественными (греховными). К примеру, ветхозаветный пророк Исаия говорит, что «в преисподнюю низвержена гордыня» (грешника).

Такой же подход и в Новом завете: Бог противится гордым, а смиренным Он дает благодать (об этом в своих посланиях говорят апостолы Иаков и Петр). А евангелист Иоанн сообщает, что гордость житейская исходит не от Отца, а от мира сего.

Согласно святоотеческому взгляду, гордость от гордыни не отличается практически ничем. Ведь речь идет об одном и том же пороке, относящемся и к числу двадцати мытарств (которые душа должна пройти после смерти), и к числу восьми главных грехов, изложенных в трудах раннехристианского писателя Евагрия Понтийского. По мнению богословов, гордость — это первый грех, который с подачи сатаны появился в мире еще до сотворения человека.

Исходя из вышеизложенного, каждый из нас должен сам ответить на вопрос: чем отличается гордость от гордыни? Является ли это безобидным чувством радости за какие-то успехи, желанием сохранить свое достоинство (честь) или все-таки попыткой собственного превозношения над другими?


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Нам так привычно стало слышать: «Бог накажет!» Но православие говорит, что наказание за грехи - это не кара небесная, а естественные последствия греховных наклонностей человека. Цирроз печени у алкоголика - естественный плачевный результат образа жизни вопреки замыслу Творца.

На этот счет в нашем обществе существуют совершенно разные мнения. Одни считают - что гордыня и гордость вещи диаметрально противоположные, другие - что это практически одно и то же. И версии относительно этих отличаются у верующих людей и светских.

Если почитать Библию и Святых отцов церкви, то вывод напрашивается однозначный: гордыня и гордость - и суть их одинакова. Гордость есть меньшее зло, ее сравнивают с доброкачественной опухолью, а гордыню можно сравнить со злокачественной опухолью, приносящий огромный вред как самому человеку, так и окружающим его людям. Почему?

Слово «гордость» состоит из целой совокупности таких неприглядных качеств, как тщеславие, самолюбие, чувство неоправданного превосходства над другими и так далее. А если заглянуть в словарь Даля, то можно еще добавить к этому определению: надменность, высокомерие, зазнайство, кичливость. Гордость, по Священному Писанию - есть начало греха. Когда-то давно, еще до возникновения человечества, самый старший ангел Денница так возгордился, что захотел стать, как Бог. К чему это привело? К войне, расколу и низвержению падших ангелов в преисподнюю. Так появилось зло. Что же хорошего в гордости - ничего.

Светские же люди считают, что гордыня и гордость - разные вещи. Гордым быть, дескать, хорошо, собственного достоинства, и как нас учили в советское время: «Человек - это звучит гордо». Достоинство и гордость - вещи разные, начало гордости идет от незнания самого себя, своих внутренних качеств. пишет, что если бы человек мог познать самого себя - ему совсем нечем было бы гордиться! Человек, зараженный гордостью, ко всему оказывает презрение, свою точку зрения ставить выше других, раздражаться чужими недостатками, своих не замечая.

Гордыня и гордость схожи тем, что человек, ими зараженный, себя возвышает, старшим не покоряется, смирения не имеет, советы не принимает, обиду таит, своевольничает и так далее. По светским же меркам, это как раз хорошие качества, некоторые даже жалуются, вот люди сейчас какие стали, гордости не имеют, раболепствуют перед вышестоящими, своего мнения не держат. Вот и пойми, кто прав в этой ситуации.

Если разбираться в вопросе: гордость - это плохо или хорошо, то видно, что мнения на этот счет расходятся между людьми верующими и находящимися слишком далеко от веры. Гордыня же и у тех, и у других не вызывает положительных эмоций. Это как бы производная от гордости, искривленная, в разы увеличенная и обезображенная. Начинаясь с тщеславия, гордыня может дойти до невероятных размеров и довести человека до ада. И главная ее опасность - что ни один другой грех не может вырасти до таких огромных размеров, как этот.

Гордыня приводит к осуждению - что есть А в Библии сказано, что если вы не будете судить других людей, то и сами судимы не будете. Сколько раз мы в мыслях осуждаем дела и поступки людей, думая, что мы то уж точно не такие! А потом Господь нам попускает впасть в такие же грехи, дабы привести нас к смирению. Человек, поняв это, задумывается: что для этого нужно делать?

Обратимся к Святым отцам, которые нас учат, что добродетель, противоположная гордыне есть любовь. Если человек любит ближнего, он не будет его осуждать, не будет превозноситься над ним, а наоборот - постарается его понять, помочь и поддержать. Итак, получается, что избавиться от гордости можно с помощью любви. Любви бескорыстной, когда ты все отдаешь и ничего не требуешь взамен для себя. Когда ты делаешь добро не для того, чтобы тебе потом его вернули сторицей, а потому что любишь человека и желаешь ему только лучшего - искренне и от души. А для этого очень важно видеть в каждом человеке то хорошее, что в нем есть, а не выискивать недостатки. И тогда постепенно, шаг за шагом, можно будет победить в себе гордость и возвышение над другими людьми.

Очередная крайность, которая не приводит ни к чему хорошему. Гордыня и Высокомерие напрямую относятся к , вернее к проблемам самооценки.

Начну с вопроса: как выдумаете, почему Гордыня в Христианстве считается смертным грехом и самым тяжким из всех грехов? Гордыня по степени тяжести приравнивается к убийству другого человека. Задумывались ли вы, сколько судеб, сколько талантливых и умных людей загубила эта спутница успеха (гордыня)? Сколько чувств и взаимоотношений разрушено из-за гордыни?

Сразу хочу вас предостеречь – не стоит Гордыню путать с Гордостью, это кардинально противоположные понятия. Понимание и различение гордыни и гордости достойно отдельной статьи.

Что такое Гордыня?

Для начала, дадим несколько раскрывающих определений. Почему несколько? Потому что гордыня – это очень сложный и многоликий недостаток и очень опасный грех.

Гордыня – это завышенная самооценка, когда человек считает себя лучше, чем он есть на самом деле, а так же, лучше, чем все остальные люди. Проблема в том, что это неадекватная оценка себя, которая ведёт к совершению роковых жизненных ошибок.

Гордыня – это неуважение к другим людям, которое проявляется как высокомерие, бахвальство, неблагодарность, невнимательность к другим и т.п.

Так же мне понравилось христианское определение из Википедии, я бы назвал это определение духовно грамотным:

Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед , забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он всё может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по . В гордыне человек не благодарит Бога за все то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей).

Вот ещё одно определение, которое я считаю адекватным и отражающим суть гордыни:

Горды́ня (лат. superbia) или Высокомерие – желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя.

Гипертрофированная и разросшаяся Гордыня превращается в манию величия.

Основные программы (установки) гордыни , с которыми нужно прощаться (заменять на адекватные убеждения). Что обычно думает и говорит человек поражённый гордыней:

“Я самый лучший, самый красивый, самый умный, самый достойный, самый самый”

“Я лучше других, умнее, сильнее, круче, и т.п.”, “А это значит, что я больше других должен иметь, я имею на это право, я ведь лучше…”, “А значит мне другие и весь мир должны на много больше, чем я должен им и этому миру”, “А если я такой классный и мне все должны, значит не обязательно их благодарить, они ведь мне должны… не обязательно их ценить, это они должны ценить меня, я ведь на много лучше, чем все они…”, и т.д.

Знакомо? Думаю знакомо. Если вы будете достаточно искренним с самим собой, то вы вспомните примеры из своей жизни, когда вы так думали, и чем это в конечном итоге заканчивалось. Вспомните примеры других людей, которые вели себя подобным образом, и какая у вас была реакция на такое их отношение и поведение.

Как обычно формируется гордыня или откуда она берётся?

1. Неправильное воспитание. Например, когда родители с детства внушают своему ребенку – “ты у нас самый лучший”, “самый умный”, “самый самый”, “ты лучше других”. Особенно плохо, когда это абсолютная неправда и не подкреплено жизнью. То есть, ребёнок ничего хорошего не сделал, а его хвалят и хвалят. Когда награждают незаслуженно.

2. Когда человек не обучен работать со своей Самооценкой, не обучен работать со своими недостатками, правильно к ним относиться и устранять их. Тогда с первым же успехом, он начинает думать, что это он такой великий, а не Бог, Вселенная и Судьба ему благоприятствуют. То есть, когда человек присваивает себе все заслуги и успехи, что всё это только благодаря ему одному, его уникальности и гениальности.

Есть и другие причины Гордыни, но подробнее борьбу с ними мы рассмотрим в статье – “Как избавиться от Гордыни”.

Проблемы, которые порождает Гордыня

Думаю все для себя отмечали, что когда человека заносит Гордыня, с ним неприятно, а часто вообще невыносимо общаться и иметь дело. Правда неприятно, когда к тебе относятся с высокомерием и надменностью, как к человеку второго сорта? Всем не нравится такое отношение.

Когда человека начинает нести гордыня – с ним становится тяжело общаться, нормальные люди, уважающие себя, начинают сторониться такого человека и всячески избегать общения с ним. В конечно итоге он остаётся один, наедине со своей гордыней, недовольный всеми остальным людьми и их поведением.

Во многих Религиях говорят: Гордыня – это мать всех остальных грехов. Это действительно так и есть. Когда человека понесла гордыня, он начинает требовать незаслуженного к себе внимания – тщетной славы, а это и есть .

Поражённый гордыней человек, в ореоле собственного величия и уникальности – перестаёт видеть достоинства и таланты других людей, теряет ценность всего, что имеет в жизни, всего, что делают для него другие. Его поведение проявляется, как неуважение, высокомерие, надменность, в отдельных случаях, как хамство и драчливость. Такой человек становится невероятно мнительным, обидчивым и конфликтным.

Если вы решите, что вам или вашим близким нужна помощь специалиста, чтобы справиться с данным недостатком и выстроить адекватную самооценку – !

Понравилась статья? Поделитесь ей