Контакты

Героический эпос греции. Классические литературные жанры Древней Греции

Вопросы для самоконтроля.

2.Что такое мифология?

Вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля.

1.Древнегреческий дидактический эпос и его творец.

2.Каковы структура и основная мысль «Трудов и дней»?

3.Функции Зевса в представлении Гесиода.

5.«Труды и дни» как истоки позднейшего жанра философской литературы.

Вопросы для самоконтроля.

1.Как возникли и как были организованы постановки трагедий в Древней Греции?

2.Какова структура древнегреческой трагедии?

Вопросы для самоконтроля.

1.Какие периоды выделяются в развитии древнегреческой комедии?

2.Каковы особенности древней аттической комедии?

3.Новоаттическая комедия и ее виднейший представитель.

4.Какие черты характерны для комедий Менандра?

5.В чем проявляется психологизм и гуманизм его творчества?

Вопросы для самоконтроля.

1.Какова общая сюжетная схема греческих романов?

2.В чем заключается их общий признак?

Античная литература

Литература Древнего Рима.

Лекция 1. Римская литература, продолжение греческих традиций и новаторство литературы Древнего Рима.

1.Общее с греческой литературой и особенности; влияние эллинизма.

Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н. э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н. э. Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу.

С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние. Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории. Римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы.

2.Периодизация римской литературы.

Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо делить на периоды - доклассический, классический и послеклассический.

а) Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуется сначала, как и в Греции, устной словесностью, а также началом письменности. До половины III в. до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию.

С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину II в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина II в. - 80-е годы I в. до н. э.).

б) Классический период римской литературы - это время кризиса и конца республики (с 80-х годов до 30 г. I в., до н. э.) и эпоха принципата Августа (до 14 г. I в. н. э.).

в) Но уже в начале I столетия н.э. вполне отчетливо намечаются черты упадка классического периода. Этот процесс деградации литературы продолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литературу расцвета империи (I в. н.э.) и литературу кризиса, падения империи (II-V в. н.э.).

Греки, приходившие в Рим, приносили с собой все плоды своей вековой культуры в суровую и строгую страну завоевателей и политиков. Несомненно, некоторое влияние Греции было в Риме и раньше. Достаточно указать на то, что самый алфавит римский и римские меры и веса были заимствованы из Греции. Однако это влияние, вероятно, было поверхностным и, главное, совершенно не отразилось на литературе.

Другое дело - влияние Греции после 1-й Пунической войны. Один из первых римских писателей, грек Ливий Андроник, в 240 г., то есть сразу же после войны, ставит в Риме драму на латинском языке. Эта драма, как и все другие произведения этой эпохи, писалась в подражание греческим образцам, а первые прозаики, будучи римлянами, даже писали по-гречески.

Особенно прославились своей приверженностью ко всему греческому Сципионы - род, прославленный на войне с Карфагеном. В эпоху войн, в суровые времена сплошных походов, опасностей, поражений и побед на темных улицах Рима появились греческие боги со своими светлыми, беззаботными лицами, эти небесные любители красоты и искусства, появились изящные греческие музы, «своей беспечнейшей улыбкой просветляя будничные тревоги дня».

Вопросы для самоконтроля.

1.Каковы отличительные черты римской литературы в сравнении с греческой?

2.На какие основные периоды делят римскую литературу?

3.Когда возникла письменная римская литература?

4.Как изменялось влияние Греции на римскую литературу?

Вопросы для самоконтроля.

1.В чем специфика римского театра по сравнению с древнегреческим?

2.Каков типичный сюжет римской комедии?

3.Как традиции античной комедии развивались в европейской драматургии?

Вопросы для самоконтроля.

1.Развитие римских прозаических жанров в I - II в. до н. э.

2.Чему посвящены исторические мемуары Цезаря?

3.Какова тематика основных исторических сочинений Тацита?

4.Какого рода произведение представляет собой «Сатирикон» Петрония?

5.Что пародирует «Сатирикон»?

6.Какова идейная концепция романа Апулея «Золотой осел»?

Вопросы для самоконтроля.

1.К чему привело возникновение христианской веры и христианской литературы?

2.Какова литературно-историческая роль перевода Ветхого Завета?

3.Что дошло до нас от литературы первых десятилетий христианства?

4.Каковы наиболее важные достижения древнегреческой литературы?

5.Какую роль в современной культуре сыграл античный театр?

6.В какую эпоху в Европе начинается процесс возрождения античной культуры?

Вопросы для самоконтроля.

1.Что такое античная литература?

2.Что такое мифология?

3.Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

4.В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

5.Когда появилась письменная литература?

6.Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

1.Гомер и «гомеровский вопрос».

Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец «Илиады» и «Одиссеи», или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором.Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком.

2.Поэмы «Илиада» и «Одиссея» - образцы древнего героического эпоса.

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе.Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.

3.Мифологическая и историческая основы поэм.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

4.Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.

В «Илиаде» в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны.

Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада». Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

Вопросы для самоконтроля.

1.В чем сущность «гомеровского вопроса»?

2.Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?

3.Какова мифологическая основа «Илиады»?

4.Какие исторические факты лежат в ее основе?

5.Какие сказания являются содержанием «Одиссеи»?

6.В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?

ОБЩАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Алгоритм работы с ЭУМК

Для уяснения целей и задач, стоящих перед студентом, а также требований предъявляемых к нему при освоении дисциплины, следует обратиться к пункту 2.2. Цели и задачи дисциплины .

Следующим этапом работы с ЭУМК является ознакомление с содержанием соответствующего раздела дисциплины в пункте 1.2. Содержание разделов дисциплины , включающем основные моменты каждой темы, рассматриваемой на лекционных или семинарских занятиях в том или ином семестре.

Для организации чтения обязательной художественной литературы студент использует список художественных текстов для чтения из пункта 3.10. Перечень вопрсов к зачету и экзамену .

После лекционного занятия следует самопроверка по вопросам для самоконтроля, содержащемся в том же пункте, с использованием при необходимости приведенной там же основной и дополнительной литературы.

Кроме основной и дополнительной литературы, включенной в список, студент может пользоваться литературой из списка дополнительного программного обеспечения и списка электронных ресурсов.

При необходимости выполнения индивидуальной работы студент пользуется пунктом 2.6. График индивидуальной работы студента в соответствии со сроками выполнения задания.

Если блок или модуль помимо лекций включают в себя семинарские занятия, студент обращается к пункту 3.3. Практические занятия , включающему тему и план занятия, а также список основной и дополнительной литературы (см также п. 5).

По завершении модуля студент проверяет усвоение материала при помощи тестов (пункт 3.4. Тесты ), а понятийного аппарата при помощи глоссария (пункт 3.5. Глоссарий ).

Для подготовки к зачету или экзамену студент использует список вопросов в пункте 3.8 Перечень контрольных вопросов.

При необходимости студент в ходе работы может обращаться к соответствующим пунктам раздела 4. Методические рекомендации .

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ

Цели и задачи дисциплины

В историю зарубежной литературы включается история античной литературы, составившая I часть дисциплины, а также история литературы средних веков и Возрождения (часть II), XVII - XVIII веков (часть III), XIX столетия (часть IV), конца XIX - начала XX веков (часть V), XX века (часть VI). Очевидно, литература, как и другие формы общественного сознания, обладает в своем историческом развитии относительной самостоятельностью и подробная периодизация ее истории далеко не всегда совпадает с периодизацией исторического процесса.

Что касается региональных границ зарубежной литературы, то они весьма подвижны и в разных частях охватывают различные страны Европы и Америки. Вузовские курсы истории зарубежной литературы не ставят своей задачей изложить последовательно основные факты, характеризующие литературный процесс в этих странах на протяжении всей их истории. Задача дисциплины иная: рассмотреть наиболее важные черты зарубежной литературы определенной эпохи на примере характернейших их проявлений в различных странах.

Применительно же к содержанию дисциплины непосредственно, цели ее изучения в основном следующие: расширение и углубление знаний

· о закономерностях развития мирового литературного процесса;

· о специфике литературных родов (эпоса, лирики, драмы);

· о важнейших литературных произведениях Европы, Азии и Америки в их взаимосвязи;

· об исторической изменчивости категорий жанра, стиля, автора; типах и принципах художественного отражения мира в литературных произведениях.

Соответственно, задачи обучения дисциплине таковы:

· на основе принципа историзма раскрыть эволюцию творческого сознания от древности до современности;

· проследить преемственность и развитие литературных направлений;

· сформировать и развить навыки историко-литературного и литературоведческого анализа художественных произведений.

Освоение истории зарубежной литературы, помимо прочего, не только обеспечивает необходимую и для филологов, и для журналистов эрудицию, но и развивает художественное восприятие, расширяет эстетический кругозор и, что особенно важно, повышает общий культурный уровень будущих выпускников.

Дисциплина ориентирована на изучение литературы в историко-литературном, сравнительно-типологическом и литературоведческом аспектах и соотносится с такими предшествующими и параллельными дисциплинами образовательной программы, как культурология, философия, история цивилизаций, основы теории литературы, история отечественной литературы.

Систематизация материалов курсов по истории зарубежной литературы приводит к выделению определенных тематических модулей, внутреннее единство каждого из которых, как и их взаимосвязь и последовательность, обусловлены хронологическими, национальными или эстетическими принципами. При этом необходимо обратить внимание на то, что эти тематические модули могут быть различны и по своему содержательному объему, и по уровню обобщенности и масштабности включенного в них материала.

Выравнивание этих различий, обусловленных спецификой самого предмета изучения, достигается за счет времени, отводимого на изучение тех или иных тем, а также за счет сочетания теоретических (лекционных) форм обучения с практическими (семинарские занятия и т.д.).

Формами аттестации являются зачеты, экзамены.

В результате освоения теоретической части курсов и работы на семинарах, развивающей и закрепляющей приобретенные знания и навыки, студент должен:

· уметь рассматривать литературный процесс в историческом и культурном контексте эпохи;

· понимать национальную специфику каждой изучаемой литературы и межлитературные связи;

· уметь анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания;

· овладеть навыками ведения дискуссии по проблемам дисциплины, затрагивающимся как в теоретической части курсов, так и на семинарах;

· владеть основными сведениями о биографии крупнейших писателей, представлять специфику жанров;

· уметь пользоваться справочной (литературными энциклопедиями, словарями, библиографическими справочниками) и критической литературой;

· приобрести навыки реферирования и конспектирования критической литературы;

· овладеть полным понятийным аппаратом дисциплины;

· уметь в устной форме ответить на контрольные вопросы по курсам;

· уметь самостоятельно подготовить к зачету или экзамену некоторые вопросы, не освещенные в лекционном курсе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авраменко О., Гапон Л., Степанова К. Постмодернизм: учебное пособие по истории и теории литературы. Омск, 1997. 24 с.

2. Зарубежная литература XX века: практикум / Сост. и общ. ред. Н. П. Михальской, Л. В. Дудовой. М., 1999. 416 с.

3. Зарубежная литература XX века: учеб. для вузов / Под ред Л. Г. Андреева. М., 2004. 558 с.

4. История всемирной литературы. В 9 т. Т. 6. М., 1989. 880 с.

5. История всемирной литературы. В 9 т. Т. 7. М., 1991. 832 с.

6. История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. М., 1983. 584 с.

7. История зарубежной литературы XIX века: романтизм: методические указания для студентов филологического факультета / Сост. Н. Н. Мисюров. Омск, 1990. 23 с.

8. История зарубежной литературы конца XIX начала XX веков: учебно-методические указания для студентов филологического факультета / Сост. С. В. Остудина. Омск, 1997. 31 с.

9. История зарубежной литературы: программа и методические указания. В 3 ч. Ч. 1-3. Калининград, 1999. 59 с.

10. Программы курса «История зарубежной литературы» / Под ред. Л. Г. Андреева.- 2-е изд., перераб. М.:, 2001. 279 с.

11. Трыков В. П. Зарубежная литература конца XIX начала XX веков: практикум. М., 2001. 192 с.

12. Черноземова Е. Н., Луков, В. А. История зарубежной литературы средних веков и Возрождения: практикум. М., 2004. 200 с.

13. Шабловская И. В. История зарубежной литературы (XX век, первая половина). Минск, 1998. 382 с.

Разделы:

История античной литературы. I семестр.

Литература средних веков и эпохи Возрождения. II семестр.

Литература XVII-XVIII веков. III семестр.

Раздел «История античной литературы»

1.Античность как историческое и культурное явление. Культура Древней Эллады. Истоки античной литературы. Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Античное наследие в европейской литературе. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.

2.Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль. Гомер и «гомеровский вопрос». Поэмы «Илиада» и «Одиссея» - образцы древнего героического эпоса. Мифологическая и историческая основы поэм. Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса. Послегомеровский героический эпос.

3.Дидактический эпос. Гесиод: «Теогония» и «Труды и дни». Образ автора, его морально-этический кодекс и «полезные советы» в «Трудах и днях». Зарождение жанра философской литературы.

4.Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности. Древнегреческая лирика. Жанры, тематика, художественные особенности. Мелическая поэзия. Алкей, Сапфо; Анакреонт и анакреонтика. Оды Пиндара. Элегия и ямб. Архилох.

5.Древнегреческая драма, формирование трагедии и комедии. Социально-эстетические функции и организация античного театра. Трагедия; ее структура и эволюция: Эсхил, Софокл, Еврипид.

6.Комедия; ее происхождение и художественная специфика. Этапы развития древнегреческой комедии. Древнеаттическая комедия: Аристофан, тематика и художественные особенности его комедий. Новоаттическая комедия: Менандр. Психологизм и гуманизм его творчества. Античные традиции в позднейшей комедии.

7.Зарождение и развитие греческой прозы, философского диалога и исторического повествования в классическую эпоху греческой литературы. Историография (Геродот, Фукидид) и биографическая проза (Ксенофонт, Плутарх). Творчество Лукиана. Греческий роман: истоки великого жанра. Развитие лирических и драматических жанров, а также басни и сатиры, любовной повести в эпоху эллинизма.

8.Греческие мыслители. Натурфилософия; эпикуреизм и стоицизм. Художественно-философское наследие Платона. Объективный идеализм. Этические вопросы в платоновских «Диалогах». Эстетическая теория Аристотеля, «Риторика» и «Поэтика».

9.Римская литература, продолжение греческих традиций и новаторство литературы Древнего Рима. Общее с греческой литературой и особенности; влияние эллинизма. Периодизация римской литературы. Отношение римских авторов к греческому литературному наследию.

10.Римская поэзия. Новое представление о человеке и мире его чувств в лирике Катулла, эпосе Вергилия и Овидия. Вергилий как творец дидактического и героического римского эпоса. Идейные и художественные особенности «Энеиды». Лирическая и сатирическая поэзия: лирика Катулла, жанрово-тематическое разнообразие поэзии Горация и Овидия, эпиграмма как жанр, сатиры Ювенала. Античная басня.

11.Театр в Древнем Риме. Комедия. Сюжеты и образы комедий Плавта. Комедии Теренция: зарождение бытовой и психологической драмы. Традиции античной комедии в европейской драматургии.

12.Римская проза: многообразие жанров, их позднейшая эволюция. Ораторское искусство и его влияние на прозу. Римская историография (Цезарь, Тацит). «Сатирикон» Петрония и «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея - образцы римского романа.

13.Философия Древнего Рима. Цицерон как философ. Влияние эпикуреизма. Философско-дидактическая поэма Лукреция «О природе вещей» - памятник античного материализма.

14.Античность и христианство. «Новый завет» и зарождение христианской культуры на закате античности. Новые ценности, герои и жанры. Сущность и особенности античной культуры. «Жизнь» античной литературы в веках: вечные идеи и образы.

Раздел «Литература средних веков и эпохи Возрождения»

1.Средневековье как культурно-историческое явление. Западная Европа после падения Римской империи. Сословность и иерархическая структура общества. Роль религии и церкви и место литературы в общественной жизни. Своеобразие культуры эпохи: идеально-символическое и аллегорическое мироощущение. Народная культура, роль светской литературной традиции. Проблема античного наследия. Христианская религиозная литература, ее герои и жанры. Патристика.

2.Народная поэзия, мифы и предания раннего средневековья. Мир кельтского эпоса: неразгаданные страницы европейской истории. Кельты и праистория Европы. Мифология кельтов, бретонские сюжеты. Ирландский эпос и его основные циклы. Улады и Кухулин. Специфика эпического пространства и времени в кельтском эпосе. Судьбы кельтских эпических мотивов в европейской литературе.

3.Основные направления и формы литературы XII-XIV вв. Становление литературы: сага. «Эдда» и скандинавский эпос. Боги в «Эдде». Исландская эпическая традиция. Сага как синтез правды и вымысла; эпический синкретизм. Герой в саге. Эддическая традиция и повествовательная сага: от «государства богов» к «деяниям исландцев». Своеобразие жанра.

4.Западноевропейский героический эпос. Древнегерманский эпос: англосаксонская поэма «Беовульф». Соотношение языческой традиции и христианских влияний. Фольклорно-мифологическое, историческое и литературное начала. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде». Исторический факт и эпический вымысел. Параллелизм образов. Своеобразие испанского героического эпоса. Народные идеалы «Песни о моем Сиде». Романсные черты поэмы. Немецкий героический эпос: «Песнь о Нибелунгах». Элементы старинного сказания и их феодально-христианская обработка. Сказочные мотивы и влияние рыцарского романа.

5.Куртуазная лирика и роман. Англо-норманнская литература: зарождение артуровского цикла. Культура Прованса в XIII веке. Куртуазные идеалы в соотношении с феодальными ценностями. Личность и ее духовный мир. Лирика трубадуров: жанры, проблема мастерства, культ Дамы. Поэзия труверов в Северной Франции и миннезингеров в Германии. Расцвет романа. Античный, бретонский и византийский циклы. Романы Кретьена де Труа. Герой в его взаимоотношениях с миром, фантастический и реальный планы. Тема любви и роль авантюрного сюжета. Значение куртуазного романа для развития жанра.

6.Темы и жанры городской литературы. Сатирическая и дидактическая городская литература. Фаблио и шванк. Сатирический и аллегорический роман. Городская лирика. Народная песня, жанр баллады. Философско-поэтический синтез средневековой культуры в поэме Данте «Божественная комедия».

7.Литература эпохи Возрождения в западноевропейских странах. Обновление литературной традиции. «Величайший прогрессивный переворот» и возрождение античности. Традиция и новизна - литература открывает человека и мир. Титаны Возрождения; проблема «обратной стороны» титанизма. Эстетика Возрождения и литературные принципы. Особенности национальных процессов. Трагизм мировосприятия в позднеренессансной литературе. Ренессанс и становление абсолютизма в Европе; гуманизм и Реформация. Значение возрожденческого наследия для мировой культуры.

8.Итальянское Возрождение. Периодизация и проблемы. Предвозрождение как переходный период в литературе. «Новый сладостный стиль». Данте и Флоренция его времени; Беатриче в жизни поэта. Замысел и структура «Божественной Комедии». Проблема жанра и смысл названия. Аллегоризм и геометрическая гармония текста. Художественные образы, роль автора и фигуры Вергилия. Слава Данте и судьбы его творения. Лирика Ф. Петрарки. Зарождение и развитие жанра новеллы. Итальянская новеллистика: «Декамерон» Дж. Боккаччо и его последователи и подражатели.

9.Художественная и философская мысль французского Ренессанса. От баллад Ф. Вийона к поэзии «Плеяды»: эволюция национальной литературы, традиция и влияние итальянского Возрождения. Мир романов Ф. Рабле и народный смеховой роман в его творчестве: «жизнерадостное свободомыслие» против доктрин католицизма и протестантизма. Античное наследие в практике французских гуманистов. Итальянское влияние: Луиза Лабе и Маргарита Наваррская. Лирика П. Ронсара и поэзия национального самосознания. Трагический кризис гуманизма: «Опыты» М. Монтеня.

10.«Северные гуманисты» и Реформация: мыслители и поэты Германии и Нидерландов. Крестьянская война и «Священная Римская империя германской нации». Специфика и проблемы «северного Возрождения». Гуманизм и Реформация. Идеология и социальные проблемы: публицистическая и сатирическая линии в литературе. Литературная деятельность М. Лютера. Бюргерская литература и «Корабль дураков» С. Бранта. «Христианский гуманизм» в Нидерландах. Эразм Роттердамский и его время. «Похвала Глупости» и поэзия Эразма: ученость и античная традиция.

11.Литература английского Возрождения . Реформация и Возрождение в Англии, специфика гуманистического переворота в условиях становления абсолютизма. От У. Ленгленда к Дж. Чосеру: эволюция национальной традиции. Завершение артуровского цикла. Томас Мор и его трагическая эпоха. Жизненнный путь Т. Мора, его «Золотая книжечка», противоречия утопического идеала. Т. Мор и английская поэзия и драматургия. Значение гуманистической традиции в развитии английской литературы.

12.Расцвет драматургии на рубеже XVI-XVII вв. и произведения У. Шекспира. Английская поэзия Возрождения и сонеты У. Шекспира. Исторические хроники: правда исторического факта и сила художественного вымысла. У. Шекспир-драматург. «Шекспировский вопрос». Шекспир и мировая литература.

13.Испанский роман и национальный театр в эпоху Возрождения. Исторические судьбы Испании и Португалии в конце XV - середине XVI века. «Золотой век» испанской драмы: театр как национальное мироощущение. Драматургия Лопе де Веги и народная традиция. Испанское романсеро. Роман как ведущий жанр, «плутовской роман» и его герой. Ф. Кеведо и его продолжатели. Роман М. Сервантеса - обобщение идейно-нравственного опыта эпохи. Влияние народного смехового романа. Философский смысл фигуры главного героя. Дон Кихот в мировой литературе.

Раздел «Литература XVII - XVIII веков»

1.Между Ренессансом и Просвещением: век классицизма в истории европейской культуры. XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Феодальный мир и формирующийся буржуазный уклад европейской жизни. Классицизм как объединительный фактор национального литературного процесса. Другие направления и стили. Характер реализма XVII века. Барокко и его проблемы в литературоведении.

2.Эстетика классицизма и ее идеологические основы. Классицизм и барокко в литературе Франции и Испании XVII в. Трагедия и комедия, эссе и басня. Религиозные образы в литературе XVII в. Герой эпохи и картина мира. Значение литературного наследия XVII столетия.

3.Литература английской революции. Английская литература и общество накануне революции. Кризис традиционалистской эстетики, придворная поэзия и театр. Пуританское движение и развитие публицистики; идеология пуританства, отношение к искусству. Жизнь и творческий путь Дж. Мильтона. Поэзия и ранняя публицистика. Замысел и его художественное воплощение в «Потерянном рае». Роль библейских образов, поэтика, политические идеи. Поэма «Возвращенный рай» в контексте литературы эпохи Реставрации. Мильтон в национальной и мировой литературе.

4.Французский классицизм: идеология, поэтика и литература. Литературная жизнь Франции начала века. Философские основы новой литературы: Р. Декарт и П. Гассенди. Литературное переосмысление морально-философских проблем в «Максимах» Ларошфуко. Академия и доктрина классицизма. Н. Буало и его обобщающий труд «Поэтическое искусство». Ф. Малерб и прециозная традиция. Эстетика французского классицистического театра; этапы в развитии национальной драматургии. П. Корнель и Ж. Расин: обновление классицизма. Творчество Ж.-Б. Мольера и жанр «высокой комедии». Стихотворные новеллы и басни Ж. Лафонтена. «Спор древних и новых» как кризис классицизма XVII столетия.

5.Немецкая литература XVII века. Влияние общеевропейских культурных процессов и национально-исторические особенности. Поэзия времен Тридцатилетней войны: М. Опиц, А. Грифиус, Ф. Логау. Творчество Г. Гриммельсгаузена. Роман «Симплициссимус»: проблема метода, национальный характер героя.

6.Трагическая муза испанского барокко. Специфика развития испанской литературы эпохи кризиса абсолютизма. Барокко и его влияние на испанское искусство; проблема ренессансных традиций. Л. Гонгора, Ф. Кеведо и национальная поэтическая школа. П. Кальдерон и испанская драма его времени. Морально-философские пьесы, проблема художественного метода. Кризис испанского театра и переоценка жанра романа.

7.Литература эпохи Просвещения. Исторические особенности XVIII столетия. Национальное своеобразие литературных процессов. Западноевропейское Просвещение: идеология иллюзий и оптимизма. Литературные направления эпохи и их просветительская окрашенность. Характер нового рационализма и его отражение в эстетике искусства эпохи и в поэтике художественной литературы. Трансформация жанровых форм и типов героя. Сюжеты и персонажи просветительского романа и философской повести.

8.Вольтер и его современники. Первые французские просветители. Аббат Ф. Прево и Ш. Монтескье. Творческий путь Вольтера; его мировоззрение. Вольтер и церковь. Социально-политические убеждения и их противоречивость. Проблема творческого метода: соотношение классицизма и реализма. «Генриада» и «Орлеанская девственница». Философские повести Вольтера. Вольтер и европейская культура.

9.«Руссоизм» в европейской жизни второй половины XVIII столетия. От энциклопедистов к сентиментализму: эволюция французского просветительства. Критицизм Д. Дидро в его художественных произведениях как выражение социально-философского скепсиса. Исторические, социально-политические и эстетические взгляды Ж.-Ж. Руссо. «Эмиль» и «Новая Элоиза». Влияние Ж.-Ж. Руссо на эволюцию жанра романа. Значение «Исповеди». «Руссоизм» и сентиментализм в европейских литературах конца XVIII века.

10.Драматургия XVIII в. Г. Э. Лессинг, П. О. Бомарше, Ф. Шиллер и И. В. Гете. Французский театр накануне Революции и трилогия П. О. Бомарше. Ее общественное звучание.

11.Итальянский театр нового времени. Пути развития итальянского театра XVIII века. Реалистические комедии К. Гольдони. Демократический характер идеалов и ведущие герои. Комедия «Трактирщица». Театральные сказки К. Гоцци и их полемическая литературная направленность. Традиционные герои, литературное пародирование, фольклорные мотивы, трагикомический сказочный стиль. Значение творчества К. Гольдони и К. Гоцци для европейского театра XIX - XX веков.

12.Английская литература XVIII столетия. Раннее Просвещение. «Робинзон Крузо» Д. Дефо и его буржуазно-просветительские идеалы. Творчество Дж. Свифта. Публицистика, характер юмора. «Путешествия Гулливера»: проблема жанра; философский подтекст; значение романа Семейно-бытовой роман: С. Ричардсон и его герои. Английский вариант просветительского реализма. Романы О. Голдсмита и Т. Смоллетта. Творческий путь Г. Филдинга. Продолжение свифтовских традиций, полемика с С. Ричардсоном. Положительный герой и проблема типизации у Филдинга. Эстетические позиции Г. Филдинга-юмориста. Кризис просветительских иллюзий. Стерн и английский сентиментализм. Значение романов Л. Стерна для европейской культуры. Театр конца века: творчество Р. Б. Шеридана. Английский предромантизм. «Готический роман» и его создатели. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона: литературная мистификация и ее общественный резонанс. Народная лирика Р. Бернса.

13.Немецкая литература первой половины XVIII века Бюргерское просветительство и его литература. Эстетика раннего классицизма. Эстетическая теория Винкельмана. Проблема национального своеобразия в культуре. Лессинг и его борьба за новое немецкое искусство. Гердер как теоретик и вдохновитель штюрмерского движения. Эстетика «Бури и натиска»; неоднородность течений и художественных манер. Раннее творчество Гете. Драматургия Шиллера штюрмерского периода. Шекспиризм и бунтарское начало в драматургии Гете и Шиллера. «Национальная идея» и ее художественное воплощение в публицистике, театре и романе. «Страдания молодого Вертера» как вершина штюрмерской художественной практики.

14.Немецкое общество конца века и новая эстетическая программа Гете и Шиллера. «Веймарский классицизм». Драматургия Гете «веймарского периода». Шиллер позднего периода творчества и эстетика Канта в его переосмыслении; проблема романтизма в поздних драмах Шиллера. Работа Гете над романом о Вильгельме Мейстере. Гетевский универсализм и идея «Фауста». Основные герои трагедии, образ Фауста. Философский смысл трагедии. Значение творчества Гете и Шиллера для развития мировой литературы.

Лекции

Блок 1. Семестр I. История античной литературы. Модуль 1. Литература Древней Греции.

Лекция 1. Античность как историческое и культурное явление. Культура Древней Эллады .

1. Истоки античной литературы.

Античная литература - это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X-IX вв. до н. э. по IV-V вв. н. э.Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма.

2. Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Мифология - это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм.

Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходимой идеологией. Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение литературы активно используют мифологию в своих целях, политических и художественных. Особенно широко использована мифология в греческой трагедии.

3. Античное наследие в европейской литературе.

Историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей особое положение. Историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда представлялась истоком и часто образцом новых литератур. Античность выступала духовной опорой европейской культуры в решающие и поворотные моменты ее развития.

Традиция изучения древних языков и древних литератур неизменно лежала и лежит в основе гуманитарного образования в Европе. Основные концепции литературы и литературного творчества, господствовавшие в Европе почти до XIX века, непосредственно исходили из концепций Аристотеля и Платона.

4. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя, письменной литературы вообще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников.

В эпоху полисного строя появляется письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. В эпоху эллинизма и римского владычества письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров.

· Основная литература:

1.История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. М., 1983. 584 с.

2.Лосев А. Ф. Античная литература: учебник для высшей школы. М., 2005. 541 с.

3.Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1982. 287 с.

4.Тронский И. М. История античной литературы: учебник для студентов филологических специальностей университетов. М., 2008. 463 с.

· Дополнительная литература:

1.Анпеткова-Шарова Г. Г. Античная литература: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 021700 Филология. М., СПб., 2004. 479 с.

2.Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука: словарь-справочник. М., 2002. 351 с.

3.Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн.1. Литература древнего мира. М., 1997. 255 с.

4.Гиленсон Б.А. История античной литературы: Древняя Греция. Древний Рим: учеб. пособие для студентов филол. фак. пед. вузов: в 2 кн. М., 2002. 2 кн.

5.Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. 975 с.

6.Лосев А.Ф. Боги и герои Древней Греции. М., 2002. 278 с.

7.Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / Послесл., с. 910-932, и примеч. А. А. Тахо-Годи. М., 1996. 975 с.

8.Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 524 с.

9.Мифология: Энцикл. / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 2003. 736 с.

10.Остудина С. В. История зарубежной литературы: Программа и методические указания для студентов специальностей 031001.65 Филология и 030601.65 Журналистика. СПб.: Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, 2009. 136 с.

11.Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989. 401 с.

12.Шорохина Е В. Античная литература: конспект лекций. М., 2005. 80 с.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что такое античная литература?

2.Что такое мифология?

3.Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

4.В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

5.Когда появилась письменная литература?

6.Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

1.Гомер и «гомеровский вопрос».

Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец «Илиады» и «Одиссеи», или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором.Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком.

2.Поэмы «Илиада» и «Одиссея» - образцы древнего героического эпоса.

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе.Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.

3.Мифологическая и историческая основы поэм.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

4.Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.

В «Илиаде» в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны.

Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада». Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

· Основная литература:

5.История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. М., 1983. 584 с.

6.Лосев А. Ф. Античная литература: учебник для высшей школы. М., 2005. 541 с.

7.Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1982. 287 с.

8.Тронский И. М. История античной литературы: учебник для студентов филологических специальностей университетов. М., 2008. 463 с.

· Дополнительная литература:

13.Анпеткова-Шарова Г. Г. Античная литература: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 021700 Филология. М., СПб., 2004. 479 с.

14.Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука: словарь-справочник. М., 2002. 351 с.

15.Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн.1. Литература древнего мира. М., 1997. 255 с.

16.Гиленсон Б.А. История античной литературы: Древняя Греция. Древний Рим: учеб. пособие для студентов филол. фак. пед. вузов: в 2 кн. М., 2002. 2 кн.

17.Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996. 400 с.

18.Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. 975 с.

19.Лосев А.Ф. Боги и герои Древней Греции. М., 2002. 278 с.

20.Лосев А. Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия, 2006. 398 с.

21.Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / Послесл., с. 910-932, и примеч. А. А. Тахо-Годи. М., 1996. 975 с.

22.Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 524 с.

23.Мифология: Энцикл. / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 2003. 736 с.

24.Остудина С. В. История зарубежной литературы: Программа и методические указания для студентов специальностей 031001.65 Филология и 030601.65 Журналистика. СПб.: Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, 2009. 136 с.

25.Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989. 401 с.

26.Шорохина Е В. Античная литература: конспект лекций. М., 2005. 80 с.

27.Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983. 246 с.

28.Ярхо В. Н. Древнегреческая литература. Эпос. Ранняя лирика. М., 2001. 366 с.

Вопросы для самоконтроля.

1.В чем сущность «гомеровского вопроса»?

2.Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?

3.Какова мифологическая основа «Илиады»?

4.Какие исторические факты лежат в ее основе?

5.Какие сказания являются содержанием «Одиссеи»?

6.В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?

Эпос (др.-греч. «слово», «повествование»)- героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. То же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (например, былины). Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Относится к эпосу как к роду, нежели как к жанру. Эпос - эпическая поэма. Источник ее сюжета - народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная, напр.:«Илиада» Гомера.

Гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея» были записаны лишь в VI в. до н, э., т. е. примерно через три столетия после их создания. Семь греческих городов друг у друга оспаривали право почитаться родиной Гомера. Можно сказать, что уже переход от «Илиады» к «Одиссее» есть первый шаг в сторону романа. Однако в древнем мире процесс романизации героической эпопеи зашел недалеко.

«Илиа́да» - эпическая поэма в 15 700 гекзаметров, приписывавшаяся Гомеру поэту-сказителю, древнейший из сохранившихся памятников греческой литературы. Основой для неё послужили многочисленные сказания Древней Греции о подвигах древних героев. «Илиада» начинается с обращения - к Музе.

Действие отнесено к десятому году осады Трои (Илиона) соединённым ополчением греческих вождей. Сказания о предшествующих событиях: похищение Елены Парисом, выступление греков (ахейцев) под верховным начальством Агамемнона; фигуры главных вождей (Агамемнон, Менелай, Ахилл, Одиссей, Нестор, Диомед, Аякс, Идоменей и др., троянский царь Приам, его сыновья Гектор, Парис и т. д.), равно как и исход войны (гибель Трои), предполагаются в Илиаде известными. Илиада охватывает незначительный промежуток времени, это как бы эпизод из истории осады Трои. В «И.» Гомер воспевал красоту Елены. Красоту, не отвлечённую, а конкретную, той Елены, которую похитил у мужа, спартанского царя Менелая, Парис, сын троянского царя Приама, из-за чего и началась троянская война, воспетая в «Илиаде», - это тема, за которую взялся поэт и живописец Гомер. Гомер говорит, что Елена обладала божественной красотой. И все! Он не сообщает, в чем выражалась её красота.

Текст Илиады сохранился, как предполагают многие учёные, в редакции александрийских филологов (III век до н. э.-II век до н. э.), которые разделили его на 24 книги по числу букв греческого алфавита. Раскопки Шлимана в Трое обнаружили культуру, соответствующую описаниям в Илиаде и относящуюся к концу II тысячелетия до н. э. В Илиаде изображаются социальные отношения греческого феодализма, но в ней сохранились также и рудименты абсолютной монархии микенского времени. Многие персонажи Илиады представляют собою древних, иногда ещё догреческих богов, видоизменившихся в процессе скрещения местных культов с религией Зевса. И в самом цикле сказаний о взятии Трои («священного Илиона») и последующем несчастном возвращении греческих витязей можно усмотреть отголоски очень древних мифов (Узенер).

Поэтическая техника Илиады представляет собою сочетание примитивной беспомощности с развитым и даже замысловатым искусством повествования и огромным богатством средств выражения. Не была выработана техника массовых сцен, и многочисленные описания битв разбиваются на ряд единоборств. Зато широко использован приём ретардации (лирические отступления), а также ведения рассказа во многих планах, причем каждый план расчленяется на части, и последовательно подаются части разных планов в почти симметричном членении. Быстрый темп рассказа варьирует с медленным «эпическим раздольем», повествование - с искусно скомпонованными речами и диалогами. Сюжетный интерес к целому отступает на задний план перед рельефной отделкой части, - отсюда драматическая напряженность отдельных сцен и небрежность в мотивировке этих сцен. Речь богато расцвечена эпитетами, метафорами и «гомеровскими» сравнениями, из которых многие являются традиционными и восходят к глубокой древности. Техника «И.», как её сюжет и язык, является результатом долгого развития: поколения эпических певцов, оставаясь на базе традиционных приемов, создавали утонченное мастерство; искусство подчинять большие массы материала композиционному единству ещё не выработалось в полной мере.

Содержание Илиады . Начальная ситуация : после похищения Елены, жены спартанского царя Менелая, троянским царевичем Парисом, сыном царя Приама, греки под верховным предводительством Агамемнона, брата Менелая, уже десятый год безуспешно осаждают Трою. При разорении соседних областей была захвачена в плен дочь Хриса, жреца бога Аполлона, и отдана в качестве добычи Агамемнону.

Поэма открывается обращением к Музе и изложением темы: ею являются гнев Ахилла и гибельные последствия этого гнева, происшедшие по воле Зевса. Повествование начинается с прихода в ахейский (греческий) лагерь Хриса, к-рый предлагает выкуп за дочь. После грубого отказа Агамемнона Аполлон насылает на греков моровую язву. По инициативе Ахилла, храбрейшего из ахейских витязей, созывается собрание войска, на котором вещатель Калхант объясняет причину божественного гнева. Агамемнон соглашается отпустить пленницу, с тем условием однако, чтобы утрата была ему возмещена, и требует, в ответ на резкие упреки Ахилла, пленницу последнего, Брисеиду; Ахилл тогда отказывается принимать дальнейшее участие в сражениях. Попытка престарелого пилосского царя Нестора примирить враждующие стороны остается без результата. Собрание прервано. Ахилл в гневе удаляется в свой стан, где остается в бездействии; Агамемнон возвращает Хрису свою пленницу и отбирает у Ахилла Брисеиду. Мать Ахилла, морская богиня Фетида, получает у Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения, пока не дадут удовлетворения её сыну за обиду.

Обещание это вызывает на Олимпе семейную сцену между Зевсом и его женой Герой, покровительствующей ахейцам (кн. I). Зевс навевает Агамемнону обманчивый сон, в котором предвещает победу над троянцами, и Агамемнон созывает собрание всех ахейцев. Не будучи вполне уверен в настроении войска, он производит испытание - предлагает прекратить войну и вернуться домой. Народ немедленно бросается к кораблям, и «хитроумный» Одиссей лишь с трудом усмиряет волнение, жестоко избив при этом «буйного» Терсита, который всегда «оскорблял царей». Ахейцы строятся к бою; следует длинный перечень кораблей, племен и вождей греческого войска («каталог кораблей»). Троянцы, со своей стороны, выходят из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына Приама; краткий перечень сил троянцев и их союзников (кн. II).

Перед началом сражения Парис вызывает храбрейших из ахейцев на единоборство. Менелай бросается ему навстречу, и Парис в страхе отступает перед оскорбленным мужем Елены; лишь упреки Гектора заставляют его вернуться обратно. Условия единоборства: Елена останется за победителем. Во время приготовлений к поединку Елена показывает Приаму со Схейской башни главных ахейских витязей - Агамемнона, Одиссея, Аякса, Идоменея («смотр со стены»). В единоборстве Менелай уже почти оказывается победителем, но Афродита похищает Париса с поля сражения и переносит в его чертог; туда же она приводит негодующую Елену и заставляет её покориться желаниям Париса. Ахейцы, между тем, считают Менелая победителем и требуют выдачи Елены (кн. III). Боги, враждебные Трое, недовольны возможностью мирного исхода, и по наущению Афины союзник троянцев Пандар пускает в Менелая стрелу. Перемирие таким образом нарушено; клятвопреступление со стороны троянцев создает у ахейцев новую уверенность в конечной победе; Агамемнон обходит войско, возбуждая к сражению.

Бой начинается (кн. IV). Особенной отвагой отличается ахейский витязь Диомед, которому помогает Афина: он убивает Пандара и ранит покровительствующих троянцам богов Афродиту и Ареса (кн. V). Троянцы готовы уже отступить в город; вещатель Гелен, брат Гектора, побуждает его устроить шествие троянских женщин к храму Афины с мольбой о спасении. Описание шествия и любовно обработанные сцены братания Диомеда с троянским союзником Главком и прощания Гектора с женой Андромахой и сыном Астианактом - основные моменты VI кн. Вернувшись на поле, Гектор вступает с Аяксом в единоборство, которое, из-за наступления ночи, кончается без результата. Ахейцы окружают свои корабли стеною и рвом (кн. VII). На второй день боя Зевс запрещает богам принимать участие в войне; троянцы под предводительством Гектора заставляют ахейцев отступить к кораблям. Попытка Геры и Афины помочь ахейцам вызывает жестокий гнев Зевса (кн. VIII). Ночью, по совету мудрого Нестора, Агамемнон снаряжает посольство к Ахиллу, обещая возвращение Брисеиды, богатые дары, даже руку дочери, если тот согласится снова принять участие в войне. Ахилл, проводящий время в игре на лире, дружелюбно принимает послов, но ни искусное красноречие Одиссея, ни сильная и прямодушная речь Аякса, ни рассказ старого наставника Ахилла, Феникса, об аналогичном событии прошлого - злосчастном гневе Мелеагра - не могут заставить Ахилла изменить свое намерение (кн. IX).

Диомед и Одиссей отправляются в ночную экспедицию в троянский стан, по дороге захватывают троянского лазутчика Долона и производят резню в стане вновь прибывшего союзника Трои, фракийца Реса («Долония», кн. X). Третий день боя. Зевс посылает Вражду, к-рая побуждает ахейцев к сражению. Блистательные подвиги Агамемнона, Диомеда, Одиссея не могут остановить наступления троянцев; все эти герои уже ранены. Даже Ахилл теряет спокойствие и посылает своего любимого друга Патрокла к Нестору. Старец просит Патрокла или убедить Ахилла вступить в бой или надеть доспехи Ахилла, чтобы испугать врагов (кн. XI). Троянцы продолжают наступать и врываются за воздвигнутую ахейцами стену (книга XII). Зевс, видя поражение ахейцев, отвращает взоры от битвы; этим пользуется Посейдон, чтобы воодушевить ахейцев; витязь Идоменей и оба Аякса стараются отразить натиск троянцев («битва у кораблей», кн. XIII). Гера, получив от Афродиты пояс с любовными чарами, усыпляет Зевса в своих объятиях; успех переходит на сторону ахейцев («обман Зевса», кн. XIV).

Проснувшись, разгневанный Зевс заставляет богов прекратить всякую помощь ахейцам; троянцы снова одолевают. Гектор разрушает стену, засыпает ров и готовится уже зажечь корабли; один Аякс ещё обороняется (кн. XV). Тут Ахилл соглашается, чтобы Патрокл надел его доспехи, но лишь для того, чтобы отогнать троянцев от кораблей. Устрашенные видом доспехов Ахилла, троянцы отступают; Патрокл, нарушая наказ Ахилла, гонит их дальше до самых стен Трои, поражает при этом троянского витязя Сарпедона, сына Зевса, но обезоруженный Аполлоном, гибнет от руки Гектора (кн. XVI). Вокруг тела Патрокла возгорается ожесточенный бой, в котором особенно отличается Менелай. Но Гектор уже завладел доспехами. Посылают к Ахиллу сообщить о происшедшем (кн. XVII). Ахилл предается горьким стенаниям. Мать его, Фетида, выходит из моря и обещает получить от бога Гефеста новые доспехи. А пока Ахилл выходит невооруженным и одним криком своим отгоняет троянцев от тела Патрокла. Наступает ночь; Гефест изготовляет оружие для Ахилла - подробно описываются изображения на щите (кн. XVIII). Ахилл и Агамемнон примиряются; Брисеида возвращена. Плач Брисеиды и Ахилла над телом Патрокла. Ахилл устремляется в битву, причем один из его коней предвещает ему близкую смерть (кн. XIX).

Зевс разрешает богам вступить в бой - грозная сеча с участием богов. Ахилл покрывает поле телами врагов, но не встречает ещё Гектора, а Энея, которому суждено царствовать над троянцами, Посейдон спасает от Ахилла (кн. XX). Поток Ксапер, запруженный трупами, тщетно убеждает Ахилла ослабить рвение и даже обрушивается на него своими волнами. Ахилла спасает Гефест, зажигающий поток (кн. XXI). Троянцы убегают в город. В поле остается один Гектор, желающий, несмотря на убеждения близких, сразиться с противником, но с приближением Ахилла его охватывает страх, и он бросается в бегство. Зевс взвешивает на весах жребии Ахилла и Гектора - жребий Гектора падает, и покровительствующий ему Аполлон покидает его. По коварному наущению Афины Гектор, наконец, принимает бой с Ахиллом и в этом бою гибнет. Плач Приама, Гекубы (матери) и Андромахи о Гекторе (кн. XXII). Душа Патрокла является к Ахиллу и требует скорейшего погребения; похороны и описание состязаний, устроенных Ахиллом для погребального торжества (кн. XXIII). Ахилл ежедневно привязывает тело Гектора к колеснице и волочит вокруг могилы Патрокла. Однажды ночью к нему по воле Зевса является Приам с выкупом и умоляет вернуть тело сына для погребения. Ахилл соглашается. Причитаниями по Гекторе и описанием его погребения кончается Илиада (кн. XXIV).

«Одиссе́я» - вторая (после «Илиады») классическая поэма, приписываемая древнегреческому поэту Гомеру. Создана, вероятно, в VIII веке до н. э. или несколько позже. Рассказывает о приключениях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны, а также о приключениях его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке.

Как и другое знаменитое произведение Гомера, «Илиада», «Одиссея» изобилует сказочными элементами, которых здесь даже больше (встречи с циклопом Полифемом, волшебницей Киркой, богом Эолом и т. п.). Большинство приключений в поэме описывает сам Одиссей во время пира у царя Алкиноя.

Поэма, написанная гекзаметром (шестистопным дактилем), состоит из 12110 стихов. Нынешний вид - разделение на 24 песни, она приобрела в III в. до н. э., когда один из первых библиотекарей Александрийской библиотеки Зенодот Эфесский, изучив поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», разделил каждую на 24 песни (рапсодии) - по числу букв греческого алфавита и обозначил каждую песнь буквами греческого алфавита (заглавными - «Илиаду», строчными- «Одиссею»). Как и «Илиада», «Одиссея» также начинается с обращения - к Музе.

1-я песнь . Начало повествования в «Одиссее» отнесено к 10-му году после падения Трои. Одиссей томится на острове Огигии, насильно удерживаемый нимфой Калипсо; в это время на Итаке за его жену Пенелопу сватаются многочисленные женихи, пирующие в его доме и расточающие его богатства. По решению совета богов, покровительствующая Одиссею Афина направляется в Итаку и побуждает юного одиссеева сына Телемаха отправиться в Пилос и Спарту расспросить о судьбе отца.

2-я песнь . С помощью Афины Телемах (тщетно пытавшийся удалить из своего дома женихов) тайно уезжает из Итаки в Пилос.

3-я песнь . Престарелый царь Пилоса Нестор сообщает Телемаху сведения о некоторых ахейских вождях, но за дальнейшими справками направляет его в Спарту к Менелаю.

4-я песнь . Радушно принятый Менелаем и Еленой, Телемах узнает, что Одиссей находится в плену у Калипсо. Меж тем женихи, испуганные отъездом Телемаха, устраивают засаду, чтобы погубить его на возвратном пути.

5-я песнь . С V книги начинается новая линия ведения рассказа: боги посылают Гермеса к Калипсо с приказом отпустить Одиссея, который на плоту пускается по морю. Спасшись чудом от бури, поднятой враждебным ему Посейдоном, Одиссей выплывает на берег острова Схарии, где живёт счастливый народ - феаки, мореплаватели со сказочно быстроходными кораблями.

6-я песнь . Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей, дочерью царя феаков Алкиноя.

7-я песнь . Алкиной принимает странника в своем роскошном дворце.

8-я песнь . Алкиной устраивает в честь странника пир и игры. На играх слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея.

9-я песнь . Одиссей наконец открывает свое имя и рассказывает о своих приключениях. Рассказы («апологи») Одиссея: Одиссей посетил страну лотофагов, питающихся лотосом, где всякий, вкусивший лотоса, забывает о родине; великан-людоед, циклоп Полифем, сожрал в своей пещере нескольких товарищей Одиссея, но Одиссей опоил и ослепил циклопа и спасся с прочими товарищами из пещеры под шерстью баранов; за это Полифем призвал на Одиссея гнев своего отца Посейдона.

10-я песнь . Одиссей продолжает рассказывать свои приключения. Прибытие на остров Эолию. Бог ветров Эол благосклонно вручил Одиссею мех с завязанными в нём ветрами, но уже недалеко от родины спутники Одиссея развязали мех, и буря снова отбросила их к Эолову острову. Но раздраженный Эол повелевает Одиссею удалиться. Людоеды-лестригоны уничтожили все корабли Одиссея, кроме одного, который пристал к острову волшебницы Кирки, обратившей спутников Одиссея в свиней; преодолев чары с помощью Гермеса, Одиссей в течение года был мужем Кирки.

11-я песнь . Одиссей спускается в преисподнюю вопросить прорицателя Тиресия и беседует с тенями матери и умерших друзей.

12-я песнь . Затем Одиссей проплывает мимо Сирен, которые завлекают мореплавателей волшебным пением и губят их; проезжал между утесами, на которых обитают чудовища Сцилла и Харибда. На острове солнечного бога Гелиоса спутники Одиссея убили быков бога, и Зевс послал бурю, погубившую корабль Одиссея со всеми спутниками; Одиссей выплыл на остров Калипсо.

13-я песнь . Феаки, одарив Одиссея, отвозят его на родину, и разгневанный Посейдон обращает за это их корабль в утес. Превращенный Афиной в нищего старика, Одиссей отправляется к верному свинопасу Эвмею.

14-я песнь . Пребывание у Эвмея - жанровая идиллическая картинка.

15-я песнь . Возвращающийся из Спарты Телемах благополучно избегает засады женихов.

16-я песнь . Телемах встречается у Эвмея с Одиссеем, который открывается сыну.

17-я песнь . Одиссей возвращается в свой дом в виде нищего, подвергаясь оскорблениям со стороны женихов и слуг.

18-я песнь . Старик-Одиссей дерется с местным нищим Иром и подвергается дальнейшим издевательствам.

19-я песнь . Одиссей делает приготовления к мщению. Только старая няня Эвриклея узнает Одиссея по рубцу на ноге.

20-я песнь . Злые знамения удерживают женихов, намеревающихся погубить пришельца.

21-я песнь . Пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через 12 колец. Нищий пришелец единственный выполняет задание Пенелопы.

22-я песнь . Одиссей убивает женихов, открывшись им, и казнит изменивших ему слуг.

23-я песнь . Пенелопа узнает наконец Одиссея, сообщающего ей известную лишь им двоим альковную тайну (любовную).

24-я песнь . Сценами прибытия душ женихов в преисподнюю, свидания Одиссея с его отцом Лаэртом и заключения мира между Одиссеем и родственниками убитых заканчивается поэма.

контрольная работа

Древнегреческий эпос

Первые из дошедших до нас древнегреческих эпических текстов гомеровские «Илиада» и «Одиссея» созданы приблизительно в VII в.до н.э. Очевидно, что уже в те времена они не были единственными, а входили в эпическую традицию древних греков. После «Илиады» и «Одиссеи» создание эпических произведений продолжалось на протяжении всей Античности. Однако гомеровские поэмы навсегда остались из ряда выходящими и исключительными. «Илиаду» и «Одиссею» с полным правом можно назвать первотекстами Античности. Это были наиболее авторитетные тексты, к ним апеллировали как к чему-то безусловному и литераторы, и философы, и государственные деятели, и ученые.

Гомеровские поэмы представляют собой первое цельное и законченное выражение греческой души. В них она впервые оформилась и воплотилась как нечто в основе своей состоявшееся. В дальнейшем древнегреческая культура будет развиваться вширь и вглубь. В ней появятся новые темы и повороты, то чего-то она откажется, что-то приобретет, и все-таки определяющее и стержневое для древнегреческой культуры состоялось уже в «Илиаде» и «Одиссее». За всю Древнюю Грецию представительствовать в состоянии только гомеровский эпос.

Принятие и освещение мира заходит у Гомера так далеко, как этого никогда не будет ни в одной другой культуре.

Древние греки, за редким исключением, не ставили под сомнение реальность Троянской войны и подвигов ее героев, это в корне подорвало бы их самоощущение. «Илиада» и «Одиссея» не просто принадлежали к почетному и возвышенному жанру словесности, они формировали и поддерживали душевный строй древних греков, в какой-то мере служили их самоидентификации. Поэтому текст гомеровских поэм воспринимался и как реальность, и как образцовое произведение искусства. Он в совершенстве отразил возвышенную - прекрасную жизнь героев, а не был плодом фантазии Гомера.

Стоит буквально локализовать эпическое действие в пространстве и времени, и оно станет историей, а его вершители - просто и только людьми. Греки иногда были склонны к подобной локализации. Но она не могла быть последовательной, т. к. мир «Илиады» и «Одиссеи» был важен для них совсем не в качестве реальной истории. Он оставался надысторическим, представляя собой Грецию и греков как таковых, поверх бурных событий истории.

Скульптура

На уровне наглядных представлений античная культура ассоциируется у нас, прежде всего со скульптурными образами. Афродита Милосская, Аполлон Бельведерский, Лаокоон с сыновьями или Дорифор давно стали знаками Античности как таковой. Они представляют ее в не меньшей, а на уровне массового сознания и в большей степени, чем гомеровские поэмы, философские произведения Платона и Аристотеля или трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. В скульптуре греческий дух воплотился так же значимо, как и в эпосе. Так же как и эпос, скульптура представляет собой своеобразное греческое явление. Нечто подобное Афродите, Аполлону, Лаокоону или Дорифору могло состояться только на греческой и никакой другой почве. О древнегреческой скульптуре сказано много убедительных слов от Винкелькмана и Гегеля до О.Шпенглера и А.Ф.Лосева. В скульптуре каждый из них видел самое существо древнегреческой культуры. Более того, исследователи находили скульптурность или статуарность в полисе и эпосе, превращая ее в сквозную и всеобъемлющую характеристику, способную едва ли не все объяснить в греческой культуре. Каким бы преувеличением подобная универсализация скульптурности не была и, к каким бы деформациям в восприятии греческой культуры не вела, очевидно, что для преувеличений и деформаций существовали свои основания. К ним толкала действительно совершенно особая роль скульптуры в культуре Древней Греции.

Греческая скульптура к тому времени очень резко отличалась от скульптурных изображений, принадлежащих Древнему Востоку, спутать ее с ними невозможно даже самому неискушенному взгляду, настолько различия здесь огромны. Древнеегипетская пластика носит культовый характер. Она связана с культом фараона и древнеегипетских богов или имеет отношение к заупокойному культу.

Взять, например колоссы египетского фараона Рамсеса II,нас поразят их чудовищные размеры. Но они созданы не для того, чтобы любоваться ими. Их величие и огромность как бы говорят: ”Знай свое место, оно мало и ничтожно, что его как бы и нет”.

От Древнего Египта до нас дошло огромное количество всякого рода изображений богов и людей. Однако характеризовать их в качестве прекрасных тел как-то не поворачивается язык. Они безобразны? Нет. Они не воспринимаются в своей человеческой телесности не только потому, что тела пластически недостаточно проработаны и схематичны, но и потому, например, среди этих человеческих тел нередко можно встретить увенчанные головами шакала, кошки, ибиса, крокодила, сокола и т.д. Это точно такие же тела, как и те, у которых на плечах человеческие головы. Головы здесь вполне взаимозаменяемы. Но попробуем мысленно приставить к туловищу поликлетовского «Дорифора» голову шакала, а Афродиту Милосскую представить с кошачьей головой. Получится абсурд и, хуже того, -нечто противоестественное и отвратительное. И еще хочется подчеркнуть, что в древнеегипетской пластике чаще всего изображали богов-фараонов и рабов. В древнегреческой скульптуре классической эпохи не найдешь изображений божественных царей, ни тем более рабов. Правда, названия скульптур как будто указывают на противоположное. Среди них сплошь и рядом встречаются Зевс, Аполлон, Гермес и т.д. Но также есть скульптуры, которые никакого отношения к богам не имеют-это Дорифор (копьеносец), Дискобол, Возничий, Перикл и т.д. Вопрос о том, чем по существу скульптуры, изображающие людей, отличаются от изображений богов, окажется неразрешимым. Очевидным образом древнегреческая скульптура классической эпохи внутренне однородна, и уж во всяком случае, никакой полярности различных типов скульптур в ней нет.

Пластика была вовсе не единственным примером сближенности божественного и человеческого в древнегреческой культуре. Другим, не менее впечатляющим примером, может служить феномен греческого полиса. Полис, как и скульптура, был для греков и человеческой и божественной реальностью одновременно. Поэтому скульптуры греческой классики нередко могут рассматриваться как изображение полиса, его персонификации в форме человеческого тела.

Древняя Греция никогда не образовывала единого государства, оставаясь этнической и культурной, но не политической реальностью. Она как бы застыла на первой стадии образования государства.

У всех народов и культур существовало единодушное мнение: чем больше государство, тем для него лучше. Древние греки, однако, придерживались другого мнения. Они ставят вопрос об оптимальных размерах государства и приходят к выводу о том, что оно не должно быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. С малым государством все понятно. А вот чрезмерно крупное становится трудно управляемым и не соответствует интересам своих граждан. Идеальное государство должно быть легко обозримым.

На относительно небольшой территории Древней Греции в течение нескольких столетий существовало несколько сотен полисов. На один полис в среднем приходилось около 300 кв. км. и приблизительно 10 тыс. человек населения.

Нередко они между собой воевали. Города разрушались, мужское население истреблялось, женщины и дети продавались в рабство, однако территория побежденного полиса очень редко присоединялась к победившему государству. И уж тем более не возникало стремления объединиться в одно государство.

Античные традиции в мировой и европейской культурах

Религия древних греков и римлян, как у многих народов мира, представляла собой веру в многобожие. Первоначально боги-культы были общинно-местного характера...

Афинская культура, образование и воспитание

Эллинизм (эллинистическая эпоха III - II вв. до н.э.) принято рассматривать прежде всего как культурное явление, как распространение греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна...

Древнегреческий театр и скульптура

Значение Фридриха Рейндхольда Крейцвальда. Эпос "Калевипоэг"

Романтическое отношение к национальному прошлому, характерное для начала XIX века, породило идею создания новых народных эпосов в духе античных и средневековых образцов (как "Илиада" и "Одиссея", "Песнь о Нибелунгах" и т.п. произведения)...

Искусство скандинавских народов V-VIII веков

Заданная мифической судьбой асов модель поведения получила реализацию в качестве идеальной нормы в следующем за мифом творческом пласте скандинавской духовной культуры - героическом эпосе...

Истоки древнегреческого театра

Древнегреческий театр являлся государственным учреждением. Он был практически рассчитан на все население города. В нем насчитывалось несколько десятков тысяч мест. Древнегреческий театр располагался, как правило...

Массовые зрелища в Античную эпоху

Истоки древнегреческого театра, как и других массовых зрелищ, уходят корнями в минойскую и мекинский периоды Древней Греции. С середины 3-го тыс. до н.э. на о. Крит проводились разнообразные культовые, религиозные и спортивные мероприятия...

Формы проявления фольклорного сознания

Сказка о животных (животный эпос) -- это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы...

Эволюция театра в мировой культуре

1 из 4


Вот и вышел в Издательском Доме Мещерякова 2 том книги Николая Альбертовича Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Второй том вышел с подзаголовком «Древнегреческий эпос». В нём содержится наиболее полный пересказ самых известных произведений древнегреческой литературы, использующих мифологию. В книге подростки и взрослые смогут познакомиться в адаптированном пересказе с содержанием поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», с поэмой Аполлония Родосского «Аргонавтика», с трагедиями самых великих древнегреческих драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида и многих других.

Конечно, чтобы понять древнегреческую литературу, нужно хорошо знать древнегреческие мифы. Поэтому перед чтением 2-го тома книги Николая Куна нужно внимательно прочесть 1-й. Ведь в сюжетах литературы Древней Греции всегда появляются Олимпийские боги и играют в ней очень важную роль. Без знания того, что это за боги и какую роль они играли в жизни древних греков, нить сюжета теряется, он становится непонятным. Однако после подробного знакомства с Олимпийскими богами в первой книге Куна, вторая книга будет читаться легко и увлекательно.

Читать оригиналы произведений древнегреческих писателей, конечно, нужно. Есть их хорошие русские переводы. Но для ребёнка это будет непосильный труд. Такие старинные, архаические тексты с трудом читаются даже взрослыми и опытными читателями, что уж тут говорить о детях. Однако содержание главных произведений древнегреческой литературы нужно обязательно знать, для того чтобы быть культурным человеком. Ведь это первые произведения европейской литературы, которые оказали громадное влияние на её развитие. Ребёнок будет часто сталкиваться в своей жизни с именами Одиссей, Ахилл, Эдип, Орест и многими другими: читая книги, рассматривая картины старых художников, слушая классическую оперу и так далее. Если он не будет знать этих персонажей, он останется вне интересной и самобытной классической европейской культуры. Не зря в дореволюционное время юных гимназистов заставляли учить древнегреческий язык и латынь, а также читать Гомера и Вергилия в оригинале. Хотя это тяжелый труд, я дореволюционным гимназистам не завидую. Но в наше время и не нужно таких трудностей. Ведь есть замечательная книга Куна, которая всё объяснит.

Во втором томе книги Николая Куна «Легенды и мифы Древней Греции. Древнегреческий эпос» читатели познакомятся с путешествием Ясона и Аргонавтов; с Троянской войной; с приключениями Одиссея; с Орестом, мстящим за убийство отца; с несчастным царём Эдипом и многими другими. Кун подробно и увлекательно рассказывает их истории. Для этого он использует массу литературных источников и материалов. В конце издания есть отдельный список всех произведений древнегреческой литературы и научных исследований, к которым обращался в своей работе писатель. И этот список впечатляет. В список включены также и современные исследования по древнегреческой литературе и мифологии, с которыми может познакомиться читатель, если захочет подробнее и серьёзнее погрузится в тему. Николай Кун не просто пересказывает произведения различных древнегреческих писателей, начиная с Гомера, а сводит их вместе в единую картину. Ведь Гомер, например в своей «Илиаде» описал только небольшой фрагмент долгой и жестокой Троянской войны. Если современный читатель прочтёт только «Илиаду», то ему будет непонятно, из-за чего началась Троянская война и чем она закончилась. У древнего грека такой проблемы не было: он всё знал о Троянской войне и её героях с самого детства. А вот для современного читателя, это уже большая проблема. Кун обстоятельно, подробно и последовательно рассказывает всё о Троянской войне, начиная с её предыстории и заканчивая результатами. Для этого он использует не только произведения Гомера, но и других древнегреческих авторов. Причем Кун обязательно указывает, где у него пересказ поэм Гомера, а где нет. Удивительно, какую большую работу проделал Николай Альбертович, чтобы свести все произведения литературы Древней Греции в единую понятную современному читателю картину. А чтобы увлекательно пересказать все истории, ему нужен был и большой литературный талант. Очень радует, что такая важная книга как «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна появилась в качественном издании, сделанном с любовью. Во втором томе книги, как и в первом, содержится множество фотографий произведений древнегреческого искусства, а также стильные рисунки художницы Екатерины Зеленовой.

Второй том книги Николая Куна «Легенды и мифы Древней Греции. Древнегреческий эпос» вышла в Издательском Доме Мещерякова в серии нон-фикшна для детей «Пифагоровы штаны». Издание в твёрдой обложке с рисунком стилизованным под древнегреческую роспись; напечатано на качественной плотной тонированной офсетной бумаге; в книге среднего размера шрифт и широкие поля; множество фотографий и рисунков.

Н.А.Кун: Легенды и мифы Древней Греции. Ч.1

Понравилась статья? Поделитесь ей