Контакты

Педагогические процессы в сфере физической культуры и спорта. Педагогика физической культуры и спорта учебное пособие рекомендовано учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного Педагогика физич

Правомерно задать вопрос об особенностях педагогики спор­та и ее связях с фундаментальными знаниями о воспитании лю­дей. Педагогика - область научных и практических знаний о том, как следует воздействовать на людей в интересах воспи­тания их социальной природы. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, определяет роль воспита­ния в жизни общества, развитии личности, процессах обучения и образования населения. Фундаментальные общепедагогические знания включают в себя историю педагогики, дидактику, теорию воспитания, школоведение и частные методики. Впервые педа­гогическое учение как составная часть философских систем по­явилось в Древней Греции (5-4 вв. до н. э.).

В дальнейшем воз­никновение прогрессивных педагогических знаний было отмече­но в период становления буржуазного общества (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. А. В. Дистервег). Современный этап развития педагогики обусловлен состоянием мирового общест­венного прогресса. Спорт - составная часть физической куль­туры, средство и метод физического воспитания, система орга­низации, подготовки и проведения соревнований по различным спортивным дисциплинам. Включает в себя подсистемы: массо­вый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, спорт как учебный предмет, спорт как наука, спорт как зрелище, производство и бизнес.

Таким образом, педагогика спорта - одна из ветвей общей педагогики. Ее основы и источники находятся на стыке четырех групп общественных и естественных наук:

  1. общественные дисциплины (история, философия, логика, социология, этика, праксеология);
  2. психолого-педагогические дисциплины (психология, педа­гогика, акмеология);
  3. медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология, биология, генетика);
  4. теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.

Развитие общества на пороге XXI в. характеризуется тремя объективными тенденциями:

  • качественно новым уровнем социального общения между го­сударством и людьми;
  • качественно новым уровнем взаимодействия человека с ма­шиной;
  • качественно новым уровнем производства и управления им.

Эти тенденции ставят общество перед необходимостью изме­нения требований к отечественному образованию, подготовке молодых специалистов иного качества и масштаба мышления. Перед высшей школой возникают проблемные задачи обеспече­ния организационного и содержательного соответствия требова­ниям времени. Эта закономерность определяет условия совер­шенствования содержания, организации и методики учебно-вос­питательного процесса на кафедрах высших учебных заведений. Решение таких задач прежде всего состоит в повышении теоре­тического уровня и методических навыков специалистов по фи­зической культуре.

Содержание учебных предметов кафедр спортивно-практиче­ских дисциплин, их совершенствование базируется на взглядах основоположника теории физического воспитания профессора П. Ф. Лесгафта. В своем учении Петр Францевич особое внима­ние уделял воспитанию морально-нравственных сторон личнос­ти путем физических упражнений. Исходя из единства физиче­ского и психического, П. Ф. Лесгафт утверждал необходимость взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравствен­ным и эстетическим развитием человека. Его педагогические воззрения на психологию движений в связи с пониманием роли кинестетических ощущений в процессе становления и развития двигательного опыта были направлены на то, чтобы научить лю­дей «с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую ра­боту...». Методологическое положение П. Ф. Лесгафта о значи­тельной пользе для жизни обучения человека разнохарактерным движениям посредством физических упражнений является осно­вополагающим в деле совершенствования подготовки специ­алистов в области физической культуры.

В системе учебно-воспитательного процесса академий физи­ческой культуры кафедры спортивно-практических дисциплин занимают важное место, выполняя присущие только им образо­вательные функции. Преподаватели кафедры - мастера спорта по различным спортивным дисциплинам. Они вооружены зна­ниями теории и практики спортивной тренировки. С использо­ванием избранных студентами спортивных специализаций пре­подаватели готовят специалистов с высшим образованием, вла­деющих теоретическими и практическими основами спортивной подготовки, методическими навыками организации учебно-тре­нировочной работы и проведения соревнований по разнообраз­ным видам спорта. Выпускникам вменяется в обязанность уме­ние использовать спорт в интересах военно-патриотического воспитания населения.

Учебной целью физкультурного вуза является процесс разви­тия, обучения, образования, нравственного воспитания и психо­логической подготовки студентов с опорой на избранный вид спорта и в интересах профессионально-педагогической подго­товки высококвалифицированных специалистов в области физи­ческой культуры. Такая подготовка основывается на реализации ряда базовых педагогических категорий, к которым относятся развитие, психологическая подготовка, обучение, воспитание, образование и социализация.

Какой же смысл в эти понятия вкладывает спортивно-педаго­гическая наука ?

Развитие человека (интеллектуальное, физическое) с фило­софской точки зрения понимается как закономерное изменение материи и сознания, в результате чего возникает новое качест­венное состояние объекта. Процесс развития может идти по вос­ходящей линии - прогрессировать или по нисходящей линии - регрессировать. В последнем случае объект деградирует: теряет старые положительные свойства, не приобретая новых. В педа­гогике высшей школы принято понимать развитие как целеустремленный, планомерный и непрерывный процесс совершенство­вания умственной и физической деятельности студентов по­средством содержания учебных дисциплин и определенного уклада жизнедеятельности в соответствии с будущей профессией и ус­ловиями работы.

Развитие студентов связано с обучением и воспитанием, что требует значительных усилий и мастерства со стороны педагога, перед которым стоит задача научить их анализировать, синтези­ровать, обобщать, конкретизировать, а при необходимости и уметь абстрагироваться, принимая профессиональные решения. Развитие базируется на творческом мышлении образованного и культурного человека. Гармония и красота всегда отражали стремление человека к физическому развитию, к умению моби­лизовать в нужный момент физические и духовные силы. Поэтому процесс развития предполагает не только совершенствование у студентов психических качеств, но и создание новых психологи­ческих структур, необходимых для профессиональной деятель­ности.

В теории физической культуры принято употреблять термин «развитие» по отношению к физическим качествам (развить си­лу, быстроту, выносливость). Глагол же «формировать», как пра­вило, применяется по отношению к двигательному навыку (сформировать у фехтовальщика навыки в атаках «на видение», у рукопашников - чувство дистанции, времени и т. п.). Упо­требление термина «формирование» (в смысле придания че­му-либо определенной формы, законченности) в качестве сино­нима «развитие» будет оправданно и грамотно лишь в опреде­ленных случаях.

Психологическая подготовка - это целеустремленный, ор­ганизованный процесс формирования у студентов средствами спорта эмоционально-положительного и стойкого отношения к профессии, внутренней готовности к преодолению трудностей и активного стремления к овладению спортивно-педагогическим мастерством.

Обучение - взаимообусловленный, целенаправленный, органи­зованный, планомерно и систематически осуществляемый про­цесс по передаче знаний, умений и навыков спортивных дисциплин и овладению ими. Обучение представляет собой основной путь получения специального образования по физической культуре. В ходе обучения от преподавателя требуется не только изложить систему каких-либо знаний, перечислить передовые методы, прие­мы и правила рациональной спортивной работы, но, главное, уметь вызвать у обучаемых интерес к познанию предмета, к творческому поиску и эвристическому открытию уже известных истин: «Самые прочные знания те, которые мы активно добыва­ем сами». Обучения без воспитания не бывает. Обучение в той или иной мере всегда воспитывает.

Воспитание (от лат. educare - вытягивать) в буквальном смысле означает «выращивание». Русскому слову «воспитание», которое имеет своим корнем глагол «питать», соответствует си­ноним «кормить». Поэтому в древнерусском языке слова «вос­питание» и «вскармливание» - синонимы. Слово «воспитание» употребляется в широком и узком, социальном и педагогиче­ском смысле. Демокрит (460-370 гг. до н. э.) выразил сущность воспитания следующим образом: «Природа и воспитание по­добны. А именно воспитание перестраивает человека и, преоб­разуя, создает [ему вторую ПРИРОДУ]». Воспитание - это про­цесс систематического и целенаправленного воздействия на ду­ховное и физическое развитие личности в целях ее подготовки к производительной общественной и культурной деятельности. Цели, содержание и организация социального воспитания опре­деляются господствующими общественными отношениями.

В педагогическом смысле под воспитанием понимается целе­направленная, организованная система воздействий средствами физической культуры в интересах формирования у людей миро­воззренческих позиций, нравственных идеалов, норм и отноше­ний, эстетического восприятия и отношения к действитель­ности, высоких специальных качеств и, безусловно, потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. «Хо­рошими люди становятся больше от упражнения, чем от приро­ды» (Демокрит).

В узком смысле термин «воспитание» может употребляться, когда под ним понимается специальная педагогическая работа, направленная на формирование конкретных навыков, свойств, взглядов и убеждений студентов. Термин «воспитание» можно применять в значении, когда подразумевается лишь одна из ка­ких-либо сторон воспитания: воинская, физическая, нравствен­ная, правовая, экологическая и т. п.

Понятия «физическое воспитание» и «физическое образова­ние» специалисты различали еще во времена П. Ф. Лесгафта. Прерогативой области воспитания были «нравственные каче­ства человека и его волевые проявления», то есть выработка характера путем занятий физическими упражнениями и спор­том.

Слово «образование» издавна понималось двояко:

  • собственно процесс усвоения человеком определенной систе­мы знаний, навыков и умений;
  • результат этого процесса, выраженный определенными уров­нями теоретической и практической подготовки человека.

Задачи «физического образования» у П. Ф. Лесгафта по ши­рине диапазона и глубине понимания диалектично соответствуют современному пониманию воспитывающего обучения. «Умствен­ный рост и развитие, - писал П. Ф. Лесгафт, - требуют соот­ветствующего развития физического». Система «физического образования», предложенная П. Ф. Лесгафтом, решая попутно задачи оздоровления и гигиены, реализовывала связь физиче­ского воспитания и образования с умственным развитием, нрав­ственным и эстетическим воспитанием, и что особенно ценно - она была целиком направлена на подготовку к производитель­ному труду.

Между обучением, развитием, психологической подготовкой и воспитанием существуют сложные и противоречивые взаимо­связи. Идейная направленность специального образования дела­ет его сущность монолитной. Система физкультурного образова­ния становится привлекательной силой по мере сознательного выбора студентами будущей профессии. Если же мы подвергнем анализу уровень учебно-воспитательного процесса отдельной кафедры, то увидим, что интерес к предмету непосредственно связан с содержанием учебного материала, организацией про­цесса его усвоения, а также с объемом знаний, умений и навы­ков, подлежащих проверке на зачетах и экзаменах.

Учебно-воспитательный процесс кафедры и его организация имеют определенную логику (от греч. logos - слово, мысль, раз­ум). Система, лежащая в его основе, направлена на решение воп­росов специального образования и нравственного воспитания средствами спорта. Учебные занятия студентов организуются та­ким образом, чтобы сформировать специалиста, способного к работе в области физической культуры в XXI веке. Изучение ис­тории спорта способствует развитию творческого мышления, критичности при осмысливании имеющегося опыта, стремлению к самообразованию, вырабатывает навыки оптимального реше­ния разнообразных спортивно-педагогических задач. Учет таких факторов, как благоприятный психологический климат, добро­вольность и интерес обучаемых к учебно-тренировочным заня­тиям, повышает эффективность процесса социализации. Совмещая тяжелые физические нагрузки и умственную работу, студент создает предпосылки к овладению истоками профессионально-педагогического мастерства, что в дальнейшем обеспечивает до­стойное место субъекту в обществе.

Социализация в педагогике спорта понимается как целеуст­ремленный процесс усвоения человеком общественно значимых норм, ценностей и знаний в ходе занятий спортом. Формирова­ние полноправного члена общества при помощи занятий опре­деленной спортивной дисциплиной - трудноуправляемый и противоречивый процесс, зависящий от социально-экономиче­ской структуры государства и подверженный влиянию много­численных спонтанных факторов. В основе социализации лежит идея социального раскрепощения субъекта.

Идея раскрепощения уходит в глубь истории военно-педаго­гической мысли. Например, Ф. Энгельс, отмечая превосходство легкой французской пехоты, писал: «...в каждой казарме имеется фехтовальный и танцевальный залы. В первом обучаются фехто­ванию на рапирах и палашах; во втором обучаются танцам и борьбе... Каждый солдат может выбрать тот вид упражнений, ко­торому он будет обучаться, но один из этих видов он обязан изу­чить... Все эти упражнения, равно как и гимнастика, в собствен­ном смысле этого слова, изучаются не потому, что они необходи­мы сами по себе; обучение этим упражнениям проводится пото­му, что они вообще развивают физическую силу и ловкость у солдат и придают им большую уверенность в себе... Залы отнюдь не являются местом, где выполняются скучные обязанности, - напротив, они представляют собой нечто привлекательное и удерживают солдата в казармах даже в свободное от занятий время; он идет туда для развлечения; если в строю он был не бо­лее чем машиной, то здесь со шпагой в руке он независимый че­ловек, пришедший померяться с товарищами своей ловкостью; и вся та уверенность в своей быстроте и ловкости, которые он при­обретает здесь, принесет большую пользу для службы...»

Идеи о высвобождении способностей человека, о многообра­зии форм воспитания являются прочной основой педагогики спорта. Значимые для молодых людей и полезные для професси­онального дела виды спорта наполняют досуг молодежи конк­ретным содержанием. Спорт из общественно-исторического явле­ния превращается в условие формирования здорового, творчески активного поколения. Любые спортивные дисциплины или их комбинации могут быть использованы при создании эффектив­ных спортивно-педагогических систем, обладающих мощным по­тенциалом воспитательного воздействия. В качестве организа­ционно-методического принципа в данном случае выступает условие эмоционально положительного соучастия старших и младших в спортивных тренировках и соревнованиях, что спо­собствует преемственности знаний и товарищескому сплочению. При таком подходе квинтэссенцией содержания высшего специ­ального образования становится единство процессов развиваю­щего обучения и патриотического воспитания. Необходима не репродуктивная передача формальных знаний с развитой у обу­чаемых привычкой к готовым рецептам, а конструктивный под­ход к обучению с задачей развивать у выпускников способность к проектированию эффективных систем физического воспита­ния.

Учебные цели спортивно-педагогической кафедры, составляя звено в системе подготовки специалиста, органично вписываются в единый педагогический процесс вуза. Созданный таким обра­зом механизм спортивно-педагогического образования способст­вует развитию студенческого творчества. В этом случае условия учебно-воспитательной среды выступают в виде социально-пси­хологических детерминант. Ими определяются уровни качества знаний, поведения и практической деятельности студентов-спортсменов. Чтобы обеспечить нормальные условия протека­ния учебно-воспитательного процесса, профессорско-препода­вательский состав вуза обязан стоять на конструктивных, научно состоятельных и практически целесообразных позициях. Издерж­ки поведения спортсменов, нарушения ими учебной дисципли­ны, отсутствие у них желания учиться свидетельствуют о плохо продуманной и недостаточно отлаженной системе воспитываю­щего обучения.

В ходе обучения различным спортивным дисциплинам, кото­рое носит поэтапно-ступенчатый характер, у студентов происхо­дит развитие интеллектуальной, психомоторной, эмоционально-волевой и соматической сфер, формируются положительные ка­чества характера, повышается уровень индивидуальной психоло­гической подготовки. Участие в организации спортивных сорев­нований и судействе соответствует стремлению студентов к са­мосовершенствованию в педагогике спорта. Например: развить силу и красоту тела, научиться переносить и терпеть большие физические нагрузки, воспитать в себе уверенность в победе в единоборстве с противником и т. п. Таким образом, в основании педагогической задачи по созданию положительно активирован­ного отношения студентов к освоению содержания учебной про­граммы лежат следующие принципы:

  • стремление к красоте человеческого тела;
  • повышение физической работоспособности, выносливости;
  • формирование веры в себя, в свои интеллектуальные, психо­моторные и эмоционально-волевые возможности;
  • умение владеть собой на основе высокой нравственной куль­туры.

Фактор соучастия в спортивных тренировках, соревнованиях и судействе способствует росту взаимных коммуникаций в референтных человеческих группах. Эти взаимодействия затем могут переходить в более сложные процессы дружеских общений. В таком случае число увлеченных спортом людей возрастает по типу «снежного кома». За счет любознательности и взаимообучения ускоряется освоение сложных двигательных навыков. Процесс развивающего обучения в спорте осуществляется при помощи системы воспитательных воздействий, которая преду­сматривает формирование у спортсменов взглядов, основанных на нравственных, патриотических и воинских традициях Россий­ского государства. Соблюдение вышеназванных принципов в со­стоянии обеспечить жизнеспособность отечественной педагоги­ки спорта. Вместе с тем необходимо признать, что разработка «дерева целей» спортивного воспитания относится к малоизу­ченной проблеме формирования положительных характерологи­ческих качеств личности в процессе занятий спортом, что само по себе представляет сложную теоретическую и эксперимен­тальную задачу. Ее предстоит решать в дальнейшем, используя данные практического опыта и научных обобщений.

Педагогика спорта определяет воспитательную работу с тренерами как систему целеустремленных, взаимосвязанных, взаимодополняющих воздействий содержательного и организа­ционного порядка, составляющую единый комплекс мероприя­тий с целью гармонического и непрерывного развития специа­листов, повышения их общей культуры и профессионально-пе­дагогической подготовки.

Система воспитательной работы зависит от условий жизни и менталитета общества, а также от актуального состояния высше­го образования. Она составляет основу нравственного, правово­го и эстетического воспитания тренеров по видам спорта и спортивных коллективов. Основные направления воспитательной ра­боты реализуются при сочетании различных направлений и форм (табл. 2).

Таблица 2

Основные направления воспитательной работы с тренерами по спорту

Основные направления работы

Формы работы

В области умственного воспитания

Чтение классических произведений, эврис­тические беседы; интеллектуальные игры; компьютерное образование; изучение иностранных языков

В области нравственного воспитания

Этическое просвещение; исполнение общественно полезных дел

В области военно-патри­отического воспитания

Знакомство с историей России; подготовка и служба в Вооруженных Силах РФ

В области эстетического воспитания

Развитие эстетического понимания и вкуса (театр, выставки художественных произве­дений, музеи)

В области физического воспитания

Систематические физические тренировки и закаливание

Однако, как показывает опыт, многие тренеры, овладевая в вузах физической культуры теорией и методикой спортивной тренировки, затрудняются на практике осуществлять непрерыв­ные воспитательные воздействия. Одной из причин этого явля­ется недостаточная разработанность вопросов теории спортив­ного воспитания и как следствие - упущения в воспитательной работе со спортсменами.

Сущность спортивно-педагогической деятельности тренера составляет решение ряда и спортивных, и воспитательных задач в их единстве: не умел - научился, не мог - смог, не знал - узнал, не понимал - понял, не верил - поверил и т. д.

Успешное решение задач, возникающих в спортивной прак­тике, обусловлено:

  • способностями и умениями тренера;
  • спецификой спортивно-педагогического труда;
  • общими и специальными требованиями к тренеру.

Деятельность тренера предполагает наличие у него определен­ных педагогических способностей и умений. К ним относятся:

1. Гностические способности, предполагающие непрерывное развитие интеллекта и своих познавательных возможностей, по­стоянное выявление причин нежелательных последствий, кото­рые могут возникнуть в спортивно-педагогическом процессе, и умение их нейтрализовывать. Тренеру нельзя замыкаться в узком круге технологических знаний, господствующих в его виде спор­та. Ему необходимо критически осмысливать передовой опыт, накопленный в других видах спорта, уметь транспонировать дан­ные философии, истории и многих других наук, применяя их в спортивно-педагогической практике. Поэтому одной из актуаль­ных задач педагогики спорта в физкультурных заведениях явля­ется подготовка преподавателей (тренеров), наученных учиться не репродуктивно, а на уровне исследования, умеющих «воспи­тывать воспитателей».

2. Конструктивные способности, которые предполагают уме­ние преподавателя (тренера) отбирать талантливых учеников, прогнозировать их результаты, проектировать частную методику спортивной подготовки (воспитания) в соответствии с постав­ленными целями.

3. Коммуникативные способности, требующие от преподава­теля (тренера) умения устанавливать правильные отношения со спортсменами и ближайшим окружением, корректируя их в соот­ветствии с развитием системы взаимоотношений, формировать спортивный коллектив, имеющий прочные традиции, и направ­лять его воздействие на отдельную личность.

4. Организаторские способности, которые проявляются в умении создать необходимые условия для качественного и эф­фективного протекания спортивно-педагогического процесса. Сюда относятся материально-техническая база, медико-биоло­гическое обеспечение, мероприятия по улучшению жилищно-бытовых условий, обеспечение психологического комфорта и жизненной перспективы спортсменов.

Специфика спортивно-педагогической деятельности тренера объективно обусловлена рядом особенностей.

Первая особенность - необходимость высоких нравствен­но-мировоззренческих качеств тренера.

Вторая особенность - строгая регламентация поведения на основе моральной и юридической ответственности. В то же вре­мя, как показывает практика, отчетливо вырисовывается другая сторона отношений «тренер - спортсмен», выраженная особым тактом, чуткостью, доверительностью, можно сказать, братством между воспитателем и воспитанниками. Особо это проявляется в спорте высших достижений, где высока опасность получения травмы или даже увечья.

Третья особенность - многообразие видов тренерского тру­да. Есть тренеры, которые успешно работают с детско-юноше­ским контингентом, другие - умело готовят мастеров спорта, третьи - способны доводить спортсменов (команды) до высших результатов международного класса и рекордов. К этому необ­ходимо добавить и различные виды спорта. На сегодняшний день в России очень много спортивных дисциплин, по которым присваиваются спортивные разряды и звания. Очевидно, что спортивно-педагогический процесс в различных видах спорта, например в шахматах и боксе, качественно различен и наклады­вает отпечаток на специфику тренерского труда.

Четвертая особенность - добровольность занятий спортом. Она определяет характер взаимоотношений спортсмена и трене­ра. Отсутствие контакта, доверия и уважения к тренеру может быть одной из причин ухода перспективного спортсмена. Высо­кие физические нагрузки, предельные эмоционально-волевые напряжения, риск потери здоровья, отрицательное отношение семьи - факторы, сопровождающие большой спорт. Они также могут послужить причинами прекращения спортивных занятий. В этой ситуации многое зависит от тренера.

Пятая особенность - способы общения в момент соревнова­ний. Спортивные соревнования относятся к экстремальным и сверхэкстремальным видам человеческой деятельности. На тре­нировках, во время спортивных сборов и в часы свободного вре­мени тренеры не испытывают трудностей во взаимоотношениях со спортсменами. Трудности возникают в период ответственных стартов, так как нервно-психическое напряжение, состояние психологического стресса испытывают не только спортсмены, но и тренеры. От тренера требуются большая выдержка и такт по отношению как к отдельному спортсмену, так и ко всей команде. Поведение тренера в момент соревнований существенно влияет на морально-боевой дух и результаты спортсменов.

Шестая особенность - высокий уровень физической конди­ции и технического мастерства. Авторитетность, внимательность, высокая коммуникабельность, доверительность при обсуждении «секретов» спортивного мастерства с воспитанниками во многом зависят от постоянной работы тренера над совершенствованием своих физических возможностей и теоретических знаний независимо от возраста. Это трудное, но совершенно необходимое усло­вие для успешной спортивно-педагогической деятельности.

Седьмая особенность - фактор времени в работе со спортив­ным коллективом. Объединение людей на основе занятий ка­ким-либо видом спорта носит непостоянный характер. Время объединения может варьироваться в широких пределах (от меся­ца - учебно-тренировочный сбор, до нескольких лет - сборная команда). Члены данного спортивного коллектива одновремен­но являются и членами других коллективов (по месту службы, учебы, работы и т. п.). Эти факторы усложняют работу тренера по созданию и руководству спортивным коллективом.

Восьмая особенность - высокий удельный вес основных ком­понентов тренерского труда: умственного, творческого, эмоци­онально-волевого, физического.

Особенности практической деятельности преподавателя (тре­нера) высшей квалификации определяют требования к его спор­тивно-педагогическому мастерству. Спортивно-педагогическое мастерство определяется как синтез высокоразвитого педаго­гического мышления, профессионально-педагогических знаний, спортивных навыков, умений и эмоционально-волевых качеств - все это во взаимосвязи с высокими моральными качествами лич­ности позволяет тренеру эффективно и качественно решать учебно-воспитательные задачи.

Сложная структура педагогического мастерства тренера включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные ком­поненты. К ним относятся:

  • высокая нравственность;
  • широта кругозора, высокий общий культурный уровень, эру­диция;
  • глубокое знание вопросов теории и практики спорта;
  • умение планировать спортивно-педагогический процесс и уп­равлять им;
  • мастерство в передаче специальных знаний - педагогически целесообразно организованное поведение тренера; владение техникой поощрения и принуждения; воздействие на других через спортивный коллектив; владение собой (голосом, мими­кой, жестом, эмоциями);
  • педагогический такт, чуткость по отношению к воспитанни­кам, положительно окрашенная манера поведения и довери­тельность общения со спортсменами;
  • подвижное мышление, умение схватывать сущность педагоги­ческой ситуации и быстро принимать решение о характере необходимых воздействий;
  • способность выслушивать собеседника, понимать воспитуемого, намечать его жизненную перспективу;
  • высокие организаторские качества и стремление к передово­му;
  • высокая требовательность, основанная на подлинном гума­низме.

Сочетание приемов, способов, методов и форм процесса вос­питания является залогом успеха в формировании индивидуаль­ного стиля спортивно-педагогической деятельности, который может качественно совершенствоваться при ярко выраженной склонности и любви к выбранной профессии, а также путем вдумчивой и кропотливой работы спортивного педагога над вы­работкой у учеников потребности к самовоспитанию.

Самовоспитание - это целеустремленная, активная деятель­ность, направленная на формирование и развитие у себя поло­жительных привычек, личностных качеств (с устранением отри­цательных) в соответствии с осознанными общественными по­требностями и личным планом самосовершенствования.

Стремление человека к самосовершенствованию объективно, так как его мышление категориально от природы и обусловлено физиологическим строением человеческого мозга. Все явления окружающей действительности человек независимо от образова­ния может нравственно разделить на «хорошо» и «плохо». Это составляет основу побуждений и мотивов индивида к самосовер­шенствованию: самовоспитанию, самообразованию, саморазви­тию, самосозерцанию, самоуглублению.

Самовоспитание специалиста в области физической культу­ры - тренера высшей квалификации - отражает специфику пе­дагогической деятельности. Тот, кто серьезно готовит себя к этой специальности, должен не только сам уметь воспитывать себя, но и владеть методикой руководства самовоспитанием, то есть уметь готовить спортсмена к самовоспитанию, прививать ему на­выки и умения самостоятельной работы над собой. Методы и средства по руководству самовоспитанием спортсменов стано­вятся эффективными, если обеспечены следующие условия:

1. Высокое качество преподавания спортивно-практических дисциплин в академии физической культуры. Студенты академии являются, как правило, мастерами спорта. За их плечами многолетний опыт выступлений в большом спорте. Если содержание учебной программы по «Теории и практике вида спорта» ока­жется ретроспективным, то предмет не вызовет заинтересован­ности в его освоении, а учеба будет носить формальный харак­тер. В этом случае преподаватель вуза, ограниченный рамками программы, не сможет пробудить у студента личную инициати­ву, учебную требовательность к себе, активность поиска, само­стоятельность, творчество - все то, без чего немыслима работа по самосовершенствованию. Высокое качество преподавания в то же время зависит от личности преподавателя (тренера), кото­рый должен быть принят студентами как непременный автори­тет передовой теоретической мысли и практического действия. Сама личность такого преподавателя станет побудителем в стрем­лении студентов к самовоспитанию.

2. Осознание студенческими коллективами академии физиче­ской культуры необходимости в постоянном самосовершенство­вании. Учебный студенческий коллектив - мощный инструмент вузовского воспитания (самовоспитания). При правильной пос­тановке дела в учебной группе студент получает все необходи­мое для всестороннего развития. Отношения между студентом и учебной группой по вопросам теории и практики самовоспита­ния должны быть согласованы, взаимосвязаны. Признаком спло­ченного студенческого коллектива является совпадение взгля­дов его членов по важным моментам самовоспитания. Напри­мер, общность ориентировки на определенный эталон поведе­ния и деятельности тренера - идеального исполнителя данной социальной роли. Роль учебного коллектива в самовоспитании его членов повышается, если есть актив, способный к нефор­мальному лидерству по руководству учебным процессом (плани­рование, контроль, коллективное обсуждение проблем, оценка результатов и корригирование недостатков). Для успешного ру­ководства процессом самовоспитания в учебной группе также необходимо, чтобы студенты осознали (независимо от уровня спортивного мастерства и вида спорта), что профессия тренера требует качественно более глубоких знаний и иных навыков и умений, нежели те, которые были получены ими через практику спорта.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский считал, что чело­век по-настоящему воспитывается тогда, когда он воспитывает другого человека; чувства собственного достоинства, чести, гор­дости пробуждаются в человеке при том условии, когда он вкла­дывает частицу своих духовных сил в другого человека, стремится сделать его лучше, видит в нем, как в зеркале, себя - свои нрав­ственные черты, творческие способности, мастерство.

Практическая тренерская работа у студентов академии физи­ческой культуры должна начинаться с первого курса. У студен­тов, которые ранее были в качестве спортсменов, появляется возможность на практике проверить теоретические знания, со­поставить результаты собственной практической деятельности с работой передовых тренеров. Это помогает осознать новые тре­бования и условия, что придает работе по самовоспитанию ак­тивный и организованный характер.

В методике руководства самовоспитанием можно условно выделить три основные части работы:

  • организационная;
  • информационная;
  • контрольно-исполнительская.

Организационная часть работы по руководству самовоспита­нием предполагает создание условий для комплексного осуще­ствления специальных мероприятий, направленных на обеспече­ние работы по совершенствованию своей личности. Если в ака­демии физической культуры практическая работа студентов в качестве тренеров не является обязательной и условия ее прове­дения не обеспечены организационно и материально, то об эф­фективности процесса самовоспитания говорить не приходится.

Информационная часть работы предполагает вооружение студентов знаниями, навыками и умениями по вопросам само­воспитания. Они изучают требования к тренеру и спортивно-пе­дагогическому процессу, учатся методам и приемам познавания личности и самооценки, работают над литературой по теории и методике самовоспитания. Все это становится побудителем к ак­тивной творческой деятельности по самовоспитанию, приобре­тая свойство устойчивого мотива.

Контрольно-исполнительская часть работы предполагает оценку и корригирование практики самовоспитания. С целью объективизации оценки процесса самосовершенствования ин­формация должна поступать по трем каналам: оценка результа­та деятельности руководством, товарищами по учебе, самооцен­ка. Сопоставление непосредственных и опосредованных данных позволяет правильно оценить успехи и устранить диспропорцию между результатами достижения и действительностью.

Таковы самые общие положения, отражающие состояние пе­дагогических проблем спорта, центральной из которых является подготовка будущего тренера-преподавателя, который, по об­разному сравнению профессора А. В. Барабанщикова, должен быть в одном лице «и автором-сценаристом, и режиссером-пос­тановщиком, и актером», а главное, стойким бойцом на поприще внедрения спорта в повседневный быт населения.

Педагогика физической культуры и спорта, курс лекций, учебное пособие, Ямалетдинова Г.А., 2014.

В учебном пособии раскрывается сущность и специфика педагогических категорий обучения, воспитания, образования, показаны теоретические основы системы самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов университетов в сфере физической культуры и спорта.
Адресовано студентам институтов, факультетов физического воспитания педагогических вузов и университетов, а также аспирантам, преподавателям, тренерам, слушателям курсов повышения квалификации в сфере физической культуры.

1.2. Задачи педагогической науки.
Прежде всего, хотелось бы предостеречь слушателей от смешения научных и практических задач в области образования, воспитания и управления педагогическими системами. Основное отличие состоит в том, что задача науки - проводить исследования, а практическая задача школы и высших учебных заведений - осуществлять воспитание, обучение и образование учащихся и студентов.
Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.
Прежде всего обозначим постоянные задачи педагогической науки.
Вскрытие закономерностей в воспитании, образовании, обучении, управлении образовательными и воспитательными системами. Это важнейшая постоянная задача. Закономерности в педагогике трактуются как связи между намеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.
Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять образовательной политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, управлением образовательными системами.

Введение.
Лекция 1. Педагогика как наука и практика.
Лекция 2. Сущность образования как педагогической категории.
Лекция 3. Теория обучающей деятельности как дидактическая основа.
Лекция 4. Профессионально-педагогическая деятельность спортивного педагога.
Лекция 5. Методы и средства педагогической деятельности спортивного педагога.
Лекция 6. Формы организации педагогического процесса.
Лекция 7. Система воспитательной деятельности спортивного педагога.
Лекция 8. Педагогическое мастерство спортивного педагога.
Лекция 9. Педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта.
Лекция 10. Педагогические инновации в сфере физической культуры и спорта.
Лекция 11. Диагностика готовности специалиста в области физической культуры и спорта.
Лекция 12. Педагогическое творчество, факторы продуктивной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Лекция 13. Самоуправление учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры: теория и технологии.
Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки к экзамену.
Глоссарий.
Список использованной литературы.
Список рекомендуемой литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Педагогика физической культуры и спорта, курс лекций, учебное пособие, Ямалетдинова Г.А., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Система профессионального образования в области физической культуры и спорта, учебно методическое пособие для магистрантов, Скутин А.В., 2014
  • Преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС второго поколения и 3 часа физической культуры, Назаркина Н.И., Николаичева И.М., 2014
  • Физическое воспитание, Учебное пособие для учащихся 3 класса школ общего среднего образования, Махкамджанов К., Ходжаев Ф., 2016
  • Физическое воспитание, Учебное пособие для учащихся 2 класса школ общего среднего образования, Махкамджанов К., Ходжаев Ф., 2018

Педагогика физической культуры – это развивающаяся наука, содержание которой находится в состоянии поиска и становления.

Основы научного подхода к физической культуре в России заложил Петр Францевич Лесгафт, который разработал теорию физического образования. В 40-е годы 20 века в условиях развивающихся институтов физической культуры была достаточно широко обоснована теория и методика физической культуры. ТиМФК успешно решала вопросы спортивной подготовки, но не обеспечивала раскрытия всех потенциальных возможностей воспитания средствами физических упражнений и спорта. Поэтому возникла потребность одновременно с этой наукой разрабатывать вопросы воспитания через спорт с целью полноценной социализации человека в послеспортивный период его жизни, что привело к формированию отдельного научного знания – педагогики ФКиС.

Педагогика физической культуры – это наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания (образования и обучения) при занятиях физическими упражнениями и спортом и управление этим процессом.

Предметом педагогикиФК является изучение содержания, закономерностей, механизмов и специфики педагогического процесса по формированию личности в условиях занятий физическими упражнениями и спортивной деятельностью.

Объектом служит сама спортивная деятельность и человек, занимающийся ею, его обучение, развитие и достижение высоких личных спортивных результатов.

Педагогика ФКиС является профессиональной ветвью общей педагогики, связь с которой детерминируется тем, что все структурные и содержательные компоненты общей педагогики должны содержаться в ней в модифицированном виде.

Задачи педагогики ФКиС как науки:

1. Выявление места и закономерных связей физической культуры и спорта с общим процессом воспитания в обществе.

2. Разработка методов научного исследования в физической культуре и спорте.

3. Изучение, разработка и внедрение данных смежных наук для разного уровня занятий физической культурой и спортом.

4. Изучение и обобщение опыта работы ведущих специалистов, учителей ФК и тренеров с целью обогащения педагогики ФК нахождением новых, более эффективных путей достижения спортивных и воспитательных результатов.

5. Разработка оптимального соотношения в развитии направленности личности спортсмена (с одной стороны, честолюбивое стремление к победе и, с другой стороны, взаимопомощь, сотрудничество и сопереживание взаимных успехов).

6. Нахождение оптимального соотношения между требованиями гармоничного развития тела спортсмена и необходимостью некоторого отступления от этого требования для достижения результата.

7. Внедрение положений педагогики ФКиС в практику учебно-воспитательного процесса в конкретных видах спорта и для каждого из заданных уровней спортивного мастерства.

8. Определение содержания и методики подготовки специалистов в вузах физической культуры.

Основными понятиями педагогики ФК являются – обучение, воспитание, развитие, образование.

Образование предполагает реализацию системы специально организованных педагогических процессов - воспитание, обучение и развитие.

Воспитание - целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности. В педагогике понятие «воспита­ние» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание - это пе­редача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор­мы - словом, все созданное в процессе исторического разви­тия общества. Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт исполь­зовался и приумножался последующими. Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда до­стигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует об­щество. Именно поэтому воспитание - это общая и вечная ка­тегория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие об­щественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил обще­ства. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания. Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, фор­мы и организация воспитания. Поэтому воспитание имеет конкретно-историчес­кий характер.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содер­жание и формы. Когда хорошее воспитание становится доро­гим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.



Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием - передачей накопленного опыта - занимаются не только про­фессиональные педагоги в специально созданных учебно-вос­питательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литерату­ра, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

В узком социальном смысле под воспитанием понима­ется направленное воздействие на человека со стороны общест­венных институтов с целью формирования у него определен­ных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

При таком понимании воспитания возникает ряд непро­стых вопросов: какой из общественных институтов более дру­гих ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспита­ния, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возмож­ности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при на­личии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, спо­собным деформировать общую цель воспитания. Координато­рами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, уп­равляемые высококвалифицированными педагогами.

В широком педагогическом смысле воспитание - это взаимодействие в педагогическом процессе, направленное на становление у субъекта образования (ученика) системы убеждений, нравственных норм и качеств личности,осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, напри­мер, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Физическое воспитание – выработка у человека черт характера посредством физических упражнений (по П.Ф. Лесгафту). Физическое воспитание – специально организованный процесс (целенаправленный, планомерный и систематически осуществляемый) развития физических (двигательных) качеств, освоения двигательных умений и навыков, знаний из области физической культуры, обеспечивающих человеку возможность поддержания полноценного физического состояния на протяжении всей его жизни.

Следующая основная категория педагогики -обучение.Обучение – совместная деятельность или система действий педагога и ученика, направленная на усвоение субъектом избранных преподавателем элементов объективизированного опыта.

Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоз­зрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот­ветствии с поставленными целями. В ходе обучения педагог должен не просто излагать содержание знаний по предмету, а суметь вызвать интерес к познанию, научить обучаемых осуществлять самостоятельный творческий поиск в избранной области. Самые прочные знания те, которые добываются самостоятельно.

Основу обучения составля­ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со­держания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усво­ения. Знания - это отражение человеком объективной дей­ствительности в форме фактов, представлений, понятий и за­конов науки. Они представляют собой коллективный опыт че­ловечества, результат познания объективной действительно­сти. Умения - готовность сознательно и самостоятельно вы­полнять практические и теоретические действия на основе ус­военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие ми­ровоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитыва­ющий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обу­чая - воспитываем, воспитывая - обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично пересекаются.

Развитие – количественные и качественные изменения, происходящие в организме человека на протяжении его жизни, совершенствование его умственных и физических возможностей, новых способностей и психических структур, позволяющие осуществлять новые формы активности. Развитие личности - сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования состав­ных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психи­ческое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Специалисты, владеющие технологией этих педагогических процессов профессионально и осуществляющие образование в соответствии с критериями результативности, являются педагогами.

Образование – процесс и результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представле­ний об изучаемых предметах. Образование - это объем систе­матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле­ния, которыми овладел обучаемый. На их основе формируется мировоззрение, нравственные качества личности, творческие способности.

Образованным принято называть человека, который овла­дел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостаю­щие звенья в системе знаний с помощью логических рассужде­ний. Вовсе не каждого, окончившего школу или даже университет, можно считать об­разованным. Также нельзя считать необразованным того, кто не получил высшее образование.

В учебнике представлены методология и методика формирования профессионального мышления в деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта на основе теории развивающего обучения В.В.Давыдова и методологии проектирования Г.П.Щедровицкого.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен студентам педколледжей физкультурного профиля, училищ олимпийского резерва и факультетов физической культуры педвузов, преподавателям, тренерам, спортсменам, слушателям факультетов и институтов повышения квалификации в области физической культуры и спорта.

Издательство: Академия, Серия: Высшее профессиональное образование, 2010 г.

ISBN 978-5-7695-6399-7

Количество страниц: 336.

Содержание книги «Педагогика физической культуры и спорта»:

  • 3 Введение
  • 8 РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 8 Глава 1. История становления общей и спортивной педагогики
      • 8 1.1. Возникновение и становление педагогики как искусства воспитания и обучения детей в первобытном обществе и древних государствах
      • 13 1.2. Развитие педагогической мысли в Средние века
      • 16 1.3. Развитие и становление педагогической теории в России
      • 23 1.4. Основные тенденции развития педагогики спорта за рубежом
      • 29 1.5. Задачи педагогики спорта как отрасли педагогической науки в связи с проблемой социализации
    • 33 Глава 2. Общеметодологические интегративные функции развивающей педагогики физической культуры и спорта
      • 33 2.1 Педагогика спорта как метапредмет
      • 39 2.2. Педагогическая технология: сущность и эволюция понятия
      • 49 2.3. Система подготовки в спорте как объект проектирования и предмет исследования
    • 57 Глава 3. Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности специалистов в области физической культуры и спорта
      • 57 3.1. Современные концепции профессиональной компетентности специалистов в психологии и педагогике
      • 62 3.2. Характеристики основных компонентов компетентности
      • 66 3.3. Уровни сформированности компетентности специалистов
      • 68 3.4. Профессиональная компетентность специалиста в области спорта
  • 75 РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 75 Глава 4. Теоретические и методологические основания функционирования профессионального образования
      • 75 4.1. Философско-методологические и исторические аспекты образования
      • 83 4.2. Философско-педагогические аспекты образования
      • 92 4.3. Социокультурные аспекты образования
    • 97 Глава 5. Комплексный анализ теории и практики современной системы профессионального образования
      • 97 5.1. Нормативно-правовые акты регулирования дополнительного профессионального образования
      • 106 5.2. Профессиональное образование в современных условиях
      • 121 5.3. Концепция дополнительного профессионального образования. Современные аспекты профессионального образования
  • 131 РАЗДЕЛ III. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
    • 131 Глава 6. Воображение, фантазия и импровизация в творческой деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта
      • 132 6.1. Понятие воображения как системообразующего компонента процесса творчества
      • 138 6.2. Особенности фантазии и ее отличие от воображения
      • 142 6.3. Импровизация как компонент творческой деятельности
    • 153 Глава 7. Рефлексивная культура спортивного педагога
      • 153 7.1. Современные полипредметные представления о категории «рефлексия»
      • 159 7.2. Сущность и структура рефлексивной культуры спортивного педагога
    • 180 Глава 8. Педагогическое обоснование компьютерной учебной деятельности в высших учебных заведениях физкультурного профиля
      • 181 8.1 Эволюция проблемы преподавания теоретических дисциплин и ее современное состояние
      • 182 8.2. Роль и значение компьютерной учебной деятельности в преподавании теоретических дисциплин
      • 185 8.3. Особенности применения компьютерных методов обучения в институте физической культуры и спорта
    • 192 Глава 9. Мотивационная и личностная предрасположенность к освоению больших объемов научно-учебной информации
      • 192 9.1. Интеллектуальные и информационные способности человека
      • 203 9.2. Развитие способностей к переработке и освоению больших объемов информации
      • 204 9.3. Переработка и анализ информации в экстремальной деятельности
  • 208 РАЗДЕЛ IV. СПОРТ КАК СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
    • 208 Глава 10. Спорт как специфическая среда жизнедеятельности и формирования личности
      • 208 ЮЛ. Структура, содержание и развивающие возможности спорта
        • 214 10.2. Психолого-педагогические принципы формирования личности в спорте
        • 219 10.3. Методы, средства и формы воспитания личности в спорте
        • 223 10.4. Коллектив, его воспитательные возможности. Особенности управления коллективом в детско-юношеском спорте
    • 228 Глава 11. Учет возрастных особенностей ребенка при обучении двигательным действиям
      • 229 11.1. Характеристика особенностей развития детей 1 — 3 лет
        • 231 11.2.Характеристика развития детей 3 — 6 лет
      • 233 11.3. Характеристика развития детей 6 — 10 лет
        • 235 11.4.Характеристика развития детей 10 — 15 лет
        • 237 11.5.Характеристика развития детей 15 — 18 лет
  • 240 РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
    • 240 Глава 12. Организация, руководство и управление образовательными учреждениями в сфере физической культуры, спорта и туризма
      • 240 12.1. Современные условия развития образовательных учреждений
      • 241 12.2. Категория «организация», ее функции в современной теории управления педагогическими системами
      • 244 12.3. Категория «руководство» в современной теории управления педагогическими системами
      • 245 12.4. Категория «управление организацией» в современной теории управления социальными системами
        • 247 12.5.Тенденции развития стратегического видения в современной теории управления социальными системами
    • 256 Глава 13. Теоретико-методологические основы разработки стратегии образовательного учреждения в сфере физической культуры, спорта и туризма
      • 256 13.1. Принципы разработки стратегии и управления образовательными учреждениями
      • 263 13.2. Критерии стратегии организационной модели образовательного учреждения
    • 278 Глава 14. Организационно-методические и психолого-педагогические условия управления миграционными процессами в спорте
      • 278 14.1. Проблема миграции в спорте в свете национальной безопасности страны
        • 285 14.2.Методология управления миграционными процессами в спорте
        • 294 14.3.Реализация комплекса организационно-педагогических условий в опытно-экспериментальной работе по управлению миграционными процессами в спорте
  • 308 Приложения

Текущая страница: 1 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Шрифт:

100% +

Н. М. Костихина, О. Ю. Гаврикова
Педагогика физической культуры и спорта. Учебник

Введение

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Это обстоятельство также предъявляет новые требования к структуре и содержанию высшего образования в сфере подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Развитие общества требует новой системы высшего образования – «инновационного обучения», которое сформировало бы у студентов способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Необходимо отметить положительные стороны российской высшей школы и на их основе строить дальнейшее преобразование. Российская высшая школа способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки; по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире; отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам; ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Однако реформирование высшей школы в нашей стране – острая необходимость. Происходящие в обществе изменения все более раскрывают недостатки отечественного высшего образования, в том числе и в области физкультурного.

В XXI в. ответственность каждого специалиста за судьбы общества, за судьбы всего человечества настолько возрастает, что встает задача формирования социального, общечеловеческого, общефилософского, экзистенциального подхода к решению любой теоретической или практической педагогической проблемы в области физической культуры и спорта.

Чтобы формировать такого гармоничного специалиста с системным и даже глобально цивилизованным педагогическим мышлением, нужно, чтобы и сами педагоги спортивных вузов преодолевали свой узкопрофессиональный взгляд на задачи обучения и роль своей учебной дисциплины. Необходимо, чтобы сами преподаватели обладали комплексным гуманитарным психолого-педагогическим базисом научных представлений, в результате чего даже при преподавании узких дисциплин спортивного цикла эрудиция и системность мышления преподавателя позволят давать студентам комплексно синтезированную научную информацию, формировать всесторонне развитую личность человека XXI в.

Необходимо подчеркнуть, что правительством России предпринимаются немалые усилия, направленные на успешное реформирование высшей школы. В частности, главное внимание уделяется перестройке системы управления высшим образованием, а именно:

Широкому развитию форм самоуправления;

Прямому участию вузов в выработке и реализации государственной образовательной политики;

Предоставлению вузам более широких прав во всех сферах их деятельности;

Расширению академических свобод преподавателей и студентов.

Итак, основные задачи реформирования системы вузовского образования сводятся к решению проблемы как содержательного, так и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России.

Очевидно, что проблема долговременного развития высшего образования не может быть решена только за счет реформ организационно-управленческого и содержательного характера.

Цель данной дисциплины – формирование у будущих специалистов знаний о целях, задачах, содержании и технологии обучения и воспитания в сфере физической культуры и спорта, а также побуждение к самовоспитанию профессиональных качеств и способностей, обеспечивающих вдумчивый и гибкий подход к организации и управлению учебно-тренировочной и воспитательной работой со школьниками и спортсменами. Все это говорит о необходимости подготовки профессиональных компетентных специалистов, которые будут способны на основе сформированных компетенций разрабатывать проекты расширения любой проблемной ситуации обучения и воспитания в своей физкультурно-спортивной деятельности.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Тема 1. Педагогические процессы в сфере физической культуры и спорта

1. Педагогика физической культуры и спорта.

2. Объект и предмет научного изучения педагогики физической культуры и спорта.

3. Система педагогических наук.

4. Связь педагогики с другими науками.

1. Педагогика физической культуры и спорта

В современных условиях физкультурное движение стало многофункциональным общественным явлением, оказывающим существенное влияние на развитие личности человека. Каждый тренер должен обладать теоретической и практической готовностью к решению задач обучения, воспитания и развития спортсменов. Спортсмен, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют тренеров, педагогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях. Решение сложных воспитательных задач в физической культуре и спорте невозможно без глубокого понимания и знания педагогики.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем появилась необходимость обобщения накопленных эмпирических знаний, что привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, вычленила наиболее существенные отношения, определила ведущие принципы и закономерности обучения и воспитания.

Понимание педагогики как науки о воспитании и обучении детей сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Однако в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика» (от греч. «андрос» – мужчина и «аго» – вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» – человек и «аго» – вести).

Особое место педагогика занимает в области физической культуры и спорта. Возникновение педагогики физической культуры и спорта вызвано объективными потребностями современности. Спорт – особая педагогическая система, и вместе с тем – часть широкой педагогической системы общества, включающей обучение и воспитание в семье, школе, сфере профессиональной подготовки.

В современных условиях главной задачей педагогики спорта становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека. Ее функция – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков, тренеров профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно– воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

2. Объект и предмет научного изучения педагогики физической культуры и спорта

Специфика целей и задач формирования личности в процессе занятий физической культурой и спортом требует широкого спектра знаний и умений из области педагогики.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, – словом, все созданное в процессе исторического развития общества.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – это общая и вечная категория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания. Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Поэтому воспитание имеет конкретно– исторический характер.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.

Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием – передачей накопленного опыта – занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Следующая основная категория педагогики – обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Вовсе не каждого, окончившего школу или даже университет, можно считать образованным. Также нельзя считать необразованным того, кто не получил высшее образование.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки. Объем и направленность общего образования регулируются государством, во многих развитых странах общее (оно же среднее) образование обязательно.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности, формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия – развитие . Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как «самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие», «педагогический процесс», «продукты педагогической деятельности», «социальное формирование» и др. Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории, будем рассматривать их смысл в контексте изучения специальных вопросов.

Соотношение между выделенными педагогическими категориями довольно сложное. Воспитание, как мы уже установили, есть категория общая и вечная. Означает ли это, что существует воспитание, годное для всех времен и народов? Естественно, нет. Но вместе с тем каждая новая социально-экономическая формация возникает на обломках старой; есть историческая преемственность достигнутого уровня культуры. Это означает, что существуют и некоторые общие признаки воспитания, которые характерны для всех социально-экономических формаций и проявляются на всем протяжении его исторического развития.

3. Система педагогических наук

Педагогика – обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Фундамент педагогики – философия , и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия воспитания – это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Одна из задач философии воспитания состоит в том, чтобы определить критерий и разработать принципы, позволяющие выявить суть предмета и методов воспитания.

Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики . Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки: понимая прошлое – заглядываем в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованными прогностические предложения, устремленные в будущее.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

Общие основы;

Дидактику (теория обучения);

Теорию воспитания;

Школоведение.

Названные разделы в последние десятилетия настолько разрослись, что стали большими самостоятельными отраслями знаний.

Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания подрастающего человека и взрослого человека, отражает специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика, как она сложилась к настоящему времени, охватывает всю систему образования.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, быстро прогрессирует педагогика высшей школы . Ее предмет – закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Кроме этого выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др. Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика , слепых – тифлопедагогика , умственно отсталых – олигофренопедагогика .

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог. Среди всех учебных предметов особое место занимает «Физическая культура», которая призвана не только обогащать учащихся знаниями и умениями, но и формировать здоровый образ жизни.

Понравилась статья? Поделитесь ей