Контакты

Дроби. Вычитание десятичных дробей

На этом уроке вы вспомните всё, на что должен опираться ученик 5 класса при вычислениях сложения и вычитания, а потом научитесь складывать и вычитать десятичные дроби

Правило Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями: чтобы сложить (вычесть) дроби с одинаковыми знаменателями, нужно выполнить это действие только с их числителями, а знаменатель оставить прежним

Во-вторых), необходимо знать Принцип Сложение и вычитание многозначных натуральных чисел: Складывать и вычитать натуральные числа нужно поразрядно.

В-третьих), Вспомним правило «дописывания нулей»: к любой десятичной дроби справа, после запятой, можно дописать (или отбросить) любое количество нулей, и значение дроби от этого не изменится.

Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями: чтобы сложить (вычесть) дроби с одинаковыми знаменателями, нужно выполнить это действие только с их числителями, а знаменатель оставить прежним

Итак, начнем. Вспомним, что десятичные дроби называются десятичными потому, что в записи этих дробей каждая цифра обозначает число, которое в 10 раз меньше, чем обозначенное предыдущей цифрой, и в 10 раз больше, чем то, что обозначено последующей. То есть запись – десятичная.

45,1 + 22,4 ; этот пример можно решить устно, отдельно выполнив действия с целой и дробной частями. Получим 67 – в целой части и 5 десятых в дробной. 63,57 – 32,41 ; … = 31,16.

Как и при сложении (вычитании)натуральных чисел, в действиях с десятичными дробями возможен переход через десяток. Например, 55,8+22,3 ; в этом примере при сложении десятых получится число 11, но записать «11 десятых» невозможно. Зато мы знаем, что 10 десятых образуют 1 целую, поэтому число целых единиц увеличится на 1 за счет переполнения в меньшем разряде. Эта аналогия с натуральными числами позволяет складывать и вычитать числа столбиком: 7,5 – 3,8; 85,46 – 81,97 ;10,4 + 246,6. Все числа должны быть записаны так. Чтобы запятая была под запятой.

Теперь я предлагаю тебе группу примеров, решив которые ты сможешь хорошо усвоить и закрепить показанный прием.

Рассмотрим еще такие примеры: 734,6+12,34; 0,68 – 0,5; 1,234 + 0,4. Читая каждый пример, были названы разные знаменатели в компонентах сложения и вычитания. А как же выполнить сложение чисел с разными знаменателями? Сложению и вычитанию дробей с разными знаменателями ты, безусловно, научишься, но немного позже, а тут мы поступим по-другому. Воспользуемся правилом дописывания нулей. Допишем их в тех числах, где цифр после запятой меньше. Наша цель – уравнять число знаков после запятой в обоих числах. Тогда получим: 734,60+12,34; 0,68 – 0,50; 1,234+0,400. А эти примеры уже ничем не отличаются от предложенных раньше тренировочных. Правило дописывания нулей помогает и в случае, когда вычитают из целого числа десятичную дробь: 8 – 3,65 = … И я предлагаю тебе решить еще одну группу примеров.

Не удивляйся, если при сложении и вычитании десятичных дробей изменится их разрядный состав, то есть исчезнут некоторые разряды. Или, если одно из слагаемых – дробное число, а другое – целое. И вот еще несколько примеров.

Тебе знакомы законы сложения натуральных чисел: переместительный и сочетательный. Эти законы действуют при сложении любых чисел, в том числе и дробных. Законы эти позволяют переставлять слагаемые в сумме, или складывать числа любыми удобными группами. Применение этих законов позволяет упростить как письменные, так и устные вычисления.

Во всех этих примерах требовалось найти такие 2 слагаемых, сумма которых равна целому числу. Теперь выполни еще несколько похожих упражнений.

Подведем итог урока. Сложение и вычитание десятичных дробей выполняют поразрядно, как и в случае натуральных чисел. Если в одном из чисел разрядов не хватает, то вместо недостающих разрядных цифр нужно дописать нули. Чтобы научиться выполнять действия с этими числами, необходимо выполнить большое количество тренировочных упражнений.

Решение задач из задачника Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбурд за 5 класс на тему:

  • § 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей:
    32. Сложение и вычитание десятичных дробей
  • 1211 На пальто израсходовали 3,2 м ткани, а на костюм 2,63 м. Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе? Решите задачу сложением десятичных дробей и путем перехода к сантиметрам.
    РЕШЕНИЕ

    1212 Масса автомобиля Нива 11,5 ц, а масса автомобиля Волга 14,2 ц. На сколько масса Волги больше массы Нивы? Решите задачу с помощью десятичных дробей и переводом данных в килограммы.
    РЕШЕНИЕ

    1213 Выполните сложение: а) 0,769 + 42,389; б) 5,8 + 22,191; в) 95,381 + 3,219; г) 8,9021 + 0,68; д) 2,7 + 1,35 + 0,8; е) 13,75 + 8,2 + 0,115.
    РЕШЕНИЕ

    1214 Выполните вычитание: а) 9,4 - 7,3; б) 16,78 - 5,48; в) 7,79 - 3,79; г) 11,1 - 2,8; д) 88,252 - 4,69; е) 6,6 - 5,99.
    РЕШЕНИЕ

    1215 С одного участка собрали 95,37 т зерна, а с другого на 16,8 т больше. Сколько тонн зерна собрали с двух участков?
    РЕШЕНИЕ

    1216 Один тракторист вспахал 13,8 га земли, что оказалось на 4,7 га меньше, чем вспахал второй тракторист. Сколько гектаров земли вспахали оба тракториста вместе?
    РЕШЕНИЕ

    1217 От куска провода длиной 30 м отрезали 4,75 м. Сколько метров провода осталось в куске?
    РЕШЕНИЕ

    1218 Груз, поднимаемый вертолетом, легче вертолета на 4,72 т. Какова масса вертолета вместе с грузом, если масса груза 1,24 т?
    РЕШЕНИЕ

    1219 Выполните действие: а) 7,8 + 6,9; б) 129 + 9,72;в) 8,1 - 5,46; ж) 0,02 - 0,0156; г) 96,3 - 0,081; д) 24,2 + 0,867; е) 830 - 0,0097; з) 0,003 - 0,00089; и) 1 - 0,999; к) 425 - 2,647; л) 83 - 82,877; м) 37,2 - 0,03
    РЕШЕНИЕ

    1220 Собственная скорость катера (в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
    РЕШЕНИЕ

    1221 Скорость теплохода по течению равна 37,6 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения, если скорость течения реки 3,9 км/ч.
    РЕШЕНИЕ

    1222 Скорость велосипедиста 15 км/ч, а скорость пешехода на 9,7 км/ч меньше. На сколько уменьшится расстояние между ними за 1 ч, если они движутся навстречу друг другу? На сколько увеличивается расстояние между ними за 1 ч, если они движутся из одной точки в противоположные стороны?
    РЕШЕНИЕ

    1223 Расстояние между городами 156 км. Из них навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Один проезжает в час 13,6 км, а второй 10,4 км. Через сколько часов они встретятся?
    РЕШЕНИЕ

    1224 Веревку разрезали на пять кусков. Первый кусок больше второго на 4,2 м, но меньше третьего на 2,3 м. Четвертый кусок больше пятого на 3,7 м, но меньше третьего на 1,3 м. Какова длина веревки, если длина четвертого куска 7,8 м?
    РЕШЕНИЕ

    1225 Найдите периметр треугольника ABC, если AB = 2,8 см, BC больше AB на 0,8 см, но меньше AC на 1,1 см.
    РЕШЕНИЕ

    1226 Используя буквы x и у, запишите переместительное свойство сложения и проверьте его, если x = 7,3, а у = 29. Используя буквы a, b и c, запишите сочетательное свойство сложения и проверьте его при a = 2,3; b = 4,2 и c = 3,7.
    РЕШЕНИЕ

    1227 Используя буквы a, b и c, запишите свойство вычитания числа из суммы и свойство вычитания суммы из числа. Проверьте эти свойствапри a = 13,2; b = 4,8 и c = 2,7.
    РЕШЕНИЕ

    1228 Используя свойства сложения и вычитания, вычислите самым удобным способом значение выражения: а) 2,31 + (7,65 + 8,69); б) 0,387 + (0,613 + 3,142); в) (7,891 + 3,9) + (6,1 + 2,109); г) 14,537 - (2,237 + 5,9); д) (24,302 + 17,879) - 1,302; е) (25,243 + 17,77) - 2,77.
    РЕШЕНИЕ

    1229 Выполните действия: а) 9,83 - 1,76 - 3,28 + 0,11; б) 12,371 - 8,93 + 1,212; в) 14,87 - (5,82 - 3,27); г) 14 - (3,96 + 7,85)
    РЕШЕНИЕ

    1230 Сколько единиц в каждом разряде числа: 32,547; 2,6034?
    РЕШЕНИЕ

    1231 Разложите по разрядам число: а) 24,578; б) 0,520001
    РЕШЕНИЕ

    1232 Запишите десятичную дробь, в которой: а) 15 целых, 3 десятых, 7 сотых и 9 тысячных; б) 0 целых, 3 десятых, 0 сотых и 4 тысячных.
    РЕШЕНИЕ

    1233 Выразите длину отрезка AB = 5 м 7 дм 6 см 2 мм: а) в метрах; в) в сантиметрах; б) в дециметрах; г) в миллиметрах. Выразите длину отрезка СМ в метрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах, если СМ = 4,573 м.
    РЕШЕНИЕ

    1234 Отметьте на координатном луче точки с координатами: 0,46; 0,8; 1,25; 0,36; 0,77; 1,47. Единичный отрезок равен 1 дм.
    РЕШЕНИЕ

    1235 Найдите координаты точек A, B, C, D и К (рис. 146).
    РЕШЕНИЕ

    1236 Зная, что 11,87 - 7,39 = 4,48, найдите значение выражения или решите уравнение: а) 7,39 + 4,48; б) 11,87 - 4,48; в) х- 7,39 = 4,48; г) 7,39 + у = 11,87; д) 4,48 + z = 11,87; е) 11,87 - р = 7,39.
    РЕШЕНИЕ

    1237 Прочитайте показания термометров (рис. 147). Сколько градусов будет показывать каждый из них, если его столбик: а) поднимется на 4 малых деления; на 2 больших деления; на 0,5°С; на 1,3°С; б) опустится на 7 малых делений; на одно большое деление; на 0,3°С; на 1,4°С?
    РЕШЕНИЕ

    1238 Решите уравнение: а) z + 3,8 - 8; б) y - 6,5 12; в) 13,5 - x = 1,8; г) ,15,4 + k = 15,4; д) 2,8 + l+ 3,7 - 12,5 е) (5,6 - r) + 3,8 = 4,4
    РЕШЕНИЕ

    1240 Восстановите цепочку вычислений
    РЕШЕНИЕ

    1241 Назовите какое-либо число, расположенное на координатном луче: а) между числами 0,1 и 0,2; б) между 0,02 и 0,03; в) левее 0,001, но правее 0.
    РЕШЕНИЕ

    1242 Какую часть квадратного метра составляет: а) 1 дм2; б) 1 см2; в) 10 дм2; г) 100 см2?
    РЕШЕНИЕ

    1243 Стороны треугольника 3/7, 4/7, 5/7. Найдите его периметр.
    РЕШЕНИЕ

    1244 Найдите число, если 3/10 его равны: 30; 15; 6.
    РЕШЕНИЕ

    1245 Какая часть периода хоккейного матча сыграна, если с начала матча прошло: 5 мин; 10 мин; 15 мин; 1 мин 20 c; 20 с? (Период продолжается 20 мин.)
    РЕШЕНИЕ

    1246 Сколько Буратино заплатил за арбуз, который стоил 20 сольдо и еще пол-арбуза?
    РЕШЕНИЕ

    1247 Сравните числа: а) 12,567 и 125,67; б) 7,399 и 7,4.
    РЕШЕНИЕ

    1248 Между какими двумя соседними натуральными числами находится число: а) 5,1; б)6,32; в) 9,999; г) 25,257
    РЕШЕНИЕ

    1249 Расставьте в порядке убывания числа: 0,915; 2,314; 0,9078; 2,316; 2,31; 10,45.
    РЕШЕНИЕ

    1250 Расставьте в порядке возрастания величины: 8,09 км; 8165,3 м; 8 154 257 мм; 815 376 см.
    РЕШЕНИЕ

    1252 Выразите: а) в метрах: 17 м 8 см; 8 м 17 см; 4 см; 15 дм; б) в тоннах: 3 т 8 ц 67 кг; 1244 кг; 710 кг.
    РЕШЕНИЕ

    1253 Решите задачу: 1) На машину погрузили 7 одинаковых мешков с мукой и 12 одинаковых мешков с крупой. Масса мешка с мукой в 2 раза больше массы мешка с крупой. Найдите массу мешка с мукой и мешка с крупой, если всего на машину погрузили 780 кг. 2) Масса индюка меньше массы овцы в 3 раза, а масса трех таких овец больше массы пяти индюков на 60 кг. Какова масса одного индюка и какова масса одной овцы?
    РЕШЕНИЕ

    1254 Разгадайте чайнворд, помещенный на форзаце в конце учебника.
    РЕШЕНИЕ

    1255 Выполните сложение: а) 395,486 + 4,58; б) 7,6 + 908,67; в) 0,54 + 24,1789; г) 1,9679 + 269,0121; д) 23,84 + 0,267; е) 0,01237 + 0,0009876.
    РЕШЕНИЕ

    1256 Выполните вычитание: а) 0,59 - 0,27; б) 6,05 - 2,87; в) 3,1 - 0,09; г) 18,01 - 2,9; д) 15 - 1,12; е) 3 - 0,07; ж) 7,45 - 4,45;з) 206,48 - 90,507; и) 0,067 - 0,00389.
    РЕШЕНИЕ

    1257 Одна из сторон треугольника 83,6 см, вторая на 14,8 см длиннее первой, а третья на 8,6 см длиннее второй. Найдите периметр треугольника.
    РЕШЕНИЕ

    1258 Трубу длиной 9,35 м разрезали на две части. Длина одной части 2,89 м. На сколько метров вторая часть длиннее первой?
    РЕШЕНИЕ

    1259 Воздушный шар состоит из оболочки, гондолы для пассажиров и газовой горелки для нагрева воздуха внутри оболочки. Масса гондолы 0,24 т, и она меньше массы оболочки на 0,32 т, но больше массы газовой горелки на 0,15 т. Какова масса воздушного шара?
    РЕШЕНИЕ

    1260 Автомашина в первый час прошла 48,3 км, во второй час на 15,8 км меньше, чем в первый, а в третий час на 24,3 км меньше, чем за первые два часа вместе. Какой путь прошла автомашина за эти три часа?
    РЕШЕНИЕ

    1261 Собственная скорость теплохода 40,5 км/ч, а скорость течения 5,8 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению и против течения.

    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • образовательная:
    • закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения теста с проверкой на уроке.
    • развивающая:
    • развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
    • воспитательная:
    • повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.

    Тип урока: урок закрепления и совершенствования умений и навыков.

    Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация для сопровождения урока медиапродукт Microsoft Office Power Point, раздаточные материалы: тест по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”, индивидуальные карточки с заданиями для сильных и слабых учащихся, набор сигнальных карточек для каждого ученика (красный, зеленый, синий).

    Структура урока:

    1. Организационный момент. Постановка цели – 0,5 мин.
    2. Актуализация опорных знаний. Работа с компьютером. Устный счет. – 5 мин.
    3. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради. Решение задачи – 10 мин.
    4. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради. Решение уравнений – 5 мин.
    5. Физкультминутка – 2 мин.
    6. Закрепление полученных знаний. Работа с компьютером. Задание на свойство сложения и вычитания – 5 мин.
    7. Тест с самопроверкой – 10 мин.
    8. Работа в парах сменного состава – 4 мин.
    9. Домашнее задание – 1 мин.
    10. Итог урока – 2 мин.
    11. Рефлексия – 0,5 мин.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Постановка цели – 0,5 мин.

    Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас заключительный урок по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей” (слайд 1)

    Задача, конечно, не очень простая:
    Играя учить и учиться играя.
    Но если с учёбой сложить развлеченье,
    То праздником станет любое ученье! (слайд 2)

    Цель нашего урока – закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей и вырабатывать умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

    Ведь мы знаем, что математика – это универсальный язык науки и техники и знать её необходимо для изучения таких дисциплин как: физика, химия, экономика, а также многих других наук, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

    II. Актуализация опорных знаний – 5 мин.

    Начнем наш урок с повторения ранее изученного материала. Возьмите в руки сигнальные карточки и оценивайте с их помощью ответы своих одноклассников.

    Дроби десятичные – новые для Вас,
    Лишь совсем недавно, их узнал ваш класс.
    Сразу поприбавилось всем теперь мороки,
    Учим, учим правила, готовимся к уроку.

    Вопросы для повторения:

    Как сравнить десятичные дроби? (слайды 3-5)

    (Десятичные дроби сравнивают поразрядно, начиная со старшего разряда: целую часть с целой, десятые с десятыми, сотые с сотыми и т.д.)

    1,1872 < 1,188

    Выполните сравнение дробей: (слайд 6)

    7,2 > 5,99
    18,04 < 18,4
    0,3 = 0,30
    4,806 < 4,93
    9,404< 9,44
    7,040 = 7,04

    Как складывают и вычитают десятичные дроби? (слайд 7,8)

    Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

    • уравнять
    • в этих дробях количество знаков после запятой;
    • записать
    • их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
    • выполнить
    • сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
    • поставить
    • в ответе запятую под запятой в данных дробях.

    Восстановите запятые: (слайд 9)

    7,39 + 4,48 = 11,87
    4,2 + 2,06 = 6,26
    18,01 + 2,9 = 15,11
    5 – 0,61 = 4,39

    Устный счет: (слайд 10)

    6 ,2 –42,8 = 1,4; 1,4 + 5,6 = 7; 7 – 2,4 = 4,6; 4,6 + 0,16 = 4,76;

    4,76 + 4,94 = 9,7;

    9,7 – 3,49 = 6,21;

    6,21 + 0,07 = 6,28;

    6,28 – 1,28 = 5.

    Сегодня на уроке мы закрепляем навыки сложения и вычитания дес. дробей.

    III. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради – 10 мин.

    (слайд 11)

    Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.

    Решим задачу. Сегодня к нам в школу пришло письмо.

    “Дорогие ученики 6 В класса школы № 37. Пишет Вам Винни-Пух. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста, справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е – Винни-Пух, Ослик Иа и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до

    20 кг была повреждена, и показания на ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому я взвесился, сначала с Пятачком: получилось 22,4 кг; затем с Осликом, получилось 23,5 кг; а затем мы взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Но все равно мы так и не узнали свой вес. Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. Мы слышали, что вы самые лучшие ученики в этой школе среди шестых классов. С большим уважением Винни Пух”.

    Решение: (слайд 12)

    1) 26,7-22,4= 4,3 (кг) – весит Ослик
    2) 26,7-23,5= 3,2 (кг) – весит Пятачок
    3) 22,4-3,2 = 19,2 (кг) – весит Вини Пух

    Ответ: Вини Пух – 19,2 кг, Пятачок – 3,2 кг, Ослик Иа – 4,3 кг.

    IV. Решение уравнений “Составьте слово” – 5 мин.

    (слайд 13)

    Пока я готовила презентацию к уроку, хитрый компьютер перепутал все буквы. Помогите восстановить слово. Для этого нужно решить уравнения и составить слово из перепутанных

    V. Физкультминутка – 2 мин. (

    слайд 14)

    На уроке мы писали,

    Все что знали, отвечали.

    А теперь мы отдохнем

    И опять писать начнем!

    Сбросили напряжение, накопившееся за время решения задачи и уравнений, продолжим работу в тетради.

    VI. Вычислите удобным способом: – 5 мин.

    (слайд 15)
    1. Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить к этому числу первое слагаемое, а затем к полученной сумме прибавить второе слагаемое.Слагаемые в сумме можно как угодно переставлять местами и объединять в группы.
    2. а + в + с = (а + с) + в а + (в + с) = (а + с) + в 0,63 + (2,78+5,37)=(0,63+5,37)+2,78=6+2,78=8,78

      21,49+3,67+13,51=(21,49+13,51)+3,67=35+3,67=38,67

    3. Для того чтобы из числа вычесть сумму можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом из полученной разности вычесть второе слагаемое.
    4. а – (в + с) = а – в – с

      37,42 – (26,42+7,8)=(37,42-26,42)-7,8=11-7,8=3,2

    5. Чтобы из суммы вычесть число можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить второе слагаемое.

    (а + с) – в = (а – в) + с

    (8,64+13,88) – 2,64=(8,64-2,64)+13,88=6+13,88=19,8

    VII. Тест по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей” – 10 мин.

    (слайд 16)

    Теперь проверим наши знания с помощью теста. (Приложение № 1 )

    Тест будет с самопроверкой, поэтому не забудьте записывать в тетради ответы к заданиям. Если при решении у вас появятся вопросы – поднимите руку, и я к вам подойду.

    Некоторые учащиеся получают каточки с индивидуальными заданиями. (Приложение № 2 и Приложение № 3 )

    Ребята 10 минут прошли, сдаем бланки. Самостоятельно проверяем работу. Рядом с каждым заданием ставим знак “+” или “ – ”. (слайд 17)

    Оценим результат(слайд 18).

    Критерии оценки:“5” – 8 заданий;“4” – 7 или 6 заданий;“3” – 5 или 4 задания.

    Покажите с помощью сигнальной карточки, какую оценку вы получили: “5” – красный, “4” – зеленый, “3” – синий.

    Молодцы! Хорошо поработали.

    VIII. Работа в парах. – 4 мин.

    А теперь, ребята, самостоятельно работаем в парах. Выполняем № 1228 (а,в,г,д). (слайд 19). После выполнения номера меняемся тетрадями с соседом и проверяем правильность выполнения, сверяя с ответами на слайде. (слайд 20)

    а) 2,31+ (7,65 + 8,69) = (2,31 + 8,69) + 7,65 = 11+7,65 = 18,65;

    в) (7,891 + 3,9) + (6,1 + 2,109) =(7,891+2,109) + (3,9+6,1) =10+10=20;

    г) 14,537 – (2,237 + 5,9) = (14,537 – 2,237) – 5,9 = 6,4;

    д) (24,302 + 17,879) – 1,302 = (24,302 – 1,302) + 17,879 =40,879

    IX. Домашнее задание – 1 мин.

    (слайд 21)

    Откройте дневники и запишите задание на дом.

    № 1263 (а,б), № 1262 – примеры и задача на сложение и вычитание десятичных дробей, № 1268(в,г) – более сложные уравнения, для тех кто испытывает интерес к изучению математики.

    X. Итог урока – 2 мин.

    (слайд 22,23)

    Оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, обсуждение допущенных ошибок и того, что необходимо для их коррекции. Объявление оценок.

    XI. Рефлексия – 0,5 мин.

    (слайд 24,25)

    – Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке.

    Возьмите в руки сигнальные карточки и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    – Сумел ли ты закрепить свои знания и умения?

    – Ты был активен на уроке?

    – Было ли тебе интересно?

    Учащиеся рассуждают о том, что им больше всего понравилось на уроке, что запомнилось, что бы они хотели повторить, что бы хотели изменить. Как они себя чувствовали на уроке.

    Покажите ту сигнальную карточку, которая соответствует вашему настроению в конце урока. (слайд 24,25)

    Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок! (слайд 26)

    Литература:

    1. Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. Математика: учебник для 5 класса – М.: Просвещение, 2007. – 280с.
    2. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5-6 класс/ Составитель Л.П. Попова. – М.: ВАКО, 2010. – 96с.
    3. Суворова, С.Б. Математика, 5 – 6 кл.: книга для учителя/ С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова и др. – М.: Просвещение, 2006. – 191с.

    Цели урока:

    • формирование знаний о правилах сложения и вычитания десятичных дробей и умения применять их в простейших случаях;
    • развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
    • воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

    Оборудование: компьютер, проектор, магнитные доски для учащихся, индивидуальные разноуровневые карточки.

    Структура урока:

    1. Организационный момент.
    2. Активизация ранее полученных знаний.
    3. Изучение нового материала.
    4. Первичное закрепление изученного материала.
    5. Тест.
    6. Постановка домашнего задания.
    7. Подведение итогов урока.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    Проверяется готовность класса к уроку. Отмечается, что учащиеся недавно познакомились с понятием «десятичная дробь», научились читать и сравнивать десятичные дроби. На уроке будет рассмотрен вопрос о том, как складывать и вычитать десятичные дроби. Записывается тема урока. Слайд 1.

    II. Активизация ранее полученных знаний

    Коль скоро речь сегодня пойдет о десятичных дробях, давайте вспомним:

    • Какие из этих дробей можно записать в виде десятичных:

    Слайд 2. (Учащиеся называют дроби).

      Представьте дроби в виде десятичных. (Учащиеся показывают на магнитных досках) .
      Еще раз вспомним, какие дроби можно записать в виде десятичных. (Ученики дают ответ).

      Представьте в виде десятичных дробей:

    Слайд 3. (На магнитных досках учащиеся показывают записи).

    • Читаем числа:

    0,62; 7,321; 21,0001; 63,01246. Слайд 4.

    III. Изучение нового материала

    Ребята, а какой из приведенных примеров касается сегодняшней темы. (Учащиеся отвечают, что последний).
    – Давайте запишем этот пример в тетрадь и найдем сумму.

    Давайте запишем этот пример в виде десятичных дробей.

    Тот же самый результат мы получим, складывая числа в столбик.

    – Что мы с вами получили? (Сумму десятичных дробей).
    – Давайте проговорим, как мы это сделали. Слайд 6.

    – Хорошо!

    Ученикам предлагается найти сумму десятичных дробей, у которых разное количество цифр после запятой 6,23 + 173,3. Учащимся задается вопрос: «Как действовать в этом случае?». (Учащиеся отвечают, что в слагаемых разное количество знаков после запятой).

    – Как же быть? (Нужно уравнять, дописав нуль справа у второго слагаемого).

    6,32 + 173,7 = 6,32 + 173,70

    А теперь можно записать числа в столбик и найти сумму.

    Алгоритм сложения десятичных дробей дополняется и выглядит следующим образом:

    – А как найти разность двух десятичных дробей? (Точно так же).

    Алгоритм дополняется и выглядит так:

    – Итак, как сложить или вычесть десятичные дроби?

    Алгоритм повторяется учащимися и появляется на экране.

    IV. Первичное закрепление полученных знаний

    1. Вычислим устно (примеры учащимся предлагаются на табличках, а ответы – на магнитных досках):

    2. Решение упражнений.

    №1213 (а, г, б), №1214 (а, д, е), №1219 (в, е, л).

    Примеры решаются у доски с комментариями . Слайд 7.

    V. Тест

    Итак, а сейчас мы проверим, как вы запомнили правила сложения и вычитания десятичных дробей.
    Устно повторяется еще раз алгоритм.
    Учащимся предлагаются карточки трех типов (Приложение 3 )
    Ответы учащиеся демонстрируют на табличках. При успешном выполнении заданий у всех учащихся на табличках должно быть написано слово «плюс». Слайд 8.

    VI. Подведение итогов урока

    – Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
    – Что не понравилось?
    – Чему мы с вами научились на уроке? (Складывать и вычитать десятичные дроби).
    – Какой способ нам позволит это сделать быстро? (Сложение и вычитание «в столбик»).
    – А как это сделать?

    Учащиеся проговаривают алгоритм.

    VII. Постановка домашнего задания

    – Пользуясь этим алгоритмом дома, вы выполните следующие задания: № 1255 (а, г, е), №1256 (е, з), а также ознакомитесь с пунктом параграфом 32 учебника. Сравните алгоритм, предложенный в учебнике, с нашим.
    – Урок окончен.

    Такие арифметические вычислительные действия, как сложение и вычитание десятичных дробей , необходимы для того, чтобы, оперируя дробными числами получать искомый результат. Особая важность проведения этих операций состоит в том, что во многих сферах деятельности человека меры многих сущностей представлены именно десятичными дробями . Поэтому для осуществления определенных действий со многими предметами материального мира требуется складывать или вычитать именно десятичные дроби . Следует заметить, что на практике эти операции используются практически повсеместно.

    Процедуры сложения и вычитания десятичных дробей по своей математической сути осуществляется практически точно так же, как аналогичные операции для целых чисел. При ее осуществлении значение каждого разряда одного числа нужно записывать под значением аналогичного разряда другого числа.

    Подчиняется следующим правилам:

    Сначала необходимо произвести уравнивание количество тех знаков, что располагаются после запятой;

    Затем нужно произвести запись десятичных дробей друг под другом таким образом, чтобы содержащиеся в них запятые располагались строго друг под другом;

    Осуществить процедуру вычитания десятичных дробей в полном соответствии с теми правилами, которые действуют для вычитания целых чисел. При этом не нужно обращать никакого внимания на запятые;

    После получения ответа запятую в нем нужно поставить строго под теми, которые имеются в исходных числах.

    Операция сложения десятичных дробей осуществляется в соответствии с теми же правилами и алгоритмом, которые описаны выше для процедуры вычитания.

    Пример сложения десятичных дробей

    Две целых две десятых плюс одна сотая плюс четырнадцать целых девяносто пять сотых равняется семнадцать целых шестнадцать сотых.

    2,2 + 0,01 + 14,95 = 17,16

    Примеры сложения и вычитания десятичных дробей

    Математические операции сложения и вычитания десятичных дробей на практике используются чрезвычайно широко, причем они нередко касаются многих предметов окружающего нас материального мира. Ниже приводится несколько примеров таких вычислений.

    Пример 1

    Согласно проектно-сметной документации, для строительства небольшого производственного объекта требуется десять целых пять десятых кубометров бетона. Используя современные технологии возведения зданий, подрядчикам без ущерба для качественных характеристик сооружения удалось использовать для проведения всех работ всего девять целых девять десятых кубометров бетона. Размер экономии составляет:

    Десять целых пять десятых минус девять целых девять десятых равно ноль целых шесть десятых кубометра бетона.

    10,5 – 9,9 = 0,6 м 3

    Пример 2

    Двигатель, устанавливаемый на старую модель автомобиля, потребляет в городском цикле восемь целых две десятых литра топлива на сто километров пробега. Для нового силового агрегата этот показатель составляет семь целых пять десятых литров. Размер экономии составляет:

    Восемь целых две десятых литра минус семь целых пять десятых литра равно ноль целых семь десятых литра на сто километров пробега в городском режиме движения.

    8,2 – 7,5 = 0,7л

    Операции сложения и вычитания десятичных дробей применяются чрезвычайно широко, и их осуществление не составляет никаких проблем. В современной математике эти процедуры отработаны практически идеально, и ими практически все хорошо владеют еще со школьной скамьи.

    Понравилась статья? Поделитесь ей