Контакты

М восстания. Восстания площадь

Это очень выразительное и характерное для Москвы место. Многими с детства любимое, связанное с приятными воспоминаниями. Хотя бы о находящемся в непосредственной близости от неё великолепном Московском зоопарке со всеми его многочисленными обитателями. Про площадь Восстания люди помнят долгие годы, побывав там хотя бы раз. Это относится и к коренным москвичам, и к многочисленным гостям столицы.

На Садовом кольце

Привычная нескольким поколениям горожан площадь Восстания сегодня называется "Кудринская". В 1992 году к ней вернулось её историческое наименование.

Площадь в её приблизительных нынешних очертаниях оформилась на этом месте примерно в конце восемнадцатого века. Находилось тут село Кудрино, вотчина серпуховского князя Владимира Храброго, он прославился на Куликовской битве. Но в центре исторических событий это место оказалось в другие времена. В 1905 году здесь происходило серьёзное боевое столкновение восставших рабочих Красной Пресни с казаками и правительственными войсками. Те события позже и были увековечены в её названии "площадь Восстания". Свой нынешний облик она обретала главным образом на протяжении двадцатого века. Застройка велась планомерно в соответствии с генеральным планом развития Москвы. И есть тут безусловные архитектурные шедевры, отражающие историческую эпоху, в которую они были возведены. Очень многим во всём мире площадь Восстания известна благодаря одному только грандиозному сооружению. Это так называемая сталинская высотка, одна из семи.

Дом на Кудринской

Это он сейчас так называется. А ранее был широко известен, как "Дом на площади Восстания". Это безусловный шедевр сталинской архитектуры, её классика со всеми характерными особенностями стиля. Строительство этого 24-этажного здания было завершено в 1954 году. В трёх больших корпусах, возведённых на общем цоколе, находятся 450 роскошных квартир. Селились в них главным образом работники министерства авиационной промышленности, лётчики-испытатели и номенклатурные функционеры ЦК КПСС. И по сей день у большинства москвичей историческое наименование "площадь Восстания" ассоциируется именно с этим грандиозным и роскошным сооружением. Это визуальный образ прошедшей эпохи. Москву без Дома на Кудринской и других подобных высотных зданий сегодня представить просто невозможно. Это своеобразный "Большой московский стиль", и в этом месте Москвы он смотрится особенно ярко и впечатляюще. Попытки этому подражать в начале двадцать первого века смотрятся неубедительно.

Площадь Восстания, Москва. Как её найти

Искать, естественно, придётся Кудринскую площадь. И добираться сюда проще всего на метро.

Площадь Восстания находится как раз на пересечении Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий московского метрополитена. На площади целых две станции метро: Баррикадная и Краснопресненская. Их роскошные вестибюли расположены по разным её сторонам - выбирайте, какой вам больше нравится. Даже эти надземные входы в метро выполнены в едином стиле и органично соответствуют общему архитектурному облику всей площади.

З наменская площадь - одна из самых знаменитых в Петербурге.
Сейчас в центре площади стоит стелла в виде штыка, но так было не всегда. Площадь сильно изменила свой внешний вид по сравнению с императорскими временами (причем единственная на Невском проспекте) и поменялась по сравнению с советскими.

В народе площадь получила название Знаменской по освящённому в 1765 году приделу церкви Знамения Пресвятой Богородицы. В 1794 — 1804 годах по проекту архитектора Ф. И. Демерцова церковь перестроили в камне. В 1809 году появилась чугунная ограда и две часовни (и то, и другое было перестроено П. А. Чепыжниковым при ремонте 1863-1865 годов). По имени церкви («Знаменская») получили свое названия Знаменская площадь и Знаменская улица (ныне площадь и улица Восстания). Знаменским назывался и мост через Лиговский канал, расположенный по Невскому проспекту.

Церковь жалко. В нее ходили многноие великие люди, в том числе и академик Павлов.

В этой снесенной церкви венчалась моя прабабушка по материнской линии...

Это документ а ниже она сама... Хотя печать не очень похожа на оригинал. Может быть была другая Знаменская?

Раньше на площади стоял памятник Транссибу в виде конного императора Александра III.

В советское время памятник стоял с надписью "ПУГАЛО". А затем его снесли и теперь он стоит за задворках во внутреннем дворике Мраморного дворца) потом и саму Знаменскую церковь.

По поводу памятника есть занятные народные стихи.

"Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте шапочка, какого дурака это папочка?!"

На площади должен был появиться Ильич. Ленины и Санкт-Петербург связаны крепко. Не зря ведь город был Ленинградом. Наваяли памятников столько, что политкультурной птице и нагадить было некуда.

С приходом народной власти, площадь получила имя "Площадь Восстания". И Ленин по центру, был бы ее классическим социалистическим завершением. Название обязывало, где еще как не там...

На площади даже был заложен камень с надписью: (Прямо пойдешь...) «Здесь будет сооружен памятник Ленину. Заложен в день празднования 250-летия Ленинграда». Но, к счастью, не сложилось.

Тот факт, что 250-летие Ленинграда праздновали на четыре года позже, современников до сих пор удивляет. Но энТого причина банальна и уважительна - в 53-м умер Сталин, было не до празднований. Четыре года оплакивали. Кроме того не любил Хрущев Ленинград (этим все советские руководители отличались). Не ждали ничего хорошего от интеллигенции и культуры. Но это не главная причина почему памятник вождю так и не был поставлен.

По некоторым прикидкам в то время (1957-м) в Ленинграде было всего семь памятников и бюстов Ленину на свежем воздухе, в основном, на территории заводов и фабрик. Но затем, в нашем городе появлялся примерно, как минимум, один Ильич в год.

Этот остатки Знаменской церкви. Теперь тут вестибюль метро. Можно заходить и молиться...

Конечно, площадь Восстания место серьезное, не задворки у заводского склада, тут с кандачка памятник не поставишь.

Существует легенда, что был конкурс. И на нем победила работа скульптора Аникушина - главного и самого "звездного" ленинградского скульптора того времени. Но власти никак не могли памятник правильно установить. Не вставал он по всем канонам социалистического фен-шуя. Всё время он к чему-то задом получался... или боком к какой-нибудь городской доминанте. Как Ленина не поставь, задница в коммунизм не ведет и перспективы радужные не рисует, а дело ведь политическое. Расположишь вытянутой рукой в сторону Невского, а как же пассажиры выходящие из Московского вокзала? Иностранные гости будут выходить в город мировой революции и первое что видеть - зад Ильича. Неполиткорректно!

Дотянули до 1965-го, а тут подоспел приказ об установке монумента городу-герою Ленинграду в связи с двадцатилетием со дня Победы, и на площади Восстания решено было соорудить обелиск, который бы одинаково смотрелся со всех сторон."

Правда, и этот обелиск «Городу-герою Ленинграду» дожали только через двадцать лет, уже в самостийной России. Как написал Розембаум - воткнули штык в сердце города... как говорится, фраза красивая, но если всерьез и об архитектурном решении, то на вкус и цвет. Мне например нравится. Вертикального в нашем городе маловато.

Площадь Восстания (до 1918 года она называлась Знаменская площадь) располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Еще до основания Петербурга здесь проходил Новгородский тракт. В 1718 – 1721 годах от реки Лиги был сооружен Лиговский канал, вода из которого поступала по трубам к фонтанам Летнего сада. Этот канал пересек Невскую першпективу, и в месте его пересечения возвели деревянный мост. В 40-е годы XVIII века в районе будущей площади находился Слоновый двор. После того, как он переехал в Царское Село, его место заняли каретные сараи.

В 1765 году на углу нынешней площади Восстания заложили деревянную церковь Знамения пресвятой Богородицы. В начале XIX века она была заменена каменной с торжественным портиком и пятью куполами. Церковь вскоре дала название площади, соседней улице и мосту через Лиговский канал. В связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург – Москва архитектором Н.Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план застройки площади.

В плане имелся вокзал и каменное здание напротив него, на другой стороне площади. Это четырехэтажное здание было построено архитектором А.М. Гемилианом для графа Стенбок-Фермора. Здесь были гостиничные номера, зимний сад, проходили балы и концерты. Здание называли «Знаменским вокзалом», а позже – гостиницей «Знаменской», «Северной» и др.

В начале XX века архитектор А.С. Хренов для купца В.И. Соловьева (именно ему тогда принадлежало здание) перестроил гостиницу. Оно стало шестиэтажным, с купольным покрытием в центре, при этом количество номеров выросло до 150, и появился ресторан на 500 мест. Гостиница поменяла название на «Большую Северную». В XX веке гостиница была перестроена еще несколько раз. Ныне она называется гостиница «Октябрьская».

Что касается вокзала, то он был построен в 1844 – 1851 годах по проекту архитектора К.А. Тона. Непосредственно строительными работами руководил инженер Р.А. Желязевич. Вокзал был назван Николаевским. Он имеет П-образную в плане форму и состоит из главного двухэтажного корпуса и двух боковых помещений. Центральный корпус увенчан двухъярусной башней с часами. В XX веке здание вокзала несколько раз перестраивалось, однако архитектурный облик его главного фасада остался без изменений.

С 1924 года он называется Московским вокзалом. Сегодня Московский вокзал – главный вокзал Санкт-Петербурга. В конце XIX века Лиговский канал был засыпан (деревянный Знаменский мост также разобрали), и на его месте появилась широкая Лиговская улица. В начале XX века рядом с площадью были расположены несколько доходных домов, гостиниц и ресторанов. Так, например, в угловом доме по Невскому проспекту находились гостиница «Эрмитаж», гастроном, хлебопекарня, магазин «Фрукты», «Торговый дом Гер. Брахман и К» и др. А в доме напротив располагались чайный и фруктовый магазины, аптека, красильня, гастроном и магазин «Часы, запонки, серебро. Николай Линден».

В 1907 году появилась постоянная трамвайная линия от вокзала по Невскому проспекту к Адмиралтейству. А спустя два года на Знаменской площади был установлен бронзовый конный памятник императору Александру III работы скульптора П.П. Трубецкого. Автор работал над монументом в течение восьми лет и подготовил 14 различных вариантов, причем два из них – в натуральную величину. На постаменте памятника по распоряжению Николая II сделали надпись – «Любящий сын – возлюбленному отцу». В 1937 году монумент был перенесен с площади во двор Государственного русского музея (ныне он находится у входа в Мраморный дворец). В 1940 году была снесена Знаменская церковь, и на ее месте в 1955 году построили наземный павильон станции «Площадь Восстания». К 40-летию Победы над фашистской Германией в 1985 году в центре площади установили обелиск «Городу-герою Ленинграду».

Фото 16.05.2015:

Наземный павильон станции метро «Площадь Восстания»

Наземный павильон станции метро «Площадь Восстания» построен в 1955 году (архитекторы В.В. Ганкевич, Б.Н. Журавлёв, И.И. Фомин). Является памятником истории и культуры и охраняется государством.

На здании размещена мемориальная доска:

На этом месте находилась церковь входа Господня в Иерусалим (Знаменская)

Деревянный храм был построен в 1765-1768 гг. Каменная церковь возведена в 1794-1804 гг. по проекту архитектора Ф.И. Демерцова. В ней находилась чтимая икона Божией Матери «Знамение» (XIII в.). Закрыта в 1938 г. Взорвана весной 1941 г.

(Мемориальная доска установлена на средства А.Г. Ананова)

Cтанция Петербургского метрополитена «Площадь Восстания» входит в состав Кировско-Выборгской линии (Линия 1) и расположена между станциями «Чернышевская» и «Владимирская».

Станция «Площадь Восстания» (по материалам книги «Путеводитель по улицам и истории Петербурга: Все достопримечательности в шаговой доступности от станций метро / А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2015. — 447 с.»):

Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы: В.В. Ганкевич, Б.Н. Журавлёв, И.И. Фомин (1955 год, наземный и подземный павильоны); А.С. Гецкин, В.П. Шувалова (1961, наземный павильон на Московском вокзале)
Инженер: Е.А. Эрганов

Барельефы на пипонах центрального подземного зала:

  • «Выступление В.И. Ленина у Финляндского вокзала» — скульптор А.И. Долиенко;
  • «В.И. Ленин у шалаша в Разливе» — скульптор В.Б. Пинчук; «Выстрел Авроры» — скульптор А.В. Разумовский;
  • «Штурм Зимнего дворца» — скульптор В.И. Татарович.

Наземный вестибюль метро представляет собой здание круглой формы с пристроенными по сторонам ризалитами.

Композицию завершает большая ротонда со шпилем, на котором некогда красовалась буква «М» в лавровом венке. Ее убрали в связи с опасностью обрушения.

Станция, с которой 15 ноября 1955 года отправился первый поезд, украшена декоративными решетками в круглых вентиляционных отверстиях и рельефами круглой формы. Все они рассказывают о событиях 1917 года. Это «Выступление В.И. Ленина у Финляндского вокзала», «В.И. Ленин у шалаша в Разливе», «Выстрел Авроры», и «Штурм Зимнего дворца». На втором левом пилоне с обеих сторон сохранилось изображение Иосифа Сталина. Он стоит за Лениным, выступающим перед рабочими, собравшимися на площади перед Финляндским вокзалом. Это единственный в петербургском метро образ Сталина, оставленный после 1961 года.

«Площадь Восстания» стала первой станцией с двумя выходами. 14 августа 1960 года распахнулись двери «Площади Восстания-2» в новом крыле со стороны . До этого в противоположном от эскалатора торце подземного зала находился барельеф, изображающий Владимира Ленина, выполненный скульпторами Ароном Плискиным и Владимиром Сычёвым.

3 ноября 1967 года была открыта Невско-Василеостровская линия. Тогда же «Площадь Восстания» стала станцией пересадок на «Маяковскую». На ней сделали два перехода: в противоположной стороне от выхода «Площадь Восстания-2» тоннель ведет в центр перрона «Маяковской», а над путями четыре эскалатора (до недавнего времени три) поднимаются к торцу станции «Маяковская».

Понравилась статья? Поделитесь ей