Контакты

Что такое индивид в педагогике определение. Индивид – социализация и поведение

С каждым днем население нашей страны увеличивается. Как следствие, ежегодно мир получает миллионы новых идей, видений и мнений. Невозможно найти абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы могут быть настолько разными, что способны конкурировать с двумя незнакомыми людьми, противоположными по характеру. Тем не менее, уважать каждого человека просто необходимо как обществу в целом, так и представителю населения отдельно. Таким образом, психологами и учеными были разработаны различные определения и характеристики, которые помогут объяснить, насколько важен каждый из нас. Именно отсюда появились такие понятия, как индивид и личность. Давайте разберемся с этими определениями.

Кто такой индивид?

Очень часто мы слышим от знакомых и коллег, что мы индивидуальны, и похожих людей найти просто невозможно. Однако погружаясь все глубже в суету жизни, к сожалению, человек забывает об этом и недооценивает свои возможности. С другой стороны, он может их переоценивать, не уважая и не ставя ни во что окружающих. Эти две ситуации ужасны, и последствия их значительны. Люди должны понять, что индивид - это природное существо, которое является носителем уникальных и своеобразных черт. Это представитель Homo Sapiens, человек, который создан для того, чтобы обитать и приспосабливаться к окружающему миру, быть устойчивым к различным стрессовым ситуациям и обладать активностью.

Характеристика понятия «личность»

Понятие «личность» появилось чуть позже «индивида». Так называли людей, которые имели внутренний стержень, жили смело, сознательно и справедливо. Кроме того, человек-личность выбирает сам себе свободу, жизненный путь и способ реагировать на общество. Таким образом, это все тот же представитель Homo Sapiens, но рассматривается он как социальное существо, приобретающее своеобразные черты характера, формирующее собственное поведение и налаживающее контакт с окружающими. Вместе с тем индивид - это представитель общества, особь, которая со временем превращается в личность - неповторимого, своеобразного человека, обладающего уникальной психикой и способностью находить общий язык с другими людьми.

Чем отличается личность от индивида?

На самом деле, каждый индивид в будущем становится личностью. Вот только каким человек станет, решать ему самому. Кроме того, на его развитие и мировоззрение влияет ряд факторов, которые могут нарушить психику индивида и полностью поменять его взгляды на жизнь. Вследствие воздействия ряда событий человек вырастает сильным, целеустремленным, добросовестным и справедливым либо же - слабым, завистливым, хитрым и бесчеловечным. Таким образом, каждый может «перейти на сторону зла» и жить не по законам общества, что в будущем принесет только неприятности. Так или иначе, индивид - это и есть личность, которая сама выбирает, какой ей стать и какой жизненный путь выбрать.

Структура личности

Охарактеризовать личность очень сложно. Она состоит из сложных элементов, которые присущи тем или иным людям. Однако ученые выделяют три блока в структуре каждого человека. Это его направленность, способности и психологические особенности. К первому блоку относятся потребности, мотивы, интересы, чувства человека; ко второму - его возможности; а к третьему - характер и темперамент. В зависимости от этого три раздела называются следующим образом: внутрииндивидный, интериндивидный и метаиндивидный. Каждая составляющая структуры личности присуща всем людям нашей планеты, ведь у каждого есть чувства, мотивы, потребности, характер и способности к тому или иному делу. Таким образом, три блока коротко и поверхностно показывают сущность личности каждого человека. Остальные детали (самые важные, которые и отличают всех людей друг от друга) может распознать только профессиональный психолог и лишь в индивидуальном порядке.

Особь и человек

Помимо индивида и личности, существуют такие понятия, как «особь» и «человек». Первое определение появилось довольно давно, еще до появления Homo Sapiens, потому что под ним подразумевается живое существо, которое имеет свои способности и особенности. Что касается понятия «человек», то это существо, способное приспосабливаться к социальному обществу. Важно отметить, что не все особи - это люди, так как под описание живого существа подходят животные, птицы, рыбы и так далее. Например, ворона и хомячок - тоже особи, но это не значит, что они люди. Человек, в свою очередь, существо, наделенное определенными качествами, обладающее душой и умом. Продвигаясь далее, отметим, что индивид - это представитель общества, в котором живут люди; организм со своими потребностями, личными свойствами и характером. Рассуждая о человеке, каждый сразу вспоминает, что именно отделяет его от других живых существ. Конечно же, это независимость, эмоции, биологические, социальные и личностные качества.

Индивидуальное развитие

Понятие «индивид» появилось на основании определенных свойств, выделяющих людей среди всех остальных. К ним ученые отнесли возрастно-половой и индивидуально-типический признаки. В зависимости от этого каждый человек имеет свойственные только ему черты характера, телосложение и так далее. Именно взаимодействие этих двух свойств создает потребности и психофизиологические функции. Возрастно-половые свойства являются основанием для развития индивидуума, а также его онтогенетической эволюции. Именно в этот период человек переживает половое созревание. Индивидуально-типические формируют симметрию фигуры, нейродинамические свойства мозга, особенность функциональной геометрии полушарий и многое другое. Все вышеперечисленные свойства обеспечивают полноценное развитие на клеточном и молекулярном уровнях. Когда формирование и развитие индивида практически завершено, он подлежит влиянию со стороны общества, в котором находится.

Все ли люди индивидуальны?

Казалось бы, человека можно назвать совершенно по-разному: личность, особь, индивид, но что объединяет все эти понятия, и делают ли они индивидуальным каждого из нас? Многие психологи считают, что необходимо рассматривать еще одно определение - «персона». Это личность, которая играет определенную роль в обществе. В любом случае на вопрос, все ли люди индивидуальны, можно смело ответить, что да! Конечно же, существуют основные черты и характеристики, присущие каждому человеку, но загадка кроется именно в деталях. Например, индивид устойчив к окружающей среде, активен и имеет целостную психофизическую организацию организма. Так, личность способна переживать эмоции, строить отношения с другими людьми, ощущать потребности и достигать цели. Это и есть общие черты каждого человека, но если копнуть поглубже, можно узнать о секретах и уникальных чертах определенной души. Индивидуальность - это совокупность физиологических, психических и социальных особенностей, которые можно увидеть в деятельности, поведении, общении человека.

Индивид: человек-организм

Один индивид обязательно отличается от другого. У него есть определенные особенности либо недостатки; способности или знания. Однако любой из них - индивидуальность, которая делает из человека неповторимую личность. Такую, за которой тянутся другие, которые никогда ни на кого не похожи. Одним словом, уникальные, единственные в своем роде.

Индивид – это человек, отдельно взятый из общности, которому присущи определенные биологические особенности, качества и устойчивость психических процессов. Другими словами, под этим подразумевается единичный человек, которого выделяют из социальной группы либо общества в силу некоторых специфических особенностей, совокупности свойств.

На сегодняшний день имеется множество понятий и терминов, которые имеют довольно схожее значение, однако специфические тонкости все же различают их. Под этим подразумевается, например, контекст использования слова.

Допустим, слова «бытие» и «мир» обладают сходными значениями, включая в себя совокупность всех жизненных категорий, однако первое понятие не пользуется популярностью в обыденности, чего не скажешь о его философском значении.

Суть в том, что «мир» по смыслу более узок, чего не скажешь о бытие, хотя на первый взгляд, разница минимальна. Слово «индивид» также обладает сходством по значению с другими словами: человек, субъект, личность. В рассуждениях их можно использовать все вместе, подразумевая одно и то же, но следует видеть разницу, дабы не ошибиться с контекстом. Что же подразумевается под понятием «индивид»? Кто это?

Индивид и индивидуальность

Несмотря на схожесть в корнях, необходимо различать два этих слова. Под индивидуальностью подразумевается совокупность накопившихся в процессе развития качеств и особенностей, присущие личности.

Суть в том, что индивидом человек является по факту своего зарождения, не обладая при этом индивидуальностью, которая наращивается со временем. Эмбрион в животе матери способен реагировать на внешние раздражители: звук, свет, прикосновения.

Подразумевается свет, направленный на живот матери и прикосновения к животу. А раз зародыш обладает способностью воспринимать, то можно смело сказать, что индивидом он становится во внутриутробном состоянии. Там же возможно формирование некоторых особенностей, т. е. появление индивидуальности.

Человек


Человек – это представитель вида Homo Sapiens, являющийся результатом биологической революции. Как уже говорилось ранее, понятия «человек», «индивид» и «личность» взаимозаменяемы, но именно первое понятие кроет в себе всю человеческую сущность, обладает единством социальных, биологических и психических уровней.

Однако именно эта обобщенность породила потребность в выделении особенностей, тонкостей и специфики, что привело к появлению двух оставшихся терминов.

Человек многогранен. Об этом говорит неоднородность происходящей в нем эволюции: биологическая, социокультурная, космогенная. Вопрос о природе происхождения человека до сих пор остается открытым для исследователей. В его рамках проявляет себя религиозная позиция, гласящая о сотворении человека Богом. Однако имеются и другие догадки и мнения по этому вопросу, множество философов и ученых пытались познать человеческую сущность.

В особенности XX век подарил миру таких исследователей, как Эдмонд Гуссерль, Жак Лакан, Клод Леви-Стросс и другие. Все они писали труды, посвященные человеку, его восприятию мира, определению места в мире и познанию.

Личность

Для начала нужно сказать, что это понятие представляет собой. Термин « » глубок в своем значении и представляет значительную сложность для понимания. Для начала необходимо сказать о нем в рамках исторического контекста.

Еще в Древнем Риме под личностью понимали ритуальную маску, снятую с лица умершего хозяина дома, которую впоследствии хранили в доме. Значение слова связывалось с индивидуальными правами, именем и привилегиями, передаваемыми только по мужской линии рода. Переносясь в Древнюю Грецию, можно открыть иное значение личности – это маска, надеваемая актерами спектакля на свое лицо.

Философ Древней Греции – Теофаст, выделил целых тридцать типов личности в своем трактате «Этические характеры». Что касается России, то понятие «личность» продолжительное время знаменовало собой нечто мерзкое и оскорбительное и обозначало «личину», под которой находится настоящее лицо.

В чем же принципиальное отличие понятия «личность» от индивида? происходит под влиянием общественных отношений, внешнего окружения, культурологических особенностей и воспитания. Как социально-психологическое явление личность подразумевает значимость человека в обществе и подчеркивает его индивидуальность.

Соотношение индивида, личности и человека


Ведя речь об индивиде, необходимо подчеркнуть присущие ему характеристики: активность, устойчивость, целостность, взаимодействие с природой и ее изменение. Активность у индивида раскрывается в способности и изменении самого себя, а также в преодолении препятствий внешнего мира.

Под устойчивостью понимается сохранение основных отношений с внешним миром, а также способность к гибкости и пластичности, которые необходимы в изменчивых условиях действительности.

Целостность указывает на системность связей различных функций и механизмов, благодаря которым индивид существует в жизненном мире.

В психологии имеется ряд концепций, напрямую затрагивающих соотношение индивида и личности. К примеру, В.А. Петровский, основой теории которого являлось высказывание о единстве личности и индивида, однако не отождествляло их между друг другом.

Личность – это скорее совокупность свойств, приобретенных индивидом ввиду постоянной социогенной потребности персональной самоидентификации, благодаря которой задается взаимообусловленность трех ипостасей личностного существования:

  1. Устойчивая совокупность интраиндивидных свойств;
  2. Включенность индивида в область межиндивидных связей;
  3. Представление индивида в отношениях других людей.

Индивид и его структура

Личность индивида можно разделить на три взаимодействующие структуры, как говорит Юнг: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Первое содержит в себе всю совокупность мыслей, чувств, ощущений и воспоминаний, благодаря которым человек воспринимает самого себя целостно, полно и ощущает себя одним из людей.

Конфликты и воспоминания, ранее хорошо отпечатанные в памяти, но с течением времени забытые, относятся к категории личного бессознательного. Причина того, почему данные воспоминания остались позади и стали забыты, кроется в их недостаточной яркости. В этом чувствуются отголоски Фрейда, но Юнг пошел дальше и сказал о том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, скрыто влияющие на поведение индивида.

К примеру, если у индивида имеется скрытая жажда власти, он будет даже неосознанно к ней стремиться. Подобная схема работает и с человеком, находящимся под значительным влиянием родителей или друзей.

Однажды сформированный комплекс сложен для преодоления, потому что он укореняется в любых отношениях. А что же с коллективным бессознательным? Это более глубокий слой структуры, в котором латентно находятся общечеловеческие воспоминания, мысли предков. Чувства и память общечеловеческого прошлого кроется в каждом индивиде. Содержательная часть коллективного бессознательного одинакова абсолютно для всех людей и является наследием прошлого времени.

Архетипы коллективного бессознательного по Юнгу

Под архетипами Юнг подразумевает универсальные психические структуры, которые находятся в человеке с рождения, они являются частью коллективного бессознательного.

Архетипов может быть бесчисленное множество, однако Юнг выделяет лишь несколько наиболее значительных: маска, тень, аниме и анимус, самость:

  1. Маска – это личина, публичное лицо, которое человек надевает на себя, выходя в общество, взаимодействуя с другими людьми. Функция маски заключается в сокрытии истинного лица, в некоторых случаях для достижения определенных целей. Опасность частого ношения маски кроется в отчуждении от истинного эмоционального опыта и характеризует человека как глупого и недалекого.
  2. Тень является полной противоположностью предыдущему архетипу. В нее входит все тайное, темное скрытое, животная составляющая, которую нельзя вытаскивать наружу в силу последующей негативной реакции со стороны общественности. Однако у тени есть и положительная составляющая – она содержит в себе творческое начало человека, элемент спонтанности и страсти.
  3. Под аниме и анимусом понимается андрогинная предрасположенность у всех людей. Другими словами, говорится о присутствии в мужчине женского начала (анима), а в женщине – мужского (анимус). К этому заключению Юнг пришел на основе наблюдений вырабатывания в мужчинах и женщинах гормонов противоположного пола.
  4. Самость – это наиболее важный архетип, вокруг которого кружатся остальные. Когда происходит интеграция всех частей человеческой души, индивид ощущает полноту и гармонию с самим собой.

Индивид и развитие

Самосовершенствование, развитие, накопление знаний – все это происходит постепенно. Индивид не ограничивается развитием на ранних стадиях, а продолжает динамично раскрываться на протяжении всей жизни. Случается такое, что человек достигает пика своего совершенства лишь в старости.

По Юнгу, важнейшая цель всей жизни индивида – это обретение себя, нахождение собственной сущности.

Такое состояние сродни единству всех компонентов, слияние в одно целое, только целостность индивида придаст ему счастье и привнесет полную гармонию. Стремление к этой цели называется индивидуализацией. Она подразумевает стремление к целостности противодействующих внутриличностных сил. Выходит так, что архетип самости объединяет в себе противоположности и является тем пиком, в котором все органично связано друг с другом.

Заключение

Итак, индивид – это единичное человеческое существо, которое заключает в себя совокупность личностных качеств, особенностей, физиологических характеристик, психологических и биологических составляющих.

Индивид схож по значению с человеком и личностью, однако было показано то, в чем отличие этих понятий. Человек – понятие обобщенное, требующее уточнение ввиду тонкостей в разгадке человеческой сущности. А личность представляет собой социально-психологическую категорию, в которой нашли свое место качества и особенности характера индивида. Данное понятие гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, многие психоаналитики, включая Фрейда и Юнга, занимались вопросами личности, ее структурой и развитием.

Индивид всегда находится в процессе становления, стремится прийти к самости, в которой обитает гармония и единство. Индивид постоянно взаимодействует с окружающим пространством и другими индивидами, надевая на свое лицо маски.

Тайные желания человека подстегивают его на совершение экстравагантных поступков, находясь в коллективном бессознательном. Индивид является частью всего человечества, где каждый стремится к гармонии и счастью, но не каждый достигает конечной цели.

Для социально-психологического анализа личности следует разграничить понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Наиболее общим является понятие «человек» - это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическим мышлением, логической памятью и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфически человеческие способности и свойства не являются наследственными, а формируются у человека прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне животного, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. У человека, живущего в изоляции от других людей и общества, самостоятельно не будет развиваться логическое мышление, не сложится система понятий. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. «Индивид» (от лат. «individuum» - неделимое) - человек как представитель вида Homo sapiens, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт. Основные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. Характеризуя человека как индивида, мы рассматриваем прежде всего его биологическую природу. Поэтому при организации учебной, трудовой деятельности руководителю (учителю) необходимо учитывать соблюдение мер безопасности, санитарно-гигиенических условий работы.

В психологии понятие «личность» является одним из основополагающих. «Личность, - писал С. Л. Рубинштейн, - образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». Для того, чтобы стать личностью, человек должен усвоить духовные ценности, нормы морали, способы деятельности.

Личность - это человек, определяемый в системе социально обусловленных характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, детерминируют нравственные поступки человека.

Формирование человека как личности характеризуется развитием высших сфер его психики: мыслительной, эмоциональной, волевой. Л. Фейербах писал: «Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувств. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь. Разум, любовь и сила воли - это совершенство». Для руководителя (учителя) важно создать такой комплекс условий в коллективе, при котором выявляются не только биологические, но и социальные, духовные потребности.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других. Его индивидуальность выражается в наличии особых, свойственных только ему опыта, знаний, мнений, убеждений, характера. Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности. Предпосылка ее формирования - анатомо-физиологические задатки, преобразуемые в процессе жизни. Индивидуальность проявляется в свойствах темперамента, чертах характера, в специфике интересов и способностей индивида. Она - и самобытность чувств, и особенность характера, и уникальность мышления. «Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность», - писал И. И. Мечников. Зная сильные и слабые стороны школьников, можно определить условия их обучения и развития, рационально построить режим работы, помочь найти пути самосовершенствования.

Таким образом, сравнивая данные понятия, мы можем отметить: «индивид» означает нечто целое, неделимое, указывает, что объединяет данного человека с человеческим видом; «индивидуальность» дает ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей; понятие «личность» характеризует целостность, но такую, которая рождается в обществе.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Несмотря на то что данным понятием пользуются многие научные направления, его родоначальницей по праву считается биология.

Она трактует этот термин как отдельную особь , живой организм, наделенный характеристиками и качествами, отличающими его от других видов живого. То есть индивидом можно назвать отдельного верблюда, человека, инфузорию туфельку и так далее.

Индивида человеческого рода изучают психологи, социологи, обществоведы. О нем и пойдет речь в данной статье.

Определение - что такое индивид

Индивид в обществознании – это абсолютно любой человек со свойственным ему набором характеристик, определяющих его принадлежность к Homo sapiens (в переводе с латинского слова individuum буквально означает неделимый ).

Некоторые качества даны ему при рождении, другие приобретаются в процессе . Например, я, как человек, отличаюсь от собаки тем, что хожу прямо на двух на ногах, у меня есть руки – инструменты, которые я использую в деятельности.

Помимо инстинктов, я обладаю мышлением, памятью, восприятием, и другими психическими процессами. Я умею создавать что-то новое, совершенствовать старое и много других вещей, которые собаке несвойственны. Поэтому я никогда не стану ею, а она мной (хотя, кто знает). Она и я – индивиды, но принадлежащие к различным живым группам.

Индивид – это обезличенное понятие : в нем не учитывается ни пол, ни возраст, ни заслуги перед Отечеством. Им рождается каждый и продолжает быть таковым всю жизнь. Человек? Значит, индивид.

Свойства индивида (человека)

В психологии определение индивида не ограничивается только лишь его принадлежностью к человеческому роду. Индивид – это тот, кто также входит в определенную социальную группу. На основе этих фактов выделяют три признака, которые констатируют, что перед нами индивид:

  1. целостность и общность психофизиологических черт;
  2. способность адаптироваться в социуме и окружающей реальности;
  3. собственная позиция и соответствующая ей активность.

Если коротко отвечать на вопрос «кто такой индивид», то это данный конкретный человек .

Индивид, индивидуальность, личность - в чем различие

Рядом с термином индивид близко стоят еще два: и . Некоторые даже думают, что они означают одно и то же, но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Приведу цитату из высказывания А.Г. Асмолова – современного психолога и политика:

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Чтобы понять суть этой фразы, давайте подробно рассмотрим содержащиеся в ней термины.

Действительно, все люди рождаются индивидами , как представители рода человеческого. Первую часть жизни мы стараемся «влиться» в общество, а для этого нам нужно соответствовать нормам и правилам, в этом обществе установленным. Последний факт заставляет нас учиться быть как все посредством подражания взрослым.

Сначала мы понимаем, что за собой нужно убирать игрушки, затем, что нельзя бить слабых, да и вообще драться нехорошо. Понимаем, что старших надо уважать, уступать место пожилым, помогать нуждающимся. Нехорошо громко разговаривать, лезть без очереди и так далее.

Теперь вы знаете, что такое индивид, но что происходит дальше? Ведь люди отличаются не только от других представителей живого мира, но и от друг друга, в том числе.

Индивидуальность

Индивид, индивидуальность, личность — именно в таком порядке , нельзя сразу перескочить через ступень. Индивидуальность предполагает уникальный набор качеств , которые отличают человека от его «собратьев».

То есть свою индивидуальность мы приобретаем, когда растем и учимся жить среди других. Наличие индивидуальности у человека не всегда говорит о том, что он является личностью.

Личность

В процессе этого обучения индивид приобретает множество своих, конкретных характеристик, становится личностью. Она является результатом обучающего взаимодействия с социумом.

Здесь важно добавить, что если индивидами рождаются все поголовно, то личностью становится не каждый.

Если хотите, это следующая ступень психического развития человека. До этого вы смотрели на других и делали, как они. Но в тот момент, когда вы решаете сделать что-то, но по-своему, а также принимаете ответственность за это решение, рождается личность.

Она умеет ставить цели и достигать их своими уникальными способами, является активной и потому эффективной единицей в обществе.

Личность самоорганизованна, высокоразвита и занимает в своей группе или социуме значимое место.

Кракое резюме

Отличие индивида от личности прояснилось. Но есть еще . Что можно сказать по этому поводу? Человек – это всегда индивид, но далеко не всегда личность .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое индивидуальность и как ее развить Что такое развитие: определение, характеристика и виды Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Девиантное поведение - что это такое, типы и причины девиации, а также способы ее коррекции Социализация - это то, что позволит вам жить в гармонии с миром Что такое жизнь - определение и 4 главных этапа жизни человека

Любого человека можно назвать индивидом. Это отдельная особь, которая относится конкретно к классу человекообразных, обладает определенным строением тела, функциональностью и возможностями. Индивидом человек называется с самого рождения, поэтому данное понятие относится ко всем. Следует рассмотреть, как социализируется, развивается и поступает.

Интернет-журнал сайт считает всех своих читателей индивидами, однако достигшими своего уровня индивидуальности и личностного роста. Как из индивида получается личность и индивидуальность, тоже следует рассмотреть, поскольку это разные понятия.

Кто такой индивид?

Индивид – это особь из рода homo sapiens, которую можно отнести к людям. Она обладает определенным набором генетических и биологических характеристик. По мере своего развития она приобретает социальные, личностные и индивидуальные качества.

Индивидами являются абсолютно все люди, которые рождены от человека женского пола. Только от того, что люди обладают различным характером и взглядами на мир, не делает их животными или пресмыкающимися. Здесь необходимо всего лишь обладать определенным генетическим набором, который делает существо человеком на внешний вид и функциональность его организма.

Индивидами все люди рождаются. Однако по мере своего роста индивиды становятся личностями. Это уже обусловлено теми условиями, в которых человек развивается и приобретает свои индивидуальные качества и черты. Личность не отменяет того, что человек остается индивидом.

Понятие индивида

Понятие индивид может использоваться в двух случаях:

  1. Когда человека относят к определенному виду живых существ. Все люди рождаются индивидами, поскольку генетически и биологически они обладают всеми характеристиками, которые делают их похожими на людей. Каждый, кто обладает таким набором биологических характеристик, является индивидом.
  2. Когда человека относят к определенной группе, однако делают его отдельной единицей. Группа состоит из отдельных индивидов. Каждый индивид составляет группу, если в нее входят несколько людей. Однако при этом группа не делает индивида пустым местом, он продолжает оставаться индивидом, который влияет на формирование и развитие группы либо может вообще ее покинуть.

Таким образом, индивид – это биологическое существо человеческого рода, которое носит определенный биологический и социальный набор качеств. Он является активным, биологически запрограммированным и социальным.

По-другому понятие «индивид» можно определить как «отдельный человек». Абсолютно любой человек является индивидом, несмотря на то, что обладает своим набором генетических качеств и личностных характеристик. Несмотря на различия во внешности, поведении и характере, абсолютно любой человек, который обладает общими характерными качествами, является индивидом с самого рождения и до самой смерти.

В психологии достаточно часто используется термин индивид, который может означать не только отдельного человека, но и определенный набор его качеств, отдельную единицу конкретной группы.

Социальный индивид

Человеческий детеныш является самым беззащитным и нуждающимся в посторонней помощи. Если животные достаточно быстро проходят этап с момента своего рождения до самостоятельной добычи еды, то человеческому детенышу требуются годы, чтобы достичь своего взросления. Именно весь этот период он и окружен родительской заботой, опекой других людей, которые о нем не только заботятся, но и обучают, воспитывают, то есть формируют его как личность.

Индивид рождается отдельной особью, однако из-за неспособности удовлетворять все свои потребности с рождения и вынужденной потребности в помощи родителей человек является социальным. Он растет в семье, затем попадает в конкретные социальные группы, приобщается к обществу в целом и начинает участвовать в его жизни. Человек с самого рождения является социальным, даже если и не обладает пока всеми навыками коммуникации.

Индивид вначале коммуницирует на уровне жестов, мимики и интонации. На таком же уровне с ним общаются взрослые, поскольку ребенок пока только это и понимает. Однако в дальнейшем индивид обучается речи, письму, определенному поведению, что позволяет ему более точно выражать свои мысли и потребности.

Индивид входит в общество, независимо от своего желания, поскольку оно за ним ухаживает и воспитывает. Без общества человек бы не выжил. Вместе с тем общество не существовало бы, если бы в него не входили индивиды.

Социальный индивид становится по мере своего взросления под влиянием того воспитания и обучения, через которое проводит его социум (в лице родителей поначалу, а затем и воспитателей, учителей, СМИ и пр.). Индивид приобретает социальные навыки под влиянием того общества, в котором он растет. Государство обладает определенными регламентами, которые отличаются от устоев, бытующих в других странах. Вот почему различные народы отличаются своими манерами, традициями и взглядами на мир, продолжая формировать из новых детей таких же индивидов, которыми являются они сами, отличающиеся от других национальностей.

В процессе обучения и воспитания человек обучается речи. Это делает невербальное общение второстепенным, однако полностью его не исключает. Одним из методов обучения является закрепление: путем поощрения или наказания родители или общество демонстрируют, какое поведение является приемлемым, а от чего следует отказаться, поскольку это порицается.

Индивид рождается с безусловными рефлексами. Однако воспитание направлено на формирование условных рефлексов – когда путем длительного обучения человека приучают к определенным ритуалам, поведению, манерам.

Социализация индивида осуществляется в первую очередь в семье. Именно родители говорят ребенку о том, как он должен себя вести, какими качествами обладать, каким навыкам обучаться и что знать, что соответствует тем регламентам и традициям, которые бытуют в обществе. Родители готовят своего ребенка к общественной жизни, что зачастую происходит через подражание малыша своим маме и папе. Другими словами, ребенок наблюдает за родителями и копирует их поведение. Однако он может вбирать в себя не только хорошие и сильные их стороны поведения, но и плохие, слабые.

Вторым институтом социализации индивида является школа, которая лишена эмоциональной сферы, однако заставляет человека познавать мир, получать знания, знакомиться с тем, что такое успех и неудача. Это своего рода среда, где ребенок уже приучается к социальной жизни, которая будет к нему не так благосклонна, как его родители.

Третьим институтом становятся сверстники, с которыми контактирует ребенок. Именно друзья корректируют воспитание родителей, делают его более социальным, показывая плюсы и минусы всех навыков ребенка. Контактируя с детьми, ребенок вынужден приобщаться к тем областям, которые не были представлены родителями, а также менять свое мировоззрение, расширять его, корректировать.

Также средства массовой информации влияют на развитие индивида. Однако они уже становятся последним звеном.

Поведение индивида

Поведение – активность человека в тех условиях, в которых он находится. Оно может быть осознанным и неосознанным, регулируемым, подвергаться влиянию обстоятельств или выходить за их пределы. Поведение меняется в зависимости от обучения человека речи, мышлению, новым знаниям и даже навыкам.

Поведение всегда имеет причины своего появления. Причины – это те события или обстоятельства, которые предшествовали его возникновению.

У поведения всегда есть цель. Не всегда человек может ее ставить осознанно, однако поступки всегда целенаправленны. В основном их главной задачей является удовлетворение потребностей индивида. Если человек не осознанно ставит эту цель, тогда она формируется автоматически на основе той неудовлетворенности, которая возникает в ситуации и заставляет действовать. Здесь как раз и рождается мотивация – желание удовлетворить свои потребности, которые еще не реализованы.

Выделяется отдельно виртуальное поведение, которое возникло лишь с появлением компьютерных технологий и сети Интернет. Оно отличается своей наигранностью, фальшивостью и театральностью.

Индивид – личность – индивидуальность

Следует отличать три понятия, которые относятся к человеку: индивид, личность и индивидуальность:

  1. Индивид – это биологическое существо из рода человека.
  2. – это человек социальный, который обладает определенными социальными навыками, выполняет определенную социальную работу, занимает конкретную социальную роль.
  3. Индивидуальность – неповторимость образа конкретного человека, который своими качествами и навыками, знаниями и манерами отличается от других людей.

Индивид и личность – это не одно и то же. Человек рождается индивидом, однако личностью он пока не является, поскольку не обладает социальными навыками, знаниями и даже не проявляет каких-то качеств характера.

Однако личность и индивидуальность взаимодействуют между собой, хотя и не объединяются в единое понятие. Индивидуальные черты характера формируют личность. Вместе с тем личность – это исключительно социальное существо. Чтобы быть личностью, необходимо обладать какими-либо социальными навыками и занимать социальную позицию. При этом индивидуальные черты характера могут формироваться независимо от того, находится человек в обществе или существует сам по себе.

Все три понятия несомненно переплетены между собой:

  1. Человек рождается индивидом, который обладает всеми возможностями и предрасположенностями, которые будут способствовать формированию у него индивидуальных качеств и социальных навыков.
  2. Через воспитание и приобщение к социальной жизни человек становится личностью.
  3. Путем воспитания, самовоспитания, обучения, попадания в различные ситуации, эксперименты и прочие факторы формируются различные качества характера и манера поведения, которые и делают человека индивидуальностью, непохожую на других людей.

Индивид и группа

Группа – это объединение нескольких индивидов, которые еще отличаются своими индивидуальными особенностями. Их объединяет общая цель, которая заставляет их взаимодействовать и выполнять одну общую деятельность.

Индивид словно растворяется в группе, становясь ее частью (хотя на самом деле он продолжает оставаться отдельным человеком). Он выступает от имени группы, а не от своего лица. Он взаимодействует с другими индивидами данной группы в зависимости от регламента поведения, которое поощряется в коллективе. Каждый занимает определенную позицию, лишь при определенных условиях будучи способный ее изменить.

Группа диктует индивиду, как себя вести и что делать, что себе позволять и в чем отказывать. Вместе с тем индивид может выйти из группы в любой момент. Он также способен влиять на развитие группы, ее формирование и изменение, если это в его силах.

Человек входит в группу, поскольку пытается решить какие-то конкретные свои проблемы с помощью других людей. Вместе с тем группа имеет конкретные свои цели, которые нужно достичь совместными усилиями, чтобы иметь возможность в дальнейшем пользоваться всеми привилегиями группы.

Развитие индивида

Развитие личности бывает:

  1. Биологическим – развитие и изменение анатомо-физиологических свойств.
  2. Психическим – изменения в структуре психики.
  3. Личностным – изменения под действием воспитания и социализации.

Все виды развития происходят постепенно, влияя друг на друга. Все они предполагают образование новых качеств, которыми человек будет пользоваться для совершения действий и достижения целей.

Кто такой индивид в итоге?

Индивидом в итоге называется каждый человек, который рожден в человеческом образе. Личностью он становится по мере своего развития и социализации, как и индивидуальные черты приобретаются по мере жизни.

Понравилась статья? Поделитесь ей