Контакты

Гуманизм в современном мире. Этика ненасилия и проблемы формирования цивилизации нового типа

Человечность - это одно из самых важных и в то же время сложных понятий. Ему невозможно дать однозначное определение, ведь проявляется оно в самых разных качествах человека. Это и стремление к справедливости, и честность, и уважение. Тот, кого можно назвать человечным, способен заботиться о других, помогать и опекать. Он может видеть в людях хорошее, подчеркивать их главные достоинства. Все это можно с уверенностью отнести к основным проявлениям данного качества.

Чем является человечность?

Существует большое количество примеров человечности из жизни. Это и героические поступки людей в военное время, и совсем незначительные, казалось бы, действия в обычной жизни. Человечность и доброта - это проявления сострадания к ближнему. Материнство также является синонимом данного качества. Ведь каждая мать фактически отдает в жертву своему младенцу самое дорогое, что у нее есть - собственную жизнь. Качеством, противоположным человечности, можно назвать зверские жестокости фашистов. Человек только в том случае имеет право называться человеком, если он способен делать добро.

Спасение собаки

Примером человечности из жизни является поступок человека, который спас собаку в метро. Как-то раз в вестибюле станции "Курская" Московского метрополитена очутилась бездомная собака. Она бегала вдоль платформы. Может быть, искала кого-то, а может, просто гналась за уходящим поездом. Но случилось так, что животное упало на рельсы.

На станции тогда было много пассажиров. Люди испугались - ведь до прихода следующего поезда оставалось меньше минуты. Положение спас отважный сотрудник полиции. Он спрыгнул на рельсы, подхватил незадачливого пса под лапы и вынес его на станцию. Эта история - хороший пример человечности из жизни.

Поступок подростка из Нью-Йорка

Данное качество не обходится без сострадания и доброжелательности. В настоящее время в реальной жизни большое количество зла, и люди должны проявлять друг к другу сострадание. Показательным примером из жизни на тему человечности является поступок 13-летнего жителя Нью-Йорка по имени Нах Эльпштейн. На бар-мицву (или совершеннолетие в иудаизме) он получил в подарок 300 тыс. шекелей. Все эти деньги мальчик решил пожертвовать израильским детям. Не каждый день можно услышать о подобном поступке, являющимся истинным примером человечности из жизни. Сумма пошла на строительство автобуса нового поколения для работы юных ученых на периферии Израиля. Данное транспортное средство представляет собой мобильный класс, который поможет юным учащимся в будущем стать настоящими учеными.

Пример человечности из жизни: донорство

Нет более благородного поступка, чем подарить другому свою кровь. Это настоящая благотворительность, и каждый, кто идет на этот шаг, может быть назван настоящим гражданином и человеком с большой буквы. Доноры - это сильные духом люди, которые обладают добрым сердцем. Примером проявления человечности в жизни может служить житель Австралии Джеймс Харрисон. Почти каждую неделю он сдает плазму крови. Уже очень давно он был удостоен своеобразного прозвища - «Человек с золотой рукой». Ведь из правой руки Харрисона более тысячи раз брали кровь. И за все годы, что он занимается донорством, Харрисон сумел спасти более 2 млн. человек.

В юные годы донор-герой перенес сложную операцию, в результате которой ему пришлось удалить легкое. Жизнь ему удалось спасти только благодаря донорам, пожертвовавшим 6,5 литров крови. Спасителей Харрисон так никогда и не узнал, однако решил, что до конца жизни будет жертвовать кровь. Поговорив с врачами, Джеймс узнал о том, что его группа крови необычна, и может использоваться для спасения жизней новорожденных детей. В его крови присутствовали очень редкие антитела, которые способны решить проблему несовместимости резус-фактора крови матери и эмбриона. Благодаря тому, что Харрисон каждую неделю сдавал кровь, у врачей была возможность постоянно изготавливать новые порции вакцины для таких случаев.

Пример человечности из жизни, из литературы: профессор Преображенский

Одним из самых ярких литературных примеров обладания данным качеством является профессор Преображенский из произведения Булгакова «Собачье сердце». Он дерзнул бросить вызов силам природы и превратить уличного пса в человека. Его попытки потерпели поражение. Однако Преображенский ощущает ответственность за свои действия, и всеми силами старается превратить Шарикова в достойного члена общества. В этом проявляются высшие качества профессора, его человечность.

Алешин Сергей Аркадьевич

МГИЭМ (ТУ)

Россия сейчас переживает нелегкие времена. Новая политическая и экономическая ситуации не могли не сказаться на культуре. Кардинальным образом изменились ее взаимоотношения с властью. Исчез общий стержень культурной жизни – централизованная система управления и единая культурная политика. Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом разногласий. Отсутствие объединительной социокультурной идеи и отступление общества от идей гуманизма привели к глубокому кризису, в котором оказалась российская культура к началу XXI века. Выбор темы настоящего доклада продиктован острой необходимостью обсуждения данной проблемы.

Гуманизм традиционно определяется как система воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и развитие, и объявляющих нормой отношений между людьми принципы равенства и человечности. Родиной гуманизма в учебниках и энциклопедиях объявляется Западная Европа, а его корни в мировой истории прослеживаются еще со времен античности.

Среди ценностей традиционной русской культуры важное место занимали ценности гуманизма (добро, справедливость, нестяжательство, поиск правды – что нашло отражение в русском фольклоре, русской классической литературе, обществено-политической мысли).

В настоящее время идеи гуманизма в течение последних 15 лет испытали в нашей стране определенный кризис. Гуманизму были противопоставлены идеи собственничества и самодостаточности (культ денег) В качестве идеала россиянам был предложен “self-made man” – человек, сделавший себя сам и не нуждающийся ни в какой внешней поддержке. Идеи справедливости и равенства – основа гуманизма – утратили былую привлекательность и ныне даже не включаются в программные документы большинства российских партий и правительства России. Наше общество постепенно начало превращаться в нуклеарное, когда отдельные его члены стали замыкаться в рамках своего дома и собственной семьи.

Весьма активно гуманистические традиции российского общества расшатывает ксенофобия, укреплению которой способствует деятельность многих отечественных средств массовой информации. Недоверие к “инородцам” и боязнь выходцев с Кавказа или стран Средней Азии у многих россиян (по крайней мере, москвичей) перешли в ненависть к огромным социальным группам. После взрывов в Москве осенью 1999 года город находился на пороге погромов, жертвами которых могли стать не только чеченцы, но и мусульмане вообще. Аналитические статьи, посвященные прояснению миротворческой сущности ислама или доказывающие, что далеко не все жители Кавказа причастны к терактам, остались большинством обывателей незамеченными, тогда как националистические передачи на телевидении были доступны всем.

Такой путь развития неизбежно ведет общество в тупик. В Европе и США это поняли уже после второй мировой войны. Европа была потрясена Холокостом и истреблением цыган в гитлеровской Германии. В США после громких акций протеста чернокожего населения в 1950–1960-е годы официальная идеология “melting-pot” (плавильного горшка, в котором все проживающие в стране народы переплавляются в единую нацию американцев) была заменена на идеологию “salad-bowl” (салатницы, где все народы объединены в рамках одной страны, но каждый сохраняет самобытность). Российское общество должно обратиться к этому опыту и отойти от слепого копирования уже устаревших западных образцов.

Способствовать этому призвано, в первую очередь, более глубокое и детальное изучение культуры. Идеи гуманизма практически нигде не сформулированы четко, но самим духом справедливости и равенства проникнута практически вся русская литература. Велики традиции гуманизма в живописи (особенно в работах передвижников, центром внимания которых стал простой человек) и музыке (как в народных песнях, так и в классике – начиная с оперы “Иван Сусанин” М.И. Глинки). Изучение истории Отечества позволяет каждому увидеть позитивную роль, которую в ней сыграли представители самых разных наций, а идея консолидации всех сословий и социальных групп ярко проявилась в трудные моменты русской истории – такие, как Смута или Великая Отечественная война. Важную функцию в распространении этих идей могут сыграть средства массовой информации, однако законы рынка часто диктуют совсем иную редакционную политику. Более полное изучение других культур позволит россиянину понять представителя иной нации, расы, исповедующего другую религию.

Многое для сохранения гуманистических традиций российского общества может сделать государство. Бесплатные образование и медицина препятствуют распаду российского общества на сословия и имущественные группы; их сохранение должно оставаться приоритетной задачей, хотя это и не отвечает требованиям рыночной экономики. Продуманная налоговая политика и внимательное отношение к работникам бюджетной сферы позволят сократить ставший колоссальным разрыв в доходах между представителями разных социальных групп. Укреплению идеи справедливости должна содействовать активная борьба с коррупцией.

Но даже в противном случае российское общество вряд ли ждет окончательный распад по национальному или сословному признаку. Культура и система образования выступают в качестве фактора, цементирующего социум. Для большинства обычных россиян идеи ценности человеческой жизни, справедливости и равенства являются неотчуждаемыми. Еще находятся люди, подающие бедным и стыдящие скинхэдов. Живы традиции российского меценатства – даже если эта благотворительность и не вполне бескорыстна, как, например, учрежденная Б. Березовским премия “Триумф” или выдаваемые ученым гранты. Учителя российских школ и преподаватели вузов несут важную культурную миссию. Для окончательного изживания идеи гуманизма в российском обществе должно смениться не одно поколение. Подобный сценарий, на мой взгляд, неосуществим в России. Традиционные устои общества, складывающийся веками архетип русской культуры не удастся уничтожить!

Введение.

1. Возникновение современного гуманизма.

2. Гуманизм в современной России.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Само понятие гуманизм, как онтологический и гносеологи­ческий принцип, восходит к Ренессансу и обозначает такой подход к бытию, согласно которому этические ценности, и ценности блага существуют только в рамках человеческой деятельности, и не существуют независимо от этого, т. е. не являются абсолютными. Это антропоцентристское восприятие действительности тесно связано с такими ценностными установками, согласно которым деятельность человека не может выйти за пределы челове­ка, порождена и обусловлена только человеческими потребностями.

Современный гуманизм принадлежит к числу идейных движений, получивших организационное оформление в XX в. и интенсивно развивающихся в наши дни. Сегодня организации гуманистов существуют во многих странах мира, в том числе и в России. Они объединены в Международный этический и гуманистический союз (МГЭС), насчитывающий более 5 млн. членов. Гуманисты строят свою деятельность на основе программных документов - деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются "Гуманистический манифест-I" (1933), "Гуманистический манифест-II" (1973), "Декларация светского гуманизма" (1980), "Гуманистический манифест-2000" и др.

1. Возникновение современного гуманизма

До середины XIX в. в западной философской и культурной традиции понятие "гуманизм" ассоциировалось, как правило, либо с гуманизмом эпохи Возрождения, либо с отдельными культурными течениями. Впервые термин "гуманизм" в значении определенного взгляда на жизнь, личной философии появился у датского философа Габриэля Сибберна (Gabriel Sibbern, 1824-1903), сына известного мыслителя Фредерика Кристиана Сибберна. В книге "О гуманизме" ("Om humanisme", 1858), изданной в Копенгагене на датском языке, Сибберн подверг критике концепции откровения и супранатурализма.

В 1891 г. известный британский свободомыслящий Джон МакКиннон Робертсон (John Mackinnon Robertson, 1856-1933) в книге "Современные гуманисты" ("Modern humanists") использовал слово "гуманист" для характеристики мыслителей, отстаивавших право светского взгляда на жизнь. Среди последних он упоминал Т. Карлейля, Р. У.Эмерсона, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. Робертсон не объяснял, почему он назвал гуманистами именно этих авторов.


Работа опубликована

В ХХ веке в мире произошли важные события, в корне изменившие подход к этике гуманизма, прежде всего, две мировые войны, которые наглядно продемонстрировали, что даже развитые западные страны с их вниманием к гуманности не выработали истинной концепции гуманизма, которая бы защитила мир от сползания в хаос войн и беспорядков. С одной стороны человечество в лице учёных и философ было вынуждено признать, что оно смотрело слишком узко на идеи гуманизма (в частности это касалось столь популярной марксистского социалистического гуманизма), а с другой, что оно фактически выбило духовную основу из-под своих ног, противопоставляя традиционные религии и гуманизм.

Прошлое столетие в истории развития гуманизма характеризовалось расширением предмета изучения этики гуманизма, сглаживанием противоречий между религиозным и светским гуманизмом, юридическим оформлением основных принципов гуманизма и гуманности.

В 1948 году в ООН принимается Всеобщая декларация о правах человека. На основе Декларации разрабатываются национальные гуманистические концепции, которые закрепляются в Конституциях государств. Оказалось, что невозможно свести понимание гуманизма до его классовой или идеологической направленности. Также очевидным стал тот факт, что истинный гуманизм - это признание ценности не просто жизни человека, но его жизни в гармонии с другими живыми существами, а также с биосферой вообще. Так зародился экологический гуманизм и биоэтика, которые отвергают антропоцентризм классической и постнеклассической философии. Особе внимание было уделено проблемам свободы человеческой личности в условиях мультикультурализма и глобализации.

В результате современный гуманизм выработал ряд основополагающих тезисов:

Человек и его счастье являются высшей ценностью на Земле, однако ценность жизни животных и целостности живой оболочки Земли также неоспоримы;

Защита и пропаганда прав людей и животных являются основными инструментами достижения общего процветания и счастья;

Другим важным условием счастья является свобода человека - свобода реализации своих прав, в т.ч. свобода совести и голоса, свобода получения знаний, исследования, общения и т.д.;

Всякое пресечение зла, как нарушения прав и свобод людей и животных должно совершаться исключительно в юридическом поле без применения насилия;

Использование науки, техники и искусства должно осуществляться на благо людей и всего живого;

Образование играет главную роль в обществе, в т.ч. нравственную роль в жизни индивида.

В 1952 г. в Голландии был создан Международный гуманистический и этический союз. Данное учреждение при сотрудничестве с ООН занимается защитой прав человека в сфере экономики, экологии, культуры и социальных отношений. Эта работа является актуальной, если учесть, что во многих странах мира продолжаются систематическое нарушение основных прав человека, имеет место дискриминация по различным признакам, негуманное и неэтическое отношение к людям, животным и окружающей среде. Сам Союз понимает под гуманизмом «демократическую, этическую жизненную позицию, утверждающую, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей».

Итак, мы можем понять, что современный гуманизм, это не только термин из этики, но также из теории и практики юридической науки, что говорит о прикладном периоде развития гуманизма. Вместе с тем в современном гуманизме несколько размыты категории добродетелей, поэтому на смену им пришло понятие «человеческого потенциала». Впервые этот термин был использован М. Десаи (1940) и А. Сеном (1933). Если раньше этика гуманизма не выходила за пределы морального, педагогического или гносеологического подхода, то в начале XXI в. на первый план выходит комплексный подход, рассматривающий человечество, как сложную систему социальных связей. Эта тенденция по мнению экспертов будет сохраняться в ближайшем будущем.

В свете вышесказанного особенную актуальность приобретают работы отечественных и зарубежных учёных, которые занимаются проблемами управления человеческими ресурсами и исследуют гуманистические его методики: Л. Акер, К. Баталь, Дж.Г. Бойетт, Д. Боссаэрт, О. Борисова, П. Журавлёв, Ж. Гааль и др. При этом они выделяют различные подходы к самому гуманизму: исторический антропологический, культурологический, социоцентрический, проблемно-концептуальный, топографический, семантический и структурно-функциональный. Рассматривая различные аспекты гуманизма в рамках этих подходов, все исследователи сходятся во мнении, что неизменной остается его сущность: счастье человека, права людей на развитие своих способностей, как истинное выражение ценности жизни, построенной по принципу свободы и ответственности личностей. То есть современный идеал этики гуманизма - это свободное разумное и ответственное участие человека в жизни общества, обществ, Планеты. Задача будущего - распространить это понимание по всей Земле и помочь человеку переосмыслить свою ответственность не только перед другими людьми, но и перед природой. Если задачей гуманистов эпохи Возрождения была передача знаний следующим поколениям, то современные гуманисты должны передавать знания не только потомкам, но современникам, живущим в других странах, где идеи гуманизма пока не стол популярны. Все это продиктовано бурным развитием информационных технологий, которые, впрочем, способны помочь современным гуманистам.

Среди важных проблем, которые предстоит решить гуманизму, находятся загрязнение окружающей среды и исчерпание ресурсов, как этическая проблема, отношения человека и научно-технического прогресса, гуманность и этичность новых, в частности медицинских технологий, борьба с терроризмом, проблемы меньшинств и терпимости, определение границ личной свободы человека и гражданина, урегулирование политических кризисов и мн. др.

В методологическом отношении современный гуманизм строится на идеях свободного исследования всех сфер человеческой деятельности, рационализме, скептицизме, натуралистичности, просветительском характере, эвдемоничности (стремлении к счастью), обращении к лучшему в человеческом опыте, планетарности, реалистичности, оптимистичности и мелиористичности (стремлении к прогрессу). Безусловно, не последняя роль отводится демократичности и глобальной этике.

Таким образом, современный гуманизм выступает в четырёх направлениях:

Развитие философского научного натурализма;

Внедрение гуманистической этики в сферах общественных отношений;

Защита ценностей социальной политики (поддержка и развитие правовых государств и гражданского общества, демократии, социальной защиты, свободы совести и слова);

Выделение синтетической научной картины мира в качестве основного мировоззрения человечества, противостояние религиозному фундаментализму и правовому нигилизму.

При этом гуманизм, являясь частью науки, выходит за ее пределы, становясь не идеологией, но мировоззрением, присущим всем людям, которое не может быть присвоено или монополизировано. Гуманизм, как мировоззрение, хотя и регламентируется отчасти законодательно, не может быть ограничен наукой или политикой, искусством или религией.

С точки зрения общественного демократического сознания современный гуманизм, прежде всего, служит для:

Защиты и гарантии прав людей и живых существ в условиях их гуманного бытия;

Поддержки более незащищённых слоёв населения там, где представления общества о справедливости отличаются от общепринятых;

Формирования социально-этических качеств человеческой личности с целью ее самореализации на основе общественных норм и ценностей, развития образования, как основы гуманизма.

Будущее этики гуманизма тесно связанно с интеграцией с общими научными, демократическими, моральными и экологическими идеями и нормами. Это необходимо для построения открытого демократического общества в условиях планетарной этики, расширения моральной свободы людей с учетом ответственности перед планетарным обществом, борьбы с дискриминацией, насилием и несправедливостью.

Следовательно, мы можем видеть, что как и в Древнем мире, и в Средние Века, и позже, сегодня люди стремятся к одному и тому же - к справедливости, как к этической категории, победе добра над злом. Это свидетельствует о коэволюционности этики гуманизма. То есть гуманизм прошёл длительный период своего эволюционного развития, который сопровождался социальной эволюцией человечества. Чем совершеннее и чётче становились представления людей о добре и зле, о справедливости и благе, тем яснее становилось представление о гуманизме, его принципах и показателях. Все это позволяет в будущем изучать гуманизм в системе «человек - общество - государство - природа». А значит, развивать этику гуманизма и гуманное поведение как базовую мировоззренческую парадигму человечества, стратегическую основу социального прогресса, залог сотрудничества, согласия и процветания, как общества, так и отдельных индивидов.

- 94.50 Кб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра гуманитарного образования и социологии

по курсу: «Политология»

на тему: «Идеи гуманизма в современном мире»

Выполнил:

студент группы 38-51

Медведев А.В

Проверил:

к.пол.н., доцент кафедры ГОС

Сабирзянова Ф.Р.

Альметьевск 2011

Введение.

2. Три этапа гуманизма……………………………………………………… … 7

3. Идеи современного гуманизма……………………………………….….….. 0

Заключение…………………………………………………… ………………….16

Введение.

Гуманизм – это то единственное,

что, наверное, осталось
от ушедших в небытие

народов и цивилизаций.
Толстой Л. Н

Гуманизм – это коллективное мировоззрение и культурно-историческая традиция, зародившаяся в древнегреческой цивилизации, развивавшаяся в последующие века и сохранившаяся в современной культуре как ее общечеловеческая основа. Идеи гуманизма принимают и практикуют многие люди, тем самым превращая гуманизм в программу социальных преобразований, в моральную силу, в широкое и международное культурное движение. Гуманизм предлагает свое понимание того, как можно стать морально здоровым и достойным гражданином. Особое внимание гуманизм уделяет вопросам метода, тем инструментам, пользуясь которыми человек мог бы всего лучше научиться познавать себя, самоопределяться и самосовершенствоваться, делать разумный выбор.

Я выбрал именно эту тему, так как она вызвала у меня наибольший интерес, я считаю её актуальной для нашего поколения. Увы, в современном обществе, в современном мире, идеалы гуманизма остаются лишь только на словах, а на деле, как мы видим, все по-другому. Сегодня, вместо идей гуманизма - нам навязывают совсем другие, более материальные ценности, в понимании любви, закона, чести. Большинство людей довольствуются таким принципом: "все дозволено, все доступно". Честь как внутреннее нравственное достоинство человека, заменено на понятия: славы и алчности. Современный человек, ради того, чтобы добиться каких-либо личных целей, использует в своей практике методы: лжи и обмана. Нельзя допустить, чтобы современная молодежь стала потерянным поколением.

1. Общие характеристики гуманистического мировоззрения

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью.
Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности. Гуманизм представляет собой определенную сумму общечеловеческих ценностей, обычных (простых) нравственных, правовых и иных норм поведения. Их каталог знаком практически каждому из нас. Он включает в себя такие конкретные проявления человечности, как доброжелательность, сочувствие, сострадание, отзывчивость, благоговение, общительность, участие, чувство справедливости, ответственность, благодарность, терпимость, порядочность, кооперативность, солидарность и др.

По моему разумению, фундаментальными чертами гуманистического мировоззрения являются следующие:

1. Гуманизм - это мировоззрение, в центре которого идея человека как высшей ценности и приоритетной по отношению к себе реальности в ряду всех других материальных и духовных ценностей. Иначе говоря, для гуманиста личность - исходная реальность, приоритетная и безотносительная по отношению к себе и относительная в ряду всех остальных.

2. Гуманисты, следовательно, утверждают равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или еще не известным ему реальностям и существам.

3. Гуманисты допускают возможность генезиса, эволюционного порождения, создания или творения личности, но они отвергают редукцию, т.е. сведение сущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д. Сущность человека - это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует.

4. Гуманизм, таким образом, - это собственно человеческое, светское и мирское мировоззрение, выражающее достоинство личности, ее внешне относительную, но внутренне абсолютную неуклонно прогрессирующую самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицом всех иных реальностей, известных и неизвестных существ окружающей ее действительности.

5. Гуманизм - это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, стоицизм, трагизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение.

6. Гуманизму присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.

7. Гуманизм - это мировоззрение без границ, поскольку предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикальных внутренних трансформаций перед лицом изменений и новых перспектив человека и его мира.

8. Гуманисты признают реальность антигуманного в человеке и стремятся максимальным образом ограничить ее сферу и влияние. Они убеждены в возможность все более успешного и надежного обуздания негативных качеств человеческого существа в ходе поступательного развития мировой цивилизации.

9. Гуманизм рассматривается в качестве принципиально вторичного феномена по отношению к гуманистам - группам или слоям населения, фактически существующим в любом обществе. В этом смысле гуманизм - не более чем самосознание реальных людей, понимающих и стремящихся взять под контроль естественно присущую любой - в том числе и гуманистической - идее тенденцию к тоталитарности и господству.

10. Как социально-духовное явление гуманизм - это стремление людей достигнуть возможно более зрелого самосознания, содержание которого составляют общепринятые гуманистические принципы, и практиковать их во благо всего общества. Гуманизм представляет собой осознание наличной гуманности, т.е. соответствующих качеств, потребностей, ценностей, принципов и норм сознания, психологии и образа жизни реальных слоев любого современного общества.

11. Гуманизм - это больше, чем этическая доктрина, поскольку стремится осознать все области и формы проявления человечности человека в их специфике и единстве. Это значит, что задача гуманизма - интегрировать и культивировать на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, юридические, гражданские, политические, социальные, национальные и транснациональные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.

12. Гуманизм не является и не должен являться какой-либо формой религии. Гуманистам чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного, преклонение перед ними и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам. Гуманисты отвергают дух догматизма, фанатизма, мистицизма и антирационализма.

2. Три этапа гуманизма

Гуманизм как концепция возник в «осевое время» (по К. Ясперсу) и предстал в трех развернутых формах. Одной из них был нравственно-ритуальный гум анизм Конфуция. Конфуцию пришлось обратиться к человеческой личности, т.е. использовать средства, которые и необходимы для выработки гуманистического учения.

Главный довод Конфуция: в человеческом общении - не только на уровне семьи, но и государства - важнее всего мораль. Главное слово для Конфуция - взаимность. Эта отправная точка поднимала Конфуция над религией и философией, для которых вера и разум оставались основными понятиями.

Основой гуманизма Конфуция выступает почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. Идеалом государственного устройства для Конфуция была семья. Правители должны относиться к подданным, как хорошие отцы семейства, а те - почитать их. Высшие должны быть благородными мужами и показывать низшим пример человеколюбия, действуя в соответствии с «золотым правилом этики».

Мораль, по Конфуцию, несовместима с насилием над человеком. На вопрос: «Как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения к этим принципам?». Кун-цзы ответил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым»

На вопрос: «Правильно ли отвечать добром за зло?» Учитель ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью». Хотя это не доходит до христианского «возлюбите врагов ваших», но не свидетельствует, что в ответ на зло следует применять насилие. Справедливым будет ненасильственное сопротивление злу.

Чуть позже в Греции Сократ сформулировал философскую программу предотвращения насилия путем нахождения в процессе диалога общечеловеческой истины. Это был, так сказать, философский вклад в гуманизм. Как сторонник ненасилия Сократ выдвинул тезис, согласно которому «лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее», позднее взятый на вооружение стоиками.

Наконец, третьей формой гуманизма в древности, имевшей не только общечеловеческий, но и, говоря современным языком, экологический характер, был древнеиндийский принцип ахимсы – непричинения вреда всему живому, который стал основополагающим для индуизма и буддизма. На этом примере хорошо видно, что гуманизм отнюдь не противоречит религии.

В конечном счете христианство победило древний мир не насилием, а силой духа и жертвенностью. Заповеди Христа – это образцы гуманности, которые вполне допускают распространение на природу. Так, пятая евангельская заповедь, которую Л.Н. Толстой считает относящейся ко всем чужим народам, вполне может быть расширена до «возлюбите природу». Но, победив и создав могущественную церковь, христианство повернуло от мученичества праведников к мучительству инквизиции. Под видом христиан к власти приходили люди, для которых главным была власть, а не христианские идеалы, и они-то дискредитировали веру в христианство, способствуя обращению взоров подданных к древности. Пришла эпоха Возрождения с новым пониманием гуманизма.

Новоевропейский гуманизм - это радость расцвета творческой индивидуальности, которая с самого начала была омрачена стремлением к покорению всего окружающего. Это подтачивало творчески-индивидуалистический западный гуманизм и вело к постепенной утрате доверия к нему. В гуманизме Нового времени произошла подмена, и он ушел в индивидуализм, а затем в потребительство с социалистической и фашистской реакциями на него. Торжество агрессивно-потребительских ценностей и насилия создает стены между людьми - зримые и незримые, которые необходимо разрушить. Но разрушить их можно не насилием, а отказом от самой основы, фундамента, на котором стоят стены, т.е. от насилия как такового. Спасти гуманизм может только ненасилие, но не ритуал и не индивидуализм. Обе исторические формы гуманизма были несовершенны потому, что в них не было сердцевины гуманности - ненасилия. В гуманизме Конфуция ритуал был выше жалости к животным, в гуманизме Нового времени творчество ориентировалось на господство над природой.

Для гуманизма индивидуальность важна, потому что без личного осознания действие не имеет смысла. Гуманизм Конфуция заключил себя в ритуал, и необходимо стало обращение к личности, которая сама для себя решает, что ей нужно. Но в своем зацикливании на себя новоевропейский гуманизм отринул окружающее бытие.

Освобождение от сковывающих ритуалов благотворно, но без ущерба для нравственности, от которой в своей агрессивно-потребительской вседозволенности гуманизм Нового времени все дальше отходил. Западный гуманизм - антитезис конфуцианскому, но вместе с подчиненностью личности общественным порядкам, он выплеснул и гуманность. Произошла подмена гуманизма под влиянием развития западной материальной цивилизации, которая заменила гуманистическое желание «быть» агрессивно-потребительским желанием «иметь».

М. Хайдеггер прав в том, что европейский гуманизм исчерпал себя в индивидуализме и агрессивности. Но гуманизм - не только западное детище. Возможны иные пути развития цивилизации. Их пролагают и проповедуют Л.Н. Толстой, М. Ганди, А. Швейцер, Э. Фромм. Хайдеггер понял, что гуманизм Нового времени неприемлем, но то, что он предложил вместо него, и то, что Швейцер сформулировал как «благоговение перед жизнью» тоже гуманизм в смысле человечности, уходящей корнями в древнюю гуманность.

Описание работы

В данном реферате я попытаюсь раскрыть тему современного гуманизма, его идеи, проблемы.

Гуманизм – это коллективное мировоззрение и культурно-историческая традиция, зародившаяся в древнегреческой цивилизации, развивавшаяся в последующие века и сохранившаяся в современной культуре как ее общечеловеческая основа.

1. Общие характеристики современного гуманистического мировоззрения... 4

2. Три этапа гуманизма………………………………………………………… 7

3. Идеи современного гуманизма……………………………………….….…..10

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы. 17

Понравилась статья? Поделитесь ей