Контакты

Индивидуальное занятие «Дифференциация звуков. Конспект занятия на тему "Дифференциация звуков С—Ш"; для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по дифференциация звука ш с

1. Тимофеева Оксана Васильевна

2. Учитель - логопед

3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195» компенсирующего вида

Тимофеева Оксана Васильевна

Учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад №195» компенсирующего вида

Тема: "Дифференциация звуков С-Ш"

Цель : Закрепление произношения и дифференциация звуков «С-Ш».

Задачи:

1. Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

3. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

5. Формировать фонематический слух;

6. Развивать речевое дыхание;

7. Продолжать формировать грамматический строй речи.

Ход занятия.

    Оргмомент.

Логопед:

- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, щедры.

- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

(Дети делают вдох и выдох три раза)

А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (два медвежонка)

Не выспались Мишутки. Им нужна бодрящая гимнастика. А стать бодрыми поможет гимнастика для ушек.

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорее покажи.

Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.

Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.

А теперь по кругу щечки дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам память разовьем.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек нужно делать всем!

Чтобы думали получше озорные мишки, мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем!

Отдохнули наши мишки, тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа будет для ребят!

    Артикуляция, дифференциация звуков [С-Ш] по артикуляторным и акустическим

признакам.

Я - Свисток, люблю свистеть, а вы ребята умеете свистеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

Я - Шумок, люблю шипеть, а вы покажете. Как умеете шипеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

    Дифференциация изолированных звуков в игре «Стрелочки».

Детям выдаются карточки со стрелочкой, на звук [Ш] они показывают стрелочку вверх, на звук [С] – вниз.

В листьях ветер шелестит: то свистит он, то шуршит.

Шуршит Шшш, свистит Сссс, шуршит…, свистит … и т.д.

(стрелочка вверх, вниз)

    Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах д/и « Повтори за мной»

ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус

са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ЕС

    Дидактическая игра «Доскажи словечко».

А ещё, наши Мишутки большие шутники. Послушайте, что они придумал:

Как – то вечером старушки

Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на подушке

Лапкой моет...ушки.

Ложится спать, кряхтя, старушка,

Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка пышки

И сложила пышки в … миску.

    Физминутка. Выполнение движений в соответствии с текстом.

Молодцы, ребята! Давайте поиграем с нашими мишутками.

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы ,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

    Дифференциация звуков в игре «Свистяще – шипящая сказка».

Надеть шапочки мишек на детей. Дети по ходу сказки выбирают картинки со звуками [С-Ш].

Жили – были, поживали,

Никаких забот не знали … (собака, кошка, мышка и свинья)

Скучно было им без дела.

Тут – то к ним и прилетела … (кукушка и сорока)

Принесла им приглашенье

На весёлый день рождения (кого?) (лисы, лягушки)

Как подружки были рады!

Стали примерять наряды …(шапка, сарафан, шарф, сапоги.)

Быстро по коробкам ярким

Разложили все подарки . (шарик, сумка, самовар, шуба)

Две подружки так спешили,

Что отправиться решили …. (на самокате, на машине)

Именинница встречала

И подружек угощала … (сыр, салат, сок, сахар, груша, шоколад, каша)

А потом все гости встали,

Инструменты в лапки взяли (скрипку, гармошку)

Начались тут песни, пляски…

Жаль, пришёл конец всей сказке.

    Произношение звуков [С-Ш] во фразовой речи (дети по – очереди повторяют за логопедом)

Давайте покажем нашим гостям, как правильно мы умеем повторять чистоговорки.

    Мышки мишке вымоют миску.

    Кошка спит, а мышку видит.

    У шалунов и шалунишек,

От шалостей большие шишки.

    Шесть мышат в камышах шуршат.

    Кашку ест корова Машка.

    Пушистая кошка на солнышке сушит

Шерстку на спинке, хвостик и уши.

    Саша ест сушки, а Маша – ватрушки.

    Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.

    Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

    Саша с Машей весело смеялись.

Шесть пушистых кошек мышонка испугались.

Повторение пословиц и поговорок. Объяснить их смысл, назвать слова со звуком [С] и со звуком [Ш].

Кашу маслом не испортишь. Поспешишь - людей насмешишь.

Что посеешь, то и пожнешь. Меньше слов, да больше дела.

Не спеши языком, а спеши делом.

Упражнение «Исправь небылицы».

Кошка боится мышку.

Лежали на улице свежие доски.

На них отдыхали ленивые коски.

Миша и Маша лежали в коляске.

Были они, безусловно, двойняски.

Двое маленьких мышат

Тоже ходят в детский шад.

В нашем доме на окошке сидят серенькие... (коски).

Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно... (карандас).

    Итог.

Литература.

    Е.Г. Карельская «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)

    Лебедева И.Л.Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш,Щ,Ж. Вентана-Граф,
    2008.

Конспект логопедического занятия

« Дифференциация звуков [Ш]- [С]»

Цели:

Коррекционно-обучающая - учить детей различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, согласовывать слова между собой;

Коррекционно- развивающая – развитие внимания, мышления, пространственного восприятия, фонематических представлений, звукового анализа, связной речи;

Коррекционно-воспитательная - воспитывать любовь к животным.

    Орг. момент

Ребята, представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети подымают верх руки).

Подул тёплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья, (Дети шевелят пальчиками). Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками). Ветер затих – не шевелятся больше ни листья, ни ветки (Дети расслабляются).

    Сообщение темы .

Как шумела листва от тёплого ветерка? (ш-ш). Как подул холодный ветер? (с-с) Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] –[ш] .

    Сравнение по артикуляционным и акустическим признаком.

Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие, твёрдые)

А чем отличаются друг от друга?

Где находится язычок при произношении звука [с]? (внизу) При произношении звука [ш]? (наверху).

Что делают наши губки? (улыбаются, округлены).

Какой ветерок дует, когда мы произносим звук [ш]? (тёплый). Поднесите ко рту ладошку, проверьте, А теперь подул холодный ветерок, какой звук мы произносим? [с]. Проверьте ладошкой.

    Произношение звуков [ш], [с] в слогах

«Игра доскажи словечко»

Я буду говорить начало слова, а вы должны его закончить, добавляя слоги ша или са , так, чтобы слово звучало верно.

Ка….(ша) Ли….(са)

Гру…(ша) Колба…(са)

Лап…(ша) Ко…(са)

Кры…(ша) Поло…(са)

Ма…(ша) Кляк…(са)

Са…(ша) Лари…(са)

А теперь вам нужно добавить к слову слог ши или сы .

У…(ши) Бу…(сы)

Малы…(ши) Но…(сы)

Камы…(ши) Ча…(сы)

Кало….(ши) Ве…(сы)

Гру…(ши) Ко…(сы)

    Произношение в словах, развитие внимания, мышления (отгадывание загадок, по мере отгадывания выставляются картинки).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её…(лиса).

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

Молоко из плошки пьёт,

Возле норки мышку ждёт. (Кошка)

Спереди - пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

На спинке – щетинка. (Свинья)

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

    Развитие фонематических представлений.

А сейчас, ребята, мы с вами зашифруем эти слова – отгадки. Вместо слова со звуком [ш] вы отложите кружочек, а вместо слов со звуком [с] – треугольник.

Сколько получилось слов со звуками [с] , [ш] ?

А сейчас мы с вами расшифруем эти значки, но теперь слова со звуками [с] и [ш] должны придумать вы ……. Молодцы!

7. Физминутка

Мы тихонечко все встали,

За работой мы устали,

Руки к солнышку подняли,

На носочки мы привстали.

Теперь на корточки присели,

В тишине мы посидели

И за парты дружно сели.

8 . Развитие звукового анализа.

А сейчас мы поиграем в игру «Определи место звука в слове»

Я раздам вам карточки с картинками, под которыми есть три клеточки для фишек.

Если в слове звук [ш] в начале, то мы ложем фишку, в какую клетку? Правильно, если звук [ш] в середине слова – в среднюю, а если в конце – в третью. То же самое со звуком [с]. На одной карточке у нас слова со звуком [ш], на другой - слова со звуком [с]. Сейчас самостоятельно расставьте фишки, а потом мы обсудим, верно ли вы выполнили задание.

9 . Призношение звуков [с] – [ш] в предложениях.

Падежное управление.

Ребята, посмотрите на экран. На нём даны предложения, в которых одно слово отсутствует, а вместо него нарисована….(картинка). Нам нужно прочитать предложение и изменить «нарисованное» слово так, чтобы смысл предложение не терялся.

(картинки на экране).

10. Отраженное произношение в тексте.

А сейчас, ребята, мы с вами поможем Мишутке собраться на прогулку. Посмотрите, на экране я буду вам показывать различную одежду, прочитаю стихотворение о ней, а вы должны за мной его повторить.

На Мишиной рубашке вышиты ромашки,

Вышиты ромашки, ландыши да кашки.

Хороши штанишки у нашего малышки,

Что за ромашки, ремешки да пряжки!

У шапки – ушанки шнурочки на ушках,

Чтоб кверху завязывать шапкины ушки.

Для Мишутки - малыша вяжет Маша тёплый шарф,

Шарф на шею он завяжет, и спасибо Маше скажет.

Тёплую шубку наденем на Мишутку.

В шубке наш малышка, как медвежонок-мишка.

Молодцы! Скажите, какой звук слышится во всех этих словах? (Ш).

А теперь сами придумайте название одежды со звуком [с].

(сарафан, носки, бейсболка, свитер,…).

11. Развитие связной речи.

А сейчас мы с вами вспомним сказку. Чтобы вам было легче, я приготовила для вас картинки – подсказки, посмотрите на экран. Хотела я вам помочь, но видно, это вам мне помогать придётся. Картинки то мои все перепутались, поменялись местами. Кто скажет, к какой сказке эти картинки? (Теремок).

Как начинается сказка? (стоит в поле теремок, он не низок, не высок….). Кто первым пробегал мимо теремка?

12. Развитие мелкой моторики.

Давайте, ребята, мы с вами поможем зверюшкам, построим им новый теремок из конструктора. Перед вами лежит 5 треугольников, из 4-х мы с вами построим дом, а один пойдет на крышу. Вот какие красивые теремочки у вас получились! Молодцы!

13. Развитие мышления, пространственного восприятия.

А теперь, чтобы и внутри домика было красиво и уютно, мы с вами украсим их ковриками, но для этого их нужно залатать, найти подходящую по узору заплатку. Посмотрите на экран и выберите подходящий фрагмент.

Вот какие вы молодцы. Как вы думаете, звери будут довольны?

14. Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше занятие, мы с вами успели сделать многое, давайте вспомним, чем мы с вами занимались? (Учились различать звуки [с] - [ш]).

Что вам больше всего понравилось?

А какое задание было самым трудным?

Как вы думаете, у нас с вами всё получилось?

В следующий раз мы с вами продолжим работу, а сегодняшнее занятие окончено. Большое спасибо. До свидания.

Цели занятия:

  • уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
  • закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
  • учить различать эти звуки на слух;
  • развивать фонематический слух;
  • повторить родовые отличия имен существительных;
  • повторить категорию числа имен существительных.

I. Орг. Момент

Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шутник.


Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.
- С какого звука начинается имя первого героя? [с]
- С какого звука начинается имя второго героя? [ш]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.

II. Основной этап

Уточнение артикуляционных укладов.
- Покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, я зык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка.
- Теперь, «пошипим» для Шутника. Губы «рупором», чуть вытянуты вперед. Зубы на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы.
- Посмотри на картинку. У наших гостей есть любимое задание – летать на самолете. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с]. Поставь пальчик на начало путешествия. Давай поможем самолету облететь все высокие горы.



Работа на уровне слога.

Соня очень любит малину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем ягодки вместе с Соней. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по малинкам, напевая песенку.

Шутник очень любит клубнику. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Шутником.

Работа на уровне слова.

Соня и Шустрик очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи Сони начинаются со звука [с], а вещи Шутника со звука [ш].

Какие вещи возьмет себе Шустрик? (шапка, шорты, шары, шуба).
- Какие вещи возьмет себе Соня? (савок, сумка, сапоги, санки).
- Назови картинку, которой мы можем сказать: «Он мой» (савок)
- Назови картинки, которым мы можем сказать: «Она моя» (сумка, шапка, шуба)
- Есть ли здесь картинки, которым мы скажем: «Оно мое»? (нет)
- Каким картинкам мы скажем: «Они мои?» (шорты, санки, шары, сапоги)

Работа на уровне словосочетания.

Наши друзья большие выдумщики. Они любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому слову.
- Шуба какая? (Шуба теплая, шуба большая, шуба мохнатая)
- Шорты какие? (Шорты короткие, шорты удобные, шорты синие)
- Шапка какая? (Шапка какая? (Шапка вязаная, шапка разноцветная, шапка красивая)
- Шары какие? (Шары воздушные, шары лёгкие, шары красивые)
- Сумка какая? (Сумка удобная, сумка вместительная, сумка женская)
Савок какой?

Работа на уровне предложения.

Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.
- Придумаем предложения с каждой картинкой. Не забывай правильно произносить звуки [с] и [ш].

III. Итог занятия

С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш]
- Вспомним 5 слов, в которых есть звук [с] и 5 слов, в которых есть звук [ш].
- Выполним последнее задание. Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]

Цель: дифференциация звуков [С] - [Ш].

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи
  • Учить различать эти звуки на слух и в произношении,
  • Закрепить навык преобразования прилагательных от существительных,
  • Определение места звука в словах.
  • Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля;
  • Знать артикуляционные упражнения;
  • Знать графический образ буквы Ш и С;

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух
  • Способствовать развитию логического мышления
  • Совершенствовать слуховое внимание, память
  • Развивать целостное восприятие
  • Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание стремления овладеть правильной речью;
  • Воспитание самостоятельности и инициативности.

Оборудование: изображение замка Гласных звуков, картинка Страна Чудес с изображением предметов в названии которых есть звуки С и Ш, предметные картинки, картинки с кукушкой и Страшилой.

Ход занятия

1.Организационный момент

Представь, что мы сейчас в лесу. Покажи какие там большие деревья (поднимает руки)

Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья (быстро шевелит пальчиками)

Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны (покачивается и машет руками)

Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки.ни ветки (садимся)

2. Характеристика звуков

Как шумела листва от теплого ветерка (Ш-ш-ш).

Как подул холодный ветер (С-с-с).

Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

Какой у нас звук С?

Согл,твердый,глухой,струя холодная, посередине.

Какой звук Ш?

С огл,тв,глухой,струя теплая,широкая.

3. Отработка в слогах.

Решили звуки отправиться в путешествие. И мы отправимся вместе с ними. Вот подошли звуки к Красному замку, какие звуки в нем живут? (гласные).

Давай подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А, что получилось?(слог СА)..(Со,СУ,Ша,Шо,Шу)

Познакомились слоги Са-Ша,Су-Шу,Со-Шо. Потом решили поговорить между собой. Сначала удивленно-Са-Са? Ша-Ша?.

Потом восхищенно-Су-Су! Шу-Шу!.

А потом грустно-Со-Со-Со. Шо-Шо-Шо.

Звук Ш просит назвать нас все «его» слова. А звук С «его».

Зашли звуки и к нам в гости, и спрашивают чем мы их обозначаем (звуковичками)

Выложим слоги-са, заменим гласный А на звук О. Какой получился слог? Со.

А теперь заменим согласный С на звук Ш. Слог Шо.

А теперь выложим слова Сначала Уши..а теперь усы.

Миска-мишка.

4. Динамическая пауза

Изобразите мимикой и позами предметы и существа, которые вы увидели в Стране Чудес.

На-на-на изображаем мы слона.

Ву-ву-ву изобразим мы сову.

Аф-аф-аф постоим как старый шкаф.

Лет-лет-лет полетим как самолет.

5. Отработка в словах

Сейчас в нашей стране время года – зима.

И к нам прилетели волшебные снежинки с картинками. Вам нужно снежинки со звуком Ш положить в машину, а снежинки со звуком С- в сани.

Где находятся звуки - в начале, середине или в конце?

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами и придумали они небылицы, повторяйте за мной:

лон-лон-лон на лопате едет слон,

СА-са-са на луне сидит лиса.

Смотрите, к нам прилетела птица. В ее названии есть слог куш, как она называется (кукушка).

Она сообщила что звуки С и Ш попали к Страшиле, который живет один в замке. Он перепутал в словах звуки и даже перепутал слова. Мы сейчас отправимся к нему.

Послушайте что он натворил:

Кошка ловит миску,

мама моет мышку.

На виду у детворы крысу красят маляры.

Пожарный носит каску,

Саша ела Каску.

А как надо правильно сказать?

Чтобы Страшилка все вернул на место давайте образуем для него добрые слова от слов которые я назову:

Ласка-какой будет? (Страшила-Ласковый).

Доброта-добрый.

Смелость-смелый.

Слава-славный.

Молодец! У тебя все получилось!

6. Д/и «Составь слово»

Страшила предлагает нам выполнить интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка-осень-куст и соедините слово, получилось слово Сок. Шуба-утка-мак получилось Шум.

Отгадайте загадки: теплая, пушистая, греет нас зимой(шуба)

Сколько слогов. посчитай.

Мягкие лапки, а в лапках царапки(кошка).

Четыре братца под одной шляпкой стоят(стол).

Молодцы!

Давай выучим стихотворение про звуки.

Не путайте спеша звук С со звуком Ш

Мохнатенького мишку не называйте миской

А если кот съел крысу не говорите крышу.

7. Скороговорки и пословицы

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Шила в мешке не утаишь.

8. Мелкая моторика рук.

Давай поможем Страшилке заштриховать эти буквы. (Ребёнок штрихует буквы С и Ш).

Молодец!

12. Итог занятия

Вот мы уехали из Страны Чудес.

Тебе понравилось путешествие?

С какими звуками мы путешествовали?


Конспект Вид занятия: фонетическое.

Тип занятия: фронтальное.

Тема занятия: «Дифференциация звуков С- Ш».

Цели: - дифференциация и закрепление правильного произношения звуков с-ш в слогах, в словах и фразах;

Задачи: развитие фонематического восприятия, развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания, активизация психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления.

Обогащение словаря, формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью, формирование навыков фонематического анализа и синтеза, стимулирование детей к речевым высказываниям; воспитание доброго отношения друг к другу.

Оборудование: зеркала, картинки с буквами С - Ш, пособие для артикуляционной гимнастики (в виде гусеницы), игрушка лисы, прищепки с картинками, презентация «Чистоговорок с картинками», запись звуков ветра в лесу, письменные задания –обвести по точкам, мяч, письмо.

1.Мотивационный этап

Ребята, нам прислали письмо из лесной школы. Сейчас я его прочитаю: «Дорогие ребята, у нас состоится конкурс «Учимся правильно говорить». Это конкурс для ребят, которые посещают детский сад.»

Постановка цели детьми.

Как вы думаете, а нас могут пригласить на этот конкурс?

Дети, что нам нужно для того, чтобы участвовать в этом конкурсе?

А вы готовы научится этому?

Для этого мы отправляемся в лес, к нашим друзьям. Может они нам помогут.

2.Основной этап

Дыхательная гимнастика.(звуки ветра)

Представим, что мы в лесу. Закрыли глазки, представили, что мы теплом летнем лесу, поют птички, порхают бабочки. В лесу много деревьев, подняли ручки представили, что мы деревья. Ветерок подул и листики зашелестели, ветки закачались. Подул теплый ветерок ш-ш-ш, вдруг подул холодный ветер с-с-с, снова подул теплый ветер ш-ш-ш. Анализ артикуляции звуков, сравнительная характеристика

Пройдем на лесную полянку. Вспомним какой ветерок дул: произнесите как дул теплый ветер? Ш-ш-ш. Когда мы произносим этот звук язычок находится сверху, за зубками. . как работают губы, язык при произнесении звука [ш]?

Дети. При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу. Произнесите как холодный ветерок дул? С-с-с. Где находится язычок, когда мы произносим звук с? Между зубками. Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

Дети. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

Что еще мы можем сказать про эти звуки? Дети. Эти звуки согласные, глухие. Логопед. Почему вы так считаете?

Дети. Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.

Логопед. Докажите, что это звуки глухие.

Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш]. Логопед обобщает ответы детей.

Мы знаем, что эти звуки можно обозначить буквами. Я буду произносить звук, а вы мне покажите букву.

Работа в тетрадях. О.С. Гомзяк «Я буду писать правильно»

С- Ш письменные задания.

Артикуляционная гимнастика. В виде гусеницы.

Посмотрите кто это на лесной полянке. Это гусеница она тоже хочет с нами поиграть. Для нужно по очереди переворачивать каждый кружок у гусеницы, она нам поможет провести гимнастику.

Отгадайте загадку и вы узнаете кто к нам пришел, чтобы помочь подготовиться к конкурсу.

Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Лиса

Какой согласный звук слышится в слове лиса? Лиса хочет с вами поиграть

Лиса хочет рассказать как она к нам шла. Только она будет не договаривать одно слово, вам нужно угадать какое.

Слуховой диктант.

Шла я к вам по дорожке, шла, шла и ….(пришла). Дальше шла, шла по поляне и сыроежку …(нашла). Шла, шла и к дереву …(подошла). На дереве пчелы свирепые я дальше…(пошла). Увидела избушку и к ней...(подошла). В избушку …(вошла), посмотреть нет ли там моих друзей, нет и я дальше …(пошла). Шла, шла и к вам ….(пришла).

Дети, скажите какой звук мы часто слышали в рассказе Лисы? (ш)

Определение звука на слух (в кругу)

Игра «Хлопни, если услышишь звук ш, топни ножкой, если услышишь звук с.»

(мышь, дом, кошка, стол, петрушка, сад, стол, елка, шуба, стул, шапка, автобус, шишки.

Сапоги, соль, санки.)

Игра «Закончи слово звуком с или ш.»(с мячом)

Я вам буду бросать мяч с незаконченным словом, а вы мне будете возвращать мяч проговаривая готовое слово со добавленным звуком С или Ш

Малы(ш), абрико(с), мы(шь), анана(с), камы(ш).

Произношение звуков с-ш в слогах.

Игра «Запомни и повтори».(презентация)

са, са, са - вот летит оса

ша, ша, ша - у меня лапша

су, су, су - мы видели лису

шу, шу, шу - я флажком машу

со, со, со - у Сони колесо

шо, шо, шо - летом хорошо

сы, сы, сы - у сома усы

ши, ши, ши - шумят малыши

Физминутка

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

Игра «Исправь ошибки»

Лиса принесла нам еще задания, чтобы мы могли подготовится к конкурсу.

Кошка ловит миску. Мама моет мышку. На виду у детворы крысу красят маляры. Пожарный носит кашку. Саша ела каску.

Игра «Распредели картинки» (сигнальные карточки)

На прищепках наклеены картинки нужно найти им место. Как вы думаете какой звук будет жить в этом домике? (с) А в этом домике? (ш). А чтобы правильно распределить нужно произнести слово и услышать какой звук слышится в этом слове (с или ш) и прикрепить к нужному домику. (Сапоги, стол, шуба, санки, шишка, автобус, собака, мышь, ананас, санки, кошка, шапка, машина)

3.Итог занятия

Какое у вас настроение? Как вы думаете мы подготовились к конкурсу? Кто нам помогал подготовится к конкурсу? Что мы для этого сделали? Где нам это пригодится? Лисичка говорит вам до свидания.

Понравилась статья? Поделитесь ей