Контакты

Что должно быть на православном нательном кресте. Каким именно должен быть крестик у православных

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого надетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский » (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе «. Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его » (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте » (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его » (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский » (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний - освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита - «крест всякой формы есть истинный крест » и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме », — говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он - не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский » на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» - Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие - «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий » (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.


Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем .

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян - потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.


Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно! » — возражали одни; «Это не нужно! » — утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва », - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо - по слову святителя Василия Великого - «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:


Католический крест Православный крест
  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом — человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Нательный крестик – это доказательство принадлежности христианской религии и православной вере. Он – не обычное украшение, а надежная защита для своего хозяина.

Издавна крест являлся одной из самых главных христианских атрибутов, его воспевают во многих молитвах. Поэтому ношение нательного крестика у сердца имеет большое значение, трактуемое как искупление вины человечества, исцеление от болезней, избавление от темных сил. Неверующий человек не должен носить крестик в качестве украшения, это считается глумлением над верой.

Каким должен быть православный крестик?

С давних пор на Руси наиболее распространен был крестик восьмиконечной формы. Со временем стали появляться другие формы, например, трилистник, четырехконечный, семиконечный, шестиконечный. Выбирая для себя православный крестик, не стоит уделять особое внимание его форме, приемлема любая. Надписи допускаются православной церковью, но они необязательны.

Нет особых правил по выбору материала нательного крестика. Он может быть из простого сырья – дерева или металла, но не исключена возможность ношения такого атрибута из драгоценного метала. Поскольку для христианина православный крестик ценнее всего, то и материал для него может быть дорогим. Но церкви все-таки ближе обычные деревянные и металлические кресты.

Где купить крестик?

Многие задумываются над вопросом: возможно ли покупать крестик в других местах, кроме церкви? Конечно, возможно, и в этом не будет ничего страшного. Сейчас существует множество ювелирных салонов, магазинов, мастерских, где торгуют крестиками из разного материала.

Кроме того, современное развитие техники позволяет выбрать себе крестик, пользуясь услугами интернет-магазинов. Можно выбрать себе не только приглянувшийся крестик, но и цепочку к нему. При этом не надо долго ходить по магазинам, а просто быстро и удобно заказать доставку товара.


Покупая крестик в магазине, следует удостовериться, что он освящен. Если нет, то надо обязательно отнести его в церковь для освящения.

Можно ли дарить нательный крестик?

С крестиками всегда было связано много суеверий, что делать можно и что нельзя, к чему это приведет. К таким поверьям относится суждение, что православный крестик нельзя дарить. Оно совершенно неверно, никакого негативного смысла такое действие не несет, поэтому можно смело дарить крестик другим людям.

Единственным условием является освящение его в церкви. Не стоит думать, что обычное опрыскивание святой водой сделает крестик освященным, и он будет иметь все свои защитные свойства. Лишь церковь способна придать этому атрибуту священный смысл. Как отмечает редакция сайт, после такого действия крестик, преподнесенный в дар, будет нести своему владельцу лишь благодать.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Нательный крестик – упрощенный «наперстный крест», который три века назад носили только священнослужители. Распятия было опознавательным знаком, направленным на прихожан: по форме, металлу и оформлению атрибута вы бы легко определили «уровень» священника. Наперстные кресты были заметными издалека, носили их только поверх одежды, а получали – вместе с церковным саном.

Каким должен быть нательный крестик?
Религиозный канон, этикет и здравый смысл

Нательный крестик - упрощенный «наперстный крест», который три века назад носили только священнослужители. Распятия было опознавательным знаком, направленным на прихожан: по форме, металлу и оформлению атрибута вы бы легко определили «уровень» священника. Наперстные кресты были заметными издалека, носили их только поверх одежды, а получали - вместе с церковным саном.

Несмотря на происхождение, нательный крестик носят не так, как наперстный: прячут под одежду. Крестик символизирует личный крест (тяготы судьбы), который несет на плечах каждый человек. Чтобы подготовиться к крестинам и проверить, насколько правильно вы носите аксессуар, читайте статью.

Вопрос 1. Что означает нательный крестик?
Традиция ношения и церемония крещения

Прототип - наперстный крест, а вот его прямой родственник - энколпион (означает «носимый за пазухой»). Энколпоины выглядели как коробочки с монограммой имени Иисуса Христа и изображение креста, а внутри хранились мощи или списки священных книг.

В первой тысячелетии нашей эры коробочки начали изготавливать в виде объемных крестов, и они вошли в церковный канон как часть торжественной одежды.

В XVIII веке аксессуар вытесняют плоские кресты из драгоценных металлов иногда с ювелирной эмалью. В Российской империи большие драгоценные кресты стали знаком отличия каждого, кто служил церкви не менее семи лет: их изготавливали из серебра и золота, украшали камнями. А всего два века спустя небольшие крестики превратились в атрибут крещения. Носить аксессуар теперь разрешалось всем верующим.

Интересно, что православный христианин не обязан носить нательный крестик. Традиция ношения связана с евангельской цитатой: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Поэтому то, что вы не носите крестик, не означает отсутствие веры.

Вопрос 2. Какие есть типы нательных крестиков?
Детский, женский и мужской

Однозначный правил ношения крестиков для женщин и мужчин нет. Для всех он значит одно и то же: принадлежность к церкви . Тем не менее, для девочек и мальчиков принято выбирать разные крестики, а взрослый и детский аксессуар отличаются минимум величиной и весом.

Дети. Первый крестик может появиться у ребенка на 40-ой день после рождения. Разумеется, малыш в таком возрасте не осознает, что происходит в церкви, зато ощущает на себе новый объект. Детям не рекомендую дарить - лучше остановить выбор на . Во-первых, аксессуар легко потерять, так как вешают его младенцам в целях безопасности на ниточку, а не на цепочку. Во-вторых, первый крестик взрослый заменит на другой - больше. Если же золотое покрытие - требование родителей, отдайте предпочтение умеренной позолоте. Избегайте острого края и вставок, а также иных металлов, кроме серебра и золота.

Мужчина. Взрослый аксессуар выбирают в комплекте с цепочкой, а если она уже есть, с учетом ее толщины. Крестик должен смотреться гармонично. Размер «взрослого» крестика - 3-5 сантиметров. Мужские варианты отличаются большей шириной и скромным декором.

Женщина. Нательный крестик женского типа имеет каплевидные закругления на концах - это символ грехов, которые искупил Спаситель. Также на поверхности крестика изображают лозу - это отсылка к псалму: «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего». В целом, женский аксессуар чаще украшают камнями, форма его более утонченная, чем мужская. Причина в этом скорее практичная, чем религиозная - женщины чаще мужчин ходят в одежде с декольте. Кстати, обратите внимание, что декоративную версию крестика (в камнях и вставках) могут отказаться святить в церкви.

Вопрос 3. Как расшифровать «дизайн» крестика?
Рельеф, вставки и чернение

Как вам уже известно, за полторы тысячи лет внешний вид того, что сегодня мы называем нательным крестикам, менялся.

В современной русской православной традиции у аксессуара форма восьмиконечного креста , на передней части которого изображена сцена распятия, на обратной - слова «Спаси и сохрани».

Старообрядцы считают иконическую гравировку - нарушением канона, согласно которому, носить на себе иконы запрещено (икона - это образ, а крестик - символ). Однако если вы носите крестик, как и положено, под одеждой, правило на вас не распространяется.

Часто формой аксессуар напоминает 6-конечный крест, внутри которого выгравирован 8-конечный с перекладиной внизу. Этот элемент символизирует покаяние, смирение и искупление грехов. Иногда в верхней части креста - небольшая перекладина. На ней или над ней вы найдете аббревиатуру И.Н.Ц.И. («Иисус Назорей, Царь Иудейский»). Это отсылка к доскам, которые прибивали на кресты с преступниками.

С помощью чернения или рельефа на нательном крестике иногда изображают копье и палицу, голову Адама и Голгофу.Трилистники, которым украшают края креста - это декоративный элемент, как и камни, вставки из других металлов или эмаль. Такое оформление подчеркивает, насколько важен для вас крестик.

Вопрос 4. Кто выбирает и дарит крестик?
Православные традиции

Ношение - добровольное дело, такое же как, к примеру, следование религии после крещение (если вы приняли решение о нем не самостоятельно). Поэтому и строгих правил о том, кто и когда должен дарить крестик - нет. В России считается, что эта обязанность крестных родителей , при этом если крестят девочку - аксессуар подбирает крестная мама, а если сына - крестный отец.

Также нательный крестик могут дарить прямые члены семьи - родители или бабушка с дедушкой. Если у родителей хорошие отношения с местным священником - считается честью принять освященный крестик в подарок от него.

Перед тем, как вы подарите крестик, освятите его в церкви (кроме тех случаев, когда вы купили его в церковной лавке). Крестин не дарят в пышной шкатулке, так как предполагается, что аксессуар вскоре займет место на шее ребенка, и коробочка не понадобится.

Какой крестик подарить - серебряный или золотой - зависит от возможностей крестных родителей, чем дороже аксессуар - тем больше уверенности у настоящих родителей в том, что крестные поддержат ребенка в трудную минуту. Помните, что дети редко осознают значение крещения. И их отношение к нему определяет ваше отношение. Передать его вы можете с помощью крестика и нужных слов.

P.S. Кроме нательного крестика к православным аксессуарам относят , кулоны-образки, посуду с гравировкой на библейские темы. Если вам нужна консультация по их выбору, обратитесь к консультанту или прокомментируйте эту статью.

С уважением, Андрей Федоренко ,
директор интернет-магазина

Реклама

Сегодня существует огромное количество нательных крестов. Стоит знать, какой должен быть крестик у православных чтобы приобрести именно тот символ веры, который относится к данной церкви. Православная традиция допускает ношение крестиков из любых металлов и не металлов, к примеру, из дерева. Материалу креста не уделяется особого внимание, акцент делается именно на том, что несет в себе символ веры для человека. Однако практически все верующие носят крестики из драгоценных металлов (золото или серебро), так как данные металлы устойчивы к внешним факторам и не меняют свой внешний вид. Дерево же может рассохнуться после контакта с водой, а обычный металл проржаветь. Золото и серебро выдерживают высокие и низкие температуры, воду, различные жидкости, солнечный свет.

Что касается формы креста, то православная церковь также снисходительна в данном вопросе в отличии от католической. Если католическая церковь признает только одну форму креста – четырехконечную, то в православии допускаются следующие формы – четырехконечная, шестиконечная, восьмиконечная. Но при этом делается небольшое замечание, что самой правильной формой является именно восьмиконечная, в которой присутствуют две дополнительные перегородки. Одна перегородка для ног, а вторая в изголовье. или мальчика грудного возраста стоит выбирать без камней. В силу того, что маленькие дети все тянут в рот, наличие камней может быть опасным.

Отличие от католического креста — каким должен быть православный крестик.

Чуть выше вы узнали, каким должен быть православный крестик. Он может быть выполнен из любого металла, быть с распятием и без распятия. Крестик может быть украшен драгоценными или полудрагоценными камнями, или быть вовсе без камней. Также крест может быть любым из трех форм – 4-ех, 6-и или 8-иконечным. Однако стоит знать отличие православного символа веры от католического если вы собираетесь приобрести его не в православном Храме или заказать через православный интернет-магазин, а купить в обычном ювелирном магазине. Дело в том, что на витринах ювелирных магазинов представлен ассортимент из католических и православных крестиков, которые при отсутствии определенных знаний можно легко спутать между собой. Заказать крестики серебряные женские, мужские и детские вы можете . В ассортименте православного магазина огромный выбор.

Главное отличие католических и православных крестов заключается в распятии, а именно в количестве гвоздей для рук и ног. На католическом символе веры три гвоздя, а на православном четыре. Это главное отличие между данными крестами. Трудности могут возникнуть именно в выборе крестиков четырехконечной формы. И католическая, и православная церковь признает ношение нагрудных символов веры данной формы.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Крест – самый узнаваемый символ православия. Но любой из вас видел множество видов крестов. Какой же из них правильный? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!

Крест

Разновидности креста

«Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке. А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные». Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего специалиста по ставрографии, кандидата искусствоведения Светлану ГНУТОВУ.

Каким был крест, на котором распяли Христа?

«Крест — это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, — говорит игумен Лука (Головков) . — Поэтому Крест — величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь».

История этого христианского символа началась с того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие. Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы “Т”, то есть трехконечным, — рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова . — У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и четырехконечным, и восьмиконечным».

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию (он защитил ее в 1855 году в СПбДА) «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»: «Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный, то есть прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным способом, они называют печатью антихриста и мерзостью запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительнейшую форму креста!»

Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «”Византийский” четырехконечный крест на самом деле есть крест “русский”, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет. Игумен Лука: «В Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что православный крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения. Чин освящения крестов для того и стал обязательным в Русской Церкви, так же как и икон. Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов необязательно, потому что христианские традиции в обществе более устойчивы».

Почему мы не носим знак рыбы?

До IV века, пока продолжались гонения на христиан, открыто делать изображения креста было нельзя (в том числе и для того, чтобы гонители над ним не надругались), поэтому первые христиане придумывали способы зашифровать крест. Именно поэтому самым первым христианским символом стала рыба. По-гречески «рыба» — Ίχθύς — акроним греческой фразы «Iησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτήρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» на христианские встречи. «Но рыба не стала таким же символом христианства, как крест, — объясняет игумен Лука, — потому что рыба — это аллегория, иносказание. Святые отцы на Пято-Шестом Трулльском Вселенском соборе 691-692 года прямо осудили и запретили аллегории, поскольку это некое “детоводительное” изображение, которое только ведет ко Христу, в отличие от прямого изображения самого Христа — нашего Спасителя и Креста Христова — символа Его Страданий. Аллегории надолго ушли из практики Православной Церкви и лишь через десять столетий начали вновь проникать на Восток под влиянием католического Запада».

Первые зашифрованные изображения самого креста были найдены в римских катакомбах II и III веков. Исследователи обнаружили, что на гробницах христиан, пострадавших за веру, часто рисовали пальмовую ветвь как символ вечности, жаровню — как символ мученичества (именно такой способ казни был распространен в первые века) и христограмму — буквенное сокращение имени Христос — или монограмму, состоящую из первой и последней букв греческого алфавита Α и Ω — по слову Господа в Откровении Иоанну Богослову: «Аз, есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Иногда эти символы рисовали вместе и располагали таким образом, что в них угадывалось изображение креста.

Когда появился первый «легальный» крест

Святому равноапостольному царю Константину (IV) «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов, — пишет церковный историк Евсевий Памфил. — Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».

Эти буквы, названные впоследствии монограммой Константина, царь носил на своем шлеме. После чудесного явления св. Константин распорядился сделать изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных православных креста с золотой надписью по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Иисус Христос — Победитель». Первый крест с надписью «Иисус» он установил на триумфальных воротах городской площади, второй с надписью «Христос» — на римской колонне, а третий с надписью «Победитель» — на высоком мраморном столбе на хлебной площади города. С этого началось всеобщее почитание Креста Христова.

«Святые образы были везде для того, чтобы, чаще видимые, они побуждали нас любить Первообраз, — объясняет игумен Лука. — Ведь все, что нас окружает, так или иначе воздействует на нас, злое и доброе. Святое напоминание о Господе помогает душе устремляться мыслью и сердцем к Богу».

В от как писал об этих временах свт. Иоанн Златоуст: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи… так наперерыв все восхищают этот удивительный дар».

Интересно, что с тех пор, как в христианском мире появилась возможность легально делать изображения креста, зашифрованные надписи и христограммы не исчезли, а перекочевали, как дополнение, на сами кресты. Эта традиция пришла и в Россию. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста-распятия, который устанавливался в храмах, появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Надписи являются кратким комментарием обстоятельств распятия Господа, смысла Его крестной смерти и расшифровываются так: «М.Л.Р.Б.» — «место лобное распят бысть», «Г.Г.» — «гора Голгофа», Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС», а под ней: «НИКА» — «Победитель»; на табличке или около надпись: «СНЪ БЖIЙ» — «Сын Божий», «I.Н.Ц.И» — «Иисус Назорей Царь Иудейский»; над табличкой надпись: «ЦРЪ СЛВЫ» — «Царь Славы». «Г.А.» — «глава Адамова»; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Католическое или православное Распятие?

«Католическое Распятие часто пишут более натуралистично, — рассказывает Светлана Гнутова. — Спаситель изображается провисшим на руках, образ передает мученические страдания и смерть Христа. В древнерусских же образах Христос изображается Воскресшим и Царствующим. Христос изображен в силе — как победитель, держащий и призывающий в Свои объятия всю Вселенную».

В XVI веке московский дьяк Иван Михайлович Висковатый даже выступал против крестов, где Христос изображен на кресте со сжатыми в кулак, а не раскрытыми ладонями. «Христос на кресте распростер руки, чтобы нас собрать, — объясняет игумен Лука, — чтобы мы устремились к небу, чтобы наше устремление всегда было к горнему. Поэтому крест — это и символ собирания нас воедино, чтобы мы были едины с Господом!»

Еще одно отличие католического Распятия — Христос Распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же Распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем. Игумен Лука: « Это достаточно древняя традиция. В XIII веке на Синае писались заказные иконы для латинян, где Христос уже был пригвожден тремя гвоздями, а в XV веке такие Распятия становятся общепринятой латинской нормой. Однако это только дань традиции, которую мы должны уважать и сохранять, но не выискивать здесь никакой богословской нагрузки. В Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями».

Православный крест – Любовь распятая

«Иконография креста развивается, как любая другая иконография. Крест может быть украшен орнаментом или камнями, но он ни в коей мере не может стать 12-конечным или 16-конечным», — говорит Светлана Гнутова. «Многообразие форм креста в христианской традиции — это многообразие прославления Креста, а не изменения его смысла, — объясняет игумен Лука. — Гимнографы прославили Крест многими молитвами, так же и иконописцы по-разному прославляют Крест Господень. Например, в иконописи появилось изображение цаты — царственной или княжеской подвески в форме полумесяца, у нас она обычно употребляется на иконах Богородицы и Христа, — скоро она появилась и на кресте, чтобы подчеркнуть его царственное значение.

Безусловно, нам нужно использовать кресты, которые написаны в православной традиции. Ведь православный крест на груди не только помощь, к которой мы прибегаем в молитвах, но и свидетельство нашей веры. Хотя, я думаю, мы можем принимать изображения крестов древнехристианских конфессий (например, коптов или армян). Католические кресты, которые после эпохи Возрождения стали слишком натуралистичны по формам, не совпадают с православным пониманием Христа Распятого как Победителя, но поскольку это изображение именно Христа — мы должны с благоговением к ним относиться».

Как писал св. Иоанн Кронштадтский: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».

Понравилась статья? Поделитесь ей